27 ноября открывается выставка «Иван Шишкин. Неразгаданные тайны» в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
Совместный выставочный проект
Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
27 ноября 2014 года – 25 января 2015 года
«Иван Шишкин. Неразгаданные тайны»
27 ноября в 17.00 в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки (в помещении Музея акварели) открывается выставка «Иван Шишкин. Неразгаданные тайны». На выставке будет представлено более 100 живописных и графических работ из собрания Государственного музея изобразительного искусства республики Татарстан.
На церемонии открытия выставки будут присутствовать Ректор Академии, Народный художник России Сергей Андрияка, представители руководства Российской академии художеств, ГМИИ республики Татарстан, Союза художников РФ.
Экспонировать произведения Ивана Ивановича Шишкина всегда почетно. Для Академии акварели и изящных искусств это почетно вдвойне, так как за известным именем великого русского живописца, графика, педагога открывается интереснейшая методологическая система построения пейзажа XIX века. Великий мастер, проходя сквозь полемические дискурсы (его объявляли «натуралистом», «фотографом», «копиистом природы»), создал искусство, по словам И. Н. Крамского «ученым образом», в котором функции художественно-эстетические естественным образом сочетались с функциями научно-исследовательскими.
В определенном смысле выставка, на которой представлены более 100 живописных и графических работ и сопровождаемая видео-инсталляциями, методическими материалами, подкрепленная необходимыми комментариями к произведениям И. И. Шишкина, может восприниматься как учебно-методическое пособие по композиции пейзажа и способна оказать неоценимую помощь в вопросе изучения пейзажной культуры XIX века.
Экспозиционная философия выставки раскрывает три основных пространства, посвященных вопросам линейной, тоновой и цветовой композиции пейзажа.
В первом разделе экспозиции «Линейная композиция пейзажа» рассматриваются такие принципы композиционного построения пейзажа, как выбор и размещение мотива на бумаге, линейная композиция, «виньетирование» композиции.
Во втором разделе — «Тоновая композиция пейзажа» раскрываются аспекты свето-тональных отношений в решении пейзажа XIX века: различие света и тени, их пропорционального соотношения, тоновые эффекты и др. Известно, что И. И. Шишкин много экспериментировал с офортом, по несколько раз прорабатывал одну и ту же доску, достигая разного настроения в оттисках.
Раздел выставки «Цветовая композиция пейзажа» отличается разбором более тонких, нюансированных вопросов дальнейшей работы над пейзажем: качество цветов, смешивание «перебитых» колеров, общее распределение цвета в пейзаже.
Завершает экспозицию выставки раздел «Ученики Ивана Ивановича Шишкина». Он интересен тем, что И. И. Шишкин предстает перед нами не только как известный художник, но и как талантливый педагог с именами одаренных учеников таких как А. Т. Комарова, О. А. Лагода-Шишкина, А. Н. Шильдер, И. А. Космаков.
В рамках Выставки выпущен каталог произведений живописи и графики Ивана Шишкина с подробным методическим объяснением его творчества, а также впервые публикуемого в России теоретического труда английского художника–педагога 19 века Н.Е.Грина, автора одного из лучших классических учебников пейзажной живописи.
Сегодня бы великого Шишкина назвали бы создателем виртуальной реальности 19 века. Он основатель эталона образа русского леса в живописи, один из самых культовых художников. Его творчество спрятано за пеленой загадок, заблуждений и домыслов. Открывающаяся выставка позволит открыть эти неразгаданные тайны мастера.
academy-andriaka.ru
Загадки человечества с Олегом Шишкиным (все выпуски подряд) 2020… смотреть онлайн
Загадки человечества (все выпуски) 2020…
Неожиданный взгляд на самые невероятные события истории и современности. Зрителей namtv.ru ждут путешествия в места, которых нет на карте, загадки опасных реликвий и таинственных пророчеств.
Программу «Загадки человечества» ведёт специалист по древним артефактам Запада и Востока, путешественник и религиовед Олег Шишкин.
Он гарантирует, что необъяснимые факты и исторические сенсации разных эпох будут изучены и найдут убедительное объяснение.
Самые закрытые ночные клубы. Состояние транса. Китайские Помпеи. Загадки человечества (28.01.20).
Часовые неба. Посмертные маски. Концы в воду. Загадки человечества (24.12.19).
Безумный доктор. Шагающие деревья. За чертой бедности. Загадки человечества (23.01.20).
Всевидящее око. Тайна египетских мумий. Литейный мост. Загадки человечества (22.01.20).
Великий побег. Религия +18. Исчезновение Мэри Шортвелл Литтл. Загадки человечества (21.01.20).
Зеркало на Луне. Случайные изобретения. Русский Шерлок Холмс. Загадки человечества (19.12.19).
Роботизируй это! НЛО над стадионом. Остров из праха. Загадки человечества (18.12.19).
Надувные армии. Палач «Паяльная лампа». Призрачные постояльцы. Загадки человечества (17.12.19).
Тайна Шишкина или зачем художник спрятал под полом картину: kitubijca — LiveJournal
Есть в Елабуге уникальный и единственный мемориальный музей, посвященный известному на весь мир художнику Ивану Ивановичу Шишкину и его семье. В этом доме успело пожить сразу несколько поколений Шишкиных, но ни при его жизни, ни после его смерти никто не подозревал, что на втором этаже здания под полом все это время хранилась тайна, оставленная великим художником. По сей день остается загадкой, зачем молодой Иван Иванович спрятал свою картину от взгляда родных и близких ему людей.
Художник Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в семье елабужского купца второй гильдии Ивана Васильевича. Купец был любим всеми горожанами и не один раз избирался местным мэром. Благодаря купцу Шишкину в Елабуге раньше, чем в Казани появился водопровод. До этого горожанам приходилось ездить на родники либо черпать воду прямо из реки.
Большая семья Шишкиных жила в двухэтажном особняке. На первом этаже располагались гостиная, кабинет хозяина дома, комната отдыха домочадцев, кухня (состояла из двух помещений) и столовой. На втором этаже были спальни. В доме прожило несколько поколений Шишкиных, после смерти родителей дом остался в наследство одной из сестер художника — Анне Репиной. Она жила здесь со своей семьей, а потом в особняке продолжали жить её дети до 30-х годов. Они не могли содержать такой большой дом в столь тяжелые для России времена, пытались даже сдавать комнаты, но это не спасло ситуацию. Тогда было принято решение передать дом государству с просьбой сделать в нем музей, посвященный художнику Шишкину. Музей сразу же создать не удалось — началась война, заработал он лишь в 1947 году. Первое время работал только первый этаж, в 70-х годах открыли второй этаж, где разместили работы самого художника.
Иван Иванович прожил в доме до 20 лет, после чего он уехал учиться и остался жить в Санкт-Петербурге. В Петербургском доме Шишкина, где располагалась его мастерская и за работой надо новым холстом его застал сердечный приступ, музей делать не стали, лишь только повесили памятную табличку.
А раскрыл в себе художественный талант молодой Шишкин чисто случайно, попробовав порисовать на полу упавшим из печки угольком. Карандаши и бумага в то время стоили дорого, и Шишкину приходилось делать свои первые рисунки тоже угольками. В округе были изрисованы все соседские заборы, за что молодого Ваню прозвали «мазилкой». Карандаши с бумагой не покупали не только из-за их большой стоимости, но из-за того, что мама молодого художника была категорически против его увлечений и говорила, что не бывать малярам в роду Шишкиных.
Позже отец начал поддерживать сына и стал привозить с различных ярмарок не только простые карандаши, но и чистые холсты с настоящими красками, а иногда даже редкие журналы, посвященные искусству. Именно отец поддержал сына на семейном совете и согласился отправить его учиться художественному делу в Москву, когда тому исполнилось 20 лет.
Шишкин любил рисовать с натуры. Рано утром он уходил бродить в елабужские леса и проходил по 20-30 километров в поисках красивого места для будущей картины. На втором этаже музея можно встретить не только картины руки художника, но и офорты, сделанные самим Шишкиным. Такие работы сначала гравируют иглой на металической пластине, а потом вытравливают кислотой и уже при помощи специальной краски наносят на бумагу. Офорты в музеи могут висеть только полгода, затем их отправляют на некоторое время «отлеживаться» в архив.
Особое внимание привлекает картина «Жатва», которая значительно отличается от других. Техника и цветовая гамма на ней не характерны для руки художника, да и подпись на ней не такая, как на других. Эту картину нашли чисто случайно, когда проводили реставрационные работы дома. Иван Иванович зачем-то спрятал её под пол в своей комнате, и она пролежала там долгие десятки лет. Экспертиза показала, что это действительно работа Шишкина, но только молодого, в возрасте 14-16 лет. Зачем молодой Иван спрятал картину под пол? Что он хотел скрыть? Предположений масса. Либо Шишкин побоялся, что мама будет его ругать за израсходованные краски, либо сама работа ему не понравилась…
Загадка картин Ивана Шишкина
Загадка картин Ивана Шишкина
Получилось это случайно. Молодые биологи, работая в лаборатории, поставили стакан свежего молока перед репродукцией знаменитой картины Шишкина «Корабельная роща». Поставили – и забыли о нем. На второй день попробовали и удивились – молоко не прокисло!
На минувшей неделе на доме 30, что по 5-й линии Васильевского острова в Петербурге, где великий русский художник жил много лет, была установлена посвященная ему мемориальная доска. Однако не многие знают, что в 80-х годах прошлого века советские биологи провели с его картинами удивительный эксперимент и выяснили, что…
Вывод ученых был таков: картины излучают особого вида неизвестную пока энергию, которая и влияла на молоко. Если эта энергия была позитивная, то молоко не скисало. Разумеется, что такую же энергию картины передают и людям. Именно с этим связаны те приятные эмоции, которые мы испытываем в музеях и картинных галереях, любуясь полотнами великих мастеров. Особенно тех, чье творчество воспевает красоты природы, пронизано радостью жизни и позитивными ощущениям.
Тогда ученые решили провести эксперимент. Собрали в небольшом зале несколько репродукций известных во всем мире художников и перед каждым поставили по стакану молока. И стали ждать. Результат согласно биохимическому анализу оказался таким: быстрее всего молоко скисало перед картинами абстракционистов и сюрреалистов: Дали, Кандинского, Пикассо, в особенности перед знаменитым «Черным квадратом» Малевича. Скисало быстро, за считанные часы. Средний, или «нулевой», результат показали картины Левитана, Айвазовского (он часто писал по памяти). Лучший результат показали, в частности, две картины Шишкина: «Ручей в лесу» и «Корабельная роща», которые автор писал в лесу, с натуры.
«Пропали Шишкины!»
Именно таким художником и был Шишкин, которого называли певцом русского леса. Более русского художника даже внешне трудно было представить: высокого роста, богатырского сложения, стройный и красивый, с широкой бородой, он напоми
Тайны известных картин
Произведения искусства часто обретают особую популярность, если о них ходят легенды или если они неожиданно оказываются не тем, чем кажутся на первый взгляд. «Культура.РФ» раскрывает секреты известных — и не очень — русских картин.
«Монахиня» Ильи Репина
Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой
С портрета на зрителя задумчиво смотрит молодая девушка в строгой монашеской одежде. Образ классический и привычный — он, вероятно, не вызвал бы у искусствоведов интереса, если бы не мемуары Людмилы Шевцовой-Споре — племянницы жены Репина. В них обнаружилась любопытная история.
Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова. Девушка приходилась художнику свояченицей — и одно время сам Репин был ей серьезно увлечен, но женился на ее младшей сестре Вере. Софья же стала женой брата Репина — Василия, оркестранта Мариинского театра.
Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Для одного из них девушка позировала в парадном бальном туалете: светлое нарядное платье, кружевные рукава, высокая прическа. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Как известно, художника может обидеть каждый, но немногие могут отомстить так изобретательно, как это сделал Репин. Обиженный художник «переодел» Софью на портрете в монашеские одежды.
Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.
«Аллея парка» Исаака Бродского
Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Частное собрание / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911
Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина — Исаак Бродский. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев.
Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года. С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена — прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.
На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.
«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина
Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея
Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, — едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.
Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки — то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами — искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.
Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.
«Портрет хористки» Константина Коровина
Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета
На обороте холста исследователи обнаружили послание от Константина Коровина на картоне, которое оказалось едва ли не интереснее самой картины:
«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном саду коммерческом. Репин сказал, когда этот этюд ему показывал Мамонтов С.И., что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это — это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной??!! Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам — г. Мосолову и еще каким-то. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая».
«Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин. И он же якобы первым использовал приемы, характерные для того стиля, который потом назовут русским импрессионизмом. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.
Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. На лицевой стороне портрета нашли подпись художника краской, чуть ниже — тушью: «1883, Харьков». В Харькове художник работал в мае — июне 1887 года: писал декорации для спектаклей Русской частной оперы Мамонтова. Помимо этого, искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов.
Проанализировав эти две нестыковки, сотрудники Третьяковской галереи пришли к выводу, что портрет был написан только в 1887 году, а более раннюю дату Коровин дописал, чтобы подчеркнуть собственное новаторство.
«Мужчина и колыбель» Ивана Якимова
Иван Якимов. Мужчина и колыбель.1770. Государственная Третьяковская галерея / Полный вариант работы
Долгое время картина Ивана Якимова «Мужчина и колыбель» вызывала недоумение искусствоведов. И дело было даже не в том, что подобного рода бытовые зарисовки абсолютно не характерны для живописи XVIII века — у лошадки-качалки в правом нижнем углу картины слишком неестественно натянута веревка, которая логически должна была бы лежать на полу. Да и рановато было ребенку из колыбели в такие игрушки играть. Также камин и наполовину не поместился на холст, что выглядело очень странно.
«Просветила» ситуацию — в прямом смысле — рентгенограмма. Она показала, что холст был разрезан справа и сверху.
В Третьяковскую галерею картина поступила после распродажи коллекции Павла Петровича Тугого-Свиньина. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Правая, к сожалению, была утеряна, но увидеть работу целиком все-таки можно, благодаря еще одному уникальному экспонату Третьяковки. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина.
Эволюция живописи в России с X до середины XX века
Автор: Полина Пендина