все самое лучшее, законы, как научиться руководить тем, что происходит, как обрести успех и уверенность
Многие люди задают себе вопросы типа: почему я живу так, а не иначе? Как сделать мою жизнь лучше? Как получить от жизни желаемое? Таких вопросов много, каждый формулирует их для себя сам, но в конечном итоге все просто хотят быть счастливыми и пытаются понять, как жить, чтобы стать счастливым человеком, как полюбить себя, людей, весь мир. На эти вопросы отчасти может дать ответы или хотя бы подвести к нужным выводам психология жизни.
Законы: как повлиять на свою жизнь?
Множество поколений людей сменилось, и все они старались понять жизнь, по каким законам она проходит. И накопленная вековая мудрость эти самые законы жизни позволила сформулировать. Кто-то в них верит и живет по ним, кто-то не верит, кто-то игнорирует, но от этого законы не перестают существовать. Нельзя точно сказать, кто именно их составил в список, но он является основополагающим во всей психологии жизни. Итак, вот те 30 законов, живя по которым каждый человек может сделать свою жизнь лучше:
- Закон пустоты. Чтобы наполнить жизнь чем-то важным, освободите для этого место. Избавьтесь от лишних мыслей, обид, переживаний, страданий, воспоминаний, которые мешают вдохнуть в жизнь новый смысл. Нельзя постоянно оглядываться в прошлое и о чем-то сожалеть.
- Закон шлагбаума. Под шлагбаумом здесь понимается внутреннее препятствие, которое человек должен преодолеть сам для себя, принять решение. После твердого принятия решения шлагбаум считается пройденным, а человек получает и возможности, чтобы достичь поставленные цели. Возможности не получаются впрок, а силы человеку дают вкупе с желаниями.
- Закон нейтрального положения. Чтобы двигаться в нужном направлении, человек обязан остановиться, избавившись от суетливой дерготни в разные стороны.
- Закон платы. Психология жизни гласит: все потребует плату. Как любое действие, так и его отсутствие. При этом выше плата будет именно за бездействие, но понимание этого приходит в конце жизни. Попытка постоянно избегать неудач не сделает вас счастливыми, а главная ошибка в жизни — боязнь совершения ошибки.
- Закон подобия. Он говорит, что подобное тянется к подобному. Человек притягивает не таких людей, которых желает видеть рядом, а подобных ему.
- Закон мышления. Здесь напомним знакомую фразу: мысль материальна. Наши мысли рождают нашу реальность, то, что нас окружает. Человек не контролирует события вокруг, которые так или иначе оказывают на него влияние. Но ему подвластно то, что окружает лично его.
- Закон коромысла. Если вы поставили цель для себя, но достичь ее никак не получилось, поставьте другую, а не отчаивайтесь и не предавайтесь унынию.
- Закон притяжения. Он говорит, что мы тянем в собственную жизнь то, что любим, ненавидим, боимся, а в целом — то, на чем фокусируемся в сознании. Люди получают те вещи, события и людей, которые ожидают получить.
- Закон просьбы. Жизнь, Вселенную, Бога (кому как больше нравится) нужно просить. При этом просить о конкретных вещах. Если не просишь не получаешь, просишь непонятно — получишь неизвестно что. В желаниях будьте конкретными и четкими.
- Закон ограниченности №1. Невозможно предусмотреть все. Многое зависит от внутренних ограничений.
- Закон кайфа. Для каждого этот кайф свой и ограничен границами мировосприятия для каждого человека, а абсолюта в этом вопросе не существует.
- Закон ограниченности №2. Основополагающий постулат в психологии жизни: человек должен уметь довольствоваться имеющимся у него. Счастье приобретается вместе с этим умением, а не в погоне за ублажением прихотей. Гоняясь за богатством, забываешь о душе, теряешь счастье.
- Закон перемен. Можно вспомнить пословицу: под лежачий камень вода не течет. Если человек желает перемен в жизни, он должен стать хозяином собственной судьбы, а не плыть по течению. Если хотите изменить жизнь, изменитесь сами и поменяйте обстоятельства, которые мешают изменить жизнь. Еще вспомним Кэрролла: «Чтобы остаться на месте, нужно бежать, а чтобы попасть куда-то еще, нужно бежать гораздо быстрее».
- Закон развития. Психология жизни напоминает, что нам предстоит решать задачи, от которых мы пытаемся увернуться. Их придется решить, но на другом жизненном этапе, а плата будет тем выше, чем дольше убегаем.
- Закон такси. Если вы пассажир, а не водитель, то вас увезут куда угодно. Чем дольше будут везти, тем больше вам придется заплатить за проезд.
- Закон выбора. Жизнь ставит человека перед множеством выборов. Мы выбираем одну возможность, упуская другую. Невозможно приобрести, не потеряв что-то одновременно. Отсутствие решения — решение оставить все на своих местах. Приходится постоянно расставлять приоритеты, выбирая, что важнее в конкретный момент жизни.
- Закон половины пути. Этот закон касается отношений между двумя людьми. Зона каждого из них — полпути. Человек не властен управлять путем сближения или отдаления другого.
- Закон построения нового. Здесь психология жизни гласит, что нельзя построить новое, не разрушив старого. Необходима ясность в вопросе, что именно хочешь строить, иначе стерев старое, взамен не получаешь ничего.
- Закон равновесия. Человек должен понимать, что как бы он ни старался внести перемены в жизнь, его привычки, стереотипы и т. д. будут стараться оставить все как есть. Перемены приходят постепенно.
- Закон противоположностей. Жизнь полна противоположностей, двойственность свойственна всему: жизнь-смерть, любовь-ненависть, добро-зло, мужское-женское и т. д. Мы тоже хотим жить спокойно, но при этом не удовлетворены жизнью. Часто познавать какие-то аспекты можно через их противоположность.
- Закон гармонии. Люди всегда находятся в поисках гармонии. Иметь гармоничные отношения с миром можно только будучи в гармонии с собой. Гармония — не отсутствие проблем, а согласие действий, разума и чувств.
- Закон добра и зла. Психология жизни состоит и в том, что жизнь не создана только из и для удовольствий, а тот, кто не умеет делать добро другому, не сможет и оценить его сам.
- Закон зеркала. Это правило психологии жизни известно почти всем. Нас раздражает в других, то, что есть в самих. Люди служат зеркалами друг другу, через которые они рассматривают свои недостатки и достоинства.
- Закон дополнения. Человек нуждается в людях или событиях, которые дадут ему то, что у него есть в недостаточном количестве. Желание чем-то обладать — это неумение увидеть и поверить в наличие собственных достоинств.
- Закон цепной реакции. Каждая негативная мысль ведет за собой ворох переживаний, страданий, поэтому лучше вовремя справиться с одной мыслью, чем с их потоком.
- Закон подавления. Людям следует принимать себя такими, какие есть, вместе со всеми мыслями и желаниями вместо того, чтобы подавлять их.
- Закон принятия и спокойствия. Жизнь не является хорошей либо плохой, она нейтральна. А хорошей или плохой ее делает только восприятие человека, а над ним человек властен при любых обстоятельствах.
- Закон оценки стоимости собственной личности. Помните два момента. Во-первых, все любить вас никогда не будут, не нужно к этому стремиться, а потому не принимайте чужое мнение о себе как истину, это просто их мнение. Во-вторых, идеальных людей не бывает.
- Закон энергообмена. Важно суметь построить справедливый и грамотный энергообмен с судьбой. Мы имеем возможность делиться миром друг с другом. Другим человеком пользоваться можно, но следует быть честными.
- Закон смысла жизни. Конечно, на главный вопрос, в чем смысл жизни, единого ответа нет. Но психология жизни подсказывает, что он кроется в процессе самой жизни.
Психология жизни, или как полюбить себя?
Понятие психологии жизни сложно сформулировать кратко и доступно. С одной стороны, это совокупность законов, перечисленных выше, и навыков человека, чтобы соблюдать данные законы и применять их при коммуникациях с людьми и самим собой. С другой стороны, психология жизни — умение человека жить так, чтобы чувствовать себя гармонично, любить себя, жизнь и быть счастливым. Это умение осознанно воспринимать собственное существование, место в мире, воспринимать себя как часть мира, а не плыть по течению в зоне комфорта.
Важнейшим моментом психологии жизни является необходимость научиться любить себя самого. Жизнь говорит, что любить себя — это не потакать собственным прихотям и желаниям, а нечто более глубокое. Нужно научиться жить в гармонии с собой, в ладу с совестью, радоваться жизни. Чтобы достичь такого состояния, придется работать над собой, избавлять себя от слабостей и дурных привычек, мыслей и учиться любить жизнь. Кроме этого, любящий себя человек видит в себе светлые стороны, все прекрасное, что есть у него в душе. Это тоже связано с работой над собой. Отсюда вывод: чтобы полюбить себя, будьте сильным человеком, а не лелейте свои слабости.
Существует два пути любить себя. Первый состоит в том, чтобы слепо считать себя прекрасным, не признавая свои недостатки чем-то негативным, а скорее принимая как норму. Второй путь в том, чтобы смотреть на себя трезво и адекватно воспринимать свои сильные и слабые стороны, развивать лучшее, искоренять дурные черты, привычки, мысли. Каким путем идти, каждый выбирает сам. Первый, однозначно, проще, но второй, с точки зрения психологии жизни, ведет к истинной любви к себе. Если человек выберет первый вариант, он просто попытается убедить себя принять желаемое за действительное, но в душе всегда будет царить неудовлетворенность и злость на самого себя и жизнь в целом. Тогда как полюбившие себя по-настоящему, победившие свои пороки люди достигнут истинного счастья и добьются успеха на жизненном пути, потому что тем, кто поборол самого себя, нестрашно и несложно уже ничего.
Иногда люди добиваются таких результатов сами, а иногда нужна помощь со стороны. Чтобы научиться жить в гармонии с миром и с собой, воспользуйтесь помощью психолога. Например, помощью психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича.
Совет и просто беседа с таким специалистом полезны для того, чтобы оценить свою жизнь, свое место в мире, разобраться в своих достоинствах, недостатках, получить необходимые навыки, открыть глаза на жизненные законы.
Жизнь — Википедия
Жизнь — основное понятие биологии — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования[1][2][3]; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации.
Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от нежизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако учёные в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организацией (высокоупорядоченное строение), метаболизмом (получение энергии из окружающей среды и использование её на поддержание и усиление своей упорядоченности), ростом (способность к развитию), адаптацией (адаптированы к своей среде), реакцией на раздражители (активное реагирование на окружающую среду), воспроизводством (все живое размножается), информация, необходимая каждому живому организму, расщепляется в нем, содержится в хромосомах и генах, и передается от каждого индивидуума потомкам
Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента его появления до его смерти[6].
Существует более ста определений понятия «жизнь», и многие из них противоречат друг другу. Жизнь может определяться через такие слова как «система», «вещество», «сложность (информации)», «(само-)воспроизведение», «эволюция», и т. д. Минимальное определение, согласующееся со 123 определениями: жизнь это самовоспроизведение с изменениями (англ. Life is self-reproduction with variations) [7].
Фридрих Энгельс дал следующее определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»[8].
Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение молекулярной структуры[8].
Российский ученый М. В. Волькенштейн дал новое определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот»
Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.
С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь — это процесс или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии (см. Тепловая смерть).
В. Н. Пармон дал следующее определение: «Жизнь — это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счёт естественного отбора»[10].
По Озангеру и Моровицу (англ.)русск.: «Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимое, в конечном счете, энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности».
Существуют также кибернетические определения жизни. По определению А. А. Ляпунова, жизнь — это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».
Существует и физиологическое определение жизни, данное в 1929 году А. Ф. Самойловым, которое не было великим учёным до конца исследовано: «Жизнь — это замкнутый круг рефлекторной деятельности». Разрыв данного круга в любом его месте (состояние «комы») означает резкое ограничение параметров жизни или даже отсутствие жизни. Сейчас можно несколько расширить данное понятие и указать причины, от которых зависит данный «замкнутый круг». А именно: состояние внешней среды, «власти воли» индивидуума, внутренних вегетативных начал организма, неподвластных «власти воли»[источник не указан 382 дня].
Согласно официальному определению NASA, выработанному в 1994 году и применяющемуся в задачах поиска жизни во Вселенной, жизнь — «самоподдерживающаяся химическая система, способная к дарвиновской эволюции»[11].
- Изучение возникновения жизни на Земле. Выработка основных положений. В роли скелета выступают[13]:
- Данные о геологической жизни планеты, в частности вулканизме, тектонике и магнитном поле.
- Данные об истории климата и наше понимание механизмов, регулирующих его.
- Основные представления об устройстве жизни, в частности о ДНК, клетках и границ выживания живых организмов
- Данные о происхождении живых организмов и их эволюции.
- Согласование основных положений с астрономическими наблюдениями и теориями и целенаправленный поиск. Включает в себя:
- Поиск жизнепригодных экзопланет
- Построение теорий формирований, включающие в рассмотрение сложные молекулярные образования, из которых впоследствии могла зародиться жизнь.
- Изучение Солнечной Системы и соотнесение полученных данных с данными об экстрасолнечных системах
Также в отдельную область исследований может выделить поиск внеземных цивилизаций. Основных вопросов в данной области три:
- Что искать?
- Как искать?
- Где искать?
И здесь в построении стратегии исследований крайне важная, если не ключевая, роль принадлежит уравнению Дрейка, в дополнении с типами цивилизаций по Кардашеву.[14]
Упорядоченность и сложность живых систем[править | править код]
Жизнь качественно превосходит другие формы существования материи в отношении многообразия и сложности химических компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем структурной и функциональной упорядоченности в пространстве и во времени.
Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, являясь, таким образом, открытыми системами. При этом, в отличие от неживых систем, в них не происходит выравнивания энергетических разностей и перестройки структур в сторону более вероятных форм, а непрерывно происходит работа «против равновесия». На этом основаны ошибочные утверждения, что живые системы якобы не подчиняются второму закону термодинамики. Однако снижение энтропии в живых системах возможно только за счёт повышения энтропии в окружающей среде (негэнтропия), так что в целом процесс повышения энтропии продолжается, что вполне согласуется с требованиями второго закона термодинамики.
В разное время относительно возникновения жизни на Земле выдвигались следующие гипотезы:
Гипотезы самозарождения и стационарного состояния представляют собой только исторический или философский интерес, так как результаты научных исследований их опровергают.
Гипотеза панспермии не решает принципиального вопроса о возникновении жизни, она только отдаляет его в ещё более далёкое прошлое Вселенной, хотя и не может исключаться как гипотеза о начале жизни на Земле.
Таким образом, единственной общепризнанной в науке в настоящее время является гипотеза биохимической эволюции[источник не указан 1092 дня].
Организм — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Организм — это основная единица жизни, реальный носитель её свойств, так как только в клетках организма происходят процессы жизни. Как отдельная особь организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно-видового уровня жизни.
Организмы — один из главных предметов изучения в биологии. Для удобства рассмотрения все организмы распределяются по разным группам и категориям, что составляет биологическую систему их классификации. Самое общее их деление — на ядерные и безъядерные. По числу составляющих организм клеток их делят на внесистематические категории одноклеточных и многоклеточных. Особое место между ними занимают колонии одноклеточных.
Формирование целостного многоклеточного организма — процесс, состоящий из дифференцировки структур (клеток, тканей, органов) и функций и их интеграции как в онтогенезе, так и в филогенезе. Многие организмы организованы во внутривидовые сообщества (например, семья или рабочий коллектив у людей).
Мир живых существ насчитывает несколько миллионов видов. Всё это многообразие организмов изучает биологическая систематика, основной задачей которой является построение системы органического мира. Живая природа сейчас обычно делится на восемь царств: вирусы, протисты, археи, хромисты, бактерии, грибы, растения и животные.
Живая природа организуется в экосистемы, которые составляют биосферу.
Живая система — единство, состоящее из самоорганизующихся, самовоспроизводящихся элементов, активно взаимодействующих с окружающей средой, имеющее специфические признаки, присущие живым существам.
В науке существует мнение, что система, состоящая из живых людей, как например экономическая или социальная, обладает рядом качеств, делающих её подобной живому организму. Это живое создание со своими клетками, обменом веществ и нервной системой. В ней различные общественные институты играют роль органов, каждый из которых выполняет свою особую функцию в поддержании жизнедеятельности организма. К примеру, армия действует аналогично иммунной системе, защищая организм от вторжений извне, тогда как правительство работает подобно мозгу, принимая решения и управляя. Эта мысль была впервые озвучена ещё в античности греческим философом Аристотелем.
В своем развитии наука отошла от механистического взгляда на организмы. В изучении живых систем ученых привлекает многообразие процессов, с помощью которых система адаптируется к постоянно изменяющейся внешней среде. Множество идей и методов, объединённых в области «теории сложности», привели к осознанию организмов как самоорганизующихся адаптивных систем. Процессы в таких системах децентрализованы, неопределенны и постоянно изменяются. Сложное адаптивное поведение таких систем возникает в процессе взаимодействия между отдельными автономными компонентами. Модели, в которых управление подчинено отдельному блоку, были признаны недостаточно соответствующими действительности для большинства реальных систем.
Обмен веществ (метаболизм) — это набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.
Метаболизм обычно делят на две стадии: катаболизм и анаболизм. В ходе катаболизма сложные органические вещества деградируют до более простых, обычно выделяя энергию. А в процессах анаболизма — из более простых синтезируются более сложные вещества и это сопровождается затратами энергии.
Всем живым организмам присуще свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Разные способы размножения подразделяются на два основных типа: бесполое и половое. Для организмов, обладающих клеточным строением, в основе всех форм размножения лежит деление клетки.
Поведение — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов[15], характерная черта животного типа организации[16]. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды[17]. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.
Растения и бактерии тоже обладают способностью к активному, более того, упорядоченному перемещению под действием внешних факторов (таксису). Примером служат фото- и хемотаксисы бактерий, синезелёных водорослей[18]. Высшие растения также не лишены способности к движению. Хорошо известны никтинастии растений — открывание и закрывание цветков в связи со сменой дня и ночи, фототропизмы листьев, движения растений при охоте на животных, гидро- и хемотропизмы корней[прим. 1][19].
Тем не менее, поскольку механизмы движения растений носят чисто физиологический характер, нельзя говорить о наличии у них ни поведения, ни психики. В психологии движения растений относят к допсихическому уровню отражения.
Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии.
Биология — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.
Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, в 1802 году Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом[20] и Жаном Батистом Ламарком.
В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергия[21][22]. В наше время биология — стандартный предмет в средних и высших учебных заведениях всего мира. Ежегодно публикуется более миллиона статей и книг по биологии, медицине и биомедицине[23].
В биологии выделяют следующие уровни организации:
- Клеточный, субклеточный и молекулярный уровень: клетки содержат внутриклеточные структуры, которые строятся из молекул.
- Организменный и органно-тканевой уровень: у многоклеточных организмов клетки составляют ткани и органы. Органы же, в свою очередь, взаимодействуют в рамках целого организма.
- Популяционный уровень: особи одного и того же вида, обитающие на части ареала, образуют популяцию.
- Видовой уровень: свободно скрещивающиеся друг с другом особи обладающие морфологическим, физиологическим, биохимическим сходством и занимающие определённый ареал (район распространения) формируют биологический вид.
- Биогеоценотический и биосферный уровень: на однородном участке земной поверхности складываются биогеоценозы, которые, в свою очередь, образуют биосферу.
Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология — физические и химические функции органов и тканей, этология — поведение живых существ, экология — взаимозависимость различных организмов и их среды.
Передачу наследственной информации изучает генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы — палеобиология и эволюционная биология.
На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.
Искусственная жизнь — изучение жизни, живых систем и их эволюции при помощи созданных человеком моделей и устройств. Данная область науки изучает механизм процессов, присущих всем живым системам, невзирая на их природу. Хотя этот термин чаще всего применяется к компьютерному моделированию жизненных процессов, он также подходит и к жизни в пробирке (англ. wet alife), изучению искусственно созданных белков и других молекул.
Признаки жизни — характеристики, по которым можно обнаружить наличие жизни у организма, на местности, на других планетах.
Внеземная жизнь (инопланетная жизнь) — гипотетическая форма жизни, возникшая и существующая за пределами Земли. Является предметом изучения космической биологии и ксенобиологии, а также одним из вымышленных объектов в научной фантастике.
Однозначного ответа о существовании жизни на Марсе в настоящее время наука дать не может, однако близость и сходство с Землёй дают предпосылки к поиску возможных форм жизни. Вопрос о существовании в настоящее время или же в прошлом жизни на Марсе остаётся открытым[24].
Жизнь после смерти или загробная жизнь — представление о продолжении сознательной жизни человека после смерти. В большинстве случаев подобные представления обусловлены верой в бессмертие души, характерной для различного вида религиозных мировоззрений.
Представления о загробной жизни присутствуют в различных религиозных и философских учениях. Среди основных представлений:
Бессмертие — жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределённо (или сколько угодно) долгое время.
Говоря о бессмертии в физической форме, различают условное биологическое бессмертие (отсутствие индивидуальной смерти как заключительной стадии онтогенеза — см. Размножение делением) одноклеточных организмов и гипотетическое биологическое бессмертие сложноорганизованных многоклеточных живых существ[25], в том числе — и прежде всего — человека[26].
Под бессмертием в духовной форме — в религиозном, философском, мистическом и эзотерическом смыслах — подразумевают вечное существование индивидуума («я», душа, монада), индивидуальной воли (палингенезия в философской системе Артура Шопенгауэра), комплекса составляющих индивидуальной личности (скандхи в феноменологии буддизма), универсального духовного субстрата (трансперсональное бессознательное в аналитической психологии Карла Густава Юнга, ноосфера в религиозно-философской концепции Пьера Тейяра де Шардена и др).
Отдельный предмет религиозно-философских рассуждений — бессмертие (вечносущность) как атрибут Бога.
- ↑ Жизнь // Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.
- ↑ Жизнь — статья из Новой философской энциклопедии
- ↑ Жизнь // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Definition of Life (неопр.). California Academy of Sciences (2006). Дата обращения 7 января 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
- ↑ П. Кемп, К. Армс Введение в биологию. — М.: Мир, 1988. — ISBN 5-03-001286-9. — Тираж 125000 экз. — С. 19-21
- ↑ Статья «Жизнь» в Толковом словаре Ожегова (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 12 января 2014. Архивировано 31 июля 2013 года.
- ↑ Trifonov E. N. Vocabulary of definitions of life suggests a definition //Journal of Biomolecular Structure and Dynamics. — 2011. — Т. 29. — №. 2. — С. 259—266.
- ↑ 1 2 Жизнь. (Определение)// Биологический энциклопедический словарь. (Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Баев, Г .Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 864 с., ил., 30 л. ил.)
- ↑ Н. В. Чебышев, Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н. Биология: справочник. — ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 608 с. — ISBN 978-5-9704-1817-8.
- ↑ Пармон В. Н. Новое в теории появления жизни, «Химия и жизнь» № 5, 2005
- ↑ Benner S. A. Defining Life // Astrobiology. — 2010. — Vol. 10. — P. 1021—1030. — ISSN 1531-1074. — DOI:10.1089/ast.2010.0524. [исправить]
- ↑ Edwin A. Bergin. Astrobiology: An Astronomer’s Perspective. — 2013. — arXiv:1309.4729.
- ↑ Jeffrey Bennett, Seth Shostak. Life in the Universe. — 3-ие. — 2012. — ISBN 0-321-68767-1.
- ↑ Adam Frank, Woodruff Sullivan. Sustainability and the Astrobiological Perspective: Framing Human Futures in a Planetary Context. — 2013. — arXiv:1310.3851.
- ↑ Определение дано по Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М.С. Гилярова. — второе, исправленное. — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — С. 483. — 864 с. — ISBN 5-85270-002-9.
- ↑ Ю.К. Рощевский. Особенности группового поведения животных. — учебное пособие. — Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. — С. 9—10. — 1 000 экз экз.
- ↑ Хлебосолов Е. И. Роль поведения в экологии и эволюции животных (рус.) // Русский орнитологический журнал. — 2005. — Т. 14, вып. 277. — С. 49—55. — ISSN 0869-4362.
- ↑ Бактерии, их поведение и способы перемещения в пространстве (рус.) (недоступная ссылка). МИКРОМИР. Дата обращения 14 января 2011. Архивировано 24 августа 2011 года.
- ↑ Рейхольд Вайнар. Движения у растений / перевод А.Н. Сладкова. — Москва: Знание, 1987. — С. 75, 122—125. — 174 с. — (Переводная научно-популярная литература).
- ↑ Treviranus, Gottfried Reinhold, Biologie : oder Philosophie der lebenden Natur für Naturforscher und Aerzte, 1802
- ↑ Avila, Vernon L. Biology: investigating life on earth (неопр.). — Boston: Jones and Bartlett (англ.)русск., 1995. — С. 11—18. — ISBN 0-86720-942-9.
- ↑ Campbell, Neil A.; Brad Williamson; Robin J. Heyden. Biology: Exploring Life (неопр.). — Boston, Massachusetts: Pearson Prentice Hall (англ.)русск., 2006. — ISBN 0-13-250882-6.
- ↑ King, TJ & Roberts, MBV. Biology: A Functional Approach (неопр.). — Thomas Nelson and Sons (англ.)русск., 1986. — ISBN 978-0174480358.
- ↑ Статья «Есть ли жизнь на Марсе» на сайте «Солнечная Система»
- ↑ В соответствии с крупнейшей базой данных по старению и продолжительности жизни животных AnAge, в настоящее время найдено семь видов практически нестареющих (бессмертных) многоклеточных организмов — Sebastes aleutianus, Chrysemys picta, Emydoidea blandingii, Terrapene carolina, Strongylocentrotus franciscanus, Arctica islandica, Pinus longaeva. Есть основания предполагать биологическое бессмертие у некоторых представителей отряда Tricladida (Барнс Р. и др. Беспозвоночные: новый обобщённый подход. — М.: Мир, 1992. — С. 86).
- ↑ Понятие «бессмертие» следует отличать от понятий, характеризующих возможность живого организма существовать долго в зависимости от скорости метаболизма в нём, или существовать дольше обычных сроков существования для подобных организмов (долгожительство). На практике — особенно в художественном творчестве, а также в переносном (метонимическом) употреблении — эти понятия смешиваются.
- ↑ Мимоза стыдливая способна очень эффектно складывать листья при прикосновении или сотрясении. Причём, если прикоснуться к верхушке листа, то можно наблюдать последовательное распространение реакции сверху вниз — сначала сложатся листочки, затем черешочки, затем опустится черешок
Психология жизни
Психология жизни
Психология жизни: какой смысл вкладывается в данное понятие? Повышенный интерес к психологии у многих людей вполне оправдан. Психология интересует людей как средство для понимания прежде всего себя самого, а также для налаживания своей эмоциональной и духовной жизни; как возможность научиться справляться со стрессами и избегать конфликтов; чтобы научиться правильно строить свои отношения семейной и общественной жизни. В конце концов, психология рассматривается многими людьми как средство для того, чтобы научиться быть счастливыми.
Некоторые относятся к психологии как к сложной науке, которой должны заниматься исключительно ученые и врачи, или специалисты-психологи.
Тем не менее, уже давно завоевала популярность так называемая «практическая психология», специалисты которой не обязательно являются дипломированными психологами. Довольно часто – это «просто» успешные люди, которые на собственном жизненном опыте ну, и на определенных знаниях психологии, конечно, смогли построить и применять на практике собственные методики, которые помогают другим решить те или иные жизненные проблемы и задачи.
Психология жизни человека
«Он (или она) – хороший психолог» — такую оценку часто получают люди, которые к психологии никакого профессионального отношения не имеют. Они могут быть бизнесменами, менеджерами, юристами, и даже домохозяйками. Как правило, люди, о которых так отзываются, отличаются хорошими коммуникативными навыками, способностями выстраивать отношения с другими таким образом, чтобы достигать поставленных целей: от успешной карьеры и построения бизнеса до поддержания мира и согласия с соседями по лестничной площадке.
Именно поэтому, психология, как набор знаний о взаимоотношениях людей и умение применять их на практике, чтобы понимать себя и других (если говорить упрощенно) имеет достаточно широкое прикладное значение . Именно о таких знания и навыках обычно говорят как о психологии жизни.
Результаты различных научных исследований в области прикладной психологии, можно свести к доступным для понимания любого человека правилам и основам взаимодействия с другими людьми, чтобы жить гармонично и с ощущением того, что в вашей жизни все складывается наилучшим образом.
В то же время, бесспорным является и тот факт, что то, как складывается жизнь каждого отдельного человека – это результат его личной психологии жизни. Точнее – результат его мировоззрения, установок, воспитания, его взглядов и жизненной философии. Как видим, понятие «психология жизни» — довольно емкое.
Если говорить о рекомендациях, основанных на наблюдениях и результатах исследований психологов, то их можно свести к нескольким советам, выполнение которых поможет вам изменить свою жизнь. Конечно, эти советы – лишь основа для вашего саморазвития и самосовершенствования как личности.
1.Будьте мотивированными и поддерживайте свою мотивацию.
Понимание психологии жизни – это умение поддерживать у себя и у других людей, в которых вы заинтересованы, мотивацию для достижения ваших и общих целей.
Зачастую, именно отсутствие мотивации либо ее спад, является причиной многих разочарований.
Для того, чтобы иметь мотивацию и не терять ее на вашем пути к успеху — в чем бы он не заключался, — следуйте таким рекомендациям, которые основаны на исследованиях в области когнитивной и педагогической психологии:
— знакомьтесь все время с чем-то новым и вводите новые элементы в то, к чему вы стремитесь или чем заняты; это могут быть новые знания, люди, методики или способы, или просто новая информация, которая будет поддерживать ваш интерес к вашей цели или занятию;
— вносите разнообразие то, что и как вы делаете, чтобы вам было интересно и вы не чувствовали скуки: вы можете менять обстановку, в которой работаете или живете, свое местоположение, мысли, музыку, действия, компанию и пр.;
— развивайте уже имеющиеся у вас навыки и знания, совершенствуйте их;
— ставьте четкие цели, которые напрямую связаны с той задачей, которую вы стремитесь решить; если вы хотите иметь успешную карьеру, ставьте цели, связанные с вашей карьерой напрямую: например «изучить специальную терминологию в английском языке, связанную с вашей профессией» вместо «изучить иностранный язык».
— поощряйте себя за хорошо выполненную работу.
Часто люди ругают себя и обвиняют, когда что-то не получается. Такое поведение не усиливает мотивацию, а наоборот, снижает ее. Зато похвала и фокус внимания на своих достижениях даже небольших усиливают стремление двигаться дальше, и веру в свои возможности.
Больше о мотивации читайте здесь:
Секреты мотивированных людей
Секреты мотивации-2
2 . Развивайте свои лидерские навыки.
Кого обычно называют лидером? Человека, который способен увлечь других своей идеей или целью, организовать людей и вести их к цели, сделать из других людей своих единомышленников.
Всем ли нужны лидерские навыки? Лидерство – это отдельная тема, в том числе и в психологии.
Тем не менее, бывают ситуации, когда каждому человеку необходимо проявить лидерство, пусть даже в одной конкретной ситуации.
Однако, если посмотреть на лидерство более широко, то можно сказать, что лидер – это человек, который способен самостоятельно организовывать свою жизнь и жить так, как ему нравится, при этом не причиняя вреда, а желательно даже принося пользу другим людям.
Не все являются прирожденными лидерами, но, если в вашей жизни возникают ситуации, когда вы понимаете или чувствуете, что вам важно, чтобы вас услышали, то психология станет вашим помощником.
Существуют разные стили лидерства, поэтому исходя из своих человеческих и психологических качеств, вы можете «примерить» на себя какой-либо или даже несколько из этих стилей и определить, какой способ быть лидером в нужных вам ситуациях эффективен.
Психологи на основании исследований установили, что человек находится в позиции лидера, в случаях:
— имеет четкие и ясные предложения, но в то же время позволяет другим высказывать свое мнение;
— предлагает и обсуждает возможные варианты решения проблем;
— стимулирует творческие идеи.
Сравните такое поведение с тем, когда человек участвует в споре или обсуждении проблемы, ничего конкретно не предлагая, не поддерживая или обесценивая идеи других, или упорно настаивает на своем варианте, проявляет неспособность выдвигать идеи и действовать самостоятельно, а также поддерживать других.
3 .Улучшайте свои навыки коммуникаций.
Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми является бесценным навыком, как для карьеры, дружбы и социальных коммуникаций, так и в семейных отношениях.
Психология успеха, лидерства, психология семейных отношений на повседневном уровне – это психология эффективного общения.
При этом стоит обратить внимание, что умение общаться с другими людьми – это не только умение говорить с ними, доносить свои мысли, убеждения или идеи путем живого словесного общения либо умения четко излагать свои мысли на бумаге. Исследования психологов показывают, что так называемое невербальное поведение, невербальные сигналы (жесты, позы, интонации, выражение лица и даже ваш стиль и цвет одежды), составляют огромную часть наших межличностных коммуникаций.
Для того, чтобы эффективно доносить свои мысли и идеи другим людям, чтобы они воспринимали их и прислушивались к ним, целесообразно научится знаниям из области психологии поведения . Другими словами, научитесь «читать» читать невербальные сигналы тех, кто вокруг вас, а также невербально доносить свои идеи другим.
Вот несколько ключевых стратегий, которые вы можете использовать:
— в личном общении используйте хороший зрительный контакт; так вы выражаете свои заинтересованность и внимание. В то же время, не стоит «перебарщивать»: упорно глядя на человека или, что называется «заглядывая ему в рот», научитесь вести себя естественно и выражать свою естественную заинтересованность;
— обращайте внимание на невербальные сигналы других людей;
— научитесь использовать тон своего голоса и интонации, чтобы подчеркнуть общую направленность вашей беседы, сделать акцент на важных позициях или усилить свое сообщение эмоционально.
4 . Учитесь лучше понимать других.
Такие навыки, как понимание и интерпретация поведения человека, навыки невербальной коммуникации, способность понимать эмоции и чувства – как свои, так и окружающих вас людей, —
играет важную роль в ваших отношениях и в профессиональной жизни. Термин «эмоциональный интеллект», который относительно недавно появился в психологии и с которым вам, возможно приходилось сталкиваться в психологической литературе или на тренингах, относится именно к способности понимать как свои собственные эмоции, так и эмоции других. Чем выше у вас развита эта способность, тем выше уровень вашего эмоционального интеллекта. По мнению американского психолога Даниэля Гоулман, его уровень может быть даже более важным, чем ваш IQ.
Что вы можете сделать для развития своего эмоционального интеллекта? Рассмотрим некоторые из следующих стратегий :
1.Тщательно проанализируйте и оцените свои собственные эмоциональные реакции в каких-либо наиболее значимых для вас ситуациях или в повседневной жизни. Почему вы реагируете именно таким образом? Что именно вы испытываете, как вы проявляете то, что вы чувствуете?
2. Записывайте свой опыт, события и эмоции.
3.Постарайтесь увидеть эти ситуации с точки зрения другого человека: вашего члена семьи, коллеги и оппонента. Какие эмоции вы испытываете, глядя на ситуацию глазами другого человека? Насколько его эмоции отличаются от ваших?
Умение посмотреть на ситуацию или проблему глазами другого человека – это вообще прекрасный способ понять другого человека, и, как следствие, найти способ выхода из конфликта или решения стоящей перед вами задачи наиболее благоприятным способом. Иногда, это действует просто как волшебство, ситуация разрешается сама собой.
Проанализируйте, чего именно из перечисленных факторов, благоприятно влияющих на жизнь человека, которые выделены психологами, вам не хватает, какие навыки следует развивать и на что обратить внимание. Начинайте воплощать эти рекомендации в жизнь. Если вы будете вести дневник, в который будете записывать ваши достижения и опыт применения новых навыков ( как удачный, так и не очень), то вам будет проще развивать их дальше и понимать, где вы допускаете ошибку. Действуйте последовательно, с позитивным настроем своих мыслей, и ваша жизнь начнет преображаться чудесным образом.
(Картинка с сайта http://oddstuffmagazine.com)
Жизнь | Мир Психологии
ЖИЗНЬ
Жизнь (англ. life) — извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов — задача, которая рано или поздно возникает перед наукой. Препятствием на пути к ее решению служит противоречие между богатством представлений о жизни, множественностью ее образов и скудостью односторонних абстракций, часто не имеющих отношения к жизни. во всем богатстве ее проявлений. В сов. науке бытовало (а в сов. Ж. практиковалось) столь же бесспорное, сколь и бессодержательное определение Ж. как способа существования белковых тел. Об этом страстно писал А.А. Ухтомский: «Наука — это принципиально связное миропонимание… или «жизнепонимание». Поэтому — проступок против основного принципа науки, когда хотят понимать Ж. с ее к.-н. одной стороны. Так грешит современная физиология, современная биология, так грешил и грешит материализм всех времен». Ухтомского не удовлетворяло, что подобные определения Ж. не имеют отношения к интересам непосредственного сознания, философии, добавим — и психологии.
Определение Жизнь должно основываться на ценности ее. Ухтомский дал такое «определение» (1927): «Жизнь — асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении. Энергический химический элемент ставит живое вещество перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то — смерть, а если тотчас использовать его активно, то — вовлечение энергии в круговорот Ж., строительство, синтез, сама Ж. В конце концов один и тот же фактор служит последним поводом к смерти для умирающего и поводом к усугублению Ж. для того, кто будет жить». В этом определении не равновесие, а несоответствие, несимметричность есть норма. В жизни преобладает дисгармония. Равновесие — лишь момент, условием которого являются постоянные устремление и движение. Заменив «химическое вещество» на опыт, знания, а «живое вещество» на живое существо, получим характеристику человеческой Ж. как асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием и т.д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т.ч. и духовной, по сравнению с вожделенными многими поколениями физиологов и психологов равновесием, единством, гомеостазом, гармонией, покоем.
Включение в определение Ж. не только движения, энергии, но и устремления, т.е. казалось бы, субъективного обстоятельства для Ухтомского не случайно. Он неоднократно подчеркивал, что субъективное не менее объективно, чем т. н. объективное: «субъективное и объективное идут рука об руку и соотносительно, непосредственно переходя одно в др. ». «Постоянное устремление», входящее в определение Жизнь, это реальность, представляющая собой психику (а м. б. и душу?!), которую современник Ухтомского А.Н. Северцов признал фактором эволюции (см. Адаптация). (В.П. Зинченко)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
нет значения и толкования слова
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Жизнь
- Полный набор тех свойств, которые отличают живое от неживого. На данный момент следует довольствоваться неудовлетворительной циркулярностью этого определения. Правильно говорят, что биологи начали делать успехи только тогда, когда оставили попытки дать определение этого термина.
- Фактическое состояние пребывания живым, которое проявляется выполнением различных функций, связанных с жизнью, например, метаболизма, роста, репродукции и адаптации к среде.
- Время между рождением и смертью. Фиксация этих двух полюсов здесь оказалась ненадежной. Вопрос о том, начинается ли жизнь (в смысле отдельного организма) при зачатии, при рождении или на некоторой промежуточной стадии беременности (например, с момента, когда плод способен к выживанию вне матки), беспокоил судей, теологов, философов и ученых без, пока еще, удовлетворительного разрешения. Подобные же проблемы возникают и при определении смерти.
предметная область термина
ЖИЗНЬ ПСИХИЧЕСКАЯ: ПРИНЦИП — фундаментальные детерминаторы и регуляторы деятельности психики и личности. В теории З. Фрейда утверждаются три неравнозначных принципа: принцип удовольствия, принцип реальности и принцип постоянства.
ЖИЗНЬ ПОЛОВАЯ (сексуальная) — совокупность соматических, психических и социальных процессов, коими движет и посредством коих удовлетворяется половое влечение (-> поведение сексуальное). У человека, независимо от генитальных проявлений, жизнь половая включает духовное Общение, является коммуникативным процессом, в результате коего партнерами достигается некий уровень интимной близости, санкционирующий ряд желательных взаимных действий — «диапазон приемлемости». Наряду с понятием акта полового употребляется понятие цикла копулятивного, описывающее совокупность процессов физиологических в организме каждого из партнеров во время акта полового.
ПРАВО НА ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ (Rights of privacy) — предполагает невмешательство организации в частную жизнь сотрудников и запрет на несанкционированное распространение конфиденциальной, способной нанести индивиду эмоциональную травму информации.
ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ПО АЛЕКСЕЙЧИКУ — методика, разработанная литовским психотерапевтом Алексейчиком (Alekseicik A. E.) для организации терапевтических сообществ психотерапевтического отделения и групповой психотерапии пациентов с неврозами и другими пограничными расстройствами. И. т. ж. п. А. — яркий пример эклектической психотерапии, сочетающей приемы гештальт-терапии, психодрамы, а также экзистенциальную ориентацию при отсутствии жестких концептуальных рамок. Для И. т. ж. п. А. характерна директивность, тщательная предварительная проработка сценария психотерапевтических и тренинговых занятий, интенсификация и драматизация включения участников в работу группы. Основные принципы И. т. ж. п. А.:
- Реалистичность (реализация правил «принятия судьбы» и «платы за все»).
- Синтетичность («холистичность, тотальность» — поуровневая проработка пиковых переживаний участников группы с опорой на различные репрезентативные системы и с использованием широкого арсенала приемов).
- Интенсификация переживаний (идентификация прорабатываемых переживаний и «выгорание лишнего»).
- Опора на сохранные психические процессы и компенсаторные механизмы.
- Драматизация (приемы «зависания над бездной», повторные переключения полярных переживаний участников группы, драматическая детализация и эксплуатация групповой динамики — формирование ассоциативных связей создаваемой психодраматической ситуации с реальными проблемами и взаимоотношениями участников группы).
- Истинность информации (достигаемая приемами «материализации» и редуцированного «измерения» переживаний).
- Четкое определение психотерапевтических (или тренинговых) целей, динамическая открытая шкалированная (балльная) оценка (самооценка) психокоррекционного эффекта.
Автор организует 2-5-дневные тренинговые семинары для психотерапевтов, врачей и психологов. Жесткая личностно-ориентированная направленность позволяет расценивать эти занятия как своеобразный профотбор и лабораторию профессионального и личностного роста психотерапевтов.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
принцип, это в психологии, осмысленность, проблема, побочный эффект
На тренингах, сеансах психотерапии консультант всегда говорит о том, что в жизни клиента важна осознанность (осмысленность). На это направлена основная работа. До тех пор пока субъект живет бессознательными установками, он не будет счастливым, его будут мучить психологические, соматические проблемы. Осознанность – это путь к свободе, счастью. Но не только об этом идет речь, когда мы говорим об осмысленности.
Значение слова «осмысленность»
Осмысленность – это антоним бессмысленности. Синонимы: рациональность, осознанность, сознательность, разумность. Это наличие смысла в словах, поступках, действиях, поведении. Слова или действия без смысла мы обычно называем глупостью, бредом. И если в некоторых сферах, например, в русском языке, литературе очень просто заметить бессмысленность («Мама есть завтра»), то отличить бессмысленность или осмысленность в жизни не так просто.
Осмысленность в психологии
В психологии под осмысленностью понимают осмысленность восприятия и осознанность жизни. Рассмотрим оба компонента подробнее.
Осмысленность восприятия
Это свойство восприятия приписывать объекту, явлению, предмету конкретный смысл и выражать его через понятия, определения. Восприятие, осмысленность отличается от человека к человеку, поэтому одну и ту же историю люди описывают по-разному. Каждый наделяет ее своим смыслом.
Осмысленность восприятия тесно связана с мышлением. Предполагается, что человек мысленно называет то, что видит, относит к какой-либо группе, классифицирует. Даже если мы видим незнакомый предмет, мы стараемся сравнить его с похожими, известными.
Пример: на следующей картинке можно увидеть вазу и черный фон или два лица и белый фон. Все зависит от специфики восприятия, личного опыта смотрящего.
Смысл, который видит человек, зависит от его личного опыта, актуальных желаний, потребностей. А также многое зависит от эмоционального отношения к предмету. Чем симпатичнее, ближе, эмоциональнее для нас воспринимаемое явление, субъект или объект, тем меньше недостатков мы замечаем. Индивид склонен видеть то, что хочет видеть, и не замечать то, что ему не нравится. Мы в принципе замечаем и воспринимаем то, что важно для нас, то, что имеет смысл именно для нас. Это актуально для зрительного, слухового и иного восприятия. Именно поэтому мы всегда услышим в толпе свое имя или заметил близкого, приятного нам человека.
Как правило, у психически здоровых людей не возникает проблем с осмыслением объектов, предметов, явлений. Осмысленное восприятие и мышление – это единство логики и чувств. Всего же различают 5 видов мышления: бред (бессвязное), связное, логическое, разумное, мудрое. У большей части людей присутствует связное мышление, разумное встречается редко, мудрое – у единиц.
Осмысленность жизни
Осмысленность жизни – это наполнение смыслом настоящего и прошлого, сказанного и сделанного. Вместе со смыслом во всем должна быть логика и главная цель, нечто ценное. Говоря простыми словами, речь идет о поиске смысла жизни и его поддержании. Осмысленность отражает во всем: поведение, мысли, речь, деятельность, мышление.
Объясним значение каждого элемента:
- Под осмысленным поведением подразумевается осмысленность реакций (действия в ответ на раздражитель) и акций (действие, которое запускает сам человек).
- Осмысленная деятельность – это целесообразные занятия, помогающие в развитии личности и достижении смысла жизни.
- Осмысленное мышление – это количество и качество смыслов.
- Осмысленная речь – это монологи и диалоги с пользой, содержанием, а не пустая болтовня. Это четкое объяснение фактов, контекста, цели общения, ожиданий от собеседника и т.д. При осмысленном общении другим всегда понятно, что человек хотел сказать.
Мы постоянно узнаем что-то новое и пропускаем это через себя, осмысливаем. При осознанном подходе к жизни человек критически анализирует каждую информацию, уважительно относится к ней, но в то же время пытается понять, насколько она важна и актуальна для него. Осознанный подход предполагает, что индивид берет только полезное, нужное, но в любом случае он старается понять новое знание, другого человека и прочее, найти смысл. Понять – это не то же самое, что принять. Важно разбираться в сути явлений, обращать внимание на качество, а не на количество.
Как достичь осознанности
Осмысленность жизни предполагает, что у человека есть своя система ценностей, свои взгляды, убеждения. Это помогает ему противостоять влиянию других людей. Осознанность тесно связана с самопринятием, самопознанием. У тех, кто принимает, любит себя, видит смысл в жизни выше способность к адаптации, они реже болеют, отличаются более устойчивой нервной системой.
Человек тогда становится счастливым, когда он сам выбирает хобби и работу, а все его цели реалистичны, взаимосвязаны, соответствуют интересам. Смысл жизни отражается в долгосрочных планах, целях. Цель и смысл жизни должны отвечать внутреннему миру личности, соответствовать только его интересам, потребностям. А не поддаваться желаниям других людей.
Чтобы жизнь была осмысленной, нужно найти гармонию между мыслями и телом, научиться чувствовать, понимать себя. То есть на каждом жизненном этапе, каждую минуту человек должен понимать, что он делает, для чего ему это нужно. Если вы не чувствуете себя счастливым, ненавидите работу, устали от отношений, то вы живете неосознанно.
Что же делать:
- Научитесь понимать свои реальные ощущения, мысли по принципу «здесь и сейчас». Прямо сейчас спросите себя, о чем вы думаете, что чувствуете. Почему вы ощущаете именно это?
- Вспомните, о чем вы мечтали в детстве. А почему отказались от этого? От каких навязанных убеждений вам нужно избавиться, чтобы начать жить по-другому, счастливо?
- Что вы не принимаете в себе, почему? Очень важно принимать все свои качества, все эмоции. Плохие эмоции тоже помогают нам, стимулируют к работе над собой, жизнью. Нужно только научиться рационально выпускать их.
- Научитесь ответственности. Ошибаться, признавать ошибки нормально, полезно. Очень важно учиться на них, расти, двигаться дальше.
- Научитесь саморегуляции, контролю эмоций. Осмысленное решение нельзя принять с горячим сердцем.
А вот что обычно мешает жить осознанно:
- многозадачность, отсутствие приоритетов;
- рефлексия на грани самокопания;
- пассивность, лень;
- зацикленность на прошлом, автоматическое повторение старых реакций, привычек;
- фантазирование;
- негативизм;
- раздражительность;
- неспособность принимать критику;
- зависимости;
- страхи, неуверенность.
Если человек живет осмысленно, то у него даже не возникнет мысли о том, что работа надоела, а партнер по отношениям достал. Он не устает и не болеет, всегда активен, отлично ладит с людьми. Он четко понимает, куда идет, для чего живет. Он сам выбирает свой жизненный путь. Он умеет смотреть на привычные вещи свежим взглядом, может отказаться от старых шаблонов, усмирить эмоции.
Попробуйте прямо сейчас такое упражнение: найдите рядом с вами по одной вещи на каждую букву алфавита. А когда в следующий раз пойдете на работу, постарайтесь найти три новые детали в привычном маршруте. Это будут первые шаги на пути к осознанности.
10 беспощадных законов жизни, которые люди понимают только после 30 лет
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
В школе детей учат таблице умножения, законам физики и куче несомненно полезных вещей. Однако взрослые почему-то не рассказывают о том, что важно для обычной жизни. И, становясь старше, мы разочаровываемся, потому что реальность не похожа на страницы учебников: добро не всегда побеждает зло, миром правят богатые люди, а верность в семье — большая редкость.
AdMe.ru собрал жестокие откровения, к которым большинство из нас приходит, сделав немало ошибок.
1. Богатство и власть, как правило, передаются по наследству
Журнал Forbes каждый год составляет список самых богатых и влиятельных людей мира. Как правило, половина миллиардеров из него унаследовала когда-то свое состояние от родителей либо удачно женилась/ вышла замуж. Еще 20 % сверхбогатых людей происходят из состоятельных и знатных семей.
Например, основатель Amazon Джефф Безос раскрутился на $ 300 тыс., которые одолжил у отчима. Билл Гейтс (Microsoft) происходит из влиятельной семьи банкиров и политиков.
Мысль о том, что каждый может добиться успеха, всего лишь красивая мечта. Правда, с развитием интернета у нас появилось больше возможностей разбогатеть благодаря стартапам. Однако у детей богатых родителей это получается быстрее и легче.
2. Мужчины и женщины понимают дружбу по-разному
Согласно исследованиям, мужчина воспринимает подругу как потенциальную любовницу. И, соответственно, все свои дружеские жесты (прибить полочку, помочь с машиной) расценивает как вложение в интим, который, может, когда-нибудь и случится.
Женщина считает мужчину-друга помощником и от дружбы получает больше материальной выгоды, но зато не рассматривает мужчину как романтического партнера. Из-за этого возникает «эффект френдзоны», когда парень надеется на продолжение отношений, а девушка «просто дружит».
3. Лучше быть пессимистом, чем оптимистом
В 1950-х годах ученые из США придумали позитивную психологию. Согласно ее принципам, вам нужно воспринимать все вокруг через призму хорошего настроения, встречать трудности с улыбкой и не ныть. Правда, современные психологи считают, что такой подход до добра не доведет.
Визуализация успеха и оптимизм снижают вероятность успешного исхода. Когда человек уже нафантазировал себе, что все будет хорошо, в реальности он может опустить руки и начнет ждать хеппи-энда.
А вот люди с прагматичным или даже слегка депрессивным взглядом на мир добиваются большего успеха: пессимисты и нытики прогнозируют возможные события и составляют подробный план на случай провала.
4. Молодые родители чаще чувствуют себя никчемными, чем бездетные пары
После рождения первенца молодые родители в 2 раза чаще чувствуют себя несчастными и никчемными, чем бездетные. А если беременность незапланированная, то психологическое самочувствие партнеров становится еще хуже.
Однако вероятность ра
Житейская психология — Психология человека
Знание законов жизни несравненно важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности.
Герберт Спенсер
Житейская психология – это такая психология, в которой каждый человек может быть психологом. Ведь она представляет собой совокупность верований, взглядов, изречений, обычаев, пословиц, афоризмов и прочих подобных знаний о жизни и людях, которых придерживается основная часть населения. Мы все что-нибудь знаем о жизни и о людях, об их поведении и закономерностях этого поведения, благодаря своему личному опыту и опыту хорошо знакомых нам людей. Эти знания по-своему ценны, но далеко не ко всем ситуациям применимы. Ведь в большинстве случаев они основаны на стихийных наблюдениях и носят интуитивный характер. Поэтому то, что закономерно в одной ситуации, совершенно неприменимо для другой. Иными словами, житейские знания всегда конкретны. Но несмотря на это, они весьма полезны для каждого из нас в отдельности и для общества в целом, поскольку житейская психология всегда практична, так как она передает нам в весьма простой и понятной большинству людей форме опыт многих поколений. Что же, давайте вместе посмотрим, чем житейская психология может быть нам интересна.
Первым делом мне хочется сказать вам, уважаемые читатели, что житейская психология не так проста, как кажется, и порой над теми знаниями, которые она в себе несет и которыми делится с нами, размышлять нужно не меньше, чем над научными знаниями, чтобы получить от них пользу. Те же народные пословицы и поговорки нуждаются в толковании, нельзя использовать их во всех более или менее подходящих под них жизненных ситуациях, чтобы действовать грамотно и эффективно. Научные знания тоже не универсальны, хоть наука и стремится к обобщению, поэтому их также необходимо применять в жизни осторожно, продуманно, постепенно. А уж житейский опыт и подавно весьма ситуативен, даже когда речь идет о вашем личном опыте, который неоднократно повторялся. Поэтому если вы, к примеру, много раз видели, как люди на сделанное им добро отвечали злом – не нужно сразу подгонять эти наблюдения под известные поговорки и окончательно определяться в отношении добрых поступков и реакции на них со стороны других людей. Иначе вы не сможете принять правильное решение в той ситуации, когда рядом с вами окажется человек, способный достойно оценить вашу доброту и многое вам за нее дать взамен. А ведь именно такие люди делают нашу жизнь счастливой, именно их мы хотим видеть рядом с собой. И подобных примеров полно. Так что те прописные истины, на которых основывается житейская психология – не всегда истинны. Помните об этом.
Пример житейской психологии – это интуитивно сделанные выводы, благодаря наблюдениям, размышлениям и собственному опыту. При этом, совершенно очевидно, что наши наблюдения и опыт –охватывают лишь малую часть даже нашей собственной жизни, не говоря уже о жизни в целом. Иными словами – мы видим мир через маленькое окошко, и на основании увиденного делаем такие же ограниченные, как и наш обзор, выводы. И размышления наши основываются на том, что мы видим и знаем. И если мы видели не так уж и много и не обладаем обширными и полными знаниями о чем-либо, о той же жизни и людях к примеру, то естественно, что наши выводы, сделанные на основании наших размышлений, окажутся не совсем полными и точными. При этом они ложатся в основу житейской психологии, если совпадают с таким же неполными и недостаточно точными выводами других людей. По-своему они верные, но ограниченные в плане их применения. Опыт каждого человека по-своему безусловно ценен, хоть на его основании и сложно сделать обобщающие выводы о тех или иных ситуациях, явлениях событиях. И поскольку многие ситуации в жизни повторяются, снаряд тоже очень редко, но падает в одну воронку, то иметь в голове опыт других людей, каким бы ограниченным он ни был – весьма полезно. Тем более, если речь идет о таком опыте, который подтвержден поколениями. Вероятность того, что основанные на этом опыте советы окажутся верными, достаточно велика. Так что житейская психология вне всяких сомнений весьма практична, так как определяется событиями и условиями, в которых рождалась та или иная “премудрость”, взятая затем обществом на вооружение, как житейское знание. Только пользоваться такими знаниями нужно с умом – они не являются инструкцией к исполнению – они представляют собой основу для размышлений.
Лично я очень уважаю житейскую психологию, потому что считаю, что какими бы конкретными не были житейские знания их можно обобщить, можно создать из этих знаний определенную систему, имеющую свои доказанные практикой закономерности. Собственно говоря, научная психология в значительной мере опирается на житейский психологический опыт, как на опыт, сформировавшийся в течение многих поколений людей. Это, сами понимаете, довольно-таки солидный опыт. Поэтому житейские знания можно упорядочить таким образом, что они превратятся в знания научные, то есть, в более обобщенные, более точные, в проверяемые и практичные знания. В житейской психологии многие знания хоть и истинны, и во многом полезны, но к сожалению – не очень хорошо упорядочены. Они недостаточно гибки и недостаточно полны, чтобы их можно было использовать при решении сложных жизненных ситуаций. Некоторые из этих знаний не проверены практикой, экспериментами и основываются на вере людей в истинность этих знаний. Плюс к этому, некоторые житейские знания представляют собой утверждения, которые охватывают довольно-таки обширную область человеческой жизни, но при этом не имеют поправок на различные особенности конкретного человека и той жизненной ситуации, при которых эти утверждения являются верными. Ну, вы наверняка замечали, что, скажем, те же пословицы, поговорки и разного рода народные предсказания частенько противоречат друг другу. Никогда не задавались вопросом, почему оно так? Дело не в том, что одни поговорки правильные, а другие неправильные, что одни пословицы истинные, а другие нет, что одни предсказания сбываются, а другие не сбываются. Дело в ситуативности житейской психологии. Каждая конкретная ситуация со всеми ее особенностями, отражена в отдельно взятой пословице и поговорке. Каждая конкретная закономерность отражена в отдельно взятом предсказании. Поэтому житейские знания верны при определенных обстоятельствах, но не всегда. Жизнь слишком сложна и люди достаточно сложны, чтобы можно было представить все знания о них и их поведении в нескольких строгих и нерушимых законах о жизни. Даже научная психология, как всякая наука, хоть и стремится к обобщениям, все же надо признать, что и она не способна все без исключения жизненные ситуации объяснить с помощью общих для всех подобных ситуаций законов и закономерностей. Поэтому в любом случае – анализ той или иной ситуации требует глубоких размышлений над ней, для полного ее понимания, независимо от того, какими знаниями мы руководствуемся при ее анализе, научными или житейскими, или и теми, и другими. Если бы всеми ситуациями в жизни можно было бы управлять с помощью нескольких алгоритмов, если бы в жизни не было неопределенности и новизны, то всю нашу жизнь можно было бы рассчитать с помощью математических формул и управление людьми можно было бы смело доверить компьютерам.
Между тем, большим преимуществом житейской психологии является то, что она всегда практична, так как имеет прямое отношение к тем событиям и условиям, в которых вырабатывалась. Сложных теорий в ней нет, есть только примеры из жизни, которые люди подмечают и фиксируют в своем и общественном сознании с помощью пословиц, поговорок, примет, обычаев, обрядов и тому подобных вещей. Из этого следует, что у любого человека можно чему-то научиться, так как каждый из нас имеет ценный опыт, который способен уберечь других людей от множества ненужных ошибок. Беда людей заключается в том, что им не всегда удается эффективно передать свои знания и опыт другим людям и в частности последующим поколениям. А другие люди не всегда готовы эти знания принять и даже не всегда проявляют к ним интерес. Мы вообще очень неохотно друг у друга учимся, предпочитая больше учить и наставлять других людей, чем учиться у них. Собственно, именно наша лень, гордыня, невнимательность, беспечность, тормозят наше развитие. Житейская психология многое дает каждому из нас, как и психология научная, но работать с этими знаниями и применять их в жизни хотят не все. Только подумайте, каких бы мы с вами добились успехов в жизни, как каждый из нас по отдельности, так и все вместе, если бы мы охотно учились на ошибках друг друга. Это был бы просто грандиозный прорыв в эволюции – это была бы революция человеческого развития. Ведь сегодня, как никогда раньше, это может сделать каждый. Мы все можем учиться новому постоянно, мы можем перенимать опыт друг у друга, не выходя из дома, благодаря современным информационным технологиям. Но, увы, действительность такова, что большинство людей даже на своих собственных ошибках не всегда учатся, тем самым лишая себя возможности добиться впечатляющего успеха в жизни. И многие из нас совершают одни и те же ошибки по нескольку раз. А мы с вами знаем, что история часто повторяется, и у этого повторения есть своя цель. Жизнь будет преподносить людям один и тот же урок до тех пор, пока они его не усвоят. Мы многие уроки проходим по нескольку раз, потому что не усваиваем их ни с первого, ни со второго, ни порой даже с десятого раза. И это, при всем том обилии знаний, которым мы располагаем благодаря в том числе и нашим предкам, которые из поколения в поколение накапливали и передавали ценные житейские знания. Вот такие мы, люди. Наверное, в этом есть свой смысл – всему свое время.
Мы все делаем свой вклад в житейскую психологию, когда активно делимся своим опытом с другими людьми. У нас у всех есть прошлое, которое чему-то нас научило, есть познания жизни, которые, конечно же, не являются полными, но зато весьма практичными. Всем этим мы можем делиться друг с другом, чтобы просвещать друг друга в различных областях. Многие житейские знания такие же ценные, как и знания научные, так как они указывают на такие истины, которые неизменны на протяжении всей нашей истории. Зная эти истины, человек может продвинуться в своей жизни значительно дальше, чем его предшественники, ведь он уже будет знать – что ждет его за тем или иным углом. Не все эти истины прописаны в учебниках, многие из них передаются из уст в уста и постоянно ложатся на наш слух, но мы не всегда их в полной мере осознаем. Дело в том, что если человек много раз в своей жизни о чем-то слышал, то у него возникает ложное представление о том, что он понимает, о чем идет речь. А в действительности, осознания услышанного, увиденного, прочитанного, нет, но человек считает, что вот эту-то прописную истину он точно усвоил, поэтому она ничего нового для него не несет и уделять ей свое внимание не нужно. При этом человек может поступать вопреки этой истине, но не замечать этого. Уверен, вы неоднократно сталкивались с этим в своей жизни. И подмечали, уж если не за собой, то за другими людьми точно, что говорить они могут одно, правильно говорить, мудро, а поступать вопреки сказанному, даже не допуская ошибочности своих действий. Это я к тому, что многое из того, о чем житейская психология нам сообщает, мы можем знать с детства, но при этом, эти знания, эти прописные истины не идут нам на пользу, потому что мы им не следуем, а не следуем мы им по той причине, что не понимаем их. Понаблюдайте за собой, вдруг вы именно так и живете, когда вроде знаниями полезными владеете, но при этом не руководствуетесь ими в своей жизни. Тогда, возможно, у вас появится повод задуматься над тем, что вы знаете, чтобы осознать это.
Стоит также сказать, что у житейской психологии имеется много общего с практической психологией. Житейская психология всегда имеет отношение к психологии практической, но практическая психология не полностью состоит из психологии житейской. Все дело в конкретности житейской психологии, из-за которой она не ко всем ситуациям применима. А практическая психология в немалой степени опирается на научные эксперименты, которые носят универсальный характер, насколько это возможно.
Свои житейские знания мы всегда можем проверить личным опытом и этот опыт на самом деле бесценен. Я давно заметил, еще после того, как отучился на психолога, что многое в жизни можно понять только благодаря собственному опыту, что многое из того, чему нас учат не имеет полного сходства с реальной жизнью. Тут уж и житейская и научная и практическая психология, да и вообще любая наука, проверяется жизнью. Мы, конечно, можем организовывать эксперименты, можем проводить профессиональные наблюдения, которые дадут нам массу полезной информации, объясняющей те или иные закономерности этого мира. И все равно, в процессе жизни, мы будем постоянно поражаться новым комбинациям тех или иных закономерностей, делающих нашу жизнь непредсказуемой. Поэтому я считаю, что каждому из нас следует ценить и приумножать свой опыт, который по сути является – проверенными жизнью знаниями.
Не стоит ждать от житейской психологии стопроцентной точности, ведь какую бы мудрость она в себе не несла, ко всем жизненным ситуациям она не применима. В общем-то, и научная психология не так точна и универсальна, как хотелось бы. Поэтому в любой науке нужно полагаться не только на чужие знания и даже не всегда на свои собственные знания, но и на интуицию, как это делают настоящие ученые. А в жизни нам всем часто приходится быть немного учеными, ибо порой жизнь такие задачи перед нами ставит, что для их решения нам никакие знания из учебников и никакой опыт предков не поможет. В этом и заключается прелесть жизни – она загадочна и непредсказуема, что хоть и пугает нас в ней немного, но зато делает нашу жизнь чертовски интересной.