Как человек становится личностью – Когда человек становится личностью? Какие качества необходимы человеку, чтобы считать его личностью?

Глава 2 Как человек становится личностью

Глава II

Как человек становится личностью?

1. СТАДИИ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Мы знаем: время растяжимо, Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его.

С. Маршак

До сих пор мы рассматривали проблему соотношения личности и общества в самой общей теоретической форме. Теперь нам предстоит изучить, как конкретно совершается процесс становления личности.

Новорожденный не обладает еще никаким социальным опытом, он — только потенция человеческой личности. Как же происходит процесс социализации, т. е. усвоения индивидом определенной системы социальных ролей и культуры, какие стадии он проходит и какие социальные механизмы имеют решающее значение на каждой из этих стадий? Нашим главным источником информации в этой части будет возрастная психология, изучающая особенности возрастных стадий развития и закономерности перехода личности из одной стадии в другую. Но и сами эти стадии, и их соотно-

101

шение связаны с самым широким кругом социальных явлений.

Данные, которыми располагает современная психология, показывают, с одной стороны, устойчивость и преемственность характерологических особенностей и черт личности, а с другой — их изменение и развитие на всех возрастных стадиях и в зависимости от конкретных условий1. Однако интерпретация этих данных чрезвычайно затруднительна, так как часто невозможно установить, что в этой преемственности и изменчивости обусловлено психофизиологическими особенностями индивида, а что влиянием его среды и воспитания. Это касается не только детей, но и взрослых.

ВОЗРАСТ И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Неоспоримо, например, что с возрастом человек переживает необратимые психофизиологические сдвиги, которые сказываются и на его личностных качествах (например, уменьшение подвижности нервных процессов делает старческое мышление менее гибким, мешает восприятию нового, которое невольно подводится под старые стандарты, и т. п.). Но этот процесс не только чрезвычайно варьирует у разных людей, но и зависит от суммы конкретных условий. Сам по себе возраст еще не определяет характерные черты личности. Важно не только то, что человеку 45 лет, а то, что ему 45 лет и он одинок, или ему 45 лет и он женат и имеет маленьких или взрослых детей. Не так важно, что человеку 70 лет, как то, что ему 70 лет и он находится на пенсии или еще рабо-

102

тает, ему 70 лет и он женат пли одинок2. Разумеется, вероятность быть вдовцом в 70 лет выше, чем в 45, поэтому возраст и здесь играет роль. Но этот фактор тоже является относительным. Дело не только в различии особенных условий, но и в общих социальных факторах. Понятие «старость» неотделимо от такого демографического показателя, как средняя продолжительность жизни, которая различна в разных обществах и варьирует у разных классов одного и того же общества. Положение и самосознание старика зависит от его социальной роли, материальной обеспеченности, общественных функций и т. д. Все это — не индивидуально-психологические, а социально-экономические параметры.

Как это ни парадоксально на первый взгляд, социальные моменты включаются уже в самое определение основных человеческих возрастов: детства, юности, зрелости, старости. Говоря об этих явлениях, мы чаще всего оперируем привычными понятиями абсолютного, хронологического возраста: от рождения до года — младенчество, с 2 до 12 лет — детство, с 12 до 15 — отрочество, подростковый возраст, с 15 — ранняя юность и т. д. Но стоит только задуматься, на чем основывается это деление, как выясняется его условность и даже противоречивость. За простыми обозначениями абсолютного возраста стоят сложные стадии биологического, психологического и социального развития человека, причем эти стадии далеко не всегда и далеко не полностью совпадают друг с другом. Биологический возраст фиксирует определенные стадии развития организма и определяется но

103

соответствующим соматическим признакам: например, половое созревание наглядно обнаруживается в появлении вторичных половых признаков и т. д. Психологический возраст фиксирует стадии психического развития индивида; мы говорим о нормальном, чрезмерном или недостаточном развитии ребенка в зависимости от того, насколько он овладел моторными, речевыми, трудовыми и тому подобными навыками, статистически типичными для данного абсолютного возраста. Хотя они тесно связаны друг с другом, процессы физического и психического развития часто не совпадают (физически развитый, а психически отсталый ребенок, или наоборот). Но есть еще третье, социальное измерение, фиксирующее то, какое место в данном обществе занимает данная возрастная группа, когда в этом обществе наступает так называемая социальная зрелость, позволяющая индивиду выполнять «взрослые» роли и нести вытекающую из них ответственность.

Любой возраст имеет свои особенности. Но понять эти особенности можно только в сопоставлении с другими возрастами. Будем ли мы рассматривать переход из одной возрастной группы в другую как плавный постепенный процесс или как серию скачков, острых кризисов и перерывов постепенности, все равно каждый возраст можно понять только в сравнении с другими. С одной стороны, мальчик — прообраз взрослого мужчины, с другой стороны, чтобы стать взрослым, он должен усвоить новые правила поведения, резко отличающиеся и даже противоположные тем, которыми он руководствовался в детстве. Но и то и другое понятно

104

лишь в сравнении. Особенности каждого возраста проявляются лишь во взаимоотношении разных возрастных групп, причем характер этих взаимоотношений всецело зависит от социальных условий и сам влияет на многие социальные процессы.

Легче всего это можно показать на примере юности. Социологически юность обычно определяется как период перехода от зависимого детства к самостоятельной жизни взрослого человека.

В первобытных обществах, с их сравнительно простой социальной структурой, индивид довольно легко усваивает социальные роли и навыки, необходимые взрослому человеку. Кроме того, низкая продолжительность жизни и высокая детская смертность не позволяют обществу особенно затягивать «подготовительный период», ребенок обучается в процессе повседневного взаимодействия со взрослыми. По свидетельству Л. Я. Штернберга, «гиляцкий подросток 10—12 лет обыкновенно уже accomplished gentleman. Он не только усвоил всю технику обиходных работ, он не только ловкий стрелок, рыболов, гребец и т. д., он уже физический работник, такой, как все. Мало того, он в значительной мере обладает уже всей суммой духовного знания: он знает уже из практики все родовые обычаи, все родственные названия, знает легенды, сказки и песни своего племени, и в довершение всего

— то знание людей, которое дает постоянное пребывание в обществе взрослых: в путешествиях, на охоте, рыбной ловле, празднествах и т. д. Отсюда — его чувство собственного достоинства, и солидность в речи, и

105

умение держаться в обществе» 3. Это раннее (по нашим представлениям) повзросление, приобщение к взрослой жизни в первобытных обществах отмечают и многие другие исследователи и наблюдатели.

Обряды, фиксирующие в большинстве первобытных обществ факт наступления половой зрелости, одновременно символизируют наступление социальной зрелости, «посвящение» подростка во взрослое состояние. Это «посвящение» включает в себя: 1) ритуалы, посредством которых подростки символически освобождаются от особенностей юности и наделяются чертами взрослости; часто этот ритуал, имеющий большое эмоциональное значение, содержит в себе суровые испытания, требующие физического мужества, стойкости (нужно без стона вытерпеть обрезание или сложную татуировку), и сопровождается принятием нового имени, т. е. символическим перерождением; 2) полное символическое отделение мальчиков-подростков от мира их детства, особенно от материнской заботы и влияния; 3) драматизацию встречи нескольких поколений, часто в форме борьбы или соревнования, подчеркивающую взаимосвязь различных возрастных групп и одновременно — различие между жизнью подростка и жизнью взрослого; 4) передачу племенной традиции и соответствующих правил поведения как путем специального обучения, так и в виде ритуала; ото сочетается с 5) ослаблением конкретного контроля взрослых над вчерашними подростками и заменой его самоконтролем и взрослой ответственностью4.

Следы этого обряда «инициации» сохраняют-

106

ся еще в некоторых религиозных ритуалах (например, конфирмации) и народных праздниках. Этой цели торжественной фиксации совершеннолетия служат и некоторые светские обряды (например, торжественное вручение паспорта или собрание молодых избирателей, впервые участвующих в выборах). Однако в целом грани перехода к зрелости в современном обществе размыты, неопределенны. Это видно даже из законодательства. Паспорт человек получает в 16 лет, избирательное право в 18, брачный возраст в РСФСР тоже установлен в 18 лет. Еще менее определенны эти грани в общественном мнении, которое зачастую и двадцатилетнего человека не считает за взрослого.

И дело здесь вовсе не в том, что кто-то чего-то не додумал и требуется издать соответствующую инструкцию. Правовая и моральная неопределенность юности отражает сдвиги в реальном положении вещей и прежде всего — удлинение самого периода юности за счет, с одной стороны, более раннего полового, а с другой стороны — более позднего социального созревания.

Как показывают медико-статистические исследования, половое созревание подростков в большинстве развитых стран происходит сейчас значительно раньше, чем в прошлом столетии, в среднем на 2—3 года. В Норвегии, например, первые менструации у девочек в 1850 г. наблюдались в 17 лет, а теперь — в 13,5 лет5. Половое созревание девочек Саратова в 1959 г. происходило на 0,5—1,5 года раньше, чем в 1929 г. (в сравниваемых возрастах) 6. В Ленинграде половое созревание в 1959 г. по сравнению с

107

1927—1930 гг. ускорилось на 1 год 3 месяца у девочек и на 1,5 года у мальчиков 7. При этом, в городе половое созревание является более ранним, чем в деревне. На темпах полового созревания сказывается общее ускорение (акцелерация) физического развития детей. В 1958 г. 17-летние юноши в г. Горьком достигли в показателе роста (165,88 см) уровня 22-летних юношей, обследованных там же в 1934—1935 гг., а по весу и окружности груди юноши 18—19 лет достигли показателей 20-летних8. Кроме того, здесь влияют и социально-психологические факторы: более быстрый темп городской жизни ускоряет развитие нервной системы, включая и сексуальные реакции. Интерес к этим вопросам стимулируется художественной литературой, искусством и т. д. В то же время социаль ная зрелость, личная самостоятельность наступают в большинстве случаев позже (больше времени требуется для получения необходимого образования и т. п.)..

Неопределенность возрастных границ отражается и в языке. Нам трудно провести четкую границу не только между юношей и взрослым, но и между юношей и подростком. Нередко подростками называют молодежь до 18 лет. В английском языке слово «adolescent» обозначает одновременно и подростка, и юношу. Понятие «teenager» охватывает молодежь от 13 до 19 лет (само слово происходит от окончания «на-дцать» — teen, которое в английском языке, в отличие от русского, характерно для числительных начиная с 13). Но между 13- и 19-летними существует большая разница, поэтому 17—18-летние юноши не любят, когда их называют

108

тинейджерами, смешивая тем самым с подростками. Не вполне определенно и понятие молодежи. Одни авторы зачисляют сюда людей от 14 до 25 лет, другие

— от 17 до 25.

ПОКОЛЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ

Дело не столько в терминах и в удлинения периода юношества самом по себе, сколько в известной неопределенности социальных ролей, свойственных юности и обусловленной не возрастом, так таковым, а соотношением разных возрастных групп в обществе. Понятие возрастной группы, объединяющее людей одного и того же возраста, нередко отождествляется с понятием поколения. Однако такое словоупотребление неточно. Понятие поколения имеет несколько значений. Во-первых, поколение обозначает современников — людей, родившихся приблизительно в одно и то же время, в этом смысле мы говорим о поколениях отцов, дедов и т. д. Во-вторых, антропологи и юристы называют поколением ступень в происхождении от общего предка; например, можно сказать, что внук отдален от деда на два поколения. В-третьих, историки и социологи обозначают этим термином отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей, считая его статистически равным 30 годам, или трем поколениям в столетие. Наконец, в-четвертых, понятие поколения употребляется в символическом смысле, подчеркивая не столько хронологическую общность современников, сколько общность их жизненного опыта, их переживаний.

109

Эта символическая общность не имеет четких хронологических границ. Чем значительнее историческое событие, тем длительнее его историческое воздействие, тем шире хронологические рамки его влияния. Поколение Октябрьской революции — это не только те, кому в октябре 1917 г. было от 17 до 25 лет (возраст окончательного формирования сознательной деятельности), но и те, кому было уже за 40, но чья жизнь получила теперь новое направление, и те, кому было 10, но чье формирование проходило под знаком Октября. Поколение Великой Отечественной войны — это не только десятиклассники, прямо с выпускного вечера шедшие в бой, но все те, кто вынес на своих плечах тяготы войны, для кого она явилась решающим и неизгладимым переживанием. Поколение в этом смысле не столько количественная, сколько качественная определенность, и продолжительность разных поколений может быть различной. Поэтому, когда мы говорим о взаимоотношениях, преемственности или конфликте поколений, нужно всегда уточнять, о чем именно идет речь. Преемственность поколений в смысле преемственности революционной традиции вовсе не означает, что отцы и дети должны иметь одни и те же эстетические вкусы и следовать тем же самым модам.

Понятие поколения в своем последнем значении имеет преимущественно динамический оттенок, акцентирует изменение обычаев, нравов, поведения. Напротив, близкое к нему по значению понятие возрастной группы имеет преимущественно структурно-функциональный характер: оно фиксирует место и функции воз-

110

Когда человек становится личностью? Какие качества необходимы человеку, чтобы считать его личностью?

Когда у него есть собственное обоснованное мнение и умение мыслить, анализаровать и делать выводы.

Каждый человек и есть личность-индивид.

способность брать на себя ответственность

каждый, кто привлек наше внимание своими особенностями, может НАМИ называться личностью. И только так.

" Момент или время, когда ребенок становится способным одним умом подавить свои инстинкты (лень, страх, голод и т. д.) , является временем перехода его из статуса животного в статус человека. Не перейдет — значит останется животным, несчастным животным среди людей. Это животное не будет служить Народу: инстинкты не позволят, животное, повторяем, подчиняется только своим инстинктам.. .Когда вы задаете ребенку человеческие правила поведения, выполнение этих правил непрерывно входит в конфликт с инстинктами. Ребенок хочет играть, а вы требуете от него убрать в комнате. Он хочет шоколадку, а вы настаиваете, чтобы он через полчаса пообедал. Он хочет спать, а вы поднимете его в школу. Его животное, инстинктивное "хочу" постоянно пресекается "надо" человеческого поведения.. .Соблюдение моральных норм контролирует головной мозг, и если рассуждать проще, то животное - это живое существо, у которого спинной мозг (инстинкт) руководит головным, а человек - тот, у кого головной мозг командует спинным (инстинктами) . В этом отличие человека от животного. И пусть данный субъект записал в головном мозгу всю Библию, знает Бодлера и Кафку, цитирует Пушкина и Толстого, но если головной мозг не способен во имя моральных принципов подавить свои инстинкты, то он - животное" - Цитата из см. кн. <a rel="nofollow" href="http://lib.rus.ec/b/77448/read" target="_blank">http://lib.rus.ec/b/77448/read</a> Делократизация воспитания детей. Ю. Мухин.

Когда человек становится личностью?

Человек становиться личностью только в процессе общественной жизни !

Когда человек становится личностью? | Литерагуру

Как мы знаем, изначально человек – всего лишь чистый лист бумаги, на который родители, окружение, генетическая предрасположенность и другие факторы влияния наносят свои штрихи. Так, спустя какое-то время после рождения ребенок обретает характер, манеру держаться, индивидуальность. Так, когда же этот процесс заканчивается, и образуется личность? Я думаю, тогда, когда человек осознает себя ответственным перед собой и обществом, начиная самобытно мыслить и созидать.

В романе Замятина «Мы» общество находится в рабстве у идеологии Благодетеля, там нет личностей вообще. Все люди пронумерованы и лишены индивидуальности, а их главная задача – это строительство «Интеграла», дабы проинтегрировать вселенную. Сбиваясь в кучу, они лишаются своего «Я», ими легко управлять, как бездушными шестеренками. Даже такие интеллигентные номера, как Д-503, все равно не выходят за рамки своего рабского существования. Попытка высвободиться из-под пут довлеющего общества обернулась для него позорной капитуляцией. Ему удалили фантазию, и теперь его жизнь уж точно ему не принадлежит. Но все же был у него момент, когда его личность сформировалась и подала голос. В разговорах с I-330 он раскрывается, обретая свое мнение. Он мыслит самостоятельно, понимая, как чудовищно мировое государство во главе с Благодетелем.

О своем формировании писали многие творцы. Одно из таких произведений — стихотворение А. С. Пушкина «19 октября», которое автор посвятил своим друзьям — лицеистам — Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру, Горчакову. В этом послании он демонстрирует свои эмоции и чувства через времена года. В начале произведения лирический герой испытывает грусть и тоску от длительной разлуки со своими товарищами, от чего его единственной отрадой становятся воспоминания о былых веселых годах. В особенности чувство тоски можно проследить в строках, содержащих упоминание о том, что многих его приятелей уже нет в живых, и о «священном союзе» его одноклассников, который так и остался для автора примером единственной и нерушимой дружбы. Настроение поэта меняется, только когда он начинает думать о будущих встречах, после чего воспоминания о лицейских друзьях меняют свою эмоциональную окраску и начинают греть ему душу. Мы узнаем, что именно в лицее, среди достойных и благородных юношей, личность поэта сформировалась и приобрела неповторимую индивидуальность. Значит, в нормальных условиях люди созревают в юности, обучаясь и обретая друзей.

Таким образом, личность формируется до тех пор, пока человек четко не осознает себя в контексте общества и государства, коллектива и социальной иерархии. Расставляя приоритеты и ориентиры, он учится познавать мир. Конечно, в условиях диктатуры и невежества этот процесс затягивается, но в нормальной жизни заканчивается в юношестве.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Как стать интересным человеком и личностью? 33 интересных способа

Когда человек интересный, то и жизнь у него интересная. Хватит грустить, быть серым и посредственным. Оставь свой след в этом мире, а не пройди незаметной тенью. Как стать интересным человеком, собеседником и личностью? Крутые способы поменять жизнь к захватывающему будущему.

«Так пользуйтесь же своей молодостью, пока она не ушла. Не тратьте понапрасну золотые дни, слушая нудных святош, не пытайтесь исправлять то, что неисправимо, не отдавайте свою жизнь невеждам, пошлякам и ничтожествам, следуя ложным идеям и нездоровым стремлениям нашей эпохи. Живите! Живите той чудесной жизнью, что скрыта в вас. Ничего не упускайте, вечно ищите все новых ощущений! Ничего не бойтесь!» Оскар Уайльд

Что делать если скучно, ничего не получается и ничего не хочется? Чем заняться, чтобы изменить жизнь? В скучном мире живут только скучные люди. Хочешь яркую и интересную жизнь? Стань интересным и ярким.

Как стать интересным человеком и личностью? 33 интересных способа

Как стать интересным человеком и личностью? 33 интересных способа

Стряхни пыль с себя! Не теряй драгоценные секунды и используй возможности, ведь жизнь так коротка. Наслаждайся жизнью и будь собой. Следуй за своими мечтами, страстями и интересами.

Как стать интересным человеком, собеседником и личностью?

  1. Интересуйся. Следуй за своим любопытством.
  2. Выключи. Не сиди в социальных сетях, интернете и ящике.
  3. Разговаривай с незнакомцами. Они видели и знают то, что тебе неведомо.
  4. Исследуй. Изучай новые места, новых людей и новые идеи.
  5. Выходи из зоны комфорта. Все самое интересное и неизведанное находится извне.
  6. Не бойся. Не пасуй перед трудностями, рисками и возможностями.
  7. Слушай. Меньше говори и больше слушай других интересных людей.
  8. Оспаривай. Хватит правила, бесспорное, устои и факты принимать как закон.
  9. Гуляй. Уделяй себе минутку на прогулку, на новое кафе, разговор с прохожими.
  10. Делись. Рассказывай свои идеи и мысли другим людям.
  11. Не гони себя. Не участвуй в крысиных бегах, до самого кладбища, за баблом.
  12. Будь уникальным. Прими свои странности, не притворяйся и проявляй эмоции.
  13. Задавай вопросы. Интересуйся всем, что тебе неведомо и задавай вопросы.
  14. Защищайся. Не давай другим людям навязывать свое мнение и образ жизни.
  15. Не подстраивайся. Не пытайся быть всем хорошим и угождать.
  16. Делай. Что делать? Да что угодно. Пиши, рисуй, танцуй, бегай, путешествуй.
  17. Живи осмысленно. Выключи автопилот. Стань капитаном своей жизни.
  18. Создавай свое. Делай свой собственный мир и показывай его всем.
  19. Игнорируй. Долой завистников, глупцов, лентяев и скучных людей.
  20. Пробуй. Не стесняйся, бери сложные дела, испытывай новые идеи.
  21. Расслабься. Разорви связь между деньгами и счастьем. Найди работу и не парься.
  22. Ищи свой путь. Занимайся не тем, чем все хотят, а найди своей жизненный путь.
  23. Вникай. Спрашивай, учись, анализируй и размышляй.
  24. Проснись. Выйди из застоя. Не живи и не думай «как принято» и «делали всегда».
  25. Замечай. Обращай внимание на закаты, музыку, красивые вещи и разные мелочи.
  26. Не гоняйся. Стать всемирно известным или очень богатым? Ищи свои цели.
  27. Не сдавайся. Будь упрямым, настойчивым и смелым в достижении целей.
  28. Рожай. Доставай новые идеи и мысли не по вдохновению, а своему желанию.
  29. Будь особенным. Найди свои интересы и нишу. Занимайся чем-то клевым.
  30. Представляй. Чем занимаются другие люди, о чем они мечтают и чем увлекаются?
  31. Будь заметным. Делай то, что получается лучше всего и следуй страстям.
  32. Путешествуй. Взгляни на разнообразие и уникальность всего мира.
  33. Измеряй. Выбирай единицами изменения дни, когда ты счастлив.

Как стать интересным человеком и личностью? 33 интересных способа

Как стать интересным человеком и личностью? 33 интересных способа

Будет жизнь интересной тогда, когда ты сам интересный и необычный. Ты думаешь, что это безумие или глупость? Жизнь должна быть немного сумасшедшей и сумасбродной.

Вот тогда она будет яркой и прекрасной.

В каком возрасте человек становится личностью?

Человек уже личность, как родился. Просто мы оцениваем ошибочно ЛИЧНОСТЬ, как совокупность образования, навыков и знаний, а человеческая индивидуальность к этому имеет совсем косвенное отношение. Личностью нельзя внезапно стать, или ДОРАЗВИВАТЬСЯ. Каждый из нас уже рожден личностью. Просто у ребенка СРЕДСТВА иные, чем у взрослого, чтобы эту личность выразить.

Суслик-это личность! а сколько ему лет... нах....

Это зависит не от возраста .а от вклада в развитие общества..

когда начинает отвечать за свои поступки

С 3 лет если ребёнок нормально развивается.

Моему сыну скоро 10,а он уже такая личность, что я им просто горжусь!

Нет такого возраста. Кто-то в пятнадцать уже личность, а у кого-то к пятидесяти даже индивидуальностью не пахнет. Вообще, труд сделал из обезьяны человека, а трудности делают из человека личность. Кому сколько достанется....

К 5 годам. А воспитание надо начинать ещё до рождения

Личностями не рождаются - это точно. Рождаются индивидами. Личностями становятся только в процессе социализации. Ребенок, воспитанный в животном мире (есть в истории такие случаи), личностью не считается.<br>Психологи говорят, что личность "рождается" тогда, когда ребенок начинает говорить про себя "Я", а не называть себя по имени. Обычно это происходит года в 3. Потом появляется "мое", потом появляется личная ответственность и т.д. Здесь уже происходит развитие личности.

Это вопрос терминологии. Если считать личностью "представление о себе, образ себя", то это, наверное, 2-3 года.

Моим дочкам 5 лет и 1 годик. И я стараюсь к ним относиться как к личностям (хотя взывать младшую к благоразумию сейчас крайне сложно) . Но зато старшая - уже точно личность. По каким-то вопросам имеет свое мнение (я стараюсь, чтобы по каждому вопросу она имела именно СВОЕ мнение) , я уважаю ее желания, поддерживаю ее увлечения, и советуюсь с ней (по тем вопросам, которые доступны ее пониманию) . Для меня - человек становится личностью, как только он родился.

Конспект урока по обществознанию на тему: "Как стать личностью?"

Конспект урока: «Как стать личностью?» в 8 «в» классе.

Учитель истории и обществознания: Чернова Ольга Васильевна.

Цель : создать условия при которых учащиеся смогут уяснить содержание понятия «личность», «социализация», «агенты социализации», «мировоззрение»;

-познакомятся с этапами и агентами социализации и их влиянием на процесс формирования личности;

-развивать навыки самостоятельной и групповой работы, коммуникативно-диалоговые умения.

Ход урока

  1. Орг. момент

Здравствуйте. Проверьте все ли у вас готово кроку. А теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь. Пусть эта улыбка будет вас сопровождать в течение всего урока.

II. Актуализация знаний.

Логический ряд:лица,которые вошли в историю.

-Посмотрите на экран. Как можно озаглавить данный фоторяд?(Выдающиеся личности).

Запись темы урока «Как стать личностью?»

III.Изучение новой темы:

Проблемный вопрос:

??? МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СТАТЬ ЛИЧНОСТЬЮ ВНЕ ОБЩЕСТВА?

  1. Человек, индивид, личность.

-Вы уже занете, что человек является существом биосоциальным.

-Докажите, что человек –биологическое существо.(нуждается в пище, кислороде, организм человека живет, растет, стареет, как все живое.)

-Докажите, что человек – существо социальное.(мышление, речь, нуждается в общении).

- В биологическом плане все люди на Земле похожи: две руки, две ноги, одинаковое строение органов и систем, способность к прямохождению.

Все мы относимся к одному биологическому виду «Homo sapiens» -«Человек разумный». То есть являемся ИНДИВИДАМИ.

-Кого называют индивидом?(Индивид- это один из представителей человеческого рода)

- Скажите , это врожденное или приобретенное качество?

- Но, уже при рождении мы отличаемся друг от друга: полом, цветом кожи, волос, глаз, тип темперамента, отпечатками пальцев или , например, наличием музыкального слуха. И число этих различий растет вместе с нами.

-Я говорю об индивидуальности. Дайте определение понятия «индивидуальность».

-Для каждого из нас очень важно развивать свою индивидуальность, чтобы самореализоваться.

- Развиваясь сами, люди способствуют развитию общества, в котором они живут.

-Но, чтобы быть человеком в полном смысле этого слова, мало им родиться. Родившийся ребенок должен усвоить великое наследие предыдущих поколений. Все это не может быть получено по каналам биологического наследования. Только в обществе себе подобных, человек может развиваться.

Еще одной характеристикой человека является понятие «личности».

- Кого мы называем личностью?

Задание 1.

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане один человек. Ксанф пришел в баню и увидел, что там много народа.

— Почему ты обманул меня? — закричал он на Эзопа.

— Взгляни на этот камень, — ответил Эзоп. — Он лежал у порога, все спотыкались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане.

1) В каком значении употреблял понятие «человек» Ксанф?

2) В каком значении употреблял понятие «человек» Эзоп?

3) Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?

!!!!!Физминутка

-Процесс становления личности называется социализацией.

Работа в группах.

Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения.

-Как вы думаете, что такое мировоззрение?

Задание 1 группе

Работая с текстом § 5 , стр. 38-39 выписать определение понятия и структуру мировоззрения. Какую роль мировоззрение играет в становлении личности?

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — СИСТЕМА УСТОЙЧИВЫХ ВЗГЛЯДОВ ЧЕЛОВЕКА НА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИРЕ ВОКРУГ НЕГО.

Структура мировоззрения.

идеи принципы Духовные ценности убеждения

В зависимости от того, какую область знаний оно представляет, мировоззрение может быть научным, житейским, религиозным. Этим словом принято определять систему взглядов ни мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. Это идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определенную картину мира и человека. Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе и дают возможность формированию личности, ее внутреннего мира.

Задание 2 группе.

Этапы становления личности.

-Как же проходит становление личности?

-Работая с параграфом 5 учебника, п. 3, стр. 39-40, прочитайте 2 абзац снизу и запишите фазы становления личности:

1) адаптация (от лат. adaptation - приспособление).

освоение норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладение приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы.(«Я такой же как все»)

2) индивидуализация

человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности.

«Я индивидуален, я не такой как все»

3) интеграция (от лат. integratio – востановление)

человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.( «Благодаря своим индивидуальностям я могу сделать лучше, чем все».)

Задание 3 группе .

Работая с текстом § 5, Стр. 40-41, выяснить, кто помогает человеку пройти путь социализации?

На становление личности оказывают влияние многие факторы. Ученые называют их агентами социализации. В первую очередь, это семья. Именно родители воспитывают в детях первоначальные представления о том, «что такое хорошо, и что такое плохо».

Социализация бывает первичной и вторичной, а в роли агентов социализации выступают люди и учреждения. Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.

Большое влияние на формирование социальных качеств оказывают сверстники. В дружеской компанииклассеспортивной команде роли заранее не определены, отношения не заданы. Это в семье с самого начала кто-то родители, кто-то дети, кто-то бабушка с дедушкой. А общаясь со сверстниками, надо самому научиться добиваться лидерства или подчиняться другим, налаживать отношения после ссоры, быть дипломатом и миротворцем, отстаивать своё «Я», то есть быть самостоятельным.

И наконец, на становление личности влияют общественные организации и учреждения. Например, школа, армия, правовая система. Многие нормыправила поведения, устанавливаемые ими, являются обязательными для всех, часто не подлежащими обсуждению. Например, Министерство образования и науки ввело обязательный деловой стиль одежды для школьников; военнослужащие обязаны выполнять команды вышестоящих офицеровулицу необходимо переходить на зелёный свет светофорадолги нужно отдавать и так далее.

Возвращаемся к нашему проблемному вопросу

МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК стать личнстью вне общества???

Вывод: чтобы стать личностью, нужно обладать не только важными качествами общества, но и реализовать свои многочисленные роли и функции, а также обладать определенными взглядами на мир, на свою жизнь в данном обществе.

IV.Подведение итогов урока. Рефлексия

-Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Задание в формате ОГЭ:

Любой человек рождается как ___________________ (личность, биологическое существо, индивидуальность).
Рост и развитие ___________________ (в благоприятной биологической среде, среди людей, с течением времени) влияют на ребенка и формируют его как ___________________ (социальное существо, человека, индивида).

Каждый человек уникален, то есть обладает ___________.

Индивидуальные черты внешности мы получаем ______________.

Другие уникальные качества формируются ___________________

V. Итог урока.

  • §5, По желанию – подготовить рассказ о сильной личности. (кратко, 5 предложений)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *