Каким образом будет выглядеть типовая схема работы с web: Общие архитектуры веб-приложений | Microsoft Learn

Содержание

как масштабироваться на постоянно растущем проекте

Как правило, в сфере заказной веб-разработки все агентства только и мечтают о клиентах, проекты которых будут ежегодно расти в два раза по обороту, исправно поставлять кейсы, которыми можно похвастаться, и зарабатывать для агентства награды профильных рейтингов. Такие клиенты — лидеры своей отрасли. Это либо компании, бизнес которых построен в вебе, либо крупные офлайн-сети, которые благодаря внушительным вложениям выходят на лидирующие позиции в веб-канале.

Кажется, заполучив парочку таких клиентов, можно почивать на лаврах — прекращать заниматься продажами и только контролировать постоянно растущий поток задач. Но в действительности по мере роста проект будет бросать вам новые и новые вызовы, справиться с которыми и сохранить клиента, при этом работая рентабельно, будет очень непростой задачей.  

Рост проекта и сопутствующие сложности

Важно вовремя принимать упреждающие меры и нести дополнительные затраты, связанные с масштабированием. На первых порах это может отрицательно сказаться на рентабельности, но при достижении определённых объёмов станет ясно, что первоначальные инвестиции были оправданы.

Вот основные вызовы, с которыми может столкнуться агентство на таком проекте:

  • Проблема масштабирования — перестроение структуры команды при росте объёмов.
  • Необходимость понимания продукта и бизнес-задач — без сильной продуктовой аналитики невозможно эффективно работать на крупном проекте.
  • Сложная программная и серверная архитектура — рука об руку с ростом объёмов выработки по проекту идёт и рост посещаемости, ведущий к усложнению архитектуры и необходимости использовать highload-решения.
  • Высокие требования к качеству.
  • Необходимость обеспечивать бесперебойную работу 24×7 и высокая скорость реакции на инциденты в том числе в неурочное время.
  • Высокая степень ответственности за остановку продаж.
  • Мониторинг и контроль бизнес-показателей.

Не все агентства на рынке обладают компетенциями, необходимыми для того, чтобы качественно справиться со всеми этими вызовами. Сегодня мы поговорим о проблеме масштабирования команды — самом сложном, на мой взгляд, аспекте работы с растущим проектом. 

Мне довелось поработать на нескольких проектах со взрывным ростом, в числе которых крупнейший интернет-магазин детских товаров и лидирующая страховая компания. 

Я участвовал в этих проектах сначала в роли менеджера, а затем руководителя менеджерской команды, и хочу поделиться полученным опытом.

Роли на небольшом проекте и зачем нужно масштабирование

Схема ролей выглядит в общем случае следующим образом: 

В AGIMA мы применяем трёхступенчатый менеджмент, когда все тактические моменты решаются в рамках взаимодействия внутри проектной команды, а стратегические вопросы вынесены на уровень аккаунт-директора и руководителя отдела клиентского сервиса. Внутри проектной группы выстроена своя иерархия, зависящая от масштаба проекта, о ней расскажу ниже.

Вот так выглядит типовая схема ролей внутри проектной группы на небольшом проекте: 

На проекте две ключевых роли: руководитель проекта (РП) и тимлид.

РП осуществляет коммуникацию с клиентом, формализует задачи, составляет бэклог, определяет приоритеты, строит планы и осуществляет контроль задач на соответствие бизнес-логике. Также РП общается на всех этапах работы с отделами проектирования, дизайна, аналитики, системного администрирования.

Тимлид производит техническую формализацию задач, определяет используемые технологии/инструменты, проводит код-ревью, осуществляет релизы, следит за архитектурной целостностью проекта, координирует команды разработки. 

Остальные ресурсы могут подключаться к проекту по мере необходимости и являются в высокой степени взаимозаменяемыми. 

Важная веха в росте проекта и своеобразная смена парадигмы происходит в тот момент, когда невозможно удержать всю информацию в одной голове. Один тимлид физически не может управлять всей архитектурой проекта, так как она разрастается слишком быстрыми темпами. Один менеджер не успевает погружаться во все задачи и контролировать все работы.

Возникает необходимость в разделении и дублировании обязанностей сотрудников, и стандартная схема ролей расширяется и усложняется.

Структура менеджерской команды

Одна из самых сложных для масштабирования единиц — РП.

По мере роста проекта имеет смысл внедрять классическую парную схему account manager — project manager, когда один РП берёт на себя клиентский сервис, включая продуктовые вопросы, а второй организует процесс производства внутри компании. 

Однако такая схема становится тупиковой при последующем росте. В рамках одного проекта может быть до нескольких десятков продуктов, каждый из которых требует пристального внимания с точки зрения бизнес-процессов. При этом периодически возникают ситуации, когда параллельное развитие разных продуктов приводит к логическим конфликтам в рамках архитектуры веб-приложения или бизнес-логики, что влечёт за собой чрезвычайно высокие риски.

Поэтому идеальная с точки зрения дальнейшей масштабируемости схема выглядит следующим образом:

Group Head (GH) руководит менеджерским составом на проекте и отвечает за контроль бюджетов, рентабельность, формирование команды (как менеджерской, так и непосредственных исполнителей) и распределение ресурсов, решает стратегические вопросы проектного управления. Также он проводит продуктовый контроль и следит за отсутствием конфликтов в параллельных процессах. Он не тратит время на оперативную деятельность и контроль исполнения каждой конкретной задачи.

Благодаря введению этой роли исключаются кейсы, когда параллельно выполняется несколько больших задач и на финальном этапе выявляются противоречия и логические конфликты, которые в наименее удачном случае выливаются в полный рефакторинг. 

При необходимости подключается дополнительная роль Product owner, которой GH делегирует часть продуктовых обязанностей. Чаще всего этот сотрудник базируется на стороне клиента и ретранслирует все пожелания бизнеса в виде формализованных задач на выполнение.

Каждый РП в команде отвечает за свой «кусок» проекта, беря под контроль все текущие задачи по ряду продуктов (в идеале это должны быть смежные области). В зону его ответственности входят сроки и качество всех задач в рамках развития подотчётных продуктов.

Схема легко масштабируется и имеет относительно низкий порог входа, так как при подключении нового РП ему не нужно единовременно охватывать всю базу знаний по проекту, достаточно понять принцип работы «своих» продуктов.  

Важно, что каждый из РП отвечает не только за процесс производства, но и хорошо разбирается в бизнес-логике своих продуктов. Благодаря этому все решения менеджмента не только корректны с точки зрения проектного управления, но и полезны для бизнеса и архитектурно выверены.

Отдельно в ряде случаев следует выделить роль администратора проекта — этот сотрудник не погружается в продуктовую составляющую или процесс производства, но занимается подготовкой отчётов, отвечает за документооборот и также играет роль «первой линии», обеспечивая непрерывность коммуникации и оперативные ответы на все запросы заказчика и партнёров.

При этом у всей менеджерской команды включена коллективная мотивация, завязанная на управление ожиданиями клиента, в первую очередь — попадание в проектные тайминги. 

  • За 10 рабочих дней до начала месяца каждый РП сам выделяет от трех до пяти своих ключевых задач на следующий месяц.
  • За 5 рабочих дней до начала месяца GH выделяет из них по две—четыре для каждого менеджера и выставляет сроки: 1 — клиентский срок (50%), 2 — внутренний срок (100%) и вносит в таблицу.

Условия получения бонусов (по итогам месяца):

  • Менеджер получает 100% бонусов, если все его задачи выполнены во внутренний срок.
  • Менеджер получает 50% бонусов, если хотя бы одна его задача уехала из внутреннего срока, но была выполнена в клиентский срок.
  • Ни один из менеджеров не получает бонусы, если хотя бы одна задача из общего списка не была выполнена в клиентский срок.

Данная схема позволяет всей менеджерской команде работать эффективно и корректно управлять ожиданиями клиента.

Тестировать не только конечный код — QA-команда

По мере роста проекта накапливается солидная база знаний, растёт количество нюансов и особенностей, логические взаимосвязи становятся всё сложнее и многообразнее. В какой-то момент эти факторы начинают оказывать столь сильное влияние, что предрелизная отладка занимает соизмеримое с разработкой время и на неё уходит такое же количество ресурсов.

Чтобы избежать подобной ситуации, мы пришли к идее создания полноценной QA-команды на базе команды тестирования. Основное отличие заключается в том, что тестирование проводится не только на этапе разработки-отладки-релиза, но на всех стадиях проекта:

  • QA отвечают за качество продукта и его стилевое и логическое соответствие другим продуктам и в целом принятым на проекте правилам.
  • QA отсматривают все артефакты, появляющиеся на проекте: первичную формализацию задачи, прототипы, спецификации, дизайн, и, конечно, тестируют код и вёрстку, пишут тест-кейсы, покрывают имеющийся и новый функционал сеткой автотестов.
  • Без валидации материалов QA-командой РП не имеет права запустить в работу следующий этап или направить материалы на приёмку заказчику.

Подобный подход позволяет сильно снизить риски затянутой отладки и сдвига сроков релиза.

Тимлиды — эффективность или взаимозаменяемость?

Уже при вводе второго тимлида на проект сразу же всплывает вопрос — какую схему распределения обязанностей применить?

Вариантов тут несколько: либо поделить проект по видам деятельности, то есть, например, тимлид А сосредоточен на архитектуре, код-ревью и технической формализации задач, а тимлид Б занимается управлением командами разработки и сборкой релизов, отвечает за бесперебойность и безопасность. Второй вариант — продуктовая разбивка, при который каждый тимлид полностью отвечает за свой набор продуктов в рамках проекта.

Оба варианта хороши с точки зрения утилизации ресурсов, но несут большие риски с точки зрения взаимозаменяемости. 

Например, что делать, если один из тимлидов заболел, ушёл в отпуск или уволился? Включить в процесс нового тимлида будет сложно, так как период погружения в эту роль крайне долог.

Поэтому стоит применять на проекте гибридную схему, при которой каждый тимлид занимается своими задачами, но есть ряд деятельностей, в которые посвящены все или хотя бы одновременно два тимлида проекта.

К таким деятельностям относятся наиболее высокорисковые, например: архитектура проекта, бесперебойность, безопасность, ключевые продукты, на которые приходятся наиболее активные продажи, и работоспособность которых прописана в SLA.

Данная схема, несомненно, снижает производительность труда, но снимает большую часть рисков. Необходимо найти баланс между эффективностью и взаимозаменяемостью, очертив перечень наиболее ответственных моментов.  

Отдельно имеет смысл подключать тимлидов на отчуждаемые деятельности: на продукт, архитектурно оторванный от основной части проекта, или деятельность, которой можно заниматься параллельно. Например, вполне можно выделить отдельно тимлида вёрстки, который полностью возьмёт на себя контроль всех фронтовых работ; отдельно выделяются роли тимлида QA, проектирования, аналитики.

Взаимозаменяемость членов команды

Чем больше людей задействовано на проекте, тем активнее нужно использовать инструменты по снижению порога входа для новых сотрудников, они же упрощают взаимозаменяемость действующих членов команды и снижают bus-фактор.

Вот ряд инструментов, которые хорошо показывают себя почти на всех проектах.

Дизайн-система 

Дизайн-система представляет собой всеобъемлющий и актуальный дизайн-кит и библиотеку компонентов в репозитории. Она отражает полный набор стандартных элементов на проекте и позволяет собирать новые страницы из этих блоков. Дизайн-система не только заключает в себе набор элементов, но и описывает их взаимодействие, а также содержит примеры кода.

Применение дизайн-системы позволяет значительно упростить понимание новым сотрудником, будь то менеджер, дизайнер или программист, визуальных правил проекта, и применять уже имеющиеся решения вместо постоянного изобретения новых.

Использование такого инструментария требует большой траты ресурсов на разработку и поддержку. Также зачастую много моральных сил уходит на объяснения клиенту, почему необходимо придерживаться этой системы и по какой причине предложения вроде «Добавьте на этой странице новую зелёную кнопочку, как на сайте N, которая так красиво выглядит» будут отвергнуты. 

Документация

Чем больше проект, тем тщательнее каждый продукт и каждая фича должны быть задокументированы, в противном случае всё больше времени специалистов будет уходить на отладку и выяснение, как тот или иной функционал должен работать.

Документацию на проектах имеет смысл разделять на 4 типа:

  • Интерфейсные спецификации — описание поведения реализованного функционала (логика работы, валидация полей, набор экранов).
  • Тест-кейсы (описание пользовательских сценариев и результатов их прохождения), на их основании по необходимости разрабатываются автотесты.
  • Сервисные спецификации (описание взаимодействия с веб-сервисами, тестовые данные, примеры запросов-ответов).
  • Документация кода (описание компонентов, классов и их иерархии, шаблонов).

Вся документация должна быть агрегирована в базе знаний онлайн (Wiki) и поддерживаться в актуальном виде.

GIT

Для ускорения подключения новых разработчиков с других проектов компании внедряется стандартный подход к GitFlow. В AGIMA мы используем подход «работа с двумя основными ветками». 

Вместо использования ветки master применяются две основные ветки истории проекта: master для релизов и develop для слияния разрабатываемого функционала из веток feature.

Workflow

Ещё один инструмент, регламентирующий и стандартизирующий работу всех членов команды — workflow по дням недели.

Каждая неделя — стандартный цикл производства: релизы производятся строго по вторникам и четвергам; среда — день оценок; ретроспектива и планирование новых отгрузок происходит в конце недели — в четверг и пятницу. Это пример workflow с одного из проектов, для каждого конкретного случая должен быть выработан свой подход. 

В workflow непременно должен быть вовлечён и клиент — в одностороннем порядке такая система работать не может.

Не менее важен workflow по статусам задач, упрощающий переход сотрудников между проектами. Он должен быть идентичен на всех проектах компании. В AGIMA он выглядит следующим образом:

Поддержание осведомлённости членов команды

Даже если на проекте идеально организована документация и все процессы работают как часы, предусмотреть все риски, связанные с недостатком осведомлённости у каждого конкретного исполнителя, всё равно нельзя. Для этого организовываются регулярные мероприятия разного формата.

1. Продуктовые встречи

На таких встречах более опытные сотрудники рассказывают команде о конкретных продуктах. Освещаются аспекты бизнес-логики, технической реализации и архитектуры. Осведомлённость каждого сотрудника об основных нюансах продуктов помогает выдвигать полезные идеи и принимать правильные решения на всех этапах реализации.

2. Инфраструктурные срезы

Проект растёт динамически, это влечёт за собой постоянное развитие и расширение инфраструктуры. На регулярных срезах обсуждаются текущие проблемы и задачи по развитию инфраструктуры, обсуждается прогресс по реализации каждой из них.

3. Ретроспективы и планирование работ

Необходимо еженедельно проводить встречи, на которых обсуждаются реализованные за прошедшую неделю задачи, освещаются ошибки и происходит планирование работ на следующий учётный период.

Выводы

Вдумчивое применение всех вышеперечисленных инструментов и подходов поможет выстроить слаженную и отказоустойчивую команду, которая будет легко масштабироваться при дальнейшем росте проекта.

Несомненно, организация такой системы несёт ряд сложностей и требует как глубоких компетенций внутри агентства, так и готовности со стороны клиента инвестировать в подобные решения, что порой бывает сложно на нашем развивающемся рынке, но подобные усилия окупаются и приводят к долгосрочному и плодотворному сотрудничеству и позволяют выпускать на рынок действительно качественные продукты.  

управление проектами, управление командой, разработка веб-сайтов

Концепция web-to-print: новая технология или новая арифметика?

 

Как работает web-to-print?

Зачастую web-to-print путают с электронными коммуникациями с типографией: «Мы принимаем файлы заказов по Интернету, так что у нас web-to-print давно используется», — так порой заявляют в полиграфических компаниях. Но на самом деле эта технология подразумевает совсем другой подход. Если коротко, то web-to-print — это попытка переложить на заказчика и на систему автоматизации предприятия выполнение большого количества рутинной работы, которая как раз и не является для типографии прибыльной и, как следствие, тормозит эффективность ее работы.

Как это реализуется? Клиент самостоятельно формирует на сайте типографии свой заказ в соответствии с требованиями, описанными в web-ресурсе, и на основании предлагаемых типовых шаблонов. После чего заказчик сам же утверждает работу в производство. Поскольку заказ типовой (система просто не позволит создать какой-либо другой), то его исполнение для типографии пройдет намного проще и спокойнее, чем обычный. В итоге себестоимость такого заказа для типографии существенно снижается, а значит, и отпускная цена может быть уменьшена. Более низкие цены на заказы привлекут новых заказчиков, следовательно, больше заказов — эффективнее производство, еще более низкая себестоимость, выше доход. Однако на практике все не так просто. Существенное количество различных заказов можно стандартизовать под несколько типовых решений. Разумеется, количество даже этих типовых решений будет не такое уж и маленькое, но важно, чтобы они были абсолютно четко проработаны и описаны, а в идеале под них существовали бы и типовые шаблоны. В итоге для заказчика процесс работы с типографией должен выглядеть следующим образом:

  • Заказчик заходит на сайт типографии, находит там типовой макет, максимально близко соответствующий представлению о будущем изделии, и скачивает его.
  • На основании этого типового макета заказчик создает собственное изделие с учетом прописанных ограничений: количество полос, число используемых цветов, формат издания, возможность создания выкидных полос и т. д.
  • Создав таким образом будущий печатный продукт, заказчик заполняет на сайте типографии специальную интернет-форму, в которой нужно указать базовые параметры заказа: тираж, сорт бумаги, ее плотность и т. д. Все эти параметры обычно выбираются из списка доступных, не давая возможности заказчику предложить свой вариант. Как правило, имеется два–три сорта бумаги (офсетная, мелованная глянцевая, мелованная матовая) и несколько плотностей (90, 115, 150, 200, 300 г/м2). Тиражи также бывают нескольких вариантов: 300, 500, 1000, 2000, 5000 экз. Другие тиражи заказать нельзя (ограничения по тиражам нужны для того, чтобы иметь возможность объединять заказы). Кроме того, может быть предложен и набор отделочных операций, который также лимитирован: лакирование (сплошное в линию на печатной машине), ламинирование (с одной или двух сторон), типовая вырубка (например, карманных календарей или сувенирных игральных карт).
    Как правило, большого разнообразия отделочных операций не предполагается.
  • После заполнения формы система автоматически рассчитывает стоимость заказа (на базе типовых изделий это просто) и выдает заказчику либо счет на оплату, либо запускает программу оплаты (терминал работы с кредитными картами). После оплаты заказа клиенту автоматически выдается доступ к FTP-сайту типографии, на который он может загрузить созданное им самим изделие (обычно в формате PDF).
  • После загрузки на сайт типографии PDF-файла попадает в систему управления рабочими потокам, где сначала проверяется на соответствие заложенным в типовом изделии параметрам (формату, красочности, вылетам, разрешению изображений и т. д.). Если в загруженном файле все в порядке, то заказчику выдается подтверждение, что заказ принят, и сообщается срок изготовления (впрочем, это может сообщаться и раньше, после введения параметров заказа). Если в заказе будут обнаружены ошибки, то заказчику придет автоматические уведомление о необходимости их исправить.
    До исправления ошибок заказ в работу не передается.
  • Спустя определенное время служба доставки привозит заказчику готовый тираж изделия.

Так это должно работать в идеале. И в некоторых зарубежных типографиях, как нам доводилось видеть, это работает весьма эффективно. Так откуда же берется эта самая эффективность, если заказ все равно приходится печатать так же, как и раньше? Попробуем разобраться и в этом.


Примерная схема распределения затрат для двух различных типографий: первая (слева) работает по технологии web-to-print; вторая (справа) — по традиционному методу с использованием группы менеджеров по работе с клиентами. Благодаря стандартизации заказов и отсутствию менеджеров по работе с клиентами, все виды затрат в первой типографии оказываются существенно ниже, что дает возможность либо иметь бОльшую норму прибыли, либо более низкую цену на аналогичные заказы. Важно только помнить, что web-to-print не подразумевает отхода от типовых заказов.


Почему это эффективно?

Попытаемся теоретически описать те преимущества, которые создает типографии описанная выше методика работы.

  • Первое и самое главное: при приеме заказов через Интернет типографии не нужны менеджеры по работе с клиентами. За них эту функцию выполняет интернет-сайт (если, конечно, выполняет). Предполагается, что клиенты сами найдут сайт типографии, сами во всем разберутся и сами разместят заказ. Это, наверное, возможно, но только на ограниченном пространстве. По интернет-сайту сразу можно не разобраться, где территориально находится компания. А если клиент из Владивостока разместит заказ в типографии из Калининграда, то доставка тиража будет непомерно долгой и дорогой. Если система это отследит, то хорошо, а если нет, то доставка может оказаться за счет типографии, и тогда один такой заказ способен пробить большую финансовую дыру в доходах компании. А клиент формально будет прав. Впрочем, это далеко не единственная особенность работы через Интернет.
    Но важно здесь то, что раз нет менеджеров по работе с клиентами, то нет и затрат на них. А в цене каждого заказа должны быть заложены затраты на ведущего менеджера, величина которых в зависимости от типографии разная и исчисляется в процентах от цены. Пусть это даже 5%, но, убрав менеджера, можно безболезненно снижать цену на эту величину. Помимо этого, для менеджеров нужно иметь хорошее помещение, переговорные комнаты, офис в центре города и т. д. — все это вместе может стоить типографии существенных денег.
  • При работе через Интернет типографии не нужны и операторы по приему заказов, задача которых принимать от клиентов файлы заказов, проверять их, корректировать при необходимости, делать спуски полос и т. д. При наличии типовых заказов можно не только переложить часть работы на заказчика (например, внесение заказа в систему), но и избавиться от этой группы сотрудников. Для типовых заказов спуски делаются автоматически, проверка присланных файлов проста и также автоматизирована.
  • При автоматической оплате заказов отпадает необходимость в развитой финансовой службе типографии. Заниматься выпиской счетов, оформлением документов, контролем оплаты не нужно, а значит, в финансовом отделе типографии может работать существенно меньше людей. Таким образом, получается экономия не только фонда заработной платы, но и сокращение затрат на офисе и других социальных благах для сотрудников.
  • Типографии не нужно иметь большого разнообразия расходных материалов и бумаги. Достаточно приобретать только один проверенный тип триадной краски и только один формат бумаги (возможно даже нестандартный) нескольких утвержденных сортов и граммажа, исходя из которого и рассчитывать все типовые виды продукции. Это позволит сэкономить складские площади и затраты на материалы. А максимально полное использование бумаги позволит снизить ее отходы до минимума, что не только экономически выгодно, но и экологически полезно. Практика некоторых зарубежных типографий говорит о том, что при переходе на технологию web-to-print удается экономить до 12–15% бумаги.
  • Наличие минимального количества заранее известных и проверенных расходных материалов и бумаг позволяет лучше отладить технологию производства и полностью избавиться от проблем «плохой бумаги», «невысохшей краски», брака на фальцовке и т. д.
  • Пропускная способность типографии сильно повышается. Реально можно добиться 25–30% увеличения производительности за счет того, что все переналадки максимально упрощаются (ради чего в первую очередь все и унифицируется). Формат бумаги используется один и тот же (нет необходимости перестраивать формат), толщина меняется редко (особенно если есть система управления заказами, которая их оптимизирует), переналадки машины, требующие смены краски вообще исключены. То же и с послепечатными процессами: форматы изделий типовые, программы для резки можно сделать заранее, спуски для фальцовки типовые и т. д. При хорошей программной оптимизации заказов можно даже изготавливать последовательно несколько изделий без перестроения послепечатного оборудования (например, можно легко сшить последовательно несколько однотипных буклетов).
  • Типографии не нужно иметь «лишнего» оборудования, которое лишь изредка используется для выполнения специальных операций, а в остальное время простаивает. Достаточно будет только минимально необходимого набора производительного автоматизированного оборудования.
  • Существенно снижаются ошибки в выполнении заказов. При наличии всего нескольких типовых видов продукции сотрудники привыкают к одним и тем же операциям и меньше в них ошибаются. Следовательно, вероятность появления «запоротых» тиражей снижается. Насколько это повлияет на финансовую экономичность предприятия зависит от текущей величины переделываемых тиражей.
  • Вот такая получается «работа по-новому». В некотором смысле концепция web-to-print переносит типографию из «сферы услуг» (изготавливаем все, что захотите) в сферу производства (изготавливаем типовые виды продукции, но с вашей информацией). Именно эта концепция и позволяет по-новому считать и планировать производственный процесс. При изготовлении типовой продукции вполне реально просчитать и нормы времени, и типовые затраты, а значит, намного эффективнее загружать и планировать производство. У типовой продукции всегда четко известна себестоимость, соответственно, можно оптимизировать продажную цену. Таким образом, web-to-print — это полностью новый вид промышленного полиграфического производства. И хотя внешне кажется, что почти ничего не меняется, на самом деле меняется базовый подход: теперь полиграфия — это производство с полностью другой экономикой и другими расчетами. Из практики известно, что промышленно произведенные товары всегда существенно дешевле, чем выполненные мелкосерийно или штучно. Полиграфия всегда была сферой услуг, то есть выполняла уникальное штучное производство. А переведение полиграфических заказов именно в область промышленного производства позволяет заметно снижать на него цену, сохраняя высокий уровень прибыльности. Появляется новая экономическая реальность, новая «арифметика».

Возможное распределение прибылей и доходов в стоимости однотипного заказа: для типографии, использующей привычный метод работы (слева) и типографии, использующей web-to-print. Нетрудно заметить, что при схожих значениях продажной цены заказа типографии, использующие web-to-print, благодаря более низкой себестоимости могут получать существенно большие по абсолютной величине доходы и прибыли, причем практически в полтора раза. Впрочем, эта ситуация скорее идеализированная, и вряд ли типография с технологией web-to-print, обладающая рядом ограничений и не имеющая менеджеров по продажам, сможет привлечь заказчика при схожих финансовых запросах. Скорее ей придется предлагать более низкую цену.


Слева: Если представить, что типография, обладающая технологией web-to-print, захочет получать тот же объем прибыли, что и обычная типография, то у нее автоматически образуется весьма немалая величина, на которую можно безболезненно снизить цену.

Справа: Типографии, работающие по web-to-print, зачастую сознательно идут на отказ от всех видов прибыли кроме основной, что дает им возможность иметь весьма существенный запас по снижению цены заказа.


Типовые виды заказов

Даже, казалось бы, при похожих параметрах каждый следующий заказ в типографии всегда отличается от предыдущего, хотя бы по количеству потраченной краски (чернил или тонера, если речь идет о цифровой печати), длительности приладки листа и т. д. Тем не менее с некоторой долей приближения (точнее, статистического анализа) большую часть заказов можно привести к ограниченному набору типовых работ, которые при этом типографии будет наиболее выгодно изготавливать.

Хорошо известно, что даже незначительное изменение параметров заказа может привести к тому, что себестоимость его производства изменится радикально. Например, при изменении формата издания на 5–10 мм стоимость его производства увеличится чуть ли ни в два раза. При этом заказчик об этом может не знать, а большинство дизайнеров выбирают формат изделия по принципу «мне так нравится», не задумываясь о том, как такую продукцию производить.

В советские времена на всю полиграфическую продукцию существовали типовые нормы и стандарты (ТУ и ГОСТы), и отступление от них было практически недопустимо. А формировались эти нормы как раз на основе максимальной эффективности производства. Сейчас это перестало быть нужным, в конце концов, «клиент платит, делаем что заказывает». Однако если типография в добровольном порядке введет типовые нормы на продукцию, то работать ей станет намного легче. Судите сами, если все издания формата «около А4» сделать единого формата, чтобы спуск полос укладывался четко в формат печатного листа бумаги, то печатать станет удобнее и бумагу всегда можно будет заказывать только одного формата. Также и другие виды заказов можно привести к типовым — унифицировать форматы, которые удобно раскладывать на типовые листы; красочность, чтобы избежать печати с дополнительными цветами; оставить только те виды отделки, которые удобно выполнять и т. д. Полосность издания также можно оптимизировать до разумного. Обычно типовые виды рекламных изданий содержат 4, 8 или 16 полос. А вот, например, 12-полосное издание создаст проблемы при производстве и скажется на цене продукции (скорее всего она будет такой же, как и у 16-полосного). Таким образом, можно смело говорить, что оптимизация заказов позволяет работать более эффективно. Однако оптимизацию нужно проводить с учетом возможностей оборудования, которое используется в типографии.

В конечном итоге, настолько ли заказчику нужен именно тот формат, тот объем, та красочность, которые он задумал? Возможно, он вполне согласится с некоторой переделкой своего проекта, благодаря чему изготавливать его будет проще, быстрее и дешевле. Если клиент готов на это пойти, то все многообразие заказов, которое можно себе представить, легко приводится к небольшому набору типовых форматов, типовых объемов и типовой красочности. На этом и построена технология web-to-print. Некоторые зарубежные типографии, работающие по такому принципу, предлагают выполнять, как правило, только очень ограниченный набор изделий: буклет формата Letter объемом 4, 8, 16 полос на скрепке, типовой флаер в один или в два сгиба, листовку, буклет для CD или DVD из 4, 8, 16 полос на скрепке и т. д. Имея список из двух десятков типовых позиций, можно удовлетворить потребности примерно 85% заказчиков, поскольку именно такую продукцию чаще всего и заказывают в рекламных типографиях.


Форматные сложности

Не секрет, что дизайнеры любят экспериментировать с форматами полиграфической продукции, поскольку зачастую типовые форматы изделий их не устраивают — хочется более квадратный или, наоборот, вытянутый, иначе «пространство страницы плохо организуется». Однако желание напечатать изделие нестандартного формата, как правило, упирается в существующие типовые форматы бумаги, продиктованные европейской системой стандартов. (Конечно, некоторые бумажные компании готовы поставлять бумагу и заказных форматов, но только при существенных объемах заказов.)

Приведем пример. Допустим, мы печатаем на полуформатной машине и используем типовой лист бумаги формата 62х94 см. В этом случае формат печатного листа будет 62х47 см. С учетом технологических допусков при печати и обрезке формат изделия, который можно стабильно печатать на такой бумаге, составляет 21х29,7 см (стандартный формат А4). А вот если захочется отпечатать изделие формата 22х29,7 см (более квадратное), то сделать это на бумаге данного формата не получится, придется приобретать бумагу следующего типового размера 70х100 см (печатный лист будет 50х70 см). Да, напечатать запланированное изделие удастся, но перерасход бумаги составит около 20% (примерно на такую величину лист 70х100 см больше листа 62х94 см). Плюс к этому добавится еще операция обрезки лишних полей перед фальцовкой или сборкой изделия, которая также войдет в стоимость заказа. При малых тиражах эти перерасходы будут незначительными, а при средних — уже заметными. При печати типового 16-полосного буклета тиражом 2 тыс. экз. переплата только за бумагу составит около 100 долл. Еще некоторую сумму типография возьмет за «хлопоты» с обрезкой. Стоит ли идти по этому пути, каждый решает сам, но как минимум с точки зрения охраны окружающей среды это уже плохое решение.


Недостатки системы

Несмотря на то, что web-to-print позиционируется как одно из перспективных направлений будущего развития полиграфии, на самом деле успешных полиграфических проектов, использующих эту технологию, даже в развитых странах Европы и Америки не так много. Причины этого в том, что помимо явных достоинств у концепции есть и целый ряд недостатков. Приведем основные из них.

  • Высокая вероятность конфликтов, особенно в нашей стране. Изначально концепция web-to-print подразумевает принцип «что сгрузил в типографию, то и получил». Но в большинстве случаев заказчик с этим не согласится: «У меня на экране все было хорошо, а вы тут брак напечатали…» Менеджер типографии или специалист отдела пре-пресс может отловить недочеты до запуска работы в печать, а при технологии web-to-print предупредить заказчика никто не сможет.
  • Заказчики, которые занимаются поиском типографий в Интернете, — это разовые, случайные клиенты. Как правило, они не являются профессионалами в полиграфии и могут создать «шедевр», который после печати будет выглядеть совсем не так, как они себе это представляли, и, естественно, станут предъявлять претензии типографии. И несмотря на указания на сайте, что «заказы печатаются согласно макету и несоответствие ожиданиям — на совести клиента», недовольства все равно будут.
  • Печатать с использованием web-to-print можно только сравнительно простую (и, как следствие, дешевую) продукцию. Зарабатывать заметные деньги в этом случае получится только при большом объеме заказов, выйти на который довольно сложно. Кроме того, с таким объемом заказов может справиться только крупная (следовательно, дорогая) типография.
  • Отсутствие человеческого фактора. С одной стороны, это достоинство, но с другой — многим заказчикам привычнее решать вопросы с конкретным человеком, а не с безликой системой. И отсутствие такого человека может восприниматься крайне негативно.
  • Развитие технологии web-to-print будет неуклонно снижать цены на продукцию, сокращая уровень дохода типографий. В зависимости от того кем является читатель нашего журнала (заказчиком или производителем печатной продукции), эта информация может быть как негативной, так и позитивной.
  • Наконец, для обеспечения работоспособности системы web-to-print нужны серьезные инвестиции в управляющее программное обеспечение, причем речь идет не о коробочном решении (купил, установил и работает). Требуются усилия руководства самой типографии по созданию системы на базе неких готовых инструментов. Результат всей работы зависит от того, насколько успешно такая управляющая система функционирует и каковы ее реальные возможности.

Скорее всего это далеко не полный перечень недостатков web-to-print, но более полную информацию пока предоставить сложно, поскольку реального опыта применения этой технологии немного. В перспективе список достоинств и недостатков может быть расширен.

Неправильно понятый, но все еще актуальный (даже на мобильных устройствах)

Резюме: Исследования по отслеживанию взгляда показывают, что люди сканируют веб-страницы и экраны телефонов по разным шаблонам, одним из которых является форма буквы F. Одиннадцать лет спустя после открытия этого шаблона мы пересмотреть, что это означает сегодня.

Автор: Кара Пернис

  • Кара Пернис

на 2017-11-12 12 ноября 2017 г.

Темы:

Письмо для Интернета, отслеживание движения глаз, читабельность, разборчивость

  • Написание для Интернета Письмо для Интернета, 
  • Отслеживание взгляда

Поделиться этой статьей:

Среди вкладов NN/g в мир UX, возможно, одним из наиболее цитируемых является F-образный шаблон чтения веб-контента, который мы определили в 2006 году. На протяжении многих лет многие ссылались на это исследование, иногда правильно, и во многих других случаях неверно истолковывая это. В этой статье мы стремимся сообщить о недавнем исследовании, пересматривая его, а также прояснить некоторые неправильные представления, связанные с F-паттерном. В частности:

  1. Сканирование в Интернете не всегда имеет форму буквы F. Существуют и другие распространенные шаблоны сканирования.
  2. F-шаблон отрицателен для пользователей и бизнеса.
  3. Хороший дизайн может предотвратить F-образное сканирование.
Это один из первых примеров F-паттерна из наших исследований в начале 2000-х годов. Эта тепловая карта объединяет взгляды более 45 человек, пытающихся узнать, что произошло в Галвестоне, штат Техас, в 1900 году. Верхняя, наиболее читаемая часть тепловой карты (обозначенная красным цветом) напоминает заглавную букву «F».

F-образный узор

Для F-образной схемы сканирования характерно множество фиксаций, сосредоточенных в верхней и левой части страницы. Конкретно:

  1. Пользователи сначала читают горизонтальное движение , обычно через верхнюю часть области содержимого. Этот начальный элемент формирует верхнюю полосу F.
  2. Затем пользователи немного перемещаются по странице вниз, а затем читают -секундное горизонтальное движение , которое обычно охватывает более короткую область, чем предыдущее движение. Этот дополнительный элемент образует нижнюю планку F.
  3. Наконец, пользователи сканируют левую часть контента вертикальным движением . Иногда это медленное и систематическое сканирование, которое отображается сплошной полосой на тепловой карте отслеживания движения глаз. В других случаях пользователи двигаются быстрее, создавая более точную тепловую карту. Этот последний элемент формирует основу F.

Последствия этого шаблона:

  • Первые строки текста на странице получают больше взглядов, чем последующие строки текста на той же странице.
  • Первые несколько слов слева от каждой строки текста получают больше фиксаций, чем последующие слова в той же строке.

Таким образом, в первых строках текста люди просматривают больше слов справа, чем в следующих строках. Этот шаблон сканирования напоминает форму буквы F, но редко соответствует идеальному F. Например, в некоторых случаях люди могут заинтересоваться абзацем ниже по странице и могут зацикливаться на большем количестве слов, читая ближе к концу. снова вправо, так что узор напоминает букву Е.

F-образный шаблон применяется к чтению пользователями области содержимого веб-страницы. Таким образом, он описывает поведение людей, когда они посещают веб-страницу и оценивают ее содержание, а не их поведение, когда они находятся в новом разделе веб-сайта и изучают панели навигации (обычно в верхней и/или левой части страницы), чтобы принять решение. куда идти дальше. Так, в F-паттерне взгляды слева падают на левую часть области контента , а не на самую левую часть полной страницы, если левая колонка занята навигационной полосой.

Наше недавнее исследование по отслеживанию взгляда показывает, что F-образный шаблон сканирования жив и здоров в современном мире — как на настольных компьютерах, так и на мобильных устройствах. Типичный пример долговечности UX-находок, которые больше зависят от человеческого поведения, чем от технологий.

TigersinCrisis.com: эта тепловая карта из нашего нового исследования объединяет данные 47 человек, которые пытались узнать, сколько суматранских тигров живет в дикой природе. Красный цвет на этой тепловой карте — пример F-образного паттерна — сегодня такой же, как и 11 лет назад.

 

 

Ваш браузер не поддерживает видео тег. Этот повтор взгляда показывает, как мобильный пользователь сканирует F-шаблон, изучая объективы портретной камеры. Красный полый круг показывает, где он фиксируется. (В большинстве браузеров наведите указатель мыши на видео, чтобы отобразить элементы управления, если они еще не видны.)

 

 

Ваш браузер не поддерживает видео тег. Еще один пример F-паттерна на мобильных устройствах был получен от участника исследования, который использовал http://bacnyc.org , чтобы узнать, где Михаил Барышников учился танцам. Текстовые столбцы были шире экрана, поэтому она проводила пальцем по горизонтали, когда читала. (В большинстве браузеров наведите указатель мыши на видео, чтобы отобразить элементы управления, если они еще не видны.)

 

Наш недавний раунд исследований по отслеживанию взгляда также показал, что в языках с письмом справа налево, таких как арабский, люди читают по перевернутой F-образной схеме (как мы и предсказывали, но не видели до этого исследования).

 

Ваш браузер не поддерживает видео тег. F-шаблон отражается в языках с письмом справа налево, таких как арабский, как показано в этом повторе взгляда пользователя, читающего статью о соревнованиях по стендовой стрельбе на арабском новостном сайте. (В большинстве браузеров наведите указатель мыши на видео, чтобы отобразить элементы управления, если они еще не видны.)

 

F-образный шаблон — не единственный шаблон сканирования

В дополнение к F-образному шаблону существует множество других возможных шаблонов сканирования, в том числе перечисленные ниже:

  • Шаблон слоеного пирога возникает, когда глаза просматривают заголовки и подзаголовки и пропускают обычный текст ниже. График взгляда или тепловая карта этого поведения будут показывать горизонтальные линии, напоминающие торт с чередующимися слоями торта и глазури.
  • Пятнистый шаблон состоит из пропуска больших фрагментов текста и сканирования, как будто ищущего что-то конкретное, например, ссылку, цифры, определенное слово или набор слов с отличительной формой (например, адрес или подпись).
  • Шаблон маркировки предполагает удержание взгляда в одном месте, когда мышь прокручивает страницу или проводит пальцем по странице, подобно тому, как танцовщица фиксируется на объекте, чтобы сохранить равновесие, когда она вращается. Маркировка происходит больше на мобильных устройствах, чем на настольных компьютерах.
  • Шаблон обхода происходит, когда люди намеренно пропускают первые слова строки, когда несколько строк текста в списке начинаются с одного и того же слова.
  • Образец приверженности состоит в том, чтобы зацикливаться почти на всем на странице. Если люди сильно мотивированы и заинтересованы в содержании, они прочитают весь текст в абзаце или даже всю страницу. (Однако не рассчитывайте, что это будет происходить часто. Предположим, что большинство пользователей будут сканировать.)

Почему люди сканируют в F-образном шаблоне

Люди сканируют F-образно, когда присутствуют все эти 3 элемента:

  1. Страница или раздел страницы содержит текст, который практически не имеет форматирования для Интернета. Например, у него есть «стена текста», но нет жирного шрифта, маркеров или подзаголовков.
  2. Пользователь пытается быть максимально эффективным на этой странице.
  3. Пользователь не настолько увлечен или заинтересован, чтобы читать каждое слово.

Последние два элемента в значительной степени обобщают все поведение в Интернете: подавляющее большинство пользователей в Интернете предпочитают выполнять свои задачи как можно быстрее с минимальными усилиями; они посещают страницу, потому что хотят найти быстрый ответ, а не читать диссертацию по теме и заниматься самообразованием.

Если писатели и дизайнеры не предприняли никаких шагов, чтобы направить пользователя к наиболее актуальной, интересной или полезной информации, пользователи найдут свой собственный путь. При отсутствии каких-либо сигналов, направляющих взгляд, они выберут путь с минимальными усилиями и будут проводить большую часть своей фиксации вблизи того места, где они начинают читать (обычно это самое верхнее левое слово на странице текста). Дело не в том, что люди всегда будут сканировать страницу в форме буквы F. Хотя годы чтения, вероятно, приучили людей думать, что более важный контент предшествует менее важному, ни один пользователь на самом деле не чувствует, что контент расположен так, что наиболее важный вещи появляются в форме F. F-паттерн — это шаблон по умолчанию, когда нет сильных сигналов, привлекающих внимание к значимой информации.

Люди склонны минимизировать затраты на взаимодействие и максимизировать выгоду, которую они получают от своей работы. Для их глаз это означает, что они тратят меньше времени на фиксацию, но при этом собирают нужную им информацию; быть продуктивными, вовлеченными и успешными в том, что они получают от этих фиксаций. Экономия времени означает меньше фиксаций — меньше слов.

В некоторых случаях людям становится скучно или утомительно, когда они просматривают текст. В других случаях слова, которые они читают, имеют лишь слабый информационный запах, которого может быть достаточно, чтобы продолжить просмотр, но недостаточно, чтобы прочитать больше текста.

F-образная форма вредна для пользователей и бизнеса

Когда люди сканируют в форме буквы F, они пропускают большие фрагменты содержимого просто из-за того, как текст располагается в столбце. Пропущенные фразы и слова зачастую так же важны, а то и важнее, как те слова, которые прочитаны. Но пользователи этого не осознают, так как по определению не знают того, чего не видят.

History.com. F-образный график взгляда участницы исследования, когда она просматривала страницу, содержащую много прозы и очень мало форматирования (каждая синяя точка означает фиксацию. Линии между точками представляют саккады, при которых пользователь двигает глазами и практически слеп. Эти линии помогают нам легче следить за фиксациями. Более крупные точки обозначают более длительные фиксации, а числа обозначают последовательность.)

В адаптивном дизайне или любом другом макете с жидким текстом текст обтекается по-разному в зависимости от размера окна. Таким образом, пользователь, который, например, сканирует F-форму на своем телефоне, не будет фиксироваться на тех же словах, если он F-сканирует ту же страницу на настольном компьютере — просто из-за того, как содержимое перемещается в разных размерах области просмотра.

Не заблуждайтесь, F-образный шаблон сканирования вреден для пользователей и бизнеса: это означает, что пользователи могут пропустить важный контент просто потому, что он отображается в правой части страницы. Хорошее веб-форматирование снижает влияние F-сканирования. Если на ваших страницах есть большие куски неформатированного текста, люди будут сканировать его в форме буквы F.

Если сканирование по F-шаблону вредно для пользователей, почему они делают это так часто, что это их основное поведение в Интернете? Потому что это действительно «плохо» только с точки зрения их способности получить максимальную выгоду от посещения вашего веб-сайта. Однако пользователи не стремятся извлечь максимальную выгоду из одного веб-сайта. Они стремятся оптимизировать соотношение затрат и выгод от использования сети в целом . Ваш сайт как песчинка на пляже по сравнению со всем интернетом. Чтобы построить хороший замок из песка — продолжим метафору — вы не можете тратить время на поиск особенно гладких песчинок. Вы должны зачерпнуть песок ведрами. Точно так же пользователи извлекают выгоду из Интернета, погружаясь в несколько веб-сайтов и тратя мало усилий на каждый из них, часто используя парковку страниц, чтобы держать несколько сайтов открытыми одновременно.

Лучшие противоядия от F-образного паттерна

Выполняйте работу за пользователей вместо того, чтобы заставлять их прилагать усилия и выбирать неправильные пути. Расставьте приоритеты и отформатируйте текст, чтобы направлять пользователей к тому, что вы хотите, чтобы они увидели, и к тому, что, как вы знаете, они хотят видеть. Несколько простых советов:

  1. Включите самые важные моменты в первые два абзаца на странице.
  2. Используйте заголовки и подзаголовки. Убедитесь, что они выглядят более важными и более заметными, чем обычный текст, чтобы пользователи могли их быстро отличить.
  3. Начинайте заголовки и подзаголовки со слов, несущих больше всего информации: если пользователи видят только первые 2 слова, они все равно должны понять суть следующего раздела.
  4. Визуально группируйте небольшие объемы связанного контента, например, окружая их рамкой или используя другой фон.
  5. Жирный шрифт важных слова и фразы.
  6. Воспользуйтесь преимуществами различного форматирования ссылок и убедитесь, что ссылки содержат слова, несущие информацию (вместо общих «перейти», «нажмите здесь» или «больше»). Этот метод также улучшает доступность для пользователей, которые слышат чтение ссылок вслух, а не просматривают контент визуально.
  7. Используйте маркеры и цифры для обозначения элементов в списке или процессе.
  8. Вырезать ненужное содержимое.

Резюме

Сканирование в сети продиктовано:

  • Мотивация пользователей
  • Цели, которых они пытаются достичь
  • Верстка страницы и форматирование текста
  • Содержимое страницы

Трудно контролировать мотивацию людей или их цели, но вы можете оптимизировать контент и презентацию, чтобы пользователи могли быстро найти то, что им нужно. В частности, используйте хорошие методы веб-форматирования, чтобы привлечь внимание к наиболее важной информации, вместо того, чтобы полагаться на произвольные слова, на которых люди могут зациклиться, когда они просматривают F-образную форму.

 

 

Для получения дополнительной информации о шаблоне F-Shaped и других шаблонах сканирования см. наш:

  • Оригинальное исследование 2006 года: F-образный паттерн для чтения веб-контента
  • Отчет о том, как люди читают в Интернете: данные отслеживания взгляда
  • Курс: Написание убедительных цифровых копий
  • Поделиться: 

Информационная архитектура для веб-дизайна: пошаговое руководство

Время чтения: 17 минут

Представьте себе такую ​​ситуацию: вы посещаете веб-сайт и тратите время на поиск нужной информации. Кликаешь по одной ссылке, потом по другой, и еще, и еще… Но ничего не получается — ничего полезного не найдешь. Независимо от того, являетесь ли вы владельцем продукта или дизайнером, вы не хотите, чтобы ваш веб-сайт был лабиринтом, в котором не было ничего, кроме разочаровывающих тупиков.

Информационная архитектура помогает избежать этого. Он справляется с хаосом, создавая четкую структуру для веб-сайта, приложения или программы. В этой статье мы объясним, как построить превосходную информационную архитектуру.

Когда вы прибываете в новое место, вам нужно что-то, что направит вас. Если вы проводите выходные в незнакомом городе, обязательно сверьтесь с картой. Затем вы используете уличные знаки и адреса на зданиях, чтобы добраться до места назначения. То же самое и с любым незнакомым местом: вы не хотите терять время и теряться, поэтому вам нужно руководство.

Информационная архитектура (IA) — это наука о структурировании контента, применяемого к новостным веб-сайтам или блогам, интернет-магазинам, приложениям для бронирования, загружаемому программному обеспечению и т. д. Целью информационной архитектуры является классификация контента в четкой и понятной форме. понятным образом и упорядочить его в соответствии с отношениями между частями контента, позволяя пользователям находить то, что им нужно, с меньшими усилиями. IA применяется не только при создании продукта с нуля, но и при редизайне.

Информационная архитектура — это часть дизайна взаимодействия, которая учитывает контент, контекст и пользователей. Это означает, что при структурировании информации о продукте необходимо учитывать потребности пользователей, бизнес-цели и различные типы контента.

Основные компоненты информационной архитектуры. Источник: Lucia Wang

Обычно дизайн информационной архитектуры находится в ведении дизайнеров UX и UI или информационного архитектора. Чтобы избежать путаницы, давайте кратко пробежимся по различиям между этими похожими терминами.

Информационная архитектура, UX и UI

IA, UX и UI тесно связаны и находятся под эгидой концепций дизайна продукта, но это не одно и то же. Проверьте определения.

UX или пользовательский опыт — это то, что пользователи чувствуют, взаимодействуя с продуктом. Итак, цель UX-дизайна — сделать продукт практичным, полезным, привлекательным и так далее — другими словами, создать положительный опыт от его использования.

Пользовательский интерфейс или пользовательский интерфейс — важная часть UX, поскольку она связана с визуальным аспектом продукта и интерактивностью, стоящей за ним. Таким образом, дизайн пользовательского интерфейса напрямую влияет на UX, поскольку привлекательная графика и простое интуитивно понятное взаимодействие являются неотъемлемыми частями удобного взаимодействия с пользователем.

IA или информационная архитектура относится к организации и маркировке контента, чтобы сделать продукт удобным и понятным, а также улучшить взаимодействие с пользователем. Таким образом, в некотором смысле дизайн IA является основой UX.

Чтобы было понятнее, вот аналогия. Вы можете сравнить IA со скелетом продукта, который поддерживает и удерживает все части в нужном месте. Затем пользовательский интерфейс — это оболочка или внешний вид, который видят другие люди, взаимодействуя с продуктом. А UX — это эмоция, которая создается в результате такого взаимодействия.

Вот отличная визуализация взаимосвязи этих терминов.

Как связаны IA, UX и UI, кредит изображения. Источник: Scorch

Роль информационного архитектора

Информационный архитектор — специалист, ответственный за организацию, структурирование и маркировку контента таким образом, чтобы пользователям было легко находить необходимую информацию и перемещаться по веб-сайту. или приложений.

Питер Морвилл, соавтор книги «Информационная архитектура для Всемирной паутины» , , объясняет роль информационного архитектора как человека, который соединяет пользователей и контент, разрабатывая поиск и навигацию, воплощая абстрактные идеи в прототипы, блоки. , и дисциплины, чтобы превратить концепции во что-то понятное. Информационный архитектор, который работает вместе с UX-дизайнером, может сосредоточиться исключительно на проектировании информационной архитектуры, в то время как UX-дизайнер посвящает больше времени исследованиям. В этом случае архитектор создает ряд результатов, которые мы опишем в разделе, посвященном этапам разработки IA.

Независимо от должности, человек, работающий над информационной архитектурой, должен начать с правил, которые помогают достичь цели IA. В следующей части статьи мы более подробно рассмотрим деятельность по проектированию IA и ее результаты. Чтобы создать сильную информационную архитектуру, вы должны начать с тщательного исследования, поэтому все начинается с изучения потребностей и поведения ваших пользователей.

Основные этапы разработки информационной архитектуры

Провести исследование клиентов

Целью этого этапа является изучение потребностей пользователя. Вы должны работать с профилем клиента и результатами интервью с клиентами и заинтересованными сторонами. Данные, раскрываемые на этом этапе, позволят вам создать профиль пользователя, составить список бизнес-требований и получить представление о том, чего хочет пользователь. Поскольку эти задачи принадлежат UX-дизайнеру или бизнес-аналитику, вам нужны результаты их деятельности.

В конце этого этапа вы получите профиль пользователя и пользовательский поток, которые иллюстрируют то, как пользователь думает и взаимодействует с продуктом. Когда у вас есть вся необходимая информация о продукте и людях, которые его используют/будут использовать, можно переходить к следующему шагу.

Просмотрите и обновите содержимое

Как только вы узнаете, чего хочет пользователь, вы можете обновить содержимое существующего веб-сайта и перечислить его. Основными действиями, которые необходимо выполнить на этом этапе, являются инвентаризация контента и аудит контента . Давайте рассмотрим каждый из них поближе.

Инвентаризация контента

Целью этого действия является создание списка информационных элементов на всех страницах веб-сайта и их классификация по темам и подтемам. Сюда входят следующие пункты:

  • Заголовки и подзаголовки
  • Тексты
  • Медиафайлы (изображения, видео, аудио)
  • Документы (doc, pdf, ppt)
  • URL-ссылки страниц

Эти элементы перечислены в шаблоне содержимого с указанием их характеристик.

Шаблон инвентаризации содержимого. Источник: Экфорд

Аудит контента

Итак, у вас есть список контента. Теперь оцените его точность, стиль изложения и полезность. Затем удалите наименее важные элементы, обновите устаревшие фрагменты контента и упорядочите их для следующих шагов. Это действие применимо как к новым продуктам, так и к редизайну приложений или веб-сайтов.

Следующий шаг включает в себя группировку контента по разным категориям. Здесь вам понадобится помощь потенциальных пользователей.

Применить карточную сортировку для классификации контента

Все типы контента должны быть классифицированы и иметь имена собственные, которые не будут путать пользователя. Для этого вам нужна таксономия. Таксономия — это другое слово для классификации. В случае IA это попытка сгруппировать различные неструктурированные фрагменты информации и дать им описание.


Таксономизация на сайте Airbnb. Источник: Stanford K. Kekauoha

Самый популярный и самый важный метод, который позволяет таксономизировать контент, — это карточная сортировка.

Как только у вас будет контент, организуйте его. Суть мероприятия в том, чтобы непосредственно увидеть, как пользователи воспринимают элементы контента продукта. Сортировка карточек обычно проводится в небольших группах по 15-20 участников, где они должны описать и рассортировать 30-60 карточек с информацией по разным классам. Карточки содержат темы, которые необходимо классифицировать, или элементы контента, которые необходимо описать.

Как работает сортировка карточек.Источник: Дизайн взаимодействия

Существует три типа сортировки карточек:

Открыть – для свободной маркировки. Участники классифицируют темы так, как им нравится, и в том порядке, в котором они имеют смысл. Такой подход позволяет понять, как пользователи думают с точки зрения классификации. Открытый тип используется для разработки новых продуктов.

Закрытая – с предустановленными категориями. Этот метод сортировки карточек обычно применяется при редизайне. Участникам предоставляются предопределенные категории из списка инвентаризации контента, и они сортируют контент в соответствии с ними.

Гибрид – объединяет элементы обоих типов или начинается с открытого типа, переходя к закрытому типу в соответствии с пользовательской логикой.

Вы можете проводить сортировку карточек в группах, в виде личного интервью или удаленно с помощью инструментов IA, таких как UserZoom или Optimal Sort.

Карты могут быть цифровыми или физическими, т.е. написанными на листах бумаги. При создании карт используйте результаты инвентаризации контента. Отдельные темы должны быть на отдельных карточках. У них должны быть номера, а у некоторых должны быть пробелы, чтобы участники могли создавать свои собственные названия для категорий. В результате вы увидите примерную структуру продукта и приступите к первым прототипам. Но сначала категории должны быть помечены и определены в навигационной системе.

Создайте иерархию веб-сайтов для удобной навигации

Каждому веб-сайту или приложению нужна надежная система навигации, которая помогает пользователям находить то, что им нужно. Как только у вас появятся результаты деятельности по сортировке карточек, вы поймете, как воплотить и классифицировать контент в реальности. Этот шаг включает в себя дизайн навигации, маркировку и сопоставление сайта. Давайте определим их один за другим.

Навигация

При работе с навигацией помните, что независимо от того, с каких страниц приходят посетители, они должны иметь возможность легко найти то, что ищут. Условия IA и навигации иногда используются взаимозаменяемо. Однако это не одно и то же, поскольку навигация — это всего лишь часть IA. При разработке веб-сайта или приложения важно не сосредотачиваться только на навигации, так как вы рискуете в конечном итоге обнаружить, что она не вмещает весь объем содержимого и функций вашего сайта.

Навигационная система состоит из множества элементов – кнопок, меню и таблиц содержания. Существует четыре основных типа навигации:

Иерархический — показывает иерархию информации от основных элементов до их подкатегорий. Примером могут служить выпадающие меню для крупных веб-сайтов.

Выпадающее меню на главной странице веб-сайта Walmart. Источник: Walmart

Глобальный или общесайтовый — присутствует на всех страницах, эта навигация позволяет пользователям попасть на главную страницу из любого места, например, слева или справа, по центру вверху. , липкие меню, нижние колонтитулы или гамбургер-меню.

Левое меню в Википедии. Источник: Википедия

Локальный — показывает навигацию по определенной области: странице или части сайта и его содержанию. Он может быть представлен в виде списков.

Локальная навигация на сайте Udemy. Источник: Udemy

Контекстный — относится к конкретному контенту, такому как документ, страница, видео-аудио объект или связанные продукты. Например, в нашем блоге мы размещаем ссылки на наши предыдущие материалы вместо того, чтобы объяснять все подробно, чтобы вы могли изучить это, только если вам это интересно.

Эти типы могут дополнять друг друга, но главный принцип хорошей навигации — не перегружаться направляющими элементами.

Несколько компонентов навигации на веб-сайте SBA . Источник: NN Group

Иногда навигация может быть представлена ​​в виде интерактивного гида, тура или учебника. Он может провести пользователя через многоэтапный процесс или сложный веб-сайт. Вы можете выбрать лучший вариант расположения и типа меню, проведя A/B и многовариантное тестирование для оптимизации конверсии.

Кроме того, если вы разрабатываете IA для сложного приложения или веб-сайта с большим количеством информации, подумайте о том, чтобы дополнить навигацию поисковой системой , которая не позволит пользователям заблудиться. Это обычная практика для электронной коммерции, онлайн-баз знаний, словарей и других информационных веб-сайтов. Вы можете внедрить поисковую систему и систему фильтров, чтобы помочь пользователям быстро найти то, что им нужно.

Поиск слов в словаре. Источник: Merriam-Webster

Маркировка

Правильная маркировка дает пользователям правильное представление о категории, с которой они имеют дело. Во время этой процедуры назовите все части IA с заголовками и подзаголовками. Цель меток — привлечь внимание пользователя, дать правильное понимание того, чего ожидать от перехода по ссылке. Примеры — лучшее описание, поэтому иллюстрируйте свои ярлыки.

Маркировка веб-сайта Google Travel с именами и значками. Источник: Google Travel

После того, как вы наметили навигацию и маркировку, пришло время выбрать шаблон проектирования иерархии.

Иерархические шаблоны проектирования

Шаблон проектирования — это способ структурирования содержимого. Это позволяет выбрать направление в самом начале построения ИИ или редизайна сайта. Существует несколько шаблонов проектирования IA, в зависимости от типа, количества и взаимосвязи содержимого вашего веб-сайта.

Одностраничная модель — тот, который служит одной цели, например, загрузка приложения или предоставление контактной информации.

Плоская структура – структура с линейной иерархией, где все страницы одинаково важны. Этот шаблон подходит для веб-сайтов, похожих на брошюры.

Плоская структура

Шаблон индексных страниц – состоит из главной страницы и не менее важных подстраниц. Этот тип является одним из наиболее распространенных вариантов для веб-сайтов, потому что он прост, знаком и достаточно глубок для большинства случаев использования.

Шаблон страниц индекса

Шаблон строгой иерархии — аналог шаблона страниц индекса, но более разветвленный: каждая подстраница имеет одну или несколько подстраниц. Шаблон строгой иерархии выбирают веб-сайты с большим количеством категорий, такие как блоги, сайты электронной коммерции или медиа.


Шаблон строгой иерархии

Шаблон сосуществующих иерархий – объединяет несколько типов иерархий на случай, если информация с одной подстраницы перекроет содержимое другой.

Сосуществующий шаблон иерархии

Как только вы определились с шаблоном проектирования, вы можете применить его вместе с результатами карточной сортировки в картографии сайта. Однако созданию карты сайта часто предшествует карта разума.

Майндмэппинг

Майндмэппинг — метод, основанный на отношениях между разными страницами цифрового продукта с подробным описанием функционала. В качестве инструмента интеллект-карта очень полезна для обучения, позволяя кому-то понять структуру содержания по логической последовательности и развить ассоциации. Примените его к приложению или веб-сайту, чтобы визуально представить сущности продукта и следовать логической структуре контента.

Интеллект-карта для веб-сайта информационных систем Cornerstone и приложения для iOS

Теперь, имея интеллект-карту, вы можете создать карту сайта.

Создание диаграммы информационной архитектуры и отображение сайта

Карта сайта — это способ проиллюстрировать иерархию контента и отображать навигацию. Слово карта сайта говорит само за себя. Это карта контента и категорий веб-сайта.

Карта сайта для портфолио. Источник: Келлин Лоэр на Dribble

На карте сайта вы визуализируете всю иерархию контента. Вы можете сделать это на бумаге или с помощью различных инструментов, таких как WriteMaps или MindNode.

Карты сайта для проектирования IA обычно создаются в виде диаграмм и называются диаграммами информационной архитектуры . Они также могут быть представлены в форматах XML или HTML, чтобы помочь поисковым системам понять структуру вашего веб-сайта и найти нужную информацию. XML едва читается пользователями (посмотрите на этот пример карты сайта Victorious XML), но карты сайта в формате HTML выглядят как обычные веб-страницы и могут быть прочитаны как людьми, так и роботами поисковых систем. Вот пример карты сайта Apple в формате HTML.

Покажите карту сайта заинтересованным сторонам и отправьте ее разработчикам, чтобы они поняли, что делать дальше: Есть ли какие-либо важные изменения, которые необходимо внести, прежде чем продукт будет запущен в производство? Но перед производством есть еще один этап – прототипирование.

Создание прототипа пользовательского интерфейса для будущей разработки

Несмотря на то, что карта сайта является первым прототипом в разработке информационной архитектуры, вам все еще необходимо создавать расширенные прототипы с помощью каркасного моделирования и моделирования данных.

Каркас

В то время как карта сайта представляет собой схему иерархии контента, каркас воплощает окончательный вид. Каркас — это схематическое представление веб-сайта или приложения, которое отображает навигацию и интерфейс веб-сайта. Каркас IA показывает все страницы и экраны продукта с заголовками, тегами, метками и серыми прямоугольниками, где будет размещен контент. Это также первый набросок пользовательского интерфейса цифрового продукта.

Этот результат является связующим звеном между информационным архитектором и дизайнером UX/UI. Используя каркас, вы можете провести пользовательское тестирование, чтобы понять, соответствует ли IA своей цели. Эти результаты тестирования позволят вам применить изменения до того, как разработчики и дизайнеры пользовательского интерфейса начнут работу над продуктом.

Каркас веб-приложения Back to my body. Источник: Dribble

Каркасы рисуются на бумаге или с помощью специального программного обеспечения, такого как Justinmind или Visio, для создания цифровых каркасов, карт сайта или высокоточных прототипов. Каркасы проверяются пользователями, чтобы определить, является ли структура ясной и лаконичной.

Моделирование данных

Последним шагом перед разработкой является моделирование данных: Вы можете внедрить структуру контента в системы моделирования данных. На этом этапе вы сообщаете прототипы заинтересованным сторонам и разработчикам для работы над продуктом.

Обычно это делается с помощью каркасов или прямо через CMS (системы управления контентом), которые являются вспомогательными системами для публикации контента, такими как Squarespace, WordPress и Wix. Разместите контент через CMS, а затем используйте его в качестве платформы для разработки веб-сайта.

Тестирование и улучшение

Тестирование может проводиться на разных этапах процесса проектирования, чтобы помочь разработчикам и отшлифовать IA. Они часто являются частью этапа исследования, особенно если вы ищете способы редизайна существующего приложения или веб-сайта.

Однако крайне важно протестировать вашу информационную архитектуру, как только прототип будет готов и до того, как он попадет в команду разработчиков. Эта практика может помочь вам избежать дорогостоящих ошибок, таких как необходимость переделывать продукт. Здесь применяются такие методы, как юзабилити-тестирование и тестирование первого клика. Вы можете тестировать как первоначальные прототипы (часто бумажный черновик), так и интерактивные прототипы, чтобы обнаружить возможные проблемы с навигацией или макетом.

Юзабилити-тестирование

Юзабилити-тестирование позволяет убедиться, что разработанная структура работает для ваших пользователей. Во время юзабилити-тестирования участники должны взаимодействовать с вашим продуктом обычным образом, как в реальной жизни. Например, вы можете попросить их найти определенную информацию (например, контактные или платежные реквизиты, определенный товар для продажи и т. д.) или выполнить определенную задачу (например, зарегистрировать новую учетную запись, совершить покупку и т. д.). Понятно, что они не могут найти ответы, так как контент еще не готов, но они все еще могут указать свой план действий при взаимодействии с вашим будущим продуктом.

Наблюдая за их действиями и собирая отзывы пользователей, вы можете узнать, какие части работают правильно, а какие нет, а что нужно исправить. Основная цель здесь — проверить, могут ли пользователи легко получить то, что им нужно, из вашего приложения или веб-сайта.

Тестирование по первому клику

Тестирование по первому клику также полезно для измерения удобства использования, определяя, является ли первый клик, который посетитель делает в интерфейсе приложения или веб-сайта, простым и интуитивно понятным. Он показывает, как пользователи перемещаются по вашему сайту и насколько легко им делать то, что они хотят.

Во время такого тестирования вы подготавливаете несколько типовых сценариев (так же, как и при юзабилити-тестировании) и определяете оптимальные способы их прохождения. Затем давайте задачи своим пользователям и отслеживайте, куда они нажимают и сколько времени им требуется, чтобы найти правильное решение. Иногда первый щелчок может быть правильным, но поиск нужной кнопки или ссылки занимает слишком много времени. В других случаях первый щелчок оказывается неправильным, и для перехода на нужную страницу требуются дополнительные шаги (если они вообще туда попадают). приложение. При проведении тестирования не забывайте собирать качественные данные в дополнение к количественной информации о кликах. Объяснения пользователей на почему они сделали то, что сделали, поможет вам лучше понять ваших клиентов и улучшить ваш продукт.

Независимо от того, ставите ли вы перед собой цель улучшить взаимодействие с пользователем на веб-сайте или создать совершенно новое приложение, вы должны учитывать восемь принципов.

Восемь принципов информационной архитектуры. Источник: CareerFoundry

Эти восемь принципов были определены Дэном Брауном, соучредителем дизайнерской компании EightShapes. Информационный архитектор должен придерживаться их при создании продукта:

  • объекты — контент — это живое существо со своим жизненным циклом, поведением и атрибутами;
  • варианта выбора — страницы продукта должны предлагать пользователям ряд осмысленных вариантов выбора;
  • раскрытие информации — нельзя перегружать пользователей информацией; показывать ровно столько информации, чтобы помочь им понять, какую информацию они найдут, копнув глубже;
  • экземпляра — лучший способ описать категории контента — показать примеры контента;
  • входные двери — предположим, что по крайней мере половина посетителей веб-сайта будет заходить не с главной страницы, а с другой;
  • множественная классификация — предлагать пользователям несколько разных схем классификации для просмотра контента сайта;
  • ориентированная навигация — не смешивайте разные категории в схеме навигации; и
  • рост — предположим, что контент, который у вас есть сегодня, — это лишь малая часть контента, который у вас будет завтра.

Применяя эти принципы, вы сможете эффективно структурировать существующий контент и оставить место для роста.

Как вы уже видели, почти каждый этап имеет свои результаты. Но самым важным продуктом, объединяющим результаты тяжелой работы информационного архитектора, является карта сайта. Теперь давайте посмотрим на некоторые реальные карты сайта, чтобы увидеть, как они структурируют свой контент.

Spotify

Первоначальный дизайн Spotify был примером плохой информационной архитектуры. На веб-сайте Spotify присутствовал сосуществующий шаблон иерархии с повторением и частичным повторением некоторых разделов. Это сделало информационную архитектуру беспорядочной: пользователи изо всех сил пытались найти то, что им нужно, и терялись в избыточных пунктах меню.

Карта сайта Spotify

Рене Лин, UX-дизайнер, нашла способ улучшить ее, упростив и удалив некоторые разделы. Это пример того, как можно изменить дизайн существующего веб-сайта, чтобы пользователям было проще перемещаться по нему и взаимодействовать с ним.

Spotify IA пересмотренный

IMDB

IMDB — это крупнейшая в мире база данных фильмов, которая содержит огромное количество информации о фильмах, телешоу и знаменитостях. Огромная база данных, сложная навигация.

Навигация по веб-сайту IMDB. Источник: Medium

UX-дизайнеры Ашутош Канаде и Нимай Ингейл предложили внести некоторые изменения в информационную иерархию веб-сайта IMDB, чтобы улучшить навигацию. Согласно исследованиям клиентов, основная причина, по которой пользователи посещают этот ресурс, заключается в том, что они хотят узнать рейтинг фильма и краткую информацию о нем перед просмотром. Таким образом, разделы Rating и Movie Info должны располагаться на самом высоком уровне информационной иерархии.

Предлагаемая информационная иерархия для веб-сайта IMDB. Источник: Медиум

Среди других важных сегментов Обсуждения, Трейлеры, Списки желаний, и Обзоры пользователей . Менее важными оказались My Account , Login/Sign up, и OTT Links ( ссылок на сверхмощные медиа-сервисы, распространяющие видеоконтент через Интернет.) Эти позиции занимают самые нижние позиции в схема иерархии.

Типовая карта сайта для туристического сайта

Вот как может выглядеть сайт туристической компании или интернет-турагентства. Помимо таких важных функций, как бронирование поездок или управление личным кабинетом, он также может содержать различные варианты сортировки, советы путешественникам и другую несущественную, но полезную информацию. Предлагаемая структура проста и интуитивно понятна для посетителей.

Образец карты сайта туристического сайта. Источник: Визуальная парадигма

Инструменты для IA

Мы уже упоминали некоторые из популярных инструментов, которые используются для создания IA. Здесь мы кратко перечислим, что может помочь на разных этапах.

Онлайн-инструменты для сортировки карточек включают

  • UserZoom,
  • UXtweak,
  • xSort и
  • Оптимальная сортировка.

Чтобы создавать карты сайта онлайн , вы можете использовать такие платформы как

  • WriteMaps,
  • Узел Разума,
  • Скаппл,
  • MindManager,
  • Осьминог,
  • Slick Plan или
  • XРазум.

Прототипы и каркасы можно создавать с помощью

  • Justinmind,
  • Wireframe.cc,
  • Жидкий пользовательский интерфейс,
  • Бальзамик или
  • Microsoft Visio.

Диаграммы и блок-схемы разрабатываются и распространяются через такие платформы, как

  • Lucidchart,
  • Визио,
  • OmniGraffle (только MacOS) или
  • диаграмм.net (ранее draw.io).

Тестирование и исследование можно проводить с использованием

  • Проверено пользователями,
  • Лабиринт,
  • Пользовательское тестирование,
  • Масштаб пользователя или
  • Обзор назад.

Системы управления контентом (CMS) которые могут пригодиться включают

  • Joomla,
  • Площадь,
  • WordPress,
  • Друпал и
  • Викс.

Расцвет технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и виртуальной реальности, несомненно, повлияет на то, как пользователи перемещаются по контенту на веб-сайтах и ​​в приложениях. Две ключевые тенденции, вероятно, определят будущее информационной архитектуры.

Нулевой интерфейс. Если вы когда-либо пользовались Google Assistant или Alexa, то знаете, что это такое: пользователь находит нужную информацию, даже не прикасаясь к экрану, просто сказав пару слов или простым жестом. Zero UI, новая концепция дизайна, устраняет необходимость касаться экрана для управления виртуальной реальностью и интеллектуальными устройствами. В конце концов, технология нулевого пользовательского интерфейса позволит людям общаться с различными устройствами, используя не только движения или голос, но также взгляды и даже мысли.

Информационная архитектура, оптимизированная под ИИ. Искусственный интеллект и машинное обучение могут повысить точность и эффективность информационной архитектуры, упрощая пользователям поиск того, что им нужно. Это может включать использование алгоритмов для автоматической организации и классификации контента и прогнозирования поведения пользователей.

Почему IA имеет значение для вашего бизнеса

Хорошо структурированная информационная архитектура имеет решающее значение для бизнеса, поскольку она значительно влияет на удобство использования, доступность и общий пользовательский опыт веб-сайта или приложения. Повышение вовлеченности пользователей — одно из основных преимуществ, о которых стоит здесь упомянуть.

Предоставляя пользователям четкую и логичную структуру продукта, предприятия помогают им быстрее и эффективнее находить необходимую информацию. Это может привести к более высокому коэффициенту конверсии, увеличению коэффициента удержания пользователей и, в конечном итоге, обеспечить предприятиям более высокую рентабельность инвестиций (ROI).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *