Колесо: Уникальное изобретение человека | Интересные факты про колесо | Планета Земля
КолесоВсем привет, сегодня мы будем говорить об истории возникновения обычных для нас вещей! Много ли мы знаем о вещах, которые нас окружают в повседневной жизни? Скорее всего, не очень, и поэтому мы попытаемся разобраться в этих простых вещах. Поехали…
И наша сегодняшняя простая история о самом важном изобретении человека – колесе. Кто, когда, зачем и почему его изобрел? Давайте разбираться! Поехали…
Что нам говорит Википедия?
Что колесо — это движитель, да да именно движитель свободно вращающийся или закреплённый на вращающейся оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить. Широко применяется для транспортировки грузов, повсеместно используется в различных механизмах и инструментах.
Википедия
Непонятно и поэтому начнем с истории там было все попроще.
Это величайшее изобретение Хомо Сапиенса, и так просто юному человечеству его было не придумать. Ведь колеса в природе нет, и ничто не могло натолкнуть первобытных людей на его изобретение. Все первобытные технологии шли от природных приспособлений, например, палка стала копьем, кусок кремня ножом, раздвоенная палка стала вилами или вилкой, но это другие истории. А в качестве природных аналогов колеса можно назвать разве что паука, сворачивающегося в шар, или тоже перекати-поле.
Но и это колесом назвать сложно, поэтому это — выдуманный артефакт человека разумного…
Удивительным фактом является то, что колесо по мнению ученых впервые вошло в человеческую жизнь не как средство для упрощения дислокации. Примерно 6000 лет назад появились первые деревни оседлых фермеров вдоль рек, как следствие появились и ремесла, и тогда же шумеры был такой народ в Месопотамии сейчас это современный Ирак придумали гончарный круг, чтобы лепить горшки. Это пока не колесо, но круг вертится вокруг своей оси и начало появления нашей сегодняшней вещи положено! Также колесо использовалось в конструкции прялки. Оно ускоряло и упрощало процесс создания пряжи. Позже к конструкции добавили педаль и так, получилась, самопрялка.
Со временем вдоль рек начали образовываться целые города и, что логично, между ними начала развиваться торговля. Чтобы перевозить большие грузы по воде, люди придумали лодки и плоты. Но оставалась проблема перевозок по суше, ведь на плечах много не утащишь. Тогда-то, кстати, люди приручили тягловых животных – коней и быков, они могли взваливать на свои спины намного больше веса, чем люди.
Человеку всегда было всего мало, да и людей становилось больше потребности росли и люди быстро достигли предела в весе, который можно было перевезти с помощью животных. Пришлось снова призадуматься. И тогда они придумали первый в мире транспорт — сани на полозьях. Правда, на санях много не наездишь. Со временем они стираются и можно поцарапать мягкие места и тогда неизвестный современной науке шумерский инженер увидел гончарный круг.
Гончарный кругА может и не круг. Предшественником колеса еще можно считать известный до этого деревянный каток, который подкладывался под перемещаемый груз.
Так, пять с половиной тысяч лет назад в Шумере, и появилось первое колесо вместе с телегами и животными, которые их тащат.
Первые колеса человечества крепились намертво к оси и вращались вместе с осью. Колесо представляло собой деревянный диск, насаженный на ось и зафиксированный клином. Изображения салазок с колёсиками (3000 г. до н. э.) найдены в Месопотамии. К 2700 году до н. э. там же появляются рисунки повозок. В это же время шумеры начинают хоронить своих царей вместе с колесницами. Эти погребения найдены в Кише, Уре, в эламском городе Сузы. Телеги людей были сразу четырехколесными, и жизнь Древнего Мира ускорилась в сотню раз.
Во II тысячелетии до н. э., конструкция колеса совершенствуется: на Южном Урале появляется колесо со спицами, в Малой Азии — со ступицей и гнутым ободом. Позднее, в I тысячелетии до н. э., кельты для увеличения прочности колёс своих колесниц стали применять металлический обод, который в промышленную эпоху в большинстве транспортных машин был заменён резиновыми шинами для амортизации.
Изобретение колеса и колесных транспортных средств — повозок или тележек, которые поддерживаются и перемещаются с помощью круглых колес, — оказали глубокое влияние на человеческую экономику и общество.
Теперь грузы и люди перемещались на более далекие расстояния, а глобальные торговые сети между первыми цивилизациями значительно расширились. Теперь уже нет необходимости строить города рядом с огородами и полями, не надо держаться вблизи рек с системой орошений и лодок для речных перевозок. Человечество двинулось в горы, равнины, леса и стало завоевывать планету уже на другом уровне!
Кстати, все, что я сказал про создание колеса шумерами, мы сможем смело применить почти ко всей Планете Земля. Ведь колесо практически одновременно появилось на Востоке, в Европе и Азии, и археологи доказали это. Необъяснимо на факт.
Древнее колесоНапример, в Польше был найден горшок с изображением телеги возрастом 5500 лет. На Дунае найдены глиняные модели повозок возрастом 5 000 лет, а в Англии найдены следы колес на дороге возрастом 6 тысяч лет. Да, и в России в курганах нашли телегу ненамного моложе – возрастом 4800 лет.
Лишь в первых цивилизациях Южной Америки не было колеса. Из-за горного рельефа, отсутствия лошадей и других тягловых животных там не использовали телеги для перевозок, а использовали горных лам. Также до прихода европейцев колеса не знали коренные народы Австралии и южной Африки.
Важное значение колеса в хозяйственной сфере отразилось в его метафорическом обожествлении в виде «Вечного возвращения» и реинкарнации. В различных культурах колесо является символом движения солнца, в буддизме оно символизирует закон и истину, симметрию и совершенство Дхармы, мирные перемены. Крылатое колесо ассоциируется со скоростью, колесо колесницы — с правлением и властью. В древнегреческой и древнеримской мифологии колесо с шестью спицами — это атрибут Зевса. Колесо является атрибутом Тараниса, кельтского божества-громовержца.
Движущееся колесо является древним символом, означающим цикличность и повторяемость. В качестве примера можно привести индийскую систему чакр и китайский символ «Инь и ян». Колесо служило символом солнца в древнем Египте. А вот в древнем Тибете колёса были запрещены к применению в повседневной жизни так-то усложнить себе жизнь может не каждый народ.
Но не все так радужно в истории колеса. Кроме прогресса и помощи человеку, эта вещь стала технологией смерти. Императоры и цари получили в свое распоряжение колесницы и обозы, которые, в свою очередь, смогли перемещать тысячи солдат и продовольствия на сотни километров. Именно колесо подхлестнуло расширение империй, и даже самый отдаленный город или цивилизация мира стали теперь беззащитны. Именно колесо создаст такие империи как Древний Египет и Ассирию, а фаланги Александра Македонского дойдут до Афганистана и Индии.
Изобретение колеса способствовало развитию множества ремёсел. Оно применялось в ирригационных сооружениях, на мануфактурных фабриках и рудниках. Без шестерёнок невозможна работа многих механизмов. К ним относятся часы, будильники, водяная и ветряная мельницы, замки, шлюзы, фуникулёры и многие другие. Изобретение колеса дало толчок к развитию науки в целом.
Эволюция колесаТяжело поверить, но появлению своего первого двигателя человечество тоже обязано колесу. Первым и самым простым двигателем на нашей планете стала именно водяная мельница. Она использовала поступательное движение воды для помола зерна. Данное изобретение в разы упростило процесс изготовления муки. Позже водяное колесо превратилось в настоящий основной двигатель всей мануфактурной промышленности. Занимательным фактом также является то, что КПД такой водяной мельницы составляет примерно 70-90 процентов, что приближается к результатам турбин, которые используются в настоящее время.
Колесо смогло найти себе активное применение и в физике. Одно из основных устройств в физике блок, стал возможет только благодаря изобретению колеса. Блок представляет собой колесо с желобом, укрепленное в обойме. По желобу блока пропускают веревку, трос или цепь. Такое простое со стороны изобретение позволяет получить потрясающий результат. Огромное распространение колесо получило в механике. Например, такое гениальное изобретение, как шестерни, используются во многих механизмах, по сей день. За примером, необязательно далеко ходить, простые механические часы практически полностью состоят из систем шестерней и шарниров. Знаменитое изобретение Архимеда винт было создано тоже под впечатлением от устройства колеса. Стоит ли напоминать, что винты используются в нашем мире повсеместно.
Эволюция колеса напрямую связана с эволюцией дорог. Колесные повозки не могли двигаться по пересеченной местности. Сначала дороги прокладывали между поселениями и местами, где проводились работы — например, между полем и деревней. Впоследствии дороги стали соединять различные населенные пункты.
Огромный шаг в технико-технологической эволюции колеса произошел в XIX веке, когда появились первые пневматические шины. Первым изобретателем шины принято считать Роберта Томпсона. Шина Томпсона состояла из камеры и наружного покрытия. Камера изготавливалась из нескольких слоев обычной парусины, пропитанной и покрытой каучуком. Наружное покрытие шины делалось из кожи и крепилось с помощью заклепок. Томпсон оборудовал экипаж воздушными колесами и провел испытания, измеряя силу тяги экипажа. Особо отмечались бесшумность, удобство езды и легкий ход кареты на новых колесах.
История колесаПосле смерти Томпсона в 1873 году, его изобретение было забыто. В 1888 году Джон Данлоп сделал сплошные деревянные колеса для детского велосипеда, с желобом на наружной поверхности, из старого резинового фартука склеил трубки, соединил их концы и надел на колеса. Сверху Данлоп покрыл каждую камеру полосой полотна, края которого прибил гвоздями к колесу. В камеры вклеил отрезки тонких резиновых трубок и накачал через них воздух.
Через два года Чарльз Кингстон Уэлтчем отделил камеры от покрышки и для увеличения прочности и упругости шины предложил вставлять в ее края проволочные кольца и сажать их на обод, с углублением к центру. Последнее открытие дало изобретению Данлопа путь к применению пневматических шин на автомобилях.
Тогда же англичанин Бартлетт и француз Дидье изобрели вполне приемлемые способы монтажа и демонтажа шин. Всё это определило возможность применения пневматической шины на автомобиле. Первыми, кто стал использовать пневматические шины на автомобилях, были французы Андре и Эдуард Мишлен, которые уже имели достаточный опыт в производстве велосипедных шин.
Шины первых автомобилей напоминали велосипедные — имели очень небольшую ширину и высоту профиля.
Потребовалось много лет постепенного совершенствования конструкции пневматической шины и способа ее изготовления, прежде чем она окончательно вытеснила литую резиновую. Стали применяться все более надежные и долговечные материалы, появился в шинах корд — особо прочный слой из упругих текстильных нитей.
В середине ХХ века начинается освоение и исследование космоса, соответственно, возникает потребность эксплуатации колес в новых условиях.
Так в середине 50-х годов появилась новая разработка в конструкции шин. Основной особенностью новой шины, предложенной фирмой «Мишлен», был жесткий пояс, состоящий из слоев металлокорда. Нити корда располагались радиально от борта до борта. Такие шины получили название радиальных..
А в наши дни Достижения химии полимеров позволяют применять для изготовления колёс автомобиля неметаллические материалы, в частности полиуретан. Следует отметить, что в настоящее время разработкой колёс и шин из полимерных материалов занимаются ведущие мировые автомобильные компании. Преимуществами таких шин является устойчивость к механическим повреждениям это проколы и порезы, поскольку в них нет герметичной камеры поэтому меньшее сопротивление качению, что позволяет экономить до 10% топлива плюс к тому ниже нагрев и как следствие, увеличение срока эксплуатации шины да сырья при производстве тратиться меньше.
Безвоздушная шинаВ последние годы было предложено несколько нестандартных безвоздушных колес. Например, студенты инженерного колледжа Чарльза Дэвидсона при университете Сан-Хосе изобрели мотоцикл Spherical Drive System со сферическими колесами. Эти Колеса могут вращаться в любом направлении и при необходимости развернуться буквально на месте.
В 2004 году компания Audi разработала концепт-кар, Audi RSQ, специально для фильма «Я, робот». Автомобиль имеет скрытые внутри крыльев сферические колеса – такое транспортное средство может двигаться в любом направлении в любой момент времени без необходимости выполнения сложных маневров для разворота, то есть имеет шесть степеней свободы. Был создан аналог данного автомобиля, наглядно показывающий принципы работы сферического колеса из детского конструктор Lego.
В 2011 году группой инженеров под руководством профессора Сигео Хиросе из Токийского технического института в рамках совместного проекта с Японским агентством аэрокосмических исследований разработан робот-вездеход), на который установили колеса с металлическими упругими спицами. Данная конструкция колеса позволяет роботу перемещаться по горизонтальным и наклонным поверхностям с различного рода неровностями.
Бескамерные велоколесаГранулированные колеса — разработка ученых из канадского университета Макгилла. За основу была взята идея беспалого робота, который с легкостью захватывает любые предметы, не повреждая их. Колеса, наполненные мелкими твердыми гранулами, и они легко обтекают любые возникающие на пути объекты, что приводит к увеличению площади пятна контакта и улучшению тягового усилия, бокового сопротивления. Гранулированные колеса проходят по местности любого рельефа, форсируют даже объекты, чьи габариты превосходят размеры самих шин; увеличивают сопротивление качению, что снижает вибрацию корпуса; способны работать в условиях сверхнизких температур.
Примеры использования колеса в нашей жизни можно приводить бесконечно долго. Мы уже не можем представить наш мир без колеса. Так как оно очень прочно вошло в нашу жизнь. Достаточно добавить, что вряд ли бы человек добился такого научно-технического прогресса без этого чуда инженерной мысли. И по моему мнению, изобретение колеса особенно важно тем, что это было первое изобретение человека, которое он не скопировал из окружающего мира. Это было нечто сделанное своими руками, нечто новое, показывающее творческое начало человека. И сейчас, важно не забывать о том, с чего все начиналось, ведь только хорошо овладев базовыми знаниями можно открыть что-то новое.
А кому было интересно пишите в комментариях о какой вещи мы поговорим в следующем выпуске? Смотрим, слушаем, комментируем и подписываемся, чтобы знать о простых вещах ещё больше!
Подписывайтесь на наш YouTube канал «Планета Земля»
Канал «ВЕЩЬ» — история простых вещей
Канал «Zoo» — Животные Планеты
Группа в ВК: https://vk.com/zoochanel
Ролик про эволюцию колесаКолесо-история создания от истоков
Слово «колесо» произошло от общеславянского *kolo (род. п. *kolese) и далее восходит к праиндоевропейскому корню *kʷel- со значением «вращаться, поворачиваться». Говорящие на праиндоевропейском языке не заимствовали название, а придумали собственное для обозначения колеса, отчего в языках индоевропейских народов, географически далёких друг от друга, когнаты обозначения колеса едины.
От слова «колесо» образовано слово «колесница».
Следующий этап, валики стали делать отдельно, которые крепились осью, так появилась первая повозка, которую тянули волы. Именно с этого момента считалось изобретение колеса. Кстати диски nz можно купить здесь. Жесткое крепление колес осью позволяло крутиться колесам вместе с ней, это двигало повозку по прямой дороге, но на поворотах являлось сложностью, попросту такое сооружение тяжело повернуть и часто на поворотах повозка просто могла перевернуться.
Прошло немало времени, когда люди научились обрабатывать металл, что привело к использованию металлических изделий в колесном сооружении. Еще одним революционным скачком в развитии колеса стало использование спиц, после того, как научились работать с металлом, деревянные спицы заменили металлическими, а еще немного позже появился обод с металла. Так появилось колесо с металлическим ободом и спицами. Такое колесо вращалось в несколько раз быстрее, предыдущего. Через пару веков колеса стали полностью из металла.
Самым большим изобретением в те времена стало колесо со ступицей, которое насаживалось на неподвижную ось. В таком исполнении, колеса вращались не зависимо друг от друга. Между ними, конечно, происходило трение, и для уменьшения смазывали места трения дегтем или жиром. С такими колесами еще долгое время передвигалась телега уже с запряженными лошадьми. Колесо использовали в повозках, а так же появилось водяное колесо, нашлось применение еще во многих сферах деятельности человека, такие как гончарное дело, строительное и т.д.
Но вернемся к колесу, которое дало развитие транспорта. В середине 18 века, появилось новое исполнение колеса, шина, о создании которой тоже существует своя история. И так шли года, столетия, примитивное бревно дало толчок к появлению транспорта и, усовершенствуясь, пришло в наше время в таком издании, как мы видим уже сегодня. Древнее коло (колесо), которое означает движение, в нашей цивилизации продолжает видоизменяться, и никто не знает, какое оно будет через века.
Около 6000 лет назад люди стали использовать механизмы, позволяющие перетаскивать тяжелый груз – волокуши и катки. Волокуша состояла из двух длинных жердей, передние концы которых с помощью кожаных ремней прикреплялись к упряжи лошади или оленя, а задние свободно волочились по земле.
Для закрепления груза между задними концами волокуши устанавливали одну или две поперечины. Для того чтобы перетаскивать особо тяжелые предметы, такие как каменные глыбы или, скажем, лодки, под ними устраивали катки, подкладывали круглые бревна.
Когда предмет удавалось передвинуть, бревна оставались позади него, и их переносили и ставили перед грузом, чтоб двигать его дальше. Возможно, тогда же были сделаны первые наблюдения над свойствами вращающихся тел, ведущие к изобретению собственно колеса.
Например, если бревно-каток по какой-то причине в центре было тоньше, чем по краям, оно передвигалось под грузом более равномерно. Заметив это, люди стали умышленно обжигать катки таким образом, что средняя часть становилась тоньше, а боковые оставались неизменными.
Таким образом, получилось приспособление, которое является прообразом оси с двумя насаженными на ее концы дисками.
В ходе дальнейших усовершенствований от цельного бревна остались только два валика на его концах, а между ними появилась ось.
Так было изобретено колесо, и появилась первая повозка. Пожалуй, трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники.
Повозка, гончарный круг, ветряная мельница, водяной подъемник и блок – вот далеко не полный перечень устройств, в основе которых лежит колесо. Использование колеса для археологов является показателем развития цивилизации.
Самые древние свидетельства использования колеса относятся примерно к 3200 г. до н. э. На шумерских фресках в Месопотамии изображены повозки с массивными колесами, сделанными из двух кусков дерева, которым придали форму круга. В центре каждого колеса – ось, зафиксированная клином.
Однако массивное сплошное колесо не позволяло повозке развивать большую скорость. И как не раз бывало в истории человечества, войны стимулировали стремительный прорыв в развитии техники.
За следующие 3000 лет тяжелые колесные повозки, запряженные волами и предназначенные для транспортировки грузов, превратились в быстроходные и маневренные боевые колесницы, запряженные лошадьми.
Стала более совершенной и конструкция колес: появились легкие колеса со спицами, ступицей и гнутым ободом.
Другие цивилизации самостоятельно пришли к изобретению колеса. В Китае колесо было изобретено около 2800 г. до н. э., а приблизительно в 100 г. до н. э. китайцы придумали тачку.
В Европе тачка была изобретена на много веков позже. Изображение тачки есть на витражах XIII в. в Шартрском соборе во Франции.
В 4-3 веках до н. э. греки стали использовать колеса не в транспортных средствах, а в механизмах они изобрели зубчатую передачу и грузоподъемный блок.
Примерно с 85 г. до н. э. стали применять и водяное колесо, позволившее использовать энергию воды для работы тяжелых жерновов.
Китайцы изобрели колесо со спицами для прялки между 500 и 1000 гг. до н. э. Такое же изобретение было сделано в Европе в начале 13 века.
Эволюция автомобильного колеса
Как появились колеса
Если бревно можно назвать колесом, то их история восходит к эпохе палеолита (каменному веку), когда кто-то догадался, что большие, тяжелые предметы их было легче передвигать, если они катились по бревнам. Первым настоящим колесом, вероятно, был гончарный круг, датируемый примерно 3500 г. до н.э., а первым колесом, сделанным для транспортировки, было, вероятно, колесо месопотамской колесницы примерно 3200 г. до н.э.
Древние египтяне изобрели первое колесо со спицами, а греки пошли еще дальше, изобретя Н-образное колесо с перекладиной. Кельты добавили железные диски вокруг колес около 1000 г. до н.э. Колеса продолжали расти и меняться в зависимости от использования карет, фургонов и повозок, но общая конструкция оставалась практически неизменной на протяжении сотен лет.
Проволочные спицы появились в 1802 году, когда Г. Б. Бауэр получил патент на проволочную натяжную спицу, которая продевалась через обод колеса и крепилась к ступице. Они превратились в спицы, используемые для велосипедных колес. Примерно в 1845 году появились резиновые пневматические шины, изобретенные Р. У. Томпсоном. Джон Данлоп усовершенствовал шины, применив другой тип резины, который сделал велосипед более плавным.
Ранние автомобильные колеса
Большинство автомобильных историков сходятся во мнении, что современные автомобильные колеса впервые появились в 1885 году, когда Карл Бенц создал колеса для Benz Patent-Motorwagen. В этом трехколесном транспортном средстве использовались колеса со спицами и твердые резиновые шины, очень похожие на велосипедные колеса. Шины улучшились в последующие годы, когда братья Мишлен начали использовать резину для автомобилей, а затем Б. Ф. Гудрич добавил в резину углерод, чтобы продлить срок службы автомобильных шин.
В 1924 году производители колес использовали катаную и штампованную сталь для изготовления стальных дисковых колес. Эти колеса были тяжелыми, но их было легко производить и ремонтировать. Когда вышел Ford Model-T, в нем использовались деревянные артиллерийские колеса. Форд заменил их на колеса со сварными стальными спицами для моделей 1926 и 1927 годов. Шины из белой безуглеродистой резины для этих колес прослужили всего около 2000 миль и часто проезжали всего 30 или 34 мили, прежде чем нуждались в ремонте. У этих шин были камеры, и они легко протыкались и иногда отрывались от обода.
Эволюция автомобильного колеса продолжилась в 1934 году, когда появились стальные диски с выпадающим центром, где середина колеса была ниже краев. Эта конструкция с откидным центром упростила монтаж шин.
Алюминиевые диски старше, чем вы думаете — в самых первых спортивных автомобилях использовались алюминиевые диски. В 1924 году на Bugatti Type 35 были установлены алюминиевые колеса. Благодаря меньшему весу колеса вращались быстрее, а способность алюминия рассеивать тепло способствовала лучшему торможению. С 1955 по 1958 год Cadillac предлагал гибридные стально-алюминиевые колеса со стилизованными под ребра алюминиевыми спицами, приклепанными к стальному ободу. Обычно они были хромированными, но в 1956 Cadillac сделал все возможное и предложил для своего Eldorado золотую анодированную отделку.
Эволюция автомобильных колес ускорилась в 50-х и 60-х годах, поскольку в спортивных и гоночных автомобилях для колес продолжали использоваться алюминиево-магниевые сплавы. Alfa Romeo выпустила легкосплавные диски для своей GTA в 1965 году, а Ford представил Mustang GT350 с опциональными пятиспицевыми колесами Shelby/Cragar из литого алюминия с хромированным ободом. Они все еще были приварены к стальному ободу, но в 1966 году Ford сделал доступным цельное литое алюминиевое колесо с десятью спицами.
Колеса из магниевого алюминиевого сплава (или «магнитные» колеса) производства Halibrand стали предпочтительным колесом для автогонок с 50-х годов, а через некоторое время стали спецификацией для дорожных автомобилей Shelby.
В 1960 году Pontiac последовал примеру моделей Panhard и Cadillac, использовав колесо с алюминиевым центром, приклепанным к стальному ободу с помощью хромированных гаек. Эти колеса должны были использовать адаптер, поставляемый производителем, чтобы соответствовать машинам для балансировки колес того времени. Колеса также имели большую центральную крышку, закрывающую проушины. Pontiac сделал эти роскошные колеса доступными до 1968; они были дорогими, а теперь стали редкостью и востребованы коллекционерами автомобилей.
Компания Porsche вошла в мир легкосплавных дисков в 1966 году, когда они сделали легкосплавные диски стандартом для модели 911S. Porsche много лет продолжала использовать легкосплавные диски на 911 в версиях разного размера, а также использовала их на своих моделях 912, 914, 916 и 944. Производители роскошных и спортивных автомобилей продолжали использовать легкосплавные диски с 60-х годов.
В начале 1970-х компания Citroën даже выпустила резиновые колеса, армированные сталью. Citroën SM с этими полимерными дисками выиграл Ралли Марокко в 1919 году.71.
В 1964 году Ferrari выпустила свой первый легкосплавный диск, версию из магниевого сплава для дорожных версий своего 275 GTB. В том же году Chevrolet представила модель Corvette с доступными алюминиевыми дисками Kelsey-Hayes с центральным замком, которые Chevy заменила в 1967 г. с болтовым креплением. Но с появлением Corvette C3 в том же году Chevrolet прекратил выпуск легкосплавных алюминиевых дисков с ребрами и не выпускал аналогичную версию до 1976 года. 17 дюймов, даже достигая 22 дюймов на 1998. «Спиннеры», которые продолжают вращаться для визуального интереса, когда машина не движется, также приобрели новую популярность в 90-х годах.
Колеса футуристического дизайна включают «твил», безвоздушное непневматическое колесо со спицами, подходящее в настоящее время только для тихоходных строительных машин. «Твил», разработанный Michelin, имеет серьезные проблемы с вибрацией на скорости более 50 миль в час, поэтому маловероятно, что они будут приняты для использования на дорогах, пока улучшения не решат проблему вибрации.
Так называемые «активные» колеса, также разработанные Michelin, упаковывают все ключевые детали автомобиля, даже двигатель, в сами колеса. Активные колеса предназначены только для электромобилей.
Скорее всего, пройдут годы, прежде чем вы окажетесь на «твилах» или «активных колесах». Между тем, ваши стальные или легкосплавные диски прекрасно доставят вас из пункта А в пункт Б. Несмотря на то, что они прочны и надежны, современные конструкции колес могут пострадать от бордюров, выбоин, неровностей дороги и столкновений. Возможно, вам придется заменить колеса, чтобы ваш автомобиль работал безопасно, с хорошей управляемостью и топливной экономичностью. WheelerShip предлагает качественные сменные колеса для многих марок и моделей, от колес Honda Civic до колес для BMW и Jaguar. Мы можем помочь вам найти правильное сменное колесо для вашего автомобиля, которое будет соответствовать оригинальному колесу как по дизайну, так и по материалам.
Зачем изобретать велосипед? — АрамкоУорлд
На просьбу назвать величайшее изобретение в истории, в девяти случаях из десяти большинство людей ответили бы: «Конечно, колесо».
А как его изобрели? «Да ведь это началось тысячи лет назад с роликов для бревен, и когда кто-то отрезал конец одного, вы получили колесо».
Затем технология распространилась и изменила мир, верно? Его само собой разумеющаяся простота стала современным клише: «Зачем изобретать велосипед?»
А на самом деле, где и когда впервые было изобретено колесо? И какое влияние это имело на самом деле? Возможно, это началось в Восточной Европе, в Карпатах, около 3600 года до н. сомнения — ко входу в шахту.
Этот керамический бык с колесом был найден на западе Украины и датирован периодом с начала до середины четвертого тысячелетия до нашей эры, что делает его древнейшим известным объектом, в котором использовалось колесо. Он выставлен в Музее культурного наследия в Киеве.
Это гипотеза Ричарда У. Буллиета, который преподавал историю Ближнего Востока и историю технологий в Колумбийском университете с 1976 по 2015 год и в прошлом году написал книгу «Колесо: изобретения и переизобретения»
В начале этого года в переписке по электронной почте я модерировал обсуждение колеса между Bulliet и тремя ведущими экспертами в области истории и археологии технологий.
Мы рассмотрели четыре самых спорных идеи Bulliet.
Люди, уставшие таскать медную руду из шахт в Карпатах в Восточной Европе, возможно, были первыми, кто сконструировал колесную повозку около 3600 г. до н. э., утверждает профессор истории Ричард У. Буллиет. Это примерно за 700 лет до появления колеса в Месопотамии.
Где и когда было использовано первое колесо?
Восточная Европа, пишет Bulliet, ссылаясь на углерод-14 (С-14) датировку колес и моделей колесных транспортных средств, найденных в Карпатах в Венгрии и соседних странах. По его словам, данные C-14 указывают на то, что колеса появились там около 3600 г. до н. э. Это предшествует дате примерно 2900 г. до н.э., предложенной для Месопотамии британским археологом Стюартом Пигготтом, который основывает свой вывод на пиктограммах на глиняных табличках из шумерского города Урук. Тезис Пигготта, сформулированный в Самый ранний колесный транспорт: от Атлантического побережья до Каспийского моря (1983 г.) был общепринятым — до сих пор.
Дэниел Поттс, профессор древней ближневосточной археологии и истории в Институте изучения древнего мира Нью-Йоркского университета, согласен с предположением Буллиета о том, что «европейские свидетельства колесных транспортных средств предшествуют тем, что известны на Ближнем Востоке». Но он возражает против предположения Буллиета о том, что самые ранние четырехколесные транспортные средства функционировали как шахтерские тележки. Находки могил из этого региона и периода времени показывают редкость и небольшой размер металлических предметов, что позволяет предположить, что в то время в этом регионе использовалось меньше металла по сравнению с более ранним средним и поздним медным веком. «Действительно, чтобы найти такое небольшое количество металлических артефактов в этом регионе, нужно вернуться к позднему неолиту, более чем на 1000 лет назад», — говорит Поттс.
Пуля интерпретирует ситуацию иначе. Он утверждает, что сокращение использования меди могло скорее подчеркнуть, чем подорвать необходимость повышения эффективности добычи полезных ископаемых. «Изобретения, направленные на повышение производительности или эффективности чего-либо, часто совпадают с постепенным отказом от традиционных методов», — говорит он, ссылаясь на двигатель Ньюкомена для откачки воды из шахт в Англии 18-го века и развитие впрыска воды в начале 20-го века для увеличения добыча на старых нефтяных месторождениях США.
Дэвид В. Энтони, профессор антропологии в колледже Хартвик в Онеонте, штат Нью-Йорк, и автор нашумевшей книги Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир ( 2007), соглашается, что самые старые даты С-14 для деревянных колес в настоящее время относятся к Карпатскому региону. Но это, по его словам, может измениться в любой момент. «До открытия люблянского колеса древнейшие даты были по деревянным колесам в степях — Балках на Днепре и Останни курган [земляной курган] в прикубанских степях — и из южной Германии», — говорит он. «Еще одна находка в болоте может изменить местоположение самой старой даты на настоящих колесах».
Энтони добавляет еще два доказательства, которые расширяют диапазон возможностей разработки колес. Под насыпью во Флинтбеке, Германия, четко очерченные следы колес были датированы углеродом с использованием органических компонентов отложений, в которые они были вдавлены, и оказалось, что они так же стары, как люблянское колесо.
Существует также простое, почти схематическое изображение четырехколесной повозки, которое появляется на керамическом сосуде, найденном в Броночицах на юге Польши и, вероятно, даже немного древнее. Антоний, однако, не считает это окончательным. «Хотя свидетельства существования колес в Месопотамии появились на три-четыре века позже, я думаю, преждевременно утверждать, что колеса там точно не изобрели», — предостерегает он. «Есть аргументы в пользу множественного происхождения — степного происхождения, месопотамского происхождения и происхождения трипольской культуры [в Украине, Молдове и Румынии, около 4600–3000 до н. э.]», — говорит он, цитируя таких исследователей, как Аско Парпола из Университета Хельсинки. — Я не уверен, что мы можем сделать выбор на основании имеющихся улик.Плоские изображения того, что ученые считают четырехколесными повозками, вырезаны на керамическом горшке из южной Польши, датированном серединой четвертого тысячелетия до нашей эры. Хотя они, кажется, предлагают доказательство раннего использования колеса в Восточной Европе, ученые все еще спорят о том, откуда оно появилось.
Энтони также не согласен с тем, что разработка туннелей в Юго-Восточной Европе в четвертом тысячелетии до нашей эры привела к изобретению колеса. «До позднего бронзового века [1300–1100 до н. Он считает, что добыча полезных ископаемых в то время почти всегда была больше похожа на добычу открытым способом, при которой выкапывались открытые траншеи и ямы, а затем заполнялись обломками следующего, «поэтому местность вокруг шахты крутая и неровная, не подходящая для колес». Кроме того, «нет надежных свидетельств в каком-либо носителе, которые бы ясно указывали на наличие колесных транспортных средств в Юго-Восточной Европе примерно до 3600 г. до н.э., и эти шахты перестали функционировать за столетия до этого».
Буллиет признает, что карпатские горняки скорее использовали ямы и траншеи, чем туннели. Но он также считает, что шахтные тележки могли тянуть люди, а не животные — еще одно давнее предположение о развитии колеса. «Никакая упряжка волов не могла быть использована в траншее шириной в метр, как описывает Энтони, но небольшая шахтная машина, как я предположил, могла быть», — говорит он. Принимая во внимание колесные модели и статуэтки того времени, на которых изображены головы животных, «возможно, для перевозки руды из траншеи в плавильный цех использовались какие-то гужевые вагоны», — добавляет он.
Поттс не согласен с этой аргументацией. «Профессор Булье цитирует керамические сосуды в виде телеги с протомами животных, но отмечает, что они настолько стилизованы, что невозможно понять, как животные могли быть прицеплены к повозке. Строго говоря, это может быть правдой, но я не могу представить пару протомов животных, показанных таким образом, если бы они не предназначались для использования в качестве тягловых животных».
Какими были первые колеса?
Буллиет предполагает, что колеса первоначально появились как колесные пары: пары колес, прикрепленные к каждому концу оси, при этом вся сборка вращалась как единое целое, как в современных железнодорожных вагонах, а не каждое колесо вращалось независимо на конце своей оси. Он также утверждает, что их изобретение не имело ничего общего с катками для бревен, которые, как предполагалось, использовались в древности для тяжелого строительства.
Примерно к 3000 г. до н.э. шумеры в Месопотамии (ныне Ирак) использовали колесо, и это было твердо установлено к тому времени, когда этот ассирийский рельеф, изображающий повозку с военнопленными, был вырезан в Ниневии, на севере Ирака, около 700 г. до н.э.
Роберт Д. Фридель, профессор истории Мэрилендского университета, не согласен. «Несмотря на то, что Bulliet фактически оспаривает прямую связь с катками для бревен, я должен сказать, что связь с этими самыми примитивными формами катков все еще кажется разумной», — говорит он. «Иными словами, откуда взялось слово «катиться» — колесо или не колесо?»
Предлагая доказательства из нескольких мест, Поттс не согласен с заявлением Буллиета о том, что самыми ранними колесами были колесные пары.
Энтони считает аргумент Буллиета против происхождения колеса из бревенчатого катка разумным, но он также не думает, что колесная пара является старейшим примером колесной технологии, особенно если спекулятивная связь колеса с добычей полезных ископаемых не принимается. «Круглые ступицы обнаружены во всех сохранившихся деревянных колесах в степях», — говорит он, отмечая, что два из них были датированы радиоуглеродом примерно 3000 г. до н. «Поэтому неправильно говорить, что никакие свободно вращающиеся колеса не относятся к этому раннему периоду. Кажется, что все керамические колеса модели имеют круглые отверстия, чтобы свободно вращаться на оси, в отличие от квадратных отверстий, которые подразумевают, что ось вращается вместе с колесами.
Он добавляет практические соображения: «Колеса, которые вращались на неподвижной оси, имели меньшее сопротивление, чем вращающаяся ось, поэтому они больше подходят для четырехколесного фургона, у которого сопротивление больше, чем у [одноосной] тележки. Кроме того, свободно вращающиеся колеса облегчили бы поворот автомобиля, поэтому в большинстве случаев они работали бы лучше, чем колесные пары. Археологические данные свидетельствуют о том, что оба вида осей, неподвижные и вращающиеся, использовались одновременно, а не четко предшествовали друг другу».
Почему колеса не использовались в Америке до Колумба?
На сегодняшний день нет никаких доказательств того, что доколумбовые народы Америки использовали колеса для передвижения, хотя колеса появляются на игрушечных животных, найденных в нескольких местах. Обычно это объясняется отсутствием крупных животных, пригодных для одомашнивания, — точку зрения, поддержанную историком Джаредом Даймондом в его бестселлере «Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ » (19).97).
Это объяснение не подходит для Bulliet. «Отсутствие подходящих тягловых животных не объясняет отсутствия колесного транспорта в доколумбовой Америке», — говорит он, отмечая, что колесные грузы перевозили «люди вместо лошадиных сил» как в Японии до XIX века, так и в Сахельском регионе Африки. , хотя рабочий скот был известен и имелся в обоих местах. Он также отмечает, что коренное население Северной Америки «не приняло фургоны даже после того, как оно приняло верховых лошадей».
В Америке игрушечные животные на колесах были найдены в нескольких доколумбовых поселениях, но нет никаких свидетельств того, что местные жители использовали колеса для любого вида транспорта или перевозки; скорее, они использовали лам и собак для перевозки грузов и тяги саней.
Энтони также не согласен с Буллиет по этому поводу. Он утверждает, что «в доколумбовой Америке не было подходящих крупных тягловых животных для перевозки тяжелых грузов на колесах, но были подходящие мелкие животные для вьючных животных, поэтому использование вьючных животных было разработано для лам и собак, а использование колес — нет». Даже после того, как лошади были завезены в Америку, «их использовали в качестве вьючных животных, для буксировки саней [travois], набитых типи, и для верховой езды», — добавляет он, объясняя, что первоначальные американцы «использовали силу животных самым эффективным образом». способ, который устраивал их экономику».
Быстро ли распространилось использование колеса?
Энтони утверждает в «Лошадь, колесо и язык» , что независимо от того, где был изобретен принцип колеса и оси, технология быстро распространилась по большей части Европы и Ближнего Востока между 3400 и 3000 годами до н. по Пигготту.
Но Буллиет задается вопросом, как это предположение сыграло свою роль в таких местах, как Месопотамия. Первые колеса в Европе, возможно, предшествовали самым ранним шумерским пиктограммам с изображением колес, но самые ранние изображения месопотамских транспортных средств не имеют ничего общего с рисунками из Карпат или Причерноморской равнины. Более того, Буллиет отмечает, что колесный транспорт существовал в Месопотамии с 3000 г. до н.э., но отсутствовал в современном и столь же развитом Египте, с которым он имел регулярные контакты, примерно до 1600 г. до н.э., когда египтяне приняли боевые колесницы.
Колесному транспорту требовались хорошие дороги, которых в Европе было немного с момента падения Римской империи в пятом веке нашей эры до 17 века. Только тогда аристократы пересели с лошадей на мягкие экипажи.
Bulliet предполагает, что колесо не сразу прижилось и не изменило мир сразу после изобретения. Вездеходный колесный транспорт распространялся не быстро и уж точно не взрывоопасно. В большинстве сельскохозяйственных угодий дороги почти полностью представляли собой протоптанные тропы. Цифры пули показывают, что европейцы, в частности, лишь ограниченно использовали повозки и фургоны на протяжении всего периода с конца Римской империи в пятом веке до 17 века н.э., когда аристократия увлеклась ездой на повозке. Китай перенял технологию четырехколесного транспорта от монголов, которые вторглись в страну в 13 веке н.э., и в конечном итоге передал эту технологию в военную сферу, говорит он, но никакой модели частного использования четырехколесных транспортных средств гражданской элитой никогда не существовало.
«В течение нескольких лет я бродил по художественным музеям в поисках примеров внедорожных или городских колесных транспортных средств на картинах и рисунках, изображающих пейзажи или городские пейзажи» из средневековой и постсредневековой Европы, — говорит Буллиет. «Они исключительно редки, тогда как вьючные животные распространены повсеместно. Колейные дороги, указывающие на использование фургонов, также встречаются редко. Я, конечно, не говорю, что колеса исчезли, а только то, что наше современное предположение о том, что все на протяжении всей истории всегда предпочитали колеса другим видам наземного транспорта, потому что они являются абсолютным благом, ошибочно».
Ученые в целом согласны: плохие дороги или их полное отсутствие делают колеса неэффективными. «Дороги, как известно, дороги как в строительстве, так и в обслуживании, — говорит Фридель. «Хотя здесь есть небольшая проблема курицы и яйца, разумно сделать вывод, что колесный транспорт любого вида ограничен состоянием дорог. Так было в некоторых частях Европы и Северной Америки, а также в других местах вплоть до XIX века или даже позже».
Поттс указывает на многовековой разрыв в массовом использовании колес в Персии. «Я видел бесчисленное количество упоминаний в работах 18-го и 19-гоПутешественники X века сожалеют об отсутствии дорог, — говорит он. «Но я также знаю, например, что ассирийцы использовали колесницы в своих походах против народов Загросских гор» в 9-7 веках до нашей эры. Он говорит, что они упоминаются не только в царских анналах, но и в гораздо более мирской переписке между ассирийскими чиновниками, военачальниками и их начальниками.
Энтони считает, что повозки были широко распространены в Италии в римскую эпоху. «Я бы сказал, что фургоны были полезны там, где дороги были хорошими или местность была относительно ровной, за исключением песчаных пустынь», — говорит он. Между тем, средневековые европейские рукописи, гобелены и картины показывают, что повозки использовались для перевозки сена. Крытые вагоны показаны как вагоны для пассажиров, а тележки использовались для перевозки бочек с напитками и других тяжелых грузов.
Ситуация в Европе начала меняться в 17 веке, когда дворяне постепенно отказались от верховой езды и начали ездить верхом в каретах и повозках. Двумя веками позже в Англии Джон Бленкинсоп произвел революцию в вагонном транспорте, поставив на рельсы первую колесную паровую машину. Возможно, именно с этого момента началась современная фиксация на колесе как на величайшем изобретении мира.
Почему вопросы о происхождении и распространении такого, казалось бы, простого изобретения вызывают столько споров? «Происхождение вещей представляет собой загадку для всех нас, и чем фундаментальнее вещь, тем глубже загадка», — говорит Фридель. «Подумайте о дебатах о происхождении языка или письма — и мы даже не будем пытаться приблизиться к огню!»
Грэм Чендлер
Писатель Грэм Чандлер занимается темами археологии, авиации и энергетики. Он получил докторскую степень по археологии в Лондонском университете и живет в Калгари, Альберта.
Айви Джонсон
— иллюстратор из Нью-Йорка, где она учится в Школе визуальных искусств.
Вас также может заинтересовать…
- История
- Люди
Была ли Энхедуанна первым в мире писателем?
Автор Ли Лоуренс // Фотографии предоставлены библиотекой и музеем Моргана
Четыре тысячи лет назад она была принцессой и верховной жрицей в шумерском городе Ур на территории современного Ирака. Она также была поэтессой, стихи которой писцы записывали клинописью на глиняных табличках, а затем сделали нечто новое: они приписали произведение ей по имени — и теперь Энхедуанна известна более, чем когда-либо.
Чтение
- Креативы
- История
- Культура
Сохранение бедуинской поэзии Аравии
Автор Алия Юнис
Фотографии предоставлены Марселем Курпершуком и Нью-Йоркским университетом Абу-Даби.
В центральной части Саудовской Аравии истории и фольклор бедуинских племен в основном основаны на устной поэзии, известной как Набати. В 1989 году дипломат и лингвист Марсель Курпершук отправился на встречу с поэтами и записал их стихи. Это стало проектом на всю жизнь, который продолжает освещать корни арабского языка и культуры Аравийского полуострова.
Чтение
- История
- Наука и природа
Роботы минувших веков
Написано Робертом В. Леблингом
Столетие назад чешский драматург придумал слово «робот», а 500 лет назад Леонардо да Винчи спроектировал довольно хороший — и он был далек от идеала. первый. (Привет, Siri, кем был Исмаил аль-Джазари?)
Читать
- Самые последние
- Креативы
- Культура
- История
- Люди
- Места
- Наука и природа
- Вкусы
Самые свежиеКреативыКультураИсторияЛюдиМестаНаука и природаВкусы
- Культура
- мест
Долгое блуждание дамасской розы
Автор Тристан Резерфорд
Фото Ребекки Маршалл
Широко известная как самая ароматная из роз, дамасская роза впервые зацвела в Центральной Азии и попала в Левант и Анатолию по Шелковому пути. Сегодня его наиболее интенсивно выращивают в Долине роз в Болгарии, где он процветает и как экспорт, и как наследие.
Чтение
- Вкусы
- Культура
- Люди
Прибежище в рецептах: исследовательское путешествие Навала Насраллы
Автор: Дайанна Рэй
Пришло время семье сесть за ужин в доме Навала Насраллы в Блумингтоне, штат Индиана. Насралла приготовила любимое блюдо своей 18-летней дочери Ибы, бирьяни из баклажанов в иракском стиле, в честь только что полученного Ибой письма о зачислении в колледж. Иба выложила бирьяни на тарелку, откусила и расплакалась. «Где я найду такую еду в школе?» она спросила.
Чтение
- Вкусы
Flavors: Upside-Down in Babylon Pineapple Palace Cake
Рецепт Сары аль-Хамад
Фотография Кейт Уитакер
Дворцовый торт был приготовлен в честь богов, которым поклонялись в храмах Ура на берегу Евфрата. В нем были изюм, анис и невероятное количество жира и фиников.
Чтение
- Креативы
- мест
Первый взгляд: Бени Исген, Алжир
Фотография Джорджа Стейнмеца
Будучи молодым студентом колледжа в 1980-х годах, Джордж Стейнмец путешествовал автостопом по пустынным землям северо-центральной части Алжира вдоль Сахары. В 2009 году он снова посетил этот регион, теперь уже как всемирно известный фотожурналист, работающий над книгой об экстремальных пустынях мира, адаптациях человека и поселениях в них.
Чтение
- Наука и природа
2023 Календарь: Фауна
Предисловие Ричарда Хоата
От пустынь Северной Африки до индо-тихоокеанских архипелагов существа земли, морей и неба изображались в искусстве, почитались в храмах и на них охотились более 8000 лет.