Информациология это – это, определение слова, понятие. Что такое Информациология, значение, словарь, энциклопедия

Содержание

Информациология как наука

Садыков В.М., Нехорошева В.А.

Автомобильно-дорожный институт ГВУЗ «ДонНТУ»

С осмыслением роли информации в развитии человечества связана институциализация новых научных направлений, среди которых все более заметное место занимает информациология, под которой следует понимать науку об информации, о способах и каналах ее передачи, влияния на развитие человека и общества. Информациология, по определению основоположника этой науки академика И.И. Юзвишина, — генерализационно единая наука о всех информационных явлениях, микро- и макродинамических процессах природы, общества и Вселенной в целом [1].

Исследованиями в этой области занимались Ю.А. Шрейдер, К.Шеннон, А.А. Харкевич, В.Л. Калмыков, Ф.П. Тарасенко, А.И. Михайлов, Г.В. Можаева, Р.Ф. Абдеев, Ю.Н. Столяров и др.

Информациология — это наука об информации, изучающая природу информации, информационные потоки в обществе, все процессы и явления в живой и неживой природе. Информациология — это единая теория на единой фундаментальной информационной основе; это всеобщая методология и всеобщий информационный метаязык для ученых, специалистов, государственных и общественных деятелей. Информация — вездесуща, она — внутри нас, вне нас и во всей Вселенной; это универсальное начало всех начал в природе и в обществе; информация — первична, материя — вторична. Информация — безальтернативный первоисточник и ресурс развития мирового сообщества.

Информация не есть только мера неопределенности. Введенная Клодом Шенноном мера информации как энтропия, имеет отношение к достоверности принимаемого набора технических сигналов, с помощью которых осуществляется перенос информации. Но если под информацией понимать само знание, смысл предметов, явлений, то можно выделить следующие три источника этих знаний. По В.В. Сергееву это наследственность, воспитание – образование – обмен опытом внутри социума и самой Вселенной. Известные безусловные рефлексы, в значительной части характер, а также склонности человека однозначно относятся к генному источнику. Выработка условных рефлексов, приобретение знаний, навыков и умений для жизни в социуме — продукт второго источника информации. И, наконец, реализацией эксклюзивного свойства самой информации рождать новую информацию может быть только мыслительная, внутренняя работа интеллекта. Под информациологией понимается наука о получении, сохранении и передаче информации для различных множеств объектов

Как и всё на свете, информациология — система. И потому включает в себя свои собственные подсистемы.

Наука об управлении системами — кибернетика — компонент (подсистема) информациологии.

К подсистемам информациологии следует отнести и такие науки:

Информатика — обработка и хранение информации;

Информология — технология коммуникаций;

Информономия — собственные («внутренние») законы информации.

Информациология появилась, как результат междисциплинарных исследований, на стыке физики, химии, математики, астрономии, биологии, информатики, философии, истории и др. фундаментальных наук и вобрала в себя как общенаучные методы, так и специфические методы тех наук, с которыми она взаимодействует. Становясь одной из центральных в ряду наук об обществе, информациология формулирует и собственные законы, методы, определяет методологию информатизации и информации. Информатика, как наука, изучающая процессы приема, обработки, запоминания, хранения и передачи информации, является лишь составной частью информациологии.

Информациология определяет информацию как новое универсальное средство для объяснения мироздания, всех процессов и явлений природы. Информация рассматривается как первооснова существования Вселенной. Если в популярном толковании под информацией понимаются сообщения или сведения о природе и обществе, о явлениях и процессах, протекающих во Вселенной, то информациологи определяют информацию как всеобщие самоотношения, самоотображения и их соотношения, представляющие универсальную генеративную информационногенную среду, являющуюся основой проявления и функционирования вакуумных и материальных сфер вселенной.

Данное понимание сути информации — максимально расширительное, выходящее за пределы и функциональной, и атрибутивной концепций информации, которые сложились в философской науке на основе противоположных подходов к феномену информации. Сторонники атрибутивной концепции квалифицируют информацию как свойство, присущее всем материальным объектам, как атрибут материи. Сторонники функциональной концепции, напротив, связывают информацию с функционированием самоорганизующихся систем, считая, что информация появилась лишь с возникновением жизни [2].

Информациологи же, определяя информацию как основу природы и общества, по существу, объединяют оба эти подхода и вводят собственную классификацию информации, разделяя ее на абсолютную и относительную, естественную и искусственную. При этом под естественной информацией понимаются все безусловные самоотношения, а под искусственной информацией — все не безусловные отношения и отображения материальных объектов и предметов, придуманных и реализованных человеком. Естественная информация больше укладывается в рамки атрибутивной концепции информации, а искусственная информация — в рамки функциональной концепции.

С позиций такой классификации история занимается изучением преимущественно искусственной информации, в то время как естественная информация обычно является объектом исследования естественных наук. Информациология позволяет объединить подходы к изучению информации и начать исследование в историческом ракурсе не только искусственной, но и естественной информации. Информационные потоки становятся основой диахронного и синхронного развития культуры.

Обмен информацией с обратной связью обеспечивает синхронное движение информации, а диахронное движение гарантирует передачу информации от поколения к поколению. При этом для информациологии наиболее важным становится синхронное измерение культуры, поскольку именно оно дает возможность понять отношения между информационными потоками, отношения внутри информации и вне ее. Историки же больше внимания уделяют диахронному измерению истории.

Таким образом, пониманию механизмов взаимодействия информационных потоков в истории и культуре способствует теория массовых коммуникаций, в терминах которой каждый факт культуры прошлого может рассматриваться как некоторое сообщение, информация. Тогда все взаимодействия в истории выступают как коммуникационные отношения, основанные на передаче информации по различным каналам.

Именно информация — естественная или искусственная, правдивая или намеренно искажающая факты, официальная или обыденная, экономическая, производственная, экологическая и др. — оказывается главным источником движения общества, развития человека. Информация лежит в основе принятия решений, формирования мировоззрения, коммуникативных отношений в обществе. В терминах информациологии, создание картины мира представляет собой процесс систематизации информации, ее упорядочивания в единую схему.

Литература

1. Юзвишин И.И. Основы информациологии /

Юзвишин И.И. // Информациология. – Издательство. Высшая школа, 2001.

2. Р.Ф. Абдеев Философия информационной цивилизации /

Р.Ф. Абдеев, 2005, 339 с.

Читать книгу Социальная информациология: проблемы становления и развития

 

ПОПОВ В.Д.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.

Москва

2004

Рецензент:

Кандидат психологических наук, доктор социологических наук МУХАМЕДОВА Л.И.

Попов В.Д. Социальная информациология: проблемы становления и развития. М.: РАГС, 2004. – 69 с.

Работа посвящена проблеме становления новой науки – социальной информациологии. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, слушателей, соискателей, изучающих новые проблемы журналистики и деятельности СМИ, массовой коммуникации, управления информационными процессами, новые гуманитарные информационные технологии воздействия на разные уровни социальной психики.

СОДЕРЖАНИЕ.

Стр.

Введение.

4

1.

Судьбинность информациологии.

5

2.

Особенности социальной информациологии.

8

3.

Судьба наук Н.Винера.

15

4.

Социальный психоанализ и социальная информациология.

24

5.

Проблема социальной аномии и информационной идентичности.

36

6.

Коммуникативные коды общества, власти и СМИ.

47

7.

Социальная информациология и реформа государственной службы.

54

Заключение.

65

ВВЕДЕНИЕ.

Ученые доказывают, что сегодня в мире происходит революция в сознании. «Сдвиг сознания в обществе» обусловливает «сдвиг парадигмы в науке».[1] В условиях построения информационного общества происходит объективный парадигмальный сдвиг в науке. Формируется комплекс новых наук: медиалогия, коммуникативистика, медиаэкология, информационная социопсихология, медиапсихология, информациология и др. Особое место среди них занимает социальная информациология как наука, изучающая законы информации и коммуникации в жизнедеятельности социума.

Судьба социальной информациологии, информациологии в целом как науки об информации примерно такая же, как было в свое время, с кибернетикой. Как будто какой-то злой рок преследует в России Норберта Винера – основателя кибернетики и «науки о коммуникации», идеи об «обществе коммуникации». Долгое время мы не признавали волею власти (академической и политической) кибернетику от чего, как выяснилось позже, СССР многое потерял, не дополучил. Задаешься вопросом: либо по-прежнему сильна традиция «русского обскурантизма» во власти и «политический флюгеризм» элиты, ученых, интеллигенции? Невольно вспоминаются знаменитые «Вехи», где явствует закон: интеллигенция заводит народ на смуты и революции, а затем сама вместе с народом становится их жертвой. При этом жертвой становятся и науки, особенно новые. Сегодня социальная информациология, говоря словами М.Горького, — «наука – где-то на задворках в темноте». Опасная ситуация для России, когда все страны устремились в информационное общество, общество коммуникации, субстанцией которого является информация как ядро коммуникации и система знаний. Почему это происходит?

Одна из причин, причем субъективного характера, которую можно вычислить из некоторых оценок в академических кругах, это содержание учебника для высших и средних специальных учебных заведений, курсов повышения квалификации и самообразования Юзвишина И.И. «Основы информациологии» (Международное издательство «Информациология» и издательство «Высшая школа»). Юзвишин И.И. был основателем Международной Академии Информатизации, под вывеской которой в 90-е годы прошли симпозиумы в Кремлевском Дворце и широко освещались в СМИ. И это на фоне развала, обнищания академической науки, бегства ученых за рубеж. Естественно, такая помпезность не могла не вызвать справедливой научной и, вместе с тем, субъективной аллергии у ученых, выросших в условиях властного их почитания и всенародного уважения в советский период. Но все это околонаучные, иногда политизированные и психологизированные оценки. Требуется же обоснование с позиции «логики научного исследования» принципов: «объективность научных высказываний основана на возможности их интерсубъективной проверки»[2]; «если суждение значимо для каждого, кто только обладает разумом, то оно имеет объективно достаточное основание».[3]

1. Судьбинность информациологии.

Справедливости ради заметим, что И.Юзвишин сам дал повод для неприятия «информациологии». Он ее преподносил как «науку наук», это «генерализованная наука наук», где господствует всеобщий «генерализованный информациологический подход». Так, например, он заключает: «Анализ информационных исследований выявил тенденцию отказа от системного подхода… и использования информациологического подхода в научных исследованиях…».[4]

При обосновании «концептуальной сущности информациологии» он выявляет «информациологические противоречия законов Ньютона», «Кибернетику Винера и ее информациологические противоречия», однако сам впадает в «информациологическое противоречие», когда пишет: «Принцип информациологического подхода не преследует цели вытеснить или подменить собой другие подходы».[5] Конечно, подобные суждения не могли не сказаться на признании информациологии. Но история науки знает как увлеченность автора своей идеей, наукой, обожествляет ее, представляет самой, самой…! Думается, такое эмоциональное состояние пережил и И.Юзвишин. Известно и другое – не ошибается тот, кто ничего не делает. Более того, действует психологический закон: новое с трудом пробивает себе дорогу в жизнь. Особенно с трудом, если доступ к дороге находится «под враждебным надзором чиновника» (М.Горький), чиновника от науки в союзе с государственным, владеющим абсолютной властью чиновником. Так складывалась судьба многих новых наук в России. Что поделаешь? Здесь действуют свои законы. Действительно, «судьба – она тяготеет не только над нами, но и над всем тем, что мы создаем в своем творчестве».[6] У человека есть своя судьба. И у науки – своя. Но наука создается человеком. Ее судьба зависит от Человека. В «судьбе» – две составляющие: 1) сознательно-управляемая и 2) фатально-заданная, или – «судьбинность», когда «происходит нечто непредвиденное, необычное, подчас нелепое». «Судьбинность – это спонтанность, не реализуемая… в нашем сознании».[7] Судьба – результат связи, взаимодействия, столкновения, противоречия фатального, судьбинного, бессознательного и сознательного, сознательной и неосознаваемой деятельности. При этом взаимодействии спонтанность, на наш взгляд, это выбросы «коллективного бессознательного» (В.Г.Юнг) как реакция на факты современной социальной жизни. Судьба – это, говоря словами В.Налимова, — «одно из наиболее странных и тонких явлений, которое определяется действием глубочайших сил души».[8] Такие же две составляющие имеет и информационная политика в современной России.

Сознательно-управляемая компанента судьбы реализуется на осознанном учете требований объективных законов общественного развития и на субъективном, хуже, когда на субъективистском, более того – валюнтаристском, т.е. на игнорировании этих законов. От того, какая из составляющих доминирует, зависит прогресс или регресс общества. То же самое происходит и с законами науки, с признанием наук.

Автор «Информациологии» внес, тем не менее, положительный вклад в судьбу этой науки. Она будет востребована не сейчас, так в будущем. Бесспорно, перспективным является «создание методологии изучения информационных отношений»[9] как нового вида общественных отношений и являющихся новым объектом формирования соответствующего вида общественного сознания.[10] Действительно, применение «анализа и синтеза с единой информациологической точки зрения позволит открыть новые пути исследований…».[11]

Если исходить из нашего концепта, согласно которому следует различать: 1) управление всеми процессами (природными, социальными, планетарными и т.д.) с помощью информации и коммуникации; 2) управление информационными, коммуникативными процессами с помощью информации и коммуникации, то мы соглашаемся с И.Юзвишиным в том, что в «Основные направления научных основ информациологии» правомерно включать все: от «исследования информациологии ноосферы» – до «информациологических основ рыночной экономики» и даже «информациологии машиностроения»,[12] хотя с очевидным налетом «науки наук» трудно согласиться.

Особо важно и перспективно с позиции «развития информациологии производственной и социальной сфер деятельности» разработка социальной информациологии[13] как науки, изучающей законы информации[14], отражающей жизнедеятельность социума.

2. Особенности социальной информациологии.

Обоснование социальной информациологии как новой науки важно вести не только по особенностям объекта – сферам деятельности, но и по синтезу объекта, предмета и методов. В нашем случае объектом будет: социальная информация и коммуникация, отражающая, прежде всего, информационно-коммуникативные отношения в социуме с помощью «логоса» и законы, выражающие сущностные связи данных отношений. И, естественно, специфику науки определяют методы исследования ее объекта, т.е. содержание «логоса». Пока данная наука в академических кругах не признается, а среди чиновников от науки или при науке, и во властных структурах считается чуть ли не схоластическим изобретением. И этому есть свое объяснение.

Основные причины кроются, по нашему мнению, в следующем.

Причина, прежде всего, в самой науке и ученых, их «политическом флюгеризме», когда прислуживание власти становится теоретическим абсолютом. Вторая причина — в востребованности науки властью. Точнее – в мере востребованности ее государством и обществом. У нас сегодня в чести, пожалуй, одни «политтехнологи». Они и «ученые», и «аналитики», и консультанты, «эксперты» и «прогнозисты», и «советники». И «советчики» – для народа, одни и те же лица и фамилии заполнили все СМИ. Они не учитывают законов восприятия информации в социальной психологии и социальной информациологии. О последней вообще не хотят знать.

Социальная информациология имеет свою специфику. Прежде всего, она гораздо шире по своему объекту и предмету, а также методам исследования, т.е. по специфике социально-информациологического подхода (или социально-коммуникациологического подхода), чем журналистика, медиология и даже коммуникативистика. Социальная информациология ближе всего к теории коммуникации[15], но не исчерпывается ею. Иногда теория коммуникации рассматривается очень широко, где, например, «массовая коммуникация трактуется как отражение экономических и материальных условий сложившихся в обществе».[16] Иногда она сводится к политической коммуникации. Причина здесь в понимании категории «социальная информация». В широком смысле в «социальную информацию» включают всю совокупность информации о социуме: экономическую, правовую, политическую, историческую, экологическую и т.д. В узком смысле – это информация, отражающая состояние социальной сферы жизнедеятельности социума, социальную политику государства. Социальная информациология рассматривает в качестве субстрата общества не только «информационного человека», а «коммуникативного человека».

Существует информация о состоянии информационной сферы, о влиянии коммуникации на массовое сознание социума. А есть информация о состоянии коммуникативной сферы. Здесь информация – ядро и «материя» коммуникации и средство связи информационно-коммуникативных отношений.

Однако без коммуникации информация в социальном смысле мертва. Скажем, если журналистская информация не отражает интересы гражданского общества, простого народа, и доверие к ней ниже критического (> 30%), то она теряет коммуникативное свойство, перестает быть средством общения между СМИ, властью и населением. Особенно ярко это проявляется в современной рекламе на телевидении, в бесконечных кровавых сериалах-боевиках, смакованиях на ЧП и трагедиях. Создается впечатление, что наши телеканалы не изучают коммуникативный эффект своих передач. Если изучают, то не считаются с общественным мнением. К такому выводу приводит тот факт, что в ряде газет, журналов, в одной «Литературной газете», опубликованы сотни статей о никрофилическом характере телевидения. Реакции никакой, ни со стороны ТВ, ни со стороны власти. Получается: «кот Васька слушает, да ест», очевидно, зеленые дороже чести, совести, авторитета, доверия, истины и правды. Всю теорию и практику информационного менеджмента свели к прибыли, о духовности – забыли, поскольку она не приносит дивиденды. Забывается, что на кровавых деньгах благополучия не построить.

К Закону Эмерсона надо бы прислушаться, который гласит: любая афера в конечном счете будет разоблачена и наказана; добрый поступок в конечном счете будет вознагражден. Вознагражден духовным бессмертием. Но оно достигается на «врожденном даре стыда», «на врожденном чувстве смысла и ответственности» (В.Налимов). Неужели целое поколение не обладало или лишилось этих качеств? Если так, то СМИ и МК не имеют перспективы в России в плане их нравственного авторитета. А общество лишится своего коммуникативного развития.

Итак, информация и коммуникация, информационные и коммуникативные отношения в обществе – есть то поле субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия, на изучении которого и складывается наука – социальная информациология, которой вот уже несколько лет занимается кафедра информационной политики РАГС. Подчеркнем: информационная политика не входит в объект ни одной из указанных выше новых наук и научных направлений. Но дело не только в этом, хотя это весьма существенная проблема. Ее решение можно свести с выделением в социальной информациологии специального направления – политической (или политологической) информациологии, которая включает в себя теорию политической коммуникации, журналистику как политическую науку и другие, но опять не исчерпывается ими.[17]

Все это можно было принять за «схоластическое изобретение», если бы не стояла в нашем государстве проблема информационного кризиса или иначе – кризиса доверия к информации, транслируемой СМИ и выдаваемой «на гора» политиками, доминирование манипулятивных информационных технологий и дефицит технологий диалоговых в массовой коммуникации.

В этой связи и с позиции науки трудно согласиться с категорической трактовкой о том, что «политическая коммуникация субъективна и иррациональна как и ее акторы».[18] Акторы, действительно, могут быть таковыми, а политическая коммуникация – это субъект-объектные процессы и отношения. Существует объективная субъектность и субъектная объектность. Иррациональное существует в органическом единстве с рациональным (хотя бы по факту неразделимости полушарий мозга). Иррациональное в онтологическом плане имеет объективную основу. Это объективная субъектность. И она имеет свои объективные законы развития. А если «политическая коммуникация» только «субъективна и иррациональна» и не более того, то не имеет объективных законов своего развития, а, значит, не является объектом науки.

Да, коммуникация субъективна, бывает даже ложной, манипулятивной. Но она развивается по законам причино-следственных связей, по законам развития субъект-объектных и объект-субъектных общественных отношений. Если в политике, в выступлениях политиков, в СМИ много лицемерия, ханжества, лжи, манипулятивных технологий (не дай Бог – зомбирования), то это все имеет определенные причины, есть корни у этого дерева, есть мотивы. А главное – такая политическая коммуникация есть отражение сложившихся субъект-объектных информационно-политических отношений в обществе. Критерии их оценки – объективные потребности и интересы социума, народа, а не субъективные, корыстные интересы политиков как господствующих акторов.

Представляется, что в обществе, в масс-медиа, в политике произошло смешение понятий: «информация», «коммуникация» и «знания». А за знания выдается «знахарство». Чаще за знания выдается простая информация, даже коммуникация. В итоге — инфляция и знания, и информации. А главное – инфляция истины и совести. Ложь становится нормой, поскольку свобода слова становится товаром и дает хорошую норму прибыли. Часто доверие б

2.3.1. Понятие и сущность информациологии : Массовые коммуникации в рекламе

 

С осмыслением роли информации в развитии человечества связана институциализация новых научных направлений, среди которых все более заметное место занимает информациология, под которой следует понимать науку об информации, о способах и каналах ее передачи, влияния на развитие человека и общества. Информациология, по определению основоположника этой науки академика И.И. Юзвишина, — генерализационно единая наука о всех информационных явлениях, микро- и макродинамических процессах природы, общества и Вселенной в целом. 

Информациология — это наука об информации, изучающая природу информации, информационные потоки в обществе, все процессы и явления в живой и неживой природе. Информациология, по установлению «Энциклопедии информациологии» — это единая теория на единой фундаментальной информационной основе; это всеобщая методология и всеобщий информационный метаязык для ученых, специалистов, государственных и общественных деятелей.

Информациология появилась, как результат междисциплинарных исследований, на стыке физики, химии, математики, астрономии, биологии, информатики, философии, истории и др. фундаментальных наук и вобрала в себя как общенаучные методы, так и специфические методы тех наук, с которыми она взаимодействует. Становясь одной из центральных в ряду наук об обществе, информациология формулирует и собственные законы, методы, определяет методологию информатизации и информацизации. При этом под информатизацией, по мнению Г.В.  Можаевой, понимается внедрение средств вычислительной техники и массовой информации во все сферы человеческой деятельности, а под информацизацией — расширение потоков и каналов информации, усиление информационного обмена, информационных взаимодействий. Информатика, как наука, изучающая процессы приема, обработки, запоминания, хранения и передачи информации, является лишь составной частью информациологии.

Информациология определяет информацию как новое универсальное средство для объяснения мироздания, всех процессов и явлений природы. Информация рассматривается как первооснова существования Вселенной. Если в популярном толковании под информацией понимаются сообщения или сведения о природе и обществе, о явлениях и процессах, протекающих во Вселенной, то информациологи определяют информацию как всеобщие самоотношения, самоотображения и их соотношения, представляющие универсальную генеративную информационногенную среду, являющуюся основой проявления и функционирования вакуумных и материальных сфер вселенной; под информацией И.И. Юзвишин понимает единую фундаментальную сущность проявления всех объектов, предметов, явлений и процессов природы, всеобщую генеративную основу природы и общества, универсальное генеративное поле Вселенной и универсальное начало всех начал.

Данное понимание сути информации — максимально расширительное, выходящее за пределы и функциональной, и атрибутивной концепций информации, которые сложились в философской науке на основе противоположных подходов к феномену информации. Сторонники атрибутивной концепции квалифицируют информацию как свойство, присущее всем материальным объектам, как атрибут материи. Сторонники функциональной концепции, напротив, связывают информацию с функционированием самоорганизующихся систем, считая, что информация появилась лишь с возникновением жизни (в частности, Р.Ф.  Абдеев и Ю.Н. Столяров).

Информациологи же, определяя информацию как основу природы и общества, по существу, объединяют оба эти подхода и вводят собственную классификацию информации, разделяя ее на абсолютную и относительную, естественную и искусственную. При этом под естественной информацией понимаются все безусловные самоотношения (соотношения и отображения в природе и обществе), а под искусственной информацией — все не безусловные отношения и отображения материальных объектов и предметов, придуманных и реализованных человеком. Т.о., как пишет Г.В. Можаева, естественная информация больше укладывается в рамки атрибутивной концепции информации, а искусственная информация — в рамки функциональной концепции. При этом естественная информация может проявляться как электрическая, магнитная, акустическая, ядерная, электромагнитная, осязание, обоняние и т.д. Искусственная же информация — это все виды проявления создаваемой человеком информации (материзованной и дематеризованной): предметы домашнего обихода, телепередача, стихотворение, музыка, идея, теория и т.д.

С позиций такой классификации история занимается изучением преимущественно искусственной информации, в то время как естественная информация обычно является объектом исследования естественных наук. Информациология позволяет объединить подходы к изучению информации и начать исследование в историческом ракурсе не только искусственной, но и естественной информации. Информационные потоки становятся основой диахронного и синхронного развития культуры.

Обмен информацией с обратной связью обеспечивает синхронное движение информации, а диахронное движение гарантирует передачу информации от поколения к поколению. При этом для информациологии наиболее важным становится синхронное измерение культуры, поскольку именно оно дает возможность понять отношения между информационными потоками, отношения внутри информации и вне ее. Историки же больше внимания уделяют диахронному измерению истории.

Пониманию механизмов взаимодействия информационных потоков в истории и культуре способствует теория массовых коммуникаций, в терминах которой каждый факт культуры прошлого может рассматриваться как некоторое сообщение, информация. Тогда все взаимодействия в истории выступают как коммуникационные отношения, основанные на передаче информации по различным каналам.

Провозглашаемый открытым информациологами закон сохранения информации — мечта историков. Если информация действительно не исчезает («рукописи не горят»), а лишь изменяет формы, механизмы трансляции и др., можно предположить, что историческая истина универсальна, а потому достижима. Необходимо лишь научиться не только управлять информационными потоками современности, но и распознавать (раскодировать) информацию о прошлом и из прошлого, выявлять скрытую информацию из общего ее потока.

Именно информация — естественная или искусственная, правдивая или намеренно искажающая факты, официальная или обыденная, экономическая, производственная, экологическая и др. — оказывается главным источником движения общества, развития человека. Информация лежит в основе принятия решений, формирования мировоззрения, коммуникативных отношений в обществе. В терминах информациологии, создание картины мира представляет собой процесс систематизации информации, ее упорядочивания в единую схему.

 

Информационный процесс, понятие | infosplanet

Определение информационного процесса

Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. [1]. Люди знакомые с информатикой, конечно же, знают этот термин, да и не только они. Вполне можно утверждать, что информационные процессы являются основой той жизни, которую мы знаем. В этой статье представлены основные алгоритма информационного процесса, различные формы его исполнения.

Информационный процесс как научное понятие

Любые действия, производимые с информацией, называются информационными процессами. Основную роль тут играют сбор, обработка, создание, сохранение и передача информации. На протяжении всей своей истории человечество развивала эти и другие процессы, а так же смежные отрасли. Одним из основных критериев развития общества было именно совершенствование информационных процессов. Искусство, религия, письменность, шифрование, книгопечатание, авторское право, телеграф, радиоэлектроника, компьютеры, интернет – это лишь основная часть достижений человечества в области работы с информацией.
Нужно отметить, что несмотря на кажущуюся определенность, научном сообществе не прекращаются споры об универсальности самого термина «информация». В частности, «информация» не синоним «данным», хотя в разговорной речи зачастую это и так. «Данные» это интерпретированная, обработанная и зарегистрированная в понятном виде информация, продукт информационного процесса [2]. То есть, информация это ресурс, данные это конечный, обработанный продукт прошедший обработку информационным процессом. Но как и любой продукт, данные потребляются для получения какого-то результата. В самом простом виде, можно представить такую схему:

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИЯ ПРИЕМНИК/ОБРАБОТЧИК ДАННЫЕ
Звезда ХХХ Световые, радио и прочие волны Телескоп и ЭВМ Температура, яркость, размер, дальность и т.д.
Иностранец  Речь на непонятном языке Переводчик Речь на понятном языке

 

Информационные процессы присущи всем биологическим организмам на планете, от простейших до человека. Но человек создал вычислительные системы и специфические каналы информации, которые породили особый их вид — информатику. Несмотря на единую схему алгоритма информационного процесса, как в природе, так и в информатике, они достаточно сильно различаются по своей сути. И различия, в первую очередь, в интерпретации.
В частности, если поместить в комнату человека, собаку, змею, цветок и через громкоговоритель дать голосовой сигнал, реакция у всех будет принципиально разная, а значит из одной и той же информации, каждый обработчик выдаст совершенно разные данные. В частности собака и змея обе способны слышать, но если собака хоть как-то может понимать команды человека, то змея на это неспособна. Цветок вообще не сможет даже воспринять звуковой сигнал, хотя в принципе он способен получать и обрабатывать информацию — некоторые растения могут даже двигаться вслед за солнцем или если их потревожить. Итак, следующей схемой является возможность интерпретации:

  ВОСПРИЯТИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭФФЕКТ
Человек Да Да Полный
Собака Да Да Частичный
Змея Да Нет Нет
Растение Нет Нет Нет

 

Основные элементы информационного процесса

Информационный процесс – это последовательные действия выстроенные в алгоритм, совершаемые с информацией, представленной в любом виде (цифровые/аналоговые данные, слухи, теории, факты, наблюдения и т.п.) для достижения некой цели (любой). Данный алгоритм состоит из ряда шагов, которые могут значительно отличаться в той или иной ситуации, но общая концепция выглядит следующим образом:

Получение   → Обработка   → Хранение   → Передача
  • Получение информации – сбор сведений, из каких любых доступных восприятию источников – химический состав среды, радио/электромагнитный сигнал, зрение, слух, флеш-карта и т.п. Как видно, в первую очередь тут важен именно физический способ восприятия информации и ее передачи. Человек никак не воспринимает окружающие его радиоволны, а радиоприемник не способен воспринимать звук, хотя и может его генерировать.
    Но кроме этого, для информационных процессов внутри общества и лично для конкретного человека неотъемлемой частью успешности данного шага есть то, что можно назвать актуальностью, выраженной в первую очередь в организации самого действия получения, а так же целей и источников. Археолог не сделает никаких открытий, копаясь в социальных сетях. Однако рекламщику социальные сети будут крайне полезны. Несмотря на то, что в обоих случаях оба получают одинаковую информацию, одинаково интерпретируют ее в данные, для одного этот процесс совершенно бессмысленный.

 

  • Анализ / обработка информации – алгоритм преобразования информации в данные. Данный шаг полностью связан с преобразованием информации во что-то иное. Информационный процесс дошедший до этого шага, совершенно точно изменит исходную информацию. Фактически анализ информации, это апогей всего информационного процесса.
    Это, вероятно, самый сложный шаг. Один из самых сложных и малопонятных механизмов на планете — человеческий мозг — предназначен именно для этого. Мышление это фактически крайне сложный механизм анализа информации. Хотя в другой ситуации, как например преобразование радиосигнала в звуковой, происходит значительно проще. Но в любом случае этот шаг изменит исходную информацию в нечто подчас совершенно иное. В радиоприемнике радиоволны превращаются в звуковые, свет, пройдя через глаза и попав в мозг, становится визуальными образами, набор электрических и химических сигналов в мозгу преобразуется в мысль, а затем в звуковые сигналы речи или текст на бумаге.
    В анализе и обработки информации и кроится основная разница информационного процесса в биологии и информатике. Биологические объекты, в частности человек, интерпретируют полученную информацию. И, исходя из этой интерпретации, дают оценку и реакцию.
    Представим ситуацию, когда в одном строю стоят несколько солдат говорящих на одном языке, иностранный и древний человек. Командир отдает приказ бежать, и понимающие его солдаты бегут. Иностранец так же побежит, хотя слов он и не понял, но он точно знает, что тут происходит и понимает, что ему нужно делать то же, что и остальным. Древний человек, возможно, тоже побежит, но о его мотивации можно лишь гадать. Сержанты вообще не побегут, хотя команда им предельно ясна, но им не нужно. А магнитофон только лишь запишет звук, никак ничего не интерпретировать, хотя и произведя обработку информации.

 

  • Сохранение информации – любые действия для того, чтобы полученные после обработки данные могли быть использованы в дальнейшем, начиная от памяти живых организмов и заканчивая электронными носителями. Сюда же могут входить любые действия, препятствующие нежелательному использованию сохраненных сведений, начиная от закапывания тайных книг и заканчивая современными криптографическими методами.
    Эффективность этого шага напрямую зависит от используемых методов и технологий – чем лучше технология, тем надежнее сохранена информация. В некоторых ситуациях этот шаг может быть исключен из алгоритма, но в таком случае обязательно выполняется другой – коммуникационный процесс. Хотя, так или иначе, информация все равно хотя бы какое-то время, но хранится на неких носителях. Даже радиоприемник, который лишь принимает сигнал (получение) и интерпретирует его в звук (обработка), некоторое время «хранит» информацию в виде электрических импульсов на своих схемах.

 

  • Коммуникации / передача информации – процесс передачи информации другим субъектам. Практически каждый информационный процесс подразумевает под собой передачу полученной информации кому-либо другому, будь то человек или автоматическая машина для ее дальнейшего использования. В некоторых ситуациях процесс коммуникации может быть, как не заметен, как и «сохранение» информации в проводах радиоприемника. Но даже личные, секретные записи алхимика-экспериментатора можно отнести к некому виду коммуникации с самим собой.
    Что характерно, информация не имеет значения, если она не была как-то кем-то использована. Очевидно,
    что установка счетчика, на водяную трубу совершенно бессмысленна, если счетчик не оборудован табло с цифрами. Вопрос написания автором романа и сокрытия рукописей конечно философский, но с точки зрения прагматизма он ясен – это действие бессмысленно. Фактически, коммуникация является логическим завершением информационного процесса, действием придающим смысл всему.
    По сути, коммуникация есть то, что отличает информационный процесс от похожих процессов в неживой природе — вещества в химической реакции меняют цвет не «для чего-то», а «потому-то». А любой информационный процесс происходит исключительно с какой-то конечной целью, хотя и не всегда конкретной. В частности, та же лакмусовая бумажка меняющая цвет «потому что», только элемент информационного процесса по определению человеком химического состава вещества, фактически заменяющий орган чувств.

 

Основные виды информационных процессов

Сбор информации. Нахождение и сбор первичной информации, извлечение ее из ее «среды». Иногда, возможно даже без конкретной итоговой цели. Полученная в итоге сбора информация может быть использована различными обработчиками с различной целью. Так археологи, ведущие раскопки собирают все найденные ими предметы, которые покажутся им интересными, но лишь после тщательного анализа они превратятся в какие-то научные данные, причем итог анализа может оказаться совершенно неожиданным, а так же кроме осколков древних кувшинов могут быть обнаружены залежи полезных ископаемых.

Поиск информации. Нахождение более-менее конкретной информации по определенному вопросу с конкретной целью из конкретных источников. При этом поиск происходит среди ранее кем-то собранной и возможно обработанной информации, а не из «среды». Для поиска в основном используются различные базы данных (места хранения информации), например вопрос к поисковой сети «как варить борщ».

Обработка информации. Совокупность действий направленных на то или иное преобразование исходной информации в новую. Вероятно самый важный и сложный информационный процесс. Хотя, иногда в обществе может быть сложно отличить его от других, например от представления информации, но у обработки информации всегда есть задача добиться чего-то нового от уже существующей информации, фактически создать новый информационный объект. Писатель, записывающий свои мысли на бумагу фактически ведет представление информации, но вот обработка прошла в его мозгу чуть раньше — из собственных знаний, опыта и эмоций он создал слова, которые в итоге представил в виде текста.

Представление информации. Изменение исходной информации в вид удобный и актуальный для ее использования в текущей ситуации. Наиболее часто встречается в информатике — в памяти компьютера вся информация храниться в виде двоичного кода, но пользователю представляется в виде графических данных и звуков. Но и человек очень часто представляет информацию, например, в виде составления картотек из разрозненных документов, переводя иностранные тексты или играя музыку по нотам на бумаге.

Хранение информации. Возможно, наиболее широко используемый вид информационного процесса. Так или иначе, все биологические объекты хранят информацию, хотя бы в виде генома. Хранение информации разделяется на два основных вида — долговременное и кратковременное. Предназначены они, само собой для совершенно разных целей. Под хранение информации может подходить только те действия, которые в итоге должны приводить к повторному использованию сохраненной информации.

Передача информации. Доставка информации от источника к потребителю без фактического участия передающего в каких-либо других частях информационного процесса. В качестве передатчика может выступать совершенно любой объект, как биологический (гонец с депешей, собака лающая на чужого во дворе), так и любые физические носители или ретрансляторы (книга, радиопередатчик, флеш-карта). Передача информации не всегда тождественна коммуникациям, в виду того что здесь передающий объект выступает лишь инструментом.

Защита информации. Любые действия, использующие какие-то дополнительные средства для защиты информации от использования другой стороной. Защита информации актуальна лишь в сложных информационных системах со многими участниками, в виду туго, что она нужна исключительно для того чтобы не дать нежелательному элементу воспользоваться некой информацией. Фактически единственный способ защиты информации это шифрование того или иного рода. Скрывание информации было бы неверно называть способом ее защиты, так как сокрытая информация и не требует защиты, ибо не участвует ни в каком процессе.
Использование информации. Самый объемный информационный процесс. Являет собой обоснованное принятие решений в разных видах человеческой деятельности в самом широком смысле.

 

 

Список источников:

  1. Государственный стандарт РФ «Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении» (ГОСТ Р 51583-2000 п. 3.1.10).
  2. ISO/IEC/IEEE 24765-2010 Systems and software engineering p 3.704

 

 

 

Информационно — это… Что такое Информационно?


Информационно
информацио́нно
I качеств.-обстоят.
II предик.

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

.

Синонимы:
  • Информатор
  • Информационность

Смотреть что такое «Информационно» в других словарях:

  • информационно — информационно …   Орфографический словарь-справочник

  • информационно — справочно Словарь русских синонимов. информационно нареч, кол во синонимов: 1 • справочно (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • информационно-поисковая система — ИПС Совокупность справочно информационного фонда и технических средств информационного поиска в нем. [ГОСТ 7.73 96] информационно поисковая система Система, предназначенная для поиска информации в базе данных и всей совокупности информационных… …   Справочник технического переводчика

  • Информационно-ресурсный центр — Государственное предприятие Информационно ресурсный центр является предприятием государственной формой собственности, которое основано Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства на основании Приказа… …   Википедия

  • Информационно-поисковый тезаурус — словарь дескрипторного информационно поискового языка с зафиксированными в нем парадигматическими отношениями лексических единиц. Тезаурус содержит список ключевых слов, которыми может быть охарактеризовано содержание документов, с выделением… …   Финансовый словарь

  • Информационно-аналитический портал Союзного государства — Дата основания декабрь 2003 года Язык русский Веб сайт www.soyuz.by Информационно аналитиче …   Википедия

  • Информационно-туристический центр — Информационно туристический центр (ИТЦ) или пункт это сервисная служба, которая предоставляет информацию о местных туристических продуктах, достопримечательностях, исторических ценностях региона, мероприятиях, экскурсионных маршрутах,… …   Википедия

  • ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА — ИНФОРМАЦИОННО ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА, совокупность программных, языковых и технических средств, предназначенных для хранения, поиска и выдачи по запросу требуемой информации. Поиск (размещение) информации в информационно поисковой системе… …   Современная энциклопедия

  • ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА — совокупность средств для хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации. Поиск (размещение) информации в информационно поисковой системе осуществляется вручную или с помощью ЭВМ в соответствии с принятым информационным языком по… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Информационно-поисковая система — система, выполняющая функции: хранения больших объемов информации; быстрого поиска требуемой информации; добавления, удаления и изменения хранимой информации; вывода информации в удобном для человека виде. Различают: автоматизированные… …   Финансовый словарь


Информационный процесс — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 сентября 2018; проверки требуют 30 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 сентября 2018; проверки требуют 30 правок.

Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения, использования информации.[1]

В результате исполнения информационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации, защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от несанкционированного доступа.

Сбор информации целеустремленное нахождение первичной информации(методы: наблюдение, измерение, опросы, анкетирование, тестирование и т.д)
Поиск информации нахождение нужной информации в информационных фондах(каталоги, справочники, поисковые системы и т.д)
Обработка информации исполнение совокупности спланированных действий над имеющейся информацией с целью получения новой
Представление информации превращение информации к форме, наиболее удобной для её использования(методы: сортировка, систематизация, подача в табличной или графической форме)
Хранение информации обеспечение возможности воспользоваться найденной информацией в дальнейшем(носители информации-лазерные диски и т.д)
Передача информации перемещение информации в пространстве-от источника до потребителя(носители информации-звуковые, световые волны и т.д)
Защита информации введение определенных мер с целью предотвращения потери, повреждения или злоумышленного использования информации
Использование информации обоснованное принятие решений в разных видах человеческой деятельности

Сбор информации[править | править код]

Информационные процессы

Обработка информации[править | править код]

См.: Аналоговая обработка сигналов, Цифровая обработка сигналов

Представление информации[править | править код]

Хранение информации[править | править код]

См.: Категория:Носители информации

Носители информации[править | править код]
Информация не материальная, но всегда связана с материальным объектом(бумагой, магнитным диском, звуковой или электромагнитной волной и т.д). Материальный объект, который применяется для её хранения и передачи информации в пространстве и времени, называется ее носителем.

Запись информации на носителе осуществляется с помощью смены его некоторых свойств(цвета, рельефа, формы, химического состава и т.д)

Виды носителей информации(по сроку хранения изменений)[править | править код]
коротко-существующие используются для передачи информации примеры: звуковая волна, радиоволна, оптическое излучение
долго-существующие используются для хранения информации примеры: бумага, магнитная пленка, лазерный диск, флеш-память

Передача информации[править | править код]

См.: Канал связи

Защита информации[править | править код]

См.: Информационная безопасность

Использование информации[править | править код]

  1. ↑ Государственный стандарт РФ «Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении» (ГОСТ Р 51583-2000).

Информационное общество — это… Определение, история и интересные факты :: SYL.ru

Сегодня человечество ежедневно производит гигантское количество информации и все глубже погружается в этот информационный океан. Приспосабливаясь к новым условиям, большинство государств стремительно движутся к обществу нового типа: информационному обществу.

Информационные потоки

Современное устройство мира пребывает в переходном состоянии. Но бурное развитие коммуникационных и компьютерных технологий приобрело повсеместный характер, происходит планетарная информационная революция, глобальное преобразование мирового сообщества.

Технологии, знания, информация – три кита нового общества

Венцом этих преобразований станет общество знаний, в нем государственные границы превратятся в условность. Мир покроет всеобщее информационное поле, поменяется структура мировой экономики, которая все больше будет соответствовать названию «киберэкономика», ключевую роль в ней будут играть основные ресурсы информационного общества — знания и передовые технологии.

Информационные ресурсы вытесняют с рынка традиционные ресурсы. Информация стала реальным продуктом купли-продажи. Коммуникационные и компьютерные технологии влияют на все области жизни общества: политику, экономику, финансовую систему, культуру, науку. И это влияние стремительно растет.

Коммуникационные технологии

Становление информационного общества происходит одновременно с радикальными изменениями в сознании людей. Причем эта трансформация касается как массового сознания, так и индивидуального. Чтобы комфортно и полноценно существовать в новом социуме, чтобы быть конкурентоспособным и добиваться успеха, современный человек должен уверенно ориентироваться в информационных потоках, уметь быстро и эффективно приобретать знания и осваивать появляющиеся технологии.

Информационное общество — это глобальное и многогранное явление, которое сулит человечеству невероятные возможности и совершенно новый уровень развития. Однако появилось оно не в одночасье, а в результате многовекового развития человеческой цивилизации и череды технических и информационных революций.

Цивилизационные этапы развития

Человеческое общество прошло три крупных этапа своего развития, каждый из которых характеризуется способом взаимодействия людей с природой и производственными отношениями.

  • Доиндустриальный или аграрный этап (до 18 века). Основа общества – сельское хозяйство, земля – главный ресурс и ключевой фактор производства. Производственный процесс зависим от природного цикла. Общественное разделение труда практически отсутствует, развито натуральное хозяйство, ориентированное на самостоятельное удовлетворение своих потребностей за счет своих же ресурсов и произведенных товаров.
  • Индустриальный этап (18 век — середина 20 века). Основа – капитал и промышленность. Совершенствование орудий труда позволило обществу снизить зависимость от циклов природы и обусловило переход к общественным производительным силам от естественных. Техника становится «второй, рукотворной природой». Индустрия теснит сельское хозяйство, растут города, впитывая в себя крестьянство. Развиваются и повсеместно распространяются товарно-денежные отношения.
  • Постиндустриальный этап (середина 20 века и по наши дни). Основа – информация и знания. Орудия производства – наука, технологии. Непроизводственная сфера занимает все больший сектор экономики. По мнению ученых и философов, постиндустриальный этап завершится созданием глобального информационного общества.

Это, однако, дело не ближайших лет. Многие государства, Россия в их числе, находятся в переходном состоянии от еще не исчерпавшей себя индустриальной модели к постиндустриальному обществу. Но данный процесс неизбежен, ведь он вызван очередной революцией области техники и коммуникаций. На своем эволюционном пути человечество прошло через несколько таких революций, и каждый раз они радикально изменяли мир, среду обитания и сознание людей.

Глобальный интернет

Информационные революции

Становление информационного общества было бы невозможно без вереницы революционных преобразований в сфере обработки, хранения и передачи информации. Во все времена знания обладали ценностью, а их владельцы получали преимущество над необразованными или плохо осведомленными конкурентами. Выделяют четыре информационные революции:

  • Изобретение письменности. Появилась возможность фиксировать, хранить и передавать знания через поколения.
  • Книгопечатанье. Информация стала доступнее, она копировалась, легче передавалась и лучше сохранялась. Росли знания и грамотность населения.
  • Изобретения электричества. Произошел огромный технический прорыв в информационной сфере. На службу человечеству встали совершенно новые средства передачи значительных объемов информации: телефон, радио, телеграф. С их помощью сообщения молниеносно преодолевали расстояния.
  • Появление микропроцессорных технологий. Первые сносные компьютеры создали в середине 20 века, они были ламповыми, громоздкими, но уже сулили ошеломляющие возможности. В 70-х годах наступила эра микропроцессоров, а затем и эра Интернета, которая продолжается и поныне. За полвека человеческое бытие переменилось до неузнаваемости. Было изобретено множество новых устройств и технологий, на передний план выдвинулась информационная индустрия, ставшая основой для развития информационного общества.

Качественно новая формация общества

Капитал является фундаментальным ресурсом индустриального общества, все экономические отношения определяются на основе использования и владения капиталом. В постиндустриальной реальности акценты меняются: самыми ценными ресурсами становятся знания, средства коммуникации и средства производства знаний (наука), а также отлично образованная и приспособленная к новым реалиям рабочая сила, то есть носители знаний.

постиндустриальное информационное общество

Информационное общество – это общество совершенно нового отношения к рабочей силе, к человеку. В индустриальной модели зачастую он был всего лишь придатком к орудию производства, машине. Личное, разностороннее развитие считалось необязательными потребительскими издержками. На постиндустриальном этапе общественного развития обучение и многогранное совершенствование человека становятся выгодными инвестициями. Знания помогают производить новые знания. Чем большим интеллектуальным капиталом владеет работник, тем он ценнее для общего производства.

В индустриальном материальном обществе объем товаров пропорционален объему используемых для его производства ресурсов. В постиндустриальном обществе товаром выступают информация и знания, они нематериальны, для их производства нужны порой внушительное количество интеллектуальных и информационных ресурсов, но зато с помощью современных технологий этот товар можно в любом количестве копировать практически без затрат.

Экономика постиндустриального информационного общества обладает такими характерными чертами, как:

  • увеличение сферы услуг в общей доле рынка;
  • стремительно растущий уровень образования;
  • социализация экономики, инвестиции в культурные и социальные сферы;
  • растущая информатизация всех сфер общества;
  • бережное отношение к природе и ее ресурсам;
  • повышение информационной культуры населения;
  • развитие малого бизнеса;
  • глобализация, стирание границ между национальными экономиками.

Определения

Специалисты не смогли до конца договориться о точной и единой трактовке информационного общества, однако в его универсальных чертах и характеристиках они сходятся. Суммируя основные подходы, можно вывести обобщенное определение.

Информационное общество – это глобальное и свободное общество, в котором теряют значение национальные территории и политические границы, они не мешают всемирному обмену информацией, стираются межкультурные преграды. Это общество знаний и информации, в котором знания становятся основным и непременным атрибутом благополучия всего социума в целом и каждого гражданина в отдельности. Всем без исключения предоставлен полный доступ к этим знаниям. Большая часть трудоспособного населения занята в сфере создания, переработки и хранения знаний и информации.

Информационные технологии

Информационные общества: основные типы

Различают два типа информационного общества:

  • Цифровая демократия. Такое общество строится ради благоденствия граждан и для защиты их прав на доступ к знаниям, конфиденциальность, целостность личной информации.
  • Цифровая диктатура. Стратегия развития информационного общества такого типа направлена в сторону тотального контроля. Передовые технологии используются для того, чтобы легче и надежнее управлять государством. Признаки цифровой диктатуры: надзор за населением, навязывание цифровых услуг, ограниченный доступ к знаниям и государственная цензура информации.

Информатизация

Стратегия информационного общества во многом строится на всеобщей информатизации всех сфер жизни. Современная цивилизация генерирует колоссальные потоки информации, которые необходимо собирать, обрабатывать, анализировать, хранить. Это невозможно сделать без внедрения компьютерных и сетевых технологий, а также без квалифицированных специалистов. Информатизация и компьютеризация значительно облегчают жизнь, помогают сэкономить время, силы, деньги.

Информатизация общества – процесс комплексный, он затрагивает экономическую, научно-техническую и социальную сферы, его целью является создание таких условий, при которых любой человек, организация, орган государственной власти или общественная организация имели полный доступ информационным ресурсам и могли без препятствий удовлетворять свои потребности в знаниях и необходимой информации.

Новые возможности

Проблемы

Однако на данном этапе развития информационное общество – это не только благо и прогресс для человеческой цивилизации. Его становление сопровождается рядом проблем, которые еще предстоит решать. К ним относятся:

  • Информационное неравенство или цифровой разрыв. Люди имеют разные возможности в доступе к нужной информации, а иногда не имеют доступа вовсе. Это обусловлено неравномерным развитием стран и материальным неравенством разных слоев населения даже в технически развитых государствах. Миллиардам землян недоступны информационные ресурсы общества. По статистике, около половины землян никогда не звонили по мобильному телефону, не имели доступа в интернет, целые регионы на планете отмечены информационной бедностью.
  • Воздействие на общественное и личное сознание с помощью коммуникационных технологий. Заинтересованные круги корректируют мировоззрение потребителей продуктов, зрителей шоу, потенциальных избирателей, влияя на его сознание и распространяя ложный, недостоверный или неполный информационный продукт. Люди, погруженные в сетевую реальность, становятся более внушаемыми, им можно внедрить в сознание нужную идею или желание через навязчивые всплывающие окна или игровые программы.
  • Информационное общество должно обеспечивать не только свободный доступ любого человека или организации к знаниям, но и их информационную безопасность, которая пока далека от совершенства. Злоумышленники взламывают электронные почты и аккаунты, крадут личные данные пользователей и базы данных компаний, выводят средства с электронных счетов, способны вмешиваться в личную жизнь.
  • Проблемы восприятия информации. Лавинообразный поток информации становится для многих людей невыносимым, он превосходит их интеллектуальные возможности. Слишком много избыточной информации попадает человеку в мозг, в ней сложно найти нужные знания. Многие просто не справляются с потоком новостей и появляющимися техническими новинками. Такие люди чувствуют себя дезориентированными, испытывают дискомфорт. Врачи утверждают, что информационная перегрузка приводит к стрессам и другим проблемам со здоровьем.
Нагрузка на сознание

Российское информационное общество

Россия пока заметно отстает от мировых лидеров в области информационных технологий, оставаясь во многом индустриальным обществом. Однако российские власти прекрасно осознают эту проблему и стараются преодолеть отставание. Так, в 2002 году была принята программ «Электронная Россия», способствующая информатизации регионов. В 2007 году были подключены к интернету российские школы. В мае 2017 года президент России подписал долгосрочный указ «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 года». Проводится масштабная информатизация в госсекторе, образовании, медицине, финансовом секторе.

Информатизация в школах

Интересные факты

Несколько интересных фактов, красноречиво говорящих о том, как изменился мир в постиндустриальную эпоху и какую роль коммуникационные технологии играют в наши дни:

  • Тысячное по счету устройство было подключено к интернету в 1984 году, миллионное – в 1992 году, миллиардное – в 2008 году.
  • Информационное общество значительно расширяет возможности для общения. Теперь люди, разделенные океанами и тысячами километров, могут без помех общаться и обмениваться информацией с помощью интернета, соцсетей, телефона. Например, в США каждый восьмой брак начинался со знакомства в интернете.
  • Google ежемесячно обрабатывает более 35 миллиардов запросов.
  • Ученые подсчитали, что менее века тому назад человек в среднем получал порядка 15 000 информационных сообщений в неделю, сегодня среднестатический обыватель принимает 10 000 таких сообщений за один день.
  • Около 80% всех электронных писем составляет разнообразный спам. Причем, по статистике, отвечают спамерам очень редко, примерно одно письмо на двенадцать миллионов спамерских писем.

До начала 19 века человечество удваивало накопленные знания примерно за 50 лет, в период с 1800 по 1950 гг. человеческие знания удваивались в среднем за 10 лет, с 1950 по 1970 гг. — за 5 лет, сейчас этот срок сократился до 2-3 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.