Древнее колесо – Колесо древнее. Это самое крупное и древнее колесо, найденное на Земле

Колесо древнее. Это самое крупное и древнее колесо, найденное на Земле



Это самое крупное и древнее колесо, найденное на Земле

Рекомендуемэту новость

Согласно историческим летописям, колесо было «изобретено» в древней Месопотамии, около 3500 г. до н.э. и, возможно, уже в 4000 г. до н.э. Однако самое старое и самое большое колесо на Земле было обнаружено в 2002 году в Словении. Колесо насчитывает возраст около 5300 лет, но может быть даже старше.

Если мы посмотрим в современные книги по истории, хорошо поймем, что изобретение колеса было причислено к позднему неолиту и, возможно, возникло вместе с рядом других технологических достижений, начавших бронзовый век.

Однако многие цивилизации, включая инков и ацтеков, не имели колесных транспортных средств.

Самые старые графические изображения колес поступают из древних изображений в городе Ур (которые относятся к 3500 году до нашей эры), в современном Ираке, но никаких физических остатков колес там не найдено, сообщает vnauke.in.ua

Считается, что именно оттуда изобретение быстро распространилось по всему миру.

Считается, что древние шумеры представили ряд технологий, которые никогда прежде не видели в мире.

Колесо, говорят эксперты, было одной из таких технологий.

По мнению историков, древней культуре Халафа (Сирия) 6500-5100 гг. до н.э. иногда приписывается самые ранние изображения колесного транспортного средства, но это сомнительно, поскольку нет никаких свидетельств, что халафийцы использовали колесные транспортные средства или даже колесные диски.

Но вы когда-нибудь задумывались о том, где находится старейшее обнаруженное колесо?

Несмотря на то, что шумерам приписывают «изобретение» колеса, старейшее колесо на Земле было найдено не в Месопотамии, а в Европе.

Колесо Любляны Болот, старейшее и самое большое колесо, обнаруженное на Земле

В 2002 году, когда археологические раскопки, проведенные в Словении, обнаружили деревянное колесо, радиоуглеродное датирование которого показало, что ему было от 5 100 до 5350 лет, научное сообщество было  в восторге.

Эти раскопки, проведенные в окрестностях Любляны, ознаменовали открытие того, что сейчас считается самым старым колесом в истории.

Считается, что самые старые жители поселились в регионе уже 9 000 лет назад; в мезолите они построили временные поселения на изолированных скалах в болоте и на берегах, и жили занимаясь охотой и собирательством.

Открытие словенского колеса начало дискуссию среди археологов, которые задавались вопросом, возможно ли, что колесо не было изобретено шумерами, а древней культурой в Европе, или же колесо появилось одновременно в двух местах, разделенных, возможно, несколькими сотнями лет?

Раскопки Люблянского болота были датированы в результате исследований, проведенных лабораторией VERA (Венский экологический исследовательский ускоритель) в Вене, где использовались измерения слоев в земле и колец деревьев в районе, где они были обнаружены, а также при помощи радиоуглеродного датирования.

Древнее колесо было обнаружено командой словенских археологов из Люблянского института археологии в рамках Исследовательского центра Словенской академии наук и искусств, возглавляемого Антоном Велушкеком.

По мнению экспертов, это древнее колесо, обнаруженное в 2002 году в болотистой местности недалеко от словенской столицы, по крайней мере на сто лет старше колёс, найденных в Швейцарии и Германии, которые считались до открытия словенского колеса самыми старыми существующими примерами.

Но, помимо того, что оно является самым старым примером на Земле, эксперты говорят, что важность словенского колеса заключается в том, что «в дополнение к своей исключительной древности это колесо и ось невероятно технологически продвинуты».

Колесо имеет радиус 72 см (28 дюймов) и изготовлено из дуба.

Его 124-c124-сантиметровая ось изготовлена также ​​из дуба.

По мнению экспертов, ось была прикреплена к колесам клиньями из дубового дерева, что означало, что ось вращается вместе с колесами.

Считается, что это древнее колесо, скорее всего, было частью доисторической двухколесной тележки, и эта технология показывает, что уже существует давняя традиция и опыт в изготовления колес и осей к ним в этом регионе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

vnauke.in.ua

Колесо — Изобретения

  1. Изобретения
  2. Нефть представляет собой маслянистую жидкость с характерным острым запахом и различным, в зависимости от места добычи, цветом. По своему химическому строению она является чрезвычайно сложной смесью различных химических соединений, прежде всего органических веществ — углеводородов. Углеводороды называются так потому, что представляют…
  3. С древнейших времен одним из основных занятий человека было собирательство. Под этим словом современные ученые подразумевают сбор съедобных семян, орехов, фруктов, корней, личинок, яиц и т.п. Основным орудием при собирательстве была толстая палка-копалка, один конец которой был заострен и обожжен на…
  1. Изобретения
  2. Нефть представляет собой маслянистую жидкость с характерным острым запахом и различным, в зависимости от места добычи, цветом. По своему химическому строению она является чрезвычайно сложной смесью различных химических соединений, прежде всего органических веществ — углеводородов. Углеводороды называются так потому, что представляют…
  3. С древнейших времен одним из основных занятий человека было собирательство. Под этим словом современные ученые подразумевают сбор съедобных семян, орехов, фруктов, корней, личинок, яиц и т.п. Основным орудием при собирательстве была толстая палка-копалка, один конец которой был заострен и обожжен на…
  4. Одним из замечательнейших событий в истории техники стало появление в середине XIX века скоропечатной ротационной машины, позволившей в тысячи раз увеличить выпуск печатных изданий, прежде всего газет и журналов. Это изобретение, точно так же как создание в свое время Гутенбергом первого…

Колесо

«Деревянное колесо»

Первое значительное изобретение сде

История колеса — Истории Земли

В окружающем мире человек в основном видит движение линейное. Поэтому идея колеса, соединяющего вращение обода с поступательным движением оси, была далеко не очевидной и требовала немалой изобретательности. История изобретения колеса не может быть описана конкретно, думаю колесо изобретали не раз и в разных местах. Так что назвать автора и место не возможно.

Официальная и признанная сейчас версия происхождения колеса считает его родиной Месопотамию или Двуречье.

Испокон веков люди перетаскивали грузы. Гладкий предмет волочить легче — это выяснилось быстро. Так родились салазки. Кто-то догадался подложить под них бревна-катки: так быстрее. Если бревно обжечь, чтобы оно было в середине уже, чем по краям, тогда груз не соскользнет.

Следующий шаг — профилирование: широкий край бревна становится все тоньше, пока не отделяется от середины. Вот оно — первое колесо! Наконец неведомый гений изобрел ступицу, в нее вставляется ставшая неподвижной ось. Осталось закрепить платформу — и повозка готова.наскальный рисунок повозки II тыс. до н.э.,

наскальный рисунок повозки II тыс. до н.э.,

Наскальный рисунок повозки II тыс. до н.э., обнаруженный в Ливии.

Изображения салазок с колесиками (зооо г. до н. э.) найдены в Междуречье в шумерском городе Урук. К 2700 году до н. э. там же появляются рисунки повозок. В это же время шумеры начинают хоронить своих царей вместе с колесницами. Эти погребения найдены в Кише, Уре, в эламском городе Сузы.

Механизм и мифология

По Востоку распространяется образ колеса как символа солнца и власти. Хетты клянутся колесом, в индийском эпосе бог Индра похищает колесо у бога солнца Сурьи, у иранцев Небесное Колесо — оружие богов. Ассоциация понятна: солнце — круглое и могущественное, колесо — тоже круглое и дарит человеку скорость, а с ней преимущество в бою и власть. Нам, привыкшим к быстрой езде, не понять, как скорость в 25-30 км/ч пьянила пешее дотоле человечество. Хотя лошадь приручили на тысячу лет позже, и повозку еще долго таскали онагры — азиатские ослы.

Но как деревянное колесо могло появиться в Месопотамии, отнюдь не изобиловавшей лесами? Подходящие леса были на востоке Турции и севере Ирана. Эти области и считали родиной колеса, пока археологи не обнаружили в армяно-грузинском пограничье и верховьях Куры многочисленные и даже более древние, чем в Междуречье, колесничные захоронения рубежа IV-III тыс. до н. э. Когда из-за строительства Севанской ГЭС уровень воды в озере упал, обнажились погребения с колесницами — тяжелыми и неповоротливыми. Тянуть их могли только волы.

Быстро катясь по свету, колесо почти одновременно с Месопотамией попадает на север. Древние захоронения с повозкой найдены у Элисты в Калмыкии. А дальше, в степи, ему уже нет границ: следующее древнейшее колесо нашли в селе Герасимовка Оренбургской области.

Колесо III тыс. до н. э., найденное при раскопках месопотамского города-государ­ства Урколесо III тыс. до н. э., найденное при раскопках месопотамского города-государ­ства Ур

колесо III тыс. до н. э., найденное при раскопках месопотамского города-государ­ства Ур

Уже в середине III тысячелетия до н. э. деревянное колесо оборачивали в кожу, а к 2000 г. до н. э. стали забивать в обод медные гвозди острием наружу — для лучшего сцепления с землей. Колеса еще сплошные, но уже не вырезанные из цельного ствола, а составные, сколоченные из трех частей. Такую древесину найти легче. Примерно тогда же люди приручают лошадь, и повозки разделяются на быстрые конные двуколки — боевые колесницы и экипажи правителя — и двухосные телеги с впряженным волом — для хозяйства.

Повозка едет на восток через степи Азии от одних племен к другим (слово «телега» — монгольского происхождения). Это фиксируют наскальные рисунки южной Сибири. Кочевники-скотоводы делают большие крытые повозки — дома на колесах. К середине II тысячелетия до н. э. колесо докатилось до Китая эпохи царства Инь.

Слова «коло» и «рото» — колесо — были в индоевропейском, общем предке германских, славянских, роман-ских, иранских языков… Значит, они возникли на прародине индоариев — в восточной Турции и северном Ираке в III тысячелетии до н. э. Именно оттуда начинается расселение племен, включая великую миграцию индоариев в Европу. Ученые до сих пор спорят, каким маршрутом они продвигались: из Малой Азии на Балканы, через Причерноморские степи в Венгрию, через Среднюю Азию — или всеми этими путями одновременно? В любом случае, их победоносное шествие было в немалой степени обеспечено военным успехом колесниц. По ходу миграции совершенствуется и само колесо. У того, что к 2000 году до н. э. доехало до нынешней Голландии, уже имелись спицы и обод.

История изобретения колеса

История изобретения колеса

Колесо Дхармы на барельефе из буддийского святилища Санчи в Индии — символ ступеней духов­ного совершен­ствования (11-1 вв. до н. э.)

Колесо в Европе

Дальнейшее развитие колеса в Европе связано почти исключительно с кельтскими племенами. Около 1500 года до н. э. они научились «обувать» обод металлом, а через пару веков, ко времени Троянской войны, колесница становится почти целиком металлической. На таких сражаются гомеровские герои. Такими восхищается библейский пророк Наум: «По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния».

История колеса, его создания и развития

Образование 27 мая 2015

Казалось бы, такое простое достижение — изобретение колеса, и все же оно великое. Первые древнейшие колеса найдены в Месопотамии, Венгрии, Средней Азии и в степях Дона и Днепра.

История создания колеса: начало

Очень любопытно, что колесо изобрели не тогда, когда люди еще скитались. При кочевом образе жизни они весь свой скарб носили на себе. Колесо было изобретено, когда они уже осели на определенном месте. Оседлые люди стали разводить хозяйство: засевать поля, разводить домашний скот, строить малые, а затем и большие поселения и города.

Стала развиваться торговля зерном, камнем, лесом и пр. А это огромные расстояния, которые нужно преодолевать с большим и тяжелым грузом. Вот тут и появилась эта простая идея.

Каким образом в древности эта идея пришла в голову? История колеса довольно любопытна.

Люди, постоянно работая с вырубленными и поваленными бревнами, обнаружили, что их можно катить, немного подталкивая.

Идея создания рычага

И в то время кроманьонцы изобрели еще и рычаг. С этого момента началась история изобретения колеса.

Как это случилось? Благодаря нажатию на подложенную палку под бревно, оно стало катиться. После повторного нажатия оно покатилось еще дальше. Тогда стали использовать еще больше подобных рычагов, благодаря которым уже можно было передвигать одновременно несколько бревен.

Потом пришла прекрасная идея — положить на катящиеся бревна наискосок другое бревно, и оно покатилось вместе с ними.

Таким образом, пришла очередная мысль, что бревна транспортируемые уже сами могли бы быть в качестве «транспорта», если поперек сверху еще положить бревна. В Древнем Египте таким образом передвигали немыслимой величины каменные статуи. История происхождения колеса продолжала пополняться любопытными фактами.

Дальнейшее усовершенствование техники передвижения грузов

Тот метод с рычагами был не очень удобным: ближние к рычагам бревна периодически высвобождались из-под груза, и их постоянно приходилось с помощью рук переносить вперед и класть рядом с еще находящимися под верхними бревнами. Появилась необходимость их зафиксировать.

В итоге получилось что-то вроде подобия повозки. Она была грубоватая и неказистая. Но положенный на нее сверху груз двигался. Оставалось только сильно нажимать на рычаги. На такой более совершенной повозке возили и другие грузы: мешки с зернами, камни и др.

Это сооружение могло катиться только по ровной поверхности. Любое препятствие в виде камня на пути могло легко разрушить эту конструкцию. И тут появилась идея закрепить бревна между собой (штук 10), внизу прикрепить еще по две пары гладко обтесанных бревен, а между этими еще и третье — гладкое, большего диаметра и свободное.

Так появилась повозка, вернее каток. Он очень хорошо двигался, и не приходилось его толкать рычагами, для этого было достаточно усилия рук. Таким был прообраз колеса.

История развития колеса довольно длинная. До изобретения настоящего колеса решалось много промежуточных проблем.

Совершенствование транспорта для перевозок грузов

Сначала с повозки убрали обе пары бревен, оставив только два катка. Затем их закрепили к повозке скобами медными, но так, чтобы они вращались. Был важный недостаток: разная толщина на разных краях бревна приводила к поворачиванию повозки в сторону.

Потом было обращено внимание на то, что та повозка, под которой каток был тоньше в центре, чем по краям, передвигается равномернее. Такую повозку и заносит в сторону меньше. Тогда изобретатель катка оставил только два валика по сторонам из целого бревна, а между ними — тонкую жердь. А потом, отделив эти валики от жерди, получил колесо.

История возникновения колеса как уже готового технического сооружения для передвижения и перетаскивания грузов началась практически с этого момента.

Первое колесо было очень тяжелым. Даже была найдена повозка с цельными колесами, вырезанными из ствола большого дерева (древнейший индийский город Мохенджо-Даро).

Вскоре для повозок стали использовать животных в упряжке. Этот момент явился переломным и решающим в истории развития и усовершенствования транспорта. Пополняется различными интересными преобразованиями история колеса. Телеги тоже претерпевают существенные изменения.

Усовершенствование конструкции телеги

В древние времена были изделия двух видов: круг гончарный и колесо для телеги. Первый — предок шкивов, шестеренок механизма часов, водяных колес и др.
Самые первые телеги представляли собой простые сани, поставленные на колеса. Последние, в свою очередь, были скреплены осями. Колеса и сама ось составляли единое целое. Однако когда телега поворачивала с такими колесами, внешнее ехало намного дольше, чем внутреннее. В связи с этим колесо всегда скользило или буксовало.

Позже появились конструкции, двигающиеся свободнее, так как ось крепилась к экипажу. Это позволило ехать быстрее и поворачивать легче.

Самыми первыми были крестьянские телеги, катафалки царские, священные повозки богов и военные колесницы.

Первые телеги были и двух-, и четырехколесными. Однако последние были непрактичными. Почему? Задняя и передняя оси прикреплялись к корпусу. Такой экипаж не мог совершать крутые повороты.

2000 лет назад была изобретена передняя подвижная ось, которая позволяла экипажу поворачиваться в любую сторону.

Уже во втором тысячелетии до н. э. в Юго-Западной Азии изобрели колеса со спицами.

Древние изображения колеса

Первое древнейшее наскальное изображение (3000 лет до н. э.) саней с колесами найдено в г. Уроке Шумерской провинции.

Образ колеса на Востоке слился с образом Солнца и власти. В различных мифологиях многих государств стали упоминаться образы колеса. Колесо с Солнцем ассоциировалось так: Солнце — возвышенное и круглое, колесо — тоже круглое, еще оно позволяет человеку быстро передвигаться. Все это — преимущество и господство.

Имеют место слухи, что первое древнее колесо появилось все же не в Месопотамии, а в Турции на востоке, а возможно, и на севере Ирана. Затем они появились и в северных краях.

Виды древних колес

Уже в 3 тысячелетии до н.э. колеса обматывались кожей, а во 2 тысячелетии приколачивали в колеса гвозди, торчащие острием наружу. Это делалось для того, чтобы увеличилось их сцепление с поверхностью земли. Причем они могли быть сплошными, но уже не из цельного ствола, а составленные и сколоченные из трех частей.

К тому времени были приручены лошади, и появились повозки, которые стали разделяться на боевые колесницы (быстрые) и экипажи для царя. Были и телеги специально для хозяйства (с волом).

История колеса, на первый взгляд такого простого предмета, показывает, что каждый народ вносил какие-то полезные изменения в его конструкцию, благодаря чему она совершенствовалась быстро.

Так и докатилась повозка на Восток, до Китая (эпоха царства Инь). Уже в 2000 г до н. э. колесо было со спицами и ободом.

Колесо в Европе

Дальнейшая история колеса и его развития связана исключительно именно с кельтскими племенами. Они начали “обувать” обод колеса металлом (1500 год до н. э.), а всего лишь через пару веков (во времена Троянской войны) колеса были практически целиком металлические.

На таких и сражались гомеровские герои. Про такие колесницы восхищенно писал библейский пророк Наум. Они сильно разбивали дорогу, поэтому в 50 году до н. э. был создан и принят самый первый закон, который ограничивал нагрузку на каждое колесо до 250 кг.

За 3000 лет древнее колесо изменило жизнь почти всей Европы. А вот до Африки (территории южнее Сахары), Азии (Юго-Восточной) и Австралии так и не доехало.

Истинная история колеса до конца не изучена. Есть и такая гипотеза создания колеса. Горшки люди лепили (хоть и кособокие) еще раньше — 6000 лет до н. э. Но с появлением гончарного круга и вид посуды намного улучшился. А круг гончарный — и есть колесо, только положенное набок. Так кто же позаимствовал идею? Может, все-таки возница у гончара?

Источник: fb.ru

Водяные колёса в Древнем мире

В эпоху Древнего мира использовали и горизонтальные, и вертикальные водяные колеса, но ни те, ни другие не получили широкого распространения. Например, в книге «De architectura» (I в. до н. э.) римский архитектор Марк Витрувий Поллио дал описание водяного (подливного) колеса как редко используемого технического устройства. Вообще в древних документах упоминания об использовании энергии воды приводятся очень редко. В это время инженеры использовали вращательное движение водяного колеса в двух целях – для помола зерна и в качестве черпаковых подъёмников воды – норий. Арабское «наора» (араб. ريعاونلا ), от которого затем произошло испанское нориа (noria), собственно и означает «подливное водяное колесо».

В качестве водоподъёмных устройств водяные колёса получили широкое распространение в первую очередь на Ближнем Востоке в эллинистическую эпоху, к которой относится самое раннее упоминание о них в техническом трактате «Pneumatica» греческого «инженера» Филона Византийского (около 280–220 гг. до н. э.). Речь в трактате идёт о механизме осушения доков Александрии. Римляне применяли колёса для откачки воды из шахт. Например, в испанских медных рудниках Рио Тинто вода откачивалась с горизонта –24 м системой из 16 норий.

Дренажная система рудников Рио Тинто

В нориях передаточные механизмы не применялись. В первых водяных мельницах шестерни также не использовались: небольшое горизонтальное колесо с лопастями укреплялось на нижнем конце вертикального вала, а верхний конец вала соединялся непосредственно с жерновом. В последствии в мукомольных мельницах использовалась ортогональная передача.

Шестерни, установленные на оси колеса, позволяли передать вращательное движение из вертикальной плоскости в горизонтальную и сообщить вращение жерновам. Использование коленчатого вала и шатуна для организации возвратно-поступательного движения впервые было применено римлянами на лесопилке в малоазиатском г. Иераполисе (территория современной Турции).


Водяные колёса могут вращаться либо в горизонтальной плоскости на вертикальной оси, либо в вертикальной плоскости на горизонтальной оси. Горизонтально вращающиеся колёса – предшественники гидравлических турбин – часто называли скандинавскими мельницами. Постройка мельниц такого типа обходилась недорого, но они были маломощными (менее 1 л. с.), а коэффициент их полезного действия (КПД) составлял всего 5–15 %, поэтому скандинавские мельницы не получили широкого распространения и применялись только для помола зерна.

Водяные колеса различных конструкций: а – горизонтальное; б – подливное; в – верхнебойное

Ранние вертикальные колёса были подливного типа, они приводились в движение потоком воды снизу. Достоинство подливных колёс – простота изготовления и установки. Подливные колёса имели на ободе плоские закругленные лопасти и могли работать почти в любых обильных потоках с умеренной скоростью воды, но наиболее эффективны они были в узких протоках. Эти вертикальные колёса были в 3–5 раз мощнее горизонтальных, а их КПД достигал 30 %.

Водяная мукомольная мельница с горизонтальным колесом. I в.

В конструкции верхнебойных колёс вода падала сверху в черпаки, приделанные к ободу колеса. В этом случае колесо приводилось в движение не столько за счет удара воды, сколько под действием силы тяжести. Внизу вода выливалась из черпаков, они поднимались вверх, вновь наполнялись водой, и процесс повторялся. Строительство верхнебойных колёс обходилось дороже, чем подливных или горизонтального типа, поскольку для них требовался большой напор воды, для создания которого необходимо было сооружать плотины, запруды и поднимать уровень русла водного канала. В наиболее благоприятных условиях – на мелководье при высоте падения воды от 3 до 12 м – вертикальные колеса имели коэффициент полезного действия 50–70 %, а их мощность в зависимости от условий работы составляла от 2 до 40 л. с.

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Колесо — История вещей

История создания колеса начинается еще несколько тысячелетий назад. О том, как именно оно появилось впервые, нам неизвестно. Однако археологами установлено, что первое деревянное колесо появилось более 5000 лет назад. Затем наши предки придумали цельное деревянное колесо заменить на колесо со спицами. Это дало возможность совершать перевозки на более далекие расстояния.

История колесаИстория колеса

Передвигаться на «колесах» стали многие, несмотря на то, что это считалось привилегией богачей. 3200 лет назад люди еще раз улучшили колесо, они приспособили к нему железные протекторы.

История колесаИстория колеса

На этом развитие колеса остановилось практически на 3000 лет. Происходили лишь малозначительные события, например, появились стальные подшипники. Колесо в этот период использовалось как лопастное рабочее колесо на мельницах, а также в производстве (прялка, шестеренка для часов).

История колесаИстория колесаИстория колесаИстория колеса

Периодом множественных улучшений в истории создания колеса и его изменений считаются XIX и XX века. Гремела техническая революция, разнося весть о появлении первой шины. Это было действительно крупное революционно-техническое достижение. Всему миру известны имена людей, которые стали пионерами в создании шин. Самая первая пневматическая шина была изготовлена Робертом Уильямом Томпсоном и Джоном Бойдом Данлопом.

История колесаИстория колесаИстория колесаИстория колеса

Из-за шин забыли о разных эволюционных новинках колеса: о том, как деревянные спицы заменили на стальные, более легкие, забыли о появлении запасного колеса и его развитии, забыли о центральной втулке, о спаренных колесах. Нигде не упоминается и о первых колесах, которые штамповали из листовой стали, или о колесах, которые появились в 20-е годы XX века, на них были диски из легкого сплава. Все внимание было приковано к шинам.

История колесаИстория колеса

Развитие колес происходит гораздо медленнее, чем шин. Основные материалы, идущие на их изготовление – это алюминий и сталь, и производители стараются придерживаться этих норм. Сейчас внимание сосредоточено на применении для создания колес таких новых технологий, как обработка материала выдавливанием или создание полых элементов конструкции из листовых металлов.

КОЛЕСО. Нет ничего проще? — Дмитрий Мыльников — LiveJournal

Я потерял последний стыд, я замахнулся на святое, на КОЛЕСО! История колеса теряется в глубокой древности…. как водится, еще в древнем египте не просто пользовались колесом, а скакали на боевых колесницах! Вавилон, древний Шумер, естественно древнейший Китай все скакали на колесницах! На боевых колесницах!

Вопрос из школьного учебника… ответ на него такой — потому что у богатеньких египтянов были подшипники! Я не шучу!
Что такое колесо? Все знают конечно…мальчишка, который палочкой гоняет кольцо от бочки, или бревна которые подкладывали под тяжести при из перемещении — это не колесо! Вопрос настолько простой, что он ставит в тупик как вопрос взрослого дяди к взрослой тете от куда дети берутся. Тот кто задается таким вопросом вызывает сомнения в умственной полноценности… этот вопрос табу!
На самом деле колесо это высоко технологичное изделие гораздо сложнее лопаты или пилы, потому что колес как минимум два и они должны образовывать колесную пару! У вас был велосипед, знаете почему колесо крутится? Так вот колеса в телеге еще сложнее потому что два колеса надеты на одну ось! Колеса должны быть одинаковые по диаметру, по весу и они должны быть сбалансированы! Вот вы когда меняете колеса своей машины и проходите балансировку не задумываетесь для чего, да? Ну что голова включилась? Способны воспринимать информацию про колеса? Ну а теперь посмотрим на Египетские колеса фараонов.

РИС.1
РИС.2
Я бы на такую повозку не сел — убъешся через 100 метров! В этом сарае небогатого египтянина не колеса, а поделки школьного урока труда — там нет ни одного одинакового колеса! Вы себе к машине почему не покупаете колеса разного диаметра? Почему диски надо править когда они погнулись? Потому что все начинает бить и колотиться и разваливается! Причем заметьте, я не говорю о материале, может они и титановые, но это не колеса!
Ну ладно, теперь о главном! Вот представим себе, что на станке с ЧПУ мы выточили два совершенно одинаковых колеса из эбенового дерева, выточили ось на токарном станке и одели колеса на ось, а сверху поставили телегу, ну не телегу, а легкую, из титановых сплавов повозку боевую. Нам рессоры не нужны у нас ноги боевые выдержат! Все, поехали….. опаньки, а колеса то загорелись, что такое? А потому что без подшипников это не езда, а добывание огня! Понятно о чем я? Если дерево тереть о дерево, даже металл о металл то это все сильно нагревается а при нагревании расширяется и еще сильнее трется друг о друга, ну если кони сильные! Короче говоря нужны подшипники и то место в колесе где ось вставляется в колесо называется ступица! Когда вы учились на вождение то мат часть естественно не проходили и что такое ступица современного колеса не знаете…. я покажу, как выглядит ступица простой деревенской телеги!

РИС.3

РИС.4

РИС.5

То есть колесо на ось, как бублик на палец не оденешь — нужна ступица и она кстати есть на «древних» повозках фараонов. То что вы видите на этих фото, не древние телеги из музея — это современные деревенские телеги, которые производит до сих пор! Если при раскопках какого нибудь «древнейшего» засыпанного песками городища находит такое колесо — это не значит что город древний, просто туда внуки на каникулы на машинах не приехали! Повезло им!
Но ступица еще не все, в ступице главное подшипник! Это такое устройство которое уменьшает трение между деталями.

РИС.6
РИС.7
В зазор между валом и корпусом подшипника заливают смазку, раньше заливали деготь, сало. Это называется подшипник скольжения, он вполне может обеспечить некоторое движение но до тех пор пока в подшипнике смазка и движение не быстрое… то есть как раз для деревенской телеги, медленно с чувством и расстановкой! Официально подшипники скольжения существуют с древних времен! А знаете почему, а потому, что египет древний и там рассекали все кому не лень на боевых колесницах, логика простая. Но как бы в тоже время подшипники скольжения широкое распространение в современном виде — а это все таки металл, а не дерево, получили в конце 18 века. Но тут опять… потому что есть телега на которой Петр первый ездил, тот который на коне скакал без седла и стремян! Карета была, а стремян не было, покрайней мере так он изображен на своем главном памятнике — «медный всадник».
Вот карета Петра первого в Архангельске, судя по всему, ее двойник лежит в Египте в музее фараона! Хотя судя по рессорам очень сомнительно — из какой стали делали рессоры в 18 веке? Кованные рессоры это еще тот вопрос!

Ну а что бы быстро ездить хотябы так же быстро как велосипед нужны уже другие подшипники — качения, например шарикоподшипники!

А станок для формирования шариков придуман только в начале 19 века!

Чёртово колесо — Википедия

Эта статья — об аттракционе в виде горизонтального колеса. Об аттракционе в виде вертикального колеса см. Колесо обозрения. Павильон с чёртовым колесом (Teufelsrad) на фестивале Октоберфест в Мюнхене

Чёртово колесо — аттракцион в виде быстро вращающегося горизонтального плоского диска. Чёртово колесо является традиционной частью фестиваля Октоберфест по меньшей мере с 1910 года[1].

Чёртово колесо представляет собой большую круглую вращающуюся платформу. Перед началом вращения на неё взбирается группа участников и располагается ближе к центру, стоя, сидя или лёжа. Чёртово колесо начинает поворачиваться и постепенно увеличивает свою угловую скорость, заставляя участников соскальзывать с платформы. Участники стараются удержаться на ней. Вокруг колеса располагаются зрители. Ведущий обычно отпускает сатирические комментарии.

Участники, которых сбросило с себя чёртово колесо, налетают на мягкую стенку, расположенную вокруг колеса. Иногда возможны травмы, когда участников бросает друг на друга или выше мягкой стенки, и они налетают на зрителей. Механик управляет скоростью платформы, иногда замедляя её, чтобы дать возможность участникам переместиться поближе к середине.

Мальчик соскальзывает к краю чёртова колеса. Виден раскачивающийся тяжёлый мяч, свисающий с потолка.

Из-за вращения платформы система отсчёта, связанная с ней, не является инерциальной. Для сторонних наблюдателей, участники слетают с колеса по касательной и по инерции. Но с точки зрения самих участников, на них действует центробежная сила, а в случае их движения — также сила Кориолиса, направленная по касательной.

Сила, действующая на участников во вращающейся системе отсчёта чёртова колеса, является силой инерции:

На этом основано устройство своеобразного развлечения — «чортова колеса», которое можно видеть нередко в увеселительных садах. Посетители имеют случай испытать на самих себе неотразимое действие этой силы инерции[2].

Кроме ежегодного фестиваля Октоберфест в Мюнхене чёртово колесо использовалось в научном центре EXPERIMINTA в Франкфурте-на-Майне в декабре 2011 года[3]. Чёртово колесо работало также в парке развлечений Taunus Wunderland в Висбадене[4] (недоступная ссылка с 09-07-2017 [928 дней]).

В дореволюционной России чёртово колесо было составной частью луна-парков. Аркадий Аверченко в своём рассказе «Чёртово колесо» в сборнике «Дюжина ножей в спину революции» сравнивал смену режимов в 1917 году с чёртовым колесом[5]:

Расшвыряло, всех расшвыряло по барьеру «чертово колесо», и постепенно замедляется его ход, и почти останавливается оно, а тут уже — глядь! — налезла на полированный круг новая веселая компания: Троцкий, Ленин, Нахамкис, Луначарский, и кричит новый «комиссар чертова колеса» — Троцкий:
 — К нам, товарищи! Ближе! Те дураки не удержались, но мы-то удержимся! Ходу! Крути, валяй! Поехала!!

Постер фильма «Чёртово колесо»

В 1926 был снят художественный фильм «Чёртово колесо» режиссёров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. В одном из эпизодов этого фильма хорошо виден принцип работы этого аттракциона.

В романе-сказке Николая Носова «Незнайка на Луне», изданной в 1958 году, чёртово колесо упоминается как один из аттракционов Лос-Паганоса:

Многим, вероятно, известно, как устроено обыкновенное чертово колесо. Это огромный деревянный круг, насаженный на торчащую кверху ось. Коротышки, желающие повеселиться, садятся в центре этого круга, после чего круг начинает вертеться все быстрей и быстрей. Появляющаяся в результате вращения центробежная сила сбрасывает коротышек одного за другим с круга на землю. Победителем считается тот, кому дольше всех удастся удержаться на вращающемся круге.

У Муслима Магомаева есть песня «Чёртово колесо», написанная композитором А. А. Бабаджаняном на стихи Е. А. Евтушенко. В клипе 1969 года из фильма «Москва в нотах» Магомаев исполнил её на фоне колеса обозрения, после чего данное название стали применять и к колесу обозрения. Однако в песне поется именно о быстром движении чёртова колеса в его изначальном понимании.[источник не указан 657 дней]

Но я лечу с тобой снова, я лечу,
Эх! —
И одно слово я кричу,
Кричу: «Люблю!» и лечу я к звёздам,
Кричу и вновь лечу!..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *