Шишкин И.И. — Детская художественная школа №1 имени П. П. Чистякова г. Екатеринбург
Иван Иванович Шишкин
25 января 1832 — 1 апреля 1898
В 2017 году исполняется 185 лет со дня рождения
русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств.
Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года в семье купца в городке Елабуга, расположенном на берегу Камы. Отец мальчика, Иван Васильевич, интересовался наукой, историей, археологией. В 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию, но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям, и он после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться. Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и согласился на отъезд будущего художника в Москву. Таким образом, в 1852 году
В МУЖВЗ молодой художник увлекся пейзажем: в период обучения Шишкин постоянно рисовал в подмосковном лесу в Сокольниках. Он с огромным интересом изучал форму растений, проникал в анатомию природы. В Училище Шишкин познакомился с выдающимися русскими художниками В.Г Перовым, И.М Прянишниковым, В.Е. Маковским и В. Серовым – будущими передвижниками.
В 1856 году, окончив Училище, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С.М. Воробьев. Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями, и уже через три месяца после поступления живописец обратил на себя внимание пейзажными рисунками. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Вид в окрестностях Петербурга. 1856 год
В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Местность Кукко», которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, была удостоена Большой золотой медали.
Удостоившись золотой медали, Шишкин получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. В течение трех лет он жил в Швейцарии и Германии. В 1865 году художника за картину «Вид в окрестности Дюссельдорфа» избирают в академики.
Вид в окрестности Дюссельдорфа. 1865 год
Лето 1866 года живописец проводит в Москве и работает в Братцеве. А в 1867 году Шишкин отправляется на остров Валаам, результатом посещения которого стала серия картин. В том же году художник пишет картину
В сентябре 1868 года художник представил в Академию художеств две картины, за которые он был удостоен ордена. Летом 1869 года Шишкин готовится к выставке в Академии художеств. Художник пишет несколько картин, среди которых выделяется произведение «Полдень. В окрестностях Москвы».
Рубка леса. 1867 год
В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин представил произведение «Мачтовый лес в Вятской губернии». Это полотно было приобретено Третьяковым для его картинной галереи.
Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И.Н. Крамским. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы средней полосы России.
За полотно «Лесная глушь», написанное в 1872 году, Шишкин наконец получает звание профессора Академии художеств.
В 1875 году на 4-й Передвижной выставке художник выставил ряд картин, наибольший успех из которых имело произведение «Родник в сосновом лесу».
В течение всей жизни живописец периодически посещает свою малую родину — Елабугу. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина
Наибольшую известность среди всех картин Шишкина получило произведение «Утро в сосновом лесу», написанное в 1889 году. Идею этой картины Шишкину подсказал его соратник по Товариществу передвижников К.А. Савицкий, который также нарисовал медведей. Эта картина для многих русских людей стала символом родины, безмятежного детства, наполненного ожиданием чудесного.
В 1894-95 годах Шишкин возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств.
Достойным завершением богатого творческого пути Шишкина стало произведение «Корабельная роща», написанное в 1898 году.
Художник умер 8 марта 1898 года. В свои 66 лет он находился в полном расцвете творческих сил. В его мастерской стояла только что начатая картина «Лесное царство».
Источники материала:
http://art19.info/shishkin/biography.html
В библиотеке ДХШ №1 имени П.П.Чистякова присутствуют:
1. Манин, В. С. Иван Шишкин [Изоматериал] / В. С. Манин.-Москва : Белый город, 2000. — 64 с.: ил. — (Мастера живописи).
Просмотров: 3073
Пейзажи Шишкина И. И. Русский лес в картинах знаменитого художника.
13 (25) января 1832 года, 180 лет назад родился будущий выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин.
Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, на берегу реки Камы. Густые хвойные леса окружающие этот город и суровая природа Приуралья покорили юного Шишкина.
Из всех видов живописи Шишкин предпочитал пейзаж. «…Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнью… Что может быть лучше природы…» — пишет он в своем дневнике.
Тесное общение с природой, внимательное ее изучение пробудило в юном исследователе природы стремление как можно достовернее ее запечатлеть. «Одно только безусловное подражание природе, — пишет он в ученическом альбоме, — может вполне удовлетворить требованиям ландшафного живописца, и главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии».
Уже спустя всего три месяца после поступления в петербургскую Академию художеств Шишкин обратил на себя внимание профессоров своими натуральными пейзажными рисунками. С беспокойством ожидал он первого экзамена в Академии и огромна была его радость от присуждения ему малой серебряной медали за предоставленную на конкурс картину «Вид в окрестностях Петербурга».
Шишкин И.И. «Вид в окрестностях Петербурга» 1856 г. Масло. Государственный Русский музей. |
Написанная в 1865 году картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика.
К этому времени о нем уже говорили как о талантливом и виртуозном рисовальщике. Его рисунки пером, исполненные мельчайшими штрихами, с филигранной отделкой деталей, удивляли и поражали зрителей как в России, так и за границей. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем.
Шишкин И.И. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» 1865 г. Масло. Государственный Русский музей. |
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Посещавший знаменитые «четверги» Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, рассказывал о нем впоследствии: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней».
Шишкин И.И. «Лесное болото» 1889 г. Тушь, перо. Киевский музей русского искусства. |
Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Глядя на картину создается впечатление глубокого покоя, который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, ни летящая высоко в небе птица. Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет «свой характер» и «свое лицо», но в целом — впечатление единого мира природы, полного неиссякаемых жизненных сил. Неторопливый подробный рассказ, обилие деталей наряду с выявлением типического, характерного, цельность запечатленного образа, простота и доступность художественного языка — таковы отличительные черты этой картины, как и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников.
Шишкин И.И. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» 1872 г. Масло. Государственная Третьяковская галерея. |
В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Жизнеутверждающие произведения Шишкина созвучны с мироощущением народа, связывающего представление о счастье, довольстве человеческой жизни с могуществом и богатством природы. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: «…Раздолье, простор, угодье. Рожь… Благодать. Русское богатство». Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года «Корабельная роща».
Шишкин И.И. «Корабельная роща» 1898 г. Масло. Государственный Русский музей. |
В картине Шишкина «Полесье» современники указывали на то, что художник не сумел добиться в колорите того совершенства, которым отличались рисунки художника. Н. И. Мурашко отмечал, что хотел бы увидеть в картине «Полесье» больше света «с его игрой золотистой, с его тысячью то красноватых, то воздушно-синеватых переходов».
Шишкин И.И. «Полесье» 1883 г. Масло. |
Однако мимо внимания современников не прошел тот факт, что цвет стал играть значительно большую роль в его произведениях 80-х годов. В этом плане важна высочайшая оценка живописных качеств знаменитого этюда Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».
Шишкин И.И. «Сосны, освещенные солнцем» 1886 г. Масло. Государственная Третьяковская галерея. |
Работая в должности профессора Шишкин требовал от учеников кропотливой предварительной работы на натуре. Зимой, когда приходилось работать в помещении, заставлял начинающих художников делать перерисовки с фотографий. Шишкин находил, что такая работа способствует постижению форм природы, помогает совершенствованию рисунка. Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества. Кроме того Шишкин отмечал, что бездарный будет ее рабски копировать в то время как «человек с чутьем возьмет то, что ему нужно». Однако он не учитывал, что копирование с фотографий отдельных деталей, взятых вне их естественной среды не приближает, а отдаляет от глубокого познания ее, которого он добивался от своих учеников.
|
Шишкин И.И. «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево.» 1866 г. Масло. Архангелькая обл. картинная галерея. |
К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно «Среди долины ровныя…», которое можно считать классическим по полноте художественного образа, завершенности, монументальности звучания. Современники всторгались достоинствами картины, замечая существенную особенность этого произведения: в нем раскрыты те черты жизни природы, которые дороги и близки любому русскому человеку, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне.
Шишкин И.И. «Среди долины ровныя…» 1883 г. Масло. Государственная Третьяковская галерея. |
Неожиданно подкралась к художнику смерть. Он скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной «Лесное царство».
Крупный живописец, блестящия рисовальщик и офортист, он оставил огромное художественное наследие.
По книге «Иван Иванович Шишкин», составитель И. Н. Шувалова
Картины Шишкина И.И.
Берег моря | Берег моря. Мери-Хови | Берег пруда | Берег реки | Березовый лес |
Большая Невка | Бревна. Деревня Константиновка близ Красного села | Бугры | Буковый лес в Швейцарии | Буковый лес в Швейцарии |
Бурелом | Бурелом | Бурелом | Бурелом | Бурелом |
Бычок | В еловом лесу | В Крыму | В лесных зарослях | В лесу |
В лесу графини Мордвиновой | В лиственном лесу | В окрестностях Дюссельдорфа | В парке | В роще |
В роще | В Сестрорецке | В Сиверской | Валаам. Лес на камнях | Валежник |
Верхушки сосен | Вершины сосен | Ветки | Вечер | Вид в окрестностях Дюссельдорфа |
Вид в окрестностях Петербурга | Вид Елабуги | Вид на взморье | Вид на острове Валаам | Выкорчеванные пни под снегом |
Валуны в лесу | Вырубленный лес | Гнилое дерево, покрытое мхом | Горная дорожка. Крым. | Грибники |
Gurney Journey: Методы живописи Шишкина
Иван Шишкин (1832-1898) |
Пару месяцев назад мы ознакомились с мнением Ивана Шишкина о фотореференсе в его пейзажной живописи. Теперь давайте подробнее рассмотрим его конкретные методы работы.
Предварительные рисунки
Он советовал своим ученикам: «Прежде чем начать рисовать, вы должны сделать набросок, чтобы прояснить идею и спланировать, что вы собираетесь делать на большом холсте».
Обратите внимание, что на эскизе слева Шишкин рисует сетку, вероятно, чтобы увеличить композицию на холсте.
Шишкин продолжает: «Также важно сделать предварительный рисунок [на холсте] углем. Нанесите слой угля на чистый холст и протрите его сухой тканью. Будет ровный основной тон, и можно будет рисовать. поверх этого с большим количеством древесного угля. Вы можете стереть полутона и свет, используя ластик, сделанный из куска черного хлеба. Если вы сделаете это, вы получите необходимый эффект освещения, и тогда вы будете готовы продолжить окончательный рисунок. .»
Шишкин обычно использовал тушь для уточнения контуров деревьев на своих предварительных рисунках. После того, как предварительный рисунок был закончен, он приступил к тональному подмалевку в монохромном режиме, прежде чем рисовать в полном цвете.
Краски и организация палитры
«Он тщательно смешивал организованные группы цветов на своей палитре. Все цвета должны быть заранее подготовлены группами на палитре. Он начал с нанесения самых темных тонов краски. Затем он перешел к полутона и так далее до света». (Из письма Ивана Шишкина, СПб, 1896).
Шишкин учился в Дюссельдорфе, поэтому неудивительно, что он использовал преимущественно немецкие краски. «Он использовал цинковые белила для больших студийных картин и свинцовые белила во время своих путешествий и для рисования на открытом воздухе, потому что они сохнут быстрее. Он рисовал на холстах из Дрездена, если мог».
«Раньше он покупал много разных красок. Но если он не знал характеристик данного вида краски, таких как светостойкость и стойкость, он избегал ее.»
«Из-за этого он полностью перестал использовать карминовую масляную краску после того, как [Василий] Поленов показал ему схему красок, которые оставили на солнце на 10 лет, и кармин полностью исчез.»
Иван Шишкин и А. Гине в мастерской на острове Валаам |
Вот список красок Шишкина:
Красные краски:
Английский красный, китайский киноварь, розовая марена и роза Доре, в основном используемые для лессировки. Жженая сиена была его любимой.
Желтые:
Желтая охра, кадмий желтый и оранжевый, цинковый желтый (для фона и листьев на солнце), сиена необработанная, хром желтый (редко) и индийский желтый (для глазирования). Он никогда не использовал гамбодж или ауреолин. Иногда он использовал неаполитанскую желтую для песка и корней. Иногда для текстур переднего плана он подмешивал в краски мелкий песок.
Синий:
Небесно-голубой (?) и берлинская лазурь.
Зеленые:
Он использовал много разных цветов, в том числе: постоянный зеленый, кобальтовый зеленый, хромовый зеленый, ярко-зеленый, изумрудно-зеленый и другие.
Черные:
Черная слоновая кость и черная масляная краска.
——
Большое спасибо Самиру Рахманову за перевод статьи в Российские архивы.
Ранее: Комментарий Ивана Шишкина к фотореференсу
GurneyJourney YouTube channel
My Public Facebook page
GurneyJourney on Pinterest
JamesGurney Art on Instagram
@GurneyJourney on Twitter
Gurney Journey: Shishkin and Photography
Ivan Shishkin, Woodland. 1889. Холст, масло. 39 1-2 x 29 дюймов. Дата 1889 |
Согласно статье в российских архивах, несмотря на то, что он был преданным и плодовитым художником-пейзажистом, русский художник-пейзажист Иван Шишкин также был большим поклонником фотографии.
К фотографии он увлекся, работая в фотоателье Андрея Карелина в 1870 году, раскрашивая черно-белые фотографии для альбома, подаренного императору Александру II.
Шишкин поощрял своих учеников работать с фото, особенно в разгар зимы, например, когда рисовать на улице было нецелесообразно. Шишкин написал в одном из своих писем:
«… Позвольте дать вам один главный совет, который лежит в основе всех моих живописных секретов и техник, и этот совет — фотография. Она является посредником между художником и природой и одним из самых строгих наставников, которых вы когда-либо будете никогда не было. И если вы поймете разумный способ его использования, вы научитесь намного быстрее и улучшите свои слабые места. Вы научитесь рисовать облака, воду, деревья — все. Вы лучше поймете атмосферные эффекты и линейные перспектива и так далее…»
Шишкин увеличивал детали с помощью лупы, а также пользовался проектором. Когда он пришел преподавать в Академии изящных искусств в 1897 году, он особо упомянул о необходимости проекционного устройства типа «волшебного фонаря», чтобы помочь студентам учиться не только для увеличения фотографий, но и для представления рисунков в более крупном масштабе.
Несмотря на то, что фотографии широко использовались художниками в его время, Шишкин осознавал, что нельзя бездумно копировать. Он говорил своим ученикам, что то, как художник использует фотографию, выявит талантливого художника, потому что «посредственный художник будет рабски копировать с фотографии все лишнее, а человек с чутьем возьмет только то, что ему нужно».
Энтузиазм Шишкина в отношении современных инструментов, таких как фотография, неудивителен в эпоху технологических инноваций и в эпоху позитивизма, придававшего значение поддающимся проверке фактам. Его друг, художник-портретист Иван Крамской, также использовал фотографию, и он, вероятно, использовал ее для своего портрета Шишкина ниже:
Но Шишкин никогда не считал фотографию заменой живописи на природе с натуры. Крамской подивился его продуктивности: «Он пишет два-три этюда в день и каждый из них доводит до конца».Шишкин писал: «В случае искусства — будь то искусство, архитектура, такая практика имеет величайшее значение. Она одна позволяет художнику оценить субстанцию того сырого материала, который дает природа. Поэтому изучение природы необходимо для любому художнику, но особенно пейзажисту». Шишкин знал об отдельных формах растений не меньше, чем профессиональные ботаники того времени. Он, вероятно, согласился бы с критиком Адрианом Праховым, сказавшим: «Я люблю самобытный характер каждого дерева, каждого куста и каждой травинки, и как любящий сын, дорожащий каждой морщинкой на лице своей матери . |