Кто изобрел колесо первым: когда и где придумали первое, история создания

Содержание

когда и где придумали первое, история создания

Сложно сказать, какое развитие получила бы человеческая цивилизация, если бы в древние времена не было изобретено колесо. Эта, на первый взгляд, простая деталь оказала значительное влияние на дальнейшее развитие научно-технического прогресса. Она легла в основу различных машин и механизмов. При этом точных сведений, кто конкретно изобрел колесо, нет. Однако его создателя можно считать настоящим гением своего времени.

Содержание

Ролики – предшественники колес

Далеко не каждому человеку известно, когда конкретно появилось колесо. Первые округлые предметы, отдаленно напоминающие этот предмет, стали создаваться еще во времена палеолита, или 15-750 тысяч лет назад. Точные сведения на этот счет у историков отсутствуют.

В давние времена для перемещения тяжелых предметов на значительные расстояния применяли обыкновенные бревна. Этот способ имел важный минус. Для его применения под бревна приходилось класть большое количество каменных роликов, которые напоминали небольшие колеса. Они постоянно выскальзывали из-под бревен.

Однако людям удалось справиться с этой проблемой. Они сделали из досок специальную платформу и зафиксировали ролики так, что давящий сверху груз прижимал их к земле, а не выталкивал.

Еще спустя 1500 лет люди придумали следующее усовершенствование. Они снабдили прообраз колеса деревянными спицами. К такому решению людей подтолкнула военная потребность. Первыми колеса с деревянными спицами стали использовать египтяне. Это изобретение датируется 2000 годом до нашей эры.

Появление изобретения в Месопотамии

В 4000 до нашей эры были созданы колеса, которые впоследствии удалось обнаружить во время раскопок шумерского города Урук. Он располагался в Месопотамии. Через 1000 лет изобретение настолько усовершенствовали, что шумерские цари начали брать с собой в загробный мир не только драгоценности, пищу и рабов, но и колесные повозки. Такие захоронения были найдены в древних городах Киш и Ур. Также их обнаружили в древних Сузах.

Такие конструкции изготавливали из сплошного деревянного круга, который имел вырезанное отверстие для оси. При этом они держались на месте клином. Прообразом такого устройства стали деревянные катки, которые применялись для передвижения тяжелых каменных блоков. Их обычно использовали при сооружении гробниц и храмов.

Первое колесо – игрушечное

Кто конкретно придумал такую конструкцию, доподлинно неизвестно. Однако считается, что первые сооружения такого типа датируются пятым тысячелетием до нашей эры. Именно к этому периоду относится находка румынского ученого, которая была сделана в 1981 году около города Яссы.

При проведении раскопок исследователь обнаружил глиняные игрушки, которые изображали колесную повозку. Сегодня это самое древнее свидетельство существования колес, которое известно историкам.

Похожие конструкции, которые датируются четвертым тысячелетием до нашей эры, были найдены и в других местах в Центральной Европе. Они представляют собой керамические горшки, изображающие повозки и игрушечные колесики. Также ученым удалось найти окаменевшее деревянное колесо, сделанное из ясеня.

Помимо этого, была найдена двухколесная повозка возрастом около 5 тысяч лет. Ее удалось отыскать из погребения «Тягуновой могилы», которая представляет собой курган, расположенный в Запорожской области Украины. Такие находки доказывают, что современная цивилизация все же зародилась в Центральной Европе.

Появление повозки на колесах

Серьезные трансформации в обществе вызвали не игрушечные колеса, а настоящие. Они появились на несколько сотен лет позже. Повозка была создана около 5400 лет назад и стала первым изобретением, которое мгновенно распространилось по миру. Археологи нашли древние повозки в самых разных странах. Распространение такого сооружения не остановили даже культурные барьеры того времени.

Конструкции старых повозок существенно отличались друг от друга. В одних ось была намертво прикреплена, как в современных поездах, в других – свободно вращалась на оси, как в автомобилях. По мнению экспертов, это было связано с тем, что создатели конструкций не имели возможности детального изучения механизма. Потому они пытались воссоздать то, что было видно издалека.

Создание повозок сильно повлияло на жизненный уклад людей на Ближнем Востоке и в странах Европы. Такие конструкции существенно повысили продуктивность работы фермеров. Это значительно повлияло на ландшафт.

Ранее для перевозки семян, удобрений и урожая требовались большие группы людей. Благодаря созданию повозок появились семейные фермы. Поселения, которые до этого концентрировались вокруг рек, распространились в глубину степей. Таким образом, изобретение повозки оказало значительное влияние на развитие экономики, образ жизни людей, тактику ведения военных действий и даже распространение языка.

Изобретение Квеклоса

Ученые уверены, что сконструировать на основе небольшой игрушки полноценную повозку было весьма проблематично. К тому же создание оси и колеса было весьма сложным и трудоемким делом, которое требовало применения точных инструментов – в частности, шила и долота. К тому же повозка не могла быть сделана поэтапно. Это означает, что ее история связана с работой одного человека.

Изобретателя такой конструкции называют Квеклосом. Это слово, по мнению палеонтологов, означало «колесо». Оно стало производным от глаголов «крутить» и «вращать». По сути, создатель конструкции назвал свою работу «вращалище».

Квеклос появился на свет около 5400 лет назад. Благодаря распространению повозки и множеству упоминаний об этой конструкции в летописи такая цифра считается довольно точной. Если дата рождения Квеклоса примерно известна, то место остается спорным моментом. Дело в том, что повозка распространялась настолько стремительно, что сложно определить, где она впервые появилась.

Используемые инструменты

Квеклос был, без сомнения, гением и мастером своего дела. Чтобы изготовить из игрушки полноценную повозку, потребовалось разрешить ряд задач. Многие исследователи уверены, что первые в мире медные инструменты неслучайно появились незадолго до создания первой повозки. Дело в том, что оси и колесо не удалось бы изготовить простыми каменными орудиями.

Недостатки изобретения

По мнению Стивена Фогеля, самое важное в такой конструкции то, насколько хорошо колесо закреплено на оси. Если оно зафиксировано слишком крепко, повозка не сможет перемещаться. При свободной фиксации колесо попросту отвалится. Для крошечной игрушечной модели такие проблемы не характерны.

Также в небольших изделиях не обязательно придерживаться пропорций между диаметром и длиной оси. При этом в полноразмерной повозке чересчур толстая ось создает повышенное трение. Если же она будет очень тонкой, то сломается под тяжестью груза.

Также большое значение имел размер колеса в таком транспорте. При использовании слишком маленьких элементов повозка не смогла бы преодолеть выбоины на дорогах. Слишком большие детали помешали бы ей сдвинуться с места. Но, несмотря на уникальные технологические решения, использованные Квеклосом, его колесо было бесполезным без использования волов.

Где было найдено первое колесо

Изобретатель колеса жил в древние века. Потому в истории не сохранилось ни его имя, ни место создания данной конструкции. Прообразом современного колеса историки считают круглые каменные жернова, которые применялись для размалывания злаков со времен неолита.

Исторический период, к которому принадлежат первые колеса, удается определить весьма приблизительно. Он датируется 5000 лет до нашей эры. Именно к такому времени относится археологическая находка, которую сделал румынский ученый около города Яссы в 1981 году. При проведении раскопок были найдены глиняные игрушки в виде колесной повозки. К сегодняшнему моменту это самые древние колеса, которые известны историкам.

Хотя колесо считается довольно древним изобретением, многих людей интересует, кто именно получал на него патент. Если верить отчетам патентного ведомства, это сделал Джеймс Макомб из Принстона. Он запатентовал полое водяное колесо, которое предназначалось для применения в гидроэнергетике.

Патентное ведомство подтверждает выдачу этого документа. Однако оригинальная запись была уничтожена во время пожара, который случился в организации в 1836 году.

Влияние колеса на эволюцию

Первый изобретатель конструкции остался неизвестным. Тем не менее, такие сооружения были известны во множестве цивилизаций и оказали значительное влияние на ход эволюции. Подобные сооружения использовали для обработки земли. По мере роста поселений у людей стало появляться все больше времени и возможностей для изучения мира и его строения. Таким образом, люди начали создавать новые технологии.

Вначале исследователи открыли характеристики различных металлов. Вместо камня они начали применять бронзу, которая представляла собой сочетание меди и олова.

Древние цивилизации находились в Месопотамии. Исследователи называют это место колыбелью цивилизации. На этой территории находилось много городов-государств. Там получили широкое развитие ремесла и торговля. Алхимики, астрономы, математики двигали науку вперед. Они создавали календари и системы для измерения.

Металлическое колесо впервые было создано на территории Месопотамии. Для его сооружения применялась бронза. Колесные повозки получили широкое признание. Шумерские правители даже брали их с собой в загробный мир. Такие погребения были найдены возле ряда древних городов Сузы, Киш, Ур.

Возле крупных рек стали появляться и иные древние цивилизации. Древний Египет располагался возле Нила, Китай – около Хуанхэ, а Древняя Индия – возле Инда. Такие регионы были весьма плодородными. Чтобы обрабатывать поля, требовались новые орудия и технологии. В перечисленных цивилизациях проводился весьма примитивный отсчет времени. Для его усовершенствования были созданы солнечные и водные часы. Также широкое развитие получила металлообработка и изготовления стекла. В перечисленных производствах активно использовали колеса.

Помимо этого, многие цивилизации пользовались символикой, которая имела связь с колесом. Это, в частности, касается индоевропейских цивилизаций. Таким способом древние люди обозначали сменяемость циклов жизни и смерти. Круг был связан с бесконечностью. При этом люди пытались с его помощью показать, что жизнь и смерть сменяют друг друга.

Древние люди пользовались такой формой для создания своих сакральных символов. В качестве примера можно привести буддийскую Дхарму и славянский Солнцеворот. При этом колесо символизировало власть и постоянное обновление.

Однако существовали также народы, которые не пользовались такими сооружениями в бытовых целях. К ним, в частности, относятся африканские и американские народы. Однако при раскопках у них удалось отыскать игрушечные колесные повозки.

Ольмеки тоже максимально приблизились к созданию колеса. Они пользовались деревянными катками во время проведения строительных работ. В Америке колесные повозки были созданы только после прибытия туда европейцев. Без создания колеса сложно представить себе развитие человечества.

Спустя некоторое время в конструкцию колес внесли много изменений. В настоящее время обода и спицы изготавливают из металла. Вокруг них размещают резиновые камеры и шины. За счет таких усовершенствований такое элемент стал более эффективным, легким и долговечным. Благодаря колесу мир постоянно меняется, и этот прогресс не останавливается.

Колесо представляет собой одно из наиболее интересных и важных изобретений в истории человечества. Сложно сказать, кто первым придумал такую конструкцию, поскольку она появилась в 5000 лет до нашей эры. За время своего существования колесо претерпело много изменений и усовершенствований. Оно стало основой для многих других разработок и механизмов.

Кто изобрел колесо: эволюция

Добиваясь совершенства, природа экспериментировала миллионы лет. Поэтому инженеры давно взяли на вооружение бионику – метод заимствования технических решений у живой природы. Даже самые, казалось бы, новейшие достижения конструкторской мысли – композитные материалы, облегченные сотовые конструкции, наноструктурные покрытия – имеют природные прототипы. А недавно выяснилось, что даже в изобретении колеса человек не был первым.

Дмитрий Мамонтов

Профессор Пол Людо, научный руководитель отдела позвоночных канадского Королевского палеонтологического института, сидел в своем кабинете и писал какой-то рутинный отчет за прошедший 2008 год, когда ему позвонил директор института. «Пол, - сказал директор Клод Менье, — ко мне обратился мой приятель-археолог, который работает в Южных Пиренеях в Испании. В прошлом сезоне они откопали там новую пещеру с уникальной наскальной живописью. Так вот, они только что нашли еще одну пещеру, а в ней — хорошо сохранившийся скелет животного. Похожего на кабана, но очень странного кабана. Это, кажется, по твоей части». Меньше чем через сутки после первого взгляда на присланную фотографию профессор Людо уже летел через Атлантику во Франкфурт, чтобы там пересесть на рейс в Барселону, где его ждала машина археологической экспедиции.

Мутация или артефакт?

Начальник экспедиции археологов Диего де Верагоса оказался высоким стройным брюнетом лет 45, он сразу же повез Людо в обнаруженную в прошлом сезоне пещеру Пехта. На светлой стене охрой и гематитом были изображены стада странных животных… с колесами вместо ног.

«Сначала я думал, что это подделка или чей-то глупый розыгрыш, — пояснил де Верагоса. — Но потом мы провели все положенные экспертизы, радиодатировку, связались с несколькими университетами — нет, все правильно, солютрейская культура, примерно XXV-XXI тысячелетия до н.э. Конечно, палеолитическая наскальная живопись этого периода вообще довольно далека от реализма, так что мы не стали обращать на это особого внимания. Но в нынешнем году мы добрались до завала, ведущего в соседнюю пещеру, а там…»

Взглянув на хорошо сохранившийся скелет, профессор Людо не поверил своим глазам: конечности существа вместо пальцев или копыт заканчивались массивными костяными колесами. Единичная мутация?

Но скелет оказался только «первой ласточкой» — чуть позже в той же пещере палеонтологи нашли еще пять скелетов таких же животных различной степени сохранности. И у всех конечности заканчивались точно такими же костяными наростами. Может быть, наросты представляют собой предметы материальной культуры позднего палеолита — обработанные каменными резцами кости? Но и эту идею пришлось отмести: при тщательном рассмотрении оказалось, что почти идеально круглые наросты представляют собой чисто природные образования, которых не касалась рука человека — никаких следов инструментов не было найдено. А  уже позднее палеонтологи под руководством Пола Людо смогли частично реконструировать удивительное животное, подтверждающее приоритет природы в изо-бретении колеса.

Свиньи и автомобили

Костяные «колеса» оказались сросшимися четырьмя пальцами, которые приняли удивительно правильную круглую форму. Однако биомеханика животного, которое, судя по строению скелета и другим деталям, принадлежало к роду Sus семейства свиней (Suidae), представляла собой полную загадку. Костяной диск с суставом не был закреплен на кости и свободно вращался, как на оси, один палец не сросся с остальными и отстоял отдельно, причем был довольно развит.

Сами конечности представляли собой настоящий кошмар для палеонтологов — специалистов по биомеханике: локтевой и кистевой суставы были изогнуты под совершенно невероятными углами. «Мы не могли понять, как такое животное вообще может стоять на ногах. Мой отдел бился над этой проблемой больше полугода. Мы сделали компьютерную модель всех костей, но они никак не складывались в единую конструкцию. И вот однажды на семейном ужине, когда я упомянул об этом, проблемой заинтересовался мой племянник Серж — студент Технологического университета Онтарио, будущий автомобильный инженер. Оказалось, мы обращались не к тем специалистам, — смеется профессор Людо. — Взгляд автомобильного инженера помог опознать в нашей модели простую систему подвески с качающимися полуосями, которая широко применялась на различных автомобилях до 1970-х годов!»

Когда наконец кинематику движений животного, к тому времени официально получившего имя Sus ludus rotalis в знак признания заслуг профессора Людо, удалось реконструировать, палеонтологи долго не могли прийти в себя от изумления — настолько реальность оказалась фантастичнее даже самых смелых фантазий. Похоже, после того как четырехколесная свинья достигала взрослого возраста (5−6 лет), отмирали и разрывались сухожилия и связки, крепившие колеса, так что последние начинали свободно вращаться на хрящевом подшипнике на оси, роль которой выполняла одна из костей. А как же эти животные поднимались в гору? А вот здесь свою роль играл большой палец, который «блокировал» колесо и выполнял тем самым роль «стояночного тормоза». Заблокированные «колеса» представляли собой разновидность копыт.

Зачем природе понадобилось создавать такой сложный механизм?

«Насколько нам известно, Sus ludus rotalis обитали в ограниченном ареале предгорий Пиренеев, но примерно 20 000 лет назад вымерли — по причине, которую нам еще предстоит выяснить, — рассказал «ПМ» профессор Людо. — Они явно были всеядными, но, судя по строению зубов, отдавали предпочтение охоте. Однако, как и у других обитателей гор, ноги их были слишком короткими, чтобы они могли развивать большие скорости в погоне за добычей (а также убегая от хищников), и тогда природа пошла другим путем, создав столь необычную конструкцию. Наши модели показывают, что при движении с гор такие свиньи могли разгоняться почти до 100  км/ч, что делало их, по-видимому, самыми быстрыми животными на Европейском континенте».

Родина колеса

Почему ареал обитания Sus ludus rotalis был ограничен только небольшим регионом Южных Пиренеев в районе Серра-де-ла-Конка, палеонтологи, как говорит профессор Людо, пока не знают. Но этот факт может дать ответ на два очень важных вопроса, давно волнующих историков, археологов и антропологов: где появилось колесо и почему люди в некоторых частях света не смогли додуматься до этой простой конструкции?

Например, известно, что у аборигенов Австралии и племен Черной Африки не было даже намека на колеса. А у чрезвычайно развитых во многих отношениях цивилизаций инков и ольмеков, населявших Южную и Центральную Америку и создававших сложные и масштабные механизмы, колесо встречается только в игрушках. Объяснением этого странного факта может служить то, что маршруты расселения человека из Африки в Америку и Австралию около 30 000 лет назад проходили довольно далеко от этого уединенного района Пиренеев. До обитателей Американского континента каким-то образом дошли обрывки этой информации (возможно, в процессе многочисленных миграций), однако они не могли представить себе, что этот механизм может быть масштабирован до крупных размеров — ведь перед глазами у них не было «действующей природной модели». А у европейцев такой «образец» был, и, как считают антропологи, именно отсюда колесо распространилось по всей Европе, Азии, а также Аравийскому полуострову.

Примечание редакции: данная статья опубликована в апрельском номере журнала и является первоапрельским розыгрышем.

Кто придумал Колесо — Когда Изобрели?

Ни для кого не секрет, что львиная доля изобретений, особенно тех, которые составляют технический базис, являются не столько продуктом напряженной инженерной мысли, сколько результатом вдумчивого наблюдения за окружающим миром. Однако есть и исключения. Так, колесо, элементарнейшее устройство, сочетающее в себе вращательное и поступательное движение, не имеет аналогов в природе. Именно это загадочное обстоятельство породило версию о внеземном происхождении колеса.

Время и место изобретения колеса точно определить сложно. Однако возможность поступательного движения круглого предмета была известна людям с глубокой древности. Амулеты в виде небольших дисков с отверстиями посередине и радиальными прорезями, обозначающие солнце и его движение по небу, принадлежность большинства ранних культур. Одна из таких находок была сделана при раскопках первобытной стоянки на реке Сунгирь. Обнаруженные «солнечные колеса» были вырезаны из кости мамонта примерно 25 тыс. лет назад, в период верхнего палеолита.

Колесо круглый, свободно вращающийся или закрепленный на оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить. Колесо широко применяется в транспортных целях, а также повсеместно используется в различных механизмах и инструментах. Является одним и древнейших и важнейших изобретений человечества. Первые изображения колеса, обнаруженные в Междуречье, относятся к IV тысячелетию до н. э.

Примерно к этому же времени историки относят появление прообраза колеса катков, при помощи которых люди перемещали тяжести. Было замечено, что по упавшим деревьям волочить мамонта или тяжелый камень намного легче особенно если на пути попадались прямые и гладкие кругляки, которые перекатывались по земле. Затем очищенные от сучьев бревна стали специально подкладывать под грузы, перемещая вперед по мере продвижения. Этот способ применялся при строительстве египетских пирамид для перемещения каменных плит весом несколько тонн. Первые повозки представляли собой салазки-волокуши, поставленные на несколько скрепленных между собой бревен-катков.

 

 

Фрагмент инкрустированного «Штандарта войны и мира». Ур, Междуречье.

Между катками и настоящим колесом многовековая дистанция. Сначала люди заметили, что после того, как катки в средней части истирались и становились тоньше, груз меньше соскальзывал, и его становилось удобнее транспортировать. Тогда бревна-катки начали специально обжигать или обтесывать так появился предок современной колесной пары, используемой в железнодорожном транспорте: деревянные диски, которые составляют единое целое с осью и вращаются вместе с ней.

Первое свидетельство о колесном транспортном средстве датируется IV тысячелетием до н. э. Это изображение салазок на колесиках, найденное при раскопках города Урук в Месопотамии. К 2700 г. до н. э. там же появляются рисунки повозок. В это же время шумеры начинают хоронить своих царей вместе с колесницами. Такие погребения найдены в Кише, Уре, в эламском городе Сузы.

Следующим шагом было отделение колес от оси. Колесная пара хороша для езды по рельсам, но при движении по дороге трудности возникают при каждом повороте: тяжело груженная повозка может опрокинуться или даже развалиться. Во II тысячелетии до н. э. в Малой Азии появились колеса с центральными отверстиями ступицами, в которых закреплялась неподвижная ось. Теперь на повороте каждое колесо могло вращаться со своей скоростью, что сильно увеличивало маневренность. Чтобы колеса меньше терлись об ось, ступицы смазывали жиром или дегтем. Однако повозки с колесами из цельного куска дерева были еще очень тяжелыми и неповоротливыми. Передвигались они медленно, обычно в них запрягали могучих, но неторопливых волов.

 

 

 «Солнечная повозка» из Трундхольма миниатюрное скульптурное изображение повозки эпохи бронзового века. XVIII-XVII вв. до н. э.

Чтобы облегчить тяжелое дисковое колесо, в нем стали делать радиальные прорези, которые впоследствии сменились закрепленными между ступицей и ободом спицами. Число спиц обычно было четным, их количество зависело от диаметра колеса: чем больше диаметр тем больше требовалось спиц. В Египте получили распространение колеса с четырьмя спицами, в Греции и Риме с восемью. Чтобы ход колеса был более мягким, его обшивали кожей или обивали по ободу деревянным обручем. Железный обод вместо деревянного около 3 тыс. лет назад начали применять кельты. Это сделало колеса более прочными, а колесницы в целом более подвижными и легкими, что значительно помогло в освоении новых территорий.

Появление колеса дало толчок развитию ремесел. Наверно, нет такой области производства, где бы не использовалось колесо. Блоки и лебедки в строительстве, гончарный круг, прялки, водочерпальные и мельничные колеса, зубчатые передачи и шкивы служат людям многие столетия. Еще большую роль колесо сыграло в эпоху промышленной революции трудно найти механизм, который не имел бы в своем устройстве хотя бы крохотного колесика или передачи. Точные механизмы, в том числе астрономические приборы и хронометры, также не могут обойтись без этого изобретения.

С течением времени колесо находило все новые сферы применения, однако его основная функция транспортная оставалась неизменной на протяжении многих веков, и никаких революций в ней не происходило. И только XIX век принес открытия, сделавшие передвижение на колесном транспорте более удобным и приятным.

В 1846 г. Роберт Уильяме Томпсон, английский инженер-железнодорожник, получил патент на прародительницу пневматической шины, сделанную из прорезиненной ткани. Шина состояла из двух частей: камеры и наружного покрытия. Камера изготовлялась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с обеих сторон раствором натурального каучука или гуттаперчи. Наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Вся конструкция крепилась на обод болтами, в ней был предусмотрен клапан, через который шину накачивали. Широкого практического применения «воздушное колесо» не нашло, а после смерти изобретателя было и вовсе забыто.

Через 40 с небольшим лет ветеринар из Шотландии Джон Бойд Данлоп наблюдал за своим сыном, который катался по двору на велосипеде. В те времена велосипеды были громоздкими, с металлическими ободами, они со скрежетом подпрыгивали на каждом камешке. Данлоп заметил, как мягко амортизировал толчок резиновый шланг для поливки, на который наехал велосипед. Он отрезал кусок шланга по размеру окружности велосипедного колеса, заварил в кольцо, приспособил ниппель и… стал известным на весь мир изобретателем пневматической шины, на которую получил патент в 1888 г. Сейчас фирма Dunlop один из крупнейших производителей автошин.

Два года спустя британский инженер Чайлд Уэлтч предложил отделять камеру от покрышки, вставлять в края покрышки проволочные кольца и сажать ее на обод, который впоследствии получил углубление к центру. Тогда же англичанин Барлетт и француз Дидье независимо друг от друга разработали способы монтажа и демонтажа шин. Все это определило возможность применения пневматической шины на автомобиле. Создатели современных покрышек постоянно меняют их химический состав и рисунок протектора, благодаря чему автомобиль становится более маневренным, увеличивается сцепление с дорогой, уменьшается износ шин.

 

 

Велосипед с пневматическими шинами Данлопа.

 

 

Деревянное колесо со спицами.

Другим важным нововведением стал шариковый подшипник. Еще в Древнем Египте при транспортировке самых тяжелых грузов катки подкладывали непосредственно под перемещаемый предмет, притапливая их в специально вырытых бороздах. В бороздах, задающих направление движения, каткам было легче вращаться. Изобретение конусного шарикоподшипника приписывают Леонардо да Винчи. В 1907 г. шведский инженер Свен Вингквист изобрел первый самоустанавливающийся сферический шарикоподшипник. В том же году новинка попала на рынок.

Подшипник это своего рода колесо в колесе. Трение между осью и ступицей возрастает с увеличением скорости, и его невозможно устранить при помощи даже самой лучшей смазки. Но если между осью и ступицей поместить гладкие стальные шарики, ступица своей внутренней поверхностью будет катиться по шарикам, а шарики, в свою очередь, по оси. Шарики в подшипнике находятся между двумя кольцами, при этом внешнее кольцо примыкает к ступице, а внутреннее к оси. Существует также роликовый подшипник, в котором между кольцами вместо шариков находятся стальные ролики, похожие на маленькие катки.

Изменилось за последние два столетия и само колесо. Деревянные спицы были заменены легкими стальными, в конструкции появилась центральная втулка. В 1920-х годах были выпущены первые колеса с дисками из легкого сплава. Сегодня колеса изготавливают из специальных очень прочных и легких алюминиевых сплавов.

Можно было подумать, что к XIX в. технический потенциал колеса и возможности его видоизменения оказались полностью исчерпаны, однако оригинально мыслящие люди нет-нет да и находили ему новое применение. Например, в 1893 г. изобретатель Джордж Феррис представил на промышленной выставке в Чикаго новый аттракцион. Вращаемое при помощи паровых машин колесо диаметром 75 м поднимало 36 прикрепленных по ободу кабин на 60 человек каждая. Первое колесо обозрения, позволявшее пассажирам полюбоваться панорамой выставки, пользовалось огромным успехом, а сегодня оно является непременной принадлежностью парка аттракционов даже небольшого провинциального городка.

Впрочем, инженеры не оставляют колесо в покое и по сей день. Например, разработка с гибким эластичным ободом помогла избавиться от существенного недостатка низкой проходимости по бездорожью и болотистой местности. Такое колесо способно изменять форму от круглой до эллиптической в зависимости от нагрузки, чем обеспечивается лучшее сцепление с поверхностью. А для езды по глубокому снегу или песку можно использовать даже квадратные колеса. Вероятно, чем проще изобретение, тем больше вариантов его использования, а значит, колесо не раз еще продемонстрирует себя в новом облике.

 

 

Колесо обозрения на Всемирной выставке в Чикаго. 1893 г.

Колесо в космосе

Первым небесным телом, на котором появилось колесо, стала Луна Произошло это 17 ноября 1970 г., когда советская беспилотная станция «Луна-17» доставила на поверхность спутника Земли первый луноход. Он двигался на восьми колесах с легким сетчатым ободом, и каждое колесо имело свой электромотор.

Кто изобрел колесо? — Краткая история

Кто изобрел колесо и когда? На самом деле колесо может быть не таким старым, как вы думаете! Знаете ли вы, что искусство, гончарное дело, флейта, вино и косметика были изобретены до появления колеса?


TL;DR

Самое раннее свидетельство существования колеса….
4200–4000 гг. до н.э., они использовались для гончарного дела. Поскольку колесо было изобретено до того, как велись записи, никто никогда не сможет узнать, кто изобрел колесо. Самые ранние колесные транспортные средства появились где-то между 3500–3350 годами до нашей эры. Изобретение было быстро принято в некоторых частях Европы и Азии. До этого сани использовались для перемещения больших и тяжелых предметов по суше. Одомашнивание лошадей и дорожная инфраструктура сыграли ключевую роль в принятии колеса как вида транспорта.


Кто изобрел колесо?

Поскольку колесо было изобретено до того, как велись записи,  никто никогда не узнает, кто изобрел колесо , или даже какое племя придумало его. Однако широко распространено мнение, что древние жители Месопотамии  изобрели колесо около 4200–4000 гг.

Карта, показывающая границы Месопотамии.

Первые колеса на самом деле были гончарными кругами и не использовались для транспортировки, известные как «турнеты» или «медленные колеса».

Один археолог заявил, что нашел свидетельства существования игрушечной каменной «машины», датируемой примерно 5 500 годом. Однако доказательства этой даты остаются неясными и первоначальная публикация была удалена.

Как они перемещали большие предметы перед колесом?

До изобретения колеса большие/тяжелые предметы обычно тащили какая-то форма саней.

мегалиты, перемещенные островом Ниас у западного побережья Суматры, Индонезия — около 1915 — Collectie Stichting National Museum van Wereldculturen

Сейчас вы можете подумать: «Но эй, памятники вроде Стоунхенджа (3000 г. до н.э.) использовали грубую, раннюю форму колеса: бревна, чтобы катить камни по земле!» Однако, как это ни странно, археологи все чаще начинают думать, что эти камни на самом деле перемещались с помощью салазок с какой-либо смазкой, например свиным салом. То же самое относится и к пирамидам (2589 г.и 2504 г. до н.э.), одна из теорий предполагает, что большие камни тащили на санях, а на песок поливали воду, чтобы уменьшить трение.

Когда было изобретено первое колесное транспортное средство?

Где-то около 3500–3350 гг. до н. э. первые колесные транспортные средства появились в некоторых частях Европы и Азии . Никто точно не знает, было ли это одновременным изобретением или быстрым внедрением новой технологии.

Опять же, поскольку записи не велись, мы никогда не сможем знать наверняка имя первого мужчины или женщины, использовавших колесо для передвижения.

Горшок Броноцице, найденный в неолитической деревне в Польше. 3635–3370 гг. до н.э., изображает то, что считается самым ранним известным изображением колесного транспортного средства. Транспортное средство нарисовано в виде сверху вниз, а колеса нарисованы сбоку. Силар / CC BY-SA

Ранние колесные транспортные средства почти наверняка были четырехколесными . Самые ранние из известных изображений колесных транспортных средств: бронзовый горшок, найденный в неолитической деревне в 9 г.0016 Польша. 3635–3370 гг. до н.э. г. и несколько глиняных табличек, найденных в г. Урук – Ирак г. На обоих изображены четырехколесные транспортные средства, датированные примерно годом 3300-3100 гг. до н.э. года.

Эти символы, хотя и несколько грубые, найденные на нескольких глиняных табличках — Урук — Ирак указывают на использование колесных повозок. Многие похожие символы без колес можно найти на одних и тех же наборах планшетов. Датируется примерно 3300-3100 годами до нашей эры.

Недалеко от Киля в Германии была обнаружена серия параллельных следов, датируемых примерно 3420–3385 годами до нашей эры. Поскольку следы «шаткие», археологи полагают, что это следы от колесной машины, а не от саней.

Двухколесные транспортные средства появились чуть позже. Первое известное изображение датировано 3402—2800 гг. до н.э. и было найдено в могильной галерее в Лоне-Энгельшеке, Германия .

Почему так долго не изобретали велосипед?

Хотя эта концепция может показаться очень простой нам, обезьянам 21-го века. Колесо — это чисто человеческое изобретение, то есть оно нигде не встречается в природе. Такие факторы, как дорожная инфраструктура и приручение крупных животных, способных тянуть колесные транспортные средства, например. лошади также сыграли ключевую роль в принятии колеса.

Эволюция колеса

Хотя первые колеса, скорее всего, были сплошными дисками или даже нарезанными стволами деревьев. Они недолго оставались такими.

Колеса со спицами

Колесо со спицами было изобретено около 2000 г. до н.э. в Анатолии (Турция) . Спицы сделали колеса легче, что дало «Синташте» преимущество в бою. Колеса со спицами были найдены в могилах, датируемых 2100–1800 годами до нашей эры.

Колеса со спицами  не появлялись до 9 0016 1870-е . За это мы должны благодарить изобретение велосипеда.

Оси

В Швейцарии и Германии первые колеса крепились к вращающейся оси на квадратном пазе. Это означает, что колеса вращались вместе с осью. Однако в других местах ось была зафиксирована, а колеса вращались независимо. Свободно вращающаяся конструкция колес имела явное преимущество при прохождении поворотов.

Шины

Шина, пожалуй, еще одно изобретение шотландцев.

Кельтские колесницы (800–450 гг. до н.э.)  являются первыми известными примерами, в которых использовался железный обод  вокруг колеса.

Первый патент на пневматическую шину был выдан в 1847 шотландским изобретателем Робертом Уильямом Томсоном. Первая серийная шина была изготовлена ​​в 1888 на Мэй-стрит в Белфасте другим шотландцем: Джоном Бойдом Данлопом. Он разработал его, чтобы уменьшить головную боль, которую испытывал его сын при езде на трехколесном велосипеде.

Колесо за пределами Европы и Азии

Еще в 1500 г. до н.э. коренные народы Северной Америки использовали колеса для создания игрушек , таких как животные с колесиками на ногах. Однако колесо широко не использовалось для перевозки до прибытия европейских поселенцев. Одним из объяснений этого является то, что до этого момента в Америке не было одомашненных животных, пригодных для буксировки транспортных средств.

Игрушки на колесах, подобные этой, были найдены в северной части Северной Америки задолго до того, как колеса стали использоваться в качестве транспорта. Этот конкретный пример — древнегреческая детская игрушка. Из гробницы 950-900 гг. до н.э. Археологический музей Керамейкос в Афинах. Викисклад.

В Африке колесо почти не использовалось за пределами северо-восточного угла. Египет быстро принял колесо. Еще в 400 г. до н.э. нубийцы использовали колеса для прядения глиняной посуды и водяные колеса.

Тачки

Китайский народный закон датирует первую тачку началом первого века , хотя первое известное свидетельство тачки было обнаружено в гробнице Шэнь Фуцзюня в провинции Сычуань. Он датируется примерно 150 годом нашей эры года.

Эта картина является не только одним из самых ранних изображений колесных транспортных средств и тачек, но и одним из самых ранних примеров рисунка в изометрическом стиле!
Чжан Цзэдуань, «Цинмин шанхэ ту». Фу Синянь, изд. Чжунго мейшу цюаньцзи, Лян Сун хуэйхуа, шан (серия, том 3). пл. 51, стр. 130-131, 134. Собрание Национального дворца-музея, Пекин. Отредактировано для цвета и контраста.

Первые тачки имели переднее колесо, аналогичное современному дизайну, с которым мы знакомы. Однако в 3 веке нашей эры одноколесная тачка с центральным креплением стала более популярной. Сообщается, что эта конструкция могла перевозить до 6 человек!

Парусная тачка с одним центральным колесом. Широко используется по всему Китаю

Была также довольно интригующая конструкция тачки с парусным двигателем , широко используемая по всему Китаю, которая, как считается, восходит к 6 веку нашей эры. Первое документальное свидетельство найдено в трудах Андреаса Эверардуса ван Браама Хокгеста — 1797 года нашей эры.

За пределами Китая первые тачки найдены в Европе  приблизительно 1170-1250 гг. н.э. .

Кто изобрел колесо обозрения?

Хотя Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший является первым человеком, которому приписывают изобретение своего тезки: колеса обозрения для Всемирной Колумбийской ярмарки в Чикаго в 1893 году нашей эры. Происхождение колеса обозрения восходит к 17 веку нашей эры в Болгарии . Они были известны как «колеса удовольствия» или «взлеты и падения». Пассажиры ехали в креслах, подвешенных к вращающимся подмосткам, поворачиваемым вручную.

Ранний образец колеса обозрения. Волшебный город, Париж, 1913 год. — Bibliothèque nationale de France

Первое колесо обозрения было спроектировано так, чтобы соперничать с Эйфелевой башней. Он был 80,4 м (250 футов) в диаметре и, как сообщается, перевозил 2160 человек.

«Оригинальное колесо обозрения» на Всемирной Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго. Фотоархив The New York Times

Колеса для хомяков середина 1930-е годы нашей эры. Итак, колесо, на котором бегает ваш пушистый друг, вероятно, более современно, чем вы думаете! Однако это не единственное животное, которое бегает в колесе.

Работа на веревке Генри Вигстеда (1799 г. н.э.)

Колеса животных также использовались в качестве функциональных объектов. Между 16 и 19 веками нашей эры собака-вертел использовалась на кухнях по всей Британии, чтобы обеспечить равномерное приготовление мяса на вертеле. Однако изобретение дешевых вертелов (часовых домкратов) означало, что порода вертелов была потеряна для страниц истории.

Колеса не только для домашних животных! Ученые обнаружили, что даже дикие животные любят бегать на колесе. В эксперименте с «диким» колесом лягушка, несколько мышей и даже слизняк покрутились на колесе!


Дополнительная литература:
  • Игрушки на колесах в Мексике
  • Колесо, бегущее по дикой природе
  • Вертел собака
  • Массивные мегалиты Стоунхенджа, возможно, были перемещены на место с помощью свиного сала
  • Решено! Как древние египтяне перемещали массивные камни пирамид
  • Изобретение колеса и колесных транспортных средств
  • Социальная сложность в доисторической Евразии: памятники, металлы и мобильность
  • Горшок Bronocice — wiki
  • Некоторые заметки о пиктограммах, интерпретируемых как колесные сани и повозки в архаических текстах из Урука. ..
  • Palaeohistoria 47/48: Acta Et Communicationes Instituti Bio-archaeologici Universitatis Groninganae 47/48. 2005/2006, тома 47-48
  • Индоевропейский спор

Кто изобрел колесо и зачем оно было изобретено?

А, колесо. Инструмент в основе современного транспорта и многое другое. Изобретение колеса стало культурным тропом, используемым для обозначения доисторических времен, но действительно ли у колеса был изобретатель?

У нас есть «самое старое из найденных колес». В 2002 году словенские археологи обнаружили деревянное колесо примерно в 12 милях (20 км) к юго-востоку от Любляны. Было установлено, что колесу от 5 100 до 5 350 лет. Это делает его старейшим в мире транспортным средством. В шумерском городе Ур на территории современного Ирака был найден каменный гончарный круг, датируемый примерно 3129 годом.до н.э., а также были обнаружены фрагменты глиняной посуды возрастом около 5500 лет, что свидетельствует о том, что колесо использовалось еще раньше, по крайней мере, для гончарного дела.

Когда было изобретено колесо?

Кто был изобретателем колеса? Считается, что первыми изобретателями колес были месопотамские культуры, хотя это предположение основано исключительно на существующих археологических свидетельствах. Месопотамская цивилизация использовала эти ранние колеса для создания гончарных изделий. Прошло еще 2000 лет или около того, прежде чем древние греки разработали идею колеса, достаточную для того, чтобы использовать их для перевозки грузов.

СВЯЗАННЫЕ: ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ КОЛЕСА

Первые тележки с колесами и осями, разработанные древними греками, имели очень простую конструкцию. По сути, они состояли всего из двух стержней с колесом и осью на конце. Их можно было использовать для перевозки больших грузов по полям.

Поскольку самые старые известные колеса датируются примерно 3500 г. до н.э., это означает, что их изобретение датируется более поздним временем, чем изобретение сельского хозяйства, лодок и тканых тканей. С точки зрения периода это помещает изобретение колес где-то между неолитом и бронзовым веком.

Какое значение имеет колесо?

Одна из причин, по которой изобретение колеса заняло так много времени, заключается в том, что колеса и оси не встречаются в природе. Такие инструменты, как рычаги или вилы, основаны на естественных вещах, таких как раздвоенные палки. Хотя перекати-поле и навозные жуки используют качение, качение без оси имеет мало практического применения.

Сложность колеса заключается в том, что он не представляет цилиндр, катящийся по краю. Это выяснить, как соединить устойчивую стационарную платформу с этим цилиндром, не препятствуя движению цилиндра. Как только ранние цивилизации осознали, насколько проще было бы передвигаться с колесом и осью, стало ясно, зачем было изобретено колесо.

Пристальный взгляд на изобретение колеса и оси

Примерно в 1975 году археологи обнаружили горшок из Броночиц, керамическую вазу, обнаруженную в неолитической деревне в Польше. Считается, что он датируется периодом между 3635 и 3370 годами до нашей эры и представляет собой самое раннее известное изображение того, что, вероятно, является колесным транспортным средством. Если быть точным, это означает, что использование колеса и оси, возможно, впервые появилось где-то в евразийских степях. На самом деле многие слова, связанные с колесами и повозками, произошли из языка трипольцев, живших на территории современной Украины.

Самые популярные

Первые тележки с колесами и осями имели фиксированную конструкцию колеса и оси, в которой колесо и ось вращались вместе. По сути, штифты использовались для удержания колеса и оси на месте, и все движение выполнялось этой комбинированной осью и колесом. Лишь позже в истории колес были разработаны тележки, в которых для удержания осей на месте использовались отверстия, а не штифты.

Источник: Pxhere/Public Domain

Это сложнее, потому что для того, чтобы сделать фиксированную ось с вращающимися колесами, концы оси и отверстия в центре колес должны быть почти идеально гладкими и круглыми. В противном случае трение препятствовало бы вращению колес.

Оси также должны были плотно входить в отверстия в колесах, но оставаться достаточно свободными, чтобы они могли свободно вращаться. Вот почему разработка оси, вероятно, произошла примерно после 3500 г. до н.э. когда были созданы первые медные долота и калибры, чтобы можно было выточить точно подогнанные отверстия и оси.

К этому моменту колесо превратилось в то, чем оно является сегодня, за исключением того, что эти колеса были сделаны из дерева, а не из резины и металла.

Современное колесо

Колеса сегодня практически ничем не отличаются от ранних конструкций колес. Хотя они, конечно, все еще круглые, в остальном они принципиально другие. Это все благодаря инновациям в материаловедении и развитию машиностроения, позволяющим создавать более сложные, но эффективные колесные сборки.

СВЯЗАННЫЕ С: 7 ИННОВАЦИЙ В КОЛЕСАХ, КОТОРЫЕ БУКВАЛЬНО ИЗОБРЕТАЮТ КОЛЕСО

Изобретение колеса открыло множество других инструментов, включая колесницы, тачки, мельницы; а также шестерни и целый ряд устройств, от пароходов до велосипедов и часов, в которых используются шестерни.

Колесо и ось были одним из самых важных открытий в истории человечества. Они также были одними из самых сложных, требующих, чтобы несколько различных событий происходили почти одновременно. На самом деле изобретение колеса и оси было настолько сложным, что некоторые археологи предполагают, что это, вероятно, произошло только один раз в одном месте. Отсюда он распространился так быстро, что сегодня почти невозможно точно определить, откуда он взялся.

Еще новости

Наука
Волны-убийцы: от кошмара моряка к научному признанию

Джон Леффлер| 06.03.2022

инновации
Советы по Microsoft Excel: 74 простых способа стать гуру электронных таблиц

Christopher McFadden| 30.09.2022

культура
Оффшорные ветряные электростанции в 125 раз лучше для налогоплательщиков США, чем нефть и газ

Амейя Палеха| 27.09.2022

Кто изобрел колесо? И как они это сделали?

Обратный канал

Повозка и колесо повозки не могли быть собраны поэтапно. Либо работает, либо нет. И это позволило людям быстро распространиться по огромным частям мира.

Иллюстрация: Кейси Чин

За сотни тысяч лет до изобретения колеса какой-то несчастный гоминин наступил на рыхлый камень или неустойчивое бревно и — незадолго до того, как треснул себе череп — обнаружил, что круглый предмет уменьшает трение о землю .

Неизбежность этого момента ясности объясняет древнее повсеместное распространение роликов, которые представляют собой просто бревна, подложенные под тяжелые предметы. Египтяне и жители Месопотамии использовали их для строительства своих пирамид и перевозки тяжелого оборудования, а полинезийцы для перемещения каменных статуй моаи на острове Пасхи. Но ролики не очень эффективны, потому что их нужно заменять, когда они катятся вперед, и даже если они прижаты снизу, трение ужасно затрудняет их перемещение. Решением и блестящим ходом стала ось. Тем не менее, несмотря на древность ролика, кажется, что никто и нигде не открыл колесо и ось до искусного гончара около 6000 лет назад.

Отрывок из Кто съел первую устрицу?: Необыкновенные люди, стоящие за величайшими достижениями в истории , Коди Кэссиди. Купить на Амазонке.

Предоставлено издательством Penguin Books

Самая старая из когда-либо обнаруженных осей находится не на фургоне или телеге, а на гончарном круге в Месопотамии. Это может показаться простым механизмом, но это первое доказательство того, что кто-то где-либо признал, что центр вращающегося диска неподвижен, и использовал его в своих механических интересах. Это совершенно гениальное наблюдение и настолько новое, что неясно, откуда взялась эта идея — возможно, из бусины, вращающейся на нитке? — поскольку она не имеет очевидного следствия в природе. Полюс называют осью, и многие ученые считают его величайшим открытием в области механики в истории человечества.

И все же существует еще один великий интеллектуальный скачок между гончарным кругом и набором колес на катящемся объекте. Полная колесная пара, по-видимому, была впервые изобретена матерью или отцом гончара, потому что самые старые оси в мире сделаны из глины, имеют длину около двух дюймов и находятся под катящимися фигурками животных.

Другими словами, первое колесное транспортное средство было игрушечным.

В июле 1880 года археолог Дезире Шарне обнаружил первую доколумбовую колесную пару в Америке. Он был на маленькой фигурке койота на четырех колесах, и Чарней нашел ее в могиле ацтекского ребенка, похороненного к югу от Мехико.

Как предполагает Чарней в своей книге «Древние города Нового Света », игрушка была памятью о «любящей матери… которая в прошлые века похоронила [ее] вместе со своим любимым ребенком».

Ребенок ацтеков жил через тысячи лет после изобретателя в высокой степи, но до прибытия европейцев со своими колесами в Америку, что позволяет предположить, что и в Новом, и в Старом Свете мать или отец гончара независимо друг от друга изобрели колесо и ось для сделать игрушку.

Археологи, с которыми я разговаривал, не верят, что такое замечательное открытие могло быть сделано в погоне за чем-то столь легкомысленным, как объект для игры. А вот инженеры — нет. Вместо этого они считают, что было бы гораздо более примечательно, если бы первые колеса и оси появились на 500-фунтовых фургонах. Маленькие версии изобретений, называемые современными моделями или прототипами, почти всегда предшествуют более крупным. Их гораздо проще построить, они занимают гораздо меньше времени и позволяют изобретателю быстро обнаруживать потенциальные проблемы и находить решения.

Самые популярные

Но каким бы гениальным ни был этот изобретатель, его игрушка не вызвала социальной революции. Человек, который несколько сотен лет спустя превратил его в полноразмерный комплект колес, так и сделал. Полноразмерный фургон впервые появился примерно 5400 лет назад, и, возможно, это одно из первых изобретений в истории, ставшее вирусным. Археологи обнаружили полноразмерные повозки из южного Ирака в Германию с разницей в несколько сотен лет, в то время, когда культурные барьеры были особенно непроницаемы. Фургон, кажется, был непреодолимо полезен.

Когда я спросил Дэвида Энтони, антрополога и автора книги «Лошадь, колесо и язык », чем объясняется этот вирусный рост, он полагает, что отчасти причиной может быть сам размер фургона: «Возможно, это были самые большие деревянные машины, которые никто никогда не видел», — говорит он. Они были бы громкими; они были бы медленными. Их приводили в движение упряжки быков, которые сами по себе были одними из самых крупных животных в степи.

Изобретение фургона было доисторическим эквивалентом спутника; это не осталось незамеченным. Поскольку два самых старых колеса, обнаруженных археологами, значительно различаются по конструкции — одно имеет ось, прикрепленную к колесу, как в современном поезде, другое свободно вращается на оси, как в современном автомобиле, — Энтони предполагает, что по крайней мере некоторые строители вагонов копировали то, что видели издалека, не имея возможности внимательно рассмотреть.

Изобретение и широкое распространение фургона оказало немедленное и сильное влияние на общества Ближнего Востока и Европы. Это резко повысило производительность фермера и тем самым изменило ландшафт. Там, где когда-то фермам требовались команды людей для перевозки тяжелых грузов удобрений, семян и сельскохозяйственных культур, фургон предоставил возможность предприятия для одной семьи. Популяции, которые ранее были сосредоточены вокруг рек, вырвались в продуктивную, но неосвоенную степь. Повозка изменила целые экономики, образ жизни, войны и даже языки. «Было бы трудно преувеличить социальное и экономическое значение первого колесного транспорта», — пишет Энтони.

Колесо могло начаться с миниатюры, но миниатюра не изменила мир. Полноразмерная версия так и сделала. А масштабирование миниатюрного колеса требовало собственного гения. Энтони считает, что полноразмерное колесо и ось, возможно, требовали такого тонкого мастерства, что их было невозможно построить с помощью каменных инструментов, и их можно было сделать только с помощью выемок и шильев, которые металлурги только недавно начали отливать. Наконец, это не могло быть сделано поэтапно, что означает, что человек построил первый.

Личность изобретателя первого полноразмерного колеса стала клише, представляющим непостижимое, но недавние реконструкции давно умерших языков предоставили новое убедительное доказательство, которое приблизило ученых к изобретателю, как никогда раньше.

Кто изготовил первое полноразмерное колесное транспортное средство?

Я назову его Квеклос — для краткости Кей — палеолингвисты полагают, что это слово, которое он, возможно, использовал для обозначения «колеса». На его языке kweklos происходит от глагола «переворачивать», что означает, что он весьма уместно назвал свое изобретение «токарь». И я буду называть Кея им, потому что первый известный возница — это человек, погребенный на своей повозке к востоку от Черного моря.

Самый популярный

Кей родился примерно 5400 лет назад, и эта дата хорошо подтверждается благодаря популярности изобретения Кей. Вагоны и упоминания о них взрываются в археологических записях от Ближнего Востока до Западной Европы с разницей в несколько поколений.

Но если время рождения Кея в основном установлено, то где оно является предметом оживленных академических дебатов. Энтони говорит мне, что фургон «распространялся так быстро, что невозможно определить четкую и очевидную самую раннюю дату». На данный момент два полноразмерных колеса телеги связаны с самым старым из найденных археологами. Один из словенского болота в Любляне; второе происходит из замечательной могилы ямной культуры к востоку от Черного моря на Северном Кавказе, Россия, где археологи нашли не только колесо, но и целую повозку со скелетом тридцатилетнего мужчины, сидящего на ней.

Археология не подходит для точного определения местонахождения вирусных изобретений. Однако есть лингвистические причины подозревать, что ямнаян, похороненный вместе со своей повозкой, мог жить недалеко от того места, где произошло изобретение. Многие палеолингвисты теперь считают, что жители Ямной говорили на языке, называемом протоиндоевропейским (ПИЕ), и реконструкция этого давно мертвого языка предполагает, что это родной язык изобретателя колеса.

«Словарь для колес показывает, что большинство слов для колес и осей были созданы носителями PIE из их собственных глаголов и существительных», — говорит мне Энтони. Например, слово PIE для «ось» ( aks ) происходит от слова PIE, означающего «плечо», что означает, что носители PIE использовали слово из своего собственного языка, а не иностранное, для обозначения колеса и повозки.

Этот факт имеет решающее значение, потому что, когда культуры перенимают иностранные технологии, они обычно также перенимают терминологию исходной культуры. Например, когда испанцы привезли табачное растение из Карибского моря, они сохранили местное слово таино tabako . Реконструкция лексики колес предполагает — хотя и не доказывает, — что Кей был ямнаяцем, говорящим на ПИЕ, подобно тому, как человек был погребен вместе со своей повозкой на юго-западе России.

Кей был фермером и пастухом. У него были собаки, лошади и овцы, и, возможно, он носил самую раннюю шерстяную одежду. Он наслаждался медовухой, алкогольным медовым напитком, разводил скот и пил их молоко. Он жил в длинном доме в небольшом фермерском поселке, вероятно, сгруппированном у рек.

Лингвистические данные свидетельствуют о том, что Кей поклонялся мужскому богу неба, приносил в жертву коров и лошадей в его честь и жил в деревне с уважаемыми вождями и воинами. ДНК ямнайцев предполагает, что у Кея, вероятно, были карие глаза, темные волосы — хотя и с некоторым шансом на рыжий — и несколько оливковый оттенок кожи. Средний рост ямнайских мужчин был примерно 5 футов 9 дюймов., и у него, вероятно, было сильное мускулистое телосложение из-за многих лет, проведенных в своем поле.

Многие личные данные Кея, конечно, условны, но одно можно сказать наверняка: строитель первого фургона был гением в замыслах и мастерстве. Другого объяснения нет. Превратить игрушку в полноразмерный фургон означало решить множество инженерных, дизайнерских и столярных задач. Некоторые ученые, в том числе Энтони, считают не совпадением, что металлурги впервые отлили медные инструменты всего за несколько поколений до появления первой повозки. Они считают, что точное мастерство, необходимое для создания функционального колеса и оси, возможно, было невозможно с каменными инструментами.

Самый популярный

Первый и самый важный компонент колеса, пишет Стивен Фогель, автор книги Почему колесо круглое, это ось . Слишком туго — и повозка безнадежно неэффективна, слишком свободно — и колесо шатается и ломается. Проблема не была бы обнаружена колесом и осью размером со спичечный коробок, и модели не требовали бы правильного соотношения между диаметром и длиной оси. Слишком толстая ось создает слишком сильное трение; слишком тонкий и рвется под нагрузкой.

Тогда было бы дело с самим колесом, которое является обманчиво сложным устройством. Если бы Кей вырезал для своего колеса упавшее дерево в стиле салями, оно бы быстро сломалось. Проблема, по словам Фогеля, заключается в направлении волокон, которые в куске дерева в стиле салями не могут выдерживать вес на своем краю. Под нагрузкой он быстро деформировался. Решение Кея, как видно из ранней конструкции колеса, заключалось в том, чтобы построить составное колесо из нескольких вертикально вырезанных досок. Кею пришлось бы тщательно соединить эти разрезы вместе, а затем сформировать из них идеально круглое колесо.

Размер колес Кея также имел решающее значение. Слишком маленький — и фура не сможет преодолеть ни одной выбоины, слишком большой — и без того тяжелое транспортное средство станет неподвижным.

Гениальность мастерства Кея заключается не в какой-то одной из этих реализаций; это во всех них. Фургон, как отмечает Энтони, не мог быть собран поэтапно. Все или ничего. Либо работает, либо нет. Но даже при гениальности Кея его колесо было бы бесполезно массивным, если бы не быки.

Крупный рогатый скот начинался как дикие туры, прежде чем поздние натуфийцы Турции одомашнили их около 10 000 лет назад. Сначала натуфийцы использовали их исключительно для получения мяса и молока, но к началу четвертого тысячелетия до нашей эры майкопская культура, живущая на территории современной Украины, начала кастрировать самцов и использовать их в качестве рабочих животных. Процесс превращения крупного рогатого скота в волов и привязывания их к ярму был бы не из приятных. «Это представляло собой совершенно новый уровень одомашнивания, — пишет археолог Сабина Рейнхольд, — намного превосходящий более ранние вторжения в образ жизни животных». Это включало кастрацию, насилие и причинение боли. Животные «становятся вялыми», пишет Рейнхольд. «Их дух сломлен».

Страдали не только быки. Показательно, что обнаруженный археологами ранний ямнайский возница за свою жизнь перенес 26 отдельных переломов костей, помимо артроза позвоночника, левых ребер и стоп. Его жизнь была жестокой, но, возможно, не такой уж необычной. Многие из первых ямнайцев, похороненных с повозками, имеют множество сломанных костей, особенно на руках и ногах, вероятно, потому, что подчинение волов ярму было жестокой борьбой между человеком и животным. Майкопцы хоронили своих людей вместе со скотом с кольцом в носу, и некоторые археологи предполагают, что это было празднованием их победы над зверем.

Когда Кей впервые запряг быков в свой фургон весом в несколько сотен фунтов и размером 3 на 6 футов, укомплектованный визжащими деревянными деталями и упряжкой волов, напрягающихся, чтобы тащить его со скоростью пешехода, он навсегда изменил сельское хозяйство. Там, где когда-то для перевозки тяжелых грузов фермы требовалась деревня, теперь с повозкой и упряжкой быков требовалась только семья.

В результате ямная семьи, используя свои фургоны в качестве передвижных домов, рассеялись из своих сгруппированных деревень в обширные, неосвоенные евразийские степи, а затем и за их пределы.

Их культурный отпечаток прослеживается даже сегодня.

Самые популярные

Ямнаянцы катились из высокой степи в Европу и Восточную Азию, принося свои повозки, культуру и язык. Сегодня 45 процентов населения мира говорит на языке, происходящем от ПИЕ Кея. Такие разные языки, как английский, греческий, латынь, санскрит, португальский, испанский, шведский, словацкий, пушту, болгарский, немецкий и албанский, и многие другие, могут проследить свои корни до PIE.

Недавние данные ДНК подтверждают аналогичный вывод: ямная культура переместилась из степей и затопила культуры на юге и западе. Их массивные фургоны сыграли большую роль в их культурном господстве, но их самый маленький безбилетный пассажир мог сыграть еще большую роль. Генетики обнаружили бактерию Yersinia pestis , древнюю версию микроба, вызвавшего Черную смерть, в 5000-летних зубах, найденных в Центральной России, и полагают, что ямная птица, возможно, невольно использовала биологическое оружие, когда они катились в Европу.

Возможно, чума сделала Кея одной из первых жертв. Или, возможно, он погиб от несчастного случая. Как бы то ни было, ранняя популярность его изобретения свидетельствует о том, что Кей, возможно, был одним из немногих древних изобретателей, получивших признание при жизни. А поскольку на ямной земле стало похоронным обычаем хоронить извозчиков на их повозках, возможно, Кей был первым.


Из Кто съел первую устрицу?: Необыкновенные люди, стоявшие за величайшими открытиями в истории Коди Кэссиди, изданный издательством Penguin Books, издательством Penguin Publishing Group, подразделением Penguin Random House, LLC.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *