фотографии, история платка, платочная мануфактура.
Публикации раздела Традиции
Знаменитый павловопосадский платок — популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам — как в народном стиле, так и ультрамодном. Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера. А шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.
Зимние гулянья в Санкт-Петербурге. Фотография: Е. Асмолов / ТАСС
Мотивы или элементы павловопосадских платков используют на модных дефиле и российские, и европейские модельеры. Вячеслав Зайцев выпустил на их основе несколько коллекций изысканной одежды в обрамлении мехов. Андрей Шаров перенес павловопосадский рисунок на шелковые юбки. Денис Симачев создал из них коллекцию «15 братских республик». А Илья Шиян дополнил шалями мужские костюмы своей коллекции.
История аксессуара
Платки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих. Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.
Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.
Павловопосадские платки. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Празднование Широкой Масленицы в Красноярском крае. Фотография: А. Колбасова / ТАСС
Павловопосадские платки. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни. На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.
Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами — «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор
Павловопосадская платочная мануфактура
Вид на один из цехов ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС
Художник изготавливает рисунок для платка в художественной мастерской ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС
Обметка готовых платков в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС
С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.
Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.
Нанесение платочного рисунка на ткань методом печати по шаблону в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС
Выставка платков. Павлово-Посадский историко-художественный (краеведческий) музей. Фотография: Н. Илюхина / фотобанк «Лори»
Выставка платков. Павлово-Посадский историко-художественный (краеведческий) музей. Фотография: Н. Илюхина / фотобанк «Лори»
Читайте также:
- Самые необычные головные уборы русских жён
- Лучшие образцы русского костюма из коллекции Сергея Глебушкина
- По одежке встречают
Лекция «Платки и шали в русском народном костюме»
Статья «По одежке встречают»
Техника окрашивания платков сохранилась с давних времен. Изначально художник рисует повторяющуюся часть узора гуашью на ватмане. Затем прядется платок, выбеливаются нити и лазером наносится выбранный рисунок. Основной цвет изделия проявляется лишь после паровой обработки платка, которая делается для закрепления красителей на шерстяной ткани. С помощью пробных выкрасок колористом вырабатывается окончательный рецепт цвета.
Долгое время фонами для платков служили три цвета — черный, бордовый и светлый (цвет неотбеленного льна). Остальные — розовый, зеленый и голубой — появились уже в нынешние дни. Каждый платок, изготовленный на мануфактуре, носит свое название, придуманное самими художниками. Самые известные из них — «Аленький цветочек» и «Испанский», а также «Обручальное кольцо», «Посиделки», «Самарканд», «Журавушка». Иногда на фабрике повторяют и старые рисунки. Так, в коллекции сезона-2006/07 есть шаль «Молитва», воссозданная по образцу начала XX века. А платок «Белые розы» производится с 1953 года. В наши дни самый распространенный мотив — объемные гирлянды полураспустившихся бутонов и пестрое сплетение венков.
Теги:
ТрадицииПубликации раздела Традиции
история появления и распространения головного убора
Платок – одна из древнейших частей одежды женщины. Распространение зависело от ряда факторов: обычаев, климатических условий, религиозных традиций и т.д. В древние времена платок на голове женщины символизировал ее зрелость. Юные девушки платков не носили.
Древний словацкий обычай гласил: чтобы весь год румяная ходила, в рождественскую ночь, девушки умывались ледяной водой, в которую бросали монетки и вытирались насухо красным льняным платком.
В жизни славян, платок, служил в основном защитой от суровых морозов. Во времена Руси, девушка которая вышла замуж не имела право ходить без платка, потому как по славянскому обычаю не принято было показывать свои волосы кому-то кроме своего мужа. Позором считалось и насильственное снятие платка с головы девушки.
В образе русской женщины, платок во все времена эстетически акцентировал внимание и служил завершением костюма.
Множество обрядов и значений, внес платок в быт славянского народа. Один из важнейших свадебных обрядов – обряд окручивания. По завершению торжества, молодую жену сажали в один из углов дома, закрывали платками с четырех сторон, плели ей 2 тугие косы и надевали платок. И только по истечению двух недель, девушка, носившая на голове обрядовый, свадебный, надевала свой повседневный платок.
Свободные девушки по обычаю не могли носить на голове платок. Их головными уборами служили шапочки в мороз, а летом повязки. Одеть, незамужним платок, разрешено было лишь на прощание.
В 16 веке появились «коноватки», платки квадратной формы из плотной материи с узорами. Индийцы считают, что в появление в России платка на прямую связанно с возвращением писателя Афанасия Никитина на родину, по завершению длительного путешествия в Индию в 1460 годах.
В начале 18 века, в Европе появляются набивные платки с многочисленным выбором рисунка, от замысловатого орнамента, до карикатур политических деятелей. После похода Наполеона на Египет, в моду входит стиль ампир. По всей Европе начинается массовое производство набивных шалей.
Первая половина 19 века характеризуется модой на платки из ситца и шелка, а также пуховые, парчовые, набивные платки.
Во второй половине 19 века, востребованными становятся платки из плотного сука, с вышивкой тамбурным швом – появляется стиль Берендея.
В начале 20-го века, частью традиционного русского костюма, становятся платки-кустышки. Это были широкие, красные платки, из различной ткани. Кустышки завязывали следующим образов: узел платка должен был располагаться чуть выше лба, а уголки платка торчали по разные стороны.
В 21 веке, платки не потеряли своей актуальности. Модельеры смело экспериментируют с дизайном, различными материалами и принтами. Современная мода допускает использование платка не только, как головного убора. Теперь его можно носить на шее, использовать как аналог ремню на брюках или летний топ, браслет, отдельный аксессуар и многое другое.
Полная история носовых платков — HankyBook
Скромный носовой платок связан с человеческой историей, культурой и литературой больше, чем вы думаете. История носового платка охватывает континенты, традиции и развитие человечества. От ритуала к моде, от первого века к двадцать первому. Читайте дальше, чтобы узнать об удивительных способах, которыми носовой платок отличался от исторических времен до современной эпохи, и о том, как он будет с нами в будущем.
Древние времена, далекие земли
История платка берет свое начало одновременно в разных местах. Все мы люди, поэтому потеем одинаково. В Китае были обнаружены археологические свидетельства 1000 г. до н.э., показывающие фигурки династии Чжоу, держащие в руках куски ткани. Считалось, что это было сделано для практических целей защиты их лиц от солнца или использования его почти так же, как сегодня мы используем традиционные носовые платки — для сморкания, вытирания пота со лба или очистки пролитой жидкости.
Даже в память о личной одежде существует бесконечная польза.
Римская культура изобилует ссылками на носовые платки. Было бы настоящим зрелищем увидеть сотни римлян, размахивающих платками в воздухе на публичных играх. Носовые платки также использовались в качестве «стартового оружия» для гонок на колесницах.
По мере того, как торговля вдоль Шелкового пути процветала между 14 и 15 веками, товары и культура обменивались между Европой и Азией. Сюда входили платки, которые также использовались как носовые платки.
Носовые платки также были обнаружены в ближневосточной культуре, уйгурских общинах, турецкой культуре и во многих других культурах по всему миру на протяжении всей истории. Их цель варьировалась от сохранения священного, перевязки ран, подачи сигналов другим, использования в качестве кошелька для монет или выполнения декоративных и ритуальных целей.
Символ преданности в истории
Носовой платок был чем-то большим, чем просто средневековая бумажная салфетка. На самом деле носовые платки не использовались для сморкания до 15 века, когда голландский философ Дезидериус Эразм заявил, что сопли на рукаве — это довольно мерзко.
Носовые платки и романтика были неразрывно связаны друг с другом в культурах от средневековья до современности. Например, в эпоху, когда еще не было фото на мобильный телефон, рыцарь привязывал женский платок к задней части своего шлема в память и в знак удачи.
Но это еще не все. Жесты платка стали тайным языком любви.
Когда девушка выбросила свой платок из окна, это было признанием в любви, в надежде, что его подхватит мужчина, которому она предназначала свою любовь, а не проходящий мимо незнакомец. Если объект ее привязанности осторожно поднял его и сложил в карман, это было средневековым эквивалентом того, чтобы провести пальцем вправо и обнаружить, что это совпадение.
Или, если она была на рынке, она роняла платок на землю в одном из многочисленных общественных парков, которые часто посещали подходящие молодые джентльмены и сопровождающие их молодые женщины. Это будет означать, что она хочет встретить человека, которого полюбит, и который полюбит ее.
Вместо того, чтобы дурачиться или витиеватыми письмами о расставании, влюбленные просто отправляли друг другу эти носовые платки, символизирующие ответную любовь.
Женщина может послать самодельный носовой платок, вышитый узорами, имеющими особое значение, своему любовному увлечению, чтобы сохранить его в качестве знака внимания. Если влюбленные обменивались платками с обожженными краями, это означало глубокую, жгучую, страстную любовь.
Вместо того, чтобы писать друг другу «Мы на 4 2 ночи?», женщина могла незаметно держать свой носовой платок посередине, пока любовник привлекал к ней внимание. Этот жест означал, что этой же ночью она будет ждать его для полуночного любовного свидания. Мужчина может ответить, взмахнув носовым платком с размашистым росчерком, который повсеместно читается как означающий «да».
Носовые платки были таким мощным символом верности и романтики, что пьеса Шекспира «Отелло» была посвящена платку. Отданное его любви Дездемоне как символу его любви, ошибочное впечатление, что она отдала свой носовой платок другому мужчине, было достаточно скандальным, чтобы довести его до злополучной ярости.
Символ Богатства, Статуса и Класса
Носовые Платки стали синонимом высокого положения в Европе и за ее пределами. Все, от персидских королей до европейских королевских особ, носили красиво вышитые носовые платки, изготовленные из экзотических тканей, чтобы продемонстрировать свой божественно установленный VIP-статус.
Если у вас не было носового платка, значит, не было полного потека (и речь не идет о насморке). Это означало, что носовые платки большого размера стали настоящей модой в Париже 18-го века, пока король Людовик XVI, муж любительницы тортов Марии-Антуанетты, не заявил, что «никто не может иметь платок больше, чем у меня», и ограничил размер до 16″x. 16″ кв.
В 19 веке среди джентльменов стало модным носить костюмы-двойки, но носить носовой платок как символ статуса продолжили в виде нагрудного платка. Хотя теперь это отличается от носового платка, традиция носить нагрудные платки началась с почитания носового платка. Вот почему нагрудный платок носят в верхнем левом нагрудном кармане, подальше от разного содержимого вашего кармана.
Нагрудный платок — это не носовой платок, хотя он несет в себе все признаки утонченности, которые носовые платки прошлого сообщали. Как правило, в соответствии с традицией, его изготавливают из пышной ткани, похожей на шелк, и украшают вышивкой, тиснением или набивкой как аксессуар, выдающий его владельца как джентльмена с тонким чувством стиля.
20 век – расцвет и упадок носового платка
В начале 20 века носовые платки были повсюду в качестве аксессуара. Промышленная революция привела к более экономичным методам обработки материалов и производства продукции, в том числе носовых платков. Они стали необходимой частью жизни мужчин и женщин, молодых и старых.
Носовые платки больше не изготавливались из шелка и кружева в качестве декоративных аксессуаров. Их можно было производить массово из более дешевого текстиля, такого как ткань или хлопок. Носовые платки служили практической цели — заботиться о насморке, чихании и вытирании, а также являлись модным украшением или украшением, таким как нагрудные платки.
Ранний нагрудный платокНо два события остановили историю носового платка в двадцатом веке. Во время Первой мировой войны мир поразила глобальная пандемия гриппа 1918-х годов. Используя тот факт, что эта пандемия была еще совсем недавней историей в коллективной памяти мира, и что люди, возможно, носили на себе заразные микробы, слоган Kleenex «Не носите простуду в кармане» был изобретательным маркетингом для новых одноразовых средств для лица. ткани.
В «ревущие 20-е годы» послевоенного экономического роста увеличение располагаемого дохода означало наличие аппетита к инновациям. Эти лицевые салфетки уже давно использовались женщинами как удобный способ смывать макияж в конце дня.
Носовые платки продолжали существовать в течение 20-го века в моде и как практичный аксессуар, но их широкое распространение резко сократилось, когда на рынке стали доминировать одноразовые салфетки для лица.
Кто не любит истории о возвращении?
натуральный HankyBook
$7,95
В корзину
Птица, розовый лотос, натуральный, 3 шт.
25,95 $
В корзину
Birds, Bikes, Natural 3-Set
25,95 $
В корзину
Розовый лотос, птица, велосипед 3-набор
25,95 $
В корзину
Натуральный 3-набор
25,95 $
В корзину
Зеленая и коричневая лоза, 2 набора
16,95 $
В корзину
Птицы HankyBook
8,95 $
В корзину
Велосипед HankyBook
8,95 $
В корзину
Зеленая лоза HankyBook
8,95 $
В корзину
Чтение американской истории через носовые платки
В коллекции, которая пополнялась на протяжении десятилетий, Энн Махони насчитывает более 5000 старинных носовых платков, на которых изображено все: от детских стишков до занятий в свободное время, таких как катание на лыжах и игра в гольф. Большинство ее вещей из США, и им от 70 до 100 лет. Однако коллекционирование носовых платков для Махони — больше, чем просто личное хобби. Она историк носовых платков и член Совета по текстильному искусству в Музее де Янга в Сан-Франциско. Ее работа — интерпретировать сюжетную арку, изображенную на этих тканях.
То, что большинство людей считает очаровательно устаревшим приспособлением для борьбы с чиханием, может также демонстрировать социокультурную историю. По ее словам, носовые платки предлагают «идеальное отражение» того, что беспокоило и развлекало людей в то время, когда создавался конкретный узор. «Платки рассказывают о настроении времени, настроении страны, о чем люди думали и на чем сосредоточивались», — говорит она. Другими словами, носовые платки — это больше, чем кажется на первый взгляд.
Следите за своими p и q. Предоставлено Энн МахониНосовые платки появляются в мировой истории еще в первом веке до нашей эры, когда они были упомянуты поэтом Катуллом и использовались для утилитарных целей, таких как вытирание бровей или универсальная уборка.
Они не стали модными аксессуарами по крайней мере до 17 века.На ранних греческих и римских спортивных играх море зрителей отчаянно размахивало белыми тканями, некоторые из которых, вероятно, были судариумами — шейными платками, которые носили римские офицеры. Носовые платки играют ключевую роль в шекспировской девятке.0143 Отелло и в истории текстиля. В елизаветинскую эпоху носовые платки были дорогим подарком, который дворяне, как известно, преподносили на Новый год королевскому двору. А в 1840-х годах они были настолько распространены среди определенных классов, что французский писатель Оноре де Бальзак писал о своем желании разгадать и демистифицировать женскую психику, основываясь на том, «как [женщины] держат свои носовые платки».
Оригинальный счетчик калорий. Courtesy Ann MahonyНа рубеже 20-го века носовые платки были необходимой частью городской жизни, так как горожане дышали через ткань, чтобы бороться с запахом и токсичностью загрязнения воздуха. В ходе президентских кампаний были выпущены памятные носовые платки, а носовые платки стали популярными свадебными сувенирами и памятными подарками для особых событий.
Благодаря увеличению промышленного производства и широкому использованию стойких красителей, которые не линяют и не выгорают, в первой половине 20-го века в Соединенных Штатах появился расцвет доступных, красивых потребительских носовых платков. Во времена Великой депрессии никто не тратил деньги на новую одежду, но один-единственный носовой платок, ярко украшенный вышивкой или графическим принтом? Махони говорит, что такой доступный аксессуар был доступен даже женщинам из рабочего класса.
Яркие цвета и смелые узоры: это не обычные носовые платки. Предоставлено Энн МахониВ 1930-х годах появились цветочные узоры, горошек и другие смелые узоры. Геометрические принты стали популярны в 1940-х годах. Даже отпечатки щенков следовали за популярными породами того времени. Когда Жа Жа Габор и Элизабет Тейлор отдавали предпочтение пуделям в 1950-х годах, дизайнеры носовых платков стремились идти в ногу со временем.
В середине 20-го века дизайн носовых платков принял совершенно современный вид. Поскольку Великая депрессия и Вторая мировая война были в центре внимания социокультурных кругов, потребители искали новые развлечения. Махони отмечает, что тенденции к пригородам и развлечениям в ту эпоху наложили свой отпечаток на дизайн носовых платков.
Полное руководство на все случаи жизни. Предоставлено Ann MahonyПредприятия и популярные виды досуга, которые выросли после Второй мировой войны, появляются на носовых платках середины века. Инструктор по танцам Артур Мюррей уже расширил свою студийную франшизу в 1930-х годах, но в 1950-х годах его бизнес-модель неуклонно расширялась. Он заказал множество носовых платков, на которых были изображены не только общие танцевальные инструкции, но и фраза: «Артур Мюррей научил меня танцевать в спешке!» Махони объясняет, что это был один из способов, которым люди использовали аксессуары, чтобы продемонстрировать свою культурную значимость. Это конкретное использование носовых платков мало чем отличалось от того, как мы сегодня понимаем спортивные памятные вещи или товары для концертов. «Вы ходили к Артуру Мюррею и учились, а потом у вас был носовой платок с танцевальными па», — говорит она.
На носовых платках Мюррея также указан тип изученного танца, включая вальс, румбу или фокстрот. Знай свое будущее. Courtesy Ann Mahony Со временем у дизайнеров носовых платков появились культовые поклонники, и они даже проложили путь тенденциям дизайнеров текстиля. Таммис Киф — один из самых плодовитых дизайнеров носовых платков середины 20-го века, она подписывала свое имя на своих тканях до того, как это стало обычным делом для дизайнеров. Ее смелые, красочные рисунки изображали животных, пейзажи и мифических существ, а также использовались для домашнего текстиля и мебели, включая кухонные полотенца, скатерти и даже одежду. «Носовые платки — это весело, и я стараюсь, чтобы их было весело дарить», — сказала она
Киф широко известна своими эксклюзивными сделками с универмагами высокого класса, такими как Lord and Taylor, которые продавали ее фирменную линию. Но она обошла эксклюзивность, также подписав дизайны носовых платков как Пег Томас, чтобы продавать другие дизайны через розничных продавцов более низкого уровня.
Современники Кифа, в том числе Пэт Притчард, Джин Миллер, Карл Тейт и Фейт Остин, были среди других дизайнеров носовых платков той эпохи, подписавших свои яркие полотна.60-х и 1970-х годов Энн Кляйн и Ханаэ Мори также подписывали свои дизайнерские носовые платки.
Больше никогда не придется искать рецепт коктейля! Courtesy Ann MahonyКак и у любого одаренного дизайнера, у Киф были возвышенные представления о, казалось бы, простых носовых платках, которые она создавала. Ее цитируют: «Цвет является наиболее важным фактором в дизайне в целом, а в дизайне носовых платков, в частности, цвет подготавливает эмоции к самому дизайну, поскольку музыка задает настроение спектакля».
В течение 20-го века носовые платки в значительной степени считались культовой реликвией, в первую очередь из-за жесткой конкуренции со стороны производителей одноразовых салфеток.