Картина шишкин лес художник: Описание картины «Утро в сосновом лесу», Шишкин, 1889

История картины «Утро в сосновом бору» (К 190-летию Ивана Ивановича Шишкина, замечательного русского художника) — «Ингушетия» — интернет-газета

Но скорее всего «Три медведя» — третье название картины, потому как изначально художник дал своему произведению название «Медвежье семейство в лесу». Отсюда идёт история происхождения этой картины. Её заказал Ивану Шишкину известный меценат, один из основателей Третьяковской галереи Павел Третьяков.

Сюжет картины, предположительно, подсказал Шишкину друг, тоже известный художник Константин Савицкий. После недолгих раздумий Шишкин отправился на поиски сюжета и выбрал место под названием Городомля, которое находится на озере Селигер в Тверской области, местность, преимущественно покрытая хвойными лесами в нетронутом виде, где сохранилась истинная природа и не ступала «нога человеческая».

Благодаря этому выбору мы с вами можем созерцать великолепие хвойного леса, гениально запечатленное автором: многовековые сосны, покрытые густым и древним мхом, поваленные деревья, проглядывающие сквозь утренний туман лучи солнца, ощущение тишины и спокойствие, идущее с картины, где всё, кроме четырех медвежат, только пробуждается ото сна. И поразительное ощущение, которое не отпускает — ощущение, что вот-вот картина оживёт, зашелестит листва и зашевелятся неуклюже застывшие медвежата.

Хотя у этой картины три названия — «Медвежье семейство в лесу», «Утро в сосновом бору» и «Три медведя», к тому же, без всякого сомнения, к троице можно добавить четвёртое название «Мишка косолапый» — известной шоколадной конфеты с изображением на обёртке этой репродукции, которая также ассоциируется с данной картиной, то смело можно сказать, что ни одно из них не умаляет достоинство этого великолепного шедевра, а лишь очередной раз подчёркивает гениальность пера известного художника и неповторимость его таланта.

Да, Шишкин был мастером пейзажной живописи. Но не все знают, что он не любил изображать людей и животных. Идея оживить картину медведями исходила от друга художника Константина Савицкого, который, по обоюдному решению, изобразил их на готовой картине Шишкина. Медвежата получились очень удачно. В итоге, Савицкий стал соавтором картины и даже поставил свою подпись рядом с подписью Шишкина. Но заказчик — купец Павел Третьяков посчитал, что вклад Шишкина в эту работу был больше, поэтому решил оставить авторство только за ним, и стёр подпись Савицкого. Хотя сам Шишкин не претендовал на абсолютное авторство. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее в Москве, а её карандашные эскизы — в Государственном Русском музее.

Бесспорно, Шишкин является одной из самых известных и значимых фигур в истории отечественного изобразительного искусства. Никто так идеально, максимально точно не мог передать формы природы, разного рода нюансы, оттенки и структуры, как это умел делать Шишкин. Его произведения можно смело назвать и художественными трудами, и работами исследователя, потому как в них можно увидеть точное строение деревьев или растений, а высокая детализация объектов дает ощущение полной документальности изображаемого пейзажа. Разумеется, при изучении его картин, при созерцании его шедевров не остаётся вопроса, почему Шишкин был удостоен звания мастера пейзажной живописи.

Родился Иван Иванович Шишкин 13 (25) января 1832 г. в городе Елабуга Вятской губернии. С самого рождения его лучшим другом был его отец, человек, который помогал продвигать талант сына, поддерживал его увлечения и поощрял разносторонние его знания и творческие начинания.

Первоначально отец отдал Шишкина в Казанскую гимназию. Но здесь он не пожелал учиться, не видел себя в будущем чиновником. Он оставил гимназию и почти четыре года нигде не учился, но увлёкся живописью. И тогда он решил, что станет живописцем.

В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где обучается мастерству у академика Аполлона Мокрицкого. Здесь он познаёт разнообразие родной природы, на этюдах изображает сельские мотивы — сараи, рыбацкие лодки, телеги и прочее. Наброски получались настолько естественными, и, казалось бы, простые зарисовки пейзажей, деталей леса, реки, деревьев такого высокого уровня, что стали узнаваемы во всём училище.

В 1856 году Шишкин поступает в Академию художеств Санкт-Петербурга. Он сразу же выделяется среди других студентов своими способностями и профессиональной подготовкой. К сожалению, академия не принесла ощутимых знаний, но знания, полученные там, повлияли на дальнейший выбор творческого пути для Шишкина, и впоследствии он выбирает для себя путь пейзажиста. В 1860 году Шишкин заканчивает Академию художеств с Большой золотой медалью.

В дальнейшем Шишкин путешествовал за границу и посещал мастерские Бенно и Франца Адамов. В этот период он активно изучал анималистку, впервые пробовал гравировать, много рисовал пером.

В 1866 году, затосковав по дому, приезжает в Санкт-Петербург, где вступает в Товарищество передвижных выставок. Он участвует в каждой передвижной выставке вплоть до 1898 года. В каждой своей работе Шишкин изображает красоту родной природы, старается создать не только точность и документальность момента, но и вложить смысл и эмоциональное восприятие.

В 1873 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора и пригласила руководить пейзажной мастерской. Но по разным причинам Шишкин там преподавал недолго.

8 марта 1898 года Шишкин скончался в своей мастерской за мольбертом, работая над последней картиной «Лесное царство». Последней его законченной работой является картина «Корабельная роща».

певец леса Иван Шишкин – Москва 24, 01.02.2016

01 февраля 2016, 19:15

Культура

Иван Шишкин «Утров сосновом бору», 1889

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.ru запустило новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.

25 января исполнилось 184 года со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина. Помимо картины «Утро в сосновом бору», которую каждый знает с самого детства по конфетной обертке, художник создал огромное количество прекрасных живописных полотен, этюдов, графических рисунков и офортов.

Иван Шишкин «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1864-1865

Иван Шишкин «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1864-1865

Окончив Петербургскую Академию художеств с золотой медалью, Иван Иванович Шишкин в 1862 году уезжает за границу. Спустя несколько лет путешествия по странам Европы, он остановился в Германии, где стажировался в местной академии художеств в 1864–1865 годах. Здесь, в окрестностях Тевтобургского леса, он создал несколько пейзажей, которые по своему духу были близки видам северной русской природы.

Иван Шишкин «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», 1872

Иван Шишкин «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», 1872

С приездом на родину Шишкин сближается с членами Артели художников, вокруг которой группировались представители творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Иван Шишкин всегда был окружен вниманием товарищей. Илья Репин вспоминал о нем так: «Громче всех раздавался голос богатыря Ивана Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней».

Иван Шишкин «Рожь», 1878

Иван Шишкин «Рожь», 1878

Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако часто Шишкин компоновал детали разных пейзажных видов в одну композицию. В пейзаже «Рожь» объединены два традиционных для художника мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые современник художника критик Владимир Стасов сравнивал с колоннами древнерусских храмов.

Иван Шишкин «Лесные дали», 1884

Иван Шишкин «Лесные дали», 1884

Постепенно лес для Шишкина становится таким же первоэлементом мироздания, как море или небо, но одновременно приобретает значимость национального символа России. Картина «Лесные дали» была написана на Урале. Художник выбирает высокую точку зрения, стремясь изобразить не столько конкретное место, сколько создать образ величественной природы. Критики писали: «Далекая перспектива лесов, покрытых легкой дымкой, выдающаяся вдали поверхность воды, небо, воздух, словом,целая панорама русской природы, с ее не бьющими в глаза красотами, изображена на холсте с поразительным мастерством».

Иван Шишкин «Кора на сухом стволе», 1889-1890

Иван Шишкин «Кора на сухом стволе», 1889-1890

Разрабатывая тему природы и русского леса, Шишкин становится виртуозным мастером детали, различая деревья на полотнах художников по типу листвы и коры, тщательно прописывая цветы и травы. Он был дружен с членами Академии художеств и передвижниками, неизменно поражая всех своими знаниями в области ботаники. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях.

Иван Шишкин «Гнилое дерево, покрытое мхом», 1890

Иван Шишкин «Гнилое дерево, покрытое мхом», 1890

«Если дороги нам картины природы нашей милой Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать,» – писал художник Виктор Васнецов о своем друге.

Иван Шишкин «Дубы при солнечном освещении», 1890-е

Иван Шишкин «Дубы при солнечном освещении», 1890-е

В 1890-е годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Поэтому иногда Шишкин работает в эскизной, импрессионистической манере, лишь намечая форму, но не прорабатывая детали. Поэтому среди его пейзажей, наполненных солнечным светом и воздухом, все чаще появляются туманные состояния природы предрассветного часа или практически монохромные зимние пейзажи.

Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891

Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891

К тому же периоду относятся и пейзажи с дождливой погодой. Художник вспоминал: «…Неповторимая минута: в сыром воздухе леса, сквозь сизую прозрачную клубящуюся пелену пробивается солнечный луч, он будто стремительно расталкивает ветви, листья, разбивается тысячей бликов в лужах, внезапно красит бронзой стволы деревьев». По воспоминаниям друзей, случалось, что Шишкин хватался за холст и краски и специально бежал в лес, когда начинался дождь, чтобы успеть запечатлеть мгновение. Известно, что Шишкин не умел рисовать животных и практически не изображал людей на своих картинах. Три маленькие фигурки на этом полотне – удивительно редкий пример.

Иван Шишкин «Цветы на опушке леса», 1892-1893

Иван Шишкин «Цветы на опушке леса», 1892-1893

Несмотря на интерес к передаче свето-воздушных эффектов, появившийся в 1990-е годы, Шишкин до конца жизни оставался верным своей манере письма и любви к деталям. Бархатистая зелень не слипается на картине в единую красочную массу: между листьями и стволами деревьев остается воздух, а благодаря такому построению композиции, когда в центральной части находится перспектива и «выход» из этой зеленой кущи, в картине появляется пространство и глубина.

Иван Шишкин «В парке», 1897

Иван Шишкин «В парке», 1897

Одной из последних работ Шишкина стала картина «В парке». 8 (20) марта 1898 года художника не стало. Смерть его была мгновенной, как он сам себе и желал. Он умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной «Лесное царство». Газета “Новости дня” писала 12 (24) марта: “В роковой день утром он чувствовал еще себя здоровым. В десятом часу, по обыкновению, он был в своей мастерской за работою вместе со своим учеником-алтайцем Григорием Гуркиным и чертил углем на новом полотне новый этюд. Делая какой-то штрих, он вдруг внезапно как будто зевнул, затем после двух тяжелых вздохов, вылетевших из его груди, голова его беспомощно опустилась на грудь, а правая рука с углем упала на колени…»

живопись культура Иван Шишкин русские художники 10 неизвестных

Ещё больше новостей — в телеграм-канале Москва 24 Подписывайтесь!

Иван Шишкин | Биография и 51 наиболее важное произведение


Иван Шишкин
1832-1898
Россия
Романтизм

Иван Шишкин Биография

900 15 Произведения этого выдающегося художника пользуются огромной популярностью в России; лучшие из них стали классиками русского пейзажа. За 40 лет своей творческой деятельности Иван Шишкин создал сотни картин, тысячи этюдов и рисунков, большое количество гравюр. Для современников личность Шишкина олицетворяла собой самую русскую природу; называли его «лесным царем», «старой сосной», «одиноким дубом».

Посмотреть Полная биография Ивана Шишкина


  • Посмотреть В окрестностях Санкт-Петербурга.

    1856. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Вид на остров Валаам. Кукко.

    1859. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Буковый лес в Швейцарии.

    1863. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • В роще.

    1865. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Вид недалеко от Дюссельдорфа.

    1865. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Тевтобургский лес.

    1865. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Пейзаж с охотником. Остров Валаам.

    1867. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • В роще.

    1869. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Прогулка в лесу.

    1869. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Полдень в окрестностях Москвы.

    1869. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

  • Прогулка в лесу.

    1869. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

  • Лесной пейзаж с цаплями.

    1870. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Ивы, освещенные солнцем.

    1860-1870-е гг. Масло на холсте. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Сбор грибов.

    1870. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Сосновый бор Вятской губернии.

    1872. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

  • Пейзаж с женщиной.

    1872. Холст, масло. Картинная галерея, Таганрог, Россия.

  • Захолустье.

    1872. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Хвойный лес.

    1873. Холст, масло. Белорусский художественный музей, Минск, Беларусь.

  • Сумерки. После заката.

    1874. Холст, масло. Музей русского искусства, Киев, Украина.

  • Лесной ручей.

    1874. Холст, масло. Музей русского искусства, Киев, Украина.

Шишкин И. Шувалова. Русские художники XIX века. Москва. 1990.

Иван Шишкин | 239 произведений искусства на аукционе

НА ОПУШКЕ СОСНОВОГО ЛЕСА, 1897 г.

холст, масло

109 на 162 см, 43 на 63 1/4 дюйма

Лесная поляна, 1896 г.

холст, масло

47 x 67¼ дюймов (119 x 170,8 см)

Лесной пейзаж, 1876 г.

холст, масло

42½ x 66 1/8 дюйма (108 x 168 см)

Посмотреть все произведения искусства

На аукционе

Предстоящие лоты

Последние результаты аукциона

На берегу ручья

Иван Шишкин

Аукционы Гелиос

Опушка леса

Иван Шишкин

Античная арена

БРЮКЕ

Иван Шишкин

Художественные аукционы Харгесхаймера

Просмотреть все результаты

Прошедшие выставки

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург | Россия

10 февраля 2023 г. — 22 мая 2023 г.

Новая Третьяковская галерея

Москва | Россия

13 сентября 2022 г. — 19 февраля 2023 г.

Центральный выставочный зал «Манеж»

Санкт-Петербург | Россия

11 ноября 2021 г. — 30 января 2022 г.

Посмотреть все выставки

Артикул

Рождественские открытки из ада

Ежедневный художественный журнал 25.12.2022

Пока почтальон приносит вам поздравления с наступающими праздниками от самых близких и родных, позвольте угадать, какие изображения изображены на лицевой стороне ваших рождественских открыток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *