«Любой цвет хорош, если это черный». Чему научил человечество Генри Форд
- Артем Кречетников
- Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, George Rinhart/Getty Images
Подпись к фото,Генри Форд
110 лет назад, 27 сентября 1908 года, на заводе в Детройте, штат Мичиган, был изготовлен первый «Форд Т».
За 20 лет, по данным Ford Motor Company, их продали 15 миллионов 484 тысячи 784 штуки. Сегодня «Форд Т» по массовости лишь на восьмом месте, но никакой автомобиль не изменил мир так, как он.
Его создатель, сын фермера и механик-самоучка, стал воплощением американской мечты и символом капитализма. До сих пор из гигантов предпринимательства первыми приходят на ум Рокфеллер и Форд, хотя прославились они 100 с лишним лет назад.
В наши дни корпорациями управляют наемные менеджеры. Миллиардеры-креативщики сохранились, в основном, в сфере информационных технологий.
Большинство современных богачей — портфельные инвесторы, для которых акции — финансовые инструменты. При всем уважении, сложно сказать, что оставит после себя на земле, к примеру, Уоррен Баффет.
Прежние «титаны» были индустриальными маршалами. Они командовали десятками тысяч людей и влияли на жизнь миллионов, возводили города и меняли правительства, а главное — создавали то, чего до них не было.
Как бы ни относиться к этим вымершим мамонтам и вообще к капиталистической системе, масштаб их личностей вызывал почтение. Коммунист Теодор Драйзер называл своего героя Фрэнка Каупервуда сверхчеловеком, О’Генри Рокфеллера — Джоном Д.Наполеоном.
А Генри Форд являлся еще и выдающимся социальным новатором, отчасти сформировавшим мир, в котором мы теперь живем.
Общество потребления
При всей расплывчатости критериев, главным атрибутом среднего класса является обладание машиной.
Свой первый автомобиль, а точнее, четырехколесный велосипед с бензиновым моторчиком, Форд построил в 1893 году, а в 1902 году на машине собственной конструкции выиграл первенство США по автогонкам. Таких механиков-энтузиастов в Америке и Европе были сотни, но лишь Форд задался целью создать массовую модель.
До него автомобиль являлся предметом роскоши и престижной игрушкой. Первым президентом США, ездившим на авто, стал Уильям Тафт (1908-1912). Его предшественник Теодор Рузвельт принципиально отказывался от этого, поскольку позиционировал себя как лидер простых людей.
Машин выпускалось мало, а производителей было очень много. Каждая компания стремилась как можно чаще удивлять публику новыми техническими и дизайнерскими «фишками» и задирать цену.
Форд впервые применил иной подход к бизнесу: продавать дешевле и больше.
«Форд Т» выпускался без изменений 20 лет. Зато его цена не росла, а снижалась: в 1908 году 850 долларов, в 1914-м 550 долларов, в 1917-м 350 долларов!
Средняя зарплата в США в 1910 году составляла 48 долларов в месяц. Большинство автомобилей других фирм находились в ценовом диапазоне 1100-1700 долларов.
В книге «Моя жизнь. Мои достижения» Форд писал, что делегировал сотрудникам любые функции, а сам каждый день занимался тем, что искал, где и на чем хоть на цент снизить себестоимость без ущерба для качества.
Известна его фраза: «Любой цвет автомобиля хорош, если этот цвет — черный». Причина заключалась не в эстетике, а в том, что единообразная покраска удешевляла производство.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Генри Форд, его сын Эдсел (за рулем) и 15-миллионный «форд Т»
Форд особенно хотел, чтобы каждый его работник ездил на машине, которую сам делает, считал это лучшей рекламой и предоставлял своим людям скидки и рассрочки.
Увидев успех Форда, конкуренты кинулись подражать. К 1920 году число автомобилей в США достигло 25 миллионов.
Потом в дома рядовых обывателей в Америке, а следом во всех благополучных странах, пришли холодильники, телевизоры, компьютеры, дешевые и удобные изделия из пластика, и многое другое. А началось эра консьюмеризма с «форда Т».
Конвейер
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Первая конвейерная линия на заводе Форда заработала в апреле 1913 года. Производительность труда выросла в четыре раза.
Нововведение распространилось по миру со скоростью лесного пожара.
То, что специализация и разделение труда увеличивают эффективность, доказали еще классики политэкономии. Фордовский конвейер стал крайним воплощением этой идеи.
Придумав разбивку процесса на отдельные операции и движущуюся ленту, Форд не остановился. Он первым поставил управление производством и персоналом на научную основу, везде, где можно, заменяя наитие продуманными алгоритмами.
Например, на каждом заводе Форда имелась бригада, получавшая деньги за то, что ничего не делала. Это были ремонтники конвейера. Почасовая оплата шла им, пока они сидели в комнате отдыха. Как только зажигалась красная лампочка поломки, останавливался счетчик, начислявший им зарплату. Понятно, рабочие были кровно заинтересованы в том, чтобы неполадки устранялись быстрее, а лучше всего вообще не случались. И таких придумок у Форда имелось множество.
Все, что сегодня называется научной организацией труда, основали два современника: практик Генри Форд и теоретик Чарльз Тейлор. Их идеи равно именовали «тейлоризмом» и «фордизмом».
Ленин обзывал тейлоризм научной системой выжимания пота — правда, до революции. А в СССР его активно внедряли под именем НОТ и без ссылки на источник.
Многие мыслители и писатели 1910-х, 1920-х годов, в частности, Герберт Уэллс, замечали, что рабочий на конвейере как профессионал и личность опускается несравнимо ниже средневекового мастера, и что за рост богатства человечеству приходится платить деградацией.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Первый автомобиль Форда сегодня назвали бы квадроциклом
Делались прогнозы, что весь мир скоро превратится в фабрику, построенную на принципах Форда, с жестким разделением на управляющих и пешек, от которых инициативы и индивидуальности не требуется. В антиутопии Олдоса Хаксли «О, дивный новый мир» Форда почитали как пророка, а летосчисление вели со дня выпуска первого автомобиля модели «Т».
100 лет спустя места у конвейеров занимают роботы. А от людей для успеха в жизни все больше требуется креативность, чему тоже рады не все.
Народный капитализм
Форд впервые начал выплачивать не только управляющим, но и рабочим ежегодные бонусы в зависимости от прибыли компании.
Марксисты называли это уловкой для притупления у пролетариев классового чутья. Но рабочие и взаправду становились, если не совладельцами предприятия, то заинтересованными партнерами Форда.
В 1914 году он ввел минимальную ставку в пять долларов за день (примерно вдвое выше средней зарплаты по стране) и 40-часовую рабочую неделю. Другие предприниматели говорили, что он развращает рабочих.
При этом Форд не позволял создавать на своих предприятиях профсоюзы, которые, по его мнению, лишали трудящихся свободы и самостоятельности, насаждали конфронтацию вместо сотрудничества и относились к экономике по принципу «чем хуже, тем лучше».
В чем Форд ошибался
Генри Форд — единственный в истории крупный промышленник, который не брал в долг, не занимался финансовыми операциями и не выпускал ценных бумаг, а развивал производство только за счет собственной прибыли. Это было его символом веры.
В 1911 году, собрав достаточно средств, он выкупил у остальных акционеров их доли и стал единоличным владельцем Ford Motor Company.
На заре карьеры банки несколько раз унизительно отказывали ему в займах. В результате Форд до конца жизни считал банкиров и биржевиков паразитами и грезил об экономическом укладе, где их не будет.
Эти мечты не сбылись. Никакой сколько-нибудь существенный бизнес в мире не обходится без банковского кредита и акционерного капитала. И Ford Motor Company после кончины основателя стала вести себя, как все.
От нелюбви к банкирам один шаг до антисемитизма, поскольку значительная часть финансового сектора США находилась в еврейских руках.
В 1920 году принадлежавшая Форду местная газета в столице его автомобильной империи Дирборне опубликовала «Протоколы сионских мудрецов» и серию статей, винивших евреев во всех бедах, от захвата власти большевиками в России до снижения уровня американского бейсбола.
Через семь лет Форд извинился перед евреями — как утверждали злые языки, после того, как те начали вместо его машин покупать «шевроле».
Гитлер считал Форда образцом промышленника, ставил в пример немецким магнатам, и в честь 75-летия в июле 1938 года наградил Большим крестом германского орла — высшим орденом Третьего рейха для иностранцев.
Правда, официальным основанием послужили не взгляды Форда, а успешная работа германского филиала его компании. То, что Форд получил орден из рук фюрера — миф. С Гитлером он не виделся, а орден ему вручили в штаб-квартире концерна в Дирборне два немецких дипломата.
Наследие
Судьба компании Форда показывает одновременно, на что способна выдающаяся личность, и как небезопасно строить все на одном человеке.
В 1943 году внезапно умер от быстротекущего рака единственный сын Форда Эдсел, способный менеджер и автомобильный дизайнер, которого отец готовил в преемники буквально с детства.
Внуку Генри-младшему было всего 26, его братьям и того меньше. 80-летний основатель вновь взял дело в свои руки, но был уже не тот, что прежде. Непомерное влияние приобрел начальник службы безопасности концерна, бывший профессиональный боксер и матрос Гарри Беннет.
Детищу Форда предрекали упадок, но оно в день 110-летия чувствует себя неплохо. Правда, по количеству продаваемых автомобилей занимает лишь 6-е место в мире и второе в США. Руководство компанией не ушло из семьи: ее правление возглавляет 61-летний правнук основателя Уильям Форд-младший.
Любопытные факты о Форде и его машинах:
Генри Форд стоял у истоков не только американского, но и советского автопрома. Завод «ЗИЛ» был капитально реконструирован и расширен, а «ГАЗ» построен с нуля при его техническом содействии. В 1924-1925 годах СССР приобрел 20300 тракторов «фордзон», после чего организовал в Ленинграде их пиратский выпуск под названием «Красный путиловец».
Автор фото, Portland Press Herald/Getty Images
Подпись к фото,«Фордзон» выпуска 1921 года
Вскоре после войны только что возглавивший компанию Генри Форд-младший посетил западные зоны Германии, где рассматривал возможность приобретения по номинальной цене завода «Фольксваген» в Вольфсбурге, но не увидел перспективы в производстве легковых машин в разоренной стране и заявил представителям британской военной администрации: «Делайте с ним, что хотите». По данным за первое полугодие 2018 года «Фольксваген» почти вдвое превзошел «Форд» по количеству проданных машин.
Американцы называли «форд Т» Tin Lizzie. Русский перевод «жестянка Лиззи» звучит уничижительно, а оригинал нет, поскольку «Лиззи» было самым распространенным в Штатах именем фермерской лошади.
На «фордах Т» ездили Эрнест Хемингуэй в бытность санитаром на Итальянском фронте Первой мировой войны, и Василий Иванович Чапаев.
Чтобы напомнить рабочим о технике безопасности, Форд велел повесить перед воротами его заводов плакаты: «Помни, что Бог создал человека без запасных частей!».
Он окончил лишь начальную школу и любил повторять, что ум — это способность привлекать и использовать людей более образованных, чем ты сам.
Форд создал не только первый массовый автомобиль, но и один из первых пассажирских самолетов — трехмоторный металлический моноплан Ford Trimotor, серийно выпускавшийся в 1927-1933 годах. По аналогии с «Жестяной Лиззи» его называли «Жестяной Гусь».
Форд в 1915 году отправился в Европу и пытался разъяснить народам и правительствам элементарную для него мысль, что делать бизнес выгоднее, чем воевать.
Оставаясь христианином, он верил в переселение душ и считал себя реинкарнацией солдата-северянина, погибшего в битве под Геттисбергом в год его рождения.
Генри Форд
Генри Форд как символ XX века
Если кто-то задастся целью создать
список из 10 имён, ставших символом XX века, то в
него, без сомнения, войдёт и имя Генри Форда. Ибо
Форд – не просто автомобильный король Америки и
зримое воплощение “американской мечты”. Он
прежде всего символ организационного и
технического прогресса, сознательный создатель
общества массового потребления и социальных
гарантий, т.е. в силу того, что составляет “лицо”
современного капитализма. О нём написано
множество трудов.
Будущий основатель промышленной империи родился 30 июля 1863 года в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. В 15 лет Г.Форд оставил занятия в школе и определился учеником механика в Детройте. Тяга к механике и изобретательству проявилась в нём очень рано. В свободное от работы время Форд занимался часовым делом, которым увлекался всю жизнь.
В 1891 году он занялся конструированием газолиновой тележки, которая поехала лишь спустя 2 года. Ещё несколько лет ушло на совершенствование её двигателя.
В 1893 году Форд становится главным
инженером Эдисоновской компании,
специализировавшейся на освещении Детройта, а
затем – в 1899 году – главным инженером
Детройтской автомобильной компании, из которой
уходит в 1902 году. Год спустя он создаёт «Форд
Мотор Компани». К этому времени Форд уже имеет
репутацию изобретателя скоростных моделей,
завоёванную благодаря участию его машин в
автомобильных гонках. В 1906 году Форд приобрёл
контрольный пакет акций своей компании.
Настоящим триумфом Форда стало внедрение модели “Т”, означавшее смену всех ориентиров в концепции автомобилестроения. Он создавал её как скульптор, отсекая всё лишнее, создавал не роскошную игрушку для избранных, а доступный по цене товар для тысяч и тысяч “средних американцев”. Успех превзошёл все ожидания. За годы производства модели “Т” было продано свыше 15 млн. штук автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок.
Массовое производство потребовало стандартизации и унификации всех технологических процессов. “Террор машины” – так Форд характеризовал внедрённую им систему управления. Чёткая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки – всё это способствовало тому, что империя Форда работала в режиме автомата.
Форд первым установил на своих
предприятиях минимальный уровень заработной
платы и 8-часовой рабочий день.
Форд был буквально помешан на диете и здоровом образе жизни, увлекался историей американской культуры, не был чужд филантропии. Однако его общественная деятельность – активная антиеврейские вступления, круиз мира во время первой мировой войны, попытка стать сенатором – носила преимущественно скандальный характер.
Уверовав в собственную гениальность,
Форд начал терять гибкость и чутьё новатора. В 30-е
годы произошли серьёзные изменения в
потребительском спросе, а Форд, преданный своей
прежней концепции, их не учёл.
В сентябре 1945 года Форд передал руководство компанией (до этого формально принадлежавшей его единственному сыну Эдзелю) своему внуку и тёзке Генри Форду 2 и отошёл от дел. Спустя 2 года – 7 апреля 1947 года – в возрасте 83 лет Форд скончался.
Использован материал с сайта http://web-bazar.narod.ru/
Вернуться на страницу Генри Форда
Модель Т | Описание и факты
Модель T
Посмотреть все СМИ
- Ключевые сотрудники:
- Генри Форд
- Похожие темы:
- автомобиль
Просмотреть весь связанный контент →
Посмотрите комический немой фильм о недостатках автомобиля Генри Форда Model T
Посмотреть все видео к этой статье Model T , автомобиль, выпускавшийся Ford Motor Company с 1908 по 1927 год. Задуманный Генри Фордом как практичный и доступный транспорт для простого человека, он быстро стал цениться за его низкую стоимость, долговечность, универсальность и простоту обслуживания. В Детройте и Хайленд-Парке, штат Мичиган, было построено более 15 миллионов автомобилей Model T. (Автомобиль также собирался на заводе Ford в Манчестере, Англия, и на заводах в континентальной Европе.) Поточное производство позволило снизить цену версии туристического автомобиля с 850 долларов в 1908 (эквивалент примерно 18-месячной зарплаты для средней заработной платы) до менее чем 300 долларов в 1925 году (эквивалент примерно 4-месячной зарплаты для средней заработной платы). По таким ценам Model T иногда составляла до 40 процентов всех автомобилей, продаваемых в Соединенных Штатах. Еще до того, как она уступила место более крупным, мощным и роскошным автомобилям, Модель Т, известная в народе как «Жестяная Лиззи» или «Фливвер», стала американским фольклорным символом, по существу реализуя цель Форда «демократизировать автомобильную индустрию».
Посетите этапы сборочных линий Ford Motor Company, производящих купе, малолитражку и седан Tudor
Посмотреть все видео к этой статье Модель T предлагалась в нескольких вариантах кузова, включая малолитражка и семиместный городской автомобиль. Все кузова были смонтированы на едином шасси с колесной базой 100 дюймов. Первоначально был доступен выбор цветов, но с 1913 по 1925 год автомобиль серийно производился только в одном цвете — черном. Двигатель был простым и эффективным, все четыре цилиндра были отлиты в едином блоке, а головка блока цилиндров была съемной для легкого доступа и ремонта. Двигатель вырабатывал 20 лошадиных сил и разгонял автомобиль до скромной максимальной скорости 40–45 миль в час (65–70 км/ч). В большинстве моделей двигатель запускался рукояткой, которая приводила в действие магнето, соединенное с маховиком, но после 1919 некоторые модели оснащались стартерами с батарейным питанием. Трансмиссия, состоящая из двух передних передач и одной задней, была планетарного типа, управляемой тремя ножными педалями и рычагом, а не более распространенным ручным рычагом, используемым в скользящих передачах.
Викторина «Британника»
Изобретения: от штыков до реактивных двигателей
Когда была изобретена английская булавка? Когда был представлен автомобиль Model T? Расставьте все точки над I и зачеркните свои (модель) Т, проходя этот тест на изобретения.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Эриком Грегерсеном.
Мичиган | Столица, карта, население, история и факты
Печать Мичигана
Птица штата Мичиган — американская малиновка.
Яблоневый цвет является цветком штата Мичиган.
Посмотреть все СМИ
- Капитал:
- Лансинг
- Население:
- (2020) 10 077 331
- Губернатор:
- Гретхен Уитмер (демократ)
- Дата поступления:
- 26 января 1837 г.
- Сенаторы США:
- Гэри Питерс (демократ) Дебби Стабеноу (демократ)
Посмотреть все факты и статистику →
Последние новости
9 ноября 2022 г., 1:40 утра по восточному времени — Ассошиэйтед Пресс прогнозирует, что демократ Гретхен Уитмер выиграла второй срок на посту губернатора Мичигана. Она победила претендента от республиканцев Тюдора Диксона.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Мичиган , штат, входящий в состав Соединенных Штатов Америки. Хотя по размеру своей территории Мичиган занимает только 22-е место из 50 штатов, включение вод Великих озер, над которыми он имеет юрисдикцию, значительно увеличивает его площадь, ставя его на 11-е место по общей площади. Столица — Лансинг, на юге центральной части Мичигана. Название штата происходит от michi-gama 9.0094 , слово оджибва (чиппева), означающее «большое озеро».
Мичиган — единственный из штатов, который разделен на два больших сегмента суши: малонаселенный, но богатый полезными ископаемыми Верхний полуостров (обычно называемый «Верхний полуостров»), расположенный к востоку от северного Висконсина между озерами Верхним и Мичиганом, и рукавица Нижний полуостров в форме формы тянется к северу от Индианы и Огайо. Действительно, для большинства жителей Мичигана перевернутая правая рука служит готовой картой для приблизительного определения местоположения городов, маршрутов, регионов, парков или любых других особенностей Нижнего полуострова.
С момента своего признания 26 января 1837 года в качестве 26-го штата Союза и четвертого штата, отделенного от Северо-Западной территории, Мичиган стал главной движущей силой экономической жизни Соединенных Штатов; название ее крупнейшего города, Детройта, стало во всем мире притчей во языцех американской автомобильной промышленности. Государство также сохранило свои позиции в сельском и, в меньшей степени, в лесном хозяйстве. Кроме того, из-за множества внутренних озер, границ с четырьмя из пяти Великих озер и множества диких участков Мичиган превратился в одно из ведущих туристических направлений страны.
Население Мичигана в основном городское, сконцентрированное в промышленно развитых центрах южной части Нижнего полуострова. Многих привлекает трудовой резерв, в котором доминируют профсоюзы, а городское население штата отражает широкий спектр этнического, экономического, образовательного и профессионального происхождения. Такое социально-экономическое разнообразие привело к возникновению среды, в которой изобилие и бедность часто сосуществуют бок о бок; нигде это не проявляется лучше, чем в столичном регионе Детройта. Правительство штата координирует обширную сеть программ, направленных на уменьшение таких контрастов. Система государственного высшего образования Мичигана неизменно остается одной из самых сильных, самых разнообразных и самых уважаемых в стране. Район 96 713 квадратных миль (250 487 квадратных километров). Население (2020 г.) 10 077 331 человек.
Викторина «Британника»
Викторина «Столицы и прозвища США»
Какой штат также известен как «штат бобра»? Какая столица штата Вермонт? Узнайте о столицах и альтер-эго по всей территории США
Земля
Рельеф
Слабо холмистая местность и в целом низкие высоты, характерные для большей части сельской местности Мичигана, привлекали первых земледельцев-поселенцев. Самая высокая точка Нижнего полуострова, недалеко от Кадиллака, поднимается всего на 1700 футов (520 метров). Плоские, почти невыразительные равнины также встречаются во многих частях штата; это остатки дна больших ледниковых озер, существовавших от 10 000 до 14 000 лет назад. В середине 1920-го века большинство этих равнин были малярийными болотами, которые отпугивали поселенцев и были источником большого беспокойства для первых земледельцев. Осушение болот, утомительный процесс, с тех пор привело к получению высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий. Большие песчаные дюны окаймляют берега озера Мичиган. Большая часть северного Нижнего полуострова и восточная часть Верхнего полуострова покрыты лесом.
Западный сегмент Верхнего полуострова относится к Верхнему нагорью (район, лежащий к югу от Верхнего озера и простирающийся на запад от Верхнего полуострова через северные Висконсин и Миннесоту). Там холмы с каменным ядром, некоторые из которых настолько велики, что их называют Горами Гуронов и Дикобразов, обеспечивают большее облегчение; пики гуронов поднимаются выше 1,900 футов (580 метров).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Дренаж
Помимо того, что Мичиган практически окружен водой, в нем имеется множество внутренних озер, болот, водно-болотных угодий и водных путей. Примерно 11 000 внутренних озер штата, большинство из которых имеют ледниковое происхождение, имеют размер от менее акра до почти 20 000 акров (8 100 гектаров) озера Хоутон на северо-центральной части Нижнего полуострова. Реки Мичигана, которые обычно мелкие и узкие, истощают внутренние районы штата. Большинство крупных рек находится в южной части Нижнего полуострова, и они текут относительно равномерно в течение всего года. На Верхнем полуострове, где возвышенности выше и снегопады обильнее, многие реки имеют ярко выраженный пиковый сток весной, когда тает снег. Хотя на некоторых реках, особенно на Верхнем полуострове, есть водопады, судоходство по водным путям штата и простота перевозки грузов способствовали раннему заселению. По сравнению с реками в близлежащих штатах большинство рек Мичигана короткие; расстояния от истоков до устьев крупных рек (которые обычно впадают в одно из Великих озер) обычно не превышают 150 миль (240 км).
Около 500 островов усеивают озера и реки Мичигана; почти 350 из них названы. Belle Isle, общественный центр отдыха, и Grosse Ile, в основном жилые, являются хорошо известными особенностями реки Детройт. Остров Макино, расположенный недалеко от Макинакского пролива, является курортом, на котором запрещено движение автотранспорта. Остров Рояль, девственная дикая местность площадью почти 900 квадратных миль (2300 квадратных километров), является национальным парком в западной части озера Верхнее, недалеко от Канады.
Почвы
Почвы Мичигана варьируются в зависимости от региона в зависимости от ряда факторов, включая климат, форму рельефа и растительность, а также влажность, которая в основном зависит от текстуры (различные комбинации песка, ила и глины) и глубины грунтовых вод. . Плодородные глины и суглинки на юге Нижнего полуострова способствуют экстенсивному сельскому хозяйству, в то время как на севере Нижнего полуострова преобладают менее продуктивные сухие песчаные почвы. На Верхнем полуострове есть несколько плодородных участков, но большая часть почвы либо песчаная и похожа на почву на севере Нижнего полуострова, либо влажная и болотистая. Почвы западной части Верхнего полуострова кислые и каменистые, что делает этот регион в целом непригодным для возделывания. Торфяные и навозные почвы, образовавшиеся из внутренних озер и плоских влажных равнин, заполненных органическим веществом, встречаются по всему штату, особенно на востоке Верхнего полуострова. Там, где они существуют на Нижнем полуострове, эти почвы особенно важны для выращивания овощей, а в последнее время и для выращивания дерновых трав. На большей части штата подземный дренаж был необходим, чтобы сделать влажные почвы пригодными для возделывания и продуктивными. В некоторых более песчаных районах Нижнего полуострова верхнее орошение стало популярным среди фермеров как способ увеличения урожайности на сухих и песчаных, но в остальном продуктивных участках.