Самые лучшие мировые цирки в рейтинге Forbes
Взрослые и дети очень любят ходить в цирк, где всегда весёлое, радужное настроение, куча положительных эмоций, и те, кто побывал в настоящем в цирке, влюбляется в него раз и навсегда. Особенно если это самые популярные цирки, известные по всему миру. Всемирное известное издание Forbes опубликовало список самых посещаемых и самых популярных цирков в мире, которые находятся в разных уголках планеты.
Слышали ли вы о китайском цирке Shanghai Circus World. Территория цирка просто огромная: 22,5 тыс. кв.м, на которой находятся и отдельное здание для рептилий, и павильон для животных, и главное цирковое здание. Цирк славится своими акробатами, каждый из которых обладает уникальной гибкостью. Удивительно, что каждый циркач во время выполнения своего трюка демонстрирует изгибом своего тела определённый иероглиф. Стоит отметить, что китайский цирк достаточно аскетичен в костюмах, декорациях, но его артисты совершенны в плане выполнения всех трюков.
Самым старым действующим цирком в мире является цирк Cirque d’Hiver Bouglione во Франции. Цирк был открыт ещё два столетия тому назад, в 1852 году. Больше всего цирк известен своими трапециями, от которых останавливается сердце. На его территории также есть действующий музей, который расскажет вам всю историю циркового искусства.
В восточном направлении радует цирк в ОАЭ Al Saheel. Главные номера – это всадники на лошадях. В главном шоу всегда участвует больше 40-ка обученных лошадей и 30 всадников. Зрелище незабываемое, взывающее огромный восторг, восхищение. Шоу длится больше полутора часа. Зал вмещает – 400 зрителей.
Посещение указанных цирков будет стоить до 100 долларов, в зависимости от сезона и ряда.
Намного дешевле обойдётся билет в индийский цирк Gemini Circus. Стоимость билета – не больше 5 долларов. Цирк знаменит своими яркими представлениями: акробатика, танцы с обручами, эквилибристика на велосипеде. К тому же, труппа этого цирка снимается во многих индийских фильмах.
Огромная цирковая корпорация Cirque du Soleil, в составе которой работает более пяти тысяч артистов, находится в Канаде. Шоу цирка может одновременно идти в разных странах и напоминает настоящий спектакль, с участием умелых акробатов, клоунов и других трюкачей. Здесь вы можете увидеть всё, чего ждёте от цирковых артистов: безупречное качество номеров, безумные эффекты, применение новых технологий, высокое актёрское мастерство. Артисты цирка удостоены всевозможными мировыми цирковыми премиями. Креативный центр цирка расположен в Монреале.
Не менее яркими также являются:
• австралийский цирк «Оз». Уникальность цирка заключается в том, что единственными исполнителями всех трюков являются люди: использовать животных здесь запрещено. Удивительные акробатические трюки, фокусы проходят под мелодии джаза, рок-н-ролла и современной музыки;
• цирк Джима Роуза: самый необычный цирк, который существенно отличается от классического цирка. Маленьким детям лучше не посещать этот цирк, так как атмосфера здесь абсолютно не детская: панки, которые терзают своё тело разными методами, приводя в настоящий шок зрителей. Артисты цирка прокалывают себя иглами, пьют непонятные жидкости, прыгают на стекле, жуют его.
Весь вечер на арене: самые удивительные цирки мира
Жонглер бензопилами и трогательный Асисяй, дрессированные тигры и полный запрет на животных, десятилетние акробаты и почтенные старцы-клоуны — все это вселенная под названием «Цирк». ELLE выбрал самые поразительные цирки мира — те, где волшебство соседствует с восторгом, а порой даже страхом и оторопью.
Cirque du Soleil
Локации на всех континентах, капитализация свыше миллиарда долларов, 100 миллионов зрителей — все это за 32 года, прошедших с того момента, как несколько уличных артистов затеяли свое шоу. Cirque du Soleil — это нестандартный цирк, ставший новым стандартом: не только трюки, но драматургия, живой звук, невероятный дизайн и общий стиль изменили цирковое искусство, вдохнули новую жизнь. Cirque du Soleil выпустили более 30 шоу, каждое из которых уникально, и выступали на церемониях «Оскар», «Грэмми».
Исповедуя принцип The Show Must Go On, «Цирк дю Солей» никогда не останавливается — у каждого участника труппы есть дублер, на всякий случай, чтобы «шоу продолжалось». Другой девиз цирка — Impossible is just a word («Невозможно – просто слово»). Никаких ограничений (кроме животных — их тут нет в принципе), ни жанровых, ни технических, ни даже возрастных, так что на арене работают как десятилетние акробаты, так и почтенного возраста циркачи. Рекордсмен в этом смысле — клоун, который трудится на главной площадке Cirque du Soleil в Лас-Вегасе, 82-летний Брайан Дьюхерст.
Китайский государственный цирк
Вообще-то Китай — родина цирка, так что с него и спрос особый. Традиция — краеугольный камень китайских цирков. Главному цирку страны четыре тысячи лет. и это целая вселенная, куда артистов набирают буквально в младенчестве и где те в итоге овладевают таким фантастическим мастерством, что дух захватывает. При всей своей древности Китайский цирк — место для молодых, здесь не держат тех, кто старше 25. Чтобы полностью вникнуть во все нюансы представлений, нужно быть китаеведом — так щедро рассыпаны в шоу намеки, отсылки к мифам и традициям. «На Западе цирк веселит детей, на востоке — взрослых», — говорят китайские циркачи. Мысль довольно спорная, но логика вполне ясна.
Circus Circus
Circus Circus — это целый комплекс в Вегасе, куда входят и казино, и отель. Его масштабы потрясают своей гигантоманией. Казино, к примеру, раскинулось на 10 000 квадратных метров, и там не только играют. Раз в час раздаются характерные сигналы-приглашения и начинаются цирковые шоу. Каждый час — новое представление! И так ежедневно. Шоу длится десять минут.
Цирк Фрателлини
Несмотря на итальянскость фамилии, это — французский бренд, причем один из лучших клоунских в мире, идеально воплощающих европейские цирковые традиции. Династия Фрателлини свой путь начинала в России, куда подалась на заработки. Был успех, но были и трудности; кроме того, случилась революция, и семья вернулась на родину. Это был верный выбор: сейчас во Франции Фрателлини — имя нарицательное. Кроме собственно представлений, где есть и акробаты, и зверушки, но тон все-таки задают клоуны, под этой вывеской работает школа. Ее основала Анна, дочь патриарха клана, Густава Фрателлини. В школе учились многие знаменитости, необязательно из мира цирка. Имя Венсана Касселя вам что-нибудь говорит?
Цирк Джима Роуза
Это чистой воды шок. Каждый трюк у Джима — на грани, каждый номер — страх и трепет. Mr Knife, например, жонглер. Работает с бензопилами, которые, в свою очередь, тоже работают. Одно неверное движение — и Мистер Нож отправится в мир иной на глазах охающей публики. А вот Королю пыток терять нечего — он вбивает себе в пятки гвозди длиной в 20 сантиметров. И так почти каждый вечер. Если вам пока не подурнело, то ловите еще немного примеров: вот Человек-тайна, грызущий стекло, вот Бебе-Квин, бегающая по лестнице, где вместо ступенек — острия мечей. Хватит, пожалуй. Неудивительно, в общем, что шоу Джима Роуза запрещены в ряде стран.
Братья Ринглинг и Барнум & Бэйли
Это самый-самый большой цирк мира. Здесь четыре помоста, три арены, и работают все они одновременно. Тяжело приходится зрителю, жадному до всех жанров; те же, кто готов выбирать, будет счастлив. Тут — животные, а здесь — акробаты, а вон там гоняют мотоциклисты внутри шара. Шум, грохот, рычание и лай, десять слонов, пятнадцать тигров — настоящий Ноев ковчег, а не шоу. Не всем это, правда, по душе. Например, защитникам прав животных, традиционно бойкотирующим гастроли Ringling Brothers And Barnum & Bailey.
Большой Московский цирк на проспекте Вернадского
Большой Московский цирк на проспекте Вернадского. Цирковое искусство в России любят, а местные артисты всегда были талантливыми. В Большом Московском цирке выступления проводятся сразу на пяти сменных манежах: конном, световом, ледовом, водном и иллюзионном. Они находятся на глубине 18 метров, а специальный механизм приводит их в движение. Каждое шоу уникальное и по-своему необычное. В одном из спектаклей зрители видят единственный в мире цирковой номер с дрессированными ежами. Здесь их научили взлетать в воздух и приземляться на воздушный шарик, перелезать через перекладины забора и даже тащить за собой тележку с цветами. Особенное внимание в этом цирке уделяется номерам с дрессированными животными. Тут выступают артисты-голуби, шимпанзе-пародисты, медведи и лайки. Разве может это кого-то оставить равнодушным? Славу этому цирку принесло следование классическим принципам и монументальность. На его сцене выступали такие известные клоуны, как Юрий Никулин, Олег Попов, Карандаш. Они заставляли весь зал смеяться в едином порыве. Каждое представление демонстрирует разнообразие жанров. Канатоходцы, воздушные гимнасты, ловкие наездницы и эквилибристы заставляют сердце замирать от восторга. Цирк на проспекте Вернадского был построен еще в 1971 году, оставаясь и поныне самым большим в мире. В нем за представлением могут следить сразу 3328 зрителей. А билет сюда стоит от 5 до 30 евро.
Шоу Славы Полунина
Это не цирк в буквальном смысле, а, скорее, коммуна, дающая «Снежное шоу». И, конечно, это сам Полунин, который возвращает зрителей в детство, но не спекулируя на нем. Никакой няшности, сплошные нежность и веселье. Главный принцип Snow Show— никаких правил. Импровизируя, клоуны втягивают публику внутрь представления, и вот уже взрослые люди заливаются слезами, оплакивая лопнувший шарик, или кидаются друг в друга мячами. Что это, как не счастье?
Пять самых известных цирковых династий
27 ноября 2007 года скончалась дочь известного дрессировщика Юрия Дурова Наталья. Как и отец, Наталья всю свою жизнь посвятила любимому делу — дрессировке животных и выступлениям с ними перед зрителями. Мы решили вспомнить самые известные цирковые династии.
Династия Дуровых.
Это династия клоунов-дрессировщиков, основателями которой стали братья Анатолий Леонидович и Владимир Леонидович Дуровы. В детстве Анатолия Дурова привлекала акробатика, гимнастика и клоунада, а Владимир мечтал стать дрессировщиком. Об успехах братьев Дуровых заговорили в 1890 году. Именно в это время Анатолий показывает свое искусство в Австрии, Германии, Испании и Франции. Когда вышла в России книга Жерара де Нерваля «Король шутов», Анатолий стал писать на своей афише слова: «Король шутов, но не шут королей». Дуровы стали первыми из клоунов выступать под своими именами и беседовать с публикой.
Владимир хотел построить собственный дом для зверей и поселить их там в наиболее подходящих для каждого условиях, наблюдать, лечить, учить и показывать их искусство. В 1911 году в зверинце Владимира Дурова уже были морские львы, обезьяны и верблюды, слон, пеликан, свиньи и собаки. На арену Дурова вывозили его любимцы. Это мог быть кабан, собака, морской лев. В цирковую историю вошла его железная дорога, где в качестве машиниста управляла локомотивом обезьяна, гуси были носильщиками, утка – станционным смотрителем. Дуров работал с 55-ю видами животных, можно сказать, что он «воспитал» 1500 зверей. В 1927 году в Москве Владимир Дуров купил дом с садом и конюшней и открыл там «Уголок Дурова». Здесь выступали дрессированные животные, был большой естественнонаучный музей, и научная лаборатория, в которой велись наблюдения за поведением животных, разрабатывались приемы дрессуры, читались для посетителей лекции о психологии животных.
После смерти Дурова «Уголок» возглавила его жена – Анна Игнатьевна. Династия Дуровых подарила отечеству четырех народных артистов СССР: Юрия Владимировича, Владимира Григорьевича, Наталию Юрьевну и Льва Константиновича Дуровых; народных артистов России Терезу Васильевну Дурову и Юрия Юрьевича Дурова; заслуженного деятеля искусств РСФСР Анну Владимировну Дурову-Садовскую, заслуженного артиста России Терезу Ганнибаловну Дурову.
После Анны Игнатьевны «Уголок Дурова» возглавила Анна Владимировна Дурова-Садовская. С 1978 по 2007 год им руководила правнучка Владимира Леонидовича – Наталия Юрьевна Дурова. С 2007 года художественным руководителем театра является правнук Владимира Леонидовича Дурова – народный артист России Юрий Юрьевич Дуров.
Династия Филатовых.
Филатовы работают с животными почти 200 лет. На сегодня это одна из самых больших цирковых династий в России. Годом основания династии считается 1836 год, когда губернатор Нижнего Новгорода подписал Филату — поводырю с медведем, и его жене, служительнице при обезьянах, разрешение на работу на ярмарочной площади. С этого и началась история династии Филатовых. Валентин Иванович Филатов, чье имя носит Екатеринбургский цирк, родился в Екатеринбурге. Мировую известность в 50-е годы Валентину Филатову принес аттракцион «Медвежий Цирк», когда косолапые артисты показывали трюки, которых еще никто никогда не видел. С этим номером они отправились на гастроли в Америку и Европу.
Продолжателями традиций Валентина Филатова стали две его дочери — Людмила и Татьяна — и их мужья. В 1975 году была создана новая программа «Цирк зверей», «Индийский слон» и «Акробатический этюд с шимпанзе». В 1979 году в программу был включен новый номер «Иллюзия с дрессированными животными». В 1998 году был создан номер «Медведи – акробаты». В 2001 году Юлией Филатовой
и Андреем Клыковым был образован новый коллектив «Цирк зверей» имени народного артиста СССР В. И. Филатова. В 2002 году Юлии Филатовой было присвоено звание Заслуженной артистки России.
Династия Багдасаровых.
Это династия укротителей тигров. Родоначальником нашей цирковой династии, является Николай Язев. В 1937 году, учась в Государственном училище циркового искусства, он был принят в труппу гимнастов на турниках, где проработал до начала войны. В 1945 году вновь пришел работать в цирк в труппу гимнастов на комическом турнике. В этом номере впервые в Советском цирке Николай Андреевич исполнил трюк «перелет через турник». Отец Артура и Карины Багдасаровых — Михаил Ашотович — все детство провел в цирке. В 18 лет он начал работать дрессировщиком вместе с народной артисткой РСФСР Маргаритой Назаровой. В 1979 году Михаил продемонстрировал свой собственный аттракцион по мотивам армянского эпоса «Давид Сасунский» с участием львов, тигров, пантер, ягуаров, леопардов и пум. В 1991 году был выпущен новый аттракцион «Тигры-Шоу» с 18 уссурийскими тиграми. В этом аттракционе Багдасаров стал работать с дочерью Кариной. Через два года дрессировкой занялся и сын Михаила Багдасарова – Артур. В 2003 году Карина и Артур Багдасаровы были удостоены званий заслуженных артистов России. Тигры Багдасаровых снимались в фильме «Полосатый рейс». Династия Багдасаровых устраивает великолепные шоу по всей России. В состав их представлений входят уссурийские и бенгальские тигры.
Династия Запашных.
Запашные – это династия укротителей, вольтижеров, акробатов, гимнастов. Родоначальником стал выходец из прибалтийских немцев клоун и музыкальной эксцентрик Карл Томсон, гастролировавший в России в конце XIX под псевдонимом Мильтон. Дочь Мильтона Лидия с 15-ти лет выступала на манеже в качестве цирковой наездницы и гимнастки. Сегодняшнюю фамилию принес в историю цирка муж Лидии, Михаил Запашный.
Михаил работал портовым грузчиком. Как-то его приметил борец Иван Поддубный и предложил Михаилу попробовать себя в цирке, в самом популярном тогда жанре французской борьбы. Войдя в семью Мильтонов, Михаил Запашный начал осваивать новый для себя жанр силовой акробатики. Он создал серию уникальных театрализованных силовых номеров; в один из них – «Акробаты-снайперы». В саратовском цирке, во время войны началась цирковая карьера Вальтера, Мстислава и Игоря Запашных. Братья пробовали себя в самых разных жанрах: клоунада, воздушная гимнастика, джигитовка, мотогонки, дрессировка лошадей и экзотических животных, укрощение хищников. В 1954 году братья Запашные в полном составе выпустили номер «Акробаты – вольтижеры». Вальтер Запашный в основном работал с тиграми, он создал аттракцион «Среди хищников», а еще написал несколько учебников по дрессуре. Уйдя на пенсию, дело всей своей жизни он передал сыновьям — Эдгарду и Аскольду Запашным.
В 1999 году им было присвоено звание заслуженных артистов России. В 2001 году они стали лауреатами национальной премии «Цирк». В августе 2007 года Вальтер Михайлович Запашный скончался. На аллее памяти великих артистов цирка открыта золотая звезда, посвященная Народному артисту России Вальтеру Запашному.
Династия Корниловых.
Корниловы выступают со слонами. Родоначальник династии — Александр Корнилов, моряк, превратившийся в дрессировщика ради любимой женщины. Во время увольнения с корабля моряк Александр Иванович Корнилов, гуляя по городу, забрел на ярмарку, где давал представления передвижной цирк Ивана Лазаревича Филатова. И тут Александр влюбился в дочь хозяина цирка – Марию Ивановну. И поменял он морскую стихию на цирковую. В цирке Филатовых Александр Корнилов приобрёл навыки дрессировки животных, а потом и сам стал выступать на арене. Традиции дрессировщиков Корниловых продолжил сын Александра Ивановича и Марии Ивановны — Анатолий Александрович Корнилов. Его программы прославили советский цирк далеко за пределами родины. Сейчас династию Корниловых продолжает внук Андрей. Он не планировал связать свою судьбу с цирком, но после смерти отца ему – 19-летнему парню, выпускнику ГИТИСа ничего не оставалось как перенять дело своих предков. «Когда мне исполнилось 19 лет, в автомобильной катастрофе трагически погиб отец. В аттракционе остались одни женщины – мама Таисия Корнилова, бабушка Нина Корнилова, новорожденная сестра и… пятеро слоних. Я — единственный мужчина, и остаться было моим долгом», — вспоминает продолжатель династии Корниловых. Сейчас Андрей продолжает дело отца, совмещает дрессуру с административной деятельностью. «Наше искусство, так же, как и театр, не терпит фальши. Зрителя не проведешь — тут все по-настоящему», — говорит Андрей.
Цирк уродов: 12 знаменитых и пугающих артистов. Dropi
1. Франческо Лентини — человек с тремя ногами
Рожденный в Сицилии в 1889 году, Франческо Лентини был широко известен как «Король уродов». Франческо родился с третьей ногой (и, как сообщается, полностью функционирующими гениталиями). Состояние Лентини было результатом частично сформированного близнеца, который не смог отделиться должным образом от его тела. Родители отказались от сына. Он жил сначала у тети, а потом она сдала его в приют для детей-инвалидов. Франческо первое время стыдился себя, но потом понял, что в мире есть и другие необычные дети. В возрасте 8 лет он эмигрировал в США, где и стал уважаемым артистом цирка.
2. Стефан Бибровский — «Человек-лев»
Родившийся в 1891 году в современной Польше, Стефан Бибровский был обычным мальчиком, за исключением одного поразительного факта: он страдал гипертрихозом, расстройством, вызвавшее рост волос по всему телу и лицу. Его мать была убеждена в том, что ребенок проклят. Однажды она стала свидетельницей того, как на ее мужа, отца Стефана напал лев. Подумав, что ее сын станет бесчеловечным, мать Стефана отдала его немецкому артисту. Оказывается, Стефан вовсе не был «монстром». Он был добрым, нежным и умным человеком, который говорил на пяти языках. Он провел часть своих выступлений, просто разговаривая со своей аудиторией. Стефан был настолько успешным цирковым артистом, что смог уйти на пенсию в свои 30 лет и вернуться в Европу. К сожалению, он умер от сердечного приступа в возрасте 41 года.
3. Исаак Спрэг — «Живой скелет»
Исаак Спрэг был совершенно нормальным мальчиком до 12 лет, когда он начал страдать от таинственной болезни. Он потерял вес с невероятной скоростью, пока, наконец, его мышечная масса совсем не испарилась. В свои взрослые годы он весил не более 43 фунтов (около 19 кг). Это состояние сделало его неспособным выполнять обычную работу, поэтому, чтобы оплачивать счета, Исаак стал выступать в цирке. Спрэг провел большую часть своей карьеры, работая со знаменитым шоуменом П.Т. Барнумом, гастролировал с ним, а также выступал в музее. Исаак умер в возрасте 46 лет.
4. Элла Харпер — «Девочка-верблюд»
Элла Харпер родилась с необычным ортопедическим состоянием — рекурвация коленных суставов, что позволило ей полностью согнуть колени в обратную сорону. Она предпочитала ходить на четвереньках. В 1880-х годах Элла стала звездой крупного шоу Harris’ Nickel Plate, где и получила прозвище «Девочка-верблюд». Газеты рекламировали Эллу, но сама она была скромной и не очень заинтересованной в славе. Через некоторое время она покинула сцену, вышла замуж и начала новую жизнь в Нэшвилле, штат Теннесси. В 1921 году она умерла от рака.
5. Чанг и Энг Банкеры — сросшиеся сиамские близнецы
Чанг и Энг Банкеры, пожалуй, самые известные артисты цирка в истории. Братья родились сросшимися в грудной клетке в Сиаме (ныне Таиланд). В то время врачи не знали, как безопасно разделять близнецов. Когда они были молоды, известный шоумен убедил их родителей отправить их в мировое турне, которое принесло им славу и удачу. После окончания контракта Чанг и Энг купили большую плантацию в Северной Каролине. Чанг и Энг, преисполненные решимости жить нормальной жизнью, женились на местных женщинах, тоже сестрах. В общей сложности у них родилось 21 ребенок.
6. Шлитци Сёртис
Шлитци Сёртис прославился, кога он снялся в классическом фильме «Уродцы» Тода Броунинга в 1932 году. Шлитци родился с микроцефалией, расстройством развития, из-за которого обладал очень маленьким мозгом и черепом, и сам был маленького роста. Из-за болезни он не мог выполнять обычную работу и мог говорить только короткие слова или фразы. Его иногда одевали как женщину в платья, поскольку он страдал недержанием и носил подгузники. Хотя это предположение так и не стало достоверным. В 1965 году Шлитци определили в окружную больницу в Лос-Анджелесе. Но ему там было плохо и он смог вернуться к своей привычной жизни. Он умер в 1971 году.
7. Джозеф Меррик — «Человек — слон»
Жизнь Джозефа Меррика изменила взгляд общественности на физические недостатки. Меррик родился в Лестере. Его странное состояние, которое медицинская наука все еще не в состоянии полностью объяснить, началось в первые несколько лет его жизни, став причиной деформации его лица и тела. Когда Джозефу было 11 лет, его мать умерла от бронхопневмонии, а его отец и новая мачеха жестоко обращались с ним. Не имея возможности выполнять обычную работу, Меррик связался с шоуменом по имени Сэм Торр и согласился продемонстрировать себя в роли «Человека-слона». В то время в Лондоне его посетил хирург по имени Фредерик Тревз, который взял его и стал его благодетелем. Тревз посещал его ежедневно, и у них сложилась довольно тесная дружба. Меррик также посещал богатых дам и джентльменов лондонского общества. Джозеф Меррик умер 11 апреля 1890 года в возрасте 27 лет.
8. Принц Рандиан — «Человек-змея», «Живой торс», «Человек-гусеница»
Принц Рандиан родился с синдромом тетраамелии, расстройством, из-за которого человек рождается без конечностей. Согласно легенде, его привез сам П.Т. Барнум в Америку в возрасте 18 лет. Рандиан стал известным, после того как сыграл «человека-змею» (он надел цельный наряд и ползал по сцене). Он умел писать своим ртом, скручивать сигареты и бриться. Рандиан был очень способным без конечностей. Фактически, он сделал все свои цирковые реквизиты и номера сам. Он был очень умным и мог разговаривать на многих языках.
9. Джеймс Моррис — «Резиновый человек»
Джеймс Моррис родился с синдромом Элерса-Данлоса, расстройством, которое позволило ему растягивать кожу до невероятной длины. Моррис воспользовался своим состоянием и стал выступать в цирке в роли «Резинового человека». Кожа Морриса была настолько эластичной, что он мог взять кожу с шеи и натянуть ее на глаза. Естественно это сказывалось на его здоровье. Растягивать кожу вскоре стало невероятно болезненно, и стали появляться рубцы и шрамы. Джеймс Моррис был вынужден покинуть цирк. Он открыл свою собственную парикмахерскую.
10. Грейди Стайлс — «Человек-краб»
Грейди Стайлс был цирковым исполнителем, который прославился своими деформированными руками и ногами. Стайлс страдал от состояния, известного как эктродактилия, из-за которого у него вместо рук и ног были клешни. Это расстройство передается по наследству. Отец Стайлса был также артистом цирка. Двое из четырех детей Стайлса страдали от эктродактилии. Вскоре Стайлс начал много пить. В 1978 году Стайлс убил жениха своей старшей дочери накануне их свадьбы. Он был осужден за убийство третьей степени и приговорен к пятнадцатилетнему условному сроку. Его первая жена, Мария Тереза заплатила одному из работников цирка, чтобы тот убил Грейди. Как оказалось, никто не любил Грейди и все его друзья и знакомые отказались нести его гроб.
11. Чарльз Шервуд Страттон — «Генерал Том-Там»
Чарльз Шервуд Страттон был маленьким человеком, который загадочно перестал расти, как только ему исполнилось шесть месяцев. Рост Страттона в течение всего раннего детства был около 63 см, хотя позже он вырос еще немного и достиг 99 см. Чарльз начал выступать в цирке П.Т. Барнума с 5 лет. Страттон пел, танцевал, шутил и даже пародировал знаменитостей. Он стал международной знаменитостью, так как гастролировал по Европе и встречал королеву Викторию, президента Авраама Линкольна и короля Эдуарда VII. В 1863 году Страттон женился на Лавинии Уоррен (которая тоже была маленького роста). Он умер в возрасте 45 лет.
12. Энни Джонс — американская бородатая женщина
Энни Джонс начала гастролировать вместе с цирком в возрасте 9 месяцев. Ее мать заключила трехлетний контракт с шоуменом П.Т. Барнумом. К пятилетнему возрасту у Энни появились бакенбарды и усы и она стала знаменитой «бородатой девочкой». Энни Джонс была также знаменита своими музыкальными способностями. Она была два раза замужем. В 1902 году Энни умерла от туберкулёза.
Оставляйте свои комментарии и делитесь этим постом в социальных сетях. Нам важно делать свою работу интересной и увлекательной для вас.
Короли манежа
Дуровы
Владимир Дуров, 1973 год. Фотография: В. Черединцев / ТАСС
Цирковая династия с дворянскими корнями и знаменитой кавалерист-девицей Надеждой Дуровой в анамнезе. Владимир Леонидович Дуров (1863–1934) и его младший брат Анатолий (1864–1916) с детства грезили о цирке. Только Толю влекла клоунада, а Володя хотел стать дрессировщиком. Повзрослев, младший брат поступил в балаган Вайнштока, а старший — в цирк-зверинец Винклера. Цирковая судьба у обоих братьев сложилась удачно. Анатолий стал настоящим «королем шутов», как писали афиши, а Владимир открыл собственный дом для зверей о котором мечтал много лет.
«Уголок Дурова» появился в Москве на улице Старая Божедомка (ныне улица Дурова) 8 января 1912 года. «Уголок дедушки Дурова», «Страна чудес дедушки Дурова», «Театр зверей имени В.Л. Дурова» — эти названия знакомы не только москвичам, но и гостям столицы, заезжим туристам. Владимиру Леонидовичу удалось создать необычный дом, подобного которому нет в мире. «Уголок Дурова» — это и театр, где выступают животные, и музей, и научная лаборатория, в которой изучают психологию животных.
Дом-музей А.Л. ДуроваМузей А.А. ДуроваПосле смерти Дурова в 1934 году «Уголком» руководила его дочь — Анна Дурова-Садовская. С тех самых пор его возглавляют потомки династии. Сегодня художественным руководителем «Уголка» является правнук Владимира Леонидовича — Юрий Дуров.
Запашные
Вальтер Запашный с сыновьями, 1986 год. Фотография: А. Кузярин / ТАСС
Родоначальником этой династии стал клоун Карл Томсон — прибалтийский немец, выступавший в России в конце XIX столетия под псевдонимом Мильтон. Его дочь Лидия (1905–1960), цирковая наездница и гимнастка, вышла замуж за силового акробата Михаила Запашного (1900–1982) — так появилась в цирковой среде фамилия Запашных.
У Лидии и Михаила было пятеро детей: Сергей (1926–1980), Вальтер (1928–2007), Анна (1931), Мстислав (1938) и Игорь (1940). Семья жила в Ленинграде и во время Великой Отечественной была эвакуирована из блокадного города в Поволжье. Саратовский цирк стал альма-матер для молодого поколения Запашных — Вальтера, Мстислава и Игоря. Братья выступали в разных жанрах — от клоунады и джигитовки до дрессировки лошадей и укрощения хищников. В 1954 году братья в полном составе, Вальтер, Мстислав, Сергей и Игорь, выпустили номер «Акробаты-вольтижеры», равного которому до сих пор нет в мире. Затем братья разделились — Вальтер и Мстислав стали дрессировщиками.
Мстислав Запашный параллельно с работой в цирке окончил ГИТИС и стал режиссером цирковых программ «Спартак», «К звездам», «Русская зима», «Слоны и тигры»… В 1992 году он возглавил Сочинский государственный цирк. А в 2001 году на его арене состоялась премьера уникального номера «Тигры в зеркальных шарах. Триумф XXI века», созданного его сыном — Мстиславом Запашным.
Документальный фильм «Белый цыган. Мстислав Запашный»Брат Вальтер, автор нескольких книг по дрессуре и создатель известного аттракциона «Среди хищников», в котором работали тигры, львы, пантеры и рыси, в 70 лет вышел на пенсию а свое детище передал сыновьям — Эдгарду и Аскольду. Эти два брата-красавца на сегодняшний день самые популярные дрессировщики-шоумены из рода Запашных.
Кио
Эмиль Кио, 1986 год. Фотография: В. Черединцев / ТАСС
Династия иллюзионистов, основателем которой был Эмиль Теодорович Кио (1894–1965). Он был первым, кто перенес свои выступления со сцены на цирковую арену и избавился от традиционной восточной атрибутики в пользу строгого черного фрака. Его номера «Сжигание женщины», «Превращение женщины во льва», «Распиливание женщины» вошли в мировой фонд искусства иллюзиона. В 1960 году Эмиль Кио был признан лучшим фокусником мира.
Его сыновья Эмиль (1938) и Игорь (1944–2006) продолжили дело отца.
Эмиль-младший не сразу стал иллюзионистом. Сначала окончил МИСИ и несколько лет работал инженером. Полученные знания помогли ему в конструировании реквизита для выступлений вроде «волшебной веревки». Младший брат Игорь с детства мечтал стать иллюзионистом и целенаправленно шел к этой цели. Он, конечно, ввел в свой репертуар популярные фокусы своего отца, но предпочитал придумывать собственные.
Театр магии и фокусов «Самокат»Игорь Кио — автор таких известных номеров, как «Моды», «Аквариум», «Рояль в воздухе», «Ящик гудения», «Появление медвежонка»… Его называют «королем волшебников», и на сегодня он единственный в мире иллюзионист, удостоенный международной премии «Оскар», которая была ему вручена в Бельгии с формулировкой «Лучшему артисту».
Багдасаровы
Артур Багдасаров, 2014 год. Фотография: П. Ковалев / ТАСС
Эта династия укротителей тигров ведет свое начало с циркового гимнаста Николая Андреевича Язева (1915–1991) — деда по материнской линии Карины (1973) и Артура Багдасаровых (1978). Их отец — Михаил Багдасаров (1945) — вырос за кулисами цирка и уже в 18 лет начал работать дрессировщиком вместе с Маргаритой Назаровой. А в 1979 году поставил собственный аттракцион по мотивам армянского эпоса «Давид Сасунский» в котором работали львы, тигры, пантеры, ягуары, леопарды и пумы.
В 1991 году Михаил Багдасаров с дочерью Кариной сделал новый аттракцион «Тигры-шоу» с 18 уссурийскими тиграми. Через два года династию укротителей продолжил младший сын Багдасарова — Артур. Тигры Багдасаровых выступали не только на арене цирка, но даже снимались в кино — в известной и любимой многими картине «Полосатый рейс».
Филатовы
Татьяна и Леонид Филатовы, 1982 год. Фотография: В. Яцина / ТАСС
Династия ведет свой отсчет с 1836 года, когда губернатором Нижнего Новгорода было выдано разрешение для работы на рыночной площади Филату, поводырю с медведем, и его жене, служительнице у обезьян. Основоположник династии — Иван Лазаревич Филатов (1873–1956) — дрессировщик хищных животных и основатель системы зооцирков в СССР.
В семье Ивана Филатова и его жены Таисии (гротеск-наездницы) было 13 детей, но только двое из них — Мария (1904–1975) и Валентин (1920–1979) работали в цирке. Мировую известность Валентину принес аттракцион «Медвежий цирк», созданный в 1949 году. По стопам своего отца и деда пошли дочери Валентина Ивановича — Людмила и Татьяна.
Документальный фильм «Русский медведь»Вместе с мужьями они сделали ряд таких программ, как «Цирк зверей», «Леопарды и лошади», «Индийский слон», «Акробатический этюд с шимпанзе». А «Иллюзия с дрессированными животными» — это уже программа Юлии Филатовой, внучки Валентина Ивановича. В 2001 году Юлия вместе с мужем Андреем Клыковым образовали собственный «Цирк зверей» имени В.И. Филатова.
Клоун Карандаш — Михаил Румянцев (1901–1983)
Клоун Карандаш (Михаил Румянцев), 1981 год. Фотография: П. Маркин / ТАСС
Румянцев окончил московскую Школу циркового искусства по классу акробатов-эксцентриков. Сначала он выходил на арену в образе Чарли Чаплина, но в 1935 году придумал себе псевдоним Карандаш и слегка подправил образ: сохранил чаплинские черные усики, мешковатый костюм, огромные ботинки, а шляпу выбрал с остроконечной тульей… И никакого накладного красного носа: Карандаш — обычный человек, немного неуклюжий, но остроумный, жизнерадостный и находчивый. Клоун — главный универсал в цирке, и Румянцев не был исключением: работал одновременно в нескольких жанрах — акробатике, гимнастике, дрессировке…
Другим фирменным знаком Карандаша стал шотландский терьер по кличке Клякса. А главным стилем — едкая сатира, с помощью которой во время Великой Отечественной войны Карандаш высмеивал руководителей фашистской Германии. Да и в мирное время его репертуар состоял из злободневных сатирических реприз.
Музей циркового искусстваРумянцев проработал в цирке 55 лет. Он стал первым советским клоуном, чья популярность шагнула за пределы страны: в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Бразилии и Уругвае были его поклонники. Сегодня имя Михаила Румянцева носит Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
Солнечный клоун — Олег Попов (1930–2016)
Солнечный клоун (Олег Попов), 1977 год. Фотография: В. Ун Да-син / ТАСС
Выпускник училища циркового искусства дебютировал на арене в 1951 году. Олег Попов владел несколькими жанрами, которые использовал в своих выступлениях: эквилибристика, клоунада, акробатика, жонглирование, буффонада. Солнечный клоун находил смешное и трогательное в окружающей жизни. В конце 1980-х Олег Попов уехал из России. Жил в Германии под Нюрнбергом.
Юрий Никулин (1921–1997)
Юрий Никулин, 1981 год. Фотография: П. Носов / ТАСС
Юрий Никулин не просто клоун, а популярный артист, воплотивший на экране самые разные, в том числе и драматические образы.
Никулин не сразу стал клоуном. Прямо со школьной скамьи он был призван в армию, участвовал в Финской и Великой Отечественной войнах. В 1946-м пытался поступить во ВГИК и ГИТИС, но провалился и пошел в Студию разговорных жанров при Московском цирке, которую и окончил в 1949 году. Свою цирковую карьеру Никулин начал под руководством Карандаша. Позднее появился дуэт Никулина с Михаилом Шуйдиным, пользовавшийся большой популярностью у зрителей. Творческое кредо Никулина — сокрушительный юмор при полной внешней невозмутимости. А за внешне грубым и глупым образом нет-нет да и выступит мудрая и ранимая душа клоуна… Выходя на манеж, Никулин всегда был смешон, органичен и трогателен. Он создал множество реприз и скетчей, самые известные из них — «Маленький Пьер», «Трубка мира», «Бревно».
Никулин проработал на арене более 50 лет. В 1982 году Юрий Владимирович возглавил Цирк на Цветном бульваре, который сегодня носит его имя. Под его руководством здесь были поставлены такие программы, как «Я работаю клоуном», «На крыльях времени», «Здравствуй, старый цирк», «Бульвар нашего детства» — всех не перечислить. Сегодня памятник клоуну Никулину как талисман охраняет родной Цирк на Цветном.
Леонид Енгибаров (1935–1972)
Леонид Енгибаров, 1971 год. Фотография: Г. Багдасарян / ТАСС
Клоун-мим, создавший уникальный образ грустного шута, философа и поэта. Его репризы не столько заставляли смеяться, сколько размышлять.
Енгибаров окончил Государственное училище циркового искусства и еще студентом выбрал для себя образ коверного мастера пантомимы. Он был первым клоуном, создавшим на арене цирка поэтическую клоунаду. Его выступления поначалу не нравились публике, и коллеги даже советовали сменить амплуа. Но спустя три года Енгибаров стал звездой. Его поэтические репризы не только смешили, но несли глубокий философский смысл. Не произнося ни единого слова, этот клоун говорил со зрителями о любви и ненависти, одиночестве и уважении к человеку. В 1964 году к артисту пришла мировая слава. На Международном конкурсе клоунов в Праге 29-летний Енгибаров получил первую премию. Клоун-мим с успехом гастролировал по стране и за ее пределами, выступал с пантомимой на эстраде и снимался в кино. В 1971 году Енгибаров ушел из цирка, создал свой театр пантомимы и выпустил спектакль «Звездный дождь» — последнее что он успел сделать при жизни.
Юрий Куклачев (1949)
Юрий Куклачев, 2014 год. Фотография: Е. Пальм / ТАСС
Руководитель и основатель Театра кошек.
Главный кошатник страны с детства мечтал стать клоуном. В течение семи лет пытался поступить в цирковое училище, но его не брали из-за отсутствия таланта. Куклачев поступил в ПТУ, а по вечерам занимался в народном цирке при Доме культуры «Красный Октябрь». Его цирковой дебют состоялся в 1967 году на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности. Здесь на него наконец обратили внимание цирковые педагоги и пригласили учиться в Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
С кошкой на арене Куклачев впервые появился в 1976 году. Выступление произвело сенсацию, поскольку считалось, что кошки не поддаются дрессуре. Дальше — больше, его программы «Кошки и клоуны» и «Город и мир» шли на ура и в России, и за рубежом. В 1990 году Куклачев открыл первый в мире Театр кошек. Гастроли театра проходят по всему миру, он удостоен самых разных наград и званий. Больше всего театр Куклачева любят во Франции: именно в Париже ему вручили золотой кубок и назвали «самым оригинальным театром в мире».
Музей кошек «Мурариум»Сегодня в Театре кошек работает и сын Юрия Куклачева — Дмитрий (1975). Выпускник циркового училища, он в 1991 году получил приз «Золотая кошка» в Англии. А теперь ставит большие сольные спектакли с участием 70 пушистых артистов. Так род Куклачевых тоже стал цирковой династией.
Вячеслав Полунин (1950)
Вячеслав Полунин, 2007 год. Фотография: М. Фомичев / ТАСС
Вячеслав Полунин — актер-мим, клоун, режиссер. Начал сочинять юмористические номера еще в детстве и, окончив школу в маленьком городе Новосиль, отправился в Ленинград, чтобы стать артистом. Высшее образование получил в Ленинградском государственном институте культуры, а затем и на эстрадном отделении ГИТИСа.
В 1980-е годы Полунин создал театр «Лицедеи», номера и герои которого хорошо знакомы каждому из нас: легендарный «Асисяй!» (смешной и трогательный человечек в желтом комбинезоне и красных лохматых тапочках с большим надувным телефоном), «Низя» и «Грустная канарейка». Вячеслав Полунин — один из основателей «Академии дураков», организатор «Мим-парада».
Международный театрально-концертный центр Славы ПолунинаЗарубежная пресса назвала его лучшим клоуном мира. А его «Снежное шоу» признано театральной классикой ХХ века.
Цирковые династии: от Дуровых до Багдасаровых :: Новости :: ТВ Центр
8 декабря 1864 родился Анатолий Дуров — русский клоун и дрессировщик, основатель знаменитой цирковой династии. Всю свою жизнь он посвятил цирку и даже умер во время гастролей. По случаю юбилея артиста мы решили вспомнить самые известные цирковые семьи.
Династия клоунов и дрессировщиков Дуровых
8 декабря 1864 года родился Анатолий Леонидович Дуров, всемирно известный клоун, младший из братьев Дуровых – основателей большой цирковой династии. Родители будущих цирковых артистов рано умерли, и братьев на воспитание принял крестный отец. Приемные родители отдали мальчиков в кадетский корпус, однако братья предпочли работу в цирке военной службе и сбежали в один из балаганов, коих в тот период было великое множество. Старшего брата Владимира увлекла дрессура, именно он в 1912 году создал в своем московском доме театр живого уголка, позже он стал называться «Уголок Дурова». А младший, который с раннего детства был острым на язык, попробовал себя в качестве клоуна. Его дебют состоялся в 1879 году, и с тех пор выступления Анатолия Дурова шли с неизменным успехом.Анатолий Дуров был первым из клоунов, кто отказался от грима, начал выступать под собственной фамилией и заговорил на манеже. Он же стал и первым цирковым артистом, обратившимся к политической сатире. Анатолий Дуров смело критиковал власть, иногда его остроты были направлены и в адрес императора. Писатель Степан Скиталец, друживший с клоуном, описал случай, как во время выступления в одном из губернских городов зрители поинтересовались, что значат подвязанные алыми лентами и запечатанные сургучом хвосты его поросят. «Паяц печально ответил: «Губернатор про хвост запретил говорить», – пишет Скиталец. Фамилия того губернатора была Хвостов, и не касаться темы хвостов было единственным условием выступления Анатолия Дурова в городе.
Животные, особенно поросята, были постоянными участниками номеров «Короля шутов», как сам себя называл Дуров, неизменно добавляя: «Но не шут королей». Однако в отличие от старшего брата дрессировка его интересовала мало, звери служили артисту для различных аллегорий. О своих опытах дрессировки Дуров писал: «В случае нужды для номера поросят, я их беру напрокат. Три-четыре дня вполне достаточно, чтобы животное выдрессировать для нужных мне целей».
Мировая известность пришла к клоуну Анатолию Дурову в 1890 году, когда он гастролировал по Европе. Но несмотря на успех, жизнь клоуна была отнюдь не веселой. По воспоминаниям современников, вне манежа Дуров был серьезным, даже грустным человеком. Широко известна история о том, как антрепренер буквально силой заставил клоуна выступать в день смерти его малолетнего сына. Со временем испортились и отношения с братом Владимиром – из близких родственников они стали друг другу чужими людьми, а династия разделилась на две ветви. Однако род Дуровых был известен задолго до рождения Анатолия и Владимира. Первое упоминание о них относится к XVI веку. А кавалерист–девица Надежда Дурова, послужившая прототипом героини фильма «Гусарская баллада», приходится Анатолию и Владимиру прабабушкой. За 150 лет существования в семье Дуровых были воспитаны четыре народных артиста СССР: Юрий Владимирович, Владимир Григорьевич, Наталия Юрьевна и Лев Константинович, народная артистка России Тереза Васильевна, заслуженный деятель искусств РСФСР Анна Владимировна Дурова-Садовская, заслуженные артисты России Юрий Юрьевич и Тереза Ганнибаловна. Все они так или иначе связаны с цирком, за исключением актера Льва Дурова – внучатого племянника Анатолия и Владимира Дуровых.
В 1907 году Анатолий Дуров приобрел в Воронеже усадьбу, там же был создан музей, по которому весной и летом хозяин самостоятельно водил экскурсии. Умер Анатолий Дуров на гастролях в Мариуполе, где подхватил брюшной тиф. Хозяин гостиницы, где жил артист, узнав о болезни, потребовал освободить номер – Дурова перевезли в больницу, где он скончался 7 января 1916 года.
Аттракцион Анатолия Леонидовича Дурова унаследовал его сын – Толя, известный как клоун Толли и Анатолий Дуров–младший. Он погиб от случайного выстрела на охоте в 1925 году.
Династия дрессировщиков Филатовых
Одна из самых старых цирковых династий – Филатовы – насчитывает уже 178 лет. В 1836 году поводырь с медведем Филат и его жена, служительница при обезьянах, получили от губернатора Нижнего Новгорода разрешение на работу на рыночной площади. Однако основоположником этого рода считается Иван Лазаревич Филатов, родившийся в 1873 году, прославившийся как дрессировщик хищных животных и основоположник системы зооцирков в Советском Союзе. Из 13 детей, родившихся в браке Ивана и его жены гротеск–наездницы Таисии, лишь двое продолжили работать в цирке – дочь Мария (в замужестве Корнилова, основоположница династии Корниловых) и сын Валентин. Придуманный Валентином Ивановичем в 1949 году аттракцион «Медвежий цирк» принес семье всемирную известность. Однако, по признанию самого дрессировщика, с раннего детства он работал не только с медведями, но и со львами, слонами и другими животными.В 1975 году Валентин Филатов выпускает новую программу «Цирк зверей», где вместе с ним работают его дочери Людмила и Татьяна, а также их мужья. Спустя четыре года в аттракцион добавили номер внучки Валентина Филатова – Юлии. В начале 90–х годов из–за экономических проблем сестры поделили программу. В начале 2000–х Юлия Филатова совместно с мужем Андреем Клыковым образовала новый коллектив «Цирк зверей» имени народного артиста СССР Валентина Филатова. Его именем назван также Екатеринбургский цирк.
Династия акробатов-вольтижеров и дрессировщиков Запашных
Настоящим основателем династии вольтижеров, укротителей, акробатов и гимнастов Запашных стал клоун Мильтон (настоящее имя Карл Томсон), гастролировавший в России в конце XIX века. Однако свою фамилию цирковые артисты унаследовали от Михаила Запашного – мужа дочери клоуна Мильтона Лидии. Он родился в 1900 году, к цирку отношения не имел и работал портовым грузчиком в Ейске. В цирк его пригласил легендарный борец Иван Поддубный, отметивший недюжинную силу борца. Но демонстрация физической силы быстро наскучила молодому человеку, и он начал осваивать новые цирковые жанры, в том числе силовую акробатику. Вместе с другом он создал номер в жанре гладиаторов, поначалу на афишах они именовались как «Братья Мильтонс». У Михаила и Лидии Запашных родилось пятеро детей: Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь. И хотя отец в нарушение традиции отказался брать их с собой на гастроли, надеясь, что они получат хорошее образование и перестанут скитаться по миру, судьба распорядилась иначе. После того, как дети смогли выбраться из блокадного Ленинграда и воссоединились с матерью в Саратове, из–за материальных затруднений младшему поколению семьи пришлось начать работать на манеже. Вальтер, Мстислав и Игорь пробовали себя в разных жанрах: от акробатики до дрессировки. Но именно в 1954 году появилась цирковая группа «Братья Запашные» – в этом же году дети Михаила Запашного выпустили номер «Акробаты–вольтижеры», равного которому нет до сих пор. Позже Вальтер и Мстислав Запашные начали выступать отдельно, и династия разделилась. Оба брата со временем пришли к дрессуре. Вальтер еще в середине XX века создал аттракцион «Среди хищников», в котором участвовали тигры, львы, пантеры и рыси. Первым в мире, оседлав льва, совершил прыжок с одного ренского колеса на другое, позднее этот номер повтори его сын Аскольд. Мстислав также создал уникальный номер, где в одной клетке оказались слоны и тигры. Параллельно он закончил ГИТИС и поставил несколько масштабных цирковых спектаклей. С мая 2003 по декабрь 2009 года возглавлял Росгосцирк, однако был уволен из–за многочисленных финансовых и юридических нарушений. Его младший сын Мстислав возглавляет Сочинский цирк. Дети Мстислава-младшего – пятое поколение династии Запашных – пошли по стопам отца.Но самыми известными продолжателями рода сейчас являются дрессировщики Аскольд и Эдгард – сыновья Вальтера Запашного. Он, в отличие от отца, готовил своих детей к карьере цирковых артистов с раненного детства. Впервые мальчики вошли в клетку к хищникам в семилетнем возрасте. С тех пор они освоили различные цирковые жанры – от акробатики и жонглирования, до вольтижировки и дрессуры. Их старшая сестра Марица, дочь Вальтера Запашного от первого брака, также стала цирковой артисткой, единственной в мире дрессировщицей черных пантер. Сейчас выступает вместе с сыном Даном. По признанию братьев Запашных, они несколько раз пытались подсчитать, сколько у них двоюродных братьев и сестер, но каждый раз сбивались со счета. Известно, что все Запашные так или иначе связаны с цирком и выступают на манеже, каждый сам по себе.
Династия иллюзионистов Кио
Основателем династии иллюзионистов Кио был Эмиль Теодорович Гришфельд–Ренард. С раннего детства Эмиль Кио мечтал о сцене, но когда в 26 лет его приняли в Московский театр миниатюр, он уже «заболел» цирком. Первым местом работы для него стал цирк Александра Чинизелли в Варшаве, где он служил и униформистом, и администратором, и берейтором, но истинным призванием Эмиля Кио были фокусы. Он стал первым в Советском Союзе артистом этого жанра, отказавшимся от восточной атрибутики, кроме того в своих представлениях он полностью отказался от каких–либо намеков на мистику и таинственность. Сам иллюзионист говорил, что он загадывает зрителям интеллектуальные загадки.
Впервые псевдоним Кио появился на афишах в 1922 году. О том, откуда он появился и что значит, ходит несколько легенд. Одна из них гласит, что как–то поздно вечером, проходя мимо кинотеатра «Художественный», Эмиль Теодорович обратил внимание на вывеску, в которой не горела буква «Н», и решил, что это «неплохая цирковая фамилия». По другой – он выбрал древнееврейское слово «ткио», которое слышал в варшавской синагоге, рядом с которой когда–то жил. Со временем псевдоним настолько прижился, что все документы Эмиль Теодорович стал получать именно на фамилию Кио.
Эмиль Кио стал первым иллюзионистом с крупной аппаратурой, выступающим на цирковой арене. Именно он впервые ввел в свои номера клоунов, а его наработками до сих пор пользуются иллюзионисты по всему миру.
В 1958 году Эмиль Кио получил звание Народного артиста РСФСР. А в 1960 году был признан лучшим иллюзионистом мира, на следующий год в Дании получил золотую медаль Международной артистической ложи и стал четвертым цирковым артистом, получившим столь высокую награду.
Династию продолжили дети иллюзиониста – Эмиль и Игорь. Однако с самого начала было решено, что выступать они будут по отдельности, так как условия работы сводных братьев сильно отличались. Младший брат – Игорь – впервые вышел на арену в 1959 году, подменяя заболевшего отца, после смерти которого и унаследовал весь аттракцион. Старший брат начал все с нуля. В отличие от младшего брата, он по настоянию отца окончил Московский инженерно–строительный институт и даже несколько лет работал по специальности. Приобретенная профессия впоследствии помогла Эмилю Эмильевичу при конструировании реквизита. С 1992 года Эмиль Кио–младший работает в Японии. Занимает должность председателя «Союза цирковых деятелей России»Игорь Кио до самой смерти в 2006 году много гастролировал за рубежом, но неизменно возвращался в Россию. По его признанию, он просто не мог допустить, чтобы фамилию Кио забыли на родине. Долгие годы он давал по 500–600 представлений в год, однако принципиально не брал готовые фокусы и выпускал принципиально новые номера. В 1970 году в Бельгии удостоился Международной премии «Оскар», которая вручается «лучшему артисту». С началом перестройки Игорь Кио принял решение уйти из цирка и создал Творческое объединение «Шоу–иллюзион Игоря Кио», которое занималось организацией собственных гастролей и выступлений других коллективов. Продолжателями династии могут стать внуки Игоря Кио – Игорь и Никита, старший из которых впервые вышел на цирковую арену в раннем возрасте в представлении, посвященном 100–летию знаменитого прадеда.
Династия дрессировщиков лошадей Зариповых
Династия наездников и дрессировщиков лошадей Зариповых известна уже более 115 лет. Первым представителем знаменитого рода стал Карим Зарипов, родившийся в 1891 году в Узбекистане. Уже в 9 лет он начал выступать в качестве клоуна, а в 29 — организовал Ташкентский цирк. За длительную цирковую карьеру Карим работал в различных жанрах: воздушный гимнаст, клоун, дрессировщик лошадей, артист–наездник. В цирке же он встречает свою жену – Муборак. Его дети Хаким и Холида начали работать в труппе отца уже в восьмилетнем возрасте. В 1928 году Карим Зарипов всего за шесть месяцев подготовил номер «Красный Восток». А в 1942 году создает первый цирковой коллектив узбекских наездников, через четыре года появляется новый номер «Джигиты Узбекистана», в котором также участвуют жена Хакима и муж Холиды Зариповых. Специально для дочери Карим Зарипов создает номер «Гротеск–наездница», в котором Холида выступает не просто как акробат–вольтижер, но и танцует на спине скачущей лошади.
С 1952 года аттракцион «Джигиты Узбекистана» возглавляет Хаким Каримович. Долгое время вместе с ним выступали его дети – дочь Говхар и сын Анвар.
Однако наибольшей известности добился внук Хакима Зарипова – воздушный гимнаст Эркин (Игорь). Лауреат Международных премий, обладатель международных наград и рекордов с 2003 года работает во всемирно известном Cirque du Soleil. В 2012 году он попал в Книгу рекордов Гиннеса, установив сразу три рекорда.
Династия цирковых артистов Гринье
Родоначальницей известной украинской династии цирковых артистов Гринье является невестка известных в Киеве балалаечников Гурских Елена. «Лапотно–балалаечная» капелла Гурских в конце XIX века была известна на всю Россию, помимо плясовых и песен они исполняли и пародии на итальянские песни и немецкие польки, и разговорные сценки на злободневные темы. Дело родителей продолжил сын создателя капеллы Владимир с женой Еленой, которые взяли себе звучный псевдоним Гринье. Молодые супруги быстро отправились в «свободное плавание», создав разговорно-музыкальный дуэт, который с большим успехом выступал во всех увеселительных заведениях дореволюционной России. С 1920 года Елена Гринье начала выступать со своим вторым мужем коверным клоуном Мишелем – настоящее имя Михаил Пятецкий. Так возник эксцентричный номер «Гринье и Мишель». Артисты пели, танцевали, играли на различных музыкальных инструментах. Параллельно гастролировал и Владимир Гурский, поставивший свой номер «Музыкальная эксцентрика» уже с новой партнершей.
Помимо собственного репертуара «Мишеля и Гринье», который состоял из музыкальных пьес, куплетов, сатирических диалогов, комических танцев, Елена Николаевна и Михаил Иванович занимались постановками программ для Петроградского цирка, которым в течение пяти лет руководил Михаил Пятецкий.
Династию продолжила их дочь Тамара Михайловна Гринье-Мишель. С раннего детства маленькая Тамара выступала вместе с родителями. А после окончания консерватории писала музыку для цирковых артистов. Например, акробаты Писарницкие в течение 20 лет исполняли свою программу «Веселые моряки», музыку для которой написала Тамара Гринье-Мишель. Вышла замуж за циркового артиста Владимира Саргуна, выступавшего в жанрах музыкальная эксцентрика и жонглер-эквилибрист. Дочь и внучка Тамары Михайловны Гринье – Елена и Тамара – также связали свою жизнь с цирковым искусством.
Династия наездников-джигитов Кантемировых
В 2007 году 100–летие отметила династия наездников–джигитов Кантемировых. Эта фамилия до сих пор является синонимом понятия «конный цирк», а также бережного отношения к людям и коням. Родоначальником династии считается Алибек Тузарович Кантемиров, родившийся в 1882 году в Осетии. Впервые на арену цирка он вышел в 1907 году в Батуми с номером «Соло–джигит». «Легкое движение шенкелем, и светло-серый скакун выносит всадника на арену цирка. В зубах Алибека поблескивает лезвие кривой шашки-гурды. Вот всадник спрыгнул, оттолкнувшись от земли, перевернулся в воздухе и снова очутился на шее скакуна. Темп лезгинки нарастает. Вдруг молодой джигит бросается под самые ноги лошади. Публика ахнула, но наездник повис на одном стремени. Секунда – он опять в седле…», – так описал современник первое выступление легендарного артиста в книге «Джигит Осетии». Успех не вскружил голову Алибеку, а заставил работать еще упорнее. До сих пор его коронный номер, когда всадник на полном ходу пролезал между задних ног лошади с выходом на круп, не смог повторить никто их артистов, выступающих в этом жанре. В общей сложности Алибек Кантемиров подготовил около 150 наездников–джигитов, многие из которых стали народными артистами нашей страны.
В 1924 году исполняется давняя мечта Алибека Кантемирова – он создает первый групповой номер «Джигиты Али–Бека». Труппа одной из первых получила возможность гастролировать за рубежом. В конце 30–х годов в коллектив влились сыновья Алибека – Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек. Старший Хасанбек впервые вышел на манеж в пятилетнем возрасте с номером на скачущем пони.
Самыми сложными стали годы войны — из 12 артистов аттракциона, вернулись только двое, лошади же погибли все. В 1946 году начинать пришлось с нуля. Вскоре же перед Алибеком Кантемировым и его труппой появилась новая задача – постановка конных трюков для кино. В общей сложности Кантемировы поставили и сами снялись более чем в 50 картинах – от «Смелых людей» до «Неуловимых мстителей» и «Не бойся, я с тобой».
Аттракцион при этом не переставал существовать и гастролировать. А в конце 60–х к старшему поколению Кантемировых присоединилось младшее – внуки Алибека Тузаровича, дети старшего сына – Каджана, Алибек-младший и Анатолий.
После смерти отца в 1975 году – Хасанбек, Ирбек и Махтарбек разделились. Хасанбек возглавил цирковое этнографическое обозрение «Картины Кавказа», средний, Ирбек, унаследовал аттракцион отца, а младший – создал собственный конно–акробатический театр «Каскадер», воплотив мечту своего отца.
В настоящее время аттракцион «Джигиты Али–Бека» возглавляет сын Ирбека Маирбек Кантемиров. Его постановка «Авайя» была высоко оценена не только в России, но и далеко за пределами нашей страны.
Династия клоунов Фрателлини
Французская династия Фрателлини также известная как «Династия смеха» зародилась как ни странно в России. Представители этого рода вот уже более 100 лет выступают в жанре клоунады. А первым из семьи Фрателлини на манеж вышел Густаво, приехавший в Российскую Империю в начале XX века. Он выступал в цирках Москвы и Петербурга, но на весь мир прославили семейное дело трое его детей — Франсуа, Поль и Альбер. В 1910 году они создали самостоятельный «Цирк Братьев Фрателлини». После начала Первой Мировой войны семье пришлось вернуться во Францию, однако и там им поначалу не сопутствовала удача. Лишь в 20-х годах прошлого столетия семья Фрателлини добилась успеха – создала свою цирковую школу, которая спустя 10 лет получила официальный статус училища. Его выпускники, одним из которых является известный актер Венсан Кассель, обычно остаются в стенах цирка Фрателлини.
Выступления братьев, известных как Кико, Пополь и Баба, отличались от обычной клоунады – в свою программу они добавили акробатические трюки. Шоу братьев неизменно сопровождалось аншлагами. В период Второй мировой войны «Цирк Братьев Фрателлини» вновь переживал кризис, но после окончания возродился с новыми программами.
По воспоминаниям Ксении Куприной, дочери известного писателя, как-то в Парижском цирке им удалось познакомиться со знаменитыми клоунами. «Когда мы с отцом пришли в уборную Фрателини, они очень ласково нас приняли и между двумя мазками грима на ломаном русском языке вспоминали свою жизнь и приключения в России, которую они изъездили вдоль и поперек. Они считали, что, кроме парижан, русский зритель — самый чудесный ценитель цирка в мире», — пишет она в книге «Куприн – мой отец».
Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли
История всемирно известного американского «Цирка братьев Ринглинг, Барнума и Бейли» началась в XIX веке. В 1841 году американский шоумен Финеас Барнум основал «Американский музей» своего имени, который очень быстро перерос в «Шоу уродов». Во время представления публике демонстрировали живых людей с различными аномалиями – лилипутов и сиамских близнецов, трехногих танцоров, русалку с острова Фиджи и русского мальчика с песьей мордой. После нескольких пожаров шоу Барнума отправилось на гастроли в Англию, где в 1881 году ему поступило предложение от владельцев лондонского цирка Джеймса Бейли и Джеймса Хатчинсона об объединении. Так к «Шоу уродов» добавились выступления дрессированных зверей и появилось «Величайшее шоу на Земле Барнума и Бейли», гвоздем которого стал слон Джамбо.
Цирк пользовался бешеной популярностью как в Европе, так и за ее пределами. Он прославился благодаря наличию нескольких манежей. Они были расположены так, чтобы зрители могли одновременно наблюдать за несколькими аттракционами.
Параллельно в США в 1884 году пятеро братьев Ринглинг, цирковые артисты-самоучки, основывают передвижной цирк собственного имени. Отличительной особенностью их балагана стало уважительное отношение к публике, они полностью отказались от распространенного в то время мошенничества с билетами, азартных игр и другого надувательства. Вместо этого братья показывали чудеса акробатики и дрессировки.
Долгое время цирки конкурировали между собой и лишь после смерти Барнума в 1891 году они объединились. Хотя фамилия Ринглинг появилась в названии цирка лишь в 1919 году, после того как двое братьев стали его собственниками.
«Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли» существует и сейчас. В 1967 году его приобрела семья Фелд, после чего разросся и зверинец – появились номера с лошадьми, тиграми, львами, леопардами, пантерами и зебрами. В 1986 году в цирке начали выступать китайские цирковые артисты.
По сей день цирк не изменяет традиции, насчитывающей более 100 лет: две его труппы в течение 11 месяцев гастролируют по миру, ни разу не пересекаясь, после чего возвращаются в штаб-квартиру, где готовят новые шоу.
Династия укротителей Багдасаровых
В одном ряду с династией Запашных, как укротителей хищников, стоит и семья Багдасаровых, пожалуй, одна из самых молодых цирковых династий России. Но первым цирковым артистом из рода дрессировщиков стал гимнаст Николай Андреевич Язев. В 1937 году он поступил в Государственное училище циркового искусства и тогда же был принят в труппу цирка. Язев известен как первый гимнаст, совершивший трюк «перелет через турник». Однако он никогда не интересовался дрессурой, в отличие от будущего зятя – Михаила Ашотовича Багдасарова.
Решение стать дрессировщиком пришло к юному Мише еще в Баку, где он посетил деревянный цирк рядом со своим домом. В 12 лет он сбежал из дома с проезжим цирком, однако отец–проводник быстро разыскал сына и вернул обратно в Баку. Воплощению детской мечты помог случай: Михаилу было уже 16 лет, когда на гастролях в Баку из клетки вышли питомцы знаменитой укротительницы Маргариты Назаровой, известной также по главной роли в фильме «Полосатый рейс». На помощь артистке пришли униформисты и Михаил Багдасаров, который постоянно крутился возле цирка. В знак благодарности Назарова пообещал взять его в свою труппу по достижению 18–летия и слово свое сдержала. Однако дебют Михаила Багдасарова как циркового артиста состоялся только спустя девять лет, в 1973 году, с номером «Забавные ослики». Еще шесть лет понадобилось на постановку собственного аттракциона «Давид Сасунский», где участвовали львы, тигры, пантеры, ягуары и пумы.
А в 1991 году Михаил Ашотович выпускает новый аттракцион «Тигры–Шоу», главными героями которого становятся 18 уссурийских тигров, а ассистирует отцу дочь Карина, еще через два года на арену вышел и сын – Артур. Сейчас в аттракционе Багдасаровых помимо Карины с Артуром принимают участие зять и невестка Михаила Ашотовича – Антон и Лариса. Подрастает и третье поколение – внуки Ричард и Никита.
Ирина Кравцова, TVC.RU
Что такое цирк — история, описание, виды и интересные факты :: SYL.ru
Что такое цирк? Кажется, что каждый из нас знает ответ на этот вопрос. Но стоит признать, что у большинства имеется только поверхностная информация. А вот про его историю и разновидности известно немногим. Главным отличием этого вида искусства считается демонстрация чего-то смешного и необычного. Как правило, в выступлении можно увидеть пантомимы, репризы, фокусы, клоунаду. Часто цирковые номера связаны с демонстрацией исключительных способностей человека, нередко отличающихся риском для жизни и здоровья. Это касается канатоходцев, эквилибристов, дрессировщиков хищных зверей. Часто труппа базируется в определенном городе, имея конкретное здание. Но нередко выступает в разных местах, как бродячий цирк.
Историческая справка
Что такое цирк, знали еще в Древнем Риме. В то время так называли сооружение, похожее на современный ипподром. Самым большим и известным был так называемый Большой цирк, который располагался в самом Риме.
Цирковые представления того времени имели мало общего с современными. Прежде всего, это были гонки на колесницах и лошадиные скачки. Позже цирковые представления стали организовывать в амфитеатрах. Они включали в себя бои гладиаторов, травлю диких животных.
В Средние века цирк перестал быть главным местом развлечений. Ставшие популярными в то время театральные представления и мистерии затмили его.
Цирк в современном для нас понимании появился во Франции только в конце XVIII века. Его создателями стали английские наездники Астлеи, сын и отец. В 1774 году они построили в пригороде французской столицы круглый зал, который так и назвали — цирк. Что такое это было в то время? Астлеи стали давать представления, которые состояли из акробатических этюдов и упражнениях на лошадях.
В истории цирка большую роль сыграли итальянцы Франкони. Они ввели пантомимы, а также устраивали борьбу между дикими животными и собаками. Именно из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.
Из истории цирка известно, что в конце XIX столетия появились выступления с дрессированными животными. Накануне XX века стационарные цирки существовали во всех европейских столицах.
Цирк в России
Что такое цирк, в России узнали в 1764 году. Именно тогда британский жокей Бейтс построил манеж для конных представлений неподалеку от Казанского вокзала. Уже на следующий год он отправился с гастролями в Петербург.
В России представления часто организовывали в частных домах — в манежах или временных помещениях. Как правило, выступали иностранные труппы.
Именно русский цирк появился в 1873 году в Саратове. Его основали братья Никитины. И сегодня он считается одним из лучших в России. К тому, же в то время по России и Европе кочевали бродячие цирки, которые давали представления каждый день на новом месте.
Значительный урон цирковому искусству был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Здания преимущественно были уничтожены во время бомбежек. Реквизит и оборудование были уничтожены. Погибли многие дрессированные животные. Артисты отправлялись на фронт. Главное цирковое управление после нападения фашистов на СССР было эвакуировано в Томск. При этом историками отмечается, что руководство все же позаботилось о сохранении циркового искусства. По распоряжению Сталина, советский цирк поддерживался, выделялись средства на содержание и питание животных.
Цирк сегодня
Сегодня в цирке развиваются различные виды искусства. Например, это акробатика, клоунада, эквилибристика, а также музыкальная эксцентрика, интермедия, пантомимы, жонглирование, иллюзионизм.
Известно большое количество цирковых специальностей. В отдельные выделяют хождение по канату, номера на трапеции, воздушную гимнастику, дрессировку животных. Уникальный цирковой жанр — клоунада. Клоун обязан владеть несколькими дисциплинами, в последнее время распространен прием, когда клоун «внезапно» принимает участие в чужих номерах.
В наши дни возрождается уже практически забытая специальность огнеглотателей, которые были популярны много веков назад. Сегодня многие цирки мира включают в свою программу огненное шоу.
В России цирк является одной из ключевых номинаций в конкурсной программе Дельфийских игр.
Значение слова
Давая определение слова «цирк», не стоит забывать, что у него несколько смысловых значений.
Во-первых, цирк — это особый вид зрелищного искусства, который сегодня включает в себя разнообразные техники и дисциплины.
Еще одно значения слова цирк — это здание, в котором все эти представления и проходят.
Описание цирка
Само по себе здание цирка чаще всего представляет собой круглый шатер с высоким куполом наверху. Это классический цирк-шапито. Внутри него расположен манеж или цирковая арена, а также сидячие места для зрителей.
Другой вид цирка — капитальный. Примечательно, что обычно он тоже имеет круглую форму.
Интересный факт — манеж в цирке, на котором выступают артисты, всегда одного и того же размера. Причем независимо от того, на сколько зрителей рассчитан сам цирк — на 500 или пять тысяч. Причем этот размер неизменен во всем мире. Диаметр манежа составляет 13 метров (или 42 фута). Это требование появилось еще в XIX веке и до сих пор остается неизменным.
Такая традиция пошла из-за профессиональной необходимости. Дело в том, что для упражнения на конях и акробатов необходимо, чтобы спина бегущей лошади всегда находилась под одним и тем же углом относительно центра манежа. Добиться такого результата возможно только поддерживая постоянную среднюю скорость лошади на манеже определенного диаметра. В результате все цирковые арены, на которых проводились выступления на лошадях, были унифицированы.
Еще одна особенность — цирковая арена всегда отделяется от амфитеатра небольшим, но весьма широким барьером. Его высота доходит, как минимум, до среднего роста стандартной лошади, чтобы животное могло положить копыта передних ног на барьер и продолжить двигаться задними по арене.
Цирк Юрия Никулина
Из отечественных цирков стоит выделить, в первую очередь, цирк Никулина. Он расположен в Москве на Цветном бульваре. Это один из старейших стационарных цирков страны. Он вмещает две тысячи зрителей. В настоящее время его генеральным директором является сын Юрия Никулина Максим.
Этот цирк впервые распахнул свои двери для посетителей еще в 1880 году. Его основал Альберт Саламонский. Архитектором здания стал Август Вебер. Открытие запомнилось всем. На нем выступала гимнастка Генриетта, которая умудрялась жонглировать на натянутой на большой высоте проволоке, госпожа Труцци скакала по манежу на неоседланной лошади, сам Альберт Саламонский продемонстрировал номер с 14 дрессированными жеребцами.
Изначально в цирке работало много клоунов. Саламонский настаивал, что его публика обязательно должна хохотать. Примечательно, что до этого цирк не считался местом, куда стоит приходить с детьми. Только Саламонский осознал, что дети — это прекрасная публика, на которой можно неплохо заработать. Он первым инициировал проведение утренних представлений, который вскоре стали называться утренниками. При этом специально адаптировал программы к детскому восприятию.
Никулин на сцене
Юрий Никулин оказался в студии клоунады при столичном цирке на Цветном бульваре после того, как его не приняли в ВГИК. В 1948 году он впервые вышел на сцену в паре с Борисом Романовым. Их номер назывался «Натурщик и халтурщик».
Вскоре после этого стал работать ассистентом популярного в те годы клоуна Михаила Румянцева, больше известного как Карандаш. Затем познакомился с Михаилом Шуйдиным. Все втроем они стали ездить на гастроли по всей стране.
В 1950 году после конфликта Никулин и Шуйдин стали работать отдельно от Румянцева, составив знаменитый клоунский дуэт.
В 1981 году Никулин перестал выступать на сцене, ему исполнилось 60. Он стал директором цирка. При нем было построено новое здание, которое открыли в 1989 году. Сегодня за представлениями в расписании цирка Никулина многие пристально следят. Ведь это один из самых популярных цирков страны.
«Аквамарин»
Большой популярностью в России пользуется также цирк танцующих фонтанов под названием «Аквамарин». Зрители становятся свидетелями уникального шоу, когда цирковой искусство соединяется с танцами фонтанов и балетом на льду. Невероятные способности и возможности человека раскрываются на фоне фантастической красоты.
В цирке «Аквамарин» гордятся тем, что сохранили лучшие традиции отечественного цирка. При этом постоянно применяют новейшие технологии, актуальную сценографию, погружая зрителя в настоящее современное шоу.
В представлениях часто принимают участие дрессировщики, специально обученные животные — лошади, собаки, обезьяны. Представления обязательно сопровождаются живым вокалом.
Цирковые жанры
Среди основных цирковых жанров необходимо выделить акробатику, которая делится на силовую, воздушную и прыжковую.
Большой популярностью пользуется вольтижировка — выполнение гимнастических и акробатических упражнений на лошади. А также дрессировка цирковых животных, жонглирование, иллюзионизм, клоунада, цирковое шоу, пантомима и эквилибристика.
Иллюзионизм
Что такое цирковой жанр иллюзионизм, сегодня знает любой, кто хоть раз был в цирке или видел представление по телевизору. Это особый вид циркового исполнительского искусства. В нем с помощью ловкости рук, а также за счет трюков и использования специальной аппаратуры, как правило, скрытой от глаз окружающих, иллюзионист выполняет уникальные трюки или фокусы. Он создает иллюзии нарушения привычных для всех физических свойств предметов и явлений. Дословно название этого циркового жанра переводится как «вводить в заблуждение».
Искусство создания иллюзий восходит еще к древности. В то время особыми приемами и техникой для манипуляций пользовались жрецы или шаманы, чтобы производить впечатление на обычных людей, подтверждая таким образом свою уникальность и особенность. Со временем их стали использовать для развлечения публики факиры, шпагоглотатели и другие.
Жонглирование
Такой вид циркового искусства, как жонглирование, появился еще до нашей эры. Увидеть людей, одновременно подбрасывающих более трех предметов, можно еще на настенных рисунках в Египте.
Сегодня выделяют несколько видов жонглирования — классическое, перекидное, контактное, жонглирование от пола, флейринг (когда используют бутылки и стаканы), жонглирование кендамой (название произошло от японской игры, заключающейся в перебрасывании шара с лунки на лунку), силовое, боевое жонглирование.