Оптический и цифровой зум: чем они отличаются?
Наверх- Рейтинги
- Обзоры
- Смартфоны и планшеты
- Компьютеры и ноутбуки
- Комплектующие
- Периферия
- Фото и видео
- Аксессуары
- ТВ и аудио
- Техника для дома
- Программы и приложения
- Новости
- Советы
- Покупка
- Эксплуатация
- Ремонт
- Подборки
- Смартфоны и планшеты
- Компьютеры
- Аксессуары
- ТВ и аудио
- Фото и видео
- Программы и приложения
- Техника для дома
- Гейминг
- Игры
- Железо
- Еще
- Важное
- Технологии
- Тест скорости
Объектив переменного фокусного расстояния — Википедия
Объектив переменного фокусного расстояния (другие названия: трансфока́тор, ва́риообъекти́в или зум-объектив от англ. zoom) — объектив, фокусное расстояние которого может изменяться ступенчато или плавно. В последнем случае объектив называется панкратическим[1]. Наиболее широко используется в кинематографе, фотографии и на телевидении для изменения масштаба изображения объекта при его съёмке с одной точки. Некоторое применение вариообъективы нашли в проекционной технике.
Независимо от оптической конструкции конкретных объективов, в разных сферах применения они могут называться по-разному: на телевидении чаще всего используется название «вариообъектив», в кинематографе — «трансфокатор», а в фотографии общепринят термин «зум»[3]. Отношение максимального фокусного расстояния к минимальному называется кратностью объектива[4][5].
История появления панкратических объективов[править | править код]
Впервые переменное угловое увеличение было реализовано ещё в XIX веке в наблюдательных приборах, таких как телескоп и зрительная труба. Небольшие угловое поле и светосила этих устройств позволяли строить системы изменяемого увеличения при минимальном астигматизме и приемлемой разрешающей способности. Создание подобных съёмочных объективов потребовало решения более сложной задачи конструирования анастигмата для больших углов поля зрения[6]. Первые конструкции вариообъективов были неприемлемы для кинематографа, поскольку требовали дополнительной фокусировки из-за смещения фокальной плоскости при любом изменении фокусного расстояния. Патент за номером 696,788 на объектив с компенсацией смещения фокуса был выдан только в 1902 году[7]. Первый серийный панкратический объектив для киносъёмки «Кук-Варо» (англ. Cooke Varo) с диапазоном фокусных расстояний 40—120 мм, был выпущен компанией «Белл-Хауэлл» в 1932 году [8][9]. Спустя четыре года инженер немецкой фирмы «Астро-Берлин» Хуго Грамацки запатентовал афокальную насадку-трансфокатор[3][10].
Панкратические объективы появились сначала в кинематографе, а затем на телевидении. Они пришли на смену револьверным головкам с обычными («дискретными») объективами, заменяемыми оператором в перерывах съёмки[11]. Возможность непрерывного изменения масштаба изображения в наибольшей степени востребована именно в этих областях, давая на экране эффект приближения или удаления объекта съёмки при неподвижной камере. Вариообъектив стал одним из наиболее эффективных средств внутрикадрового монтажа.
Однако, уровня качества оптического рисунка, сопоставимого с дискретной оптикой, киносъёмочные вариообъективы достигли только к середине 1950-х годов, когда и стали активно применяться, особенно в документальном кино. В постановочных фильмах трансфокатор позволил частично заменить съёмку с движения, и получить новейший приём, называемый в различных школах как «Транстрав» (англ. Trans Trav) или «Долли-зум» (англ. Dolly Zoom). Суть приёма заключается в изменении фокусного расстояния, синхронном с перемещением операторской тележки «Долли» в противофазе. При совпадении направления движения тележки с оптической осью объектива масштаб основного объекта съёмки остаётся неизменным, а фон «отъезжает» или «наезжает» на неподвижного персонажа. В СССР одним из первых этот приём использовал кинооператор Вадим Юсов в картине «Чёрный монах»
В фотографии возможность изменения фокусного расстояния объектива долго считалась нецелесообразной, поскольку в отличие от телевидения и кино не играет роли выразительного средства. Точное кадрирование, недоступное в момент съёмки обычными объективами, выполнялось в процессе фотопечати. Кроме того, реальная возможность использования зумов появилась только с распространением в начале 1960-х годов однообъективных зеркальных фотоаппаратов, вытеснивших непригодные для съёмки трансфокаторами дальномерные и двухобъективные зеркальные [13]. Дополнительным препятствием стали размеры кадра, который даже в малоформатной фотографии значительно больше, чем в кино и на телевидении. Прямая зависимость габаритов и массы объектива от формата выводила эти параметры за разумные пределы для доступных на тот момент конструкций трансфокаторов. Попытки создания фотообъективов со ступенчатым изменением фокусного расстояния были также признаны бесперспективными, поскольку никак не упрощали конструкцию[14].
Ситуация кардинально изменилась после появления достаточно мощных компьютеров, позволивших рассчитать принципиально новые оптические схемы и усовершенствовать существующие
Одновременно с зумами для фотоаппаратов появились подобные объективы для узкоплёночных кинопроекторов. В СССР такой объектив «ПФ-1» с диапазоном фокусных расстояний от 15 до 25 мм был разработан для любительского проектора «Квант». Для советских же кинопроекторов «Луч-2», поставлявшихся на экспорт, японской компанией «Лайт-оптик» был сконструирован вариообъектив «Луч-Зум» с таким же диапазоном[20]. При существенном выигрыше в массе и габаритах японский объектив незначительно уступал советскому в светосиле. Под формат «8 Супер» в отраслевой лаборатории кинооптики ЛИКИ спроектирован объектив «Варио-Ликар-П2» («ПФ-6») с диапазоном фокусных расстояний 18—30 мм. В 1970 году в ЦКБК освоен выпуск панкратического объектива «Варио-Ликар П1» для 16-мм кинопроекторов с диапазоном 35—65 мм, также разработанного в ЛИКИ
Устройство панкратических объективов[править | править код]
Принцип действия простейшего трансфокатора Анимация работы трансфокатораВ отличие от объективов с фиксированным фокусным расстоянием, содержащих от 3 до 7 линз, вариообъективы имеют многолинзовую конструкцию, и количество оптических элементов в них может превышать 20. При этом отдельные линзы перемещаются внутри оправы и относительно друг друга, иногда по сложным законам, меняя фокусное расстояние всей системы при неизменном положении фокальной плоскости. По принципу коррекции аберраций панкратические объективы условно делятся на две группы[23]:
- Вариообъектив сконструирован как одно целое и состоит из вариатора, внутри которого по сложным законам перемещаются отдельные линзы, и корректора, исправляющего остаточные аберрации вариатора[24]. По сравнению с трансфокатором, позволяет достичь лучшего исправления многих аберраций при меньшем числе линз и компонентов, а также добиться повышенной геометрической светосилы во всём диапазоне фокусных расстояний. По схеме вариообъектива построен первый советский панкратический фотообъектив «Рубин-1», а также киносъёмочные и телевизионные объективы семейства «Вариогоир»;
Ещё одним критерием классификации панкратических объективов служит способ компенсации сдвига фокальной плоскости при изменении фокусного расстояния. Известны два типа объективов[23][25]:
- С оптической компенсацией: в этом случае коррекция осуществляется перемещением линз по простому (линейному) закону;
- С механической компенсацией. Такой способ, впервые реализованный Пьером Анженье в 1956 году, предполагает сложный (нелинейный) закон перемещения одного или нескольких оптических компонентов. Во втором случае усложняется конструкция оправы объектива, включающей кулачковый механизм смещения линз[26];
Маркировка телевизионных вариообъективов предполагает указание кратности и минимального фокусного расстояния. Например, советский вариообъектив для телекамер «ОЦТ 35×13», в соответствии с маркировкой обладает кратностью, равной 35 при минимальном фокусном расстоянии 13 мм. Максимальное фокусное расстояние составляет 460 мм[27]. Таким же образом, объектив «Fujinon 22×8 BERD» при кратности 22× обладает минимальным фокусным расстоянием 8 мм и максимальным 176[28]. Современная оптика для камер видеожурналистики часто кроме плавного изменения фокусного расстояния дополнительно оснащается ступенчатым. Для этого предусматривается встроенный телеэкстендер, позволяющий быстро менять рабочий диапазон фокусных расстояний вводом оптических компонентов сзади основного вариообъектива[29][30].
Киносъёмочные и фотографические зумы, напротив, предполагают обязательное обозначение как минимального, так и максимального фокусных расстояний и соответствующих значений светосилы. Советские профессиональные киносъёмочные трансфокаторы маркировались индексом «ОПФ», перед которым указывалась цифра, отражающая формат киноплёнки. Вторая цифра соответствует заводскому номеру разработки. Например, объектив «35ОПФ 18-1» с диапазоном фокусных расстояний от 20 до 120 мм, предназначен для съёмки в обычном формате на 35-мм киноплёнке, что отражено в названии[31]. Анаморфотные вариообъективы снабжалась индексом «А» в конце названия, например «35ОПФ 9-1А» с диапазоном 50—200[32]. Соответственно, объектив 16ОПФ1-2М, предназначен для стандартного кадра 16-мм киноплёнки. Любительские трансфокаторы чаще всего имели собственные оригинальные названия, например «Метеор-5», выпускавшийся для камер семейства «Красногорск».
Телевизионные вариообъективы и некоторые киносъёмочные кроме ручного привода изменения фокусного расстояния оснащаются многоскоростными электроприводами для обеспечения плавных «наезда» и «отъезда». Вариообъективы для студийных телекамер вообще не оснащаются ручным приводом масштабирования, поскольку изначально рассчитаны на дистанционное управление с рукояток штативной головки. В киносъёмочной оптике встроенный электропривод встречается реже, поскольку она конструируется с расчётом на стыковку с дополнительным модулем аналогичного назначения при помощи фоллоу-фокуса. В фотографических объективах управление фокусным расстоянием осуществляется вручную, за исключением простейших любительских камер.
Достоинства и недостатки[править | править код]
Фотоснимок, полученный при помощи зума на длинной выдержкеСовременные вариообъективы, предназначенные для телевизионных и видеокамер, обладают диапазоном фокусных расстояний, перекрывающим практически все необходимые потребности. Благодаря этому, появляется возможность обойтись без сменной оптики одним панкратическим объективом. В той же мере это относится к любительской аппаратуре, например бытовым видеокамерам, а также компактным и псевдозеркальным фотоаппаратам где такие объективы выполняются несъёмными. Жестковстроенный объектив, кроме упрощения пользования камерой, исключает проникновение пыли на фотоматрицу. В фотоаппаратах наличие зума даёт возможность использовать Zoom-эффект (англ. Explozoom), выполняемый при съёмке на длинных выдержках быстрым изменением фокусного расстояния.
Однако, качество изображения, даваемого вариообъективами, считается более низким, чем у дискретной оптики[17]. Это объясняется, прежде всего, большим количеством элементов и преломляющих поверхностей. Следствием сложной конструкции является более высокое светорассеяние, приводящее к снижению контраста изображения и ухудшению проработки мелких деталей[11]. Кроме того, объективы с переменным фокусным расстоянием характеризуются более низкой светосилой, большими габаритами и весом. Особенно остро проблема светосилы проявляется в анаморфотных вариообъективах, предназначенных для съёмки в широкоэкранных форматах. Необходимая точность перемещения отдельных элементов накладывает отпечаток на конструкцию оправы, значительно более сложную и дорогую, чем у обычной оптики[17].
Точное кадрирование при съёмке объективом с переменным фокусным расстоянием возможно только при сквозном визировании. Поэтому, использование вариообъективов допустимо только на кинокамерах с зеркальным обтюратором и однообъективных зеркальных фотоаппаратах. Трансфокаторы, предназначенные для кинокамер с обычным обтюратором, должны снабжаться встроенным визирным устройством светоделительного типа, удорожающим объектив[33]. Для дальномерных фотоаппаратов существуют зумы со ступенчатым изменением фокусного расстояния (например, «Leica Tri-Elmar-M 16-18-21mm f/4 ASPH»), которые не получили распространения из-за неудобства согласования с видоискателем[34]. При использовании электронного видоискателя панкратические объективы применимы без каких либо ограничений, поэтому стали обычным явлением в телевизионной технике и цифровых фотоаппаратах всех классов.
Вариообъектив камеры для видеожурналистикиВ настоящее время кратность вариообъективов для телевидения может достигать 100× за счёт небольших размеров светочувствительной матрицы и использования двухступенчатой схемы с двумя согласованно работающими вариаторами[35][36]. Самый мощный из известных вариообъективов «Panavision HD Superzoom» может изменять своё фокусное расстояние в 300 раз[37]. Такие объективы нашли широкое применение в телекамерах для внестудийного вещания, которые устанавливаются на штатив, предотвращающий тряску на крупных планах. Широкий диапазон фокусных расстояний необходим при телетрансляциях с больших стадионов и концертных площадок, обеспечивая съёмку удалённых объектов при дефиците времени на перемещение камеры. В телестудиях пользуются менее мощными объективами с кратностью от 15 до 25, и более высокой светосилой. Сравнительно небольшая кратность 13—18× при постоянной высокой светосиле характерна для вариообъективов компактных камер видеожурналистики.
Светосила объективов повышенной кратности телекамер внестудийного вещания остаётся постоянной в определённом диапазоне фокусных расстояний, а затем начинает снижаться по мере увеличения масштаба изображения[27]. В камерах телевидения это компенсируется за счёт автоматического управления экспозицией изменением времени считывания заряда (выдержки), а в киносъёмочной аппаратуре считается недопустимым[35]. Поэтому, для киносъёмочных объективов максимальной кратностью считается 10× при постоянной светосиле. Это обусловлено не только неизбежным ростом габаритов объектива из-за более крупных размеров кадра, но и повышенными требованиями к разрешающей способности, значительно превышающими стандарты телевидения высокой и особенно стандартной чёткости. Несмотря на отличные оптические характеристики современных киносъёмочных трансфокаторов, операторы-постановщики в большинстве случаев предпочитают им дискретные объективы из-за более качественного рисунка.
Фотозум «Canon EF 28—300/3,5—5,6L USM»Для большинства фотообъективов профессионального класса, рассчитанных на малоформатный кадр, кратность редко превышает значение 3—4×[38][39]. В отличие от телевизионной оптики, перекрывающей весь возможный диапазон, фотозумы, как правило, выполняются как альтернатива сменным широкоугольным, нормальным и длиннофокусным объективам с возможностью более точного кадрирования. Такое положение вещей характерно для профессиональной фотографии, поскольку не избавляет фотографа от необходимости иметь комплект сменной оптики для перекрытия всего необходимого диапазона фокусных расстояний. В то же время такие зумы сегодня по качеству рисунка сопоставимы с обычными объективами, и обладают постоянной светосилой во всём диапазоне[38]. Тем не менее, даже профессиональные фотозумы уступают по светосиле лучшим объективам с постоянным фокусным расстоянием.
Большая кратность характерна для любительской фотооптики, позволяющей обходиться единственным объективом, когда потеря светосилы и снижение разрешающей способности допустимы. Прямая зависимость размеров объектива от его кратности и формата кадра заставляет ограничивать светосилу, которая уменьшается одновременно с ростом фокусного расстояния, не требуя запаса диаметра входного зрачка. Одним из немногих примеров профессионального фотозума большой кратности может служить «Canon EF 28—300/3,5—5,6L IS USM». Подобные зумы получили некоторое распространение в новостной фотожурналистике, как компромисс в условиях дефицита времени на замену объектива при репортажной съёмке.
Значительно реже зумы встречаются в среднеформатной фотографии, подразумевающей постановочную съёмку. Дело осложняется тем, что в современной среднеформатной аппаратуре большинство объективов снабжаются дополнительным центральным затвором, который может быть использован при отключённом или вовсе отсутствующем фокальном. Поэтому, большинство линеек среднеформатной оптики кроме обычных объективов насчитывают всего 1—2 зума, предназначенных для репортажной съёмки, не характерной для этого класса аппаратуры[40][41]. В крупноформатных фотоаппаратах, как предназначенных для студийной работы, так и в пресс-камерах, использование зумов нецелесообразно. Вариообъектив даже невысокой кратности оказался бы слишком громоздким для сравнительно небольшого формата 9×12 см.
«Ультразум» или «Суперзум» (лат. ultra — сверх, чрезмерно, англ. zoom — увеличение изображения) — трансфокатор с большой кратностью (>9×). Такие объективы стали основой для целого класса цифровой фотоаппаратуры без оптического видоискателя. Это объясняется стремлением производителей упростить пользование такими камерами: замена объектива может оказаться слишком сложной процедурой для неподготовленного пользователя, и оттолкнуть потенциальных покупателей. Кроме того, сменная оптика требует отдельной сумки для хранения всего комплекта аппаратуры, неудобного для туристов и фотолюбителей. Небольшие размеры матрицы псевдозеркальных фотоаппаратов позволяют конструировать вариообъективы большой кратности очень компактными при хорошей светосиле. Так для фотоаппаратов «Canon PowerShot SX50 IS», «Fujifilm FinePix SL1000» и «Sony Cyber-shot DSC-HX300» кратность зума составляет 50× при минимальной светосиле f/6,5 на длинном фокусе. При этом за счёт телескопической оправы размеры объектива в нерабочем положении не превышают габаритов корпуса, выдвигаясь только при максимальных фокусных расстояниях.
Для компактных фотоаппаратов и простейших видеокамер более характерны недорогие зумы малой кратности, не превышающей 10—12×. При этом производители искусственно увеличивают кратность такого зума цифровым кадрированием данных, получаемых с матрицы. При достижении максимального фокусного расстояния объектива масштабирование продолжается цифровой выкадровкой, «удлиняя» диапазон. Технология, получившая название «цифровой зум», имеет исключительно маркетинговое значение, поскольку в отличие от оптического зума, цифровой значительно снижает качество снимка: при этом используется лишь небольшая центральная часть поля изображения объектива и матрицы[42][43]. Это эквивалентно кадрированию в графическом или видеоредакторе, обрезающему края изображения[44][45]. Несмотря на это, для пользователей, не желающих заниматься самостоятельной обработкой снимков, цифровой зум может быть полезной функцией, позволяя получать нужную крупность плана, не приближаясь к объекту съёмки и без дополнительных манипуляций.
- ↑ 1 2 Фотокинотехника, 1981, с. 337.
- ↑ Canon DIGISUPER 86 II TELE xs (рус.). Studio/Field Lenses. Canon. Дата обращения 18 апреля 2015.
- ↑ 1 2 MediaVision, 2012, с. 80.
- ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 45.
- ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 216.
- ↑ Волосов, 1978, с. 349.
- ↑ Clile C. Allen. Optical objective (англ.). Патент US696788. US Patent Office (1 April 1902). Дата обращения 19 апреля 2015.
- ↑ Innovating Since 1893 (англ.). History. Cooke. Дата обращения 19 апреля 2015.
- ↑ Barbara Lowry. A Cooke Look Back (англ.) // Film and Digital Times : журнал. — 2013. — No. 1. — P. 6.
- ↑ Hugh Ivan Gramatzki. Improvements in Photographic and like Objectives (англ.). Patent 449,434 specification (26 June 1936). Дата обращения 19 апреля 2015.
- ↑ 1 2 MediaVision, 2014, с. 52.
- ↑ MediaVision, 2012, с. 81.
- ↑ Георгий Абрамов. Послевоенный период. Часть II (рус.). История развития дальномерных камер. Photohistory. Дата обращения 10 мая 2015.
- ↑ 1 2 Волосов, 1978, с. 375.
- ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 38.
- ↑ Фотомагазин, 2001, с. 18.
- ↑ 1 2 3 Вариообъективы для кино и ТВ, 2012, с. 84.
- ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 84.
- ↑ Волосов, 1978, с. 374.
- ↑ Волосов, 1978, с. 478.
- ↑ Техника кино и телевидения, 1971, с. 6.
- ↑ Как работает минилаб (рус.). Minilab Service. Дата обращения 24 ноября 2016.
- ↑ 1 2 3 Волосов, 1978, с. 350.
- ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 43.
- ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 48.
- ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 110.
- ↑ 1 2 Техника кино и телевидения, 1981, с. 43.
- ↑ 4K UHD Telephoto ENG style lens (англ.). UA22x8BERD. Fujifilm. Дата обращения 19 апреля 2015.
- ↑ Журнал 625, 2011, с. 5.
- ↑ Волосов, 1978, с. 351.
- ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 112.
- ↑ Справочник кинооператора, 1979, с. 168.
- ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 97.
- ↑ The super wide-angle lens with three focal lengths (англ.). M-Lenses. Leica Camera. Дата обращения 19 апреля 2015.
- ↑ 1 2 Киносъёмочная техника, 1988, с. 114.
- ↑ Broadcast Television Lenses 2014 (англ.) (недоступная ссылка). Canon. Дата обращения 18 апреля 2015. Архивировано 18 марта 2015 года.
- ↑ 300× Compound Zoom Technology (англ.) (недоступная ссылка). Panavision. Дата обращения 19 апреля 2015. Архивировано 19 апреля 2015 года.
- ↑ 1 2 Фотоаппараты, 1984, с. 46.
- ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 83.
- ↑ Фотомагазин, 1997, с. 14.
- ↑ Борис Бакст. Hasselblad. Глава 6 (рус.). Статьи о фототехнике. Фотомастерские РСУ (19 августа 2011). Дата обращения 10 января 2014.
- ↑ Цифровой зум (рус.). Термины. SmartPhone. Дата обращения 20 апреля 2015.
- ↑ Оптический или цифровой зум (рус.) (недоступная ссылка). Подробности. Digi Portfolio. Дата обращения 20 апреля 2015. Архивировано 20 сентября 2015 года.
- ↑ Цифровая фотография. Справочник, 2003, с. 20.
- ↑ Оптический зум или цифровой? (рус.). Статьи. Photostart. Дата обращения 20 апреля 2015.
- В. И. Артишевский, Л. Е. Баранчук, Н. М. Суковицын. Коррекция диафрагмы вариообъективов повышенной кратности (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1981. — № 9. — С. 43—45. — ISSN 0040-2249.
- Д. С. Волосов. §8. Объективы с переменным фокусным расстоянием // Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.,: «Искусство», 1978. — С. 348—352. — 543 с. — 10 000 экз.
- Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — 440 с. — 30 000 экз.
- Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. I. Основные части фотоаппарата // Краткий справочник фотолюбителя. — М.,: «Искусство», 1985. — С. 33—71. — 367 с. — 100 000 экз.
- Владимир Самарин, Андрей Шеклеин, Roger Hicks, Bob Shell. Объективы начала XXI века (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 9. — С. 14—30. — ISSN 1029-609-3.
- В. Самарин, А. Шеклеин. Средний формат: больше = лучше? (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 1997. — № 1. — С. 13—20. — ISSN 1029-609-3.
- Хокинс Э., Эйвон Д. Фотография: Техника и искусство / А. В. Шеклеин. — М.: «Мир», 1986. — 280 с. — 50 000 экз.
- М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.
- Том Энг. Цифровая фотография. Справочник / Д. Пуденко. — М.: «Астрель», 2003. — 408 с. — ISBN 5-271-06805-6.
Оптический зум фотоаппарата это
Зум в фотоаппарате является характеристикой объектива и зависит от значений фокусного расстояния (ФР). Выражается ФР в миллиметрах и обозначает расстояние от середины линзы до точки фокусировки, то есть до матрицы. На объективе ФР обозначается парой цифр, например, так: 5,8-24 mm. На коротком конце фокусное расстояние равно 5,8 мм, а на длинном – 24 мм. А значение зума получаем поделив эти два числа друг на друга.
Практическое применение зума
При продаже Вам скажут, что зум указывает, во сколько раз камера может увеличить объект. По теории для угла зрения человеческого глаза оптимальным является фокусное расстояние в 50 мм и это значение нужно использовать вместо значения ФР на коротком конце. Если, например, ФР равно 35-105 мм, то зум будет равен 105/35=3. А увеличение будет равняться 105/50=2,1. Поэтому значение зума фотокамеры еще не означает, что именно на столько можно увеличить объект. Ну, это все сложно, а покупателю важно знать, что показатель зума не является важной характеристикой объектива.
Оптический зум
Оптический зум является характеристикой оптической системы фотокамеры. Приближение или удаление объекта съемки происходит путем сдвига линз в объективе, при этом все остальные характеристик камеры остаются неизменными. Поэтому качество снимков будет высоким, и именно оптический зум рекомендуют использовать при съемке. И при вопросе как выбрать фотоаппарат нужно обращать внимание на величину оптического зума, а не цифрового.
Цифровой зум
А если еще указан цифровой зум (digital zoom) на фотоаппарате, то к нему у многих неоднозначное отношение. Ведь при цифровом зуме в процессоре с изображения вырезается нужный кусок и растягивается на весь размер матрицы, и нет никакого реального увеличения объекта. Так можно делать на компьютере при увеличении снимка. При таком увеличении будет уменшаться разрешение вырезаного участка.
К использованию цифрового зума нужно подходить осторожно. Его применение оправдано когда матрица идет с большим запасом по разрешению, и когда просто нет другого выхода и необходимо сделать фотографию с приближенным объектом.
Суперзумы и ультразумы
Сегодня в магазинах предлагается большой выбор фотокамер с большим значением зума. Такие камеры называются суперзумы или ультразумы. Значение оптического зума в таких фотоаппаратах достигает 50х и даже 60х.
Например, рассмотрим такую фотокамеру как Canon PowerShot SX60 HS. У нее значение оптического зума составляет 65х. При этом ФР: f = 3.8 – 247 мм (21 – 1365 мм в 35-мм эквиваленте), а диафрагма: f/3.4 – f/6.5. Конструкция: 15 элементов в 11 группах. Стоимость такой камеры примерно 750 $.
Canon PowerShot SX60 HS
Или еще один представитель суперзумов: фотокамера Nikon Coolpix P600. Значение зума достигает 60х. ФР: 4.3 – 258 мм (24 – 1440 мм в формате 35 мм), светосила: f/3.3 — 6.5, конструкция: 16 элементов в 11 группах. Примерная цена Nikon Coolpix P600 составляет 430 $.
Nikon Coolpix P600
Дополнительная информация по зуму
Бывает еще, что на ценнике указывается значение зума полученное от перемножения цифрового и оптического значений зумов. Такой показатель совсем не нужно брать во внимание, а лучше уточните значение оптического зума или узнайте значение фокусного расстояния и значение светосилы объектива и по этим параметрам делайте выбор. Ведь во всех объективах рядом с ФР указывается и значение светосилы для этих расстояний. И чем больше разница в значениях ФР (чем больше зум) тем меньше светосила объектива (проходящее через него на матрицу количество света), ведь увеличивается количество линз в объективе. Поэтому в компактных фотоаппаратах значение зума больше 4 может значительно уменьшить значение светосилы и, соответственно, качество фотографии.
Вид объектива с 30-кратным зумом
Но еще чем обманчив зум, так это одинаковым значением для различных фокусных расстояний. Например, два фотоаппарата с оптическим зумом равным 3 имеют разные фокусные расстояния. У одного ФР равно 70-210 мм, а у другого 18-55 мм. Один применяется для съемки портретов, а второй для съемки пейзажей. Но зум один и тот же. Поэтому, выбирая фотокамеру по зуму, вы можете упустить другие важные характеристики.
Не всегда большее значение зума означает лучшее качество фотографии, а скорее наоборот. Он пригодится только для съемок удаленных объектов. Нет одного ответа, что вам выбрать но, выбирая себе фотокамеру, вы должны понимать, что вы выбираете, и где ее будете использовать. И тогда вы сможете ответить себе, а нужен ли большой зум для вашей фотокамеры.
Зум в фотоаппарате является характеристикой объектива и зависит от значений фокусного расстояния (ФР). Выражается ФР в миллиметрах и обозначает расстояние от середины линзы до точки фокусировки, то есть до матрицы. На объективе ФР обозначается парой цифр, например, так: 5,8-24 mm. На коротком конце фокусное расстояние равно 5,8 мм, а на длинном – 24 мм. А значение зума получаем поделив эти два числа друг на друга.
Практическое применение зума
При продаже Вам скажут, что зум указывает, во сколько раз камера может увеличить объект. По теории для угла зрения человеческого глаза оптимальным является фокусное расстояние в 50 мм и это значение нужно использовать вместо значения ФР на коротком конце. Если, например, ФР равно 35-105 мм, то зум будет равен 105/35=3. А увеличение будет равняться 105/50=2,1. Поэтому значение зума фотокамеры еще не означает, что именно на столько можно увеличить объект. Ну, это все сложно, а покупателю важно знать, что показатель зума не является важной характеристикой объектива.
Оптический зум
Оптический зум является характеристикой оптической системы фотокамеры. Приближение или удаление объекта съемки происходит путем сдвига линз в объективе, при этом все остальные характеристик камеры остаются неизменными. Поэтому качество снимков будет высоким, и именно оптический зум рекомендуют использовать при съемке. И при вопросе как выбрать фотоаппарат нужно обращать внимание на величину оптического зума, а не цифрового.
Цифровой зум
А если еще указан цифровой зум (digital zoom) на фотоаппарате, то к нему у многих неоднозначное отношение. Ведь при цифровом зуме в процессоре с изображения вырезается нужный кусок и растягивается на весь размер матрицы, и нет никакого реального увеличения объекта. Так можно делать на компьютере при увеличении снимка. При таком увеличении будет уменшаться разрешение вырезаного участка.
К использованию цифрового зума нужно подходить осторожно. Его применение оправдано когда матрица идет с большим запасом по разрешению, и когда просто нет другого выхода и необходимо сделать фотографию с приближенным объектом.
Суперзумы и ультразумы
Сегодня в магазинах предлагается большой выбор фотокамер с большим значением зума. Такие камеры называются суперзумы или ультразумы. Значение оптического зума в таких фотоаппаратах достигает 50х и даже 60х.
Например, рассмотрим такую фотокамеру как Canon PowerShot SX60 HS. У нее значение оптического зума составляет 65х. При этом ФР: f = 3.8 – 247 мм (21 – 1365 мм в 35-мм эквиваленте), а диафрагма: f/3.4 – f/6.5. Конструкция: 15 элементов в 11 группах. Стоимость такой камеры примерно 750 $.
Canon PowerShot SX60 HS
Или еще один представитель суперзумов: фотокамера Nikon Coolpix P600. Значение зума достигает 60х. ФР: 4.3 – 258 мм (24 – 1440 мм в формате 35 мм), светосила: f/3.3 — 6.5, конструкция: 16 элементов в 11 группах. Примерная цена Nikon Coolpix P600 составляет 430 $.
Nikon Coolpix P600
Дополнительная информация по зуму
Бывает еще, что на ценнике указывается значение зума полученное от перемножения цифрового и оптического значений зумов. Такой показатель совсем не нужно брать во внимание, а лучше уточните значение оптического зума или узнайте значение фокусного расстояния и значение светосилы объектива и по этим параметрам делайте выбор. Ведь во всех объективах рядом с ФР указывается и значение светосилы для этих расстояний. И чем больше разница в значениях ФР (чем больше зум) тем меньше светосила объектива (проходящее через него на матрицу количество света), ведь увеличивается количество линз в объективе. Поэтому в компактных фотоаппаратах значение зума больше 4 может значительно уменьшить значение светосилы и, соответственно, качество фотографии.
Вид объектива с 30-кратным зумом
Но еще чем обманчив зум, так это одинаковым значением для различных фокусных расстояний. Например, два фотоаппарата с оптическим зумом равным 3 имеют разные фокусные расстояния. У одного ФР равно 70-210 мм, а у другого 18-55 мм. Один применяется для съемки портретов, а второй для съемки пейзажей. Но зум один и тот же. Поэтому, выбирая фотокамеру по зуму, вы можете упустить другие важные характеристики.
Не всегда большее значение зума означает лучшее качество фотографии, а скорее наоборот. Он пригодится только для съемок удаленных объектов. Нет одного ответа, что вам выбрать но, выбирая себе фотокамеру, вы должны понимать, что вы выбираете, и где ее будете использовать. И тогда вы сможете ответить себе, а нужен ли большой зум для вашей фотокамеры.
Все мы хотим лучшего в жизни – друзей, книг, машин или даже фотокамер. Но даже самые лучшие вещи могут разочаровать – например, если вы живете в большом особняке, о котором с детства мечтали, вы понимаете, что вам не нужно 5 спален и 6 туалетов. То же самое может произойти с фотокамерой – самые высокие показатели не означают, что вам понравится ее функционирование.
Нужно знать, что не существует точных правил по покупке камеры, которая дает самое лучшее изображение. В конце концов, все зависит не только от зума и пикселей, но и от фотографа и фотографируемых объектов. Но, конечно, детали и специфика тоже имеют большое значение. Например, предпочтение лучше отдавать оптическому зуму, чем цифровому, ведь разница все-таки есть. Также следует обращать внимание на фокусное расстояние линз.
Фокусное расстояние («ХХ»мм) – это мощность, с которой камера может фокусироваться на объекте, а оптический зум (читается как «Х»х, например 16х читается как шестнадцатикратный зум) – это увеличение, доступное камере. Это означает, что если линза обладает большим расстоянием фокуса, у нее узкий и не большой угол обзора, а небольшое фокусное расстояние подразумевает более широкий угол обзора. Чтобы было понятнее, рассмотрим пример: допустим, вы покупаете фотоаппарат с фокусным расстоянием 35мм и с 10кратным оптическим зумом (optical zoom). Значит, минимальная дистанция, доступная камере – 35мм, а максимальная дистанция благодаря 10х зуму составит 250 мм. Если купить камеру с меньшим фокусным расстоянием, то вы сможете делать снимки с более широким углом обзора. Именно поэтому при покупке фотокамеры очень важно знать, какие снимки вы будете делать.
Чтобы проще решить, какой фотоаппарат покупать, предлагаем вам набор простых вопросов, ответив на которые, вы определите, какой зум вам нужен.
Вам нужен фотоаппарат, чтобы фотографировать своих близких и друзей, например, на днях рождения или других вечеринках? В этом случае вам не нужен большой зум – 2х или 3х будет вполне достаточно. На самом деле, фотографируя большие группы людей, вам важнее широкий угол обзора, чем большой зум. Если вам нужно делать фотографии крупным планом, то лучше подойти ближе, чем увеличивать зум, сужая перспективу снимка и искажая изображение.
Вы бы хотели снимать природные пейзажи во время похода в лес или в горы? Чтобы сделать качественные снимки природы, нужно крепко держать фотоаппарат в руках, не допуская искажения и размытости. Поэтому для дальних снимков вам понадобится 5х или 7х зум. Это обеспечит качественные и ровные снимки с большого расстояния, не сократит угол обзора и сохранит все детали.
Вы хотите делать снимки мелких объектов, которые находятся очень далеко, например, птиц или съемка машин? Тогда вам понадобится на самом деле большой зум, например, 10х. Если вас интересуют именно объекты, а не то, что их окружает, то вам подойдет камера с узкой перспективой с 10х или 15х зумом – так вы сможете снять морду льва или даже клюв ястреба.
Где вы хотите фотографировать – на улице или в помещении? Если вы собираетесь больше фотографировать дома или в офисе, то из-за недостатка места вам понадобится широкий угол обзора. В этом случае вам подойдет камера с 2х-5х зумом. Если вы хотите фотографировать на улице, то хороший угол обзора будет вам обеспечен, поэтому для фотографирования отдаленных объектов вам понадобится большой зум – от 5х и более.
Когда вы покупаете дорогой фотоаппарат, то важно знать на что и для чего вы тратите свои деньги. Зная свои потребности и цели, вы сможете приобрести подходящую для себя камеру.
Что такое зум в фотоаппарате? Выбираем оптимальный Zoom
Выбор и покупка фотоаппарата – дело нелёгкое и ответственное: мало того что нужно учесть все желаемые функции и характеристики прибора, так еще и необходимо найти такой аппарат в подходящей ценовой категории. Самая главная ошибка покупателя — беспрекословное полагание на слова консультанта торгового зала. Как известно, основная задача менеджеров – повышение продаж. Для хорошей рекламы товара маркетологи идут на различные уловки, например указывают в описании к прибору огромное значение зума, а какой именно зум (оптический или цифровой), не указывают, надеясь на некомпетентность покупателя. Чтобы избежать всего этого и выбрать оптимальный прибор, стоит заранее узнать всё о функции зумирования и разновидностях зума.
Что такое зум?
Zoom (зум) – это особый параметр объектива фотоприбора, позволяющий изменять масштаб, тем самым увеличивая удаленные объекты. С его помощью можно издали снимать звезд, масштабировать и фотографировать хоть цветы в окне на 9-м этаже, хоть испытания военной техники и вылет снарядов без всякого психического и физического вреда.
Зум зависит от значения фокусного расстояния. ФР – это длина отрезка от середины линзы до матрицы, т. е. точки фокусировки. Её принято отмечать на объективе в миллиметрах, к примеру, пара цифр 5,8-24 мм: первая цифра – это ФР на коротком конце, а вторая цифра – ФР на длинном конце. Если мы поделим число длинного ФР на число короткого, то получим значение зума, равное четырем.
Цифровой зум
Теперь, когда мы знаем, что такое зум, стоит разобраться в основных его разновидностях: цифровой и оптический. Некоторые камеры объединяют в себе и ту, и другую разновидности.
Цифровой зум, при сравнении с оптическим, – это своего рода фикция, ведь посредством его применения можно получить лишь продукт цифровой переработки, а не реально качественно приближенный объект на фото. Масштабирование происходит посредством растяжения программой центральной части фотографии до тех пределов, пока она не достигнет размера исходного кадра.
Если кратность цифрового зума велика, изображение можно увеличить с меньшими потерями качества, если же мала, то при увеличении качество утеряно безвозвратно. Уже заполненные микрофрагменты невозможно качественно улучшить, так что такие изображения при увеличении сильно пикселизируются.
Тем не менее нельзя однозначно говорить, что, применяя цифровой зум, можно получить лишь изображение низкого качества, ибо методология цифровой обработки не стоит на месте, а непрестанно улучшается. В сравнении с устройствами буквально 7-летней давности, нынешние обработочные программы фотоаппаратов способны значительно увеличивать изображения, причем делается это настолько качественно, что растяжение практически незаметно.
Если же ваши требования этот зум однозначно не удовлетворяет, всегда можно либо отключить, либо сменить в настройках его значение.
Оптический зум
Такой зум – это увеличение изображения путем применения окуляра. За счёт сокращения обзорного угла, т. е. фокусного расстояния, осуществляется приближение объекта на фото. Главным преимуществом оптического зума перед цифровым является тот факт, что при увеличении изображения в нём не уменьшается межпиксельное расстояние, так что качество фото не ухудшается.
Диапазон фокусных расстояний можно увидеть непосредственно на объективе. Естественно, при выборе фотоаппарата с оптическим зумом предпочтительно наибольшее его возможное значение, тем более что отрасль не стоит на месте, буквально «штампуя» всё более и более усовершенствованные приборы.
Суперзумы – рекордсмены кратности зума
В нынешнее время оптическим 10-кратным зумом можно удивить разве что 80-летнюю бабушку. Прогресс на лицо, и нынешнее поколение уже вольно наслаждаться компактными камерами, оснащёнными 50-кратным зумом. Это оценивается не просто как прорыв, а как целый скачок, прыжок длиной в поколения. Действительно, что такое зум цифровой, в сравнении с оптическим суперзумом? Компакты с таким зумом по непревзойденному качеству фото уже успели составить ощутимую конкуренцию громоздким наборам из зеркалки и бесчисленных объективов, которые профессиональные фотографы в поте лица тащат на все фотосессии. Естественно, многих из специфических «примочек» высокофункционального фотооборудования такие компакты-суперзумы не заменят, однако в плане мобильности и эргономичности они дают им фору.
В силу того что компакты и так имеют мощный зум, объектив такой камеры не нуждается в постоянном снятии/надевании с целью поиска наиболее подходящего в конкретной фотосессии, так что это предотвращает попадание пыли на матрицу.
Зум также присутствует и в видеокамерах. Самым прогрессивным вариантом в этом случае будет являться суперзум с ручным зуммированием. Даже несмотря на то, что видеокамера с зумом – нынче не новинка, тем не менее наличие в приборе подобной функции – это значительный бонус.
Таким образом, лучше всего выбрать аппарат с оптическим зумом или компакт с суперзумом. Вы уже знаете, что такое зум цифровой и что такое качество увеличения фото. Зум не должен быть главным поводом для покупки аппарата, лучше приобрести хорошую камеру, предусматривающую возможность смены оптики. В таком случае, если желание или крайняя необходимость иметь высокократный зум вас захлестнут окончательно, всегда можно прикупить подходящий объектив.
Что такое зум (zoom) в фотоаппарате
Views: 1 470
Зум X (zoom англ.) — это кратность приближения. Термин широко используется в цифровых компакт-камерах, где производители техники выставляют на показ количество мегапикселей матрицы и кратность оптического или цифрового зума.
Какие виды зумирования бывают
Сегодня широко используется два вида приближения:
- оптическое
- цифровое
Оптическое приближение используется объективом фотокамеры, точнее сказать, объект съемки приближается за счет объектива (линз) фотоаппарата. Как правило, такое зумирование не ведет к потери качества получаемого кадра. Кратность зума в 10х означает, объект съемки может быть приближен в 10 раз. Чем больше мы зумируем объект съемки, тем больше у нас есть вероятность шевеленки, дрожания камеры (если фотографируем с рук), так что наличие стабилизатора изображения будет большим плюсом.
Цифровое приближение используется программным обеспечением фотокамеры. Здесь работает не оптика фотоаппарата, а программная составляющая. Т.е. если бы мы взяли нашу фотографию и увеличили ее на компьютере с помощью редактора. При цифровом зумировании значительно повышаются шумы на фотографии. Чем больше кратность цифрового зума в нашем кадре, тем меньше качество получаемой фотографии. Поэтому при выборе фотокамеры я бы не рекомендовал обращать внимание на кратность цифрового зума. Зачастую, это лишь маркетинговая уловка производителей фототехники.Современные мобильные телефоны, в основном, имеют цифровой зум, поэтому при фотографировании каких-либо объектов пренебрегать им не стоит. Картинка на экране мобильного телефона будет смотреться достаточно хорошо, а вот при переносе ее на ПК, мы увидим фото плохого качества. Соответственно, и при печати нашей фотографии, мы получаем множество артефактов. К тому же, при последующей обработке такого снимка, качество будет сильно ухудшаться.
Цифровые компакт-камеры (мыльницы) могут иметь кратность оптического зума до 30х. Здесь нужно быть осторожным, ведь при максимальном приближении, даже оптическом, мы можем значительно потерять в резкости снимка.
В современной цифровой фотографии, при использовании зеркальных фотокамер используются зум объективы, где кратность увеличения рассчитывается фокусным расстоянием объектива.
Наш глаз видит окружающий мир в эквиваленте ~50 мм. Все что больше, то идет на приближение. Все что меньше, то идет на отдаление. Поэтому, при использовании зеркальной камеры и сменной оптики, некорректно спрашивать у фотографа кратность зума объектива. В зеркальном сегменте такое понятие отсутствует.
При покупке длиннофокусного объектива стоит несколько раз подумать, ведь такие объективы используются в основном для съемки отдаленных объектов и использовать их каждый день вам не придется. Современные длиннофокусные объективы, с хорошей светосилой стоят очень дорого, и покупка должна быть оправдана на 100%.
Особенности зум-объективов — Фотожурнал
Мы уже рассказывали на нашем ресурсе об объективах с фиксированным фокусным расстоянием — фикс-объективах. И совсем незаслуженно обошли своим вниманием наиболее распространенные среди любителей фотографии объективы с переменным фокусным расстоянием, которыми штатно оснащаются подавляющее большинство фотокамер — зум-объективы. Эти оптические приборы для фотографии позволяет удалять и приближать сцену съемки, не сходя с места. При очевидном удобстве этой функции, следует знать об особенностях их применения, чтобы получать максимальный результат.
По принципу работы зум может быть оптическим и цифровым. Цифровой зум не имеет никакого отношения к объективу, и в данной статье мы не будем его рассматривать. Диапазон изменения фокусного расстояния зум-объективов (ФР) указывается на корпусе следующим образом:
Что означает: фокусное расстояние может изменяться от 14 до 42 мм на первом изображении и от 18 до 55 мм на втором. Поделив второе значение ФР (как говорят на сленге фотографы — на длинном конце) на первое — получает значение зума или увеличение объектива. (Например, для объектива на первой картинке — 42/14=3,5). Однако нас больше интересует угол зрения, который и определяет, что из видимого уместится в кадре. Угол зрения жестко связан с фокусным расстоянием и физическим размером матрицы (не путайте с количеством пикселей!). Чем больше фокусное расстояние, тем более узкий угол зрения и больше приближение:
Сейчас на рынке представлено большое количество фотокамер с различными физическими размерами матриц: полнокадровые (FF — «фул фрейм», точно соответствующие размерам кадра 35 мм пленки), APS-C («кропнутые» матрицы любительских зеркалок и просьюмерских компактов) и т.д.
Физические размеры матриц цифровых фотокамер
Для того, чтобы сравнивать углы зрения объективов разных фотокамер, пришлось ввести понятие «фокусное расстояние эквивалентное 35-мм фотопленки» или «эквивалентное фокусное расстояние» (ЭФР). При этом, в характеристиках объектива указываются два фокусных расстояния — реальное (которое написано на объективе) и ЭФР — для сравнения с другими объективами.
Для камер с матрицами, меньшими размера 35-мм пленки, при выборе объектива необходимо учитывать коэффициент, увеличивающий фокусное расстояние, написанный на объективе — Кроп-фактор. Для APS-C матриц, например, это обычно 1.5 (1.6 для камер Canon), что означает, что объектив с указанным на корпусе фокусным расстоянием 50 мм, при установке на камеру с уменьшенной матрицей APS-C будет работать как с ФР 50х1,5 =75 мм.
В таблице, показанной ниже, приведены ориентировочные фокусные расстояния по сюжетам съемки. Значения эти условны, границы указанных диапазонов не следует воспринимать как догму.
Таблица — Значения фокусных расстояний указаны в эквиваленте для 35-мм фотопленки
Сюжет съемки | Рекомендуемое |
Пейзажи, панорамы | 16-28 мм |
Портрет, натюрморт, репортаж | 50-85 мм |
Дикая природа | 100-500 мм |
Таким образом, для большинства сцен вполне достаточно одного зум объектива с ЭФР 24-70 мм. Если вы обратите внимание, то именно такой, или с близким диапазоном ФР, предлагается в комплектах к камерам со сменной оптикой (китовые объективы с ФР 18-55 мм для любительских зеркалок имеют ЭФР 27-82 мм).
Как происходит в объективе изменение фокусного расстояния? За счет изменения положения линз. Из-за этого, даже в небольших фотоаппаратах, объективы с большим диапазоном ФР приходится сильно выдвигать из корпуса. Это не всегда удобно, так как занимает дополнительное время и снижает надежность.
Подобрать линзы в объективе, идеально работающие при изменении положения между собой, невозможно. Т.е. зум-объектив может показать приемлемые характеристики лишь в узком диапазоне ФР, несмотря на значительно бóльшие возможности. В остальном же диапазоне неизбежны искажения. Для обеспечения достаточного качества для любого положения линз оптические формулы зум-объективов сложны, с большим количеством линз по сравнению с фикс-объективами. К тому же механизм выдвижения может сломаться, особенно при попадании в него песка, не говоря уже о влаге и ее спутнике — плесени. Уплотнительные элементы зум-объектива имеют свойство изнашиваться и терять со временем эластичные свойства. Так же вам, наверное, приходилось слышать о люфте выдвигаемых частей объектива, что не способствует качеству изображения за счет искажения геометрической оси группы линз в объективе.
Оптические схемы фикс и зум объективов. Обратите внимание на количество линз
Если же диапазон ФР большой — так называемые супер-зум объективы (18-120, 18-200 и т.д.) — неизбежна расплата за универсальность: снижение светопропускания, увеличение внутреннего рассеивания, снижение детализации картинки и значительные геометрические искажения объектов съемки при широких углах. Возможно, вы замечали, что при съемке группы людей в тесном помещении на широком угле зум-объектива, лица у тех, кто стоит с краю вытягиваются и закругляются, а сами люди приобретают наклон. Кому такое понравится? То же касается съемки архитектурных сооружений. Чем дешевле объектив и больше диапазон ФР, тем больше искажений и прочих, выше перечисленных дефектов при съемке. Особенно это справедливо для универсальных суперзумов.
Сказанное выше в равно степени относится и к фотоаппаратом с не сменным объективом, имеющим большой диапазон ФР — так называемые всевдозеркалки (или ультразумы).
Итак, следует иметь ввиду:Чем больше диапазон изменения фокусного расстояния (как говорят — больше зум или степень увеличения), тем больше вероятность искажений на широких углах, внутреннее светорассеивание и ухудшение детализации изображения
Стоит отметить, что если вы снимаете для выкладывания в сеть или размер снимков для печати не превышает 10х15 см, то про детализацию можно особо не беспокоиться — качество снимков будет приемлемым. Но светорассеивание и искажения невозможно устранить никакими компьютерными доработками.
Использование больших фокусных расстояний (сильных приближений), не зависимо от принципа работы зума, таит в себе еще две опасности.
1. Чем больше приближение, тем менее стабильно положение камеры. Особенно это чувствуется при маленьких размерах камеры, которую трудно удержать ровно. Объект съемки начинает прыгать, плясать, пропадать из кадра, что при съемке приведет к смазыванию изображения и браку.
Чтобы избежать подобного явления, для получения стабильного изображения, следует использовать короткие выдержки. Но тут кроется еще один подводный камень.
2. При увеличении фокусного расстояния падает светопропускание объектива. То есть фотограф попадает в двойную яму: выдержка должна быть короче, а светопропускание мало. В результате, фотоаппарату не хватит света чтобы сделать корректную экспозицию. И если в солнечный день проблем не будет, то в облачную погоду, в сумерках, съемка с большими фокусными расстояниями представляет большую проблему.
Производители позаботились о пользователях, предлагая объективы со встроенными стабилизаторами изображения, что обычно указывается в описании и маркировке. Эти устройства позволяют примерно на 3 ступени расширить диапазон освещённости, при которой получаются качественные снимки.
В вопросе при выборе зума — стоит ли покупать универсальные суперзум-объективы, предпочитая мобильность, или светосильную оптику с умеренным диапазоном ФР, ставя во главу угла качество — однозначного ответа нет. Каждый решает сам, исходя из условий съемки, требуемого качества и других критериев.
Изучите возможности своей аппаратуры, сделав тестовые снимки с различными ФР и для всех перечисленных ситуаций. Так вы будете точно знать, когда и как можно применять разные установки, чтобы получить качественные фотоснимки.
Всего вам фотографического!
Зум объективы / Гид покупателя на Prophotos.ru
Дата публикации: 27.08.2014
Зумы на все случаи жизни
Универсальный зум на все случаи жизни
Именно этому типу объективов часто отдают предпочтение начинающие фотографы. Судите сами: универсальные зумы имеют диапазон фокусных расстояний, охватывающий область широкоугольников, стандартных и телеобъективов. Казалось бы, что еще нужно фотографу?
Пример кадра, снятого на универсальный зум в широкоугольном положении
Пример кадра, снятого на универсальный зум в телеположении
Но в этом мире не бывает ничего по-настоящему универсального. Такие модели отличаются низкой светосилой, а это может создать проблемы при съемке не только в помещениях, но даже на улице в пасмурный день. Оптическое качество универсальных зумов также не всегда оказывается на высоте. Будьте готовы к тому, что фотографии, сделанные таким объективом, могут получиться недостаточно резкими. Особенно это будет заметно на камерах с высоким разрешением матрицы.
Если же вы не снимаете в условиях плохого освещения, не предъявляете очень высоких требований к качеству фотографий и во главу угла ставите удобство использования объектива, то универсальный зум будет для вас лучшим решением. Купив один такой объектив, можно забыть о необходимости приобретения другой оптики. Он заменит собой два-три объектива с меньшим диапазоном фокусных расстояний, но лучшими оптическими характеристиками.
Узнать цену:
Стандартный зум
За много лет существования зеркальных фотокамер, требования к данному классу объективов были сформулированы довольно четко: фокусное расстояние от широкоугольного до умеренного теледиапазона, плюс высокая светосила. У многих фотографов такой объектив практически всегда установлен на камере, так как он позволяет работать в большинстве жанров: пейзаж, портрет, бытовая съемка, репортаж. За счет относительно невысокой кратности зума (3-4х), удается достичь довольно высокого оптического качества. Однако и цена лучших представителей этого класса часто сопоставима со стоимостью камеры, а иногда и превышает ее. Самыми дорогими являются модели, рассчитанные на использование с полнокадровыми профессиональными камерами. Их диапазон фокусных расстояний составляет обычно от 24 до 75 мм, а светосила — f/2,8.
Узнать цену:
Пример кадра, снятого на стандартный зум в широкоугольном положении
Пример кадра, снятого на стандартный зум в телеположении
Для камер с уменьшенным размером матрицы, в последние годы были разработаны более дешевые, но зачастую не менее качественные, модели. Их диапазон фокусных расстояний обычно составляет от 18 до 50 мм (то есть эквивалентное фокусное расстояние близко к диапазону 28-75).
Узнать цену:
Также в модельных рядах производителей фототехники обычно присутствуют бюджетные объективы со схожими диапазонами фокусных расстояний, но обладающие меньшей светосилой (постоянной f/4 или переменной до f/4,5). За редким исключением качество этих моделей ниже, чем топовых, однако и стоимость значительно ниже.