История цилиндрического фонографа Томаса Эдисона / Аудиомания corporate blog / Habr
Фонограф был изобретен в результате работы Томаса Эдисона над двумя другими изобретениями: телефоном и телеграфом. В 1877 году Эдисон работал над устройством, которое могло бы записывать сообщения в виде углублений на бумажной ленте, которые затем могли бы неоднократно пересылаться с помощью телеграфа. Исследование навело Эдисона на мысль, что подобным образом можно записывать и телефонный разговор. Он экспериментировал с мембраной, оснащенной небольшим прессом, удерживаемой над быстродвижущейся бумагой, покрытой парафином. Вибрации, создаваемые голосом, оставляли отметки на бумаге.Позже, Эдисон заменил бумагу металлическим цилиндром, обернутым в оловянную фольгу. Устройство имело два элемента в виде мембраны, соединенной с иглой – один для записи, а другой для воспроизведения. Когда кто-то говорил в рупор, звуковые вибрации воздействовали на записывающую иглу, и она оставляла канавки различной глубины на цилиндре. Эдисон отдал набросок схемы устройства своему механику Джону Круези (John Kreusi), и он, якобы, построил машину за 30 дней.
Эдисон незамедлительно опробовал машину, проговорив детский стишок «У Мэри был ягненок» в рупор. К его удивлению, устройство воспроизвело то, что он сказал. Хотя и утверждалось, что это событие произошло 12 августа 1877 года, некоторые историки верят, что, возможно, это случилось несколькими месяцами позже, поскольку Эдисон не подавал заявку на патент до 24 декабря 1877. Также, в дневнике Чарльза Бэчелора (Charles Batchelor), одного из помощников Эдисона, содержится запись, говорящая о том, что фонограф начали конструировать 4 декабря, и закончили его через два дня. Патент на фонограф (#200,521) был выдан 19 февраля 1878 года. Изобретение было весьма оригинальным. Единственное упоминание подобного изобретения было найдено в работе французского ученого Шарля Кро (Charles Cros), которую он написал 18 апреля 1877 года. В идеях Кро и Эдисона были отличия, но Кро не создавал рабочую модель фонографа, и его работа так и осталась теорией.
Оригинальный фонограф Эдисона (в конструкции использована оловянная фольга). Фото предоставлено департаментом внутренних дел США, Службой национальных парков и Национальным историческим комплексом Эдисона
Эдисон отнес свое новое изобретение в офис Scientific American в Нью-Йорке и продемонстрировал его работу. В выпуске от 22 декабря 1877 года была статья: «Мистер Томас Эдисон недавно пришел в наш офис, поставил маленькое устройство на наш стол, повернул рукоятку, и устройство поинтересовалось нашим здоровьем, спросило, понравился ли нам фонограф, рассказало о своих преимуществах, и любезно пожелало нам доброй ночи». Устройство вызвало большой интерес, и о нем рассказали в нескольких газетах Нью-Йорка, а позже и в других американских газетах и журналах.
24 января 1878 года Эдисон основал компанию «Говорящий фонограф Эдисона» (The Edison Speaking Phonograph), и зарабатывал деньги, демонстрируя фонограф людям. Эдисон заработал $10.000, продав права на изготовление, а также получал 20% с продаж. Новинка возымела невероятный успех, но работать с устройством могли только эксперты, а фольги хватало всего на несколько воспроизведений.
В интервью для North American в июне 1878 года Эдисон рассказал о возможных областях применения фонографа:
- Диктовка и запись писем, не прибегая к помощи стенографистов.
- Говорящие книги, которые будут читаться для слепых людей.
- Обучение ораторскому искусству.
- Воспроизведение музыки.
- «Семейные записи» – записи афоризмов и воспоминаний членов семьи их собственными голосами, последние слова умирающих и многое другое.
- Музыкальные шкатулки и игрушки.
- Часы, которые будут оповещать о времени обеда, конце рабочего дня и о многом другом.
- Сохранение языков, путем точного воспроизведения манеры речи.
- Образовательные цели; например, запись материала, данного учителем, так, что ученик всегда сможет обратиться к ним. Запись уроков орфографии или любых других для удобства запоминания.
- Вспомогательное устройство, соединенное с телефоном, для передачи короткой многократной информации, чтобы избежать монотонных кратковременных звонков.
Со временем, устройство вошло в обиход, и Эдисон не вносил никаких улучшений в конструкцию фонографа, вместо этого он сосредоточил усилия на создании лампы накаливания.
Поскольку Эдисон оставил работу над фонографом, его улучшением занялись другие. В 1880 году Александр Грахам Белл (Alexander Graham Bell) получил премию Вольта в размере $10.000 от французского правительства, за изобретение телефона. Белл пустил выигранные деньги на создание лаборатории для дальнейших исследований электрических и акустических феноменов. Он работал со своим двоюродным братом Чичестером А. Беллом (Chichester A.Bell) – инженером-химиком и Чарльзом Самнером Тейнтером (Charles Sumner Tainter) – ученым и механиком. Они несколько усовершенствовали изобретение Эдисона, воспользовавшись воском вместо оловянной фольги и заменив неподвижную иглу самописца подвижным пером, которое рассекало воск, вместо того, чтобы продавливать канавки на фольге.
Патент был вручен Ч. Беллу и Тейнтеру 4 мая 1886 года. Устройство было представлено общественности как графофон. Белл и Тейнтер отправили представителей к Эдисону, чтобы обсудить возможное сотрудничество по улучшению устройства, но Эдисон отказался и решил сделать это самостоятельно. К этому моменту он уже завершил создание лампы накаливания и теперь мог возобновить свою работу над фонографом. Эдисон назвал улучшенное изобретение Новым фонографом, в котором он также использовал восковые цилиндры Белла и Тейнтера.
Фонографическая компания Эдисона «The Edison Phonograph Company» была основана 8 октября 1887 года, чтобы продавать машину Эдисона. Он представил Улучшенный Фонограф в мае 1888 года, за ним тут же последовал Совершенный Фонограф. Первые восковые цилиндры, которые использовал Эдисон, были белыми и изготавливались из церезина, пчелиного и стеаринового воска.
Домашний фонограф Эдисона
Предприниматель Джесси Х. Липпинкотт (Jesse H.Lippincott) взял под свой контроль фонографические компании, купив Фонографическую компанию Эдисона и став единственным лицензиатом Американской Графофонной компании (American Graphophone Company). Договорившись с другими фонографическими компаниями, он основал Североамериканскую фонографическую компанию (North American Phonograph Company) 4 июля 1888 года. Липпинкот видел потенциал фонографов только с финансовой точки зрения, и сдавал их в аренду различным компаниям-партнерам как машинки для диктовки текста. К сожалению, бизнес оказался не слишком выгодным, поскольку не смог конкурировать со стенографистами.
Тем временем, в 1890 году, фабрика Эдисона изготавливала говорящих кукол для компании фонографических игрушек (Edison Phonograph Toy Manufacturing Co). В этих куклах использовались крошечные восковые цилиндры. На сегодняшний день найти таких кукол очень сложно, поскольку Эдисон прекратил сотрудничество с компанией в 1891 году. Фонографический завод также производил музыкальные цилиндры для музыкальных автоматов, которые начали использоваться в некоторых дочерних компаниях. Прототипы музыкальных автоматов показали, что сфера развлечений – это будущее фонографов.
Осенью 1890 года Липпинкотт заболел и передал управление над Североамериканской фонографической компанией Эдисону, который был его главным кредитором. Эдисон внес несколько изменений в политику компании – одним из изменений было решение начать продавать фонографы, а не сдавать их в аренду.
Эдисон увеличил производство цилиндров для развлекательных целей. В 1892 году такие цилиндры делались из воска, на сегодняшний день известного среди коллекционеров как «коричневый воск». Хотя в названии и стояло слово «коричневый», цвет цилиндров мог изменяться от грязно-белого до светло-коричневого или темно-коричневого. С краю цилиндра были указаны название, исполнитель и компания-изготовитель.
[Слева: рекламный плакат с эдисоновским Фонографом нового стандарта в журнале Харпер, сентябрь 1898]
В 1894 году Эдисон объявил о банкротстве Североамериканской фонографической компании, что позволило ему выкупить права на свое изобретение. Потребовалось два года на урегулирование дела о банкротстве, чтобы Эдисон дальше смог продвигать свое изобретение. Фонограф Эдисона с пружинным мотором появился в 1895 году, хотя на тот момент Эдисону и не позволялось продавать фонографы из-за соглашения о банкротстве. В январе 1896 года он основал Национальную Фонографическую Компанию (National Phonograph Company), которая производила фонографы для дома и развлекательных целей. За три года филиалы компании распространились по Европе. В 1896 году под эгидой компании он анонсировал фонограф на пружинном моторе, за которым последовал домашний фонограф Эдисона, и начал выпускать цилиндры. Год спустя был создан стандартный фонограф Эдисона, представленный в прессе только в 1898 году. Это был первый фонограф, созданный для продвижения новой торговой марки. По сравнению с ранними версиями фонографов цены на них снизились. За стандартную модель просили $20, вместо $150, как 1891 году, а за модель, известную как GEM (самоцвет), представленную в 1899 году – $7.50.
Цилиндры стандартного фонографа были 4.25 дюймов в длину и 2.1875 дюймов в диаметре, при воспроизведении вращались со скоростью 120 оборотов в минуту, а стоили по 50 центов каждый. Среди записей на цилиндрах можно было найти: марши, сентиментальные баллады, негритянские песни, гимны, комические монологи и реконструкции произошедших событий.
Ранние модели цилиндров имели два больших недостатка. Первый – короткая длина цилиндра ограничивала время записи 2 минутами, что сужало область его применения. Второй недостаток заключался в том, что не было способа создания большого количества копий цилиндров. Чтобы записать несколько цилиндров, артисты были вынуждены многократно повторять свои выступления. Такой способ записи не только занимал длительное время, но и был весьма дорогостоящим.
Концертный фонограф Эдисона, обладающий более громким звуком и укрупненными цилиндрами длиной 4.25 дюймов и 5 дюймов в диаметре, был представлен в 1899 году по цене 125 долларов. Стоимость цилиндров для него установили на уровне $4. Продажи концертного фонографа были невысокими, и в результате цена была снижена. Производство было остановлено в 1912 году.
[Слева: каталог записей для цилиндров Эдисона, сентябрь 1911]
Массовое производство копий восковых цилиндров запустили в 1901 году. Канавки на цилиндрах выплавляли, а не вырезали пером, при этом использовались более твердые виды воска. Процесс сравнивали с плавлением золота, из-за золотого пара, поднимающегося от позолоченных электродов, используемых в процессе. По эталонному образцу изготавливали формы, которые уже использовались для изготовления цилиндров. В одной форме можно было создавать от 120 до 150 цилиндров в день. Новый воск, используемый в изготовлении цилиндров был черного цвета и поначалу они назывались как «новые выплавленные из твердого воска высокоскоростные записи», но позже название изменили на «Отлитые из золота». В середине 1904 года освоение массового производства позволило снизить цену на цилиндры до 25 центов за штуку. Скошенные концы были сделаны для размещения названий.
Новый фонограф для бизнеса был представлен в 1905 году. Он был похож на обычный фонограф, но претерпел изменения в устройстве громкоговорителя и считывающей иглы. Ранние модели устройства были сложны в использовании, и их хрупкость часто приводила к поломкам. Хотя через несколько лет устройство и было усовершенствовано, оно все еще стоило дороже популярных недорогих диктофонов фирмы Columbia. Позже в конструкцию фонографа Эдисона были добавлены элементы управления и электрические моторы, что улучшило показатели устройства. (Некоторые из фонографов Эдисона, выпущенные до 1895 года, также имели электромоторы, но они были заменены пружинными моторами).
После внесенных модификаций фонограф для бизнеса Эдисона превратился в систему для диктовки текста. В системе использовались три устройства: диктующая машина, машинка секретаря для набора текста и блок замены цилиндров. Эту систему можно увидеть в рекламном ролике «Друг стенографиста», снятом Эдисоном в 1910 году. Улучшенное устройство Эдифон, было представлено в 1916 году, а его продажи после Первой Мировой Войны неуклонно росли, вплоть до 20х годов XX века.
[Слева: каталог записей на литых цилиндрах, март 1903]
По времени воспроизведения 2-х минутные восковые цилиндры не могли соперничать с дисками конкурентов, которые позволяли воспроизводить записи длительностью до 4-х минут. В качестве ответа дискам в ноябре 1908 года был представлен цилиндр марки Amberol Record, у которого время воспроизведения возросло до 4-х минут за счет более тонких канавок. Со временем 2-х минутные цилиндры стали называть двухминутными записями Эдисона, которые позже стали известны как стандартные записи Эдисона. В 1909 году партия цилиндров марки Grand Opera Amberols (как наследник двухминутных цилиндров Grand Opera, представленных в 1906 году) была выведена на рынок, чтобы привлечь влиятельных клиентов, но эта попытка не увенчалась успехом. В 1909 году публике был представлен фонограф Amberola I. Предполагалось, что эта модель класса люкс с высоким качеством воспроизведения, составит конкуренцию таким моделям как Victrola и Grafonola. В 1910 году компания была реорганизована в корпорацию Томаса Эдисона (Thomas A.Edison, Inc). Франк Дайер (Frank L. Dyer) был ее первым президентом, после него президентом стал Эдисон и пробыл на посту с декабря 1912 года до августа 1926. После Эдисона президентом стал его сын Чарльз, а сам Эдисон остался председателем совета директоров.
Columbia – один из главных конкурентов Эдисона, покинул рынок по продаже цилиндров в 1912 году. (Columbia отказались производить свои собственные цилиндры в 1909 году, и вплоть до 1912 года продавали цилиндры, приобретенные у компании Indestructible Phonographic Record). Компания The United States Phonograph прекратила производство своих цилиндров под маркой U.S.Everlasting в 1913 году, оставив рынок Эдисону. Диск неуклонно набирал популярность среди покупателей, в особенности благодаря исполнителям, записавшим свои альбомы на студии Victor. Эдисон не стал отказываться от цилиндров и представил вместо Blue Amberol Record цилиндр, который не изнашивался со временем и обеспечивал наилучшее звучание, которое можно было достичь на то время. Более тонкий звук цилиндра частично обязан своей постоянной скорости вращения во всех точках, в отличие от дисков, которые начинали дребезжать, при замедлении скорости вращения.
Эдисону доказывали, что вертикальный разрез желобка производит лучший звук, чем боковой надрез у Victor и других производителей дисков. На тот момент цилиндры обрели свою постоянную аудиторию, но уже не могли конкурировать с дисками, и даже лучший звук цилиндров Blue Amberol не смог увеличить спрос на них. Эдисон сдался течениям времени в 1913 году, когда он анонсировал дисковый фонограф Эдисона. Компания Эдисона не забыла верных покупателей цилиндров и производила цилиндры Blue Amberol вплоть до прекращения существования компании в 1929 году, хотя большинство из них были копиями с алмазных дисков Эдисона.
Изобретение Эдисоном фонографа
Прежде чем начать разговор о создании первого в мире звукозаписывающего и звуковоспроизводящего устройства, следует помянуть добрым словом автора этого поистине эпохального изобретения. Им стал американец Томас Алва Эдисон. Фонограф не является его единственным детищем. Известно, что за свою долгую жизнь (1847 ─ 1931) он стал обладателем 1093 патентов у себя на родине, около 3000 за рубежом.
Фантазия, не знавшая границ
Эдисону принадлежит разработка одного из первых коммерческих вариантов ламп накаливания. Кроме того, он внёс существенный вклад в усовершенствование киноаппаратуры, телефона и телеграфа. Мало кому известно, что даже столь привычное нам слово «алло!» вошло в употребление с лёгкой руки этого удивительного человека. В 1928 году Эдисон был удостоен высшей награды США ─ Золотой медали Конгресса, а двумя годами позже получил звание почётного иностранного члена Академии Наук СССР.
Об изобретении Эдисоном фонографа имеются довольно подробные сведения. Так, по его собственным воспоминаниям, на эту мысль натолкнули опыты, производимые им в ходе работ, связанных с усовершенствованием телефона и телеграфа. В 1877 году изобретатель был занят созданием устройства, способного фиксировать сообщения в виде углублений, наносимых на бумажную ленту. В дальнейшем они, по его замыслу, должны были многократно пересылаться с помощью телеграфа. Речь в данном случае шла не о записи звука, а лишь о его преобразовании в знаки, доступные для передачи.
Развивая свою мысль, Эдисон пришёл к заключению, что подобным же образом можно сохранить на ленте и телефонный разговор. С этой целью он попытался использовать мембрану, снабжённую небольшим прессом с иглой и при помощи нехитрого устройства удерживаемую над поверхностью непрерывно движущейся бумаги, покрытой слоем парафина. Его ожидания подтвердились: звуковые вибрации, создаваемые голосом, оставили на бумаге чётко различимые следы.
Дальнейшее усовершенствование изобретения
Следующим шагом на пути к созданию Томасом Эдисоном фонографа стала замена бумажной ленты металлическим цилиндром, обёрнутым оловянной фольгой. Это устройство было уже значительно сложнее, поскольку имело две мембраны, снабжённые иглами, одна из которых служила для записи звуковых колебаний, а другая для их воспроизведения. Принцип же действия механизма остался прежним: голосовые вибрации от слов, произносимых в рупор, оставляли на поверхности валика следы различной глубины, которые вторая мембрана должна была преобразовывать в звуковые колебания.
Это устройство, являвшееся первым в мире фонографом, Эдисон поручил изготовить на основе созданных им чертежей своему постоянному механику ─ Джону Круези. Над этим заданием мастер трудился почти месяц, после чего эксперименты были продолжены. Известно, что первым «хитом», ставшим достоянием только что изобретённой звукозаписи, стал коротенький детский стишок, называвшийся «У Мэри был ягнёнок». Его Эдисон прочитал в рупор созданного им устройства, после чего, к великой радости и, как сам он признавался, немалому изумлению, услышал свой собственный голос, воспроизведённый второй мембраной.
Начало новой технической эры
Это был поистине великий момент, благодаря которому мир вступил в эпоху звукозаписи. Впоследствии она прошла длительный путь усовершенствования, с которого не сходит и по сей день, но начало ему было положено в 1877 году стишком о девочке Мэри и её маленьком ягнёнке.
О том, в каком году Эдисон изобрел фонограф, у его биографов нет сомнений, разногласия касаются лишь конкретной даты. Принято считать, что это событие произошло 12 августа 1877 года, но поскольку известно, что заявка на патент была подана лишь в конце декабря, многие исследователи относят его к более позднему периоду, называя сентябрь или октябрь.
Кроме того, сохранились записи ближайшего помощника и ассистента Эдисона ─ Чарльза Бэчелора, в которых работы над фонографом он датирует декабрём 1877 года и сообщает, что заняли они не более двух дней. Во всяком случае точно известно, что патентное удостоверение на свой фонограф Эдисон получил 19 февраля 1878 года.
Любопытно отметить, что параллельно с ним исследования в этой же области проводил француз Шарль Кро. Работу с изложением принципа действия придуманного им устройства, имевшего ряд существенных отличий от изобретения Эдисона, он опубликовал в апреле того же 1877 года. Однако им так и не была создана рабочая модель. В результате все его выкладки остались лишь на уровне теории, и пальма первенства заслуженно досталась Эдисону.
Чудеса техники
«Говорящее устройство» произвело настоящую сенсацию среди американцев. Начало ей было положено сообщением, появившимся в декабрьском выпуске популярного журнала Scientific American. Это солидное научное издание поделилось с читателями впечатлениями о том, как некий механизм, принесённый в редакцию мистером Томасом Эдисоном, вдруг заговорил человеческим голосом и, ко всеобщему изумлению, поинтересовался здоровьем присутствующих, а затем без лишней скромности спросил, нравится ли он им.
В довершение всего говорящая машина рассказала о своих преимуществах и, перед тем как умолкнуть, пожелала всем спокойной ночи. Поскольку ничего подобного журналистам ранее видеть и слышать не приходилось, произошедшее вызвало среди них настоящий фурор. Статья, перепечатанная другими издательствами, создала новому изобретению широкую рекламу, благодаря чему его автор, обладавший, ко всему прочему, ещё и недюжинными коммерческими способностями, стал зарабатывать немалые деньги, устраивая публичные демонстрации своего детища. С этой целью им была официально зарегистрирована собственная фирма, называвшаяся «Говорящий фонограф Эдисона».
Поскольку недостатка в любопытствующих не ощущалось и популярность фонографа росла день ото дня, автор изобретения весьма выгодно продал право на его производство. При этом он выручил 10 000$, что по тем временам являлось огромной суммой, кроме того, оговорил в контракте 20% в свою пользу от стоимости каждого проданного экземпляра.
Необычайные возможности чудо-машины
Характерно, что, изобретая фонограф, Томас Эдисон уже тогда в общих чертах предвидел, сколь широкое применение сможет получить его открытие. Давая в июне 1878 года интервью журналу North American, он наметил сразу десяток таких областей:
- С его помощью можно, не прибегая к услугам стенографа, диктовать письма и различную деловую корреспонденцию.
- Для слепых людей открывается возможность пользования говорящими книгами.
- Использование фонограммы является одним из путей изучения ораторского искусства.
- Фонограф ─ это реальная возможность тиражирования музыкальных записей, позволяющая широкой публике прослушивать выступления ведущих мировых исполнителей.
- Из записей голосов родственников можно составлять уникальные семейные архивы.
- На основе фонографа открывается возможность создания говорящих игрушек и музыкальных шкатулок.
- Звукозапись может со временем заменить традиционный бой часов, возвещая человеческим голосом о начале и конце рабочего дня, времени отхода ко сну и т. д.
- Звуковые носители способны оказать неоценимую услугу в сохранении исчезающих из употребления языков, причём точно воспроизводить характерную для них манеру речи.
- В сфере народного образования Эдисон предлагал использовать созданное им устройство для записи и последующего прослушивания материала, объясняемого на уроке преподавателем.
- И, наконец, в соединении с телефоном фонограф может выполнять самый широкий перечень функций, связанных с записью и передачей информации.
Неожиданные конкуренты
В 1878 году, когда фонограф Эдисона получил всеобщее признание, автор временно оставил работу по его усовершенствованию и всецело занялся созданием коммерческого варианта лампы накаливания. Этим не преминули воспользоваться другие изобретатели. Так создатель первого телефона Александр Белл, получив от французского правительства значительную денежную премию за свою работу, использовал эти средства на изучение акустических и электрических феноменов и, в соавторстве с инженером Чарльзом Тейнтером, сумел значительно улучшить фонограф Томаса Эдисона. В частности он отказался от фольги, покрывавшей валик, и заменил её слоем воска, на котором игла оставляла достаточный для последующего воспроизведения след.
В 1880 году, завершив работы по созданию лампы накаливания, Эдисон вернулся к своему фонографу. Не желая ни с кем делить славу, он категорически отказался от сотрудничества, предложенного ему Александром Беллом и Чарльзом Тейнтером, тем не менее в дальнейших своих разработках использовал их идею замены фольги восковым слоем.
Начало предпринимательской деятельности
Через год после того, как Томас Эдисон изобрёл фонограф, он основал собственную фирму по производству коммерческих образцов своего детища и вскоре наладил выпуск «Улучшенного фонографа» ─ так он назвал разработанную им усовершенствованную модель. В мае 1888 года на рынок была представлена ещё одна её модификация, также имевшая широкий спрос среди покупателей.
Изобретение Эдисоном фонографа дало толчок к появлению нового направления в предпринимательстве. Оно было связано с производством звукозаписывающей техники. Одним из первых представителей этой образовавшейся в конце XIX века коммерческой отрасли стал американец Джесси Х. Липпинкотт. Он купил предприятие, принадлежавшее Эдисону, а также несколько появившихся к тому времени небольших мастерских, специализировавшихся в этой области, и стал единственным обладателем лицензии на производство фонографов.
Следует отметить, что в то время качество воспроизводимого звука было крайне низким и не позволяло в полной мере использовать данные приспособления для записи музыкальных произведений. Фонографы Эдисона в основном брались в аренду различными компаниями для диктовки текстов, но и тут они не могли конкурировать с квалифицированными стенографистками. В результате спрос на них упал, и Липпинкотт потерял интерес к своей затее, а в 1890 году и вовсе передал управление делами Эдисону, который являлся, кстати, его постоянным кредитором.
На службе индустрии развлечений
Используя подконтрольные ему производственные мощности, изобретатель наладил выпуск говорящих кукол, которые сразу завоевали рынок и стали приносить ощутимые доходы. Специально для них Эдисоном были разработаны особые крошечные валики, покрытые воском. Благодаря этому новшеству куклы не просто издавали звуки, а произносили отдельные слова и даже целые фразы.
Кроме того, фонограф Эдисона, фото которого приведены в статье, нашёл применение при изготовлении прототипов современных музыкальных автоматов, появившихся за океаном ещё в конце XIX века. Это со всей очевидностью показало современникам, что будущее звукозаписывающей техники неразрывно связано с индустрией развлечений.
На волне коммерческого успеха
В 1894 году компания, возглавляемая Эдисоном, но фактически принадлежавшая Джесси Х. Липпинкотту, объявила о своём банкротстве, что дало изобретателю возможность вновь стать обладателем прав на своё детище. Однако, по закону, он в течение двух лет не мог продолжать выпуск фонографов. Этот период Эдисон использовал для их дальнейшего усовершенствования.
В 1886 году он основал Национальную фонографическую компанию, после чего его бизнес вышел на новый уровень. Качество производимого товара было повышено за счёт внедрения новых передовых технологий. Свою продукцию он стал оснащать пружинными, а вслед за тем и электрическими моторами.
Одновременно рос и товарооборот. Предприятия, принадлежавшие изобретателю фонографа Эдисону, появились и заслужили добрую репутацию не только в Америке, но и во многих странах Европы. Производство и продажа этого вида техники осуществлялись вплоть до 1912 года, когда в полный голос заявили о себе новые носители звука ─ диски, быстро завоевавшие рынок.
Ложка дёгтя, портившая бочку мёда
Когда Эдисон изобрел фонограф, то его детище имело два существенных недостатка. Первый из них заключался в том, что ввиду особенностей конструкции продолжительность фонограммы не превышала двух минут. Вторым же и главным минусом было отсутствие возможности создавать большое количество копий звучащего цилиндра. В результате для их коммерческого тиражирования артисты должны были многократно повторять свои номера, что создавало массу неудобств и повышало стоимость изделия.
На протяжении всего периода выпуска фонографов Эдисон предпринимал многочисленные попытки решить эти проблемы путём технического усовершенствования своего изобретения. Надо отдать должное, определённого прогресса он достиг. Последний раз это ему удалось в 1899 году, когда на прилавках магазинов появилась новая модифицированная модель концертного фонографа с увеличенным цилиндром. Однако со временем и она уступила место устройствам, в которых звуковая дорожка наносилась на диск, что позволяло даже в самых ранних образцах увеличить до 4 минут продолжительность записанной фонограммы.
Как делать модель фонографа Эдисона своими руками?
Сегодня это изобретение, так поражавшее когда-то воображение людей, стало музейным экспонатом. Однако интерес к нему весьма велик, о чём свидетельствует желание многих любителей техники создать фонограф Эдисона своими руками. Чтобы облегчить им задачу, в конце статьи помещено фото с изображением такого самодельного устройства.
Поясним лишь, что в качестве цилиндра ─ носителя звука — можно использовать пластиковый стакан. На роль мембраны вполне подойдёт бумажный стаканчик с прикреплённой к нему иглой. Вся конструкция приводится в действие обычным электромотором. На основе этой нехитрой схемы каждый «мастер-самоделкин» может, приложив фантазию, создать в домашних условиях агрегат, не уступающий тому, которым обессмертил своё имя Эдисон.
Голоса из девятнадцатого века
Сто сорок лет назад, 19 февраля 1878 года, Томас Эдисон получил патент на фонограф — первый прибор для записи и воспроизведения звука. Он произвел настоящий фурор в свое время и сохранил для нас музыку и голоса известных людей конца XIX века. Мы решили вспомнить, как был устроен фонограф, а также продемонстрировать, как звучали голоса известных деятелей искусства, записанные с его помощью.
Томас Эдисон со своим изобретением
Mathew Brady, 1878
В отличие от более привычных нам современных устройств фонограф записывал звук механически и не нуждался в электричестве. Для этого в фонографе есть сужающийся рупор с мембраной на конце, к которой прикрепляется игла. Игла располагается над цилиндром, обернутым металлической фольгой, которую через несколько лет вытеснило восковое покрытие.Принцип работы фонографа довольно прост. Во время записи цилиндр вращается по спирали и постоянно немного смещается вбок. Звук, попадающий в рупор, заставляет мембрану и иглу колебаться. Из-за этого игла продавливает бороздку в фольге — чем интенсивнее звук, тем глубже бороздка. Воспроизведение устроено таким же образом, только в обратном направлении, — цилиндр крутится, и отклонения иглы при прохождении по бороздкам заставляют мембрану колебаться и тем самым создавать звук, выходящий из рупора.
Игла фонографа записывает звуковые колебания на металлическую фольгу
UnterbergerMedien / YouTube
Стоит отметить, что довольно похожее по функциям и конструкции устройство буквально за несколько месяцев до Эдисона и независимо от него изобрел французский ученый Шарль Кро. В нем было несколько конструктивных отличий от фонографа Эдисона, но главное — французский изобретатель лишь описал такой прибор, но не создал его прототипа.Конечно, как и у любых новых изобретений, у фонографа Эдисона было множество недостатков. Качество записи первых устройств было низким, а фольги с записью хватало всего на несколько воспроизведений. К тому же, поскольку процессы записи и воспроизведения по сути были аналогичными, громкие звуки во время воспроизведения могли испортить бороздки на фольге.
Кстати, фонограф не был первым устройством для записи звука. Самый первый прибор назывался фоноавтографом и отчасти напоминал фонограф. В нем также был сужающийся рупор с мембраной и иглой на конце, расположенной недалеко от вращающегося цилиндра. Но эта игла не продавливала бороздки в глубину, а отклонялась по горизонтали и царапала на бумаге линии, которые имели только визуальную ценность — превращать такие записи обратно в звук тогда не умели. Но сейчас именно они считаются первыми образцами записанного человеческого голоса.
Фоноавтографическая запись, сделанная в 1865 году
Smithsonian Institution Libraries
В 2008 году исследователи оцифровали самую старую сохранившуюся запись. Она была сделана в 1860 году, и на ней изобретатель фоноавтографа Эдуар-Леон Скотт де Мартенвиль поет французскую песню «Au clair de la lune»:Тем не менее, именно фонограф стал первым прибором, который умел воспроизводить записанный ранее звук, и он оказал влияние как на людей, которые были удивлены такой возможности, так и на будущие устройства для воспроизведения звука. К примеру, именно на основе фонографа был создан граммофон, главное отличие которого заключалось в том, что его разработчики решили записывать звук не на цилиндр с фольгой или воском, а на плоские диски — граммпластинки.
Историческая ценность фонографа заключается также в том, что он позволил сохранить большое количество записей голосов и музыки конца XIX века. Известно, что во время первой записи голоса на фонограф Томас Эдисон пропел народную детскую песню «Mary Had a Little Lamb», но она не сохранилась. Самая старая из известных на сегодняшний момент записей с фонографа была сделана Эдисоном для демонстрации своего изобретения в одном из музеев Сент-Луиса в 1878 году:
Самая ранняя из сохранившихся записей голоса самого Эдисона была сделана через десять лет, в октябре 1888 года. Она была сделана уже не на металлическую фольгу, а на парафиновый цилиндр. По ней можно оценить, насколько улучшилось качество записи в течение первых лет после изобретения прибора:
Здесь должна была быть запись, но что-то пошло не так.
Также сохранились записи и некоторых русских деятелей искусства конца XIX века. В 1997 году была найдена единственная известная на сегодняшний день запись голоса Петра Ильича Чайковского. Она была сделана в 1890 году Юлием Блоком, который первым привез в Россию фонограф. Помимо Чайковского на записи можно слышать голоса оперной певицы Елизаветы Лавровской, пианистки Александры Губерт, дирижера и пианиста Василия Сафонова, а также пианиста и композитора Антона Рубинштейна. Собравшиеся хотели уговорить его сыграть на фортепиано, но в итоге на записи слышна лишь одна его реплика:
Несмотря на то, что всерьез фонографы больше не используются, их конструкция достаточно проста, чтобы собрать работающий прибор с помощью подручных инструментов, чем сегодня и занимаются некоторые энтузиасты:
21 ноября 1877 г. — Томас Эдисон объявил об изобретении фонографа
Фонограф — первый прибор для записи и воспроизведения звука. Изобретён Томасом Эдисоном, представлен 21 ноября 1877 года.
Принципы, на основе которых работает фонограф Эдисона, экспериментально изучались ещё в 1857 году. Импульсом для создания Эдисоном подобного устройства стало желание зарегистрировать телефонные разговоры в своей лаборатории Менло Парк. Однажды у телеграфного повторителя он услышал звуки, похожие на неразборчивую речь.
Первые записи представляли собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. При этом звуковая дорожка представляет собой спираль, что увеличивает длительность записи. Стоимость всего устройства составила 18 долларов. С помощью такой техники удалось записать слова из детской песенки «У Мэри был барашек». Публичная демонстрация прибора сразу сделала Эдисона знаменитым. Многим воспроизведение звука показалось волшебством, поэтому некоторые окрестили Эдисона «волшебником из Менло Парк». Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал:
Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза.
Изобретение было также продемонстрировано в Белом доме и во Французской Академии.
На своё изобретение Эдисон получил патент U.S. Patent 200 521, выданный патентным ведомством США 19 февраля 1878 года.
В период с 1878 по 1887 гг. Эдисон, занимаясь лампой накаливания, отложил работу над фонографом. Продолжив работу, Эдисон начал использовать для записи звука цилиндр с восковым покрытием. В 1887 году изобретателем Эмилем Берлинером было предложено применять звуконосители не цилиндрической формы, а в форме плоского диска. Своё устройство Берлинер назвал «граммофон».
Первоначально планировалось использовать фонограф как секретарскую машину для записи голоса при диктовке — диктофон.
Эдисоном был составлен список 10 основных применений фонографа:
- диктовка и запись писем;
- говорящие книги для слепых;
- обучение ораторскому искусству;
- запись музыки;
- запись голосов членов семьи;
- музыкальные шкатулки и игрушки;
- говорящие часы;
- запись речей великих людей;
- обучающие записи;
- вспомогательное приспособление к телефону.
Однако изобретение получило настолько большой успех, что в 1906 Эдисон представил публике несколько музыкальных и театральных записей, осуществлённых созданной им Национальной фонографической компанией.
В 1912 году на рынок вышел дисковый фонограф Эдисона, начавший конкурировать с другими популярными моделями. Он предлагал лучшее качество звука, однако был несовместим с другими дисковыми проигрывателями.
Томас Эдисон впервые публично продемонстрировал изобретённый им фонограф
Фонограф Эдисона был предтечей граммофона (Фото: a40757, Shutterstock)
Фонограф, изобретенный Томасом Эдисоном, был предтечей граммофона, патефона и вообще устройств звукозаписи и звуковоспроизведения. Импульсом для создания Эдисоном фонографа стало желание зарегистрировать телефонные разговоры в своей лаборатории Менло Парк (Нью-Джерси, США). Однажды у телеграфного повторителя он услышал звуки, похожие на неразборчивую речь.Идея фонографа, машины, записывающей, неограниченное время сохраняющей и воспроизводящей человеческую речь и музыку, была совершенно новой. Первые записи представляли собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Стоимость всего устройства составила 18 долларов. С помощью такой техники удалось записать слова из детской песенки «У Мэри был барашек».
Прогнозируя практическое применение своего изобретения, Эдисон предполагал, что прибор будет использоваться для записи «последних желаний джентльменов на смертном одре»…
Публичная демонстрация прибора 4 мая 1878 года сразу сделала Эдисона знаменитым. Многим воспроизведение звука показалось волшебством, поэтому некоторые окрестили Эдисона «волшебником из Менло Парк». Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза».
В течении 1878 года фонографы демонстрировались на выставках в США и Европе и привлекли внимание широкой публики. Около экспонатов наблюдалось, как писали газеты, «вавилонское столпотворение». Тысячи посетителей часами стояли в очереди, чтобы прослушать запись. Остроумно высказался Бисмарк: «Фонограф – опасная вещь для дипломатов, но он станет чрезвычайно хорошим, если дипломаты начнут говорить правду».
Фонограф был любимым детищем Эдисона. На протяжении 40 лет он вносил в его конструкцию все новые усовершенствования, на которые получил 80 патентов. Один из своих приборов он прислал в знак уважения Льву Толстому для записи голоса великого писателя.
Фонограф Томаса Эдисона | Инфографика | ИноСМИ
135 лет назад, 21 ноября 1877 года, мир узнал об ошеломляющем изобретении американца Томаса Эдисона — аппарате, позволяющем записывать и воспроизводить звук. Фонограф сразу сделал своего открывателя знаменитым, и даже сам Эдисон долго не мог поверить в удачу, говоря: «Я всегда опасался вещей, который работают с первого раза».
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости м
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек». Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа.
В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Первые записи фонографа представляли собой собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Первыми словами, записанными и воспроизведенными на чудо-приборе, стал отрывок из детской песенки «У Мэри был барашек».
Сам Эдисон составил список 10 основных применений фонографа. В частности, изобретатель собирался при помощи аппарата создавать говорящие книги для слепых, обучать желающих ораторскому искусству, конструировать музыкальные шкатулки, часы и говорящие игрушки, а также записывать звуки музыки, голоса членов семьи и речи великих людей.
Читайте далее: Фонограф Томаса Эдисона | РИА Новости
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
135 лет назад Томас Эдисон изобрел фонограф / Новости культуры / Tvkultura.ru
В этом году исполнилось 135 лет фонографу – изобретению Томаса Эдисона. Сам изобретатель был настолько поражен собственным открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлен в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза». Об истории родоначальника музыкальной индустрии рассказывают «Новости культуры».
Говорящая человеческим голосом коробка 135 лет назад воспринималась не иначе как «необъяснимое чудо природы». Ее изобретателя – Томаса Эдисона считали магом, способным поместить в железный сундучок чревовещателя. То, что фиксация звука, наконец-то, стала возможной, и что это чудо техники стало началом эры аудиозаписи, осознали чуть позже.
«Легенд много, – говорит директор Российского государственного архива фонодокументов Владимир Коляда. – Вообще-то, как записать звуковую дорожку, знали древние греки – проткнуть тоненькую фольгу золотую тонкой иголочкой. Если ее поднести ко рту – громко говорить, то на закопченном стекле иголочка что-то процарапает. Но это нельзя было зафиксировать и произнести».
Как и все великие открытия, изобретение фонографа произошло случайно. Работая над улучшением телефона, Эдисон запел над мембраной, к которой была припаяна игла. Из-за дрожания пластинки, игла уколола изобретателю палец, сыграв таким образом роль Ньютонова яблока – подав идею. Это было в 1877 году. Через год прибор продемонстрировали на родине Эдисона в Америке, а еще через год фонограф оказался в России. Одним из первых его опробовал Лев Толстой.
Писатель часто пользовался фонографом – записывал на валики, как на диктофон, ответы на письма. Но это не единственный способ использования прибора. Эдисон – не только изобретатель, но и хороший предприниматель, предлагал десять вариантов применения новой супер-машины. В их числе – запись последних слов умирающего. Но, несмотря на все старания мастера, изобретение оказалось не идеальным. Об этом, как никто другой знает Федор Некрасов, который в наше время продлевает жизнь этим приборам.
«Почему эти механизмы умерли быстро? Эти валики уж очень нежные, – поясняет Федор Некрасов. – Воск специально приготавливался, он вытапливался долго, чтобы он твердел. Все равно стиралось быстро. Несмотря на то, что мембрана с иглой касается очень легко, и, тем не менее, стирание происходило».
Еще один – основной – недостаток фонографа – запись нельзя тиражировать. Чего не скажешь о граммофоне. В 1887 году Эмиль Берлинер предложил записывать звук на граммофонную пластинку – плоский диск. Первый вариант был из цинка – страшно скрипел, но звук воспроизводил. Только через десять лет грампластинка приобрела привычный нам вид. Началась жесткая конкуренция двух приборов. Граммофону победить помогли конструктивные особенности.
«На фонографе иголка записывает звук, протыкая дорожку вглубь, – рассказывапет коллекционер Михаил Куницын. – А на граммофонной пластинке – поперечная дорожка. Каждый способ записи получил свое название. Шрифт Берлинера – для граммофонной пластинник – горизонтальная запись и шрифт Эдисона – вертикальная запись для фонографа».
Исключение из правила – пластинки с шрифтом Эдисона. Их выпускала фирма Пате, которая подарила название еще одному аппарату – патефону – портативному граммофону, со спрятанным в корпусе раструбом. И сейчас уже сложно представить, что один укол пальца перевернул все представления о записи звука.
Новости культуры