Зингер компания история – Глобальная машинка: как Исаак Зингер создал крупнейшую корпорацию своего времени | Мнения

Содержание

Зингер (компания) — это… Что такое Зингер (компания)?

Зингер (англ. Singer Corporation) — американская корпорация, производитель космической и военной техники, а также швейных машинок, электроприборов, двигателей, мебели и другой продукции.

На территории России существует также другая компания «Зингер» (англ. Zinger), чье наименование в русском языке звучит и пишется идентично, однако иначе звучит и имеет иное написание в английском. Эти две компании, Singer и Zinger вероятным образом никак не связаны между собой, так как Singer по-прежнему занимается производством исключительно швейных машин и никак не упоминает иные направления на своих международных официальных сайтах[2].

История

Историческая швейная машинка Зингер (чугунная, с ножным приводом)

Основана в 1851 году Исааком Мерритом Зингером и его компаньоном Уильямом Кларком, как I.M. Singer & Co. В 1865 году переименована в Singer Manufacturing Company, а в 1963 — в The Singer Company.

Корпорация положила начало франчайзингу, когда в середине XIX века стала заключать с дистрибьюторами товара (швейных машинок) письменный договор на передачу франшизы, которым передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории США.

Первоначально основное производство было сосредоточено в штате Нью-Йорк, но в настоящее время находится в основном в Теннесси (в Ла-Верне в 30 км от Нэшвилла).

Штаб-квартира компании с 1908 года располагалась в городе Нью-Йорк, в специально построенном одноимённом небоскрёбе (англ. Singer Building, высота — 187 м, 47 этажей), который был разрушен в 1968 году.

Швейная машинка «Зингер» в русской культуре

  • В 2002 году поэтесса Лена Элтанг опубликовала стихотворение «Зингер, чёрная сестричка»[3]
  • В 2011 году в Новосибирске установлен памятник швейной машинке «Зингер».
    [4]

См. также

Примечания

Ссылки

Question book-4.svgВ этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

отличаются ли от Zinger, модели 8280, Tradition 2250, Tradition 2282 и Fashion mate 2290. История. Как заправить?

Бренды швейной машинки Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Швейные машинки Singer – настоящая легенда, положившая начало массовой популяризации швейного дела. Эти надежные, удобные, функциональные агрегаты отличаются простотой настройки и управления, подходят для выполнения самых разных швейных операций. Поклонники марки часто интересуются: отличаются ли от Zinger модели Singer и какова история компании. На самом деле бренд со столетним опытом никогда не менял своего названия, а его техника сегодня все так же совершенна, как и век назад.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Современные швейные машины Singer 8280, Tradition 2282, Fashion mate 2290 позволяют выполнять десятки необходимых операций. Устройства легко справляются с обметыванием краев материи, соединяют ее криволинейно или по прямой.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

История создания

О механизации ручного труда создатели техники задумались давно. Первая швейная машина была запатентована еще в 1790 году, но не обрела особенной популярности. Вслед за ней выпустили свои прототипы француз Тимонье, фабрику которого разгромили бунтующие портные, опасавшиеся обесценивания своего труда, и американец Хант. Сыграл свою роль в механизации шитья и Элиас Хоу – еще один предприимчивый инженер из США. Именно на его предприятие когда-то пришел наниматься работником молодой Айзек Зингер.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Швейные машины Хоу хоть и имели патент в качестве изобретения, были слишком «сырыми» в техническом плане. Несмотря на ускорение процесса шитья, техника рвала нить, путала ее и в целом превращала жизнь любой портнихи в череду проблем. Стоил при этом агрегат 40 долларов – немалые деньги, которые однажды вложил в приобретение швейной машины и энтузиаст Зингер. За короткое время он придумал множество новшеств, доработав прототип техники так, чтобы она позволяла шить с комфортом.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

В 1851 году Айзек Зингер патентует свои разработки официально. Его швейная машина получила:

  • дополнительный столик для удобства работы;
  • ножную педаль для ускорения процесса шитья;
  • регулировку натяжения нити;
  • горизонтальный челночный механизм, не путавший строчку.
Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Первое время изобретатель был вынужден платить авторские отчисления Хоу с каждой проданной им машины. Впоследствии Зингеру удалось урегулировать этот вопрос и ничего не отдавать производителю прототипа. Первые швейные машины Singer в массовой продаже появились уже в 1854 году благодаря партнерству Айзека с юристом по фамилии Кларк. Инвестор вложил свои средства в открытие завода в Нью-Джерси, но скорая прибыль не спешила течь в карманы.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Довольно высокая цена – 100 долларов – отпугивала потенциальных покупателей. Работодатели были не готовы механизировать труд портных, а о самостоятельном пошиве вещей на дому задумывались лишь представители бедной социальной прослойки.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Все изменилось, стоило лишь ввести несколько нововведений.

  1. Нанять управляющего для решения вопросов бизнеса.
  2. Предложить рассрочку платежа покупателям.
  3. Грамотно представить новинку. Товар рекламировали листовками в церквях и прочих местах массового скопления людей. На ярмарках работу с машинкой демонстрировали стильно одетые красивые молодые женщины. О продукции Singer заговорили.
  4. Создать схему работы по принципу франшизы. Зингер предоставлял имя и технологии. Его сетевые партнеры сами производили и продавали товар.
  5. Дополнить механизм инструкцией с подробным описанием правил шитья, наладки, настройки, ухода за швейной машиной.
  6. Организовать гарантийное обслуживание и создать первую сеть сервисных центров.
Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

В Россию Singer тоже пришла через франшизу. С 1887 по 1902 года в стране действовала «Мануфактурная компания Зингер», ввозившая все товары из-за рубежа. В дальнейшем было создано собственное предприятие в Подольске, которое за 11 лет нарастило объемы производства до 600 000 единиц техники в год и развило сеть продаж до 2500 магазинов по всей стране.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

В 1918 году произошла национализация подольского завода. В 1923 году на его базе из запчастей, поставленных немецким отделением, производилась техника под маркой «Госшвеймашина».

С 1931 года была введена торговая марка «Подольск». При этом все швейные машины по-прежнему ничем не отличались от классической модели Singer и по сути были ее точной копией.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Сегодня компания, основанная Айзеком Зингером, носит название SVP Worldwide и имеет дочерние предприятия в 180 странах мира.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Zinger и Singer – одно и то же?

Устойчивый миф о том, что Singer – это не оригинальные машины, а вот Zinger является настоящим производителем швейных машин, давно пора развенчать. Техника, выпускаемая предприятием Айзека Зингера по лицензии в любой из стран мира, никогда не меняла своего названия. Первые серийные модели в США маркировались как Si Man Co или Simanco – такое клеймо ставилось на детали. Читается же фамилия основателя бренда как Сингер, и это произношение всегда было в приоритете.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Нет никаких машин Zinger. И немецкая, и российская, и итальянская машинка прошлых лет отличаются между собой лишь языком перевода инструкции. Разницы в начертании торговой марки нет – это Singer, без каких-либо вариаций.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Плюсы и минусы

Среди очевидных достоинств машин Singer можно отметить следующие моменты.

  1. Широкий диапазон цен. Можно найти вариант на любой бюджет и для любых потребностей.
  2. Надежность и качество сборки. Компания отвечает за каждую выпущенную модель, постоянно контролирует все производственные процессы.
  3. Широкая сеть сервисных и дилерских центров. Получить обслуживание по гарантии не составляет труда.
  4. Привлекательный дизайн. Швейные машины оправдывают свой статус лидеров продаж. Каждая линейка имеет свои отличия.
  5. Простота настройки и обслуживания. Современные машины практически не требуют внимания.
Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Недостатки тоже есть. На фоне предложений конкурентов Singer сегодня уверенно входит в 10 лучших производителей, но не задает стандарты качества. Без настройки машинки шьют хуже, чем можно ожидать. Фирменные аксессуары стоят довольно дорого. Электромеханические модели довольно сильно шумят.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Антикварные модели

К антикварным моделям швейных машинок Singer можно отнести всю технику, выпущенную до появления электромеханических версий. Распознать их можно по русскому «Сингеръ» или Singer латиницей на корпусе. При этом маркировка техники в те годы определяла не модель, а предприятие и год выпуска. Литера «A» свидетельствовала о том, что техника выпущена на Подольском заводе марки. Латинской «B» маркировались американские машинки из Нью-Джерси, шотландские получили обозначение «Y».

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Антикварные модели машин Singer оснащены удлиненным челноком, похожим на тот, что используют в прялках, с соответствующей шпулей. При движении игла в них формирует петлю 2 раза. Более поздние модели имеют горизонтальный или вертикальный качающийся челнок – устройство, автоматизировавшее намотку нити.

Старинные модели Singer имели ручной или ножной тип привода. В первом случае стол-подставка служил для комфорта, а во втором – имел практическую функцию, поскольку внизу находилась ножная педаль.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Современные виды и их функции

Современный ряд продукции Singer включает в себя электронные и электромеханические модели. Устройства представлены в компактных и полноразмерных версиях. Самая легкая машинка весит не более 5,5-6 кг. Размеры полнофункциональных агрегатов заметно больше.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Полноценная ножная педаль есть в устройствах с электромеханическим приводом.

Рукавная платформа для отдельных участков на самых мощных машинках может выступать как сапожная – для ремонта, пошива обуви.

Но она есть не во всех моделях и обычно довольно массивная по сравнению с техникой прошлых лет.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Электрические

В этой категории компания выпускает швейные машины следующих линеек:

  • Patchwork для пэчворка, с микропроцессором и клавишей;
  • Starlet – бюджетные микропроцессорные машины на 60, 80, 100 строчек;
  • Confidence – серия с микропроцессорным управлением, разным количеством опций;
  • Quantum – для вышивания букв и сложных узоров, есть 150 операций.

Механические

Самые простые и доступные по цене модели массового спроса. Здесь у Singer есть несколько серий.

  • Компактные машины. Сюда входят самые миниатюрные и легкие модели серий Promice, Studio. Это удобное решение для начинающих швей.
Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору
  • Heavy Duty. Машинки этой серии с номерами 4423 и 4411 оснащаются горизонтальным челноком, стальной игольной пластиной, мощным мотором и металлическим каркасом. Отличаются скоростью шитья от 1100 стежков в минуту, имеют прижимную лапку с дополнительным подъемом, предусмотрено позиционирование иглы.
Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору
  • Tradition. Классическая серия машин, выполняющих 10, 19, 23 или 33 строчки. У старшей модели есть автовыметывание петли и расширенный набор опций.
Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору
  • Supera. Модели этой серии – хорошее решение для поточного шитья. Даже при минимальном наборе операций можно не беспокоиться о скорости движения иглы – она составляет 1100 стежков в минуту. Модели подходят для всех типов ткани, включая тяжелые.
Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору
  • Simple. Модели в стильном дизайнерском исполнении, с вертикальным челноком, нитевдевателем. Рассчитаны на работу с легкими и средними тканями.
Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору
  • Talent. Серия машин с нитевдевателем, горизонтальным челноком, работающих довольно тихо. Модели имеют узнаваемый дизайн, число операций варьируется от 21 до 23.
Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору
  • Fashion Mate. Серия с оригинальным дизайном платформы, широким набором функций. Есть как совсем простые модели, так и более дорогие.
Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Модельный ряд

Singer 8280

Самая популярная бюджетная модель. Электромеханическая машина с качающимся челноком, подсветкой, кнопкой реверсивного шитья. Машина выполняет всего 7 операций, в комплекте подрубочная лапка, рукавная платформа, отсек для аксессуаров.

Хорошее решение для начинающей швеи, желающей получить первый опыт работы с машинкой.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Tradition 2250

Бюджетная модель с минимальным набором опций. В машинке используется вертикальный челнок, есть 10 доступных операций, простая регулировка функций. Хороший выбор для начинающих.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Tradition 2282

Более функциональная модель классической серии. Выполняет 33 операции, есть автовыметывание петель, челнок вертикальный, катушка располагается горизонтально. В наличии автонитевдеватель, реверс, рукавная платформа, подъем лапки в 2 позициях.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Fashion mate 2290

Электромеханическая машина в стильном корпусе. Есть поддержка 10 операций и минимальный набор необходимых опций.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Starlet 6660

Машина с микропроцессором, встроенным черно-белым дисплеем. Выполняет до 60 строчек, 4 вида петель. Мощности в 650 Вт хватает для шитья тканей средней плотности.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Heavy duty 4432

Одна из самых мощных швейных машин бренда.

Создана специально для работы с толстыми и тяжелыми тканями.

В комплекте горизонтальный челнок, поддерживается 23 операции. Петля выметывается в авторежиме, есть нитевдеватель.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Promise 1408

Простая машинка с минимальным набором функций. Удобное решение для домашнего использования. Техника мало весит, оснащена подсветкой, рукавной платформой, может шить в 2 нити. Бюджетная стоимость и надежность – ее главные достоинства.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Singer 1507

Недорогая швейная машина с функцией реверса, педалью. Модель весит 6,5 кг, выполняет 8 операций, оснащена рукавной платформой. Одна из самых высокооцениваемых моделей по соотношению цены и качества.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Talent 3321

Простая модель с горизонтальным челноком, выполняющая 21 операцию. В комплекте нитевдеватель, рукавная платформа, станина из металла.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Singer 2255

Модель серии Tradition, классическая электромеханическая машинка. Выполняет 10 строчек, оснащена вертикальным челноком, есть рукавная платформа. Эта модель уже способна выполнять штопальные и вышивальные операции, пришивать пуговицы. В комплекте 4 лапки, нитеобрезыватель.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Tradition 2273

Бюджетная швейная машина для домашнего пользования. Модель отличается весом всего 5 кг, поддерживает выполнение 23 операций. В комплекте рукавная платформа, подсветка, нитевдеватель.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Promise 1409

Электромеханическая швейная машина, способная выполнять 9 операций. Простая домашняя модель в бюджетном исполнении. Оснащена вертикальным челноком. Скорость шитья ограничена 600 стежками в минуту. В комплекте идут отключаемый нижний транспортер, педаль, рукавная платформа, отсек для аксессуаров.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Simple 3229

Технические характеристики модели соответствуют ее статусу. В комплекте вертикальный челнок, подъемная лапка с 2 положениями высоты, рукавная платформа, реверс. Машинка поддерживает 29 выполняемых строчек, выметывает петли в режиме полуавтомата, есть декоративные операции.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Аксессуары и запчасти

Сегодня компания Singer производит широкий спектр сопутствующих товаров для своих швейных машин. Отдельно можно приобрести дополнительные лапки – в наборе или индивидуально. Среди актуальных дополнений представлены транспортеры:

  • для косой бейки;
  • для вшивания потайной молнии;
  • для штопки;
  • оверлочные со щеткой;
  • подрубочные;
  • подгибочные;
  • тефлоновые.
Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Кроме того, к машинкам можно подобрать иглы, нитевдеватели, шпули, ремни (их лучше приобретать в мастерских), подставки для увеличения полезной площади платформы. Также можно найти HEPA-фильтры для самых высокотехнологичных моделей, фирменные сумки для транспортировки.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Рекомендации по выбору

При выборе швейной машины Singer важно руководствоваться следующими моментами.

  1. Размер бюджета на покупку. Если он невелик, стоит выбирать модель с минимальным набором функций, но не от безвестного производителя, а от компании с именем. Тогда траты точно будут не напрасными.
  2. Цель приобретения. Если швейная машина нужна для выполнения простейших базовых операций, просто нет смысла покупать компьютеризированную модель с сотнями функций. Для решения конкретных задач часто лучше выбрать плоскошовную технику или оверлок, чем классическую модель.
  3. Тип каркаса. Металл тяжелее, но он гарантирует, что техника будет работать долго и окажется ремонтопригодной.
  4. Тип челнока. Если не требуется шить строчку зигзаг и другие декоративные швы шириной более 6 мм, то в горизонтальном челноке нет никакого смысла.
  5. Страна сборки. Вся техника Singer собирается на Тайване, во Вьетнаме, Китае на заводах, выпускающих оборудование для большинства швейных брендов.

Не стоит покупаться на маркетинговые уловки и искать «немецкий» или «американский» «Зингер».

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Самостоятельная настройка

Чтобы отрегулировать машинку перед началом работы, достаточно следовать простой инструкции.

  1. Для шитья толстых тканей используются машинки с 2-х позиционным положением лапки. Чтобы материя проходила, достаточно поднять лапку в верхнее положение до упора.
  2. Регулировка давления в современных машинах обычно не требуется. Если она все-таки нужна, на электромеханических машинах для этого есть специальный винт наверху корпуса. Для усиления нажима вращать его нужно против часовой стрелки.
  3. Сцепление лапки с держателем происходит автоматически. Достаточно нажать рычаг и освободить конец для установки новой детали. В электромеханических моделях может требоваться дополнительная выемка фиксатора.
  4. Натяжение верхней нити в стандартном варианте должно находиться в позиции «4» регулятора. Чтобы его увеличить или уменьшить, достаточно провернуть элемент управления.
Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Инструкция по эксплуатации

Перед началом работы после долгого простоя обязательно нужно смазать машину. Затем можно осуществлять ее настройку.

  1. Установить правильно иглу. Ослабить винт иглодержателя. Установить новую иглу плоской стороной от себя. Продвинуть до упора, зафиксировать винтом.
  2. Намотать шпульку. Закрепить катушку на горизонтальном держателе, провести нить в диск, отвечающий за натяжение намотки, сделать 2-3 витка вручную. Надеть шпульку на крепление, перевести стержень в нужное положение (вправо до упора). Придержать нить вручную, нажать на педаль, выполнить намотку.
  3. Вставить челнок. Точнее, шпульный колпачок. Для этого игла поднимается в верхнее положение, открывается челночный отсек. Заправленный шпулей колпачок устанавливается рычажком вверх.
  4. Заправить нить сверху. Игла находится в верхнем положении, прижимная лапка поднята. Катушка устанавливается с ходом нити по часовой стрелке на держатель. Нить проводится через нитеводитель, диск, притягиватель и другие элементы к игле. При наличии автонитевдевателя операция выполнится автоматически.
  5. Вставить нитку в иголку. Всегда в положении от оператора назад, вытянуть на 10-15 см.

Возможные проблемы

Среди самых частых проблем в работе машин Singer можно выделить следующие.

  1. Шум при работе. Он может говорить о засорении челночного отсека, повреждении иглы или отсутствии смазки. Если мусора внутри нет, достаточно смазать технику или заменить масло в ней.
  2. Не шьет горизонтальный челнок. Причина – запутывание нитки. Деталь нужно вынуть, вручную провернуть маховик, вынуть обрывки ворса, ниток.
  3. Стежки неровные. Нужно заменить нитки, проверить заправку нижней нити или проконтролировать, чтобы на материал не оказывалось дополнительное давление.
  4. Нижняя нить рвется. Нужно проверить ее натяжение, обратить внимание на точность заправки и установки шпульного колпачка.
  5. Верхняя нить рвется. Возможно, нарушен порядок заправки или изменено натяжение нити, толщина иглы не соответствует нитке.
Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

Советы

При работе со швейной машиной категорически нельзя оставлять ее включенной в сеть без контроля. При любом техническом обслуживании агрегат должен быть обесточен. Перед выключением сначала нужно выбрать соответствующее положение контроллера, затем вынимать вилку из розетки.

Категорически запрещено пользоваться машинкой с поврежденным шнуром.

Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

          Нельзя использовать нештатные детали – это может вывести из строя механизм. Неподходящая по размеру игольная пластина приведет к поломке иглы. При шитье нужно исключить контакт пальцев, волос с движущимися частями техники. Периодически стоит проверять вентиляционные отверстия и челночный отсек – они легко засоряются, накапливают ворс и грязь.

          Швейные машинки Singer: модели и советы по выбору

          Еще больше о швейных машинах узнаете из следующего видео.

          История бренда Singer

          Компания Зингер (Singer) – известный производитель швейных машин, который назван по имени того, кто создал компанию и кто изобрел швейную машину современного типа. Мы говорим про Исаака Меррита Зингера.

          Нет большого смысла детально представлять эту компанию в России. Ведь швейные машинки под этим брендом уже много лет чрезвычайно популярны. Иметь швейную машинку Зингер – это была мечта каждой домохозяйки. В конце девятнадцатого столетия в столице России века на Невском проспекте был даже возведен Дом компании «Зингер».

          Впрочем, история изобретения швейной машинки, как и создание компании Singer, начались намного раньше.

          Исаак Зингер появился на свет в городке Трой, что в штате Нью-Йорк. Это было в 1811 году. Склонность к изобретениям проявилась у Исаака с детства. И потому нет ничего удивительного в том, что в 1850 году, когда он стал жителем Нью-Йорка, то смог коренным образом усовершенствовать существовавшую на тот период конструкцию швейных машин.

          Зингер запатентовал свое изобретение в 1851 году. А уже через три года после этого он и адвокат Эдуард Кларк основали компанию I.M.Singer & Co. Штаб-квартира компании расположилась в Нью-Йорке. А потом достаточно быстро было построено предприятие для массового производства швейных машинок со сменными комплектующими.

          В 1861 году компания стремительно вышла на рынок стран Европы. А уже через два года после этого завод преобразовали в корпорацию Singer Manufacturing Company.

          В 1880 компания регистрирует свою торговую марку (Red S Girl). Это стилизованная и красиво изогнутая буква S с изображением девушки, которая сидит за агрегатом. 1889 год. Это новый этап в истории компании. Именно тогда была сконструирована первая электрическая швейная машина. Продажи оборудования превысили отметку в 1,35 млн. экземпляров в год.

          В Россию Singer пришла в 1860-е годы благодаря генеральному европейскому дистрибьютору Г. Нейдлингеру. Причем с головным складом в Гамбурге. Так в России появились 65 «дилерских» центров Singer.

          1897 год. Основано акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер». 1902 год: в Подольске начало работу предприятие по производству машин с русифицированным логотипом «Зингеръ», а потом и с надписью «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

          Эти машины предназначались не только для России. Их отправляли на экспорт в Турцию, Китай, Японию, Персию. Перед Первой мировой войной предприятие производило 600 млн. машинок, которые продавали через 3 тысячи фирменных магазинов и по системе «товар почтой».

          В 1917 году Подольскую фабрику национализировали. После распада СССР компания Singer опять перекупила завод в Подольске.

          Глобальная машинка: как Исаак Зингер создал крупнейшую корпорацию своего времени | Мнения

          Вплоть до 1770 года производство одежды, в том числе выработка пряжи, а затем и ткани, оставалось ручным. Кустари-одиночки, ткачи и портные, изготовляли долго и хлопотно ткань, а затем шили из нее одежду. Неудивительно, что каждая тряпочка ценилась почти на вес золота, платье, как и обувь, латали и перешивали до последней возможности.

          Почти что священное отношение к одежде запечатлелось в художественной литературе того времени, когда готового платья не знали и ткань для пошива подбирали сами заказчики. При чтении Гоголя или Диккенса поражает внимание автора к тому, из чего изготовлена одежда, — все эти драдедамовые шали, муслиновые шляпки, чесучовые пиджаки, муаровые платья, подобно тому, как удивляет у Тургенева или Толстого ненатужное различие пения коноплянок, зябликов и овсянок. Мир современного человека, буквально заваленный разнообразной дешевой одеждой, разительно отличается от того мира, где уделялось столь пристальное внимание мельчайшим деталям платья.

          Внедрение машин в легкую промышленность происходило в основном в Англии и состояло из нескольких этапов. Изобретатели Харгривс, Аркрайт и Кромптон придумали и внедрили механические прялки. Эдмонд Картрайт запатентовал механический ткацкий станок, приводившийся в движение паровой машиной вместо водяного колеса, дававшего энергию прялкам ранее. Таким образом, изобретение Джеймса Уатта — паровая машина полного цикла — нашло свое первое массовое применение именно в текстильной промышленности. Далее последовали механические хлопкоочистительные (изобретенные в США) и ситценабивные машины, льнопрядильные и шелкоткацкие станки (уже во Франции).

          Производительность труда резко возросла. Так, первая механическая прялка увеличила количество производимого материала в 18–20 раз, а станок Картрайта — в сорок. Это повлияло на структуру мировой торговли — если раньше ткани импортировались из Азии в Европу, то теперь ткачи-кустари Востока разорялись, не выдерживая конкуренции с фабричной продукцией, которая из Европы распространялась по всей планете. Изменилась и социальная картина — почти на сто лет главной фигурой пролетариата стал текстильный рабочий. Он бунтовал и в Англии (луддиты), и во Франции (лионские восстания),

          и в Германии (восстание силезских ткачей), и в России (морозовская стачка).

          Однако лавинообразный рост текстильного производства упирался на выходе в проблему, которую никак не удавалось решить, — труд портных и швей по-прежнему оставался ручным. Заключительный — и самый важный — этап изготовления одежды тормозил ее массовое производство. Мечта о создании швейной машины возникла почти сразу после начала промышленной революции, но, несмотря на все попытки, не удавалось создать образец, пригодный для широкого применения.

          Мастер на все руки

          К сороковым годам XIX века Америка уже не являлась аграрной страной, которой она была в момент провозглашения независимости. Промышленность в северных штатах интенсивно развивалась, и неслучайно честь изобретения и массового производства первой в мире швейной машины принадлежит США. Первопроходцем стал Элиас Хоу, получивший в 1846 году патент на конструкцию, содержавшую основные элементы привычных нам машинок — иглу с ушком возле острия, челнок и автоматическую подачу нити. Но не все изобретатели становились богатыми, тот же Кромптон умер бедняком, не найдя денег на патент. Вот и Хоу, будучи талантливым инженером, оказался никудышным бизнесменом, который через три года после создания машины буквально оказался без гроша, не сумев никого заинтересовать ею. Нужно было, чтобы в игру вступил человек, сочетавший в себе таланты предпринимателя и изобретателя.

          Вряд ли бы кто-то мог предположить, что родившийся в 1811 году в глухом городке на окраине штата Нью-Йорк в семье каретника мальчик станет мультимиллионером, а его имя будет какое-то время более известно на Земле, чем имя Иисуса.

          Но все произошло именно так. Детство Исаака Меррита Зингера, сына эмигранта из Германии, не предвещало ничего хорошего. Ему было 10 лет, когда родители разошлись и он остался с отцом. С мачехой отношения не сложились, и в 12 лет мальчик сбежал из дома, начав самостоятельную жизнь. Неудивительно, что в школе Исаак учился урывками и всю жизнь писал с грубыми ошибками.

          Он брался за любую работу, был лесорубом, плотником, краснодеревщиком, токарем. В его душе пробудилась неожиданная страсть к театру. Мир героев Шекспира с их бурными страстями увлек юношу, и он прибился к группе актеров-любителей. Днем Зингер работал, а вечером выступал в театре Балтимора, что служило важной подработкой, ибо в 19 лет он уже женился и у него родился ребенок.

          Через несколько лет Исаак решил отправиться в самостоятельное плавание и сформировал собственную труппу бродячих актеров The Merritt Players, с которой кочевал по Америке, давая представления. Рядом с ним в пути (и на сцене) всегда была его жена, но не законная, которую он оставил с детьми в Нью-Йорке, а гражданская — Мэри Энн. Так началась его матримониальная одиссея, не менее захватывающая, чем деловая и изобретательская.

          Чтобы поправить дела после неудачных гастролей, Зингеру приходилось обращаться к ремеслу мастера на все руки. В один из таких перерывов он придумал и запатентовал машину для бурения. Патент он тотчас продал за огромную по тем временам сумму $2000. Смышленый антрепренер оценил важность легального оформления изобретений.

          Тем временем театральные дела шли все хуже, сборов спектакли почти не давали, и Зингер, скрепя сердце, сосредоточился на инженерной деятельности. Вдохновленный успехом бурильной машины, он работал над созданием другой техники, в том числе пилорамы, на которую возлагал большие надежды. Для финансирования проекта он вошел в партнерство с неким Джорджем Зибером, который оценил изобретательский потенциал Зингера и готов был финансировать разработку и последующий маркетинг пилорамы. Но взрыв парового котла чудовищной силы уничтожил их мастерскую, и они переехали в Бостон, где сняли подвал, принадлежавший Орсону Фелпсу, занимавшемуся починкой точных инструментов и попутно швейных машинок, первые и несовершенные образцы которых появились на рынке. Фелпс порой просил Зингера помочь в их ремонте, и только тогда изобретатель обратил внимание на то, что позднее прославит и обогатит его.

          Зибер и Фелпс, услышав слова Зингера о том, что он мог бы создать швейную машину гораздо лучше, чем имевшиеся, предложили ему это сделать. Зибер дал $40 на необходимые расходы, а Фелпс предоставил в полное распоряжение свою мастерскую. Одиннадцать дней и ночей Зингер буквально не спал и не ел, занимаясь только машиной. Легенда гласит, что его изобретательское самолюбие подстегивало заключенное им с Зибером пари — получится у него или нет.

          Когда опытный экземпляр был готов и Зингер позвал Зибера испытать его, случилось страшное — шов не шел. Огорченные, они пошли в гостиницу по ночному городу. Присев по пути на поленницу обсудить, почему ничего не вышло, Зингер вдруг понял причину — Зибер забыл натянуть нить подачи! Компаньоны побежали назад, установили как следует регулятор натяжения нити, и — о чудо! — швейная машинка заработала без перебоев. 12 августа 1851 года патент на нее был получен. Жизнь сорокалетнего механика — и судьба легкой промышленности планеты — резко изменились.

          Строительство империи

          Собственно «швейную машинку» Зингер не изобретал и на эту честь никогда не претендовал. Он лишь свел в единое целое все лучшее, что было в ранних экземплярах, и добавил кое-что от себя. Он отказался от изогнутой иглы, от вертикального расположения ткани, придумал удобную платформу, лапку-держатель иглы, качающийся челнок, а несколько позже — ножной привод. Первыми оценили изобретение не портные, а сапожники, которые и создали Зингеру рекламу «из уст в уста». Машинка Зингера шила со скоростью 900 стежков в минуту, а самая лучшая швея могла выдать сорок. Стоит заметить, что первоначально машинку назвали «Дженни Линд» — по имени шведской певицы, на тот момент очень популярной. Но музыкальная мода переменчива, и «шведского соловья» могли скоро забыть. Поэтому пустили машинку в продажу с названием «Зингер».

          Зингер действовал как прожженный делец из рассказов О’Генри, с самого начала стремясь взять в свои руки весь бизнес.

          Поначалу он, Зибер и Фелпс являлись равными партнерами. Но вскоре Исаак уговорил Фелпса выйти из дела, продав свою долю новому компаньону, вложившему $10 000. Последний не задержался надолго и тоже был выдавлен Зингером. Затем последовала очередь Зибера, долгое разбирательство с которым кончилось продажей им своей доли и отъездом в Южную Америку в качестве представителя фирмы.

          В это же время в компании появился нью-йоркский юрист Эдвард Кларк, которого Зингер пригласил уладить многочисленные иски, поданные против него по обвинению в присвоении чужих патентов. Особенно свирепствовал в своих нападках Элиас Хоу, который нашел себя на поприще тяжб с производителями швейных машин. После пяти лет судебных разбирательств Зингер и Кларк нашли изящное решение, которое стало первым в мире патентным пулом. Они, плюс Хоу, плюс другие ведущие на тот момент фабриканты и изобретатели швейных машин заключили мировое соглашение, по которому отказывались от взаимных претензий друг к другу.

          Так называемый Sewing Machine Cartel стал де-факто монополией нескольких компаний, выдавившей остальных конкурентов с рынка. Хоу получал теперь роялти с каждой выпущенной машинки. Сам Зингер патентовал любую придуманную им новацию, став автором почти 25 изобретений. Не остался внакладе и хитрый Кларк, который, не вложив ни доллара, оказался в итоге вознагражден владением половиной бизнеса в «Зингере». Кларку, которого прозвали финансовым гением, теперь предстояло отстраивать империю вместе со своим боссом.

          «Зингер» продавался по $125 — неподъемная по тем временам цена даже для среднего класса. Но продажи шли невероятно успешно — благодаря опять-таки впервые в мире внедренной в подобных масштабах системе hire purchase, то есть продаж в рассрочку. Покупатели победнее платили всего лишь по три доллара в месяц. Отсюда пошло английское выражение для обозначения покупки в рассрочку — never-never, поскольку выплаты могли растягиваться на несколько десятилетий. Компания всячески поощряла покупки машинок в складчину, например несколькими семьями или целым цехом швей. Также Кларк придумал и внедрил систему trade in, то есть обмена старой машинки на новую с зачетом $40. Сданный «Зингер» немедленно давили прессом, чтобы он не попал на черный рынок.

          Помимо маркетинга Зингер революционизировал рекламу. Его компания первой в мире потратила более $1 млн в год на рекламу. Мало того, первые годы Зингер лично активно занимался продвижением своего изобретения и собирал народ где только можно — в театрах, парках, выставочных залах, демонстрируя работу швейных машинок. Однажды он устроил показательное шоу на самой большой швейной фабрике Америки, где трудились три тысячи работниц. Отобрали трех самых лучших швей-рукодельниц, которые состязались против одной швеи с машинкой «Зингер» в том, кто больше сделает за условленное время. Победила дама на машинке, причем ее шов был крепче, поскольку состоял из двух нитей. Сразу после этого руководство фабрики на глазах публики подписало контракт о покупке чудо-техники.

          Зингер лично проводил собеседование с женщинами, желавшими поступить к нему на работу, отбирая самых красивых, которых усаживал за работу в витринах своих офисов.

          Это также было в новинку. Собирались толпы любопытствующих, которые мешали движению, и приходилось вызывать полицию, чтобы разогнать зевак.

          Именно «Зингер» стала первой транснациональной корпорацией со 100 000 работников по всему свету. Агенты «Зингера» проникали в самые труднодоступные уголки планеты. Уже в начале 1860-х главная фабрика компании производила 20 000 машинок в год. Затем был построен гигантский завод в Шотландии (с расчетом на безразмерный рынок Великобритании), где трудилось 16 000 рабочих. Производственные успехи стали возможны благодаря еще одному новшеству — внедрению системы массового изготовления на основе взаимозаменяемых стандартных деталей (interchangeable parts). Впервые опробованная при изготовлении оружия, она была с успехом внедрена в гражданском производстве.

          Непристойное поведение

          Параллельно успехам в бизнесе Исаак Меррит Зингер добился наконец и потрясающих успехов у женщин. Оставив законную супругу Кэтрин с сыном и дочерью, он жил с гражданской женой Мэри Энн, с которой имел 10 детей. Но седина в бороду, а бес в ребро. Борода у Зингера была роскошная — по моде того времени, но не седая, а рыжая. Он был очень высок, 195 см, резко выделяясь на фоне низкорослых людей своей эпохи, в театре научился говорить поставленным голосом со звучными актерскими интонациями. Прибавьте к этому свалившееся на него богатство, и станет ясно, почему он пользовался успехом у женщин.

          Мэри Энн вскоре обнаружила, что не является единственной для своего «мужа». Зингер широко использовал вымышленные имена, снимая для возлюбленных апартаменты, а своим «женам» объяснял частые исчезновения необходимостью деловых поездок.

          Он зажил на широкую ногу — купил и обустроил один из самых фешенебельных домов в Нью-Йорке, где у каждого из детей была своя гувернантка и учитель, а за здоровьем бизнесмена наблюдал неотлучно находящийся при нем врач.

          Зингер завел выезд из восьми экипажей, которые обслуживали десятки кучеров. Для быстрой езды у него имелась коляска, запрягаемая пятью лошадьми. Но и этого было мало. Желавший путешествовать с комфортом, Зингер заказал на основе собственных разработок (потом он их тоже запатентовал) специальный фургон длиной 9 м, прозванный газетчиками «пароходом на колесах». Его тянули девять вороных лошадей (по три в ряд), и в нем было все вплоть до курительной и комнаты для нянь.

          Но Америка была тогда (как, впрочем, и сегодня) пуританской страной. Первому в мире миллиардеру Джону Рокфеллеру пришлось пережить нападки прессы только из-за того, что его отец оказался двоеженцем. Журналисты развернули охоту на Исаака Зингера, выискивая все новые пикантные подробности. Впрочем, особенно трудиться им не приходилось — окружение миллионера и он сам только успевали давать поводы для пересудов. Дело дошло до того, что банк отказал ему в выдаче кредита под предлогом… непристойного поведения.

          Тогда предприниматель решил сбежать в Европу. В Париже он обрел наконец свое счастье. Изабель Юджин Бойер считалась самой красивой женщиной Европы. Наполовину англичанка, наполовину француженка, она успела к 19 годам побывать замужем и развестись. Зингер увез красавицу в Америку, где и женился на ней. Через месяц после свадьбы у них родился первый ребенок.

          Бизнесмен полагал, что газетчики забыли о нем, но оказалось, что это не так. Он подвергался остракизму, высший свет Нью-Йорка демонстративно игнорировал «монстра», и даже легендарный генерал Улисс Грант не мог на публике пожать ему руку, хотя они были друзьями. Проживание в нью-йоркском «замке», специально построенном для молодой жены, все больше напоминало пребывание в капкане. И тут с добрым советом пришел незаменимый Кларк. Он предложил боссу навсегда покинуть Америку и выйти из бизнеса, которому его репутация наносила все больший ущерб. В обмен Зингеру были обещаны щедрые отступные — твердый процент с продаж и прочие выплаты. В 1866 году он покинул родину навсегда.

          Сперва они с женой обосновались в Париже, а когда их оттуда изгнала Франко-прусская война, переселились в Англию. Здесь, на побережье Ла-Манша, в курортном городке Пейнтон Зингер затеял последнее великое дело своей жизни — строительство огромного особняка. Точнее говоря, он заказал архитектору построить дворец наподобие тех, что он видел в своих странствиях по Европе. Денег заказчик не жалел — был куплен обширный земельный участок над морем, снесено множество старых построек, портивших вид на водную гладь. К дворцу прилегал манеж для верховой езды, прозванный Зингером вигвамом. Гигантcкие вензеля «S», как на швейных машинках, украшали стены поместья, а во дворе был установлен подлинный столб-тотем — в память о детстве на индейской границе.

          Ожидая окончания строительства, Зингер устраивал в Пейнтоне пышные празднества, которые охотно посещали сотни гостей. Вспышки необузданной ярости случались у него все реже, и Зингера часто видели шутившим с каменщиками и плотниками. Бизнесмен полагал, что целительный морской воздух поможет ему прожить ему долго, но 23 июля 1875 года он отошел в мир иной — как раз накануне завершения постройки дома.

          Как обстоятельный делец, Зингер тщательно продумал свои похороны.

          Был заранее заказан уникальный трехсоставный гроб. Внутренний футляр был сделан из ливанского кедра, а внешний — из мореного английского дуба. На могиле было воздвигнуто роскошное мраморное надгробие. Погребальная процессия состояла из 80 черных карет, лошадей для них доставили из Франции. Траурная церемония, по отзывам очевидцев, напоминала похороны монарха, на ней присутствовало более двух тысяч человек.

          Но все ждали с нетерпением главного — оглашения завещания. Несмотря на безумные траты, Зингер оставил своим наследникам £8 млн, в пересчете на нынешний курс более миллиарда. В своей последней воле он упомянул по именам 24 своих сына и дочери и указал, какая сумма достанется каждому. Не забыл Зингер жен и любовниц (некоторые из них были отмечены в секретных приложениях к завещанию). Конечно, по закону жанра вокруг денег усопшего развернулась отчаянная битва. Всплыла из небытия первая жена Кэтрин, не упомянутая в завещании, которая заявила, что расторжение брака с нею так и не было доведено до конца. От нее откупились. Сложнее оказалось с Мэри Энн, которая опять принялась утверждать, что она законная супруга, и которой удалось на полгода опротестовать исполнение завещания. В ходе судебного разбирательства вдруг выяснилось, что она вступила в брак еще 15 лет назад, и ей пришлось исчезнуть с горизонта.

          Под чужим именем

          Деньги Зингера работали еще долго после его смерти, промотать состояние быстро у его наследников не получилось. Впрочем, настоящим его наследием была компания «Зингер». Швейные машинки, ассоциировавшиеся прежде всего с данной маркой, как «Ксерокс» с копирами в наше время, перевернули социальную структуру общества. Необразованная женщина, прежде обреченная на зависимость от мужа и семьи, благодаря «Зингеру» вышла на рынок труда. Сотни тысяч работниц пришли на швейные фабрики. Еще большее количество женщин работало надомницами в качестве частичной или полной занятости. Что до мужчин, то многие свой путь в бизнес начали с работы агентами по продаже швейных машинок. Коммивояжеры и торговцы «Зингера» действовали на всех континентах.

          В России германский подданный Георг Нейдлингер уже в 1860-е годы организовал 65 центров продаж «Зингера».

          Одним из российских агентов компании был дед поэта Иосифа Бродского, ведший бизнес из Риги и продававший товары в Прибалтике и Польше.

          В 1902 заработал завод «Зингер» в Подольске, успевший изготовить до 1914 года более 600 000 машинок, которые реализовывались через 3000 фирменных магазинов и по почтовым заказам. В мещанской предреволюционной среде швейная машинка «Зингер» была желанным подарком на свадьбу.

          Большевики переименовали и завод, и изделие (теперь это была марка «Подольск»), но продукция год от года устаревала по сравнению с современными западными образцами. По принятой в советской экономике традиции, чтобы восполнить нехватку швейных машинок, их производство организовали на оборонном предприятии — Тульском оружейном заводе, посчитав, что раз там делают винтовки и пистолеты, то и со швейными машинками как-нибудь справятся без проблем. Но за шесть лет (1957–1963) машинка «Тула» так и не смогла избавиться от множества производственных дефектов. Ширпотреб не давался, и «Тулу» сняли с производства. Повторить успех Зингера не удалось.

          Ирония судьбы или история изобретения швейной машинки.

          На вопрос: «Кто изобрел швейную машину?» — большинство, не задумываясь, ответят — Зингер. Так ли это?

          Ирония в том, что фамилия Зингер неразрывно связана с историей развития производства швейных машин, но он не является ее создателем. Скажите, что получая патент на «якобы свое изобретение», Зингер запатентовал не машинку для шитья, а только одно устройство: иглу с ушком внизу, что оказалось довольно ловким и предприимчивым ходом. Действительно, ведь сконструировать механическую часть машинки можно было по-разному, но непрерывный шов двумя нитками получается только с помощью иглы именно этой конструкции. Но правда в том, что и это изобретение: игла с ушком возле острого конца, еще в 1814 году предложил другой исследователь — Мандерспергер, хотя он успеха в производстве машин так и не добился.

          Настоящим изобретателем швейной ручной машины челночного стежка по праву считают американца Эллиаса Хоу. Созданная им в 1845г. машина имела целый ряд недостатков, но все же была более пригодна для шитья чем, машины предыдущих изобретателей. Материалы в ней устанавливали вертикально, накалывали на шпильки транспортирующею рычага и перемещали в прямом направлении. Изогнутая игла двигалась в горизонтальной плоскости, а челнок похожий на челнок ткацкого станка совершал возвратно-поступательное движение. Машина получила практическое применение, но ее появление вызвало смятение среди портных. Эта машина была сконструирована весьма удачно и делала аж до 300 стежков в минуту.

          А неудавшийся театральный актер, безвестный инженер, изобретатель оставшихся невостребованными машин для сверления камня и распилки дерева, и к тому же оборотистый коммерсант Айзек Мерритт Зингер, всего лишь сделал в новой машине Хоу несколько довольно ценных усовершенствований, и сумел развернуть ее производство. Зингер расположил челнок горизонтально, благодаря этому нить перестала запутываться, предложил столик-доску для ткани и ножку-держатель иглы, что позволило делать непрерывный шов и снабдил машинку ножной педалью для привода. Эти три нововведения стали базовой схемой швейной машинки на долгие годы.

          Первый экземпляр «Зингера» был продан за СТО долларов. Это был едва ли не первый случай в истории, когда первый образец изделия не только окупил все затраты на предварительные разработки, но и принес прибыль.

          Ирония судьбы или история изобретения швейной машинки., фото № 1

          Исаак Зингер разрекламировал швейную машинку, как свое изобретение не только в Америке, но и в Европе, и с 1863 г. в России. Так что Хоу пришлось отстаивать свои права на изобретение в суде, и удалось выиграть процесс, получить компенсацию за убытки.

          Ирония судьбы или история изобретения швейной машинки., фото № 2

          Ирония судьбы или история изобретения швейной машинки., фото № 3

          Компания «Зингер» вошла в историю бизнеса как первая компания, тратившая более миллиона долларов в год на рекламу. Карьера актера не прошла даром — Исаак Зингер умел исполнять любые роли и поразить воображение любого клиента. Во время гражданской войны США он запел патриотическую ораторию. «Мы одеваем армию» — гласила новая красочная реклама, Но и сами машины постоянно совершенствовались.

          Если копать глубже , то первыми изобретателями, где-то в четырнадцатом веке, можно считать голландцев, в чьих мастерских по пошиву парусов впервые была применена колесная машина, стачивающая длинные полотна. К великому сожалению, неизвестно имя автора сего изобретения, известно лишь, что машина была очень громоздкой и занимала много места.

          Первый проект швейной ручной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи, но так и остался невоплощенным. Затем в 1755г. немец Карл Вейзенталь получил патент на швейную машину, копирующую образование стежков в ручную, а В 1790г англичанин Томас Сент изобрел швейную машину для пошива сапог. Машина имела ручной привод, заготовки сапог перемещались относительно иглы рукой. Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Б. Тимонье.Все эти машины не получили широкого практического применения.

          К началу девятнадцатого столетия идея изобретения механической машины для шитья казалась уже необходимостью, и множество исследователей в разных странах предлагали различные прогрессивные варианты.

          В Германии где-то около 1810 года, изобретатель Бальтазар Кремс изобретал машину для шитья кепок. Никакой точной даты нельзя указать, так как Кремс свои изобретения не запатентовал.

          Австрийский портной Джозеф Мадерспергер изобрел ряд механизмов в начале 19-ого столетия и получил патент в 1814 году. Он все еще работал над изобретением до 1839 года, на помощь, предоставленную австрийским правительством, но так и не сумел собрать воедино все элементы в одной машине и, в конечном счете, умер нищим.

          Последующими изобретателями, швейная машина была усовершенствована. В первых машинах А. Вильсона (1850г.) и И. Зингера (1851г.) игле сообщалось вертикальное движение, а материалы прижатые лапкой, располагались на горизонтальной платформе. Прерывистое перемещение материалов осуществлялось зубчатым колесом, а затем зубчатой пластиной (рейкой). Здесь швейная машина была практически доведена до совершенного вида. Именно эта машина обыкновенно считается первой в ряду становления современного машинного швейного дела. Именно поэтому, и, вероятно, благодаря звонкой рекламе машин Зингера, мы путаем первого предпреимчивого и ловкого бизнесмена с собственно изобретателя этого чуда прогресса.

          ______________________________________________________________________

          А вот как выглядело одно из первых руководств по эксплуатации к швейной машинке:

          Картинки не мои, я их нашла на необъятных просторах интернета.

          Ирония судьбы или история изобретения швейной машинки., фото № 4

          Ирония судьбы или история изобретения швейной машинки., фото № 5

          Ирония судьбы или история изобретения швейной машинки., фото № 6

          Ирония судьбы или история изобретения швейной машинки., фото № 7

          Ирония судьбы или история изобретения швейной машинки., фото № 8

          Ирония судьбы или история изобретения швейной машинки., фото № 9

          Ирония судьбы или история изобретения швейной машинки., фото № 10

          Ирония судьбы или история изобретения швейной машинки., фото № 11

          110 лет назад в России заработал завод швейных машин «Зингер» — Российская газета

          В 1902 году в подмосковном Подольске вступил в эксплуатацию завод, выпускавший машины с русифицированным логотипом «Зингеръ» — «Поставщик Двора Его Императорского Величества». До этого огромная империя сидела за прялкой и штопательной иглой.

          Несостоявшийся служитель Мельпомены 

          Вряд ли в XX веке можно было встретить в мире хоть одну домохозяйку, не слышавшую когда-либо фамилию «Зингер» или не имевшую швейную машинку одноимённой марки. Во время Гражданской войны в России машинки «Зингер» были вторым по значимости элементом награбленного и белыми, и красными после золота и бумажных денег.

          В Китае эпохи Мао Цзэ-дуна в знаменитую формулу, обозначавшую благополучие нормальной семьи — наличие «трёх крутящих и одного говорящего» (швейная машинка, часы, велосипед и радио) — «Зингер» находился на первом месте. Её обладатель считался богачом и мог угодить под тяпку хунвэйбина, как «недобитый буржуй». 

          А автором столь полновесного экономического чуда стал сын каретника, американский немец еврейского происхождения Айзек Райцингер или как его больше знают в мире по укороченному американизированному имени — Исаак Зингер. Удивительно, но владелец патента (отнюдь не изобретатель, Зингер сам всегда категорически опровергал этот термин) на один из самых прибыльных механических агрегатов в мире, который даже Махатма Ганди назвал «одной из редких полезных вещей, изобретённых человечеством», всю жизнь был полуграмотной недоучкой. Он едва читал и считал с огромным трудом.

          Зато нюх на практическую прибыль у него был фантастический. Врождённая сметка и актёрский талант помогал ему выпутываться из самых сомнительных и даже скандальных ситуаций. А таковых было предостаточно, ибо маэстро Исаак всю свою долгую сознательную жизнь волочился за каждой юбкой, как последний местечковый повеса, населив эту грешную планету сразу двумя дюжинами «миннезингерами». Швейные машинки и те, кто на них строчит, были двумя главными страстями его жизни. Одна непременно дополняла и подстёгивала другую.

          Классической еврейской семьи у Зингеров-Райцингеров не получилось. Бочар папаша Адам, сам отчаянный ходок по женской части, изменял супруге Рут направо и налево. Неудивительно, что даже обилие детей (их было восемь) не стало препятствием для развода. Отцовские гены оказались доминантными — Исаак восприял лучшее, что было в бочаре от бабника. Вместе с таким «сокровищем» он и сбежал из дома в 1823 году, в возрасте 12 лет. Исаак достаточно долго себя искал в этом суетном мире. Ни одно из занятий не приходилось ему по душе. Он бросался из крайности в крайность. То нелёгкая занесла его в театр, где парень играл как в низкопробных ярмарочных балаганах, так и на пристойных подмостках в бессмертной шекспириаде. То планида определяла Исаака в мастерские, где сообразительный малый вдруг увлекался техникой. Работал у старшего брата в Рочестере, у Джорджа Помероя в деревне Флай-Крик, в кузнечном цеху в Нью-Йорке. Вроде бы даже что-то получалось у неграмотного поклонника Мельпомены.

          В 1839 году Зингер запатентовал своё первое изобретение — перфоратор для бурения твёрдых скальных грунтов. Читал-писал он через пень-колоду, но в законодательстве и маркетинге ориентировался неплохо — «Каналостроительной компании Ай и Эм» после долгих препирательств с мастером-самоучкой пришлось раскошелиться на две тысячи долларов. 

          Казалось бы, нащупал 28-летний добрый молодец свою стезю — надо её развивать. Тем более, что его неиссякаемая эротомания тащили за ним груз двух женитьб и четверых детей от обеих «параллельных» жён. Куда там, Мельпомена звала. «Для меня изобретение не стоит и ломанного гроша. Гроши — вот что меня интересует!», — заявил Исаак. Обе тысячи «зелёных» были потрачены не на чад и домочадцев, а на гастроли уже собственной труппы «Меrritt Players», в которой выступал под именем Исаака Меррита.

          Возможно в нём и умер великий трагический актёр, по крайней мере артистические навыки ему очень помогли в дальнейшей жизни. Но сцена явно не благоволила талантливому механику. Она никак не могла его прокормить. Пришлось возвращаться к тому, что приносило «гроши».  

          Швейное колесо 

          Зингер работал печатником во Фредриксберге (штат Огайо), затем перебрался в Питтсбург, где открыл небольшой деревообрабатывающий цех, изготавливавший рекламные вывески, надгробные таблички. Тут он сделал второе своё изобретение — станок для резьбы по дереву и металлу. 

          Не следует заблуждаться. С 1790 года в Северной Америке патенты раздаются на любую мелочь, хоть ненамного отличавшуюся от аналогичных изделий и имеющих коммерческую ценность. Далеко не все они были революционными или особо ценными. Просто таким образом с помощью патентного права тогда пытались бороться с промышленным шпионажем, что порой приводило к многолетним изнурительным судебным тяжбам.

          Не избежал их и сам Зингер, также не чуравшийся что-либо за кем-либо «доизобрести». Станок тоже прокормить его не мог, и Исаак с очередной женой Мэри-Энн перебирается в Нью-Йорк, где и театров сколько угодно и промышленный подъём налицо. Здесь он попытался было продать усовершенствованную им пилораму.

          Но судьба испытывала гуляку Исаака на прочность. Построенный им работающий образец в цехе Тейлора (A. B. Taylor & Co) был разрушен из-за взрыва парового котла. Тейлор предъявил Зингеру счёт, Зингер Тейлору — пустые карманы. На том и разошлись. Тейлор остался в Нью-Йорке, Зингер подался в Бостон из негостеприимного мегаполиса. Здесь Исааку сказочно повезло — он вместе со своим компаньоном Джорджем Зибером попал на владельца небольшой механической мастерской Орсона Фелпса, у которого арендовал помещение. Попытался было убедить того в перспективах своей пилорамы, но Фелпс лишь руками махал, понимая, что имеет дело с очередным сумасшедшим гением, который не то, чтобы показать чертежи, даже написать на бумаге это толком не умеет.

          У самого Фелпса голова болела по другому поводу — в его мастерской собирали швейные машинки «Lerow & Blodgett», которые то и дело ломались. Требовалось, чтобы кто-то взялся чинить эту безнадёжную рухлядь. Почему бы это не поручить двухметровому психу с актёрскими данными и манией величия.

          Следует заметить, что сами аппараты для механического шитья были известны уже давно. Историки отдают голландцам первые изобретения в этом сегменте — колёсную машину для пошивки парусов, стачивающую длинные полотна относят ещё ко временам Столетней войны в XIV веке. В веке XV своим проектом отметился вездесущий Леонардо да Винчи, но как и многие его задумки, он остался нереализованным. Ещё через сто лет пытался повторить его подвиг англичанин Уильям Ли, который изобрёл машинное вязание. В 1755 году немец Карл Вейзенталь получил патент на швейную машину, копирующую образование стежков вручную, но так и не сумел придать изобретению промышленный толчок. 

          В 1790 году англичанин Томас Сейнт создал прототип современной машинки, а через 30 лет французский портной Бартельми Тимонье полностью переделал машину Сейнта, доведя основные узлы конструкции до того вида, какой она имеет сегодня. Практического смысла это тоже не имело — Тимонье основал фабрику, которая вдребезги разнесли обозлённые задержкой зарплаты рабочие. Изобретатель так и умер в нищете. За океаном собственный агрегат создал в 1833 году Уолтер Хант, которого совершенно извела упрёками жена-портниха. Тот тоже был механик-самоучка, но в отличие от Зингера, ничего не смыслил в патентном праве и не догадался зарегистрировать своё изобретение.

          Зато более сообразительный Элиас Хау в 1846 году предъявил свои права на машинку, которая делала 300 стежков в минуту и была почти точной копией аппарата Ханта. Материалы в ней устанавливали вертикально, накалывали на шпильки транспортирующею рычага и перемещали в прямом направлении. Изогнутая игла двигалась в горизонтальной плоскости, а челнок похожий на челнок ткацкого станка совершал возвратно-поступательное движение.

          А в 1850 году в мастерской Фелпса несостоявшийся актёр Зингер ковырялся с несовершенной конструкцией машинки «Lerow & Blodgett». То ли таким образом Фелпс пытался хоть что-то получить в качестве платы за аренду, то ли действительно имело место пари (так потом гласила собственная легенда Зингера).

          Сам он писал так: «Я работал днём и ночью, спал 3-4 часа в сутки, ел один раз в день, потому что знал, если сейчас машина не будет сделана за 40 долларов, она не будет сделана никогда. Сборку машины заканчивали ночью на 11-й день работы. Около девяти вечера решили испытать готовую машину. 

          Первая попытка не удалась, и рабочие, уставшие после напряжённой работы, разошлись по одному, решив, что всё закончилось неудачей. Я продолжал пробовать машину, мой помощник Зибер держал лампу, но в нервном состоянии, после нашей бесконечной работы и треволнений я не смог получить нормальную строчку. Убитый горем, около двенадцати ночи мы с Зибером пошли в гостиницу, где жили. По дороге мы присели на штабеле досок и Зибер меня спросил, не заметил ли я, что слабые петли образовывались на лицевой стороне ткани. В это мгновение меня осенила мысль, что я просто забыл отрегулировать натяжение верхней нити, и мы вернулись в мастерскую. Я отрегулировал натяжение нити и прошил пять безупречных строчек. Совершенство этих строчек меня полностью удовлетворило, мы вернулись в гостиницу и крепко уснули». Суть его усовершенствования состояла в том, что Зингер изо всего множества узлов и деталей запатентовал только одно устройство: «иглу с кососмещенным отверстием», то есть, с ушком внизу.

          Игла с ушком посредине, «которая вместе с ниткой попеременно проводится сквозь материал двумя иглодержателями, расположенными по разные стороны игольной пластины», была запатентована англичанином Стентоном. А смещение отверстия — целиком замысел Зингера. Действительно, сконструировать механическую часть машинки можно было по-разному, но непрерывный шов двумя нитками получается только с помощью иглы новой конструкции. Если ранее игла вращалась на специальном барабане по кругу, что позволяло строчить исключительно по прямой, причем через несколько стежков нить запутывалась, так что приходилось вынимать ткань и начинать все сначала. Теперь же он убрал барабан, расположил челнок горизонтально и сконструировал ножку-держатель, — теперь игла с ушком внизу двигалась не по кругу, а вверх-вниз. С обрывами нити было покончено, мало того, теперь стало можно поворачивать ткань при шитье в нужную сторону. Кроме того, Зингер сделал специальный стол-доску для ткани и что самое главное — ножной привод в виде педали для машинки. А это уже было действительно революционно — педаль позволяла освободить руки швеи для более тонких операций. К тому же, машинка была достаточно мощной, способной прострочить свинцовую пластину.

          12 августа 1851 года он получил на своё усовершенствование чужих изобретений американский патент за № 8294. 

           «Ему покажешь медный грош и делай с ним, что хошь» 

          Первый же экземпляр машинки был продан предприимчивым Зингером за 100 долларов, что полностью покрыло все его затраты (40 «зелёных») на его изготовление — едва ли не первый в истории случай, когда первый образец изделия не только окупил все затраты, но еще и принес прибыль. Своих денег у Зингера не было, первые годы он существовал целиком на средства Зибера, с которым и создал совместную фирму «Jenny Lind Sewing Machine Company». Идея назвать фирму по выпуску швейных машинок в честь страшно популярной за океаном шведской певицы Дженни Линд целиком дань Зингера обожаемой им Мельпомене. Дженни гастролировала по Штатам и выступала в театре Барнума, возле которого артистичный Зингер устраивал своё шоу по продвижению товара — строчил «королевскую юбку» на глазах пришедшей поглазеть на заморскую диву публики. Само собой после такого представления негодующие миссис хватали за грудки своих мистеров, требуя купить им такую же. 

          Трюк прошёл, но его увидел и въедливый Элиас Хау, тут же подавший в суд на Зингера за плагиат. Тут же появился очнувшийся Хант, который подал в суд уже на Хау, утверждая, что и тот скопировал его образец. Вскоре к тяжбам подключились Гровер, Бейкер, Уилер и Уилсон, обвинявшие друг друга в «краже идеи» и Зингера с «коллегами» в том же. Завязался такой клубок, что разрешить его представлялось совершенно невозможным американскому правосудию.

          Спас Зингера известный адвокат Эдвард Кларк, взявшийся вести это дело. Хоу получил своё отступное в виде 15 тысяч долларов, которые быстро окупились тем, что Кларк устроил так, что все обвиняющие друг друга в плагиате истцы договорились об участии в совместной патентной акции. 

          Правда, до этого Зингер преспокойно выдавил из дела Фелпса и Зибера, которые выдоенные досуха уже были ему не нужны. Первый спокойно ушёл в свою мастерскую, продав акции «Дженни Линд», второй в склоках с неблагодарным Зингером заработал инфаркт. А когда тот с деланным актёрским сочувствием пришёл к его постели и заявил: «Видит бог, Джордж, я позабочусь о твоей семье после твоей смерти!», Зибер решил от греха подальше продать свою долю за шесть тысяч долларов. 

          Теперь уже фирма стала называться I.M. Singer & Co., а единственным компаньоном был дальновидный адвокат Кларк. Их первый завод по производству швейных машинок открылся в Нью-Джерси. А в 1856 году совместно с другими претендентами в «отцы» компаньоны образовали так называемый «патентный пул» — «Картель швейных машин», который позволил продавать свои аппараты без судебных тяжб за счёт отчислений по 5 долларов со всех проданных машинок.

          Развязав себе руки, компаньоны целиком отдались маркетингу. Тут уже полуграмотный Зингер проявил себя настоящим гением рекламы и продвижения. На всякий случай он обезопасил собственную машинку ещё 22-мя патентами на самые незначительные усовершенствования, но чтоб уж точно в будущем не появился ни один претендент. Ему же принадлежала идея оказать давление не на покупателей-мужчин, а на их жён, которые найдут способы заставить благоверных потрясти мошной. Пример балагана у цирка Барнума его убедил в этом.

          Понимая, что самое большое скопление почтеннейшей публики может быть в театрах, цирках и церквях, он стал размещать рекламу на программках спектаклей, а также в церквах: описания швейных машинок раздавались прихожанкам на проповедях вместе с религиозной литературой. При этом использовались современныые достижения цивилизации — фотографии. Особым успехом пользовался плакат с фотографией женщины-индианки из племени семинолов, шьющей на зингеровской машинке. 

          Зингеру нужны были «гроши», но он знал, как их заработать. Понимая, что цена в 100-125 долларов недоступна широким массам потенциальных покупателей (её стоимость равнялась четверти годового бюджета средней американской семьи), он пошёл на очередной революционный шаг — предложил продавать машинки в рассрочку по схеме hire-purchase (лизинг-покупка). Рукодельница брала новенький агрегат напрокат, внося за него ежемесячную арендную плату и был волен вернуть его продавцу в любой момент, когда пожелает. А когда сумма арендных платежей за машинку достигала розничной цены товара, можно было оставить ее себе насовсем. Это было очень удобно, и резко повысило продажи.

          Начав с тысячи машинок в год, компания Зингера увеличила оборот в 200 раз к 1875 году, применяя в качестве смежников компании из оборонного комплекса (первый зафиксированный в истории удачный пример конверсии). За счёт этого удалось снизить цену до 10 долларов (средняя зарплата американца — 4 доллара в неделю), повысив обороты до десятков миллионов в год при отчислениях на рекламу в миллион. К тому же Зингер начал выпуск и продажу запчастей к машинкам, что позволило покупателям самим производить несложный ремонт. Постпродажный сервис до этого не использовал никто, поэтому интерес к компании Зингера возрос не только в США, но и за океаном. Это позволило открыть заводы в Глазго (Шотландия), Подольске (Россия) и пр. Гражданская война между Севером и Югом дала настоящий толчок бизнесу.

          Зингеру удалось за изрядную мзду протолкнуться к военным заказам и повесить у себя на фабрике плакаты «Мы одеваем армию». А уж многолетние господряды — это уже не просто собственные заказы, но и оснащение подавляющего большинства американских мануфактур машинками Зингера. Только в штате Нью-Йорк у него работали четыре собственных завода, выпускающие до 3 тысяч аппаратов в год. Кроме того, I.M. Singer & Co. одними из первых в мире стали использовать франчайзинг. Компания Зингера заключала с дистрибьюторами договора на передачу франшизы, которым таким образом передавалось полное право на реализацию и ремонт швейных машинок на определённой, строго оговоренной в договоре, территории США. Именно на предприятиях Зингера начали впервые применять практику приглашения наёмных топ-менеджеров. В1865 году таковым стал Инсли Хоппер. 

          Когда деньги потекли рекой, Зингер вспомнил о своём не менее любимом занятии — погоне за юбками. Его многочисленные жёны и любовницы, водившие за собой длиннющий выводок детей (25 только признанных), осаждали редакции американских газет и устраивали скандал за скандалом. Умный Кларк воспользовался этим и предложил Зингеру убраться в Европу с сохранением 40%-ной доли в компании, чтобы не подрывать торговлю, где преобладают пуританские американские домохозяйки. Тот предложение оценил здраво и отбыл от скандалов в Англию, где поселился в купленном за 500 тысяч долларов поместье «Вигвам» с очередной женой Изабеллой Бойер-Саммервиль.

          До самой смерти он оставался членом Совета попечителей своей компании, построившей один из самых высоких небоскрёбов на Манхэттене, и сколотил состояние в 14 миллионов долларов, которое оставил последней жене. Изабелла, по слухам, была любовницей самого великого скульптора Фредерика Огюста Бартольди, автора Статуи Свободы в Нью-Йорке, который лепил её именно из натурщицы Изабеллы — законной вдовы великого недоучки.    

          Так и остались они в Истории — 93-метровая Изабелла на Гудзоне и 187-метровый Зингер-билдинг на Манхэттене, между которыми строчат стёжки челноки морских лайнеров. А спустя 27 лет после смерти «отца швейного колеса», его машинки начали выпускать в огромной России, чей бескрайний рынок он даже не мечтал покорить. За него это сделали пройдохи-приказчики, в кратчайший срок покрывшие одну шестую часть суши сетью из 3 тысяч фирменных магазинов, продававших по 600 тысяч машинок в год.

          Теперь не только во многих даже совсем небогатых русских крестьянских семьях слышался стрекот машинок, но и в домах хозяек с Балкан, Турции, Персии, Японии, Китая крутилось колесо, созданное на русском заводе.

          Зингер — Википедия

          Материал из Википедии — свободной энциклопедии

          Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 мая 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 мая 2019; проверки требуют 2 правки.

          Зи́нгер (нем. Singer, идиш ‏זינגער‏‎, ивр. ‏זינגר‏‎, польск. Zynger, Zyngier, англ. Zinger) — фамилия, буквально значит «певец».

          Известные носители:

          • Зингер, Авром (1864—1920) — еврейский прозаик, переводчик.
          • Зингер, Айзек (1811—1875) — американский изобретатель и промышленник.
          • Зингер, Алик Рубинович — советский и американский модельер.
          • Зингер, Виктор Александрович (1941—2013) — советский хоккеист.
          • Зингер, Гали-Дана (род. 1962) — израильский поэт, переводчик.
          • Зингер, Евгений Максимович — советский и российский полярный исследователь.
          • Зингер, Изадор (род. 1924) — американский математик.
          • Зингер, Исроэл-Иешуа (1893—1944) — американо-еврейский писатель, старший брат Исаака Башевиса Зингера
          • Зингер, Итамар (1946—2012) — израильский археолог, специалист по древностям Ближнего Востока, Анатолии и Кавказа.
          • Зингер, Леонид Семенович (1921—1991) — советский искусствовед.
          • Зингер, Некод (род. 1962) — израильский художник, писатель, переводчик.
          • Зингер, Олег Александрович (1909—1997) — русско-немецкий художник.
          • Зингер, Отто (1833—1894) — немецкий дирижёр.
          • Зингер (младший), Отто (1863—1931) — немецкий композитор, сын предыдущего.
          • Зингер, Пауль (1844—1911) — немецкий социал-демократ.
          • Зингер, Рольф (1906—1994) — учёный-миколог.
          • Зингер, Рубин (р. 1978 или 1979, Австрия) — американский модельер; не путать с его дедом, тоже Рубином Зингером.
          • Зингер, Хайке (род. 1964) — немецкая гребчиха-байдарочница.
          • Зингер, Ханс (1910—2006) — британский экономист, один из авторов «тезиса Пребиша-Зингера».
          • Зингер, Эдмунд (1830—1912) — немецкий скрипач.
          • Зингер, Эрнё (1891—1980) — настоящее имя Эрнё Герё, лидера Венгерской партии труда в 1956 г.

          • «Зингер» — американская корпорация.
          • Zinger («Живчик») — продукция сети быстрого питания KFC.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *