Что значит канонично: Каноничный | это… Что такое Каноничный?

прилагательные — Каноничный или канонический

Скажите, в чем разница и как правильно, каноничный или канонический?

  • прилагательные

1

Толковые словари видят каноничный синонимом переносного значения канонический. В этом смысле они употребляются в отрыве от церковного подтекста.

Канонический

  1. Установленный канонами церкви (церк.).
  2. Входящий в состав канона (в 3 знач.; церк.).
  3. перен. (в качестве кратк. употр. каноничен, канонична, канонично). Обязательный, твердо установленный, принятый за образец (книжн.).

Каноничный (книжн.). То же, что канонический в 3 знач., согласный с каноном.

— Толковый словарь Ушакова1

Канонический

  1. см. канон.
  2. В текстологии: принятый за истинный, твёрдо установленный.

Каноничный (книжн. ). То же, что канонический (во 2 знач.).

— Толковый словарь Ожегова2

Канонический

  1. соотн. с сущ. канон, связанный с ним
  2. Свойственный канону, характерный для него.
  3. Твёрдо установленный, принятый за образец.

Каноничный Твёрдо установленный, принятый за образец; канонический 3.

— Толковый словарь Ефремовой3

В добавление к словарям общей лексики: научные термины, как правило, используют канонический, нежели каноничный.

Что касается «правильности», то, как замечено @shampar, без контекста употребления сложно дать какой-либо комментарий.


  1. Ушаков Д. Н., Винокур Г. О., проф. Ларин Б. А., Ожегов С. И., Томашевский Б. В. Толковый словарь русского языка под редакцией проф. Д. Н. Ушакова / Том I А–КЮРИНЫ — М: Государственный институт «Советская энциклопедия», ОГИЗ, 1935.

  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка — М.

    : Азъ, 1992.

  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: В 2 т. — М.: Русский язык, 2000.

Зарегистрируйтесь или войдите

Регистрация через Google

Регистрация через Facebook

Регистрация через почту

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

Нажимая на кнопку «Отправить ответ», вы соглашаетесь с нашими пользовательским соглашением, политикой конфиденциальности и политикой о куки

Канон и каноничность в Церкви и церковном искусстве

научная публикация

Статья руководителя мастерской Остроумова Д. А., опубликованная в №3 научно-богословского журнала «Ипатьевский вестник» в 2021 году.

Актуальность понятия каноничности сегодня выходит едва ли не на первый план в церковном искусстве. В статье разобраны понятия канона и каноничности в их изначальном смысле и в том виде, которое пришло в более позднее время. Сочетание принципов каноничности и богословской традиции, выраженной в искусстве, с творческим подходом может дать развитие церковному искусству и архитектуре. Статья указывает на эти особенности сочетания богословской незыблемости догматов и изменяющейся традиции в творчестве.

Греческое слово «κανών» происходит от семитского слова «ḳānu», что дословно переводится как «тростник, камыш». Производное древнейшее значение этого понятия связано с идеей меры и эталона длины, в частности, «канон» в этом контексте, обозначал тростниковый шест, используемый для точности измерений при строительстве. Так или иначе, под каноном понимался «любой эталон или инструмент для проведения горизонтальных и вертикальных линий, что, видимо, могло послужить причиной появления переносного значения этого слова: правило, норма, образец» [1] . Впоследствии, термин «канон» и стали понимать в более широком смысле. Например, у Демокрита и Эпикура слово κανών вынесено в заглавия произведений в значении «образец, критерий, мера». В подобном значении это понятие использовал Дионисий Галикарнасский, древнегреческий историк I века до н. э., подразумевая под каноном «образец стиля, правильного языка». Еврипид понятием κανών обозначает нормы социального поведения, что впоследствии получило широкое распространение: к примеру, Аристотель говорил о «каноне и мере» «истинного», а Плутарх о «канонах благоразумия и прочих добродетелей» [2] .

В древности каноном обозначались и структурные закономерности в искусстве. Так, в пластике Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела, впоследствии переосмысленный в древнегреческой классике и теоретически закрепленный в 5 в. но н.э. древнегреческим скульптором и теоретиком искусства Поликлетом из Аргоса в трактате «Канон», которое считается утраченным, и выраженный в его статуе Дорифора. Эта система идеальных пропорций тела стала нормой для художников античности, а гораздо позднее для Ренессанса и классицизма. Также, архитектор и теоретик Витрувий применял понятие «канон» к совокупности правил архитектурного творчества [3] , что нашло теоретическое выражение в его трактате «Десять книг об архитектуре» (13 г. до н.э.).

Дмитрий Остроумов

Руководитель мастерской, магистр богословия

С началом христианской эпохи термин «канон», в первую очередь, обозначает нормативные правила жизни и внутренний закон. То есть, собственно, ту традицию и предание, которыми руководствовались первые христиане, начиная от апостолов: «Тем, которые поступают по сему правилу (κανόνι), мир им и милость, и Израилю Божию» (Гал 6. 16), – пишет апостол Павел. Также и в послании к Филиппийцам он обозначает словом «канон» моральную и юридическую норму, правило христианской жизни [4] . В творениях ранних отцов Церкви регулярно используется слово κανών в значении «правило», «установленная норма» также применительно к вероучительным (догматическим) вопросам [5] . Изначальное понимание канона в христианстве относилось именно к понятийной области, к идеям, отражающим норму христианской нравственности и веры.

Впоследствии, значение канона приобретает скорее административную форму списка, в отличие от первоначального обозначения меры истины, благочестия и церковности. Это либо список соборных решений, либо список книг Священного Писания, либо список клириков епархии [6] . Так, уже у свт. Афанасия Александрийского во 2-м правиле его 39-го постановления о праздниках (ок. 367 г.) под каноном понимается «правильный список богодухновенных книг», что позже повторяется у свт. Амфилохия Иконийского, блж. Августина, блж. Иеронима Стридонского и др [7] .

Применимо к списку библейских книг, слово κανών может выступать и в значении «правила, нормы, образца», и в значении «списка, перечня». Эта административная форма списка стала базой для того, что спустя время развилось в каноническое право – корпус правил, касающихся церковного дисциплинарного устройства. Тем самым, можно наблюдать изменение смыслообразующей парадигмы, определяющей понимание канона – от раннехристианской меры подлинной жизни во Христе, основой которой является незыблемая догматическая истина Откровения и имевшей скорее вероучительный характер, до корпуса дисциплинарного права и формы списка, отличающегося от первоначального значения своей сутью. И именно при этом смысловом повороте «канон веры» в единственном числе, переходит во множественное с появлением канонов как списка правил.

Что же касается административного значения канона в формате церковного права, важно понимать, что главная задача канона – приложение неизменных и вечных основ христианского нравственного учения и догматических истин к изменяющейся церковной жизни. «Поэтому во всяком каноне можно обнаружить, с одной стороны, укорененность в неизменном догматическом учении Церкви, а с другой – обусловленность исторически конкретной ситуацией, обстоятельствами церковной жизни, которые имели место в момент издания правила и впоследствии могли измениться» [8] . «Каноны отмене не подлежат, но это не значит, что правовые нормы, установленные в них, абсолютно неизменны» [9] . Таким образом, важно уточнить, что в понимании канона можно выделить два аспекта – неизменную (первичную), догматически обусловленную, основу и возможно изменяемую (вторичную) традицию применения этой основы к преходящим обстоятельствам церковной жизни.

С определенными оговорками можно констатировать, что в изобразительном искусстве Средневековья выработался т.н. иконографический канон, под которым понималась традиция художественной практики, включавшая в себя «главные композиционные схемы и соответствующие элементы изображения тех или иных персонажей (в т.ч. их одежд, поз, жестов), деталей пейзажа или архитектуры» [10] . В церковном музыкальном творчестве каноном называлась одна из наиболее сложных форм византийской гимнографии (8 в.), состоявшая из девяти песен, каждая из которых имела определенную структуру – первая строфа (ирмос) каждой песни составлялась на основании сюжета из Ветхого Завета, а в остальных строфах (тропарях) развивались темы ирмосов [11] .

Исследование проблемы канона в эстетике и искусствоведении появилось только в XX веке. А.Ф. Лосев определял канон как «количественно-структурную модель художественного произведения такого стиля, который являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений» [12] . Так, под каноном А.Ф. Лосев понимал некоторый художественный архетип («модель художественного произведения»), который работал как принцип воспроизведения множества произведений на его основе.

Что же такое каноничность? В строгом смысле слова, каноничность – есть соответствие канону. Если, как мы показали, основой канона является мера истины, благочестия и церковности, укорененная в догматическом учении Церкви, основой которого являются книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и выраженная впоследствии, в том числе, в каноническом корпусе Православной Церкви применимо к историческому контексту, то под каноничностью можно понимать соответствие догматическому учению Церкви и традиции его раскрытия в истории. Причем, именно догматическое учение является неизменной и универсальной базой каноничности, в то время как традиция может быть изменяема.

Применимо к иконе под каноном понимается «система иконографических и стилистических правил и норм, сформированная многовековой церковной традицией, которая устанавливает соответствие иконного образа Священному Писанию, догматам и литургическому Преданию православной Церкви» [13] . Говоря более широко, можно сказать что канон, или каноничность в церковном искусстве – это соответствие того или иного произведения искусства или архитектуры его богословской идее, с учетом догматов и церковной традиции визуально-пространственного выражения этой идеи. Таким образом, сами стилистические правила и иконография являются производными от богословия и скорее связаны с традицией, которая может меняться, в отличие от неизменных вероучительных истин. А это значит то, что канон в искусстве Церкви при своем универсальном смысловом содержании, основанном на догматике, может видоизменяться в своих изобразительно-пространственных формах и, в некоторой степени, в иконографических схемах. Однако, эти возможные изменения, должны непременно следовать догматике и не нарушать ее универсальных понятий и символов. Собственно, в строгом смысле слова, канон в церковном искусстве и есть следование мере истины, благочестия и церковности, выраженным в догматическом учении Церкви. Отступление же от этого учения, есть отступление от канона. А в более широком смысле этого понятия, к сему добавляется традиция, задающая иконографические и стилистические правила и даже культурологические аспекты той или иной народности или времени.

Так, в этом широком смысле слова, можно говорить, например, о своеобразии канона псковской школы иконописи, или о каноне московской школы зодчества XV века. Причем, меняться может даже не только визуальный облик произведения, но и некоторые идеи, то есть смыслообразующие понятия, заложенные в него. Так, например, в иконе «Преображение» прп. Андрея Рублева, отражены идеи мира и тишины, созерцания, в то время, как в одноименной иконе Феофана Грека с ее экспрессией, можно умозреть идею нетварного света как огня и силы. Конечно, эти идеи отразились как на самом иконописном образе, так и на манере письма. Подобное можно проследить и в архитектуре.

Так или иначе, учитывая как древнейшие значения понятия «канон» в дохристианскую эпоху, так и то, что под этим понятием понимали христианские авторы, можно сказать, что каноничное искусство – это то, которое «наиболее сообразно предмету и цели изображения», иначе говоря, наиболее точно и доходчиво («прямо») передает предмет изображения [14] . Предмет церковного искусства должен путеводить к созиданию Царства Божия во всем многогранном значении этого понятия. И здесь нет какого-то общего шаблона. Наоборот, принцип соборности Церкви свидетельствует о разности культур и выражений единой Истины. «Таким образом, осуществляется богатство и многообразие в единстве, и единство это осуществляется в разнообразии выражений. Так, в целом, и в каждой отдельной детали утверждается соборность Церкви. В области искусства, так же как и в других областях, соборность эта не означает однообразия или общего шаблона, а передачу единой истины способами и формами, свойственными каждому народу, каждому времени, каждому человеку» [15] .

В канонических постановлениях Соборов приводится обоснование церковного искусства, помимо, 82 правила Шестого Вселенского Собора, в котором указывается на правило изображения Христа «по человеческому естеству вместо ветхого агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания, и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мира» [16] . А 100 правило этого Собора запрещает изображения «обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий» [17] . В догмате об иконопочитании, изложенном в оросе VII Вселенского Собора говориться о том, что иконы должны быть в Церкви и напоминать о первообразах (των πρωτοτύπων), а также о чествовании и почтительном поклонении (τιμητικήν προσκύνησιν) им, «ибо честь, воздаваемая образу, восходит (διαβαίνει) к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней» [18] . Таким образом, Соборы указывают на сам факт того, что иконы нужно писать не искажая вероучение и не растлевая ум, но не дают каких-то установок как именно это следует делать. Также дается важная отсылка к тому что церковный образ связан со своим первообразом. Традиция искусства и архитектуры Церкви представляется скорее как невербальное церковное предание, выраженное в самих этих произведениях. Исследование этих произведений и контекста, в котором они создавались, дает огромный пласт для того, чтобы выявить смыслы, заложенные богословами, художниками и архитекторами в свои труды и определить принципы символического языка церковного искусства и архитектуры. Часть этого символического языка – незыблемые догматические истины, другая часть – возможно изменяемая традиция выражения.

Рассуждая о таком «лингвистическом» повороте в осмыслении каноничности церковного искусства, современный сербский иконописец Тодор Митрович пишет: «Забудет ли церковное искусство свою традицию, если лишить ее военной дисциплины и перенести на менее жесткую «лингвистическую» модель? […] ранняя история церковного употребления понятия канон может отсылать к чему-то совершенно противоположному. Слово канон тогда, как и слово язык сейчас, используются в единственном числе, и под ними можно понимать живые и сложные коммуникативные структуры, основанные именно на традиции. Языковые нормы, в сущности, постоянно требуют живого отношения к (языковой) традиции» [19] . Тем самым в языке церковного искусства и архитектуры мы имеем понятийный аппарат, содержащий богословские (канонические) понятия как основу этого языка и образную составляющую, как выражение этих понятий. А производным синтеза понятия и образа является символ, придающий этому образному языку символическое значение.

Может показаться, что подобный взгляд на искусство Церкви теперь может дать полную творческую свободу мастеру и «развязать руки» от сдерживающих канонов. Однако, этот символический язык имеет свою структуру и правила, требующие глубокого погружения и изучения. Поэтому изменения и новшества должны быть не ломающими традиционные устроения, но выходить из традиции, тем самым обретая каноничность. Традиционализм – неотъемлемый атрибут каноничности, или иначе, подлинного сакрального искусства любой культуры, не утратившей связи со своими архетипами и первосмыслами, с духовной реальностью.

Кратко разобрав понимание канона и каноничности в истории Церкви и непосредственно в отношении церковного искусства, можно прийти к выводу о том, что канон как таковой имеет две составляющие:

1. Неизменная (первичная) составляющая, включающая в себя универсальные и обязательные догматические истины.

2. Возможно изменяемая (вторичная) и живая церковная традиция выражения этих истин, изменяющаяся в контексте принципа многообразия соборности Церкви.

Строго каноничной является первая составляющая, хотя сам принцип традиционализма церковного искусства, как залог преемственности, также есть неотъемлемая часть каноничности. Традиция, укорененная в догматике – есть основополагающее правило искусства Церкви, но это правило не есть жестко заданные рамки и схемы, оно есть основа для свободы творчества в выражении неизменных истин в многообразии художественно-пространственных форм и иконографических схем.

Синтез традиции, канона и творчества рождает то, что можно понимать под символическим языком церковного искусства и архитектуры с его сложной структурой, в которой есть обязательные универсальные и изменяемые понятия и образы. Символическим язык является потому что он есть выражение богословских и культурологических понятий через образы искусства и архитектуры, а понятие, выраженное в образе, рождает символ.

Наряду с догматическими, существуют и художественно-пространственные иконографические и эстетические канонические схемы, обусловленные тем или иным культурно-историческим контекстом. Эта художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что каноническая схема является конструктивной основой художественного символа и задает мастеру определенный формат изобразительно-выразительно языка [20] вместе с его обязательной смысловой (понятийной) составляющей. Так, канон как таковой является ориентиром в живой традиции языка церковного искусства и архитектуры и помогает творчеству оставаться в русле вероучения, но не связывает его.

Давыдов, И.П. Канон [Текст] / И.П. Давыдов // Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М., 2006. С. 483

Калинин, М. Г., Селезнёв, М. Г. Канон [Текст] / М. Г. Калинин, М. Г. Селезнёв // Православная Энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Моск. и всея Руси Кирилла. Т. ХХХ. – М., 2012. С. 203-204

Бычков, В.В. Канон [Текст] / В.В. Бычков // Новая философская энциклопедия в четырех томах. Том II. Е – М. – М., 2010. С. 207

Давыдов, И.П. Канон [Текст] / И.П. Давыдов // Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М., 2006. С. 483

Калинин, М. Г., Селезнёв, М. Г. Канон [Текст] / М. Г. Калинин, М. Г. Селезнёв // Православная Энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Моск. и всея Руси Кирилла. Т. ХХХ. – М., 2012. С. 203-204

Митрович, Т. Канон: время менять парадигму [Текст] – со ссылкой на: Theological Dictionary of the New Testament, Vol. III (ed. Gerhard Kittel), William. B. Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, Michigan, 1965. C. 600 / Т. Митрович // Альманах современной христианской культуры «Дары». – М., 2019. С. 18.

Калинин, М. Г., Селезнёв, М. Г. Канон [Текст] / М. Г. Калинин, М. Г. Селезнёв // Православная Энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Моск. и всея Руси Кирилла. Т. ХХХ. – М., 2012. С. 203-204

Прот. Владислав Цыпин. Каноны [Текст] / Цыпин В., прот. // Православная Энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Моск. и всея Руси Кирилла. Т. ХХХ. – М., 2012. С. 424

Там же.

Бычков, В.В. Канон [Текст] / В.В. Бычков // Новая философская энциклопедия в четырех томах. Том II. Е – М. – М., 2010. С. 207

Там же.

Лосев, А.Ф. О понятии художественного канона [Текст] / Лосев А.Ф. // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: сборник статей. – М., 1973. С. 15

Бычков, В.В. Канон [Текст] / В.В. Бычков // Новая философская энциклопедия в четырех томах. Том II. Е – М. – М., 2010. С. 207

Левшун, Л.В. О слове преображенном и слове преображающем: теоретико-аналитический очерк истории восточнославянского книжного слова XI – XVII веков / Л. В. Левшун. – Минск, 2009. С. 40

Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – М., 2001. С. 57

Книга правилъ Святых Апостолъ, святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Поместныхъ, и святыхъ отецъ / Репринтное воспроизведение издания 1893 года. – СПб., 1993. С.110

Там же. С. 116

Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. – Казань. 1909. Т. 7. С. 284–285.

Митрович, Т. Канон: время менять парадигму [Текст] / Т. Митрович // Альманах современной христианской культуры «Дары». – М., 2019. С. 21.

Бычков, В.В. Канон [Текст] / В.В. Бычков // Новая философская энциклопедия в четырех томах. Том II. Е – М. – М., 2010. С. 208

* Материал также опубликован на сайте cyberleninka.ru

Иллюстрации из книги «Русь белокаменная» Симонов А.Г., Лукашевич М.Г.

Поделиться:

Каноническое определение и значение — Merriam-Webster

ca·​не·i·​cal kə-ˈnä-ni-kəl 

1

: канона, относящегося к нему или образующего его

канонические писания

2

:

соответствующие общему правилу или приемлемой процедуре : ортодоксальные

Его предложения были общеприняты как канонические.

3

: священнослужителя, который является каноником

4

: приведен к канонической форме

каноническая матрица

канонически

kə-ˈnä-ni-k(ə-)lē

наречие

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Книги Маккавеев, которые не являются частью еврейской Библии, но считаются

canonical католиков и православных христиан — описывает евреев, скрывающихся в пещерах от репрессий. — Патрик Смит, NBC News , 13 декабря 2022 г. Правительство также решило изучить каноническую связь УПЦ с Москвой и основания для ее контроля над Киево-Печерской Лаврой, а также применить санкции к священникам УПЦ, связанным с российскими спецслужбами. —Ярослав Трофимов, 9 лет0045 WSJ , 2 декабря 2022 г. К настоящему времени существуют определенные
канонических
тактик, которые служат достижению этой всеобъемлющей цели: приквел приглашает новое поколение в старую сагу. — Джейми Лорен Кейлз, New York Times , 30 ноября 2022 г. Ваше удовольствие от Маккарти, вероятно, будет зависеть от вашей терпимости к этим двум каноническим писателям-мужчинам. — Мэгги Доэрти, 9 лет.0045 Новая Республика
, 29 ноября 2022 г. Его сольная дискография, особенно такие альбомы, как Marcberg, Rosebudd’s Revenge и Mt.Marci, представляют собой канонических выставок повествования и густой лирики. — Андре Джи, Rolling Stone , 17 ноября 2022 г. Страхан также столкнулся с каноническим расследованием
, которое приостановлено, пока уголовное дело находится на рассмотрении. — Трэвис Андерсен, 9 лет.0045 BostonGlobe.com , 8 ноября 2022 г. Они содержат около двухсот пятидесяти мифических историй о телесной трансформации, многие из которых стали каноническими версиями этих историй. — Даниэль Мендельсон, The New Yorker , 7 ноября 2022 г. Мой папа — школьный учитель английского языка, который делится и интерпретирует канонических произведений; моя мама — художница, которая плетет гобелены, вдохновленные священными еврейскими текстами и традициями. — Тави Гевинсон, 9 лет0045 The New Yorker , 24 ноября 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «канонический». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

см. каноническую статью 1

Первое известное использование

15 век, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование канонического было в 15 веке

Посмотреть другие слова того же века

Словарные статьи Около

канонический

канонический

канонический

канонический век

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Канонический».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/canonical. По состоянию на 7 января 2023 г.

Копировать цитирование

Детское определение

канонический

прилагательное

ca·​не·i·​cal kə-ˈnän-i-kəl 

1

: относящийся к церковному закону или разрешенный им

2

: согласно общему правилу или принятой процедуре

канонически

-i-k(ə-)lē

наречие

Еще от Merriam-Webster на

canonical

Тезаурус: Все синонимы и антонимы для canonical

Английский: Перевод canonical для говорящих на испанском языке Последнее обновление:

26 дек. 2022 — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Мерриам-Вебстер без сокращений

Канонический – определение, значение и синонимы

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

Если что-то каноническое , оно следует принципу или правилу, обычно в религиозной или связанной с церковью ситуации. Он также используется в математике, музыке и может относиться к чему-то сведенному к его самой базовой форме.

Слово канонический происходит от корня канон , причем оба произошли от латинского cononicus , или «согласно правилу», значение, применявшееся к религии в средние века. Однако определение «правил» применимо и в других областях. В математике это слово используется для описания уравнения, приведенного к его самой простой форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *