Алгоритм написания отзыва: Как написать отзыв. В помощь школьникам – Материал по чтению (3 класс) на тему: Памятка написания отзыва о прочитанном произведении

Материал по чтению (3 класс) на тему: Памятка написания отзыва о прочитанном произведении

План, опорные слова

Образец

1.Вступление.Произведение какого автора вы прочитали , как оно называется?

1. Я прочитал(а)  рассказ  (или сказку, повесть, басню)  «Каштанка» А.П.Чехова.

2.Краткий пересказ событий, которые происходят в этом произведении.(5-6 предложений)

  • Это рассказ (сказка, повесть) о…..
  • Как-то раз….Однажды..
  • История заканчивается тем, что….

2. Это рассказ о собаке, которую зовут Каштанка. Однажды она потерялась и попала в дом к циркачу. Так она стала артисткой. Новый хозяин научил её разным трюкам. Но на первом выступлении Каштанка узнала среди зрителей своих прежних хозяев. Так она вернулась домой.

3. Кто главный герой?  Какой он ?  (внешность, характер, основные качества)

Главная героиня этого рассказа- Каштанка. Внешне похожа на лису. Она очень умная, научилась цирковым приёмам. Также она верная. Несмотря на то, что в новом доме к ней хорошо относились, она вернулась к прежним хозяевам.

4. Основная мысль этого произведения.Чему нас хочет научить автор?

  • Я считаю, что…
  • Автор хотел показать нам, что
  • Основная мысль рассказа -….

Автор хотел показать нам, что собаки очень верные животные. Они не способны на предательство.

5. Впечатление от прочитанного. Какое настроение оставляет рассказ( сказка, повесть) после прочтения? Чем понравилось? Чем нет? Советуете ли вы его прочитать?

Рассказ «Каштанка» интересный. Временами героев очень жалко (горести заблудившейся собаки, смерть гуся). Но сам рассказ оставляет приятное впечатление.  Советую его прочитать.

План отзыва о произведении

Отзыв о произведении художественной литературы имеет такой общий план:

* Название, автор.
* Тема и основная мысль произведения.
* Где и когда происходят события, изображенные в произведении?
* Какие места в книге произвели на вас наибольшее впечатление?
* Кто из героев особенно понравился и почему?
* Язык произведения (что запомнилось, показалось необыкновенным, оригинальным, интересным).
* Чем обогатила вас книга, какие раздумья вызвала?
* Какую роль сыграли иллюстрации, предисловие, послесловие для лучшего понимания произведения?

2 вариант плана написания отзыва.
1. Общая информация об авторе и книге.
Очень важный пункт!
Именно здесь мы пишем, какую именно книгу прочитали. Можно сказать пару слов об авторе. Например, читали ли вы его раньше или это первая книга; какие-то интересные факты и новости.
2. Сюжет. Несколько слов о сюжете.
ВАЖНО! Ни в коем случае нельзя открывать интригу романа или важные детали.
3. Первоначальное впечатление.
Здесь вы пишете о своих ожиданиях и общем впечатлении (то есть, оправдала ли книга ожидания).
4. Герои.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ пункт.
Рассказывайте о героях: главных, второстепенных, любых.
Что запомнилось, что раздражало, чем впечатлили. Можно рассказать о примечательной внешности героев или неадекватности их поведения, например. Еще здесь можно написать об отношениях между героями.
5. Впечатления.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ пункт.
Сам отзыв. Чем книга понравилась, а чем – нет. Рассказать просто, что вы думаете о книге. Пункт обычно самый насыщенный эмоциями и большой по размеру.
6. Заключение.
Даем оценку произведения. Советуем или не советуем.
7. Настроение (дополнительный)
Под какое настроение эту книгу лучше всего читать, какой антураж способствует более полному впечатлению.
Иногда пункт очень помогает.
При работе над отзывом часто делаются неоправданные повторения слов: автор, книга, понравиться, интересный, описывать и др. Чтобы этого избежать, можно воспользоваться синонимами.
Автор – известный писатель, поэт, драматург, мастер слова, классик мировой литературы. Книга — рассказ, повесть, роман, сборник, произведение, любимые страницы. Понравиться – запомниться, привлечь внимание, глубоко взволновать, произвести неизгладимое впечатление, запечатлеться в памяти.
Интересный – занимательный, увлекательный, любопытный.
Описывать – показывать, рассказывать, знакомить, вводить, обрисовывать, рисовать, очерчивать, изображать.

Обучение младших школьников написанию отзыва о прочитанном произведении

Икрянова Галина Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск

Обучение младших школьников написанию отзыва о прочитанном художественном произведении.

Уроки литературного чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования читательской самостоятельности, развития речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного. Высказать своё понимание и отношение к прочитанному произведению составляет большую сложность, которая обусловлена состоянием опыта читательской и речевой деятельности учащихся.

В начальной школе на уроках литературного чтения дети учатся интерпретировать художественное произведение через различного рода пересказы (устная речь) и сочинения (письменная речь), что является подготовительной работой к обучению написания сочинений на литературные темы.

Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребёнка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге или произведении.

Цель написания отзыва.

-Высказать оценку прочитанного текста.

-Показать степень осмысления, понимания произведения.

-Показать понятие эстетической направленности.

-Отразить в своей речи богатство литературного языка.

Отзыв как свободное сочинение включается в процесс формирования у младших школьников системы читательских и речевых умений. В связи с этим на уроках литературного и внеклассного чтения учащиеся учатся:

а)устанавливать причинно-следственные связи;

б) выбирать материал из текста для характеристики героев, эпизодов, авторской позиции;

в) делать обобщение, проводить сравнение;

г) отвечать на проблемные вопросы;

д) выполнять задания творческого характера, представлять самостоятельно прочитанное произведение или книгу в классе, выбирая интересный эпизод;

е) сравнивать произведения разных авторов по одной теме;

ж) определять своё отношение к герою, событию аргументировать его;

Такая работа создаёт запас читательского и речевого опыта.

Непосредственное обучение написанию отзыва требует отдельного урока в системе развития речи. Его целесообразно проводить в 3 классе, когда школьники уже знакомы с сочинением, как особым видом творческой работы и у них накоплен достаточный опыт общения с книгой. Цель такого урока — создать условие для осмысления детьми назначения отзыва о прочитанном произведении. Для отзыва необходимо отбирать произведения, вызывающие искренний интерес и будет посильным для их восприятия.

Этапы работы.

1.Определение понятия «отзыв», зачем нужен отзыв, как отбирать материал для отзыва, из чего состоит отзыв.

2.Знакомство с готовыми отзывами.

3.Анализ прочитанных отзывов.

-Что их объединяет?

-Чем отличаются?

-Каковы задачи каждого отзыва?

(выразить свои чувства по отношению к главной героине, передать понимание описания автором приключений героев сказки через картины природы, выразить чувства автора к героям сказки: — жалость, уважение, презрение и другие)

4.Определение структуры отзыва (дан образец отзыва).

-Представление героя и выражение своего отношения к произведению.

-Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.

-Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.

5.Осмысление способа работы (вспоминают алгоритм сочинения).

-Понимаю тему.

-Ставлю задачу.

-Намечаю сюжет.

-Подбираю слова (можно предложить словарь чувств, настроений, качеств человека..).

-Создаю текст.

-Пишу первый вариант.

-Редактирую.

-Пишу окончательный вариант.

-Проверяю (решена ли задача, орфограммы..).

5.Самостоятельное составление отзыва.

6.Обсуждение отзывов в классе (берутся две работы – удачная и с недостатками, где вместо краткого — полный пересказ, где не выражено собственное отношение).

7.Самопроверка, самоконтроль.

Первоначально

рекомендуется отзыв составить коллективно.

1.Самостоятельно читают сказку А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

2.Постановка коммуникативной задачи: какую задачу предлагаете решить в отзыве по сказке А.С.Пушкина? (выразить свои чувства по отношению к царевне, к Елисею, семи богатырям, картинам природы…)

3. Работа над первым вариантом.

-Как автор описывает царевну в сказке?

-Какие чувства вызвала у вас царевна?

-Как относились к ней разные герои сказки?

-Что больше всего взволновало вас по отношению к царевне?

4.Обсуждается структура отзыва.

-Как можно начать текст отзыва?

(«Мне очень понравилась сказка…Она рассказывает о любви, верности…или Я люблю читать сказки. С большим интересом прочитала сказку…)

-Что составит основную часть отзыва?

(«Мой самый любимый герой- царевна. Я волновалась за неё, она в тёмном, дремучем лесу…Восхищалась её смелостью и упорством…Мне нравятся её кротость, трудолюбие..)

-Каким образом можно завершить отзыв?

(«Эта сказка о благородстве и верности, которые побеждают злые чары)..

На последующих уроках развития речи стоит предлагать писать отзывы о прочитанных произведениях как на уроке, так и в процессе самостоятельного чтения.

Урок «Как написать отзыв»

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Как написать отзыв».

Автор: Ларина Елена Николаевна,

Учитель МБОУ Краснопартизанской СШ,

Ремонтненского района,

Ростовской области.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу с вами урок русского языка по теме… А, впрочем, тему мы определим с вами вместе. Сейчас я хочу обратить ваше внимание на небольшую выставку. К культуре какого народа относятся эти экспонаты? Как бы вы ее назвали? …………Замечательно. Все, о чем мы будем говорить сегодня так или иначе будет касаться нашей выставки. Ну и для начала скажите, как связан урок русского языка и эта выставка? Конечно же, язык – это часть народной культуры и на нашей выставке он должен занимать самое почетное место (книгу сказок поместить)

(открыть проектор) А сейчас посмотрите на слайд (слайд 1). Читает ребенок

Скажите, ребята, это текст? А давайте с вами вспомним, что такое текст. (слайд 2) Молодец….

А теперь посмотрим на следующий слайд. (слайд 3) (Читаем с листов в раздатке). Скажите, а это можно назвать текстом? Почему? …….. Хорошо. А давайте подумаем, что это за текст.

— Это стихотворение? Почему? …………

— Это письмо? Почему?…………..

— Ребята, а может быть это отзыв?……………А как этот отзыв связан с русской культурой?……………..

А мы с вами знаем, что такое отзыв? Умеем его составлять? Так какова же тема нашего урока? (Слай 4) (Как написать отзыв)

А что нам нужно сделать, чтобы научиться писать отзыв?…………………….

(ставим задачи сделать анимацию) (Слайд 5)

Задач у нас много, но если мы будем работать дружно, мы с ними справимся.

А зачем вам уметь писать отзыв? Где в жизни мы встречаемся с отзывом?

(Слайд 6) Но прежде давайте очень быстро восстановим в нашем тексте пропущенные буквы, разумеется, там, где это необходимо. (4 человека по абзацу)

(Слайд 7) Итак, разберемся, что же такое отзыв. В рабочих листах выполните задание №1.Что получилось? (полный разбор слова с окончания один человек на доске) Скажите в какой части слова находится его смысл? Давайте подберем несколько однокоренных слов с корнем зыв. Записать на доске (и в рабочих листах). Как, по-вашему, что означает корень зыв?

Откуда ещё мы можем добыть информацию о значении слова? Правильно, из словаря. Я взяла словарь Сергея Ивановича Ожегова. Вот что там сказано об отзыве. (слайд 8) (читает ребенок в рабочем листе) У этого слова одно значение? Как называются слова, имеющие несколько значений? Какое из этих значений подходит к нашему тексту? Верно наш отзыв это мнение или оценка. Чье это мнение? А мнения людей всегда похожи? Верно. У Омара Хайяма есть такие строки:

В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь,

Другой листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое…

(слайд 9) посмотрите на слайд, Что мы видим? (две тарелки Семикаракорский фаянс и гжель). Как они связаны с нашей выставкой? Встаньте те, кому больше нравится тарелка Семикаракорского завода? Почему? (полный ответ) (Тезис и аргумент), А кому нравится другая? Ребята составили устный отзыв, дали свою оценку и аргументировали ее.

Итак, мы поняли, что такое отзыв (синонимы записать в рабочие листы задание 2) (слайд 10)

Давайте разберемся, для чего пишут отзыв о художественном произведении? …………….(Слайд 11) (поделиться мнением, убедить прочитать книгу) Вернемся к нашему отзыву о сказке. (слайд 12) Скажите, а как он связан с нашей выставкой?……….. Теперь давайте разберемся, что там содержится (На доске магнитами крепим надпись «Что содержится в отзыве») На сколько смысловых частей мы можем его разделить. Давайте посмотрим, что же это за части. Каждая группа читает свою часть. Какую информацию о сказке мы можем извлечь из первого абзаца? (автор, название, жанр, тема) Табличка «Общие сведения»

О чем идет речь во второй части? (группа № 2)

Табличка «Отношение к героям» (любимый герой),

В третьем абзаце? Табличка «Основная мысль, идея» (что хотел сказать автор, чему учит произведение)

И в четвертой части? Табличка «Общая оценка. Совет читателям»

(слайд 13) И, конечно же, надо помнить, что отзыв нужно писать грамотно, без ошибок. Как вы думаете, вы готовы создать свой отзыв на литературное произведение? Давайте попробуем. Я предлагаю вам написать отзыв на стихотворение. О чем в нем говорится, мы попробуем догадаться, составив по картинкам небольшой рассказ. Что у нас получится, я ока не знаю, давайте начнем его со слов : «Однажды…» Итак, кто хочет начать? первая картинка.(слайд 14) Второй слайд (Слайд 15), третий (Слайд 16),, четвертый(Слайд 17),.

Молодцы, ребята. А теперь послушайте стихотворение Сергея Есенина «Бабушкины сказки». Карточка 2 (Слайд 18)

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.

Сказки всё. Пора в постели…
Ну, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори. (закрыть проектор)

А как это стихотворение связано с нашей выставкой?………………………………..

Посмотрите, ребята, какой Есенин замечательный мастер слова, какой в стихотворении интересный синтаксический строй! Кто скажет, какие предложения по цели высказывания здесь встретились?

3. Работа по тексту стихотворения: (записываем в рабочий лист)

— непонятные слова:

Давайте придерживаться нашего плана и выясним:

1) Общие сведения о произведении:

— Автор

— название

— жанр

— найди ключевые слова (главные слова) и определи тему стихотворения.

— тема текста (о чем говорится в тексте?)…..

2) Герои стихотворения: 1, 2, 3 (определения)

3) основная мысль (что хотел сказать автор в этом стихотворении?)

— с какими чувствами вспоминает поэт о своем детстве, о бабушкиных сказках?

4) Общая оценка стихотворения (понравилось ли вам оно? Почему?)

— кому бы ты посоветовал прочесть это стихотворение?

Ребята, кто считает, что он сам может написать отзыв от начала до конца? (выдать чистые листочки другого цвета). Составляем отзыв (2 минуты), каждая группа пишет свою часть отзыва, выходят по одному и зачитывают. Остальные в это время внимательно слушают и делают заметки. После каждого выступления вопрос к ребятам из других групп: «Ребята, может быть, у кого-то есть замечания дополнения или нужно что-то исправить?» Я бы…… Ребята, у нас получился текст? Покажите своими действиями, что это так.

(Слайд 19) Посмотрите, ребята, справились ли мы с поставленными задачами?

Рефлексия: (задание 5 в рабочих листах) Закончите предложение одним прилагательным? Моя работа на уроке была (какой?)………………………

(Слайд 20) А я думаю, что мы поработали очень продуктивно и вы большие молодцы!!!!! Спасибо вам большое. Ребята, пишите отзывы правильно, изучайте русский язык, берегите, не засоряйте его, передайте его своим детям. Потому что не будет языка, не будет и нашей нации…Я завела для себя книгу отзывов, где ученики могут поделиться своими впечатлениями об уроке. Я бы была очень вам признательна, если бы вы записали свои отзывы о нашем уроке, может, дали совет на будущее, что нужно изменить или улучшить.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Как писать отзыв

  1.                                                            Урок развития речи в 5 классе.

Как писать отзыв

Цели:

Образовательная: умение писать отзыв о книге

Предполагаемы результаты:

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания;

Метапредметные  результаты

  • Регулятивные: умение осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве;

            умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать                  решения и делать выборы;

             умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя;

              давать определение понятиям;

              учиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и  поискового чтения;

Предметныерезультаты: понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Ребята, а когда вы последний раз были в библиотеке? А какую книгу читали? Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о книге)

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Построение ассоциативного ряда к слову «Книга»:

— Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово «Книга»?

— Давайте сверим ваши предположения с истинным определением слова «книга» (показ значения слова на экране) Кни́га — один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация

— А что вы понимаете под словом «отзыв»? Давайте посмотрим, какое значение даёт нам толковый словарь: Отзыв —  1. Отзвук, эхо (устар.). Отзыв грома в горах. 2. Мнение о ком-нибудь или чём-нибудь, оценка кого-либо, чего-либо. Критический отзыв о книге. 3. Условный секретный ответ на пароль.

— Как называются в русском языке слова, которые имеют несколько значений?

2. Целеполагание. 

— А теперь попробуйте поставить перед собой цель урока, используя слова «книга» и «отзыв». (Учиться писать отзыв о книге)

— А как мы будем это делать, какие задачи нужно решить, чтобы научиться писать отзыв? (прочитать книгу, рассказ; рассмотреть вопросы, которые помогут в написании отзыва)

III.  Работа над темой урока. 

  1. Работа в парах. Составление кластера.

   — Как вы думаете, зачем нужно читать книги? ( для получения знаний, нахождения идей, книги формируют мировоззрение, ценности, убеждения, личную философию)

  1. Работа с текстами.

— Прочитайте тексты и составьте кластер, в центре которого будет слово «книга»

Люди читают по разным причинам.

  • Читают для того, чтобы получить новую информацию, необходимую для жизни, для работы.
  • За чтением отдыхают от повседневных забот, отвлекаются, расширяют свой кругозор.
  • Чтение обогащает эмоционально.
  • Настоящая литература помогает жить полнее. Человек ищет в книгах часто то, чего ему не хватает в жизни. Или в книге находит отражение того, что происходит в его душе, в его жизни.
  • Чтение — это образование, учёба. Когда нужный материал выложен на бумаге, его можно перечитать несколько раз, запомнить. Книга хранит в себе научные открытия, исторические факты, всевозможные, необходимые сведения. 
  • Чтение книг — образовывает, развлекает, дает духовную пищу. Чтение книг делает человека разумным.

Что дает чтение книг?

  • В книгах содержится огромный опыт и знания других людей, масса идей, методик, стратегий.
  • Книги формируют мировоззрение – читая правильные книги, человек постепенно формирует мировоззрение, расширяет и углубляет взгляд на мир, свои убеждения.
  • Книги развивают мышление, воображение, умение мыслить и рассуждать. Читая книги, можно найти идеальный образ самого себя в виде каких-либо героев или реальных людей и впоследствии воплотить этот образ в своей жизни.
  • Чтение книг позволяет найти ответы на многие вопросы.
  • Книги вдохновляют и мотивируют на улучшение себя и достижение больших результатов.
  • Книги открывают новые грани восприятия мира, о которых прежде мы могли не знать.
  •  Помогают найти решение какой-либо проблемы.
  1. Знакомство с «Советами помощника» по написанию отзыва (с. 105)- Чтение любого произведения вызывает у нас те или иные эмоции, но не оставляет равнодушными. Вам, наверное, всегда хочется поделиться своим впечатлением о прочитанном с кем-нибудь? Таким образом, вы давали отзыв в устной форме. А сегодня мы с вами рассмотрим, как можно написать отзыв о книге (рассказе).
  2. Работа с учебником.

Откройте учебники на стр. 105 «Советы помощника». Прочитаем вопросы, которые нам рекомендуют для написания отзыва. Всё ли вас устраивает, или, может быть, стоит внести какие-то изменения?

— Запись вопросов-помощников:

1. Как называется прочитанный рассказ?

2. Понравился или не понравился прочитанный рассказ? Какой он (интересный, увлекательный, завораживающий, произвёл большое впечатлении и т.д.)

3. Какова его тема (о чём в нём говорится)?

4. Кто главный герой(и) рассказа? Понравился ли он или нет? Почему?

5. Какова основная мысль рассказа (с какой целью автор написал его)?

6. Кому вы советуете прочитать этот рассказ?

6. Рефлексия. Давайте вернёмся к цели нашего урока.

-Как вы думаете, полностью вы достигли цели или что-то ещё осталось не выполненным?

— Закончите фразы: сегодня на уроке мне… сегодня я понял, что без …

— Можно ли обойтись без чтения?

7. Домашнее задание: написать отзыв по рассказу из упр.476

AniYou — Как написать хороший отзыв


Как написать хороший отзыв

Автор: Наталья Аверкиева
Писатель, журналист, редактор, обладатель нескольких профессиональных премий и наград в области журналистики.

На нашем первом мастер-классе мы решили рассмотреть способы написания отзывов на литературные произведения. Почему именно с этого мы хотим начать, спросите вы? Давайте вспомним, на что вы обращаете внимание в первую очередь, когда хотите прочитать книгу, сходить на спектакль или посмотреть фильм? Правильно, на отзывы! Мы рекомендуем книги или фильмы своим друзьям, даем оценку, советуем, а потом вместе спорим и обсуждаем увиденное или прочитанное. Мы ориентируемся на отзывы и решаем для себя, хотим посмотреть этот фильм или прочитать книгу или лучше не тратить на эту бесполезную бездарность свое драгоценное время.

Но отзыв ждут не только читатели или зрители, отзыв ждут и авторы. Вспомните, когда фильм или книга нам понравились, мы с нетерпением ждем продолжения истории, следим за работой авторов, строим планы и догадки. Если автор получает положительную обратную связь от читателя или зрителя, то он готов и дальше для нас творить. И чем больше отзывов получает автор, тем больше стимула у него писать новые книги и сценарии для кинофильмов. Отзывы для автора — это своего рода наркотик, который питает его вдохновение, стимулирует фантазию и заставляет писать, писать и еще раз писать. Хотите получить от автора новую главу или произведение — оставляйте автору отзывы, ибо, как говорится, нет отзывов — нет новых текстов. И помните о друзьях, рекомендуйте им книги!

Что такое отзыв и с чем его едят

Вы, наверное, слышали, что есть такое понятие, как рецензия, которую пишут умные дяди и тети со специальным филологическим образованием, гордо именуемые рецензентами. Таким образом,

Рецензия — это своего рода расширенный «отзыв» на прочитанный текст с анализом и оценкой содержимого текста.

Обязательно обратите внимание на ключевое слово — анализ. Именно анализом и отличается рецензия от отзыва, потому что

Отзыв — это краткое впечатление от прочитанного произведения, мнение читателя о произведении, его мысли и эмоции по поводу прочитанного.

И здесь у нас какое ключевое слово? Правильно, здесь у нас ключевое слово эмоция. Чувствуете разницу? Эмоция vs. анализ. Вообще, написать рецензию — дело достаточно сложное и в реальности требует гораздо больше знаний, чем нам могут потребоваться для написания отзыва, поэтому 90% отзывов в сети — это именно отзывы, а не рецензии в чистом виде.

Думаю, что особо останавливаться на рецензировании мы не будем, кто хочет изучить предмет самостоятельно — гугль вам в помощь. Я лишь скажу, что в любой рецензии делается сравнительный анализ с другими аналогичными произведениями, расширенный анализ самого текста, рассматриваются стиль написания, структура сюжета, язык текста и мотивация героев. Здесь нам нужны отличные знания по литературе разных направлений и жанров, не менее отличные знания по истории литературы и тенденциям ее развития за последние десятилетия, владение всякими литературоведческими терминами и прочая, и прочая. Всё это требует глобальной работы и вдумчивости.

Безусловно, даже плохо написанная рецензия гораздо лучше самого замечательного отзыва, но у нас с вами совершенно другие задачи. Сегодня мы попытаемся понять, как написать хороший отзыв к тексту, да так, чтобы ваши подруги и друзья захотели прочитать произведение и подискутировать по этой теме. Ну и, конечно же, я постараюсь научить вас писать такие отзывы, чтобы их опубликовали на нашем сайте. Ведь каждый опубликованный отзыв повышает рейтинг на сайте aniyou.com, и чем больше звездочек соберет ваш отзыв, тем больше рейтинга у вас будет.

В качестве «подопытного кролика» давайте возьмем сказку «Колобок». Если кто-то забыл, о чем она, то кратко рассказываю — Бабушка с Дедушкой испекли Колобок, тот от них удрал в лес, обманул Зайца, Медведя, а Лиса его самого обманула и слопала. Мораль — нечего ходить по злачным местам и говорить с непонятными личностями. Приступим?

Оценка произведения

Итак, отзыв — это эмоция читателя на текст. Вы прочитали главу или книгу целиком и решили написать окружающим о своих впечатлениях, поспорить, что-то объяснить и доказать. С чего начать?

Как правило, текст вызывает у нас определенные эмоции, поэтому для начала определимся, понравилось вам произведение или нет.

Положительный отзыв

Если текст вам понравился, то напишите о своих чувствах и ощущениях. Расскажите о своих мыслях. Если вам нравится герой, напишите, почему он вам нравится, какие черты в нем затронули тонкие струны вашей души, какие ассоциации он у вас вызывает, почему, чем цепляет. Расскажите, какие сцены произвели на вас особое впечатление и почему. Возможно, вам даже захочется рассказать о том, что с вами когда-то произошло то же самое и о том, как вы вышли из этого положения.

Не бойтесь говорить много, не бойтесь показаться глупым, не стесняйтесь того, что ваш отзыв вышел маленьким и корявым — вы не писатель и не обязаны писать идеально, но любой отзыв, идущий из глубины души, отзыв, на который вы потратите какое-то время, напишете интересно и развернуто, совершенно любой интересный отзыв будет обязательно оценен окружающими и замечен автором (а за это на aniyou.com есть отдельная звездочка!). Поэтому не стесняйтесь и смело высказывайтесь!

Пример положительного отзыва:

Сегодня прочитала вашу сказку про Колобка. Хотела сказать вам спасибо за все! За все ваши работы, которые я зачитала уже до дыр, и буду перечитывать еще много раз, спасибо вам! Вы делаете что-то невозможное. Дело и в таланте, и в том, что нужно много в жизни пережить и почувствовать, чтобы такое написать. Все герои идеально раскрыты. Особенно Колобок и Заяц. Такое чувство, будто вы общались или общаетесь с ними, и тут выкладываете всю их сущность. Именно так я себе их представляла: Колобок — сущий эгоист, человек действия, которые использует других ради своих целей. А Заяц — спокойный, умеренный, чувствительный и заботливый. Вы вдохновляете меня и многих людей. Спасибо!

Негатив vs. критика

А что делать, если текст не понравился? Прежде чем написать гадость, подумайте о том, хотели бы вы получить аналогичную гадость от неизвестного вам человека? Если же вы все-таки горите желанием выразить автору свое негодование, открыть ему глаза на какие-то сцены и поступки героев, то сначала подумайте, чем именно зацепил вас этот текст и не понравились сцены, возможно смысл от вас ускользнул или вы просто невнимательно читали?

Не так давно на один из своих текстов я получила совершенно фееричный отзыв. Девушка, заканчивая каждое предложение кучей восклицательных знаков, плевала в меня ядом о том, что я «изуродовала» героя, превратила его не понятно во что и вообще, мне было велено пойти и застрелиться, чтобы больше не писать. И, наверное, я бы так и сделала, если бы все то, о чем написала девушка, имело хоть какое-то отношение к тексту. Девушка не читала текст. Девушка его просто просмотрела по диагонали, зацепилась за отдельные диалоги и сцены, и на основании этого выдала мне свой отзыв, выставив себя перед остальными читателями полной неумной особой.

Если вы также читаете текст, то есть смысл вообще не писать отзыв, ибо автора он однозначно травмирует агрессивностью, а окружающим он не особо нужен из-за неинформативности, да и вас он выставляет далеко не в лучшем свете. Скорее всего, или автор вас макнет носом в цитаты из текста в самые «недоработанные моменты», которые вы проглядели, когда листали странички, или читатели объяснят, что вы не правы. И вы снова будете выглядеть некрасиво. Зачем вам это?

Пример плохого отрицательного отзыва:

У вас какая-то фантазия немного того, странная! Если бы Колобок мог сбежать из дома, то почему он не сделал этого раньше? Ведь понятно же, что вы специально выставили его в таком ужасном свете! Вы сами-то можете себе представить, чтоб булки бегали, даже если ему настолько плохо от того, что его нашли Бабушка и Дедушка? И что значит он встретил Зайца и Медведя? Где вы видели в наших краях медведей? А Лиса?! Это же полное безобразие! Бред, бред, бред! Дай бог, чтоб вас покинуло вдохновение, писать такую мерзость и ахинею!!!

Кроме того, прежде чем писать негативный отзыв, задайте себе вопрос — насколько адекватно вы можете оценить смысл, вложенный в текст, и насколько вашего жизненного опыта хватает на то, чтобы оценить поступки героев?

Опять-таки приведу пример из личного опыта. Прочитав один мой рассказ о том, как мужчина бросил женщину и ушел к другой, прекрасная барышня тринадцати лет долго и с чувством доказывала мне, что я ничего не понимаю в мужчинах, потому что они не способны на такое, что писать надо по другому, что сюжет надо поворачивать вот так, а то, как это изобразила я, — это неправильно и так не бывает. Это был самый абсурднейший абсурдный отзыв, который я когда-либо читала. И, честно говоря, в тот момент очень хотелось, чтобы прекрасный ребенок как можно дольше остался прекрасным ребенком с таким волшебно незамутненным сознанием.

К чему я это — окружающие нас люди иногда выкидывают такие фортели, и, если об этом написать книгу, то никто и никогда не поверит, что такое могло произойти на самом деле. Таким образом, если в вашей жизни не было подобного опыта, то это не означает, что такого не может быть в принципе. Поэтому прежде, чем вы кинете в автора тухлым помидором, хорошенько подумайте, достаточно ли вашего опыта и знаний на то, чтобы это сделать.

Тут я сразу же сделаю одну очень важную оговорку. Если вы владеете какой-то темой на профессиональном, так сказать, уровне или являетесь специалистом в какой-либо области и видите, что в данной сцене автор явно фантазирует «не в кассу» (ну, например, по тексту герой говорит, что на самолете 14 тонн груза, а на деле обозначенный самолет сам весит 9 тонн и поднять больше 5 тонн не в состоянии чисто физически, или средневековый герой за три часа верхом на лошади преодолевает путь из Парижа в Лондон, предварительно вымывшись и отобедав, используя вилку), то тогда есть смысл сообщить автору о том, что он не владеет матчастью, допускает грубые фактические ошибки и не знает элементарных вещей. В этом месте вам необходимо объяснить автору, в чем заключается проблема, и посоветовать ознакомиться с технической стороной вопроса. Тогда ваш отзыв будет не столько отрицательным, сколько полезным для автора и его обязательно опубликуют на aniyou.com.

Пример хорошего критического отзыва:

Автор, добрый день! Совершенно случайно наткнулся на ваш текст, прочитал его и у меня осталось двойственное впечатление. С одной стороны вы подняли очень важную тему, о которой, безусловно, надо говорить. А с другой стороны вы не смогли ее до конца раскрыть. Мне остался неясен мотив побега Колобка. У него хорошие Бабушка и Дедушка, конфликта между ними не было, а он взял и сбежал. Почему? Что послужило причиной этого побега? В чем была недоработка Бабушки и Дедушки? Тема раскрыта не до конца и потому осталась непонятной. И конец вы скомкали — что значит ам и съела? Как будто вам надоело писать, и вы решили закругляться. В общем, я бы еще поработал над началом и концом этого произведения. А в остальном все очень хорошо. Прекрасно раскрыты образы Зайца и Медведя.

Алгоритм написания отзыва

Если вы считаете, что текст поняли и оценили правильно и все еще хотите своими мыслями поделиться с окружающими, тогда используйте следующий алгоритм:

  1. В первых строках своего отзыва напишите о том, какие общие эмоции у вас вызвал этот текст вообще и почему.
  2. Далее обязательно напишите о сильных сторонах текста, что вам понравилось, что вы хотели бы отметить особенно, возможно, приведите примеры из текста.
  3. Если у вас есть любимые моменты, то обязательно расскажите о них; объясните, почему вы заострили на этом внимание (только не пересказывайте весь текст!).
  4. Очень корректно напишите автору, в чем видите недостатки его текста, какие поступки героев кажутся вам нелогичными, какие-то недоработки и откровенные косяки в сценах вы заметили, укажите на ошибки; если есть возможность, то приведите примеры.
  5. Сделайте краткое резюме и еще раз отметьте положительные моменты, поблагодарите автора за проделанную работу.

В этом случае ваш отзыв (пусть и с критическими замечаниями) будет оценен автором очень высоко. Он или ответит вам на вопросы, или исправит недостатки по тексту. В любом случае это будет очень полезный отзыв.

Пример хорошего отзыва с элементами критики:

Очень интересная сказка. Интересная и поучительная. Если посмотреть на героев со стороны, то можно провести параллели с современным миром. Например, Колобок — поздний ребенок у стариков. Ребенок горячо любимый, долгожданный и потому очень балованный. Что происходит с этим ребенком? Он начинает бунтовать и уходит из дома, где его подстерегает куча опасностей. Я сама была такой и хорошо его понимаю — хочется вырваться из-под опеки, вот только куда? Хорошо раскрыт персонаж Зайца. Он выступает добродушным другом, который, вроде бы не обидит, а на самом деле готов предать в любой момент. Медведь — вот его роль мне не совсем понятна. Мне кажется, что этот персонаж недоработан, потому что не понятна его смысловая нагрузка — он ведет себя как Заяц, но если Заяц привлекает к себе интересным характером, то в чем роль Медведя? Ну и Лиса, как и положено быть Лисе — лживое существо, заманившее глупого Колобка в ловушку. Очень печально, что среди нас живут такие лисы… Большое спасибо автору за это произведение. Очень поучительно.

Какие отзывы писать не надо и почему

Помните рекламу со знаменитой фразой — «Лучше жевать, чем говорить»? Вот некоторые отзывы лучше не писать совсем. Почему? Всё достаточно просто. Я постараюсь описать самые популярные «лажовые» отзывы и объяснить, почему они таковыми являются.

Очень короткий отзыв

Вроде бы все очень круто — ты высказал свои мысли и должен теперь получить поцелуй от автора и рукоплескания подружек и друзей. А автор что-то остался недоволен и подружки-друзья мимо пробежали, не заметив ваших светлых мыслей. А вы-то старались, отзыв писали. Но так ли вы на самом деле старались?

Представьте себе, автор на протяжении нескольких недель или месяцев пишет текст, старается, изучает фактуру, шерстит интернет, пытаясь найти информацию для своего текста, консультируется со специалистами для детальной прорисовки тех или иных сцен, а в качестве отзыва получает от читателя смайлик или одинокое «спасибо». Лично мне было бы даже как-то неловко оценивать произведение смайликами. Подобный отзыв напоминает собачью метку на столбе — «здесь был пес Вася». Это очень неприятно для автора, то есть он тратил время на то, чтобы написать для вас текст, а вы не соизволили даже включить голову, чтобы написать ему несколько предложений отзыва, выделив пять минут своего драгоценного времени? Получается какое-то моральное воровство что ли… В общем, таким отзывам незачет.

Пример очень короткого отзыва:

;))))

Пустой отзыв

Вы много раз, наверное, видели подобные комментарии: «О, классно, прикольно, жду дальше!» или «Ни о чем, бред, ерунда». На этом всё. Конечно, от «собачьей метки» предыдущего варианта эти комментарии отличает наличие хоть какого-то смысла, но, как вы видите, на этом эти различия и заканчиваются. Найдите немного времени на то, чтобы сделать более развернутый комментарий. Вашим друзьям очень интересно узнать, что именно вас порадовало в произведении и почему, что не понравилось и почему, какие мысли у вас появились в процессе чтения. Проявите немного уважения и к автору, ведь он именно для вас старается.

Пример пустого отзыва:

Круто! Проду!

Пересказ текста

Авторы очень не любят, когда текст пересказывают в отзывах, потому что в любом тексте есть определенная интрига и таким образом читатель выдает новым читателям всю эту интригу с ног до головы. Ну, это, представьте, как если бы вы хотели прочитать детектив, а в комментариях кто-то написал, что главная героиня расследует дело, она поехала к одному чуваку, потом к другому, потом к третьему, а четвертый оказался убийцей. И вы уже все знаете и вам совершенно не интересно читать дальше. Не оказывайте медвежьей услуги, не пересказывайте текст, не сдавайте всю интригу автора и не лишайте своих друзей удовольствия самим догадаться, кто есть кто.

Пример отзыва-пересказа:

Ой, это совершенно прекрасный рассказ! Я так рада, что прочитала его. Сначала я переживала, когда Колобок ушел от Бабушки и Дедушки, а когда он добрался до Зайца, то я вся такая трепетная стала. А потом был Медведь — ну это ващееее крутецкая сцена была. Ну и Лиса, конечно, не подвела, все-таки слопала Колобка. Очень крутой рассказ! Мне понравился.

Комментирование текста

В отличие от предыдущего варианта, здесь текст не пересказывается, а пересказываются отдельные сцены или диалоги, например: «герой сказал то-то героине, а героиня ему ответила и как даст пощечину, а герой обиделся и как ушел. И тут я подпрыгнула, потому что не ожидала, что он уйдет. И вот ходит герой по улице и думает о том, о сем. Это так круто, пиши дальше!» Вроде бы и отзыв есть, а как его прокомментировать — не понятно. Создается ощущение от подобного отзыва, что комментирующий пытается объяснить автору поступки и реплики его же героя. Зачем? Не понятно… Старайтесь написать такой отзыв, чтобы другие читатели вступили с вами в диалог, а может и автор еще присоединится к вашей душевной беседе. Не комментируйте каждое предложение текста. Выбирайте только очень яркие и особенно понравившиеся вам моменты.

Пример отзыва-пересказа сцены:

Ну, это нечто, когда Колобок рассказал Зайцу, что ушел от Бабушки и Дедушки, я думала, что он ему не поверит. Но Заяц был коварный и он решил съесть Колобка. А Колобок давай ему песню петь, что от Бабушки ушел и от Дедушки ушел… Хитрый он, зубы Зайцу заговаривал. И тоже самое он Медведю напел. Странный такой, хоть бы текст изменил. Молодец, автор, пиши исчо!

Якобы положительный отзыв

«Странно, ты такая толстая, рожа кривая, губы уродские, глаза косят, нос картохой, а стрижка ничего получилась, смотрится» — когда автор подобного высказывания получает яркий негатив в виде реакции на свой комплимент, он искренне недоумевает: «А что я такого сказал, я же похвалил!» Никогда не пишите такие отзывы.

Если вы хотите указать на недостатки текста, то сделайте это нормально и с примерами, а не пишите общие слова вроде — текст отстой, но читается на одном дыхании. Если вы говорите, что текст ничего, но чего-то не хватает, вяло и ни о чем, то укажите места, которые, по вашему мнению, не доработаны. Так автору будет проще ориентироваться в вашем отзыве, а не негативить на него.

Пример отрицательного положительного отзыва:

Сказка, конечно, рассчитана на малолеток, я такое не читаю, все примитивно, просто, доступно и никакой интриги нет, я сразу все понял. Но песня в конце ничего, мне понравилось. Автор, конечно, не талант, но пусть пишет.

Отзыв-снисхождение

Я обожаю такие отзывы! Когда к тебе приходит королева и начинает с высоты своего птичьего полета рассказывать, как надо писать, строить сюжет, выводить сюжетные линии и прорисовывать героя, хочется предложить ей написать что-то самой, чтобы, так сказать, показать нам, неучам, высокое мастерство. Но королева не писатель, королева читатель, поэтому у автора такой отзыв обычно вызывает улыбку, а у читателей желание потроллить королеву. Что они иногда и делают.

Пример снисходительного отзыва:

Что-то я даже не знаю… Сюжет однозначно подкачал. Надо было делать Колобка настоящим мужиком, чтобы он справился со всеми одной левой и вышел героем. А что тут написано? Колобок-то не герой, а так… Съели главного героя. Да и песни… Ну что это за «я от Бабушки ушел, я от Дедушки ушел»? Надо было добавить патриотичности – «вихри враждебные веют над нами!» Ну, хоть так. А эта Лиса? Почему именно Лиса? Никакой оригинальности! Во всех сказках есть Лиса. Штамп на штампе. Ващее не понимаю, как я дочитала до конца этот бред. Фигня полная, я зря потратила на вас свое время.

Отзыв-оскорбление автора

Однозначно не надо писать подобные отзывы! Если вы решили публично самоутвердиться за счет автора и потешить себя любимого, унижая автора своим опытом, знаниями и взглядом на жизнь, то пять раз подумайте, прежде чем это сделать. Вероятность того, что автор попадется с зубами и сам вас раскатает будь здоров, очень велика. Готовы ли вы сами получить прилюдный пендаль от автора? Если же автор нежен и раним, то самоутверждаться и унижать слабых могут только сами знаете какие товарищи. А они нам совсем не товарищи. Таким товарищам даже руки порядочный человек не подаст, побрезгует. Зато у такого нежного автора есть куча знакомых друзей, которая с радостью наваляет вам за ваши оскорбления.

Пример оскорбительного отзыва:

Мрак вообще! Автор, ты где видел, чтобы булки по полю катались? Ты белены что ли объелся? А кто так пишет? Ты вообще алфавит знаешь или ты в голову только ешь? Пойди и убейся, дурень соломенный. В твоей голове только опилки!

Особый смысл текста

Есть такие читатели, которые в отзыве вывернут все наизнанку, переврут все события в тексте, перекрутят все характеры героев так, что автору остается только судорожно сверяться с названием собственного текста и проверять туда ли человек запостил свой отзыв, может он ошибся, потому что автор ничего подобного не писал. Вот прежде чем сделать подобный «анализ» текста и перекрутить характеры героев, подумайте, уверены ли вы, что хотите получить ответ автора, в котором вам, скорее всего объяснят, что ваше виденье не совсем корректно.

Пример странного отзыва:

Это самый жгливый текст, который я когда-либо читал! Колобок вышел таким терминатором! Крушит все вокруг, послал родителей к чертям и покатился по дорожке! А Заяц каков крутышка! Напал на нашего Колобана и давай его мутузить, но Колобан тоже неровного десятка, навалял Зайцу и отчалил радостно дальше. Личность Колобана не слишком понятна тут. Че он хочет и че ему надо? Вроде как крутой и все дела, а младших обижает. Вообще не понятно ничего.

Заключение

Итак, вы видите, что написать отзыв совсем нетрудно — вон сколько мы с вами придумали отзывов на такую простую сказку про Колобка. Каких хочешь, самых разных, смешных, интересных и просто абсурдных. Написать отзыв на самом деле очень легко. Прислушайтесь к своему сердцу, сосредоточьтесь на своих эмоциях и внутренних ощущениях, и разрешите вашим пальцам писать. У вас обязательно получится самый лучший отзыв. И помните: нет отзыва — нет проды.

На сегодня всё. Спасибо большое за внимание.

Мастер-класс написан автором специально для сайта AniYou. Все права на мастер-класс принадлежат сайту AniYou. При копировании ссылка на сайт AniYou обязательна.

Комментарии: 1

Комментарий от Lynch отправлено: 2014-12-03 15:30:06

Отличная статья, большое спасибо! Читается очень просто, все разложено по полочкам и предельно понятно (:


План идеального отзыва клиента

План идеального отзыва клиента

Чаще всего я получаю эмоциональные отзывы от своих клиентов, в которых много охов-ахов и переполнения эмоциями от полученного результата.

Зачастую люди так увлекаются выражением восторгов, что забывают рассказать о себе и о самой проблеме, которую мы вместе решили.

А отзывы очень помогают будущим клиентам сориентироваться, на самом ли деле ваши консультации, услуги или тренинги так хороши? Действительно ли они помогают решить ту или иную проблему?

Отзывы закрывают часть возражений и сомнений потенциального клиента: дорого, у меня не получится, это не работает, мне не подходит и т.д.

Так как каким же в идеале должен быть отзыв клиента?

  1. Несколько слов о самом клиенте: имя, чем занимается, возможно возраст, важные моменты его бизнеса (или отношений).
  2. С какой проблемой пришел? Что уже делал, чтобы решить проблему и почему не получалось?
  3. Почему выбрал ваш курс (тренинг, консультацию). Чем вы его привлекли, в чём увидел отличие от других авторов (коучей)?
  4. С какими сложностями столкнулся при обучении, как их преодолел? В чём увидел положительные моменты вашего курса (тренинга, коучинга)?
  5. Что оказалось особенно ценным при работе с вами, вашим курсом (тренингом, в коучинге)?
  6. Какие результаты получил? Здесь важно говорить о конкретных фактах, о результатах и достижениях, которые появились у клиента. По возможности озвучивать цифры, понятные конкретные вещи. (Я получила 10 заявок на консультацию за 3 дня. За 30 дней ни разу не поругалась с мужем…)
  7. Рекомендация автора, его курса (тренинга, коучинга) своим друзьям, знакомым, партнёрам, коллегам.

Если ваши клиенты будут придерживаться этого плана отзыва, то тем самым они сами ещё раз убедятся, что получили нужные им результаты и вашим будущим клиентам будет легче принять решение купить ваши услуги и инфопродукты.

PS. Заполните анкету и запишитесь на консультацию.

С уважением и верой в Ваш успех, Марина Метель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *