Сферические панорамы как сделать: Как делать сферические панорамы – Создание круговых панорам (flash) / Habr

Сферическая панорама. Часть 1: оборудование и съемка

Любой фотоаппарат имеет ограниченный угол обзора и не способен передать 100% информации окружающей его, но с помощью любого фотоаппарата можно сделать панораму, которая расскажет зрителю намного больше обычной фотографии.

Что же такое панорама в классическом понимании? Это широкоформатная фотография, сделанная из двух и более кадров, совмещенных с целью увеличения угла обзора. Чтобы получить такую панораму, нужно сделать несколько снимков, но так чтобы соседние кадры перекрывали друг друга на 20-25 процентов. Затем следует «склеить» полученные фото в любом графическом редакторе, в результате чего получится «длинная» фотография, на которой помещается всего значительно больше. Помещается больше, да не все!

Существует еще один вид панорам — сферическая панорама, способная передать полную картину окружающего пространства. Сферическая панорама имеет угол обзора 360 градусов по горизонтали и 180 по вертикали. Она спроецирована на внутреннюю поверхность сферы с помощью специального софта, а зритель находится, как бы, в центре сферы и может вращать ее как угодно и видеть все, что там находится, получив полное представление, словно побывав на месте съемки. Несколько сферических панорам можно объединить в виртуальный тур, создав в них переходы из одной в другую. В силу своих особенностей, сферическую панораму можно просмотреть только на компьютере. При помощи таких панорам создаются виртуальные 3D экскурсии по городам.

Сделать сферическую панораму можно любым фотоаппаратом без особых приспособлений, но в этом случае потребуется определенная сноровка и тренировка, а затем кропотливая обработка и устранение ошибок съемки. Короче говоря, получить сразу хорошую панораму с рук вряд ли получится.

Чтобы сделать идеальную сферическую панораму, потребуется специальное оборудование, которое сэкономит уйму времени. Посмотрим, что относится к оборудованию для панорам.

Оборудование

Главный инструмент — это, конечно, фотоаппарат. Как говорилось выше, он может быть любым, вплоть до обычной цифровой мыльницы, но от качества этой составляющей многое зависит. Чтобы получить сферическую панораму, нужно сфотографировать все пространство вокруг одной точки и это будет сделать проще, если угол обзора вашего объектива будет как можно выше.

Так, например, имея стандартный китовый объектив с фокусным расстоянием 18 мм, предстоит сделать три ряда фотографий, по 12 фото в каждом, т.е. шаг съемки равен 30 градусам, плюс фото зенита и надира и того 38 кадров. А с объективом типа рыбий глаз (fisheye) достаточно всего 3-8 кадров, что значительно меньше. Правда, чем меньше кадров в панораме, тем меньше ее разрешение, но современные зеркалки позволяют сделать сферическую панораму высокого качества и с объективом fisheye.

Теперь еще один немаловажный инструмент – 

панорамная головка – это приспособление позволяет закрепить камеру на штативе таким образом, чтобы она вращалась вокруг нодальной точки объектива. Благодаря этому, параллакс между соседними кадрами сводится к минимуму, и панорама сшивается без особых проблем.  Нодальная точка – точка на оси объектива, расположенная в месте пересечения оптических лучей:

Если вращать фотоаппарат вокруг нодальной точки, то предметы на заднем и переднем плане не будут смещаться относительно друг друга, т.е. параллакс будет равен нулю. Это крайне желательно для успешного объединения фотографий в общую панораму.

Расположение нодальной точки у различных объективов отличается. Определить где находится нодальная точка вашего объектива можно опытным путем: установить фотоаппарат на панорамную головку, выбрать одно положение и вращать камеру, затем немного переместить аппарат — снова вращать и т.д., когда параллакс переднего и заднего плана станет минимальным – нужная точка найдена.

Но гораздо проще найти данные вашего объектива в сети, например, в этой таблице параметров. В ней приведены расположения нодальных точек различных объективов для нескольких значений фокусного расстояния, а еще некоторые параметры фотоаппаратов: расстояния от крепления до оси объектива, от основания фотоаппарата до оси объектива и от крепления до основания объектива.

На сегодняшний день есть множество вариантов панорамных головок со своими достоинствами и недостатками.

Уровневая головка – предназначена для настройки уровня горизонта, устанавливается на штатив под панорамной головкой. Ее использование не обязательно, хотя и облегчает создание панорам. Заменой может послужить шаровая головка или регулировка уровня длиной ножек штатива, но этот вариант сложнее и дольше. Выставить уровень горизонта можно и при сшивке панорамы, но это потребует дополнительных усилий.

Штатив должен быть устойчивым, т.к. смещение панорамной головки во время съемки недопустимо. По большому счету, предпочтений нет, главное, чтобы штатив был удобным и надежным. Применение штатива позволяет снимать на длинной выдержке.

К дополнительному оборудованию можно отнести проводной или дистанционный пульт для фотоаппарата, который поможет избежать шевеления камеры.

Съемка

Теперь, когда мы ознакомились с оборудованием, можно приступать к съемке. Будем использовать панорамную головку Nodal Ninja NN3 MK II и зеркалку Canon 450d с китовым объективом.

1. Выбираем живописное место и приступаем к установке и настройке оборудования. Поворачиваем панорамную головку так, чтобы объектив смотрел вниз, теперь двигаем камеру до тех пор, пока центр объектива не совпадет с точкой вращения:

Затем выровняем нодальную точка, которую мы нашли в таблице или вычислили опытным путем. Это можно сделать на глаз или узнав величину отрезка:

L=a+b,

где a – расстояние от основания объектива до нодальной точки;

b – расстояние от гнезда крепления до основания объектива (таблица параметров зеркалок).

выставить его значение по линейке, имеющейся на головке Nodal Ninja NN3 MK II:

Нодальная точка выставлена, осталось лишь отрегулировать уровень горизонта при помощи пузырькового уровня.

2. Теперь сама съемка. Переходим в ручной режим и выставляем необходимые параметры:

  • минимальное фокусное расстояние;
  • фокусировку в зависимости от окружающих объектов;
  • диафрагму, выдержку и ISO исходя из освещенности;
  • включаем режим Jpeg + RAW.

Подключаем проводной пульт и начинаем съемку. Соседние кадры должны иметь перекрытие 20-25 процентов, поэтому мы сделаем три ряда фотографий с углом поворота 30 градусов (для фокусного расстояния 18 мм): первый ряд под углом 0 градусов, второй под углом 45 градусов, третий под углом -45 градусов.

Вот что получилось:

Направляем фотоаппарат вверх, вниз и фотографируем, соответственно, зенит и надир, последний можно сфотографировать с рук:

На этом съемка сферической панорамы окончена, следующими этапами будет объединение всех фотографий в одну панораму и преобразование ее в сферическую.

Как создать сферическую 3d эквидистантную панораму. Часть 2. Немного теории и съемка панорамы на цифровой фотоаппарат

     Нас часто спрашивают, как мы делаем панорамы проекта «Виртуальный Кореновск». Несмотря на большое количество имеющегося материала в сети интернет, новичку обычно сложно собрать паззл разрозненной информации в одну целостную картину. Поэтому мы решили на проекте написать несколько статей, которые помогут любому новичку спокойно собрать свою первую в жизни сферическую панораму. В этих статьях мы будем изъясняться как можно более доступным языком и без излишней терминологии. Терминология нужна сугубо высоким профессионалам, перед нами же стоит задача, чтобы любой середнячок с фотоаппаратом мог снять панораму. Поэтому ни излишней терминологии, ни сильного «вдавания в дебри» допускать не будем.

Как создать сферическую панораму

Часть 2. Немного теории и съемка панорамы на цифровой фотоаппарат

Напоминаю, что учимся мы снимать вот такую панораму (пример одной из панорам проекта «Виртуальный Кореновск»)

 

 

     Это вторая статья на эту тему, и в ней мы с вами научимся снимать сферическую панораму. Итак, что нам нужно: в идеале- штатив с панорамной головкой, зеркальный полнокадровый фотоаппарат с супер-широкоугольным объективом или fisheye ( «рыбьим глазом»). Если этого у вас нет- не беда. Сферическую панораму можно снять и простой цифромыльницей без штатива с рук. В чём разница? А разница в том, что при сшивке панорамы с рук и с мыльницы вам вряд ли удасться добиться хорошей целостности  панорамы, отличной перспективы и минимума искажений. Панорама-то получится, но придётся немало поработать ручками в графических редакторах и смириться с неизбежными искажениями. Кроме того, не все программы для сшивки справятся со сшивкой панорамы с рук. Кроме PTGui с такими справятся только Kolor Autopano и PanoramaStudio Pro. 

 

      Немного теории: Сферическая панорама (из википедии) – один из видов панорамной фотографии. Предназначена в первую очередь для показа на компьютере (при помощи специального программного обеспечения).


       В основе сферической панорамы лежит собранное из множества отдельных кадров изображение в сферической или кубической проекции. Характерной чертой сферических панорам является максимально возможный угол охвата (360х180 градусов), позволяющий полностью отобразить окружающее пространство.

       Если изображение сферической или кубической проекции поместить на сферу или куб соответственно, то получим 3d-панораму.

 

         Рассматривается 3d-панорама изнутри сферы или куба. Вращая эту 3d-фигуру, получаем возможность изменения точки наблюдения, а меняя фокусное расстояние – управление масштабом.

       

       Исходя из этого- нам необходимо сделать несколько снимков вокруг себя так, чтобы потом программа-сшивальщик правильно эти кадры между собой сшила и в итоге у нас получилась 3D — панорама. 

        Тут практически все столкнутся с такой проблемой: вроде всё отснято правильно, а программа- сшивальщик не может сшить разрозненные кадры в единую панораму или сшивает их некорректно. Почему? Именно для исключения таких моментов существуют панорамные головки (ПГ), штативы, и понятия «нодальная точка» и «параллакс». 

       Если говорить языком определений, нодальная точка- это точка, находящаяся на оптической оси объектива, в которой пересекаются лучи света проходящие через объектив. Расположение нодальной точки индивидуально для фотоаппаратов разных фирм и объективов.  

 

 

        Параллакс- это изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя. Как видите на рисунке ниже, при смещении фотоаппарата НЕ вокруг нодальной точки отображение на матрице фотоаппарата разноудалённых объектов на кадрах меняются. Это и вводит в заблуждение программы-сшивальщики и не даёт им правильно сшить панораму.

 

 

 

          Так как у нас статьи для новичков и не желающих сыпать терминологией, то запомните- в идеале при съёмке сферических панорам нужно вращать фотоаппарат вокруг нодальной точки, тогда параллакса наблюдаться не будет, и программа-сшивальщик очень точно сошьёт панораму и искажения будут минимальны (если вообще будут). При вращении камеры ВОКРУГ нодальной точки, как видите на рисунке ниже- отображение на матрице фотоаппарата разноудалённых объектов на кадрах уже НЕ меняются.

 

 

     

     Для того, чтобы свести эффект параллакса к минимуму и вращать камеру при съёмке вокруг нодальной точки, нужен штатив и панорамная головка. Штатив может быть любым, а вот панорамная головка сконструирована так, чтобы фотоаппарат при съёмке панорамы вращался вокруг нодальной точки. Панорамная головка выглядит так:

 

 

без фотоаппарата:

 

 

 

с фотоаппаратом:

 

 

          Конструкция всех нормальных панорамных головок даёт возможность сдвигом горизонтальной и вертикальной планки подобрать нодальную точку индивидуально для каждого фотоаппарата. На рисунке ниже под цифрой 1 показано правильное расположение фотоаппарата, уже с найденной нодальной точкой объектива, а справа, под цифрой 2- неправильное и влекущее за собой параллакс и проблемы при сшивке панорам:

 

 

 

Обратите внимание, что при покупке штатива в магазине вам могут предложить штатив с уже панорамной головкой, вот такого вида:

          Вам следует знать, что действительно такая головка является панорамной, но обеспечивает съёмку лишь плоских или круговых панорам и абсолютно не подходит на съёмки сферических панорам, т.к. не обеспечивает вращение фотоаппарата вокруг нодальной точки. Поэтому берите обычный штатив с обычной головкой, в которую устанавливается затем специальная панорамная головка для съёмки сферических панорам. Пожелания при выборе штатива следующие: штатив должен быть тяжёлым и устойчивым. Дополнительным бонусом будет возможность съёма головки штатива до оголения центрального винта, т.к. некоторые панорамные головки имеют возможность крепления напрямую на винт штатива (обычно он имеет размеры 3/8 дюйма), что обеспечит дополнительную устойчивость панорамной головки с фотоаппаратом и уменьшение общего люфта конструкции.

         

           Настройка панорамной головки и поиск нодальной точки хорошо показан в видео ниже, поэтому текстом разворачивать не будем, в видео всё наглядно описано и показано:

 

          Так, со штативом и панорамной головкой разобрались. Теперь немного о фотоаппаратах и объективах. Если у вас есть деньги, то лучше пользоваться полнокадровым фотоаппаратом из-за бОльшего захвата площади снимаемого кадра. Если денег на полнокадрового монстра у вас нет- вполне подойдёт любая зеркалка с кроп-фактором матрицы 1,5 либо обычная «цифромыльница». По объективам: большинство панорамных фотографов рекомендует снимать на объектив fisheye («рыбий глаз») из-за того, что он охватывает бОльшую площадь кадра и требуется меньше кадров для съёмки полной панорамы («рыбьим глазом» можно снять полную панораму всего за 4 кадра). Однако здесь есть свои минусы- чем больше площадь захвата кадра, тем бОльшая вероятность словить на линзу «зайца» (солнечного зайчика), который убьёт часть кадра и даст пересвет по многим остальным участкам. Опять же, разрешение конечной панорамы будет меньше, чем панорама, сшитая из бОльшего количества кадров. А большее разрешение панорамы лучше тем, что панораму потом можно будет приближать-удалять для просмотра отдельных её частей. Плюс к этому фишаи дают сильные искажения, в основном по краям, которые не совсем точно потом устраняются программами-сшивальщиками. Поэтому нам кажется лучшим вариантом либо широкоугольный, либо супер-широкоугольный объектив, который даст вам и бОльший захват кадра по сравнению с обычными объективами, и, с другой стороны- поможет вам избежать «зайцев» и уменьшения детализации конечной панорамы.

          Теперь по особенностям непосредственно самой съёмки панорам на фотоаппарат. Следует учесть три очень важных момента: 1) Фотосъёмка ВСЕХ кадров должна производиться при одном балансе белого, поэтому автоматический режим не подойдёт, выставьте в настройках фотоаппарата более подходящий для данного момента баланс белого 2)  Фотосъёмка ВСЕХ кадров должна производиться при диафрагме от 9 до 13 (обычно 10-11 ) 3)  Фотосъёмка ВСЕХ кадров должна производиться при общих настройках резкости. Поэтому, сфокусировавшись на  одном объекте, больше не перенаводите резкость, и просто «дожимайте» кнопку спуска при каждом новом кадре. Если у вас есть возможность отключения автонаведения резкости на самом объективе- после фокусировки на первом кадре отщёлкните кнопку объектива в положение «Ручная фокусировка», это не даст фотоаппарату изменить настройки резкости на следующих кадрах. Невыполнение одного из этих моментов повлечёт за собой практически неминуемые проблемы при последующей сшивке панорамы. Это очень важные три момента, которые обычно упускаются в статьях в интернете по съёмке панорам, а новички потом недоумевают- почему все наказы выполнили, а сшить панораму не могут…

 

         Ещё один спорный момент: в каком формате снимать. Профессионалы рекомендуют снимать в RAW формате. И вот почему (смотрим видео):

 

         Как видите- RAW формат кадра позволяет потом «выбрать» пересвет или недосвет кадра без общего ущерба для картинки до 2 единиц в любую сторону камеры RAW. Однако, при сшивке полученный из RAW jpg файлов у вас могут возникнуть проблемы из-за изменённой пиксельной структуры, общей освещённости кадра и т.д. Вы, конечно, можете сшивать сразу RAW файлы, однако, для новичков результат будет не слишком впечатляющим, кроме того, работа сшивальщика заметно усложнится и замедлится. Поэтому мы рекомендуем новичкам снимать сразу в jpg, если снимаемая сцена не представляет особой сложности (к примеру, на улице). Если же имеются сложности, к примеру, при съёмке в помещениях, когда свет из окна либо пересвечивает окно, либо недосвечивает стены- делайте несколько снимков одного и того же кадра с корректировкой освещённости в одну и другую стороны. Потом любым сшивальщиком из этих нескольких кадров вы свободно соберёте один, где будет и вид из окна, и нормальныя освещённость внутри помещения.

 

          Теперь перейдём, собственно, к самой съёмке панорам. Вам нужно будет сделать несколько рядов фотографий (зависит от фотоаппарата и объектива) с перекрытием каждого кадра на 20-25%.

          Примерно прикидывайте, что для обычного фотоаппарата число кадров будет составлять от 2 до 4 кадров на 90 градусов поворота и от 8 до 16 кадров на 180 градусов, т.е. на полный один ряд. Сколько рядов фото делать- опять же зависит от вашего фотоаппарата и объектива, обычно от 3 до 6 рядов. Плюс- после съёмки рядов снимается один кадр вида над головой и под ногами (зенит-надир). Вопрос- какой ряд сначала снимать? Мы рекомендуем делать сначала средний ряд, т.к. в основном именно в нём происходят различные изменения (двигаются люди, автомобили), а уже после- верхние и нижние ряды. Если вы снимаете со штатива и панорамной головки- особых замечаний нет (кроме описанных выше по резкости, баласу белого и диафрагме), при съёмке же панорамы с рук-  старайтесь вращаться вокруг вертикальной оси тела и меньше меняйте положения рук. Лучше прижмите локти к туловищу, выставьте фотоаппарат перед собой и вращайтесь по часовой или против часовой стрелки, стараясь не изменять наклон туловища и положения рук с фотоаппаратом. Фотоаппарат при съёмке с рук лучше далеко от туловища не выставлять. При повороте определите начальный ориентир, и поворачивайтесь ровно настолько, насколько захватывает один кадр ваш фотоаппарат и объектив- от 15 до 30 градусов (для широкоугольников и фишаев эти данные, соответственно, меняются в большую сторону).

          Собственно, сам процесс фотографирования панорамы мы покажем вам в различных видео ниже. Там всё показано и объяснено наглядно и доступно.

 

 

 

 

 

В следующей статье мы вам расскажем, как правильно сшить и отредактировать свою панораму, а также как её разместить в сети интернет.

Комментарии и свои вопросы можете писать под статьёй ниже. На вопросы по существу мы всегда ответим.


  

 

Как всегда хорошего настроения,

Trang

 



Похожие записи:

Как делать сферические панорамы / Фотография / Фотомоушен2 — Сообщество творческих людей

В этом уроке я покажу вам, как создать очень интересный эффект в фотошопе, благодаря которому вы сможете превращать ваши снимки в подобие «планет». Я называю их «планетами» из-за шаровидной формы этих фотографий, да и просто потому, что они действительно похожи на них. В действительности же это урок по созданию сферических панорам.

Именно такие сферические «Планеты» я и имею в виду
Само собой эта идея не нова и не я ее придумал, однако в любом случае я бы хотел поделиться своим опытом в создании подобных изображений.

1. Выбор правильной фотографии


Порой выбор подходящей фотографии намного важнее, чем сама техника

Перед созданием сферической панорамы нужно сначала выбрать подходящую фотографию. Подойдет любая, имеющая на ваш взгляд потенциал и четкие ровные края. Само собой можно сделать ее и самому, причем полностью на 360 градусов. Однако это не всегда возможно, поэтому в этом уроке я буду рассказывать, как сделать сферическую панораму любой фотографии.
Перед тем как продолжить, вам, возможно, потребуется обрезать фотографию, чтобы добиться приблизительно одинаковых краев, дабы они нормально склеились. Например, на фотографии выше мне пришлось обрезать часть фотографии справа, чтобы добиться более менее одинаковых деревьев по краям изображения. Благодаря этому шагу во время склейки у меня не возникнет больших проблем с линией соединения.

2. Идеальный квадрат


Как только вы закончили с обрезкой, самое время для второго шага: превращения в квадрат. Для этого вам потребуется зайти во вкладку Image Size и изменить пару настроек, чтобы параметры Width и Height были равны, а затем нажать на кнопку ОК.

3. Вниз головой


Да, чем дальше, тем страннее.

Следующий шаг заключается в том, чтобы перевернуть изображение вверх ногами. Для этого выберите вкладку Image (Изображение), нажмите на Rotate Canvas (Вращение изображения), а затем на 180 градусов. Проделав эти манипуляции, вы перевернете изображение как надо, и будете готовы к следующему шагу.

4: Полярные координаты



Превью окно показывает, как фотография будет выглядеть после нажатия кнопки ОК

Теперь самое время для создания планеты! Для этого нажмите на вкладку Filter (Фильтр), затем Polar Coordinates (Полярные координаты) и наконец, выберите опцию Rectangular to Polar (Прямоугольные в полярные). И и после нажатия ОК, где-то в течение трех секунд, зависит от мощности вашего компьютера, вы увидите финальное изображение.

5. Ваша первая «планета»


Результат может показаться потрясающим, однако, это еще не конец.

Ведь если присмотреться, то, скорее всего, вы увидите несостыковки у шва, где соединяются два края фотографии. И порой в одних случаях для их устранения нужно всего лишь немного ретуширования, то в других, это кажется просто невозможным. И если у вас именно второй случай, то единственное, что вам можно посоветовать, это взять за основу панораму в 360 градусов, либо попробовать еще раз, но на этот раз по-другому обрезав уже имеющееся изображение.
Например, когда я работал над изображением выше, я обрезал его так, чтобы деревья по краям выглядели примерно одинаково и были одной высоты, при этом мне пришлось немного поэкспериментировать, дабы планета и трава находились ровно посередине кадра. Впоследствии, при использовании полярных координат, мне нужно было лишь слегка отредактировать деревья, используя размытие и Узорный штамп.

6. И не только пейзажи


Попробуйте использовать эту технику на других фотографиях. Не все подойдут, но это даст вам примерное представление о том, какие фотографии использовать.

«Планеты» получаются лучше всего с использованием панорам или пейзажных фотографий, однако ничего не мешает вам экспериментировать с любыми другими изображениями. Например, на фотографии выше я использовал эффект полярных координат на цветах, и результат получился очень даже неплохим. Само собой это не похоже на сферическую планету, однако выглядит интересно и необычно.

7. Удивительные панорамы зданий


Здания на таких планетах выглядят просто поразительно.

Путешествуя, мы и сами не замечаем, как память фотоаппарата забивается скучными фотографиями зданий и монументов, так почему бы не сделать их ярче и оригинальней? Одним из примеров и является изображение выше, ведь здания на сферических панорамах выглядят потрясающе и намного интереснее. Кроме того, можно объединять несколько планет на одном фоне, и создавать целые миры — все зависит только от вашей фантазии!

8. Планета наоборот


Если пропустить часть техники, то результат станет совершенно иным

Фишка заключается в том, что чтобы получить сферическую панораму в виде планеты, надо перевернуть фотографию перед использованием полярных координат на 180. Однако если пропустить этот шаг, то финальное изображение полностью изменится – вы получите планету, вывернутую внутрь, как показано на изображении выше.

И если присмотреться, то эта фотография похожа на снимок, сделанный с помощью объектива «Рыбий глаз». То есть если вы не хотите покупать дорогостоящее оборудование, а вместо этого обойтись лишь цифровым пост-редактированием, то в некоторых случаях для этого прекрасно подойдет эффект полярных координат.

9: Немного фантазии


Вы можете выбрать любую фотографию, которую посчитаете подходящей

Необязательно использовать лишь панорамные фотографии, ведь этот эффект может прекрасно смотреться и на любых других, хоть и, конечно, не на всех. Но все же стоит поэкспериментировать и посмотреть, что у вас выйдет.
Например, когда я делал снимок, который вы видите выше, то я представлял себе, что человека на фотографии засасывает черная дыра, будто бы он уходит в другое измерение. Но вряд ли кто-то сейчас разделяет мою точку зрения, ведь это всего лишь идущий человек в саду. Поэтому, чтобы сделать этот снимок более оригинальным, я решил использовать эффект, описанный в этом уроке. И вот, что у меня получилось:

Вуаля – теперь это действительно немного похоже на то, что я имел в виду

И пусть это не лучший пример, однако он в полной мере показывает, что этот эффект полярных координат, немного смекалки и подходящая фотография могут творить чудеса, стоит лишь использовать немного фантазии.

Оригинал: Using Polar Coordinates to Turn Landscapes into Planets and More
Автор: Jose Antunes
Перевод подготовил Bkmzc специально для Photomotion.ru

Обзор нескольких способов представления сферических панорам

Год назад в статье, посвященной съемке сферических панорам, я демонстрировал панорамы, полученные с помощью классической программы Хельмута Дерша PTViewer. А на локальной машине предлагал рассматривать панорамы с помощью программы Panini.

Программа PTViewer существует с начала века, использует технологию Java и обладает неплохими возможностями для создания интерактивных презентаций. Однако есть у нее и недостатки. Ограниченные возможности масштабирования окна с изображением, зависимость от версии Java-машины, невозможность просматривать очень большие по размерам панорамы.

Сегодня существует около десятка программ для просмотра и представления в интернете сферических панорам. Как работают основные из них при показе одной и той же панорамы, можно посмотреть вот на этом сайте. Как видно из приведенной на этом сайте таблицы, чаще всего используются три метода представления панорам: это проигрыватель, основанный на технологии Java, проигрыватель, основанный на технологии Flash, и проигрыватель, основанный на технологии QuickTime. Проигрыватель, основанный на технологии Apple QuickTime, я рассматривать не буду, поскольку его невозможно использовать на моей машине, работающей на ОС Linux. Проигрыватели, основанные на Java, мало отличаются по функциональности от вышеупомянутого PTViewer, сегодняшняя же статья будет посвящена показу панорам с помощью технологии Flash. Основанных на этой технологии проигрывателей довольно много, большая часть из них коммерческие. На мой взгляд, функционально они не сильно превосходят программы с открытым исходным кодом, и их основное преимущество, за которое, возможно, и стоит заплатить, это наличие интерфейса для создания собственных проектов. Другими словами, в них вы потратите меньше времени, чтобы создать свою первую презентацию сферической панорамы в интернете, чем если будете использовать свободные программы. Если же делать серьезный проект с множеством панорам и развитой интерактивностью, то время на изучение проприетарных и свободных программ становится сопоставимым. Для создания же простейшей презентации для одной панорамы есть и очень простые открытые проекты. С них и начнем.

pan0 — open-source, Flash 9 based panorama player

Проект pan0

Поскольку после сшивки панорамы в программе hugin мы получаем панорамы в эквидистантной проекции, то самым простым способом выложить ее в интернете без дополнительных преобразований является открытый проект Pan0. Скачиваем swf-файл, вставляем в свою html-страницу нижеприведенный кусок кода, прописываем в двух местах название файла со своей панорамой. Все.

Можно смотреть на локальной машине или выкладывать на сервер. По сравнению с PTViewer плюсом данной программы является масштабируемое окно, однако и здесь есть проблемы с большими файлами. Показ начинается после полной загрузки, и могут возникнуть проблемы с отображением панорам размером больше 8000×4000 пикселей или с файлами больше 6 МБ даже на относительно мощных машинах.

Программа распространяется по лицензии GNU GPL.

CuTy, QTVR viewer based on Flash 10

Проект CuTy

Еще один простой способ представить единственную панораму с помощью Flash. Предварительных телодвижений здесь несколько больше, чем в предыдущем случае, зато потом все очень просто. Скачиваем файлы проекта, скачиваем Adobe Open Source Flex SDK, создаем swf-файл командой: mxmlc -target-player=10.0.0 -use-network=false CuTy.as

Преобразуем нашу панораму из эквидистантной проекции в формат QTVR (Quicktime Virtual Reality) с помощью, например, программы Panotools-Script командой: erect2qtvr [options] —erect=mypanorama.tif

Переименовываем swf-файл таким образом, чтобы название до точки совпадало с названием панорамы, — и все, можно смотреть панораму с помощью автономного флеш-плеера или вставлять в html-страницу. Иногда, правда, становятся заметными грани куба, на который разбита панорама.

Программа распространяется по лицензии Creative Commons Attribution version 3.0 или новее.

Проект PanoSalado и его ветки

Проект PanoSalado

Технически сегодня можно получать очень большие панорамы, вплоть до гигантских, например, таких как 26-гигапиксельная панорама Парижа. Может быть сделано также огромное количество связанных между собой панорам, как в проектах Google Street View или Яндекс — Панорамы улиц. Компания Google сегодня позволяет рассматривать сферические панорамы, снятые ее передвижной лабораторией, почти с любой точки ряда столиц европейских государств. Правда, все эти точки лежат на проезжей части, потому как снимались с автомобиля. В проекте Google Art Project можно также детально рассматривать и десятки основных мировых музеев. Из наших пока доступны Эрмитаж и Третьяковская галерея. Проект поражает своим размахом, однако в меньших масштабах такой же и даже лучший результат можно получить и самостоятельно, например, с помощью программы SaladoPlayer. Идея о том, что большие панорамы надо загружать по частям и иметь несколько копий одного и того же изображения с разным разрешением, лежит на поверхности. Подобный прием используется, например, для карт в формате ozf2 в программе OziExplorer. Иногда что-то открытое перепадает и от гигантов программной индустрии. В начале этой статьи мы воспользовались подарком Adobe в виде Open Source Flex SDK, теперь же воспользуемся подарком Microsoft в виде формата Deep Zoom. Для преобразования в этот формат можно воспользоваться программой SaladoConverter. Программа написана на Java, преобразует эквидистантную проекцию в кубическую и создает целую систему папок. Основные папки: _f (от английского front) — передняя грань куба, _b (back) — соответственно, задняя, _d (down ) — нижняя, _u (up) — верхняя, _l (left) — левая, _r (right) — правая. Внутри этих папок, в свою очередь, расположены папки, в которых записано изображение граней куба с разными разрешениями. Причем, когда сторона куба превышает некий заранее заданный параметр, то эта сторона в свою очередь делится на несколько квадратов, для каждого из которых записывается уже свое изображение. Таким образом, при просмотре панорамы мы фактически сразу видим изображение с низким разрешением, которое далее, по мере загрузки, все более и более детализируется. Проигрыватель состоит из swf-файла и ряда дополнительных swf-модулей. Основной html-файл запускает проигрыватель и указывает на xml-файл, содержащий подробное описание панорамы и действий с ней. В этом файле содержатся имена файлов одной или нескольких панорам, месторасположение картинок с кнопками и описание действий, осуществляемых при нажатии на них, расположение стрелок или других картинок, указывающих на переходы между изображениями. С помощью дополнительных модулей может также вызываться навигационное окно, в котором, например, на карте будут нанесены точки съемки панорам, представленных в презентации.

Вышеописанная технология в том или ином виде используется как в проекте Panosalado, так и во многих коммерческих проектах, причем содержание xml-файла, естественно, везде разное. Проект Panosalado зародился в 2007 году, потом возник проект Panosalado2 и в октябре прошлого года от него отпочковалась ветка SaladoPlayer. До недавнего времени основной версией была Salado 0.7, а 16 марта этого года вышла версия SaladoPlayer 1.0. Функционально программы отличаются не очень сильно, так, в SaladoPlayer 1.0 добавилась масштабируемость окна (в обеих версиях можно вызвать, кроме того, полноэкранный режим), однако набор команд кардинально изменился. И файл xml, написанный для версии 0.7, не будет работать с версией 1.0. Разработчики утверждают, что новая версия более стабильна. Вскрытие покажет. Документация на английском довольно полная и хорошо проиллюстрированная примерами. Однако с некоторыми новыми функциями, например, direction, мне не удалось полностью разобраться, и, стоит отметить, мне в новой версии не хватает команды panShift в модуле ImageMap, чтобы сориентировать панораму по сторонам света на карте.

Примеры

Перемещение панорамы во всех программах осуществляется движением мыши при нажатой левой кнопке. Изменение масштаба в программах pan0 и SaladoPlayer — колесом мыши, в программе CuTy — клавишами Shift и Ctrl. Переход в полноэкраный режим в программах pan0 и CuTy — двойным щелчком по панораме, возврат клавишей Esc, в SaladoPlayer — специальной кнопкой в правом нижнем углу экрана.

Галерею моих панорам с помощью SaladoPlayer 1.0 можно посмотреть здесь.
Панорамы нескольких юрт из Музея кочевой культуры с навигацией между ними можно посмотреть с помощью программы SaladoPlayer 0.7 здесь.

Сферическая панорама. Часть 4: создание в Pano2VR

Вот мы и добрались до последнего этапа создания сферической панорамы. Сейчас мы предадим нашей эквидистантной панораме сферический вид. Для этого есть несколько хороших программ, понять какая именно лучше можно лишь самостоятельно опробовав их в работе, а в этот раз используем Pano2VR. С помощью Pano2VR можно не только создавать сферические панорамы, но и делать из них виртуальные туры с переходами, но об этом в следующий раз.

Запускаем Pano2VR и загружаем нашу панораму, для этого нажимаем Выбрать:

в открывшемся окне, указываем тип панорамы (эквидистантная) (1) и путь к файлу (2):

Дождемся закгрузки:

Теперь изменим параметры проекции:

Нажимаем изменить и попадаем в «Параметры панорамной проекции»:

Здесь можно указать координаты начальной проекции (1), т.е. изображение, с которого откроется сферическая панорама, это проще сделать мышкой в окне привью (2). В поле (3) можно установить галочку «Показать параметры ограничения» и выставить угол перемещения по горизонтали и вертикали, но нам сейчас это не нужно. Теперь укажем параметры зума (4), 25 для минимума и 50 для максимума будет достаточно. Сохраняем параметры кнопкой OK.

В разделе «Информация о проекте» укажем все необходимые данные:

В разделах активные зоны и звук можно добавить различные эффекты, переходы и музыкальное сопровождение, но их мы рассмотрим в следующий раз.

Предварительные настройки окончены, теперь выберем параметры выходного файла. Pano2VR может сохранять панорамы в формах Flash, QuickTime, HTML5, выберем наиболее распространенный – Flash и нажмем добавить:

Открываются параметры Flash:

Здесь укажем качество: размер стороны куба (1) — выберем оптимальное значение, т.к. делаем панораму для сети, уровень компрессии (2) укажем 90. Вообще, желать заранее произвести обработку эквидистантной панорамы и изменить размер и компрессию в графическом редакторе, например, Photoshop, т.к. Pano2VR справляется с этим не лучшим образом. В этом случае укажем максимальный размер стороны куба и компрессию – 100. В параметрах окна (3) оставим все как есть. Автоплей (4) использовать не будем, но включив эту функцию, можно задать параметры автоматического вращения панорамы. Выберем оформление панели навигации (5) из имеющихся шаблонов. Последнее – укажем путь для экспорта (6) и нажмем OK. Программа автоматически предложит создать сферическую панораму, соглашаемся и через пару минут получим результат (крутим во все стороны курсором):

Сферическая панорама «Зимняя аллея»

Такие 3D панорамы можно объединят между собой ссылками — переходами и создавать, например, виртуальный тур по городу, но об этом в следующий раз. Удачи в создании сферических панорам!

Сферическая панорама. Часть 3: ретушь зенита и надира

Объединив исходные фотографии в эквидистантную проекцию сферической панорамы, мы получили такой результат:

Теперь нам предстоит избавиться от черных полос, т.е. отредактировать зенит и надир. Ретушь можно сделать несколькими способами, рассмотри два наиболее эффективных из них.

Плагин SuperCubic для Photoshop

Добавление зенита и надира в панораму с помощью плагина SuperCubic является наиболее удобным, хотя, возможно, это следствие моей личной привязанности к Photoshop. Скачиваем плагин с официального сайта, там же можно и отблагодарить автора, перейдя по ссылке Donate, он этого заслуживает.

Устанавливаем плагин – копируем его в папку «… \Adobe\Photoshop\Plug-ins\», SuperCubic работает только на Windows 32-bit, при установке следует это учесть. Теперь нужные нам инструменты доступны в Filter > SuperRune Filters.

Открываем панораму в Photoshop и дублируем слой, чтобы редактировать его без потерь. Теперь у нас имеется два одинакового слоя, выделяем верхний и переходим Filter > SuperRune Filters> SuperCubic, откроется окно с настройками плагина:

Здесь можно выбрать редактирование сразу и зенита, и надира или по отдельности (1), задать увеличение и угол поворота (2) и тип интерполяции (3). Настраиваем так, чтобы пустые зоны полностью помещались в рамку. Теперь жмем Save и Ok. Программа переведет зенит и надир в плоское изображение:

При помощи фотографий, сделанных на первом этапе, и инструмента Clone Stamp Tool редактируем зенит и надир:

Теперь переведем отредактированные области в полярную проекцию, для этого Переходим в Filter > SuperRune Filters> SuperCubic Reverse Express и получаем готовую эквидистантную панораму:

Pano2VR

В программе Pano2VR тоже можно отредактировать зенит и надир, точнее не совсем так. Pan2VR лишь имеет возможность экспортировать любую часть панорамы как плоское изображение, а после ретуши в графическом редакторе, можно вернуть ее на место.

Запускаем Pano2VR, нажимаем Выбрать и в строке Панорама указываем путь к эквидистантной проекции. Затем переходим в корректор и кликаем Добавить:

Появится окно с параметрами корректировки:

Выбираем наиболее подходящую позицию для надира (мышкой в привью) (1), тип (2), формат изображения (3) и указываем путь для сохранения файла (4), потом жмем Извлечь. Полученную картинку редактируем в Photoshop, а затем возвращаем на место, для этого заходим в параметры корректировки:

не меняя настроек, выбираем измененный файл и нажимаем Включить. Теперь отретушированный надир занимает свое место. Проделываем такие же операции для зенита.

Сохраним измененную панораму, в основном меню нажимаем Изменить. Откроется окно:

выбрав параметры, указываем путь для экспорта, затем Process. Все, эквидистантная проекция готова:

Зенит и надир можно вставить и на этапе склейки панорамы, например в программе PTGui, но это не всегда удобно и возможно, да и результат, полученный в описанных выше способах, гораздо лучше. Теперь преобразуем эквидистантную панораму в сферическую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *