Фото киевская лавра – Киево-Печерская Лавра в Киеве ⛪ история монастыря, кому принадлежит, основатель, расписание богослужения, святыни внутри храма фото и описание, экскурсия и паломничество

Киево-Печерская Лавра: поход к старцам в пещеры (фото): darga9 — LiveJournal

 

В пещерах Киево-Печерской Лавры я бывал давно, еще в советское время – в далеком 1981 году. Тогда мной и группой моих однокурсников двигало простое любопытство. И вот, через 31 год мне вновь повезло посетить эти места. В этот раз мы ехали в Киев целенаправленно – совершить паломничество в Лавру и помолиться у мощей старцев в Ближних и Дальних пещерах.  

Вот и Киев – впереди станция метро «Бориспольская».

Самый доступный способ попасть в Лавру — это доехать на метро до станции «Арсенальная», а там пройти вверх по левой стороне улицы чуть более 1 км. Приближение к святым вратам Троицкой надвратной церкви будет заметно по увеличению количества просящих милостыню нищих и увечных, которые на дальних подступах к Лавре тихо, жалобно и стыдливо просят денежку на лечение, а у самого входа уже нагло и бесцеремонно хватают за рукав и требуют помощи в любой валюте.  

Вход на территорию заповедника Киево-Печерской Лавры стоит 50 грн, разрешение на любительскую фото и видеосъемку – 100-150 грн., услуги экскурсовода – 500 грн. Бесплатно пройти в Лавру можно только в часы Богослужений и по великим церковным праздникам.

 

Пройдя немного дальше, вдоль крепостной стены заповедника, мы оказались у входа на территорию Ближних и Дальних пещер.

Вход сюда бесплатный, а въезд только автомобилям из резиденции Митрополита Киевского и всея Руси, администрации Духовной академии и семинарии, паломнического отдела и по специальным пропускам.

 

Дорога к пещерам выложена брусчаткой

и идет под уклон

вдоль многочисленных церковных лавок справа,

где продаются разнообразные сувениры с церковной символикой и церковная атрибутика 

и крепостной стены слева.

Впереди купола церкви Рождества пресвятой Богородицы у Дальних пещер

Уклон становится все круче и для паломников сделаны удобные и нескользкие тротуары с поручнями

Крестовоздвиженская церковь, в ней находится вход в Ближние пещеры.

Во дворе церкви всегда много паломников.

Большое пасхальное яйцо привлекает внимание детей 

и практически всех паломников.

Это яркое сооружение сделано из множества других крашанок – так в Украине называют пасхальные яйца.

Женщинам запрещается входить в пещеры в брюках и с непокрытой головой. Юбку можно взять напрокат под залог в 50 грн. в самой церкви, а платок купить в любой церковной лавке за 20-80 грн.

 

Перед входом в пещеру все зажигают свечи, которые можно купить у входа или в лавке за 1-10 грн.

В выходные дни здесь очень многолюдно и выстраивается очередь, как в мавзолей на Красной площади в Москве. Смотрители, из числа монахов, регулируют это движение, поторапливая паломников негромкими возгласами: «не останавливайтесь», «проходите», «долго не стойте», «не разговаривайте» — ну, почти как в мавзолее у Ленина.

 

В пещерах хранятся мощи старцев Киево-Печерской Лавры в гробах, некоторые гробы открыты, и через прозрачную крышку можно увидеть руку и облачение давно умершего старца. Из специальной таблички на стене можно узнать, чьи это мощи и в своей молитве просить старца об исцелении или обращаться к нему с другими просьбами. В Ближних пещерах сберегаются и мощи знаменитого русского богатыря Ильи Муромца, который завершил свой земной путь монахом Киево-Печерской Лавры.

 

Вход в Дальние пещеры.

Церковь Рождества пресвятой Богородицы.

Вид на Трапезную церковь от Дальних пещер.

Галерея от Ближних к Дальним пещерам.

Пешеходные дорожки в церковном парке выложены камнем.

Церковь «Живописный источник»,

здесь любят фотографироваться новобрачные.

Паломники:

1.

2.

3.

Вторые ворота к пещерам.

Кривое зеркало.

Дорога на выход.

За один день осмотреть досконально все достопримечательности Лавры просто невозможно, для этого надо минимум два дня.

Оригинал записи на LiveInternet.ru


Аренда микроавтобуса в Киеве. Самые чистые микроавтобусы на свадьбу, экскурсию или деловую встречу в Киеве в компании AutoComfort http://autocomfort.ua/rent-minibus

Киево-Печерская Лавра фото

Киево — Печерская лавра  один из первых по времени основания монастырей на Руси. А основан он был аж в 1051 году при великом Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. (11 фото)

1.  На протяжении столетий главной достопримечательностью Киево-Печерской лавры являются пещеры, в которых подвизались святые основатели русского монашества. Впервые пещеры лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (нач. XII в.). Здесь Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Затем здесь поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату – 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.

2. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора художника Алипия.

3. Уже к концу XVIII в. сформировался архитектурный ансамбль Лавры, сохранившийся без существенных изменений до наших дней.

4. C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры[1] и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

5. В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян, здесь находится могила Петра Аркадьевича Столыпина.

6. До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор.

Киево-Печерская Лавра фото.

7. На территории Верхнего монастыря с 20-х годов XX в., со времени установления богоборческой власти и до сегодняшнего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник.

8. Главный храм Киево-Печерской лавры ― Великая Печерская Церковь (Успенский собор) ― находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней лавры. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи.

9. Община Лавры находится в юрисдикции Украинской Православной — Церкви Московского патриархата, входящей в состав Русской православной церкви.

10. Уникальная Киево-Печерская Лавра, Украина.



Комментарии

Киево-Печерская Лавра. Пещеры — Как прекрасен этот мир! — ЖЖ

Из рассказа «Киев в месяце «листопад»

Я хочу рассказать о Пещерах в Киево-Печерской Лавре. Для меня их посещение обернулось уникальным духовным общением.

…Захожу ещё в пару выставок, которые находятся в Успенском соборе. И чувствую, что морально готова идти в Пещеры. Они находятся на территории Нижней Лавры. Местность здесь пересечённая, как и везде в Киеве. Верхняя Лавра – это комплекс белоснежно златоглавых церковных построек на вершине холма, ниже по склону, начинается Нижняя Лавра. А потом она снова поднимается на следующий холм. Я совсем не имею представления о том, что такое Пещеры и что, вернее, кого, я там увижу. Но я уже волнуюсь, и сердце начинает учащённо биться.



Вход в Киево-Печерскую Лавру. Не забудьте дотронуться до стенки!

Золотые купола и солнца на Успенском соборе

Я знаю, что все мы разные люди. У нас у каждого свои глаза и свое видение мира. Для кого-то, поход в Пещеры, это мумии, цирковое представление, брезгливые гримасы, праздное любопытство. Для кого-то – это святые мощи и нечто большее, скажем так, духовное очищение. Поэтому я не буду описывать подробности личного плана, ограничусь бытовыми и необходимыми. Скажу лишь, забегая вперёд, что я вышла из Ближних пещер в таком потрясении, что пошла вперёд, не разбирая дороги, и чуть не заблудилась.

Пещеры есть Ближние, а есть Дальние. Вход в них бесплатный. Народу немного. Воздух, несмотря на то, что вы спускаетесь круто вниз, свежий. В Пещеры надо входить с горящей свечкой и держать её аккуратно, в левой руке, в ковшике ладони, зажимая между средним и безымянным пальцами. Экскурсовод нам сказала, что при выходе из Пещер, эти свечи нельзя выкидывать, и лучше их забрать с собой. Также, опросив полгруппы, с какой целью они идут в Пещеры, получила ответ большинства: «А так, посмотреть». – «Значит вы праздношатающиеся», — сказала она, — и вам надо идти по экскурсионному маршруту, а остальным – по пути для паломников».

Эти два маршрута разные по длине, первый – более короткий, его как раз с лихвой хватает, чтобы потом всем рассказывать: «ой, братцы, ну был/а/и в этих пещерах, такого там насмотрелись – египетские мумии нервно курят в стороне». И второй маршрут – более длинный – для тех, кто отправляется в духовное путешествие. Вы не заблудитесь, там висят стрелочки-указатели, или монах-дежурный вас сориентирует. Вовсе не значит, что «праздношатающимся» надо волноваться, не упустят ли они чего-нибудь более интересненькое на паломническом маршруте. Наоборот, верующим, я бы посоветовала по окончании своего пути свернуть на экскурсионный, потому что там… Илья Муромец и врач-монах Агапит и подземная церковь…, но обо всё по порядку.
Вход в Ближние пещеры находится на территории Нижней Лавры за Крестовоздвиженской церковью.

Ближние Пещеры – называются ещё Антониевыми, а Дальние – Феодосиевыми. Но мощей этих святых отцов в Пещерах нет – есть только их кельи, там, где они жили и молились. Не считается, что их не нашли или они пропали – считается, что сами святые подвижники — основатели Лавры Антоний и Феодосий не пожелают пока открыться для обретения. Они ждут более достойных времён.
Зажигаю свечку – спускаюсь вниз по узким каменным долгим ступенькам. Вот и развилка дорог – налево «экскурсантам», направо – паломникам. Ничего страшного здесь нет. Узкие коридоры, их высота и форма сводов – тщательно продуманы – они пропорциональны размерам человеческой фигуры. Стены белые, отштукатуренные. Воздух свежий, никакой «спёртости» или его недостатка не ощущается.

Подземные коридоры


В белых стенах выдолблены арочные ниши, в которых стоят большие полированные ларцы со стеклянными крышками. В них лежат мощи. Очертания человеческого тела прикрыты красивой парчовой тканью. Святых переодевают — в обычные дни — в «повседневную» одежду, в праздники — в нарядную, в пост — в черную. Где-то из-под облачения можно увидеть шоколадного цвета кисть руки.
Обретение мощей считается чудом. Даже самые заядлые дарвинисты и атеисты не могут не удивиться фактам, противоречащим всем законам природы: при t- 7-9˚ и влажности 80-100%, т.е. при самых что ни на есть неблагоприятных условиях, останки святых людей, которым уже около тысячи лет сохранились необъяснимым наукой образом.

Монахи уходили в пещеры от мира, в поисках уединения, и жили здесь в затворах – каменных кельях. В стене было крошечное окошко и раз в три дня другие иноки приносили им просфору и новые свечи. Если всё это вдруг оставалось нетронутым, значит, затворники ушли в мир иной. По уставу монастыря их замуровывали в специальных полукруглых и длинных нишах, выдолбленных в стенах пещер – локулах и закрывали. Прикоснуться к ним можно было только по истечению 3-х лет, можно позже, но не раньше. Поразительное – где-то из локул вынимались костные останки и переносились в специальные костницы, а где-то – мощи оставались нетленными.

Что это может означать? Что этот человек, через своё сильнейшее устремление к Богу, а значит к Любви и Добру, накапливал такую энергию, что сам становился сгустком благодатной энергии. Николай Рерих говорил, что «психическая энергия сильнее ядерной»….

Многие боятся мощей. Но почему? В отличие от египетских мумий, источающих негативную энергетику, здесь совершенно противоположные ощущения. Здесь царит мир и покой. Ещё наверху, наша экскурсовод посоветовала не верить цифрам захоронений – потому что подсчитать их все в действительности просто невозможно. Но, тем не менее, Собор Преподобных Печерских святых включает в себя около 118-120 имен подвижников: 118 гробниц святых в Дальних и Ближних Пещерах и «закрытые» пока мощи преподобных Антония и Феодосия.

Обычно, по церковному уставу, при основании любого храма в нём должна присутствовать хотя бы частичка каких-либо святых мощей. Учение о почитании святых мощей было утверждено Седьмым Вселенским Собором. Почитаются мощи «благочестиво, но не благолепно» (как иконы) и смысл почитания основан на том представлении, что «христианское тело есть храм Святого Духа». Так вот – любая церковь благодарна хотя бы малой частичке мощей!, а здесь в Пещерах Киево-Печерской Лавры находятся целые нетленные мощи 120 святых!

Поэтому, спускаясь вниз, в Пещеры – будьте уверены – ничего плохого с вами там не случится. И если вы атеист и убеждены в том, что произошли от обезьяны, т.е. даже теория Дарвина вас не пугает и не смущает, то чему вы собираетесь пугаться здесь? Боитесь останков просветлённых людей? Теми же учёными подтверждено – что мощи святых обладают бактерицидными свойствами, защищают от радиации и очищают воздух на небольших расстояниях. Рядом с мощами святых распускаются цветы…

Я тихо хожу по достаточно тёмным коридорам. Удивительно, но огонёк свечи даже не колеблется, а горит ровно и ясно. Мне, наверное, повезло — так получилось, что сейчас ноябрь-листопад, поэтому в пещерах и узких коридорах народу достаточно мало. Никто никому не мешает. Только редкие туристические группы, бегущие по подземелью за экскурсоводом, создают пробки. Около каждого ларца есть надпись с именем святого и родом его занятий, например: Дамиан целебник, Нектарий схимник, Алексей затворник, Григорий иконописец, Агафон чудотворец, Нестор летописец. Рядом висит либо изображение этого святого, либо его любимая икона. Люди прикладываются к мощам. Обратила внимание, что многие стоят перед определёнными святыми и молятся им.
В Пещерах есть удивительные по красоте подземные церкви.
В Ближних Пещерах их три: церковь Введения Пресвятой Богородицы, церковь преп. Антония и церковь преп. Варлаама. Когда, ходя по подземным коридорам, заходишь в такой подземный храм….

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

В Введенской церкви слева находятся мощи преп. Агапита врача – безвозмездного лекаря. Не было ни одной болезни, от которой этот святой монах не мог бы исцелить. Если вы купите при входе в Пещеры какую-либо иконку или что-нибудь другое (крестик, ладанку), то эти предметы можно здесь прикладывать и освящать на мощах.

Напротив Введенской церкви – есть каменная комната – бывшая Трапезная, в ней располагаются мощи Никона Сухого (справа, проблемы ног), Луки Печерского (слева, женские печали), Ильи Муромца (второй слева, мужская сила) и младенца Иоанна (впереди, защита детей). Все это можно увидеть на коротком обзорном маршруте.

На длинном отрезке для паломников в числе прочих святых увидете мощи 12 мастеров – зодчих Успенского собора, Нестора Летописца («Повесть временных лет»), Алипия иконописца (с огромным удивлением прочитала, что возможно он, а не апостол Лука, является автором знаменитой иконы Владимирской Божией матери, которая сейчас находится в храме при Третьяковской галерее), а главное — келию преподобного Антония и его символическое захоронение. На стенах рядом – иконы. В этой крошечной каменной келье святой старец «завершил дни свои, живя в добродетели и не выходя из пещеры никогда и никуда сорок лет». Келья такая маленькая, в неё помещается не больше трёх человек, и уже не помню, как она освещается – кажется светом лампады, но ощущение такое, будто она озарена ярким светом. Эта келья находится прямо напротив церкви преп. Антония Печерского.

Келия преподобного Антония Печерского

Интересно – я долго спускалась вниз в подземелье, но вот обратно, вышла как-то очень быстро и оказалась внутри Крестовоздвиженской церкви, в которую заходила перед Пещерами. Надо же, а я и не заметила маленькой дверцы в стене, откуда возвращаются люди из Пещер.
Далее – иду в Дальние пещеры.
К ним можно пройти несколько сокращённым путём – напротив Крестовоздвиженской церкви надо нырнуть в длинную деревянную галерею.

Эти холмы скрывают вход в пещеры Нижней Лавры

Розарий на территории Нижней Лавры

Но я прошла мимо, ничего не видя и ничего не слыша после посещения Ближних Пещер. Надо сказать, что эмоциональная нагрузка для одновремённого посещения сразу двух подземных Пещер очень велика, но что делать? Когда я ещё приеду в Киевскую Лавру? Поэтому направляюсь по мощёной центральной дороге ко второй части Нижней Лавры – на этой территории (макушка холма) находятся очень красивые церковь Рождества Богородицы, Колокольня и небольшая Аннозачатьевская церковь. Здесь туристов несколько меньше, чем на территории Верхней Лавры и первой части Нижней – видимо, досюда доходят только сильные духом, или очень любопытные.

Вход в Дальние пещеры

Опять покупаю свечку и спускаюсь вниз – очень глубоко, очень. Сильно чувствуется, что над головой у тебя метров 20 грунта. Ноги уже устали пересчитывать ступеньки. Но вот, наконец, я дошла. Здесь маршрут тоже делится – на обзорный и молитвенный.

В Дальних Пещерах находится келья преподобного Феодосия, в которой из «мебели» всего две каменные лежанки с двумя каменными «подушками», лампадка и вазочка с цветами. Чуть дальше небольшая пещера, в которой на полках – в прозрачных сосудах с крышкой или таких же металлических хранятся – мироточивые главы – человеческие черепа, которые непостижимым (науке) способом источают особое благоуханное кристально прозрачное масло – миро. Это масло, действительно, имеет чудесные свойства исцелять недуги. Для совсем уж скептиков отмечу, что анализ мира, взятого от разных глав, показал, что это – высокоочищенное масло неизвестного происхождения, содержащее белок очень сложной структуры, синтез которого искусственным путём невозможен.

Здесь, в этих Пещерах также есть три удивительные подземные церкви: церковь Рождества Христова, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь преп. Феодосия, игумена Печерского. И оказывается, в последнем храме каждый день в час дня совершаются молебны, после которых все присутствующие помазываются драгоценным миром от мироточивых глав просветлённых людей.

Я постояла в миниатюрной Рождественской церкви и, выйдя, свернула в какой узенький коридор. Там оказалось символическое место захоронения самого преподобного Феодосия. Это очень сильное место.

Спуск к Днепру

Интересно, что я помню, как долго спускалась в подземные пещеры, а вот как выходила оттуда – стёрлось из памяти, как-то раз – и уже вышла, и оказалась в Аннозачатьевской церкви. Вообще, я советую приобрести в иконных лавках Лавры книжечки с подробными планами Пещер. Маловероятно, что там внизу вы их откроете и будете сверяться, но, тем не менее, они вам помогут. Примерные карты Ближних и Дальних Пещер можно посмотреть здесь: lavra.kiev.ua/карта.

И ещё — в сувенирном магазинчике на территории Верхней Лавры (сразу слева от Святых ворот в арке) я увидела необыкновенно красивые иконы. Они были нарисованы художниками, покрыты лаком и украшены полудрагоценными камнями (~250 гр

Ближние пещеры — Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

О пещере

В 1057 г. преподобный Антоний, стремившийся к уединению, старшим среди братии поставил преподобного Варлаама, который стал первым киевопечерским игуменом. Сам же он переселился на другой склон, где ископал для себя новую подземную келью — ныне Ближние пещеры. Но и здесь вскоре возле преподобного Антония собрались иноки. Так возникли два комплекса пещер подземного монастыря: Ближние, или Антониевы и Дальние, или Феодосиевы.

В 1240 г. орды хана Батыя разрушили Киев, а вместе с ним — и Киево-Печерский монастырь. Сведения о пещерах, относящиеся к этому времени довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями.

Период второй половины XIII конца XVI веков в исторической науке остается неизученным, что объясняется отсутствием письменных источников. Практически никаких документов этого периода об истории пещер до наших дней не дошло. Отдельные свидетельства, дошедшие до нас, относятся в основном к XVI— началу XVII века. Весьма интересны описания лаврских пещер такими путешественниками, как инок Зосима (1420 г.), князь Андрей Владимирович, барон Сигизмунд Герберштейн (1486-1563), Александр Гваньини (1538-1614), Мартин Груневич (1559 — после 1606), Станислав Сарницкий. Но особенно интересны записки Эриха Лясоты (род. ок. 1550 г.), который состоял на службе у императора Рудольфа II и по его поручению ездил в 1594 г. с посольством к запорожским казакам. Находясь в Киеве, он посетил Печерскую Лавру, оставив об этом воспоминания. В частности, он пишет, что пещеры имеют много ходов, «которые бывают в рост человека, а кое-где такие низкие, что надо нагибаться, но они такие широкие, что двое могут разминуться… Вход отделан почти так же, как это бывает при входах в шахты». В Ближних пещерах Эрих Лясота обратил внимание на две подземные церкви, «в которых каждую субботу служится обедня».


Праздник преподобных отцов Печерских (Ближних пещер) — 11 октября

Виды Лавры и Ближних пещер на фоне молебна с Акафистом Всем преподобным Печерским

Сейчас древние Антониевы и Феодосиевы пещеры открыты ежедневно с 9.00 утра до 16.00 вечера для всех желающих поклониться святым нетленным мощам преподобных отцов Печерских.

Карта

Ближние пещеры

Киево-Печерская лавра

Один из первых монастырей на Руси. Один из самых популярных памятников Киева. Основан в 1051 при Ярославе Мудром монахом Антонием Любечским
лавра
Киево-Печерская Лавра разделялась на четыре части: Великая лаврская церковь, или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние Пещеры и Дальние Пещеры. На фото ниже вид на пещеры и Лавру
лавра
В Лавре покоятся нетленные мощи угодников Божьих в Ближних и Дальних пещерах; похоронены Великий князь Литовский Ольгерд, Пётр Аркадьевич Столыпин и другие.
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

Вход в лавру проходит через надвратную Троицкую церковь, древнейшую сохранившуюся церковь домонгольского периода

лавра

Интерьер Троицкой церкви


лавра

На фото – Успенский Собор в его нынешнем виде, отреставрированный


лавра
лавра
лавра

Успенский собор ночью


лавра

Другая надвратная церковь — Всех Святых XVII века — представляет собой храм с великолепным освещением через световые барабаны равновеликих куполов.


лавра

Колокольня Киево-Печерской Лавры – высочайшая в православном мире, высотой в 96,5 м


лавра
лавра

Трапезная церковь рядом с Успенским собором поражает множеством дивных росписей. Возле нее похоронен П.А. Столыпин


лавра
лавра
Находясь в Лавре нельзя не посетить Ближние и Дальние пещеры, являющиеся великой святыней Киево-Печерской Лавры. Их история насчитывает около тысячи лет. Ближние пещеры, скрывающие под спудом мощи прп. Антония, называются Антониевыми, а Дальние, где с 1074 по 1091 гг. покоились мощи прп. Феодосия — Феодосиевыми. Оба лабиринта пещер залегают на глубине от 5 до 20 метров. Протяженность Ближних пещер — около 383 м., Дальних — около 293 м. В Ближних пещерах Находятся нетленные мощи Нестора Летописца и других подвижников — общим числом 75, в Дальних пещерах находятся главы святых угодников Божиих, источающие миро

На фото колокольня Ближних пещер


лавра

Рядом с Лаврой церковь Спаса на Берестове, где похоронен князь Ю. Долгорукий


лавра

Подробная карта — схема Киево-Печерской Лавры


лавра

1 Троицкая надвратная церковь. святые врата Лавры
2 Крепостные стены
3 Башня Ивана Кущника
4 Часовая башня
5 Онуфриевская башня
6 Малярная башня
7 Никольский больничный храм
8 Бывшие больничные покои Никольского монастыря
9 Бывшие келии соборных старцев
10 Бывшая иконная мастерская Лавры
11 Большая Лаврская колокольня
12 Собор Успения Пресвятой Богородицы
13 Бывший экономический корпус
14 Церковь Всех Святых. Экономические ворота
15 Церковь Спаса на Берестове
16 Ковнировский корпус
17 Корпус бывшей типографии
18 Бывший дом наместника Лавры
19 Фонтан, бывший колодец
20 Здание бывших митрополичьих покоев
21 Бывшая трапезная палата
22 Трапезная церковь во имя прпп. Антония и Феодосия
23 Южные ворота
24 Крестовоздвиженская церковь. Церковь «Всех преподобных отцов печерских». Склад-магазин Киево-Печерской Лавры

25 Вход в Ближние пещеры
26 Колокольня на Ближних пещерах
27 Дебоскетовская (опорная) стена
28 Аннозачатиевская церковь
29 Церковные лавки
30 Церковь Рождества пресвятой Богородицы
31 Колокольня на Дальних пещерах
32 Резиденция Митрополита Киевского и всея Украины
33 Галерея, ведущая к Ближним пещерам
34 Галерея ведущая к Дальним пещерам
35 Церковь Воскресения Христова
36 Вход в Дальние пещеры через Аннозачатьевский храм
37 Конференцзал, 45-й корпус
38 Хозяйственные ворота
39 Церковь «Живописный источник»
40 Киевские Духовные Академия и Семинария
41 Гостиница для священников
42 Гостиница для паломников
43 Колодец преп. Антония
44 Колодец преп. Феодосия
45 Паломнический отдел Киево-Печерской Лавры, 39-корпус.

Радуга над Лаврой


лавра

Киево-Печерская Лавра в 1890


лавра

В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905), фоторепродукция


лавра

Как и когда переоблачают мощи преподобных в Киево-Печерской Лавре

В Петров пост происходит последнее переоблачение преподобных Печерских в этом году. Какие цвета одеяний у преподобных, как  переоблачают святые мощи и что при этом происходит. Рассказывает хранитель тайны Лаврских пещер, архимандрит Дамиан (Радзиховский), блюститель Дальних пещер Киево-Печерской Лавры.

Фото: lavra.ua

– Как часто переоблачают преподобных в Киево-Печерской Лавре?

– Переоблачения совершаются несколько раз в году. Первый раз – перед началом Великого поста, преподобных Печерских переоблачают в одежды черного цвета либо фиолетового. Именно в таком одеянии священнослужители совершают богослужения в этот период церковного года. Точно так же и преподобные отцы облачены в ознаменование Великого поста.
Второй раз – к окончанию Страстной седмицы, а точнее – в Великую субботу, преподобных переоблачают в одежды красного цвета, после закрытия пещер перед Пасхальной заутреней. Потому что наступает великий праздник Воскресения Христова, и в ознаменование этого священнослужителями используются праздничные красные одежды.

И после седмиц, которые празднуются по Пасхе, преподобных переоблачают в одежды зеленого цвета, которые символизируют праздник Троицы. В зеленом облачении преподобные находятся весь оставшийся церковный год до следующего Великого поста.

– Есть ли какая-то разница между этими переоблаченями?

– Есть существенный момент: когда преподобных переоблачают в зеленые одеяния,  их мощи выносят наверх из гробниц на некоторое время, из рак, в которых они почивают на протяжении всего года, в специальные помещения в Дальних пещерах (простонародное название – мощесушилка), где полностью разворачиваются и просушиваются одежды внутренние. Не только сами облачения, а и внутренняя одежда, которая полностью обвивает мощи. Потому что сами мощи преподобных не просто лежат  непосредственно в раке и  не просто накрыты облачениями и больше ни во что не завернуты. Их мощи находятся в гробницах, в раках точно так же, как преставленных монахов: их традиционно облачают в специальное постригальное одеяние (мантия и т. д.), которое монах хранит всю свою жизнь. Преподобных сначала заворачивают в рубашечку, знаменующую нижнюю монашескую одежду, затем в мантию монашескую и другие одеяния. А сверху полагается облачение.

В таком мероприятии есть определенная необходимость, связанная с уходом  за мощами и эксплуатацией пещер: множество паломников, которые прикладываются, определенный температурный фон, влажность… Поэтому нужно один раз в год совершить данную процедуру не для того, чтобы сами мощи сушить (им это никаким образом не вредит), а лишь внутренние облачения, в которые мощи заворачивают.

Фото: lavra.ua

– Сколько лет существует такая традиция?

– Испокон веков. В исторических источниках зафиксировано, что точно так же поступала братия до революции. Сложно сказать с точностью, когда эта традиция зародилась. Достоверно известно, что переоблачение преподобных отцов монахи совершали с момента открытия  Лавры, а также в советское время. Эта традиция сохраняется до наших дней.

– Что-то необычное Вы наблюдали во время переоблачения?

– Ничего сверхмистического за время моего блюстительства не было. Сам процесс, безусловно, чрезмерно интересный. Ведь это соприкосновение с чудом! Почитание святых, их присутствие, заступничество… Вид мощей, их сохранность производят неизгладимое впечатление. А сам факт, что столько столетий эти мощи лежат нетленными, – истинное чудо нашего времени! Для тех священников, которые переоблачают мощи по послушанию, – это стимул для их монашеского делания: каждый воочию убеждается в том, что преподобные, будучи монахами, достигли святости, благочестия за их земную жизнь – и Господь их наградил нетлением мощей.

На протяжении всего церковного года случаются исцеления, разные виды помощи от преподобных. Люди обращаются к ним с молитвой, с просьбой – и преподобные отзываются на эти просьбы, и по их ходатайствам Господь посылает помощь.

– А когда открывается гробница, когда можно приложиться непосредственно к мощам?

– В день памяти святого открывается гробница.

Фото: УНИАН

– Где хранятся сменные одеяния?

– Для этого в Дальних и Ближних пещерах предусмотрены специальные помещения, ризницы. Одеяния отсортированы по цветам, и подписаны по именам для каждого преподобного. У каждого святого имеется своя одежда, в зависимости от размера, каждый прославлен в своем чине, в своем лике: один был монахом, второй – архимандритом и т. д. Есть мощи святителей, почивших в епископском сане. Их много, в особенности в Дальних пещерах. Среди последних – священномученик Владимир, день памяти которого мы недавно чтили и мощи выносили, также Феофил, епископ Новгородский, святитель Павел Тобольский. Они, соответственно, в епископских облачениях.

– И в этом году все проходило как обычно?

– Да. Единственное, по наблюдению братии Дальних и Ближних пещер, –  прогноз погоды не сбывается, когда на день переоблачения мощей передают ливень, гром, молнии, град.  Над Лаврой в этот день всегда солнечно. Если в Дальних пещерах есть специальное помещение, где мы можем эти одеяния просушивать, то в Ближних пещерах выносят часть одеяний на улицу. Поэтому  запланированная сушка одеяний и переоблачение преподобных всегда проходит при хорошей погоде.

К примеру, на этой неделе братья как раз просушивали одеяния и переоблачали преподобных в Ближних пещерах, а в определенных районах Киева был огромный ливень, подтопило отдельные районы, но на территории Лавры не упало ни капли. Из года в год сопровождают нас такие чудеса.

Мы верим, что это определенный знак: преподобные облегчают работу братии, чтоб не замочить одеяния и в срок все успеть сделать.

– В Дальних пещерах когда совершалось переоблачение преподобных в этом году?

– Сразу после Троицы. На сплошной седмице между Троицей и началом Петрова поста. В Дальних пещерах несколько быстрее переоблачают, так как там мощей меньше, чем в Ближних. Соответственно, братии Ближних пещер требуется немного больше времени. Нам достаточно два дня.

Беседовала Наталья Горошкова

Киево-Печерская Лавра и ее святые

В самом центре Киева находится большой монастырь — Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется… под землей. Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, — пещерным. Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий. Правда, стоит прихватить с собою свечку, ведь там, внизу, очень темно, а местами царит абсолютный мрак.Киево-Печерская Лавра и ее святые

Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни, и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи (Мощи — это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. — Ред.) киевских святых — от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой.

Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси…

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы — служители древнерусских богов — Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что-то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.

Хозяин дома — Тур — сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов — суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.

А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя… Против богов!

Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира — княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя, говорят, тоже веровал во Христа. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по-настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.

Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам“».

Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают богов, их боги — Тор и Один — воинственны и беспощадны. Того же требуют и от всех, кто поклоняется им. А потому никакой варяг не откажется от такой чести — принести в жертву своего наследника, если боги этого потребуют…

Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:

— Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.

Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг — христианин? Конечно, он долгое время прожил
в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство… Но как-то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя — Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.

Толпа идет на штурм. Раз, другой… Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство — вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.

Пришлось идти на хитрость… Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов — отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.

А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его  верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться князь о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной…

В начале двадцатого века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел — со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.

Может быть, совпадение, а может, и что-то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Киево-Печерская Лавра и ее святые

Мученическая кончина святых Феодора Варяга и сына его Иоанна

 Киево-Печерская Лавра и ее святые

Святой равноапостольный князь Владимир

 

Антоний — отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот — шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось!

Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы… Не только церковное искусство — даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.

Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков — монах-славянин. По всему видно — местный. Только сильно загорел на южном солнце.

И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный  монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину.

На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию.

В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра… Вот только уединения не получилось.

Киево-Печерская Лавра и ее святые

Преподобный Антоний Печерский

 

Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики…

Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества — Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения.

Потом зашел в свою келью — и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.

Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

KPL2

Чудеса каждый день

Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли — Община.
— Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, — громко произнес Дионисий.

— Воистину воскрес Христос! — неожиданно раздался дружный хор громовых голосов, шедший из могил.

Так кто же сказал, что монахи — все мрачные и угрюмые люди? Вот, даже и в смерти своей они умеют радоваться жизни. И таких примеров в древней книге, посвященной киевским монахам, — Киево-Печерском патерике — немало. Ведь жить в уединении и носить бедную одежду вовсе не означает обрекать себя на непрерывную скорбь…

Вот преподобный Прохор получил от братьев монастыря прозвище Лебедник, потому что не ел ничего, кроме лепешек из лебеды, которые готовил себе сам. Братья удивлялись: лебеду невозможно есть! Она горькая! Но отец Прохор сам собирал ее, сам толок в муку,
сам готовил себе лепешки.

Как он страдает ради веры и поста, восхищались братья. Но через несколько лет начался голод, пшеничной муки стало не хватать на всех, и отец Прохор принялся угощать своими лепешками других. Тут-то и оказалось, что они… сладкие и очень даже вкусные! Как так? В чем секрет Несколько ушлых братьев незаметно взяли часть лепешек, считай, украли. Надеялись узнать получше их состав, но ничего у них не вышло. Краденые лепешки, как и положено лебеде, оказались горькими как полынь.

Чудо? А может, опять совпадение? Одно братья поняли — вся эта история не случайна. Покаялись перед отцом Прохором, он простил незадачливых воришек и угостил их этими же лепешками, которые они принесли ему обратно. И опять они вкусными показались, как никогда. Без горького привкуса плохого поступка.

 

Вся правда об Илье Муромце

Монаху не пристало выделяться из толпы и бахвалиться своими достижениями: для того и даны им простые одинаковые одежды. На монастырской службе все стоят рядом, как солдаты во время парада, в полумраке храма трудно отличить одного от другого. Лишь один выделяется из толпы, но уж тут ничего не поделаешь. На голову выше всех остальных, огромный и крепкий, как былинные богатыри, да он и есть бывший богатырь, ушедший с воинской службы и принявший монашество. Илья по прозвищу Чоботок. Поговаривают: как-то однажды враги застали его, когда он надевал сапоги-чоботы, так он даже одним сапогом смог защититься от их мечей. То ли он из далекого Мурома, то ли из Моровска, что под Черниговом, — это куда ближе от Киева… Точно не
известно, но еще одно прозвище пристало к нему со временем крепко — Муромец.

Киево-Печерская Лавра и ее святые

Илья Муромец

 

Когда-то он славно сражался — все тело в ранах. Но никогда не было в нем злобы и жажды крови. Славе великого ратника и воинским чинам он на старости лет предпочел смиренное служение монаха. Теперь у него новое поле боя — собственная душа…

В наши дни нам немного известно о реальной жизни великого богатыря. Одно можно сказать точно: еще при жизни славился он не только военными подвигами, но и монашескими добродетелями — смирением, молитвой. Недаром после кончины его стали почитать как Божьего угодника, а чуть позже причислили к лику святых как преподобного Илию Печерского, или же Илию Муромца.

В советские безбожные годы старались лишний раз не упоминать о том, что у былинного богатыря был реальный прототип, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре. Но именно тогда начались научные исследования, которые позволили подтвердить церковное предание.

Реконструкция внешности, исследование прижизненных ран, сложные анализы на определение возраста мощей… Все это подтвердило: действительно, преподобный Илия Муромец жил в XI-XII веках, действительно, он был выше всех современников — 177 сантиметров. Таким ростом сейчас не удивишь, но в то время средний рост был не более 165 см. Да и телосложение было у Илии весьма могучим.

Более того, как и говорится в былинах, Илия действительно долгое время не мог ходить — страдал болезнями ног. Зато потом прославил себя в битвах, о чем свидетельствуют многочисленные раны. Преподобного Илию на иконе изображают как монаха, опершегося на меч. Воин-богатырь, ставший воином духа.

Киево-Печерская Лавра и ее святые

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.

 

Первый мученик революции

Поздним холодным январским вечером 1918 года несколько людей с оружием в руках вывели из ворот Лавры человека в монашеском облачении. Их предводитель в матросской бескозырке чувствовал свою безнаказанность. Кто ему помешает? Кто теперь в городе власть?

Вот уже почти год как свергли царя, бывшая Российская империя все больше увязала в страшной
гражданской войне, где по разные стороны предстояло оказаться соседям, друзьям и даже ближайшим родственникам.

Вот и предводитель людей с оружием, забравший из Лавры человека в монашеском облачении, тоже надел бескозырку — хочет походить на революционного матроса. Или он действительно матрос? Или просто бандит, решивший прикинуться представителем новой власти? Сегодня вряд ли можно это узнать точно.

Все смешалось в то смутное время. Но человек в монашеском облачении идет спокойно. Это — митрополит Киевский Владимир. И ему не привыкать смотреть в глаза смерти. Помнится, был он епископом в Самаре, и когда весь город прятался по домам во время страшной холерной эпидемии, владыка Владимир лично ходил исповедовать людей, умиравших в холерных бараках. Потом в Тифлисе (Так раньше называлась столица Грузии — Тбилиси. — Ред.), когда при похожей эпидемии он устраивал в храмах столовые для нуждающихся, на него бросился с ножом какой-то безумец. Разве он испугался и решил отказаться от своего служения, посмотрев тогда в глаза смерти?

Нет. Уже после, будучи митрополитом Московским, он лично проповедовал среди рабочих, не боясь спорить с воинственными революционными агитаторами.

А сейчас его ведут вдоль лаврской стены по ночной и холодной улице. Видимо, пришло его время…

На следующий день, 26 января, всюду, даже в большевистской газете «Известия» появится сообщение о трагедии. «От рук неизвестных лиц» убит Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). Считается, что Киевский митрополит сталпервым священнослужителем, убитым в годы революции и Гражданской войны. Впереди страну ждали непростые годы. Тысячам людей Церкви предстояло пострадать за свою веру. Многие из них так же, как и митрополит Владимир, были затем причислены к лику святых…

Но смерть их не была бессмысленной, ведь теперь все они молятся за нас на Небесах. И гибель первого мученика революции тоже была не напрасна, как не напрасна была когда-то гибель варягов Феодора и Иоанна.

Несмотря на все усилия, в смутном двадцатом веке не удалось разрушить Лавру. Не удалось разрушить и Церковь. Вопреки воле убийц смерть владыки Владимира лишь укрепила в христианах их веру. Почему?

Наверное, потому, что кроме злой человеческой воли в нашем мире действует еще и добрая воля всемогущего Бога.

***
Киево-Печерская Лавра много раз терпела различные напасти. Так, через полвека после кончины знаменитого Илии Муромца татаро-монголы вторглись в пределы русских земель. Князья, увлеченные борьбой друг с другом, не смогли им противостоять, и в 1240 году Киев и Лавра были разрушены.

Казалось, монастырю пришел конец, ведь храмы сожжены, а п

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *