Кто придумал Колесо — Когда Изобрели?
Ни для кого не секрет, что львиная доля изобретений, особенно тех, которые составляют технический базис, являются не столько продуктом напряженной инженерной мысли, сколько результатом вдумчивого наблюдения за окружающим миром. Однако есть и исключения. Так, колесо, элементарнейшее устройство, сочетающее в себе вращательное и поступательное движение, не имеет аналогов в природе. Именно это загадочное обстоятельство породило версию о внеземном происхождении колеса.
Время и место изобретения колеса точно определить сложно. Однако возможность поступательного движения круглого предмета была известна людям с глубокой древности. Амулеты в виде небольших дисков с отверстиями посередине и радиальными прорезями, обозначающие солнце и его движение по небу, принадлежность большинства ранних культур. Одна из таких находок была сделана при раскопках первобытной стоянки на реке Сунгирь. Обнаруженные «солнечные колеса» были вырезаны из кости мамонта примерно 25 тыс. лет назад, в период верхнего палеолита.
Колесо круглый, свободно вращающийся или закрепленный на оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить. Колесо широко применяется в транспортных целях, а также повсеместно используется в различных механизмах и инструментах. Является одним и древнейших и важнейших изобретений человечества. Первые изображения колеса, обнаруженные в Междуречье, относятся к IV тысячелетию до н. э.
Примерно к этому же времени историки относят появление прообраза колеса катков, при помощи которых люди перемещали тяжести. Было замечено, что по упавшим деревьям волочить мамонта или тяжелый камень намного легче особенно если на пути попадались прямые и гладкие кругляки, которые перекатывались по земле. Затем очищенные от сучьев бревна стали специально подкладывать под грузы, перемещая вперед по мере продвижения. Этот способ применялся при строительстве египетских пирамид для перемещения каменных плит весом несколько тонн. Первые повозки представляли собой салазки-волокуши, поставленные на несколько скрепленных между собой бревен-катков.
Фрагмент инкрустированного «Штандарта войны и мира». Ур, Междуречье.
Между катками и настоящим колесом многовековая дистанция. Сначала люди заметили, что после того, как катки в средней части истирались и становились тоньше, груз меньше соскальзывал, и его становилось удобнее транспортировать. Тогда бревна-катки начали специально обжигать или обтесывать так появился предок современной колесной пары, используемой в железнодорожном транспорте: деревянные диски, которые составляют единое целое с осью и вращаются вместе с ней.
Первое свидетельство о колесном транспортном средстве датируется IV тысячелетием до н. э. Это изображение салазок на колесиках, найденное при раскопках города Урук в Месопотамии. К 2700 г. до н. э. там же появляются рисунки повозок. В это же время шумеры начинают хоронить своих царей вместе с колесницами. Такие погребения найдены в Кише, Уре, в эламском городе Сузы.
Следующим шагом было отделение колес от оси. Колесная пара хороша для езды по рельсам, но при движении по дороге трудности возникают при каждом повороте: тяжело груженная повозка может опрокинуться или даже развалиться. Во II тысячелетии до н. э. в Малой Азии появились колеса с центральными отверстиями ступицами, в которых закреплялась неподвижная ось. Теперь на повороте каждое колесо могло вращаться со своей скоростью, что сильно увеличивало маневренность. Чтобы колеса меньше терлись об ось, ступицы смазывали жиром или дегтем. Однако повозки с колесами из цельного куска дерева были еще очень тяжелыми и неповоротливыми. Передвигались они медленно, обычно в них запрягали могучих, но неторопливых волов.
«Солнечная повозка» из Трундхольма миниатюрное скульптурное изображение повозки эпохи бронзового века. XVIII-XVII вв. до н. э.
Чтобы облегчить тяжелое дисковое колесо, в нем стали делать радиальные прорези, которые впоследствии сменились закрепленными между ступицей и ободом спицами. Число спиц обычно было четным, их количество зависело от диаметра колеса: чем больше диаметр тем больше требовалось спиц. В Египте получили распространение колеса с четырьмя спицами, в Греции и Риме с восемью. Чтобы ход колеса был более мягким, его обшивали кожей или обивали по ободу деревянным обручем. Железный обод вместо деревянного около 3 тыс. лет назад начали применять кельты. Это сделало колеса более прочными, а колесницы в целом более подвижными и легкими, что значительно помогло в освоении новых территорий.
Появление колеса дало толчок развитию ремесел. Наверно, нет такой области производства, где бы не использовалось колесо. Блоки и лебедки в строительстве, гончарный круг, прялки, водочерпальные и мельничные колеса, зубчатые передачи и шкивы служат людям многие столетия. Еще большую роль колесо сыграло в эпоху промышленной революции трудно найти механизм, который не имел бы в своем устройстве хотя бы крохотного колесика или передачи. Точные механизмы, в том числе астрономические приборы и хронометры, также не могут обойтись без этого изобретения.
С течением времени колесо находило все новые сферы применения, однако его основная функция транспортная оставалась неизменной на протяжении многих веков, и никаких революций в ней не происходило. И только XIX век принес открытия, сделавшие передвижение на колесном транспорте более удобным и приятным.
В 1846 г. Роберт Уильяме Томпсон, английский инженер-железнодорожник, получил патент на прародительницу пневматической шины, сделанную из прорезиненной ткани. Шина состояла из двух частей: камеры и наружного покрытия. Камера изготовлялась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с обеих сторон раствором натурального каучука или гуттаперчи. Наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Вся конструкция крепилась на обод болтами, в ней был предусмотрен клапан, через который шину накачивали. Широкого практического применения «воздушное колесо» не нашло, а после смерти изобретателя было и вовсе забыто.
Через 40 с небольшим лет ветеринар из Шотландии Джон Бойд Данлоп наблюдал за своим сыном, который катался по двору на велосипеде. В те времена велосипеды были громоздкими, с металлическими ободами, они со скрежетом подпрыгивали на каждом камешке. Данлоп заметил, как мягко амортизировал толчок резиновый шланг для поливки, на который наехал велосипед. Он отрезал кусок шланга по размеру окружности велосипедного колеса, заварил в кольцо, приспособил ниппель и… стал известным на весь мир изобретателем пневматической шины, на которую получил патент в 1888 г. Сейчас фирма Dunlop один из крупнейших производителей автошин.
Два года спустя британский инженер Чайлд Уэлтч предложил отделять камеру от покрышки, вставлять в края покрышки проволочные кольца и сажать ее на обод, который впоследствии получил углубление к центру. Тогда же англичанин Барлетт и француз Дидье независимо друг от друга разработали способы монтажа и демонтажа шин. Все это определило возможность применения пневматической шины на автомобиле. Создатели современных покрышек постоянно меняют их химический состав и рисунок протектора, благодаря чему автомобиль становится более маневренным, увеличивается сцепление с дорогой, уменьшается износ шин.
Велосипед с пневматическими шинами Данлопа.
Деревянное колесо со спицами.
Другим важным нововведением стал шариковый подшипник. Еще в Древнем Египте при транспортировке самых тяжелых грузов катки подкладывали непосредственно под перемещаемый предмет, притапливая их в специально вырытых бороздах. В бороздах, задающих направление движения, каткам было легче вращаться. Изобретение конусного шарикоподшипника приписывают Леонардо да Винчи. В 1907 г. шведский инженер Свен Вингквист изобрел первый самоустанавливающийся сферический шарикоподшипник. В том же году новинка попала на рынок.
Подшипник это своего рода колесо в колесе. Трение между осью и ступицей возрастает с увеличением скорости, и его невозможно устранить при помощи даже самой лучшей смазки. Но если между осью и ступицей поместить гладкие стальные шарики, ступица своей внутренней поверхностью будет катиться по шарикам, а шарики, в свою очередь, по оси. Шарики в подшипнике находятся между двумя кольцами, при этом внешнее кольцо примыкает к ступице, а внутреннее к оси. Существует также роликовый подшипник, в котором между кольцами вместо шариков находятся стальные ролики, похожие на маленькие катки.
Изменилось за последние два столетия и само колесо. Деревянные спицы были заменены легкими стальными, в конструкции появилась центральная втулка. В 1920-х годах были выпущены первые колеса с дисками из легкого сплава. Сегодня колеса изготавливают из специальных очень прочных и легких алюминиевых сплавов.
Можно было подумать, что к XIX в. технический потенциал колеса и возможности его видоизменения оказались полностью исчерпаны, однако оригинально мыслящие люди нет-нет да и находили ему новое применение. Например, в 1893 г. изобретатель Джордж Феррис представил на промышленной выставке в Чикаго новый аттракцион. Вращаемое при помощи паровых машин колесо диаметром 75 м поднимало 36 прикрепленных по ободу кабин на 60 человек каждая. Первое колесо обозрения, позволявшее пассажирам полюбоваться панорамой выставки, пользовалось огромным успехом, а сегодня оно является непременной принадлежностью парка аттракционов даже небольшого провинциального городка.
Впрочем, инженеры не оставляют колесо в покое и по сей день. Например, разработка с гибким эластичным ободом помогла избавиться от существенного недостатка низкой проходимости по бездорожью и болотистой местности. Такое колесо способно изменять форму от круглой до эллиптической в зависимости от нагрузки, чем обеспечивается лучшее сцепление с поверхностью. А для езды по глубокому снегу или песку можно использовать даже квадратные колеса. Вероятно, чем проще изобретение, тем больше вариантов его использования, а значит, колесо не раз еще продемонстрирует себя в новом облике.
Колесо обозрения на Всемирной выставке в Чикаго. 1893 г.
Колесо в космосе
Первым небесным телом, на котором появилось колесо, стала Луна Произошло это 17 ноября 1970 г. , когда советская беспилотная станция «Луна-17» доставила на поверхность спутника Земли первый луноход. Он двигался на восьми колесах с легким сетчатым ободом, и каждое колесо имело свой электромотор.
Кто изобрел колесо: эволюция
Добиваясь совершенства, природа экспериментировала миллионы лет. Поэтому инженеры давно взяли на вооружение бионику – метод заимствования технических решений у живой природы. Даже самые, казалось бы, новейшие достижения конструкторской мысли – композитные материалы, облегченные сотовые конструкции, наноструктурные покрытия – имеют природные прототипы. А недавно выяснилось, что даже в изобретении колеса человек не был первым.
Профессор Пол Людо, научный руководитель отдела позвоночных канадского Королевского палеонтологического института, сидел в своем кабинете и писал какой-то рутинный отчет за прошедший 2008 год, когда ему позвонил директор института. «Пол, - сказал директор Клод Менье, — ко мне обратился мой приятель-археолог, который работает в Южных Пиренеях в Испании. В прошлом сезоне они откопали там новую пещеру с уникальной наскальной живописью. Так вот, они только что нашли еще одну пещеру, а в ней — хорошо сохранившийся скелет животного. Похожего на кабана, но очень странного кабана. Это, кажется, по твоей части». Меньше чем через сутки после первого взгляда на присланную фотографию профессор Людо уже летел через Атлантику во Франкфурт, чтобы там пересесть на рейс в Барселону, где его ждала машина археологической экспедиции.
Мутация или артефакт?
Начальник экспедиции археологов Диего де Верагоса оказался высоким стройным брюнетом лет 45, он сразу же повез Людо в обнаруженную в прошлом сезоне пещеру Пехта. На светлой стене охрой и гематитом были изображены стада странных животных… с колесами вместо ног.
«Сначала я думал, что это подделка или чей-то глупый розыгрыш, — пояснил де Верагоса. — Но потом мы провели все положенные экспертизы, радиодатировку, связались с несколькими университетами — нет, все правильно, солютрейская культура, примерно XXV-XXI тысячелетия до н. э. Конечно, палеолитическая наскальная живопись этого периода вообще довольно далека от реализма, так что мы не стали обращать на это особого внимания. Но в нынешнем году мы добрались до завала, ведущего в соседнюю пещеру, а там…»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Взглянув на хорошо сохранившийся скелет, профессор Людо не поверил своим глазам: конечности существа вместо пальцев или копыт заканчивались массивными костяными колесами. Единичная мутация?
Но скелет оказался только «первой ласточкой» — чуть позже в той же пещере палеонтологи нашли еще пять скелетов таких же животных различной степени сохранности. И у всех конечности заканчивались точно такими же костяными наростами. Может быть, наросты представляют собой предметы материальной культуры позднего палеолита — обработанные каменными резцами кости? Но и эту идею пришлось отмести: при тщательном рассмотрении оказалось, что почти идеально круглые наросты представляют собой чисто природные образования, которых не касалась рука человека — никаких следов инструментов не было найдено. А уже позднее палеонтологи под руководством Пола Людо смогли частично реконструировать удивительное животное, подтверждающее приоритет природы в изо-бретении колеса.
Свиньи и автомобили
Костяные «колеса» оказались сросшимися четырьмя пальцами, которые приняли удивительно правильную круглую форму. Однако биомеханика животного, которое, судя по строению скелета и другим деталям, принадлежало к роду Sus семейства свиней (Suidae), представляла собой полную загадку. Костяной диск с суставом не был закреплен на кости и свободно вращался, как на оси, один палец не сросся с остальными и отстоял отдельно, причем был довольно развит. Сами конечности представляли собой настоящий кошмар для палеонтологов — специалистов по биомеханике: локтевой и кистевой суставы были изогнуты под совершенно невероятными углами. «Мы не могли понять, как такое животное вообще может стоять на ногах. Мой отдел бился над этой проблемой больше полугода. Мы сделали компьютерную модель всех костей, но они никак не складывались в единую конструкцию. И вот однажды на семейном ужине, когда я упомянул об этом, проблемой заинтересовался мой племянник Серж — студент Технологического университета Онтарио, будущий автомобильный инженер. Оказалось, мы обращались не к тем специалистам, — смеется профессор Людо. — Взгляд автомобильного инженера помог опознать в нашей модели простую систему подвески с качающимися полуосями, которая широко применялась на различных автомобилях до 1970-х годов!»
Когда наконец кинематику движений животного, к тому времени официально получившего имя Sus ludus rotalis в знак признания заслуг профессора Людо, удалось реконструировать, палеонтологи долго не могли прийти в себя от изумления — настолько реальность оказалась фантастичнее даже самых смелых фантазий. Похоже, после того как четырехколесная свинья достигала взрослого возраста (5−6 лет), отмирали и разрывались сухожилия и связки, крепившие колеса, так что последние начинали свободно вращаться на хрящевом подшипнике на оси, роль которой выполняла одна из костей. А как же эти животные поднимались в гору? А вот здесь свою роль играл большой палец, который «блокировал» колесо и выполнял тем самым роль «стояночного тормоза». Заблокированные «колеса» представляли собой разновидность копыт.
Зачем природе понадобилось создавать такой сложный механизм?
«Насколько нам известно, Sus ludus rotalis обитали в ограниченном ареале предгорий Пиренеев, но примерно 20 000 лет назад вымерли — по причине, которую нам еще предстоит выяснить, — рассказал «ПМ» профессор Людо. — Они явно были всеядными, но, судя по строению зубов, отдавали предпочтение охоте. Однако, как и у других обитателей гор, ноги их были слишком короткими, чтобы они могли развивать большие скорости в погоне за добычей (а также убегая от хищников), и тогда природа пошла другим путем, создав столь необычную конструкцию. Наши модели показывают, что при движении с гор такие свиньи могли разгоняться почти до 100 км/ч, что делало их, по-видимому, самыми быстрыми животными на Европейском континенте».
Родина колеса
Почему ареал обитания Sus ludus rotalis был ограничен только небольшим регионом Южных Пиренеев в районе Серра-де-ла-Конка, палеонтологи, как говорит профессор Людо, пока не знают. Но этот факт может дать ответ на два очень важных вопроса, давно волнующих историков, археологов и антропологов: где появилось колесо и почему люди в некоторых частях света не смогли додуматься до этой простой конструкции?
Например, известно, что у аборигенов Австралии и племен Черной Африки не было даже намека на колеса. А у чрезвычайно развитых во многих отношениях цивилизаций инков и ольмеков, населявших Южную и Центральную Америку и создававших сложные и масштабные механизмы, колесо встречается только в игрушках. Объяснением этого странного факта может служить то, что маршруты расселения человека из Африки в Америку и Австралию около 30 000 лет назад проходили довольно далеко от этого уединенного района Пиренеев. До обитателей Американского континента каким-то образом дошли обрывки этой информации (возможно, в процессе многочисленных миграций), однако они не могли представить себе, что этот механизм может быть масштабирован до крупных размеров — ведь перед глазами у них не было «действующей природной модели». А у европейцев такой «образец» был, и, как считают антропологи, именно отсюда колесо распространилось по всей Европе, Азии, а также Аравийскому полуострову.
Примечание редакции: данная статья опубликована в апрельском номере журнала и является первоапрельским розыгрышем.
Кто изобрел колесо. Краткая история
Кто изобрел колесо и когда? Что такое Месопотамское колесо?
Колесо может быть не таким старым, как вы думаете!
Знаете ли вы, что искусство, гончарное дело, флейта, вино и косметика были изобретены до появления колеса?
Самое раннее свидетельство
Самое раннее свидетельство существования колеса…
4200–4000 гг. до н.э., они использовались для гончарного дела. Поскольку колесо было изобретено до того, как велись записи, никто никогда не сможет узнать, кто изобрел колесо. Самые ранние колесные транспортные средства появились где-то между 3500–3350 годами до нашей эры. Изобретение было быстро принято в некоторых частях Европы и Азии. До этого сани использовались для перемещения больших и тяжелых предметов по земле. Одомашнивание лошадей и дорожная инфраструктура сыграли ключевую роль в принятии колеса как вида транспорта.
Кто изобрел колесо?
Поскольку колесо было изобретено до того, как велись записи, никто никогда не узнает, кто изобрел колесо , или даже какое племя придумало эту идею. Однако широко распространено мнение, что древние месопотамские люди изобрели колесо около 4200—4000 до н.э. . Вероятно, оно также было независимо изобретено в Китае , около 2800 до н.э. .
Карта, показывающая границы Месопотамии.
Первыми колесами были гончарные круги, которые не использовались для транспортировки, известные как «Tourettes» или «медленные колеса».
Один археолог заявил, что нашел доказательства существования игрушки, каменной «машины», которая датируется примерно 5500 годом. Однако доказательства этой даты остаются неясными, и оригинальная публикация была удалена.
Как они перемещали большие предметы перед колесом?
До изобретения колеса большие/тяжелые предметы обычно какая-то форма саней.
мегалиты, перемещенные островом Ниас у западного побережья Суматры, Индонезия, около 1915 г. — Collectie Stichting National Museum van Wereldculturen
Сейчас вы можете подумать: «Но эй, памятники, как Стоунхендж (3000 г. до н.э.) использовали грубую, раннюю форму колеса: бревна, чтобы катить камни по земле!» Однако, как ни странно, археологи все чаще начинают думать, что эти камни перемещались с помощью салазок с какой-либо смазкой, например свиным салом. То же самое относится и к пирамидам (2589 г.и 2504 г. до н.э.), одна из теорий предполагает, что большие камни тащили на санях, а на песок поливали воду, чтобы уменьшить трение.
Когда было изобретено первое колесное транспортное средство?
Где-то около 3500-3350 гг. до н.э. первые колесные транспортные средства появились в некоторых частях Европы и Азии . Никто не уверен, было ли это одновременным изобретением или быстрым внедрением новой технологии.
Опять же, поскольку записи не велись, мы никогда не сможем знать наверняка имя первого мужчины или женщины, использовавших колесо для передвижения.
Горшок Броноцице, найденный в неолитической деревне в Польше. 3635–3370 гг. до н.э., изображает то, что считается самым ранним известным изображением колесного транспортного средства. Транспортное средство нарисовано в виде сверху вниз, а колеса нарисованы сбоку. Silar/CC BY-SA
Ранние колесные транспортные средства почти наверняка были четырехколесными . Самые ранние известные изображения колесных повозок: горшок Броноцице, найденный в неолитической деревне в 9 в.0018 Польша. 3635–3370 гг. до н.э. г. и несколько глиняных табличек, найденных в г. Урук – Ирак г. Оба иллюстрируют 4-х колесные транспортные средства, датированные примерно 3300-3100 гг. до н.э. .
Хотя несколько грубые, эти символы, найденные на нескольких глиняных табличках — Урук — Ирак указывают на использование колесных повозок. Многие похожие символы без колес можно найти на одних и тех же наборах планшетов. Датируется примерно 3300-3100 годами до нашей эры.
Рядом с Килем, Германия, была обнаружена серия параллельных следов, которые датируются примерно 3420–3385 годами до нашей эры. Поскольку следы «шаткие», археологи полагают, что это следы от колесной машины, а не от саней.
Двухколесные транспортные средства появились чуть позже. Первое известное изображение датировано 3402—2800 гг. до н.э. и было найдено в могильной галерее, в Лоне-Энгельшеке, Германия .
Почему так долго не изобретали велосипед?
Хотя эта концепция может показаться очень простой нам, обезьянам 21-го века. Колесо — это чисто человеческое изобретение, то есть оно нигде не встречается в природе. Такие факторы, как дорожная инфраструктура и приручение крупных животных, способных тянуть колесные транспортные средства, например. лошади также сыграли ключевую роль в принятии колеса.
Эволюция колеса
Хотя первые колеса, скорее всего, были сплошными дисками или даже нарезанными стволами деревьев. Они недолго оставались такими.
Колеса со спицами
Колесо со спицами было изобретено около 2000 г. до н.э. в Анатолии (Турция) . Спицы сделали колеса легче, что дало «Синташте» преимущество в бою. Колеса со спицами были найдены в могилах, датируемых 2100–1800 годами до нашей эры.
Колеса с проволочными спицами не появлялись до 1870-е . Мы должны благодарить за это изобретение велосипеда.
Оси
В Швейцарии и Германии первые колеса крепились к вращающейся оси на квадратном пазе. Это означает, что колеса вращались вместе с осью. Однако на других участках ось была зафиксирована, а колеса вращались независимо. Свободно вращающаяся конструкция колес имела явное преимущество при прохождении поворотов.
Шины
Шина, пожалуй, еще одно изобретение шотландцев.
Кельтские колесницы (800—450 гг. до н.э.) — первые известные примеры использования железного обода вокруг колеса.
Первый патент на пневматическую шину был выдан в 1847 шотландским изобретателем Робертом Уильямом Томсоном. Первая серийная шина была изготовлена в 1888 на Мэй-стрит в Белфасте другим шотландцем: Джоном Бойдом Данлопом. Он разработал его, чтобы уменьшить головную боль, которую испытывал его сын при езде на трехколесном велосипеде.
Колесо за пределами Европы и Азии
Еще в 1500 г. до н.э. коренные народы Северной Америки использовали колеса для создания игрушек , таких как животные с колесиками на ногах. Однако колесо широко не использовалось для перевозки до прихода европейских поселенцев. Одним из объяснений этого является то, что до этого момента в Америке не было одомашненных животных, пригодных для буксировки транспортных средств.
Игрушки на колесах, подобные этой, были найдены в северной части Северной Америки задолго до того, как колеса стали использоваться в качестве транспорта. Этот конкретный пример — древнегреческая детская игрушка. Из гробницы 950-900 гг. до н.э. Археологический музей Керамейкос в Афинах. Викисклад.
В Африка колесо почти не использовалось за пределами северо-восточного угла. Египет быстро принял колесо. Еще в 400 г. до н.э. нубийцы использовали колеса для прядения глиняной посуды и водяные колеса.
Тачки
Китайский народный закон относит первую тачку к началу первого века , хотя первое известное свидетельство тачки было обнаружено в гробнице Шен Фуцзюнь в провинции Сычуань. Он датируется примерно 150 годом нашей эры года.
Эта картина является не только одним из самых ранних изображений колесных транспортных средств и тачек, но и одним из самых ранних примеров рисования в изометрическом стиле!
Чжан Цзэдуань, «Цинмин шанхэ ту». Фу Синянь, изд. Чжунго мейшу цюаньцзи, Лян Сун хуэйхуа, шан (серия, том 3). пл. 51, стр. 130-131, 134. Собрание Национального дворца-музея, Пекин. Отредактировано для цвета и контраста.
Первые тачки имели переднее колесо, аналогичное современному дизайну, с которым мы знакомы. Однако в 3 веке нашей эры более популярной стала одноколесная тачка с центральным креплением. Сообщается, что эта конструкция могла перевозить до 6 человек!
Парусная тачка с одним центральным колесом. Широко используется по всему Китаю
Была также довольно интригующая конструкция тачки с парусным двигателем, широко используемая по всему Китаю, которая, как считается, восходит к 6 веку нашей эры. Первое задокументированное свидетельство найдено в трудах Андреаса Эверардуса ван Браама Хоукгеста — 1797 г. н.э.
За пределами Китая первые тачки найдены в Европе датируется примерно 1170-1250 гг. н.э. .
Кто изобрел колесо обозрения?
Хотя Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший является первым человеком, которому приписывают изобретение своего тезки: колеса обозрения для Всемирной Колумбийской ярмарки в Чикаго в 1893 году нашей эры. Истоки колеса обозрения восходят к 17 веку нашей эры в Болгарии . Они были известны как «колеса удовольствия» или «взлеты и падения». Пассажиры ехали в креслах, подвешенных к вращающимся подмосткам, поворачиваемым вручную.
Ранний образец колеса обозрения. Волшебный город, Париж, 1913 год. — Bibliothèque nationale de France
Первое колесо обозрения было спроектировано так, чтобы соперничать с Эйфелевой башней. Он был 80,4 м (250 футов) в диаметре и, как сообщается, перевозил 2160 человек.
«Оригинальное колесо обозрения» на Всемирной колумбийской выставке 1893 года нашей эры в Чикаго. Фотоархив The New York Times
Колеса для хомяков
Возможно, вас удивит, что хомяки не стали домашними до середины 19 века.30-е годы нашей эры. Итак, колесо, на котором бегает ваш пушистый друг, вероятно, более современно, чем вы думаете! Однако это не единственное животное, которое бегает в колесе.
Работа собаки на веревке Генри Вигстеда (1799 г. н.э.)
Колеса животных также использовались в качестве функциональных объектов. Между 16 и 19 веками нашей эры собака Тернпит использовалась на кухнях по всей Британии, чтобы обеспечить равномерное приготовление мяса на вертеле. Однако изобретение дешевых вертелов (часовых домкратов) означало, что порода вертелов была потеряна для страниц истории.
Колеса не только для домашних животных! Ученые обнаружили, что даже дикие животные любят бегать на колесе. В эксперименте с «диким» колесом лягушка, несколько мышей и даже слизняк покрутились на колесе!
Подробнее о BricsCAD
Загрузить бесплатную пробную версию BricsCAD | Подпишитесь на новости и обновления | Интернет-магазин BricsCAD Desktop Software
Хронология колеса: история и изобретение
Как было изобретено колесо и как оно развивалось на протяжении истории? Происхождение и временная шкала колеса начинаются с доисторического использования кругового движения, искусственных доисторических круглых объектов, роликов, сделанных из бревен деревьев, и, наконец, гончарного круга. Первый гончарный круг, как предшественник колеса, был изобретен на Ближнем Востоке около 5200 г. до н.э. г. до н.э. Первое гончарное колесо с осевой конструкцией было изобретено в Месопотамии около 4200 г. до н. э., года, а первое колесо, использовавшееся для транспортировки, как полагают, было изобретено шумерами в Месопотамии примерно 3500 г. до н.э. . Колесо — самое простое, но самое важное изобретение в истории человечества. Изобретение колеса произвело революцию в первых зарегистрированных случаях ведения войны, позволило перевозить грузы на большие расстояния и позволило разработать первые автоматизированные процессы, а также более эффективное исследование и колонизацию планеты.
Предыстория – Круглые предметы и вращательное движение
Круглая хижина неандертальца, около 60 000 лет до н.э. (C) П. Галиберт, INRAPПроисхождение и изобретение колеса можно проследить до нашей естественной склонности к круглым предметам. Круглые формы можно найти повсюду в природе. Глаза животных, звезды, круги в воде и фрукты — вот лишь несколько примеров. В человеческой культуре круглые хижины использовались на протяжении десятков тысяч лет. Большинство естественных форм имеют округлую форму, и для нас они более удобны и безопасны, чем более острые формы, такие как зубы животных или острый камень.
В 400 000 г. до н.э. огонь с помощью тепла можно было получить, ударив один кусок кремня о другой с помощью вращательного движения. В 150 000 г. до н.э. бусы и подвески были перфорированы с использованием техники, при которой для создания отверстий использовалось вращательное вертикальное движение. Этот метод был улучшен с помощью таких инструментов, как лучковая дрель, в последние периоды доисторического периода.
г. Ревущие быки («ромбы») использовались для создания музыки и для дальней связи с 18 000 г. до н.э.А не менее 20 000 лет назад Homo sapiens раскачивали ромбовидные костяные предметы, называемые «ревущими быками» (ромбы), которые были прикреплены к концу веревки, чтобы при вращательном движении издавать резкие звуки. Датированные по крайней мере 18 000 г. до н.э., они являются одними из старейших музыкальных инструментов, которые до сих пор используются в Папуа и Австралии.
12 000 г. до н.э. – ролики из бревен
С 12 000 до 3500 г. до н.э. люди эпохи неолита размещали свои грузы на роликах, сделанных из бревен.Мир природы наполнен сферическими и подвижными объектами, которые древние люди могли использовать в качестве колес. Люди обнаружили, что перекатывание предметов по круглой поверхности, например бревна с упавшего дерева, облегчает задачу перемещения объекта.
Самое раннее известное использование колес было людьми эпохи неолита, которые использовали ролики для бревен для перевозки тяжелых грузов, таких как большие камни, используемые для мегалитического строительства. С 12000 г. до н.э. по 3500 г. до н.э. люди эпохи неолита размещали свои грузы на роликах, сделанных из бревен.
Однако некоторые бревна всегда были неровными, и этот метод оказался неэффективным из-за сложности поддержания всего в одном ряду. Археологи считают, что люди позже придумали сани для перевозки больших предметов. Бревна или палки клали под эти сани. Чтобы передвигать сани с одного ролика на другой, люди клали множество бревен или роликов рядом или даже прокладывали дорожки из бревен.
Эволюция колеса.Считается, что когда бревна стачивались волоком саней, образовывались канавки, которые затем служили осью для саней. Похоже, что после изобретения гончарного круга деревянные тележки с колесами стали широко доступны и быстро заняли место саней.
Изобретение колеса началось с использования бревен, которые были разрезаны горизонтально и превращены в плоские куски дерева. Затем эти деревянные диски были помещены на круглую ось, которая была закреплена с помощью деревянных штифтов. Это был первый метод создания колеса.
Изобретение использования бревен для перевозки тяжелых предметов, таких как массивные каменные плиты, используемые в мегалитических погребальных сооружениях или «дольменах», было специально предназначено для этих больших камней весом в десятки тонн. В Европе несколько таких дольменов датируются концом 5-го тысячелетия до нашей эры.
5200 г. до н.э. – Гончарный круг
Этот миниатюрный гончар за работой на своем гончарном круге датируется примерно 2500 г. до н.э. (Uchicago.edu)С изобретением гончарного круга около 5200 г. до н.э. колеса стали использоваться в промышленных процессах. Идея катания бревен и гончарного круга была адаптирована для создания первого колеса: в 3500 г. до н.э. были изобретены деревянные диски, соединенные осью.
В Месопотамии было обнаружено первое известное свидетельство существования колес, созданных человеком. Около 10 000 г. до н.э. , первая керамика, изготовленная с использованием метода скручивания, была создана путем размещения циновок или больших листьев под глиной, чтобы вращать горшок, а не ходить вокруг него, чтобы добавить больше спиралей.
Затем турнеты, иногда называемые «медленными колесами», были изобретены на Ближнем Востоке около 5000 г. до н.э. . Они были предшественниками колеса, состоящего из диска, вращаемого вручную без оси. Самое старое медленное колесо было обнаружено в Иране в поселении Тепе Пардис доисторического периода Халаф-Убайд 5200–4700 до н. э.
4500 г. до н.э. – Веретена
Предшественник на временной шкале колеса : Веретена и пряслица. Древнее ремесло ткачества ткани требовало использования палки и предмета в форме диска с отверстием в центре. (Adobe Stock, Juulijs)Одомашнивание овец и последующая эксплуатация шерсти привели к созданию инструмента, похожего на рев быка. Круглый маховик с закрепленным в нижней части шпинделем известен как «пряслице». Пряха сплетала пряди сырой шерсти в непрерывную нить, наматывая ее при этом на вращающееся веретено.
Эти каменные и особенно глиняные пряслица являются самыми ранними известными «колесами», и, несмотря на их крошечный размер, они имели концепцию поперечной оси. Датируемые V тысячелетием до нашей эры, пряслица широко использовались в Европе уже в медном веке (4500–3800 до н.э.). Один из самых старых стержней веретена датируется 4 300 годом до нашей эры.
4200 г. до н.э. – Первое колесо с осью
Изобретение колеса изначально предназначалось не для транспорта. Первое колесо с осью, также называемое настоящим гончарным кругом, было изобретено в Месопотамии около 9 г. до н.э.0018 4200–4000 до н.э. . Примерно в это же время шумеры жили в месте под названием Шумер, примерно в 100 милях вверх по течению от Персидского залива на территории современного Ирака. Плавное вращение и колесно-осевая система отличали эту конструкцию.
Этот гончарный круг впервые был использован для механизации промышленных работ. Для придания формы глине использовались тяжелые вращающиеся каменные колеса. Гончарный круг облегчил изготовление глиняных горшков, поскольку он быстро вращал глину, позволяя мастеру лепить горшок своими руками.
4000 г. до н.э. – Первое колесо для передвижения
Первое известное транспортное средство с колесом – керамическая фигурка быка на колесах из Украины, датируемая 3950–3650 гг. до н.э.Поскольку концепция колеса, скорее всего, развивалась с течением времени, не было ни одного, ни нескольких изобретателей колеса. Например, на западе Украины была обнаружена фигурка быка на колесиках 3950–3650 гг. Артефакт можно посмотреть в Музее культурного наследия, расположенном в Киеве.
Знаки позднего Урука для повозок из Храма Инанны в Уруке. (« Palaeohistoria 47/48 », Э. Дрент; Дж. А. Баккер)В древней Месопотамии мы также находим одно из самых ранних свидетельств использования колес для передвижения. Исследования древнего шумерского мегаполиса Урук, обнаруженные глиняные таблички с изображениями четырехколесных повозок, датируемые г. 3500–3350 гг. до н.э. г. В этот период произошло развитие социальной иерархии и практики одомашнивания растений и животных. 900:05 Исследователи обнаружили две параллельные линии вблизи доисторического кладбища во Флинтбеке, Германия, которые, как было подтверждено, являются отпечатками повозки, датируемой примерно 3400 годом до нашей эры. (Работа Сюзанны Бейер)
3500 г. до н.э., признаки большего количества колесных транспортных средств появляются по всей Европе в виде миниатюрных игрушечных автомобилей, художественных изображений и гусениц для фургонов. Самые ранние известные следы от колес телеги были обнаружены в северной Германии и, как полагают, датируются 9 г.0018 3400 г. до н.э. Они отмечены двумя отдельными параллельными линиями.
Исследователи обнаружили эти параллельные линии вблизи доисторического кладбища во Флинтбеке, Германия. В этом районе были обнаружены семь больших каменных гробниц, относящихся к каменному веку, а также 14 курганов, выложенных в форме полумесяца. Повозки для скота, изображенные на произведениях искусства, возможно, использовались при строительстве этих массивных мегалитических гробниц.
Одно из самых ранних изображений колесной повозки, 3550 г. до н.э. Горшок из Броночиц, Польша. (Источник: Силар, CC BY-SA 3.0)Примерно в середине четвертого тысячелетия в Центральной Европе появились повозки: древний горшок под названием «Броночицкий горшок» (датируемый ок. 3500 г. до н.э. г.) с изображением четырехколесной повозки является одной из самых старых и наиболее точно датированных иллюстраций. такого приспособления в мире. Около с. 3300 г. баденская культура Венгрии оставила в своих могилах миниатюрные чаши на колесиках в виде глиняных моделей. В Западной Европе, в коммуне Жоне-Клан во Франции, были найдены остатки колес возрастом 5000 лет.
3500 г. до н.э. – Деревянное колесо с осью
Болотное колесо Любляны – самое старое из когда-либо обнаруженных деревянных колесных дисков и оси.Именно добавление оси сделало открытие колеса функциональным в первую очередь. Еще в 4000 году до нашей эры люди могли транспортировать массивные камни, катая их по бревнам. Затем кому-то пришла в голову блестящая идея просверлить отверстие в середине круглого куска дерева и установить на него ось. Это было рождение цельнодисковых колес.
Первыми колесами, использовавшимися для транспортировки, были деревянные диски, устанавливаемые на оси, которые были разработаны в Европе (Украина) и Месопотамии (Ур) примерно в одно и то же время. Люблянское болотное колесо — старейшее дисковое колесо медного века. Он имеет диаметр 72 см (28,35 дюйма) и был обнаружен в 12,5 милях (20 км) к югу от Любляны в Словении.
3000 г. до н.э. – Первые колесницы
Изображение повозки с дисковыми колесами на шумерском штандарте Ура (ок. 2500 г. до н.э.).Дисковое колесо сначала использовалось на телегах, а затем и на боевых колесницах. Около 3000 г. до н.э. колесница была изобретена в Месопотамии из-за сплошных колес. Шумеры использовали эти дисковые колеса в своих колесницах. Изображение боевой повозки с дисковыми колесами на шумерском штандарте Ура 2500 г. до н.э. можно увидеть выше. Колесница также быстро стала популярной в Египте для различных целей, таких как охота, парад и война.
Пятая династия (2465–2323 гг. до н. э.) Древнего Египта — это время, когда колесо впервые появляется в письменных источниках. Хорошо задокументированы египетские повозки с числом колес до восьми и древнеегипетские повозки. Самое раннее военное использование колес восходит к лестнице и осадной башне.
2000 г.
до н.э. – Первые колеса со спицами Тутанхамон (годы правления 1333–1323 до н.э.) на боевой колеснице со спицами. (Египетский музей)Однако дисковые колеса оказались слишком тяжелыми. Для уменьшения веса первые колеса со спицами появились около 2000 г. до н.э. Колеса со спицами были легче, и они позволяли использовать вместе с телегой более легкое животное, например лошадь.
Колесо со спицами впервые появилось в степях Средней Азии около 2000 г. до н.э. Самые ранние обнаруженные колесницы со спицами обнаружены в погребениях синташтинской культуры в Челябинской области, Россия. Примерно в то же время в Анатолии (Малая Азия) появились колесницы со спицами.
Колесо со спицами позже распространилось в Египте в 1600 г. до н.э. И только около 1500 г. до н.э. колесо со спицами дебютировало в Месопотамии. Изобретение колес со спицами позволило создавать более быстрые автомобили. Типичная колесница со спицами бронзового века могла двигаться в 10 раз быстрее, чем любой римский солдат 1200 г. до н.э. Только около 1600 г. до н.э. были разработаны более легкие колеса с тормозным механизмом.
1323 BC – Цепные тормоза
Долгое время колесные транспортные средства можно было передвигать по определенным поверхностям только с помощью тяги животных. Это было верно независимо от конструкции колеса и транспортного средства. Первые тормоза были частью колес с древних времен, особенно на колесницах. По мнению археологов, колесницы имели цепной тормоз. Деревянная деталь была прикреплена к передней части задних колес, и когда водитель натягивал цепь, кусок дерева вращался против передней части задних колес и останавливал автомобиль.
750 г. до н.э. – Колеса с железным ободом
Типичная кельтская колесница.Пока позволяли условия, колесо вскоре проделало свой путь от Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья через остальную часть Евразии, вплоть до Китая и кельтского мира. В некоторых могилах так называемой ямной культуры (или ямной культуры, ок. 3300–2600 гг. до н.э.) на Украине и юге России обнаружены колеса и колесные повозки. Это общество хоронило своих выдающихся личностей в ямах, покрытых насыпью из грязи и камня, называемых «курганами».
Самые старые задокументированные образцы колесниц с железным ободом вокруг колеса относятся к кельтской эпохе (800–450 гг. до н.э.). Кельты добавляли железные ободья к деревянным колесам, чтобы увеличить долговечность колесниц на неровных поверхностях. Им удалось сделать это, прибив раскаленные железные полосы вокруг колеса, которые защелкнулись, когда остыли. Железный обод сделал возможным строительство более быстрых и прочных транспортных средств, позволяющих перевозить на дальние расстояния.
300 г. до н.э. – водяное колесо
Водяная мельница, созданная греками и использовавшаяся для перемалывания зерна, была новаторской в то время. Греки изобрели водяные колеса, которые приводили в действие силу проточной воды. Они использовали эти водяные колеса как для подъема ведра с водой на более высокий уровень для орошения, так и для привода вала, который приводил в движение шлифовальный станок. Первые водяные колеса не были вертикальными. У них были точильные камни, расположенные на вертикальных валах с нижними концами, которые погружались в быстрые потоки с помощью лопастей или лопастей.
100 г. до н.э. – Тачка
Надгробный кирпич династии Хань с изображением тачки.Китайцы построили тачку с большим центральным колесом, на которое крепился весь груз. Его было легко передвигать, а в некоторых больших тачках могло разместиться до шести человек.
Шестерни также использовались в механизме Antikythera, астрономического калькулятора в форме колеса, построенного в Греции около 100 г. до н.э., но, вероятно, они использовались гораздо раньше в Китае.
1035 – Прялка
В Китае было изобретено колесо с ручным валом, которое позволяло автоматически и одновременно управлять несколькими ручными валами. Растительные и животные волокна превращались в нить или пряжу с помощью прялки, которая затем использовалась для ткачества тканей на ткацком станке. Неясно, была ли прялка изобретена в Индии раньше Китая, поскольку нет точных доказательств, подтверждающих это.
Из-за неровного рельефа континента, обильной растительности и отсутствия тягловых животных в доколумбовой Америке не было необходимости в изобретении колеса. Некоторые древние цивилизации Центральной Америки так и не изобрели колесо. Перу было включено в это. Цивилизация ацтеков в Мексике разработала колесо, но использовала его как игрушку.
Прялки, гребные колеса, нории для ирригации (черпательное колесо с гидроприводом) и множество зубчатых колес — это лишь некоторые из различных способов использования колеса за пределами текстильной промышленности.
1800-е годы – первые рычажные тормоза
В старейшем тормозном механизме деревянные тормоза приводились в действие при натяжении цепи. Во времена промышленной революции колеса имели совершенно иную форму. С первыми рычажными тормозами в 1800-х годах рычаг толкал деревянный брусок к колесам. Механизм много лет использовался на повозках, запряженных лошадьми. Этот вид тормоза включал длинную ручку, которая служила рычагом для облегчения торможения.
Колеса со спицами сохранились до наших дней благодаря постоянному совершенствованию, от металлической обвязки в железном веке до резиновых шин и возможной замены дерева металлом. Со временем люди перестали использовать животных для перевозки тяжелых грузов и вместо этого стали полагаться на двигатели.
Тем не менее, человеческая сила по-прежнему требуется в транспортных средствах с колесами, таких как велосипеды, рикши и тачки, используемые для перевозки более легких грузов. Со времен римлян изобретение колеса потребовало строительства прямых и мощеных дорог.
1845 – Автомобильная шина из закаленной резины
Роберт Томпсон и Чарльз Гудиер продвинули транспорт.Роберт Томсон использовал закаленный каучук, открытый Чарльзом Гудьиром в 1842 году, чтобы запатентовать в 1847 году пневматическую шину, которая была легче и устойчивее к износу. Джон Бойд Данлоп усовершенствовал свое творение в 1888 году и в 1890 году открыл завод. Шина из закаленной резины стала важной вехой в эволюции колеса.
1848 – Колесо Мэнселла
Эволюция колес не прекращалась, и для их изготовления использовались такие материалы, как железо и сталь. Более тихое и гибкое железнодорожное колесо Мэнселла имело центральный стальной сердечник, окруженный цельным диском из 16 дубов. В 1840-х годах это был популярный дизайн пассажирских поездов в Англии.
1902 – Первые барабанные тормоза
Луи Рено, французский автопроизводитель и пионер, изобрел механический барабанный тормоз в 1902 году. Но именно Готлиб Даймлер первым подумал, что барабан, обмотанный тросом, соединенный с рамой автомобиля, может остановить движение. А в 1899 году он изготовил первый прототип барабанного тормоза. Вильгельм Майбах создал первый Mercedes в 1901 году с механическим барабанным тормозом, активируемым ручным рычагом.
1915 – Радиальная автомобильная шина
Запатентованная Артуром Сэвиджем, радиальная автомобильная шина состояла из стальных или полиэфирных полос с резиновым покрытием. Эти радиальные шины получили дальнейшее развитие, чтобы изменить индустрию радиальных шин после того, как Michelin получила патент от Savage. Сегодня она продолжает использоваться в качестве стандартной шины практически на всех автомобилях.
1930-е годы – безвоздушные шины
Одним из недавних прорывов в производстве колес стали безвоздушные шины. В начале 20 века Джеймс Вернон Мартин, известный изобретатель автомобилей и авиации, создал различные новшества, в том числе безвоздушные эластичные шины. Сначала он дал им названия «Lightweight Resilient Tire», затем «East Biding Tire» и, наконец, «Elastic Tire».
Использование высокотехнологичных сплавов, таких как титан или алюминий, в современных колесах привело к созданию более быстрых, легких и менее энергоемких автомобилей. Сегодня гоночные велосипеды изготавливаются с композитными углеродными тормозами, а автомобильные колеса имеют тормоза из магния, титана и алюминия.
Заключение
Изобретение колеса положило начало современной эре техники и значительно повысило эффективность использования конной тяги в сельском хозяйстве. Это было достигнуто за счет разработки надежного механизма управления направлением приложенных сил. Кроме того, это открыло возможность для новых способов как передачи, так и уменьшения силы. Колеса используются в огромном количестве приложений в современном обществе, что затрудняет перечисление всех их применений.
Часто задаваемые вопросы о хронологии колеса
Кто изобрел колесо?
Первый гончарный круг, как предшественник круга, был изобретен на Ближнем Востоке, в Иране, древними месопотамцами примерно в 5200–4700 годах до н.э. А первое колесо с осью изобрели в 4200 г. до н.э. шумеры. Однако, поскольку концепция колеса, скорее всего, развивалась с течением времени, не было ни одного изобретателя, ни нескольких изобретателей колеса.
Колесо было открыто или изобретено?
То, что уже существует в природе, не требует творческой интерпретации. Люди наткнулись на колесо, и были изобретены оси. Мир природы наполнен сферическими подвижными объектами, которые, возможно, служили колесами для древних людей.
Было ли колесо в Древнем Египте?
Пятая династия (2465–2323 гг. до н. э.) Древнего Египта — это время, когда колесо впервые появляется в письменных источниках. Хорошо задокументированы египетские повозки с числом колес до восьми и древнеегипетские повозки. Самое раннее военное использование колес восходит к лестнице и осадной башне.
Почему ацтеки не изобрели колесо?
Легкость, с которой лодки могли перевозить продовольствие и припасы, давала ацтекам значительное преимущество перед колесными транспортными средствами. Они проживали в холмистой местности, что делало колеса непрактичным видом транспорта. Им было относительно проще перемещать свои товары по воде.
Было ли колесо в древнем Китае?
У древних китайцев было колесо. Считается, что колесо было изобретено месопотамцами около 5000 г. до н.э., а самые старые свидетельства о колесах в Китае относятся примерно к 2800 г. до н.э.
Почему инки не изобрели колесо?
Несмотря на свою сложную культуру, инки никогда не совершенствовали использование колеса. Империя инков включала в себя второй по высоте горный массив на Земле, что делало колесо непрактичным для перевозки товаров. Вместо колес инки использовали для передвижения лам и альпак.
Африканцы изобрели колесо?
Нет никаких научных доказательств того, что африканцы изобрели колесо. Но они, вероятно, использовали вращающиеся предметы, такие как стволы деревьев, для более удобного перемещения тяжелых предметов.
Было ли у майя колесо?
Майя не изобретали колесо. Колеса не было, потому что в нем не было необходимости. Около 5000 г. до н.э. в Месопотамии было изобретено колесо.
Были ли у коренных американцев колеса?
Поскольку у них не было доступа к колесному транспорту до прибытия Колумба в конце 15 века, предполагается, что коренные американцы долгое время жили в примитивных, доиндустриальных культурах.
Колесо старше пирамид?
Колесо старше пирамид, но когда древние египтяне строили пирамиды, они полагались на каменные и медные инструменты, перевозимые по реке Нил на лодках, а не на колесных транспортных средствах.
Какое самое старое колесо из когда-либо найденных?
Деревянное колесо было найдено в 2002 году словенскими археологами примерно в 20 км к юго-востоку от Любляны. Считается, что этому колесу от 5100 до 5350 лет. Это самое древнее колесо из когда-либо обнаруженных.
Кто изобрел гончарный круг?
Древние жители Месопотамии изобрели гончарный круг. Первый гончарный круг был изобретен около 5000 г. до н.э. на Ближнем Востоке в виде турнетов, или «медленных колес», приводимых в действие вручную со значительным усилием. Затем, около 4100 г. до н.э., шумеры Месопотамии изобрели «настоящий гончарный круг». После этого Клэй уже никогда не был прежним.
Библиография
- Attema, P.A.J.; Лос-Вейнс, Массачусетс; Перс, Н. Д. Маринг-Ван дер (2006). « Броночице, Флинтбек, Урук, Джебель-Аруда и Арслантепе: самые ранние свидетельства существования колесных транспортных средств в Европе и на Ближнем Востоке «. Палеоистория. Университет Гронингена.