Картина шишкин лес описание – «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина – самая загадочная картина во всём отечественном искусстве / Интересное / Мы создаем общение

Шишкин Иван «Утро в сосновом лесу» описание картины, анализ, сочинение

Shishkin-Ivan-utro-v-sosnovom-lesu

Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» является одной из самых известных работ этого замечательного русского художника-пейзажиста. И в самом деле: автором такого шедевра мог стать только человек, испытывающий бесконечную любовь к природе и в совершенстве чувствующий её тонкую душу. Этюды к картине художник писал на острове Городомля на озере Селигер. Художник с большим мастерством смог передать чувства и настроение маленьких медвежат, которые играют и резвятся в лесной чаще.

Четыре медвежонка — главные герои картины Ивана Шишкина. Забыв обо всем, они веселятся на поляне с упавшим деревом посередине. Двое из них взобрались на него, третий пытается попасть к ним. А четвёртый не принимает участия в играх братьев, он задумчиво смотрит вглубь леса. Задний план картины — это дремучий лес, окутанный туманом.

Художнику очень хорошо удалось передать некую сказочность и таинственность леса, так что не только играющие медвежата, даже сами деревья начинают казаться живыми. Этой картиной Иван Шишкин ещё раз подтвердил свою любовь к русской природе и лесу в частности.

С этой работой связана интересная история: дело в том, что Иван Шишкин нарисовал лесной пейзаж без медвежат. Играющих зверей после окончания картины подрисовал друг художника — Константин Савицкий, поэтому у картины «Утро в сосновом лесу» два автора. Но после покупки её Третьяковым для своей коллекции, Савицкий не заявлял об авторских правах, поэтому официально автор полотна — Иван Шишкин.

Еще стоит отметить, что многие неправильно называют эту картину — «Утро в сосновом бору». Но это название неверно еще и с точки зрения логики русского языка: дело в том, что бор — уже обозначает сосновый лес, поэтому возникает тавтология, легко избавиться от которой можно запомнив правильное наименование данного шедевра русской живописи.

Год написания картины: 1889.

Размеры картины: 139 x 213 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.




Другие картины художника:

Утро в сосновом лесу описание картины Шишкина

Шишкин картина Утро в сосновом лесу

Кто написал «Утро в сосновом лесу»

Автором картины «Утро в сосновом лесу» является великий русский художник Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Однако его руке принадлежит только сам пейзаж. Главных героев картины — трёх медвежат и медведицу написал другой известный художник Константин Аполлонович Савицкий. Ошибочное представление, что «Утро в сосновом лесу» была написана только Шишкиным, связано с тем, что Павел Михайлович Третьяков, купивший картину для своей коллекции, стёр подпись Савицкого.

История картины

Картина была написана в 1889 году. Холст, масло. Размеры: 139 × 213 см. В настоящее время находится в Третьяковской галерее в Москве. Интересно, что изначально картина имела название «Медвежье семейство в лесу».

Считается, что сюжет картины Иван Шишкин придумал во время посещения острова Городомля, который расположен на озере Селигёр. Здесь живописец увидел нетронутую природу, густой лес, который поражает воображение своей красотой и первозданностью.

Изначально на картине не было медведей, только сам лесной пейзаж. Иван Шишкин был непревзойдённым пейзажистом, однако в анимализме, то есть изображении животных, он был не силён. Поэтому медведей написал другой художник — Константин Савицкий.

Описание картины «Утро в сосновом лесу»

Картина «Утро в сосновом лесу» буквально пленяет зрителя своей необычайной красотой. Вековой лес поражает своей мощью, нетронутой природой. Сосны с толстыми стволами и узловатыми ветвями будто сами собой намекают на свою древнюю природу. Лес тонет в белесом тумане, который рано с утра покрыл всё вокруг молочной завесой.

На картине изображено раннее утро. Солнце только начинает вставать и лес начинает окрашиваться в золотистые оттенки рассвета. Так как солнце бросило свои первые лучи на самые верхушки деревьев, они резко контрастируют с полумраком внутри леса. Такой красивый переход цветов и оттенков завораживает. Оттенки картинки плавно меняются от тёмно-зелёного снизу до ярко-золотого сверху.

На переднем плане находится поваленная сосна. Здесь собралось медвежье семейство. Три беспокойных медвежонка ползают по надломленному стволу. Рядом находится мать-медведица, которая следит за своими детками, которым ещё хочется играть и обследовать всё незнакомое. Один из медвежат встал на задние лапы и всматривается вглубь окутанного туманом леса. Таким образом он интригует зрителя, так что хочется проследить за его взглядом, всмотреться вглубь картины, чтобы увидеть, что такое увидел вдалеке замерший медвежонок.

Шишкин Иван. Биография, названия, описание картин.

Shishkin-Ivan-opisanie-kartin

Иван Иванович Шишкин (25.01.1832, Елабуга, Вятская губерния, Российская империя — 20.03.1898, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.

Биография Ивана Шишкина.

Родился 25 января 1832 г. в городе Елабуга в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил.

В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь наставником Шишкина стал А. Н. Мокрицкий. После окончания курса в 1856 году талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств. Его обучением руководил С. М. Воробьёв.

Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858 г. художник получил Большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».

Достигнутые успехи позволили Шишкину совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Путешествие началось с Мюнхена, где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф.Адамов. В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. Затосковав по отечеству, он возвратился в Петербург в 1866 г., до истечения срока своего стипендиатства.

В России художнику было присуждено звание академика (1865 г.). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Были созданы картины «Рубка леса», «Рожь», «Сосны, освещённые солнцем», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» и многие другие.

Шишкин активно работал на пленэре, нередко предпринимал с художественной целью путешествия по России. Он почти ежегодно выставлял свои произведения — сначала в академии, а потом, после того как было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок, на этих экспозициях.

Умер 20 марта 1898 г. в Петербурге.




Описание картин Ивана Шишкина:

Картина «Утро в сосновом лесу»

Иван Иванович Шишкин (1832—1898 гг) - великий художник-пейзажист. Он, как никто другой, передавал через свои полотна красоту родной природы. Глядя на его картины у многих создается впечатление, что еще чуть-чуть и подует ветерок или послышится пение птиц.

В 20 лет И.И. Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где преподаватели помогли ему обучиться направлению в живописи, которому он следовал всю свою жизнь.

Без сомнения, «Утро в сосновом лесу» является одной из самых популярных картин художника. Однако, это полотно Шишкин писал не в одиночку. Медведи были нарисованы Константином Савицким. Изначально на картине стояли подписи обоих художников, но когда ее привезли к покупателю Павлу Третьякову, тот приказал стереть фамилию Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только Шишкину.

Год: 1889

холст, масло, 139 × 213 см

Третьяковская галерея, Москва

«Утро в сосновом лесу» — шедевр, излучающий восхищение природой России. На полотне все выглядит очень гармонично. Эффект пробуждающейся ото сна природы мастерски создан зелеными, голубыми и ярко-желтыми тонами. На заднем плане картины мы видим едва пробивающиеся лучи солнца, они изображены яркими золотистыми оттенками.

Художник так реалистично изобразил клубящийся по земле туман, что даже можно почувствовать прохладу летнего утра.

Картина «Утро в сосновом лесу» настолько ярко и живо нарисована, что похожа на фотоснимок лесного пейзажа. Шишкин профессионально и с любовью изобразил каждую деталь полотна. На переднем плане расположились медведи, взбирающиеся на поваленную сосну. Их резвая игра вызывает только положительные эмоции. Создается впечатление, что медвежата очень добры и безобидны, а утро для них словно праздник.


Наиболее ярко и насыщенно художник изобразил медведей на переднем плане и солнечный свет на заднем плане. Все остальные объекты полотна выглядят легкими дополняющими зарисовками.

На главную

Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие

Оглавление:

  1. Описание картин Шишкина и его художественного стиля
  2. Самые известные полотна Шишкина
  3. Полотно Шишкина «Утро в сосновом лесу»
  4. Пейзаж Шишкина «Дубовая роща»
  5. Вся жизнь – творчеству

Среди русских пейзажистов один из наиболее весомых авторитетов – художник Шишкин Иван Иванович. Будущий живописец родился в Елабуге, 13 января 1832 года. Талант мальчика был заметен с детства, и после окончания пятого класса гимназии его направили в Москву, в училище живописи, ваяния и зодчества. Следующим этапом обучения для молодого живописца стала Императорская Академия художеств – главное заведение России в сфере искусств.

Талантливый юноша привлёк к себе всеобщее внимание. В первый же год он получил две малые серебряные медали, затем последовали более солидные награды: большая серебряная, малая золотая и, наконец, большая золотая, предоставленная ему руководством Академии за два изображения валламской местности Кукко.

Большая золотая медаль дала Шишкину право на стажировку за границей за счёт Академии художеств. Молодой человек отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву, Дюссельдорф, посещая мастерские ведущих живописцев эпохи. Особое влияние оказала на творчество молодого пейзажиста Дюссельдорфская школа, поэтому он считается представителем этого направления. Кстати, именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком.

В Россию Шишкин вернулся даже раньше, чем окончился срок его заграничной стажировки – его тянули виды русской природы, он тосковал по родине. И именно в России он создал свои самые великие произведения.

Шишкин, Рожь

Описание картин Шишкина и его художественного стиля

Искусствоведы, берущиеся за описание картин Шишкина, признаются его в качестве самого сильного рисовальщика среди русских пейзажистов. Иван Иванович Шишкин, с юности выезжавший на природу для изучения особенностей деревьев, трав, ландшафтов, признан авторитетным знатоком растительных форм.

Для карандаша и кисти Шишкина характерно точнейшее воспроизведение ветвей, стволов, травинок, листьев, хвои, валежника, корней, хвороста, песка, каменистой почвы, глины – всех деталей пейзажа в мельчайших подробностях. При этом, что примечательно, художнику удавалось не повторить ошибок некоторых детализаторов, за мелочами упускающих общее. Мелкие детали у Шишкина становились частью общего пейзажа, целостного и выразительного.

Несколько меньшее внимание Шишкин уделял колориту. Искусствоведы отмечают, что рисунок у этого мастера более силён, чем колорит. Тем не менее, нельзя сказать, чтобы палитра художника бедна или негармонична. Она, скорее, сдержанна и лаконична, что придаёт полотнам особый стиль и узнаваемость.

Шишкин, Пасека

Самые известные полотна Шишкина

Творчество Шишкина – образец пейзажного реализма. Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас, и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей.

Называя самые известные картины Ивана Ивановича Шишкина, обычно отмечают следующие полотна:

  1. «Утро в сосновом лесу» – пожалуй, самая выдающаяся из работ мастера и, однозначно, самая известная.
  2. «Рожь» – пейзаж с золотистым полем, над которым возвышаются столь любимые художником сосны, часто появляющиеся на его полотнах.
  3. «Дубовая роща», в которой невероятно реалистично передана игра света на стволах и листве могучих деревьев.
  4. «Горелый лес» – печальная картина в коричневых тонах.
  5. «Корабельная роща» – картина, воспевающая могучую красоту высоких, крепких, прекрасных деревьев-исполинов.
  6. «Дебри» – очень атмосферный пейзаж, который переносит зрителя в лесную глушь, где под крышей густых крон растут только папоротники.
  7. «Пасека» – один из тех пейзажей, где очень ярко проявилось умение мастера передать игру солнечных лучей и теней – то лёгких, то более густых.

Эти картины сейчас хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее Санкт-Петербурга и Музее русского искусства в Киеве. Если же поставить задачей обзор всего творчества мэтра, пришлось бы посвятить одному перечислению работ целую брошюру, а анализу – не один том.

В творчестве пейзажиста нашли отражение все времена года. Зима в картинах художника Шишкин Иван Иванович сурова и лаконична: доминирует сочетание тёмных стволов и белого снега. Для весны характерен мажорный колорит: в молодую зелень вплетаются золотистые оттенки. Лето наполнено не только шелестом зелени, но и танцем солнечных лучей. Изображения ярко-жёлтой осени средней полосы перекликается со строками русских поэтов.

Полотна и рисунки Шишкина находятся во многих музеях и частных коллекциях. Их без дискуссий включают в золотой фонд не только русского, но и мирового пейзажа.

Шишкин, Корабельная роща

Полотно Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Одна из самых известных картин, написанных Шишкиным, – «Утро в сосновом лесу». На этом полотне среди бурелома играют медвежата под присмотром мамы-медведицы. Картина переносит зрителя в глушь русского леса, где высокие деревья соседствуют с оврагами и поваленными стволами. Но солнце находит себе дорогу в этот потаённый уголок природы, поэтому пейзаж наполнен радостным оптимизмом, а сочетание утренней атмосферы с анималистическим сюжетом – весело играющими малышами – превращает картину в гимн жизни.

Немногие знают, что эта работа – соавторская. Иван Иванович Шишкин написал её вместе с Константином Аполлоновичем Савицким, которому принадлежат фигуры мишек.

Интересно, что, хотя этот пейзаж широко известен, большинство людей делает ошибку в вопросе: «Сколько медведей на этой картине?». Обычно даётся ответ «три». На самом деле их четыре, в чём легко убедиться, посмотрев на репродукцию.

Шишкин, Утро в сосновом бору

Пейзаж Шишкина «Дубовая роща»

В числе самых жизнерадостных картин, написанных Шишкиным, «Дубовая роща» занимает одно из главных мест. Величественность и мощь вековых дубов переданы со всей силой живописного реализма. Роща залита солнцем, освещающим и грандиозные стволы, и изогнутые ветви, и пышные кроны, и травяной ковёр.

Некоторые ветви исполинов засохли, на стволах заметны раны, но эти дубы воплощают несгибаемую силу, зрелую красоту природы. Чувствуется бурление жизненных соков в стволах, слышится шелест густых крон, переговаривающихся друг с другом. Становится ясно, что эти великаны простоят ещё века. Это плотно называют символом русской природы и русской души.

Это полотно мастер писал… тридцать лет! Несмотря на такой долгий путь от замысла к результату, создаётся впечатление, что «Дубовая роща» написана на пленэре: настолько удачно переданы не только детали, но и летняя атмосфера пейзажа.

Шишкин, Дубовая роща

Вся жизнь – творчеству

Всю свою жизнь Иван Иванович Шишкин посвятил творчеству. Он получил всероссийскую известность не только как пейзажист, но и как аквафортист – то есть гравировальщик, создающий гравюры на меди с применением водки.

Иван Иванович Шишкин любил посещать различные уголки России, делая рисунки с натуры. Он также ездил по России со своими картинами, стал членом Товарищества передвижных выставок, популяризируя искусство пейзажа.

Последняя картина пейзажиста осталась незавершённой. Художник, всю жизнь посвятивший прославлению красоты русской природы, скончался в 1898 году за работой, у мольберта, с кистью в руках.

Какая из работ Шишкина нравится Вам больше всего? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу». Описание картины.. Художники-передвижники

 

1889 г. Масло, холст. 139 x 213 см. Tretyakov Gallery, Moscow, Russia

 Описание картины Шишкина И.И. «Утро в сосновом лесу»

Одной из самых знаменитых и гениальных картин И. Шишкина является «Утро в сосновом лесу». Полотно изображает едва проснувшийся сосновый лес. Ранним утром порезвиться на поваленной сосне, что изображена на переднем плане, выбрались медвежата.

Вопреки мнению об агрессивности медведей, эти малыши вызывают лишь умиление, настолько они по – детски беззащитны и добры. Веселятся зверята под присмотром мамы-медведицы. Все действо происходит в глухой чаще, надежно скрытой от посторонних глаз.

Животные и вывороченная сосна залиты светом, именно они являются самым светлым пятном, композиционным акцентом. Все остальное прописано не столь тщательно и выполнено в более темных, приглушенных тонах.

Художнику удивительным образом удалось передать картину раннего утра. По земле еще клубится туман, выписанный настолько ощутимо, что зритель ощущает утреннюю прохладу. Однако за лесом уже начинает всходить солнце, золотистыми лучами освещающее медведей и подсвечивающее темный лес золотисто – охристым сиянием.

Художник любуется и восхищается природой родного края.  Ему удается добиться удивительной реалистичности, зрители, словно сами присутствуют в этом старом, разросшемся и мрачном сосновом лесу, который оживает, едва всходит солнце.

Лучшие картины Шишкина И.И.

 

История одного шедевра: «Утро в сосновом лесу» Шишкина и Савицкого

Сюжет

За редким исключением сюжет у картин Шишкина (если смотреть на этот вопрос широко) один — природа. Иван Иванович — восторженный, влюбленный созерцатель. И зритель становится очевидцем свидания живописца с родными просторами.

Шишкин был необыкновенным знатоком леса. О деревьях разных пород он знал все и замечал ошибки в рисунке. На пленэрах ученики художника готовы были в прямом смысле прятаться в кустах, лишь бы не слышать разнос в духе «Такой березы не может быть» или «эти сосны бутафорские».

Ученики так сильно боялись Шишкина, что прятались в кусты

Что же до людей и животных, то изредка они появлялись на картинах Ивана Ивановича, но были скорее фоном, нежели объектом внимания. «Утро в сосновом лесу» — пожалуй, единственное полотно, где медведи конкурируют с лесом. За это спасибо одному из лучших друзей Шишкина — художнику Константину Савицкому. Он предложил такую композицию и животных изобразил. Правда, Павел Третьяков, купивший полотно, имя Савицкого затер, поэтому долгое время медведей приписывали Шишкину.

ФОТО Потрет Шишкина кисти И.Н.Крамского. 1880.jpg
Портрет Шишкина кисти И. Н. Крамского. 1880

Контекст

До Шишкина модно было писать итальянские и швейцарские пейзажи. «Даже и в тех редких случаях, когда художники брались за изображение русских местностей, русская природа итальянизировалась, подтягивалась под идеал итальянской красоты», — вспоминала Александра Комарова, племянница Шишкина. Иван Иванович был первым, кто с таким упоением писал русскую природу реалистично. Чтобы глядя на его картины, человек говорил: «Там русский дух, там Русью пахнет».

ФОТО Рожь. 1878.jpg
Рожь. 1878

А теперь история о том, как полотно Шишкина стало оберткой. Примерно в то же время, когда «Утро в сосновом лесу» было представлено публике, Юлиусу Гейсу, руководителю «Товарищества «Эйнемъ», принесли на пробу конфету: толстый слой миндального пралине между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Кондитеру конфета понравилась. Гейс задумался о названии. Тут его взгляд задержался на репродукции картины Шишкина и Савицкого. Так и появилась идея «Мишка косолапый».

Знакомая же всем обертка появилась в 1913 году, создал ее художник Мануил Андреев. К сюжету Шишкина и Савицкого он добавил обрамление из еловых веток и Вифлеемские звезды — в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на рождественские праздники. Со временем обертка пережила разные корректировки, но концептуально осталась той же.

Судьба художника

«Господи, да неужели же мой сын будет маляром!» — сокрушалась мать Ивана Шишкина, когда поняла, что не переубедить ей сына, решившего стать художником. Мальчик до жути боялся стать чиновником. И, кстати, хорошо, что не стал. Дело в том, что у Шишкина была неконтролируемая тяга к рисованию. Буквально каждый лист, побывавший в руках Ивана, был покрыт рисунками. Только представьте, что мог бы натворить чиновник Шишкин с документами!

Шишкин знал о деревьях все ботанические подробности

Живописи Иван Иванович учился сначала в Москве, затем в Петербурге. Жилось туго. Художник Петр Нерадовский, чей отец учился и жил с Иваном Ивановичем, писал в воспоминаниях: «Шишкин был беден настолько, что у него не бывало часто своих сапог. Чтобы выйти куда-нибудь из дома, случалось, он надевал отцовские сапоги. По воскресеньям они вместе ходили обедать к сестре моего отца».

ФОТО На севере диком 1891.jpg
На севере диком. 1891

Но все забывалось летом на пленэрах. Вместе с Саврасовым и другими однокурсниками они уходили куда-нибудь за город и там писали этюды с натуры. «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему… На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», — вспоминал Шишкин. Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось… Разбрасываться никак нельзя». Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги.

После смерти жены, брата и сына Шишкин долгое время пил и не мог работать

Тем временем в России передвижники объявили протест академикам. Шишкин был этому несказанно рад. К тому же среди бунтарей многие были друзьями Ивана Ивановича. Правда, со временем он рассорился и с теми, и с другими и очень переживал по этому поводу.

Скончался Шишкин внезапно. Сел за холст, только собирался начать работу, зевнул разок. и все. Именно так живописец и хотел — «моментально, сразу, чтобы не мучиться». Было Ивану Ивановичу 66 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *