B2b-услуга как искусство, или Как понять потребителя
При выборе поставщика потребитель b2b-услуг проходит долгий путь, состоящий из множества «микромоментов». Если вы как руководитель компании представляете, какие этапы предшествуют окончательному решению вашего клиента, то можете на него повлиять. Я хочу рассказать о том, как протекает этот процесс на рынке хедхантинга, где работает наша компания. Наш опыт отражает закономерности, которые присущи практически всем b2b-сферам.
Когда клиент – король
Цена ошибки на b2b-рынке слишком велика. Имя ей репутация. Как только вы запятнали собственную репутацию, информация о вашем проступке мгновенно расходится по рынку. В результате вас реже приглашают в тендеры, не звонят средь бела дня с предложением о срочном заказе, который можете выполнить только вы. Поэтому каждый микромомент в коммуникации между клиентом и вами бесценен. С чего же начинается поиск заказчика со стороны хедхантинговой компании? С точки зрения consumer decision journey от McKinsey, мнение об агентствах, занимающихся подбором персонала, формируется у клиентов (руководителя бизнеса или HR-департамента) нелинейно:
- Персональный опыт.
Культивируется на основе личного опыта: когда одна из подобных организаций рекрутировала специалиста.
- Рекомендации коллег. Пользуется наибольшим доверием: минимизирует фактор человеческой ошибки.
- Рейтинги. «100 лучших хедхантеров» и другие субъективные рейтинги формируют свою «картину мира».
- Активный поиск. Анализ рынка из открытых источников: СМИ, социальных сетей. Сравнение опыта, профиля, команды компаний на основе информации с сайтов.
Первичная сегментация целевой аудитории b2b-компании включает два уровня:
1. До личного знакомства. Комплекс мер, позволяющих невербально влиять на решение клиента. Речь идет о маркетинг- и PR-миксе, состоящем из прямой рекламы, SEO, контента веб-сайта, экспертных статей и интервью на профильных ресурсах.
2. После личного знакомства. Комплекс мер, когда вы можете лично презентовать свой бизнес, его сильные стороны, вдохновить личным примером или совместно реализованным проектом.
В вышеупомянутую концепцию consumer decision journey на уровне «до личного знакомства» входят три этапа: формирование потребности, поиск и сравнение решений. Где «формирование потребности» – появление у клиента запроса на вакансию или знакомство с бизнесом хедхантинг-компаний, «поиск» – аналитика рынка, а «сравнение» – лонг-лист потенциальных исполнителей. Поэтому как управленец вы должны разработать стратегию коммуникации с B2B-потребителями на каждом из уровней и этапов consumer decision journey. Вы должны составить документ, который ответит на вопросы: что мы скажем потребителю и в какой форме?
На этапе «формирование потребности» вы можете инвестировать ресурсы в образование рынка: объяснение преимуществ работы с профильными компаниями, популяризация собственных кейсов, объяснение процесса поиска через инновации на рынке.
Как и что потребитель ищет в интернете
Поиск исполнителей – важнейший этап формирования у потребителя b2b-услуги представления о рынке. Именно в этот момент он находит информацию о рекрутинге, компетенции хедхантинг-компаний, ключевых представителях рынка, актуальных трендах. Уровень вовлечения и использования данных зависит от должности и целей потребителя.
- Специалист отдела закупок ищет профильный рейтинг и общую информацию о лучших компаниях на рынке.
- HR-специалист внимательно изучает рынок: цифры, игроков, портфолио и персон.
Не стоит ожидать, что 100% потребителей внимательно изучат вашу позицию на рынке, одинаково успешно усвоят коммуникационное сообщение и закажут услугу. Ваши потребители не одинаковы, но их объединяет желание узнать рынок в деталях. А ваша задача – выделиться на фоне конкурентов.
Каким образом потребители ищут информацию? На первом месте – рекомендации. Это область брендинга и положительного портфолио. Этап, на котором вас советуют коллегам. На втором месте – поиск по запросам в Google и Яндексе по фразам «подбор персонала», «рекрутинговое агентство», «рейтинг рекрутинговых агентств», «executive search» и другим, близким по цели.
Чаще всего первый запрос формулируется в общем виде: «поиск» или «подбор персонала». Заказчики рекрутинга начинают выбор подрядчика со сбора базовой информации о рекрутинге из Wikipedia и специализированных СМИ. После того, как HR-специалист понимает особенности стоящей перед ним задачи, у него формируются требования к агентствам.
Как известно, редкий пользователь пользуется второй страницей поисковой выдачи. Обычно он переходит по первым трем-четырем ссылкам и все. Поэтому, если вы хотите коммуницировать с потребителем на этапе поиска информации – инвестируйте в SEO или контекстную рекламу. Но что произойдет, когда потребитель перейдет на ваш официальный сайт: что он для себя вынесет, запомнит он его или нет, сохранит ваши контакты или пойдет дальше?
Бренд всему голова
Как руководитель рекрутингового агентства, я понимаю, что бренд – важнейший фактор влияния на рынке. Бренд агентства – образ, созданный его командой, клиентами, конкурентами и кандидатами. Он живет в головах нашей команды и целевой аудитории. Его составные части: фирменный стиль, нейминг, тональность коммуникации, позиционирование, портфолио, команда и собственные онлайн-ресурсы. Именно с брендом соприкасается потребитель, посещающий веб-сайт b2b-компании. Первая встреча может быть последней, поэтому важно сделать дебютное впечатление сильным. На что обращает внимание потребитель, посещая веб-сайт:
- Дизайн. Эстетическое удовольствие играет большую роль во влиянии на потребителя.
- Юзабилити. Удобство пользования веб-сайтом напрямую влияет на восприятие компании потребителем. Чем удобнее (например, поиск контактов), тем охотнее вас запомнят.
- Ключевое сообщение. Потребитель посетил ваш ресурс, зная, чем вы занимаетесь. Сообщите ему, чем вы отличаетесь от конкурентов. В чем ваше позиционирование?
- Контент. Важные сведения о компании на первых трех экранах: дата основания, сильные стороны, портфолио, команда.
Многие компании на рынке грешат наличием большого количества текста на сайте. Ваш сайт – не рекрутинговая Wikipedia, а ресурс о компании.
Этап «сравнение» consumer decision journey также предполагает посещение веб-сайта. Что же ваш потенциальный заказчик там ищет? Какую информацию он сравнивает?
- Релевантность компании специфике своего поискового запроса: от «executive search» до «рекрутинг в финансовой сфере».
- Опыт работы: дата создания компании, портфолио.
- Другие факты: сильные стороны, количество сотрудников.
- Контакты.
Веб-сайт – инструмент продаж. Когда мы вышли на международный рынок, он нам очень пригодился. Для потенциальных клиентов он стал свидетельством нашего существования и донес успешный опыт работы на протяжении десяти лет. Без веб-сайта для клиентов из Великобритании, Швейцарии мы были бы никем.
Когда мы встретились с первыми потенциальными клиентами из-за рубежа, а это произошло в период оглашения первых антироссийских санкций, мнение о России на Западе было далеким от положительного.
Ключевая задача – запомниться
Многие руководители компаний не могут ответить на вопрос: чем ваш бизнес отличается от конкурентов? В рекрутинге много разных направлений для дифференциации: узкая специализация, масштаб организации (например, бутик), уникальный опыт управленца. Разберем практический пример позиционирования рекрутингового агентства: поиск персонала как искусство.
Ключевая задача позиционирования – запомниться. Сообщить целевой аудитории: «мы – другие». Выделиться на общем фоне: помочь организации стать брендом уровня top of mind. Какие элементы искусства существуют в рекрутинге? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно представить процесс поиска персонала. И тогда направления искусства в рекрутинге проясняются:
- Нестандартный способ хедхантинга.
Пример: хедхантер едет в машине, слушает радио. Внезапно появляется гость в студии – потенциальный кандидат. Хедхантер записывает его имя и компанию, звонит кандидату в офис и впоследствии устраивает его на новую работу.
- Реализация программы лояльности. Не прекращать связь с кандидатом после его выхода на работу, а поддерживать коммуникацию. Бывали случаи, когда профессионал, устроенный на работу пять лет назад, помогал найти другого кандидата или искал специалиста для себя.
- Убеждение кандидатов. Часто приходится работать с кандидатами, которые не собираются менять работу. Задача хедхантера: не разрушить жизнь человека, а оперативно убедить пойти на повышение – сделать шаг вверх по карьерной лестнице.
- Мультиканальная коммуникация. Адаптировать средства связи под кандидата или клиента. Facebook Messenger, Skype, WhatsApp, Telegram, электронная почта, iMessage, телефонный звонок, — нужно профессионально пользоваться любым инструментом коммуникации.
- Творческий подход к работе с базой контактов. Тренд на Big Data не будет реализован эффективно, пока Data Mining не станет популярной дисциплиной бизнес-аналитиков. Хедхантер – прирожденный аналитик, умеющий обрабатывать большие объемы информации, быстро находить данные и использовать малейшие зацепки для успешного закрытия вакансии.
- Креативный подход к интервью. Хедхантер должен быть хорошим психологом, уметь разговорить человека, найти глубинные мотивы, влияющие на его решение сменить работу. Пример: благодаря творческому подходу к интервью с одним кандидатом мы узнали, что решение за него принимала няня.
Почему позиционирование «поиск персонала как искусство» актуально? Рынок кандидатов чрезвычайно сложен в работе: подавляющее большинство топ-менеджмента успешно работает и не собирается менять свое место. С другой стороны, компании часто долго выбирают идеального кандидата (и что важно – необязательно самого успешного). А происходит это в ситуации, когда время – критический показатель эффективности проектов. Подобная ситуация требует нестандартного мышления. Требует умения связываться с теми, кто никогда не берет трубку, находить уникальных специалистов, общаться с членами правления компаний и иногда убеждать клиента изменить вакансию. HR-специалисты хорошо формулируют эту потребность. Когда они посещают веб-сайт рекрутингового агентства и читают, что поиск персонала может быть искусством – вы апеллируете к их инсайту, глубинному мотиву.
Какие можно сделать общие выводы? Понимание потребителей помогает организовать эффективную коммуникацию компании с целевой аудиторией. Ваши клиенты не клоны, а люди с индивидуальными запросами в конкретный отрезок времени. Одни из них придут к вам по рекомендации, других вы буквально будете влюблять в вашу компанию: в ее внешние ресурсы, бренд, позиционирование и даже текст на веб-сайте. Комплекс инструментов брендинга позволит вам выделиться и запомниться на фоне конкурентов.
Услуги B2B (битуби) от b2b компании в СПб Интерпрайм, Москва, Санкт-Петербург
Услуги B2B
Термин B2B (произносится как «битуби») является сокращением от английского business to business, что в переводе означает бизнес для бизнеса, соответственно, сутью данной категории видов деятельности является предоставление услуг и продажа товаров от одной компании другой, которая так же, как и первая является юридическим лицом. Наличие в качестве конечного потребителя именно юридических лиц и составляет основное отличие данной категории от B2C, которая рассчитана не на компании, а на конечного потребителя в виде физлица.
Многочисленные услуги b2b составляют достаточно обширный рынок. Для большинства крупных компаний выгодно не самим закупать необходимое оборудование для производства, или продукты питания для своих сотрудников, как и многое другое, а найти надёжных поставщиков, которые будут на привлекательных условиях и по хорошим ценам поставлять всё необходимое организации, выступающей в качестве заказчика.
В частности, к услугам B2B относятся и такие виды деятельности, как аутстаффинг, аутсорсинг, проведение независимых инвентаризаций, и BTL услуги – все они абсолютно не востребованы среди физических лиц, зато имеют огромную популярность у серьёзных организаций, причём в последнее время эти сферы развиваются всё активнее и активнее, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге.
Рынок b2b – что это?
На сегодняшний день рынок b2b сервисов, представляющий собой огромный комплекс видов деятельности, ориентированных на извлечение прибыли и других выгод от оказания услуг другим предприятиям, обеспечения их различными материалами и продуктами, организации поставок оборудования, особенно производственным фирмам, и многого другого, широк и многообразен.
Целевой аудиторией B2B рынка являются в первую очередь представители отделов закупок, собственно, во многом этот факт определяет стратегию маркетингового развития компаний поставщиков битуби услуг, которая, как правило, не предусматривает использование каналов массовых коммуникаций в силу малой эффективности такой политики.
Если постараться сформулировать суть ещё чётче, то В2В сегмент рынка это такой сектор рынка, который ориентирован на организацию эффективного и взаимовыгодного взаимодействия между предприятиями в таких процессах, как производство и продажи ими товаров и услуг. Стоит также отметить, что продажи b2b в большинстве случаев совершаются на уровне организаций оптом.
b2b компании в Москве и СПб
В Москве и Санкт-Петербурге услуги, относящиеся к «битуби» категории, предлагают многие b2b компании, и одной из них является Интерпрайм, предоставляющая многочисленные и разнообразные услуги в сфере аутсорсинга, проведения инвентаризаций, BTL и аутстаффинга.
Многие из организаций, являющихся нашими клиентами, становятся постоянными заказчиками широкого спектра предоставляемых нами битуби сервисов. Индивидуальное внимание к каждому клиенту, конкурентоспособные расценки, опытные сотрудники и обширное портфолио успешно выполненных и выполняемых проектов – вот составляющие успеха нашей компании!
Интерпрайм является одним из активных игроков на рынке b2b услуг с 2004 года – сочтём за честь стать поставщиком услуг сферы «бизнес для бизнеса» и для вашей организации!
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГИ ОТ ИНТЕРПРАЙМ
Определение V2V | ПКМаг
(1) ( V ehicle-to- V ehicle) Беспроводная связь между транспортными средствами на дороге. См. V2X.
(2) ( V виртуальный на V виртуальный) Миграция одной виртуальной машины (ВМ) на другую платформу ВМ. См. V2P, P2V и виртуальную машину.
(3) (от V до V ) См. SXSW.
Реклама
Истории PCMag, которые вам понравятся
{X-html заменен}
Выбор редакции
ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНО ТОЛЬКО ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Любое другое воспроизведение требует разрешения.Copyright © 1981-2022. The Computer Language(Opens in a new window) Co Inc. Все права защищены.
Информационные бюллетени PCMag
Информационные бюллетени PCMag
Наши лучшие истории в папке «Входящие»
Подпишитесь на PCMag
- Фейсбук (Открывается в новом окне)
- Твиттер (Откроется в новом окне)
- Флипборд (Открывается в новом окне)
- Гугл (откроется в новом окне)
- Инстаграм (откроется в новом окне)
- Pinterest (Открывается в новом окне)
PCMag.com является ведущим авторитетом в области технологий, предоставляющим независимые лабораторные обзоры новейших продуктов и услуг. Наш экспертный отраслевой анализ и практические решения помогут вам принимать более обоснованные решения о покупке и получать больше от технологий.
Как мы тестируем Редакционные принципы
- (Открывается в новом окне) Логотип Зиффмедиа
- (Открывается в новом окне) Логотип Аскмен
- (Открывается в новом окне) Логотип Экстримтек
- (Открывается в новом окне) Логотип ИНГ
- (Открывается в новом окне) Логотип Mashable
- (Открывается в новом окне) Предлагает логотип
- (Открывается в новом окне) Логотип RetailMeNot
- (Открывается в новом окне) Логотип Speedtest
- (Открывается в новом окне) Логотип Спайсворкс
(Открывается в новом окне)
PCMag поддерживает Group Black и ее миссию по увеличению разнообразия голосов в СМИ и владельцев СМИ.
© 1996-2022 Ziff Davis, LLC., компания Ziff Davis. Все права защищены.
PCMag, PCMag.com и PC Magazine входят в число зарегистрированных на федеральном уровне товарных знаков Ziff Davis и не могут использоваться третьими лицами без явного разрешения. Отображение сторонних товарных знаков и торговых наименований на этом сайте не обязательно указывает на какую-либо принадлежность или поддержку PCMag. Если вы нажмете на партнерскую ссылку и купите продукт или услугу, этот продавец может заплатить нам комиссию.
- О Зиффе Дэвисе(Открывается в новом окне)
- Политика конфиденциальности(Открывается в новом окне)
- Условия использования(Открывается в новом окне)
- Реклама(Открывается в новом окне)
- Специальные возможности(Открывается в новом окне)
- Не продавать мою личную информацию (открывается в новом окне)
- (Открывается в новом окне) доверительный логотип
- (Открывается в новом окне)
Технология V2V: работа в процессе
Мировая автомобильная промышленность, похоже, стоит на пороге прекрасного нового мира, где технологии связи и датчики объединяются для создания систем, которые практически исключают опасные для жизни столкновения и позволяют автомобилям управлять сами собой. Технологии межтранспортного взаимодействия (V2V), известные под общим названием «Совместные интеллектуальные транспортные системы», открывают транспортным средствам возможность обмениваться информацией и взаимодействовать друг с другом, а также с новой интеллектуальной инфраструктурой. Эти системы обещают не только сделать транспорт более безопасным и снизить воздействие автомобилей на окружающую среду, но и уменьшить заторы на дорогах.
Несмотря на то, что инженеры автомобильной промышленности заложили значительный фундамент, чтобы воплотить технологию V2V в реальность, им еще предстоит преодолеть несколько серьезных препятствий, прежде чем технология сможет выйти на рынок. Как и во многих других проявлениях Интернета вещей (IoT), сторонники V2V все еще спорят о том, какая беспроводная технология лучше всего обеспечит связь для приложения. И как только связь будет установлена, инженеры-проектировщики все еще должны наметить меры, которые будут адекватно управлять безопасностью этого нового массива данных.
Как это должно работать
Коммуникации представляют собой краеугольный камень систем V2V. Текущая технология основана на беспроводном стандарте выделенной связи ближнего действия (DSRC), который основан на IEEE 802.11p. Передачи этих систем состоят из высокозащищенных высокоскоростных каналов беспроводной связи малого и среднего радиуса действия, которые позволяют транспортным средствам соединяться друг с другом в течение коротких периодов времени. Используя DSRC, два или более транспортных средства могут обмениваться основными сообщениями безопасности, в которых описывается скорость, положение, курс, скорость, размер и состояние торможения каждого транспортного средства. Система отправляет эти сообщения на бортовые устройства окружающих транспортных средств 10 раз в секунду, где они интерпретируются и выдают предупреждения водителю.
Технология V2V обещает стать следующим основным средством обеспечения безопасности автомобилей, способным ежегодно спасать тысячи жизней на наших дорогах. Несмотря на то, что над этой технологией было проделано много работы, отрасли еще предстоит преодолеть серьезные препятствия, стандартизировав коммуникации и обеспечив надлежащую безопасность. Изображение предоставлено NXP Semiconductors.
Для того чтобы эти коммуникации предотвращали конфликты, информация должна передаваться в режиме реального времени. Для этого системы V2V используют телематические средства для отслеживания транспортных средств с помощью GPS, отслеживая местоположение, движения, поведение и статус каждого транспортного средства.
Системы V2V состоят из модуля GPS, бортовых блоков обработки данных и модулей радиочастотного приемопередатчика. Для связи между двумя транспортными средствами требуется два набора компонентов: один для передачи сообщения о безопасности, а другой для подтверждения получения и интерпретации данных.
Интеллектуальные функции систем V2V обещают повысить осведомленность водителей с помощью предупреждений о пробках, предупреждений о пробках, препятствиях, смене полосы движения, слиянии транспортных средств и предупреждений о железнодорожных переездах. Дополнительные приложения включают следующее:
- предупреждение о слепых зонах;
- предупреждения о лобовом столкновении;
- Предупреждения о резком торможении впереди;
- предупреждения о приближающемся аварийном автомобиле;
- предупреждения о переворачивании; и
- данные о состоянии движения для улучшения технического обслуживания.
Разработчики технологий рассматривают системы V2V как часть более крупной коммуникационной системы, называемой транспортным средством для всего, или V2X, которая обещает сделать наши дороги более безопасными. В этой экосистеме транспортные средства будут связываться с любым объектом, который может повлиять на их безопасность, включая другие транспортные средства, инфраструктуру, пешеходов и интеллектуальные устройства. Изображение предоставлено NXP Semiconductors.
В будущем системы V2V станут частью более крупной коммуникационной системы, называемой транспортным средством для всего, или V2X. В этой экосистеме каждое транспортное средство будет связываться с любым объектом, который может повлиять на транспортное средство, включая другие транспортные средства, инфраструктуру, пешеходов, интеллектуальные устройства и другие сети (см. видео).
Обеспечение возможности подключения V2V
При выполнении всех этих задач связь V2V будет предъявлять высокие требования к любому беспроводному стандарту, используемому в отрасли для обеспечения возможности подключения в транспортной экосистеме. Для поддержки надежных служб обмена сообщениями технология должна работать в динамичной операционной среде. Высокие относительные скорости между передатчиками и приемниками будут означать, что система связи должна поддерживать малую задержку для обеспечения эффективности приложений, связанных с безопасностью. Системе также придется справляться с высоким трафиком сообщений, создаваемым передачами из нескольких источников в сценариях с перегруженным трафиком.
К счастью, инженеры-конструкторы могут помочь свести к минимуму последствия этих условий с помощью установленных программных средств. Высокие относительные скорости транспортных средств могут быть решены путем применения усовершенствованных алгоритмов приема. В то же время с высокой плотностью узлов можно справиться, используя распределенные перегруженные алгоритмы управления и изменяя мощность передачи, модуляцию и скорость кодирования.
Какая отдача?
Чтобы ускорить внедрение V2V, Министерство транспорта США (U.S. DOT) поручило Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) издать предлагаемое правило для стандартизации разработки и внедрения технологий связи в легковых и грузовых автомобилях. Цель состоит в том, чтобы включить новые приложения для предотвращения сбоев, которые, по оценкам NHTSA, могли бы устранить или смягчить серьезность до 80% сбоев без повреждений.
Правило NHTSA требует, чтобы устройства V2V обменивались данными с помощью стандартизированной технологии обмена сообщениями. Каждое устройство будет использовать связь DSRC.
Связь V2V улучшит возможности водителей в различных ситуациях. Например, система будет предоставлять водителю информацию, необходимую для принятия решения о том, безопасно ли объезжать двухполосную дорогу (чтобы избежать возможных лобовых столкновений), поворачивать навстречу встречному транспорту или двигаться через перекресток. В таких ситуациях связь V2V может предупредить водителей о возникновении опасных ситуаций на расстоянии сотен метров, когда водитель и бортовые датчики не могут обнаружить угрозу. Кроме того, системы V2V могут повысить производительность транспортных средств, поддерживающих автоматизированные функции вождения, такие как автоматическое экстренное торможение и адаптивный круиз-контроль.
Это правило также требует расширенных средств контроля конфиденциальности и безопасности. Например, системы V2V не будут обмениваться информацией, относящейся к физическому лицу.
Что за задержка?
Итак, с этим правительственным действием и привлекательными приложениями, которые предлагает V2V, почему внедрение технологии не продвинулось дальше?
«Для многих OEM-производителей ситуация похожа на курицу и яйцо, — говорит Дебби Беззина, управляющий директор Центра подключенных и автоматизированных транспортных средств Департамента транспорта США при Мичиганском научно-исследовательском институте транспорта (UMTRI). «Если Департамент транспорта США не требует использования технологии V2V на новых автомобилях, не все OEM-производители могут использовать ее на своих новых автомобилях. Если не у всех есть технология, преимущества будут ограничены».
Еще одним препятствием является развитие стандартов. Большинство стандартов были обновлены на основе уроков, извлеченных из развертывания пилотной модели безопасности, проведенной UMTRI в Анн-Арборе, и из деятельности по пилотной проверке безопасности, проведенной другими субподрядчиками Министерства транспорта США. Однако по-прежнему ведутся дискуссии о совместном использовании спектра, что может привести к внесению дополнительных изменений в стандарты.
«Успех V2V будет зависеть от скорости проникновения технологии, — говорит Алессио Филиппи, технический директор V2V, NXP Semiconductors. «Необходимость широкого внедрения — вот почему вы видите, как правительства и другие заинтересованные группы настаивают на стандартах, и почему правительство США предложило обязать технологию разорвать порочный круг и начать спасать жизни. Крайне важно, чтобы было достигнуто соглашение о важнейших функциях».
Дебаты о стандартах беспроводной связи
Многие в отрасли, включая NHTSA, считали, что стандарт DSRC закрепил за собой место официальной беспроводной технологии связи V2V. Однако недавние события показывают, что это решение все еще висит в воздухе.
Альянс автопроизводителей и поставщиков сотовых услуг, включая Audi, BMW, Daimler, Qualcomm, Ericsson, Intel и Nokia, выступает в качестве альтернативы сотовым стандартам. Поскольку позиция DSRC не была окончательно определена, некоторые заинтересованные стороны утверждают, что следует полностью рассмотреть другие варианты.
Согласно программе Intelligent Transportation Systems, DSRC занимает 75 МГц беспроводного спектра, от 5,85 до 5,925 ГГц. Этот сегмент спектра состоит из семи каналов по 10 МГц. Стандарт использует модуляцию OFDM с 52 поднесущими для достижения скорости передачи данных 3–27 Мбит/с, а его диапазон оценивается в 300 метров.
Сторонники DSRC считают эту технологию единственным вариантом, подходящим в настоящее время для прямой связи V2V, поскольку это единственная проверенная технология, доступная на сегодняшний день. На самом деле, вы даже можете купить автомобиль с этой технологией. «DSRC — единственная технология, протестированная и доказавшая свою эффективность в критически важных для безопасности приложениях, — говорит Филиппи. «Нет доступных полевых испытаний или информации о полевых испытаниях C-V2x в режимах прямой связи V2V».
Кроме того, DSRC обеспечивает высокую производительность. «DSRC имеет низкую задержку, необходимую для приложений безопасности», — говорит Беззина. «Он очень надежен, безопасен и готов к работе. У вас нет отсева с DRSC, как при использовании мобильного телефона».
Некоторые инженеры, однако, оспаривают, что задержка DSRC подходит для работы. Те, кто придерживается этой точки зрения, утверждают, что стандарт недостаточно быстр для действий по предотвращению столкновений.
Настоящим камнем преткновения для DSRC является беспокойство по поводу потенциального перекрытия спектра DSRC и верхних каналов Wi-Fi. Если полоса спектра DSRC используется совместно, потеря пакетов может достичь неприемлемого уровня.
Однако не все разработчики V2V считают перекрытие спектра проблемой. «Текущее распределение Wi-Fi в диапазоне 5 ГГц не является проблемой, — говорит Филиппи. «Каналы 5,9 ГГц в настоящее время зарезервированы для приложения V2V, и Wi-Fi не может их использовать». Тем не менее, Министерство транспорта США начало тестировать совместное использование спектра и исследовать методологии снижения риска потери пакетов.
Главный конкурент DSRC известен как сотовый автомобиль для всего, или C-V2X. Эта технология использует существующие стандарты сотовой связи 4G, такие как LTE, как для V2V, так и для V2I (от транспортного средства к инфраструктуре). Используя LTE, C-V2X также является хорошо разработанной технологией, и на рынке доступно как аппаратное, так и программное обеспечение. Хотя на сегодняшний день никто не определил, какой спектр будет использоваться.
Самая большая проблема с C-V2X заключается в том, что его производительность в этом приложении еще не проверена. LTE не может напрямую транслировать транспортное средство к транспортному средству, а также существуют ограничения на то, как он может работать в отсутствие сети.
C-V2X также не соответствует требованиям безопасности. У сотовой технологии просто нет опыта безопасности в приложениях, критически важных для безопасности V2V, и ей не хватает сертификата уровня целостности автомобильной безопасности.
Безопасно ли это?
Как и многие новые устройства IoT, безопасность автомобилей с подключением к Интернету является проблемой. В результате большая часть усилий по разработке V2V сосредоточена на обеспечении безопасности этих передовых систем.
Опасения по поводу безопасности проистекают из условий, созданных как реальностью, так и восприятием. Для подключенного автомобиля масштаб рисков безопасности возрастает в геометрической прогрессии, как только он подключается к Интернету. Хотя автомобили всегда были уязвимы для локальных атак, подключение к Интернету сделало их уязвимыми для атак из любой точки мира. Проблема усугубляется тем, что кибератаки на подключенные автомобили могут нанести серьезный физический ущерб.
С точки зрения восприятия, многие по-прежнему рассматривают автомобили как механические устройства, упуская из виду тот факт, что во многих отношениях автомобили стали почти продолжением бытовой электроники. Сегодняшний автомобиль опирается на множество электронных компонентов — чипов, на которых работает бесчисленное количество строк программного обеспечения. Комбинация компонентов и кода представляет собой заманчивую цель для кибератак. Эта зарождающаяся уязвимость становится больше, когда разработчики систем V2V интегрируют компоненты подключения рядом с существующими системами, которые были разработаны без внимания к вопросам безопасности.
В результате инженерам-проектировщикам необходимо принять дополнительные меры кибербезопасности. «Инженерам-проектировщикам необходимо внедрить надежные меры безопасности, которые обеспечивают идентификацию при сохранении конфиденциальности, управляют ключами и защищают криптографические операции при использовании этих ключей», — говорит Дерек Боуиус, менеджер по маркетингу защищенных IP-продуктов в Synopsys. «Все эти [расширенные] операции должны выполняться в изолированной аппаратной среде, создавая периметр безопасности, защищенный от остальной системы».
В то же время меры безопасности должны распространяться на уровень чипа. «Подсистемы — например, несколько наборов микросхем на плате — не могут обеспечить эффективную защиту без использования наборов микросхем, разработанных с учетом конкретных требований безопасности», — говорит Буйус. «Как минимум, эти меры безопасности должны включать аутентификацию кода инструкции — посредством безопасного процесса загрузки — и аппаратный генератор случайных чисел. Существует множество более передовых технологий для смягчения известных в настоящее время атак и угроз, включая контрмеры по сторонним каналам против анализа времени и мощности, а также обнаружение целенаправленного внедрения сбоев».
К сожалению, решительные злоумышленники постоянно находят новые методы взлома систем и извлечения ценных данных. Поэтому крайне важно, чтобы дизайнеры были в курсе новейших технологий.
Разработчики должны использовать и другие контрмеры. Например, безопасность можно дополнительно усилить с помощью элемента безопасности для хранения закрытых ключей. Эксперты также выступают за разделение критического для безопасности и развлекательного оборудования и программного обеспечения.
Тем не менее, существующие спецификации уже заложили основу для обеспечения безопасности систем V2V. «Уже есть спецификации, написанные для обеспечения безопасности, — говорит Беззина. «Инженер-проектировщик должен придерживаться спецификаций системы управления учетными данными безопасности. «Устройство также должно иметь на борту аппаратный модуль безопасности. Каждое широковещательное сообщение с любого устройства DSRC подписывается сертификатом, созданным системой управления учетными данными безопасности.