Колеса древние: Колесо — Википедия – исторические факты и первые упоминания о нем

Содержание

11 продвинутых изобретений, сделанных человеком ещё до колеса

Какие же еще более «продвинутые» инновации предшествовали появлению колеса?

1. Алкогольные напитки

Алкогольные напитки

Ученые склонны полагать, что древние фермеры начали культивировать зерновые для того, чтобы делать пиво, а никак не хлеб. И если степень популярности алкоголя у древних людей все еще обсуждается, то его древность – нет. Самым старым доказательством его присутствия являются остатки ферментированного напитка, обнаруженного на стенках сосуда в китайском поселении Цзяху времен неолита возрастом в 9 тысяч лет.

2. Предметы одежды

Предмет одежды

Рождаемся мы все нагими, но сразу же начинаем использовать одежду. Так как ткани, мех и кожа имеют свойство разлагаться со временем, ученым все же пришлось потрудиться, чтобы точно установить возраст первых предметов доисторического гардероба. Древнеегипетским одеяниям минимум 5 тысяч лет, но это совсем молодой возраст. В реальности одежда – очень старое изобретение, ведь в шкуры заворачивались еще неандертальцы, а это целых 100 тысяч лет назад.

3. Разнообразные украшения

Разнообразные украшения

Когда люди начали лишаться шерсти на теле, то одежда им очень помогла выживать в холодном климате. Кроме того, нашим предкам не была чужда и эстетика: они стали украшать себя. Наиболее древние из найденных украшений – это просверленные ракушки, окрашенные в красноватый цвет из марокканской пещеры (82 тыс. лет) и ожерелье с птичьими когтями из хорватской пещеры, где жили неандертальцы (120 тыс. лет).

4. Географические карты

Нашим предкам также приходилось придумывать обозначения пространства, дабы в нем хоть как-то ориентироваться. Древнейшие образцы доисторических карт родом из испанской пещеры Абаунц. Обнаруженные там артефакты (возрастом в 14 тыс. лет) в виде каменных табличек скорее всего изображают горные местности, озера, реки и другие водоемы, через которые проходят охотничьи тропы.

5. Лодки

Лодки

Пока повозки не стали распространенным транспортным средством, люди пользовались лодками, каноэ и плотами. Каноэ, обнаруженное в Пессе (Нидерланды), считается древнейшей выдолбленной лодкой (возрастом в 10 тыс. лет). Однако люди, вероятно, научились перемещаться по воде гораздо раньше.

6. Календари

До изобретения примитивных образцов часов люди уже пытались найти способы, чтобы определять время. Ученые полагают, что одним из древнейших календарей можно считать линию из 12 лунок (10 тыс. лет), обнаруженную в Шотландии, и она, по-видимому, отражает лунный цикл.

7. Появление кулинарии

Кулинария

Как только люди смогли управлять огнем, они придумали кулинарию, поскольку растения и мясо, обработанные на открытом пламени, жуются и перевариваются гораздо легче и быстрее. По самым скромным подсчетам, возраст кулинарии может насчитывать целых 500 тыс. лет. А самые смелые исследователи говорят, что кулинарии более миллиона лет, и возникла она еще у представителей Homo erectus, от которых и произошли мы, Homo sapiens. Кто знает, может быть первые кулинарные опыты и привели к увеличению размеров нашего мозга.

8. Клеящие вещества

Клеящие вещества

Представьте себе, но у клеящих веществ весьма давняя история. Почти 200 тыс. лет назад неандертальские племена, живущие на европейском континенте, выковыривали смолу из древесной коры. Ею они приклеивали наконечники из камня к своим деревянным копьям.

9. Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты

Мрачные и темные ходы в немецкой пещере Холе-Фельс наводят страх и ужас. А теперь представьте, как под этими сводами звучит игра на древней флейте. Именно здесь и были выкопаны древнейшие музыкальные инструменты (40-41 тыс. лет). Доисторические подобия флейт были выполнены из мамонтовых бивней и костей орлиных крыльев.

10. Лук и стрелы

Лук и стрелы

Куски луков возрастом в 7 тыс. лет (а может и более) были выкопаны на месте стоянки каменного века в Холмегардс-Мозе (Дания). Не исключено, что подобное оружие появилось у людей намного раньше – и авторами его стали сообразительные охотники. Кроме того, в Южной Африке, в пещере Сибуду, также были найдены остатки приспособлений (64 тыс. лет), которые вполне могут оказаться прародителями стрел и луков.

11. Керамические изделия

Керамические изделия

Даже еще не имея колеса древние люди начали изготавливать сосуды для продуктов, лепя их из глины и запекая до твердого состояния. Наидревнейшую керамику обнаружили в Китае, и возраст её от 18 до 20 тыс. лет. А вот изобретение колеса как такового уже позволило создать и круг для гончарства. Вполне возможно, что этот круг и был первым из когда-либо созданных колес.

Колесо и Доколумбова Америка: kanusha — LiveJournal

Бытует мнение, что колесо в Доколумбовой Америке не применялось, потому что там до этого изобретения якобы не додумались. На самом деле додумались, как и до катка для укладки дорог, и до гончарного круга. Но эти изобретения или применялись локально и недолго, или использовались только для игрушек, как можно видеть на фотографии. Можно задаться вопросом, почему теоретически облегчающая жизнь технология так и не получила широкого распространения, если сам принцип был известен. Однако, если углубиться в тему, становится понятно, что данная технология оказывалась далеко не такой полезной и выгодной, как может показаться.игрушка-олень.gif
Колесная игрушка с мексиканского побережьяВозьмем для начала Мезоамериканскую культурную область, где и нашли игрушки с колесами. В этом регионе изначально отсутствовали крупные животные, пригодные для одомашнивания. В результате все местные цивилизации, включая ацтеков и майя, существовали, так сказать, при отсутствии скотоводства, опираясь только на земледелие и довольствуясь разведениям домашней птицы, главным образом индюшек, и мелких собак. Тягловых животных, которых можно было запрячь в повозку, попросту не было. Это один момент.
Второй и не менее важный момент для данного региона – это трудности в развитии металлургии. А без прочных металлических деталей изготовить колесную систему даже для обычной тачки, мягко говоря, проблематично. Это ж не игрушечный олень. То есть теоретически изготовить можно, но конструкция очень быстро развалится. Достаточно сказать, что на момент европейского завоевания почти вся мезоамерика, за исключением отдельных периферийных областей на западе, сидела практически в неолите, поскольку основная часть оружия и орудий труда делалась из дерева, камня, костей, но не из меди и не из бронзы. С обработкой металлов здесь вообще  познакомились поздно, и металлические орудия и приспособления распространялись достаточно медленно, поскольку проще было сделать нож на месте из обсидиана, чем тащить на своем горбу (вьючных и тягловых животных нет) откуда-то издалека какие-нибудь медные наконечники. сакбе.jpg
Дорога сакбе на полуострове ЮкатанМайя также использовали каток для укатывания дорог, так называемых сакбе. Кусок сакбе можно видеть на фотографии, неплохо сохранилась. Некоторые ученые даже недоумевали, почему применяли каток и не додумались до колеса. По поводу колеса все уже сказано выше.
Другая область американских цивилизаций, а именно Древнее Перу, также имела ряд специфических особенностей. Тягловых животных там также не было, местные жители разводили только лам, которые являются чисто вьючными животными и отказываются носить тяжесть больше 40 кг. То есть если нагрузить больше – ламы ложатся и отказываются вставать вообще, и заставить их невозможно. Очень умные животные, уважаю. Но в случае с Древним Перу, дело не только в тягловых животных, но и в вертикальном рельефе. Нет смысла связываться с колесом в регионе, где дорога зачастую представляет сплошные подъемы и спуски.
При этом, в Перу имело место другое теоретически прогрессивное изобретение, а именно гончарный круг и токарный станок. То есть у одной горной культуры, а именно культуры Рекуай, было устройство для механического сверления. Оба приспособления, гончарный круг и сверло, применялись жрецами для изготовления ритуальных сосудов и орнаментов, которые и были найдены при раскопках археологического комплекса Пашаш. Все это продолжалось до завоевания долины другими племенами, после чего оба изобретения были заброшены.
сосуд рекуай.jpg

Сосуд культуры Рекуай

Почему однажды изобретенный гончарный круг не получил распространения? Возможно, роль сыграло не самое широкое применение керамики в быту. Основная масса бытовой посуды делалась из плодов тыквы-горлянки, которую каждый мог вырастить у себя во дворе. Тыква-горлянка (калебаса) была распространена и в Мезоамерике, где из нее также делали посуду. Неудивительно, что некоторые древние поселения на перуанском побережье, например, Ла Гальгада, при довольно крупных размерах, не содержат в ранних слоях керамических черепков. Их жители не знали керамики и неплохо без нее обходились, хотя строили весьма крупные культовые сооружения из саманных кирпичей, и вообще, глины у них хватало.формовка.jpg
Фигурную керамику изготовляли в формахЧто интересно, вместо гончарного круга в некоторых местностях Древнего Перу применяли изготовление парадной керамики в формах. Это был местный способ интенсифицировать гончарное производство и получать на выходе фигурные сосуды. Что говорит о том, что отсутствие общепринятых технических приспособлений может компенсироваться совсем другими, но эти альтернативные технологии не всегда попадают в поле зрения исследователей.
лама.jpg
Чего смотришь, не узнал?

Боевые колесницы древности — 4КОЛЕСА

Современные историки полагают, что колесницы были изобретены за 2300 лет до новой эры в Месопотамии, однако точных доказательств этого не существует. Однако к тому моменту, когда лошади были приручены человеком, они еще мало напоминали современных скакунов. Настолько мало, что на основании сохранившихся барельефов иногда высказывается мнение, что древние шумеры запрягали ослов, а не лошадей в свои колесницы. Возможно и так, ибо создавать породы лошадей, которых нельзя было бы спутать с ослами, людям удалось только во II тысячелетии до нашей эры.

Позже египтяне и ассирийцы в свои колесницы запрягали коней ростом уже 160 сантиметров и весом до 500 килограммов.

Со временем повозки совершенствовались. Так появились грузовые и боевые колесницы, которые появились и в других странах. Правда, некоторые историки считают, что повозки были изобретены самостоятельно и в Месопотамии, и на Кавказе, и в евразийских степях. Но, судя по тому, что во всех этих местах повозки были одинаковой конструкции, а также потому, что их части и детали назывались одинаково, центр происхождения, вероятно, у них один.

Технология постройки колесниц постоянно развивалась. Если в Месопотамии поначалу колесницы были тяжелыми и представляли собой платформы, на которых находились метатели дротиков или лучники, то в Египте это уже были легкие, маневренные повозки, приспособленные не только для стрелков. Они и сами по себе являлись грозным оружием.

О том, какое значение в Древнем мире придавалось колесницам, запряженным лошадьми, можно судить по многим фактам. Например, в Египте для изготовления колесниц использовались вяз, сосна, ясень, береза. Однако береза не растет южнее Трапезунда и Арарата, а значит, материал этот доставлялся издалека. В те времена решить такую проблему было нелегко.

Любопытное открытие сделали исследователи на острове Крит, где было найдено около пятисот колесниц. Рельеф острова Крит гористый, и на колесницах там ездить почти невозможно, поэтому немецкий ученый Г. Бокиш высказал предположение, что колесницы на Крите изготовляли «на экспорт».

Так это или нет, но появление колесниц вызвало, по сути, целую революцию в военном деле. Став главной ударной силой в армиях, они решали не только исходы отдельных сражений — они решали судьбы целых государств!

Прекрасное и точное описание боевых действий на колесницах можно найти у Гомера.

Но началась боевая слава колесниц в Египте и Хеттском царстве, некогда расположенном в Малой Азии.

Оба царства постоянно воевали друг с другом и не менее регулярно совершенствовали свои войска. Разумеется, совершенствовались и колесницы.

Рано или поздно государства эти должны были сойтись в решающем сражении. И оно произошло по одним данным в 1312-м, по другим —в 1296 году до новой эры.

К тому времени и египтяне, и хетты усовершенствовали колесницы, которые сыграли решающую роль в этой битве, происшедшей у города Кадеш, который находился на территории теперешней Сирии.

Считается, что битва при Кадеше — первая в истории битва, ход которой можно четко проследить по подробным описаниям личного летописца египетского фараона Рамсеса II. Едва ли, конечно, это описание объективно, но все-таки оно дает некое представление о происшедших событиях и показывает роль боевых колесниц.

Количество воинов в обеих армиях было одинаковое — примерно по двадцать тысяч пехотинцев с каждой стороны. Но главное — колесницы. Их было много: у хеттов — две с половиной тысячи, у египтян предположительно столько же. Колесницы объединялись в отряды по десять, тридцать и пятьдесят. Почти метровые колеса у боевых колесниц имели уже восемь спиц (ранее было четыре, максимум шесть), и — что очень важно — увеличился конец оси, выступавшей с каждой стороны колеса. Лошадьми управлял возница — уважаемая в Египте личность. Рядом с ним стоял воин. Обязательно из знатного рода — только они имели право сражаться не в пешем строю. Концы выступающих осей были фактически острыми длинными ножами. Когда такая колесница врывалась в расположение врага, она скашивала живую силу противника как траву. Такие же, но несколько короче, ножи прикреплялись к передку колесницы.

Колесницы египтян были маневренными, быстрыми, а знаменитый маневр «гнев фараона» производил страшное опустошение в рядах врагов. Суть «гнева» состояла в том, что колесницы врывались в расположение врага и, резко развернувшись, мчались вдоль всего фронта от фланга до фланга.

Хеттские колесницы слыли более мощными — на них стояло по три человека; кроме возницы еще и щитоносец, прикрывавший и возницу, и воина, который был обычно копейщиком.

И у хеттов, и у египтян колесницу везли две лошади. Но всегда имелась третья — запасная.

Рамсес II покинул Египет с отрядами, каждый из которых назывался по имени бога — Амон, Ра, Пта и Сет.

То ли у египтян была плохо поставлена разведка, то ли хетты ловко их дезинформировали, но, приблизившись к Кадешу, Рамсес II и не подозревал, что находится совсем близко от противника. К тому же подосланные лжеперебежчики совершенно усыпили бдительность Рамсеса II, сообщив, что хетты ушли далеко. А они тем временем обошли египтян с тыла, неожиданно напали на приближающийся отряд Ра и разгромили его. Затем подошли с тыла к отряду Амона и тоже почти полностью уничтожили его. Сам Рамсес II едва уцелел и спасся лишь благодаря личной охране и собственному мужеству. Да еще благодаря лошадям. Летописец записал слова фараона: «Со мной были Победа у Фив и Бодрость духа, мои лучшие кони, у них нашел я поддержку, когда остался совершенно один среди множества врагов…»

Однако и хетты допустили ошибку. Они посчитали, что египтяне полностью разгромлены, и занялись грабежом покинутого египетского лагеря. Тем временем к месту сражения подходил отряд союзников Египта. Встретив их, спасающийся бегством Рамсес II повернул обратно, и теперь уже египтяне обрушились на потерявших бдительность хеттов.

Не будем сейчас утверждать, кто именно победил в этом сражении. Рамсес II полагал, что победил он, хеттский владыка Муваталлис был уверен, что именно он разгромил египтян. Историки же считают, что битва при Кадеше окончилась «вничью». Египет и Хеттское царство после этой битвы заключили договор о ненападении и взаимной помощи. Но самое главное, что в этом деле сегодня нас интересует — роль колесниц, которая оказалась решающей. Хотя, конечно, без лошадей ни о какой роли колесниц говорить бы не пришлось. Недаром и египтяне, и хетты уделяли такое внимание лошадям, даже их внешнему виду…

Колесницы продолжали совершенствоваться: уже не две, а четыре и даже шесть лошадей везли боевые повозки, уже не один-два, а четыре человека находились на них, и колесницы из «легких танков» древности превратились в «тяжелые»… А персы сделали колесницы серпоносными!

Исходя из свидетельств древних, можно полагать, что вооруженные серпами колесницы появились между 479 и 401 годом до н.э. в персидской Ахеменидской империи.

Серпоносная упряжка по своим задачам сильно отличалась от своих предшественников — простых невооруженных колесниц. Последние обычно сражались между собой перед столкновением пехоты, поддерживали ее фланги, преследовали врага после схватки и в гораздо меньшей степени выполняли функцию фронтальной атаки на пехоту противника, в основном, когда у врагов не было своих колесниц или они уже были выбиты с поля боя. Упряжки же с серпами — это оружие исключительно для лобовой атаки строя врага, рассчитанное не только на непосредственное поражение неприятеля, но и на психологический эффект, деморализующий последнего. Главная задача серпоносных колесниц состояла в разрушении сплоченного строя пехоты.

В течение V века до н.э. постоянными противниками персов были греки. Именно эллины имели стойкую тяжеловооруженную пехоту, которую безуспешно атаковали своими наскоками персидские всадники в первой половине V века до н.э., в основном конные лучники. В то же время именно у греков почти отсутствовали или неэффективно использовались метатели, способные отразить атаку колесниц и, следовательно, фаланга гоплитов представляла удобную мишень для нападения упряжек. Но самое главное состоит в том, что именно эллины понимали значение строя в сражении. Именно эту сплоченность и должна была уничтожить колесница с серпами. Кроме того, во всех известных исторических случаях серпоносные квадриги Ахеменидов применялись именно против греческой, а позднее и против македонской фаланги.

В случае с серпоносными колесницами нужно было создать совершенно новый род войск, бойцы в котором должны обладать смелостью самоубийцы, чтобы лететь в упряжках прямо на ряды врага, часто даже без поддержки атаки своих всадников.

Впервые о применении серпоносных колесниц можно прочитать у Ксенофонта, где речь шла о битве при Кунаксе между армией претендента на ахеменидский престол Кира Младшего и его братом царем Артаксерксом П. Интересно, что отведенную им роль в битве колесницы Артаксеркса IT не выполнили. Греческие фалангисты сумели испугать лошадей ударами копий о щиты, и атака захле**улась. Зато по подробным описаниям Ксенофонта можно представить себе конструкцию серпоносной колесницы рубежа V—IV веков до н.э.

Квадрига имела большие колеса, вертящиеся вокруг оси, длина которой должна быть примерно равной ширине упряжки из четырех коней. К каждому концу оси было прикреплено по одному горизонтальному серпу длиной около 90 сантиметров. Еще два вертикальных серпа находились под осью, у обеих сторон пола кабины. В высоком деревянном кузове из досок стоял возница, одетый в чешуйчатую броню с длинными рукавами и высоким воротом, голову его защищал шлем. Других воинов в кузове не было. Из оружия колесничий, очевидно, имел лишь меч. Лошади некоторых упряжек прикрывались бронзовыми налобниками, месяцевидными нагрудниками и пластинчатыми защитными попонами.

Следующий по хронологии случай применения серпоносных квадриг, зафиксированный в источниках, — бой при Даскелионе (395 год до н.э.) между отрядом спартанского царя Агесилая и конницей сатрапа Геллеспонтийской Фригии Фарнабаза. Персидский отряд, состоящий примерно из 400 всадников и двух серпоносных колесниц, неожиданно напал на греков. Эллины, в количестве около 700 человек, сбежались вместе, пытаясь построить фалангу. Но и сатрап не мешкал. Он, выставив вперед колесницы, атаковал ими. Упряжки рассеяли ряды врага, а сразу вслед за ними напали всадники, перебив около 100 перемещавшихся греков. Оставшиеся бежали к лагерю. Примечательно, что этот бой — один из немногих случаев успешного действия серпоносных колесниц. Это объясняется тем, что сразу за атакующими колесницами в прорыв скакали всадники, которые прикрывали возниц.

Из сражений, в которых принимали участие серпоносные квадриги, лучше всего освещена источниками битва при Гавгамелах, происшедшая 1 октября 331 года до н.э. между армиями Александра Македонского и Дария III, последнего персидского царя из династии Ахеменидов. Персы специально выбрали поле для битвы, где они могли развернуть свои многочисленные войска. Более того, почва была специально выровнена для действия колесниц и конницы, а на флангах были высыпаны колючки — трибулы для нейтрализации македонской конницы — главной ударной силы армии Александра. И все же это не помогло — Дарий потерпел сокрушительное поражение. Хотя персидские серпоносные колесницы действовали на левом фланге македонян довольно успешно.

К концу ахеменидской эпохи произошли изменения в вооружении колесниц. Отказались от нижних (под кузовом) серпов; однако вооружение усилилось путем прибавления горизонтального серпа, закрепленного с каждой стороны на конце ярма, и путем приделывания к концу оси спускающегося книзу лезвия, расположенного ниже горизонтального серпа.

Последний раз серпоносные колесницы применялись в битве при Зеле в 47 году до н.э. Сын знаменитого Митридата VI, Фарнак II, поставленный Помпеем царем Боспора, воспользовался гражданской войной в Риме, захватил Малую Армению, а затем, разбив при Никополе цезарианского правителя Азии Домиция Кальвина, еще и Понт, ставший к этому времени римской провинцией. Видимо, здесь он набрал часть армии, используя старую, отцовскую, систему комплектования, и, возможно, употребив старые царские арсеналы.

Тем временем Гай Юлий Цезарь, окончив Александрийскую войну, пришел в Малую Азию, собрал местные силы и встретился с врагом Рима около города Зела. На рассвете 2 августа 47 года до н.э. Фарнак II вывел войска из лагеря и повел их через равнину на римлян, которые разбивали лагерь на возвышенности. Цезарь не предполагал, что противник нападет на него в столь невыгодных для азиатов условиях, и продолжал свои фортификационные работы, выставив перед валом заградительную линию войск. Однако Фарнак II совершенно неожиданно повел свои отряды на холм, где стояли римляне, которые спешно и в суматохе стали выстраивать легионы. На это еще не построенное войско Фарнак II и бросил колесницы, которые были засыпаны множеством метательных снарядов. Легионеры, отбросив квадриги, столкнули с холма и пехоту врага. В итоге войско Фарнака II бежало. Именно об этой победе Цезарь сообщит сенату всего лишь тремя словами: «Пришел, увидел, победил».

От битвы при Кунаксе (401 год до н.э.) до битвы при Зеле (47 год до н.э.) — вот исторический путь серпоносных колесниц, который зафиксирован в сохранившихся источниках. Очевидно, что именно эти колесницы как боевое оружие имели существенные недостатки, преодолеть которые было невозможно. Например, для них особенно нужна была ровная местность. Впрочем, специальное выравнивание почвы упоминается лишь перед битвой при Гавгамелах, место для которой планировалось заранее.

Древним был хорошо известен психологический эффект колесничной атаки. Очевидно, как раз этим впечатлением были навеяны описания кровавых ран, производимых серпами — ведь обычно потери от атаки квадриг были небольшими.

В древнем Китае колесницы употреблялись несколько иначе. Колесницы вместе с пехотой объединялись в «цзу» — простейший боевой отряд. В «цзу» входили: Лёгкая боевая колесница, запряжённая четвёркой лошадей, тяжёлая походная колесница, запряжённая восьмёркой волов, к боевой колеснице полагалось три отряда пехоты по 25 человек, к походной — тыловой отряд в те же 25 человек. В боевой колеснице было три человека — возница, солдат и клевцом (гибрид копья и топора) и лучник. Колесница в основном предназначалась для прорыва строя вражеской пехоты. Кстати, тактика сходна с тактикой англичан и французов в начале Второй мировой в области танков. Ну а китайские колесницы ушли в прошлое во время династии Хань (2 в. до н. э. — 2 в. н. э.), ибо были малополезны против досаждающих китайцам в то время Сюнну.

;

В конце II, начале I тысячелетия до н. э. легкие колесницы появились на юге Европы, в Причерноморье и в Индии. В середине этого же тысячелетия, колесницы появились в Западной Европе и в Китае.

Колесницы имели для кельтов огромное значение, особенно на поле боя. Столь же важную роль они играли и в качестве религиозно-ритуального транспортного средства; так, богинь часто изображают мчащимися на колеснице. Для доказательства того, насколько заметную роль играли для кельтов колесницы, можно также привести тот факт, что умерших представителей знати кельтского общества зачастую возлагали на погре**льный костер вместе с колесницами, повозками или тележками. Особенно характерно это для Гальштаттского периода.

Типичная кельтская колесница — эсседа была запряжена двумя конями, т.е. являлась легкой бигой. Ее кузов представлял собой прямоугольную деревянную платформу, по бокам которой располагались двойные перила. Кузов был установлен на оси, вокруг которой вертелись колеса с 6-9 спицами. Колеса были покрыты железным бандажом и имели диаметр около 90 см. Экипаж эсседы состоял из возничего, сидящего спереди, и бойца, стоящего позади в кузове. Главным оружием колесничего был удлиненный деревянный щит с умбоном и несколько метательных копий. Так, в инвентаре латенских (450-300 гг. до н.э.) могил наряду с остатками колесниц присутствует меч, а также 3, иногда 1-2, 4 или даже 8 наконечников копий. Очевидно, это количество отражает реальное число копий у колесничего.

Использовали колесницы и в Индии

А это реконструкция андроновской боевой колесницы.

Стенки колесниц (а), видимо, были плетеными — для уменьшения общего веса. Оси (б) тогда еще делались из дерева, и смазка колесных втулок (в) была несовершенна, поэтому оси требовалось защищать. Конструкторы укрепляли ось, подбирая для нее особо прочный материал, или облегчали сам экипаж, снижая этим нагрузку. Платформы кузовов сбивались из досок. На спине лошади располагалось мягкое «седло» (г). На него сверху помещалось ярмо (д), наподобие того, что раньше было опробовано в упряжи быков, ослов, верблюдов. Для прочности к «седлу» прикрепляли деревянную рогульку (е), охватывавшую своей развилкой хребет лошади, — прообраз чересседельника нашего времени.

Конструкцию дополнительно крепили широким нагрудным ремнём. Заднее расположение колёс экипажа смещало центр тяжести вперед. Распряженная колесница упиралась дышлом в землю, а в снаряженном виде поднятое дышло плотно прижимало ярмо к спине лошади, мешая ему соскользнуть, а платформе при ударе колес и обрыве ремней — перевернуться назад или травмировать животное. Благодаря такому устройству, боевой расчёт мог перемещаться по кузову, не боясь неосторожным движением вызвать угрожающий крен. При этом вес людей повышал устойчивость повозки. Левую сторону такого экипажа занимал возница, управлявший лошадьми, правую — вооруженный колесничий. Именно здесь, справа, на дополнительных стойках, крепился весь его «арсенал» — лук (ж) со стрелами (з), копья и легкие дротики (и), бронзовые топоры (к), щиты (л), которыми колесницы закрывались сзади. XIII—X вв. до н. э.

По подсчетам, «цена колесницы была очень значительной и сопоставима с современным автобусом или грузовиком». В Вавилонии в XI веке до н.э. полностью снаряженная колесница стоило 100 сиклей серебра — около 840 г. Для того, чтобы содержать ее, требовался большой участок земли (в колесницу могло быть впряжено от двух до шести и более лошадей) и персонал из нескольких человек (в бою экипаж состоял, как правило, из двух-трех человек). Колесничие принадлежали к высшей знати, и именно они решали в сражении судьбу битвы.

Пехота могла и вовсе не вступать в бой — как правило, после поражения своих колесниц пехотинцы разбегались. Обеспечивать существование этого социального слоя могла лишь монархия. Нужны были государственные мастерские, централизованная система снабжения и распределения. Не удивительно, что у греков колесница была не столько боевой машиной, сколько символом знатности, а число колесниц исчислялось, в лучшем случае, десятками. Настоящего расцвета колесницы достигли в царствах Среднего Востока — но и здесь уже к VIII веку до н.э. их заменяет конница.

Самый знаменательный прогресс в предыстории танка был достигнут в средневековые времена. Тексты того времени свидетельствуют, что армия китайской династии Сун разработала обшитую железным листом колесницу, чтобы использовать ее против конницы татар, которые вытеснили династию Сун из Северного Китая. Это изобретение помогло в 1127 г. остановить продвижение татар и привело к созданию границы, просуществовавшей 100 лет.

Мало что известно о китайских бронированных колесницах того времени, их не использовали против монголов на Хубилая, завоевавшего весь Китай к 1279 г. Монголы применили идею боевой колесницы к своему традиционному образу жизни, устанавливая большие шатры на повозки, которые тянули волы позади перемещавшейся армии. По-видимому, монголы не использовали бронированные повозки вдоль западных китайских границ. Скорее всего, они лишь передали идею в Восточную Европу в XV в., когда орды монголов докатились до самой Польши и Венгрии.

Именно здесь, в Богемии (современная Чехия), прототипы танков получили признание во время религиозных распрей, предшествовавших протестантскому расколу Мартина Лютера. В то время многие богословы желали реформ в лоне церкви. Одним из них был ректор Пражского университета Ян Гус, которого, обвинив в ереси, сожгли на костре по решению Констанцкого собора в 1415 г. Это привело к крестьянскому восстанию под предводительством Яна Жижки против мощной германской императорской армии.

Поскольку у Яна Жижки была крестьянская армия, не имевшая поддержки в городах Богемии, он обратился к идее укрепленных повозок. Форты из повозок, обшитых листами железа, перевозились упряжками коней. Через амбразуры, проделанные по бокам, экипаж, вооруженный копьями и алебардами, вел огонь из самострелов и небольших ружей по любому, кто пытался приблизиться.

Эти танки в 1420—1431 гг. позволили армии Яна Жижки, насчитывавшей 25 тысяч человек, постоянно наносить удары по германским императорским армиям численностью до 200 тысяч воинов. Перед боем богемские форты из повозок обычно выстраивались в оборонительном порядке, промежутки между ними заполнялись складными дубовыми валами, которые помогали рассечь ряды противника. Однажды в 1422 г. в Кутна Гора армия Яна Жижки была застигнута врасплох и танки сражались в сомкнутом ряду. Следует заметить, что германские захватчики никогда не побеждали воинов Яна Жижки, война прекратилась в результате накопившейся усталости и внутренних раздоров.

К концу средних веков точность и пробивная способность огнестрельного оружия улучшились и танки оказались не нужны — их броня не могла противостоять прямому попаданию, а кони, перевозившие их, легко становились жертвами обстрела. Только с изобретением двигателя внутреннего сгорания в конце XX в. танк вновь становится действенным боевым средством.

Источник

Колесо времен IV династии или почему в Древнем Египте так долго не было повозок? — Сергей Алданов


Загадка, право. Считается, что колесо принесли в Египет гиксосы. Их боевые колесницы дали им возможность завоевать мощное государство, каким Египет все же был и во времена Среднего Царства.
Но: ведь колесо было известно египтянам! В истории считается, что Египет много позаимствовал из Месопотамии. Считалось, что там колесо и было изобретено (рис. 1) примерно в 3500-3400 гг. до н.э.  (впрочем, почти одновременно с ним колесо появилось на территории современной Польши – известно изображение повозки на керамическом горшке из Броночиц)
800px-Standard_of_Ur_-_War
Рис. 1 Колесницы Ура – примерно 2500-2600 г.  до н. э.  Инкрустированная шкатулка Standard of Ur – Британский музей.
А относительно недавняя находка вот этой игрушки (рис. 2), перевернула представления о  возможном времени и месте изобретения повозки.

cartoy
Рис. 2 Игрушка из Северного Курдистана (город Qoser), датируемая 5500 гг. до н.э.  Музей провинции Мардин, Турция.

Но факт тот, что соседи Египта колесо знали и использовали его весьма плодотворно.
Но ведь и Египет узнал колесо и стал использовать не позже,  чем в 2600-2500 гг. до н.э.! Как гончарный круг, который позаимствовал весьма поздно, лишь, по мнению английской исследовательницы, во времена фараона Снофру (правил 2543–2510)  (Doherty, Sarah 2013. The origins and the use of the potters wheel in Ancient Egypt. PhD Thesis, Cardiff University). Так и колесо для осадной лестницы (рис. 3 и 4).
arnold44
6067
6068
picture-25-103


Рис. 3. Колесная лестниц и башня –  могилы Kaemheset (Saqqara) и Intef (Qurna), шестая пятая и одиннадцатая династии  — по книге Dieter A. Building in Egypt; Pharaonic Stone Masonry (New York and Oxford 1991) . Избражение лестницы и колес на соотвествующих фресках.

Насчет датировки могилы Каемхесета —  ломались копья исследователей ( McFarlane, A. 2004. Mastabas at Saqqara. Kaiemheset, Kaipunesut, Kaiemsenu, Sehetepu and others. – Oxford, Aris and Phillips (The Australian Centre for Egyptology Reports).
Первначальный критерий – попадание захоронения  в могилы 6-ой династии, был отвергнут, потому что стилистически могила заметно отличается от соседей. Скорей всего, она появилась там раньше окружающего кладбища.  Имен фараонов в ней не нашли, а стилистические критерии (маленькие парики, стилистика безмятежности и юности лиц, периодичность изображений), по исследовательнице Надин Шерпион (Nadine Cherpion), позволяют отнести ее ко времени 4-ой династии, не позже правления фараона Джедефры 2482–2475 до н.э.  Энн МакФэрлэйн Ann

McFarlane ее оспаривает и по другим критериям (стиль панельных фасадов, мотивы фресок и пр), относя могилу к концу 5-ой династии (То есть к 2400-2300 гг до н.э.). Так или иначе, могила возникает в диапазоне примерно 150 лет (2500-2350), то есть  использование колеса для осадных башен впервые отмечается к 25-24 вв. до н.э.
Почему же колесо не стало распространенным уже в те времена? Вероятно, оно не казалось столь удобным в обычном применении – по песку колесу ехать трудно и оно проигрывает волокушам, саням и вьючным животным.

Однако, вопрос не такой простой: технология не может быть локализованной лишь в одной области. Так что есть наджеда найти новые факты.

Колесо или диск — как правильно? — журнал За рулем

Чем отличается диск от колеса? Есть ли разница между покрышкой и шиной? Где находится ступица? Отвечаем на эти и другие вопросы.

Несколько бесов из обслуживающего персонала играли у Колеса — вскакивали на обод, проезжали до стены, соскакивали и мчались обратно.

А. и Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»

Материалы по теме

Кто изобрел колесо? Науке это неведомо. Более того, древние цивилизации вообще обходились без колес. Зато в интернете давно бродит первоапрельская шутка о доисторических горных свиньях (Sus ludus rotalis), останки которых были найдены в Южных Пиренеях. На их ногах присутствовали костные наросты в виде колес, позволявшие свинкам разгоняться до бешеной скорости. Но в реальности природа предпочла иные движители.

Природный запрет на колеса сказывается и на колесной терминологии. Простейшие, казалось бы, термины часто трактуют и применяют ошибочно, а правильное использование порой выглядит как проявление неграмотности.

Колесная терминология действительно запутанна. И для облегчения понимания иногда проще подстраиваться под конкретную аудиторию, то есть использовать разные выражения на заседаниях кафедры и у прилавков автомагазинов. Но все-таки лучше всегда говорить грамотно. К чему мы вас и призываем.

Ни дна ни покрышки

Что находится между колесом и дорожным покрытием? Шины. Или, как их еще называют, покрышки. Однако, если быть точными, покрышка — это чехол из толстой резины, надеваемый на надувную камеру. Иными словами, камерная шина состояла из камеры и покрышки. Но с появлением бескамерных шин покрышка как отдельный элемент фактически перестала существовать. Кстати, «шинный» ГОСТ Р 52900–2007 указывает, что маркировка должна быть нанесена «на бескамерную шину (покрышку камерной шины)». То есть в одном случае на шину, а в другом — на покрышку. Получается, это не синонимы.

Если машина современная, то она, скорее всего, обута в шины, а вот у камерных «старушек» были покрышки.

Ступица

В любом словаре русского языка ступицей названа центральная часть колесá с отверстием под ось или вал. Так оно и есть, если речь идет о телеге. Но на современном автомобиле это деталь подвески, а не колесá. Например, на переднеприводных машинах ступица — это элемент, передающий момент от ШРУСа ведущему колесу. Ведомые колеса также крепятся к ступицам, но момент при этом не передают.

Где находится диск?


Материалы по теме

Они бывают штампованные, кованые, комбинированные, литые, магниевые… О чем речь? О дисках, конечно же. А чтобы не путать с тормозными, можно конкретизировать: о колесных дисках. Любой продавец вас поймет. Но это грубая ошибка. Правильное название такой детали — колесо! Кто не верит, предлагаю пролистать каталог запасных частей автомобилей ВАЗ — никаких колесных дисков там нет. ГОСТ Р 52390–2005 говорит о том, что колесо — это «вращающийся и передающий нагрузку узел (элемент), расположенный между шиной и ступицей». В техрегламенте ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» изложены требования к шинам: каждая должна соответствовать «размерности колесá, на котором она смонтирована». Именно коле

Названия колеса и колёсной повозки в древних ближневосточных языках

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *