Топ-10 360-градусных любительских камер в 2019 году
Сферическая панорамная съемка на 360 градусов набирает все бóльшую популярность не только среди профессиональных операторов, но и среди любителей. Как результат, стремительно растет рынок соответствующих гаджетов, а в продаже регулярно появляются новинки от малоизвестных или вовсе новых компаний, что заметно осложняет выбор камеры, особенно если приобретается первое устройство. Как не заблудиться в растущем многообразии 360-градусных камер и выбрать действительно надёжный и проверенный гаджет с отличным функционалом? Представляем рейтинг лучших панорамных камер со съемкой на 360 градусов по состоянию на вторую половину 2019 года, который поможет решить эту проблему.
Дисклаймер. Рейтинг основан на основании общедоступных отзывах пользователей. Описание и обзоры всех камер, фотографии, образцы съемки доступны на сайтах производителей, новостных ресурсах, в интернет-магазинах и видеообзорах. По ссылке можно сравнить характеристики всех камер 360 в таблице, в т.ч. не входящих в данный рейтинг.
10 Garmin VIRB 360

В момент выхода на рынок полупрофессиональная экшн-камера Garmin VIRB 360 была одной из самых технологичных и функциональных новинок в области панорамной съемки. Судите сами, запись видео с разрешением 5,7К без сшивки или 4К с автоматической сшивкой в камере в режиме реального времени с возможностью вести live-трансляции в соцсетях. Кроме того, VIRB 360 имеет водонепроницаемый и пылезащищенный корпус со сменными линзами, что делает ее почти идеальной экшн-камерой для любителей экстрима. Добавим к этому весьма качественную функцию стабилизации картинки, возможность записи 3D-звука с четырех микрофонов, голосовое управление и оверлей G-Metrix, позволяющий накладывать на видео данные GPS, скорость движения и прочую полезную информацию. Что еще нужно для ценителей быстрой езды на мотоцикле или велосипеде?
Разумеется, у Garmin VIRB 360 есть и минусы. Во-первых, функция сшивки сферических роликов основана на шаблонах, что зачастую приводит к ошибкам шва, особенно в зоне параллакса. Во-вторых, видео стабилизируется только во время сшивки роликов через соответствующее ПО на ПК. В-третьих, у VIRB 360 нет интеграции с сервисом Street View от Google. Ну и, в-четвертых, это цена, которая по сегодняшним меркам слишком высока, если учитывать предлагаемые камерой возможности съемки.
9 360Fly 4k

Гаджет 360Fly 4k – ещё один представитель семейства панорамных экшн-камер, но на этот раз любительского уровня. 360Fly 4k также имеет ударопрочный пыле- и влагозащищенный корпус оригинальной сферической формы с многочисленными гранями и одним объективом типа «рыбий глаз», расположенным в верхней части устройства. Эта камера выделяется своей компактностью, простотой использования, легкостью крепления на шлемах, штативах, снимает с разрешением 2880×2880 пикселей, снабжена встроенной памятью объемом 64 Гб и может использоваться как многофункциональный мотоциклетный видеорегистратор с функцией наложения GPS-данных. Дополнительно к камере 360Fly 4k можно приобрести водонепроницаемый бокс для погружений на глубину до 40 метров.
Среди минусов в первую очередь стоит отметить отсутствие полноценной сферической съемки, так как у камеры всего один объектив, обеспечивающий охват в 240 градусов по вертикали. Еще один ощутимый минус 360Fly 4k – это отсутствие стабилизации, поэтому в первую очередь данный гаджет рекомендуется для статичной съемки с монтажом на штативе. Среди мелких проблем, выявленных пользователями: отсутствие хронологического присвоения имен отснятым роликам, сложная процедура обновления прошивки и отсутствие звукового оповещения при остановке записи из-за заполнения памяти.
8 Ricoh Theta V

Главный и существенный минус Ricoh Theta V– это ограниченная встроенная память, объем которой составляет 19 Гб и не может быть расширен с помощью microSD-карт. Отсюда проистекает и второй ощутимый недостаток устройства – запись одного ролика ограничена 25 минутами, при этом в целом памяти хватает не более чем на два отснятых видео при использовании максимальных настроек.
7 Kodak 4KVR Orbit360

Ещё одна любительская экшн-камера в нашем рейтинге. Kodak 4KVR Orbit360 уже несколько лет неизменно попадает в различные рейтинги благодаря своему высокому качеству и неплохим рабочим характеристикам. У этого устройства ударопрочный и влагозащищенный корпус с двумя объективами, оборудованными сменными линзами, так что их не страшно поцарапать или разбить во время съемки в экстремальных условиях. Kodak 4KVR Orbit360 снимает в разрешении 4К и имеет три основных режима записи видео благодаря использованию объективов с разными углами захвата (сферическая съемка на 360 градусов, купольная на 235 градусов и широкоугольная на 197 градусов). Также гаджет снабжен интервалометром, функцией live-трансляции через приложение на ПК, умеет снимать в режиме Slow Motion и поддерживает карты памяти объемом до 256 Гб.
Пожалуй, единственная серьезная проблема Kodak 4KVR Orbit360 – это работа функции сшивки. Во-первых, в целом ее нельзя назвать качественной, так как зачастую на обработанных роликах остается заметная линия шва. Во-вторых, сам процесс сшивки требует ручной корректировки линии шва как для фото, так и для видео, что не всегда приемлемо и удобно для новичков в области 360-градусной съемки.
6 GoPro Fusion

Камера GoPro Fusion была настоящим хитом первого полугодия 2018 года, но и до сих пор сохраняет свою актуальность, особенно в качестве первого серьезного устройства для панорамной сферической съемки. Fusion снимает с разрешением до 5,6К и имеет прочный водонепроницаемый корпус, позволяющий нырять на глубину до 5 метров без использования внешнего бокса. Среди ключевых преимуществ этой камеры стоит отметить работу функции стабилизации картинки, использование технологии оптического потока для сшивки роликов, высокое качество записи 3D-звука через 4-канальный микрофон, точность работы с GPS и поддержку формата RAW. GoPro Fusion проста и удобна в эксплуатации, а ее обширный функционал и возможности настройки параметров съемки пригодятся как начинающим, так и весьма опытным операторам.
Не обошлось и без жирных минусов. Для Fusion так и не выпущен официальный внешний бокс для подводной съемки. Видео в максимальном качестве можно экспортировать только в форматах Cineform или Prores, что заметно усложняет его редактирование и загрузку в соцсети. Для записи роликов используются две карты памяти, что крайне неудобно при ручном экспорте файлов. Также Fusion отличается периодическими сбоями в работе софта и очень медленно сшивает ролики, хотя при этом обеспечивает неплохое качество.
5 Rylo 360

Говоря о недостатках Rylo 360, стоит в первую очередь отметить отсутствие настройки экспозиции, что иногда создает проблемы, особенно при съемке с не самым качественным освещением. Еще один заметный недостаток – это отсутствие записи 3D-звука, необходимого для полноценной интеграции отснятых роликов в VR-сервисы. Кроме того, для Rylo 360 нет приложения для ПК, так что все манипуляции с отснятыми материалами приходится проводить через смартфон.
4 Insta360 EVO

Insta360 EVO – гибридная панорамная камера, предусматривающая два режима съемки: 360-градусная сферическая и 180-градусная VR180 3D. Для реализации этой идеи разработчики использовали двойной корпус с шарнирным соединением, позволяющим переводить камеру из одного режима в другой за считанные мгновения. Insta360 EVO снимает с разрешением 5,7К, поддерживает HDR, отличается максимальной простотой использования, но довольно богатым функционалом съемки. Камера снабжена продвинутой системой стабилизации Flowstate, что позволяет подготавливать высококачественный контент для VR-гарнитур, причем для шлемов Oculus разработчики предлагают фирменное приложение Insta360 VR.
Есть и минусы. Во-первых, конструктивно камера не выглядит очень надежно, так что использовать ее в качестве экшн-устройства противопоказано. Во-вторых, для нее не предлагается изобилия аксессуаров, т.е. создается впечатление, что гаджет был выпущен в экспериментальном виде для прощупывания рынка и его дальнейшее развитие под большим вопросом. Ну а в-третьих, есть проблемы со сшивкой сферического контента: шов зачастую получается слишком широким.
3 Vuze XR

Еще один представитель семейства гибридных устройств, но в отличие от Insta360 EVO камера Vuze XR выполнена в оригинальном форм-факторе с удобной рукояткой и скрытыми шарнирами объективов, которые выглядят надежнее. Vuze XR снимает с разрешением 5,7К, поддерживает возможность live-трансляции контента в соцсети, записывает объемный звук через 4-канальный микрофон, умеет отслеживать объекты в кадре и снабжена довольно неплохой функцией стабилизации изображения на базе 6-осевого гироскопа. Встроенная батарея обеспечивает до 1 часа автономной работы, что хоть и не рекорд, но один из лучших результатов в сегменте любительских устройств. Дополнительно к гаджету можно прибрести фирменный водонепроницаемый бокс и смело нырять на глубину до 30 метров.
Ключевой недостаток Vuze XR – это детализация картинки, качество которой недотягивает до уровня, демонстрируемого иными устройствами с разрешением 5,7К. Отчасти это нивелируется возможностью автоматической сшивки 4К-роликов непосредственно в камере, но осадочек, как говорится, остается.
2 Ricoh Theta Z1

Камера Ricoh Theta Z1 выполнена из магниевого сплава, что делает ее невероятно прочной и при этом достаточно легкой. В конструкции Z1 использован уникальный ультратонкий оптический блок с 1-дюймовым BSI-CMOS сенсором и механизмом изменения значения диафрагмы (f2.1, f3.5 или f5.6), что не только позволило уменьшить толщину корпуса, но и обеспечивает наилучшую в своем сегменте нейтрализацию бликов и хроматической аберрации благодаря системе тройного преломления света. Камера дополнена функцией стабилизации изображения на базе 3-осевого гироскопа с опцией компенсации вращения и способна снимать высокодетализированные фотопанорамы с разрешением 7К (около 23 Мп) с полностью невидимым швом сшивки или вести live-трансляции с разрешением 4К. Также камера поддерживает RAW-формат, дополнена мощным Wi-Fi модулем для дистанционного управления и поддерживает возможность установки сторонних плагинов для расширения функционала.
При всех плюсах, камере Ricoh Theta Z1 явно не хватает возможности качественной видеосъемки (всего 4К при 30 fps). Кроме того, у Z1 слабоват аккумулятор и нет способа нарастить внутреннюю память, объем которой ограничен 19 Гб. Из этих двух проблем формируется главный недостаток Theta Z1 – «кусающаяся» цена на фоне ограниченных возможностей для видеосъемки.
1 Insta360 ONE X

Insta360 ONE X – полноправный лидер сегмента потребительских панорамных камер. Этот гаджет компактен, удобен в использовании, записывает видео с разрешением 5,7К, предусматривает возможность управления всего одним пальцем и может работать автономно без необходимости сопряжения со смартфоном. К тому же в корпусе ONE X предусмотрен съемный аккумулятор для быстрой замены в случае внезапной разрядки и слот под карты памяти объемом до 128 Гб. Камера предлагает множество режимов съемки, включая почти все самые передовые разработки для профессиональных устройств от Insta360: FreeCapture, Bullet Time, Super Slow Motion и т.д. Гаджет поддерживает HDR-съемку и формат DNG RAW (в том числе сшивку материалов), снабжен системой стабилизации Flowstate с 6-осевым гироскопом, дополнен OLED-дисплеем и металлическим креплением для штативов.
Среди минусов Insta360 ONE X стоит отметить ограничение продолжительности записи видео при максимальном разрешении (до 30 минут), немного плоские цвета и контраст на отснятых материалах, а также необходимость дополнительно конвертировать файлы из памяти камеры в удобные форматы JPG и mp4. Еще один второстепенный недостаток: низкое разрешение live-трансляций, которое составляет всего 2,5К (2560×1280 пикселей).
Послесловие
Популярность 360-градусного контента продолжит расти бурными темпами ещё как минимум несколько десятков лет. Примечательно, но неприметное изначально новшество в области фото и видеосъемки стало катализатором роста интереса к технологиям виртуальной реальности и интерактивного телевидения. Уже сегодня десятки сервисов предоставляют доступ к сферическому контенту, ведущие телеканалы открывают собственные 360-градусные площадки вещания, а производители VR-гарнитур соперничают в сфере наиболее удобной интеграции своих гаджетов с панорамными камерами. Сегодня самое время вступить в ряды обладателей 360-градусной камеры, ну а наш рейтинг поможет подобрать надежное устройство под любые задачи.
Фотоколлажи предоставлены rec360.ru
comments powered by HyperCommentsМой опыт съемки панорамы 360º на фотопленку / Habr
Идея
Панорамы 360º как фото, так и видео становятся более популярными. Их можно встретить на картах Google и Яндекса уже не как просто просмотр улиц, их размещают на карты различные бизнесы с целью привлечения клиентов. За последние 5 лет появилось множество панорамных камер, социальные сети научились отображать панорамные фотографии и видео.
Я работаю панорамным фотографом в студии Tour-360.ru, у меня появилась идея снять виртуальный тур используя технологию прошлого, не на цифровую камеру, а на аналоговую. Есть пленочные камеры, которые позволяют снять цилиндрические панорамы, а вот сферические панорамы 360×180º, снятые на пленку я не нашел, поэтому, возможно буду первым. Далее немного теории, практики и, конечно же, результат.
Все ниже изложенное делалось исключительно ради интереса и не несет никакого практического применения.
Оборудование
Обычно для съемки панорам я использую цифровую камеру Canon 5D mark III, фишай объектив Sigma AF 8mm f/3.5 EX DG, панорамную головку 360Precision Atome и надежный штатив Benro a1970t.
Для того, чтобы снять панораму на пленку из моего набора, мне нужно заменить только камеру. Объектив и другое оборудование будет прежнем. Я решил выбрать для этого Canon 5. Это прародитель цифровой камеры Canon 5D в (D в названии — Digital), мне удалось купить её всего за 2500₽, в хорошем состоянии. При том, что цифровая камера сейчас стоит около 180 000₽. С виду обе камеры несколько похожи. Разница в возрасте камер около 24 лет.
Для примера я сниму панораму как на аналоговую, так и на цифровую камеру, при одинаковых параметрах съемки, чтобы было можно с чем сравнивать.
Разумеется, в камеру нужна пленка. Мой выбор остановился на Kodak Professional Ektar 100, эта цветная негативная мелкозернистая пленка с высокой яркостью и насыщенностью цвета. Мелкое и ровное зерно этой пленки позволяет сканировать негативы с высоким разрешением.
Немного теории
Сверхширокоугольный объектив Sigma 8mm позволяет делать снимки с углом до 180 градусов.
Для съемки полной панорамы необходимо снять всего 4 кадра в каждую сторону.
Все снимки должны быть сняты из одной точки, если немного сместить камеру, то предметы переднего и заднего плана разойдутся, что сделает дальнейшую склейку невозможной. Для достижения наилучшего результата нужно вращать камеру вокруг оптического центра объектива, что позволит избежать параллакса и добиться наилучшего результата при склейке. Для этого и нужна панорамная головка.
Так как объектив имеет достаточно большой угол обзора в один кадр, может одновременно попасть очень яркое небо и достаточно темная земля. Камера попытается одинаково хорошо отразить и то, и другое, но динамического диапазона сенсора не хватает, чтобы одинаково хорошо показать участки в темных и светлых местах кадра.
Для того, чтобы кадр получился более равномерным, нужно снять несколько кадров с разной экспозицией.
На первом снимке хорошо видны облака, а на последнем трава.
Затем отснятая серия кадров объединяется в один, где видно и небо и землю, таким образом мы получаем снимок с широким динамическим диапазоном (WDR, он же HDR). Ниже на сравнении хорошо видно разницу.
Такой снимок более точно отражает то, как видит человек. Далее 4 таких снимка сшиваются в одну 360º панораму.
Съемка на пленку
Технология съемки на пленку в точности такая же, как и на цифру, единственное, съемка в HDR была бы избыточна, так как пленка, в отличии от цифрового сенсора камеры, способна запечатлеть более широкий динамический диапазон. Тем не менее, я решил подстраховаться и снять серию кадров, и не ошибся, так как потом оказалось, экспонометр пленочной камеры меня подвел, и первые 2 снимка серии оказались слишком темными.
После съемки пленку нужно отсканировать, у меня был сканер, но я отдал её в лабораторию. Пленку отсканировали сканером Nikon Super Coolscan 5000 ED с разрешением 4280×2834, это в 1,8 раз меньше, чем разрешение цифровой камеры 5760×3840. Но больше и не надо, так как больше деталей все равно из моей пленки не получить. По ссылке кроппы в 100% масштабе с Canon 5D и скан кадра с Canon 5.
Результат и сравнение
Далее я собрал две панорамы и выровнял у них баланс белого, на следующей демке можно их сравнить.
Как видно, пленка уступает в качестве цифре. Но результат все равно превзошел мои ожидания. Мне казалось, что разница будет более значительной.
Спасибо за внимание, мне будет интересно услышать ваше мнение по поводу этой затеи.
Смотровая площадка Москва Сити 👍 Panorama 360
1. Выберите тип посещения
-10%онлайн
СТАНДАРТНЫЙ БИЛЕТ
Будни 13:00 — 22:00
Выходные и праздничные дни
10:00—22:00
взрослый 1400 1260
детский 1000 900
БИЛЕТ С ОТКРЫТОЙ
ДАТОЙ
1600
Действителен 90 дней
с момента покупки
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ
Утро 10:00 — 13:00, будни
взрослый 1400 900
детский 1000 700
Вечер 20:00 — 22:00, ежедневно
взрослый 1400 900
детский 1000 700
РЕСТОРАН 360
Ежедневно 10:00 — 22:00
Депозит
взрослый 3700
детский 2500
Включает в себя:
депозит в ресторане
+ входной билет бесплатно
МЕРОПРИЯТИЯ
Совместите поход
на смотровую площадку
с посещением одного
из самых ярких событий
в PANORAMA360
Время нахождения на площадке неограниченно.
Внимание! В часы высокого спроса в PANORAMA360 возможны очереди. Учитывайте это при планировании времени посещения.
2. Выберите дату
15.01
16.01
17.01
18.01
19.01
Другая дата
3. Выберите сеанс
На выбранный сеанс 9:00 доступно 285 билетов
Время нахождения на площадке неограниченно.
Подняться на площадку можно в течение часа с начала выбранного сеанса.
PANORAMA360 не может нести ответственность за погодные условия.
Cкидка при покупке
онлайн в январе
Не надо искать принтер!
Покажите билет на
смартфоне
2. Выберите мероприятие
Самые интересные мероприятия города – у нас на 89 этаже! Совместите поход
на смотровую площадку с посещением одного из ярких событий
в PANORAMA360.
7 сентября в 19:00
от 10 000 P
2. Выберите дату
15.01
16.01
17.01
18.01
19.01
Другая дата
*Депозитная система действует с 10:00 — 16:00
Время нахождения на площадке неограниченно.
PANORAMA360 не может нести ответственность за погодные условия.
Депозит
взрослый 3500 ₽
детский 2500 ₽
10:00-17:00
Концерт Risha Kova
депозит 5000 ₽
на человека
19:00-21:00
Купить билет
Вы точно хотите прекратить
покупку билетов?
Нет, не хочу Да
Как снимать видео 360 градусов
Google представила первый ролик своего проекта «Мастер и Маргарита. Я там был» в формате 360 градусов, в рамках которого знаменитости читают главное произведение Михаила Булгакова в тех локациях, где происходят действия романа. «Афиша Daily» выяснила, как научиться делать подобные видео самому.
Первый ролик проекта «Мастер и Маргарита. Я там был»
Технология видео 360 градусов?
Иван Гавренков
Генеральный продюсер компании Prosense
Сама технология существует довольно долго, но популярной стала именно сейчас. Все дело в том, что появилось множество каналов по доставке контента. Видео в таком формате стало легко и удобно смотреть — на десктопе, на мобильном или через очки дополненной реальности. Достаточно, например, просто зайти на ютьюб и выбрать понравившийся ролик в нужном формате.
Суть технологии проста: мы снимаем панораму — не важно, обычную или видео, — с углом обзора 360 на 180 градусов, то есть камеры (обычно две или больше) видят абсолютно все вокруг себя. Каждая камера снимает свой сектор. Количество камер, необходимое для съемки, бывает очень разным. Если мы снимаем статичное изображение для фотопанорамы, то достаточно одной камеры, которую мы вращаем на нодальной головкe вокруг беспараллаксной точки и в несколько проходов снимаем панораму. Минимальное количество камер для видео 360 градусов — две (сейчас уже есть камеры, одна линза которых «видит» на 270 градусов; очень забавное ощущение, когда вы смотрите через такую линзу и видите собственные ноги). Обычно же используется шесть камер (большинство компаний отдают предпочтение GoPro за их компактность и неплохие характеристики), ведь чем больше камер участвует в процессе съемки, тем большее разрешение будет у готового видеоматериала.
Камеры для съемки 360-градусного видео
GoPro Odyssey
Это не камера в традиционном смысле, а профессиональная система из 16 отдельных камер GoPro Hero4 Black, а также железа с программным обеспечением от Google для сшивания 16 сигналов в единое сферическое видео с разрешением в 8К и 30 кадрами в секунду. Цена — около $15 000.
Ricoh Theta S
Компактная портативная камера позволяет снимать видео с разрешением 1080p HD, частотой 30fps и длительностью до 25 минут (за один дубль). Устройство позволяет стримить видео в режиме реального времени и пересылать отснятые кадры на компьютер или мобильник без проводов. Цена — $349.
Samsung Gear 360
Камера имеет два широкоугольных объектива, поддерживает трансляцию через фейсбук или ютьюб, а также отлично работает в связке со шлемом Gear VR от Samsung. Цена — $350.
Kodak PixPro SP360 4K
Камера рассчитана на применение в экстремальной среде, имеет защиту от брызг, не боится мороза и жары. Гаджет пишет Ultra HD видео с частотой 30 кадров в секунду с помощью одного ультраширокого объектива: его угол обзора 235 градусов. Чтобы снимать полностью сферическое видео, придется присоединить вторую камеру Kodak. Цена — $449.
LG 360 Cam
Одно из самых доступных устройств этого сегмента оснащено двумя 13-мегапиксельными камерами с углом обзора 200 градусов каждая, 4 гигабайтами памяти, которую можно расширить с помощью microSD. LG 360 Cam пишет видео 2K и звук 5.1 благодаря трем встроенным микрофонам. Цена — $160.
Bublcam
Устройство подороже — с четырьмя камерами по 14 мегапикселей каждая, картинка с которых сшивается в сферическое видео. Кадры с разрешением 720p могут сразу загружаться в ютьюб. Цена — $800.
360fly 4K
Разработчики устройства обещают полную защиту от воды, пыли и ударов. Максимальный размер отснятых видеозаписей составит 1504×1504px с частотой до 30 кадров в секунду. Объектив у камеры всего один, поэтому видео получается не полностью сферическим. Цена — $400.
Nikon KeyMission 360
Первая экшен-камера от Nikon имеет две линзы и 20-мегапиксельные сенсоры, которые записывают видео в 4K. Устройство водонепроницаемое, ударозащищенное и не боится экстримальных температур. Цена — $499.
Как правильно снимать видео 360 градусов?
Ролик «The Future Of Music» режиссера Грега Барта и Phenomena Labs, погружающий зрителей в сюрреалистическое музыкальное пространство
Марко Кремона
Креативный директор «Google Россия»
С точки зрения креатива, самое главное — создать сюжет, который бы обосновывал использование такой технологии. Нельзя просто взять существующую идею, например ТВ-сценарий, и претворить его в жизнь в формате 360 градусов. История должна быть задумана так, чтобы у зрителей было желание осмотреться по сторонам. Для достижения такого эффекта можно использовать визуальные подсказки (например, сделать так, чтобы герой выходил из поля зрения зрителя) или аудиоуловки (например, громкий звук или голос, который звучит за кадром).
Как выбрать точку для съемки?
Нельзя выбирать небольшое пространство, мы же не хотим вызвать у зрителя клаустрофобию. Лучше остановиться на площадке, которую хочется подробно рассмотреть и изучить. Любопытство очень способствует вовлеченности. И понятно, что в небольшой каморке простора для креатива меньше, чем, например, в лабиринте.
Сложности и подводные камни
Первый эпизод онлайн-хоррора «3:00 AM», представленного в виде 360-градусного видео
Иван Гавренков
Генеральный продюсер компании Prosense
Основная сложность состоит в эффекте параллакса, который особенно заметен на объектах ближнего плана. Простой пример: если вы поочередно закроете то один глаз, то другой, положение предмета на столе перед вами немного изменится — он как бы сдвинется чуть правее или левее. На переднем плане прямые линии становятся ломаными. Даже при съемке с двух камер мы можем столкнуться с этим эффектом. На этапе постпродакшена выручает то, что у соседних кадров всегда есть зона перекрытия и мы можем провести линию стыка таким образом, чтобы этот эффект менее заметен. Это достаточно кропотливый процесс, поэтому лучше свести его к минимуму на этапе съемок правильно выставив 360-градусную камеру.
Интересно, что при съемке фотопанорамы такого эффекта можно избежать: в этом случае мы вращаем камеру вокруг так называемой беспараллаксной точки, которая есть в каждом объективе. Но при работе с видеопанорамами мы так делать не можем, так как камер минимум две и беспараллаксная точка каждой из них находится внутри объектива, что не позволяет снимать из нее физически. При этом эффект параллакса тем меньше, чем ближе находятся друг другу беспараллаксные точки объективов. Чтобы уменьшить это расстояние, нам приходится разбирать существующие камеры, разрабатывать для них новые корпуса-риги, менять линзы, продумывать системы одновременного пуска камер, синхронизации, охлаждения, питания. Это интересная и нетривиальная инженерная задача.
Чем больше в видео швов, тем сложнее получить идеальную картинку, но тем выше разрешение готового продукта. А если швов мало, то разрешения может быть недостаточно для демонстрации видеоконтента на больших экранах. Так что всегда приходится искать идеальное решение для каждого конкретного случая.
Как правильно устанавливать камеру?
360-градусный ролик снят на камеру, установленную на воздушном шаре, который взлетает в стратосферу — на высоту 27 тыс. метров
Возьмем такой сценарий: у нас постановочная съемка, где актер подходит к камере и произносит заранее подготовленную речь. Мы заранее знаем, что и как будет происходить, поэтому можем настроить камеры так, чтобы динамичное действие разворачивалось перед одной камерой. Тогда проблем со швами не будет: остальной статичный интерьер значительнее проще аккуратно сшить, чем кадры с движущимися объектами.
Другой сценарий — мы не можем предсказать заранее, как будет разворачиваться действие, например, когда снимаем вечеринку. Тогда лучше чуть пожертвовать разрешением материала и использовать меньшее количество камер (в идеале две), чтобы при постобработке пришлось сшивать меньшее количество стыков.
Вторая проблема — это восприятие видеопанорамы зрителем. Это не так важно, если он смотрит контент на экране или просто с мобильного устройства, но становится критичным, если он использует очки виртуальной реальности. Если съемка сделана с высоты 50 см, а ваш рост, скажем, 165 см и вы смотрите видео стоя, то у вас будет полное ощущение, что вас вбили в землю. Важно, чтобы не возникало ситуации, когда человек видит одно, а чувствует другое. Возможно, когда-нибудь мы к этому адаптируемся. Но пока лучше заранее предупреждать, что такой контент лучше смотреть сидя.
Какие устройства нужны помимо камеры?
360-градусная короткометражка о фавелах в Рио, снятая в рамках проекта Google Beyond The Map
Обязательно нужен штатив. Я пока не встречал специальных штативов для съемки панорам, мы пользуемся модифицированными видеоштативами собственного производства. Из готовых решений лучше всего подходят обычные осветительные стойки — прямые палки без колен. Обычный штатив использовать не рекомендуем: его ноги обязательно попадут в кадр и их придется удалять при постобработке.
Имеет ли значение освещенность и контрастность?
Конечно. При работе с панорамами очень важно сразу правильно выставлять свет. В противном случае постобработка станет намного проблематичнее. Мы работаем с тяжелыми форматами видео, такими как raw, но процесс постобработки такого материала очень трудоемкий. Во-первых, камеры, позволяющие вести запись в таком формате, по физическим размерам больше тех же GoPro, и эффект параллакса проявляется сильнее. Во-вторых, обработка требует серьезных вычислительных мощностей. В-третьих, место под хранение исходников и готовой панорамы требуется значительное. То есть, для того чтобы процесс не сильно отличался от производства обычного цифрового видеоконтента, где большинство недоработок со светом с легкостью вытягивается уже после съемки, нам нужно на этапе съемки точнее разводить мизансцену, а на этапе постобработки требуется существенно больше времени и ресурсов.
Камеры GoPro не любят смешанный свет, и лучше, чтобы все источники света были хорошего качества. Старайтесь либо органично интегрировать их в интерьер, либо сразу по возможности спрятать, чтобы при постобработке не пришлось их затирать. Если есть возможность использовать яркий солнечный свет — отлично. И это абсолютно бесплатно.
Программы и приложения для трансляций и обработки видео
Для прямых трансляций мы используем ПО собственной разработки, а для сборки панорам мы используем продукты Kolor — в частности, Autopano Video Pro. А для следующего шага — видеомонтажа клипа — можно использовать самое разное ПО, как платное, так и бесплатное. Исторически так сложилось, что мы работаем с ПО Adobe. А могли бы работать и с Final Cut или даже, наверное, с Movie Maker.
Отрезаем лишнее, оставляя суть: в этом сообщении меньше 280 символов — так же, как и в нашем твиттерекак правильно снимать на iPhone
В версии iOS6 операционной системы iPhone появились новые функции для создания панорамных фотографий высокого качества. На более старых прошивках подобный вид съемки был возможен лишь благодаря дополнительным приложениям из App Store. Пользователи уже отметили, что «родному» программному обеспечению удалось создать конкуренцию даже профессиональной фототехнике. Без штатива и каких-либо специальных приспособлений удается снимать фото 360° на айфон без швов и других визуальных дефектов.
Режим «Панорама» на iPhone дает возможность делать вертикальные и горизонтальные панорамные снимки, а также макрокадры с красивым видом, выходящим за рамки обычного формата. Этот метод съемки идеально подходит для создания фотографий ландшафтов, архитектурных групп, городских пейзажей. В данной статье мы расскажем, как сделать фото 360 градусов на айфоне, рассмотрим функционал режима «Панорама» и особенности панорамных изображений.

360 Panorama: как делать фотографии с большим углом обзора на ОС iOS6 и новее
Панорамный снимок отображает большое пространство по горизонтали или вертикали. Раньше создание панорам осуществлялось методом «сшивания» нескольких кадров в один большой, и этим занимались в основном только профессиональные фотографы. Сегодня, чтобы сделать панорамную фотографию, достаточно воспользоваться специальным режимом съемки на iPhone. Суть процесса осталась той же, но склейка изображений происходит автоматически и достаточно быстро, благодаря мощному процессору гаджета. Единственное, что остается сделать пользователю – это ровно держать камеру, а лучше установить ее на штатив, чтобы свести к минимуму отклонения от центральной оси.

Алгоритм действий при съемке фото 360° на айфон выглядит следующим образом:
- пользователь запускает приложения «Камера»;
- в меню параметров выбирается режим «Панорама»;
- нажатием кнопки «Пуск» включается формат съемки с горизонтальным ползунком в центре экрана, в данном режиме видно превью панорамной фотографии и рекомендации по перемещению камеры во время создания снимка;
- завершается сессия повторным нажатием кнопки «Пуск».
По умолчанию съемка осуществляется слева направо. Направление можно изменить на противоположное, один раз коснувшись стрелки в центре экрана. Во время создания снимка камеру можно останавливать, нажимая кнопки уменьшения/увеличения громкости, которые в этом режиме работают как «Пуск». В процессе нужно следить, чтобы движение не прерывалось, а стрелка находилась как можно ближе к середине изображения. Чтобы сделать вертикальное фото 360° на айфон, достаточно повернуть телефон по часовой стрелке, чтобы кнопка пуска находилась справа, и во время съемки перемещать его снизу вверх. Доступно панорамное фотографирование обладателям iPhone 4S или более поздних моделей.

Настройка режима панорамной съемки и последующая обработка фотографий
Теперь вам, наверное, хочется узнать, как сделать фото 360 градусов на айфоне более выразительными и профессиональными. В этом помогут несколько технических приемов:
- Блокировка автоэкспозиции и автофокуса. Чтобы получить сбалансированную яркость в некоторых условиях съемки, иногда необходимо отключить автоматическое определение экспозиции и фокуса. Самостоятельно задать точку для определения этих параметров можно касанием участка изображения, где находится объект средней яркости. Также эта настройка актуальна при создании макропанорам, когда предмет находится на маленьком фокусном расстоянии.
- Фиксация объектива. Как сделать фото 360 градусов на айфоне без ненужных смещений относительно горизонта? Держать телефон нужно двумя руками, при этом не переступать с ноги на ногу и не крутиться. Чтобы следить за уровнем горизонта, можно включить специальную сетку. Во время съемки слева направо лучше направлять телефон правой рукой, не двигая левой и не меняя положение указательного и большого пальцев, фиксирующих объектив.
- Соблюдение темпа. Снимая панорамное фото, не следует перемещать камеру слишком быстро, иначе снимок получится размытым и замутненным.
После окончания съемки фотография будет добавлена в альбом Camera Roll. Изображение можно редактировать, как и обычный снимок, добавлять фильтры и делиться с друзьями полноценной, качественной, художественно оформленной панорамой. Все возможности редактора поможет изучить самостоятельный обзор программы.

С помощью iPhone также можно делать сферические панорамы, являющиеся более совершенной эволюционной формой 360-градусных фото на айфон. Возможность создавать фотосферу доступна владельцам устройств, поддерживающих iOS-приложение Bubbli. Программа позволяет полностью реализовать потенциал камер современных смартфонов, чтобы поделиться впечатлениями о каком-либо месте буквально от первого лица.
Мастерская творчества

Что такое панорама?
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограничиваться академическим определением, то можно сказать что панорама — это изображение, собранное из нескольких последовательно снятых фотографий.

Проекция панорамы на сферу, она же эквидистантная проекция, в первую очередь предназначена для работы со сферическими панорамами с углом обзора 360 градусов по горизонтали и 180 по вертикали. При правильной установке горизонта она позволяет сохранить вертикальные линии вертикальными, при этом горизонтальные линии начинают изгибаться по мере их приближения к камере. Как таковых искажений по углам данная проекция не даёт и более того — не имеет как таковых углов, давая одинаковые искажения по всей площади.
Отличие сферической проекции от цилиндрической кроется в сплющивании верхних и нижних частей панорамы, при этом сферическая проекция максимально сжимает изображение по вертикали по мере приближения к границе изображения, а цилиндрическая наоборот, оттягивает его. Так называемая проекция меркатор в этом случае выполняет роль золотой середины, оттягивая низ и верх панорамы сильнее, чем это делает сфера, но слабее, чем цилиндр.

Как итог, панорама — это изображение, получаемое путём сшивки нескольких, последовательно снятых с одной точки, кадров.
Для чего нужна панорамная фотография?
Следуя логике первого пункта, добиться большого угла обзора и «узкого» соотношения сторон мы можем и без применения данной техники, давайте подумаем, что же нам всё-таки даст панорама:
Увеличение угла обзора
Да, как мы и сказали, существуют весьма широкоугольные линзы, способные охватывать по горизонтали едва ли не до 120 градусов, есть fisheye оптика, которая, несмотря на серьёзные искажения, способна выдавать очень большой угол обзора.
Но ведь встречаются сцены, в которых хочется сделать ещё более широкоугольный кадр! Да и не всегда есть возможность взять с собой или приобрести максимально широкоугольные объективы, а необходимость снять сцену шире, чем это позволяет сделать имеющаяся оптика, может возникнуть порой неожиданно. В данной ситуации панорамная техника будет отличным решением проблемы. С её помощью мы можем, к примеру, имея у себя в арсенале только 35мм объектив, сделать на него несколько кадров и получить картинку, по углу обзора подобную 17мм оптике.
Повышение разрешения изображения
Современные камеры позволяют получать снимки огромного разрешения, однако и тут панорамная техника может стать серьёзным плюсом, ведь точно так же как нет предела совершенству, не бывает слишком много разрешения. Больше мегапикселей — это лучшее качество при печати и большая свобода кадрирования. К тому же стоимость топовых камер достаточно высока, тогда как получить схожее разрешение можно совмещением буквально пары-тройки кадров даже с любительского аппарата.
Отдельно стоит отметить, что далеко не всегда стоит гнаться за разрешением, ведь при съёмке большого количества кадров у нас существенно теряется оперативность и возникают проблемы при наличии движущихся объектов в кадре, что также создаёт дополнительные трудности. Однако иметь на вооружении подобный приём будет не лишним.
Съёмка сферических панорам, которая без применения панорамной техники попросту невозможна
Процесс съёмки панорамной фотографии
По большей части, процесс съёмки панорамной пейзажной фотографии не так сильно отличается от съёмки обычного пейзажа — просто вместо одного кадра, мы снимаем несколько, слегка поворачивая камеру в новое положение. Встречается мнение, что вращение камеры при панорамной съёмке осуществляется только в горизонтальной плоскости, однако на деле это совершенно не принципиально — обеспечивая необходимое перекрытие кадров, мы можем снимать и собирать панорамы как по горизонтали, так и по вертикали или в несколько рядов. Это зависит от задумки и особенностей снимаемой сцены.

Перекрытие кадров
Отдельно стоит упомянуть про процент перекрытия кадров. Важно понимать, что перекрытие кадров делается для того, чтобы программа-сборщик смогла проставить контрольные точки — определить одинаковые для соседних кадров фрагменты пейзажа. Таким образом, значение перекрытия напрямую зависит от детализации сцены и её особенностей.
К примеру, если мы снимаем дерево в тумане, будет совершенно логично сделать перекрытие побольше — вплоть до 80 процентов кадра, следя за тем, чтобы наиболее заметные детали попадали в это перекрытие, тогда как при съёмке города, в котором пейзаж изобилует массой различных деталей, будет достаточно и минимального — 10–20 процентного перекрытия, для того чтобы кадры «зацепились» друг за друга. Конечно в рамках среднестатистической съёмки впадать в крайности не стоит, обычно 30–40 процентов кадра более чем достаточно для уверенной сборки панорамы. Стоит помнить, что процент перекрытия кадров влияет на их количество в панораме, которое влияет на время съёмки, а оно, в свою очередь, будет влиять на оперативность. И если при съёмке дневной сцены на коротких выдержках условия освещения будут меняться достаточно слабо, то снимая на сравнительно длинных выдержках в вечернее или ночное время, риск получить разные по яркости или другим эффектам кадры куда больше.
Точка вращения камеры
Одним из основных требований к съёмке панорам, помогающих избежать сложностей при сборке, является вращение камеры вокруг так называемой беспараллаксной точки. Зачастую её ошибочно называют нодальной точкой, что формально не соответствует правде, но вместе с тем не меняет её сути. В разговоре про вращение вокруг беспараллаксной точки будет нелишним определиться что же такое параллакс, которого мы так хотим избежать.
Параллакс — изменение положения снимаемого объекта относительно фона. Проще всего заметить данное явление можно выставив перед глазами палец, сначала посмотрев на него одним глазом, после другим. При этом мы заметим, что при просмотре разными глазами будут изменяться в первую очередь детали фона, перекрываемые пальцем. Если же мы будем смотреть не на палец, а на иной объект, расположенный на большем удалении от нас, мы заметим, как явление параллакса минимизируется, что позволяет судить о том, что параллакс создаёт больше всего проблем при съёмке с близким передним планом, тогда как имея ближайшие объекты на расстоянии в 3–4 метра от камеры, мы получим не столь серьёзные различия в наложении деталей переднего плана на задний.

Таким образом, теперь мы можем сказать, что беспараллаксной называется точка, вращение вокруг которой может позволить минимизировать параллаксные искажения. В подавляющем большинстве случаев, эта точка расположена на центральной оси объектива в районе передней линзы для широкого угла и несколько ближе к камере для большего фокусного расстояния. Для каждой связки камеры с оптикой и более того — для каждого фокусного расстояния зум–объектива положение беспараллаксной точки будет различным, его можно высчитать экспериментальным путём или же найти информацию в сети.

Как уже было сказано, наибольшее влияние параллакс оказывает на близкие к фотографу объекты — детали переднего плана. А значит с определённого момента, скажем при съёмке без переднего плана или при съёмке далёких сцен на телеобъектив, можно производить вращение вокруг иной точки, максимально приближенной к положению беспараллаксной. Например, через штативное гнездо в фотоаппарате.
Ориентация кадров при съёмке панорам
Следующий, не менее важный момент в панорамной фотографии — выбор правильной ориентации кадра при съёмке панорам. Когда я делал свои первые шаги в фотографии, большая часть попадавшихся мне на глаза обучающих материалов по этой теме почему-то настаивала что панорамы лучше снимать в вертикальной ориентации кадра. На данный момент мне достаточно сложно найти этому логическое объяснение, видимо так было проще обеспечить больший охват панорамы по вертикали, при этом снимая её только в один ряд — по горизонтали.
По своей же практике могу сказать, что в пейзажной, а в особенности в городской фотографии при съёмке панорам гораздо логичнее пользоваться горизонтальным кадрированием.
Что не мешает нам применять любой вариант расположения камеры — хоть под углом, делая ромбообразные фотографии. Главное чтобы это было логически оправдано.

Съёмка трассеров в панораме
Съёмка трассеров — отдельная тема, заслуживающая подробного разговора. А в контексте нашего занятия мы обсудим как можно реалистично пустить трассеры из одного кадра в другой.
Коротко в общих чертах.
Любой движущийся источник света при съёмке на длинной выдержке оставит за собой шлейф. При съёмке в условиях слабого естественного света — вечером, ночью или утром, серьёзным художественным элементом как в городской, так и в пейзажной съёмке могут стать следы от автомобилей. Удлиняя выдержку до времени полного проезда автомобилем кадра, мы получим цельную линию.
В панорамной фотографии мы можем столкнуться с ситуацией, когда при сборке трассер упирается не в край панорамы, а в край кадра, то есть край части панорамы. В итоге мы получаем прервавшийся посреди изображения трассер, который вряд ли должен был стать таким по задумке.
У этой проблемы есть несколько путей решения:
1. Решить нужны ли трассеры на этой дороге. Возможно они попросту не нужны в кадре.

2. Постараться уложить трассер в один, цельный кадр панорамы.
Вполне возможно, что требуемые трассеры в панораме можно уместить в один из её кадров, пусть и повернутый не на изначально задуманное положение.

3. Производить сшивку по трассерам. В отличие от ситуации, когда у нас неосознанно оборвался трассер на краю кадра, мы можем сделать это осознанно, досняв дополнительные дубли на том кадре, с которым будет вестись сшивка, а возможно и сняв дополнительные кадры для места стыка.
Решение проблемы кроется в увеличении выдержки — чтобы количество проехавших через кадр автомобилей увеличилось, а заметность каждого отдельного трассера уменьшилась. К тому же схожие траектории движения автомобилей при нормальном потоке и достаточном количестве дублей позволят сделать стык наименее заметным.

Проекции панорамы
Одной из отличительных особенностей панорам, которая зачастую позволяет отличить кадр, снятый сверхширокоугольной оптикой от панорамы, является внешний вид её проекции.
Проекция — параметр сборки панорамы, который определяется непосредственно при обработке. При этом, зачастую фотограф уже на съёмке должен иметь представление какой проекцией он воспользуется.
Для лучшего понимания этого эффекта, достаточно сравнить глобус и карту мира. Ведь карта мира — это адаптированная под двухмерный рисунок поверхность глобуса. Своеобразная кожура от апельсина, которую разложили по поверхности стола.
Исходя из внешнего вида, я бы выделил два кардинально разных вида проекции панорам:
1. Проекция на плоскость;
2. Круглая проекция на цилиндр, сферу и меркатор.
Проекция панорамы на плоскость
По мере увеличения угла обзора классической не fisheye оптики, мы замечаем характерные для широкоугольников и сверхширокоугольников искажения — углы кадра начинают оттягиваться, ближайшие к камере объекты увеличиваться в размере относительно объектов среднего и заднего планов. Тот же эффект мы наблюдаем и при переводе панорамы в плоскостную проекцию. То есть проекция панорамы на плоскость — это имитация обычной широкоугольной оптики. Таким образом, сшивая много кадров, снятых на среднее фокусное в 50мм, мы можем получить изображение, по углу обзора и искажениям схожее с тем, которое бы дал широкоугольный объектив, использованный при съёмке.
Как и у реальной оптики, у этого вида проекции существуют определённые ограничения по углу обзора — по достижении очень широкого угла, скажем градусов в 120-130, изображение становится практически нечитаемым из-за невероятно гипертрофированных близлежащих объектов и сильно оттянутых углов.

Зато в плюсе у данной проекции мы имеем все достоинства классической сверхширокоугольной оптики:
- сохранение прямых линий прямыми;
- широкоугольная «глубокая» перспектива снимка, которая затягивает взгляд зрителя в кадр;
- выделение объектов ближнего плана, если это соответствует художественной задумке.
Проекция панорамы на сферу и цилиндр

Проекция панорамы на сферу, она же эквидистантная проекция, в первую очередь предназначена для работы со сферическими панорамами с углом обзора 360 градусов по горизонтали и 180 по вертикали. При правильной установке горизонта она позволяет сохранить вертикальные линии вертикальными, при этом горизонтальные линии начинают изгибаться по мере их приближения к камере. Как таковых искажений по углам данная проекция не даёт и более того — не имеет как таковых углов, давая одинаковые искажения по всей площади.
Отличие сферической проекции от цилиндрической кроется в сплющивании верхних и нижних частей панорамы, при этом сферическая проекция максимально сжимает изображение по вертикали по мере приближения к границе изображения, а цилиндрическая наоборот, оттягивает его. Так называемая проекция меркатор в этом случае выполняет роль золотой середины, оттягивая низ и верх панорамы сильнее, чем это делает сфера, но слабее, чем цилиндр.

Когда речь идёт про художественный снимок, а вместе с ним и про гораздо меньший угол обзора снимаемой панорамы, в плюсе у «круглых» проекций мы можем выделить:
- меньшее искажение пропорций объектов. Если плоскостная проекция на широком угле моментально начинает раздувать объекты по мере их приближения к камере, то «круглая» проекция делает это в гораздо меньшей степени;

- отсутствие ограничений по углу обзора. С определённого момента, когда ширина кадра переваливает, скажем, за 110 градусов охвата, в общем-то пропадает выбор плоскостную или круглую проекцию использовать;
- специфические искажения горизонталей. Как и любой заметный момент, этот эффект может быть как положительным, так и отрицательным фактором в создании снимка.

Основным минусом этих проекций я бы назвал как раз те самые искажения горизонталей, при неуместном использовании которые могут стать весьма неприятной особенностью снимка —заметнее всего это при наличии больших близких зданий или иных объектов, имеющих прямые очертания.
Основным отличием в съёмке при уже выбранной проекции должно стать внимание к углам снимаемой сцены, ведь если в плоскостной проекции мы можем о них не волноваться — в какой-то степени они даже оттянуться за пределы кадра, то в любой из круглых проекций придётся позаботиться о съёмке с запасом как по горизонтали, так и по вертикали, чтобы при сборке панорамы не пришлось заполнять отсутствующие углы инструментами ретуши. В остальном же при съёмке нет никакой разницы какая именно из круглых проекций будет выбрана — куда проще и нагляднее сравнить их при обработке, чем мы с вами чуть позже и займёмся.
Камера для панорамной съёмки
Теперь, когда мы решили, что хотим попробовать себя в панорамной фотографии, давайте подумаем что нам для этого потребуется.
Камера
Как таковых серьёзных требований к камере нет, важно чтобы она могла сохранять настройки экспозиции от кадра к кадру — то есть наличие или ручного режима, или продуманного полуавтоматического. Далее, также, как и в классической пейзажной съёмке, не лишним будет наличие РАВ-формата или хотя бы ручной установки баланса белого — чтобы этот показатель не изменялся от кадра к кадру.
В остальном нет абсолютно никаких ограничений, панорамы можно снимать на зеркальный или беззеркальный аппарат, на продвинутую мыльницу, с наличием оговорённых настроек. Впрочем, снимать можно и на обычную мыльницу или телефон, просто отсутствие возможности сохранять настройки от кадра к кадру может существенно понизить качество готовой панорамы или сильно усложнить процесс её обработки — ведь при широком угле обзора освещенность сцены от кадра к кадру может изменяться, а автоматика камеры будет подстраивать экспозицию под средние значения.
Оптика
Так же как и к камере, каких–либо специальных требований к оптике не будет. К исключениям можно отнести разве что так называемые творческие объективы Ленсбэйби и монокли, которые и без того вряд ли кто-то всерьёз использует в пейзажной фотографии. Снимать панорамы можно на любое фокусное расстояние. Из совсем поверхностных требований можно упомянуть фиксацию фокусного расстояния и расстояния фокусировки — требование слегка смешное, однако бывали случаи, когда в момент поворота камеры случайно прокручивалось одно из колёс объектива или же блок линз проседал под собственным весом, вследствие чего кадры панорамы были сделаны на разном фокусном расстоянии или с разным расстоянием фокусировки, а значит с разным полем резкости — в лучшем случае это потребует лишних усилий при обработке, в худшем — не позволит качественно собрать панораму.
В самой простой ситуации съёмки в дневное время, когда количество света достаточное, а перепад яркостей между небом и землёй умещается в динамический диапазон камеры, мы можем обойтись без использования штатива, снимая с рук, а значит описанного выше комплекта будет более чем достаточно. Производить вращение вокруг беспараллаксной точки можно подставив палец под объектив или же привязав грузик на верёвке, который выступит в роли ориентира, позволяющего примерно сохранить ось и высоту вращения камеры. При отсутствии очень близкого переднего плана подобные кульбиты вряд ли будут оправданы, а вот если мы снимаем панораму с высоты в десяток сантиметров, скажем, от брусчатки или имеем близкий забор в полуметре от камеры — лучше перестраховаться.
Штатив в панорамной фотографии
Идём дальше, следующий важный для любого пейзажиста аксессуар — штатив.
В нашем сегодняшнем разговоре мы не будем затрагивать вопрос какие ноги выбрать — это не имеет прямого отношения к панорамной съёмке, да и вероятнее всего каждый автор должен сам решить, что ему нужно от штатива — компактность или большая высота в разложенном состоянии, устойчивость или малый вес при транспортировке.
Давайте подумаем, в каких случая при классической пейзажной съёмке нам понадобится штатив?
1. Съёмка в условиях недостаточного освещения — например вечером или ночью, сюда же можно отнести съёмку на длинной выдержке с использованием затемняющих фильтров или недостаток освещения из-за низкого значения светочувствительности и закрытой диафрагмы для достижения большей глубины резкости. В общем, все случаи, когда значение выдержки не позволяет получить несмазанный кадр при съёмке с рук;
2. Выравнивание динамического диапазона посредством съёмки дополнительных кадров с брекетингом по экспозиции. Мы обсудили несколько приёмов, позволяющих избежать провалов в тень и пересветов. При этом одним из минусов съёмки дополнительных дублей с другой экспозицией было обозначено как раз обязательное наличие штатива.
Строго говоря, кадры с брекетингом по экспозиции можно так же снять с рук, просто перед процессом выравнивания динамического диапазона снимка с их помощью в редакторе, придётся произвести процедуру их совмещения. Однако это скорее исключение, выручающее в тех случаях, когда использовать штатив не было возможности. Говорить о таком способе как об основном, я бы не стал.
В остальных же случаях при съёмке дополнительных дублей нам не обойтись без штатива, это позволяет получить идентичные кадры, различающиеся лишь по проработанному диапазону тонов.
В дополнение к этому пункту можно упомянуть не очень часто используемый, но порой выручающий приём фокус–стекинга — когда глубины резкости одного кадра недостаточно и приходится делать несколько кадров с разными значениями расстояния фокусировки;
3. Третьим пунктом я бы назвал съёмку композитных изображений, когда совмещаются разные кадры, снятые с одной точки в разное время. Например, для совмещения городского освещения и закатного неба. В таком случае штатив выполняет функцию сохранения точки съёмки, фиксируя камеру в пространстве на весь промежуток съёмки.

На этом, пожалуй, всё. Иных ситуаций, где в пейзажной фотографии не обойтись без штатива с обычной штативной головой я не нахожу.
С точки зрения того, что панорамная пейзажная фотография — это по сути несколько обычных пейзажных кадров, можно сделать вывод что все перечисленные случаи, когда для съёмки нам потребуется штатив, будут актуальны также и в панорамной фотографии.
Дополнить можно разве что трясущимися руками фотографа, который не в состоянии вращать камеру даже примерно относительно беспараллаксной точки.
В остальных же ситуациях, когда в нашем арсенале есть лишь штатив с обычной головой, а съёмочная ситуация позволяет снимать с рук, я бы советовал дважды подумать перед тем как расчехлить треногу. Ведь её установка не только забирает драгоценное время и будет сковывать нас в выборе ракурса, но и вращение посредством обычной штативной головы скорее всего создаст больше параллаксных искажений, нежели вращение руками относительно беспараллаксной точки.
Панорамные комплекты и панорамные головы
Итак, мы уже определились что вращение камеры с рук обеспечивает нам определённую свободу в выборе точки вращения, но при этом ограничивает съёмку только яркими, в основном дневными сценами. Тогда как вращение с обычной штативной головы наоборот, позволяет снимать практически любые сцены по освещённости и перепаду яркостей, однако принуждает вращать камеру относительно оси самой головы, что вызывает параллакс и сложности при сшивке переднего плана, как следствие.
Технически решение лежит на поверхности — мы должны обеспечить для камеры устойчивость вкупе с вращением относительно беспараллаксной точки. Все конструкции, позволяющие решить эту задачу, можно разделить на две группы: полные и неполные панорамные комплекты.
Полный панорамный комплект

Панорамная голова или полный панорамный комплект обеспечивают вращение камеры в двух осях, проходящих через беспараллаксную точку. Это значит, что мы можем снимать панорамы в несколько рядов даже с близким передним планом, не опасаясь, что смещение камеры усложнит процесс сборки панорамы в редакторе.
На рынке представлена масса продуктов самых разных уровней надёжности, удобства и стоимости, но так или иначе принцип их действия и конструктивные решения можно свести к одному виду. На штативе установлен горизонтальный ротатор — устройство, позволяющее вращать всю конструкцию в горизонтальной плоскости, на этом ротаторе установлены горизонтальная и вертикальные планки, выносящие всю систему за пределы оси вращения, вертикальный ротатор, позволяющий наклонять и поднимать камеру и так называемый нодальный слаёдер — планка, к которой крепится камера и выносится на расстояние, необходимое для вращение относительно беспараллаксной точки (именно это расстояние будет разниться для каждого фокусного).
Неполный панорамный комплект

Исходя из определения полного панорамного комплекта мы знаем, что он позволяет производить вращение камеры относительно беспараллаксной точки в двух плоскостях. Неполный же позволяет вращать камеру лишь в одной плоскости, по одной оси, если быть точнее.
Прежде всего подобный девайс подойдёт для съёмки однорядных панорам. Его самое простое воплощение может выглядеть как конструкция из ротатора и нодального слайдера:

Учитывая, что ротатор выставляется в горизонтальную плоскость, не сложно догадаться что вращение панорамы будет производиться с горизонтом по центру. В случае, если мы решим наклонить сам ротатор, мы получим наклон плоскости вращения, который превратит нашу панораму из прямой, в дугообразную — наподобие улыбки — если средний кадр мы будем устанавливать с прямым горизонтом, то крайние будут иметь наклонный.
Выход прост — наклонять лишь камеру, не затрагивая плоскость вращения ротатора. Добиться этого весьма не сложно — установить над ротатором штативную голову, которая и обеспечит наклон.

Это может быть моноподная голова, имеющая лишь одну плоскость вращения, или же любая другая, например компактная шаровая, которая при аккуратном использовании позволит так же выполнить наклон камеры.

Подобный комплект, хоть и является неполным, позволяет снимать в том числе многорядные панорамы, только в отличие от полной панорамной головы параллакс всё-таки будет появляться, но, учитывая, что в подавляющем большинстве сцен передний план сконцентрирован на нижней части кадра, проблем в сборке панорам быть не должно.
В качестве слегка упрощающего жизнь приспособления можно использовать один лишь слайдер с креплением под камеру, который будет выносить крепление камеры к штативной голове несколько ближе к беспараллаксной точке. А это значит, что хоть параллакс совсем и не исчезнет, но его влияние слегка уменьшится, что будет только плюсом.

На изображении показаны два варианта штативной головы — шаровая и так называемая 3д-голова. Я бы не стал говорить, что какой-то один тип будет объективно удобнее. Лично мне приятнее работать с шаровой головой — она позволяет более оперативно менять положение камеры, плюс большинство грузоподъёмных качественных голов выполнены именно в виде шара. Вместе с тем, фиксированные оси вращения 3д-головы могут быть полезны при съёмке панорам, более чётко ограничивая наклон при вращении в одном ряду.
На этом перечисление того, на что можно тратить зарплаты в ближайшие полгода, можно считать оконченным. На данном этапе будет логично затронуть такой вопрос как уместность покупки того или иного оборудования. В заключении разговора о сравнении бюджетной и топовой головы я вскользь упомянул, что надо отдавать себе отчёт в каких условиях будет производиться эксплуатация купленной техники.
Это относится не только к показателю устойчивости, но и к остальным свойствам используемого оборудования.
К примеру, так полный топовый панорамный комплект позволит снимать очень широкоугольные сцены, в том числе с близким передним планом, в том числе сферические панорамы. Но стоимость данного оборудования выльется в круглую сумму, при этом уровень устойчивости при использовании тяжёлой камеры будет сравним с бюджетной штативной головой, а дополнительный килограмм в рюкзаке вряд ли порадует в условиях длительного похода.
В свою очередь неполный комплект позволит снимать большинство панорамных сцен, существенно усложняя разве что съёмку полных сферических панорам.
И наконец, никакие комплекты и другое железо не заменит практики и знаний в области съёмки, сборки и обработки, которые наверняка пригодятся вне зависимости от используемого экипа, а значит с определённого момента уже не так важно на что вы снимаете, важно, как вы это делаете и что при этом получается.
360° панорамы. Услуги — 3D | 360 градусная фотография
Услуги съемки 360° панорам, аэропанорам и вируальных туров
Ваш виртуальный тур на Google Maps
Виртуальный 3D тур Вашего заведения теперь смогут увидеть и прогуляться по представленным интерьерам огромное число пользователей и потенциальных клиентов, благодаря Google Maps.
С указанием точных координат, а также дополнительной информации. Виртуальный тур построен на сервисе Google Street View.
Устанавливайте тур непосредственно на свой сайт на основе нашей бесплатной услуги и HTML5 движка, размещайте информацию в социальных сетях или в персональных профилях, выбор неограничен. Мы поможем осуществить идеальное представление Вашего пространства и подготовить фотосферы в лучшем рекламном качестве.
Также напоминаем, что Вы платите только за 3D фотографии (фотосферы). Виртуальный тур из панорам, в стандартной поставке, на Вашем сайте и на картах Google — это приятный бонус!
Студия «3Д фото«, 3df.by — предоставляет весь комплекс работ, связанных с изготовлением виртуальных туров (часто их называют 3D панорамы, сферические панорамы или просто панорамы; также когда-то была широко известна технология создания виртуальных туров IPIX).
В 2001 году американская компания IPIX впервые разработавшая технологию создания виртуального тура, мы были первыми, кто начал изготовление виртуальных туров и 3D панорам на Белорусском рынке. На сегодняшний день мы имеем огромный опыт работы по изготовлению виртуальных туров не только в Белоруссии, но и за рубежом.
Виртуальный тур, состоящий из сферических 3D панорам, — это одно из самых зрелищных и наиболее наглядных средств визуализации, существующих на сегодняшний день.
У нас Вы можете заказать Виртуальный тур любой сложности и по любому объекту: отели, рестораны, объекты недвижимости, интерьеры, туристические объекты, офисы, магазины-салоны, музеи… и многое другое.
Мы гарантируем безупречное качество работы и индивидуальный подход к каждому клиенту.
[jcarousel_portfolio column=»4″ scroll=»1″ animation=»1000″ auto=»3″ wrap=»circular» disable=»title,date» cat=»360-panorama»]
[toggle_framed title=»Что такое сферическая панорама?» ]
Сферическая панорама или виртуальная 3D-панорама, как ее часто называют, это совокупность фотографий, охватывающих всё пространство вокруг одной определенной точки, на 360° горизонтально и 180° вертикально. Виртуальная панорама собирается из нескольких фотографий, снятых из одной точки и объединенных с помощью специальных программ в одно бесшовное изображение, создающее впечатление Вашего присутствия в месте из которого производилась съемка.

перейти к просмотру сферических панорам
Перейти к просмотру
[/toggle_framed]
[toggle_framed title=»Почему 3D панорама эффективнее фото и видео контента» ]
Во всем мире сферические панорамы стали необычайно популярны и гораздо более выразительны, достоверны и эффективны, чем фото и видео. Основная причина в том, что 3д-панорамы дают человеку самое полное представление о месте, которое Вы хотите показать. Более того, когда человек просматривет панораму — он, в отличие от фото и видео, сам управляет «взглядом» камеры, как будто поворачивает голову. И благодаря такому интерактиву, человек лучше знакомится с осматриваемым местом, как будто сам там побывал. И этот эффект уже знакомого места неоценим, когда перед человеком стоит выбор пансионата или отеля, ресторана или другого предприятия сферы услуг и развлечений.
Панор