Панорамные головки: готовые решение или самодельный вариант / Habr – Панорамная головка — Википедия

Содержание

готовые решение или самодельный вариант / Habr

Создание панорам занятие достаточно непростое и кропотливое, но зато результат от кропотливых действий будет радовать и вас, как творца, и пользователей. Создание панорам, это не такое простое занятие, как может показаться на первый взгляд. Я сталкивался с тем, что пользователи говорят следующее: «Для создание панорам необходимо только сфотографировать несколько кадров с перекрытием, а затем выровнять кадры в специальной программе, склеить их и получить готовую панораму.» Можно сказать, что данное утверждение верно. но только для начинающего фотографа. Полученный результат может удовлетворить. Но, если фотограф хочет профессионально развиваться, то нужно отнестись с критикой к своим предыдущим работам. Посмотреть на них как первый базовый кирпичик. Основу будущего мастерства в создании бесшовных панорам.

Почему же утверждение про «выравнивание и склейку изображений в панораму» не совсем верное? Ответ прост: в утверждение не учитываются, что необходимо на
посте
исправлять и учитывать: искажения, которые вносятся объективом, перспектива и пространственное искажение, цветокорректорный и многие другие факторы.
Для того, что бы обеспечить себе меньше работы на посте, рекомендуется изначально снимать панораму как можно «правильнее». А для этого не обойтись без вспомогательных средств. Панорамная штативная головка — это одно из важных устройств, которое позволит создавать качественный панорамы, затратив меньше усилий на постобработке. Более подробно о том, почему нужно использовать панорамную головку можно почитать в очень хорошей статье.
Я бы хотел рассмотреть выбор панорамной штатитвной головки: купить готовое решение или сделать самому.
Готовое решение

На рынке существуют несколько решений. Наиболее популярные это Manfrotto303SPH, FANCIER FT-900H, Really Right Stuff, Nodal Ninja 5.
Manfrotto303SPH


Manfrotto303SPH
— отличная панорамная головка. Прочная алюминиевая конструкция, гарантия надёжности от именитого производителя, точная фиксация. В её пользу говорит тот факт, что панорамы Эрмитажа выполнены фотографом Наталье Коварской именно с помощью этой головки. Подробное описание данной головке можно найти в этой статье.
Но цена малость остужает пыл: порядк 20000 р. в РФ.
FANCIER FT-900H


Головка от китайского производителя, качество удовлетворительное, зато цена — порядка 14000 р.
Really Right Stuff


Качественная головка, удобна в использование.
Но цена порядк 640$.
Nodal Ninja 5


Позволяет использовать тяжёлую камеру и объективы, легкая, удобная в обращении. Точное позиционирование.
Цена — около 450$ за топовую версию.
Самодельные головки

Если вы начинающий фотограф, ты вы можете попробовать изготовить панорамную головку самому.
В интернете можно найти несколько решений с чертежами и/или подробным описанием.
Решение от Michel Thoby


Самодельная головка, не уступающая коммерческим аналогам. Подробная схема и описание на старнице в его блоге.
Головка от Юрия Надёжин


Решение от нашего соотечественника, с подробным описание по созданию и чертежами на его сайте.
Слимротатора, промышленного изготовления


Можно сказать профессиональное решение, для изготовления которого нужен металлообрабатывающий станок. Чертежи можно найти тут или тут.
Головка от Андрея Зубца


Самодельная головка ценой в 200-300 р. Андрей даже запатентовал это изобретение. Выдерживает тяжелую фототехнику. Более подробно на персональной странице Андрея.
Выводы

Целью данной статьи была дать представление начинающему или профессиональному фотографу о панорамных головках, которые существуют на рынке или могут быть сделаны своими руками. Всё зависит от самого фотографа. Если у него есть деньги и не желания что-то делать, то он может выбрать готовое решение. Если же денег нет или хочется сделать что-то своё, то есть варианты создания головки своими руками.
P.S. Я старался показать только наиболее популярные решения, но конечно, я что-то мог и пропустить. Буду рад поправкам и дополнениям. Надеюсь статья окажется полезной фотографам, которые хотят прикоснуться к волшебному миру панорамной съёмки.

Источники: goza.ru, cambridgeincolour, статья Андрея Зубцова.

p.s. Спасибо всем за найденные очепятки

Панорамная головка — Википедия

Не следует путать с головкой для панорамной фотографии

Панорамная головка, Штативная головка — устройство, позволяющее закрепить киносъёмочный аппарат, видеокамеру или фотоаппарат на каком-либо несущем основании, например на штативе, операторском кране, автомобиле, летательном аппарате, и менять её положение во время съёмки[1][2]. От точности изготовления панорамной головки зависит устойчивость движущегося изображения и резкость фотографий. Роботизированные панорамные головки с приводами дистанционного управления панорамированием используются для съёмки в труднодоступных местах или точной повторяемости движения камеры во время комбинированных съёмок с многократной экспозицией.

Фотографические штативные головки отличаются от киносъёмочных и телевизионных упрощённой конструкцией. В отличие от видеокамеры и киносъёмочного аппарата, снимающих движущееся изображение, фотоаппарат требуется лишь надёжно зафиксировать в определённом положении на время экспозиции. Киносъёмочные и телевизионные штативные головки для обеспечения плавного панорамирования оснащается механическими или гидравлическими демпфирующими устройствами, зачастую с многоступенчатыми регулировками степени демпфирования[2]. В настоящее время наибольшее распространение получили демпферы жидкостного типа

[3]. Однако встречаются и газонаполненные демпферы, например на основе азота[4]. Кроме демпфирования эти устройства, как правило, выполняют функцию контрбалансировки, компенсирующую перемещение центра масс тяжёлой съёмочной техники и оптики[3]. Существует целый класс головок, устройство которых позволяет вращать камеру вокруг центра массы, прилагая к этому минимальные усилия. Фотографические штативы контрбалансами не оснащаются из-за относительной лёгкости фотоаппаратуры.

Ещё одно важное отличие заключается в необходимости для видеосъёмки двух, а не трёх степеней свободы, пригодных для панорамирования. Причём обе плоскости панорамирования требуется точно сориентировать относительно горизонта. Поэтому конструкция штативных головок такого типа значительно сложнее и состоит из полусферической секции крепления к штативу и собственно панорамной головки с двумя шарнирами. Перед съёмкой оператор, установив штатив, по круговому уровню выставляет ось головки строго вертикально, независимо от положения ног штатива. Это позволяет устранить «завал горизонта» при любом положении камеры за счёт строгой вертикальности оси горизонтального панорамирования. Для съёмки кадров с наклонным горизонтом используется специальное приспособление типа «голландская голова» (англ. Dutch Head), дополнительно крепящееся между головкой и камерой

[2].

Фотоштативы оснащаются головками шарового типа, обеспечивающими точную фиксацию камеры в любом положении, или шарнирными головками с тремя степенями свободы. Последние ограниченно пригодны для любительских кино- и видеосъёмок, но не позволяют регулировать положение оси горизонтальной панорамы и не оснащаются демпферами.

Самое сложное устройство у головок для телескопов, они обеспечивают не только устойчивость, но и автоматическую компенсацию суточного вращения Земли. Для этого используются дорогостоящие приводы с шаговыми электродвигателями и специальная конструкция головки, позволяющая точно располагать её главную ось относительно эклиптики или небесного экватора.

Головки для кино и телевидения[править | править код]

Головка штурвального типа для тяжёлой киносъёмочной техники

Важнейшая характеристика панорамных головок для кинематографа (кроме грузоподъёмности) — плавность панорамирования. Для обеспечения равномерности поворота камеры, особенно важного при использовании длиннофокусной оптики, используется механическое и гидравлическое демпфирование[1]. Механические демпферы инерционного типа основаны на преодолении усилия раскрутки маховика через повышающий редуктор. Однако шумность таких демпферов делает их непригодными для использования во время синхронной съёмки. Поэтому в настоящее время применяется гидравлическое демпфирование на основе тяжёлой силиконовой жидкости[5].

Лёгкие головки управляются рукояткой, присоединённой к площадке крепления камеры. Поворачивая рукоятку, оператор преодолевает сопротивление демпфера, стабилизирующего скорость панорамирования. В тяжёлых головках подобное устройство потребовало бы слишком больших усилий, поэтому в таких конструкциях нашли применение штурвальные механизмы поворота камеры

[2]. Для панорамирования в горизонтальной или вертикальной плоскостях применяются раздельные червячные приводы. Вращение штурвала соответствующего привода, осуществляемое как вручную, так и при помощи электродвигателя, позволяет панорамировать в одной из плоскостей. Панорамирование в двух плоскостях требует одновременного вращения двух штурвалов.

Такой же принцип используется в специальных штативах для покадровой съёмки и анимации. Использование червячных приводов высокой точности позволяет снимать панорамы покадрово с дискретным шагом. Например отечественная головка 1ШМ «Мульти» за один оборот штурвала соответствующей панорамы осуществляет поворот ровно на 1°[6].

В последнее время широкое распространение получают головки с дистанционным управлением при помощи электропривода. Они позволяют вести съёмку в труднодоступных местах без оператора, что особенно актуально для лёгких операторских кранов, снижая их требуемую грузоподъёмность

[7]. Кроме того, такие головки пригодны для комбинированных съёмок в несколько экспозиций по технологии Motion control, обеспечивая точную повторяемость движений камеры. Управление такими головками производится со специального пульта, как правило оснащённого видеоконтролем[8]. Совсем недавно появился отдельный класс роботизированных PTZ-камер, предназначенных для съёмки реалити- и ток-шоу, объединённых с панорамной головкой в неразъёмный узел[9]. Такая же конструкция используется в камерах видеонаблюдения.

В процессе эксплуатации панорамных головок необходимо учитывать опрокидывающий момент, который может возникнуть в крайних положениях вертикальной панорамы. Это особенно важно для тяжёлых киносъёмочных и студийных телевизионных камер. В большинстве штурвальных головок за счёт особенностей конструкции горизонтальная ось вращения проходит выше площадки крепления камеры. Это позволяет поворачивать аппарат вокруг его центра масс, устранив или сведя к минимуму опрокидывающий момент. Устранение опрокидывающего момента также актуально для роботизированных головок, уменьшая требуемую мощность приводов панорамирования. Такие головки состоят из L- или П-образных кронштейнов, ось вращения которых проходит через центр масс. В других типах головок для уменьшения усилий оператора и предотвращения падения камеры вместе со штативом используются торсионные или пружинные механизмы, компенсирующие опрокидывающий момент. Для тех же целей, а также для снижения усилий оператора, верхняя площадка, к которой крепится камера, обладает возможностью балансировки камеры относительно оси вращения головки

[10]. Такая регулировка осуществляется за счёт крепления площадки, допускающей несколько положений, или удлинённого паза конгрессного винта. В некоторых случаях для увеличения угла отклонения тяжёлых камер используется специальная наклонная площадка.

Головки для фотографии[править | править код]

Штативная головка Manfrotto с тремя шарнирами для фотоаппарата (3D-головка) Шаровая головка Arca Swiss «Рельсовая» головка Manfrotto, установленная на головку Cullmann для видеокамер

В отличие от головок, предназначенных для телевидения и кинематографа, фотографические головки требуют только жёсткости фиксации положения и точности перемещений. Кроме того, установка фотоаппарата требует трёх, а не двух степеней свободы. Поэтому киносъёмочные головки и головки для видеокамер неудобны, а чаще всего вообще непригодны для полноценной фотосъёмки. В фотографии используются две главные разновидности головок: с тремя независимыми шарнирами (3D-головки) и шаровые[11]. Все остальные типы являются вариациями этих двух.

3D-головка состоит из трёх шарниров с отдельной фиксирующей рукояткой для каждого. Позволяет очень точно фиксировать головку в каждой степени свободы, независимо от двух других[12]. Обычно оснащается пузырьковым круговым уровнем (или двумя обычными, расположенными перпендикулярно), лимбами с угловыми делениями для удобства отсчёта углов. В некоторых головках такого типа один из шарниров заменён откидывающейся на 90° платформой для съёмки вертикального (портретного) снимка. Трёхшарнирные головки ограниченно применимы для любительских видеосъёмок, позволяя довольно точно осуществлять панорамирование. Однако отсутствие демпферов допускает применение только короткофокусных объективов.

Шаровая головка состоит из шарового шарнира с фиксатором. Такой тип головки пригоден в основном для фотографии, поскольку в большинстве случаев не приспособлен для панорамирования. Однако при фотографировании предоставляет значительные преимущества, позволяя наклонять фотоаппарат в любом направлении одним движением, что требует у шарнирных головок перемещения в каждой из трёх плоскостей[12]. В дорогих моделях могут быть отдельные винты для фиксации наклона и подъёма (для лёгких моделей применяется один, сначала фиксирущий одно направление, затем другое: между ними разная величина начального усилия на сдвиг[11]), винт, задающий начальный уровень усилия (настройка под разный вес оборудования) для изменения положения, шарнир для горизонтального панорамирования. Шаровые головки обычно очень компактны, но их грузоподъёмность ограничена в силу того, что для фиксации используется относительно малая площадь трения. Точность и грузоподъёмность такой головки прямо пропорциональны диаметру сферы, использованной в конструкции. Разновидность шаровой — курковая головка — позволяет оперативно менять положение камеры, закрепляемой на рукоятке, при помощи фиксации специальным курком[12]. Однако такие головки обладают ещё более низкой грузоподъёмностью.

Головка для панорам предназначена для создания панорамных фотографий. Основное отличие этого типа головки от всех остальных заключается в возможности вращения фотоаппарата вокруг нодальной точки объектива, что предотвращает сдвиг оптической оси при панорамировании.

Поворот камеры в трёх разных плоскостях происходит при помощи отдельных шарниров, как в 3D-головках. Для создания цилиндрических панорам компактными или дальномерными фотоаппаратами, если проекция оси их объектива проходит через вертикальную ось головки, достаточно применения рельсовой площадки с обычной головкой.

Рельсовая или макро-головка предназначена для макросъёмки. Позволяет двигать фотоаппарат в продольном и поперечном направлениях при помощи микрометрического винта, когда фотографируемый объект по размерам сравним с кадровым окном. Такой способ наводки на резкость удобнее, чем кольцом фокусировки на объективе.

Киносъёмочный аппарат Arriflex 35, установленный на промежуточной площадке Studio Bridge Plate

В настоящее время для крепления фото-, кино- и видеоаппаратуры к штативной головке в качестве стандартного соединения применяется резьба 1/4 или 3/8 дюйма (1/4’’ и 3/8’’)[13]. В СССР этот тип присоединения был стандартизирован по ГОСТ 3362—75, который предусматривал использование резьбы 1/4″ для фотоаппаратуры форматов меньших, чем 6×6 см, а 3/8″ — начиная с этого формата[14]. Среди кинематографистов такой тип крепления называется конгрессный винт[15]. Все современные фотоаппараты (в том числе цифровые) с размером кадра меньше, чем 4,5×6 см, оснащаются штативным гнездом с резьбой 1/4″, соответствующего стандарту ISO 1222[16]. Таким же гнездом снабжены бытовые видеокамеры и любительские кинокамеры, а также зрительные трубы. Резьба 3/8″ используется для крепления более тяжёлого оборудования, главным образом киносъёмочного и телевизионного. В случае несовпадения резьбы штативной головки и камеры используются переходники, представляющие собой втулки или винты с резьбой двух типов[17]. Некоторые головки оснащаются двухсторонними конгрессными винтами, либо сменными площадками с винтами разных стандартов.

Профессиональные кинокамеры, в том числе цифровые, крепятся к штативной головке через специальный держатель типа Studio Bridge Plate, предназначенный для закрепления собственно камеры, а также вспомогательного оборудования, включающего компендиумы, фоллоу-фокусы, электронные видоискатели и прочий «обвес»[18]. Такой же тип площадок используется при установке на штатив видеокамер со студийным «обвесом». Для съёмки фильмов 3D между двумя камерами и головкой устанавливается специальный держатель — «стереориг»[19].

Профессиональные видеокамеры для новостной тележурналистики не имеют резьбового гнезда, а комплектуются индивидуальной площадкой, крепящейся к панорамной головке и оснащённой устройством быстрого присоединения камеры типа «ласточкин хвост». Такое крепление позволяет выдерживать большую нагрузку, на которую не рассчитан одиночный винт. Наибольшее распространение получили стандарты крепления Sony V-mount и Chrosziel 401-130[18][20]. Некоторое распространение получил стандарт Ikegami, но существуют и другие крепления, использующиеся для конкретных камер разными производителями. Большинство головок, предназначенных для тележурналистики, оснащаются двумя винтами стандарта 3/8’’, которые служат для крепления таких площадок. Один из винтов, как правило, устанавливается в прорези, допускающей продольное перемещение для регулировки положения винта. Промежуточные площадки видеокамер имеют несколько гнезд 3/8’’ для крепления к головкам с возможностью продольной балансировки. Крепление двумя винтами предотвращает нежелательное вращение площадки на головке штатива.

Быстросъёмная площадка головки для лёгких видеокамер

Лёгкие головки для повышения оперативности установки и снятия фотоаппарата или лёгкой видеокамеры оснащаются быстросъёмной площадкой с конгрессным винтом. Такие площадки (англ. Quick Release) различаются по форме и размеру крепления («челюстей») к штативной головке (защёлка, обеспечивающая быструю отстыковку площадки или зажимные направляющие)[13]. Существует стандарт «Arca-style» крепления площадок, разработанный компанией Arca-Swiss и основанный на ширине пластины 38 мм с «ласточкиным хвостом»[21][22]. Некоторые производители головок и фотоштативов используют этот тип крепления для совместимости разного оборудования. Однако в большинстве случаев общего стандарта не существует по маркетинговым соображениям, и площадки разных головок не взаимозаменяемы. Поэтому в их комплект обычно входят две площадки, одна из которых запасная. Некоторые производители предусматривают специальные приспособления, предотвращающие внезапный проворот камеры на конгрессном винте, поскольку этот тип крепления не обеспечивает абсолютной жёсткости и надёжности. Для этого на большинстве площадок предусмотрен подпружиненный штырёк, совпадающий с отверстием, расположенным вблизи штативного гнезда у некоторых видеокамер.

  1. 1 2 Фотокинотехника, 1981, с. 231.
  2. 1 2 3 4 Техника и технологии кино, 2008.
  3. 1 2 Точка опоры, 2011, с. 72.
  4. ↑ MediaVision, 2017, с. 68.
  5. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 137.
  6. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 138.
  7. ↑ Операторские краны, 2011, с. 86.
  8. ↑ Техника кино и телевидения, 1974.
  9. ↑ MediaVision, 2014, с. 80.
  10. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 139.
  11. 1 2 Foto&video, 2006, с. 67.
  12. 1 2 3 Вениамин Скородумов. Трёхногий друг. Выбор фотоштатива (рус.) (недоступная ссылка). Статьи. Фотошкола «ВНС». Дата обращения 20 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  13. 1 2 Quick Release (рус.) (недоступная ссылка). «Фотодело». Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 15 ноября 2013 года.
  14. ↑ ГОСТ 3362—75 Штативное соединение. Присоединительные размеры (рус.). База ГОСТов (12 октября 1995). Дата обращения 28 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  15. ↑ Киносъёмочная техника (рус.). Правила по охране труда при производстве фильмов. Министерство культуры Республики Беларусь (30 октября 2006). Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  16. ↑ Фотография. Крепление на штативе (рус.). ISO 1222:2010. Международная организация по стандартизации (15 июня 2010). Дата обращения 12 января 2016.
  17. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 88.
  18. 1 2 Киноаксессуары для видеокамер, 2008.
  19. ↑ Вспомогательные средства для стереосъёмки, 2011, с. 45.
  20. Игорь Вотинцев. Sony V-mount Plate (неопр.). Форум российских операторов Steadicam. Дата обращения 14 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  21. ↑ Foto&video, 2006, с. 74.
  22. ↑ The «Arca-Swiss» Style Quick-Release Geometry (англ.). Tripodheads. «Wimberley». Дата обращения 15 февраля 2013.

Панорамная головка. Китайский вариант.

Панорамная головка.
Здравствуйте!
Прелюдия.
Понадобилось мне снять качественно круговые и сферические панорамы с разнопланово расположенными объектами. Как известно, если расстояние от фотоаппарата до объектов съемки сравнительно большое и они находятся на одной линии, то беспроблемно можно снять с рук, не задумываясь о положении нодальной точки. Программа их легко сшивает. Также в большинстве случаев с рук можно снять и пейзажи, даже с выраженно разнесенными объектами. Как правило, они однотонны, однотипны, программа их хоть и соберет кривовато, но глазу это будет незаметно — травинки и листва и так накладываются друг на друга, что программный «перехлест» не будет выделяться.
А вот для съемки объектов на близком расстоянии и расположенных разноудаленно от аппарата вращение последнего вокруг именно нодальной точки необходимо.
Быстро прошерстив интернет, понял, что жадность производителей безгранична. Дойдя до 100 тыс, просто закрыл этот самый интернет.
Решил поискать что-нибудь у наших китайских партнеров (как выразился бы Путин!).
Честно говоря, панорамной головки у меня никогда не было, по каким параметрам и характеристикам выбирать не знал, поэтому решил остановиться на самой простой.
Выбор пал на эту. Тем более обзор её составляющих уже был на «Муськах». У данного продавца оказалась самая выгодная цена, отличающаяся от конкурентов. В тоже время, в описании к товару было указано, что головка может применяться со всеми DSLR камерами.
Пришло за 3 недели. Посылка оказалась настолько большой, что я сперва подумал, что в комплект продавец приложил штатив и фотоаппарат. Саму коробку уже давно выкинул, не измерил, но была примерно как коробка от мужских ботинок 42 размера.

(фото взято с сайта продавца)
Материал — алюминий, с черным прочным покрытием, скорее всего анодирование. Размеры изделия следующие: длина обоих салазок 160 мм, высота и ширина L-уголка 165*120 мм.
Диаметр поворотного диска 53 мм, присоединительная резьба — 3/4. В комплекте есть переходник под 1/4.
Перейдем к обзору конструкции. Как уже сказал выше, отдельные составляющие были обозрены, поэтому рассмотрю конструкцию в целом.
Сразу бросилось в глаза, что длина прорези резиноподобного материала, наклеенного поверх и обоих салазок и L-уголка, на почти сантиметр короче, чем прорезь в алюминиевых деталях.

Это делает невозможным выкручивание из них винта — потому что выкручивание производится именно в том крайнем положении, которое и закрывает эта резинка. Там нарезана резьба для выхода винта (в ином положении винт выкрутить нельзя, но зато он никогда не выпадет.)
Все салазки имеют прорезь по 80 мм, и по одному отверстию с резьбой 1/4. В каретках фиксируются надежно, зажимной винт это позволяет.
Сразу замерил угол L-уголка столярным угольником — он оказался меньше 90 градусов, примерно 85. С помощью тисков и киянки исправил это недостаток.
Поворотная платформа поворачивается достаточно плавно и с усилием, видимо внутри имется демпферная смазка. Платформа также фиксируется винтом в любом положении. Но большой минус — нет лимба (шкалы с делениями). Верхние салазки крепятся на L-уголке также винтом 1/4 с удобной головкой диаметром 24 мм с накаткой.

Устанавливаем головку на штатив, фотоаппарат на головку. Первая неожиданность — 60D с 15-85 нельзя прикрутить правильно — объектив выпирает относительно нижней плоскости фотоаппарата, при затягивании винта объектив сильно прижимается к салазкам.

При этом пользование прижатым кольцом зуммирования невозможно. Первая мысль — что-нибудь подложить (шайбу, прокладку), но потом возникают новые проблемы — а как обеспечить надежное прилегание фотоаппарата к шайбе, а шайбы к салазкам, и самое главное- длины винта уже будет недостаточно. И на корпусе фотоаппарат обязательно появиться потертость в виде круга вокруг штативного гнезда от этой шайбы.
Ладно, все равно зажимаю без ничего, рискую повредить фототехнику. Тут возникает необходимость отлучиться, ухожу, оставляя все это дело. Прихожу через пару часов — и что вижу:

Фотоаппарат закреплен консольно, под действием его веса резинки отклеились от салазок и фотоаппарат склонил «голову» вниз. Резинка на L-уголке тоже сошла со своего места. Пожалуй, самый главный минус. Получается, что зафиксировать фотоаппарат неподвижно нельзя. Он постоянно стремиться сползти вниз.

Хорошо! Я использую кистевой ремень, а у него имеется площадка, которая «отодвигает» аппарат. Прикрепляю камеру через него. Объективом можно пользоваться. Но опять же фотоаппарат нельзя зафиксировать перпендикулярно горизонтальной пластине -он тоже проворачивается вокруг штативного гнезда при малейшем воздействии на него.
Ну ладно. Начинаю искать нодальную точку. Для этого сначала начинаю центрировать объектив относительно оси поворота штатива. А центральной точки нет!!! Т.е. её прикрывает нижняя часть L-уголка.

На самом деле для любых объективов, надетых на один фотоаппарат эта точка постоянна, поэтому её можно найти один раз и запомнить. Что бы найти, я ослабил крепление L-уголка к горизонтальным салазкам и перемещая и уголок и салазки добился того, что бы центральный винт поворотной платформы, одно из отверстий в уголке и ось объектива совпали. После этого все затянул.
Кстати, один из вариантов крепления к камеры показан на этом фото:

— винт оси поворота вокруг штатива хорошо виден, настройка не затруднена, но теряется функция поворота камеры в вертикальной плоскости; возможно только за счет поворота вокруг штативного гнезда.
Естественно, сразу же возникли мысли по доработке всей конструкции в целом.
Первый шаг: Жестко закрепить L-уголок на горизонтальных салазках. В этом случае будет виден осевой винт крепления к штативу для облегчения настройки и удаляется одна из резинок, что увеличивает жесткость конструкции.
Снял уголок, отклеил резинку, клей остался. Попробовал оттереть, нагревая термофеном. До конца снять не получилось. Потом чем-нибудь удалю. Уголок укоротил, лишнее не надо. Просверлил дополнительное отверстие в салазках и уголке, в уголке нарезал резьбу М4, стянул их одним винтом из комплекта и дополнительным винтом М4.

Шаг второй. Для того, чтобы фотоаппарат на проворачивался вокруг штативного гнезда, решил установить ограничительную пластину, перпендикулярно вертикальным салазкам. Нашел кусок алюминиевой пластины, просверлил и в салазках и в пластине отверстия под винты М4, нарезал резьбу, стянул. Конечно, было бы чудесно использовать винты с потайной головкой, но у себя не нашел. Отклеил резинку, обрезал, оставил только ту часть, что будет непосредственно прилегать к фотоаппарату.

Больше никаких улучшений «малой кровью» сделать нельзя.
Самое главное — нужно отдельно найти и заказать поворотный механизм с надежной, жесткой фиксацией для поворота камеры в вертикальной плоскости. Над этим буду работать.

Итоги: По сути дела данное изделие не предназначено для тяжелых (читай — зеркальных) камер, что бы не обещал продавец. Его удел — легкие компактные камеры и БЗК. Для DSLR изделие непригодно. Если только у будущего владельца есть желание возиться с доделкой. Далее будут указаны достоинства и недостатки при использовании с зеркальными камерами.
Плюсы:
-цена;
— качественное изготовление комплектующих;
— хорошая фиксация механизмов перемещения салазок;
Минусы:
— конструкция нежесткая в целом;
— самопроизвольное перемещение деталей под действием веса камеры;
— ненадежное закрепление камеры на головке;
— нет шкалы угловых перемещений как по горизонтали, так и по вертикали;
Все минусы перечеркивают возможность получения снимков быстро, без лишних затрат времени для подстройки головки. К покупке для использования с зекркальными камерами не рекомендую.

Съёмка сферических панорам. Настройка панорамной головки

В этой стате мы разберемся как происходит настройка панорамной головки. 


фото с сайта mospano.ru

Перед проведением съемки панорамную головку необходимо настроить под используемые фотоаппарат и объектив. Иначе ваша панорама будет собрана с видимыми швами и несостыковками, причем особенно отчетливо низкое качество сборки будет видно на панорамах небольших и средних размеров помещений.

Мы разберем пример с настройкой панорамной головки Nodal Ninja M1. Это универсальная панорамная головка позволяющая использовать любые зеркальные фотоаппараты и объективы.

Настройка сводится к нахождению беспараллаксной точки объектива (нодальной точки) с помощью смещения фотоаппарата, установленного на панорамную головку.

Визуально оценить нахождение беспараллаксной точки можно следующим образом: при повороте камеры, объекты в кадре не меняют взаимного расположения. Это отчетливо видно по объектам, которые располагаются друг за другом на разных планах.

Приступим.

Шаг № 1

Устанавливаем панорамную головку на штатив и крепим фотоаппарат к головке. 


Установленная на штатив панорамная головка Nodal Ninja M1:
1.Верхний рельс; 2. Вертикальный рельс; 3. Нижний рельс; 4. Ротатор; 5. Уровневая база; 6. Штатив.
фото с сайта mospano.ru 

Шаг № 2

Наклонив верхний рельс на 90 градусов, мы сможем совместить ось вращения панорамной головки и оптическую ось объектива. Сделаем это с помощью перемещения нижнего рельса панорамной головки. Контролировать соосность удобно по белой метки на ротаторе головки, используя режим LiveView. 


фото с сайта mospano.ru 

Шаг № 3

Для оценки нахождения беспараллаксной точки нам понадобятся два объекта. Например, это будут две батарейки, которые мы поставим на разные стороны стола. Можно использовать разные объекты на разных расстояниях. Главное, чтобы вы могли легко определить их взаимное расположение в кадре.

Шаг № 4

Установим штатив так, чтобы 2 батарейки находились на оптической оси объектива. 


фото с сайта mospano.ru 

Шаг № 5

Поворачивая панорамную головку влево-вправо мы увидим что, что то одна батарейка находится правее или левее, то другая.

 


Батарейки на одной линии
  
Поворот камеры влево. Дальняя батарейка левее
 
Поворот камеры вправо. Дальняя батарейка правее
фотографии с сайта mospano.ru

Изменяя положение фотоаппарата на верхнем рельсе панорамной головки, мы должны подобрать такое положение, при котором батарейки в кадре всегда будут находиться одна за другой.

 

  


Поворот камеры влево 
 
Поворот камеры вправо
фотографии с сайта mospano.ru 

Беспараллаксная точка объектива найдена, панорамная головка настроена.

© 2017 Кирилл Чернов, Mospano.ru — Виртуальные туры и 3D панорамы

Вращающаяся панорамная головка с дистанционным управлением

Доброго времени суток!

В этом обзоре речь пойдёт об автоматизированной панорамной головке, которая предназначена главным образом для съёмки видео-панорам.


Посылка была отправлена почтой Нидерландов и время доставки на Украину (Киев) составило 12 дней.

Посылка была хорошо упакована, всё пришло в целости и сохранности, единственное что – верхняя часть коробки (на которой закреплена панорамная головка) была слегка помята.



Комплектация

• Панорамная головка;
• Пульт для дистанционного управления головкой;
• Фиксатор телефона;
• Крепёж для экшн-камеры;
• Micro-USB кабель для зарядки головки.

Фиксатор телефона металлический, максимальная ширина проёма составляет 12мм. С обеих сторон зажима наклеены резиновые вставочки, благодаря которым смартфон будет лучше держаться и не будет царапаться.

Размеры головки

Сборка, дизайн
Панорамная головка сделана из пластика с покрытием «софт тач».

Верхняя золотистая конструкция металлическая, а на ней вставлен кусок резины, который хоть и будет лучше фиксировать устройство, но зато пыль собирает только так 🙂

Вращающаяся верхняя конструкция люфтит, приблизительно на 1мм.

Над разъёмом micro-USB, который предназначен для зарядки головки, располагается инфракрасный порт, под которым находится светодиод.
Мне не понятен выбор такого месторасположения диода, ведь чтобы увидеть его сигналы нужно смотреть на головку сверху, да ещё и присматриваясь. Совсем непрактично.

На головке только одна кнопка, которая отвечает за включение и выключение.

Снизу находится стандартная резьба под штатив.

Как видим, головка стоит на трёх «лепестах». Непрактичность в том, что нельзя никак адаптировать под кривую поверхность, то есть головка должна располагаться либо на ровной поверхности либо нужно устанавливать на штатив, на котором можно регулировать наклон и длину «ног».

Сама головка состоит из двух частей, которые соединены тремя шурупами.
Промежуток между частями явно портит дизайн. Складывается впечателение, что головку коцнули и теперь она с трещиной.

Посмотрим, что внутри





Функциональность
Вес головки 100 грамм. Головка рассчитана на работу с устройствами, вес которых не превышает 500 грамм.

Включение и выключение осуществляется кнопкой на головке. Все остальные функции осуществляються с помощью пульта дистанционного управления, который работает от одной батарейки CR2025. Радиус действия инфракрасного сигнала — около 6-7 метров.

• При нажатии на пульте кнопок вправо/влево головка начинает крутиться в указанную сторону. Скорость вращение можно контролировать кнопками ± (Speed). Всего 4 скорости.

• При нажатии кнопки с маркировкой «10S» головка будет каждые 10 секунд вращаться на 5° вправо. Интересно, кто же решил что она должна вращаться именно вправо и никак не влево?

• При нажатии верхней кнопки головка будет безпрерывно вращаться на 90° то вправо то влево.

• Центральная кнопка начинает/останавливает съёмку при управлении внешним устройством посредством Bluetooth.

• Красная кнопка с маркировкой «(l)» только останавливает движение головки в любом режиме.

Демонстрация режимов скорости и работы дистанционного управления телефоном (заявленная поддержка как системой Android так и iOS)

Как по мне, режимы вращения на 5 и 90 градусов бессмысленные, а отсутствие режима для съёмки таймлапсов является огромным минусом (ИМХО).

Пример съёмки видео-панорам

Если присмотреться то можно увидеть, что вращение головки происходит с незначительными рывками. То есть, даже выполняя свою основную функцию, головка халтурит.

Автономность
В головке установлена батарея ёмкостью 300мАч.

Полной батареи хватило чтобы прокрутиться 3 часа 20 минут на второй скорости.

Во время зарядки диод горит красным цветом. По окончанию зарядки он гаснет.

Итоги

+ Хорошая автономность;
+ Хорошая комплектация;
+ Возможность дистанционного управления и хороший радиус сигнала;

— Невозможно «адаптировать» под кривую поверхность;
— Светодиод «в жопе»;
— Люфт верхней конструкции;
— Отсутствие режима съёмки таймлапсов;
— Отсутствие полной плавности вращения.

Ввиду того, что данная головка не способна коректно выполнять свою основную функцию, рекомендовать её, увы, не могу. Все плюсы перекрываются этим минусом.

Впрочем, даже не смотря на отсутствие happy end-а, желаю всем отличного настроения и приятных покупок!

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Панорамная головка — Википедия. Что такое Панорамная головка

Не следует путать с головкой для панорамной фотографии

Панорамная головка, Штативная головка — устройство, позволяющее закрепить киносъёмочный аппарат, видеокамеру или фотоаппарат на каком-либо несущем основании, например на штативе, операторском кране, автомобиле, летательном аппарате, и менять её положение во время съёмки[1][2]. От точности изготовления панорамной головки зависит устойчивость движущегося изображения и резкость фотографий. Роботизированные панорамные головки с приводами дистанционного управления панорамированием используются для съёмки в труднодоступных местах или точной повторяемости движения камеры во время комбинированных съёмок с многократной экспозицией.

Разные типы головок

Фотографические штативные головки отличаются от киносъёмочных и телевизионных упрощённой конструкцией. В отличие от видеокамеры и киносъёмочного аппарата, снимающих движущееся изображение, фотоаппарат требуется лишь надёжно зафиксировать в определённом положении на время экспозиции. Киносъёмочные и телевизионные штативные головки для обеспечения плавного панорамирования оснащается механическими или гидравлическими демпфирующими устройствами, зачастую с многоступенчатыми регулировками степени демпфирования[2]. В настоящее время наибольшее распространение получили демпферы жидкостного типа[3]. Однако, встречаются и газонаполненные демпферы, например на основе азота[4]. Кроме демпфирования эти устройства, как правило, выполняют функцию контрбалансировки, компенсирующую перемещение центра масс тяжёлой съёмочной техники и оптики[3]. Существует целый класс головок, устройство которых позволяет вращать камеру вокруг центра массы, прилагая к этому минимальные усилия. Фотографические штативы контрбалансами не оснащаются из-за относительной лёгкости фотоаппаратуры.

Ещё одно важное отличие заключается в необходимости для видеосъёмки двух, а не трёх степеней свободы, пригодных для панорамирования. Причём, обе плоскости панорамирования требуется точно сориентировать относительно горизонта. Поэтому конструкция штативных головок такого типа значительно сложнее и состоит из полусферической секции крепления к штативу и собственно панорамной головки с двумя шарнирами. Перед съёмкой оператор, установив штатив, по круговому уровню выставляет ось головки строго вертикально, независимо от положения ног штатива. Это позволяет устранить «завал горизонта» при любом положении камеры за счёт строгой вертикальности оси горизонтального панорамирования. Для съёмки кадров с наклонным горизонтом используется специальное приспособление типа «голландская голова» (англ. Dutch Head), дополнительно крепящееся между головкой и камерой[2].

Фотоштативы оснащаются головками шарового типа, обеспечивающими точную фиксацию камеры в любом положении, или шарнирными головками с тремя степенями свободы. Последние ограниченно пригодны для любительских кино- и видеосъёмок, но не позволяют регулировать положение оси горизонтальной панорамы и не оснащаются демпферами.

Головки для телескопов обладают самым сложным устройством, обеспечивая не только устойчивость, но и автоматическую компенсацию суточного вращения Земли. Для этого используются дорогостоящие приводы с шаговыми электродвигателями и специальная конструкция головки, позволяющая точно располагать её главную ось относительно эклиптики или небесного экватора.

Головки для кино и телевидения

Головка штурвального типа для тяжёлой киносъёмочной техники

Важнейшая характеристика панорамных головок для кинематографа, кроме грузоподъёмности — плавность панорамирования. Для обеспечения равномерности поворота камеры, особенно важного при использовании длиннофокусной оптики, используется механическое и гидравлическое демпфирование[1]. Механические демпферы инерционного типа основаны на преодолении усилия раскрутки маховика через повышающий редуктор. Однако, шумность таких демпферов делает их непригодными для использования во время синхронной съёмки. Поэтому, в настоящее время применяется гидравлическое демпфирование на основе тяжёлой силиконовой жидкости[5].

Лёгкие головки управляются рукояткой, присоединённой к площадке крепления камеры. Поворачивая рукоятку, оператор преодолевает сопротивление демпфера, стабилизирующего скорость панорамирования. В тяжёлых головках подобное устройство потребовало бы слишком больших усилий, поэтому в таких конструкциях нашли применение штурвальные механизмы поворота камеры[2]. Для панорамирования в горизонтальной или вертикальной плоскостях применяются раздельные червячные приводы. Вращение штурвала соответствующего привода, осуществляемое как вручную, так и при помощи электродвигателя, позволяет панорамировать в одной из плоскостей. Панорамирование в двух плоскостях требует одновременного вращения двух штурвалов.

Такой же принцип используется в специальных штативах для покадровой съёмки и анимации. Использование червячных приводов высокой точности позволяет снимать панорамы покадрово с дискретным шагом. Например, отечественная головка 1ШМ «Мульти» за один оборот штурвала соответствующей панорамы осуществляет поворот ровно на 1°[6].

В последнее время широкое распространение получают головки с дистанционным управлением при помощи электропривода. Они позволяют вести съёмку в труднодоступных местах без оператора, что особенно актуально для лёгких операторских кранов, снижая их требуемую грузоподъёмность[7]. Кроме того, такие головки пригодны для комбинированных съёмок в несколько экспозиций по технологии Motion control, обеспечивая точную повторяемость движений камеры. Управление такими головками производится со специального пульта, как правило оснащённого видеоконтролем[8]. Совсем недавно появился отдельный класс роботизированных PTZ-камер, предназначенных для съёмки реалити- и ток-шоу, объединённых с панорамной головкой в неразъёмный узел[9]. Такая же конструкция используется в камерах видеонаблюдения.

В процессе эксплуатации панорамных головок необходимо учитывать опрокидывающий момент, который может возникнуть в крайних положениях вертикальной панорамы. Это особенно важно для тяжёлых киносъёмочных и студийных телевизионных камер. В большинстве штурвальных головок за счёт особенностей конструкции горизонтальная ось вращения проходит выше площадки крепления камеры. Это позволяет поворачивать аппарат вокруг его центра масс, устранив или сведя к минимуму опрокидывающий момент. Устранение опрокидывающего момента также актуально для роботизированных головок, уменьшая требуемую мощность приводов панорамирования. Такие головки состоят из L- или П-образных кронштейнов, ось вращения которых проходит через центр масс. В других типах головок для уменьшения усилий оператора и предотвращения падения камеры вместе со штативом используются торсионные или пружинные механизмы, компенсирующие опрокидывающий момент. Для тех же целей, а также для снижения усилий оператора, верхняя площадка, к которой крепится камера, обладает возможностью балансировки камеры относительно оси вращения головки[10]. Такая регулировка осуществляется за счёт крепления площадки, допускающей несколько положений, или удлинённого паза конгрессного винта. В некоторых случаях для увеличения угла отклонения тяжёлых камер используется специальная наклонная площадка.

Головки для фотографии

Штативная головка Manfrotto с тремя шарнирами для фотоаппарата (3D-головка) Шаровая головка Arca Swiss «Рельсовая» головка Manfrotto, установленная на головку Cullmann для видеокамер

В отличие от головок, предназначенных для телевидения и кинематографа, фотографические головки требуют только жёсткости фиксации положения и точности перемещений. Кроме того, установка фотоаппарата требует трёх, а не двух степеней свободы. Поэтому киносъёмочные головки и головки для видеокамер неудобны, а чаще всего вообще непригодны для полноценной фотосъёмки. В фотографии используются две главные разновидности головок: с тремя независимыми шарнирами (3D-головки) и шаровые[11]. Все остальные типы являются вариациями этих двух.

3D—головка состоит из трёх шарниров с отдельной фиксирующей рукояткой для каждого. Позволяет очень точно фиксировать головку в каждой степени свободы, независимо от двух других[12]. Обычно оснащается пузырьковым круговым уровнем (или двумя обычными, расположенными перпендикулярно), лимбами с угловыми делениями для удобства отсчёта углов. В некоторых головках такого типа один из шарниров заменён откидывающейся на 90° платформой для съёмки вертикального (портретного) снимка. Трёхшарнирные головки ограниченно применимы для любительских видеосъёмок, позволяя довольно точно осуществлять панорамирование. Однако, отсутствие демпферов допускает применение только короткофокусных объективов.

Шаровая головка состоит из шарового шарнира с фиксатором. Такой тип головки пригоден в основном для фотографии, поскольку в большинстве случаев не приспособлен для панорамирования. Однако, при фотографировании предоставляет значительные преимущества, позволяя наклонять фотоаппарат в любом направлении одним движением, что требует у шарнирных головок перемещения в каждой из трёх плоскостей[12]. В дорогих моделях могут быть отдельные винты для фиксации наклона и подъёма (для лёгких моделей применяется один, сначала фиксирущий одно направление, затем другое: между ними разная величина начального усилия на сдвиг[11]), винт задающий начальный уровень усилия (настройка под разный вес оборудования) для изменения положения, шарнир для горизонтального панорамирования. Шаровые головки обычно очень компактны, но их грузоподъёмность ограничена в силу того, что для фиксации используется относительно малая площадь трения. Точность и грузоподъёмность такой головки прямо пропорциональны диаметру сферы, использованной в конструкции. Разновидность шаровой — курковая головка — позволяет оперативно менять положение камеры, закрепляемой на рукоятке, при помощи фиксации специальным курком[12]. Однако, такие головки обладают ещё более низкой грузоподъёмностью.

Головка для панорам предназначена для создания панорамных фотографий. Основное отличие этого типа головки от всех остальных заключается в возможности вращения фотоаппарата вокруг нодальной точки объектива, что предотвращает сдвиг оптической оси при панорамировании.

Поворот камеры в трёх разных плоскостях происходит при помощи отдельных шарниров, как в 3D-головках. Для создания цилиндрических панорам компактными или дальномерными фотоаппаратами, если проекция оси их объектива проходит через вертикальную ось головки, достаточно применения рельсовой площадки с обычной головкой.

Рельсовая или макро-головка предназначена для макросъёмки. Позволяет двигать фотоаппарат в продольном и поперечном направлениях при помощи микрометрического винта, когда фотографируемый объект по размерам сравним с кадровым окном. Такой способ наводки на резкость удобнее, чем кольцом фокусировки на объективе.

Крепление камеры

Киносъёмочный аппарат Arriflex 35, установленный на промежуточной площадке Studio Bridge Plate

В настоящее время для крепления фото-, кино- и видеоаппаратуры к штативной головке в качестве стандартного соединения применяется резьба 1/4 или 3/8 дюйма (1/4’’ и 3/8’’)[13]. В СССР этот тип присоединения был стандартизирован по ГОСТ 3362—75, который предусматривал использование резьбы 1/4″ для фотоаппаратуры форматов меньших, чем 6×6 см, а 3/8″ — начиная с этого формата[14]. Среди кинематографистов такой тип крепления называется конгрессный винт[15]. Все современные фотоаппараты (в том числе цифровые) с размером кадра меньше, чем 4,5×6 см оснащаются штативным гнездом с резьбой 1/4″, соответствующего стандарту ISO 1222[16]. Бытовые видеокамеры и любительские кинокамеры, а также зрительные трубы снабжены таким же гнездом. Резьба 3/8″ используется для крепления более тяжёлого оборудования, главным образом киносъёмочного и телевизионного. В случае несовпадения резьбы штативной головки и камеры используются переходники, представляющие собой втулки или винты с двумя типами резьбы[17]. Некоторые головки оснащаются двухсторонними конгрессными винтами, или сменными площадками с винтами разных стандартов.

Профессиональные кинокамеры, в том числе цифровые, крепятся к штативной головке через специальный держатель типа Studio Bridge Plate, предназначенный для закрепления собственно камеры, а также вспомогательного оборудования, включающего компендиумы, фоллоу-фокусы, электронные видоискатели и прочий «обвес»[18]. Такой же тип площадок используется при установке на штатив видеокамер со студийным «обвесом». Для съёмки фильмов 3D между двумя камерами и головкой устанавливается специальный держатель: «стереориг»[19].

Профессиональные видеокамеры для новостной тележурналистики не имеют резьбового гнезда, а комплектуются индивидуальной площадкой, крепящейся к панорамной головке, и оснащённой устройством быстрого присоединения камеры типа «ласточкин хвост». Такое крепление позволяет выдерживать большую нагрузку, на которую не рассчитан одиночный винт. Наибольшее распространение получили стандарты крепления Sony V-mount и Chrosziel 401-130[18][20]. Некоторое распространение получил стандарт Ikegami, но существуют и другие крепления, использующиеся для конкретных камер разными производителями. Большинство головок, предназначенных для тележурналистики, оснащаются двумя винтами стандарта 3/8’’, которые служат для крепления таких площадок. Один из винтов, как правило, устанавливается в прорези, допускающей продольное перемещение для регулировки положения винта. Промежуточные площадки видеокамер имеют несколько гнезд 3/8’’ для крепления к головкам с возможностью продольной балансировки. Крепление двумя винтами предотвращает нежелательное вращение площадки на головке штатива.

Быстросъёмная площадка головки для лёгких видеокамер

Лёгкие головки для повышения оперативности установки и снятия фотоаппарата или лёгкой видеокамеры оснащаются быстросъёмной площадкой с конгрессным винтом. Такие площадки (англ. Quick Release) различаются по форме и размеру крепления («челюстей») к штативной головке (защёлка, обеспечивающая быструю отстыковку площадки или зажимные направляющие)[13]. Существует стандарт «Arca-style» крепления площадок, разработанный компанией Arca-Swiss, и основанный на ширине пластины 38 мм с «ласточкиным хвостом»[21][22]. Некоторые производители головок и фотоштативов используют этот тип крепления для совместимости разного оборудования. Однако, в большинстве случаев общего стандарта не существует по маркетинговым соображениям, и площадки разных головок невзаимозаменяемы. Поэтому, в их комплект обычно входят две площадки, одна из которых запасная. Некоторые производители предусматривают специальные приспособления, предотвращающие внезапный проворот камеры на конгрессном винте, поскольку этот тип крепления не обеспечивает абсолютной жёсткости и надёжности. Для этого на большинстве площадок предусмотрен подпружиненный штырёк, совпадающий с отверстием, расположенным вблизи штативного гнезда у некоторых видеокамер.

См. также

Примечания

Источники

  1. 1 2 Фотокинотехника, 1981, с. 231.
  2. 1 2 3 4 Техника и технологии кино, 2008.
  3. 1 2 Точка опоры, 2011, с. 72.
  4. ↑ MediaVision, 2017, с. 68.
  5. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 137.
  6. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 138.
  7. ↑ Операторские краны, 2011, с. 86.
  8. ↑ Техника кино и телевидения, 1974.
  9. ↑ MediaVision, 2014, с. 80.
  10. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 139.
  11. 1 2 Foto&video, 2006, с. 67.
  12. 1 2 3 Вениамин Скородумов. Трёхногий друг. Выбор фотоштатива (рус.). Статьи. Фотошкола «ВНС». Проверено 20 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  13. 1 2 Quick Release (рус.). «Фотодело». Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  14. ↑ ГОСТ 3362—75 Штативное соединение. Присоединительные размеры (рус.). База ГОСТов (12 октября 1995). Проверено 28 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  15. ↑ Киносъёмочная техника (рус.). Правила по охране труда при производстве фильмов. Министерство культуры Республики Беларусь (30 октября 2006). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  16. ↑ Фотография. Крепление на штативе (рус.). ISO 1222:2010. Международная организация по стандартизации (15 июня 2010). Проверено 12 января 2016.
  17. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 88.
  18. 1 2 Киноаксессуары для видеокамер, 2008.
  19. ↑ Вспомогательные средства для стереосъёмки, 2011, с. 45.
  20. Игорь Вотинцев. Sony V-mount Plate. Форум российских операторов Steadicam. Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  21. ↑ Foto&video, 2006, с. 74.
  22. ↑ The «Arca-Swiss» Style Quick-Release Geometry (англ.). Tripodheads. «Wimberley». Проверено 15 февраля 2013.

Литература

Панорамная головка — Википедия. Что такое Панорамная головка

Не следует путать с головкой для панорамной фотографии

Панорамная головка, Штативная головка — устройство, позволяющее закрепить киносъёмочный аппарат, видеокамеру или фотоаппарат на каком-либо несущем основании, например на штативе, операторском кране, автомобиле, летательном аппарате, и менять её положение во время съёмки[1][2]. От точности изготовления панорамной головки зависит устойчивость движущегося изображения и резкость фотографий. Роботизированные панорамные головки с приводами дистанционного управления панорамированием используются для съёмки в труднодоступных местах или точной повторяемости движения камеры во время комбинированных съёмок с многократной экспозицией.

Разные типы головок

Фотографические штативные головки отличаются от киносъёмочных и телевизионных упрощённой конструкцией. В отличие от видеокамеры и киносъёмочного аппарата, снимающих движущееся изображение, фотоаппарат требуется лишь надёжно зафиксировать в определённом положении на время экспозиции. Киносъёмочные и телевизионные штативные головки для обеспечения плавного панорамирования оснащается механическими или гидравлическими демпфирующими устройствами, зачастую с многоступенчатыми регулировками степени демпфирования[2]. В настоящее время наибольшее распространение получили демпферы жидкостного типа[3]. Однако, встречаются и газонаполненные демпферы, например на основе азота[4]. Кроме демпфирования эти устройства, как правило, выполняют функцию контрбалансировки, компенсирующую перемещение центра масс тяжёлой съёмочной техники и оптики[3]. Существует целый класс головок, устройство которых позволяет вращать камеру вокруг центра массы, прилагая к этому минимальные усилия. Фотографические штативы контрбалансами не оснащаются из-за относительной лёгкости фотоаппаратуры.

Ещё одно важное отличие заключается в необходимости для видеосъёмки двух, а не трёх степеней свободы, пригодных для панорамирования. Причём, обе плоскости панорамирования требуется точно сориентировать относительно горизонта. Поэтому конструкция штативных головок такого типа значительно сложнее и состоит из полусферической секции крепления к штативу и собственно панорамной головки с двумя шарнирами. Перед съёмкой оператор, установив штатив, по круговому уровню выставляет ось головки строго вертикально, независимо от положения ног штатива. Это позволяет устранить «завал горизонта» при любом положении камеры за счёт строгой вертикальности оси горизонтального панорамирования. Для съёмки кадров с наклонным горизонтом используется специальное приспособление типа «голландская голова» (англ. Dutch Head), дополнительно крепящееся между головкой и камерой[2].

Фотоштативы оснащаются головками шарового типа, обеспечивающими точную фиксацию камеры в любом положении, или шарнирными головками с тремя степенями свободы. Последние ограниченно пригодны для любительских кино- и видеосъёмок, но не позволяют регулировать положение оси горизонтальной панорамы и не оснащаются демпферами.

Головки для телескопов обладают самым сложным устройством, обеспечивая не только устойчивость, но и автоматическую компенсацию суточного вращения Земли. Для этого используются дорогостоящие приводы с шаговыми электродвигателями и специальная конструкция головки, позволяющая точно располагать её главную ось относительно эклиптики или небесного экватора.

Головки для кино и телевидения

Головка штурвального типа для тяжёлой киносъёмочной техники

Важнейшая характеристика панорамных головок для кинематографа, кроме грузоподъёмности — плавность панорамирования. Для обеспечения равномерности поворота камеры, особенно важного при использовании длиннофокусной оптики, используется механическое и гидравлическое демпфирование[1]. Механические демпферы инерционного типа основаны на преодолении усилия раскрутки маховика через повышающий редуктор. Однако, шумность таких демпферов делает их непригодными для использования во время синхронной съёмки. Поэтому, в настоящее время применяется гидравлическое демпфирование на основе тяжёлой силиконовой жидкости[5].

Лёгкие головки управляются рукояткой, присоединённой к площадке крепления камеры. Поворачивая рукоятку, оператор преодолевает сопротивление демпфера, стабилизирующего скорость панорамирования. В тяжёлых головках подобное устройство потребовало бы слишком больших усилий, поэтому в таких конструкциях нашли применение штурвальные механизмы поворота камеры[2]. Для панорамирования в горизонтальной или вертикальной плоскостях применяются раздельные червячные приводы. Вращение штурвала соответствующего привода, осуществляемое как вручную, так и при помощи электродвигателя, позволяет панорамировать в одной из плоскостей. Панорамирование в двух плоскостях требует одновременного вращения двух штурвалов.

Такой же принцип используется в специальных штативах для покадровой съёмки и анимации. Использование червячных приводов высокой точности позволяет снимать панорамы покадрово с дискретным шагом. Например, отечественная головка 1ШМ «Мульти» за один оборот штурвала соответствующей панорамы осуществляет поворот ровно на 1°[6].

В последнее время широкое распространение получают головки с дистанционным управлением при помощи электропривода. Они позволяют вести съёмку в труднодоступных местах без оператора, что особенно актуально для лёгких операторских кранов, снижая их требуемую грузоподъёмность[7]. Кроме того, такие головки пригодны для комбинированных съёмок в несколько экспозиций по технологии Motion control, обеспечивая точную повторяемость движений камеры. Управление такими головками производится со специального пульта, как правило оснащённого видеоконтролем[8]. Совсем недавно появился отдельный класс роботизированных PTZ-камер, предназначенных для съёмки реалити- и ток-шоу, объединённых с панорамной головкой в неразъёмный узел[9]. Такая же конструкция используется в камерах видеонаблюдения.

В процессе эксплуатации панорамных головок необходимо учитывать опрокидывающий момент, который может возникнуть в крайних положениях вертикальной панорамы. Это особенно важно для тяжёлых киносъёмочных и студийных телевизионных камер. В большинстве штурвальных головок за счёт особенностей конструкции горизонтальная ось вращения проходит выше площадки крепления камеры. Это позволяет поворачивать аппарат вокруг его центра масс, устранив или сведя к минимуму опрокидывающий момент. Устранение опрокидывающего момента также актуально для роботизированных головок, уменьшая требуемую мощность приводов панорамирования. Такие головки состоят из L- или П-образных кронштейнов, ось вращения которых проходит через центр масс. В других типах головок для уменьшения усилий оператора и предотвращения падения камеры вместе со штативом используются торсионные или пружинные механизмы, компенсирующие опрокидывающий момент. Для тех же целей, а также для снижения усилий оператора, верхняя площадка, к которой крепится камера, обладает возможностью балансировки камеры относительно оси вращения головки[10]. Такая регулировка осуществляется за счёт крепления площадки, допускающей несколько положений, или удлинённого паза конгрессного винта. В некоторых случаях для увеличения угла отклонения тяжёлых камер используется специальная наклонная площадка.

Головки для фотографии

Штативная головка Manfrotto с тремя шарнирами для фотоаппарата (3D-головка) Шаровая головка Arca Swiss «Рельсовая» головка Manfrotto, установленная на головку Cullmann для видеокамер

В отличие от головок, предназначенных для телевидения и кинематографа, фотографические головки требуют только жёсткости фиксации положения и точности перемещений. Кроме того, установка фотоаппарата требует трёх, а не двух степеней свободы. Поэтому киносъёмочные головки и головки для видеокамер неудобны, а чаще всего вообще непригодны для полноценной фотосъёмки. В фотографии используются две главные разновидности головок: с тремя независимыми шарнирами (3D-головки) и шаровые[11]. Все остальные типы являются вариациями этих двух.

3D—головка состоит из трёх шарниров с отдельной фиксирующей рукояткой для каждого. Позволяет очень точно фиксировать головку в каждой степени свободы, независимо от двух других[12]. Обычно оснащается пузырьковым круговым уровнем (или двумя обычными, расположенными перпендикулярно), лимбами с угловыми делениями для удобства отсчёта углов. В некоторых головках такого типа один из шарниров заменён откидывающейся на 90° платформой для съёмки вертикального (портретного) снимка. Трёхшарнирные головки ограниченно применимы для любительских видеосъёмок, позволяя довольно точно осуществлять панорамирование. Однако, отсутствие демпферов допускает применение только короткофокусных объективов.

Шаровая головка состоит из шарового шарнира с фиксатором. Такой тип головки пригоден в основном для фотографии, поскольку в большинстве случаев не приспособлен для панорамирования. Однако, при фотографировании предоставляет значительные преимущества, позволяя наклонять фотоаппарат в любом направлении одним движением, что требует у шарнирных головок перемещения в каждой из трёх плоскостей[12]. В дорогих моделях могут быть отдельные винты для фиксации наклона и подъёма (для лёгких моделей применяется один, сначала фиксирущий одно направление, затем другое: между ними разная величина начального усилия на сдвиг[11]), винт задающий начальный уровень усилия (настройка под разный вес оборудования) для изменения положения, шарнир для горизонтального панорамирования. Шаровые головки обычно очень компактны, но их грузоподъёмность ограничена в силу того, что для фиксации используется относительно малая площадь трения. Точность и грузоподъёмность такой головки прямо пропорциональны диаметру сферы, использованной в конструкции. Разновидность шаровой — курковая головка — позволяет оперативно менять положение камеры, закрепляемой на рукоятке, при помощи фиксации специальным курком[12]. Однако, такие головки обладают ещё более низкой грузоподъёмностью.

Головка для панорам предназначена для создания панорамных фотографий. Основное отличие этого типа головки от всех остальных заключается в возможности вращения фотоаппарата вокруг нодальной точки объектива, что предотвращает сдвиг оптической оси при панорамировании.

Поворот камеры в трёх разных плоскостях происходит при помощи отдельных шарниров, как в 3D-головках. Для создания цилиндрических панорам компактными или дальномерными фотоаппаратами, если проекция оси их объектива проходит через вертикальную ось головки, достаточно применения рельсовой площадки с обычной головкой.

Рельсовая или макро-головка предназначена для макросъёмки. Позволяет двигать фотоаппарат в продольном и поперечном направлениях при помощи микрометрического винта, когда фотографируемый объект по размерам сравним с кадровым окном. Такой способ наводки на резкость удобнее, чем кольцом фокусировки на объективе.

Крепление камеры

Киносъёмочный аппарат Arriflex 35, установленный на промежуточной площадке Studio Bridge Plate

В настоящее время для крепления фото-, кино- и видеоаппаратуры к штативной головке в качестве стандартного соединения применяется резьба 1/4 или 3/8 дюйма (1/4’’ и 3/8’’)[13]. В СССР этот тип присоединения был стандартизирован по ГОСТ 3362—75, который предусматривал использование резьбы 1/4″ для фотоаппаратуры форматов меньших, чем 6×6 см, а 3/8″ — начиная с этого формата[14]. Среди кинематографистов такой тип крепления называется конгрессный винт[15]. Все современные фотоаппараты (в том числе цифровые) с размером кадра меньше, чем 4,5×6 см оснащаются штативным гнездом с резьбой 1/4″, соответствующего стандарту ISO 1222[16]. Бытовые видеокамеры и любительские кинокамеры, а также зрительные трубы снабжены таким же гнездом. Резьба 3/8″ используется для крепления более тяжёлого оборудования, главным образом киносъёмочного и телевизионного. В случае несовпадения резьбы штативной головки и камеры используются переходники, представляющие собой втулки или винты с двумя типами резьбы[17]. Некоторые головки оснащаются двухсторонними конгрессными винтами, или сменными площадками с винтами разных стандартов.

Профессиональные кинокамеры, в том числе цифровые, крепятся к штативной головке через специальный держатель типа Studio Bridge Plate, предназначенный для закрепления собственно камеры, а также вспомогательного оборудования, включающего компендиумы, фоллоу-фокусы, электронные видоискатели и прочий «обвес»[18]. Такой же тип площадок используется при установке на штатив видеокамер со студийным «обвесом». Для съёмки фильмов 3D между двумя камерами и головкой устанавливается специальный держатель: «стереориг»[19].

Профессиональные видеокамеры для новостной тележурналистики не имеют резьбового гнезда, а комплектуются индивидуальной площадкой, крепящейся к панорамной головке, и оснащённой устройством быстрого присоединения камеры типа «ласточкин хвост». Такое крепление позволяет выдерживать большую нагрузку, на которую не рассчитан одиночный винт. Наибольшее распространение получили стандарты крепления Sony V-mount и Chrosziel 401-130[18][20]. Некоторое распространение получил стандарт Ikegami, но существуют и другие крепления, использующиеся для конкретных камер разными производителями. Большинство головок, предназначенных для тележурналистики, оснащаются двумя винтами стандарта 3/8’’, которые служат для крепления таких площадок. Один из винтов, как правило, устанавливается в прорези, допускающей продольное перемещение для регулировки положения винта. Промежуточные площадки видеокамер имеют несколько гнезд 3/8’’ для крепления к головкам с возможностью продольной балансировки. Крепление двумя винтами предотвращает нежелательное вращение площадки на головке штатива.

Быстросъёмная площадка головки для лёгких видеокамер

Лёгкие головки для повышения оперативности установки и снятия фотоаппарата или лёгкой видеокамеры оснащаются быстросъёмной площадкой с конгрессным винтом. Такие площадки (англ. Quick Release) различаются по форме и размеру крепления («челюстей») к штативной головке (защёлка, обеспечивающая быструю отстыковку площадки или зажимные направляющие)[13]. Существует стандарт «Arca-style» крепления площадок, разработанный компанией Arca-Swiss, и основанный на ширине пластины 38 мм с «ласточкиным хвостом»[21][22]. Некоторые производители головок и фотоштативов используют этот тип крепления для совместимости разного оборудования. Однако, в большинстве случаев общего стандарта не существует по маркетинговым соображениям, и площадки разных головок невзаимозаменяемы. Поэтому, в их комплект обычно входят две площадки, одна из которых запасная. Некоторые производители предусматривают специальные приспособления, предотвращающие внезапный проворот камеры на конгрессном винте, поскольку этот тип крепления не обеспечивает абсолютной жёсткости и надёжности. Для этого на большинстве площадок предусмотрен подпружиненный штырёк, совпадающий с отверстием, расположенным вблизи штативного гнезда у некоторых видеокамер.

См. также

Примечания

Источники

  1. 1 2 Фотокинотехника, 1981, с. 231.
  2. 1 2 3 4 Техника и технологии кино, 2008.
  3. 1 2 Точка опоры, 2011, с. 72.
  4. ↑ MediaVision, 2017, с. 68.
  5. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 137.
  6. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 138.
  7. ↑ Операторские краны, 2011, с. 86.
  8. ↑ Техника кино и телевидения, 1974.
  9. ↑ MediaVision, 2014, с. 80.
  10. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 139.
  11. 1 2 Foto&video, 2006, с. 67.
  12. 1 2 3 Вениамин Скородумов. Трёхногий друг. Выбор фотоштатива (рус.). Статьи. Фотошкола «ВНС». Проверено 20 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  13. 1 2 Quick Release (рус.). «Фотодело». Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  14. ↑ ГОСТ 3362—75 Штативное соединение. Присоединительные размеры (рус.). База ГОСТов (12 октября 1995). Проверено 28 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  15. ↑ Киносъёмочная техника (рус.). Правила по охране труда при производстве фильмов. Министерство культуры Республики Беларусь (30 октября 2006). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  16. ↑ Фотография. Крепление на штативе (рус.). ISO 1222:2010. Международная организация по стандартизации (15 июня 2010). Проверено 12 января 2016.
  17. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 88.
  18. 1 2 Киноаксессуары для видеокамер, 2008.
  19. ↑ Вспомогательные средства для стереосъёмки, 2011, с. 45.
  20. Игорь Вотинцев. Sony V-mount Plate. Форум российских операторов Steadicam. Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  21. ↑ Foto&video, 2006, с. 74.
  22. ↑ The «Arca-Swiss» Style Quick-Release Geometry (англ.). Tripodheads. «Wimberley». Проверено 15 февраля 2013.

Литература

  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 230, 231. — 447 с.
  • М. Ю. Малкин. Штативы и головки (рус.) // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2008. — № 1.
  • Александр Луганский. Точка опоры (рус.) // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 4. — С. 72—80.
  • Александер И. Н. Телевизионное визирование и контрольная видеозапись при производстве художественных фильмов (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1974. — № 10. — С. 16—22. — ISSN 0040-2249.
  • Михаил Львов. Точка опоры (рус.) // «MediaVision» : журнал. — 2017. — № 9. — С. 65—72.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. Краткий справочник фотолюбителя. — М.,: «Искусство», 1985. — С. 184—191. — 367 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *