Скрябін. Концерт пам’яті
«1+1 Продакшн» підготував телеверсію концерту-триб’юту пам’яті Кузьми Скрябіна, який відбувся в київському «Палаці спорту» 20 травня.
Пісні Андрія «Скрябіна» Кузьменка заспівали Руслана, Святослав Вакарчук, Ірина Білик, Наталія Могилевська, Олександр Пономарьов, Іван Дорн, Андрій Хливнюк, Потап і Настя, «Брати Гадюкіни», Олександр Положинський, Валерій Харчишин, Тарас Чубай, Тарас Тополя і багато інших артистів. Вони виступили разом з музикантами гурту «Скрябін», які були надійним тилом Кузьми протягом багатьох років.
ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦІЯ: http://www.1plus1.ua/online
читать больше
- Все
- Новости
- Видео
- Похожие проекты
Скрябін. Концерт пам'яті
5 проникливих виступів зірок на концерті пам’яті Кузьми (відео)
2 февраля
#концерт
Скрябін. Концерт пам'яті
Польський гурт переспівав пісню Скрябіна
3 февраля
#новости шоу-бизнеса
Все новости
Скрябин. Концерт памяти
1 сезон Полный выпуск
Скрябин. Концерт памяти. Часть третья
1 сезон 3 часть
Скрябин. Концерт памяти. Часть вторая
1 сезон 2 часть
Скрябин.
Концерт памяти. Часть первая1 сезон 1 часть
ВЫБРАННЫЙ ПЛЕЙЛИСТ
1 из 5 видео
Каст «Скрябін. Концерт пам'яті»
Похожие программы
Голос країни
«Голос країни» на 1+1 – это главное вокальное шоу Украины, которое открывает певческие таланты. Уже 19 января стартует 10 сезон грандиозного проекта. «Голос країни» охватывает четыре этапа: слепые прослушивания, бои, нокауты и прямые эфиры.
читать больше
Смотри видео
Вечірній Квартал
«Вечірній Квартал» – проект студии «Квартал 95» в формате интеллектуального юмора. В этом большом концертном шоу по-доброму и от души смеются над политиками и спортсменами, музыкантами и телезвездами, причем чаще всего вместе с ними же.
читать больше
Смотри видео
ТІК. Люби ти Україну
У цьому році група «ТІК» відсвяткує свій перший ювілей
с 9 декабря
20:00
Ліга Сміху
«Ліга Сміху» – самый большой юмористический проект в Украине, в котором команды соревнуются за кубок победителя. Шутки, актерские способности и умение коллективов импровизировать оценивает звездное жюри.
читать больше
Смотри видео
Концерт Тіни Кароль. Я все ще люблю
При всьому різноманітті сучасного українського шоу-бізнесу просто неможливо знайти артистку, хот скільки-небудь схожу на Тіну Кароль.
читать больше
Смотри видео
Тіна Кароль. Сила любові та голосу
«1+1 Продакшн» і Тіна Кароль зняли спільний документально-музичний фільм про творчий і життєвий шлях співачки під назвою «Сила любові та голосу»
читать больше
Концерты звезд: акустическая программа Pianoбой, тур Огневич и вечер памяти Скрябина
Виталий ПЯНТКОВСКИЙ
31 июля 12:48 0
Фото: instagram.com/zlata.ognevich
Украинских артисты продолжают помогать армии, анонсируя благотворительные концерты по Украине и другим странам Европы. Заработанные средства или их часть музыканты отдают на нужды ВСУ. Так что, если вы соскучились по любимым исполнителям, можете выбрать себе мероприятие по вкусу и заодно поддержать нашу армию.
О летних концертах звезд во время войны, на которые еще можно приобрести билеты читайте в нашей подборке.
«Без обмежень» — с 01.08.
Группа «Без обмежень» в августе продолжит благотворительный тур по городам Польши, который начался в конце июля. Средства, собранные в рамках этого тура, будут направлены на помощь украинским военным.
01.08. — Познан, Klub Muzyczny
02.08. — Вроцлав, Centrum Koncertowe A2
03.08. — Люблин, Klub Plener
Кристина Соловей — с 02.08
Певица Кристина Соловей в августе продолжит серию концертов по Украине в рамках тура «Українська лють». В семи городах страны артистка споет хиты военного времени «Українська лють», «Я твоя зброя» и шлягеры, среди которых «Тримай», «Хто як не ти». Вырученные от концертов средства певица перечислит на нужды украинской армии.
02.08 — Черновцы, Черновицкая филармония
07.08 — Ровно, ГДК Текстильник
08.08 — Винница,
14.08 — Луцк, РЦ «Промінь»
16.08 — Ужгород, Закарпатская областная филармония
17.08 — Мукачево, Дворец культуры и искусств
20.08 — Киев, Терраса «Д12»
Стоимость билетов: от 240-400 грн.
Певица даст концерты в рамках тура «Українська лють» Фото: instagram. com/soloviyka
Арсен Мирзоян — 03.08.
Локация: Pepper’s Club
3 августа в Киеве пройдет акустический концерт “unplugged” Арсена Мирзояна. В этот вечер знакомые песни музыканта “Geraldine”, “Паперовий сніг”, “Не Магеллан” прозвучат по-новому. многие
Стоимость билетов: от 590 до 890 грн.
PROBASS ∆ HARDI — 04.08.
Локация: Pepper’s Club
“Доброго вечора ми з України” — трек группы PROBASS ∆ HARDI, который облетел весь мир прозвучит в живом исполнении на первом сольном концерте группы в Киеве 4 августа. В этот день они сыграют программу из новых треков и уже известных хитов “Говорить Київ”, “До Бою”, “Козаки Йдуть” при участии специальных гостей! Программа, представленная на благотворительных концертах в Польше и на фестивале «MERTONOME» в Праге, будет впервые сыграна в Киеве. Концерт благотворительный, часть средств будет передана на помощь ВСУ.
«Пошлая Молли» — 04.08.
Локация: Тбилиси, Elektrowerk
Группа «Пошлая Молли» в рамках благотворительного тура по Европе SAVE UKRAINE TOUR даст концерт в Грузии, где исполнит лучшие песни «Любимая песня твоей сестры», «Контракт», «Мишка» и новые синглы. Все средства от продажи билетов коллектив передаст защитникам и пострадавшим от войны в Украине.
Стоимость билетов: от 200 до 420 грн.
Pianoбой — с 07.08.
Музыкант Дмитрий Шуров даст серию акустических концертов по Украине. В августе он выступит во Львове, Ивано-Франковске, Тернополе, Виннице и Киеве. Все концерты будут камерными и пройдут исключительно в подвальных помещениях. В рамках встречи будут собраны средства на нужды украинских защитников.
07.08 — Львов, FESTrepublic
08.08 — Ивано-Франковск, Подземный переход «Ваґабундо»
09. 08 — Тернополь, «Na пошті»
10.08 — Винница, Mont Blanc
12.08 — Киев, Barman Dictat
Стоимость билетов: от 240- 600 грн.
KOZAK SYSTEM — 10.08.
Локация: Октябрьский дворец
Группа KOZAK SYSTEM 10 августа выступит в Киеве. Коллектив планировал дать концерт в честь своего 10-летия, но война внесла свои коррективы. Сейчас фронтмен Иван Леньо служит в рядах патрульной полиции Киева, а другие музыканты занимаются волонтерской деятельностью в разных регионах Украины. За этот период у группы вышло три сингла — «Мамо», «Азов-сталь» та «Мольфар», которые зрители услышат на концерте вместе с другими хитами KOZAK SYSTEM.
Стоимость билетов: от 490 до 990 грн.
Тарас Петриненко и Татьяна Горобец — 12.08.
Локация: Львов, Центр Довженко
Певец, композитор и автор неофициального гимна «Україна» Тарас Петриненко 12 августа даст концерт во Львове, где исполнит свои самые известные песни. : «Пісня про пісню», «Господи, помилуй нас», «Любов моя», «Новий рік», «Ми не закінчили розмову». Специальной гостьей вечера станет певица Татьяна Горобец.
Стоимость билетов: 0т 280 до 540 грн.
Группа «Скрябин» — 17.08.
Участники группы «Скрябин» организовали вечер памяти Кузьмы Скрябина в честь его дня рождения. Коллектив выступит в киевском Docker pub 17 августа. Во время концерта прозвучат бессмертные хиты «Мам!», «Мовчати», «Люди, как кораблі» и другие песни знаменитого музыканта. Часть средств от продажи билетов будет перечислена на нужды армии и пострадавшим от войны.
Стоимость билетов: 450 – 575 грн.
ТНМК — 20.08.
Локация: в укрытии на !FESTrepublic.
Группа ТНМК 20 августа выступит во Львове с концертной программой «Війна світів». Вместе с солистами на сцену выйдут музыканты, которые с первых дней войны пополнили ряды теробороны, вступили в Нацгвардию и ВСУ. на сегодняшний день все они продолжают службу, а на время концертов получили отпуска от руководства, чтобы собрать средства на помощь стране.
Стоимость билетов: от 450 грн.
MONATIK- 23.08.
В преддверии Независимости Украины, 23 августа, MONATIK даст концерт в киевском Osocor Residence. Часть прибыли уйдет в поддержку ВСУ. Во время выступления прозвучат песни из альбома «ART Оборона», написанного артистом во время войны, и его яркие хиты.
Злата Огневич — с 25.08.
Певица Злата Огневич в июле перенесла свой тур по городам Украины на август. В соцсетях артистка предупредила поклонников, что хочет максимально обезопасить команду и зрителей во время воздушных тревог, поэтому проведет концерты в помещениях, заменяемых бомбоубежища. Огневич презентует зрителям «СВІТЛО» — концертную программу, лейтмотивом которой стала новая песня, рожденная в дни войны. Часть средств от продажи билетов звезда перечислит на помощь ВСУ.
25.08 — Тернополь, «Na пошті»
26.08 — Винница, Mont Blanc
29.08 — Львов, FESTrepublic
30.08 — Луцк, Show Basilic
Стоимость билетов: от 290 до 600 грн.
LAUD — 31.08
Локация: Киев, Pepper’s Club
LAUD сыграет сольный концерт в Киеве в последний день лета. Помимо новых композиций прозвучат композиции «У Цю Ніч», «Вигадав», «2 Дні», музыкальные сюрпризы и неожиданные премьеры.
Стоимость билетов: от 290 до 590 грн.
Новости по теме: Благотворительность Концерты
Подписывайтесь на нас в соц. сетях
‘безумно красивых’ Scriabin Concerto получает редкие результаты в Сан -Хосе
Arts & Culture
Elijah Ho
СОЕДИНЯ СТАТЬЯ
СОЕДИНЯ СТАТЬЯ
Пожалуйста, попробуйте еще раз
. старше 6 лет.
Николай Демиденко. (К. Миура)
В 1939 году композитор Вирджил Томсон обратил внимание на растущую проблему классической музыки. Несмотря на острую потребность в представлении новых произведений, оркестры по всему миру отчаянно цеплялись за некоторые классические произведения, «тиранически», как он писал в 1944 эссе и за счет других.
К сожалению, большинство скажет, что с тех пор мало что изменилось. Томсон издевался над игрой «50 фигур» снова и снова.
Однако в эту субботу и воскресенье, 22 и 23 октября, в Калифорнийском театре в Сан-Хосе Симфонический оркестр Силиконовой долины представит во многом забытое блестящее и необыкновенной красоты произведение: Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор Александра Скрябина в исполнении пианист-виртуоз Николай Демиденко. (Эдвард Чивжель дирижирует Второй симфонией ми минор Рахманинова, чтобы завершить программу.)
Мало кто знает, почему одни музыкальные произведения входят в классический канон, а другие подобные остаются собирать пыль или просто привлекать внимание поклонников. На каждого Бетховена приходится Иоганн Непомук Гуммель; на каждого Шопена — Шарль-Валентин Алкан; и так далее.
А вот еще любопытный случай с Александром Скрябиным (1872-1915), однокашником Сергея Рахманинова.
Подобно Рахманинову или Фредерику Шопену, Скрябин в основном пишет для фортепиано. Удивительный русский был очарован польским мастером и сочинял в основном те же формы: полонезы, мазурки, этюды, прелюдии, сонаты и т. д. Но классифицировать Скрябина как простое современное воплощение Шопена — несправедливо как по отношению к нему, так и к музыкальному искусству. прогресс.
Пианист Гаррик Олссон, победитель Международного конкурса имени Шопена 1970 года, считает, что Скрябин, как и Шопен, обладал подлинным гением в размышлениях о музыке за фортепиано.
«Скрябин — самый недооцененный из всех наших великих композиторов, — говорит мне Олссон из своего дома в Сан-Франциско. «Если вы спросите любого образованного музыканта, то бесспорно, что Скрябин — один из величайших композиторов на рубеже веков, в компании Рахманинова, Дебюсси и Стравинского. Как и Бетховен, он преследовал самые разные состояния, настроения и эмоциональные проблемы, и я бы не сказал, что его результаты неравномерны».
В то время как концерты Бетховена, Шопена и Рахманинова, безусловно, входят в число тех, что мы сейчас назвали бы «50 произведениями», концертов Скрябина по-прежнему нет в большинстве концертных календарей, даже спустя столетие после его смерти. И все же консенсус диктует, что работа восхитительно красива и вдохновлена гением.
«Я думаю, это замечательно, что это произведение звучит. Это очень, очень достойно, и это прекрасно демонстрирует пианиста», — говорит Олссон, чью запись концерта 1986 года с Чешским филармоническим оркестром нельзя пропустить. «Очень часто люди ожидают, что Концерт Скрябина будет похож на Второго или Третьего Рахманинова, но это более интроспективное, поэтическое произведение — может быть, слишком поэтичное, мечтательное. Тематический материал в Allegro, хотя и красивый и вдохновенный, в основе своей скорее лиричен, чем драматичен».
Александр Скрябин.Кирилл Герштейн, победитель конкурса Артура Рубинштейна 2001 года, исполнил концерт ранее в этом месяце с Немецким симфоническим оркестром в Берлине. Герштейн впервые услышал произведение шестилетним ребенком в исполнении великого Дмитрия Башкирова. Он никогда не забывал этот опыт, а позже изучал его у Башкирова, чья запись — еще один эталон.
«Одна из проблем заключается в том, что для этого нужны настоящие репетиции, которые не всегда доступны в сегодняшней музыкальной жизни», — предложил Герштейн из Германии. «Не хочу пугать потенциальных оркестров и дирижеров, но репетировать это произведение только один раз не идеально. Здесь много рубато, и оркестр может стать немного густым и громоздким из-за смены настроения и темпа, которые происходят вместе с пианистом. Однако это не должно помешать Концерту Скрябина стать более популярным, потому что многие произведения имеют эти трудности».
Концерт Opus 20 (1896) был написан незадолго до трансформации Скрябина как композитора. Позже он поверит, что он Мессия, и Анданте концерта — одно из самых небесных и нежных творений фортепианной литературы.
«Вторая часть похожа на сон, полная вдохновения и веры в себя, — говорит Герштейн. зимний вечер и воздух поступает в комнату. Я думаю, что это совершенно прекрасный момент. Башкиров сказал мне, что ранний Скрябин, напоминающий музыкальный язык Рахманинова, не должен звучать так, как мог бы написать Рахманинов. У него свой собственный звуковой мир и аромат — он менее роскошный, более пронзительный, более нервный».
Нервозность композитора, наряду с переменчивой и экстатической энергией — центральными чертами его поздних работ — можно обнаружить в развитом состоянии в Опусе 32. Но уже можно обнаружить зародыш эволюции в Allegro moderato Опуса 20.
«Это невероятно, безумно красиво», — говорит Демиденко, солистка «Субботы» и еще одна ученица Башкирова. «Это мир, о котором вы никогда не думали. Чтобы выполнить его достойно, нужно быть готовым к испытаниям, а их тысячи. Восемьдесят процентов трудностей приходится на левую руку, так как правая рука Скрябина была травмирована при ее составлении. Концерт требует очень особенного дирижера, так как на протяжении всего произведения присутствует рубато. В одном разделе темп меняется четыре раза в одной строке текста! Вот почему концерт Скрябина звучит реже».
Несмотря на музыкальные и внемузыкальные проблемы, единственный концерт Скрябина может быть его вершиной, цветком самого уникального, недооцененного музыкального гения ХХ века.
«Это произведение более ценное, чем его симфонии», — утверждает Демиденко. «В нем нет нового гармонического языка его поздних лет, но зато есть невероятная интенсивность, и это Скрябин. Концовка просто улетает на огромные высоты, и Скрябин уносит с собой. Для молодых пианистов, если они считают восхождение на эту гору Эверест работой, награда в конце огромна — и она того стоит».
Николай Демиденко исполняет Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор Александра Скрябина с Symphony Silicon Valley 22 и 23 октября в Калифорнийском театре в Сан-Хосе. Подробнее здесь.
До сих пор — фактически до самого последнего времени — Александр Скрябин жил в тумане общественной амнезии. Облачно, он существовал в памяти как ряд полузабытых вопросов. Разве он не написал цветную симфонию? Разве он не был другом Кусевицкого? Разве не он изобрел фортепианную «поэму», как Шопен — фортепианный «ноктюрн» и Лист — оркестровую «поэму»? Разве он не собирался уничтожить мир своим последним музыкальным произведением и не считал, что Первая мировая война была прелюдией к этому выдающемуся произведению? Не напрягал ли он правую руку и писал только для левой задолго до того, как это вошло в моду? Не он ли первый написал музыкальные направления, типа «ядовито», «сатанински» или «с целомудренным пылом»? Что случилось с его симфонией взглядов, ароматов и ласк? Не он ли противопоставил «секс», «страсть» или «любовь» музыке «секс»? Разве Штраус не скопировал свой «секс в звуке», когда писал об открытии спальни в «Кавалере роз»? Или все эти эксперименты были просто в 19 веке?го века или fin de siècle воздуха? Каждый раз, когда Скрябин играл какое-нибудь произведение, он играл его по-разному, в зависимости от настроения дня. Фото на обложке показывает, как он выходит из «транса» сочинения после того, как сыграл последнюю трель в «Поэме огня». Да, все это было так. Но в последнее время мир вновь слышит о Скрябине. Его интерпретаторы проросли, как крокусы снежным весенним утром. В прошлом году Святослав Рихтер объехал всю Америку с Седьмой сонатой Скрябина, «Белой мессой», единственной, которую выдерживает Скрябин Стравинский. «Это нужно было услышать», — сказал Рихтер. Владимир Горовиц вернулся с Девятой сонатой Скрябина, «Черной мессой», в прошлом году в Карнеги-холле. На его следующем долгожданном сольном концерте прозвучит величайший шедевр Скрябина — Десятая соната. Лорин Маазель дирижировала Нью-Йоркским филармоническим оркестром в непристойной «Поэме экстаза» (первоначально называвшейся «Оргиастическая поэма»), и критики поспешили дать этой пьесе запоздалые похвалы. Эрих Лайнсдорф из Бостона возродил «Божественную поэму», и на нее приехали машины аудиторов со всего мира. Между тем, десятки ЙАПов (молодых американских пианистов) теперь включают в свои программы мажора Скрябина Кунина, Химовица, Хаммермана. А Ван Клиберн выдает на бис свои концерты скрябинскими шедеврами Патетико ре минор, Ноктюрн для левой руки, мазурку, прелюдию, этюд. Скрябин был самым необычным композитором, когда-либо взращенным в России, и, хорошо это или плохо, он до сих пор остается одним из самых редких музыкальных новаторов и самым противоречивым. Большая советская энциклопедия говорит о нем: «Ни один из композиторов не испытывал большего презрения и большей любви…» Музыковед Вячеслав Каратыгин заявил, что «Ни одно имя в русской музыке не вызывало более страстного или более критического интереса при жизни. Для одних слово Скрябин попахивает страшным безумием. Для других, а с каждым годом нас становится все больше, он знаменует собой смелые новации гения… но он был заколот штыком за свою новизну». В чем же была новизна Скрябина в те царские времена? Во-первых, он вложил «огонь», «цвет» и «свет» в свою фортепианную и оркестровую музыку. Он назвал пьесы «Темное пламя», «Навстречу пламени», а его Пятая симфония «Поэма огня» была исполнена на клавире разноцветных огней. Тема была вдохновлена Прометеем, подарившим человеку пламя мудрости. Ирвинг Колодин однажды проанализировал музыкальный процесс Скрябина как «трение тонов друг о друга, пока они не испускают музыкальные искры». Скрябин также вложил в музыку понятие «полёт»… порывы взлёта или взлёт по-русски. Он действительно верил, что человек может летать, может плыть по воздуху, не ограниченный гравитацией, и одна из его фортепианных прелюдий длиной в страницу называется «Крылатая поэма». Он даже подумывал включить в состав оркестра аэроплан для исполнения симфонической поэмы «Икар». Это было задолго до симфонической пьесы Онеггера «поезд». Что же касается введения секса в музыку, то Скрябин вышел за рамки романтизма Брамса и волшебных садов женского искушения у Вагнера. Он написал эротически оргазмическую музыку под названиями «Желание», «Танцевальная ласка» и «Чувственные наслаждения». Скрябин неустанно искал выражения любви в своей музыке. Его любовница, Татьяна Федоровна Шлёцер, была не только предметом его страсти, но и орудием его работы. Он написал ей в 1905 году о «Поэме экстаза»: «»Как вы мне будете завидовать. Вы сетуете на то, что не можете найти новых слов для любви и ласки. Но у меня есть, и о, какие это слова! Когда я увижу тебя, я проговорю их тебе, а значит, сыграю их для тебя. Я никогда раньше не занимался такой любовью». Татьяна, жена Скрябина последние 11 лет, была его настоящей музой. Они никогда не были официально женаты, так как его первая жена отказалась от развода. Во время турне Скрябина по Америке (1906-07) он и Татьяна, как и Максим Горький несколькими месяцами ранее, были высланы из США за неузаконенное семейное положение. Философское мировоззрение и мироощущение Скрябин вливал и в музыку. В 1905 году он наткнулся на «Тайную доктрину» Блаватской, но ее теософия не стала неожиданностью. Большую часть этой идеи он открыл для себя интуитивно. Позже он разветвился на собственную породу мистицизма, основанную на доктрине Воли, безграничной способности человека быть Богом. Его слова часто были мистическими и маниакальными. Я пришел открыть вам тайну жизни После 1903 года он отказался от традиционной тональной системы и смело исследовал модернистские пути, которые служили прообразом Шенберга и которые годы спустя скопировал Стравинский. Фактически, Скрябин был первым сериалистом или композитором, который основывал композицию на «декорации». Порой Скрябин раскрывает одни из самых глубоких, самых сложных гармоний, когда-либо написанных — аккорды из десяти тонов, изысканно распределенные, как на первых двух страницах Восьмой сонаты, которые также имеют контрапункт из шести нитей, идущих одновременно. Одни из самых грустно-сладких, романтических мелодий, когда-либо приснившихся, принадлежат Скрябину. Именно этим романом Артур Рубинштейн объясняет упадок Скрябина. «Люди, — сказал он мне несколько лет назад, — не хотели Скрябина, потому что не хотели романтики или мелодичности в музыке… в их жизни этого не было». Скрябин также положил начало моде на музыку для левой руки. Однажды летом, после того как Жозеф Левин удивил Московскую консерваторию виртуозным исполнением «Фантазии о Дон Жуане» Листа, Скрябин перетренировался. Он так сильно напряг правую руку, что врачи констатировали конец его карьеры. Скрябин продолжал заниматься левой рукой, и в результате получилась известная сольная музыка для левой руки. После длительного отдыха и нежного лечения легкой музыкой Моцарта он возобновил свою концертную и композиторскую деятельность. С тех пор сила левой руки пронизывала музыку Скрябина, добавляя текстуру сложности и тонкости и, к сожалению, значительные трудности для интерпретатора. И, наконец, среди его нововведений, несомненно, Скрябин внес безумие в музыку. Его последней работой, задуманной, но так и не законченной, была «Мистерия» (в греческом значении Элевсинских мистерий или религиозного служения), и она должна была сокрушить землю своими гноящимися вибрациями. Он начинался с подвешенных к облакам колоколов, и они играли звонкими нотами, чтобы созвать зрителей. Много написано о мистических переживаниях, связанных с музыкой Скрябина. Верховные жрицы культа Скрябина описывали видения световых волн, золотых кораблей в фиолетовых океанах и огненных стрел во время исполнения его музыки. Многие из этих сообщений исходят от мистиков и теософов, которые хорошо относятся к внушению. Однако даже критик-рационалист и позитивист Леонид Сабанеев написал: «»По мере того, как чудотворец Скрябин разыгрывал свои тайные и литургические акты сочинений, даже пассивный слушатель начинал чувствовать токи. Они растянулись и коснулись его психики. Это был не просто художественный опыт, а что-то более иррациональное, что-то, что разбилось о границы искусства…» Уважаемый лондонский критик Эрнест Ньюман тоже увидел свет Скрябина и написал о нем в лондонской «Таймс». То, что другие говорят, что они испытывают, — это одно. То, что человек испытывает на себе, конечно, более уместно. Лично я дважды видел сияющие вспышки ослепляющих разноцветных огней во время исполнения музыки Скрябина. Я не ожидал их и не смог повторить, когда пытался. Это полностью отличалось от «трепета» ощущений или «слез» удовольствия, тех эмоций, которые обычно ассоциируются с традиционной музыкой. Они произошли. Я видел их по необъяснимой причине. Я больше удивился, чем обрадовался. Этот опыт больше никогда не возвращался, но я его не забыл. Этот опыт убеждает меня в том, что музыка Скрябина таинственным и интуитивным образом настраивает или договаривается с человеческими чувствами. Он использовал источники, которые еще плохо задокументированы или изучены. Мое отстраненное и бескорыстное мнение, вытекающее из изучения жизни Скрябина и ее кристаллизации в музыку неповторимых звуков и невероятных концепций, утверждает эту странность… и восторг. Подобно Христу, Александр Николаевич Скрябин родился в Рождество и умер на Пасху. Скрябинисты придают большое значение этому совпадению. За сорок три года своей жизни, с 1871 по 19 гг.15, сам Скрябин ничего не сделал, чтобы воспрепятствовать гомологии с Мессией, хотя едва ли мог предвидеть окончательную печать Пасхи. Скрябин был маленький, изящный, красиво красивый человек, тщедушный, всегда бледный, даже немного зеленоватый, говорят, за пышными, офицерскими, курчавыми усами. Его борода была редкой, но скрывала расщелину Скрябина. Он щеголял этими волосами с двадцати с небольшим лет, и они, казалось, не столько выражали славянские обычаи и убеждения, сколько скрывали его женскую мягкость. Все заметили его вежливость и учтивую нежность, его скромный и извиняющийся вид. Но под всем этим Скрябин был гнездом нервных жестов и идиосинкразий. Он жил в страхе перед инфекцией и заражением. Он надевал пальто, чтобы открыть окно. Если бы кто-то носил шубу, он бы не дышал ее воздухом и не подходил к человеку. Он постоянно мыл руки, даже после рукопожатия, и часто носил в доме перчатки. Он никогда не одевался небрежно, даже дома, но всегда элегантно и по высокой моде. Но все это существовало под покровом тотального обаяния и милейших манер. Сабанеев, его величайший биограф, описывает его таким, каким он появился в 1910: «Какой он был элегантно вежливый и деликатный! И именно в этих качествах люди, окружавшие его дружбой, располагались на расстоянии. Меня всегда поражало, как благодаря вежливости он мог проложить миллион километров между собой и своим собеседником. Все были милы с ним, когда были с ним, даже те, кто минутами ранее выдвигал самые ужасные обвинения… Он был теперь очень даже человеком а-ля мода. Вокруг него роились скопления людей, как кольца вокруг Сатурна.. . » Однако неизменно случались редкие проявления гнева, когда статус искусства или положение художника подвергались опасности. В этом вопросе Скрябин был непреклонен. Властвуя всемогуще над землей пропел свою Первую симфонию. Он неоднократно говорил друзьям, ученикам, прессе и биографам: «Цари должны преклонить колени перед искусством», «Искусство может изменить лицо всего мира», «Художник выше царя, поэтому короли должны преклоняться перед ним. » Любой, кто пересматривает жизнь Скрябина, не может не быть ослеплен сонмом блестящих золотых личностей, сверкающих вокруг него. Сегодня события читаются как список знаменитостей. Скрябин обладал способностью к необычайной дружбе, несмотря на свою отдаленность и психическую отдаленность. Сияние окружало его с самого начала. Его мать была золотой медалисткой ученицей Теодора Лешетицкого. Затем в семь лет тетя Скрябина отвела мальчика к Антону Рубинштейну, ректору Санкт-Петербургской консерватории, который посоветовал ей «не торопиться… все придет к нему само собой». Его студенческие годы в 1880-х годах в Московской консерватории прошли с такими сокурсниками, как Йозеф Гофман, Сергей Рахманинов, Йозеф Левин, Бронислав Губерман, Модест Альтшулер, все они были пианистами, композиторами, скрипачами, дирижерами, которые впоследствии станут, как Скрябин, всемирно известный. Василий Сафонов, известный американцам как дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра с 1903 по 1919 год, был учителем и наставником Скрябина. «Он очень, очень велик… великий пианист и великий композитор», — часто говорил он о Скрябине. Когда Сафонов впервые дирижировал Второй симфонией Скрябина, он помахал партитурой оркестру и сказал: «Вот новая Библия, господа…» Молодой студент Скрябин попал в поле зрения Льва Толстого, писателя-кумира всей России. «Как он искренен, а искренность дороже всего на свете», — воскликнул Толстой, услышав короткую прелюдию Скрябина. «По одному этому произведению можно сказать, что он великий художник…» С Рахманиновым, который был на два года моложе Скрябина, завязались отношения на всю жизнь, которые вызвали реальный и воображаемый антагонизм. Это всегда была «дружба», несмотря на коварные усилия клики, окружавшей их двоих. В 1901 году по музыкальной Москве и Петербургу пронесся слух, что Рахманинов публично высмеял Скрябина. Поводом послужило первое исполнение Первой симфонии под управлением Сафонова. Было слышно, как Рахманинов сказал: «Я считал Скрябина простой свиньей, но, похоже, он ушел и все-таки превратился в композитора». Рахманинов отверг это замечание, но между их двумя фракциями распространилась ссора. С одной стороны были националисты, а Рахманинов использовал русские темы и народную музыку как источник вдохновения. С другой — Скрябин и космополиты, универсалисты и интернационалисты в музыке. Однажды в желчный момент Скрябин с меткой ссылкой на Рахманинова написал своему издателю: «Неужели я не русский композитор только потому, что не пишу увертюр и каприччио на русские темы?» Спустя годы Скрябин даже напал на своего юного бога Шопена за его националистические взгляды. «Даже трагический разрыв с Жорж Санд, — писал он, — не мог вызвать новую ноту в творчестве Шопена… Он был подавлен национализмом; он был слишком глубоко укоренен в нем…» Пытаясь утихомирить скандал между Скрябиным и Рахманиновым, эти двое мужчин вместе появились на одной сцене в 1911 году. Рахманинов дирижировал Московской филармонией в Первой симфонии Скрябина («свиной») и аккомпанировал ему в его Концерте. Остальную часть программы исполнил сам Рахманинов. Но только со смертью Скрябина сплетни прекратились. Затем Рахманинов совершил грандиозное турне по России с циклом общескрябинских программ. Это был первый раз, когда он когда-либо исполнял музыку, отличную от своей, на публике, и это было началом его впечатляющей концертной карьеры, столь известной в свое время. Деньги от этих концертов отдали Татьяне и троим ее детям. Николай Зверев, лучший учитель музыки в Москве, был также и самым известным гомосексуалистом своего времени (несмотря на русскую аксиому «Все наедине, ничего на людях»). В его школе учились величайшие таланты поколения. На этом классном фото слева направо: Самуэльсон, Скрябин, Максимов, Рахманинов, Черняев, Кенеман, Прессман. Однако именно этот тур породил другие разногласия. Сергей Прокофьев, тогда еще молодой пианист и композитор, только что обретший известность, описывает случай в Петербурге в 1915: «»Когда Скрябин играл Пятую сонату, взлетела каждая нота. У Рахманинова все ноты лежали на земле. Это выступление вызвало большой ажиотаж. Алчевский, тенор, друг Скрябина, закричал: «Я иду за кулисы, чтобы сказать ему, как это должно быть сыграно!» «Я старался быть объективным и указывал, что, хотя мы привыкли к собственной игре Скрябина и предпочли ее, очевидно, что возможны и другие интерпретации и исполнения. Я держал его за фалды, но меня потащили в комнату художника, где он схватил Рахманинова. После взрыва я попытался успокоить взволнованного Рахманинова, сказав: «Все-таки, Сергей Васильевич, вы очень хорошо сыграли». Рахманинов застыл как вкопанный и холодно ответил: «Вы, а вы думали, что я плохо сыграю ? ‘» Прокофьев и Рахманинов больше никогда не разговаривали друг с другом. Композитор Анатолий Лядов был еще одной жемчужиной на скрябинской шее среди знаменитостей. Его очаровательный отрывок «Волшебное озеро», столь известный у нас, мало дает представления о самодержавной музыкальной власти, которой он обладал в России. Его письма Скрябину начинались так: «Всегда дорогая и милая…» и кончилось «…целую тебя горячо…» Но эта привязанность временами обострялась.09, на вечеринке в Петербурге, обычная жаркая дискуссия шла о конечном смысле искусства и его новых эстетических направлениях. Скрябин увлекся и стал неосторожно относиться к своей мании величия. Он воскликнул: «Я творец нового художественного мира… Я Бог!» Лядов, нежный и ласковый, похлопал его по плечу. — И вполне, моя дорогая, — сказал он, — но какой же ты бог? Петух-путешественник, вот что! Скрябин онемел от смущения, но улыбался той знаменитой улыбкой, которая таяла оппонентов. Остальные гости нервно засмеялись. Дружба Лядова и Скрябина сохранилась. «… Всегда дорогая… Я скучаю по тебе…» Самоизбранная миссия Скрябина по подчинению мира своей художественной цели не была секретом. Как писал Сабанеев, «…в этой пугающей, пышной духовной оранжерее личной жизни Скрябина пьянящая атмосфера была ядовито-сладка, как опиумный притон. Самым заразительным и опасным цветком была идея собственного самообожествления Скрябина. мысль никогда не выражалась en toutes lettres. Но она всегда витала вокруг нас, и мы всегда смутно осознавали ее». Одно из самых ярких задокументированных поклонений Скрябину было дано семьей Пастернаков. Леонид Пастернак, тогда самый модный московский художник-портретист Толстой, Рахманинов, Рильке, Верхарн, Скрябин, а позднее Ленин был отцом знаменитого ныне Бориса Пастернака. И в автобиографии, и в стихах Борис обращается к Скрябину: «Мой бог и кумир… Я любил его до безумия… обаятельная элегантность, воздух благородного воспитания… Ясно-безмятежный и умиротворяюще-спокойный… не только композитор , а повод для вечного поздравления, персонифицированный праздник и торжество русской культуры». На этом знаменитом рисунке Пастернака Кусевицкий ведет Московскую симфонию, а Скрябин — солист. Еще более важной и разрушительной была дружба с Сергеем Кусевицким, впоследствии дирижером Бостонского симфонического оркестра. С 1909 года эти двое мужчин несколько лет давали пищу ненасытным московским музыкальным сплетникам. «Я бы не погиб без Кусевицкого, — сказал Скрябин после разрыва отношений, — а он без меня точно погиб бы». Кусевицкий построил свою карьеру на тогдашней блестящей репутации Скрябина. К 1909 году Скрябин был своего рода богом, а Кусевицкий — человеком, которого очень не любили. Он женился во второй раз на наследнице сказочного состояния чайных, химических и артиллерийских заводов. Его не любила московская буржуазия за то, что он был выскочка; но был отвергнут музыкальными кругами, потому что был представителем этой буржуазии. Кусевицкий широко и мудро использовал свои невероятные денежные запасы для того, чтобы утвердиться. Его зарплата контрабасиста в оркестре Большого театра во время первого брака составляла 50 долларов в месяц. Теперь он объявил о планах строительства Симфонического зала им. Кусевицкого, а однажды летом нанял весь Большой Симфонический для поездки по Волге. Кусевицкий поверил в «Мистериум» Скрябина, этот великий финальный катаклизм, и купил права на издание, исполнение и владение им, когда он будет завершен, за 5000 рублей в год в течение пяти лет. Он должен был синтезировать все искусства звука, зрения, обоняния и осязания и исполняться с оркестром, голосом, столбами и колоннами постоянно меняющихся огней, мимики, ароматов и опьяняющих дымов! «Другие боялись много играть Скрябина, — писал Сабанеев о том времени, — фортепианная музыка была слишком сложна, а оркестровые пьесы слишком сложны… Но Кусевицкий рискнул, и выпало его счастливое число». Сочетание двух великих художников наэлектризовало Москву и помогло несколько рассеять враждебность по отношению к Кусевицкому. Его способности нашли выход в творчестве Серябина, и он в превосходной степени передал магию и тайну скрябинских партитур. Он устроил «Прометею» беспрецедентно дорогие прослушивания — девять репетиций. За это он ввел в России обычай программных заметок. Для «Поэмы экстаза» он повесил на авансцене гирлянды из маленьких электрических лампочек. — Ужасно вульгарно, — пробормотал Скрябин, — но ничего… Затем последовало финансовое недоразумение. Кусевицкий заплатил Скрябину тысячу рублей (500 долларов) за десять концертов во время знаменитого путешествия по Волге. «Скандал… В студенчестве я больше получал», — возражал Скрябин. Кусевицкий в приступе ярости прислал Скрябину счет на 13 000 рублей, чтобы взыскать авансы за «Мистериум». Сабанеев живо описывает скрябинскую версию ссоры: «Я сказал Кусевицкому, когда он попросил вернуть столько денег: «Кто вы такой? А теперь сравните это с тем, кто я есть. «»И знаете, что он сказал? — Я много сделал для тебя. Он… много сделал?! «»Я сказал ему, что он и все ему подобные должны радоваться возможности работать с творческими художниками, такими как я, и не вести себя так позорно. Людвиг Баварский вытерпел бы от Вагнера что угодно. Это укололо его. Он ответил: «Людвиг был только королем, а я художник». это были мои слова, которые он сказал, именно мои слова, которые я сказал ему давным-давно. Он бросил их обратно в меня, и все это служило его собственной цели». После перерыва Кусевицкий по-прежнему продолжал исполнять Скрябина. Репутация обоих мужчин росла. Кусевицкий некоторое время работал при большевиках, потом окончательно ушел в отставку. Он приехал в Америку после ссылки во Франции и в своей дебютной программе с успехом и сенсацией исполнил «Поэму экстаза». Серж Дягилев, преданный пропагандист русского балета, музыки и искусства, тоже когда-то был объектом гнева Скрябина. Местом был Париж, и год 1907. Поводом послужили знаменитые шесть концертов «Великой русской исторической музыки (от Глинки до Скрябина)». У Дягилева было обыкновение, поскольку он был покровителем концертов, рассылать звездам бесплатные билеты. И каждая звезда всей России была там. «Если бы взорвалась бомба, — сказал кто-то, — не было бы больше русской музыки». На один-единственный концерт билеты Скрябина прибыли в гостиницу с опозданием. В антракте, по словам Юрия Энгеля, еще один биограф Скрябина, Скрябин «деликатно и застенчиво» упомянул об этом неудобстве. «Как поздно вы прислали билеты… Я чуть не пропустил их». — «Скажите «спасибо», что я их вообще прислал, — рявкнул массивный, мясистый Дягилев, возвышающийся над крохотным Скрябиным. — С тем же успехом я мог бы вообще их не присылать». Энгель подробно описывает последующую сцену: Что сталось с нашим милым Александром Николаевичем? Он бросился на Дягилева, кричал почти истерически, но как-то держался за свое достоинство. — Ты позволяешь себе так со мной разговаривать! Вы забываете об искусстве. Мы художники. Мы создаем его, а вы, вы просто ерзаете и расхаживаете по его краям, продавая его. Без нас кто хотел бы даже знать вас? Вы были бы меньше, чем… чем ничто на земле! Дягилев был подавлен. Он склонил голову и сказал: «Да, Александр Николаевич. Да, это ты. Я… я ничто». Быстрая уступчивость Дягилева казалась его друзьям такой же необыкновенной, как вежливая выходка Скрябина — его. Московская квартира Скрябина превратилась в национальный музей. Он часто сочинял, стоя за аналоем. Кресло-качалка было его любимым. Он, а не гости, занял ее. После музыки и возвышенной философии гости собрались в столовой на сухарики, пирожки с мясной начинкой, чай из стаканов и грузинские вина. Последние годы Скрябина пришлись на гастроли Москвы, Петербурга и провинции. Он был больше, чем диковинкой. Наступило почитание. «Гордая идея Скрябина как человекобога ставит человеческую душу в центр мироздания, подобно солнцу», — писал музыковед Б. В. Асафьев. Семикомнатная квартира Скрябина была Меккой для иностранных гостей Гордона Крейга, Альберта Коутса, Эмиля Купера, Пабло Казальса, Ферруччо Бузони, но она была и центром для русских. Они противопоставлялись старой аристократии с ее принцами и принцессами, людям театра, поэтам-символистам. Поэты составляли особую часть жизни Скрябина. Ведь он и сам был поэтом. Вокруг этих символистов вращался весь литературный темперамент того времени — Иванов, Блок, Балтрушайтис, Брюсов, Белый. И все писали и говорили о Скрябине. Бальмонт, гигантский рыжеволосый лидер движения, пел в памфлете «Свет и звук в природе и цветная симфония Скрябина»: Скрябин — это пение падающей луны. Звездный свет в музыке. Движение пламени. Всплеск солнечного света. Крик души к душе… поющее сияние самого воздуха, в котором он сам — пленное дитя богов… Вся его музыка — сам свет». Интеллигенция также вся знала часто цитируемое Бальмонтом описание игры Скрябина: «Он играет не на рояле, а на красивой женщине, и он ее ласкает». Скрябин к тому времени был действительно известен, музыкально известен во всем мире. К нему на апробацию приводили пианистов. Артура Рубинштейна представили в 17 лет. Он хотел быть «скрябинистом», как тогда ходил модный термин. Как и Владимир Горовиц, который на самом деле стал чем-то вроде скрябиниста, на его счету несколько великолепных музыкальных записей. На стол Скрябина приносили произведения других композиторов для комментариев, одобрения или помощи. За фасадом вежливости его суждения о других были резкими и презрительными. Он называл Прокофьева «мусором», Рахманинова «вареной ветчиной» (то есть его музыку) и ненавидел Стравинского. «Минимум творчества», минимум творчества, говорил он о нем, подразумевая максимум вымысла. — Как занят Петрушка. Это игрушка, игрушка. Какая масса наглости… минимум творчества. Внезапно жизнь Скрябина пошла своим чередом в расцвете его сил. На смертном одре, когда прыщик на губе превратился в фурункул, а это в свою очередь привело к заражению крови, Скрябин выкрикнул «этокатастрофу» (это катастрофа). Он просто имел в виду, что не закончил свой «Мистериум». Пасхальная неделя 1915 года была ярко освещена солнцем. Колокола звонили весь день. А похороны Скрябина были светским делом. Горы цветов покрывали гроб. Присутствовала вся Москва. Возле квартиры и церкви выстроились скопления людей. Для друзей Скрябина, самого близкого круга его смерть была трагедией. Как писал Сабанеев: «Наше солнце погасло. У нас, спутников, не было планеты». После Октябрьской революции 1917 года в России началась бурная реакция против Скрябина. Его объявили «врагом социализма», а Шостакович назвал его «нашим злейшим музыкальным врагом». Однако к 1932 году призрак Скрябина был освобожден из тюрьмы ненависти. Сегодня в Советской России можно услышать всескрябинские концерты, и они будут с полным аншлагом. Несколько музыкальных школ носят его имя, а его мелодии широко используются в звуковых дорожках советских фильмов. Теперь в США, после перерыва в публичном исполнении его музыки, по словам Горовица, «пришло время заново прослушать музыку Скрябина, которая так значительно обогатила нашу фортепианную литературу». Для сегодняшнего слушателя Скрябин до сих пор задевает нервы эстетической красоты. И сознательно, и бессознательно он исследовал самые отдаленные уголки музыкальных возможностей. Он был одним из самых странных явлений, когда-либо существовавших в музыке, и он возвращается к нам снова и снова. |