История платка – История обычая покрывать голову на Руси и способы ношения платка в зависимости от статуса и положения

Платки и шали – история и фото

Платок – головной убор, который не перестаёт удивлять. Обыкновенное полотно ткани позволяет нам создавать разные образы с помощью оригинальных способов завязывания платка.

Первое упоминание о платке как о головном уборе восходит во времена египетских фараонов – в 2000 год, только до нашей эры.


Головной убор фараонов немес

И в Египте, и в Ассирии платок демонстрировал общественное положение владельца. Головной убор фараонов назывался нем?с. Это был платок, который являлся знаком власти и подчёркивал богоподобие властителя. Платок закручивался сзади в узел, по бокам спускался до плеч длинными фалдами. Чаще всего платок был в яркую синюю-золотую полоску. Спереди на голове крепился урей – символ богини-кобры Уаджит, покровительницы Нижнего Египта.


История платка в Древнем Египте

Покровительницей Верхнего Египта была богиня-коршун. Вместе эти два изображения символизировали единство Египта. В древности знаки и символы имели огромное значение, подчёркивая не только статус владельца, но и особые достоинства. Сфинкс в Гизе с телом льва и лицом человека (с чертами лица фараона Хефрена) также покрыт немесом.


Головной убор фараонов немес
История платка

Покрывали голову платком с древних времён и в Европе. Среди многих народов покрывать голову платком являлось правилом благопристойности. Чаще всего платок был обязателен женщине, незамужней девушке разрешалось быть с непокрытой головой. Кроме того, платок на голове женщины также подчёркивал её статус и в то же время защищал от непогоды. В Германии женщины стали носить и длинные вуали, которые свободно развевались на плечах, а под подбородком были закреплены брошью.


История платка

В 800–ых годах император Карл Великий сумел найти общий язык с багдадским халифом, завязав тесные дипломатические отношения, результатом которых стали торговля между странами. Среди товаров, ввозимых с Востока, оказались шёлковые яркие ткани и прозрачные невесомые вуали. Дамы стали носить их, покрывая голову, на манер накидок так, как сейчас покрывают голову фатой невесты.


гебенде
гебенде

Вуаль надолго вошла в гардероб женщины. В XI веке в Европе в качестве головного убора стали носить гебенде – две полоски ткани, одна из которых повязывалась вокруг головы, а вторая обрамляла лицо. Первая полоска украшалась рюшами или вышивкой, к гебенде повязывали иногда вуаль.

В XIII – XV веках в дополнение к вуали возникает весьма оригинальный головной убор – высокий конус (эннен) с вуалью или даже шлейфом. Кстати, чем знатнее дама, тем выше конус, у принцесс доходивший до метра.


В XVI веке голову, а вернее волосы, стала украшать сетка, которая сохраняла причёску под чепцом или беретом, носили и шапки, отороченные мехом.

В XVII – XVIII веках платкам пришлось уступить место новым головным уборам – капюшонам, а затем и шляпкам.

К началу XIX века появилась мода на шали. Предполагают, что возникла она после египетского похода Наполеона, возвратившись из которого, он привёз своей Жозефине кашмирские шали. Французские аристократки не замедлили повторить опыт первой красавицы Франции, а за ними и все дамы Европы.


История шали
История шали

Шали пришлись по вкусу не только как красивый аксессуар к нарядам в стиле ампир, но и как защита от холода. Шали были и широкие, и узкие длинные, и квадратные. В те времена ценилось искусство драпировки шали. Они были настолько популярны, что даже появился танец «па де шаль». Шали стали производить в Англии, Шотландии, Бельгии, Франции. Дамы были в восторге от знаменитых лионских шёлковых шалей и ярких русских. К слову сказать, история платка в России – это совсем отдельная тема, о которой мы не раз ещё вспомним.

Ведь «чем глуше деревня, тем ярче платок» – так говорится в русской пословице. Закутанная «в плат узорный» русская женщина – это и есть образ нашей Родины – России. Зимние праздники с катанием на санках русские красавицы встречали в цветастых шалях или в оренбургских платках, тех самых, которые легко проходили сквозь обручальное кольцо, а согревали в самые трескучие морозы. Всю эту красоту создавали руки русских мастериц с давних пор, а о шалях в Европе заговорили, как уже было сказано, с начала XIX века.


История платка и шали

С тех пор шаль навсегда вошла в гардероб женщины. Оставалась она востребованным аксессуаром до 1920-х годов, затем она не исчезла, просто потеснилась, чтобы уступить место шляпкам. Во второй половине ХХ–го века шаль снова заняла своё место в аксессуарах женского гардероба. В конце 60-х годов стали модны платки в индийском фольклорном стиле.

Шёлковые платки стали необычайно популярны. Их носили все, и звёзды в том числе – Брижит Бардо, Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди и многие другие. Именно звёзды принесли славу некоторым из них, ставших фирменными знаками знаменитых брендов. Например, платок «каре» Herm?s стал знаменит благодаря княгине Монако Грейс Келли.

Затем платки и шали снова немного отошли в сторону, чтобы уступить место беретам, капюшонам, вязаным шапочкам, спортивным кепкам, элегантным мужским шляпам.


История платка и шали
История платка и шали

Сейчас снова платки и шали вернулись, чтобы не только украсить женскую голову, но и создать оригинальные модели одежды. Их используют в разных интерпретациях. Сегодня это снова стильный и модный аксессуар. Широкую шаль можно перекинуть по диагонали по телу и на поясе стянуть ремешком. Вы будете похожи на греческую богиню. Шаль можно завязать вокруг талии или на бёдрах, главное, подберите правильно цвет шали к своему наряду, лучше в контрастном тоне.

знаменитый плакат, где клепальщица Рози, представляющая женщин-рабочих, демонстрировала всем свои мускулы, прекрасно смотрится в платочке, повязанном вокруг головы с бантиком на макушке. Этот вариант весьма подходит в тех случаях, если с причёской не всё в порядке или вам просто лень ею заняться.

История платка

Используя в своем ежедневном гардеробе платок, вряд ли мы задумываемся о его древних истоках, уходящих корнями в разные исторические эпохи и разные континенты. Этот аксессуар является атрибутом практически всех вероисповеданий, а также неотъемлемой частью современной моды.

Платок использовали еще в далеком 1350 году до н. э. в Древнем Египте. Сама египетская царица Нефертити, при всем ее величии и неописуемой красоте, предпочитала нежнейший тканый платок в паре со своим коническим головным убором. Говорят, что на найденных изображениях у царицы на плечах был виден длинный шарф яркого цвета. Он был перекинут через плечо и струился до самого пола.Сильная половина человечества не осталась в стороне и тоже оставила след в истории ношения платка.Например, древние китайские военные закрепляли платок вокруг шеи, чтобы защититься от холода и ветра. Свидетельством тому являются терракотовые статуи китайских воинов, на шеях которых обязательно был платок.

После распада Римской Империи язык и традиции римлян, включая идею ношения платка, были унаследованы средневековыми римскими племенами. Позже платок появился и в Хорватии. В 1648 году хорватский полк прибыл в Париж,чтобы там отпраздновать победу над турками. У каждого солдата был повязан платок, и это заметил король Франции Людовик XIV, который был просто без ума от всего красивого и необычного. И он стал использовать эту традицию. У короля был даже специальный дворецкий, который заботился о его шейных украшениях.Однажды армия ЛюдовикаXIV внезапно была атакована англичанами, и застигнутые врасплох французские офицеры не нашли времени на завязывание платка по всем правилам военной моды. Они просто обернули платок вокруг шеи,связали простой узел на конце и закрепили его на лацкане мундира.Таким образом, из платков появились галстуки, но это уже совсем другая история.

В той же Франции в 1786 году императрица Жозефина Богарне получила в подарок от своего мужа Наполеона Бонапарта кашемировую шаль, привезенную им из Индии. Жозефина обладала огромной коллекцией шалей, была законодательницей мод, благодаря чему платок получил большое распространение и популярность в Европе.

Безусловно, история возникновения платка наполнена разными событиями и интересными фактами,но никакая история не может обойтись без упоминания о духовном и более глубоком предназначении платка. Покрытие головы женщиной означает чистоту и почтение не только в исламе, но и практически во всех религиях и традиционных культурах.

Для начала хотелось бы упомянуть о том, что изначально во всех вероисповеданиях покрывание головы служило некой защитой от отрицательной энергетики, сглаза и излишнего мужского внимания.

Еще в Древней Руси христианки считали, что волосы хранят энергию,и распускать волосы не разрешалось,это оказывало пагубное влияние на состояние души. Выходя замуж,женщины полностью покрывали волосы, в то время как у девушек из-под платка или косынки можно было увидеть косу. Взглянув на платок,можно было определить статус его хозяйки, так как он наглядно демонстрировал достаток семьи,сословие и семейное положение.После замужества женщина немогла появляться на людях без головного убора, который состоял из трех частей: легкой шапочки − «повойника», под которым прятались волосы, «сороки» и «урбуса» с вышивкой, предвестника платка.

Французский бизнесмен обещает оплачивать штрафы за ношение буркини

В ортодоксальном иудаизме существует собирательный термин «цниют», который включает в себя законы скромности. Согласно одному из этих законов женщины и девушки должны носить такую одежду,которая прикрывает значительную часть тела. Замужние женщины в обязательном порядке покрывают волосы тхиль-платком, париком или другими головными уборами. Такой платок обычно повязан назад, шея при этом остается открытой. Но в разных общинах и местностях есть свои неизменные традиции, зачастую отличающиеся друг от друга.

Сложно представить образ индийской женщины без сари, в индуистских Ведах ткань олицетворяет создание Вселенной. Слово «сари» произошло от пракритского слова «саттика», отсюда сокращенное «сати» − полоска ткани. Индийские женщины используют сарине только в виде костюма, одновременно оно может являться и головным убором. Конец сари накидывается на голову, при этом скрывая часть волос.Также существует такое понятие, как «дупатта» − длинный шарф, очень распространенный предмет гардероба в Индии, повсеместно встречающийся в Пакистане и Бангладеше.

Платок – непременная деталь каждой мусульманки. Девушки и женщины призваны ходить в скромных одеяниях, олицетворяя духовность и скромность.Одним из важных атрибутов является хиджаб (в переводе с арабского означает«шаль», «покрытие»), ношение которого имеет ряд правил, соответствующих шариату (например, хиджаб должен покрывать волосы, голову, а также остальные части тела, которые могут привлечь взгляды окружающих). Одежда не должна быть обтягивающей, прозрачной, вызывающей. Основной смысл хиджаба состоит в том, чтобы создать верующей женщине своеобразный щит, защищающей ее от нескромных взглядов мужчин. Существует большое количество различных форм, стилей ношения хиджаба по причине обширного географического распространения ислама, который охватывает территории разных стран и континентов с их культурно-историческими традициями.

Хамсия Кулинова

Возраст: 20 лет

Сфера деятельности: Дизайнер одежды и аксессуаров,графический дизайнер, специалист по PR, арт-директор магазина «MyHobby.kg»

Образование: Университет менеджмента и дизайна(UMD), факультет графического дизайна. Владеет пятью языками. На данный момент дистанционно получает образование в Университете Хертфордшира, одного из лучших вузов Великобритании.

Профессиональные возможности: Искусный дизайнер тюрбанов и других головных уборов, создает великолепные авторские украшения, проводит мастер-классы по изготовлению ювелирных изделий. В скором времени получит сертификат портного ателье.

Послужной список: С 17 лет занимается графическим дизайном и рисует иллюстрации для периодических изданий и авторских блогов. Идея создания собственной линии тюрбанов под брендом «hmseeya» пришла после написания исследовательской работы «История шарфов»

Деятельность: Семья Хамсии открыла магазин, ребрендинг которого, начиная от создания логотипа,заканчивая выбором товара, провела сама. Теперь это магазин товаров для творчества «MyHobby.kg», в котором можно не только приобрести принадлежности для рукоделия, но и получить консультацию лично от Хамсии.

Успехи: Хамсия периодически является героиней популярных телепередач на местных телеканалах, на ее тематическую страничку в соцсетях подписаны модницы со всей страны. Несмотря на успехи в таком юном возрасте, она необыкновенно проста, общительна и доброжелательна ко всем. Хамсия не останавливается на достигнутом, она стремится к совершенствованию как своих профессиональных навыков, так и духовных качеств.

В 2014 году Хамсия на церемонии награждения премии«YashliqAvazi» за выдающиеся достижения уйгурской молодежи Кыргызстана стала победительницей в номинации «Мастер своего дела».

Ее девиз: Хорошо, когда твоя работа − это твое хобби!

история появления и распространения головного убора

Платок – одна из древнейших частей одежды женщины. Распространение зависело от ряда факторов: обычаев, климатических условий, религиозных традиций и т.д. В древние времена платок на голове женщины символизировал ее зрелость. Юные девушки платков не носили.

Древний словацкий обычай гласил: чтобы весь год румяная ходила, в рождественскую ночь, девушки умывались ледяной водой, в которую бросали монетки и вытирались насухо красным льняным платком.

В жизни славян, платок, служил в основном защитой от суровых морозов. Во времена Руси, девушка которая вышла замуж не имела право ходить без платка, потому как по славянскому обычаю не принято было показывать свои волосы кому-то кроме своего мужа. Позором считалось и насильственное снятие платка с головы девушки.

В образе русской женщины, платок во все времена эстетически акцентировал внимание и служил завершением костюма. Про девушку которая не носила платка, говорили: «словно церковь без купола». Большую часть жизни, женщины ходили в платках и не снимали их вплоть до кончины. Истории не известен ни один женский головной убор, который бы придавал столько нежности, ранимости и женственности, как это делал платок. Александр Блок, в своих стихах писал о том, как гармонировал платок с образом русской девушки.

Множество обрядов и значений, внес платок в быт славянского народа. Один из важнейших свадебных обрядов – обряд окручивания. По завершению торжества, молодую жену сажали в один из углов дома, закрывали платками с четырех сторон, плели ей 2 тугие косы и надевали платок. И только по истечению двух недель, девушка, носившая на голове обрядовый, свадебный, надевала свой повседневный платок.
Свободные девушки по обычаю не могли носить на голове платок. Их головными уборами служили шапочки в мороз, а летом повязки. Одеть, незамужним платок, разрешено было лишь на прощание.

В 16 веке появились «коноватки», платки квадратной формы из плотной материи с узорами. Индийцы считают, что в появление в России платка на прямую связанно с возвращением писателя Афанасия Никитина на родину, по завершению длительного путешествия в Индию в 1460 годах.

В начале 18 века, в Европе появляются набивные платки с многочисленным выбором рисунка, от замысловатого орнамента, до карикатур политических деятелей. После похода Наполеона на Египет, в моду входит стиль ампир. По всей Европе начинается массовое производство набивных шалей.

Первая половина 19 века характеризуется модой на платки из ситца и шелка, а также пуховые, парчовые, набивные платки.
Во второй половине 19 века, востребованными становятся платки из плотного сука, с вышивкой тамбурным швом – появляется стиль Берендея.

В начале 20-го века, частью традиционного русского костюма, становятся платки-кустышки. Это были широкие, красные платки, из различной ткани. Кустышки завязывали следующим образов: узел платка должен был располагаться чуть выше лба, а уголки платка торчали по разные стороны.

В 21 веке, платки не потеряли своей актуальности. Модельеры смело экспериментируют с дизайном, различными материалами и принтами. Современная мода допускает использование платка не только, как головного убора. Теперь его можно носить на шее, использовать как аналог ремню на брюках или летний топ, браслет, отдельный аксессуар и многое другое.

Русский женский платок – история, традиции, современность

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
А.Блок

Сегодня мне бы хотелось поговорить с Вами о женском, нежном, целомудренном предмете женского гардероба – о платке.

Раньше я надевала платок только для посещения храма, даже не платок, а палантин, и это было так удобно, и красиво, и ощущения совсем другие, не такие, как от вязаной шапки.
Этой зимой я хотела обновить шапочку, и сколько не искала – все безуспешно, все казалось неудобным, или мне не идет, или цвет не тот. Тогда я вдохновилась образами девушек, которые носят платки вместо других головных уборов, и решила попробовать.

Конечно, для меня было важно, чтобы платок был из натуральных тканей, а также теплым и красивым. Поэтому я напрямую отправилась в магазин «Павлопосадские платки» (Павлопосадкая мануфактура работает с 1795 г.) Выбор платков просто завораживает, выбрать было нелегко, но все же я определилась, выбрав платок бруснично-розово-алых тонов со смешанным узором – немного цветочков и немного орнамента «огурцы». Конечно же, в моем списке ближайших покупок появилось еще минимум 2-3 платка.

Скажу честно – ощущения от ношения платка удивительные. Он смотрится очень женственно и необычно, мягко и скромно. Он сдерживает – в платке намного сложнее, например, грубить, или спорить.

Мне стало интересно изучить историю платка на Руси, и понять, почему же он вызывает у меня такие ощущения?
Предлагаю Вам отправиться вместе со мной в небольшое путешествие по истории.
Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата.
После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма.
Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение ‘опростоволоситься’, то есть ‘опозориться’.

В Древней Руси женщины носили венцы или венчики, сначала из кожи или бересты, обтянутые богатой тканью, а затем металлические, украшенные драгоценными камнями. Сверху к венцам прикрепляли длинные покрывала, которые ниспадали на спины. По словам В. О. Ключевского, с XIII в. знатные русские женщины стали носить на головах кокошники. Слово произошло от слова «кокошь», то есть наседка, курица. Кокошники напоминали по форме луковицу. Край кокошника обрамляли поднизи в виде сеточки или бахромы.
Обшивали кокошники темно-красной материей и красиво унизывали жемчугами и камнями. Кокошники для богатых боярынь и боярышень изготовляли специальные мастерицы.

Художник Журавлев.

Затем женщины стали носить убрус - часть головного убора замужней женщины — полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника — мягкой шапочки, закрывавшей волосы, — и завязывался или закалывался булавками.

Убрус представляет собой прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40—50 см в ширину. Материал зависел от благосостояния владелицы. Наиболее распространённый вариант — украшенное вышивкой или каймой льняное полотно или другая плотная ткань. Знатные женщины носили убрус из белого или красного атласного полотна и парчи. Носили такой платок поверх головного убора.
В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества.

Художник Суриков

В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины в разное время года. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда - концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ - XIX вв., а образ русской женщины - "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, - сформировался уже в XX веке.

Платок в образе русской женщины был логическим завершением костюма. Он был как бы окладом для ее лица, женщина без платка, все равно, что "дом без кровли", "церковь без купола". Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок.

Художник Куликов.

Платок как обозначение соци

История русского платка | Журнал Ярмарки Мастеров

История русского платка начинается с XII века. Головное полотенце, убрус, или полотно из куска ткани женщины набрасывали поверх головного убора. О русских платках и шалях знали даже за рубежом. Павлопосадский платок, например, стал обязательным элементом русского костюма. Он привлекает своей декоративностью, колористикой. Крупные цветы, растительные узоры, контрастный фон – как символ слияния человека с природой. Слава павлопосадских платков не меркнет до сих пор. А в Павлово-Посаде существует Музей истории русского платка и шали. Многие современные модельеры использовали тему павлопосадских платков в своих коллекциях. Андрей Шаров на неделе высокой моды в Москве (1999 год) в коллекции «Это все для тебя» представил юбки, брюки, корсеты, бейсболки и топы, «цветущие» павлопосадскими рисунками.

Каждый такой платок становился настоящим произведением искусства, и был не просто головным убором, а настоящим полотном художника, на котором расцветали невиданные узоры. Вот почему к середине XIX века платки производства Павловопосадской и Барановской мануфактур практически вытеснили из гардероба женщин другие головные уборы. Все, начиная от простых крестьянок, заканчивая царскими особами, стремились приобрести себе такое украшение.

Платок смело можно назвать наиболее устоявшимся элементом русского народного костюма, что в принципе вполне объяснимо, ведь платок универсален, он не только служил своей хозяйке в качестве головного убора, но и являлся главным украшением, способным дополнить не только праздничный, но и повседневный наряд.

Кстати сказать, вид платка , а также способ его ношения в то время не только создавал определенный образ, но и отражал строгие традиции того времени. Так, например, согласно обычаям, замужней русской женщине полагалось обязательно прятать волосы под головным убором, поверх которого надевался платок. Незамужние же барышни надевали платок непосредственно на голову. И конечно, чем больше был достаток семьи, тем богаче и ярче выглядели платки. Таким образом, платок был своего рода индикатором статуса женщины.

Однако прошли века, и платки могли бы уступить место новым головным уборам, но разве могут такие шедевры как русские платки поддаться натиску моды и кануть в лету? Конечно, нет.Русские красавицы и в сегодняшние времена

любят украшать себя платками и выглядят при этом бесподобно и очень женственно...Заходите в мой магазин и подбирайте себе любимый платок..

Платок — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Плато́к — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.

Фото Название Описание
Grand Duchess Elizabeth Feodorovna 01.jpg Апостольник Головной платок русской монахини, с вырезом для лица, ниспадающий на плечи и покрывающий равномерно грудь и спину. По длине может достигать живота.
Bandana.jpg Бандана Головной убор в виде косынки или платка большого размера. Традиционно банданы изготавливаются из разноцветной ткани с узорами. Банданы повязывают как на лоб, так и вокруг шеи (шейный платок).
Канзу Тонкий сложенный по диагонали квадратный платок или косынка большого размера с длинными концами, перекрещенными на груди и завязанными на талии, из лёгкой ткани (тюля, кисеи, батиста) или кружев. Прикрывал шею и декольте.
Кашне Шейный платок, которым укрывают шею и нижнюю часть лица, включая нос, в холодную или сырую ветреную погоду.
Келагаи Шёлковый платок, азербайджанский национальный женский головной убор.
Ion Andreescu - Peasant Woman with Green Kerchief.jpg Косынка Треугольный, чаще ситцевый платок.
Кустышки Часть головного убора русского традиционного костюма Архангельской области. Кустышки представляют из себя широкий платок из тафты красного цвета, сложенный в полосу шириной около 12 см и завязанный на повойник таким образом, чтобы узелок располагался на лбу, а кончики платка торчали в разные стороны.
Prince Sultan.jpg Куфия Мужской головной платок, популярный в арабских странах.
Марама Крымскотатарский традиционный женский головной платок.
Мокуа Традиционный головной платок вьетских женщин.
Handkerchief.jpg Носовой платок Небольшой кусок ткани для сморкания и вытирания носа, употребляется также для обтирания рта и лица или имеет исключительно декоративную функцию.
16 pocket squares.jpg Мужской нагрудный платок Небольшой кусок ткани, используемый в качестве дополнения к мужскому костюму.
Оренбургский пуховый платок Разновидность пухового платка оригинальной вязки в русских традициях.
Павлово-посадские набивные платки Разновидность русского национального платка.
Повойник Старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок.
Убрус Русский женский головной платок.
Gullager Salisbury.jpg Фишю Тонкий треугольный или сложенный по диагонали квадратный платок из лёгкой ткани (муслина, батиста) или кружев, прикрывавший шею и декольте.
Ilham Aliyev attended opening of new building of Haji Javad mosque 2.jpg Хиджаб Головной платок, который носят женщины, живущие в соответствии с требованиями ислама.
Orange triangle shawl.jpg Шаль Большой вязаный или тканый платок.
Benoit Pierre Emery silk scarf.jpg Шейный платок Устаревший вид галстука; в XXI веке используется в качестве шарфа.
  • Шангина И. И. Платок (плат) // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 564—568. — 688 с.

История возникновения носового платка | Журнал Ярмарки Мастеров

Носовой платок, как предмет гигиены, появился в Ассиирии, делали его из пергамента. В Китае во II в до н.э. носовые платки были бумажные.

Первые сведения о появлении носового платка из ткани относятся к ІІІ веку до нашей эры. Первыми, кому довелось пользоваться им, были греческие аристократы и римские патриции. Внедрению его в обиход способствовало два обстоятельства: жаркий климат Средиземноморья и этикет. Так и появился «сударий», то есть платок для пота. Отирая пот с лица, владелец «судария» старался незаметно осушить себе и нос, ведь сморкаться в обществе в те времена считалось грубейшим нарушением правил приличия. О платке сообщает уже Катулл (84— 54 гг. до н. э). Упоминается он и в религиозных писаниях. С расцветом Римской империи платок получает все большее распространение. Однако на смену неблагозвучному «сударию» приходит «орарий» — платок для рта. «Орарием» приветствовали знакомых, в более поздние времена императоры давали им знак в Колизее — помиловать или осудить на смерть гладиатора, проигравшего схватку. А по свидетельству епископа Августина (354 — 430 гг. нашей эры), применяли его и для перевязки ран.

Во время великого переселения народов, нашествия готских племен и краха Римской империи платок прекратил свое существование и вышел из обихода на многие века. Возродиться ему суждено было лишь в средние века в Италии, то есть, по сути дела, на развалинах Древнего Рима.

Платок, появившийся после Великого переселения народов, носил название «фаццолетто» — платок для лица. Из Италии платок начинает проникать в другие страны. Известно, например, что первой страной, где платок пользовался большим успехом, была Франция. В царствование Филиппа IV Красивого (1285—1314 гг.) в Париже уже шла бойкая торговля платками. Здесь итальянский «фаццолетто» стал в основном атрибутом дамского туалета, превратившись в разновидность веера. Его изготовляли из тончайших сортов газа, пропитывали духами и украшали дорогими кружевами. Платки были сильно надушены, чтобы скрыть запах пота, ведь вместо мытья рук было принято протирать кончики пальцев влажным платком.
Во Франции «фаццолетто» окрестили «ле мушуар» (от слова «ля муш» — муха). Платком пользовались, по-видимому, не столько для того, чтобы сморкаться, сколько отгонять мух. Это курьезное название так и осталось за платком в современном французском языке.

Из Италии и Франции платок распространился по остальным странам Европы. Однако, как в Италии и Франции, он везде долгое время оставался предметом роскоши, доступным лишь привилегированным сословиям. Так, например, Аугсбургские власти в 1530 году постановили, что каждому сословию разрешается носить одежды лишь из строго определенных тканей и мехов, причем нижним сословиям носовые платки иметь запрещалось.
Когда появилась мода на нюхание табака, на платках стали оставаться некрасивые пятна, и декоративный платок исчез из обихода: его заменил самый обычный платок, похожий на тот, каким мы пользуемся сегодня.

Платки имели различную форму до тех пор, пока 23 сентября 1784 года Людовиком XVI не был издан указ о непременности квадратной формы этого предмета «длина платка должна равняться его ширине». Из экономических соображений.

Петр I, внедряя европейскую культуру, наряду с прическами и одеждой, ввел носовые платки также специальным указом. В России их стали называть «ширинками» и стандарт утвердили 40х40 см.- по ширине ткацкого станка. Импортные ширинки были из кисеи, батиста, газа.
Был еще один вид платков в России - «короткие утирники», собственно, практический вариант.

Сегодня практически весь мир перешёл на использование бумажных одноразовых платков, лишённых очарования и выполняющих чисто утилитарные функции. Но «упёртые» эстеты продолжают выискивать для себя и для близких эти удивительно красивые квадратики, подчас настоящие произведения искусства, украшенные вышитыми монограммами, цветами, кружевами, подчас платя за них немалые деньги! Цена на платочки с брюссельскими или брюггскими кружевами иной раз доходит до весьма внушительных сумм. Сумасшествие? Вероятно! Но так красиво!

История возникновения носового платка, фото № 1

История возникновения носового платка, фото № 2

История возникновения носового платка, фото № 3

История возникновения носового платка, фото № 4

История возникновения носового платка, фото № 5

История возникновения носового платка, фото № 6

История возникновения носового платка, фото № 7

История возникновения носового платка, фото № 8

История возникновения носового платка, фото № 9

История возникновения носового платка, фото № 10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *