Внушающая функция искусства примеры: Воспитательная и внушающая функции искусства – Лекция — Внушающая функция (искусство как суггестия)

Воспитательная и внушающая функции искусства

Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды, философия – мировоззрение, наука готовит из человека специалиста. Искусство же, если не побояться тавтологии, готовит из человека человека (воздействует комплексно на ум и сердце; и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием). Искусство формирует целостную личность.

Пифагорейцы говорили, что искусство очищает человека. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию

В катарсиса (очищение посредством «подобных аффектов» – чувств). Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Эти положения Аристотель развил на материале воздействия на зрителя трагического произведения. Вероятно, в утраченных частях «Поэтики» была разработана проблема и комического катарсиса. Это предположение согласуется с научной традицией трактовки катарсиса как общеэстетической категории, отражающей воспитательную функцию искусства. Последняя (по мнению финского социолога Грина, польского эстетика Б. Дземидока, антропологов – англичанина Гаррисона и американца Уоллеса) – важнейший аспект общественного значения художественного творчества, аспект воздействия искусства на личность.

Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством и идет через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах.

Искусство, как и наука, «сокращает нам опыты быстротекущей жизни» (Пушкин). Художественное произведение позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его элементом своей личности. Жизненный опыт человека ограничен исторически (рамками определенной эпохи) и лично (рамками деятельности этого человека). Искусство передает опыт отношения к миру, расширяя его исторические и личные рамки. Читатель и зритель, вос­принимая произведение, обретают определенную часть исторически многообразного опыта человечества; они получают художественно организованный и отобранный, обобщенный и концентрированный, осмысленный и оцененный художником опыт. Это позволяет человеку быстрее и качественнее вырабатывать собственные установки и ценностные реакции по отношению к типологическим жизненным обстоятельствам. Двухчасовой фильм о проблемах сегодняшней жизни – это своего рода эссенция, которая, растворяясь в нашем повседневном реальном опыте, повышает его социальную насыщенность.

Воспитательная функция искусства в той или иной степени дублирует возможности педагогики, морали и политики.

Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.

Осмысляя опыт художественной культуры Индии, индийский исследователь К. К. Панди утверждает, что в искусстве всегда доминирует внушение. Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей – внушение.

Готическая храмовая архитектура внушает зрителю священный трепет перед божественным величием.

Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов. В «час мужества» (Ахматова) в жизни народа внушающая функция искусства обретает особо важную роль. Так было в период Великой Отечественной войны. Один из первых зарубежных исполнителей Седьмой симфонии Шостаковича, Кусевицкий, заметил: «Со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами». Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова «Жди меня»:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

В двенадцати строках восемь раз повторяется как заклинание слово «жди». Все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Здесь выражена поэтическая мысль, важная для миллионов разлученных войной людей. Солдаты посылали эти стихи домой или носили их у сердца в кармане гимнастерки. Когда эту же мысль Симонов выразил в киносценарии, то получилось посредственное произведение: в нем звучала та же актуальная тема, но была утрачена магия внушения.

Эренбург в беседе со студентами Литературного института в начале 1945 г. высказал мнение, что сущность поэзии – в заклинании. Это, конечно, сужение возможностей поэзии. Однако это характерное заблуждение, продиктованное точным ощущением тенденции развития в военной поэзии. Она стремилась к немедленному действенному вмешательству в духовную жизнь и потому опиралась на выработанные вековым художественным опытом народа фольклорные формы, такие, как наказы, обеты, видения, сны, разговоры с мертвыми, обращения к рекам, городам. Лексика заклинаний, обетов, благословений, анахронизмы обрядовых оборотов речи звучат в военных стихах Тычины, Долматовского, Исаковского, Суркова. Так в стиле выражался народный, отечественный характера войны против захватчиков.

Внушение функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание – длительный процесс, внушение – одномоментный. Суггестивная функция в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функции искусства. Суггестивная функция искусства в той или иной степени дублирует возможности гипнотического воздействия на человека.

Внушающая функция (искусство как суггестия). — МегаЛекции

 

Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями под­нял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.

Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей — внушение.

Готическая храмовая архитектура внушает зрителю священный трепет перед божественным величием.

Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов.

Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова «Жди меня»:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди?

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

В двенадцати строках восемь раз повторяется как заклинание слово «жди». Все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Здесь выражена поэтическая мысль, важная для миллионов разлученных войной людей. Солдаты посылали эти стихи домой или носили их у сердца в кармане гимнастерки. Когда эту же мысль Симонов выразил в киносценарии, то получилось посредственное произведение: в нем звучала та же актуальная тема, но была утрачена магия внушения.



Внушение — функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание — длительный процесс, внушение — одномоментный. Суггестивная функция в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства.

 

Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации).

 

Эстетическая функция — ничем не заменимая специфическая способность искусства:

1) формировать художественные вкусы, способности и потребности человека. Перед художественно цивилизованным сознанием мир предстает как эстетически значимый в каждом своем проявлении. Сама природа выступает в глазах поэта как эстетическая ценность, вселенная обретает поэтичность, становится театральной сценой, галереей, художественным творением поп finita (незаконченным). Искусство дарит людям это ощущение эстетической значимости мира;

2) ценностно ориентировать человека в мире (строить ценностное сознание, учить видеть жизнь сквозь призму образности). Без ценностных ориентации человеку еще хуже, чем без зрения — ему не удается ни понять, как относиться к чему-либо, ни определить приоритеты деятельности, ни выстроить иерархию явлений окружающего мира;

3) пробуждать творческий дух личности, желание и умение творить по законам красоты. Искусство пробуждает в человеке художника. Изготовляя даже чисто утилитарные предметы (стол, люстру, автомобиль), человек заботится и о пользе, и об удобстве, и о красоте. По законам красоты создается все, что производит человек. И ему необходимо чувство прекрасного.

Пробуждать в человеке художника, желающего и умеющего творить по законам красоты, — эта цель искусства будет возрастать с развитием общества.

Эстетическая функция искусства (первая сущностная функция) обеспечивает социализацию личности, формирует ее творческую активность; пронизывает все другие функции искусства.

 

Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение).

 

Искусство доставляет людям наслаждение. Гедонистическая функция (вторая сущностная функ­ция) как и эстетическая, пронизывает все другие функции искусства. Еще древние греки отмечали особый, духовный характер эстетического наслаждения и отличали его от плотских удовольствий.

Гедонистическая функция искусства опирается на идею самоценного значения личности. Искусство доставляет человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения. Именно самоценная личность, в конечном счете, и является наиболее социально действенной. Другими словами, самоценность личности — существенная сторона ее глубокой социализации, фактор ее творческой активности.

Заключение.

 

Постоянная и непрерывная взаимосвязь таких форм общественного сознания как философия, наука, искусство, мораль, составляющих глубинное содержание понятия культуры и выявляющих огромные, неисчерпаемые потенциалы человеческой деятельности – условие успешного функционирования общества, гарантия социального прогресса.

Искусство непреходяще, ибо сказанное талантливым художником в одну эпоху не утрачивает своей значимости в последующие эпохи, наследуется поколениями, раскрывая всё новые и новые грани неисчерпаемого жизненного содержания, заложенного в шедеврах.

Искусство незаменимо, так как, взаимодействуя с наукой, философией и моралью, обогащаясь их содержанием, оно не просто перенимает его, а несёт человеку своё собственное, непереводимое на язык других форм общественного сознания содержание, пробуждая в человеке неисчерпаемый творческий потенциал.

Литература:

Основная

1. *Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.: Высш. Шк., 2002.

2. *Бычков В.В. Эстетика: учебник. – М.: Гардарики, 2005.

3. *Кривцун О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.

4. *Куренкова Р.А. Эстетика: учебник. – М.: Владос-Пресс, 2004.

5. *Никитич Л.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2003.

6. *Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / авт. кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С Остапенко, В.Н. Пристенский. – Воронеж: ВВШ МВД России, 1998.

7. *Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.

 

Дополнительная:

1. *Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.

2. *Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел: лекция . – М.: МВШМ МВД России, 1993.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Искусство и власть. Внушающая сила искусства.

Урок 3. «Искусство и власть»

I. Приветствие. Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит подвести итоги по теме «Искусство и власть». Ваши творческие задания посвящены вопросу воздействующей силы искусства на человека-гражданина, на народы, проживающие в государстве, на мироощущение и мировосприятие личности. Я тоже приготовила для вас видеоролики, иллюстрирующие силу искусства.

Вспомним основные понятития.

— Что такое искусство?

— Что такое власть? (ответы учащихся).

Иску́сство — процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Искусство является составной частью культуры человечества.
Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

— Когда же появилось искусство?(ответы учащихся)

Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.

— Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?

Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

II. Изучение нового материала.

Доклады и сообщения учащихся.

1 докладчик

  1. Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.

  1. Осмысляя опыт художественной культуры своей страны, индийский исследователь К.К. Панди утверждает, что в искусстве всегда доминирует внушение. Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей – внушение.

Готическая храмовая архитектура внушает зрителю священный трепет перед божественным величием.

  1. Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов. В «час мужества» (Ахматова) в жизни народа внушающая функция искусства обретает особенно важную роль. Так было в период Великой Отечественной войны. Один из первых зарубежных исполнителей Седьмой симфонии Шостаковича, Кусевицкий, заметил: «Со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами». Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова «Жди меня»:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

В двенадцати строках восемь раз повторяется как заклинание слово «жди». Все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Вывод: Внушение – функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание – длительный процесс, внушение – одномоментный. Суггестивная функция в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства.

Источник: http://paintingart.ru/tolkingart/opinion/191-target-of-art.html?start=9

2 докладчик

Песня Александра Розенбаума «Чёрный тюльпан» весьма насыщена смысловым содержанием. Много тут слов, представляющих из себя повесть от имени участника войны.

В ту пору каждая советская эскадрилья в Афгане имела специальный самолет, прозванный в народе «черным тюльпаном». Он доставлял на Родину тела погибших бойцов или, говоря по-военному, «груз-200». Ежедневно экипажи совершали рейсы до военного аэродрома «Ташкент-восточный», откуда останки воинов развозились уже по всему Советскому Союзу.

Текст песни переполнен терминологией и понятиями, о которых знают преимущественно участники боевых действий. Называются города, в которых проходили ожесточенные боя с талибами. Именно там и погибло много 20-летних советских ребятах. Композиция упоминает и о горе родителей, к которым идут «караваны» из Афгана с трупами детей. Упоминает певец и о исламистах. Он и сам огорчен потерями друзей. Певец говорит о том, что на этой бессмысленной войне было много героев.

Многие песни Александра Розенбаума без преувеличения знает каждый. Одним из главных произведений в его творчестве, без сомнений, является баллада «Черный тюльпан». История ее создания такова: «Был тяжелый переход по афганским горам, после которого мне довелось поучаствовать в погрузке ящиков с «грузом 200», — вспоминает Александр Яковлевич. – Потом, вернувшись в часть, я крепко выпил и довольно быстро написал эту песню. Уже на следующий день в Герате я ее впервые исполнил». 

Воины-интернационалисты, как впрочем, и все слушатели, сразу приняли эту пронзительную, эпохальную вещь. В 1989 году Розенбаум выступал во Владивостоке и во время исполнения «Черного тюльпана» заметил, что в зале поднялась какая-то суматоха, зрители начали вставать с мест, засуетились… Оборвав аккорд, он спрыгнул со сцены и направился к эпицентру событий. В проходе без сознания лежала женщина. Врач с многолетним опытом, Розенбаум быстро сориентировался и оказал необходимую помощь. Выяснилось, что в судьбе этой женщины недавно случилась трагедия — единственный сын погиб под Кандагаром. 

Когда зазвучал «Черный тюльпан», эмоции перехлестнули через край и психика матери не выдержала. В начале 2000-х по инициативе мэра Челябинска и городской организации ветеранов Афганистана на центральной улице был установлен бронзовый памятник: мужчина в военном камуфляже с гитарой, как две капли воды похожий на Розенбаума, сидит на камне и поет. Рядом с ним — букет тюльпанов и накрытый куском хлеба стакан с водкой, в шаге от монумента — черный камень со словами песни «Черный тюльпан». «Памятник не мне, а песне, — говорит мэтр. — Это, прежде всего, дань памяти всем погибшим в Афгане». 

  • «Чёрный тюльпан» — памятник в городе Бендеры (Приднестровье).

  • «Чёрный тюльпан» — памятник в Екатеринбурге.

  • «Чёрный тюльпан» — памятник в Норильске.

  • «Чёрный тюльпан» — мемориал в Петрозаводске.

  • «Чёрный тюльпан» — мемориал в Пятигорске.

  • «Чёрный тюльпан» — памятник в Рузаевке (Мордовия).

  • «Чёрный тюльпан» — памятник в Хабаровске.

  • Самолёт АН-12 доставлял гробы из Афганистана, и кто-то дал этому самолёту это название — «Чёрный тюльпан». С тех пор это название «приклеилось» к самолёту, перевозившему из Афганистана гробы или груз 200.

  • Источник: http://www.stihi.ru/poems/2008/05/20/2100.html

3. Вечный огонь.

Первый «Вечный огонь» был зажжен в пос. Первомайский 6 мая 1957 года в память о павших в Великой Отечественной войне.

В Москве в настоящее время горит 3 «Вечных огня»:

  1. На Преображенском кладбище (9 февраля 1961 год)

  2. 8 мая 1967 года был зажжён на Могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены.

  3. 30 апреля 2010 года был зажжён «Вечный огонь» на Поклонной горе.

Символ памяти о погибших людях и страшной войне, унёсшей великое множество героев.

Памятник неизвестному солдату.

Память погибшим солдатам.

Памятники установлены повсеместно. I. Памятник Неизвестному солдату в п. Каджером Памятник Неизвестному солдату великой Отечественной войны в Каджероме установлен в 1976 году. Это – коленопреклоненная скульптура из гипса, покрытая золотистой бронзовой краской, установленная на высоком постаменте. На постаменте установлена доска с надписью «Слава защитникам Отечества». Памятник стоит в центре поселка на улице Октябрьской рядом с административным зданием конторы Каджеромского леспромхоза (ЛПХ). Место вокруг памятника обнесено деревянным забором. Автор памятника неизвестен. Памятник установлен по инициативе работников Каджеромского ЛПХ и привезен, скорее всего. С центрального склада «Комиснаба» из-под Сыктывкара или Ухты. Через год после установки памятника учащиеся 9-10 классов Каджеромской средней школы под руководством военрука Вододохова Эдуарда Степановича (в настоящее время он директор школы) изготовили деревянную ограду вокруг памятника. Ежегодно к празднику Победы ученики школы подновляют эту ограду, возлагают цветы. В День Победы самые достойные ученики школы стоят вместе с ветеранами великой Отечественной войны в почетном карауле. Здесь у памятника любят собираться молодые жители Каджерома. Молодожены в день свадьбы приносят к памятнику цветы. Молодежь поселка называет памятник «Алеша». К 55-летию Великой Победы администрация Каджеромского поселкового совета заказала доску с надписью «Слава защитникам Отечества». Инициатором установки доски стал ветеран великой Отечественной войны. Житель Каджерома Тимонин Василий Семенович. Доску устанавливали рабочие поселкового жилкомхоза Владимир Пирогов и Анатолий Назарчук К 65-летию Победы благоустроена территория вокруг памятника: заменен и покрашен забор, покрашен бронзовой краской сам памятник, установлены мемориальные доски с именами участников Великой Отечественной войны.

45 лет назад, 8 мая 1967 года, у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата был зажжен Вечный огонь в память героев, павших в годы Великой Отечественной войны.

45 лет назад, 8 мая 1967 года, у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата был зажжен Вечный огонь в память героев, павших в годы Великой Отечественной войны.

Традиция поддержания вечного огня в специальных горелках у монументов, на мемориальных комплексах, кладбищах, могилах восходит к античному культу Весты. Ежегодно 1 марта великий жрец зажигал в ее храме на главном Римском Форуме священный огонь, который жрицы-весталки должны были круглосуточно поддерживать в течение года.

В новейшей истории вечный огонь впервые был зажжен в Париже у Триумфальной арки на могиле Неизвестного солдата, в которой были погребены останки французского солдата, погибшего в боях Первой мировой войны. Огонь в мемориале появился спустя два года после его открытия. В 1921 году французский скульптор Грегуар Кальве выдвинул предложение: оборудовать памятник специальной газовой горелкой, которая позволяла бы освещать гробницу в темное время суток. Эту идею в октябре 1923 года активно поддержал журналист Габриель Буасси.

11 ноября 1923 года в 18.00 военный министр Франции Андре Мажино в торжественной обстановке впервые зажег пламя мемориального огня. С этого дня огонь на мемориале зажигается ежедневно в 18.30, в церемонии участвуют ветераны Второй мировой войны.

Традиция была заимствована многими государствами, которые создавали национальные и городские памятники в память о солдатах, павших в Первой мировой. Вечный огонь в 1930-1940-х годах был зажжен в Бельгии, Португалии, Румынии, Чехии.

  1. Учитель демонстрирует слайды и видеоролики.
Темы-Строительство БАМа, пионерские и комсомольские песни.

IV. Подведение итогов урока.

Д/з учебник с.102-107

Самоанализ урока «Искусство и власть»

Урок закрепления новых знаний.

Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся понимания значения искусства как способа идеологического воздействия на людей, на образ мыслей, стиль жизни, нравственные ориентиры человека.

Задачи:

Образовательные:

 Исследовать художественные явления прошлых веков, современности, связанных с выражением идей действующей власти,

Познакомиться с произведениями архитектуры, изобразительного искусства, музыки, отражающими позицию власти

Развивающие:

— продолжить формирование умения сравнивать и анализировать, делать выводы;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Воспитательные:

— способствовать прививанию интереса к культуре;

— готовность слушать собеседника и вести диалог;

— понимание необходимости выстраивания доброжелательных межнациональных отношений.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная.

Используемые на уроке средства обучения:

компьютер, экран, презентации по теме,

Мини-проекты, презентация учителя способствовали лучшему усвоению материала.

Результаты работы фиксировались в виде презентаций и оформленных сообщений учащихся.

Мотивацией на данном уроке служили выбор темы выступления по собственному желанию, проблемные вопросы

Ученики и учитель проводили рефлексию в течение всего урока и в конце урока.

Анализ и оценка деятельности обучающихся проводились самими учениками и учителем. Знания приобретались в активном деятельностном режиме. Атмосфера сотрудничества, сотворчества создавала благоприятный психологический климат. Личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношение, совместную деятельность) способствовали доверию и развитию коммуникативных УУД.

Учитель использовал эту технологию, потому, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей

Урок способствовал развитию коммуникативных, личностных, творческих, познавательных УУД. Эти приёмы помогают создать условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формируют и развивают навыки совместной деятельности, помогают преодолеть барьер общения.

Метапредметные результаты: умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе в проектной деятельности;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме; перевод одной знаковой системы в другую; овладение различными видами выступлений;

Предметные результаты: умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно её воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;

Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
умения взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Формируемые в технологии умения: способность работать в группе; ранжировать информацию по степени новизны и значимости; умение графически оформлять текстовый материал; творчески интерпретировать имеющуюся информацию. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Результат: Учащиеся получают новые знания, связанные с культурой и историей страны, эта тема актуальна, учащиеся самостоятельно находят примеры воздействия власти посредством искусства на формирование мировоззрения у современного поколения. Тема вызывает повышенный интерес и множество вопросов. Особое значение имеет использование краеведческого материала.

Негатив и позитив в искусстве

Урок №4

Тема урока: Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства.
Внушающая функция (искусство как суггестия)
Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов. 

(Тиртей — греческий поэт VII в. до н. э.

Согласно античному преданию, Тиртей был хромым учителем, которого афиняне послали на подмогу спартанцам, когда те находились в тяжёлом положении во время Второй Мессенской войны. Тиртей так воодушевил спартанцев своими стихами, что они ринулись в бой и одержали победу.

^ Так как потомки вы все необорного в битвах Геракла,

Будьте бодры, ещё Зевс не отвратился от нас!

Вражеских полчищ огромных не бойтесь, не ведайте страха,

Каждый пусть держит свой щит прямо меж первых бойцов,

^ Жизнь ненавистной считая, а мрачных посланниц кончины —

Милыми, как нам милы солнца златые лучи!

Стихотворения Тиртея, написанные в стиле ионийской элегии и во многом перекликающиеся с греческим эпосом, содержат хвалу спартанским учреждениям, мифы, освящающие строй спартанской общины, призывы к сохранению «доброго порядка», прославление воинской доблести и описание жалкой участи труса. Безыскусные, но сильные стихи Тиртея служили у спартанцев военными песнями.)
Осмысляя опыт художественной культуры своей страны, индийский исследователь К.К. Панди утверждает, что в искусстве всегда доминирует внушение. 

Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей – внушение. 

Готическая храмовая архитектура внушает зрителю священный трепет перед божественным величием. 

Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов. В «час мужества» (Ахматова) в жизни народа внушающая функция искусства обретает особенно важную роль. Так было в период Великой Отечественной войны. Один из первых зарубежных исполнителей Седьмой симфонии Шостаковича, Кусевицкий, заметил: «Со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами». Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова «Жди меня»:
Жди меня, и я вернусь, 

Только очень жди. 

Жди, когда наводят грусть 

Желтые дожди, 

Жди, когда снега метут, 

Жди, когда жара, 

Жди, когда других не ждут, 

Позабыв вчера. 

Жди, когда из дальних мест 

Писем не придет, 

Жди, когда уж надоест 

Всем, кто вместе ждет.
В двенадцати строках восемь раз повторяется как заклинание слово «жди». Все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:
Не понять не ждавшим им, 

Как среди огня 

Ожиданием своим 

Ты спасла меня.

(Симонов. 1979. С. 158).
Здесь выражена поэтическая мысль, важная для миллионов разлученных войной людей. Солдаты посылали эти стихи домой или носили их у сердца в кармане гимнастерки. Когда эту же мысль Симонов выразил в киносценарии, то получилось посредственное произведение: в нем звучала та же актуальная тема, но была утрачена магия внушения. 

Однажды Эренбург в беседе со студентами Литературного института в 1945 г. высказал мнение, что сущность поэзии – в заклинании. Это, конечно, сужение возможностей поэзии. Однако это характерное заблуждение, продиктованное точным ощущением тенденции развития военной поэзии, которая стремилась к немедленному действенному вмешательству в духовную жизнь и потому опиралась на выработанные вековым художественным опытом народа фольклорные формы, такие как наказы, обеты, видения, сны, разговоры с мертвыми, обращения к рекам, городам. Лексика заклинаний, обетов, благословений, анахронизмы обрядовых оборотов речи звучат в военных стихах Тычины, Долматовского, Исаковского, Суркова. Таким образом в поэтическом стиле проявлялся народный, отечественный характера войны против захватчиков. (Симонов_Горят города)

Внушение – функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание – длительный процесс, внушение – одномоментный. Суггестивная функция в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства.
Один из наиболее существенных вопросов — это позитивность и негативность в искусстве. Действительно, все произведения делятся на два вида — условно их можно обозначить как позитивные (оптимистические, жизнеутверждающие) и негативные (пессимистические или жизнеотрицающие). Если в первых акцент делается на позитивные стороны реальности (устремления, надежды, радость, успех, творчество…), то во вторых — на негативные (трагедия, страдания, неудачи, разочарования, разрушение…). Есть, конечно, и переходные формы — произведения с открытым концом, или нейтральные, или — оптимистическая трагедия (кстати, большая часть классических трагедий на самом деле оптимистична, безысходность в литературе появилась только начиная с 19-го века, что, вероятно, можно связать с тем, что большая часть классиков 16 — 18 веков — например, Шекспир и его современники — были глубоко верующими людьми и верили, что Божественное вмешательство расставит все по своим местам, а начиная с 19-го века утверждается «агностическая» идея отсутствия таких высших ценностей и их замены «реальным» описанием событий, т.е. например, если какой-нибудь жадный ростовщик и вызывал осуждение автора, то автор не мог показать, что такой персонаж на самом деле обречен, а иногда и попросту не видел этого. Альфонс Доде, например, в своей пьесе «Борьба за существование» буквально извиняется перед читателем за «мелодраматический» конец, где главного героя, негодяя, накануне его женитьбы на красавице дочери банкира убивает отец доведенной им до самоубийства девушки — надо думать, что за такой конец автора немало покритиковали, но все же совесть писателя не смогла оставить негодяя безнаказанным и это было нетипично для данного времени). Предел негативного взгляда на мир — декаданс (например, Бодлер), основанный на полном неверии в добро (появление таких авторов кроме всего прочего было следствием чрезмерно «материалистического» восприятия, характерного для 19 века). 

Опыт показывает, что произведений второго типа в реальности больше, чем первого. Кроме того, бурно обсуждается вопрос о значении каждого типа. 

Прежде всего — почему позитивных произведений существенно меньше, чем негативных? Ведь этот факт повергает многих в тоску и отвращает от книг или телевидения. 

Причин несколько. Во-первых, эталоны негативных переживаний многочисленны и способны вызвать отклик у читателя: смерть, бедность, стихийные бедствия и катастрофы, война, голод, лишения… в той или иной форме свидетелем этого был каждый (начиная от программ новостей и кончая переживаниями родственников — ведь каждый был свидетелем смерти хотя бы одного родственника или знакомого, и многие в глубине души боятся смерти, бедности и т.д.), к тому же каждый понимает, что от таких негативных событий он не застрахован (и причиной этого является не только избитый факт «все люди смертны» — это также и политическая нестабильность, и примеры различных катастроф, которые в общем-то нередки, и воспоминания, и документальная хроника). Как заметил С. Переслегин [1], в конечном счете все эти негативные эталоны сводятся к страху трех смертей — физической, психической (безумия), социальной (изгнание из сообщества). А с эталонами позитивных событий сложнее. Действительно, а что можно вспомнить? Спокойная счастливая жизнь? Но кому интересны книги, где герои на каждой странице пьют сладкий чай — и все? Такие книги прославляют стабильность, а стабильность скучна — и такие книги скучны тоже (кроме того, стабильность связана с отсутствием переживаний, а книги без переживаний не способны задеть душу читателя). Так и хочется вспомнить, как юный Стивенсон в ответ на реплику, что у любимого им Достоевского слишком много страданий, ответил: «Тогда читайте воскресные приложения к газете «Эхо». Там герои все время едят жареных куропаток». Выиграть миллион в лотерею? Но кому интересно читать про то, как кому-то повезло, особенно если предыдущий опыт не отличался особым везением? Победа на войне? Конечно, да. Но перед этой победой были кровь, грязь, жизнь на волоске от смерти, а главное, в реальности почти не бывает противостояний явного добра и явного зла. Поэтому все время среди читающих книги о любой победе на войне обязательно найдется хотя бы один, кто, подобно Ниенне, скажет: «Все было не так. Книги пишут победители, а с точки зрения побежденных все было иначе» (некоторые оправдывают даже такую безусловную гнусность, как нацизм). А кроме всего прочего, легко увидеть, что реально негативные события «сваливаются» сами и представляются отклонением от сложившегося порядка вещей, происходящим не по воле участника событий, а для получения позитивных требуется приложить усилие (большая же часть читателей в любом случае питает надежду на достижение успеха без особых затруднений). 

Наиболее бесспорным источником позитивных эмоций является хорошо выписанный образ победы, но не победы над каким-то врагом, а победы над сопротивлением стихии, это чувство, сравнимое с тем, которое переживает человек, стоящий на вершине: «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершины еще впереди» (В. Высоцкий). В научной фантастике это освоение другой планеты (примеры — от братьев Стругацких до Маккеффри), борьба с катастрофой или ее последствиями (Карсак, Мерль). Похожее чувство испытывают, например, ученые в момент, когда они понимают, что у них получилось нечто очень значительное, фундаментальное. Но для понимания подобных произведений нужен специфический способ мировосприятия, в чем-то родственный «туристам и альпинистам» 60-х годов. К сожалению, среди новых поколений представителей такого типа очень мало, и теперь в качестве источника позитивных эмоций, духовного восторга выступают другие вещи, менее связанные с реальной жизнью, и оттого еще менее очевидные для большинства, чем предыдущее — поэтические или мистические переживания. (Кстати, граница, разделяющая ролевиков и «диванных» любителей фэнтези проходит именно здесь — ролевики в гораздо большей степени являются наследниками неформалов 60-х годов).

Еще один вопрос — в чем состоит значение позитивного и негативного подхода в искусстве? Ведь очень часто сторонников негативного подхода обвиняют в пессимизме или очернительстве, и наоборот, сторонников позитивного подхода — в приукрашивании и лицемерии (а в результате можно схлопотать две крайности — либо программы типа невзоровских, либо графоманские произведения периода соцреализма, вроде «Кавалера Золотой Звезды»). 

Но на этот счет удобнее ответить при помощи следующей таблицы:

Позитивное 

Поднимает настроение

Показывает возможность решения

Вселяет надежду

Может привести к расслаблению 

Может поднять настроение 

Характерно для активных людей 

Негативное 

Заставляет задуматься

Показывает сложность проблемы

Предостерегает от иллюзий

Требует строгости в мыслях и поступках

Может привести к безысходности

Характерно для созерцателей

Таким образом, и позитивные, и негативные произведения выполняют определенную (конструктивную) функцию. К тому же одну и ту же идею можно иногда сказать и через позитив, и через негатив. Например, недостатки какой-то общественной системы можно либо раскритиковать через антиутопию, либо тоже раскритиковать, но через сравнение с более позитивной системой (т.е. через позитивную утопию). Но, конечно же, антипатию может и должна вызывать скособоченность. Просто скособоченность в сторону позитива кажется фальшивой сразу же («Хочешь посмотреть сказку? Включи программу «Служу Советскому Союзу»!» — шутка 80-х годов), а со скособоченностью в сторону негатива сложнее. Люди очень легко верят недостоверным пессимистическим прогнозам (например, всем этим предсказаниям катастроф), потому что эти прогнозы затрагивают чуткие струны в душе, прежде всего, инстинкт самосохранения (боязнь смерти и т.д.). А в таких случаях логика не особенно помогает, зато срабатывают этические аргументы типа «Об этом все говорят». Это приводит к большему успеху негативного творчества по сравнению с позитивным. Плюс такое свойство человеческой психики (особенно зрелой, а в зрелости акцент смещен на логику, этика же остается на периферии): информация, несущая радость, всегда требует перепроверки (а вдруг радость преждевременна?), а информация, вызывающая страх, перепроверки хоть и требует, но не блокируется этой перепроверкой в большинстве случаев, потому что затрагивает слабые стороны психики (испугаться легко, а избавиться от навязчивого страха труднее). Логика же позволяет отсечь такую информацию только в случае, если она представляет из себя откровенную «развесистую клюкву» (но и в этом случае она должна быть достаточно сильной).

Функции искусства: самая полная информация

Функции искусства: самая полная информация

Всем доброго времени суток, на связи с вами Андрей Пучков! 

При самостоятельной подготовке к егэ или любым экзаменам по гуманитарным предметам, следует помнить, что нельзя подходить к этому занятию шаблонно — по накатанной. Любой экзамен проверяет не только и не столько ваши знания, сколько то, умеете ли вы применять эти знания в реальной жизни. И если нет — это только «тройка» — это только удовлетворительный результат, но никак, друзья, не отличный. Просто за знания всегда ставится «тройка».

В этом же посте я расскажу вам функции искусства на конкретных примерах, и такой материал побудит вас именно в таком же духе изучать и другие темы по обществознанию.

Функции искусства в обществе

Перед тем как читать дальше, я вам крайне рекомендую прочесть эту статью, про то, что такое искусство. 

Функции искусства: самая полная информация

А теперь, собственно про функции, кратко.

Эстетическая функция. Эстетика — это наука о прекрасном и безобразном. Существуют законы, критерии, по которым можно отличить прекрасный предмет от безобразного или наоборот. Понятное дело, восхищаться безобразным никто не будет. Поэтому эстетическая функция подразумевает восхищение прекрасным. 

Но зачем нам с вами восхищаться чем-то? Давайте я приведу пример. Предположим, вы — суровый уральский грузчик, который работает по 8 — 10 часов в день, 6 дней в неделю. Работа крайне тяжелая. Вы приходите домой очень уставшим. Вам хочется отвлечься от суровых будней. О да! За месяцы такой работы, вам действительно хочется разнообразия. И тут подруга вас пригласила в музей изобразительного искусства. Вы, конечно, пошли туда, больше из-за миловидной подруги, чем действительно из-за искусства. Ну так ведь разнообразие — разве нет?

И вот вы зашли в зал. И встаете перед полотном, которое превышает Ваш рост в два раза. На полотне изображено нечто чудесное: небесно-голубое небо, какие-то античные божества в прекрасных формах, в прекрасных одеждах, которые пьют из кубков, из которых вам-то точно никогда не попить! Вы стоите завороженный этим полотном, потому что оно написано гениально.

Функции искусства: самая полная информация

Вы, возможно, в первый раз в жизни действительно прикоснулись к нечто прекрасному. Возможно это событие изменит вашу жизнь, возможно вы уволитесь из грузчиков и пойдете получать искусствоведческое образование. Кто знает? Или вы просто станете любителем и ценителем прекрасного, ценителем культуры.

Таким образом людям просто необходимо хоть иногда прикоснуться с искусству, иначе их души грубеют, и они становятся похожими на животных, не замечали? Напишите в комментариях, если так.

Рекреационная функция. Рекреация — это отдых. Она напрямую вытекает из эстетической. Если вы наслаждаетесь красотой, вы отдыхаете.

Функция социализации. Детальнее о том, что такое социализация, смотрите в этой статье. Приобщаясь к искусству, человек усваивает новые нормы, новые правила, новую социальную реальность. К примеру, если он будет материться в зале, где выставляются предметы искусства, его быстро выгонят оттуда, и он поймет, есть места, где не стоит ругаться матом.

Познавательная и мировоззренческая функции. Прикасаясь к искусству, мы невольно познаем что-то новое. Но не разумом, а органами чувств. К примеру, если вы посетите органный зал, или оперный театр, если вы попадете на действительно стоящее произведение, оно всколыхнет в вас новые чувства, и вы многое узнаете как о себе самом, так и о тех эмоциях, чувствах, которые о которых может рассказать только музыка, один из видов искусства.

Этическая функция. Этика — наука о должном поведении. Наш герой, суровый уральский грузчик, после музея искусств если посетит оперный зал, или просто симфонический, то он может испытать катарсис — этическое, душевное очищение с помощью аффекта. Аффект — это сильнейшее эмоциональное состояние, которое подчас блокирует разум.

Функции искусства: самая полная информация

А ведь именно им и жил наш герой всю жизнь. Что он видел, кроме суровых  лиц своих коллег, матюгов на работе, ругани и лицемерия? Может только свою мизерную зарплату каждый месяц и все. Именно поэтому остальные чувства, действительно сильные, ему попросту были просто незнакомы. Да, он мог испытывать только сильную злобу или гнев. А вот сильное восхищение? Сильную любовь или смирение? Не думаю.

На музыкальном концерте, в зале искусств такое вполне возможно. И возможно, искусство доведет нашего сурового героя до катарсиса, он в один миг может простить своих коллег, самого себя, и может даже почувствовать просто любовь к людям. Это может полностью изменить такого человека, и он вряд ли, возможно, уже будет ругаться матом. Он может стать терпимее и лучше. В этом и выражается этическая функция искусства.

Надеюсь, вы усвоили эту тему, и впредь будете видеть за сухими понятиями реальную жизнь. Если же вы хотите получить полное представление о курсе обществознания в этом же духе, рекомендую вам мой авторский видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

До встречи в следующих статьях! Обязательно напишите, что думаете обо всем этом в комментариях!

С уважением, Андрей Пучков

17. Художественно-концептуальная, воспитательная, внушающая, коммуникативная, эстетическая и гедонистическая функции лит-ры.

Художественно–концептуальная функция (литература как анализ состояния мира). Существует два взгляда на способность литературы и искусства вообще к концептуальному постижению окружающего мира. В духовной жизни современного общества сильна волна, идущая в философии от интуитивизма А.Бергсона, в психологии от З.Фрейда, в искусстве – от сюрреализма с его «автоматическим письмом»; «эпидемией снов» и «отключением разума», отрицающая возможность концептуального познания мира средствами искусства. Например, итальянский философ Б.Кроче определяет искусство как интуицию и отрицает его способность к концептуальному знанию, которое якобы может быть выражено только в логических понятиях. Кроче считает искусство «более простой и элементарной формой познания», чем познание концептуальное. Однако искусство тяготеет к концептуальности, оно стремится к глобальному мышлению, к решению общемировых проблем, к осознанию состояния мира.

Например, загадки бытия решали Софокл и Еврипид, Данте в «Божественной комедии» создал модель Вселенной. Единой концепцией охватывал состояние мира Шекспир. Гете в «Фаусте» дал глубокую концепцию человека и человечества.

Тяготение и философичности ярко выразилось в русской классической литературе. Наиболее ярко способности литературы к концептуальному постижению мира проявились в творчестве М.Лермонтова, Ф.Достоевского, Л.Толстого. Тенденция к философичности еще более усилилась в литературе ХХ века. Философично творчество Т.Манна, Б.Брехта, М.Фриша, Ф.Дюрренматта, А.Камю, Ж.П.Сартра и др.

Воспитательная функция.

Литература формирует строй чувств и мыслей людей. Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, литература заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир.

Вместе с тем воздействие литературы ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством. Литература воздействует на личность через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах.

Перефразируя А.С.Пушкина, можно сказать, что литература «сокращает нам опыты быстротекущей жизни»: она позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его фактом своей жизни, элементом своей биографии. В этом – источник воздействия литературы на целостную личность.

Внушающая функция (литература как суггестия, воздействие на подсознание).

Литература – это всегда внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на человеческую психику. Произведение нередко как бы завораживает. Суггестия (т.е. внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой и трудной войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо воинов хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.

Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселить бодрость в шагающие колонны бойцов.

Суть фольклорных заговоров, заклинаний, плачей – внушение. В напряженнейшие часы жизни народа внушающая функция в художественных произведениях обретает особо важную роль. Так было в период ВОВ. В поэзии этой поры стремление к действенности слова возрождает такие древние формы, как заклинание, проклятие, заповедь и т.д. Так, одна из популярных песен, воспевающая храбрость, построена на характерном для заговоров повторяемом присловье, которое призвано убедить слушателя, внушить ему смелость и презрение к смерти как норму поведения:

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет (Сурков).

Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение К.Симонова «Жди меня». В 12–ти строках 8 раз повторяется как заклинание слово «жди»: все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Коммуникативная функция (литература как общение).

Восприятие художественного произведения происходит по законам общения. Художественное общение позволяет людям обмениваться мыслями, дает возможность человеку приобщаться к историческому и национальному опыту, далеко отстоящему от него эпохально и географически. Тем самым литература повышает духовный потенциал и общность человечества.

Информация, переданная на языке художественной литературы, легче усваивается другими народами, чем информация на языке слов. Информативные возможности художественного языка шире и качественно выше, так как язык искусства и понятнее, и метафоричнее, гибче, иносказательнее, парадоксальнее, эмоционально, эстетически богаче, чем естественный, разговорный язык.

Эстетическая функция.

Эта функция проявляется в способности литературы, во–первых, формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и, во–вторых, пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты.

То есть литература учит человека видеть жизнь сквозь призму образности. Она пробуждает в людях художников.

Гедонистическая функция (литература как наслаждение).

Литература доставляет людям наслаждение.

Раскрывая правду о жизни, она доставляет людям величайшую радость постижения красоты.

Искусство задания

Знаете ли Вы, что говоря «Жизнь коротка, искусство вечно!» великий Гиппократ, основатель современной медицины, имел ввиду не художественное творчество, а искусство врачевания? Он говорил, что искусство врача не освоить и за всю жизнь. Для освоения  по темы «Искусство задания» ЕГЭ у нас нет целой жизни, поэтому приступим к их разбору!

Сразу скажем о том, что это разбор темы расширенного курса подготовки к ЕГЭ по обществознанию от эксперта Коцарь Евгения Сергеевича. Вы можете уже сегодня начать нашу совместную подготовку к ЕГЭ по обществознанию 2019 года! Я проработал для Вас все темы кодификатора ЕГЭ по обществознанию, и одна из них посвящена важному институту духовной культуры — искусству.

Тема искусство задания и разбор тестов.

Для лучшего усвоения материала мы каждый раз разбираем несколько тестовых заданий в формате ЕГЭ по обществознанию частей 1 и 2. Обратите сегодня особое внимание на разбор одного из самых сложных заданий части 1 — В6 (задание 20 в формате ЕГЭ 2019).

Начнем с типичного тестового задания для ОГЭ по обществознанию. Достаточно типичный вопрос, встречающийся для проверки знаний в духовной сфере. Решается путем исключения самого широкого понятия из остальных уже.

Познание, искусство и наука – это институты, формы проявления духовной культуры. А культура — это все, что создал человек, логично выглядит утверждение о том, что это база духовной жизни.

Ответ: 4.

Пойдемте далее, и выполним задание части 1 — В6 (20). Решение этого задания часто затрудняется у выпускников необходимостью наличия «чутья языка», ведь речь идет о работе с текстом по русскому языку, куда нам нужно вставить нужные в контексте слова, термины и словосочетания.

Итак, приступим к заданию 20. Это достаточно сложное задание части 1 ЕГЭ 2019 по обществознанию. Нам предстоит поработать с текстом, пригодятся знания русского языка, умение правильно выбирать падежи и связывать слова. Для начала прочитаем текст. О чем он? Об ИСКУССТВЕ!

Начинаем работать. Сразу советую вписывать выбранное слово прямо в бланк задания, а использованное зачеркивать, чтобы оно не мешало выбору других.

«Искусство – это особая форма духовной…» это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Она бывает двух видов – материальная и духовная. Б) деятельность.
«духовной деятельности человека и …». Действовать может субъект – либо человек, либо ОБЩЕСТВО. Падеж корректный – ОБЩЕСТВА. Е) общество.
Далее перечисляются формы этой деятельности, убеждаемся в правильности выбора.
«Искусство является важнейшим способом ________(3) осознания мира». Какого осознания окружающего мира? Нужно прилагательное-характеристика. На выбор дано только одно прилагательное – А) эстетическое. Эстетического осознания мира, корректно!
«В его основе лежит отражение и ________(4) в художественных образах». Отражение и.. нужно действие, глагол. Ж) преобразование реальности. Другого выбора мы не видим. «… отражение и преобразование реальности) в художественных образах».
«Художественные образы в искусстве создаются различными ________(5)». Может подойти ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ, но это характеристика взаимодействия СИСТЕМЫ, а не конкретного вида деятельности, коим является искусство. Поэтому – СРЕДСТВАМИ. В) средства.
«Так, в литературе художественное отображение действительности происходит с помощью ________(6)». Что пишет поэт, писатель? Текст, СЛОВА. «Так, в литературе художественное отображение действительности происходит с помощью СЛОВА, в живописи – через зрительные образы, в скульптуре и архитектуре – через объемно-пространственные формы, в музыке – через звуковые формы». И) слово.

Теперь читаем весь текст, проверяем корректность и сочетания слов. Все стыкуется, единый текст сложился.
Заполняем таблицу, расставляя буквы из ответов. Ответ – буквенная последовательность, ее и переносим в бланк.
Вот наш искомый текст:

А вот как в идеале для наиболее четкого и верного выполнения этого задания 20 должна выглядеть наша работа с ним! Мы работаем прямо в бланке КИМа, на теряя время.

Ответ: БЕАЖВИ (БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ!!!).

Работа с частью 2. Приводим конкретные примеры!

Задание части 2 — 26 может выглядеть так:

26. Приведите конкретные примеры реализации не менее чем трех функций искусства. В каждом из случаев приведите сначала функцию, а затем пример.

Что же, приступим, для начала вспомнив функции искусства:

Мы помним, что при правильной подготовке к ЕГЭ по обществознанию любой теоретический тезис должен быть подкреплен теоретическим аргументом. Попробуем привести конкретный пример, конкретизирующий каждую из функцию искусства:

1. Познавательная. Л.Н. Толстой в произведении «Война и мир» описывает ход боевых действий Отечественной войны 1812 года.

2. Воспитательная. Статуя «Рабочий и колхозница» В. Мухиной воспитывала в советских людях патриотизм, понимание единства страны, рабочих и крестьян.

3. Коммуникативная. Л.Н. Толстой в «Войне и мир» показал свой личный взгляд на Наполеона Бонапарта.

Нас просили три функции, но мы приведем примеры ко всем, которые помним, чем еще раз подтвердим в глазах эксперта ЕГЭ, который будет проверять письменную часть, наш высокий уровень знаний и претензию на максимальный балл ЕГЭ по обществознанию.

4. Прогностическая. Казимир Малевич в своем «Черном квадрате» дал прогноз революционного, трагического развития страны.

И еще один пример для общего развития.

И теперь вот как выглядит наш ответ на это сложное задание:

1. Познавательная. Л.Н. Толстой в произведении «Война и мир» описывает ход боевых действий Отечественной войны 1812 года.

2. Воспитательная. Статуя «Рабочий и колхозница» В. Мухиной воспитывала в советских людях патриотизм, понимание единства страны, рабочих и крестьян.

3. Коммуникативная. Л.Н. Толстой в «Войне и мир» показал свой личный взгляд на Наполеона Бонапарта.

4. Прогностическая. Казимир Малевич в своем «Черном квадрате» дал прогноз революционного, трагического развития страны.

Подведем итоги

Что мы сделали сегодня?

1. Мы вспомнили основные институты духовной культуры.

2. Мы определили их влияние на духовный мир личности.

3. Мы научились работать на бланке КИМа со сложным текстовым заданием части 1 — 20.

4. Мы вспомнили, что при подготовке к ЕГЭ 2019 по обществознанию необходимо для себя конкретизировать каждый теоретический постулат (термин, функцию).

5. Мы убедились, что визуализация материала повысит Ваши шансы запомнить большой объем теоретических сведений.

Готовьтесь к ЕГЭ 2019 по обществознанию с нами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *