Психологические явления и психические факты: Психологические факты и психические явления

Психологические факты и психические явления

Но един ли и монолитен класс явлений, которые по традиции подлежат психологическому изучению?      Ответ лежит на поверхности: такого единства нет. Его нет, даже если мы будем опираться только на феноменологию. Одно дело, когда мы ведем речь о субъективной реальности, данной только самому субъекту и никому более (об ощущении красного цвета, о вкусе ухи или переживании мыслей о смерти и бессмертии). Другое дело, когда речь идет о фиксации и изучении причин внешнего поведения других людей: мы лишь условно можем считать, что это поведение объясняется особенностями их «субъективной реальности», сходной и отличной от субъективной реальности исследователя. После открытий французских психиатров конца XIX в., которые теоретически осмыслил Уильям Джемс (1842-1910), мы не вправе считать, что осознаваемая субъективная реальность исчерпывает собой всю психику, поскольку существуют области подсознательного и бессознательного. Для объяснения происходящих там процессов можно применить систему традиционных для психологии сознания понятий (образ, эмоция, влечение и т.

д.).      После работ Эрнста Кречмера (1888-1964) и особенно Уильяма Герберта Шелдона (1898) стало ясно, что существует единая детерминация характерологических и физиологических особенностей индивида, которая определяется индивидуальной конституцией. Понятие «конституциональные особенности психики» не нуждается в представлении о субъективной реальности исследуемого индивида (так же как и вся Чертографическая парадигма исследования личности). Таким образом, можно выделить, по крайней мере, несколько областей реальности, взаимосвязанных друг с другом, но различных по своей природе: осознаваемая субъективная реальность, бессознательные процессы, структура индивидуальных психических свойств, внешнее наблюдаемое поведение, которые в той или иной мере важны для психологов в качестве предметов изучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)Юлия Борисовна Гиппенрейтер под психической реальностью предлагает понимать два ряда явлений:
психические явления
как таковые ипсихологические факты.

  • Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.

  • Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Все вышесказанное позволяет нам с достаточной долей уверенности предположить, что предметом психологииявляется изучение

строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Учитывая, что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания», а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, подобъектом психологиимы в дальнейшем будем понимать единство трех элементов:

  • часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;

  • те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;

  • собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики.

    (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Такое понимание объекта психологии, вообще, раскрывает большие возможности перед исследователями в формулировании и уточнении объектов различных отраслей психологии.

Проблемы для обсуждения:1. Предмет и объект психологии как науки. 2. Субъективная и объективная реальность, их соотношение. 3. Психологические факты и психические явления.

Психология

Попробовал спайс и втянулся. Когда узнали родители, сразу же отправили лечится. В клинике ко мне отнеслись очень доброжелательно. Быстро и доходчиво объяснили, как быстро я мог потерять здоровье. Теперь я понимаю, какой был беспечный и глупый. Очень благодарен врачам и моей семье.

Ярослав

Весной этого года случилась в моей семье беда. Давно и постоянно пьющий муж начал катастрофически быстро спиваться. Это грозило потерей работы, потерей всего того, что было заработано долгой и успешной службой – авторитета, уважения коллег, друзей, семьи и главное, здоровья физического и психического. Обратились в клинику Уника+, чтобы вывели его из запоя. Положили супруга в клинику и назначили курс лечения. Уже три месяца он не пьет, в прекрасном настроении, выполняет все предписания нашего доктора. Огромное спасибо специалистам клиники!

Татьяна

Близкий друг достаточно долго страдал запоями — несколько лет. Ближе меня у него никого не было. Жена давно ушла, с детьми не общался. Еле удалось уговорить лечиться. Вызвали врача на дом , который посоветовал лечь в клинку . В клинику пришлось перевезти больничным транспортом в сопровождении врача-нарколога. Спасибо персоналу. Лечение пока не завершено, однако виден сильный прогресс.

Александра

Очень благодарен Господу Богу, своей семье и персоналу клиники. Свершилось — я стал другим человеком. А ведь уже и на работе грозили увольнением, и жена терпела мои пьянки из последних сил. Привезли меня сюда в полубессознательном состоянии. Выписался бодрым и уверенным в себе человеком.

Анатолий

Племянница пристрастилась к спайсу. Родители заметили не сразу. Были в шоке. Уговорила пойти в клинику. Врачи уговорили лечь , почиститься , в процессе подключился психолог – Сафаров Рустам ( специалист и просто хороший отзывчивый человек ) . После выписки сама попросила походить на амбулаторную месячную программу . Всем довольны. Девчонку вылечили, спасибо!

Дмитрий

Я долго не хотел признаваться себе в зависимости от алкоголя. У нас на работе часто отмечали Дни Рождения. Не хотел отрываться от коллектива. И покатился по наклонной. Дети-школьники начали меня стыдится. Супруга записалась на семейную консультацию в клиники. Наконец я опомнился и понял: так продолжаться не должно. Отлежал в клинике 5 дней , и 3 дня ходил амбулаторно . Огромное спасибо  персоналу – Кошель Наталье Александровне , Рустаму Зелемхановичу и всему младшему персоналу за профессионализм и  доброжелательность . Условия отличные.

Александр

Замечательная клиника, внимательный, приятный в общении персонал, очень помогают людям, которые попали в сложную ситуацию. Условия в клинике комфортные. Выражаю благодарность Михаилу Васильевичу он доктор от Бога, рекомендую!

Валерий

Хочу выразить благодарность за теплое отношение докторов и персонала к нам пациентам, очень благодарен за комфорт и хороший уход за моим братом, которого мы отправили к вам на лечение. Его лечащему врачу Наталье Анатольевне огромная благодарность, за спасение, вы дарите вторую жизнь. Спасибо!

Евгения

Спасибо большое клинике за индивидуальный подход к моему сыну и профессиональное лечение. Так же хочу поблагодарить врача Красильникова Дмитрия Сергеевича. Сын поступил в клинику в плохом состоянии пил спиртное месяца 2 где-то. Нам оказали экстренно профессиональную и психологическую помощь. Клиникой мы довольны на все 100%. Будем рекомендовать вас знакомым.

Мария

Хочу поблагодарить докторов клиники Уника+! Теперь, когда я в полном порядке хочу оставить хороший отзыв. Вкратце: первые дни я удивлялся, почему тут такое доброе, по-домашнему отношение, это даже удивило. А ведь врачи и впрямь проникаются к нашим проблемам, помогают, разговаривают, я не чувствовал себя ущербным, появилось желание жить. Я прошел полный курс — 21 день.  Дни проходили не так тягостно, ведь ты без проблем ходишь на прогулки, разговариваешь с психологами, лечишься и уже начинаешь строить планы. В общем проходите лечение и восстанавливайте свою жизнь!

Михаил

Я Алкоголик, да я злоупотреблял алкоголем. Спасибо моим близким, что вовремя меня сюда определили, сам бы я не смог прекратить это все. Не пожалел ни дня, что сюда лег на лечение. Специалисты оказали очень квалифицированную помощь. Отдельно спасибо психиатру Дадашеву Р. Х.

Юрий

Хочу сказать большое спасибо моему психиатру Валентине Сергеевне. Доктор мне стала, как родной, как человек она просто замечательная, с ней приятно было разговаривать. Она слушала меня , задавала вопросы, давала советы. Если хотите 100% результат, то идите к ней на прием!

Александр

Спасибо большое доктору Саакову! Я была у Александра Арсеньевича уже третий раз. Виден его профессионализм, очень компетентный доктор, всегда выслушает и  даст грамотные рекомендации, мне с ним приятно общаться! Я своему доктору доверяю, ни секунды не сомневаясь в рекомендациях и выписанных лекарствах, спасибо!

Анна

Была на лечении в этой клинике, так как у меня были проблемы с алкоголем. Были проблемы с мужем, он мне изменял и  помогал мне только алкоголь. Я тогда так думала. В итоге муж привез меня в клинику. Когда я поступала в клинику, было страшно. Но доктор оказался весьма любезный все рассказал и успокоил меня. Мне ставили капельницы, медперсонал тут отличный. Приходил ко мне психолог Малецкий Анатолий, я ему очень благодарна за психологическую поддержку. Клинике и доктору огромное спасибо.

Виктория

Хочу сказать огромное спасибо всему медперсоналу, все относились с пониманием к нашей ситуации. Огромное спасибо Сафарову Рустаму Зелемхановичу, ведь только благодаря его помощи мы мы смогли спасти моего мужа. доктор не только выслушал меня и мужа, но и  помог нам справится с нашей бедой. Люди берегите себя, не употребляйте наркотики! СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЕ!

Юлия

Спасибо клинике УНИКА, вы помогли вытащить моего друга со дна, и поставили его на правильный путь. Замечательная работа, доктора профессионалы своего дела! Вы не просто лечите, вы реально вправляете мозги! Уже около года прошло, друга не узнать, он в отношениях, скоро свадьба, нашел классную работу! Благодарность вам от всех нас!

Игорь

4.1 Явления и теории | Методы исследования в психологии

Цели обучения

  1. Дайте определение терминам «феномен» и «теория» и четко разграничьте их.
  2. Объясните цели научных теорий.
  3. Объясните, почему для любого набора явлений обычно существует много правдоподобных теорий.

Феномен

феномен (множественное число, феномен ) является общим результатом, который надежно наблюдался в систематических эмпирических исследованиях. По сути, это установленный ответ на исследовательский вопрос. Некоторые явления, с которыми мы столкнулись в этой книге, заключаются в том, что выразительное письмо улучшает здоровье, женщины говорят не больше, чем мужчины, а использование мобильного телефона ухудшает способность управлять автомобилем. Некоторые другие заключаются в том, что диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности) значительно увеличилось в распространенности в конце 20-го века, люди лучше справляются с простыми задачами, когда за ними наблюдают другие (и хуже с трудными задачами), и люди вспоминают предметы, которые им подносили. в начале и в конце списка лучше, чем элементы, представленные в середине.

Некоторые известные психологические явления

Явлениям часто дают имена их первооткрыватели или другие исследователи, и эти имена могут прижиться и стать широко известными. Следующий список представляет собой небольшую выборку известных явлений в психологии.

  • Слепое зрение. Люди с повреждением зрительной коры часто способны реагировать на визуальные стимулы, которые они не видят сознательно.
  • Эффект свидетеля. Чем больше людей присутствует в чрезвычайной ситуации, тем меньше шансов, что кто-то из них поможет.
  • Фундаментальная ошибка атрибуции. Люди склонны объяснять поведение других своими личными характеристиками, а не ситуацией, в которой они находятся.
  • Эффект Мак-Гурка. Когда звук основного звука речи комбинируется с видео человека, который двигает ртом для другого звука речи, люди часто воспринимают звук, который является промежуточным между ними. Для демонстрации см. http://www.faculty.ucr.edu/~rosenblu/VSMcGurk.html.
  • Эффект собственной гонки. Люди узнают лица представителей своей расы точнее, чем лица представителей других рас.
  • Эффект плацебо. Плацебо (фиктивные психологические или медицинские методы лечения) часто приводят к улучшению симптомов и улучшению функционирования людей.
  • Простой эффект воздействия. Чем чаще люди сталкивались с раздражителем, тем больше он им нравился, даже если раздражитель предъявлялся подсознательно.
  • Эффект последовательного положения. Стимулы, представленные ближе к началу и концу списка, запоминаются лучше, чем стимулы, представленные в середине. Для демонстрации см. http://cat.xula.edu/thinker/memory/working/serial.
  • Спонтанное выздоровление. Погашенная условная реакция часто возвращается без дальнейшего обучения по прошествии времени.

Хотя эмпирический результат может называться феноменом после того, как он наблюдался только один раз, этот термин, скорее всего, будет использоваться для результатов, которые были воспроизведены. Репликация означает повторное проведение исследования — либо точно так же, как оно было проведено изначально, либо с изменениями — чтобы убедиться, что оно дает такие же результаты. Отдельные исследователи обычно повторяют свои собственные исследования перед их публикацией. Многие отчеты об эмпирических исследованиях включают первоначальное исследование, а затем одно или несколько последующих исследований, которые повторяют первоначальное исследование с небольшими изменениями. Особенно интересные результаты попадают в поле зрения других исследователей, которые проводят собственные повторения. Положительное влияние экспрессивного письма на здоровье и отрицательное влияние использования мобильного телефона на способность управлять автомобилем — примеры феноменов, многократно воспроизведенных разными исследователями.

Иногда повторение исследования дает результаты, отличающиеся от результатов первоначального исследования. Это может означать, что результаты первоначального исследования или результаты повторения были случайностью — они произошли случайно и не отражают того, что в целом верно. В любом случае дополнительные репликации, скорее всего, решат эту проблему. Неспособность получить те же результаты может также означать, что повторение каким-то важным образом отличалось от первоначального исследования. Например, ранние исследования показали, что люди выполняли различные задачи лучше и быстрее, когда за ними наблюдали другие, чем когда они были одни. Однако некоторые более поздние повторения показали, что люди работали хуже, когда за ними наблюдали другие. В конце концов исследователь Роберт Зайонц определил ключевое различие между двумя типами исследований. Казалось, что люди работают лучше, когда за ними наблюдают, выполняя практические задачи, но хуже, когда за ними наблюдают, выполняя относительно нетренированные задачи (Зайонц, 19 лет).65). Эти два феномена теперь стали называть социальным облегчением и социальным торможением.

Теории

Что такое теория?

Теория — это последовательное объяснение или интерпретация одного или нескольких явлений. Хотя теории могут принимать различные формы, у них есть одна общая черта: они выходят за рамки явлений, которые они объясняют, включая переменные, структуры, процессы, функции или организующие принципы, которые непосредственно не наблюдались. Рассмотрим, например, теорию Зайонца о социальной фасилитации и социальном торможении. Он предположил, что наблюдение за другими во время выполнения задачи создает общее состояние физиологического возбуждения, что увеличивает вероятность доминирующей (наиболее вероятной) реакции. Таким образом, для хорошо отработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к правильным ответам, но для относительно неотработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к неправильным ответам. Обратите внимание, что эта теория, которая стала называться теорией влечения, дает объяснение как социальной фасилитации, так и социального торможения, которое выходит за рамки самих явлений, включая такие понятия, как «возбуждение» и «доминантная реакция», наряду с такими процессами, как Влияние возбуждения на доминирующую реакцию.

Вне науки обращение к идее как к теории часто подразумевает, что она не проверена — возможно, не более чем дикая догадка. Однако в науке термин теория не имеет такого значения. Теория — это просто объяснение или интерпретация ряда явлений. Это может быть непроверенным, но оно также может быть всесторонне проверено, хорошо поддержано и принято научным сообществом как точное описание мира. Теория эволюции путем естественного отбора, например, является теорией, потому что она объясняет разнообразие жизни на Земле, а не потому, что она не проверена или не подтверждена научными исследованиями. Напротив, доказательства этой теории в подавляющем большинстве случаев положительны, и почти все ученые считают ее основные положения точными. Точно так же «микробная теория» болезней является теорией, потому что она объясняет происхождение различных болезней, а не потому, что есть сомнения в том, что многие болезни вызываются микроорганизмами, поражающими организм.

В дополнение к теории исследователи в области психологии используют несколько родственных терминов для обозначения своих объяснений и интерпретаций явлений. Перспектива — это широкий подход — более общий, чем теория — к объяснению и интерпретации явлений. Например, исследователи, придерживающиеся биологической точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения генетики или структур и процессов нервной и эндокринной систем, в то время как исследователи, придерживающиеся поведенческой точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения подкрепления, наказания и других внешних событий. А модель — это точное объяснение или интерпретация конкретного явления, часто выражаемая в виде уравнений, компьютерных программ или биологических структур и процессов. Гипотеза может быть объяснением, которое опирается всего на несколько ключевых понятий, хотя этот термин чаще относится к предсказанию нового явления, основанному на теории (см. Раздел 4.3 «Использование теорий в психологических исследованиях»). Путаницу усугубляет тот факт, что исследователи часто используют эти термины как синонимы. Не будет ошибкой называть теорию влечения моделью влечения или даже гипотезой влечения. И биопсихосоциальная модель психологии здоровья — общая идея о том, что здоровье определяется взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов — действительно больше похожа на точку зрения, как она определена здесь. Имейте в виду, однако, что наиболее важным остается различие между наблюдениями и интерпретациями.

Для чего нужны теории?

Конечно, научные теории предназначены для предоставления точных объяснений или интерпретаций явлений. Но должно быть что-то большее, чем это. Учтите, что теория может быть точной, но не очень полезной. Утверждение, что выразительное письмо помогает людям «справляться со своими эмоциями», может быть точным, но оно кажется слишком расплывчатым, чтобы иметь большую пользу. Учтите также, что теория может быть полезной, не будучи абсолютно точной. Рисунок 4.2 «Репрезентация многохранилищной модели памяти человека» — это представление классической многохранилищной модели человеческой памяти, которая до сих пор цитируется исследователями и обсуждается в учебниках, несмотря на то, что в настоящее время известно, что она неверна по ряду причин. (Идзава, 19 лет99). Эти два примера предполагают, что у теорий есть цели, отличные от простого предоставления точных объяснений или интерпретаций. Здесь мы рассмотрим три дополнительные цели теорий: организация известных явлений, предсказание результатов в новых ситуациях и создание новых исследований.

Рисунок 4.2 Представление модели памяти человека с несколькими хранилищами

В модели памяти человека с несколькими хранилищами информация из окружающей среды проходит через сенсорное хранилище на пути к краткосрочному хранилищу, где ее можно репетировать, и затем в долговременное хранилище, где его можно хранить и извлекать намного позже. Эта теория оказалась чрезвычайно успешной в организации старых явлений и предсказании новых.

Организация

Одной из важных целей научных теорий является организация явлений таким образом, чтобы помочь людям думать о них ясно и эффективно. Теория влечений социальной фасилитации и социального торможения, например, помогает упорядочить и осмыслить большое количество кажущихся противоречивыми результатов. Многоуровневая модель человеческой памяти эффективно обобщает многие важные явления: ограниченную емкость и короткое время сохранения информации, на которую обращают внимание, но не репетируют, важность репетиции информации для долговременного удержания, эффект последовательного положения и так далее. Или рассмотрим классическую теорию интеллекта, представленную на рис. 4.3 «Представление одной теории интеллекта». Согласно этой теории, интеллект состоит из общей умственной способности, g плюс небольшое количество более специфических способностей, на которые влияет g (Neisset et al., 1996). Хотя существуют и другие теории интеллекта, эта хорошо обобщает большое количество статистических взаимосвязей между тестами различных умственных способностей. Это включает в себя тот факт, что тесты всех основных умственных способностей, как правило, в некоторой степени положительно коррелируют, а также тот факт, что некоторые подмножества умственных способностей (например, понимание прочитанного и завершение аналогии) коррелируют более положительно, чем другие (например, понимание прочитанного и арифметика).

Рисунок 4.3 Представление одной теории интеллекта

В этой теории интеллекта общая умственная способность ( g ) влияет на каждую из трех более конкретных умственных способностей. Теории этого типа помогают организовать большое количество статистических зависимостей между тестами различных умственных способностей.

Таким образом, теории хороши или полезны в той мере, в какой они организуют больше явлений с большей ясностью и эффективностью. Ученые обычно следуют принципу экономия , которая утверждает, что теория должна включать ровно столько понятий, сколько необходимо для объяснения или интерпретации интересующих явлений. Более простые и экономные теории организуют явления более эффективно, чем более сложные и менее экономные теории.

Предсказание

Вторая цель теорий — позволить исследователям и другим людям делать прогнозы о том, что произойдет в новых ситуациях. Например, тренер по гимнастике может задаться вопросом, будут ли результаты ученика лучше или хуже во время соревнований, чем при занятиях в одиночку. Даже если этот конкретный вопрос никогда не изучался эмпирически, теория влечений Зайонца предлагает ответ. Если учащийся обычно выступает без ошибок, он, скорее всего, будет лучше выступать во время соревнований. Если она обычно выступает с большим количеством ошибок, она, скорее всего, выступит хуже.

В клинической психологии решения о лечении часто принимаются на основе теорий. Рассмотрим, например, диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности). Преобладающая научная теория диссоциативного расстройства личности состоит в том, что у людей развивается множественность личностей (также называемых альтерами), потому что они знакомы с этой идеей из популярных образов (например, из фильма « Сибилла ») и потому, что их к этому непреднамеренно побуждают врачи. (например, попросив «встретить» альтер). Эта теория подразумевает, что вместо того, чтобы поощрять пациентов к разыгрыванию множественных личностей, лечение должно заключаться в том, чтобы отговаривать их от этого (Lilienfeld & Lynn, 2003).

Генерация новых исследований

Третья цель теорий — генерировать новые исследования, поднимая новые вопросы. Рассмотрим, например, теорию о том, что люди совершают самоповреждающее поведение, такое как нанесение порезов, потому что это уменьшает негативные эмоции, такие как печаль, тревога и гнев. Эта теория сразу наводит на несколько новых и интересных вопросов. Существует ли на самом деле статистическая связь между порезом и количеством пережитых отрицательных эмоций? Это причинно? Если да, то что такого в резке, которая имеет такой эффект? Это боль, вид травмы или что-то еще? Влияет ли резка на все негативные эмоции одинаково?

Обратите внимание, что теория не обязательно должна быть точной, чтобы служить этой цели. Даже неточная теория может породить новые и интересные исследовательские вопросы. Конечно, если теория неточна, ответы на новые вопросы будут, как правило, несовместимы с теорией. Это заставит исследователей переоценить теорию и либо пересмотреть ее, либо отказаться от нее в пользу новой. Именно так научные теории со временем становятся более подробными и точными.

Множественные теории

В любой момент времени исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Одна из причин заключается в том, что поскольку человеческое поведение чрезвычайно сложно, на него всегда можно взглянуть с разных точек зрения. Например, биологическая теория сексуальной ориентации может сосредоточиться на роли половых гормонов в критические периоды развития мозга, в то время как социокультурная теория может сосредоточиться на культурных факторах, влияющих на то, как выражаются основные биологические тенденции. Вторая причина заключается в том, что — даже с одной и той же точки зрения — обычно существуют разные способы «выйти за пределы» интересующего явления. Например, в дополнение к теории влечения социальной фасилитации и социального торможения существует еще одна теория, которая объясняет их с точки зрения конструкции, называемой «опасение оценки» — беспокойство по поводу оценки аудиторией. Обе теории выходят за рамки интерпретируемых явлений, но они делают это, предлагая несколько разные лежащие в их основе процессы.

Различные теории одного и того же набора явлений могут дополнять друг друга — каждая из них представляет собой часть более крупной головоломки. Биологическая теория сексуальной ориентации и социокультурная теория сексуальной ориентации могут точно описать разные аспекты одного и того же сложного явления. Точно так же социальная помощь может быть результатом как общего физиологического возбуждения , так и опасения оценки. Но разные теории одних и тех же явлений также могут конкурировать в том смысле, что если одна верна, то другая, вероятно, нет. Например, альтернативная теория диссоциативного расстройства личности — посттравматическая теория — утверждает, что альтерации создаются пациентом бессознательно как средство справиться с сексуальным насилием или другим травмирующим опытом. Поскольку социокогнитивная и посттравматическая теории связывают диссоциативное расстройство личности с принципиально разными процессами, маловероятно, что обе они могут быть точными. См. примечание 4.10 «Откуда берутся множественные личности?» для получения дополнительной информации об этих конкурирующих теориях.

Тот факт, что для любого набора явлений существует несколько теорий, не означает, что любая теория так же хороша, как и любая другая, или что невозможно узнать, дает ли теория точное объяснение или интерпретацию. Напротив, ученые постоянно сравнивают теории с точки зрения их способности упорядочивать явления, предсказывать результаты в новых ситуациях и проводить исследования. Те, у которых дела обстоят плохо, считаются менее точными и отбрасываются, в то время как те, у которых дела идут хорошо, считаются более точными, сохраняются и сравниваются с более новыми — и, надеюсь, лучшими — теориями. Хотя ученые обычно не верят, что их теории когда-либо дают совершенно точные описания мира, они все же предполагают, что этот процесс порождает теории, которые все ближе и ближе подходят к этому идеалу.

Откуда берутся множественные личности?

В литературе по диссоциативному расстройству личности (ДРИ) представлены две конкурирующие теории. Социокогнитивная теория состоит в том, что ДРИ возникает, потому что пациенты осознают расстройство, знают его характерные черты, и их терапевты поощряют их раздвоение личности. Посттравматическая теория состоит в том, что множественные личности развиваются как способ справиться с сексуальным насилием или какой-либо другой травмой.

В настоящее время имеется несколько линий доказательств, которые поддерживают социокогнитивную модель над посттравматической моделью (Lilienfeld & Lynn, 2003).

  • Диагностика ДРИ значительно расширилась после выхода книги и фильма Сибил — о женщине с ДРИ — в 1970-х годах.
  • DID крайне редко встречается за пределами Северной Америки.
  • Очень небольшой процент терапевтов несет ответственность за диагностику подавляющего большинства случаев ДРИ.
  • Литература по лечению ДРИ включает множество практик, которые поощряют пациентов разыгрывать несколько личностей (например, иметь доску объявлений, на которой личности могут оставлять сообщения друг для друга).
  • Обычные люди могут легко воссоздать симптомы ДРИ с минимальными предположениями в симулированных клинических интервью.

Ключевые выводы

  • Ученые проводят различие между явлениями, являющимися их систематическими наблюдениями, и теориями, являющимися их объяснениями или интерпретациями явлений.
  • Помимо предоставления точных объяснений или интерпретаций, научные теории имеют три основные цели. Они организуют явления, позволяют людям предсказывать, что произойдет в новых ситуациях, и помогают проводить новые исследования.
  • Исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Различные теории одного и того же набора явлений могут быть взаимодополняющими или конкурирующими.

Ссылки

Идзава, К. (ред.) (1999). О человеческой памяти: Эволюция, прогресс и размышления к 30-летию модели Аткинсона-Шиффрина . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Лилиенфельд, С.О., и Линн, С.Дж. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия. В С. О. Лилиенфельд, С. Дж. Линн и Дж. М. Лор (ред.), Наука и псевдонаука в клинической психологии (стр. 109–142). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Нейссер, У., Буду, Г., Бушар, Т.Дж., Бойкин, А.В., Броуди, Н. , Сеси,… Урбина, С. (1996). Интеллект: известные и неизвестные. Американский психолог, 51 , 77–101.

Зайонц, Р. Б. (1965). Социальная фасилитация. Наука, 149 , 269–274.

10 психологических явлений, которые мы могли пережить

Человеческий мозг — самый интересный и сложный орган человеческого тела. Это до сих пор остается загадкой для нейробиологов, стремящихся разгадать глубокие тайны этого очаровательного органа. На протяжении всей истории человечества люди испытывали и воспроизводили определенные вещи, называемые «психологическими феноменами».

Они определяются как «уловки мозга», которые не поддаются научному объяснению и остаются загадкой для всех. Вот список из десяти психологических феноменов, с которыми мы могли сталкиваться, но никогда о них раньше не слышали.

1 Синдром фантомной вибрации: ощущение, при котором мобильный телефон вибрирует или звонит, когда он не звонит. Колоссальные 89% людей испытали этот синдром.

Случалось ли вам, что ваш мобильный телефон звонит, даже когда он не звонит? Это явление получило название «синдром фантомной вибрации».

Согласно исследованию Мишель Друэн, девять из десяти студентов ее колледжа испытывали эти фантомные вибрации. Исследования показывают, что этот синдром возникает из-за чрезмерного использования мобильного телефона.

Вибрации стали проявляться через месяц после того, как человек завладел телефоном. Предполагается, что кора головного мозга путает или неправильно интерпретирует другие сенсорные сигналы, такие как мышечные сокращения, давление и другие стимулы, как вибрации телефона или мелодию звонка.

Эти проблемы с обнаружением человеческих сигналов человеческим мозгом воспринимаются как влияние психологических характеристик. Исследователи предположили, что эти вибрации не причинят никакого вреда, но их можно остановить.

Согласно опросу Ротберга, медицинский персонал, у которого был пейджер или мобильный телефон, смог остановить вибрации. Они просто отключили устройство от режима вибрации и вместо этого использовали звуковой сигнал вызова.

Кроме того, они изменили местоположение устройства, а некоторые даже изменили устройство. Эти модификации привели к успеху в 75%, 63% и 50% соответственно. (1,2) 

2 Граница события: возникает, когда мы иногда склонны забывать, что нам нужно, когда заходим в комнату, из-за явления, называемого «граница события».

Каждый из нас вошел в комнату только для того, чтобы понять, что мы забыли, зачем мы здесь вообще. Ученый Нотр-Дама Габриэль Радвански потратил почти два десятилетия на изучение причин этого явления.

Он провел эксперимент, используя три комнаты, чтобы проверить способность участников вызывать воспоминания, когда они переходили из одной комнаты в другую. Он смог определить, что проходя через дверь в новую комнату, люди забывали, какой предмет они только что внесли в новую комнату.

Рекламные объявления

Этот лежащий в основе мозговой феномен объясняется повышенной частотой ошибок при ответе и называется «границей события». Было установлено, что человеческий мозг разделяет события и связывает их с определенной средой или местом, где они произошли.

Когда человек переходит из одной комнаты в другую, мозг работает как файл, который извлекает всю информацию о текущей комнате и событиях, произошедших в ней.

Когда человек переходит в другую комнату, фокус смещается на новую, текущую комнату. Человеку трудно вспомнить, что он намеревался сделать в текущей комнате, из-за чего человеку трудно вспомнить задачу, о которой он думал в предыдущей комнате.

Вы можете преодолеть это явление, бормоча задание при переходе из одной комнаты в другую. (источник)

3 Эффект прожектора: явление, которое заставляет людей значительно переоценивать то, насколько заметно их смущающее поведение для других. Этот эффект возникает из-за когнитивного искажения.

Вы когда-нибудь заходили в комнату и чувствовали, что все смотрят и осуждают вас? Если вы так себя чувствовали, вы испытывали «эффект прожектора».

Эффект прожектора — это когнитивное искажение, при котором человек думает, что за ним постоянно наблюдают, замечают и судят другие. Термин был придуман и популяризирован американскими психологами Томасом Гиловичем и Кеннетом Савицким.

По мнению экспертов, в основе эффекта прожектора лежит механизм фиксации и регулировки. Эффект возникает из-за того, что вы чрезвычайно застенчивы в отношении того, что могут подумать другие.

Заинтересованный человек страдает от «эгоцентрической предвзятости», которая представляет собой тенденцию включать точки зрения других людей в свой собственный мыслительный процесс.

Другими важными факторами, способствующими этому эффекту, являются наивный реализм и предвзятость слепого пятна. Эта мощная комбинация создает ситуацию, когда человек использует свой личный опыт и знания для оценки других.

Они также склонны переоценивать степень, в которой их восприятие считается точным и приемлемым для других. Чтобы преодолеть этот эффект, человек может сосредоточить свое внимание на других, а не осознавать себя. (1,2)

Рекламные объявления

4 Ушной червь: явление, при котором цепляющее музыкальное произведение постоянно повторяется в голове человека после того, как оно перестало играть.

Вы не можете выкинуть песню из головы и в конечном итоге распеваете ее часами? Это явление получило название «непроизвольные музыкальные образы» или «ушные черви».

Ушные черви — обычное явление и пример спонтанного познания. По мнению исследователей, ушные черви обычно представляют собой более быстрые мелодии с общими текстами и запоминающимися мелодиями.

Кроме того, эти песни также могут быть связаны с воспоминаниями или характеристиками, которые отличают их от других. Эти ушные черви обычно вызываются переживаниями или непроизвольными воспоминаниями.

Согласно исследованию Джеймса Келлариса, 98% людей страдают от ушных червей, причем у женщин они возникают чаще и дольше, чем у мужчин.

Типичными примерами ушных червей являются «Bad Romance», «Alejandro» и «Poker Face» Леди Гаги, «Don’t Stop Believing» Journey, «Can’t Get You Out Of My Head» Кайли Миноуг. , «Bohemian Rhapsody» группы Queen и «California Gurls» Кэти Перри.

В 2015 году исследование, проведенное Школой психологии и клинических языковых наук Университета Рединга в Пенсильвании, показало, что жевательная резинка может помочь, блокируя субвокальный репетиционный компонент слуховой кратковременной памяти. (источник)

5 Иллюзия частоты, также известная как Феномен Баадера-Майнхоф: явление, при котором люди, которые только что узнали или заметили что-то, начинают видеть это повсюду.

Представьте, что у вас есть лишние 35 000 долларов, и вы хотите побаловать себя новой поездкой на с трудом заработанные деньги. Внезапно ваш коллега предлагает вам приобрести модель автомобиля, о которой вы никогда раньше не слышали. Вы проявляете повышенный интерес к этой машине и начинаете встречать ее повсюду. Вы боитесь, что вы представляете вещи, или ваш разум играет с вами злые шутки? По мнению специалистов, это явление называется «Баадер-Майнхоф» или «частотная иллюзия».

Объявления

Баадер-Майнхоф — это явление, когда человек натыкается на малоизвестную информацию и сталкивается с ней часто и неоднократно. Этот термин похож на «синхронность», вызывая чувство легкого удивления и появление избирательного внимания.

Это редкое событие с вероятностью 1 к 1000. Это означает, что вероятность возникновения этого события составляет 0,1%. Так человеку легче представить себя лицом к лицу с необычным событием.

Баадер-Майнхоф называют фантастическим явлением, уникальность которого разбавлена ​​наукой и фактами. Если вы слышите это впервые, следите за тем, не столкнетесь ли вы с этим явлением неоднократно в течение следующих нескольких дней. (источник)

6 Семантическое насыщение: психологическое явление, при котором повторение заставляет слово или фразу временно терять значение для слушателя, который затем воспринимает речь как повторяющиеся бессмысленные звуки.

Случалось ли с вами когда-нибудь, что совершенно нормальное слово, повторяемое снова и снова, вдруг звучит странно и теряет смысл?

Это явление возникает при длительном просмотре слова и прослушивании его активного повторения и называется «смысловым насыщением». Это психологический феномен, связанный с субъективной потерей смысла в результате длительного воздействия слова.

В 1962 году докторант Леон Якобовиц Джеймс в своей докторской диссертации в Университете Макгилла придумал фразу «семантическое насыщение».

По словам Джеймса, это форма «реактивного торможения», при котором клетки мозга выделяют повышенную энергию для повторения слова. Когда вы слышите, читаете или произносите слово, ваш мозг на самом деле не прислушивается к его звуку, а тратит время на то, чтобы преобразовать звук в идею.

Идея связана с другими словами, чтобы сформировать сложную идею. Когда слово повторяется часто, мозг перестает распознавать его как слово и разбивает на звуки.

Идея семантического насыщения используется для разработки различных методик снижения речевой тревожности заикающихся. Постоянное повторение слова приводит к снижению интенсивности негативных воспоминаний и эмоций, возникающих во время разговора. (источник)

Рекламные объявления

7 Воспоминание: явление, при котором пожилые люди имеют повышенную склонность вспоминать воспоминания, имевшие место в возрасте от 16 до 25 лет.

Воспоминания — это способность пожилых людей вспоминать события, произошедшие в подростковом и раннем взрослом возрасте.

Это связано с изучением автобиографической памяти и построением воспоминаний для формирования кривой продолжительности жизни. Исследователи смогли обнаружить, что люди, как правило, помнят события своего подросткового и двадцатилетнего возраста лучше, чем события любого другого времени.

Есть три возможных объяснения этого феномена, такие как когнитивный счет, повествовательный/идентификационный счет и биологический/созревающий счет. Когнитивный подход имеет дело с памятью, возникающей в период быстрых изменений, за которым следует период относительной стабильности.

Описание нарратива/идентичности возникает из-за чувства идентичности, которое развивается в подростковом и раннем взрослом возрасте. Биологический/возрастной подход предполагает, что генетическая приспособленность улучшается за счет наличия большого количества воспоминаний, попадающих в выпуклость воспоминаний.

Наконец, возникновение всплеска воспоминаний прекрасно объясняется жизненным сценарием. Это относится к ряду культурно важных переходных вех. Эти вехи происходят последовательно в ожидаемое время в течение жизни.

Возможно, прошли десятилетия с тех пор, как вы пережили свою первую любовь, первую работу, первую машину или первое горе. Эти воспоминания субъективны и, как правило, остаются в памяти, поскольку считаются особенными. (источник)

8 Эффект Даннинга-Крюгера: термин, объясняющий, почему невежественные люди склонны хвастаться своей уверенностью, несмотря на то, что они неправы, а более мудрые люди часто сомневаются в своих знаниях.

В какой-то момент нашей жизни мы могли столкнуться с надоедливыми людьми, которые хвастаются собой, но ничего не понимают в вещах и обладают раздутым эго.

Термин «Эффект Даннинга-Крюгера» был придуман в 1999 году психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером. Это когнитивное искажение, при котором некомпетентные люди не осознают свою некомпетентность, а скорее чувствуют себя уверенно, думая о своей конкурентной природе.

Рекламные объявления

В онлайн-опросе только 39% сотрудников смогли выдержать конструктивную критику и смогли определить, почему их критикуют. В то время как оставшиеся 61% были отвергнуты, и было обнаружено, что они демонстрируют эффект Даннинга-Крюгера.

Это также часто называют «иллюзорным превосходством», когда люди склонны переоценивать свои достоинства по сравнению с другими.

Возникновение эффекта Даннинга-Крюгера резко возросло во время президентских выборов в США в 2016 году и в последующие месяцы. Эффект опасен, когда кто-то, обладающий влиянием или средствами причинить вред, не имеет никого, кто мог бы честно указать на его ошибки.

Многих критических ситуаций можно избежать, если человек воспринимает критику конструктивно. (1, 2)

9 Синдром среднего мира: явление, при котором насилие, связанное с содержанием средств массовой информации, заставляет зрителей поверить в то, что мир опаснее, чем он есть на самом деле.

Когда вы в последний раз проверяли новости? Удалось ли вам после этого чувствовать себя хорошо? Новости, которые транслируются в наши дни, имеют тенденцию делать сенсацию об опасности и правонарушениях.

Этот механизм сообщения вызывает чувство страха, опасности и негативного воздействия на общество. Синдром среднего мира — это термин, введенный Джорджем Гербнером и описывающий материалы, связанные с насилием, о которых сообщают средства массовой информации и которые заставляют зрителей поверить в то, что мир — опасное место.

Термин является выводом из его «Теории культивирования». В нем говорится, что существует большое количество телезрителей, восприимчивых к средствам массовой информации и считающих, что заявления верны и реальны.

Зрители склонны полагать, что мир, созданный телевидением, является точным изображением реального мира, а также связанной с ним агрессии. Многие родители пытаются оградить своих детей от насилия по телевидению, но Гербнер утверждает, что вместо того, чтобы защищать детей, нужно подвергать сомнению то, как насилие изображается в СМИ.

Гербнер опасался, что чрезмерное насилие, демонстрируемое по телевидению, может прославлять агрессивное поведение и снижать чувствительность зрителей. Чтобы бороться с негативными последствиями насилия, показанного в СМИ, можно проверять целостность источника и время от времени отключаться от СМИ. (1,2)

Рекламные объявления

10 Феномен самозванца: феномен, при котором человек ставит под сомнение свои достижения и сталкивается с опасением быть разоблаченным как «мошенник».

Известные знаменитости, такие как Нил Гейман, Мерил Стрип и некоторые другие, боролись с синдромом самозванца.

По словам клинического психолога Джарувана Сакулку, около 70% людей хоть раз в жизни сталкивались с этим синдромом.

Синдром самозванца — это всепроникающее чувство неуверенности в себе и незащищенности. Люди сомневаются в своих достижениях и испытывают стойкое чувство, что их критикуют как мошенников.

Люди приписывают свой успех чистой удаче или результату обмана других, заставляя их думать, что они умнее других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *