Как снимают панорамы для яндекс карт: Съемка панорам для Яндекс.Карт | Компания нек4 – Панорамы — Яндекс.Карты. Помощь

Панорамы года — Блог Яндекса

Когда возвращаешься домой даже после недолгого отсутствия — например, из отпуска, — сразу замечаешь что-нибудь новое. Перекрасили забор, установили новые качели во дворе, вместо продуктового магазина на углу теперь аптека. А за несколько лет знакомое место может преобразиться до неузнаваемости. Чтобы Яндекс.Карты оставались актуальными, мы постоянно следим за изменениями — обновляем схемы городов и посёлков и переснимаем панорамы.

Вид на Выборг с башни Выборгского замка, июнь 2016

В 2016 году наш панорамомобиль побывал в 34 регионах России. Все снятые им панорамы уже доступны на Яндекс.Картах. Места, где проводились съёмки, мы отметили на карте. Синим цветом обозначены населённые пункты, где обновились старые фото, а красным — сфотографированные впервые. На снимки попадают не только улицы городов, но музеи, достопримечательности, памятники природы. В этом посте мы собрали самые интересные панорамы, сделанные в минувшем году.

Съёмки панорам обычно проходят весной, летом и в первой половине осени. За всю историю Яндекс.Карт из этого правила было всего несколько исключений. Одно из них — Великий Устюг: город отсняли зимой, в январе-феврале 2012 года.

Белая скала (Ак-Кая) под Белогорском в Крыму, май 2016

В 2016 году съёмка панорам началась в апреле. Одним из первых мест, куда отправилась съёмочная группа, стал Крым. Панорамы покажут, как выглядит полуостров весной, когда появляется первая листва и пока нет наплыва отдыхающих.

Окрестности села Лучистое в Крыму, май 2016

В мае мы сфотографировали ещё один популярный у туристов регион — Калининградскую область. Особенность курортных городов, расположенных у Балтийского моря, — песчаные пляжи с деревянным променадом.

Балтийское море, пляж в посёлке Янтарный, май 2016

Куршская коса, смешанный лес, май 2016

Замок Инстербург в Черняховске, Калининградская область, май 2016

Летом панорамомобиль впервые заснял города в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Большая часть территории ЯНАО находится за Полярным кругом — когда проходили съёмки, там стоял полярный день.

Музей полярной авиации в Салехарде, ЯНАО, июль 2016

Паромная переправа через Обь, ЯНАО, июль 2016

Фигуры мамонтов в «Археопарке», Ханты-Мансийск, июнь 2016

Самым северным городом на панорамах долго оставался Мурманск. В 2016 году это звание у него отобрала Дудинка — её сняли вместе с Норильском. Если же учитывать территории, где нет постоянного населения, то самой северной точкой по-прежнему будет Земля Франца-Иосифа — панорамы архипелага мы опубликовали в 2013 году.

Озеро Долгое в Норильске, июль 2016

Самый северный в мире театр, Норильск, июль 2016

Большая часть панорам снимается из автомобиля. Оборудование для съёмки — камеры с широкоугольными объективами — размещено на крыше машины. Чтобы составить одну круговую панораму, требуется одновременно сделать четыре снимка.

Софийский собор в Вологде, вид с набережной, июль 2016

Кремль в Тобольске, июнь 2016

В местах, где автомобильное движение запрещено, оператор устанавливает камеру на штатив и передвигается пешком. Так снимают парки, заповедники, залы музеев.

Новые дома на набережной Брюгге в Йошкар-Оле, август 2016

Крепость в Изборске, Псковская область, июль 2016

Щурово городище, Суздаль, октябрь 2016

Последние съёмки 2016 года состоялись в Питере в декабре. Панорамомобиль сфотографировал только что открытый центральный участок Западного скоростного диаметра — внутригородской магистрали, которую начали строить в 2005 году.

Западный скоростной диаметр, Санкт-Петербург, декабрь 2016

Ссылки

Другие съёмки прошлого года: вершина Эвереста, залы Третьяковки.

Панорамы улиц — рассказ о том, как снимают панорамы.

Панорамное обновление — что мы сняли в 2015 году.

Люди, которые нашли себя на снимках Google и «Яндекса» — The Village

Как только современный городской житель выходит на улицу, он тут же попадает в десятки объективов. Камеры на зданиях и транспорте, видеорегистраторы, съемки кино и новостей, любительские съемки и селфи — все это фиксирует человека на фото и видео против его воли. Автоматическая съемка уличных панорам занимается тем же самым. «Яндекс.Карты» поддерживают просмотр панорам с 2010 года, такая же функция есть и в Google Maps. Специальные камеры, которые устанавливают на машинах и носят вручную, регулярно снимают прохожих, большинство которых не подозревает об этом. У некоторых прохожих замазывают лицо, у некоторых нет. The Village узнал у людей, которые попали на снимки уличных панорам, помнят ли они тот самый день, посягают ли технологии на частную жизнь и каково увидеть себя на панораме во время досмотра возле «Рабицы».

 55°46’28.3″N 37°40’04.9″E

Я хорошо помню тот день. В последний день бабьего лета, 30 сентября, я приехал в «Рабицу» к трем часам ночи. Было тепло и весело. Часов в девять утра мы с другом пили пиво на парковке около клуба. Нас заметили полицейские и отвезли в отделение, продержали минут 30, выписали штраф и отпустили. Мы вернулись в клуб и потом в три-четыре часа дня снова пошли в магазин.

По дороге я заметил полицейскую машину и понял, что сейчас нас тормознут. Но друг сказал, что это полный бред, «не могут же нас второй раз за день останавливать». Обходить полицейских мы не стали, потому что это вызвало бы подозрения. Когда мы к ним приблизились, они уже обыскивали других чуваков. Нас тоже попросили все вытащить из карманов, проверили паспорта и отпустили. В этот момент нас и сфотографировала машина Google, которую я не видел.

С полицейскими я всегда общаюсь максимально спокойно и вежливо. Нас осматривали без понятых, но мы не стали с ними ссориться, иначе из пяти потраченных минут это превратилось бы в 40. Кстати, с задержаниями за распитие спиртных напитков у меня отдельная история: каждый раз, когда я пью на улице пиво, ко мне обязательно подходят полицейские. За прошлый год я побывал в отделении полиции на Большой Дмитровке минимум раз 20. Может быть, здесь просто такой район.

О попадании на панорамы я узнал из Telegram-канала друга. Он не знал, что я на скриншоте, и просто опубликовал картинку с посылом: «Типичная ситуация: шмонают возле „Рабицы“». Конечно, я не ожидал увидеть себя в таком месте и в таком положении, но мне понравилось, так есть хоть какой-то смысл во всей этой истории с обыском.

 55°42’33.1″N 37°36’12.1″E

Это был обычный день, я шел на работу в «Компьютерру»

(научно-популярный журнал. — Прим. ред.), обернулся и увидел, что на крыше машины установлен шар, который снимает панорамы. Я быстро выхватил телефон и сфотографировал машину, чтобы понять, кто меня снял: Google или «Яндекс». Соображать нужно быстро, потому что съемка панорам происходит за считаные секунды. Думаю, люди, которые позируют на панорамах, заранее поджидают машину.

Потом я стал ждать, когда же появлюсь в интернете. Я проверял карты раз в несколько недель и спустя два месяца нашел себя. Испытал чувство гордости и показал всем своим коллегами. Главред сказал немедленно писать пост на сайт.

Это был не единственный случай, когда я попал на панорамные снимки. Второй раз я увидел знакомую машинку в Париже, когда я вместе со своей будущей женой обедал в кафе. Я точно знал, где она нас сфотографировала, и через несколько месяцев нашел нас в Google Street View.

Я спокойно отношусь к тому, что мои снимки попадают в общий доступ. Мне кажется, городской житель четко разделяет личное пространство и публичное. На улице ты должен быть готов, что тебя увидят другие люди, что ты пройдешь мимо съемок новостей и попадешь в кадр. С панорамами то же самое, отличие только в том, что ты остаешься в интернете навечно.

Я знаю, что многим такое положение дел не нравится, особенно людям, которые живут в частных домах. Они ходят по огороду голые по пояс и с тяпкой в руке, а их в это время фотографируют. Но я доволен, что попал на глобальный снимок всех городов. Это очень круто, этот виртуальный мир повторяет реальный, и я в нем засветился. Я даже обижен на Google, что он через какое-то время замазал мне лицо.

 55°74’13.8″N 37°57’08.8″E

Я случайно узнал, что попал на панорамы. Моя мама живет в другом городе, и как-то я рассказывал ей по телефону о районе, в котором живу, и его достопримечательностях. Во время разговора я смотрел на «Яндекс.Панорамы» и случайно наткнулся на себя, идущего по мосту. На снимке не видно моего лица, но по одежде и силуэту сразу понятно, что это я.

Я ничего не помню о дне, когда меня сняли. Я даже не знаю, в каком году это произошло: в 2014-м или 2015-м. Если судить по одежде, то, скорее всего, меня сфотографировали весной или осенью. В левой руке у меня, кажется, была тряпичная сумка.

Когда я увидел себя, то, конечно, поорал. Позже я написал пост в фейсбуке со скриншотом панорамы — друзья посмеялись. Кстати, я не знал, что существуют панорамы пешеходных улиц и мостов. Позже из глубин памяти всплыло, что я видел, как прохожий на мосту тащил какую-то фигню — видимо, это и была камера. Как она выглядела, я не помню.

Меня не особо волнует, что я попал на панорамы, я же просто иду и не делаю ничего непотребного. Да и лица моего толком не видно. Сейчас я живу в другом месте и редко бываю на том мосту.

 55°44’39.6″N 37°29’51.9″E

Точно не помню, что это был за день, но в Google Maps указан сентябрь 2014-го. Значит, это была динамичная предвыборная пора, мы тогда агитировали каждый день. Я работала в штабе Максима Каца, кандидата в Мосгордуму, наши большие стенды даже попали в кадр. В тот день меня поставили агитировать около метро «Багратионовская», но вообще до этого я работала и в Щукине, и в Хорошево-Мневниках. С тех пор я ни разу не была на Багратионовской.

Все лето того года я потратила на избирательную кампанию: сначала занималась сбором подписей за выдвижение, потом агитацией и фандрайзингом. В это же время я поступила на 1-й курс в НИИ ВШЭ, на факультет социологии. Приходилось совмещать, хотя кампания всегда оставалась для меня в приоритете. Из университета я не вылетела, до сих пор там учусь, а с Кацем мы и сейчас работаем вместе над избирательными проектами. Сейчас новое лето — новая кампания, на этот раз выборы муниципальных депутатов. Параллельно я нашла постоянную должность в рекламной сфере.

Я даже не знаю, как выглядят эти гугловские машины. Скриншот мне прислали только в начале этого июня, и я сразу выложила его в твиттер. По-моему, это прикольно, я очень обрадовалась. Кампания была очень ярким моментом в моей жизни, и здорово, что меня запечатлели именно в момент агитации, а не как остальных — просто прохожей или покупательницей в ларьке. За себя не стыдно.

Вообще, я спокойно отношусь к таким технологиям. Мое лицо замазано, меня бы и друзья не узнали, если бы я не стояла рядом со стендами с сумкой и планшетом в руках. Анонимность соблюдена — не вижу ничего плохого в таком сервисе. Но вообще, кадры настолько удачны, что я бы обрадовалась им и без блюра.

Я занимаюсь абсолютно открыто любой деятельностью, везде об этом пишу и рассказываю. В конце концов, я не делала ничего незаконного. Мои политические взгляды с тех пор никак не изменились, я все так же поддерживаю прогрессивных людей, которые обладают жаждой изменить что-то вокруг себя.

 55°45’32.7″N 37°37’30.3″E

На панораме я жду девушку, с которой мы гуляли по городу и баловались с фотоаппаратом. Только что вернулись с крыши «Детского мира». Эти снимки сделаны прошлым летом, я тогда был в поисках, в широком смысле. Пробовал разные сферы в интернете: фриланс, инвестиции и стартапы. Постоянно бывал в районе Лубянки, мимо ТЦ «Наутилус» проходил тысячи раз. В конце концов я переключился на работу с криптовалютами и уехал из Москвы. Сейчас живу в Тбилиси, собираюсь в путешествие на несколько месяцев, в России появлюсь нескоро.

Странно, что я смотрю прямо в объектив: не помню, чтобы обратил внимание на камеру. О панорамах я узнал от вас. Сама фотофиксация на улице меня не пугает — мы постоянно под камерами. Удивило то, что по такой фотографии меня можно найти в соцсетях. Конкретно про FindFace я не слышал, только про то, что такие технологии вообще существуют. Это настораживает, когда касается вас лично, но на самом деле здесь нет большой проблемы: если ты на публике, это автоматически означает, что тебя могут сфотографировать. Это же не скрытые камеры в квартире или в душе!

 55°38’34.1″N 37°32’28.8″E

Камера поймала меня и друзей по пути в магазин — нас ждали шашлыки в Битцевском парке. Причем на другой стороне пешеходного перехода нас встречает еще большая компания ребят, которые пьют пиво у почты. Их можно увидеть, если повернуть обзор камеры на 180 градусов. Тачку с огромной бандурой на крыше заметил друг, а я просто помахал рукой — и начисто забыл об этом случае. Знакомый скинул снимок экрана спустя полгода. Мне было прикольно, потому что сейчас это настоящий флешбэк, который позволяет вспомнить те времена. Никакого стыда или страха нет, меня же там не у «Рабицы» обыскивают.

Google, в отличие от «Яндекса», затирает лица на панорамах, и это мне кажется более корректным. Иначе можно сделать скриншот и пробить через FindFace любую девочку, даже если она вовсе не хотела, чтобы ее в тот момент снимали и находили в соцсетях.

Мне тогда было 18 лет, я жил с мамой в Беляеве. Учился на заочке, ходил в институт раз в неделю, а все остальное время проводил с друзьями. С тех пор мой образ жизни капитально изменился. Два раза сменил квартиру, сейчас живу на бульваре Рокоссовского, в пятиэтажке под снос. Все стало по-взрослому, хотя со своей компанией до сих пор хожу на шашлыки. Панораму эту иногда скидываем друг другу, чтобы поностальгировать.

Как делаются панорамы Алтая для сервиса «Яндекс.Карты»

Как делаются панорамы Алтая для сервиса "Яндекс.Карты".

Как делаются панорамы Алтая для сервиса «Яндекс.Карты».

Панорамы улиц — сервис, который позволяет совершать виртуальные прогулки по городу. До недавнего времени в сервисе были доступны только населенные пункты, но в этом году «Яндекс» решил добавить фотографии природных достопримечательностей. Для этого сотрудники компании отобрали пять зон с заповедной природой. В их число вошел и Алтай.

Съемка панорам на Алтае началась в июле. Уже готовы снимки Чуйского тракта (от Горно-Алтайска до Усть-Семы), Телецкого озера и окрестностей (в том числе село Артыбаш), острова Патмос, Чемальской ГЭС и других достопримечательностей Алтая.

«У этого проекта две задачи, — говорит Николай Калашников, руководитель группы геоинформационного контента сервиса „Яндекс.Карты“. — Первая — мы помогаем ориентироваться тем, кто путешествует с помощью автомобиля. То есть перед поездкой можно визуально изучить будущий маршрут. Вторая задача — дать возможность посмотреть на заповедные места тем, кто не может приехать на Алтай или Байкал».

По словам Калашникова, этот проект хотя и затратный, но не коммерческий. «Основной заработок компания получает за счет контекстной рекламы, а карты изначально задумывались как удобный сервис для пользователей», — поясняет представитель «Яндекса».

В августе-сентябре начнутся съемки алтайских городов — Барнаула, Бийска, Горно-Алтайска. В последних двух панорамы сделают впервые, а в краевой столице проведут пересъемку. Предыдущие панорамы города были сделаны в 2010 году.

Новые панорамы должны появиться на сайте «Яндекса» осенью — в конце сентября или начале октября.

Байки от создателей «Яндекс.Карт»

— На Алтае местные жители редко подходят к съемочной группе. Самый любопытный народ на Кавказе. Например, в Кисловодске к машине подходил каждый второй: просил снять дачу, автомобиль или его самого, часто предлагали за это деньги.

— В 2010 году «панорамомобиль» делал фотографии в Сочи и ехал по тогда еще узким нереконструированным дорожкам со скоростью 50 км/ч. Как писали местные пользователи в соцсетях, «он снимал „Яндекс.Панорамы“ и одновременно создавал „Яндекс.Пробки“».

— Все панорамы снимаются летом, потому что, во-первых, лучше видно здания и улицы, во-вторых, «панорамомобилям» не мешают снег и реагенты. Исключение — Великий Устюг, который считается родиной Деда Мороза.

— «Яндекс» снимает панорамы не только в России, но и в Турции. По местному закону на фотографиях должны быть «замазаны» лица людей и номера машин. В России таких требований нет.

— Нередко после съемок на кадрах обнаруживаются курьезы. Например, в Санкт-Петербурге пользователи нашли на панораме мужчину в строгом костюме, который передает винтовку другому мужчине. Этот кадр до сих пор можно найти на панорамах. Подборку других курьезов смотрите на altapress.ru.

— В Ленинградской области одна дама в фривольном наряде устроила погоню за съемочной группой. Подрезала их на крутом джипе и спрашивает: «Зачем вы сняли мой домик?» Успокоилась только, когда ей объяснили, что «сняли все домики».

— В Крыму местная бабушка долго бежала за машиной. Когда догнала, то спросила: «Это железнодорожные кассы?»

Как снимают панорамы для «Яндекс.Карт»

  1. Еще до съемок делается «разметка» — план, по которому передвигается съемочная группа. Разметку готовят специалисты в Москве на основе карт со спутников.
  2. Съемка панорам в основном производится с помощью автомобиля. Логично, что его называют «панорамомобилем». Сейчас для этого используются машины марки Ford. Обычно в автомобиле находится экипаж из двух человек — один сидит за рулем, второй делает снимки.
  3. На крышу машины, оснащенной GPS, установлено устройство, которое на жаргоне специалистов называется «голова». В нее встроены четыре фотокамеры Nikon с широкоугольными объективами с разрешением в 100 мегапикселей.
  4. От «головы» внутрь автомобиля тянется «хвост», который соединяет фотокамеры с комплектом техники. В нее входят GPS-навигатор, интернет-роутер, ноутбук и так далее.
  5. Снимки делаются так: машина на низкой скорости двигается по намеченному маршруту, и через каждые 20−50 метров все фотокамеры одновременно делают снимки — получается круговое изображение. При съемке исторического центра города или узких улочек снимки делают часто (через 20−30 метров). Улицы, где нет никаких достопримечательностей, можно фотографировать через каждые 50 метров. Сам снимок делается, когда оператор нажимает на кнопку на специальном пульте.
  6. Вся информация об отснятом маршруте, а также сами фотографии отображаются на компьютере оператора. С ноутбука задаются параметры съемки, интервал автоматической съемки (в метрах, в данном случае стоит 50 м, на узких улицах может быть и 10 м, а на трассе и 100 м достаточно), коррекция экспозиции и прочая информация о местоположении, длительности текущей съемки и т. п.
  7. После съемок фотографии комплектом отправляются в «Яндекс». Здесь снимки проверяют (иногда что-то отправляют на доработку) и готовят к публикации. Вообще, снимки связываются в единую сеть автоматически, но иногда фото приходится склеивать вручную — например, перекрестки с круговым движением. Чтобы на панорамах улиц было проще ориентироваться, на них подписывают улицы и расставляют таблички с номерами домов.
Как делаются панорамы Алтая для сервиса "Яндекс.Карты".

Как делаются панорамы Алтая для сервиса «Яндекс.Карты».

Как делаются панорамы Алтая для сервиса "Яндекс.Карты".

Как делаются панорамы Алтая для сервиса «Яндекс.Карты».

Как делаются панорамы Алтая для сервиса "Яндекс.Карты".

Как делаются панорамы Алтая для сервиса «Яндекс.Карты».


Цифра

Более 600 городов России, Бело­руссии, Украины посетили некоторые сотрудники проекта «Яндекс.Карты» в процессе подготовки панорам.

Факт

Съемки алтайских панорам проводятся в новом качестве — 100 мегапикселей. До этого качество изображений составляло 10−15 мегапикселей. Соответственно, теперь на панорамах можно будет рассмотреть даже самые мелкие детали.

Как снимают панорамы Тюмени для «Яндекс. Карт»

Бордовую Ладу Гранта с камерой, закрепленной на крыше, и яркими наклейками наверняка уже успели заметить многие тюменцы. «Наверное, это ГИБДД фиксирует нарушения», — предполагают прохожие. И ошибаются — это панорамомобиль запечатлевает основные улицы нашего города.

NashGorod.ru прокатился внутри и разузнал как организована съемка панорам для сервиса «Яндекс. Карты» крупнейшей российской интернет-компании.

Занимаются этим увлекательным делом ребята из екатеринбуржской фирмы City Scanner: оператор установки Антон и его ассистент и водитель Алексей. Они рассказывают, что получить заказ от «Яндекса» было не очень сложно, ведь созданием таких панорам занимаются всего несколько компаний только в Екатеринбурге и Москве. Весь программно-аппаратный комплекс целиком разработали в компании City Scanner.

Антон показывает карту «побед»: за три года он отснял панорамы в 12 городах России и Казахстана. В пятницу был второй день съемки, и ребята планировали пробыть в Тюмени еще дня четыре-пять, до вторника-среды. Всего в нашем городе им нужно отснять 275 км.

«Все зависит от погоды. Капля на лобовом стекле у нас означает резкое торможение. Мы выбегаем, набрасываем тент. Иногда приходится протирать объективы, но не слишком часто — в Тюмени раз в день. Это зависит от погоды и от характера города — в Челябинске атмосфера погрязнее. Если сыро, забрасывает грязью», — делятся особенностями работы Антон и Алексей.

В «голове», установленной на крыше автомобиля, стоят четыре фотокамеры (Canon 600D), которые одновременно делают снимки на широкоугольные объективы, угол съемки 270 градусов. Через GPS-навигатор приходят данные о времени, когда сделан снимок. Таким образом процесс синхронизируется, и на карте ставится точка. Снимок делается автоматически через каждые 50 метров, а также принудительно на перекрестках — таковы требования. Максимальная скорость движения — 40 км/ч.

Улицы, по которым проедет панорамомобиль, определены в техническом задании от заказчика — Яндекса. Бывает, что некоторые участки приходится переснимать: если за чистотой объектива все-таки не уследили или было неподходящее для съемки освещение.

«Люди не всегда понимают, что происходит, чаще всего думают, что у нас видеорегистратор — самодвижущаяся камера, которая присылает письма счастья, — рассказывают Алексей и Антон. — Правда, с резко негативной реакцией мы встретились только один раз, в Перми. Мы остановились, чтобы провести штативную съемку (там, где невозможно проехать, на пешеходных зонах или около достопримечательностей, мы снимаем панорамы вручную). Вышел дяденька и начал с давлением спрашивать, когда мы его будем штрафовать. Мы все объяснили, постарались успокоить, что штрафовать не будем».

Бывают и забавные случаи: пару раз люди от удивления теряли контроль над своим телом — падали с велосипедов, пешеходы спотыкались о дорожные знаки, заглядевшись на автомобиль. Однажды парень, заметив нас через окно, даже выбежал из кофейни и начал позировать. «Некоторые хотят хорошо получиться на панорамах, чтобы оставить свой след. Девушки улыбаются, машут. Не все же знают, что мы не всегда снимаем. Если мы едем медленно, мигаем аварийкой, то съемка идет, а если машина едет быстрее, как все автомобили в потоке, то наверняка нет», — улыбаются парни. А вообще ребята соблюдают правила дорожного движения, и нас с фотокором попросили пристегнуться ремнями безопасности.

Во время нашей прогулки на панорамомобиль реагировали достаточно спокойно: оборачивались, иногда махали. На улице Мельничной мы встретили фотографа, который как будто только нас и дожидался, стоя на обочине, и меланхолично щелкнул необычное авто. У драмтеатра нам махали гости свадебной прогулки.

Из тюменской съемки парням особенно запомнился район ММС: там цыгане жгли провода. «Выглядело это феерично — огонь и цыгане. Ищите на панорамах улицу Избышева», — говорят они. Правда, как уточнили в «Яндексе» в итоговую версию панорам на «Яндекс. Картах» эта картина может и не попасть — главная задача все-таки запечатлеть улицы и дома, а яркие события будут отвлекать внимание.

«Это самая позитивная моя работа, — считает Алексей. — Ты улыбаешься, все улыбаются в ответ. Машут, радуются, спрашивают, где можно посмотреть, бывает даже корчат смешные рожи». «Все вдруг начинают ездить по правилам», — включается Антон.

Мы доезжаем по Мельничной до Энергетиков и сталкиваемся с неожиданностью: улица перекрыта, ведутся раскопки, меняют трубы. Антон делает пометку в журнале и поясняет: «Вот для таких случаев и нужен оператор: перестроить маршрут, сделать его максимально оптимальным. Так бы Алексей и один ездил».

В целом, в Тюмени делают пересъемку ряда районов — панорамы обновляются раз в два-три года. Снимаются те места, которые в городе изменились, центральные улицы, районы с новой застройкой, чтобы на Яндекс. Картах жителям и гостям города было легко узнать улицы, перекрестки, дома.

Как снимают панорамы Яндекса в парках

В прошедшие выходные Яндекс снимал панорамы для своих карт в Парке Горького и на Чистых прудах.

Мы уже делали репортаж о том, как снимаются панорамы на машине. Для съемки в пешеходных зонах был разработан специальный трехколесный велосипед, позволяющий осуществлять съемку без нарушений правил дорожного движения.

Посмотреть небольшой репортаж о том, как снимались панорамы Яндекса в Парке Горького —>



Так выглядят оператор и велосипед, на котором осуществляется съемка. Над велосипедом в коробке установлены 4 камеры Nikon d90 с широкоугольными объективами («фишай», 10,5 мм). Три смотрят в стороны и один вверх.


Для питания всей системы на багажнике велосипеда установлен большой аккумулятор, которого хватает примерно на два дня съемок.


Перед рулем установлен ноутбук, на котором выставляются все параметры камер, и показан маршрут.


Скриншот с ноутбука. Выбираются все настройки камер, интервал автоматической съемки (в данном случае, каждые 20 метров), поправки экспозиции. Показываются превью снятых фотографий. Слева показан план улиц, которые нужно отснять.


Если оператор видит что-то интересное или панораму нужно отснять ровно в центре площади/перекрестка, то под рукой всегда кнопка ручной съемки.


Задается интервал и вперед. Панорамы снимаются на относительно большой скорости…


… с резкими поворотами

Панорамы парков и других пешеходных зон можно будет видеть на Яндекс.Картах уже через несколько месяцев.

Спасибо компаниям Яндекс и Neq4 за приглашение.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Вторник, мая 29, 2012 в 17:01 в теме: ГОРОД, Городская среда. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

как в Узбекистане снимали панорамы для «Яндекс.Карт» – Spot

Как проходил один съемочный день, с какими особенностями столкнулась компания в Узбекистане.

Как ранее писал Spot, на панорамах «Яндекс.Карт» появились панорамы Узбекистана. Теперь пользователи могут «прогуляться» по улицам Ташкента, Бухары, Нукуса, Самарканда, Хивы и Шахрисабза, взглянуть на Аральское море и его кладбище кораблей, пройтись по знаменитому музею Савицкого, а также посетить труднодоступные достопримечательности Каракалпакстана.

Корреспонденту Spot удалось познакомиться с работой «панорамомобиля». Рассказываем, как проходил один съемочный день, как выбирали города для «Яндекс.Панорам» в Узбекистане, в каких целях можно использовать сервис.

Как проходит один день съемок

Спустя два часа после рассвета на дороги Ташкента в течение нескольких последних месяцев выезжал автомобиль марки Captiva с огромной камерой на крыше.

В так называемой голове с трех сторон установлены камеры, которые позволяют делать панорамные фотографии 360°, еще одна камера смотрит вверх и снимает небо. Так пользователи могут разглядеть на карте все вокруг выбранной локации.


Фото: Динора Зияева / Spot

Жители столицы поначалу принимали устройство за радар. Лишь через пару недель и множество разъяснений в социальных сетях и СМИ люди начали узнавать, что это ведется съемка панорам для «Яндекс.Карт».

Ежедневно машина проезжала по дорогам столицы около 60−70 км. За все время камеры сделали 295 тыс. фотографий, из которых получилось больше 73 тыс. круговых панорам.

Утро начиналось с того, что оператор устанавливал камеру на крышу автомобиля, подключал систему, на которой открывается карта Ташкента с помеченными улицами, по которым нужно проехать. Затем оператор и водитель отправлялись в путь по заданному программой маршруту.

Программа анализирует уровень освещения на улице и автоматически рассчитывает максимальную скорость движения, которая позволяет камерам делать более резкие снимки. В ясную погоду — это 65 км/ч, в облачную — 45 км/ч и меньше, в дождливую и пасмурную погоду у работников вынужденный выходной.

Во время осадков получаются некачественные фотографии, поэтому панорамы во всех городах снимают при ясной погоде только весной, летом и осенью.

В центре города, где много магазинов, офисов и других объектов, снимки делаются каждые 15−30 метров, в пригороде на открытом пространстве — каждые 150 метров.

Фотографии делаются в автоматическом формате, лишь на сложных участках дороги оператор снимает дополнительные кадры при помощи специальной кнопки.

Это делается, например, на развязках, чтобы сфотографировать повороты, либо напротив достопримечательности, чтобы на карте можно было разглядеть объект со всех ракурсов.


Фото: Динора Зияева / Spot

За 6−7 часов рабочего времени автомобиль делал остановки всего несколько раз — оператор забирался на крышу, чтобы очистить камеру от пыли и грязи. В Хиве, где также проходили съемки, протирать «голову» приходилось каждые 15−30 минут.

Рабочий день заканчивался, когда солнце еще довольно высоко — за два часа до заката. Камеры снимаются с крыши автомобиля, оператор приезжает в офис, скачивает данные с устройств и просматривает отснятый материал (несколько сотен фотографий ежедневно). Если на кадрах обнаруживается грязь, этот участок переснимается на следующий день.

Весь отснятый материал в конце отправили в Москву на обработку. Все кадры прогружаются в систему и автоматически склеиваются.

Каждый снимок имеет GPS-координаты, по которым сотрудник вручную расставляет фотографии по карте. Он также вносит коррективы, если при автоматической склейке кадров были погрешности. Например, в ручном режиме исправляется фотография, где состыковалось пол автобуса.

Национальные особенности

Панорамы для «Яндекса» снимались в городах России, Белоруссии, Турции и Армении. В каждой стране были свои особенности.

«В Узбекистане многие путали нас с радаром. Люди подходили к нам, когда мы останавливались на протирку камер. Однажды даже показывал дорожному инспектору пример готовых панорам на карте Москвы, чтобы наглядно объяснить, чем мы занимаемся», — говорит оператор Денис Юрчук, представитель компании neq4 — партнера «Яндекс.Панорам».

Еще одна особенность съемок в Узбекистана, по его словам, это узкие улочки в исторических частях городов. По таким улицам не всегда может проехать машина, поэтому снимать их приходилось вручную со штатива.


Фото: Динора Зияева / Spot

В каждой стране по-разному проходит и процесс получения разрешения на съемку.

«В Узбекистане не было панорам, мы стали первопроходцами и столкнулись со сложностями согласования. Никто не знает, что такое панорамы, зачем они нужны. Это приходилось объяснять. Полтора года назад даже не было разрешено снимать на многих объектах, улицах Ташкента, например, в метро. Согласование проекта заняло полгода. Это невозможно было бы реализовать без двух министерств, которые нам активно помогали: Мининфоком и Госкомтуризма, последний предоставил автомобиль Captiva для съемок в Ташкенте», — говорит региональный директор «Яндекс» в Узбекистане Евгений Лукьянчиков.

Шесть месяцев ушли на то, чтобы сформировать список запрещенных к съемке объектов. О том, что определенную улицу снимать нельзя, оператор порой узнавал на месте.

Панорамы не охватили несколько улиц столицы. Это, как отметил Лукьянчиков, нормальная практика: ни в одной стране не было полного охвата панорамами.

Как выбирали города

Компания сфокусировалась на поисковых запросах: больше всего пользователи из России, Белоруссии и Узбекистана интересуются Ташкентом (порядка 1 млн запросов в месяц), Самарканд набрал около 400 тыс. запросов, Бухара — 300 тыс, Хива — 200 тыс.

«Еще нам стало интересно снять Аральское море. Мало кто внутри страны, не говоря уже об иностранцах, представляет, что там происходит. Многие думают, что там осталась только пустыня, но на снимках видно, что море еще есть. Оператор снял берег и кладбище кораблей. Не могли не зайти в музей Савицкого. Отсняли достопримечательности Каракалпакстана: старые городища, каньоны и многое другое. Это с точки зрения туризма недооцененный регион», — считает Евгений Лукьянчиков.

У «Яндекс.Панорам» есть два предназначения — для внутренних и внешних пользователей. Последние могут принять решение о посещении того или иного города, посмотрев его панорамы, прогулявшись по его виртуальным улицам.


Фото: Пресс-служба «Яндекс»

Пользователи внутри Узбекистана могут использовать карту с панорамами, чтобы посмотреть, какие дорожные знаки стоят на определенной улице, есть ли возле организации парковка и так далее.

«Прямой монетизации у панорам нет. Мы ожидаем, что люди еще больше начнут пользоваться нашими картами. Панорамы — часть экосистемы „Яндекса“, куда входит не только поиск, музыка или такси. Есть много сопутствующих сервисов. Например, в одной только карте помимо панорам доступны справочник, общественный транспорт, автомобильный и пешеходный маршруты, парковки, пробки и голосовой помощник. В Узбекистане панорамы — новый для пользователей сервис, с которым им придется разобраться. Думаю, население быстро привыкнет к удобству его использования», — подытожил региональный директор «Яндекс».

Ранее Spot писал, какие сервисы «Яндекса» могут скоро появиться в Узбекистане.

Вы в кадре. Как в Волгограде снимали панорамы для Яндекс.Карт | ОБЩЕСТВО: Событие | ОБЩЕСТВО

В Волгоград в самый разгар бабьего лета приехали два панорамомобиля Яндекса. Корреспонденты «АиФ-Волгоград» провели день с экипажем одного из автомобилей. Сергей и Антон – сотрудники партнера поисковика компании Neq4 — показали, как создаются панорамы для Яндекс. Карт. Что больше всего удивило авторов виртуальных прогулок в Волгограде, и кто попал в кадр, читайте в репортаже «АиФ-Волгоград».

Сергей, Антон и панорамомобиль. Фото: АиФ / Юлия Шеверева

С камерой по городу

Мы едем по центру Волгограда на машине с символикой Яндекса и большой камерой, закрепленной на крыше. Это причудливое устройство – фотоаппарат с четырьмя объективами, который делает панорамную съемку местности. Сергей и Антон работают как штурман и пилот на гонках: один ведет машину, другой по ноутбуку следит за маршрутом, подсказывает нужные повороты. Правда, скорость езды далеко не гоночная – не больше 60 километров в час, иначе снимки получаются некачественными.

Маршрут съемок в Волгограде. Фото: АиФ / Юлия Шеверева

Маршрут съемок города проложен заранее. В него включены основные улицы, новостройки и места, привлекательные для туристов. Камера снимает автоматически через каждые 20-50 метров. Штурман Антон вмешивается только тогда, когда нужно точно «попасть» в поворот – для удобства сервиса каждый перекресток необходимо сфотографировать четко посередине.

Антон следит за маршрутом по карте. Фото: АиФ / Юлия Шеверева

Для каждого панорамного снимка указываются координаты и направление съемки. Машина оснащена GPS. Это необходимо для того, чтобы впоследствии специально обученные люди могли «склеить» все снимки, привязать их к конкретной местности и дать возможность пользователям панорам на Яндекс. Картах виртуально прогуляться по городу.

Хорошие дороги и культурные водители

«Красивый у вас город, и дороги хорошие», — говорит Антон. Мы решили, что ребята уже запутались в городах и говорят точно не о Волгограде. Но они настаивали на своем. И им можно верить, ведь на панорамомобиле Сергей и Антон исколесили почти всю Россию и даже чуть-чуть заграницы.

Второй панорамомобиль, путешествовавший по Волгограду. Фото: Яндекс

«Может, вы просто не заезжали туда, где в Волгограде плохие дороги?», — спрашиваем с робкой надеждой сохранить пальму первенства разбитых улиц за родным городом. В ответ Антон показывает на карте маршрут, по которому они уже проехали – в него вошли и те дороги, которые больше всего ругают волгоградские водители.

«Есть города, где дороги вообще «убитые», к тому же встречаются очень недружелюбные водители, ни за что не пропустят, — продолжают ребята. — А вот уровень вежливости волгоградских водителей можно сравнить с питерским, здесь все очень культурно».

Съемки у музея-панорамы «Сталинградская битва». Фото: АиФ / Елена Чекина

Солнечно и сухо

Работа Сергея и Антона – это сплошные путешествия. Они даже не считают, сколько городов уже успели изъездить и переснимать вдоль и поперек. До каждого пункта назначения они добираются на все том же панорамомобиле. Квартиру или гостиницу ищут себе сами. Съемки могут занять от нескольких дней, до нескольких недель – многое при этом зависит от погоды.

«Лучше всего снимать, когда солнечно, — поясняет Сергей. — В дождь мы на съемки не выезжаем – камера очень быстро становится грязной, замучаешься протирать».

В Волгограде Сергею и Антону с погодой повезло – самый разгар бабьего лета, тепло, светит солнце. Мы подъезжаем к Мамаеву кургану. Здесь начинается пеший маршрут – там, где нельзя проехать на машине, съемки ведутся вручную.

Антон и Сергей снимают камеру с машины на парковке. Фото: АиФ / Юлия Шеверева

На парковке Антон лихо запрыгивает на крышу машины и начинает скручивать большую камеру. Ее ребята называют «головой змеи», а провод, идущий от камеры в салон автомобиля к клубку из проводов и техники, это сама «змея».

«Камеру снимаем каждый раз, когда отходим от автомобиля, — говорит Антон. – Но чаще всего ходим по одному, чтобы кто-то обязательно оставался сторожить технику».

«Голова змеи». Фото: АиФ / Юлия Шеверева

На крышу Антону приходится забираться часто. Иногда он делает это даже в пробках, чтобы протереть объективы.

Что попало в кадр                        

Сергей ставит камеру на штатив у подножия Мамаева кургана. Через каждые 20 шагов ему надо сделать 7 снимков. В этом время Антон и мы стоим за спиной Сергея, чтобы не попасть в кадр. При каждом повороте камеры приходится бегать по кругу. Такая карусель привлекает внимание окружающих.

На каждой точке Сергей делает 7 снимков. Фото: АиФ / Юлия Шеверева

«Знаете, иногда очень хочется повесить на себя табличку: «Да, я снимаю панорамы для Яндекса. Да, вы попали в кадр», — говорит Сергей. — А на машину: «Я умею нормально водить, но езжу так странно, чтобы снимки получались хорошими».

Скульптура «Родина-мать зовет» в кадре. Фото: АиФ / Юлия Шеверева

«Москвичи, когда видят камеру на крыше нашего автомобиля, спрашивают: «А вы пробки снимаете?». В Волгограде спрашивали: «А вы уровень радиации замеряете?», — рассказывает Антон. – Сегодня к нам подошли две женщины и спросили, сколько стоит сфотографироваться. Мы объяснили, что можно попасть в кадр бесплатно, они так обрадовались, позировать начали».

Корреспонденты «АиФ-Волгоград» в кадре. Фото: АиФ

Ребята и сами попадают в кадр, иногда специально, а иногда случайно. Мы тоже не устояли перед соблазном попасть в историю – сфотографировались на фоне скульптуры «Родина-мать зовет», а потом несколько раз случайно влезли в кадр, когда не успевали скрыться за спиной Сергея.

Так кашляют солдаты из роты почетного караула. Фото: АиФ / Юлия Шеверева

На Мамаевом кургане сейчас полным ходом идет реконструкция. Зал воинской славы закрыт, пост роты почетного караула перенесли поближе к храму Всех Святых. Пока Сергей снимал панорамы, солдаты, как и положено, стояли смирно. В какой-то момент один из них начал тихонько постукивать по своему ружью. На этот сигнал пришел другой военный. Он остановился перед солдатом, стоящим на посту, несколько секунд смотрел на него, а затем снял с караульного головной убор и вплотную поднес к его лицу. Стоящий на посту начал кашлять в свою фуражку. Все это попало в кадр. Теперь, во время виртуальной прогулки по Мамаеву кургану, возможно, пользователи увидят, как кашляют солдаты из роты почетного караула.

Странный автомобиль на улицах Новосибирска. Фото: Интернет-ресурс «Яндекс.Карты»

«Иногда в кадр попадают забавные вещи. Случается даже, что панорамомобиль Яндекса снимает Google-мобиль, — говорит Антон. – Но самые веселые вещи появляются при склейке».

The Beatles по-питерски. Фото: Интернет-ресурс «Яндекс.Карты»

По словам ребят, когда их снимки начинают вручную склеивать в панорамы, могут появляться странные кадры: автобус на двух колесах, братья-близнецы, которых не существует. Такие забавные казусы происходят при съемке, когда одни объект появляется на нескольких кадрах панорамы.

Шутка студентов Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко на панорамах Яндекс. Карт. Фото: Интернет-ресурс «Яндекс.Карты»

Колюжа и волгоградские котлеты по-киевски

Сергей и Антон путешествуют по разным городам с весны и до конца осени. Зимой съемки не ведутся, и в это время ребята обычно возвращаются в свои родные города. Антон из Новокузнецка, Сергей с западной Украины. Работа в интернациональной команде имеет свои особенности.

«Один из наших экипажей, в котором тоже один парень русский, а другой — украинец, рассказывали, как снимали улицы Киева, — улыбаясь, говорит Сергей. — Едут они по дороге, и украинец, глядя вперед, начинает истошно кричать: «Колюжа, колюжа!». Водитель спрашивает: «Что происходит? Какая колюжа?». «Колюжа, колюжа!» — продолжает украинец. Водитель все так же едет дальше и въезжает в огромную лужу, вся камера в грязи, надо лезть протирать. Украинец сокрушается: «Я же тебе говорил, что впереди колюжа».

Сергей снимает лестницу, ведущую к скульптуре «Родина-мать зовет». Фото: АиФ / Юлия Шеверева

Ребятам очень понравился традиционный волгоградский фаст-фуд – котлеты по-киевски. Они съели их по 3 разом и всерьез подумывают открыть собственный котлетный бизнес.

«Странно, почему в Киеве в каждом ларьке не продают такие котлеты», — удивился Сергей.

P.S.: В Волгограде два панорамомобиля гостили почти неделю. Все снимки ребята уже передали на склейку. Так что, если в октябре вы гуляли по Волгограду, то ищите себя на панорамах Яндекс.Карт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *