Древние колеса: Древние колеса-нории в Хаме. Описание места

Тысячи лет развития колеса в Евразии и Южная Америка оставшаяся без него. : sevastian_mos — LiveJournal

Почему Южная Америка не вышла сама на колесо, на вариант тяги какой нибудь телеги по типу рикши, арбы, на двух колёсах? ( это вызывает неимоверную радость у любого нациста в мире ). Ответ лежит на поверхности, данных навалом. Но нужно сесть, почитать  и посчитать.

Математика + археология + здравый  смысл = ответ.

Даже беглый гугл-анализ выдаёт легко ответ. Значит так, колесо это вам не лежал-лежал парень, а потом придумал современное колесо со спицами. Всё нам кажется сейчас простым только по одной причине, тысячи лет люди придумывали и усовершенствовали размеры колёс, их устройство. И что я вам скажу — вот современное колесо велосипеда, это шедевр инженерии! Никакого пафоса, просто для того, что бы мой велосипед складной был снабжён такими колёсами из алюминия, со спицами, люди думали 7000 лет и даже больше. Что бы просто осадить прытких, которые думают, будто придумать колесо это было легко, скажу вот что — это ни черта не легко! Потому что даже самые гениальные мужики древности, были без технического современного образования, а жить надо было сейчас же, сейчас же нести на поле зерно, везти с поля урожай, ехать в поход.

В общем на примере Евразии разбираю, почему колесо, это сложно как и космическая ракета, сложно для человека 10 000 лет назад. Никакой гипотетики и вечных ЕСЛИ БЫ не принимаю, описываю как БЫЛО.

Для начала колёса первые придумали не Шумеры, не древние Инды и не Древние Египтяне, хотя казалось бы им сама природа велела. Но нет. Первые находки игрушек в виде колеса сделаны в Румынии в Культуре Кукутень, Трипольская культура по сути, их возраст больше 6000 лет. Не буду усложнять, просто вот так жили кукутенцы.

Культура Вартберг в Германии, найдены гравировки схематически изображавшие волов запрягаемых в повозку. Возраст гравировки 6 000 лет. Для сравнения, изображения просто вальков в виде брёвен появляются у Шумеров не ранее 5000 лет назад. В культуре Воронковидных кубков, она на карте. В гробницах тоже нашли модельки колёс, но вот что важно, это были именно модельки, у них была чётко видна ступица с обеих сторон. То бишь это не игрушка, а именно сделанная модель реальной оси, значит делавший её видел колёса вживе, а не придумал на ходу.

Ещё под Краковом, вот здесь, нашли горшок. Место — Брончицы, 25 км. от Кракова.

Вот что было на горшке, это прорисованная археологами схема изображения. И ещё, орнаменту 5600 лет.

Это типичная схема повозки с колёсами и кузовом. Рядом с горшком этим, нашли останки тура, ну проще говоря быка. На рогах животного нашли характерные истирания от верёвочной упряжи.  Таким же способом и сегодня запрягают коров, что бы дюжа рогами не вздумали шалить. Лошадям то вставляют в пасть узду, а коровам важно рога обезвредить, не отпиливая.

В Польше в Островце нашли схожий орнамент на керамике. Такие схемы это прямой указатель на то, что коров впрягали в телеги задолго до изображения этого на горшках.
Майокпская культура, снова модели колёс, а это уже Северный Кавказ. В Словении нашли колесо из ясеня, диаметром 72 см., возраст 5300 лет. Хоргенскач культура в Швейцарии — колесо с квадратным отверстием под ось и вращавшееся вместе с осью, древность 5200 лет. Так же, есть находки колёс из этого же периода в Нидерландах и Дании, но там отверстия были круглыми и оси были наглухо приделаны к повозкам, оси не вращались.

Так, что бы не офигеть, обытожу.

1 — В Европе куча находок в виде моделей, рисунков и схем, в виде колёс реальных.

2 — Древность находок явно заваливает за 5000 лет. Это старше Шумеров и археологи в Германии и России обоснованно накумекали, что колёса придумали именно в Европе, а не на Ближнем Востоке, где самые крутые были цивилизации.

3 — Схема и способ изготовления колёс в разных частях Европы уже тогда был разный, как блин ситроен и бэха.
а) «Швейцарцы» делали дырку для колеса квадратной, ось крутилась с колесом
б) «Датчане» и» Голландцы» делали дырку для оси круглой, ось присобачивали прямо к телеге.
Налицо ДВА разных подхода, то есть в Европе планомерно прослеживается цикл освоения технологии колеса.

4 — Финал этой части — у Шумеров такого и близко нет. У них есть изображения вальков из брёвен, деревянных салазок для перевозки камней и хопа! — 5100 лет назад сразу изображения продвинутых для тех лет колёс, а находок их предваряющих нету. Вывод? Шумеры колесо такое не придумали, оно к ним попало с торговцами и путешественниками тех лет.

Итак, о чём это говорит? О том что развитая культура, способная строить сложные каменные строения и города, владеющая рядом навыков, таки не может сама, резко, придумать колесо. Точнее совсем не обязательно его придумает. И возможно это связано как раз с дешёвой рабочей силой, которая позволяет избегать излишних дум, на тему того, кто оттащит на поле семена и припрёт обратно урожай, кто притащит камни и так далее. К примеру Урук древностью больше 5000 лет, отличался строгостью планировки, в отличие от городков Европы, оставил в наследие кучу изображений по камню, сложнейшей резьбы, но вот схем телег той же древности что в Европе — тю тю.

Алебастровая ваза, Возраст 5200 лет назад. Домашний скот и зерновые. Всё ручками, скотина там не впрягалсь. Оцените уровень резки, не многие и сейчас так смогут, а тогда мон пардон — бронза.

Или скажем Убейдский период и связанная с ним культура Шумеров, древность до 7 000 лет. Там есть Город Эриду, возрастом под 7000 лет, найдены в этом городе древнейший храм, и древнейший вариант первичной пирамиды, ступенчатое строение — зиккурат.
Такое умели строить. Но колёс явно в тот период не ведали, в том виде как в Европе.

Так же не стоит скидывать со счетов рабство. Когда у древней цивилизации есть много пленных, то особо думать над тем, кто потащит камни от сюда, до вон туды и дальше, нет повода. К чему озадачиваться новаторством? Вообще именно в этой ловушке рабства историки и видят причину угасания Рима. С одной стороны он придумал лучшую в мире правовую систему, с другой так и не дошёл до рабочего класса и свободных граждан всего Рима. Римляне старались на любую трудную работу, пусть и важную ( стройка, ремёсла, даже обучение людей ) брать либо рабов, либо полузависимых пленников. Это делало невозможным новации, равно как и у древних Шумеров или древних Египтян. Рабы не хотели улучшать то, что есть, у них не было ни прав, ни желания. Римляне тоже не думали как облегчить труд рабов — а зачем? То же самое и древние египтяне, шумеры.

В Европе же, в культурах земледельцев, царил почти матрилинейный принцип, почитались боги женского рода, почитались в связи с урожаем и плодовитостью. Женщины в Европе чувствовали себя значительно вольготнее, а поскольку сами культуры земледельцев не предполагают военной мощи, то и пленников там не предвиделось особо, а значит работали люди сами, свободные люди работали на себя и отчасти на общину вокруг. Значит люди там намного раньше задумались над простыми вопросами.

а — А как бы попроще привезти камней и брёвен для постройки дома, сарая, забора?

б — Как бы попроще оттащить землю из выкопанного углубления под фундамент или как отвезти навоза на поле? Руками то можно, но ведь всё сам, всё сам, а спина не железная. Это Шумеры давали кнута рабам и те пёрли всё в руках и на головах, от навоза, до земли и камней и продуктов.

Европейцы тогда и стали понимать, быстрее Шумеров и Египтян, что коровы это не только возможность пахать и получать с них молоко. Это ещё и удобный тягловый скот. Свобода породила мысль, мысль заиграла. Но при этом и европейцы не вырвались из своего круга и определённого тупика развития. Придумав новацию, они на ней замерли.

Вывод? Значит люди способны тысячи лет разводить скотину, как тех же коров ( начали 10 000 лет назад ) и в течение 4900 лет не додуматься до колеса, да ещё и строить сложнейшие города, здания. Причём вот первичный вариант колеса, самый примитивный. Это «Швейцарский» вариант, описанный выше, у которого ось крутилась с колесом. Ну что может быть проще? Три доски, одна просто доска, две скруглённые, соединены планками с помощью штифтов или наподобие. Ну примитив же! Однако нет, прото-шумерские города не додумались, прекрасно строя здания и обходясь вальками из брёвен. И так минимум 2 — 1,5 тысяч лет, пока не дошли веяния колёсные из Европы.

Добавить остаётся то, что в Европе тоже не гении жили и придумав такого вот типа ужас, когда колесо это грубая, тяжёлая страсть, на этом и замерли. Ямная культура делала такого же типа колёса и катакомбная.

Катакомбники делали вот так —  цельный ствол  срубали топорами,  отделяя круг, но потом разделяли заготовку на ТРИ части, как видно на схеме. Позже стали вообще использовать доски, так и проще и удобнее чинить, всегда можно наделать запасных частей. Делали эдакую цельную  доску — вставку для крепления именно оси, что бы колесо не слишком быстро разбалтывало скреплённые между собой две половины, а оказывалось зафиксировано в цельной доске. Затем четыре медных хомута и вот вам колесо. Потом в Восточной Европе люди додумались вместо внешних хомутов сажать эти части на шпильки.

В общем в Европе люди додумались до колёс явно больше 5700 — 5900 лет назад. Но на том и замерли. 1800 лет застоя в среднем. И он бы так и продолжался чёрт знает сколько, но Синташтинская культура рядом с Каспийским морем, придумала колесницы, точнее додумала разные идеи и свела во единое.. Случилось столь приятное событие для военных 4000 — 4100 лет назад.

Поначалу колесницы  были теми же телегами, только по типу арбы, с цельными колёсами, сплошными. Надёжность их была понятное дело не высокой, вес большим. Но в принципе хватало. .Это пример Катакомбной культуры ( жила между 4500 — 400 лет назад, Украина ). Они пришли к некоему варианту, когда уже и не телега, но не арба и всё таки не до конца колесница, а некий промежуточный вариант. Колёса сплошные, сама колесница тяжёлая.

А вот этому изобретению 4 000-4100 лет и я теперь не о колеснице. Вглядитесь в колесо… Что видите современного? Да, спицы! Синташтинцы придумали первыми в мире спицы и заодно первыми в мире колесницы настоящие, лёгкие сделали. К этой разработке пришли по простой причине —  слабых лошадей сложнее использовать, когда колесница тяжёлая, а колёса целиковые. Синташта таким образом сделала два мировых открытия. Роль спиц вообще сложно переоценить. Синташтинцы развивали на этом чуде до 40 км. в час. Тогда, 4000 лет назад это абсолютный рекорд скорости для людей, быстрее никто в мире не мог ездить, не было тогда ещё лошадей, способных везти седока.  На этих штуках они сторожили свои медные рудники и торговые маршруты по вывозу сырья и изделий в разные регионы. А потом колесницы дали газу и копоти древним культурам, потмоу что это были БТР своего времени.

Но сопряжение тяговой оси с колесницей опять таки копия наработок 1500 — 2000 лет давности. Жёсткое, никакой подвижности. Если ты хочешь повернуть, то поворачивают сразу два колеса с телегой, в современном автомобиле это называет блокировка и применяется только при движении прямо. А тогда на протяжении 2000 лет так  махались и развлекались. О сколько было сломано осей, колёс, сколько телег перевернулось! И пофиг! Мысля что то не включалась.

Снова итог — люди смогши придумать колёса, не додумывались до спиц почти 2000 лет. И даже те кто додумался, не додумались сделать сочлеление тяги отдельным от кузова, что бы не ломать ось или сам кузов телеги-колесницы. Вот такие сроки, что бы выдумать казалось бы самое банальное, требовались тысячи лет и то только там выдумали, где появились ЛОШАДИ и причём недостаточно сильные как волы, что бы тянуть тяжёлые телеги и колёса и потому люди вынужденно включили думку. А так, прекрасно видимо обходились. Возили запасные части для телег, колёс и чинили, чинили, чинили. Я не сомневаюсь, что Синташтинцы, будь у них лошади по силе равные волам, так бы и делали цельные колёса несколько сот лет к ряду, вот уверен в этом. Традыцыя.

Наш современный прогресс, когда за 100 лет от мыслей о компах, до ноутбука, за 70 лет от нескольких тонн ЭВМ, до смартфона, это кажется дикостью. или не кажется? Ведь так нудно, упорно и неумело мыслили именно предки Европейцев, непосредственные, включая инновационную для тех времён Ямную культуру, по сути породившую современную Европу. Или они мыслили не глупо, а просто дело было 5 — 4 тысячи лет назад и не было школ средних, с наработками академий наук мировых? Именно поэтому. Когда с нуля начинаешь, всё сложно. Когда имеешь опыт — всё просто, как построить дом. Без знаний будет ужас, с опытом будет красота.

Ареал Синташтинцев.

Шумеры кое как додумывались до колесниц сами, ибо имели наработки из Европы. Штандарт Войны, Ур — это город государство у Шумеров. Штандарту 4500 лет. Колесницы и у шумеров всё ещё с примитивными колёсами, причём они примитивнее европейских, они двусоставные, а значит сложнее в ремонте при поломке.. То бишь никакой особой мысли инженерной и у них не гуляло, хотя строили сложнейшие здания.

Итог по Европе и Евразии в целом:

1 — Приручили и одомашнили коров, значит будущих тягловых животных, не меньше 9 000 лет назад, а скорее всего 10 000 лет назад.

2 — Дальше провал в 3000 лет, когда и в Европе на счёт колёс слыхом не слыхано, при этом в Европу неолитические фермеры пришли 9 000 лет назад. То бишь спустя 1000 лет корова из нынешней Турции попала в Европу, потому что где неолит, там корова, козы и овцы. И попали с ней само собой люди, пешком.

3 — Средняя скорость распространения неолита по Европе ( земледелие, скотоводство ) была 1 км в год. Это крайне важный показатель. Ибо средняя скорость распространения охотников собирателей от 5 до 30 км. в год, оги мигрируют намного активнее. Неолитические фермеры в итоге где ассимилировали, а где просто потеснили охотников мезолита ( наш вариант бушменов в Африке, которых так же теснили и ассимилировали банту )

4 — Колесо придумали грубо говоря 6000 лет назад. Самое грубое, сначала двухсоставное, потом трёхсоставное, что бы лучше ремонтировать. То есть на то, что бы допетрить до изобретения колеса и телеги, при наличии готового «двигателя», у великих предков Европы ушло всего то 4000 лет. Напомню, вся наша цивилизация от Рима это 2300 лет. Оси и колёса вращались либо вместе, либо осе наглухо крепилась к телеге, но всегда была не поворачивающейся.

5 — И после этого весь прогресс земледельцев замер… на 2000 лет, пока Синташтинцы не придумали спицы и колесницу. Опять таки с не поворотной осью.

На то что бы просто придумать колесо со спицами, так и не догадавшись сделать поворотную ось, ушло 6 000 лет при наличии «двигателя» и по сути только лошади и стимулировали придумать лёгкий вариант колеса.

6 — Интересно вычислить вес телег и колёс того периода. Учитывая что средний вес телег в 19 веке, при нормальных конструкционных доработках, был 250 — 300 кг. Значит вес телег 6000-5000 лет назад был не меньше 350 — 400 кг.  Значит современная лошадь, в среднем могущая увезти 800 кг., на 50 процентов везла бы саму телегу, а лошадь 4000 лет назад…. две трети, а то и три четверти, учитывая что тогда лошади и мельче были и слабее. И всё равно люди в Европе, совершив первичный рывок, замерли на тысячи лет. Равно как замерли на Ближнем востоке.

7 — Ещё интереснее понять, что колёса которые стали делать в Европе 5 — 6 тысяч лет назад, делались  почти стопроцентно каменным и костяным инструментом. Медь, а тем более бронза в те времена, использовалась как украшение, была дорогой, плюс хорошая бронза вообще появилась относительно поздно, 3 — 4 тысячи лет назад и её пускали на оружие и доспехи. Даже сегодня медное изделие, это очень дорогая вещь почти всегда. Так что колёса делали вручную с помощью крайне чудного для современных людей инструмента.

Трудозатраты даже на самое грубое колесо, двухсоставное, когда вырубался круг из ствола дерева и потом надвое расщеплялся и после в него просовывали ось и стягивали хомутами, эти трудовые часы были мягко говоря большими. Срубить нужно большое, толстое дерево и затем долго и нудно отрубать. Пила, такая простая казалось бы вещь, появилась только в период хорошей бронзы, около 4000 лет назад, та что как минимум две тысячи лет люди рубили, а не пилили. Кстати, возможно определённый бонус был именно у синташтинцев в том, что уже разработали хорошую бронзу и додумались сделать из неё пилы, а это резко увеличило производительность труда при распилке брёвен.

Но даже в период Нового времени, времени стального инструмента,  на одно колесо диаметром 95 см. со спицами и втулкой уходило 10 человекодней. Проще говоря одно колесо три мастера делали 3 дня. Сколько делали одно колесо в неолитический период,, когда только камень и кость? Каменный топор хуже стального топора по производительности в 6-7 раз. Скорее всего недели две — три, минимум. ОДНО! А их минимум два нужно. Собственно это ещё раз указывает, почему рабовладельческие страны не стали быстро додумываться и тем более внедрять массово колёса. Их производство было запредельно долгим по времени. К тому же ободов ещё долго не делали, не знали железа, это резко уменьшало срок службы колеса.

8 — Есть такая величина — сопротивление качению колеса, это когда то или иное колесо лучше или хуже двигается по той или иной поверхности. У современного колеса лучше всего оно на асфальто-бетонной дороге — 0,01, по сути нет сопротивления. По пахоте у современного колеса само собой худшее сопротивление — — 0,35. На грунтовой дороге — 01 и 0,15.
Так вот у колесниц для грунта, а грунтовка тогда была везде доходило до 1 — 1,3. То есть лучшие колёса колесниц 3 — 4 тысячи лет назад, ехали в сотни раз хуже, чем нынешний автомобиль по асфальту и в 10 — 15 раз хуже чем автомобиль по грунтовке. Поэтому возникновение двухколёсного и четырёхколёсного транспорта могло произойти только при наличии сильных домашних животных. Людям не было никакого резона столько сил, средств тратить, что бы получать дико дорогие изделия для перевозки скажем кирпича, плюс эти тяжеленные телеги и колёса катал бы сам человек.

Ну не было тогда Леруа мерлен, честное слово и в Южной Америке тоже. Некуда было зайти и купить алюминиевую тележку, на стальной раме, с хорошим таким колесом из резины и стального обода.

Производство трехфутового колеса со спицами и втулкой занимало от недели до 10 человекодней у мастеров Нового Времени, вооруженных стальным инструментом. Каменный инструмент возможно увеличил бы трудозатраты в 6 раз. Плюс, для тачки нужно в полтора раза большее колесо. Итого, потребовалось бы 3 месяца квалифицированного труда — на одно лишь колесо, не учитывая время на создание заготовок. Кроме того, без металлического обода оно гораздо быстрее разрушалось бы и испытывало в 1.4 раза большее сопротивление качению, что означает уменьшение полезной нагрузки в еще большей степени (из-за фиксированного веса самой тачки). Если китаец возил на тачке 120 кг (2 тан), гипотетический индейский транспортировщик осилил бы только 80 кг. Это было бы меньше того, что местные носильщики таскали на голове (90 кг), хотя и быстрее. Была бы тачка все еще экономически выгодна в таких условиях? Вряд ли.
_________________________________________________________

В Северную Америку первые индейцы попали от 24 000 до 18 000 лет назад, несколькими волнами с промежутками между ними в тысячи лет. Косвенно есть указания на 24 000 лет, но древнейшие орудия не старше, так что будем идти от 18 000. Попали в Америку индейцы уже сверх подготовленными охотниками, с передовыми для тех лет орудиями для охоты. Те же костёнковцы в Евразии были на 12 000 лет раньше, так что опыта у индейцев было даже слишком много. И они с этим опытом нагрянули в не пуганную фауну Северной Америки, начали осваивать континенты с нуля.  Длина обеих Америк не менее 16 000 км. И это просто если считать узкую полосу, а кто ж так ходит? ходят в разные стороны, от берега до берега. . По подсчётам палеогенетиков, максимальная численность тех индейцев, от которых произошли в итоге все индейцы обоих Америк — 250 человек. Эти люди попали в разгар Ледникового периода и тундростепного периода. Значит ни о каком земледелии ни в Евразии ни в Америках речи не шло.

Стартовав от Аляски где то 18 000 лет назад, карта чуток устаревшая, индейцы стопроцентно по археологии пришли в Южную Америку 15 000 лет назад. 5000 лет. При средней длине миграции в год в 30 км, вроде бы медленно, но не забывайте, их насчитывались считанные сотни, а Северная Америка гигантский и богатый живностью континент, гуляй куда хочешь, краёв не видно, это вам не островок. Ускорились индейцы когда стало теплеть, животные резко сокращаться в численности, а это не ранее 10 — 11 тысяч лет назад. Никаких чудес или заторможенности, все люди одинаковые и в Евразии точно так же, наши коренные ребята и девчата не чесались даже о земледелии, пока зверя можно было бить.

Вот только когда пришёл рубеж, за который шагнули Натуфийская культура и Докерамический Неолит в Евразии и стали постепенно осваивать пшеницу, корову, коз, овец, в Северной Америке не досчитались лошадей, поскольку лихо и умело их снесли, владея навыками охоты, выработанными за 20 000 лет в Евразии. Проблема. Остались неодомашниваемые бизоны и наподобие твари. Пшеницы дикой не было и в помине, а кукуруза дикая росла в Мексике, и учитывая то что Америки сильно вытянуты в длину и меньше в ширину, то климатические пояса занимают меньше места на суше, чем в Евразии. Это порождало проблему места для развития культуры.

Ламы и альпаки жили только в Южной Америке, в тягловые годились так же как верблюд ( никак ), при этом верблюды хоть везли больше, а ламы от силы 25 — 35 кг.  К 6000 лет назад культивировали кукурузу, но долго не могли раскачать её на разные сорта и урожайность, она была мелкой, в 10 раз мельче нынешней. Взрывной рост развития кукурузы произошёл 3200 лет назад и она стала активнее распространяться по Мезоамерике.

Дальше снова включаем кулькулятор. В Европе, при намного более удобной климатической системе, когда можно активно двигаться с Востока на запад, фермеры ползли аж 1 км. в год. В Америках скорее всего вынуждены были ползти 500 — 800 метров в год. Тысяча километров, больше тысячи лет. А этих километров в обеих Америках я уже писал сколько. То что индейцы относительно быстро распространили кукурузу, уже им заслуга. У них не было коров, коз, вместо мясных овец и прочего, они приспособили морских свинок, затем индеек и уток.

Итог — никак не могло возникнуть колесо в Южной и Северной Америке до 1500 года нашей эры, возникнуть именно как серьёзный хозяйственный и стратегический механизм. Вес средней телеги, даже в развитом неолите и бронзовом веке в Европе был под 350  — 400 кг. Ну пусть арба будет весить 200 кило. Индейцы такие же как мы по своему принципу развития, по мышлению, по ошибкам и догадкам, значит колёса они бы теоретически придумали сначала двусоставные, затем трёхсоставные. И тоже бы замерли на 2 — 3 тысячи лет, пока не додумались бы у них до спиц. Именно так, без всяких если, потому что так вот было в Евразии, а я исхожу из прямой и простой как стрела мысли, что как в Евразии, так было бы и в Америках. Но в Америках не было тягла, вообще. Отсюда и отказ от попыток придумать телегу и колёса, ибо их вес был бы весом 5 мужиков не мелких. И это только вес самой телеги.

Поэтому да, индейцы не использовали телеги. Им не на чем было учится их осваивать и развивать. Но даже без колёс, они построили кучу развитых цивилизаций, торговали меж собой ещё на уровне племенном, когда численность племён не превышала 60 человек, размах связей торговых — Вся Северная Америка. Осуждать их… Почему то их осуждают жители Европы, но совсем не осуждают нынешние англосаксы живущие в США, а активно изучают и по сути отплачивают прошлые грехи, когда не пожалели эти народы и культуры. Самыми преданными изучателями истории древних народов Америк, стали те кто их снёс после 1500-х годов. Вот уж ирония судьбы, но приятная.

Как изобрели колесо

Колесо стало величайшим изобретением человечества. Без него мы уже не представляем транспорт, сельское хозяйство, промышленность. Весь мир теперь зависит от колеса. Его изобретение изменило ход всей мировой истории. Имени человека, придумавшего колесо, не сохранилось в истории. Также мы ничего не знаем о точном месте его изобретения. Возможно, прообразом колеса послужили огромные каменные плиты, имеющие форму круга. Ими люди размалывали зёрна. Это было ещё во времена неолита.

Содержание

Появление колеса с осью

Колесо с осью впервые появилось у людей в 4500 году до нашей эры. Учёные предполагают, что впервые такую конструкцию использовали в качестве гончарного круга. Позднее колесо с осью стали использовать для колесниц и тележек. До изобретения колеса люди перевозили грузы на санках и волокушах. Это стало хорошей идеей, прикрепить под волокушей полозья из тонких брёвен. Так им стало легче перетаскивать грузы. Следующим этапом развития стало колесо, прикреплённое к саням.

Таким образом земледельцам стало легче перевозить урожай с полей в амбары. Сначала такие колёса были очень громоздкими и тяжёлыми. Они были прикреплены к оси и вращались вместе с ней. Это стало обычным явлением. Сначала это были телеги, типа арбы, затем появились и колесницы.

При раскопках около города Яссы были обнаружены глиняные черепки с изображением повозок с колёсами. Это является самым древним упоминанием о них. Самое старое колесо, найденное на территории Британии, возрастом примерно с 1350 по 950 год до нашей эры. На территории современной Украины в Запорожской области была найдена двухколёсная повозка, имеющая возраст примерно пять тысяч лет. Возможно, что эта повозка попала туда с Ближнего Востока.

Появление колеса со спицами

Конструкция из двух колёс, прикреплённых к оси, часто ломалась. Поэтому следующим прорывом в технологии стало изобретение колеса со спицами. Учёные считают, что такой вид колеса появился впервые на Южном Урале, где жила Синташтинская культура. Кроме спиц, в конструкции использовался и гнутый обод. Первые такие модели появились примерно в 2000 году до нашей эры. Это изобретение позволило тележкам и коляскам двигаться намного быстрее. Сначала такие колёса использовали для колесниц и тележек, которые тянули лошади и волы.

Их применяли на территории всей Европы: от Урала до Ирландии. Они докатились от Европы до Китая. Позднее деревянные колёса стали обивать металлом. Синташтинские лёгкие колесницы стали прообразом древнеримских. Больше всего различные повозки на колёсах использовали в Древней Греции, а позднее в Риме. Древние изобретатели заметили, что колесо можно использовать не только в повозках. Они видели, что его можно применять и для других целей, эксплуатируя для этого силу животных, людей, ветра и воды.

Широкое применение колес

Колесо стали применять в ножных прялках около 500 года до нашей эры. Следующими были ветряные мельницы, появившиеся в VII веке. Столетиями колёса под действием воды и ветра исправно служили людям. С их помощью орошали пашни или осушали затопленные земли, шлифовали детали и мололи муку. Колёса приводили в действие тяжёлые молоты в кузницах. В XVI – XVII веках с помощью колёс заставляли работать огромные ткацкие станки на мануфактурных фабриках. В итоге паровой двигатель стал вращать колёса промышленности.

Где впервые появилось колесо

Так кто же изобрёл колесо? Самый первый изобретатель так и остался неизвестным. Различные колёса использовались во многих древних цивилизациях. Их применяли для обработки земли. С ростом поселений, у человека появилось больше времени исследовать мир, его строение. Так постепенно люди начали разрабатывать новые технологии. Древние люди открыли свойства разных металлов. Вместо камня они стали использовать бронзу – смесь меди и олова. Древние цивилизации были в Месопотамии. Ученые считают эту область – «колыбелью цивилизации». На этой территории было расположено множество городов-государств.

В них развивались ремёсла и торговля. Математики, астрономы, алхимики продвигали вперёд научные знания. Они разрабатывали календари и измерительные системы. Колесо из металла было впервые изобретено на территории Месопотамии. Для его изготовления использовалась бронза. После смерти шумерские правители брали в загробный мир колёсные повозки. Эти захоронения были найдены около древних городов Ур, Киш, Сузы.

Около больших рек выросли и другие древние цивилизации. Древний Египет находился около реки Нил, Древняя Индия – у реки Инд, а Китай – у Хуанхэ. Эти районы были очень плодородными. Для обработки полей требовались новые технологии и орудия. Во всех этих цивилизациях вёлся примитивный отсчёт времени. Так появились водные и солнечные часы. Стала развиваться металлообработка и производство стекла. Во всех этих производствах полным ходом стало использоваться колесо.

Во многих древних цивилизациях, например, индоевропейских, использовалась символика, связанная с колесом. Так люди в древности обозначали сменяемость циклов жизни и смерти. Круг был связан с бесконечностью, в которой жизнь и смерть приходили на смену друг другу. Древние народы использовали его в своей сакральной символике. Например, славянский Солнцеворот или буддийская Дхарма. Колесо было символом власти и вечного обновления.

Но в мире были народы, которые не использовали колесо в быту. Например, коренные народы Америки и Африки. Но даже при раскопках у них были найдены игрушечные повозки на колёсиках. Ольмеки тоже вплотную подошли к изобретению колеса. Они использовали деревянные катки во время строительства. На Американском континенте колёсные повозки появились только, когда туда прибыли европейцы. Если бы люди не изобрели колесо, то трудно даже представить, как развивалось бы человечество.

Международный музей лошади

Изобретение колеса
Большинство авторитетных источников приписывают изобретение колеса древним месопотамцам (шумерам) около 4000 г. до н.э., а независимое изобретение в Китае около 2800 г. до н.э.

На Ближнем Востоке это были составные дисковые колеса, состоящие из трех деревянных досок, скрепленных распорками. Центральная часть была примерно в два раза больше двух внешних. скрепляются планками. Концы ступицы и оси, а также шплинты, кажется, указывают на колеса, которые уже вращались на закрепленных осях. Колеса со спицами впервые появились в Анатолии (Турция) около 1,9 г. 00 г. до н.э. и вскоре распространился на Египет.

Раннее 3-е тысячелетие до н.э.: Лошади присоединяются к Быкам в качестве тягловых животных
Волы уже были запряжены в дышло плуга, вероятно, в начале четвертого тысячелетия до н.э., на Ближнем Востоке. К концу тысячелетия их привязывают к саням, которые со временем монтируются на роликах, а затем и на колесах. Транспортные средства с дисковыми колесами появляются ближе к началу третьего тысячелетия до нашей эры и изображаются запряженными также непарнокопытными — либо ослами, либо гибридами онагров. Четырехколесная военная повозка, изображенная на «Штандарте» из Ура, что в южной Месопотамии, около 2500 г. до н.

К началу 18 века до н.э. на Ближний Восток с севера было завезено множество лошадей, и для войны и охоты была разработана легкая колесница со спицами. Запряженная в нее лошадь теперь вытеснила других непарнокопытных в упряжке для этих целей, хотя и не для менее гламурных типов упряжки. В Китае боевые колесницы, запряженные лошадьми, использовались во времена династии Шан (около 1400 г. до н.э.).

Ярмо: лучше для волов, чем для лошадей
Во многих древних цивилизациях лошадь использовалась в основном как упряжное животное почти 1000 лет. С начала второго тысячелетия до начала первого тысячелетия до нашей эры тягловой тяге для волов предшествовала система тягловой силы, разработанная для быков, и она была смоделирована после нее. Эта система не была хорошо приспособлена к анатомии лошадей.

На протяжении всей древности лошадей продолжали запрягать парами, с лошадьми по обе стороны от шеста и под ярмом. Ярмо крепилось ремнем вокруг горла лошади и имело тенденцию давить на дыхательное горло. К 15 веку до нашей эры в Египте мы находим способ лучше адаптировать ярмо к анатомии непарнокопытных в виде седла с ярмом. Это был деревянный предмет в форме поперечной кости, привязанный к хомуту своей «ручкой», а «ноги» лежали вдоль плеч лошади и, таким образом, снимали значительное давление с горла. Седла коромысла опирались на подушки, а их концы соединялись серповидными ремнями, проходившими через нижнюю часть горла лошади.

Анатомия древнего колеса: около 1600 г. до н.э.
Ступица древнеегипетского колеса была изготовлена ​​с использованием очень сложных столярных изделий. Спицы были созданы пополам, и половина одной спицы была сделана из того же куска дерева, что и половина соседней спицы. Таким образом, спицы стали неотъемлемой частью ступицы. С точки зрения дизайна и доступных материалов египетское колесо представляет собой замечательное технологическое достижение.

Египетские колесные мастера стремятся создать более совершенное колесо
К 1600 г. до н.э. колеса колесниц со спицами были полностью разработаны. На фреске XV века до н. э. из гробницы Хапу в Египте изображена мастерская колесничного мастера. В верхнем регистре строгают фалоэ (обод колеса, поддерживаемый спицами) колеса. Египетское колесо было очень легким и черпало свою силу из-за особой конструкции, как описано выше. Для изготовления колесниц использовалось несколько разных пород дерева, некоторые из них, такие как вяз, импортировались даже из северной Сирии.

Кто на самом деле изобрел колесо? (И чего мы так долго?)