Правила разработки технического задания: Как написать Техническое задание по ГОСТу

Правила технического задания / Хабр

В большинстве крупных организаций внутрифирменные отношения «пользователь-отдел IT» неизбежны, особенно при создании рабочих приложений, необходимых пользователю на постоянной основе. Сложность этих отношений может быть обусловлена многими факторами, но чаще всего это непонимание, возникающее из-за того, что стороны говорят на разных «языках» с различной терминологией. Пользователь понимает, что он хочет, но не может это сформулировать, IT-специалист понимает пользователя, но опасается, что результат выйдет иным, чем видит это первый. Чаще всего проблема начинается с того, что именно пользователь не готов к диалогу: он требует «чтобы работало», «отчет одной кнопкой», «чтобы за минуту выводилось», «чтобы даты в Excel не вылезали» и прочее. При этом его совершенно не интересует, каким образом это делается и какие механизмы работают. На заявления о нагрузке на сервер, просьбы нарисовать схему желаемого результата, обсудить пути решения пользователь не реагирует, полагая, что настоящий профессионал со всем справится.

Результаты такого непонимания вредят всему производственному процессу: затягиваются сроки решения задач, возникают ошибки и пробелы в системах, которые нужны пользователю, страдает перегруженный неверными действиями сервер, скорость работы снижается.

Одним из способов разрешения такого конфликта является написание задания на проект – технического задания, которое предполагает полное и точно изложение требований внутрифирменного заказчика и является своеобразной инструкцией для IT -специалиста. Однако не каждый пользователь способен изложить свои мысли грамотно и доходчиво.
Приведу несколько советов для написания корректного задания пользователем, по которому можно работать и которое ложится в основу отношения между заказчиком решения и специалистом.

1. Прежде, чем составлять техническое задание, пользователь должен понять, что именно он хочет получить. Следует определить цель задания, ключевые особенности желаемого результата, нарисовать (написать, создать таблицу) для себя желаемый выход работы.

2. Собрать документацию, согласно которой вы выполняете работу, для которой необходимо приложение (программа). Прочитать ее внимательно, с карандашом, отмечая особенности и тонкости.

3. Следует понять, какие параметры следует задавать на входе, какова периодичность работы с желаемой программой (отчетом, приложением, утилитой), сколько данных примерно будет получаться на выходе и все ли они нужны (к примеру, если вам нужна сумма выручки от продаж пяти категорий изделий по категориям без наименований, не стоит требовать создания отчета в миллион строк с указанием каждой продажи с детальными характеристиками). Далеко не каждому специалисту необходима максимально детализированная информация, обработка которой создает значительную нагрузку для вычислительных систем.

4. Подробно описать необходимую информацию, указать ее особенности, исключения, необходимый уровень детализации. Следует продумать все мелочи: формат чисел, округление, доли, ставки и проч.

5. Избавиться в техническом задании от расплывчатых описаний, лишних слов, слов-паразитов. Проверить пунктуацию – зачастую ошибки в ней искажают смысл задания. Задание на проект – это документ и лексика в нем должна быть соответствующая. Однако не следует стараться написать все на техническом языке, если вы не владеете терминологией на должном уровне.

6. Обсудить написанное задание с непосредственным исполнителем, попытаться разрешить все вопросы, внимательно прислушиваясь к мнению собеседника. Не стоит забывать, что вы свою сферу деятельности знаете лучше и только вы можете точно объяснить, какой инструмент вам необходим для эффективно работы. IT-специалист знает свое дело и не обязан знать нюансы работы каждого отдела в организации.

7. Передать задание в работу за разумный срок до окончательной реализации, чтобы была возможность протестировать результат и исправить возможные ошибки.

8. Если ваши подчиненные также будут пользоваться созданным приложением, постарайтесь им самостоятельно объяснить особенности работы с приложением – это избавит IT-специалиста от необходимости сто раз объяснять одно и то же.

9. Помните, что ваше задание будет служить справочником для вас — в нем всегда можно посмотреть описание информации, вспомнить забытое требование.

Конечно, только лишь умение писать техническое задание не избавит от всех проблем, но оно позволит отношениям с IT-отделом перейти в серьезную плоскость сотрудничества, позволит пользователю повысить свою техническую грамотность и получить требуемое, а специалиста по IT избавит от ряда проблем и ненужных вопросов.

Правила составления технического задания по требованиям 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливает единые требования к описанию объекта закупок, которым заказчик обязан следовать при составлении документации о закупке, независимо от способа их осуществления (ст. 33 44-ФЗ). Рассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания

Техническое задание: что из себя представляет

В техзадании заказчик описывает требования к закупаемым товарам, работам, услугам и чаще всего оно является приложением к договору, либо документом, в котором заказчик описывает объект закупки.  

От того, насколько подробно будут описаны ожидания заказчика, зависит успех всего мероприятия. Другими словами, техническое задание — это инструкция для работников, которая позволяет сопоставить конечный результат с запланированным.

При описании в документации о закупке заказчик должен руководствоваться следующими правилами, установленным 44-ФЗ:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки, при необходимости, указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки;
  • техническое задание должно быть нейтральным, то есть не ограничивать количество потенциальных участников путем установления чрезмерных требований к товарам, работам, услугам.

Техническое задание должно учитывать пожелания конечного потребителя и не вести к приобретению товаров роскоши.

Тендерный эксперт Олег Бируля расскажет, на что обратить внимание заказчику при составлении технического задания. Смотрите отрывок из вебинара «Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию».

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Что запрещено включать в объект закупки

В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т д.

Также заказчику запрещено устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п.  1 ч. 1 ст. 33).

Указание ГОСТов и техрегламентов

Технические регламенты лучше указывать, но если не указаны, все равно применяются. ГОСТы в ТЗ можно указывать. Даже если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ — он становится обязательным для сторон договора.

Заказчик может несколько изменить условия по сравнению с техническим регламентом, ГОСТом или СанПиНом, но только в сторону улучшения характеристик.

Пример
1. В соответствии с СанПин 2.4.1.1249-03 площадь озеленения территории дошкольного образовательного учреждения должна составлять не менее 50%, заказчик может предусмотреть озеленение не менее 60% территории.

2. В восстановительные соки допускается добавление лимонной кислоты в дозировке не более 3 г/л (в соотв. с тех. регламентом). Заказчик может уточнить этот показатель, уменьшив ее содержание, например, до 2 г/л. Если заказчик ссылается на ГОСТ, который содержит в себе диапазонные значения, то лучше эти значения отдельно расписать, чтобы уже участник в своей заявке нам показал конкретное значение из этого диапазона ГОСТа.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов товар, для которого существует функционирующий рынок заказчик может сформировать описание на основании данных производителей, качественных показателей, которые необходимы заказчику, данных поставщиков о характеристиках товара по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки (Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745).

В случае если ГОСТы являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Характеристики ТРУ

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33).

При описании характеристик товара заказчик указывает минимальные и (или максимальные) значения показателей.  При этом участники в своих заявках должны указывать конкретное значение, присущее тому или иному товару. В заявках участников не допускается двусмысленное толкование значений, слова «или эквивалент», «от и до», «не более», «не менее», за исключением тех случаев, которые предусмотрены Государственными стандартами.

Как через техническое задание заказчик может ограничить конкуренцию?

  • Включение разнородной продукции,
  • Установление нереальных сроков поставок, выполнения работ, оказания услуг,
  • Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака.

Все эти приемы могут быть признаны незаконными и стать основанием для возбуждения дела об административном производстве.

Что запрещено включать в один лот?

Запрещено включать в один лот товары, работы и услуги, функционально и технологически не связанные между собой. Например, заказчику необходимо произвести ремонт в помещении. В документации заказчик прописывает перечень работ и перечень материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ. Такое объединение в один лот правомерно, так как поставка материалов для работ не является предметом контракта.

Например, заказчик объявил запрос котировок на поставку воды булированной для кулеров и в техническое задание включил требование об оказании сопутствующих услуг — обслуживание, чистку и замену фильтров кулеров, находящихся в пользовании заказчика на праве законного владения. Такое объединение поставки товара и оказание услуг в один лот неправомерно, и при рассмотрении жалобы контрольные органы выдадут предписание разукрупнить лот — разбить на два лота.

Рекомендации к составлению ТЗ

  1. При составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер. То есть четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений. Кроме того, для уточнения отдельных моментов поставщик может подать запрос на разъяснение.
  2. Заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного товара (произведенных работ).
  3. Техническое задание должно быть нейтральным, не ставить ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных требований к поставляемой продукции. Нельзя «подгонять» описание только под один конкретный товар одного производителя. Это является ограничением конкуренции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).
  4. Заказчику рекомендуется указывать в техническом задании, что поставляемый товар должен быть новым (который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), иначе заказчик может получить товар, бывший в употреблении.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Канадский совет по уходу за животными: Техническое задание для подкомитетов по руководящим принципам

Целью технического задания для подкомитета по руководящим принципам является установление основных правил для нового подкомитета, которому поручено разработать или пересмотреть руководящий документ. В круге ведения описывается состав подкомитета, включая соответствующий опыт, необходимый для выполнения работы, объем задачи, сроки выполнения задачи, обязанности членов подкомитета и другие лица, участвующие в разработке руководящих принципов. документ и правила взаимодействия (например, кворум, продолжительность, бюджет и т. д.).

Мандат

Разработать руководящий документ на основе текущих рекомендаций экспертов и современной интерпретации
научных данных.

Членство

Члены подкомитета отбираются в соответствии с процедурами, изложенными в процессе формирования подкомитета по руководящим принципам. Коллективный опыт подкомитета будет охватывать все соответствующие аспекты темы и обеспечивать баланс в отношении ролей (представитель службы защиты животных и сообщества, руководитель объекта, ученый, ветеринар и старший техник), пола, размера учреждения и географического положения. .

Обязанности председателя подкомитета

Председатель должен хорошо разбираться в предметной области и отвечать за следующее:

  • председательствовать на всех собраниях подкомитета и телеконференциях;
  • установление консенсуса среди членов подкомитета;
  • работа с секретариатом CCAC на каждом этапе подготовки руководящего документа; и
  • , придерживаясь обязанностей членов подкомитета, как указано ниже.

Обязанности членов подкомитета

Члены подкомитета должны быть привержены обеспечению устойчивого продвижения документа, как указано в графике. В случае невозможности выполнения предложенных обязательств член подкомитета должен сообщить об этом в Секретариат CCAC; заместитель с аналогичным опытом будет выбран в соответствии с процессом формирования подкомитета по руководящим принципам.

Большая часть работы подкомитета ведется по электронной почте или через сайт SharePoint, созданный для исключительного использования подкомитетом. Члены подкомитета несут ответственность за своевременное реагирование на запросы председателя или секретариата CCAC и за предупреждение их о любой возможной задержке с ответом.

Члены подкомитета должны приложить все усилия для участия в заседаниях подкомитета и телеконференциях, чтобы можно было эффективно достичь консенсуса. Обсуждения подкомитета посредством личных встреч, телеконференций, электронной почты или сайта подкомитета SharePoint считаются конфиденциальными.

Членов подкомитета попросят внести свой вклад в составление и пересмотр документа с рекомендациями, и они должны убедиться, что все заявления основаны на всесторонних экспертных рекомендациях и текущей интерпретации научных данных.

Для первой экспертной оценки проекта руководства членам подкомитета будет предложено предложить экспертов, которые могли бы быть подходящими рецензентами. Окончательный список экспертов будет утвержден председателем, который обеспечит охват всех тематических областей.

После каждого пересмотра проекта руководства членам подкомитета будут предоставлены сопоставленные комментарии по результатам обзора, и им будет поручено просмотреть эти комментарии и предоставить отзывы о тех областях, где проект руководства необходимо изменить.

Пока руководство находится в стадии разработки, к нему следует относиться как к «ограниченному доступу», если только оно не было одобрено для внешней проверки. Члены подкомитета могут обсуждать содержание этих документов с доверенными коллегами, чтобы узнать их мнение, но не должны распространять проекты до тех пор, пока они официально не будут опубликованы для рассмотрения.

Вклады членов подкомитета будут отмечены в документе и в объявлениях о публикации документа.

Срок

Члены подкомитета назначаются на срок не более двух лет. Как правило, подкомитеты распускаются после публикации руководящего документа. Однако некоторые подкомитеты могут оставаться активными еще до шести месяцев, когда CCAC, вероятно, получит запросы на разработку вспомогательных документов или вклад в основные внешние документы. Всех членов подкомитета спрашивают, готовы ли они продолжать предоставлять советы и помощь CCAC на разовой основе.

Обязанности Секретариата CCAC

Секретариат CCAC отвечает за работу с подкомитетом для обеспечения устойчивого прогресса в разработке руководящих принципов, а также за обеспечение того, чтобы разработка руководящего документа соответствовала процессу, утвержденному Комитетом по стандартам. Это включает в себя организацию телеконференций/совещаний и ведение протоколов, составление и редактирование документа в соответствии с решениями подкомитета, проведение внешних обзоров, сбор отзывов по результатам обзоров для рассмотрения подкомитетом и направление проекта руководящих принципов на соответствующих этапах для рассмотрения/ утверждение Комитетом по стандартам, Комитетом по оценке и сертификации и Советом директоров.

Секретариат CCAC также несет ответственность за предоставление отзывов о проекте руководства подкомитету, чтобы обеспечить:

  • соответствие руководства мандату CCAC по продвижению этики и заботы о животных в науке;
  • в руководстве рассматриваются соответствующие вопросы, которые возникли в работе CCAC с научными сообществами и сообществами по защите животных как на национальном, так и на международном уровне; и
  • рекомендации ссылаются на соответствующие правительственные постановления.

Обязанности Комитета по стандартам CCAC

Комитет по стандартам отвечает за отслеживание хода работы подкомитета и предоставление комментариев по проектам руководств до экспертной оценки, широкой проверки и публикации, а также за представление проектов руководств в Совет директоров для утверждения для широкого обзора и для публикации.

Заседания

Подкомитет проводит телеконференции в течение года по требованию председателя и при наличии членов и вспомогательного персонала Секретариата CCAC. По вызову председателя также может быть проведено очное заседание. Обычно расходы, понесенные членами подкомитета в связи с участием в заседаниях, покрываются CCAC в соответствии с Руководство CCAC по возмещению командировочных расходов .

Кворум

Кворум подкомитета составляет большинство членов, не менее 50% плюс один член. Для проведения собрания или телеконференции необходим кворум.

Отчетность

Подкомитет представляет проект руководства Комитету по стандартам в три этапа:

  • первый проект для рецензирования;
  • второй проект для всеобщего ознакомления; и
  • окончательный вариант для дальнейшего рассмотрения или публикации

Конфликт интересов и конфиденциальность

Члены подкомитета должны соблюдать Политику CCAC в отношении конфликта интересов и Соглашение CCAC о конфиденциальности и неразглашении .

Бюджет

Будет предоставлен бюджет на одну личную встречу и до 10 телеконференций. Дополнительные средства могут быть запрошены, если позволяет бюджет, если возникнет необходимость в дополнительной личной встрече или телеконференции.

Хронология

Подкомитет приложит все усилия, чтобы придерживаться следующего графика.

132-я сессия Исполнительного совета

Пункт 2 повестки дня: Утверждение повестки дня

Пункт 2 повестки дня: Утверждение повестки дня

Повестка дня

Пункт 3 повестки дня: Стратегическое обсуждение с Президентом МФСР

Пункт 3 повестки дня: Стратегическое обсуждение с Президентом МФСР

Расширение масштабов воздействия МФСР за счет привлечения заемных средств: стратегические соображения относительно потенциального рыночного заимствования

Пункт 4 повестки дня: Корпоративный

Пункт 4 повестки дня: Корпоративный

Политика регулярных грантов МФСР

Многообразие в МФСР

Пункт 5 повестки дня: Оценка

Пункт 5 повестки дня: Оценка

Пересмотренная Политика МФСР в области оценки

Пересмотренные Техническое задание и Правила процедуры Комитета по оценке

Пункт 6 повестки дня. Оперативные вопросы

Пункт 6 повестки дня: Оперативные вопросы

Резюме предложений по проектам и программам, обсужденных на консультации Исполнительного совета, состоявшейся 14 апреля 2021 г.

Пункт 7 повестки дня: Финансовые вопросы

Пункт 7 повестки дня: Финансовые вопросы

Механизм доступа к заемным ресурсам

Обновление условий финансирования МФСР

Пункт 8 повестки дня: Управление

Пункт 8 повестки дня: Управление

Назначение членов вспомогательных органов Исполнительного совета

Пункт 10 повестки дня: Корпоративный

Пункт 10 повестки дня: Корпоративный

Обновленная информация о подходе МФСР к реализации Стратегии Организации Объединенных Наций по предотвращению сексуальных домогательств, сексуальной эксплуатации и надругательств и реагированию на них

Обновленная информация об усилиях МФСР по борьбе с ненавистническими высказываниями, расизмом и другими формами дискриминации

Обновленная информация об использовании перенесенных средств

Пункт 11 повестки дня: Оценка

Пункт 11 повестки дня: Оценка

Непал : Оценка страновой стратегии и программы

Уганда : Оценка страновой стратегии и программы

Судан 70 10 стратегия и программа : (a) Страна

Пункт 12 повестки дня. Оперативные вопросы

Пункт 12 повестки дня: Операционные вопросы

Отчет о ходе реализации Программы стимулирования сельской бедноты и более широких оперативных ответных мер МФСР на COVID-19

Непал : Программа стратегических возможностей страны

Уганда : Программа стратегических возможностей страны

Судан : Программа стратегических возможностей страны

Пункт 13 повестки дня: Финансовые вопросы

Пункт 13 повестки дня: Финансовые вопросы

Обновленная информация об управлении активами и пассивами

Пункт 14 повестки дня: Отчеты о ходе работы

Пункт 14 повестки дня: Отчеты о ходе работы

Вклад МФСР в Саммит по продовольственным системам (2021 г.)

Пункт 15 повестки дня. Оперативные вопросы

Пункт 15 повестки дня: Операционные вопросы

Индия : Проект инклюзивного сельского и ускоренного роста сельского хозяйства в Чхаттисгархе

Южный Судан : Программа повышения устойчивости источников средств к существованию

17

9007 Латинская Америка и Карибский бассейн


Бразилия : Меморандум Президента – Проект повышения устойчивости к изменению климата в сельских общинах Северо-Востока (PCRP)

Пункт 16 повестки дня: Финансовые вопросы

Пункт 16 повестки дня: Финансовые вопросы

Консолидированные финансовые отчеты МФСР по состоянию на 31 декабря 2020 г.

Пункт 17 повестки дня. Прочие вопросы

Пункт 17 повестки дня: Прочие вопросы

Меморандум о взаимопонимании между Центром короля Салмана и МФСР

Меморандум о взаимопонимании между HELP Logistics и МФСР

Пункт 18 повестки дня: Доклады вспомогательных органов

Пункт 18 повестки дня: Доклады вспомогательных органов

Протокол седьмой специальной сессии Комитета по оценке

Протокол 112-й сессии Комитета по оценке

Протокол четырнадцатого и пятнадцатого заседаний Рабочей группы по результатам -Система распределения на основе

Отчет Председателя о 160-м заседании Комитета по аудиту

Пункт 19 повестки дня: Отчеты о ходе работы

Пункт 19 повестки дня: Отчеты о ходе работы

План по кадрам, процессам и технологиям: осуществление целевых инвестиций в потенциал МФСР (TCI)

Документы для информации/соответствия назначению

Документы для информации/Соответствие назначению

Отчет об инвестиционном портфеле МФСР за 2020 год

Финансовые последствия невыплаты основной суммы долга и платы за обслуживание в результате внедрения Механизма обеспечения устойчивости долга

Отчет о состоянии взносов на одиннадцатое пополнение ресурсов МФСР

Отчет о состоянии взносов на двенадцатое пополнение ресурсов МФСР

Отчет о состоянии задолженности по основной сумме, процентам и плате за обслуживание

Годовой отчет о Деятельность Управления аудита и надзора (AUO) в 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *