Пути прогресса: как человек изобрел колесо
Истории
- Фото
- Getty Images
Многие человеческие изобретения, от самолета до застежки-молнии, подсмотрены у природы. Но колесо — эксклюзив Homo sapiens. Его нет ни в растительном, ни в животном мире. Некоторые, правда, считают, что идея колеса могла возникнуть из наблюдения за жуком-навозником или растением перекати-поле. Но колесо на самом деле не такая простая выдумка, как может казаться. Кто, когда и как сделал этот прорыв в средствах передвижения?
Что такое изобретение?
Когда речь заходит о важных изобретениях, очень часто оказывается, что обстоятельства их появления теряются в историческом мареве. От работы подлинных изобретателей не остается образцов и документов, зато появляются легенды и патриотические мифы. И вот уже чуть ли не в каждой крупной стране находится свой изобретатель лампочки, велосипеда или радио.
Вдобавок не всегда ясно, что, собственно, значит «изобрести»? Придумать идею? Сделать прототип? Подать патентную заявку? Применить с какой-то целью? Продать?
Наконец, точный смысл слова, которым называют конкретное изобретение, бывает трудно зафиксировать. Скажем, считать ли первым автомобилем игрушечную паровую тележку, построенную иезуитом Фердинандом Вербистом для китайского императора в 1672 году? А «воздухолетательный снаряд» Можайского, который потерпел аварию при взлете, — это самолет или еще нет? А Чарлз Бэббидж заслуживает звания изобретателя компьютера за свою так и не построенную механическую аналитическую машину?
Так что любое указание на первых изобретателей всегда носит более или менее условный характер. И, отправляясь в прошлое на поиски происхождения колеса, надо сначала условиться, что же мы ищем.
Что такое колесо?
Настроившись на философский лад, можно сказать, что колесо — это устройство, соединяющее движущееся с неподвижным. Обод колеса движется, но его ось закреплена. Парадокс, однако, в том, что само по себе колесо совершенно бесполезно. Оно обретает смысл только с появлением сопутствующих технологий и изобретений, в которых находит применение. Но если обратиться к научным фактам, то оказывается, что… первое назначение колеса остается белым пятном в истории.
Фрагмент «Штандарта войны и мира». Ур, около 2600 г. до н. э.
Например, по одной из версий, колесо было придумано шумерами как часть гончарного круга. Самые первые медленные гончарные круги были просто поворотными платформами. Но появление быстро вращающегося тяжелого гончарного круга на вертикальной оси произвело в ремесле настоящую революцию. Скорость изготовления и совершенство формы предметов, сделанных на быстром гончарном круге, радикально отличаются. Самые старые образцы такой посуды относятся к середине 4-го тысячелетия до н. э. (ок. 3500 года до н. э.). Они найдены на территории Ура — одного из древнейших городов в Месопотамии (часть современного Ирака).
Пряслице — кольцо, которое надевалось на ось веретена и служило утяжелителем, — тоже могло быть прототипом колеса
По другой версии, предшественником колеса было пряслице — деревянное или каменное кольцо, которое надевалось на ось веретена и служило утяжелителем, позволяя дольше сохранять вращение. И как веретено предшествовало появлению пряслица, а умение обжигать глину — гончарному кругу, колесу в транспорте предшествовали другие способы перемещения тяжестей.
Сначала для этого применялись сани и волокуши. Сейчас археологи считают, что именно с их помощью возводились древние мегалиты — от Стоунхенджа до египетских пирамид. Причем для лучшего скольжения двигались они по специальным поперечным «шпалам», смазанным жиром.
Теория Уильяма Стьюкли о том, как были установлены перемычки Стоунхенджа
Под волокушу можно подложить катки — бревна, которые при движении освобождаются сзади и затем перекладываются вперед. Так, например, перетаскивали по суше корабли. В катках можно усмотреть отдаленный прообраз колес, но у них еще нет фиксированной оси. Именно появление оси, которая крепится к днищу экипажа, можно считать точкой отсчета для применения колеса в транспорте.
Люблянское колесо
Самый древний археологический образец колеса от настоящей повозки был найден в 2002 году в Люблянском Барье — болотистой местности в 15 км от столицы Словении. Там располагалось древнее свайное поселение, и находка датируется периодом от 3160 до 3100 года до н. э., то есть концом 4-го тысячелетия до н. э.
Частично сохранившийся диск люблянского колеса. Словения
Частично сохранившийся колесный диск диаметром 72 см сделан из ясеня и составлен из двух досок, которые скреплялись металлическими скобами. В одной из частей — той, что побольше, — сделан квадратный пропил. В него вставлялась найденная рядом дубовая ось, которая фиксировалась дубовыми же клиньями.
Такие колеса вращались с осью как целое, подобно современным колесным парам у поездов. Это ограничивало маневренность экипажа, поскольку на поворотах одно из колес должно было проскальзывать. Зато конструкция была относительно простой.
Впрочем, она явно не была первым поколением. Сначала колеса делали цельными, отрезая круглый диск от ствола, как ломтик от палки колбасы. Такие колеса не требовали металлических деталей, но были менее прочными из-за склонности древесины растрескиваться в радиальном направлении.
Патент на колесо
В 2001 году Джон Майкл Кио подал в патентное ведомство заявку на изобретение, которое по всем признакам было обычным колесом со спицами. Как впоследствии утверждал заявитель, шуточная акция должна была продемонстрировать нелепость нового патентного законодательства Австралии, позволяющего бизнесу патентовать любые изобретения онлайн. Шалость удалась: заявка была принята 24 мая, и уже 13 июня изобретатель получил патент на колесо. Когда 2 августа документ был опубликован, разразился такой скандал, что Кио удостоился Шнобелевской премии. На сайте премии утверждается, что патент был по-тихому отозван спустя несколько лет. Однако в базе данных патентного ведомства отмечено, что его аннулировали тем же летом.
Игрушечная колесница создана то ли 3000, то ли 5000 лет назад. Найдена в Турции
- Фото
- Getty Images
Конкуренция технологий
Жесткое крепление колеса на оси получило широкое распространение на территории современных Германии и Швейцарии. Но, как это часто бывает в истории техники, параллельно развивалась и альтернативная конструкция, в которой колеса вращались на неподвижной оси. Она встречается в основном в Восточной Европе, Средиземноморье и на Ближнем Востоке.
Эти две технологии — с вращающейся и неподвижной осью — конкурировали в Европе тысячелетиями. Независимое вращение колес повышало маневренность, но требовало большей точности при изготовления круглых отверстий для осей. Слишком плотная посадка мешала вращению. А излишний люфт приводил к расшатыванию колеса. Впоследствии отверстие стали даже укреплять металлом.
Поскольку вторая конструкция выглядит более совершенной, а местом появление колеса обычно считают Ближний Восток, некоторые ученые, например антрополог Дэвид Энтони, автор книги «Лошадь, колесо и язык», высказывали мысль, что упрощение произошло по пути передачи новшества. Не все племена могли в точности воспроизвести чужеземные повозки, на которые доводилось посмотреть только со стороны. К тому же у подражателей могло просто не быть нужных технологий, скажем, для изготовления аккуратных отверстий. Приходилось заново изобретать телегу на свой лад.
Цепная реакция
Впрочем, это догадки, о которых спорят специалисты. Уверенно же можно говорить лишь о том, что ранее начала 4-го тысячелетия до н. э. колесного транспорта нигде в мире не существовало. А потом с какого-то момента распространение колеса приобрело характер цепной реакции. Стоило его освоить одному племени, как уже вскоре изобретение перенимали соседи.
Скорость этой передачи была такой, что от Шумера до Швейцарии колесные повозки появились в течение всего нескольких столетий, то есть по археологическим меркам одновременно. Скудость археологических данных не позволяет определить пути распространения колеса и создает почву для самых разных догадок и спекуляций.
Так, в 2011 году в городе Кызылтепе в турецкой провинции Мардин была найдена каменная игрушка, внешне напоминающая трактор. Археолог Месут Альп сгоряча датировал свою находку 5500 годом до н. э. и требовал переписать историю изобретения колеса, а заодно и игрушек. Но не все коллеги с ним согласились. Камнем преткновения стала клинописная табличка о продаже сада, найденная вместе с игрушкой. Она датирована 2800 годом до н. э. В качестве компромисса на музейной табличке написали «5500–3000 годы до н. э.».
Другой случай: известный российский археолог А.Д. Резепкин утверждает, что опроверг устоявшееся представление о ближневосточном происхождении колеса и что самое древнее колесо он с коллегами нашел еще в 1988 году в погребении у станицы Новосвободной в Республике Адыгея. Резепкин датирует находку серединой 4-го тысячелетия до н. э., однако другие историки относятся к этим утверждениям скептически.
Колесо войны египетских гробниц
Широко распространено представление, что египтяне переняли колесо от своих соседей только во Втором переходном периоде (между Средним и Новым царством), то есть во 2-м тысячелетии до н. э. Именно тогда оно начинает использоваться знатью в колесницах. Между тем уже сто лет как в гробнице Каемхесита в Саккаре — это в 30 км к югу от Каира, где находилась столица Древнего Египта Мемфис, — были найдены изображения осадных лестниц на дисковых колесах. Это захоронение относится к последней, шестой династии Древнего царства, то есть ко второй половине 3-го тысячелетия до н. э. Однако никаких свидетельств использования колес для перемещения грузов в эпоху Древнего царства, когда были построены крупнейшие пирамиды, до сих пор не найдено.
Месопотамские пиктограммы
Хотя надежно датированных остатков повозок древнее люблянского колеса нет, археологи по другим источникам прослеживают их существование вплоть до середины 4-го тысячелетия до н. э.
С 1930-х годов пиктограммы из храма богини Инанны в шумерском городе Уруке считались самыми первыми изображениями колесных повозок. Всего на территории храма археологи обнаружили 3900 табличек с текстами хозяйственного характера. На них найдены десятки пиктограмм, изображающих бесколесные сани или волокуши, но в четырех случаях под такими пиктограммами изображена пара дисков. Рисунки настолько примитивны, что сам их первооткрыватель, немецкий археолог Адам Фалькенштейн, немного сомневался в их интерпретации и поставил у одного из них знак вопроса. Последователи, однако, сомнений уже не испытывали и знак вопроса проигнорировали.
Правда, мнения ученых, признавших рисунки колесным транспортом, все же разделились: одни считают, что эти диски изображают колеса, другие — что закрепленные под повозкой катки. Есть проблемы и с датировкой. Она получена радиоуглеродным анализом угля, который остался от пожара в храме. Сосна, из которой были сделаны балки крыши, привезена из Северного Ирака или левантийской Турции и имеет разный возраст. В качестве средней оценки ученые называют интервал 3517–3370 годы до н. э. Однако уже упомянутый Дэвид Энтони отмечает, что это соответствует не моменту пожара, а моменту омертвения древесины в стволах растущих деревьев. Это значит, что датировку надо сместить на 100–200 лет позже.
Польская протопись
К сожалению, в Европе никаких письменных источников той эпохи нет — за отсутствием письменности. Однако существовала так называемая протописьменность — символы и пиктограммы.
В музее Кракова хранится одно из самых старых свидетельств использования повозок в Европе и в мире. Это брончицкий горшок, который археологи датируют 3635–3370 годами до н. э. Он попал в руки ученых в 1974–1976 годах в виде черепков. Его удалось восстановить с оглядкой на другой сохранившийся целым сосуд меньшего размера. Горшок относится к культуре ворнковидных кубков, носители которой населяли часть Европы от Нидерландов до Чехии в 4–3-м тысячелетиях до н. э. и лепили горшки такой формы с характерным рисунком.
Брончицкий горшок археологи датируют 3635–3370 годами до н. э.
Сегодня нам сложно узнать в рисунке на брончицком горшке пейзаж: поля, реки, деревья, дороги и колесные повозки с ярмом. Без изображения животных они скорее напоминают избушки на курьих ножках. Однако к тому времени уже были известны петроглифы из альпийской долины Валь-Камоники в Италии. Там среди 300 тысяч изображений был очень похожий рисунок, включающий тягловых животных. Археологи сразу оценили находку, ведь на тот момент самые старые изображения колеса находились на Ближнем Востоке. А с появлением горшка первенство перехватила Европа.
Игрушка или жертвенное животное?
Считается, что до появления европейцев американские индейцы не применяли колесо в повседневной жизни. Возможно, это связано с тем, что у них не было тягловых животных (кроме ездовых собак). Как бы то ни было, индейцы не использовали ни повозок, ни даже гончарного круга. Однако в 1880 году археолог Дезире Шарне обнаружил ацтекское захоронение на юге Мехико, где лежала фигурка собаки или койота на колесиках. Игрушка, — решил Дезире Шарне. Но научный мир с ним не согласился, и фигурка стала считаться позднейшей подделкой. Лишь спустя полвека в Мексике (в Трес-Сапотес и Пануко) были найдены новые фигурки на колесах, датируемые 1-м, а иногда и 2-м тысячелетием до н. э. Правда, сегодня специалисты сомневаются, что это детские игрушки, и склоняются к тому, что фигурки имели ритуальное назначение.
Колеи Флинтбека
Вскоре появилось новое свидетельство еще более раннего существования колесного транспорта. С 1970 по 1990-е годы археологи проводили раскопки в немецком поселении Флинтбек. Предметом интереса стали мегалитические кладбища неолита и бронзового века. Оставившие их племена были носителями той же культуры воронковидных кубков, что и жители Брончиц.
В 1989 году была обнаружена одна из главных особенностей захоронения — колея, оставшаяся с тех пор в глинистой почве. Предположительно, это следы тачки или повозки, служившей для перевозки грунта и камней при постройке мегалита. И это происходило в самой середине 4-го тысячелетия до н. э. — между 3650 и 3400 годами до н. э.
Дети ловят рыбу на берегу реки Евфрат возле древнего водяного колеса. Хит, Ирак
- Фото
- Getty Images
Интересно, что, обнаружив древнейший след использования колесной повозки, немецкие исследователи, в отличие от турецких и российских, заявили, что находка не может повлиять на первенство Ближнего Востока в деле изобретения колеса.
Брончицкая керамика, урукские пиктограммы, флинтбекские колеи и люблянское колесо — немногочисленные, но надежные свидетельства использования транспортных средств начиная с середины 4-го тысячелетия до н. э. В следующем тысячелетии подобные артефакты уже не уникальны. Колесные экипажи стремительно распространяются по всей Евразии, и находки встречаются от Китая до Скандинавии.
Но, по всей вероятности, колесо все же появилось раньше середины 4-го тысячелетия до н. э. По крайней мере, в формате детской игрушки. На Среднем Востоке наиболее ранние образцы глиняных моделей колес обнаружены на раскопках раннеземледельческого поселения Сиалк в Иране и датируются началом 4-го тысячелетия до н. э. Но поскольку часто игрушки предшествуют реально работающим механизмам, ученые предпочитают более надежные источники для датировок.
Причина более раннего старта технологий в формате игрушек в том, что они не должны выдерживать настоящие рабочие нагрузки. Для игрушечных повозок не нужны колеи, их не нагружают камнями для Стоунхенджа. Их назначение — развлекать. Использование колеса и повозки как рабочего инструмента потребовало многовекового усовершенствования и колес, и конструкции с ними. Еще до нашей эры появились прочные ступицы и металлические ободья, оглобли и хомуты, поворотные передние оси у телег. Ближе к нашему времени — подшипники, рессоры, поворотные механизмы, шины, тормоза, литые диски и другое. За последние 5000 лет появился не только новый транспорт, но и инфраструктура для него: дороги, рельсы, тоннели, эскалаторы. И все это вращается вокруг идеи колеса древнего Леонардо, соединяющего подвижное с неподвижным.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июль-август 2021.
Мария Говорун
Как изобрели колесо
Колесо стало величайшим изобретением человечества. Без него мы уже не представляем транспорт, сельское хозяйство, промышленность. Весь мир теперь зависит от колеса. Его изобретение изменило ход всей мировой истории. Имени человека, придумавшего колесо, не сохранилось в истории. Также мы ничего не знаем о точном месте его изобретения. Возможно, прообразом колеса послужили огромные каменные плиты, имеющие форму круга. Ими люди размалывали зёрна. Это было ещё во времена неолита.
Содержание
Появление колеса с осью
Колесо с осью впервые появилось у людей в 4500 году до нашей эры. Учёные предполагают, что впервые такую конструкцию использовали в качестве гончарного круга. Позднее колесо с осью стали использовать для колесниц и тележек. До изобретения колеса люди перевозили грузы на санках и волокушах. Это стало хорошей идеей, прикрепить под волокушей полозья из тонких брёвен. Так им стало легче перетаскивать грузы. Следующим этапом развития стало колесо, прикреплённое к саням.
Таким образом земледельцам стало легче перевозить урожай с полей в амбары. Сначала такие колёса были очень громоздкими и тяжёлыми. Они были прикреплены к оси и вращались вместе с ней. Это стало обычным явлением. Сначала это были телеги, типа арбы, затем появились и колесницы.
При раскопках около города Яссы были обнаружены глиняные черепки с изображением повозок с колёсами. Это является самым древним упоминанием о них. Самое старое колесо, найденное на территории Британии, возрастом примерно с 1350 по 950 год до нашей эры. На территории современной Украины в Запорожской области была найдена двухколёсная повозка, имеющая возраст примерно пять тысяч лет. Возможно, что эта повозка попала туда с Ближнего Востока.
Появление колеса со спицами
Конструкция из двух колёс, прикреплённых к оси, часто ломалась. Поэтому следующим прорывом в технологии стало изобретение колеса со спицами. Учёные считают, что такой вид колеса появился впервые на Южном Урале, где жила Синташтинская культура. Кроме спиц, в конструкции использовался и гнутый обод. Первые такие модели появились примерно в 2000 году до нашей эры. Это изобретение позволило тележкам и коляскам двигаться намного быстрее. Сначала такие колёса использовали для колесниц и тележек, которые тянули лошади и волы.
Их применяли на территории всей Европы: от Урала до Ирландии. Они докатились от Европы до Китая. Позднее деревянные колёса стали обивать металлом. Синташтинские лёгкие колесницы стали прообразом древнеримских. Больше всего различные повозки на колёсах использовали в Древней Греции, а позднее в Риме. Древние изобретатели заметили, что колесо можно использовать не только в повозках. Они видели, что его можно применять и для других целей, эксплуатируя для этого силу животных, людей, ветра и воды.
Широкое применение колес
Колесо стали применять в ножных прялках около 500 года до нашей эры. Следующими были ветряные мельницы, появившиеся в VII веке. Столетиями колёса под действием воды и ветра исправно служили людям. С их помощью орошали пашни или осушали затопленные земли, шлифовали детали и мололи муку. Колёса приводили в действие тяжёлые молоты в кузницах. В XVI – XVII веках с помощью колёс заставляли работать огромные ткацкие станки на мануфактурных фабриках. В итоге паровой двигатель стал вращать колёса промышленности.
Где впервые появилось колесо
Так кто же изобрёл колесо? Самый первый изобретатель так и остался неизвестным. Различные колёса использовались во многих древних цивилизациях. Их применяли для обработки земли. С ростом поселений, у человека появилось больше времени исследовать мир, его строение. Так постепенно люди начали разрабатывать новые технологии. Древние люди открыли свойства разных металлов. Вместо камня они стали использовать бронзу – смесь меди и олова. Древние цивилизации были в Месопотамии. Ученые считают эту область – «колыбелью цивилизации». На этой территории было расположено множество городов-государств.
В них развивались ремёсла и торговля. Математики, астрономы, алхимики продвигали вперёд научные знания. Они разрабатывали календари и измерительные системы. Колесо из металла было впервые изобретено на территории Месопотамии. Для его изготовления использовалась бронза. После смерти шумерские правители брали в загробный мир колёсные повозки. Эти захоронения были найдены около древних городов Ур, Киш, Сузы.
Около больших рек выросли и другие древние цивилизации. Древний Египет находился около реки Нил, Древняя Индия – у реки Инд, а Китай – у Хуанхэ. Эти районы были очень плодородными. Для обработки полей требовались новые технологии и орудия. Во всех этих цивилизациях вёлся примитивный отсчёт времени. Так появились водные и солнечные часы. Стала развиваться металлообработка и производство стекла. Во всех этих производствах полным ходом стало использоваться колесо.
Во многих древних цивилизациях, например, индоевропейских, использовалась символика, связанная с колесом. Так люди в древности обозначали сменяемость циклов жизни и смерти. Круг был связан с бесконечностью, в которой жизнь и смерть приходили на смену друг другу. Древние народы использовали его в своей сакральной символике. Например, славянский Солнцеворот или буддийская Дхарма. Колесо было символом власти и вечного обновления.
Но в мире были народы, которые не использовали колесо в быту. Например, коренные народы Америки и Африки. Но даже при раскопках у них были найдены игрушечные повозки на колёсиках. Ольмеки тоже вплотную подошли к изобретению колеса. Они использовали деревянные катки во время строительства. На Американском континенте колёсные повозки появились только, когда туда прибыли европейцы. Если бы люди не изобрели колесо, то трудно даже представить, как развивалось бы человечество.
Революционное изобретение колеса
Обновлено 2 июня, 2014 — 12:37 dhwty
В современном мире технологии развиваются с беспрецедентной скоростью. Новейший гаджет сегодня — это завтрашний антиквариат. В результате такого быстрого развития технологий мы часто принимаем вещи как должное. Одним из таких является колесо. Оглянитесь вокруг, и вы повсюду увидите колеса, будь то шины или бытовая техника. Колесо даже наполнялось символическим значением, возможно, наиболее известное как метафора бесконечного цикла жизни.
Можно подумать, что колесо — просто скромное или даже примитивное изобретение по сравнению с некоторыми причудливыми гаджетами, которые есть у нас сегодня. Тем не менее, колесо (в частности, как средство передвижения) было изобретено на относительно позднем этапе человеческой истории. Самое старое известное колесо, найденное при археологических раскопках, происходит из Месопотамии и датируется примерно 3500 годом до нашей эры. Этот период был известен как бронзовый век, который является относительно поздней главой в истории развития человеческой цивилизации.
Месопотамское колесо. Источник фото .
Одна из причин, по которой колесо было изобретено только в этот момент истории, связана с тем, что для проделывания точно подогнанных отверстий и осей требовались металлические инструменты. Это приводит к следующей причине – колесо не было просто цилиндром, катящимся по краю. Это был цилиндр, соединенный с устойчивой стационарной платформой. Эта концепция колесной оси была гениальной, но ее реализация была сложной задачей. Концы оси, а также отверстия в центре колес должны были быть почти идеально гладкими и круглыми. В противном случае трение между этими компонентами будет слишком большим, и колесо не будет вращаться. Хотя ось должна была плотно входить в отверстия колес, у них должно было быть достаточно места, чтобы они могли свободно вращаться. Учитывая сложность комбинации колеса и оси, неудивительно, что колесо изначально не было изобретено для транспортных целей.
Вместо этого утверждалось, что колеса были впервые использованы гончарами. Помните 5500-летнее колесо для Месопотамии? Похоже, что это был гончарный круг (использование кругов для изготовления гончарных изделий может восходить еще к неолиту). Кажется, что использование колес для передвижения произошло только 300 лет спустя.Считается, что первые круги использовались для изготовления гончарных изделий. Источник фото .
Хотя самое древнее колесо в мире было найдено в Месопотамии, самые ранние изображения колесных повозок были найдены в Польше и других местах в евразийских степях. Некоторые предполагают, что из-за огромной проблемы, которую изобретение колеса поставило перед человечеством, оно, вероятно, произошло только один раз и распространилось из места своего происхождения в другие части мира. Однако другие считают, что он развивался независимо в разных частях мира примерно в одно и то же время. Например, Люблянское болотное колесо — деревянное колесо, найденное в столице Словении в 2002 году и датированное 3150 годом до нашей эры.
Хотя колесо произвело революцию в способах передвижения древних людей и перевозки товаров из одного места в другое, оно не было совершенным изобретением. Например, верблюды были гораздо более эффективным видом транспорта в условиях пустыни по сравнению с колесом. Также утверждалось, что между 2 и 6 веками нашей эры верблюд вытеснил колесо в качестве основного вида транспорта на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Тем не менее, колесо по-прежнему использовалось в бытовых целях, например, для орошения, измельчения и изготовления гончарных изделий. Это показывает различные варианты использования колеса и его важность для человечества. Думаю, нам следует изменить наше отношение к колесу и не рассматривать его как основное изобретение «примитивного человека». Вместо этого мы должны рассматривать это как одно из величайших достижений человеческого общества.
Избранное изображение
By Ḏḥwty
Ссылки
Беллис, М., 2014. Изобретение колеса. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://inventors.about.com/od/wstartinventions/a/wheel.htm
Гамбино, М., 2009. Приветствие колесу. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://www.smithsonianmag.com/science-nature/a-salute-to-the-wheel-31805121/?no-ist
Слотер, Дж., 2014. История: изобретение колеса. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://www.notap.gov.ng/content/history-invention-wheel
Wikipedia, 2014. Wheel. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://en.wikipedia.org/wiki/Wheel
Волховер, Н., 2012 г. Почему изобретение колеса заняло так много времени. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://www.livescience.com/18808-invention-wheel.html
Связанные статьи о древнем происхождении
28 марта, 2019 — 17:57 Ancient-origins
Голанские высоты попали в заголовки газет из-за политического влияния определенных решений в международных отношениях. Он поднимал всевозможные вопросы и дебаты о суверенитете, международном праве,…
6 марта, 2019 — 22:52 valdar
Ирландские и кельтские символы отражают древние верования и традиции, и считалось, что они влияют на жизнь людей. Значения таких символов, как Claddagh, Crann Bethadh, Triquetra и Triskelion, жили…
22 ноября, 2018 — 18:54 dhwty
Колесо Дхармы — это Аштамангала, или один из «восьми благоприятных символов», набора священных символов, встречающихся в индийских религиях. Хотя Колесо Дхармы встречается также в индуизме и джайнизме, оно…
15 ноября, 2018 — 18:24 J.P. Robinson
В 2008 году в угольной шахте в украинском городе Донецке была обнаружена любопытная находка.
31 мая, 2017 — 01:59 jason and sarah
Много веков назад, в стране, которая хорошо знакома современному американцу (каким-то забытым, неземным образом)… Туземный мальчик бежит через заросли кустов ежевики. Его рот испачкан…
28 мая, 2017 — 02:00 Дэвид Уотерс
Колесо можно считать самым важным изобретением человечества, полезность которого до сих пор применяется во многих сферах нашей повседневной жизни. В то время как большинство других изобретений были созданы природой…
История гончарного круга | Как эволюционировали древние гончарные круги
24 акции
- Фейсбук
- Твиттер
Отказ от ответственности для партнеров
Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках. Это помогает мне поддерживать работу сайта.
Гончарный круг в том виде, в каком мы его знаем сегодня, прошел долгий путь, насчитывающий более 1000 лет. Он превратился из самой простой формы вращающегося устройства в электрические гончарные круги, которые сейчас используют большинство гончаров. Но как и где произошли эти изменения, и какова история гончарного круга?
Древние технологии гончарного дела
Люди изготавливают глиняную посуду уже много тысяч лет. Самые ранние методы изготовления горшков включали скручивание, защемление и придание формы глине. Все эти способы изготовления глиняной посуды появились еще до изобретения гончарного круга.
Керамическая посуда в витках часто упоминается как древнейший метод ручного изготовления глиняной посуды. Существуют различные методы изготовления гончарных изделий . Однако в простейшей форме изготовление горшка из змеевика включает в себя раскатывание или выдавливание змеевика из глины.
Из витка можно сделать спираль и смешать вместе, чтобы сформировать основание горшка. Или основу можно сделать из сплющенного диска глины.
Стенки горшка затем строятся путем добавления витков глины к краю основания. По мере добавления витков глина смешивается, чтобы придать горшку прочность. Поверхность горшка выравнивается комбинацией пальцев или гончарных инструментов.
Имеются свидетельства того, что гончарные изделия изготавливались по тому же методу, что и в разных уголках земного шара.
Например, считается, что японская керамика Дзёмон была впервые изготовлена около 14500 г. до н.э. ( источник ). Считается, что в Африке гончарные изделия начали изготавливать около 7000 или 6000 г. до н.э. И есть свидетельства того, что гончарные изделия изготавливались в Центральной Мексике около 2000 г. до н.э.
Таким образом, ручное гончарное производство, в частности, путем намотки, имеет давнюю историю во всем мире.
Появление гончарного круга
Гончарный круг , каким мы его знаем сегодня, сильно отличается от этих древних методов намотки. Тем не менее, электрические гончарные круги развились из более примитивных способов изготовления глиняной посуды.
Одной из особенностей гончарного круга является то, что он вращает глину, чтобы гончар мог придать ей форму.
Разработка колеса — это история о том, как колесо начинает вращаться быстрее, с большей мощностью и эффективностью. Эта история происходит на протяжении тысячелетий.
Итак, как начинается история? Он начинается с того, что археологи называют простым «вращающимся устройством» (9).0011 источник ). Давайте посмотрим, что такое вращающееся устройство и как оно положило начало истории гончарного круга.
Вращающееся устройство
Первобытные гончары обнаружили, что скручивание глины было проще, если они помещали основание горшка на вращающуюся поверхность. Часто горшок ставили на лист, циновку, черепок старой глиняной посуды или специально изготовленную вогнутую тарелку.
Если положить мягкую свежую глину на подвижную поверхность, гончар сможет легко поворачивать змеевик.
Это означало, что они могли сидеть или стоять и делать горшок, не перемещаясь, чтобы добавить катушки. Вместо этого горшок вращался, и они добавляли и смешивали катушки по мере вращения горшка.
Chukwukajustice, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.Изображение обрезано
Считается, что простые вращающиеся устройства такого типа начали использоваться около 5000 г. до н.э. в районе, известном как Ближний Восток. Ученые и журналисты теперь называют Ближний Восток Ближним Востоком (9).0011 источник ).
Вращающееся устройство стало полезной отправной точкой в истории гончарного круга. Однако примерно с 4200 по 4000 г. до н.э. начали использоваться первые предметы, действительно напоминающие гончарный круг. Теперь их называют «вертушками» или «турнетами».
Поворотный стол гончара
Поворотные столы похожи на то, что современные гончары называют обвязочными кругами. Поворотный стол представляет собой плоский круглый диск, закрепленный на оси. Ось позволяет поворотному столу вращаться на опорном основании.
Ранние проигрыватели были сделаны из дерева, глины или камня. Они не очень свободно вращались и вращались не особенно легко.
Однако со временем конструкция проигрывателя улучшилась. Например, базовый поворотный стол будет состоять из фигурного камня с заостренной осью, покоящейся на опорном камне. Но со временем гончары начали использовать валы, шарниры и подшипники, чтобы поворотный стол вращался легче.
Разработка проигрывателя
Имеются данные об использовании проигрывателей в разных регионах мира. Например, в Древнем Египте есть рисунки на надгробиях, которым более 2000 лет. На этих рисунках показаны различные конструкции проигрывателей, которые использовались на протяжении многих лет. ( источник )
Считается, что самое раннее использование проигрывателя восходит к 4000 г. до н.э. в Южном Ираке. Этот регион исторически был известен как Месопотамия и включал города Ур, Урук, Убайд и Эриду.
Каждый из этих городов был центром растущей сложной цивилизации, называемой шумерской цивилизацией, с яркой торговой культурой. По этой причине часто говорят, что шумеры изобрели гончарный круг.
Интересно, что использование колеса в качестве поворотного стола гончаров произошло раньше, чем использование колеса для транспорта. Поворотный стол гончара уже был устоявшейся гончарной техникой до того, как было изобретено «колесо» для повозок и повозок (9).0011 источник ).
Считается, что первые колесные транспортные средства появились в Европе и Азии около 3500-3350 гг. до н.э. ( источник ). Так что гончарный круг действительно опередил свое время.
Хотя поворотные столы были большим шагом вперед по сравнению с вращающимся устройством, гончары по-прежнему использовали метод намотки для изготовления горшков. Поворотный стол просто позволил им быстрее добавлять катушки и быстрее собирать горшки вручную.
Но история гончарного круга должна была совершить еще один огромный скачок вперед с изобретением маховика. Итак, давайте посмотрим, что случилось с гончарным кругом, когда на сцене появился маховик.
Гончарный круг
Около 3000 г. до н.э. гончарный круг был адаптирован и стал ближе к тому, что мы называем гончарным кругом сегодня. Эта адаптация предусматривала использование маховика.
Принцип работы маховика заключается в том, что вращающееся колесо накапливает энергию и продолжает вращаться за счет собственного импульса. Термин для этого — «вращательная кинетическая энергия».
Кинетическая энергия — это энергия, которой объект обладает благодаря своему движению. И неудивительно, что кинетическая энергия вращения — это энергия, которой он обладает благодаря вращению объекта.
- Маховик гончарного круга использует это хранилище энергии. Один раз маховик повернулся, он будет продолжать вращаться в течение длительного времени. Это верно, даже если на него оказывается давление извне. Например, давление рук гончара, формирующего глину ( источник ).
- Поскольку эти гончарные круги основаны на импульсе вращающегося маховика, их иногда называют «импульсными колесами».
- Одним из преимуществ этого является то, что обе руки гончара могут свободно работать со своим горшком.
Маховик Гончарные круги можно разделить на две категории:
- Простые круги
- Двойные колеса
Давайте посмотрим на разницу между этими двумя…
Простые колеса
26
Использование простых колес только одно большое, тяжелое колесо. Это единственное колесо является одновременно и маховым колесом, и поверхностью, на которой гончар делает свои горшки.
Обычно простые колеса находятся близко к земле. Гончар либо сидит, либо сидит на корточках у круга и формирует глину по мере вращения колеса.
Маховик приводится в движение палкой. По краю маховика имеются насечки. Палка вставляется в одну из выемок и тянется к горшечнику. Это приводит в движение маховик.
Большинство гончарных кругов вращаются против часовой стрелки. Однако простое колесо обычно вращается по часовой стрелке. Это потому, что большинство людей правши, и легче тянуть клюшку на себя доминирующей рукой.
Простые колеса обычно используются в Японии, Китае и Индии. Это называют причиной того, что многие гончарные круги в этих странах вращаются по часовой стрелке, в отличие от большинства других стран. (Ф. Хамер. и Дж. Хамер. 2015, стр. 39).8).
Палку либо тянут гончары сами, либо у них может быть помощник для выполнения этой работы.
Двойные колеса
У двойных колес головка колеса и маховик разделены. С двойным колесом головка колеса меньше и легче.
На самом деле шлифовальная головка обычно поднимается над землей и прикрепляется к концу вала. Другой конец вала прикреплен к большому тяжелому маховику, расположенному близко к земле.
Самая старая форма двойного колеса — это ударное колесо. С момента его изобретения были более современные разработки маховика, которые мы рассмотрим позже . А пока давайте подробнее рассмотрим, как работает опорное колесо…
Откидное колесо
Как описано выше, на опорном колесе головка колеса приподнята над землей и находится на одном уровне с руками гончара, когда он сидит. вниз. Обычно сиденье было неотъемлемой частью руля.
Тяжелый маховик находился прямо под ногами гончара, и они запускали маховик, пиная его. Чтобы заставить маховик вращаться достаточно быстро, требуется несколько ударов. Однако при вращении шлифовальная головка, прикрепленная к другому концу вала, быстро вращается.
Некоторые гончары сегодня предпочитают использовать ударные колеса, а не электрические.
В наши дни передние колеса обычно имеют брызговик для сбора обрезков и скользящего слоя , который выходит из горшка в процессе его изготовления. Однако изначально брызговика не было. Иногда за переднее колесо натягивали лист кожи, чтобы поймать мусор.
Barreswil, A. Girard, общественное достояние, через Wikimedia CommonsСуществует ряд свидетельств о том, где впервые было изобретено маховое колесо. Например, остатки каменного гончарного круга были найдены в шумерском городе Ур в Месопотамии (современный Ирак). Это было датировано примерно 3129 г. до н.э. ( источник ).
Однако другие считают, что маховик впервые был использован на гончарном круге в Египте около 3000 г. до н.э. (Ф. Хамер. и Дж. Хамер. 2015. стр. 398).
Другие источники предполагают, что ударное колесо впервые было использовано в Китае или Юго-Восточной Европе (источник ). Таким образом, трудно сказать, где именно было изобретено колесо.
Тем не менее, мы знаем, что гончарное колесо оставалось основным способом изготовления гончарных изделий до изобретения электрического гончарного круга в 1900-х годах.
Другие типы двойных колес
Другие ручные импульсные колеса включают педаль. Этот тип гончарного круга был изобретен в первой половине 20-х гг.0033-й -й век, автор Дайкон Нэнс.
Нэнси работал на Бернарда Лича в гончарной мастерской Лича в Сент-Айвсе, Корнуолл, Великобритания, где он делал гончарные круги ( источник ).
В отличие от прикатывающего колеса, гончар не пинает маховик педали. Вместо этого маховик приводится в движение педалью. Гончар мягко качает педаль назад и вперед.
Педальный стержень прикреплен к коленчатому валу, который движется, когда гончар управляет стержнем. Коленчатый вал прикреплен к маховику, и при движении кривошипа маховик вращается.
Это создает плавное вращательное движение в шлифовальной головке выше. Таким образом, вместо того, чтобы пинать тяжелый маховик, гончар легко перемещает педаль ногой.
Существуют и другие типы ручных гончарных кругов, которые приводятся в действие с помощью педали. Планка немного напоминает конструкцию педали старой промышленной доэлектрической швейной машины.
Чтобы вращать колесо, гончар толкал брусок вперед и назад ногой. Штанга прикреплена к коленчатому валу, который, в свою очередь, прикреплен к основному валу. Этот главный вал проходит вверх от подножки к головке колеса.
Когда гончар двигает ногой назад и вперед, шлифовальная головка поворачивается.
Быстрый и медленный гончарные круги
Подводя итог вышеизложенному, часто считается, что история гончарного круга развивалась следующим образом:
- Простое вращающееся устройство
- Поворотный стол гончара
112 1912 Простые гончарные круги
гончарные круги
Вращающееся устройство и поворотный стол часто называют «медленными колесами». А простые и двойные колеса, в которых используется маховик, называются «быстрыми колесами».
Вообще-то считается, что медленные колеса на самом деле не гончарные круги. Изобретение гончарного круга обычно относится к изобретению быстрого колеса.
Одной из причин этого является то, что медленные колеса обычно ассоциируются с методом намотки. В то время как быстрые колеса ассоциируются с тем, что мы сейчас называем «брошенной» керамикой.
Керамическая посуда для метания спиралью V
‘ Метание ’ Керамика относится к использованию обеих рук для придания формы глине, когда она вращается на колесной головке. Гончар использует воду и глиняный шликер, чтобы сделать глину скользкой. Затем они используют комбинацию центробежной силы и давления и формы своих рук, чтобы придать глине форму.
Photo by Earl Wilcox on UnsplashПонятно предположить, что когда было изобретено быстрое колесо, гончары сразу переняли технику метания.
Однако это не обязательно так. Фактически, потребовалось много лет, чтобы метание колес было принято после изобретения быстрых колес.
Долгое время гончарный круг использовался для более быстрого изготовления спиральных горшков. Более крупные и длинные катушки можно было бы более эффективно добавлять в керамику.
На самом деле быстрое колесо использовалось несколькими способами для изготовления гончарных изделий. Первый метод заключался в том, чтобы сделать горшок со спиралью, а затем использовать колесо, чтобы истончить и сгладить горшок. Второй, более сложный метод, заключался в добавлении катушек в горшок при вращении головки колеса.
Так или иначе, метание в том виде, в каком мы его понимаем сегодня, не возникло, пока быстрое колесо не использовалось в течение нескольких лет.
Это потому, что техника «метания» еще не была открыта. Гончары просто не знали, что они могут использовать кинетическую энергию вращения колеса для придания формы глине. Они также должны были развить совершенно новый набор двигательных навыков. И тот, кто научился бросать горшки на гончарном круге, знает, что на это нужно время!
История гончарного круга – смешанный набор
Существуют разные версии того, где и когда впервые был изобретен гончарный круг. Однако археология, кажется, указывает на то, что он впервые появился на Ближнем Востоке.
Затем он распространился через Средиземное море в южную и восточную Европу. Это произошло в эпоху поздней бронзы и раннего железного века (источник ).
Затем он распространился по Азии и, в конце концов, быстрое колесо прибыло в Америку с испанцами в 15 м веке.
Однако его продвижение в истории не простое. Например, в некоторых регионах гончарный круг был «открыт» и использовался на протяжении веков. Затем технология будет «утеряна» по мере вымирания или замены культур и цивилизаций.
Пример этого произошел в исторической области южного Леванта. Этот регион сегодня относится к Израилю, Палестине и Иордании.
Между 4500 и 4000 годами до н. э. гончарный круг использовался культурой эпохи энеолита в Леванте. Однако колесо использовалось лишь избранным числом мастеров, а изделия предназначались для социальной элиты.
С ходом истории социальная элита Леванта рухнула, а вместе с ней исчезли навыки и технология гончарного круга.
Только в 1500 г. до н.э. гончарный круг вновь появился в Леванте навсегда ( источник )
В других регионах, таких как Крит, гончарный круг использовался широким населением, а не только элитой. Таким образом, колесо продолжало использоваться, даже когда произошли большие культурные изменения.
Итак, история гончарного круга варьируется от региона к региону и не всегда является простым путешествием.
Заключительные мысли
Во многих отношениях гончарный круг кажется скромным изобретением. Изготовление керамики, в конце концов, связано с формированием глины.
Тем не менее, краткий обзор истории гончарного круга показывает, насколько влиятельной технологией он был на самом деле.