Компания Яндекс — Технологии — Маршрутизация
Десять-пятнадцать лет назад в бардачке каждого водителя лежал атлас дорог. Он и был главным помощником при планировании маршрута. Сейчас вместо атласа люди всё чаще открывают электронные карты или мобильные приложения, и умные алгоритмы сами строят для них наилучший маршрут. Яндекс помогает людям планировать поездки на сервисе maps.yandex.ru, в мобильных приложениях Навигатор и Яндекс.Карты. Технология построения маршрута везде одна и та же, различаются только интерфейсы.
Главные составляющие механизма маршрутизации — это дорожный граф и алгоритм, который рассчитывает путь.
Дорожный граф — это сетка дорог. Она состоит из множества фрагментов, которые состыкованы между собой. Например, дорожный граф Саратова (население — около 840 тысяч человек) состоит из 7592 фрагментов. Каждый из них несёт информацию о своём участке дороги: географические координаты, направление движения, средняя скорость, с которой машины обычно едут на этом участке, и другие параметры. Кроме того, каждый фрагмент содержит данные о том, как он стыкуется с соседними участками — есть ли в этом месте поворот направо или налево, можно ли там развернуться в обратную сторону или разрешается ехать только прямо.
Само собой, дорожный граф нельзя сделать раз и навсегда. Транспортная система города имеет обыкновение меняться. Появляются новые дороги и развязки, меняется направление движения. А там, где ещё недавно был поворот, может висеть «кирпич». Чтобы не отставать от жизни, Яндекс регулярно обновляет данные.
Во-первых, постоянно обрабатываются сообщения о неточностях в графе, которые пользователи присылают с помощью мобильных Яндекс.Карт, Навигатора и веб-сервиса Яндекс.Карты. С этими сообщениями работают эксперты Яндекса, которые используют также открытые источники информации о транспортной системе (например, сайты местных администраций).
Во-вторых, для определения неточностей на карте дорог существует специальная система. Она фиксирует все случаи, когда данные о движении машин, которые анонимно передают водители, не совпадают с имеющейся сеткой дорог. Если это не случайный нарушитель, который выехал на газон или развернулся в неположенном месте, возможно, на этом участке изменилась схема движения. Все такие случаи разбираются, и при необходимости в граф вносятся изменения.
Дорожный граф хранится на серверах Яндекса в нескольких экземплярах — если какой-то из серверов будет временно недоступен, маршрутизация все равно будет работать.
Маршрут рассчитывается по алгоритму Дейкстры. С его помощью система вычисляет самый быстрый вариант проезда — исходя из длины каждого отрезка графа и скорости движения на этом участке. Если пользователь строит маршрут проезда без учёта пробок, то алгоритм использует среднюю скорость движения на участке. А если пользователь хочет знать, как быстрее всего добраться до места с учётом ситуации на дороге, то алгоритм задействует данные о текущей ситуации на дороге.
Как это происходит, можно разобрать на примере. Представим, что нужно проложить маршрут из точки А в точку B. Алгоритм начинает методично перебирать все возможные варианты. Первым делом он прокладывает маршрут на один шаг (фрагмент графа) во все стороны от точки А. И затем вычисляет, сколько времени потребуется на преодоление этих участков (тут все просто — расстояние делится на скорость). Дальше он выбирает точку, до которой удалось бы добраться быстрее всего. Это точка С.
Затем алгоритм строит маршрут ещё на один шаг — во все стороны от точки С. И снова анализирует, в какую из точек можно было бы попасть быстрее всего. На этот раз это точка D. На следующем шаге алгоритм будет строить маршрут уже от неё.
Продолжая в том же духе, маршрутизатор находит вариант проезда, который оказывается самым коротким по времени.
Особая тема — дворы. Как известно, сквозной проезд через дворы запрещён. Кроме того, на петляния по ним зачастую уходит больше времени, чем на проезд по прямой. Чтобы сервис не строил маршруты через дворы, за них начисляются дополнительные минуты (они не влияют на время в пути, которое видит пользователь). Поэтому в большинстве случаев алгоритм выбирает другие варианты проезда — они занимают меньше времени. Однако если конечная точка маршрута находится во дворе, алгоритму в любом случае придётся туда «въехать».
Построение маршрута происходит очень быстро. Пока вы читаете эти несколько абзацев, сервис уже несколько раз успел бы оплести паутиной маршрутов всю Россию. Чтобы добиться такой скорости, всю карту автоматически поделили на множество областей, для каждой из которых можно посчитать оптимальные варианты её пересечения. Такой областью может быть, например, небольшой городок, через который проходит всего одна междугородняя трасса — въехать и выехать из города можно только по ней. Это значит, что Яндекс может заранее рассчитать оптимальный вариант проезда через этот город.
Если на пути пользователя лежат несколько таких областей, Яндекс просто складывает маршрут из уже готовых кусочков.
Всевозможные варианты проезда внутри каждой области и между ними Яндекс строит заранее — при каждом обновлении графа. Дальше, когда пользователь просит построить маршрут, сервис просто вытаскивает его из памяти. Правда, это срабатывает, только если человеку нужен маршрут без учёта пробок — заранее построенные маршруты рассчитаны на основе средней скорости движения, которая заложена в графе. Если же пользователь хочет построить маршрут с учетом ситуации на дороге и внутри области в данный момент есть пробки, Яндекс построит для него маршрут заново.
В Астрахани новые автобусы начнут курсировать по 6 магистральным маршрутам: схемы
В Астрахани в рамках запуска новой маршрутной сети с января по март 56 первых новых автобусов выйдут на линию по 6 магистральным маршрутам. Об этом в декабре на итоговом заседании общественного совета при областной Думе сообщил замминистра транспорта и дорожной инфраструктуры региона Алексей Чепяков.
В связи c этим возникает вопрос: а по каким конкретно маршрутам будет пролегать их путь? Мы просмотрели документы транспортного планирования Астраханской городской агломерации и региона, разработанные РОСДОРНИИ, которые разместил региональный Минтранспорта, и нашли описание тех самых магистральных маршрутов.
Маршрут М1 «Холодильники рыбокомбината – Аэропортовский проезд»
При разработке этого маршрута за основу взят путь автобусного маршрута № 1с с продлением с одной стороны — от Центрального стадиона до ул. Латышева, 18 и сокращением с другой стороны Аэропортовским проездом.
Протяжённость в одну сторону составит 15,11 км.
Маршрут М2 «ул. Жилая– ул. Кубанская»
Здесь за основу взят путь маршрута № 25н, но с некоторыми изменениями: по ул. Звездной до ул. Кубанской, по ул. Кубанской до ул. Николая Островского до ул. Звездной, а далее по вышеназванному маршруту в обратном направлении.
Протяжённость в одну сторону составит 24,8 км.
Маршрут М3 «Холодильники рыбокомбината – Холодильники рыбокомбината»
При определении этого маршрута за основу взят путь маршрута № 27с с продлением от Центрального стадиона до ул. Латышева, 18 и изменением пути: по ул. Николая Островского до ул. Кирова, по ул. Кирова до ул. Богдана Хмельницкого до ул. Боевой, по ул. Боевой до ул. 1-ой Высоцкой
Протяжённость в одну сторону составит 11,89 км.
Маршрут М4 «ул. Жилая– Река Царев»
За основу взят путь маршрута № 30с с изменениями: от ул. Победы по ул. Анри Барбюса, после пересечения с ул. Савушкина по боковому проезду на ул. Адмиралтейскую, Боевую до ул. Боевой, 143.
Протяжённость в одну сторону составит 16,86 км.
Маршрут М5 «Холодильники Рыбокомбината – ул. Боевая»
За основу взят путь маршрута № 35с с продлением по ул. Савушкина до ул. Латышева, 18 (с отменой проезда по ул. 28-ой Армии), а также изменением пути по ул. Николая Островского до Боевой, по ул. Боевая до ул. 1-я Высоцкая.
Протяжённость в одну сторону составит 15,7 км.
Маршрут М6 «Городок Бумажников – Военный городок»
За основу взят путь маршрута №81с от Городка Бумажников до ул. Боевой. Маршрут будет проходить от пр. Бумажников, 20 и дальше пролегать по пр. Бумажников, ул. Магистральной, Новому мосту, ул. Анри Барбюса, ул. Победы, ул. Красная Набережная (левый берег, обратно правый берег реки Кутум), ул. Ноздрина, пер. Никитинскому, ул. Софьи Перовской, ул. Студенческой, ул. Николая Островского, ул. Боевой, ул. Богдана Хмельницкого, ул. Генерала Епишева, Набережной Приволжского Затона, Старому мосту, ул. Дзержинского, ул. Карла Маркса, ул. Якобинской, ул. Хибинской, ул. Молдавской до пер Грановского, 54.
Протяжённость в одну сторону составит 28,09 км.
Со схемами всех 6 магистральных маршрутов можно ознакомиться ниже.
Фото: пресс-служба губернатора
Подписывайтесь на нас в сервисах «Новости» и «Дзен», а также в Telegram и в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» чтобы оставаться в курсе новостей региона.
Военные базы в Израиле и Турции, раскрытые Яндексом, российской картографической службой
Когда ведущая российская картографическая служба попыталась скрыть все без исключения военные объекты в Израиле и Турции, она непреднамеренно раскрыла их точное местоположение, периметры и потенциальные функции для « кто-нибудь достаточно любопытный, чтобы найти их все», — сказал Мэтт Корда из Ядерного информационного проекта Федерации американских ученых, исследователь, обнаруживший ошибку.
Скрытые объекты на картографической веб-службе Яндекс-карт варьируются от аэродромов и бункеров для хранения боеприпасов до того, что Корда назвал «небольшими невзрачными зданиями в городских кварталах». Трудоемкая задача по размытию каждого местоположения почти наверняка была выполнена по указанию как Израиля, так и Турции, а не по собственной воле компании, сказал Корда в блоге FAS Strategic Security. Никакие объекты на территории России, включая ядерные объекты, базы подводных лодок, авиабазы и космодромы, никоим образом не скрывались.
Реклама
«Картографические сервисы, такие как Яндекс, обычно играют реактивную роль в этих случаях, поскольку они отвечают на запросы из внешних источников, чтобы скрыть заранее определенный список сайтов», — сказал Корда Quartz. «Поскольку российские сайты не были размыты, я бы предположил, что Минобороны России не просило Яндекс сделать это».
Изображение: Мэтт Корда, Федерация американских ученых
Представитель Яндекса подтвердил, что это действительно так.
«Наш картографический продукт в Израиле соответствует общедоступной национальной карте, опубликованной правительством Израиля, в том, что касается размытия военных объектов и местоположений», — сообщил представитель Quartz в электронном письме. «Наш турецкий картографический продукт также соблюдает местные правила и положения».
Advertisement
Корда сказал, что первоначально его заинтересовали слухи о том, что Яндекс выборочно скрывает определенные сайты по всему миру, но у него не было ничего более конкретного, чем можно было бы заняться. После ручного поиска, который идентифицировал Израиль и Турцию как две страны, чьи спутниковые снимки Яндекс изменил, Корда затем провел пару недель, просматривая карты обеих стран по частям, отмечая в Google Earth значки, которые были затемнены. .
На данный момент он зафиксировал более 300 различных объектов в Израиле и Турции, от аэродромов и портов до бункеров, хранилищ, баз, казарм, ядерных объектов и случайных зданий. По данным Исследовательской службы Конгресса США, по крайней мере два объекта НАТО в Турции были размыты Яндексом, в том числе авиабаза Инджирлик, где размещено около 50 американских ядерных бомб B61.
Изображение: Мэтт Корда, Федерация американских ученых
Изображение: Мэтт Корда, Федерация американских ученых
Реклама
Избирательное затемнение спутниковых изображений «безусловно, было эффективным методом цензуры до того, как такие изображения стали доступны бесплатно, и было закреплено практикой, если не законом, в нескольких странах», — сказал Корда. «Однако теперь, когда почти любой человек, имеющий подключение к Интернету, может бесплатно получить доступ к спутниковым снимкам высокого разрешения на различных платформах, затенение аэрофотоснимков больше не имеет смысла и может иметь неприятные последствия, как это видно в случае с Яндексом».
Ранее в этом году военные аналитики поняли, что карты визуализации данных, размещенные в Интернете Strava, компанией по отслеживанию физической активности, случайно выявили точное местоположение секретных объектов США по всему миру.
«Хотя подобные инциденты приносят пользу аналитикам OSINT [разведки с открытым исходным кодом], я надеюсь, что эти инциденты побудят правительства признать, что их данные становятся все более доступными с помощью методов с открытым исходным кодом», — сказал Корда. «Соответственно, они должны предпринять соответствующие шаги для защиты информации, которая абсолютно важна для национальной безопасности, и быть гораздо более прозрачной для общественности в отношении информации, которая не является — мы надеемся, покончив с ненужной цензурой в процессе».
Эта статья дополнена комментарием от Яндекс.
карты google против карт yandex
-
google maps’in turkiye için resmi ios ve android app’ının olmamasından dolayı yandex’e ılımlı bakıyorum buna rağmen yol bulma konusunda yandex pek iyi değil. hatta alternatif hat çizilemediğinden google maps’e gore çok kotü. Google Maps içinandroid için apk Ile sorunu çözmeme rağmen jailbreaksiz ios için bir çözüm yok. yandex’in hız gösterme özelliği bayaği iyi ama kalan sureyi hesaplarken hızı değil, kendisine göre belirlediği hız sınırlamalarını kullanması kötü. otobanda giderken 100 км/с hızla giderken kalan süre 60 км/с e ayarlı olması can sıkıcı.
türkiye desteği verdiği andan itibaren yandex’i her konuda kelimenin tam anlamıyla ezip geçmiştir. yandex ile kaybolup defalarca çıkmaz sokak vs. girerken google maps подол Шехир Ичи (Стамбул) подол Шехир Диши elinizle koyduğunu gibi bulduruyor тест edildi ve onaylandı.
редактировать: küfürü kaldırdım, kendim rahatsız oldum.
yandex navigasyonun google maps’e fark attığı aşikar. kaldı ки güncellediği son yeniliklerle birlikte kavşağa gelmeden önce, kavşak ayrımları, hız limitleri ve limitleri düzenleme opsiyonunu kullanıcılarına sunma tercihini bırakması.
bunun da yanı sıra otomatik yakınlaştırma, sesli komut verme özelliği (bkz: hey yandex) gibi.
buna istinaden gittiğiniz yerleri tek tek kaydedebilme özelliği ve bu özelliğin e-mail addresslerimize entegre edilerek saklanması.
yön bulma kolaylığı, yol üzerindeki güzergahların kırmızı, sarı, yeşil oranların gerçeklik tutarlılığının doğru olması gibi gibi bir çok özellikler.
ayrıca yandex ekibine de buradan teşekkürlerimi iletiyorum. бу özellikleri kullanıcılarına ücretsiz sunduğu için ve sık sık yenileme yaptıkları için.
düzeltme: masa üstü haritalar için değil, sadece telefonda kullanılan navi için yorum yaptım.
sonuçta o da haritaların bir ürünü.
istanbul içinde trafik yoğunluğunun doğru gösterimi ve alternatif rotalar konusunda yandex açık ara öndedir.
işim satış ve bütün gün yollarda olduğum için bu ikisini de gayet aktif kullanıyorum ve ikisininde ciddi avantaj ve dezavantajları var.
— dönmen gereken sapağı ismi ile verdiği için üst üste binen yollarda şaşırmıyorsun.
google’ın avantajları
— neredeyse her firmayı isimden bulabiliyor.
— sesli desteği daha anlaşılır.
— trafik bilgileri daha güncel
yandex’in avantajları
— hız sınırlarını, hız kameralarını ve polis tuzaklarını gösteriyor.
— google’a kıyasla çok daha kısa alternatif yollar ve kaçışlar gösterebiliyor.google maps büyükşehirlerde yandex maps kırsal yerleşkelerde kapısı çalınacak uygulamalardır. inlerin cinlerin top oynadığı yollarda google maps yandexe gore etersiz kalmaktadır.
açık ара google’in kazanması gereken karşılaştırma.
карты Google açık ара öndedir. trafik yoğunluğu ve rota oluşturma konusunda yandex istenileni veremiyor. defalarca yanlış yöne ve yere sürüklemişliği vardır. ayrıca yandex’in aslında güzel olan uygulaması yorum ekleme ülkemizde maalesef barzolar tarafından kullanılmaktadır ve yandex buna hala çözüm bulamamıştır.
барзолар шекил 1а
-
Herkes navigasyon kısmını karşılaştırmış.