Изделия из сутажа – Сутажная вышивка: бесплатные мастер-классы | Журнал Ярмарки Мастеров

Особенности сутажной вышивки: красивое украшение своими руками

Сутажная вышивка, несмотря на свои простые материалы, выглядит очень эффектно. С помощью сутажа можно не только украсить одежду, но и создать ювелирные произведения искусства. Этот вид рукоделия превращает любую женщину в настоящую королеву. Для тех, кто хочет попробовать себя в сутажном мастерстве, важно изучить технику создания изделия, знать, какие инструменты будут нужны и как использовать готовое изделие. Мы пообщались с мастерицами сутажной вышивки — Натальей Лузик и Светланой Чурилович. Они поделились с нами своими секретами и дали несколько уроков.

Сутажная вышивка появилась в 14 веке во Франции. Мастера украшали дорогие наряды деталями, выполненными в этой технике. Вышитые фрагменты продавались отдельно и модницы могли пришивать их на платье самостоятельно. Мода на сутаж возродилась благодаря модным дизайнерам, которые снова стали использовать эту технику в своих коллекциях. Благодаря сутажу, преобразовываются любые вещи гардероба и любые аксессуары.

Сутажная вышивка на свадебном платье. Фото: sukhum-moscow.ru

Сутаж — это тонкий плетеный шнур, который многие называют лентой. Его изготавливают из шелка, вискозы, хлопка и полиэстера.

Сутажная вышивка пользуется большой популярностью у рукодельниц, так как в результате изделия получаются похожими на ювелирные, благодаря глянцевой поверхности шнура. От того, что цветовая гамма гибкого шнура разнообразна, из него можно создавать украшения для любого наряда и случая.

Для того, чтобы дополнить изделие, в работе используются драгоценные камни, бисер, самоцветы, камни и др. Все зависит от фантазии и мастерства рукодельницы. Но главным все равно остается сутажный шнур.

Что такое сутажная вышивка?

Техника заключается в выкладывании намеченного узора шнуром на ткани или на специальной основе. Во время работы еще пришиваются дополнительные элементы, в виде камней, страз и бисера. Сутаж отлично ложится на любую поверхность и легко пришивается. Работать с ним очень удобно, благодаря своей тонкости и эластичности. Это позволяет реализовать любой задуманный рисунок.

При работе лучше всего использовать тонкие иглы, чтобы поверхность шнура не поменяла свой аккуратный вид. А нитки обязательно нужно брать под цвет сутажа, чтобы в конце работы их вообще не было видно. Опытные мастерицы используют полупрозрачную нить, которая не только очень прочная, но и невидимая.

От вышивальщицы требуется терпение, аккуратность и внимательность, чтобы держать конечный рисунок у себя в голове.

При работе в технике сутажная вышивка следует обратить внимание:

  • Шнур во время работы может распуститься, поэтому в начале необходимо обработать концы клеем или прижечь их огнем;
  • В качестве подкладки лучше взять плотный материал, например кожу, фетр или твид.

Применение сутажной вышивки

Сутажная вышивка служит украшением элементов одежды, обуви, сумок и  головных уборов. Но свою популярность вышивка получила благодаря созданию бижутерии, в виде сережек, колье, браслетов, заколок и колец.

Сутажная вышивка — брошь. Фото: galeriaaurus.blogspot.ru

Серьги в технике «Сутажная вышивка». Фото: blog.mirkrestikom.ru

Кольцо в технике «Сутажная вышивка». Фото: sozdavaisam.ru

Голубые сутажные серьги. Фото: pikabu.ru

Сутажное колье. Фото: safezone.su

Браслет в технике «Сутажная вышивка». Фото: sozdavaisam.ru

Туфли украшенные сутажной вышивкой. Фото: dolio.ru

Для этого вида рукоделия предпочтительно использовать растительные узоры и орнаменты, которым характерны не прерывистые линии. В своих работах мастерицы используют больше нити из шелка, так как они прочные, качественные, удобные в работе и изделие получается выразительным и ярким, благодаря блеску шелковых нитей. Но тем, кто только начинает осваивать сутажную вышивку, для работы лучше взять шнуры из хлопка или полиэстера.

В начале работы крупные украшения, например камни или стразы, пришиваются на основу. В дальнейшем они обшиваются по контуру шнуром при помощи нити. Такой способ работы достаточно простой, но требует от мастерицы определенного умения — соединить всё так, чтобы в конце нити не были заметны.

Но труды стоят того, чтобы в результате получилось свое уникальное изделие.

Серьги с кружевом от Светланы Чурилович. Мастер-класс

Сутажные серьги с кружевом

Для работы понадобится:

Необходимые материалы для работы в технике «Сутажная вышивка»

Шаг 1

Складываем три нити сутажа вместе и прошиваем в середине через все слои, несколько раз.

Сложенные три нити сутажа

Шаг 2

Продеваем бусину через иголку.

Бусина продевается через иголку

Шаг 3

Продеваем иглу через бусину, затем через сутажные ленты. Прижимаем плотно сутажные ленты к бусине и несколько раз прошиваем насквозь.

Игла проделывается через бусину и сутажные ленты

Шаг 4

Затем выводим иголку на внутреннюю часть ленты и сшиваем плотно все ленты вместе.

Сшиваем все ленты

Шаг 5

Делим сутажные лены на две части. Надеваем на иглу бусину меньшего размера и прошиваем через одну из частей сутажные ленты.

Прошивается бусина через одну из лент

Шаг 6

Обертываем плотно сутажной лентой бусину, прошиваем насквозь и закрепляем нить.

Обертываем сутажной лентой бусину

Закрепляем нить

Шаг 7

Закрепляем нить на другой части сутажных лент, и пришиваем другую бусину такого же размера, как и предыдущая.

Пришиваем другую бусину

Шаг 8

Закрепляем вторую бусину как и первую. Соединяем все слои вместе и прошиваем несколько раз, обрезаем свободные концы сутажной ленты и закрепляем их аккуратно зажигалкой.

Соединяем все слои вместе и закрепляем

Шаг 9

Берем элемент кружева, оформляем его стеклянными бусинами. Приклеиваем его к задней части украшения, закрывая одновременно оборотную часть изделия.

Часть кружева с бусиной

То, что получилось с противоположной стороны

Соединяем швензы и два готовых элемента сутажа вместе и наша сережка готова!

Готовые сережки

Подвеска от Натальи Лузик. Мастер-класс

Готовая подвеска

Для работы нам понадобится:

Необходимые материалы

Шаг 1

Прорисовываем эскиз.

Эскиз

Шаг 2

Подготавливаем кусочек фетра, размером больше, чем камень — примерно на 5 мм с каждой стороны. Приклеиваем камень с фетром с помощью клея.

Украшения из сутажа – идеи / Украшения и бижутерия / ВТОРАЯ УЛИЦА


Украшения из сутажа – идеи. Очки, ремни, броши и даже кольца для салфеток.  Пуговицы вместо кабошонов. Трафик. 

Стало интересно, какие варианты дизайна украшений из сутажного шнура бывают, кроме «классических» роскошных изгибов, и куда эти украшения можно еще прилепить.  Я собрала для своей подруги, увлекающейся сутажем, то, что мне, как не профессионалу этого дела, показалось интересным. Возможно, кому-то пригодится тоже. Заколки для волос, повязки, обручи, и кольца я проигнорировала. Поискала по тегу «сутаж» на Второй улице вроде бы не было  подборки такой…
Итак,  работа мастера VivienEsme  на Этси

 Продолжая перьевую тему 
шляпа  от Dori Csengeri

Очки



Мастера не знаю,  нашлось на Пинтересте

Это не сутаж, но можно сделать. 
Мастер @_iadesign_  (инстаграм)



И  вот кепочка от другого автора


И вот такой вариант сутажа  на сумочке. Не единственный, но он не выглядит отчетливо праздничным, имхо. 

Кому ремень?

Кому кеды?


Кому туфли?



Браслет на ногу


Простые браслеты. Хотя может — это и не просто, я не знаю. Видно плоховато, но это именно сутажный шнур. 




Браслет на коже


Браслет для часов



А что на шею? 
Чокер

Интересное колье

мастер Юлия Голицына

 Кэжуал-сутаж 🙂

Очень понравились работы этого мастера


 Оригинальные серьги




Minimalist by MANJApl on Etsy

MoreMDesign

MoreMDesign

3D soutache  by Alina Tyro-Niezgoda (Tender December) 


Милые матрёшки

Нравятся кожаные кисточки


Перья


Бисер


Цветочки


Золото


Теперь немного брошей
Spilla soutache Hieronymus Bosch di ManiCreazioni su Etsy



К новогодним праздникам

Фрида

Это, наверное, «брошь — погон»

Крутой лев

Лис?

Пуговицы. А что? Забавно, по-моему.
Skarby Ewy-Biżuteria sutasz


 Кандзаси

Готовитесь к свадьбе? Подвязка и кольца для салфеток. 
Skarby Ewy-Biżuteria sutasz


Спасибо за внимание

Как ухаживать за сутажными украшениями

Да простит меня читатель, начну с похвальбы. По-моему, сутаж — красота неописуемая, тонкость и прелесть.

И как же сохранить такую красотень? Ведь серебряное или золотое украшение с камнями можно протереть, помыть или положить в чистящий растворчик — и вуаля! А тут как же поступить?

Расскажу вам о своем опыте накопленном за два года общения с сутажом.

Два главных врага сутажного украшения — пыль и пот с кожным салом. Гадость эта есть везде, и только что убранная квартира полна пыли и самая мытая шея выделяет этот самый пот и жир… И потому профилактика, как в медицине, лучше лечения.

Правило Первое:

Храните свои сутажные прелести в упаковке. Чаще всего ответственный мастер, любящий свои изделия как детей, присылает изделие в предназначенной для него упаковке, вот в ней и храните. Это конечно менее удобно, чем снять кулон с крючка и побежать, но сильно удлиняет жизнь нежного украшения. Если упаковка предусматривала полиэтиленовый пакет, замените его пакетом из плотной бумаги, и уже в таком виде кладите в коробочку. Дело в том, что как бы вы не ухаживали за собой, вы все-таки человек, а значит потеете. Этой влаги может быть и не много, но закупоренная в пакет она однозначно начнет выращивать всякую непотребную флору и фауну, и появится ЗАПАХ. Он вам вряд ли понравится. Храним в бумажном пакете, в коробке (опять же картонной, накрытом бумагой или натуральной тканью).

Не храним изделие на гвоздике или крючке, оно может деформироваться и уже не будет лежать и смотреться так, как задумал мастер.

Правило второе:

Носим с умом. Если у вас есть одежда сшитая как рамка для украшения — простая, и безыскусная, однотонная и закрытая и еще по цвету подходящая к ожерелью или кулону, отлично. Она будет предохранять изделие от контакта с кожей, что серьёзно продлит его жизнь. Если можно носить украшение на одежде — хорошо, но не всегда исполнимо. Браслет редко терпит прослойку из рукава, чокеры часто требуют голой шейки и т.д. и т.п. Тогда хитрим — кожу которая будет касаться украшения протираем антиперспирантом. Я делаю так, твердой Рексоной смазываю ладонь, этой ладонью протираю место контакта. Это сводит к достаточному минимуму количество антиперспиранта, но позволяет коже меньше потеть, и пачкать изделие. Наносить Рексону на изделие бесполезно, сутаж не потеет. Если вам кажется, что зимой этот совет бесполезен, должна вас разочаровать: теплая одежда, смена температур в транспорте, помещениях и на улице заставляет нас больше потеть, чем нам кажется. просто одежда впитывает и удаляет с нас пот. И это хорошо — постирал одежду и ок! Но и сутаж впитывает, а это уже не хорошо. Потому и зимой пользуемся этим способом постоянно.

Не носите изделие в комплекте с грубыми изделиями из железа и т.д., сутаж будет цепляться и покрываться затяжками, которые уже не ликвидировать.

Правило третье:

Регулярно стираем нашу сутажную прелесть. Не бойтесь этого процесса, он очень прост и станет привычным после первой же стирки.

Стираем мылом для рук или лица, не надо стирать хозяйственным мылом, и запах зачастую неприятен, и щелочь активнее, и выполаскивать тяжелее. В теплой воде делаем слабый мыльный раствор, просто руками мылим мыльце до нужной консистенции. Кладем в теплую ванночку нашу прелесть, даем ей полежать, растворить грязь. Украшение должно быть погружено в воду полностью.

Пусть часик полежит, почистится. Если вы как то сильно испачкали вашу прелесть потрите это место пальцами, постирайте его. Не надо тереть чем-то жестким, например зубной щёткой, сутажные украшения в основном сделаны из вискозного или металлизированного сутажа, а на них остаются микрозатяжки от грубого отношения, пропадает блеск сутажа, изделие становится неаккуратным.

Потом достаем нашу прелесть из мыльного раствора, и начинаем ее полоскать. процесс нудный, но нужный. Плохо выполосканное мыло сделает ваше украшение тусклым, покрыв его тоненьким налетом. Набираем в тазик воды, опускаем изделие, слегка трясем полоскаем, выливаем воду. и так раз 100. Шучу про сто раз, но полоскать надо так, чтоб вода в конце процесса оставалась чистой, и после чистой, прополоскать еще разиков пять. Достаем изделие кладем на полотенце, накрываем другой стороной , прижимаем не сильно — вытягиваем лишнюю влагу.

Правило четвертое:

Сушим наше изделие горизонтально, на чистой непушистой тряпочке (лучше всего льняное полотенце), не на солнце, не у источника активного тепла. Я кладу на льняное полотенце, на стол, недалеко от окна, на сквознячок, если он есть. Гладить изделие не нужно! Вискоза съежится и перекосит вам прелесть невосстановимо. Высохшее изделие проверяем на блеск, и сомнительные бусины, камешки и жемчужинки протираем-полируем ватным спонжиком или палочкой для ушей .

Все! Вы свободны, до следующей стирки.

Запреты:

1. Не обрабатываем изделия никакими кислотными средствами, даже если вам кажется что у вас получится протереть только вот этот камушек

2. Не храним изделия на солнце.

3. Не купаемся в изделии ни в ванне, ни в море.

4. Не гладим изделие утюгом.

5. Не храним изделие на крючке или гвоздике.

Вот собственно и все нехитрые правила, многие из которых можно отнести к любому украшению.

Желаю вам счастья и удовольствия!

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1

Этот мастер-класс не совсем обычный! В нем нет полного разбора одного украшения, но на мой взгляд он полезней, потому что здесь я постаралась охватить большой объем информации по разным способам обработки застёжек в разных сутажных украшениях. Также я расскажу о том, как выполнить обработку сутажной застёжки. Ну и конечно, обработка изнанки в сутажных украшениях! Момент: не могу я делать коротко! 🙂 Поэтому фотографий много, все подробно — пришлось разделить мастер-класс на 2 части!

Итак, мой мастер-класс по обработке изнанки сутажных серёг натуральной кожей. Вообще, изнанку закрывают разными материалами: натуральная и искусственная кожа (замша), фетр, ткань, кружево, бисер. Я видела, как изнанку серёг закрывали большим кристаллом — получается двухсторонняя серьга. Мы будем рассматривать более классический вариант: натуральная кожа.

В работе нам понадобятся: сами серьги, мононить (можно другие нитки), игла, натуральная кожа, картон (я использую матовую фотобумагу), ножницы, ручка, карандаш и клей Момент Кристалл (Момент Гель).

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 1

Для начала обрисовываем карандашом серьгу на картоне.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 2

Наш контур будет больше, чем нам надо. Поэтому вырезаем лекало меньше контура на 1,5-2 мм. Для примера на фото я показала это пунктиром.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 3

Теперь корректируем лекало. Прикладываем картон к серьге и исправляем недочёты: отмечаем места, где нужно еще обрезать. А где отрезали лишнее — отмечаем стрелочкой, дабы на коже увеличить в этом месте контур. Буквой «В» я отмечаю «верх» лекала, чтобы не перепутать в процессе работы и выкроить кожу правильно.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 4

Когда лекало из картона готово, прикладываем его к изнанке кожи и обводим ручкой, не забывая увеличивать отступ в местах, отмеченных стрелочками. На фото видно как.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 5

Далее вырезаем по контуру нашу изнанку.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 6

Примеряем — всё идеально!

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 7

Для красивой изнанки нам нужна твёрдость. Для этого берём наше лекало из картона, и обрезаем, отступая от края по 3 мм. Промазываем клеем Момент Кристалл наше лекало. Если в серьгах есть пустоты — их необходимо заполнить. Например, небольшим кусочком синтепона. Это предотвратит вваливание части украшения во внутрь. Такое бывает частенько в районе центрального камня. У меня таких пустот нет, поэтому я пропускаю этот шаг. Приклеиваем лекало к серьге.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 8

Так выглядит приклеенное лекало к серьге.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 9

Чтобы изнанка была ровненькой, перевернём серьгу лекалом вниз и прижмём слегка ладонью серьгу, чтобы она полностью распрямилась.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 10

Даём клею немного подсохнуть — пусть полежит некоторое время

Теперь приклеиваем кожу. Я намазываю клеем Момент Кристалл лекало из картона, а потом к нему приклеиваю кожу. ВАЖНО: края кожи не приклеиваем. Они должны оставаться свободными для дальнейшего их пришивания. Снова переворачиваем серьгу, выравниваем её и ждем.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 11

Тут хотелось бы обратить ваше внимание на крепление для швензы. Такие моменты нужно продумывать до обработки изнанки. Я пришиваю колечко (еще до того, как начинаю работать с изнанкой), за которое будет цепляться швенза. Получается, что это колечко будет расположено между серьгой и кожей.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 12

Другой ракурс.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 13

Теперь начинаем пришивать: начало я выбираю любое, хотя можно начинать с колечка. Протыкаю верхний слой сутажа в бороздку иголкой изнутри.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 14

Возвращаюсь обратно иголкой, но при этом еще и кожу протыкаю.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 15

Немного отступив влево, протыкаем снова верхний слой сутажа в бороздку без кожи. И снова возвращаемся туда же, но протыкая кожу. Затягиваем нить.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 16

Вот так у нас получается: с изнанки верхний слой сутажа выглядывает будто кантик, а кожа к нему плотно прилегает.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 17

Когда мы закончили пришивать всю изнанку по кругу, нам нужно спрятать узелок. Я никогда не делаю узелков на изнанке или сбоку, потому что кончик ниточки, особенно мононити, может колоть нашу кожу и доставлять дискомфорт. Поэтому я делаю узелок с лица. Выводим иголочку на лицо в таком месте, где узелок не будет виден.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 18

Делаем туда-обратно иголкой, оставляем петлю для узелка

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 19

Переплетаем и затягиваем.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 20

Лишнее обрезаем.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 21

Вот так выглядит наша изнанка.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 22

Поближе место соединения колечка для швензы и серьги.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 23

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 24

Теперь поговорим о разных способах крепления швенз. Этот способ с колечком — именно так выглядит серьга с уже прикреплённой швензой.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 25

Здесь мы вшиваем швензу нитками между слоями сутажа. Это сделать позволяет конструкция серьги.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 26

А здесь мы цепляем швензу прямо за верхний слой сутажа. Но для этого разъёмное колечко самой швензы должно быть достаточной величины, чтобы туда поместился слой сутажа.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 27

А еще существуют такие виды застёжек, как пусеты (гвоздики) и клипсы. Способы обработки у них идентичные, как на фото.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 28

Теперь поговорим о других видах застёжек и фурнитуры. Например булавка для броши может прикрепляться прямо на готовую изнанку. Но я предпочитаю всё прятать под неё. Для этого на заготовке изнанки из кожи отмечаем места, где у нас будет крепление для броши. Делаем прорези для наружних частей и протаскиваем её с изнанки. Клеем Момент Кристалл фиксируем крепление с изнанки. После этого клеим кожу к основе броши и прошиваем её.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 29

С кольцом проделываем то же самое, что и с брошью.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 30

У браслетов и колье тоже есть много способов крепления застёжки, но основные — это колечки (как в этом уроке), сутажная застёжка и без застёжки, но на металлической основе. Кстати, у браслета совсем другая обработка изнанки, нежели чем у всех остальных украшений. Здесь нельзя заготовку из кожи сделать заранее. Суть такая: берём полоску картона по ширине браслета, приклеиваем на необработанную изнанку браслета. Клей наносим не на картон, а на браслет. И сразу же изгибаем вместе с картоном браслет по форме своей руки. То есть обернули браслетом свою руку и ждём, пока немного приклеится. Обрезаем картон очень приблизительно, только чтобы он жёсткости добавлял. Теперь то же самое делаем с полоской кожи. Тут лучше взять с небольшим запасом. И теперь маникюрными ножничками по кусочку отрезаем по контуру браслета, начиная с середины браслета к краям. Обрезаем не всё сразу, а по чуть-чуть. Обрезали часть в 2-3 см, прошили её, потом еще немного обрезали и прошили. Более подробный мастер-класс обязательно будет — он у меня в полуготовом состоянии.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 31

Ну а это пояс… Как говорится, здесь я изобрела велосипед! 🙂 Вообще-то пояса делают проще — на ленте, резинке или простой застёжке. Но у меня был интересный заказ — пояс был полностью широким и полностью сутажным. Застёжка соответственная. Именно поэтому я сделала её по принципу сутажной застёжки, но не одиночной, а в 4 ряда, сшитые вместе.

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 32

В этом колье и в некоторых поясах вместо застёжки лента. Очень торжественно выглядит!

Несколько способов обработки застёжек в сутажных украшениях. Часть 1, фото № 33

Вторая часть мастер-класса по сутажной застёжке здесь >>

Если мастер-класс понравился, нажмите кнопку «нравится» — мне будет приятно! 🙂

Также с удовольствием отвечу на интересующие вопросы 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *