Газетные заголовки примеры: 576 цепляющих заголовков ⛓ для статей, рассылок, постов и рекламы – Пример продающего заголовка: 50 актуальных идей

Содержание

Газетный заголовок: структура и содержание

Заголовок — это и ключ к материалу, и его часть, фактически — самое первое его предложение. С заголовка начинается чтение, и от него зависит, продолжится ли это чтение далее. Тем не менее проблемы с заголовочными комплексами — в числе самых распространенных: они и неправильно пишутся, и неправильно оформляются.

Современный читатель — сканер. Он быстро «считывает» только фото и заголовки. Если что-то из «считанного» кажется важным и интересным, тогда уже внимание переходит к первым абзацам текста. Если и эти абзацы удерживают интерес, то тогда есть шансы, что будет прочитана значительная часть материала, хотя и не факт, что весь.

Мы работаем в ситуации, когда для большинства аудитории, у которой нет устойчивого мотива штудировать издание от корки до корки, все содержание номера — это фотографии и заголовки, а многие тексты даже не читаются.

В связи с этим какая должна быть роль у заголовка?

Во-первых, условно рекламная: это один из важнейших способов привлечь внимание к тому, что читатель, по мнению редакции, никак не может пропустить, способ показать, что всего важнее на полосе. Для этого необходимо продумывать и выстраивать иерархию заголовочных комплексов.

Во-вторых, мотивационная: заголовочный комплекс должен содержать достаточно информации, чтобы читатель мог решить, нужно ему продолжать общение с текстом, чтобы было понятно, почему вообще это имеет значение для вашей аудитории.

В-третьих, информационная: даже если человек ограничится прочтением только заголовочного комплекса, он должен получить набор фактов, необходимый для формирования картины происходящего, или получить представление о сути истории. Проще говоря, если вы просто выпишете заголовки, вышедшие в каком-нибудь номере вашей газеты, и дадите их кому-то прочесть, этот кто-то должен остаться с пониманием того, что произошло, что из этого самое главное, где это произошло и как это его касается или не касается. Он также должен понимать, где выходит газета и когда вышел данный конкретный номер.

Далее на примере одного разворота поговорим о структуре заголовка и о требованиях к его содержанию. Материал не претендует на то, чтобы научить писать гениальные заголовки. Речь пойдет лишь о заголовках, которые будут работать. Талант же и гений в этом деле можно оттачивать бесконечно.

 

Упражнение: выпишите все заголовки — что из них поймет читатель?

примеры эффективных заголовков, правила и способы создания

Хедлайн должен заставить человека прочитать статью или письмо. Хороший хедлайн – когда читатель понимает, что если он не изучит конкретный текст, то много потеряет. Плохой хедлайн – когда потенциальный клиент без зазрения совести проходит мимо. Писать цепляющие заголовки – настоящее искусство. Но, как говорится, любой гений – это 99 % упорства, так что при желании и упорном труде можно достичь любых высот.

Статистика не врет

Говорят, что заголовок – это 50 % успеха. Глупости! Заголовок – это 100 % успеха. Копирайтеру нужно понять, что 8 из 10 людей прочитают заголовок, но только двое из них станут читать текст. Но даже этих двух нужно заинтересовать цепляющим заголовком.

очки, ручка и блокнот

Можно даже сказать, что удачный заголовок – это вопрос жизни и смерти в контент-маркетинге. Не будет цепляющего заголовка — не будет трафика, не будет трафика – не будет прибыли.

Особенности

Итак, как писать цепляющие заголовки? Для начала нужно подогнать заголовок под классические критерии интересного контента:

  1. Пообещать аудитории выгоду, а не просто рассказать о содержании.
  2. Добавить в цепляющий заголовок специфичных деталей, которые подчеркивают актуальность и ценность информации. В большинстве случаев такими деталями выступают цифры — главное, их правильно обыграть.
  3. Учитывать интересы целевой аудитории. Очень важно упомянуть в заголовке, для кого именно предназначен контент.
  4. Правильное позиционирование.
  5. Вызывать любопытство. Обычно для этого используют один из трех литературных приемов: метафору, аллитерацию или противопоставление.
  6. Диалог. Важно не просто заинтересовать читателя, но и вступить с аудиторией в диалог. То есть описать очевидное простыми словами, которые люди используют в быту.
  7. Самый лучший пример цепляющего заголовка – краткий заголовок. Он привлекает больше внимания.
  8. Подзаголовок. Если нет возможности написать краткий заголовок, можно дополнит его подзаголовком, который более полно опишет информацию, имеющуюся в контенте.
  9. Ключевые слова. Естественно, без них никуда, иначе трафика не будет.

Обычно заголовки содержат две и более из представленных характеристик. Именно их и определяют как цепляющие.

Психосоматика

Итак, что еще нужно знать о том, как написать цепляющий заголовок? Человеческую психологию. Если хедлайн по-настоящему эффективен, то он будет иметь воздействие на психосоматическую систему человека. Для этого используются, так называемые, психокрючки. Проще говоря, такие заголовки способны вызвать у человека психологическую реакцию. Обычно она проявляется в повышении мозговой активности и вызове необходимых автору эмоций. Если же в заголовке нет таких составляющих, то изменений в состоянии читателя не произойдет, и, соответственно, воздействие сведется к нулю.

В лучших примерах цепляющих заголовков используют именно методы психологического воздействия.

Вопросы

Обычно вопросы используют в цепляющих заголовках для продающих страниц. Вопрос в хедлайне заставляет человека ответить на него. Вся фишка в том, что читатель осмысливает его и пропускает через себя. Поэтому хочет человек этого или нет, он обращает внимание на контент.

пластилин и лампочка

Вопросы могут быть конкретными, риторическими или вовсе абстрактными. Их объединят одно: так или иначе они указывают на то, что ответ стоит искать в тексте, а для этого его нужно прочесть.

Вот несколько неплохих примеров:

  • «Почему вы не можете позволить себе кругосветное путешествие?».
  • «Почему у вас болят глаза?».
  • «Сколько действительно стоит ваша работа?».

Важно учитывать, что разные вопросы вызывают разную реакцию и акцентируют внимание читателей на разных аспектах.

Решение проблемы

Этот способ лучше всего использовать при создании цепляющих заголовков для рассылки писем. Возможно, многие не знают или не хотя признать, что люди по своей природе – ужасно ленивые создания. И если есть возможность получить готовое решение актуальной проблемы, люди этим с удовольствием воспользуются. Ответить на вопрос – это лучший способ воздействовать на аудиторию. Хитрость здесь совершенно бесхитростная: выбираем проблему, пишем в тексте ее решение и даем понять в хедлайне, о чем идет речь. Вот, к примеру:

  • «Где взять много денег?».
  • «Как избавиться от боли в пояснице?».
  • «Как перестать беспокоиться по пустякам?».

Самыми популярными заголовками считаются те, что начинаются словом «как». Почему-то принято считать, что за этим словом стоит практическое руководство, которое будет более чем полезным. Как показали исследования, читатели испытывают к этому слову особое доверие. Да и в поисковые запросы вводят чаще всего именно это слово.

Чужой опыт

Люди больше всего доверяют тем, кто уже что-то сделал, а не к тем, кто владеет только теорией, не применяя ее на практике. Используя методику личного опыта, обычно создают цепляющие заголовки для бизнеса, рекламы тренингов, онлайн-курсов и т. д. На практике демагогия и результат – это разные вещи. Вот для сравнения:

  1. «Как можно заработать 1000$ за три дня?» (демагогия).
  2. «Как я заработал 1000$ за три дня?» (результат).

Второй заголовок вызывает больше доверия, соответственно, больше людей перейдут к просмотру контента.

Хорошая идея

Кстати, в заголовке может фигурировать не только личный опыт, но и деятельность некоего третьего лица. И чем авторитетнее это лицо, тем лучше. Вот, к примеру:

  • «Что делает Шумахер, когда у него заканчивается бензин?».
  • «Как заработал первый миллион Билл Гейтс?».
  • «Как диетологи продлевают молодость?» и т. д.

Тайны, расследования, интриги

Люди не только ленивые, но и очень любопытные, они просто обожают все неизвестное, секретное и тайное. Особенно если это позволяет им получить какие-то преимущества. Даже если никаких преимуществ нет, люди все равно не в состоянии проигнорировать тайну. Играя на человеческом любопытстве, легко можно написать несколько хедлайнов. Обычно такие приемы используют, чтобы создать цепляющий заголовок для рекламы. Вот, например:

  • «Секрет получения двойной прибыли предпринимателям».
  • «Деньги, которых вы не замечаете, но ходите по ним».
  • «Секрет красоты в концентрированных мицеллах».
  • «Раскрыт секрет молодости: помидор, мед и манка».

Числа, числа, числа

Цифры позволяют человеку оценить, сколько пользы он получит от прочтения или просмотра контента, и как легко будет восприниматься эта информация. Цифры в хедлайне являются количественными показателями насыщенности и простоты усвоения информации.

цепляющие заголовки

Чем больше чисел – тем насыщеннее текст, а это привлекает читателей. Рядовому интернет-пользователю кажется, что такой текст проще, практичнее, а значит и воспринимается легче. Если вносить определенность, то можно легко интегрировать полезную достоверную информацию с коммерческой прослойкой. Вот, к примеру:

  • «7 минут в день, чтобы желание исполнилось.»
  • «5 способов найти вдохновение.»
  • «100 и 1 способ стать успешным предпринимателем.»
  • «99 секретов успешного бизнеса.»
  • «20 ошибок начинающего копирайтера.»

Акценты

Акцентируя внимание на чем-то, заголовок получает новые свойства и становится в несколько раз эффективнее. Обычно так создают цепляющие заголовки для объявлений. Акценты можно расставлять на обычных, ничем не примечательных словах, но в сочетании с заголовком они увеличивают его эффективность. Акцент всегда на что-то указывает – это его отличительная особенность.

Примеры таких заголовков:

  • «ЭТИ шины заставят друзей вам завидовать.»
  • «Кто ЕЩЕ хочет стать успешным бизнесменом?»
  • «Установите нашу сигнализацию, и угонщики авто ВСЕГДА будут за решеткой.»
  • «Вы стареете быстрее, не зная ЭТОГО секрета.»

Щепотка страха

Сильным мотивирующим фактором является страх. Стоит только добавить его в хедлайн, и пользователь начнет читать текст. Здесь все просто: человек инстинктивно пытается защититься от всех негативных факторов. И если есть хотя бы минимальный шанс, что он найдет в контенте способ обезопасить себя, то человек непременно ее прочитает. Вот несколько примеров:

  • «Вы теряете 5000€ каждый год без этого умения.»
  • «Употребление этих продуктов выжигает желудок за сутки.»
  • «Всего одно слово способно спасти брак.»

Гарантия, креатив

Если разобраться, то гарантии – это производные страха, просто завуалированные. Если человек чувствует себя защищенным, то он более лояльно воспринимает написанный текст. Нередко можно встретить такие хедлайны, как:

  • «Всего три применения и вы избавитесь от проблемы. Иначе мы вернем вам деньги!».
  • «24 часа, и никаких мимических морщин вокруг глаз!».

Однако есть одно большое «но»: люди знают, что ожидать от таких заголовков, поэтому нужно использовать нестандартные и противоречивые методы создания хедлайнов.

кофе и блокнот

Прием поможет выделиться, привлечь внимание и пробить фильтр пользовательского недоверия. Правда, над такими заголовками придется потрудиться дольше, чем с остальными. Вот несколько примеров:

  • «Вы войдете в транс, прочитав этот текст!».
  • «Сколько можно ждать? Заберите свои деньги!».
  • «Аншлаг в условиях провала».
  • «Пресный секс?! Начните пререкаться».

Выстрел в упор

И, наконец, самыми сильными цепляющими заголовками являются те, что бьют по самому больному месту. Например, гордости, проблемам, самолюбию и другим проблемам, которые актуальны для человека:

  • «Долго ты еще будешь работать на «дядю»?».
  • «Устали бороться сорняками?».
  • «Ненавидите медленный интернет?».
  • «Забудьте о проблемах с зубами!».

Запомните, что людей в первую очередь интересуют их проблемы и потребности, поэтому если заголовок не имеет к ним никакого отношения, то основной текст прочитает в лучшем случае 1 % из 100 возможных.

Пошаговое руководство

Цепляющие заголовки для сетевых компаний, реклам, рассылок и других создаются в 5 этапов:

  • Психология кликабельных заголовков. Об этом было сказано выше. Важно понимать, что именно заставляет человека просматривать контент. Кликабельные заголовки психологически убедительные, поэтому мозг будет стремиться получить ту информацию, которой не хватает в заголовке.
  • Преимущества. По хедлайнам, в которых показаны преимущества, переходят на 28 % чаще. У автора есть три секунды, чтобы убедить пользователя прочитать текст. Не успел – проиграл.
рассылка писем
  • Мозговой штурм и тестирование. Чтобы создать наиболее эффективный заголовок, нужно придумать несколько альтернативных вариантов и проверить их с помощью почтовой рассылки. Допустим, есть четыре заголовка, а значит нужно для каждых 25 % подписчиков отправить по одному варианту и посмотреть, по какому будет больше переходов. Чтобы придумать правильный заголовок, не пренебрегайте мозговым штурмом. Не нужно стирать все придуманные варианты. Как показала практика, в конечном счете из всех использованных слов можно сколотить очень даже эффективный хедлайн.
  • Числа и проценты. Как уже было сказано, цифры хорошо работают, а если дополнить их процентным соотношением, то можно получить желаемый результат.
  • Целостная картина. Заголовки – это важно, однако не стоит забывать о самом тексте. Особое внимание нужно уделить первым строкам, так как именно они сопровождают заголовок. Именно их видит читатель еще до того, как откроет полный текст. Эти предложения должны расширять заголовок, поэтому нужно кратко объяснить, о чем будет контент, но не сухим текстом, а заманивая читателя дальше. Нельзя раскрывать все карты, всегда должно быть место для интриги.

Это нужно знать

Самое главное — нужно избегать неуместных слов и очевидных предложений. Не существует «данного текста», «данных советов», «данной информации». Данные – это числовые результаты исследований. Все! Точно так же не должно быть предложений по типу: «В этой статье вы узнаете»; «Сегодня мы поговорим»; «С данным материалом вы сможете» и т. д. Профессионалы так не пишут. Если читатель открыл текст, значит он уже знает (ну или догадывается), о чем пойдет речь, и что он сможет узнать из представленного материала.

чашка кофе и планшет

Также нельзя обманывать читателя или манипулировать им. Хедлайн должен говорить о том, что действительно есть в материале, а не быть похожим на нелепую несостыковку, когда текст писал один автор, а заголовок создавал другой.

Неважно, о чем написан текст, нельзя писать в заголовке «вы не поверите», «в это сложно поверить» и т. д. Ведь читатель действительно не поверит. И вообще, лучше не использовать отрицательную частицу «не», так как читатель ее практически не видит. К примеру, если написать «недорого», человек обратить внимание именно на слово «дорого». Лучше написать «дешевле некуда» или «халява».

Составлять заголовки – занятие трудное, но если разобраться со всеми тонкостями, то очень интересное.

40 нелепых заголовков газет

40 примеров заголовков, когда редакторы газет должны были глядеть в оба. 

40 нелепых заголовков газет

Несмотря на то что телефоны и планшеты в наши дни вытесняют газеты и журналы, традиционная пресса еще интересна многим из нас. Ведь нет ничего лучше, чем проснуться на рассвете, приготовить завтрак, налить себе кофе или чаю, взяв почитать газету или журнал. К сожалению, газета или журнал неожиданно могут быть залиты кофе после прочтения очередного нелепого или глупого заголовка.

40 нелепых заголовков газет

 

Мы собрали в Сети забавные, глупые, неудачные заголовки, которые обязательно поднимут вам настроение. Также мы предлагаем вам дополнить наш сборник своими вариантами заголовков, которые вас рассмешили , в комментариях. 

 

1. Пример того, как важна редактура в издании

40 нелепых заголовков газет

 

2. Здесь, наверное, автор статьи и редактор решили обратить внимание читателей на материал. В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда

40 нелепых заголовков газет

 

3. А для этого издания, по всей видимости, такие заголовки – норма

40 нелепых заголовков газет

 

Смотрите также

 

4. Общие женщины

40 нелепых заголовков газет

 

5. Интересно, этот заголовок вышел в газете от 1 апреля?

40 нелепых заголовков газет

 

6. Здесь все ясно: издание разгадывает тайны звезд. А тут главное – привлечь ярким заголовком

40 нелепых заголовков газет

 

7. А это пример того, как политика и ситуация в стране, в мире влияет на развлекательные новости и желтую прессу

40 нелепых заголовков газет

 

8. Еще один глупый заголовок

40 нелепых заголовков газет

  

Смотрите также

 

9. А тут либо неудачный заголовок, который пропустила редакция, либо неудачная фотография к статье

40 нелепых заголовков газет

 

10. Интересно, автор заголовка знает, что, вообще-то, в нашей стране в УК есть санкция за взятки?

40 нелепых заголовков газет

 

11. Главное – привлечь заголовком, а там хоть трава не расти

40 нелепых заголовков газет

 

12. Шойгу может и не только в тайгу увезти

40 нелепых заголовков газет

 

14. Откровенно

40 нелепых заголовков газет

 

15. Чего только не увидишь в желтой прессе

40 нелепых заголовков газет

 

Смотрите также

 

16. Интересно, откуда в ядерной бомбе порох? Или в России изобрели новый вид оружия?

40 нелепых заголовков газет

 

17. Говорят, москвичей испортил квартирный вопрос. Оказывается, нет

40 нелепых заголовков газет

 

18. Узбогойтесь, узбогойтесь!

40 нелепых заголовков газет

 

19. Советская колбаса была настолько сурова, что смогла не испортиться до 21 века

40 нелепых заголовков газет

 

20. Новость дня. Важная

40 нелепых заголовков газет

 

21. Как всегда, во всех грехах в России виновата Америка. Но только не мы сами

40 нелепых заголовков газет

 

22. Нужно было сформулировать лучше заголовок, но видать думать было лень…

40 нелепых заголовков газет

 

23. Чтобы привлечь читателя, есть тысячи методов. Увы, не всегда они удачны

40 нелепых заголовков газет

 

24. Интересно, а редактор тоже спал, когда утверждал материал в печать?

40 нелепых заголовков газет

 

25. Картошку атакует колорадский жук? Конечно, виновата Америка

40 нелепых заголовков газет

 

26. Пора снимать российскую адаптацию фильма «Сумерки». Актеры и заголовок уже есть

40 нелепых заголовков газет

 

27. Кто сказал, что в России нет хороших сценаристов и авторов? Кто-то, наверное, плохо ищет. Например, по материалу этого автора можно смело писать сценарий к российскому фильму ужасов. И поверьте, успех гарантирован

40 нелепых заголовков газет

 

28. Наш народ крепкий, закаленный – выдержит!

40 нелепых заголовков газет

 

29. У нашей страны есть, оказывается, оберег от нападения инопланетян

40 нелепых заголовков газет

 

30. Главное, что не написали, что пятой точкой, оказывается, петь можно

40 нелепых заголовков газет

 

31. Циничность заголовка зашкаливает. И смех и грех

40 нелепых заголовков газет

 

32. Интересно, современной прессе делать нечего что ли? Или главное – привлечь читателя неординарным заголовком?

40 нелепых заголовков газет

 

33. Мои сосульки

40 нелепых заголовков газет

 

34. Кокс «Премимум» – что?!

40 нелепых заголовков газет

 

35. Аффтар действительно жжот!

40 нелепых заголовков газет

 

36. Для успешного лечения нужно, оказывается, две молекулы

40 нелепых заголовков газет

 

37. Куй, Куй, Куй

40 нелепых заголовков газет

 

38. Вот, оказывается, почему Саакашвили хотел съесть свой галстук

40 нелепых заголовков газет

 

39. Открытие историка из Киева вдохновило российскую газету

40 нелепых заголовков газет

 

40. Тут либо фотошоп, либо реально редактор забыл придумать заголовок к колонке. А вы как думаете?

40 нелепых заголовков газет

Адские заголовки

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Редакторы СМИ порой удивляют своим чувством прекрасного.

Одно из крупнейших федеральных интернет-изданий gazeta.ru сегодня вышла в сеть с чудесным заголовком, вызывающим сочувствие и жалость к героям новости: «У хороших отцов маленькие яички».

Адские заголовки

Видимо, на этом месте читатель должен задуматься, и сделать выбор, кто же он — все-таки хороший отец или ему есть чем гордиться как мужчине?

Или вот недавнее: «Лобковым вшам негде жить». Прекратите геноцид, откажитесь от бритья! Только благодаря этому заголовку рядовая в сущности новость получила несколько тысяч дополнительных просмотров и репостов в социальных сетях:

Адские заголовки

А что курят на Общественном Телевидении России?

Адские заголовки

Всякому журналисту отлично известно, что если заголовок будет скучный и неинтересный, то напиши вы в статье хоть 100%-эффективный способ зарабатывания миллиона долларов за неделю, все равно никто читать не будет. А в этом случае привлекательность информационной заметки возросла во много раз.

AdMe.ru собрал в этом материале все самые интересные, неожиданные, странные и порой глупые заголовки.

Адские заголовки

Адские заголовки

Адские заголовки

Спасибо, что предупредили.

Адские заголовки

Адские заголовки

Готовый сюжет для кино.

«Особенности газетных заголовков» — Русский язык

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону Донская академия наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова

Секция: Лингвистика

Тема:«Особенности газетного заголовка»

(на примере газеты «Зори Маныча»).

Автор работы:

Ольховская Екатерина, 10 кл.,

МБОУ ВСОШ №2

п. Весёлый Ростовская область

Руководитель:

Барсукова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ВСОШ №2

п. Весёлый Ростовская область

г. Ростов-на-Дону

2016 год.

Содержание.

стр.

1.Введение. 3

2.Роль и функции газетного заголовка. 5

3.Содержание заголовков местной прессы. 7

4.Структура заголовка газеты «Зори Маныча». 10

5.Изобразительно-выразительные средства газетного заголовка. 13

6.Заключение. 16

7. Библиографический список. 18

Введение.

«Сказать все и – коротко».

Как корабль назовешь, так он и поплывет. Применительно к журналистике это значит, что правильно озаглавленный материал прочтут многие из тех, кому он предназначен, а плохо озаглавленный – нет.

Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент издания. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение журналистов газеты использовать заголовки, часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону. Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию. Он играет роль крючка, заглотнув который, читатель знакомится со своим «уловом» – всей публикацией.

Заметим, что еще в начале XIX в. « …тексты в газетах печатались без заголовков. В начале каждого сообщения обычно указывали лишь географический пункт – название города, откуда оно пришло, и дату его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о его материалах. Постепенно некоторые из этих заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями». [2;12]

Сейчас почти все тексты и многие иллюстрации публикуют с заголовками. Исключение составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую главную тему этих публикаций или другой общий для них признак. Таким образом, заголовок сейчас представляет собой органичный первый элемент текстовой публикации, неразрывно с ней связанный, более того – вытекающий из ее содержания. В.Г. Короленко в одном из своих писем подчеркивал: «Заглавие должно до известной степени предупреждать о содержании».

Интерес к газетному заголовку как к объекту лингвистического исследования возник в 60-е гг. XX века. Интерес этот не случаен, так как именно в эти годы существенно усложнилась структура газетного заголовка, расширился круг его функций . Заголовок способен самостоятельно, в отрыве от текста публикации, выражать определенное суждение. «Заголовочное чтение» – это первоначальная ориентация читателя в содержании газеты . Отсюда следует важность изучения заголовка как играющего главную роль на странице.

Актуальность моего исследования обуславливается тем, что в наш современный скоротечный век у людей все меньше и меньше времени читать газеты что называется «от корки до корки», и роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет прочитан материал или нет.

Целью данной работы является выявление роли заголовка в районной газете «Зори Маныча».

Общая цель предполагает конкретные задачи:

  1. Рассмотреть роль, сущность и структуру газетного заголовка.

  2. Проанализировать доминирующие функции заголовков данного издания, рассмотреть их языковых особенностей и структуру.

Объект исследования – районная газета «Зори Маныча» со сплошной выборкой текстов всех подряд идущих номеров за 2015 года.

Основной метод исследования описательный. Он предполагает следующие приемы: наблюдения, сопоставления, изучения теории, количественной обработки данных, обобщения, анализа языкового материала.

Роль и функции газетного заголовка.

Анализируя многообразные выразительные возможности газетного заголовка, закономерно встаёт опрос о том, какие функции он выполняет в процессе восприятия газетного сообщения. «Следует перечислить основные общепризнанные функции заголовков:

1) графически-выделительная;

2) номинативная;

3) информативная;

4) рекламная;

5) оценочно -экспрессивная

6) интегративная» [3 ; 6]

Прежде всего, заголовки выделяют материалы на полосе, отделяют их друг от друга. На выполнение такой задачи направлены все заголовки, которые при этом несут графически-выделительную функцию. Эта функция — единственная, которая реализуется неязыковыми средствами: с помощью шрифтовых выделений, использования цвета, графических средств, приёмов вёрстки. Форма заголовка активизирует непроизвольное внимание читателя, которое не требует волевых усилий.

«При первом знакомстве с заголовком, до чтения всего текста, реализуется также номинативная функция. Она состоит в том, что заглавия называют текст, выступают в качестве его имён, знаков. Любой заголовок называет текст, с этой точки зрения он, неизменимо от своей синтаксической структуры, выполняет номинативную функцию. Номинативная роль заголовка даёт читателю возможность выделить текст. Можно назвать разные способы привлечения произвольного внимания читателя с помощью заголовка.» [3; 9].

Знакомясь с текстом, читатель держит заголовок в поле зрения. Название материала помогает осознать смысл публикации, понять журналистскую концепцию. В этом процессе участвует заглавие в своей информативной функции. Оно в свернутом виде способно выражать содержание текста, которое представляет цепь тезисов, связанных друг с другом и уточняющих друг друга. Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия газетного произведения, выполняя оценочно-экспрессивную функцию. Важность ее для газеты определяется тем, что произведение должно убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор, внушить ему определенные политические установки.

Заглавие облегчает восприятие текста, играя большую роль в организации языковых средств. В этом случае оно выполняет интегративную функцию. Интеграция понимается как средство достижения целостности, слитности текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство. Целостность текста достигается использованием различных видов средств связи. Читатель запоминает публикацию, если она обратила на себя внимание содержанием и выразительными композиционно-речевым построением. Основная функция заголовка при закреплении содержания в памяти читателя – опять номинативная.

Все перечисленные функции газетных заголовков сводятся к главной роли: привлечению внимания к статье, репортажу, интервью, а значит и в целом к газете. От грамотных, умелых, оригинальных и современных заголовков , безусловно, зависит популярность, тираж печатного издания.

Содержание заголовков местной прессы.

Газета «Зори Маныча» — единственное в Веселовском районе средство массовой информации.Из архива Межпоселенческой библиотке мы узнали, что « Газета была создана в мае 1935 года. Правда называлась тогда «За большевистские колхозы» . В 50-е годы «районка» выходила в свет под названием «За орошаемое земледелие» и выглядела, разумеется иначе, чем сегодняшняя.» [6] Современное название «Зори Маныча» газета получила в начале 90-х годов . Произошла замена высокопарного названия, характерного для советского времени, на нейтральное. Учредителем «Зорей Маныча» является Администрация Веселовского района Ростовской области . Поэтому газета не является общественно независимой. У редакции в районе отсутствует какая-либо конкуренция в СМИ. Тираж издания в неделю 2800 экземпляров при 25 731 населения района. Исследователи особенностей современных СМИ выделяют для местных средств информации еще одну дополнительную функцию- создание позитивного социально-психологического тонуса в своем районе или области. Местные газеты неохотно отражают болевые проблемы : безработицу, ухудшение экологии, демографической ситуации, спад экономики и сельского хозяйства другие . Как правило, издатель, хоть и косвенно, но оказывает влияние на редакцию, корреспондентов в выборе материала, тем для освещения. Поэтому в местной прессе чаще всего многое подается в выгодном для руководства местных властей свете. Большая часть газетного материала носит уведомительный, информационный, нейтральный характер. Газета становится средством донесения до жителей достижений района, поселка, деревень. При этом в сознании подписчиков нивилируются отрицательные стороны жизни .

Газета «Зори Маныча» не исключение. Для исследовательской работы были взяты 52 номера газеты – за 12 месяцев 2015 года. Примерно 60-70% статей опубликованы под рубликами: «Горячая тема», «Старый альбом», « Хроника культура», «Собрания депутатов Веселовского района», «Вести власти». По убывающей идут: «Вам письмо», «Поздравляем», «Новости спорта», «Беседа врача» и некоторые другие.

Подавляющее большинство статей рассказывают о достижениях сельского хозяйства района, о лучших тружениках села, о положительных сторонах в сферах образования, медицины, спорта и особенно культуры. Значительная часть газетных полос – информация из нормативных документов федерального и регионального уровней, новостей региона. Минимум печатного материала о негативных сторонах в различных сферах жизни района.

В ходе данного исследования были выбраны и проанализированы с учетом поставленных задач 250 заголовков статей за указанный выше период выхода газеты. В результате даже поверхностного анализа заголовков можно констатировать, что заголовки исследуемой газеты, безусловно, выполняют все функции, свойственные и центральным, и местным газетам, о которых указывалось выше. Но доминируют при этом 2 функции- номинативная и информативная. И это понятно. Объясняется прежде всего официальностью учредителя, ведущим направлением газеты – давать информацию жителям района о важных, на взгляд законодательной и исполнительной властей, событиях и фактах. А также доводить до сведения подписчиков некоторые региональные новости. Поэтому типичны названия статей с отсутствием эмоционально-оценочного фона: «Почтовое отделение в п. Веселом открылось в новом составе и с новой зарплатой», «Починили мостик», «Экономика России-очередное дно», «Заседание муниципального собрания», «Итоги смотра-конкурса библиотек района», «Выборы депутатов-первые кандидаты» [5] и многие другие.

Читатели, конечно же, предпочитают не только содержательно-рациональные, но и одновременно эмоционально-загадочные заголовки. Произвольное внимание к тексту привлекают заглавия, возбуждающие целую гамму эмоций – не только интерес, но и любопытство, недоумение, удивление и т.д. При этом заголовок выполняет рекламную функцию. Рекламный заголовок формирует психический настрой личности, благодаря чему активизируется внимание, заставляющее читателя целенаправленно обратиться к газетной публикации. Рекламная функция заголовков практически отсутствует. Можно привести единичные примеры: «Наши Казачата-лучшие!», «Энергетики предпочитают, чтобы о них вспоминали только в праздник!», «Дзюдоисты ДЮСШ:урожайная неделя», «Строить надо. Но надо и беречь!» [5]

На фоне большого количества нейтральных заголовков ярче воспринимаются, пусть немногочисленные, но достаточно экспрессивные. На фоне обычных они лучше запоминаются, и выразительность газеты от этого не страдает. Примерное соотношение нейтральных и экспрессивно-оценочных заголовков – 70% к 30%. Такое соотношение опять-таки объясняется сущностью и основной ролью газеты. Все перечисленные выше заголовки экспрессивны, иначе они не выполняли бы рекламную функцию. Другие, типичные для данной газеты, эмоциональные заглавия: «Желаю новых побед!», «Подарите ребенку семью!», «Ярмарка гуляла, гостей созывала!», «Нам не дано предугадать», «Пусть не покинет вас мечта», «И нет у милосердия границ» и другие.

Структура заголовка газеты «Зори Маныча».

Вторым объектом исследования является синтаксическая структура газетного заголовка. В синтаксическом отношении заглавие любого периодического издания строится по определенным моделям, порожденным общими законами синтаксиса. «Зори Маныча» — типичное в этом отношении издание.

Достаточно часто (50 из 280 единиц) в качестве заголовков выступают 2 типа словосочетаний, которые приобретают в газете вполне самостоятельное значение. Это С/С типа:

— существительное +существительное в Р.п.: «Аллея памяти», «Слова признания», «Дань уважения», «Профилактика безнадзорности», «Дань мужеству», «Труд газетчиков».

— прилагательное + существительное: «Отчетный концерт родного Веселого», «Профессия творческая», «Новогодний фейерверк», «Счастливые улыбки», «Юные волонтеры из ВСОШ №2». Эти клише практически все лишены экспрессии, метафоричности (за исключением 2). Их функция чисто номинативная. Подобная структура популярна была в журналистике 70-80 годов 20 века. Журналистика современности к ним уже не тяготеет. И подобные заголовки сегодня не очень интересны для читателя. Они хрестоматийны.

«Массовыми в СМИ сегодня являются предикативные(глагольные) конструкции. В них закладывается действие или побуждение к нему, динамичность, стремительность – все, что нужно читателю в «бешеном» ритме жизни»[4;40]. В районной газете предикат в заголовках активен. Можно выделить следующие типы глагольных конструкций:

— предикат + субъект действия = грамматической основе двусоставного предложения: «Выборы состоялись», «Наши спортсмены побеждают на всех уровнях!» «Почта закрыта. Все ушли (два раза)».

— предикат+ объект действия = односоставному определенно-личному или неопределенно-личному предложению: «Отравились левым алкоголем», «Постоянно совершенствуемся», «Служат примером», «Поставим точки над i».

— побудительные усеченные предложения: «Строить не надо-надо беречь!», «Пусть парк будет зеленым», «Обратите внимание!».[5]

Побудительные предложения и инфинитивные конструкции очень близки и по структуре и по доле выразительности. Они несут определенную экспрессию, так как рассчитаны на воздействие, на соучастие. Выразительны всегда и возвышенны вопросительные и восклицательные предложения. Но их доля в объекте нашего исследования, к сожалению, мала: 7% заголовков.

Исследователи языка газеты отмечают активность беспредекативных (назывных) конструкций. «Они очень похожи на словосочетания, но отличаются 1-2 дополнительными словами и относительной законченностью мысли, свойственной любому предложению»[4:51]: «Счастливый человек», «Новые победы борцов мини-футболистов», «Таланты Весёловского края». «Три праздника «Нивы»», «Мастер необычного строительства», «Тепло семейного очага», «Урок длиною в 80 лет». Подобных предложений в общей системе заголовков газеты – 15-20%. Назывные предложения – это лаконичная форма изображения любых событий, описание картин природы, состояния человека. Указывая на предмет, место, время действия, назывные предложения вводят читателя в содержание статьи, которую предстоит прочитать, уже в самом заголовке. Как отмечают исследования, «..именно беспредикативные конструкции «наступают на пятки» предикату(глаголу) в современной публицистике, и в журналистике в частности».[4;57

8-10% в объекте нашего исследования приходится на заголовки, представляющие собой простое предложение с именной частью составного сказуемого (выраженного существительным) с неизменным спутником такого предложения – тире. Такие предложения делают заголовки отрывистыми,емкими, содержательными.

— «Социальная сфера – важнейший аспект работы»,

— Наши земляки – наша гордость»,

— Имя тебе – воспитатель»,

«Надежда — надежный человек».

«Благодарность – улыбки ребят».

Такая конструкция используется корреспондентами газеты «Зори Маныча» при написании коротких заметок и очерков.

Изобразительно-выразительные средства газетного заголовка .

Заголовок – всегда суть, стержень, ядро содержания статьи, репортажа, очерка, интервью в журналистике. Это визитная карточка. Иногда журналисты обдумывают название своей работы дольше, чем пишут саму работу. Меняют, отшлифовывают каждое слово в заголовке, так как осознают, что «встречают человека по одёжке», так же, как статью по названию. Выразительный заголовок может передать не только суть статьи, но и мысль автора или его отношение к изображаемому, эмоционально воздействовать на читателя, «зарядить» его на прочтение.

Выразительность заголовка может достигаться любыми языковыми средствами: фонетическими, словообразовательными, синтаксическими, лексическими.

Можно с уверенностью сказать, что большинство из структурных моделей заголовков, описанных в работе, являются выразительными средствами на уровне синтаксиса. В газете «Зори Маныча» наиболее ориентированы на выразительность все конструкции с тире и побудительные предикативные предложения с восклицательным знаком.

Среди художественно-изобразительных лексических средств можно выделить метафорические словосочетания типа «Аллея памяти», «Крестьянская осень», «День пожилых людей в Свободе: праздник замечательный, добрый и душевный», «Эхо праздника», «Тепло семейного очага», «С открытым сердцем» и другие. Хотя все метафоры в газете трафаретные, можно сказать, штампы. Интересны всегда, не только в заголовках, перифраза – разновидность метафоры. Таких перифраз в газете немного, но они есть: «Уроки Донбаса», «Второй дом для ребят»(школа), «Люди в белых халатах».

В газете широко используется такой прием как метонимия, например: «Малая Западенка на ремонте», «Чаканиха завершила сев».

Традиционно выразительны заголовки- цитаты. Строки из песен, стихов, поэм, любимых читателями, а также афоризмы, пословицы. Цитирование – прекрасное средство выразительности, потому что такие названия лиричны, трогательны, привлекательны для сельских жителей, особенно среднего возраста и пожилых. Заголовки-цитаты в нашей газете чаще используются для очерков: «После драки кулаками не машут», «В великий день – бессмертный день», «Нам не дано предугадать…», «Поставим точку над i», «Ярмарка гуляла, гостей созывала», «Эй вы там, наверху!» и другие.

Стилистическая фигура речи- антитеза- в сочетании с противительной конструкцией отмечается в таких заголовках, как: «Загс-суд-загс», «Старые и малые», « Интернет в районе: успехи и проблемы». «Мы многое помним – что-то забыли», «Выборы прошли — работа началась», «Нарушил закон- заплати штраф. Выразительность в подобных заголовках заключена в противопоставлении фразы.

Современные СМИ тяготеют к инновационному языку. Особенно это проявляется в рекламе. Заголовок тоже не исключение. В названиях статей смелые журналисты используют словесные игры, перефразирование поговорок, пословиц, афоризмов, используют каламбур (игру слов, основанную на звуковом сходстве при различном смысле), иронию (скрытую насмешку, передаваемую употреблением слова в противоположном значении), неожиданные новообразования. Примеры из московских газет:

— трансформированные цитаты («Любимый урка может спать спокойно», «Человек – это звучит горько», «Внимание: всем послам!»

— окказионализмы – новообразования («Съездонутые», «Кинороддом»).

— ирония («А король-то голый» — об аукционе вещей Ф.Киркорова).

Заголовки, основанные на словесных играх, в газете «Зори Маныча», по понятным причинам, не встречаются. Тенденция к нестандартной экспрессивности характерна для независимых газет, «желтой» прессы или для очень смелых редакций губернских и муниципальных газет с официальными учредителями — органами власти .

Заключение

Во все времена газета была источником информации и средством влияния на людей. Не изменилась ее функция и в третьем тысячелетии. Сегодня, когда человек постоянно ощущает недостаток времени при переизбытке информации, печатные СМИ оказались в условиях жесточайшей конкуренции.

Выпускается огромное количество газет и журналов. Они обязаны не только быстро и полно сообщать читателю о политических, культурных, спортивных событиях, комментировать их, разъяснять суть проектов и решений, формировать общественное мнение, но делать это на высоком профессиональном уровне, постоянно поддерживать интерес у читателя. Иначе неминуема потеря рейтинга, а значит, и подписчиков. Огромную роль в привлечении внимания к газете играет заголовок. Система заголовков периодического издания позволяет читателю быстро познакомиться с содержанием всего номера и выделить то, что представляет особый интерес. Хороший заголовок привлекает внимание, выражает суть журналистского материала, передает его характер, соответствует стилю.

Заголовок способен самостоятельно, в отрыве от текста публикации, выражать определенное суждение. «Заголовочное чтение» – это первоначальная ориентация читателя в содержании газеты . Отсюда следует важность изучения заголовка как играющего главную роль на странице. О выборе заголовка необходимо помнить не только большим издательствам, но и районной прессе.

Реализуя цель нашей работы , решая ряд задач, мы выяснили, что:

1.Газета «Зори Маныча » — основное местное СМИ в Веселовском районе.

2.Газета – рупор учредителя — Администрация Веселовского района Ростовской области.

3.Основное направление печатного материала- создание позитивного имиджа района в глазах его жителей.

4. Доминирующие функции газетного заголовка: номинативная и информативная.

5. Заголовки отличаются разнообразными структурными моделями, отражают общие тенденции современной журналистики.

6.Использование традиционных изобразительно-выразительных средств в заголовках показывает стандартизированность издания. Образность, умеренная. Экспрессивность низкая. Газета не тяготеет к инновациям в области заголовка

Библиографический список.

1.Виноградов С.И. Культура речи. – М., Инфо 1999г.

2.Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. М., Аспект-Пресс 2004.

3.Кубанова А.З. Газетный заголовок современной газетной прессы.- «Русский язык и литература»,№6, 2004.

4.Терентьева А.В. Лексико-грамматическая и жанрово-стилистическая системность в оформлении газетных заглавий. Автореферат. Куйбышев. 2008г.

5. Газета «Зори Маныча» №1-54 за 2015г.

6.Архив Межпоселенческой районной библиотеки.

10

Искусство заголовка: функции, разновидности, примеры —

Правильно подобранный заголовок — один из главных секретов успешного продвижения материала. Удачное название мгновенно привлечет внимание читателя. С помощью заголовка пользователь за секунду решает, интересна ли ему Ваша публикация или презентация, и получит ли он необходимую ему информацию. Если ваш выбор пал на неподходящее или посредственное название, то будьте готовы к тому, что ваша работа может быть проигнорирована большей долей потенциальных читателей. Особенно, если дело касается рекламы или публикаций на просторах интернета, где очевиден переизбыток информации. Поэтому важно знать теорию написания “цепляющего” заголовка. В этой статье Вы познакомитесь с критериями качественных названий, их примерами и видами. 

Функции

Для начала определимся: что такое хороший заголовок? Он должен лаконично обозначить главную тему вашей работы, и дать понять читателю, какую информацию он получит после прочтения материала. 

Например, вы пишете статью о чистке серебра с помощью зубной пасты и упоминаете полезные советы и приемы по уходу за изделиями из серебра. Образцом может послужить следующий заголовок: 

“ Как почистить серебряное украшение в домашних условия: 5 способов + советы мастеров+лайфхаки”.

Не стремитесь писать максимально короткие заглавия, но все же избегайте лишних слов и не теряйте основную информацию. Кроме того, в работе имеет смысл указать подзаголовки, краткие и емкие.

Пример: “Секреты чистки: как не повредить изделие”.

Однако информативность и ясность — это не единственные критерии оценки заголовка. Во многих форматах работы нужно привлечь внимание публики не только содержанием, но и уникальным авторским подходом к раскрытию темы. Значит, заголовок должен быть не только функциональным, но и красивым, ярким, цепляющим. Причем, цеплять он должен не всех, а только целевую аудиторию (особенно, если речь идет о рекламном объявлении).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что функции заголовка сводятся к нескольким пунктам:

  1. Привлечение внимания целевой аудитории;
  2. Демонстрация темы и специфики материала;
  3. Интрига: читатель должен захотеть читать дальше.

Виды и примеры

Итак, чтобы создать правильное название работы, Вы можете акцентировать внимание на:

  1. Теме статьи
  2. Сути статьи
  3. Интриге

Первый случай — наиболее популярен в последнее время. Особенно если дело касается CEO (поскольку в этих заголовках встречаются ключевые слова).

⊕ Примеры:

  1. “Как написать хорошую статью” (к таким заголовкам обычно нанизывают популярные ключевые слова — «в домашних условиях», «своими руками» и т.д.)
  2. “Что такое продающий текст”

Что бы заглавие не выглядело сухо и однотипно, можно их легка “приукрасить”: “Как написать хорошую статью: примеры, советы опытных журналистов”.

Второй случай — передача основной мысли. Чаще всего такие заголовки встречаются в новостях, прессе.

⊕ Примеры:

  1. “В Египте обнаружили гробницу эпохи Птолемеев”
  2. “Мертвое море вылечит лучше любого врача”
  3. “Блоггинг стал самым популярным видом деятельности в Интернете”

Данный вид заголовков, в большинстве случаев, встречается в газетах или на новостных интернет-порталах. 

В третьем случае, наша цель —заинтриговать читателя, чтобы таким образом заставить его прочитать статью. Вы наверняка уже сталкивались с таким типом заголовков. Подобный способ применяется как в рекламных текстах, так и в обычных статьях. 

⊕ Примеры:

  1. “Такого вы точно еще не пробовали!”
  2. “Найдены доказательства существования Йети!”
  3. “Список европейских стран, в которых можно купить дом всего за 1 евро”

Как и в предыдущем случае, этот тип названий не нуждается в дополнениях и “приукрашиваниях”. 

Каждый из предложенных способов по-своему хорош (уровень «хорошести» зависит от темы статьи, формата издания, жанра публикации и типа коммуникации — продажа, диалог с читателем, новость и т.д.), поэтому каким из них пользоваться — решайте на свой вкус, принимая во внимание обстоятельства. Однако помните, что:

  • Приемы можно сочетать друг с другом;
  • Избегайте лишних слов;
  • В центре внимания должна быть суть материала;
  • Креатив должен быть рассчитан на целевую аудиторию и понят ею.

Совет: если вы поначалу затрудняетесь с написанием заголовка, то попробуйте обратиться к работам более опытных коллег, и откройте в Интернете поисковую страницу с темой вашей работы. Обратите внимание на первые пять-десять сайтов, но помните о собственной уникальности и не копируйте заглавия дословно!


Подробнее о собственноручном создании заголовков мы написали здесь.

Подзаголовки статьи: что это и зачем они нужны

Подзаголовок — это, по сути, второй заголовок внутри статьи. Он необходим для того, чтобы сделать текст более читабельным и упорядоченным. Это своего рода “ловушки”, которые привлекают внимание читателя и вынуждают его дочитывать материал до конца. Как правило, проблем с созданием подзаголовка у автора возникнуть не должно.

Например, если автор пишет статью о путешествии в Италию, то подзаголовки могут выглядеть следующим образом:

  1. Маршруты по основным достопримечательностям Италии;
  2. Что попробовать из еды в Италии;
  3. Памятка туристам

Обратите внимание, что деление текста на подзаголовки — необходимый этап в написании статьи. Многие журналисты советуют делить текст примерно через каждые 3-5 абзацев.

Не стоит, также забывать, что разбитие текста на подзаголовки — это очень важный аспект написания статей. Большинство авторов советуют, в особенности для больших материалов, разбивать текст подзаголовками каждые 3-6 абзацев. 

Пользуйтесь методами, описанными в этой статье, и у Вас больше не возникнет трудностей в создании эффектных и интересных заголовков! 

Автор: Ольга Коновалова

Tags: журналистское мастерствозаголовоккопирайтер

Особенности языка заголовка на примере газеты Вечерняя Москва

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Реферат

по предмету «Язык журналистики» на тему:

Особенности языка заголовка на примере газеты «Вечерняя Москва»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

1. ЗАГОЛОВОК КАК ЧАСТЬ ЯЗЫКА ГАЗЕТЫ

2. ЗАГОЛОВОЧНЫЙ СТИЛЬ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

Заголовок — полноправный компонент газетного текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного произведения. Предваряя текст, заголовок несёт определенную информацию о содержании публицистического произведения. Заглавия газетной полосы имеют эмоциональную окраску, возбуждают читательский интерес, привлекают внимание. Заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий определённую самостоятельность. Важность заглавия в плане воздействия на читателя определяется тем, что оно, наряду с зачином и концовкой текста, занимает стилистически сильную позицию. Именно эти компоненты произведения привлекают наибольшее внимание; информация, содержащаяся в заголовке, зачине, концовке, усваивается в первую очередь.

Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия газетного произведения, выполняя оценочно- экспрессивную функцию. Важность её для газеты определяется тем, что произведение должно убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор. Заголовок нередко включается в создание стилистических текстовых эффектов. Это возбуждает эмоции читателей, активизирует его фантазию, акцентирует внимание на отдельных смысловых и оценочных частях публикации.

Заглавие облегчает восприятие текста, играя большую роль в организации языковых средств. В этом случае оно выполняет интегративную функцию. Интеграция (связанность) понимается как средство достижения целостности, слитности текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство. Заголовок облегчает чтение газетной публикации и тогда, когда он выполняет композиционную роль. В зависимости от замысла автора, особенностей содержания текст может состоять из отдельных частей глав, возможно объединение разных материалов под одним заглавием. Композиционный заголовок облегчает восприятие текста, разделённого на главы, эксплицирует связи между частями.

Основная функция заголовка при закреплении содержания в памяти читателя – номинативная. Заглавие играет свою роль на всех этапах восприятия текста: до чтения, во время чтения, после прочтения всего текста. На различных этапах на первый план выступают те или иные функции. При полноценном осуществлении указанных функций заглавия газетной полосы в совокупности активизируют как рациональную, так и эмоциональную сторону читательского восприятия, что обеспечивает действенность газеты.

В научной литературе представлены разнообразные типологии современных газетных заголовков. Не представляется возможным точно назвать один или несколько типов заголовков, преимущественно встречающихся в газетной прессе, поскольку для этого нужно анализировать абсолютно все печатные издания. Но тем не менее разделить печатные издания по функциям заголовков можно.

1. ЗАГОЛОВОК КАК ЧАСТЬ ЯЗЫКА ГАЗЕТЫ

Под заголовком подразумевают самостоятельный речевой элемент, расположенный вне текста. Но в то же время заголовок является полноправным компонентом текста, так как он не существует вне связи с другими компонентами целостного произведения. Э.А. Лазарева в своей работе «Заголовок в газете» определяет заголовок «с одной стороны, как языковую структуру, предваряющую текст, стоящий «над» и перед ним». Но тот же исследователь после пишет, что «наряду с началом, серединой, концовкой заголовок составляет определённый план членения текста — пространственно-функциональный, или архитектонику текста.»

В работе «Газета вчера, сегодня, завтра» С.Н.Гуревич пишет о том, что заголовок — это элемент дизайна газеты. Из этого положения автор делает вывод о том, что важнейшая функция заголовков – «привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес.» А позже Гуревич прибегает к метафорическому объяснению: называет заголовок «крючком, заглотнув который, читатель знакомится со своим «уловом» – всей публикацией.»

Помимо привлечения внимания читателя, заголовки организуют, направляют и облегчают чтение. Прерывая текст, они заставляют читателя невольно остановиться перед тем, как приступить к чтению нового подраздела, и благодаря этому подталкивают к тому, чтобы осмыслить прочитанное, представляющее собой законченное целое. Служить преддверием текста и тем самым подготавливать читателя к его восприятию — тоже функция заголовка. Он членит текст и тем самым создаёт благоприятные условия для выборочного чтения и усваивания той информации, которая необходима читателю.

Колесниченко в книге «Практическая журналистика» выделяет две функции заголовков информативную и контактную. Он прибегает к художественному приёму, сравнивая заголовок с вывеской витрины: «как вывеска витрины — это обещание, что в магазине можно найти такой-то товар, так заголовок — это обещание, что в статье будет определенная информация.»

Автор в той же книге подразделяет заголовки на 2 вида: предикативные и номинативные. Номинативный заголовок представляет собой неполное предложение, как правило, фразу из двух существительных или существительного и прилагательного. Его цель — назвать предмет, о котором будет говорится. «Номинативный заголовок обычно содержит оценку новости и сопровождается подзаголовком – распространенным предложением, излагающим ее суть,» — пишет Колесниченко. Предикативные заголовки представляют собой полные предложения, они информируют о теме материала, об информационном поводе.

Гуревич выделяет иные виды заголовков. К этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика. Каждый из них играет определенную роль в номере. Автор пишет, что «обыкновенный заголовок дает первичное представление о теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический – уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного выступления, источник получения информации (например, от нашего собственного корреспондента) и др. Внутренний подзаголовок – название раздела, части крупного текста.»

В работе «Газета вчера, сегодня, завтра» автор подчёркивает, что именно от заголовка зачастую зависит выбор читателя: пробежать материал глазами или же прочесть полностью. Он пишет: «Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию.»

Колесников в книге «Практическая стилистика и литературное редактирование» рассматривает проблему «стереотипных» заголовков для каждого журналистского жанра. К примеру, «для новостных информационных заметок характерно вынесение в заголовок опорных фактов, цифровых данных и тому подобных данных…Для репортажей, зарисовок, очерковых публикаций характерны образные заголовки, использование в них пословиц, поговорок и тому подобных оборотов.»

Можно определить виды заголовков и по количеству строк. Большинство газетных заголовков — однострочные, но часто встречаются двухстрочные и значительно реже — трехстрочные и многострочные.

2. ЗАГОЛОВОЧНЫЙ СТИЛЬ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»

«Вечерняя Москва» — это ежедневная газета, которая выходит по утрам и вечерам 5 раз в неделю, а также субботний семейный выпуск-«толстушка». История издания начинается с 1923 года. И каждая из 12 дежурных цветных полос выходит с пестрыми заголовками.

Для того чтобы создавать или же корректировать заголовки газетных материалов, журналист должен учитывать специфику стиля конкретного издания, в котором он работает, и специфику формы заголовочного комплекса. Задачи «Вечерней Москвы» — развлекать читателя, предоставляя достоверную информацию о последних городских событиях. Поэтому в заголовках прослеживается тенденция на эмоциональность, частую игру слов и «обыгрывание» национальных песен, поговорок, известных цитат.

Примерами эмоциональных заголовков могут служить «Дед мороз подарит сказку. время чудес начинается!» и «Женское дело! За рулём автобуса только девушки»(оба из еженедельник 26.11-03.12). В них используются восклицательные знаки препинания, которые создают впечатление живой эмоциональной речи. Кроме того, оба заголовка состоят из двух простых предложений, первое из которых призвано дать читателю вспомнить яркий образ(деда мороза, независимой женщины). Но в одном второе предложение служит скорее радостным восклицанием, в то время как в другом второе предложение даёт некоторую информацию об инфоповоде.

В том же номере автор статьи решил обыграть пословицу (краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм) «что русскому хорошо, то немцу — смерть»: он пишет «Что брюссельцам хорошо, то немцам сильно не нравится». От афоризма оставлена только структура причинно-следственной связи, его лексическое значение изменено в положительную сторону (от смерти до «сильно не нравится»), а русские заменены на «брюссельцев»(жителей не страны, а города — Брюсселя).

Кроме оценки сочетаний слов с эстетической точки зрения, журналист должен быть предельно внимательным, чтобы случайно не допустить нелепой трактовки смысла или не заметить несоответствующего подтекста, который вызывает контекст. К сожалению, на страницах «Вечерней Москвы» можно встретить заголовки, которые не осведомляют нас о теме статьи и не привлекают внимания, такие «неудачные», блеклые заголовки есть в номере от 13.01.16. «Мне есть куда возвращаться.» с подзаголовком «Поэт Владимир Вишневский — о нашем времени и его ценностях» — из заголовка начинает казаться, что Вишневский собирается вернуться куда-либо, хотя в тексте интервью такой информации нет. Создается возможность неверно трактовать содержание статьи изначально. Подзаголовок же в сочетании со словом «вернуться» совсем не вяжется, так как тогда речь должна идти не о поэте, а об ученом, который изобрел машину времени. Из этого можно заключить, что заголовок не должен выбиваться из общего строя текста.

Журналисту необходимо владеть понятием оптимальной длины предложения в различных условиях и использовать знания для оценки заголовочного стиля каждого материала. В «Вечерней Москве» заголовком как правило является одно, реже два предложения. Чаще восклицательные и нераспространённые: «Заполярная закалка»(13.0116), «Ленивый платит дважды»(12.01.16). Но в той же газете есть много жанров, в том числе и информационная заметка, в которой можно встретить заголовки-темы, включающие в себя максимум информации и слов: «Валютные колебания осложнят жизнь туристам», «Для крещенского купания мастера уже готовят купели»(13.01.16). газета текст заголовочный стиль

Для того чтобы приступить к созданию заголовка автор последовательно анализирует весь материал. Только выявив его суть, правильно поняв информационный повод и посыл материала, осведомившись о подоплёке события и определив жанр текста, журналист может верно подобрать заголовок. К примеру, Ольга Кузьмина озаглавила свой материал «Кто последний на Серова». Заголовок сам очень удачный, так как намекает на длинную очередь, речь о которой и идёт в публицистическом тексте. Обозреватель использовала одно предложение, максимально отражающее инфоповод.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия газетного произведения, выполняя оценочно-экспрессивную функцию. Важность её для газеты определяется тем, что произведение должно убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор.

Заголовок нередко включается в создание стилистических текстовых эффектов. Это возбуждает эмоции читателей, активизирует его фантазию, акцентирует внимание на отдельных смысловых и оценочных частях публикации. Поэтому язык заголовка очень важен для пишущего журналиста и газеты в целом.

У газеты «Вечерняя Москва» есть свои традиции заголовочного стиля. Задачи «Вечерней Москвы» — развлекать читателя, предоставляя достоверную информацию о последних городских событиях. Поэтому в заголовках прослеживается тенденция на эмоциональность, частую игру слов и «обыгрывание» национальных песен, поговорок, известных цитат («Дед мороз подарит сказку. время чудес начинается!» и «Женское дело! За рулём автобуса только девушки»(оба из еженедельник 26.11-03.12, «Что брюссельцам хорошо, то немцам сильно не нравится» из утреннего делового выпуска от 13.01.16).

Большинство заголовков осознанно подбираются автором для максимально емкого и образного выражения смысла информации в статье Ольга Кузьмина озаглавила свой материал «Кто последний на Серова»(13.01.16). Но на страницах «Вечерней Москвы» можно встретить и заголовки, которые не осведомляют нас о теме статьи и не привлекают внимания: («Мне есть куда возвращаться.» 13.01.16)

Заголовком «Вечерней Москвы», как правило, является одно, реже два предложения. Чаще восклицательные и нераспространённые: «Заполярная закалка»(13.0116), «Ленивый платит дважды!»(12.01.16). Но в той же газете есть много жанров, в том числе и информационная заметка, в которой можно встретить заголовки-темы, включающие в себя максимум информации и слов: «Валютные колебания осложнят жизнь туристам», «Для крещенского купания мастера уже готовят купели»(13.01.16).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лазарева, Э.А. Заголовок в газете Текст. / Э.А. Лазарева. -Свердловск, 1989. — 96 с.

  2. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

  3. Гуревич С.Н.Газета: вчера, сегодня, завтра. Первоисточник: М.: Аспект-Пресс, 2004. — 288 с.

  4. Колесников В.С. Практическая стилистика и литературное редактирование. Издательский центр МарТ , 2003 г.

  5. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. И: А ТЕМП, 2009г. — 944с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *