Первый в россии цирк: История цирка в России

История цирка в России

Публикации раздела Театры

Аудиоверсия: История цирка в России

Искусство цирка в современном понимании пришло в Россию в XVII веке. Бродячие иностранные артисты демонстрировали чудеса эквилибристики, показывали ловкие трюки и веселили народ. В XVIII веке труппы стали собирать и русские умельцы, а уже через сто лет на территории страны появились стационарные цирки. О первых таких цирках, которые работают до сих пор, рассказывает «Культура.РФ».

Первый стационарный цирк

В саратовском цирке. Саратов, 1953 год. Фотография: Саратовский областной музей краеведения, Саратов

Саратовский цирк имени братьев Никитиных. Саратов. Архитектор Борис Виленский. 1931. Фотография: Саратовский областной музей краеведения, Саратов

Основателями первого цирка в России были братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины. Дети крепостного крестьянина с раннего детства, сами того не ведая, погружались в цирковое искусство: когда их отец получил вольную, он взял сыновей в путешествие по Поволжью, зарабатывая на жизнь жонглерством и музыкальными представлениями. Каждый из детей выполнял свою роль. Аким был главным комедийным персонажем, выступал как клоун и играл на разных музыкальных инструментах. Петр удивлял зрителей физической силой и ловкостью, а самый старший, Дмитрий, был балагуром-ведущим.

В конце концов их «гастроли» остановились в Пензе, где в 1873 году открыли первый стационарный цирк в России — «Ледяной дворец». На берегу реки Суры разложили сваи, на которых были установлены скрепленные льдом шесты. Нехитрую конструкцию обтянули навесом — и первый цирк в истории России был готов. Однако каждый приход весны заставлял циркачей сворачивать свою деятельность.

Уже через три года братья открыли цирк в Саратове. Здание для цирка они выкупили у местного предпринимателя Эммануэля Баранека — и оно просуществовало практически до конца 1928 года. На арене выступали исключительно русские артисты, что было важным условием братьев Никитиных.

Новое здание Саратовского цирка возвели по проекту архитектора Бориса Виленского, известного строительством некоторых станций московского метро. Именно в Саратове свой творческий путь начинали известные комики Карандаш (Михаил Румянцев) и Солнечный клоун (Олег Попов), работали дрессировщики Мстислав и Вальтер Запашные.

Самый старый цирк Петербурга

Выступление борцов в Цирке Чинизелли. Санкт-Петербург, 1912 год. Фотография: Карл Булла / Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Цирк Чинизелли. Санкт-Петербург. Архитектор Василий Кенель. 1876–1877. Фотография: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Когда столицей России был Петербург, идея создания цирка в северной Пальмире не раз посещала русских меценатов. Переломным моментом стало появление в городе передвижной труппы известного австрийского циркача Карла Гинне. Иностранец, крайне удивленный отсутствием в главном городе Российской империи постоянного цирка, был вынужден снимать ветхое здание на берегу Невы. На свои деньги Гинне начал строительство деревянного цирка, а когда покинул Петербург, это новое здание перешло в собственность итальянца Гаэтано Чинизелли, который решил возвести первый в России каменный цирк. Чинизелли удалось уговорить императора отдать под строительство место в центре города, на набережной реки Фонтанки. Именно там и стоит по сей день Петербургский цирк, открытый в 1877 году.

Каменное здание цирка стало архитектурным триумфом своего времени. Архитектор Василий Кенель впервые выстроил сооружение на рекордной для купола амплитуде пролета (около 50 метров), что создавало в цирке неповторимую акустику. Интерьер украшали роскошными тканями и драгоценными камнями, а вместимость зала достигала, по воспоминаниям современников, более пяти тысяч человек.

Поначалу представления в новом здании не имели большого успеха. Семья Чинизелли не смогла обогатиться за его счет и совершенно обанкротилась. В 2015 году цирк на Фонтанке не только реконструировали по последнему слову «цирковой моды», но и вернули ему имя итальянских основателей.

Читайте также:

  • Тест: что вы знаете о цирке?
  • Русский балет за рубежом
  • 10 театральных художников Серебряного века

Самый старый цирк Москвы

Клоун Виталий Лазаренко. Последнее выступление. Москва, 1939 год. Фотография: Александр Родченко / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Цирк Саламонского. Москва. Архитектор Август Вебер. 1880. Фотография: Павел фон Гиргенсон / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Первым московским цирком был открывшийся в в 1880 году цирк на Цветном бульваре. Его основатель Альберт Саламонский вошел в историю циркового искусства как создатель первых детских представлений. До появления цирка на Цветном представления ставили исключительно для взрослой аудитории. Цирк Саламонского стал первым проводить утренники, адаптированные для детей, воскресные детские спектакли и рождественские елки, с которых дети уходили с подарками. Представления цирка посещал весь свет русской интеллигенции — писатель Лев Толстой, поэт Александр Блок, философ Павел Флоренский.

С приходом советской власти цирк Саламонского стал первым государственным цирком. В 1920–30-е годы в стране появилась собственная мастерская циркового искусства по подготовке артистов, и цирки постепенно начали отказываться от иностранных номеров. Во время Великой Отечественной войны цирк на Цветном бульваре, как и многие другие, продолжал работать: показывал номера на военную тематику, отправлял артистов с выступлениями на фронт. Позже появились известные постановки — «Юность празднует», «Счастливого плавания», «Карнавал на Кубе». Выступления легенд цирка — Леонида Куско, Михаила Шуйдина, Олега Попова, Леонида Енгибарова — собирали полные залы. Но самым известным артистом цирка на Цветном долгие годы оставался Юрий Никулин, имя которого цирк носит с 1996 года.


Автор: Татьяна Григорьева

Теги:

ЦиркТеатрыПубликации раздела Театры

Первый цирк в России — Любимый город — Блоги

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Российский цирк начинал свою историю в 1873 году, когда ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Дмитрий, Аким и Пётр Никитины, уроженцы и жители Саратовской губернии, вернулись в родной Саратов после длительного гастрольного турне по городам центральной России.

В Саратове их ждала новость: владелец «странствующего» цирка – австрийский подданный Эмануэль Беранек (чех по национальности), пожилой и не очень здоровый человек, уставший от затяжных неудач и убытков, а потому надолго застрявший в Саратове, предложил набирающим силу и предприимчивым братьям войти в дело в качестве компаньонов. Никитины согласились и, сформировав собственную цирковую программу, начали давать представления по уездам Саратовской губернии.

5 декабря 1873 года была составлена купчая, где компаньоны обговорили условия передачи циркового имущества и расчёта через Саратовский общественный банк. Так зародился первый русский национальный цирк и заслуга его создания, безусловно, принадлежит братьям Никитиным. До этого дня все цирковые предприятия возглавляли иностранные антрепренёры.

 

С этого документа началась история российского цирка.

В 1876 году на торговой Митрофаньевской площади Саратова было построено круглое деревянное здание с парусиновой крышей, вывеска на нём гласила «Первый Русский цирк братьев Никитиных». Здесь впервые было дано представление, в котором участвовали преимущественно русские цирковые артисты. Именно в нашем городе русский цирк по-настоящему встал на ноги, получил первое и высокое признание. Здание, выстроенное братьями Никитиными, простояло до 1928 года. Сейчас на этом месте расположен кинотеатр «Победа».

Деревянное здание с шатром из брезента — так выглядел циркбратьев Никитиных до 1930 года.

В 1918 году при цирке было организовано товарищество артистов под названием «Первый кооперативный цирк», что дало возможность не останавливать работу и выжить в эти смутные времена. Выжил он и в 1921 году, когда катастрофический голод охватил всё Поволжье, огромных усилий стоило сохранить от голодной смерти артистов и животных.

Здание просуществовало до 1928 года. Потом обветшало и его пришлось снести. Три года цирка в нашем городе не было. В 1930-1931 годах вместо деревянного помещения возвели капитальное здание на 2800 мест. И впервые построили деревянную купольную конструкцию. Она позволяла оборудовать цирк необходимыми для выступления приспособлениями. Раньше деревянные здания накрывались брезентовым шатром.

 

8 октября 1931 года состоялось открытие нового каменного здания цирка (на ул.Чапаева), купол хотя и был деревянным, но не имел опорных колонн, которые мешали смотреть зрителям представления. В те времена таких цирков были единицы. Было построено трёхэтажное деревянное общежитие для проживания артистов, животные получили оборудованные всем необходимым помещения. В программе на открытие нового цирка начал свою творческую деятельность легендарный клоун Народный артист СССР Михаил Румянцев — «Карандаш», здесь в Саратове он сложился как артист-комик, чтобы в последствии обрести любовь и признание во всём мире.

Во время Великой отечественной войны Саратовский цирк, один из немногих, свою деятельность не прекратил, работал, несмотря на все тяготы и лишения военного времени. На его базе создавались цирковые бригады, которые выезжали с представлениями на фронт, госпиталя, эвакопункты и предприятия прифронтового города. В годы войны на арене Саратовского цирка сделали свои первые шаги к славе

Вальтер и Мстислав Запашные, легендарные артисты и дрессировщики.Народный артист СССР Олег Попов дебютировал в Саратове в 1951 году как клоун, теперь его знает весь мир как «солнечного клоуна».

Летом 1963 года цирк был еще без купола.

1963 год. Цирк почти готов. Осталось вывезти строительный мусор.1963 год. Цирк почти готов. Осталось вывезти строительный мусор.

1963 год. Цирк почти готов. Осталось вывезти строительный мусор.

С 1959 по 1963 год была произведена первая капитальная реконструкция цирка. Заменили деревянный купол на металлический, арочной формы с чешуйчатой кровлей из оцинкованного железа, расширили холлы, увеличили помещения для артистов и животных, выстроили новый фасад, заменили в зрительном зале кресла на удобные и мягкие.

Все работы были проведены в межсезонные перерывы, поэтапно не останавливая работы цирка в активный сезон. 1968 год. В те времена директором цирка работал Иосиф Вениаминович Дубинский, человек беззаветно преданный цирковому искусству, при нём устраивались вечера-бенефисы мастеров арены, цирк стал постановочной базой, здесь создавались новые номера и аттракционы. Идея фонтана «Одуванчик» на цирковой площади принадлежит также ему, и в 1971 году эта идея воплотилась в жизнь.   В 1970 году коллегия Министерства культуры СССР в числе лучших цирков отметила и Саратовский цирк, а в 1973 году в честь столетнего юбилея цирк был награждён орденом Трудового Красного Знамени.  На манеже Саратовского цирка в разное время показывали своё мастерство выдающиеся деятели цирка – дрессировщики Дуровы, В. Филатов и Б. Эдер, Герой Социалистического труда И. Бугримова, М. Назарова, иллюзионист Эмиль Кио со своими сыновьями, канатоходцы В.
Волжанского, клоуны Ю. Никулин и М. Шуйдин и многие другие.

В 1998 году, к 125-летию со дня основания в Саратове первого Русского цирка, была проведена вторая капитальная реконструкция цирка. В настоящее время это один из лучших цирков России, с уникальными техническими возможностями, залом на 1908 мест, современным световым и звуковым оборудованием. Для проживания артистов есть полностью отремонтированная гостиница «Арена», с благоустроенными и уютными номерами, а в цирке 18 гримёрных комнат. Животным созданы все условия для удобного размещения и работы.

 

 

История циркового искусства. Часть IV. Цирк в Российской империи

Считается, что цирк в России берет свое начало в 11 веке, когда бродячие комические менестрели (скоморохи) выступали на площадях и театрализовали спортивные соревнования. На этих открытых праздниках всегда присутствовали фокусники, акробаты, канатоходцы, жонглеры, дрессировщики и музыканты. На одной из фресок Софийского собора в Киеве историки обнаружили довольно подробное изображение скачек, выступлений эквилибристов и турнира по кулачным боям. Известно, что бродячие комические менестрели были «официально» включены в «Гроб, предназначенный для увеселения» при Императорском дворе за участие в представлениях во время различных мероприятий. В 1619 г., Григорий Иванов, уроженец Рязани, был приглашен ко двору царя Михаила Федоровича с прирученным львом. Тем не менее в 1648 году все бродячие комические менестрели попали в немилость к царю и подверглись гонениям: их музыкальные инструменты и другие атрибуты были конфискованы и сожжены; их обвиняли в колдовстве и связях со зловещими силами.

Петр I любил цирк. Об этом свидетельствуют его путевые очерки 1697 и 1717 годов. Благодаря политике Петра Великого в России гастролирует большое количество иностранных артистов. В то время в Европе активно развивались школы верховой езды, поэтому программа цирковых представлений в Российской империи обязательно включала конную акробатику. Более того, неизменной популярностью пользовались жонглеры, силачи, а также чревовещатели и глотатели огня.

В первой половине 19 века, при царе Николае I, русское цирковое искусство развивалось довольно быстро. Государственный стимул пробудил интерес европейских цирковых артистов к гастролям в России. Иностранные труппы организовали строительство стационарных цирков в Москве и Петербурге. Жак Турниар возглавил самую первую цирковую труппу, приехавшую в Россию в 1825 году. Он организовал поездку в Петербург и приступил к строительству там циркового здания. Деревянное здание было открыто 11 декабря 1827 года. Здание было снесено в 1877 году после возведения каменного корпуса. Каэтано Чинизелли проявлял в то время большую активность. Чинизелли удалось уговорить императора предоставить участок под застройку в центре города, на набережной Фонтанки. Цирк Чинизелли имел королевскую ложу и 1500 мест, 50 из которых находились в партере, остальные — в верхних галереях. Цирк пользовался огромным успехом.

Билеты в ложи купить было непросто — они были раскуплены на год вперед. По сей день в этом здании размещается действующий цирк Санкт-Петербурга. В 2015 году здание Фонтанки не только реконструировали по последней «цирковой моде», но и вернули ему имя своего итальянского основателя.

До второй половины XIX века большинство цирковых антрепренеров и артистов были иностранцами. В 1849 году в Петербурге открылся Государственный Императорский цирк с особым отделением для подготовки русских цирковых артистов. Развернутая пантомима или немое шоу военно-патриотического характера к концу николаевского царствования стали основным жанром цирка. Царь Николай лично занимался режиссурой, инсценировал батальные сцены и своеобразные номера, в которых сам принимал участие: показывал, как правильно изображать офицеров, держать орудия наготове и маршировать в ногу.

Братья Аким, Дмитрий и Петр Никитины, сыновья бывшего крепостного крестьянина, основали первый цирк. Свой творческий путь они начали как артисты, выступая на улицах под музыку шарманки, которую играл их отец. В 1873 году они открыли в Пензе небольшой оседлый цирк (Ледовый дворец). Позже семья открыла цирк в Саратове (1876 г.) и во многих других губернских городах. С 1911 года Никитины поселились в Москве в собственном каменном доме на Большой Садовой улице. Аким был ведущим комиком, выступал в роли клоуна и играл на различных музыкальных инструментах. Петр поражал зрителей своей физической силой и ловкостью, а старший, Дмитрий, был клоуном. Русские артисты были единственными артистами в их цирке, что было важным условием для братьев. Семья Никитиных, как и другие цирки России того времени, образовала цирковую династию.

Братья Владимир (1863-1934) и Анатолий (1864-1916) Дуровы известны как основатели династии, более полутора веков радовавшей публику своими выступлениями. Стремясь к театрализации своих номеров и отказываясь показывать изощренную выучку, Владимир Дуров показывал удивительные трюки с животными.
Слонёнок крутил рукоятку шарманки, морской лев играл на дудке, ещё один бил в барабан, третий — хлопал хлопушками. Пеликан играл на цитерне; другой пеликан выдавал себя за Айседору Дункан. Бык ехал на лошади и северном олене. За одним столом мирно уживались кошка, собака, свинья, кролик и лиса. Владимир Дуров разработал особый вид клоунады с участием животных.

В семье Никитиных также работал замечательный клоун и акробат Виталий Лазаренко. С Никитиными начинали и Иван Поддубный, многократный чемпион мира по борьбе и непревзойденный силач, и его ученик, тоже чемпион мира Иван Заикин. Свое мастерство продемонстрировали искусные жонглеры Ксения и Михаил Пащенко. Братья Никитины подчеркнули, что российские артисты должны быть одеты в традиционные национальные костюмы. Наездницы и наездницы должны были быть одеты в русские сарафаны. Их цирк участвовал в коронационных мероприятиях Николая II. Во время коронации Николая II в 189 г.6 Никитины построили на Ходынском поле цирк с конюшней на сто лошадей.

Альберт Саламонский возвел первое каменное здание цирка на Цветном бульваре (открыт 20. 10.1880 г.), позже к нему были пристроены каменные конюшни и оборудован бассейн для аквакад. Постепенно цирковые представления трансформировались в коллективный концерт, составленный из не связанных друг с другом номеров. До появления цирка на Цветном бульваре представления ставились исключительно для взрослой публики. Цирк Саламонского первым организовал для детей утренники, воскресные шоу и рождественские праздничные представления для детей, с которых каждый ребенок возвращался с подарком.
К 90-м годам 19 века в Российской империи действовало более пятидесяти цирков и столько же цирковых балаганов.

Отличительной чертой того периода было то, что цирки принадлежали частным владельцам — предпринимателям, многие из которых не имели никакого отношения к искусству. Импресарио и sprechstahlmeisters обеспечили художественное руководство. В цирках практически не было постановщиков, поэтому популярность цирков, а, следовательно, и доходность, почти полностью зависели от таланта и творческой проницательности артистов, и многие из них действительно поддерживали высокий художественный уровень циркового искусства.

В 1919 году цирки Саламонского и Никитиных были национализированы, художественным руководителем обоих цирков был назначен Вильямс Труцци*. В 1920-е годы он нанимал поэтов, декораторов и художников, режиссеров и хореографов. Все это поднимает уровень цирковых представлений. Получив мощную поддержку, цирк стал развиваться не только как часть индустрии развлечений, но и как вид искусства.

* Уильямс Труцци, прямой потомок знаменитой цирковой династии Труцци-Франкони, родился в 1889 году.в Полтаве

Код:
На арене старого цирка. / Альперов Д.С. — М., 2006. С. 78
Доуров В.Л. Дрессировка животных / В.Л. Дуров — Москва, 2010. С. 140
О жанрах советского цирка / З.Б. Гуревич — М., 1984. С. 251
Десять троллейбусов клоунов / В.Ю. Никулин — Самара, 2003. С. 88
https://Arzamas.academy/mag/294-circus
http://www.ruscircus.ru

Московский цирк

+7 993 910-13-60

COVID-19

 

Цирк Салмановского, Москва 1900

Москва Цирк Нкулина, Москва, 2010

Московский цирк на Цветном бульваре — один из старейших цирков России. Его история началась более 130 лет назад. Первое представление состоялось 20 октября 1880 года.

Основателем цирка был наездник и гимнаст Альберт Саламонский, оказавшийся также проницательным бизнесменом. Он нашел идеальное место на Цветном бульваре. В то время бульвар был излюбленным местом москвичей, которые приезжали сюда, чтобы увидеть многочисленные ярмарочные достопримечательности, такие как передвижные зверинцы и театры.

Что интересно, до Саламонского цирковые представления никогда не предназначались для детей. Саламонский впервые понял, что дети — прекрасная публика для цирка и что это может помочь ему заработать больше денег. Московский цирк первым адаптировал программы для детского восприятия. В воскресенье были утренние представления. Саламонский ставил детские балеты и пантомимы. Одна из них, «Кукла-фея», была выпущена в 1895 году и уже много лет пользуется популярностью.

На его арене выступали все знаменитости былых времен. Но любимцами публики были его клоуны, которые были главной достопримечательностью цирка. «Нехорошо, когда цирковая публика мало смеется», — говаривал основатель Москвы Альберт Саламонский. В Московском цирке выступали лучшие клоуны России, в том числе легендарный «солнечный клоун» Олег Попов, Леонид Енгибаров, Карандаш, Леонид Куксо и многие другие.

Однако самой любимой «звездой» Московского цирка был известный клоун и актер Юрий Никулин, впоследствии ставший его директором. Хотя многие его реплики люди знали наизусть, они снова и снова ходили в Московский цирк, лишь бы еще раз увидеть его на арене. Теперь Московский цирк на Цветном бульваре носит его имя.

Здание цирка, которое мы видим сегодня, является результатом реконструкции 1985 — 1989 годов. Московский цирк на Цветном бульваре известен во всем мире. Он предлагает зрелищные представления с участием кабаре, клоунов, акробатов и животных. Почему бы не посетить его представления во время гастролей по Москве?

Строительство МГУ. Москва, 1951-52 гг. источник: www. oldmos.ru

Московский государственный университет им. Москва, 2009 г.

Красная площадь Москва, 1987 г.

Красная площадь Москва, 2009 г.

Федор Алексеев. Красная площадь. Москва, 19 век.

Красная площадь Москва, 21 век

Храм Христа Спасителя, Москва, конец XIX века

Храм Христа Спасителя, Москва, 2009 г.

Храм иконы Казанской Божией Матери. Москва 1900с.

Калужская площадь. Москва 2009

Музей Руманцева (бывший дом Пашкова). Московское движение, 1902 г.

Дом Пашкова. Московский трафик, 2009 г.

Красная площадь, Москва, 1937 год. источник: www.oldmos.ru

Красная площадь, Москва, 2009 г.

Ф.Алексеев. Вид на Воскресенские ворота. Москва, 1811 год.

Воскресенские ворота и Исторический музей. Москва, 2009 г.

Москва Бассейн. Москва, 1960-е годы

Храм Христа Спасителя. Москва, 2009 г.

Скульптура Гоголя работы Андреева на Прешистенском бульваре. Москва, 1909 г.

Скульптура Гоголя работы Томского на Гоголевском бульваре. Москва, 2009 г.

Рынок на Красной площади, Москва, 1910 год источник: www.oldmos.ru

Сувенирный рынок у Красной площади, Москва, 2009 г.

Красная площадь, Москва, 1900 г.

Красная площадь, Москва, 2010

Национальная гостиница, Москва, 1895 г.

Гостиница Националь, Москва, 2009 г.

Церковь Иоанна Воина, Москва, 1888 г. источник: oldmos.ru

Церковь Иоанна Воина, г. Москва, 2010 г.

Храм Святителя Николая, г. Москва, 1974 г.

Храм Святителя Николая, г. Москва, 2010 г.

Китайгородская стена, Варварские ворота, Москва, 1920 г.

Начало улицы Варварка, г. Москва, 2010 г.

Троицкая церковь в Никитниках, Москва, 1881 г.

Троицкая церковь в Никитниках, Москва, 2010 г.

ул. Малая Дмитровка, г. Москва, 1910 г.

ул. Малая Дмитровка, г. Москва, 2010

Елисеевский продуктовый рассказ, фото начала XX века

Елисеевский продуктовый магазин ныне

Дом генерал-губернатора, Москва, начало 20 века

Мэрия Москвы, Москва, 2010

Синагога на Большой Бронной, Москва, 1888 г.

Синагога на Большой Бронной, Москва, 2010 г.

Арбатская площадь, Москва, 1925 г.

Арбатская площадь, Москва, 2010

Вид на Кремль, Москва, 1890 с

Вид на Кремль, Москва, 2010 г.

улица Кузнецкий мост, Москва, 1900

улица Кузнецкий мост, Москва, 2010

Третьяковский проезд, Москва, 1900

Третьяковский проезд, Москва, 2010

Любанская площадь, Москва, 1928 г.

Любанская площадь, Москва, 2010

Памятник Дзержинскому, Москва, 1971 г.

Любанская площадь, Москва, 2010

Московский университет и храм святой Татьяны, Москва, 1906 г.

Московский университет и храм святой Татьяны, Москва, 2010 г.

Главпочтамт, Москва, начало 20 века

Почтамт Главпочтамта, г. Москва, 2010 г.

Чайный дом Перлова, фото 1960-х гг.

Чайхана Перлова, фото 2010 г.

Сухарева Башня

улица Сретенка

Софийская набережная, Москва, 1957 год источник: oldmos.ru

Софийская набережная, Москва, 2010

Московский Зоопарк, Москва, 1934

Московский зоопарк, Москва, 2010 г.

Московский трамвай, Москва, 1933 год. источник: oldmos.ru

Московский трамвай, Москва, 2010 г.

Лимонадные автоматы, Москва 1989 г.

Киоск Coca Cola, Москва, 2010 г.

М. Воробьев. Вид на Манеж, Кутафью башню и Никольскую церковь, Москва, 1917 г.

Манеж, Кутафья и Троицкая башни, Москва, 2010 г.

Красная площадь, Москва, 1872 г.

Красная площадь, Москва, 2010

Николаевский вокзал,

Ленинградский вокзал

Ярославский вокзал, открытка

Ярославский вокзал, фото, 2010 г.

Ярославский вокзал до 1902 г.

Ярославский вокзал, 2010 г.

Царицыно, Большой дворец, Москва, 1990-е гг.

Царицыно, Большой дворец, Москва, 2008 г.

Дворец Алексея Михайловича, гравюра

Дворец Алексея Михайловича, фото 2010 г.

Петровский дворец, Москва, 1910

Петровский дворец, Москва, 2010 г.

Двор вина и соли, сфотографировано в начале 1900-х годов.

Дом на набережной, 2000 г.

Дворянские собрания, Москва, 1895-1903 гг.

Дом Союзов, Москва, 2008 г.

Вознесенский женский монастырь, Москва 1890-1900

Администрация президента, 2000 г.

Красные ворота, Москва, 1920-е гг.

Садовое кольцо, Москва, 2010 г.

«Мысль» Меркурова на Цветном бульваре, Москва, 1926

Георгиевский обелиск на Цветном бульваре, Москва, 2010 г.

Московская ратуша, Москва, начало 20 века

Музей истории Москвы, Москва, 2010

Гостиница «Москва», фото 1970-80-х гг.

Гостиница Москва, фото 2010 г.

Ильинские ворота, Москва 1910-е гг.

Площадь Ильинских ворот, Москва, 2009 г.

Охотный Ряд, Москва, 1931

Охотный Ряд, Москва, 2009

Гостиницы Националь и Интурист, Москва, 1980-е

Гостиницы «Националь» и «Ритс-Карлтон», Москва, 2010 г.

Гостиница Россия, Москва, 1980 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *