готовый образец написания по психологии, как правильно составить, пример психопортрета человека
Подробное описание тонкостей характера и особенностей темперамента человека позволяет предугадать линию его поведения, совершаемые поступки и реакцию на различные ситуации. Если вы желаете вступить в близкие отношения, взять на вакансию сотрудника или просто интересуетесь судьбой определенной персоны, наверняка вам захочется получить готовый психологический портрет личности, о котором я расскажу в этой статье, а также покажу образец его написания.
Что из себя представляет
Это расшифровка личности в письменном виде, словами. Она дает возможность распознавать индивидуальные грани человека, выявлять его способности, определять возможные поступки.
Это методика широко востребована и применяется во всех сферах деятельности – личной, профессиональной, научной. Рекрутинговые агентства анализируют способности претендентов на должность, педагоги составляют психологические описания учеников для успешного построения учебной программы, руководители выявляют недостатки и сильные стороны сотрудников.
Для чего он нужен
Каждый может попытаться собственноручно сделать свой психопортрет или изучить линию поведения близкого человека. Однако для получения точных и наиболее достоверных данных, лучше обратиться за помощью к специалисту. Чтобы в полной мере определить характеристики личности, запишитесь на мою личную консультацию. Располагая подобными данными, вы сможете найти наиболее подходящий род занятий, хобби, узнать степень вашей открытости и коммуникабельности, выявить цели, повысить самооценку.
Ключевые моменты
Портрет включает детальное рассмотрение нескольких аспектов.
Темперамент
Научно выделено 4 группы людей: флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. В совершенном виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в личности объединены два разных типа. В зависимости от внутреннего состояния и эмоциональности, мы по-разному проявляем себя в жизненных процессах, реагируем на одни и те же ситуации, участвуем в разговорах и заводим отношения. Стоит учесть, что тип темперамента – врожденный параметр, который не меняется в течение существования. Не ждите, что безучастный флегматик вдруг станет организаторским и взрывным холериком, и даже если вам показались на лицо изменения – скорее всего, это временный порыв и ошибочное суждение. Доказана лишь небольшая корректировка первоначальных данных.
- Холерики – наиболее активные, выносливые, яркие и устремлено идут к своей цели.
- Меланхолики, напротив, ранимые, спокойные, нерешительные.
- Флегматики легко общаются, они надежные друзья и сотрудники, адекватно оценивающие любую ситуацию.
- Сангвиники – общительные, душевные, отзывчивые и доброжелательные.
Характер
Это совокупность устойчивых поведенческих черт, которые способны со временем трансформироваться и изменяться в зависимости от окружающей обстановки, воспитания и жизненных потрясений. Хотя и считается, что начальный перечень параметров заложен на генетическом уровне, он значительно дополняется приобретенными с течением времени моральными принципами.
Так, малыши одних и тех же родителей, попав на воспитание в семьи с разными устоями, могут получиться совершенно противоположными личностями. Характер любого человека можно одновременно описать с двух сторон. К примеру, вы можете быть добрым, душевным и открытым, но в той же мере ревнивым, обидчивым или ленивым.
Способности
Литературные источники делят их на три группы: духовные, физические и социальные. Естественно, первыми прививаются физиологические – здоровье, умения, сила, выносливость. Духовные больше зависят от воспитания и ареала обитания. Это образование, культурные наклонности, нравы. Социальные также являются приобретенными и формируются в процессе жизни – это открытость, коммуникабельность, умение налаживать контакт, ответственность, высокая пунктуальность и сильная дисциплинированность.
Направленность
Фундаментом этого параметра является мотивация. Она представляет ежедневную деятельность человека, объясняет его поступки. Одни желают удовлетворить свои потребности физиологии, хотят вкусно кушать, жить в уютной квартире или ездить на современном авто. Для других – это неважно, и в свои приоритеты они вкладывают общение, новую информацию, знакомства, реализуют свой творческий потенциал, занимаются спортом.
Эмоциональность
Этот параметр выражается в умении и способе выражать окружающим свои чувства, переживания, показывать настроение либо, наоборот, скрывать его. От степени присутствия в вас эмоциональности вы по-разному формируете обратную реакцию на окружающую действительность. Это то, что дает возможность понять ближнего вне зависимости от его языка, культуры, религии или уровня интеллекта. Каждый сможет распознать в собеседнике гнев, счастье, страх.
Интеллектуальность
Человек способен развивать себя благодаря восприятию новой информации, практическим занятиям, накоплению опыта, но базовый уровень интеллектуального развития, с которым рождается ребенок играет ключевую роль. Он помогает адаптироваться в новых условиях, оценивать незнакомую ситуацию и поведения сторонних личностей, давать оценки и умозаключения. Это способность размышлять рационально и действовать правильно относительно сложившейся ситуации. Как правило, талант или склонность к какой-либо области знаний обнаруживаются уже в детстве, главное, не упустить этот момент и начать ее развивать.
Коммуникабельность
Любой индивид, независимо от количества прожитых лет, финансового и социального положения, уровня интеллектуального развития должен уметь формировать общение с окружающими. Однако способности к разговору у личностей развиты неодинаково. Например, психопортрет юмориста или менеджера должен выявить высокий уровень навыков коммуникации, в отличие от садовника, комбайнера или рыбака. Стоит учитывать, что любая профессиональная деятельность нераздельно связана с общением и при отсутствии данного параметра добиться успехов и получить повышение будет практически невозможно.
Самооценка
Это уровень уверенности в собственных силах. Условно ее делят на завышенную, заниженную и объективную. При первой – идет переоценка своих возможностей, намеренное завышение достижений или даже приписание чужих высот себе. При второй – наоборот, присутствует излишняя самокритичность, неуверенность в своих силах, а нормальная говорит об адекватном оценивании себя и своих поступков. Если вы выявили пониженную самооценку – то лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.
Волевые качества
Воля – это своеобразный внутренний стержень личности, твёрдость характера и основной параметр, который позволяет добиться успеха. Волевые качества – это целеустремленность, твердая решительность и полная самостоятельность, отсутствие боязни рисковать, способность брать ответственность. Даже при наличии положительных жизненных условий, высокого интеллекта, одаренности, без воли индивид не добьется эффективных результатов. У волевого человека отсутствует пагубные лень, безынициативность, недисциплинированность, слабохарактерность.
Самоконтроль
Контролировать себя, свои эмоции, слова и действия, быть воспитанным – это те качества, которые помогут вам наладить хорошее общение с окружающими, завести деловые или любовные отношения. У тех, кто не может в достаточной мере держать себя в руках, а язык за зубами – не найдется достойных собеседников. Многие компании, при приеме сотрудников на работу обращают внимание именно на это умение. Рекрутеры намеренно создают различные стрессовые ситуации и задают неудобные вопросы, чтобы понять, как вы будете себя вести.
Способность к коллективной работе
Не все индивидуумы обладают умением работать в команде. Однако, это ценный навык, который позволяет подстраиваться и прислушиваться к другим людям. Его нужно развивать с детства.
Мотивация
Одно из самых сильных качеств человека. Даже ленивый и нерешительный индивид, при необходимости и желании совершить покупку, получить должность или завоевать расположение собеседника может пойти на неожиданные и необдуманные действия, ускоряя процесс достижения цели. У разных людей мотивация может быть скрытой, поверхностной или сильной, доходящей до мании и азарта.
Социальные установки
Одним из последствий общения является передача информации – обмен новостями, опытом, сведениями. Данные, полученные со стороны, влияют на поведение, настроение и действия людей, подталкивают к определенным поступкам.
Записаться на консультацию
Как составить правильный психологический портрет любого человека: образец
Чтобы оформить свой или чужой психопортрет нужно обратиться за помощью к специалисту в области психологии либо попробовать сделать это самостоятельно. Вам помогут различные опросники, действенные методики и техники оценки личности и скрупулезного анализа ее способностей. К ним относят портрет по рисунку, исследование почерка, постановка логических загадок, тестирование, общение без слов, но наиболее легкий и быстрый вариант – исследование вышеописанных свойств. Достаточно просто взять блокнот и прописать каждый пункт.
План
Типовой образец подскажет, как сделать достоверный психологический портрет личности. Стоит придерживаться простой инструкции:
- Рассмотреть персональные данные – пол, сколько лет, внешние параметры.
- Социальный статус – должность, специальность, семейное положение.
- Небольшая биография, где указаны основные, самые важные события и моменты жизни, потрясения, эмоции.
- Анализ 13-ти вышеописанных свойств личности.
- Выводы, в которых осуществляется детальное рассмотрение каждого пункта, выявляются существующие проблемы, пути их решения, раскрываются способности и умения.
Вы должны понимать, что методика обязана соответствовать возрасту, опыту и уровню образования исследуемого. Необходимо создать комфортные условия прохождения эксперимента. Составлять общую картину надо таким образом, чтобы она была понятна человеку без профильного образования и не утяжеляла неизвестными терминами.
Пример и образец написания: как составить психологический портрет личности
Исторические издания, брошюры, учебники, художественная литература наполнены массой сведений о жизни известных персон. Конечно, особое внимание заслуживают их психопортреты. Каждый хочет узнать тонкости натуры и наклонности характера Гитлера, Пушкина, Сталина, Жанны Дарк и других выдающихся людей. Характеристики выявляют причины их поведения, образа жизни, формирования мотивации. Анализ проведен на основе личных дневников, письменных свидетельств очевидцев, расшифрованных архивов. Иногда для детализации данных используют сохранившиеся фото, видеофрагменты. В качестве примера, как писать психологический портрет личности, я опишу персону Наполеона Бонапарта:
- Это мужчина маленького роста. Страдал от эпилепсии.
- Согласно плану составлены персональные сведения об исследуемом: император Франции, активный государственный деятель. Два раза вступал в брак.
- Присутствует любовь к литературе и военному делу. Некоммуникабельный, чрезмерно страдал от издевательств сверстников.
- Активная и работоспособная личность, целеустремленная, пунктуальная, дисциплинированная, но в меру эгоистичная. Отличный стратег, молниеносно воспринимающий, перерабатывающий новую информацию и также быстро принимающий решения. Антисоциальная персона, испытывающая отвращение к окружающим. Держал себя в руках, даже при наличии внутренних смятений и неприятностей.
- Основная мотивация – жажда власти.
- Высокое положение в обществе, занимаемая должность и социальный статус существенно усугубили проблемы, зародившиеся в самом детстве, и породили гнев и презрение к людям.
Это удачный пример из психологии грамотного составления психологического портрета нестандартной личности. Проанализировав юность и условия обитания полководца, становится понятна его агрессия, раздражительность и непринятие общества в будущем.
Поведенческий портрет
Это подробная характеристика факторов поведения личности, которые она показывает в различных ситуациях. Достаточно непродолжительное время понаблюдать за объектом либо тесно пообщаться с его родными. Такой портрет включает такие сведения, как: внешний вид исследуемого, его мимика и манера речи, поведение в комфортных привычных условиях и во время стресса или конфликта, ответная реакция на громкие события в стране или жизни окружающих.
Пример и образец: как правильно написать достоверный психологический портрет личности
Составлять характеристику может только опытный психолог. Однако, тесты и опросники имеются в свободном доступе в библиотеках и интернете, потому вы можете попытаться проанализировать человека самостоятельно. К примеру, возьмем 21-летнюю девушку, студентку одного из столичных ВУЗов:
- Черты характера: коммуникабельна, имеет большое количество знакомых, доброжелательна, но импульсивна и эмоциональна, в порыве гнева может «наломать дров».
- Темперамент согласно одному из опросников – сангвиник, который легко приспосабливается к новым обстоятельствам и просто заводит интересные общения.
- Интеллект согласно тестированию (например, Айзенка) – выше среднего. Обладает хорошим вниманием, запоминанием и отличается абстрактным способом мышления.
- Мотивация – сильная, направленная на достижение поставленных цели.
- Эмоциональная стабильность – слабая: уперта, быстро раздражается и легко возбуждается.
- Способности к коммуникации развиты, но направлены на создание положительного имиджа, формирование лидерства, завоевание внимания в новом окружении.
- Итоги: все параметры в пределах нормы, важно внимательно посмотреть на неуступчивость и чрезмерную подозрительность исследуемой натуры.
Это простейший образец психологического портрета человека, который поможет вам при составлении своей или чужой характеристики. Не забывайте брать во внимание возраст, умственные данные и накопленный опыт испытуемого. Правильный анализ способностей и проблем поможет вам лучше узнать ближнего и предостеречь от неприятностей, а также выявить ценного сотрудника либо направить его энергию в нужное русло.
ТОП 10: |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:В условиях формирующегося рынка, общественно-социальных преобразований, когда право на труд реализуется не через социальные гарантии, а через личностную инициативу, проблема занятости молодежи приобретает особую остроту. Процесс трудоустройства – уникальное событие в жизни каждого серьезного человека. Хороший сотрудник не так уж часто меняет место своей работы, поэтому приобрести навыки в столь важном деле, как поиск работы, достаточно затруднительно. Вакансий же, как правило, гораздо меньше, чем соискателей. Даже найдя подходящую вакансию, надо еще суметь заинтересовать работодателя и убедить его в том, что именно Вы оптимально подходите на предлагаемую позицию. Но настоящего специалиста отличает правильное планирование своих действий и максимальное использование всех имеющихся ресурсов. На современном рынке труда востребованы такие молодые люди, которые отчетливо понимают, в чем их жизненные цели, каковы их права, как найти работу, как избежать незаконной эксплуатации, к чьей помощи можно и нужно обратиться. ЦЕЛЬ:ТРУДОУСТРОЙСТВО НА ДОЛЖНОСТЬ «Электромонтер» ЗАДАЧИ: — изучение уровня профессиональной готовности; — подготовка документов для поиска работы – резюме, портфолио; — поиск вакансий с помощью СМИ, родственников и знакомых, обращения в организации; — подготовка к собеседованию с работодателем; — предоставление в техникум документа, подтверждающего трудоустройство. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:март-сентябрь 2016 года ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ: 1) Составление личного социального портрета. 2) Планирование карьеры. 3) Составление плана поиска работы. 4) Подготовка документов, необходимых для трудоустройства. Составление портфолио выпускника. 5) Размещение и распространение резюме. 6) Подготовка к собеседованию с работодателем. 7) Предоставление в техникум документа, подтверждающего трудоустройство.
Мои физические данные
Моя «душа»
Мои ключевые преимущества перед другими людьми
Правило №1. Отделяйте главное от второстепенного (с точки зрения не продавца рабочей силы, а покупателя – работодателя). Правило №2. Думайте о работе (соизмеряйте свои возможности, способности и желания). Правило №3. Отличайте преимущество товара от его характеристики. Правило №4. Не льстите себе (постарайтесь взглянуть на себя критически). Правило №5. Не стесняйтесь своих достоинств (еще раз взгляните на себя критически).
Что я имею и умею
Моя рыночная стоимость
ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Планирование карьеры — процесс постановки целей служебного и профессионального развития и определение средств и методов их достижения. Этапы планирования и реализации карьеры
Результаты тестирования
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПОИСКА РАБОТЫ Факторы выбора места работы по степени значимости для меня, где 1 (наиболее важное), а 9 (наименее важное):
План поиска работы
ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА Документы, необходимые для трудоустройства: Паспорт, регистрация по месту пребывания, трудовая книжка,
Центр занятости населения Адрес __Кучеровых 79_____________ Телефон _2-25-32_________________ Сайт___[email protected]______________ Поиск работы в Интернете
ПОДГОТОВКА К СОБЕСЕДОВАНИЮ С РАБОТОДАТЕЛЕМ
Собеседование –интервью, обмен информацией между представителем организации и кандидатом на замещение с целью оценки квалификации и потенциала последнего для работы в вакантной должности. Собеседование преследует две главные цели: 1) помочь организации оценить кандидатов на соответствие должности; 2) помочь кандидатам оценить организацию как будущее место работы.
Вопросы, которые зададут мне на собеседовании
Расскажите о себе. — Почему вы решили прийти на собеседование именно в эту организацию? — Что вы считаете вашей самой сильной стороной? — Вы можете назвать какие-то свои недостатки? — Что для вас успех? Что для вас поражение? — Какими тремя своими достижениями вы гордитесь больше всего? — Как соотносится полученное вами образование или опыт работы с этой вакансией? — Почему мы должны принять вас, а не другого кандидата? — Что вы знаете о нашем предприятии? Образование. — Почему вы выбрали именно эту специализацию? — Вы считаете, что получили хорошее образование? В чем его достоинство? — Если бы у вас была возможность начать все заново, что бы вы хотели изменить в вашем образовании? Опыт. — Вы работали, когда учились? Где? — Что вам нравилось больше всего / меньшего всего на вашем последнем месте работы / на практике? — Вы когда-нибудь увольнялись? Почему? Карьерные цели. — Вам больше нравится работать под наблюдением или самостоятельно? — Вы можете работать над несколькими заданиями одновременно? — Как вы смотрите на сверхурочную занятость? — Как вы относитесь к командировкам? Вопросы, которые я задам на собеседовании — Какие обязанности и права возлагаются на работника? — Какие качества и навыки работодатель наиболее ценит в потенциальных работодателях? — Сколько длится испытательный срок? — Есть ли у вас курсы повышения квалификации?
Диалог (план разговора) с работодателем по телефону ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:В условиях формирующегося рынка, общественно-социальных преобразований, когда право на труд реализуется не через социальные гарантии, а через личностную инициативу, проблема занятости молодежи приобретает особую остроту. Процесс трудоустройства – уникальное событие в жизни каждого серьезного человека. Хороший сотрудник не так уж часто меняет место своей работы, поэтому приобрести навыки в столь важном деле, как поиск работы, достаточно затруднительно. Вакансий же, как правило, гораздо меньше, чем соискателей. Даже найдя подходящую вакансию, надо еще суметь заинтересовать работодателя и убедить его в том, что именно Вы оптимально подходите на предлагаемую позицию. Но настоящего специалиста отличает правильное планирование своих действий и максимальное использование всех имеющихся ресурсов. На современном рынке труда востребованы такие молодые люди, которые отчетливо понимают, в чем их жизненные цели, каковы их права, как найти работу, как избежать незаконной эксплуатации, к чьей помощи можно и нужно обратиться. ЦЕЛЬ:ТРУДОУСТРОЙСТВО НА ДОЛЖНОСТЬ «Электромонтер» ЗАДАЧИ: — изучение уровня профессиональной готовности; — подготовка документов для поиска работы – резюме, портфолио; — поиск вакансий с помощью СМИ, родственников и знакомых, обращения в организации; — подготовка к собеседованию с работодателем; — предоставление в техникум документа, подтверждающего трудоустройство. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:март-сентябрь 2016 года ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ: 1) Составление личного социального портрета. 2) Планирование карьеры. 3) Составление плана поиска работы. 4) Подготовка документов, необходимых для трудоустройства. Составление портфолио выпускника. 5) Размещение и распространение резюме. 6) Подготовка к собеседованию с работодателем. 7) Предоставление в техникум документа, подтверждающего трудоустройство.
СОСТАВЛЕНИЕ ЛИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА
Отправной точкой планирования карьеры является анализ собственных возможностей, умений, навыков, профессиональной квалификации. При этом необходимо ответить на главный вопрос — «Кто я?»
Мои физические данные
Моя «душа»
Мои ключевые преимущества перед другими людьми
Правило №1. Отделяйте главное от второстепенного (с точки зрения не продавца рабочей силы, а покупателя – работодателя). Правило №2. Думайте о работе (соизмеряйте свои возможности, способности и желания). Правило №3. Отличайте преимущество товара от его характеристики. Правило №4. Не льстите себе (постарайтесь взглянуть на себя критически). Правило №5. Не стесняйтесь своих достоинств (еще раз взгляните на себя критически). Слабые стороны моей личности(над чем необходимо работать)
Что я имею и умею
Моя рыночная стоимость
ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Планирование карьеры — процесс постановки целей служебного и профессионального развития и определение средств и методов их достижения. Этапы планирования и реализации карьеры
Результаты тестирования |
Психологический портрет личности. Пример. | Бизнес-тренер Костюхина Ольга
Используя различные методики можно составить психологический портрет личности человека, даже не зная его. Такие портреты личности часто используют при приеме на работу, даже в брачных агенствах для подбора пары. Использовать можно различные методики, я выбрала самые популярные тесты, которые гарантируют высокую валидность: 16 факторный опросник Кеттела, мотивационный опросник Мехрабиана, опросник личностных качеств Айзенка и др.
Исследуются обычно: личностная сфера — особенности характера, коммуникативная сфера, интеллектуальная. Анализируются склонности к той или иной деятельности, виды мотивации и т.д. На основе полученных данных можно сделать общее заключение о человеке и дать определенные рекомендации. Справедливости ради надо сказать, что тестировать можно несколько направлений и обычно, психолог, выбирает те направления, которые актуальны для испытуемого. Для определения тех или иных качеств характера есть определенные тесты, методики, которые состоят из большого числа вопросов и/или заданий так, например, тестировать можно по шкалам креативности, самооценки, невротизации и прочее.
Также, чтобы составить психологический портрет личности можно использовать более упрощенные методики, например, тест типологии личности DISC или соционику. Данные тесты можно заполнить онлайн и получить сразу ответ — какому типу личности вы соответствуете. Это быстро, легко, но не всегда точно и критериев оценки не так много.
Можно составить психологический портрет личности и по странице в соцсетях. Проанализировав фотографии, интересы, посты человека. Специалисты могут это сделать с высокой точностью. При условии, если сам оцениваемый не создает себе псевдоимидж, выкладывая социальноприемлемую, социальноодобряемую информацию о себе. Пример такой оценки страницы в контакте смотрите в моем интервью 1 каналу.
Записаться на коуч сессию к Ольге Костюхиной
Преимущества высоковалидных методик — это конечно, достоверность данных. Главный же отрицательный момент — это сложность обработки ответов. (См. в конце статьи пример Пятифакторного опросника личности.)
Поэтому такие приемы оценки используют в клинических целях, либо для обоснования научных работ, либо для получения высокоточных результатов, при приеме на работу в некоторых подразделениях. Обработкой результатов занимается профессионал, как правило, hr или психолог.
Смотреть пример ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОТРУДНИКА
Если вы хотите протестировать себя или своих знакомых самостоятельно, то лучше пользоваться более простыми методиками, о которых я уже сказала (DISC, соционика).
Узнайте свой тип личнойсти и характера. Быстро, без подсчета баллов. Проективная методика — тест Деллингера. Пройти онлайн тест Деллингера.
Пройти тест на Самооценку.
Пример оценки личности
Данный портрет личности реального человека, используемые методики — Кеттелл 16ф, Кеттелл опросник интеллекта, опросник Мехрабиана, опросник Айзенка, Пятифакторный опросник.
Психологически портрет личности: Сергиенко Альбина
Краткие сведения об испытуемом: ж пол, возраст, образование — студент
Черты характера: По результатам опросника черт характера взрослого человека у испытуемого выявлены такие черты, как: общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам.
Согласно опроснику Айзенка, относится к типу — сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания.
Интеллектуальная сфера: По результатам опросника интеллекта Кетела интеллектуальные способности значительно выше среднего. Собранный, сообразительный; наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности; проницательный, быстро схватывающий; интеллектуально приспосабливается; существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией
Согласно опроснику Мехрабиана выражена мотивация на достижение успеха.
В тоже время, открытость по отношению к опыту — ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый тип.
Почтенный, имеет установившиеся взгляды, идеи; терпим к традиционным трудностям; принимает только испытанное временем; подозрительность к новым людям. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям.
Эмоционально-волевая сфера:
Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным. довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый. Довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный. По данным опросника Кеттела, также присутствует подозрительность, ревнивость, “защита” и внутреннее напряжение. Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догматичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах. Требует от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен.
Коммуникативная сфера:
Довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен. Иногда неуступчив и подозрителен. На него не всегда можно положиться. Склонен к лидерству. Групповая независимость, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения; может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим. Изысканный, умеет вести себя в обществе. Имеет точный ум.
В результате, можно говорить о том, что у испытуемого в целом все показатели находятся в приемлемых границах. Необходимо лишь обратить внимание на противоречия, с одной стороны у испытуемого выявлены высокие коммуникативные навыки, с другой стороны, возможно они не могут проявится в полном объеме в связи с подозрительностью и неуступчивостью.
Пример Пятифакторного опросника личности:
Инструкция: Внимательно прочитайте инструкцию, прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое и обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете ответ в нужной клетке.
Обведите «ПНС» — если Вы не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).
Обведите «НС» — если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).
Обведите «Б» — если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.
Обведите «С» — если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).
Обведите «ПС» — если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).
1 | Я не тревожный человек. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
2 | Мне нравиться, когда вокруг меня много людей. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
3 | Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
4 | Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
5 | Я содержу свои вещи в чистоте и порядке. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
6 | Я часто чувствую, что я хуже других. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
7 | Мне легко рассмеяться. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
8 | Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа делать что-то. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
9 | Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
10 | Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
11 | Я иногда чувствую, что «разваливаюсь» на части, когда бываю в сильном напряжении. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
12 | Я не считаю себя очень радостным человеком. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
13 | Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
14 | Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
15 | Я не являюсь дисциплинированным человеком. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
16 | Я редко чувствую себя несчастным. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
17 | Я действительно очень люблю разговаривать с людьми. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
18 | Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
19 | Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
20 | Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
21 | Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
22 | Мне нравится быть там, где что-то происходит. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
23 | Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
24 | В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
25 | Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
26 | Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
27 | Я обычно предпочитаю работать один. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
28 | Я очень люблю пробовать необычные блюда. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
29 | Я думаю, что большинство людей будут использовать человека, если им это выгодно. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
30 | Я теряю много времени перед трем, как приняться за работу. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
31 | Я редко испытываю страх или тревогу. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
32 | Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
33 | Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает окружающая обстановка. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
34 | Большинство моих знакомых любит меня. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
35 | Я много работаю, чтобы достичь своих целей. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
36 | Меня часто злит то, как люди обращаются со мной. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
37 | Я веселый, живой человек. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
38 | Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует обращаться к авторитетам. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
39 | Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
40 | Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
41 | Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
42 | Я не являюсь жизнерадостным оптимистом. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
43 | Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
44 | В своих взглядах я практичен и холоден. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
45 | Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
46 | Я редко бываю грустным и подавленным. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
47 | У моей жизни быстрый темп. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
48 | У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
49 | Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
50 | Я работоспособный человек, который всегда справляется с работой. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
51 | Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
52 | Я очень активный человек. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
53 | Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
54 | Если мне не нравятся люди, я даю им это понять. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
55 | Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
56 | Мне часто бывало стыдно. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
57 | Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
58 | Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
59 | Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
60 | Я стремлюсь к совершенству во всем, что делаю. | ПНС | НС | Б | С | ПС |
Интерпретация шкал пятифакторного личностного опросника.
(три градации от низкой выраженности свойств к высокой)
Нейротизм
- Эмоциональная стабильность — выше среднего: довольно спокойный, сосредоточенный, уравновешенный и невозмутимый.
- Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным.
- Эмоциональная нестабильность: весьма тревожный, подавленный, раздражительный, плохой контроль над эмоциональными реакциями, беспокойный и легко возбудимый.
Экстраверсия
- В большей степени интроверт, чем экстраверт: довольно замкнут, склонен к уединению, чаще всего рассудителен и осторожен.
- Тенденции экстраверсии и интроверсии уравновешенны: умеренная общительность, иногда склонен к уединению, может быть несколько замкнут, активность и словоохотливость сочетается с рассудительностью и осторожностью.
- В большей степени экстраверт, чем интроверт: довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен.
Открытость
- Открытость по отношению к опыту — ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый, ограниченный и незрелый.
- Средняя выраженность открытости по отношению к опыту: наряду с тенденциями к высокой восприимчивости и интеллектуальности может проявлять некоторую приземленность, ограниченность и незрелость.
- Открытость по отношению к опыту — выше среднего: довольно хорошее воображение, достаточно высокая восприимчивость, интеллектуальность.
Дружелюбие
- Выраженность дружелюбия — ниже среднего: довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый.
- Средняя выраженность дружелюбия: иногда добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный, но может быть раздражительным, несколько безжалостным, подозрительным и неуступчивым.
- Выраженность дружелюбия — выше среднего: довольно добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный.
Добросовестность
- Скорее недобросовестный, чем добросовестный: довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный.
- Средняя выраженность добросовестности: не всегда достаточно старательный, основательный и организованный, может быть недисциплинированным и несколько безалаберным.
- Выражена добросовестность: довольно старательный, основательный, ответственный, организованный, дисциплинированный, тщательный.
Ключи к NEO—FFI (60 вопр.)
- Нейротизм (Neuroticism) 1(-) 6 11 16(-) 21 26 31(-) 36 41 46(-) 51 56
- Экстраверсия (Extraversion) 2 7 12(-) 17 22 27(-) 32 37 42(-) 47 52 57(-)
- Открытость опыту (Openness) 3(-) 8(-) 13 18(-) 23(-) 28 33(-) 38(-) 43 48(-) 53 58
- Склонность к согласию (Agreeableness) 4 9(-) 14(-) 19 24(-) 29(-) 34 39(-) 44(-) 49(-) 54(-) 59(-)
- Добросовестность (Conscientiousness) 5 10 15(-) 20 25 30(-) 35 40 45(-) 50 55(-) 60
Вопросы, помеченные значком (-), являются инверстными. Обсчет идет согласно предложенной таблице:
ПНС | НС | Б | С | ПС | |
+ | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
— | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
УСЛОВНО-НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
НЕЙРОТИЗМ 19+\-7
ЭКСТРАВЕРСИЯ 32+\-7
ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ 30+\-6
СКЛОННОСТЬ К СОГЛАСИЮ 30+\-6
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ 32+\-8
Как вы видите, обработать результаты данного теста вручную непросто (и это один из самых простых тестов). Именно поэтому, чтобы составить высокодостоверный портрет личности, обращаются к профессионалу. А для самодиагностики обычно используют более простые и доступные методики.
Пройти тест на Самооценку
Пройти тест Какой я менеджер по продажам
Пройти тест Кто я?
Детские диагностические методики
Хотите знать о себе больше, лучше понимать себя? Или хотите получить обратную связь о своих сотрудниках? — Воспользуйтесь индивидуальной консультацией психолога и коуча.
Оставьте заявку на сайте и мы свяжемся с вами.
Прикрепленные материалы
Образец бланка социального портрета класса
Социальный портрет класса
Класс______ Ф.И.О. Кл.рук._____________________________________________________
Всего об-ся_____ из них : девочек ____________ мальчиков_________
Год рождения ______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Находятся на индивидуальном обучении:
2.Обучающиеся «группы риска» (ФИ об-ся)
3. Обучающиеся, воспитываемые в неполных семьях. Указать причину (в примечании) — одинокая мать, одинокий отец; вдова, вдовец, разведены.
№п/п
Фамилия Имя
Воспитывает мать / отец ФИО место работы, должность
Примечание
1
2
3
4. Обучающиеся, из: малообеспеченных семей
№п/п
Фамилия Имя об-ся
ФИО родителей, место работы/должность
№ справки
Где состоят на учете
Асоциальные
№п/п
Фамилия Имя об-ся
ФИО родителей, место работы/должность
В чем выражается
Состоят ли на учете
Уклоняющиеся от воспитания и обучения
№п/п
Фамилия Имя об-ся
ФИО родителей, место работы/должность
В чем выражается
Состоят ли на учете
5. Обучающиеся, воспитываемые в многодетных семьях
№п/п
Фамилия Имя об-ся
ФИО обоих родителей, место работы/должность
Количество детей в семье ФИ, где обучаются
Несовершеннолетние дети
1
6. Обучающиеся дети – сироты и/ или из детского дома
№п/п
Фамилия Имя об-ся
Сведения о родителях, подтверждающие статус (мать, отец умерли; лишены родительских прав)
Мать
Отец
под опекой/приемные
№п/п
Фамилия Имя об-ся
Сведения об опекуне
ФИО
Место работы, должность
Адрес, телефон
1
2
живущие с бабушкой и дедушкой
№п/п
Фамилия Имя об-ся
Сведения о бабушке/дедушке
ФИО
Адрес, телефон
Причина проживания
1
2
7. Обучающиеся, имеющие группу инвалидности
№п/п
Фамилия Имя об-ся
Справка МСЭ
Примечание
1
8. Обучающиеся не имеющие гражданства РФ (ФИ.)_____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Обучающиеся являющиеся беженцами/переселенцами (ФИ)._____________________________
______________________________________________________________________________________
10.Ф.И. хронически болеющих детей: _________________________________________
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
11.Дети, нуждающиеся в социальной помощи(Ф.И.) : __________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Актив класса ( с указанием поручений)_____________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Одаренные дети _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Сведения о родителях:
Классный руководитель : _______________________ __________________________(подпись) (расшифровка подписи)
Эл.почта соц.педагога : [email protected]
14.Посещение обучающимися учреждений дополнительного образования:
Школа искусствДом культуры ( название кружка)
Школьные кружки
Школьные секции
Внеурочная деятел.
футбол
хоккей
Волейб.
баскетб
Фиг.кат.
борьба
Худож.
Музык.
Танцевал..
пение
Театрал.
КЛИЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ: СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
Клиентом или получателем услуг социальной работы может быть любой член общества. В соответствии с российским законодательством, лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию, может обратиться в социальную службу, после чего специалисты социального учреждения должны изучить его ситуацию и определить потребность в конкретных видах помощи. Результаты анализа объективных и субъективных обстоятельств жизненной ситуации человека дают основание для реализации права на помощь.
Понятие «социальный портрет» широко используется в современной социальной науке, но понимается не всегда однозначно, поскольку не выработано единого научно обоснованного определения этого понятия.
Все характеристики социального портрета можно разделить на несколько групп. К базовым характеристикам социального портрета относят возраст, пол, образование, материальные условия, семейное положение, профессиональный статус, тип поселения, ценности. В число дополняющих характеристик входят сектор экономики, отрасль, досуговые предпочтения, социальное самочувствие, самооценка, мировоззрение (политические и религиозные ориентации). Базовые характеристики, за исключением ценностей, составляют объективные показатели, отражающие индикаторы многомерной социальной стратификации общества. А дополняющие ядро социального портрета, исключая сектор экономики и отрасль, представлены субъективными показателями. Это вполне соотносится с теоретическими определениями социального портрета, как интегрированного описания демографических, социальных и ценностных характеристик определённой группы людей.
Также можно выделит два профиля: стратификационный и аксиологический. Стратификационный профиль больше связан с объективными характеристиками и включает в себя демографические и социальные параметры. Аксиологический профиль социального портрета больше связан с субъективными характеристиками и включает такие параметры, как ценностные ориентации, социальное самочувствие, досуговые предпочтения, религиозные ориентации, самооценку, культурную среду.
При помощи «социального портрета» выявляют насущные проблемы общества, определенной категории получателей социальных услуг, и все критерии учитываются в разработке социальных программ для поддержания достойного уровня жизни граждан. Грамотно составленный социальный портрет клиента социальных служб должен способствовать решению следующих задач:
1. Определить общие и индивидуальные особенности получателя социальной услуги;
2. Помочь клиенту осознать свои жизненные перспективы, определить степень реальности их достижения, выстроить направления социальной реабилитации;
3.Помочь клиенту добиться своей цели, поощряя его, обеспечивая эмоциональную поддержку и сопровождение в процессе оказания социальной помощи.
Таким образом, социальный портрет — это интегрированное описание основных отличительных демографических, социальных и ценностных характеристик, присущих определённой группе людей, представленное в виде стратификационного и аксиологического профилей. В рамках социальной работы социальный портрет определенных категорий получателей социальных услуг способствует разработке полных, адресно направленных, учитывающих все их особенности программ оказания социальной помощи, поддержки и защиты.
Социальное портретирование является довольно распространенным методом анализа характеристик потребителей социальных услуг, описания их различных категорий, а также других проблем социальной работы. Социальные портреты помимо стандартных аспектов пола, возраста, образования, социального положения включают также специфические аспекты для определенных категорий или социальных проблем.
Процедура исследования проводилась на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексный центр социальной помощи населения Восточного округа» Богатовское отделение. Наиболее часто встречающимися категориями были многодетные семьи и пенсионеры.
Именно по этой причине участниками анкетирования стали данные граждане.
Выборку исследования составил 31 человек, 15 человек относящиеся к категории пенсионеры, в возрасте от 63 до 88 лет и 16 человек относящиеся к категории многодетные семьи в возрасте от30 до 41 года.
В ходе исследования, проведенного методом анкетирования, нам удалось составить портрет двух категорий граждан, которые обратились в социальную службу. Выбранными категории из являются многодетные родители и пенсионеры. Нам удалось выяснить их проблемы, материальное положение, уровень удовлетворенности своей жизнью, узнать их мнение о своем здоровье, о наличии собственной жилплощади, семейного статуса и многое другое. На основании полученных данных, мы произвели анализ. Вследствие чего сделали определенные выводы и составили социальные портреты опрошенных категорий.
Из числа опрошенных можно составить следующий социальный портрет многодетных семей. Это люди в возрасте от 30 до 40 лет, состоящие в браке и имеющие двух и более детей, возраст которых не превышает 10 лет. Данная категория опрошенных имеет среднее специальное образование, и работают в сфере торговли. Материальное положение данных людей затруднительное. Имеют собственную жилплощадь. Большинство респондентов оценивают состояние своего здоровья как хорошее. Но уровень удовлетворенности своей жизнью обозначается как средний. Основными проблемами данной категории являются нехватка денежных средств, в связи с этим они обращаются в социальную службу для заключения социального контракта.
Социальный портрет пенсионеров, обратившихся в социальную службу. Это люди в возрасте от 70 лет и старше, большая часть из которых вдовы и вдовцы и имеющие по одному, два ребенка, возраст которых от 40 лет и старше. Большинство опрошенных имеют среднее специальное образование. Работающего населения среди пенсионеров практически не наблюдалось. Материальное положение у большинства стабильное. Имеют собственную жилплощадь. Большинство респондентов оценили свое здоровье как плохое. Но уровень удовлетворенности своей жизнью отмечают как средний. Основными проблемами данной категории является сложность в самообслуживании, в связи, с чем они вынуждены обратиться за помощью в надомном обслуживании социального работника.
Список литературы:
- Басов, Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов. – М.: «Академия», 2007.
- Головачев, Б.В. Высокостатусные группы: штрихи к социальному портрету / Б.В. Головачев, Л.Б. Косова // Социологические исследования. — 1996. — № 1. — С.45—51.
- Лабазанова, С.Л. Клиенты социальных служб: социальный портрет / С.Л. Лабазанова // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей Международной научно — практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2016. С. 158-162.
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/105642/1/#block_ 2#ixzz4W7avf1qW (Дата обращения: 22.04.2018).
Статья «Социальный портрет студента СПО»
Департамент образования и науки Костромской области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»
Социальный портрет студента СПО
( на примере ОГБПОУ «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»)
Автор: Золотова Елена Борисовна, преподаватель ОГБПОУ «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»)
2017г.
Социальный портрет студента СПО
( на примере ОГБПОУ «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»)
Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы определяется сегодня необходимостью изучения ценностных ориентаций учащейся молодежи, причин и тенденций их изменений, эффективности современных способов организации учебно-воспитательного процесса.
Цели данной работы — провести социологическое исследование обучающейся молодёжи, её нравственных ценностных установок для последующего использования его результатов в практике учебно-воспитательного процесса.
Главные задачи работы:
— получить достоверные, объективные данные о социальном портрете студента системы СПО путём анкетирования и обработки данных;
— оценка эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, опираясь на результаты анкетирования;
— изучение ожиданий и интересов студентов образовательного учреждения в сфере образовательных услуг;
— определение осознанности выбора профессии и самоопределения;
— возможность в перспективе проводить сопоставительный анализ результатов исследования с целью выявления каких-либо устойчивых тенденций;
— использовать результаты социологического опроса для разработки модели формирования ценностных ориентаций студентов.
1.Вступление.
Для того чтобы выстроить эффективную образовательную и воспитательную систему подготовки профессиональных кадров среднего звена, конкурентоспособных на современном рынке труда, необходимо иметь представление о спектре ближайших интересов современной молодежи, их нацеленности на освоение выбранной специальности и отношении к основным жизненным ценностям и приоритетам. В настоящее время остро стоит вопрос о преодолении духовного кризиса, породившего утрату доверия к идеалам и ценностям.
Социальный облик студента системы СПО постоянно меняется, как меняется и наше общество в целом.
2. Основная часть.
Данное исследование имеет практическую значимость для инженерно-педагогических работников и администрации образовательного учреждения. Работая со студентами, мы, прежде всего, должны знать их нравственные ориентиры, социально значимые установки.
С целью изучения социального портрета студентов мною было проведено следующее социологическое исследование.
Во-первых, была разработана анкета «Социальный портрет студента «Буйского техникума железнодорожного транспорта Костромской области». В данную анкету вошли 25 вопросов. Данная анкета не является всеобъемлющей. С другой стороны она не перезагружена и не утомит при заполнении. Вопросы были составлены с опорой на реалии нашего учебного заведения и те задачи, которые я ставила в ходе исследования.
Во-вторых, все вопросы были скомпонованы в 3 блока:
Адаптация студента.
Общественная жизнь студента
Нравственные ценностные ориентиры
Данная анкета была проведена среди студентов 1 и 2 курсов, ею было охвачено 105 студентов.
Проанализируем ответы на 1 блок вопросов «Социализация студентов».
На вопрос, «какими качествами обладает современный студент?», 56% ответили, что современный студент «активный, общительный, доброжелательный», 28% считают современного студента «внимательным и ответственным», 14% видят современного студента «неорганизованным и невнимательным», а ещё 2% — «неответственным и невоспитанным». Такую характеристику себе дают сами студенты и она, очевидно, близка к истине.
На вопрос, «довольны ли Вы тем, что учитесь именно в этом учебном заведении?», 60% опрашиваемых ответили, что «полностью довольны», 31%, «что скорее довольны, чем недовольны», 4% — «скорее недовольны» и 5% ответили, что «если бы была возможность, поступили бы в другое учебное заведение».
На вопрос, «как вы относитесь к выбранной вами специальности или профессии?», 75% опрашиваемых ответили, что им «нравится данная профессия, специальность», 16% ответили, что «скорее нравится, чем не нравится», 5% ответили, что «скорее не нравится», и 2% ответили, что на выборе профессии «настояли родители».
На вопрос, «изменилась ли ваша жизнь после поступления в техникум?», 51% опрашиваемых ответили, что изменилась. На вопрос, в чём изменилась, уточнения были следующие: «появилось много новых друзей», «жизнь стала интереснее», «стал лучше учиться», «стал более ответственным, самостоятельным», «появилось много проблем, так как живу в общежитии, далеко от дома». 49% опрашиваемых ответили, что после поступления в техникум их жизнь не изменилась.
На вопрос, «должен ли работать современный студент», 52% опрашиваемых ответили, что «должен», 36% ответили, что «основная их работа – это учёба» и 12% — что студент не должен работать, «надо наслаждаться молодостью».
На вопрос, «сколько времени вы тратите на подготовку домашнего задания?», 46% опрашиваемых ответили, что тратят 1-2 часа, 43% — «не делают домашних заданий» и 11% тратят на подготовку домашнего задания 3 часа и больше.
При написании докладов, рефератов и курсовых работ 73% опрашиваемых пользуются только ресурсами Интернета, 26% — ресурсами Интернета и научной литературой, и 1% опрашиваемых – платят деньги и получают готовые работы.
Данные ответы показали, что большинство студентов осознанно выбрали данное учебное заведение и профессию или специальность. Многие студенты считают, что успешная учёба – их главная задача на современном этапе. Для большинства студентов с поступлением в техникум жизнь изменилась в лучшую сторону: появились новые друзья, став студентами, они стали более ответственными и самостоятельными. Но заставляет задуматься тот факт, что 43% студентов не выполняют домашних заданий. Заметна зависимость студентов от Интернета. Обращение студентов к ресурсам Интернета имеет как положительные моменты, так и отрицательные. Сегодня появилась возможность скачать готовый реферат или курсовую работу.
На второй блок вопросов «Общественная жизнь студента» были получены следующие ответы.
К студенческому самоуправлению 75% опрашиваемых относятся положительно, 12% сами входят в число студенческого самоуправления, и 13% — не знают, что это такое.
Волонтёрами хотели бы быть 36% опращиваемых студентов, 2% — не знают, чем занимаются волонтёры, и 62% — не хотят быть волонтёрами.
В общественной жизни техникума активно участвуют 16% опрашиваемых, 32% — участвуют по мере возможности, и 52% — не участвуют.
Только 10 % опрашиваемых читают художественную литературу, 25% — читают очень редко, 27% — предпочитают читать в Интернете, и 38% — совсем не читают.
Спортом занимаются 48% опрашиваемых студентов, 52% — не занимаются никакими видами спорта. Кружками охвачено лишь 19% опрашиваемых.
Поддерживают дресс-код в техникуме лишь 15% опрашиваемых, остальные – за свободный стиль одежды.
Данные ответы говорят об общественной пассивности значительной части студентов и необходимости вовлечения их в студенческое самоуправление, кружковую работу, спорт и общественно-полезный труд. Удручает тот факт, что 38% опрашиваемых студентов совсем не читают художественную литературу и не ходят в библиотеку. Большинство студентов предпочитают свободный стиль одежды в учебном заведении.
На третий блок вопросов «Нравственные ценности и ориентиры» были получены следующие ответы.
Для 31% опрашиваемых студентов «материальный достаток и деньги» – самое главное в жизни. Для 30% опрашиваемых главным является «дружная семья», для 36% — любовь, для 1% — карьера, достижение высокого положения в обществе.
41% опрашиваемых студентов ценят в людях доброту, 37% — ценят понимание, 16% — порядочность, и 6% — честность.
Среди отрицательных качеств личности на первом месте стоит лживость (49%), 45% считают самым отрицательным качеством предательство и 6% — жадность.
«Я – верующий человек» — утверждает 44% опрашиваемых, 18% утверждают, что они не верят в бога, 38% — затрудняются ответить на вопрос.
Главными социальными проблемами молодёжи 25% опрашиваемых считают наркоманию, 49% — пьянство, 25% — трудоустройство.
Наиболее важным условием для достижения успеха в жизни 56% опрашиваемых студентов считают целеустремлённость и трудолюбие, 21% — интересную работу, 15% — образование и 8% — способности.
Заключение.
Данные ответы показали, что значительная часть студентов ценит в людях доброту, понимание и порядочность, а главными отрицательными качествами считает лживость и предательство. Главным в жизни большинство студентов считают дружную семью и любовь, но 31% на первое место ставят материальный достаток и деньги. Очевидно, это связано с тем, что значительная часть студентов принадлежит к малообеспеченным семьям, в которых материальный достаток выходит на первый план. Заставляет задуматься и тот факт, что 49% опрашиваемых студентов называют пьянство главной социальной проблемой молодёжи.
В заключение, хотелось бы подвести общие итоги исследования:
1. Воспитательный процесс в техникуме целесообразно строить на основании социологических исследований, дающих представление о целях, интересах и ценностях современной молодежи. Такой подход повышает эффективность воспитательного процесса и устойчивость ценностных ориентаций выпускников.
2. Ценности, сложившиеся у молодежи, имеют преимущественно индивидуально-личностную направленность, связаны с повышением роли материального фактора.
3. Проведенные исследования показали, что в процессе обучения меняются ценностные ориентации учащейся молодежи. Через изменение сложившейся системы ценностей меняется человек, развивается его личность.
4. В техникуме необходима разработка модели формирования ценностных ориентаций студентов на основе проектирования обновленного содержания.
Таким образом, развитие государственной системы профессиональной ориентации молодежи напрямую связано с учетом факторов подготовки к будущей профессиональной деятельности, социальных, нравственных и психологических особенностей личности. Только при таком условии возможно решение проблем профессионального самоопределения и успешной профессиональной и социально-психологической адаптации студентов учреждений среднего профессионального образования.
Литература.
1. Белинская Д.В., Задонская И.А., Томилин В.Ф. Социальный портрет современного студента (на примере студентов ТГУ им. Г.Р. Державина). // Социально- экономические явления и процессы. 2014г. Электронный ресурс.
2. Грязнов А.Н., Масленникова В.Ш., Боговарова В.А. Социально- психологический портрет студента [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2013г.
Приложение 1.
Анкета
Социальный портрет студента «Буйского техникума железнодорожного транспорта»
Адаптация студента.
Относите ли Вы себя к современному студенту?
А) да;
Б) нет.Какими качествами обладает современный студент, по вашему мнению?
А) внимательный, ответственный, легко обучаемый
Б) активный, общительный, доброжелательный
В) неорганизованный, невнимательный
Г) неответственный, невоспитанный
Довольны ли Вы тем, что учитесь именно в этом учебном заведении?
А) да, полностью доволен
Б) скорее доволен, чем не доволен
В) скорее не доволен, чем доволен
Г) не доволен, если бы была возможность, поступил бы в другое учебное заведение
Как вы относитесь к выбранной вами профессии, специальности?
А) мне нравится данная профессия, специальность
Б) скорее нравится, чем не нравится
В) скорее не нравится, чем нравится
Б) мне не нравится данная профессия, специальность, на её выборе настояли родители
Изменилась ли ваша жизнь после поступления в техникум? В чём?_
А) да, _________________________________________________________
Б) нет
Должен ли работать современный студент?
А) да;
Б) нет, нужно наслаждаться молодостью;
В) основная работа — учёба.Сколько времени в день вы тратите на подготовку домашнего задания?
A) 1-2 часа
Б) 3 и больше
B) не делаю домашних заданийКакими источниками вы пользуетесь при написании курсовой работы, докладов, рефератов?_
А) ресурсами Интернета
Б) книгами, научной литературой
В) и тем и другим
Г) плачу деньги и получаю готовый реферат, доклад
Модно ли, на ваш взгляд, быть отличником сейчас?
А) нет;
Б) очень даже модно.Часто ли вы прогуливаете пары? (если да, обоснуйте, почему)
А) да, потому что_________________________________________________
Б) нет.
Общественная жизнь студента
Как вы относитесь к студенческому самоуправлению техникума?
A) не знаю, что это такое
Б) вхожу в число данных студентов
B) поддерживаю самоуправление.Хотели ли бы Вы стать волонтёром?
A) да;
Б) нет;
B) не знаю, чем они занимаютсяУчаствуете ли вы в студенческой жизни техникума?
A) да, мне очень нравится;
Б) нет, мне это не интересно;
B) по мере возможности.Читаете ли вы художественную литературу, берёте ли книги в библиотеке?
А) да, часто
Б) иногда
В) предпочитаю читать в Интернете
Г) совсем не читаю
Занимаетесь ли вы спортом? (если да, то каким?)
А) да, _______________________________
Б) нетПосещаете ли вы какой-либо кружок? (если да, то какой?)
А) да, ______________________________
Б) нетВы предпочитаете жить…
А) в общежитии;
Б) на квартире.Какого стиля одежды должен придерживаться современный студент?
А) соблюдать дресс-код;
Б) свободный стиль одежды
III. Нравственные ценности и ориентиры.
Что для вас в жизни самое главное?
А) карьера, достижение высокого положения в обществе Б) материальный достаток, деньги
В) любовь Г) дружная семья Д) интересная работа Е) хорошее образование Ж) друзья
З) здоровье И) другое (напишите что?)_________________________________________________
Какие качества вы больше всего цените в людях?
А) порядочность Б) доброту В) понимание Г) независимость
Д) чувство собственного достоинства Е) честность Ж) смелость
З) целеустремлённость
Какие качества личности вам кажутся самыми отрицательными?
А) необразованность Б) лживость В) предательство
Г) лень Д) жадность Е) аморальное поведение
Что вы ненавидите?
А) жадность Б) предательство
В) жестокость Г) ложь Д) работу
Как вы относитесь к религии?
А) я верующий человек
Б) я неверующий, но воспринимаю религию спокойно
В) затрудняюсь ответить
Г) считаю религию обманом народа
Какие социальные проблемы молодёжи вы считаете главными?
А) наркомания; Б) пьянство; В) трудоустройство;
Г) получение образования
Наиболее важным для достижения успеха в жизни является:
А) целеустремлённость и трудолюбие Б) интересная работа
В) образование Г) богатые родители Д) способности