Пошаговый процесс создания логотипа. Ресерч — идея — концепт — презентация — утверждение
Основные этапы создания и разработки логотипа.
Создание логотипа – это первый шаг в построении вашего бренда и показатель профессионализма в бизнесе. Большинство деловых людей понимают, что сегодня ни одна компания не может процветать без логотипа. Но не все знают, что такое настоящий логотип и как он работает.
Логотип – это больше, чем просто лицо и идентификатор компании на онлайн- и офлайн-рынках. Для потребителя логотип – это гарантия качества; для деловых партнеров – это сигнал, что компания заслуживает доверия. Логика рынка такова: если у компании есть качественный логотип, это качество распространяется и на ее деятельность, а именно на производство товаров и оказание услуг. Логотип помогает компании выделиться среди конкурентов, делая ее узнаваемой и запоминающейся. Логотип составляет основу визуальной идентичности бренда. Исключительные права на логотип и фирменный стиль обеспечивают юридическую защиту активов компании.
Хорошо спроектированный логотип функционален. Он должен работать. Логотип не выполняет свою функцию, если был создан без учета (или в нарушение) правил маркетинга и дизайна.
Oveco Cosmetics — Дизайн бренда
Функции логотипа:
- Представление компании на рынке.
- Информирование рынка и аудитории.
- Формирование имиджа бренда.
- Выделение компании и ее продукта среди конкурентов.
- Защита прав собственности.
- Гарантия качества для потребителей.
- Привлечение внимания к бренду.
- Повышение лояльности потребителей.
- Основа для фирменного стиля.
Если логотип не справляется с какой-либо из вышеперечисленных задач, его необходимо переработать на основе маркетингового анализа и пересмотренного концепта дизайна.
Oveco Cosmetics — Дизайн бренда
Ресерч + Идея + Концепция дизайна = Реализация
Секрет хорошего логотипа – это вдумчивый ресерч, который логически приведет к правильной идее и станет основой концепции дизайна.
Изучение процесса создания логотипа поможет вам увидеть и понять, как рождается профессиональный логотип и какие шаги требуется предпринять заказчику и дизайнеру.
Этап 1. Бриф
Бриф – это документ, похожий на анкету. Он состоит из нескольких логических блоков (маркетинг, дизайн, администрирование). Бриф используется, чтобы сообщить дизайнерам основную информацию о проекте, целях и задачах, требованиях и пожеланиях заказчика.
Бриф минимизирует ошибки в проекте и помогает заказчику и дизайнеру раньше понять друг друга. Поэтому неплохо было бы найти время, чтобы ответить на все вопросы брифа.
Он также включает контактную информацию, сроки и бюджет.
Oveco Cosmetics — Дизайн бренда
Этап 2. Исследование
Любое исследование, проведенное заказчиком самостоятельно, бесценно для дизайнеров. Тем не менее, профессиональные дизайнеры всегда будут проводить собственный анализ: изучать рынок, конкурентов бренда, их логотипы и идентичность, изучать современные визуальные тренды применительно к текущему проекту. Особое внимание уделяется анализу самой компании, ее позиционированию, миссии, ценностям, целям и приоритетам. Исследование целевой аудитории также имеет решающее значение: бренд должен говорить на одном языке со своими пользователями и найти эмоциональный ключ к ним.
Лого и визитная карточка — Main Trade
Этап 3. Разработка концепции
Разработку концепции условно можно разделить на два элемента: интеллектуальная часть и визуализация идеи. Это самый сложный и ответственный этап создания, часто требующий от команды мозгового штурма. Мозговой штурм подразумевает несколько этапов:
Аналитические выводы – Идеологическое содержание – Словесное описание образа – Ассоциации – Визуализация образа
Концепция логотипа основана на идеологии бренда и включает версии визуального «сообщения», которые будут служить достижению поставленной цели. Основная задача – создать имидж бренда – сначала в виде словесного описания, затем в виде ассоциаций и, в конечном итоге, в виде визуальных образов.
Затем лучшие варианты концепции используются для создания набросков (эскизов).
Этап 4. Создание наброска
Эскизы логотипа сначала рисуются вручную на бумаге. Принято делать от 16 до 20 версий. Фотографии эскизов отправляются заказчику на рассмотрение. Затем проводят сеанс конференцсвязи, чтобы клиент мог выбрать 3-4 лучшие версии.
Этап 5. Работа над выбранными версиями
Выбранные эскизы воссоздаются в цифровом формате (обычно с помощью Adobe Illustrator). Добавляются детали, различные цветовые решения и элементы. Выбираются два варианта оформления текста: позиционирование относительно графики, размера, шрифта. В типографических логотипах (которые состоят из текста или стилизованной надписи) каждая буква обрабатывается и каждый элемент вычерчивается, превращая простую надпись в текстовый знак.
Готовые эскизы также обсуждаются с заказчиком.
AQ humidifier — Дизайн логотипа
Этап 6. Финальная презентация
Помимо версий логотипа, окончательная презентация обычно включает примеры размещения логотипа на продуктах, в корпоративных документах, рекламных материалах и т. д. Логотип сопровождается «историей» – описанием характеристик изображения, его возможными интерпретациями, преимуществами и недостатками.
После презентации следует еще одно обсуждение, которое завершается утверждением клиентом окончательной версии логотипа.
AQ humidifier — Дизайн логотипа
Этап 7. Сдача работы
Утвержденная версия визуализируется в различных форматах (EPS, JPEG, TIFF) для различных носителей. При необходимости изготавливаются разные цветовые варианты логотипа: полноцветный, монохромный, черно-белый. Иногда предлагается упрощенная версия для меньших вариантов рендеринга. Готовые файлы передаются клиенту. Они будут использоваться для внедрения логотипа в рекламную продукцию, корпоративную документацию и так далее. Они станут важной основой фирменного стиля компании.
В процессе создания логотипа клиент и дизайн-агентство становятся партнерами и сотрудниками. Результатом этого тандема станет правильный, визуально совершенный и значимый логотип – функциональный маркетинговый инструмент.
AQ humidifier — Logo Design
Перевод статьи medium.muz.li
Процесс создания игрушки — Дом мастеров
Создание игрушки начинается с добычи глины. Традиционно в хлудневском промысле использовалась местная синяя глина. Добывали её в глубоких глиняных колодцах, которые копали зимой. В период оттепели и летом колодцы затапливало водой. Несколько семей объединялись и вместе копали колодец в течение нескольких дней, выжидая пока промерзнет свежевыкопанный участок, а потом продолжали копать. Заготавливали глину на всех, чтобы хватило до следующей зимы.
Глина вымораживалась, отлёживалась, перемешивалась. Перед работой каждый кусочек синей глины разминался руками мастера.
В послевоенное время производство хлудневской игрушки было затруднено. Женщины не могли копать колодцы, а трудоспособных мужчин не хватало. Большая часть горнов для обжига была разрушена.
Но создание маленьких свистулек продолжалось. Глину стали добывать в местах, где она выходила на поверхность. В отличие от глины, добытой в глубоком колодце, в этой были не только камушки и корешки, но и вкрапления известняка, что влияло на пластичность сырья и прочность готовой работы. В этот период времени глина набиралась в малых количествах и не отлёживалась, а сразу шла в работу.
В результате, в послевоенное время процесс добычи глины для создания хлудневской игрушки был упрощен и стал отличаться от традиционного.
д. ХлудневоВторой этап – лепка. Лепили хлудневскую игрушку из заготовленной глины в течение года: весной, летом, осенью. За это время глина успевала отлежаться. Залегающее на глубине сырьё практически не содержало примесей известняка, что корней и другого сора, что ускоряло процесс подготовки глины к лепке.
Синюю глину разминали, убирая примеси и выгоняя пузырьки воздуха. А потом уже с помощью вдохновения и подручных инструментов создавали игрушку.
Декорирование поверхности игрушки.
- Примазка длинных колбасок или валиков из свежей глины. Такие валики накладывались на поверхность ещё сырых игрушек, слегка вдавливались и уплощались, становясь похожими на ленты. Концы этих лент примазывались мокрыми пальцами к поверхности игрушки. Такие детали, как правило, формировали элементы фигурки: детали головного убора, пояс, воротник и т.п.
- Таким же способом примазывался шарик из глины, который превращался в лепёшку при надавливании. Таким образом формировали пуговицы, пряжку пояса, серьги и т.д.
- Примазанные колбаски декорировали насечками.
- В последнюю очередь на подсыхающей глине делали проколы. Ими намечались глаза, ноздри на лицах людей и животных, отвороты одежды, ожерелье и т.п.
Слепленная игрушка несколько дней высыхала на свежем воздухе, и только после этого её можно было отправить в печь.
Следующий этап создания игрушки — это обжиг.
На обжиг собирали большие партии игрушек и закладывали в земляные горны, где игрушка обжигалась при высокой температуре порядка 3-4 часов.
В послевоенное время большинство горнов было разрушено, а обжиг в сохранившихся требовал большого количества дров и был дорог. Игрушку стали обжигать в маленьких самодельных “горнушках”, небольшими партиями. Изделия помещались внутрь самодельного горна и прикрывались сверху небольшими черепками от старой посуды.
Процесс обжига начинался с разогрева. Сперва зажигали щепки, потом жгли небольшие поленца. Хорошо разогрев изделия в горн закладывали крупные дрова.
Иногда игрушки обжигали вместе с глиняной посудой. Если изделие пережигали или задымляли, то оно приобретало серый или желтоватый цвет. В этом случае поверхности игрушек белили и приступали к росписи.
Обожжённую игрушку очищали от остатков золы, смахивая их пучком перьев, при необходимости игрушку белили.
Изначально расписывали игрушки куриными пёрышками или размоченными деревянными палочками. Позже стали использовать кисточки.
Из красок мастера предпочитали красители для ткани, фуксин. Позже стали применять акварель, но не любили гуашь. Основой красок служило куриное яйцо. Для замешивания использовали глиняные черепки.
Традиционные цвета глиняной игрушки: красный, желтый, зелёный, синий.
Партию игрушек выставляли в ряд и по очереди наносили краски сначала одного цвета, затем другого и так далее. Выделяли значимые элементы изделия: морду, уши, рога зверя; гребень, клюв, хвост и крылья птицы; кисти рук, контуры и элементы одежды у людей.
Мастера часто наносили полоски различных форм, точки, кружочки, пятна. Реже в росписи использовались такие элементы, как “запятые”, “скобочки”, чёрточки.
Различные процессы творчества
Несмотря на то, что творчество проникает почти во все сферы жизни, одним из наиболее заметных, но абстрактных столпов его является создание музыки. Музыка сама по себе не является осязаемой формой искусства, и тем не менее она оказывает глубокое влияние на многих из нас. Более глубокое понимание музыки или любой формы искусства в целом может быть достигнуто через понимание процесса ее создания.
Обычная черта музыкантов, пытающихся сочинить произведение, — просто начать играть на своем любимом инструменте и попытаться найти ноты или аккорды, которые им нравятся. После того, как первоначальная основа заложена, музыканты строят ее, пытаясь соединить части нот, чтобы придать ей прочную структуру. Как и во всех формах изобретения и творчества, пока не будет найден ритм песни, придется пройти через множество проб и ошибок.
Чтобы быть в курсе последних новостей, следите за каналом The Daily Star в Google News.
Творчество идет по совершенно другому пути в мире материального искусства, которое действует как зонтик для рисования, черчения, лепки или даже создания мозаики из яичной скорлупы и акварели. Дань уважения тому, насколько гибким и находчивым может быть создание искусства, — это работы Дастина Йеллина. Как современный художник, Йеллин лепит трехмерные коллажи из нескольких слоев стекла, каждый из которых покрыт детализированными изображениями, которые соединяются вместе, образуя единое изображение или пейзаж.
Художники, как правило, начинают создавать свои работы с набросков или изображений. Изображение может быть создано, вдохновлено чем-то, или это может быть визуализация того, как художник хочет выразить свои мысли. Вдохновение может исходить от зрительных или других сенсорных стимулов. Уловка, которой следуют многие художники, чтобы повысить творческий потенциал, — это рисование. Бесцельное рисование всего, что приходит в голову, не беспокоясь об изысканности или технике, может помочь мозговому штурму идей и концепций. Рисование также может помочь в конечном итоге получить желанный момент озарения. После того, как идея плана была представлена, начинается закладка первоначальной основы для их произведения. По мере развития произведения художник добавляет или удаляет по своему усмотрению. Многие художники называют этот этап процесса разветвлением первоначального наброска. Произведение растет и развивается, как организм, и на него влияют изменения настроения, влияния, ресурсы, мысли и т. д. художников.
Еще одним важным элементом использования творчества является использование языка. Люди разработали язык для простого общения. По мере того, как мы развивались, развивался и наш язык. Слова больше не служили единственной цели — сигнализировать или предупреждать других. Они объединились, чтобы рассказывать истории и создавать миры в словах, формулировать наши мысли и эмоции, служить лозунгами для революций, делиться знаниями и открытиями с разными поколениями и так далее.
Рассказывание историй — это одухотворенная форма искусства. Он постоянно развивается, переходя от одного средства массовой информации к другому, например, романы адаптируются к фильмам, и в последние годы он стал краеугольным камнем в индустрии видеоигр. Однако процесс написания может быть самым сложным, поскольку одни методы противоречат другим. Общий совет включает в себя четкое представление о сюжете и построение истории на его основе. Персонажи истории конкретизируются в соответствии с выбранным повествованием, со здоровым разбрызгиванием драматических поворотов сюжета здесь и там. С другой стороны, некоторые писатели считают, что наличие сюжета в уме до написания действует скорее как клетка, ограничивающая идеи, чем как полезный ориентир. Это оказывается особенно проблематичным при написании сценариев для фильмов, ориентированных на персонажей. Если писатель просто позволяет истории течь органично, это может открыть двери для новых сюжетных линий и возможностей для развития, хотя этот метод может подойти не всем.
Это лишь некоторые из бесконечных возможностей для демонстрации творчества. Кроме того, методы создания всегда увеличиваются с каждым человеком, поскольку они формируют его в соответствии со своими предпочтениями. Для творческого человека в любой дисциплине крайне важно найти тот путь, который лучше всего подходит для него. Этого можно достичь путем множества экспериментов и оттачивания способности мыслить нестандартно.
Образное мышление распространено повсюду, и разные формы творчества могут влиять друг на друга. Можно проводить параллели из одной дисциплины в другую, методы можно менять местами, одна форма искусства может служить музой для чего-то совершенно другого.
Трудно до конца понять, откуда берется творчество. Это может быть связано с природным талантом или практикой, или и тем, и другим. Что мы знаем, так это то, что это действительно прекрасное явление, независимо от интенсивности. Будь то творчество, проявленное ребенком, делающим рисунки с использованием нетрадиционных материалов для невероятных музыкальных механических приспособлений Мартина Молина, можно понять, что человеческий разум работает таинственными способами, чтобы выразить себя и свои идеи.
Фатима Джахан Эна считает себя хаотически нейтральным яйцом с чувствами. Сразитесь с ней на [email protected]
Процесс создания | Бытие 1:2-25 – Б. К. Ньютон
Возможно, ни один другой раздел Писания не вызывает столько споров и споров, как текст, который мы сейчас рассмотрим. Креационисты изливают эти стихи, чтобы сразиться с эволюционистами. И шестидневные буквалисты, и теистические эволюционисты яростно поглощают эти слова как для защиты, так и для атаки. Некоторые христиане с нетерпением ждут обсуждения извечного вопроса «пробел или нет промежутка?» с тем, кому это может быть интересно. И, конечно, кого-то могут даже напугать такие фразы, как «тьма над бездною». Этот раздел библейского текста краток по своей природе, объемен и загадочен почти во всех смыслах этого слова.
ЛИЦО БЕЗДНЫ // СТИХ 2
Вес и размах стиха 2 почти столь же монументальны, как и стиха 1; однако одно ключевое различие между этими двумя стихами заключается в тайне, которой окутан этот стих. Нам сказано, что «земля была безвидна и пуста». Точное значение фразы «без формы и пустоты» в отношении этого стиха несколько неясно, но большинство ученых, кажется, согласны с тем, что оно описывает хаотичную природу земли. Следующее упоминание о тьме на «лице бездны» служит для того, чтобы подчеркнуть растрепанность творения. Еврейское слово, означающее «глубокий», используется в других местах Ветхого Завета по отношению к океану, но в древнем мире оно также обозначало хаос всей природы. В то время было распространено убеждение, что природа не структурирована и не организована. Они считали, что только боги способны поддерживать все в рабочем и организованном порядке. Был ужасный страх перед хаосом, который окружающий мир мог развязать, потому что у нас есть врожденная потребность в структуре и предсказуемости.
Хотя первая половина этого стиха мрачная и зловещая, тон быстро меняется на более обнадеживающий. Во второй половине мы находим, что «Дух Божий носился над водою». Так как глубина указывает на необъятную и загадочную природу океана, воды, упомянутые здесь, похоже, делают то же самое. Говорят, что Дух Божий парит над поверхностью бездны. Когда все превратилось в хаос, на сцену выходит Дух, готовящийся навести порядок в беспорядке. Конечно, есть некоторые споры о том, что Моисей имел в виду под Духом Божьим в этом стихе. Многие христиане явно хотели бы рассматривать его как отсылку к учению о Троице; однако ответ не так прост. Концепция триединого Бога — это развитие, которое можно найти только в самом христианстве, поэтому мы не можем сказать, что Моисей придерживался тринитарной точки зрения, когда писал Бытие. Тем не менее, поскольку именно Бог действительно является автором Писания по вдохновению, нам не должно быть трудно поверить, что эти писания Моисея могут иметь большее значение теперь, когда Бог открыл больше человечеству. То, что Моисей, вероятно, знал просто как силу и власть Бога, теперь мы знаем как третье лицо Троицы. Поэтому я считаю, что мы можем с уверенностью полагать, что в этом стихе упоминается Святой Дух.
Наконец, внимательно изучив различные аспекты этого стиха, мы должны теперь задать самый насущный вопрос: к чему именно он относится? Когда и где именно этот зловещий стих играет роль в истории творения? К сожалению, однозначного ответа на любой из этих вопросов просто нет. Духовенство и миряне-богословы одинаково размышляли и размышляли о значении этого стиха на протяжении веков и даже тысячелетий. Поэтому я постараюсь обобщить несколько самых популярных мнений о том, как следует толковать этот стих по отношению ко всей первой главе.
Первая и, безусловно, популярная теория разрыва. Короче говоря, теория разрыва учит, что первый стих относится к сотворению Богом всего сущего, а второй стих описывает творение после разрушительного события (скорее всего, падения сатаны). Большинство сторонников теории разрыва также верят в существование старой земли, поскольку период времени между первым и вторым стихами потенциально может составлять миллиарды лет. Одним из основных мотивов формирования такого взгляда было, конечно, показать, что Библия не противоречит научным открытиям, утверждающим, что Земле миллиарды лет. Они также утверждали бы, что фраза «без формы и пустоты» обычно несет в себе оттенок суда в другом месте Писания, что делает ее подходящей для описания исхода первоначального Божьего суда над сатаной.
Противостоят теоретикам разрыва те, кто верит в отсутствие разрыва между первым и вторым стихами. Есть два основных способа просмотра творения с точки зрения отсутствия пробелов. Во-первых, второй стих описывает состояние, в котором Бог изначально сотворил все в первом стихе. В данном случае процесс творения, который начинается в третьем стихе, подробно описывает средства, с помощью которых Бог придал форму или порядок творению. Во-вторых, второй стих можно рассматривать как описывающий ничто, существовавшее до того, как Бог сотворил все. Эта мысль рассматривает первый стих как своего рода изложение тезиса всей первой главы, а не как конкретное событие во времени.
Справедливости ради следует отметить, что каждая точка зрения, перечисленная выше, абсолютно соответствует Библии. Следовательно, тот, кто верит в теорию разрыва, может и должен быть братом тому, кто верит, что второй стих описывает отсутствие творения. Это вопрос, который мы никогда не узнаем полностью по эту сторону неба; таким образом, это второстепенный вопрос. При этом, прежде чем я начал это исследование через Книгу Бытия, я склонялся к точке зрения теории разрыва. Однако теперь, прочитав нескольких верующих (каждый из которых верил во что-то хоть немного отличающееся), я склоняюсь к мысли, что второй стих описывает первоначальную форму, в которой Бог сотворил все. В первом стихе Бог создал сырье для вселенной, а во втором стихе описывается, на что это было похоже. Таким образом, оставшаяся часть первой главы описывает, как Бог формирует, формирует и наполняет творение в большей степени, чем мы знаем его сегодня. Причина, по которой эта точка зрения имеет смысл для меня, заключается в том, что она, кажется, соответствует образу действий Бога. Неоднократно в Библии мы видим события, которые Бог мог совершить менее чем за секунду; однако Он решает выполнить задачу с помощью ряда процессов. Хотя Он, безусловно, обладает способностью формировать весь космос с помощью простого дыхания, Бог систематически строит вселенную в течение ряда дней. Бог терпелив через процессы. Эта мысль прекрасно говорит о нашем спасении. В реальном смысле вся жизнь верующего есть один долгий процесс спасения, процесс воссоздания нас самих. Святой Дух был достаточно верен, чтобы продлить процесс творения на семь дней; мы можем верить, что тот же самый Дух внутри нас завершит начатую работу по восстановлению.
ТВОРЧЕСКОЕ СЛОВО // СТИХ 3
В этом и следующих двух стихах мы находим подробности, касающиеся первого дня творения. Здесь мы находим первые слова, следующие за началом существования, и Бог — тот, кто говорит. Часто отмечают, что Он просто сказал, и появился свет. Однако мы не должны упускать из виду основной богословский момент, который апостол Иоанн делает в первой главе своего Евангелия. Вступительный стих параллелен первому стиху Бытия, описывая Слово как существо с Богом и будучи Богом в начале. Затем параллель продолжается в третьем стихе обеих книг. В Иоанна 1:3 провозглашается великая истина о том, что «все чрез Него было сотворено, и без Него не было сотворено ничего, что было сотворено». Иоанн описывает Иисуса как воплощенное Слово Божье, Слово, через которое все было создано. Он таинственным образом связывает слова Бога «да будет…» с ролью Христа в творении. Как именно это так? Думаю, можно смело сказать, что она так же загадочна, как и природа Троицы. Это не обязательно укладывается в рамки нашего ограниченного разума, но мы можем со всей верой заключить, что первые три стиха Бытия дают важный вывод о жизненной необходимости Троицы в акте творения. Отец провозглашает творение. Сын есть средство, через, посредством, в и для которого провозглашено творение. И Дух наделяет силой процесс созидания.
ДА БУДЕТ СВЕТ // СТИХ 4
Не случайно Бог первым сотворил свет. Хотя мы видели во втором стихе, что тьма была над бездною, теперь Бог немедленно начинает рассеивать эту тьму. Он делает это, создавая свет, а затем отделяя его от тьмы. Древний ум, читающий это повествование, сразу бы понял, что Моисей провозглашал Бога владыкой даже над зловещей бездной, которая постоянно угрожала погрузить мир в хаос. Одним простым заявлением Бог творит свет, перед которым нет места тьме. Бог отвергает тьму и открывает свет.
Также важно ответить на вопрос, как Бог создал свет. Как может быть свет, если Бог не сотворил солнце, луну и звезды до четвертого дня? Многие люди высказали свои мысли, теории и предположения о том, как Бог смог удержать свет на небе без объектов, которые, как мы теперь знаем, дают свет. Однако в этом вопросе я буду на стороне Джона Кальвина:
Однако не по невнимательности или случайности свет предшествовал солнцу или луне. Мы ни к чему так не склонны, как к тому, чтобы привязать силу Бога к тем орудиям, агентами которых Он пользуется. Солнце и луна снабжают нас светом: И, по нашим представлениям, мы так включаем в них эту способность давать свет, что если бы они были изъяты из мира, то казалось бы невозможным, чтобы какой-либо свет остался. Поэтому Господь самим порядком творения свидетельствует, что Он держит в Своей руке свет, который Он может передать нам без солнца и луны.[1]
Обратите внимание еще на два пункта.
Во-первых, Бог считает свет хорошим. Это заявление является частью шаблона, который мы будем видеть на протяжении всех дней творения. Сначала нам говорят, что Бог говорит. Затем нам дается Его заповедь. Заповедь приводит к творению и/или разделению. Затем Бог называет и оценивает творение.
Наконец, мы получаем хронологическое деление на каждый день. Примечательно отсутствие заявления о том, что тьма — это хорошо. Вместо этого нам показывают, что Бог отделил свет от тьмы. Это первый проблеск святости Бога. В Нем есть свет, и свет не может жить вместе с тьмой. Должно быть отделение от тьмы.
ВЕЧЕР И УТРО // СТИХ 5
Во-первых, в этом стихе Бог дает имя свету и тьме. Акт именования подразумевает для древних евреев как существование, так и верховную власть. Имена были неразрывно связаны с состоянием бытия. Имя предмета или человека было важным аспектом того, кем они были. Кроме того, возможность назвать что-то была декларацией авторитета. Таким образом, Бог демонстрирует Свою власть даже над светом и тьмой, давая им имена и таким образом укрепляя их существование.
Наконец, Бог провозглашает, что были вечер и утро, день первый. Конечно, необходимо решить вопрос о том, являются ли этот день и последующие за ним буквальными или метафорическими. Исторические воззрения мало помогают в этом вопросе, поскольку большинство древних ученых едва ли задумывались о чем-либо, кроме шести буквальных дней. На самом деле именно концепция эволюции и натурализма заставила богословов усомниться в буквальном толковании этого текста.
Имея это в виду, вот несколько соображений по этому поводу. Во-первых, мы никогда не должны впадать в представление о том, что Библия должна соответствовать науке; вместо этого наука должна соответствовать Писанию. Поэтому давайте не будем формировать наше библейское мировоззрение вокруг научных открытий, которые устареют в ближайшие столетия или даже десятилетия. Во-вторых, шестибуквенная привычка — вполне приемлемая интерпретация, может быть, даже предпочтительнее. В-третьих, рассмотрение дней как периодов времени, безусловно, правдоподобно. Ближе к началу второй главы мы находим использование слова день означает гораздо больший период времени; следовательно, его можно было бы использовать и здесь. В-четвертых, поскольку солнце и луна не были созданы до четвертого дня, невозможно узнать, насколько эти первоначальные шесть дней напоминали наши нынешние 24-часовые сутки.
ДЕНЬ ВТОРОЙ // СТИХИ 6-8
Второй день творения может быть довольно трудно интерпретировать. Нам сказано, что Бог создал твердь, чтобы разделить воды. Как только это происходит, возникает пространство, называемое Небесами, которое находится над и под двумя водами. Конечно, это вызывает массу вопросов. Что именно подразумевается под простором? Это только атмосфера над нами или вся вселенная? Как бы то ни было, что значат воды над твердью? Относится ли это к водяному пару в небе, например к облакам, или же где-то за пределами звезд и галактик, которые мы знаем, есть какой-то более крупный водяной массив? Честно говоря, ни на один из этих вопросов нет однозначного ответа. Большинство ученых, которых я читал, считают, что вода наверху относится к атмосферному водяному пару. Хотя это, безусловно, могло бы быть правдой, кажется, требуется, чтобы кто-то рассматривал пространство как земную атмосферу; однако мы увидим, что Бог помещает солнце, луну и звезды в указанное пространство на четвертый день. Таким образом, мы могли бы сказать несколько вещей.
Во-первых, Моисей писал с явно человеческой точки зрения о небе, которое, кажется, имеет небесные сущности, подвешенные в атмосфере. В какой-то степени это, безусловно, верно, поскольку Бытие никогда не задумывалось как учебник по естествознанию; однако мы должны позаботиться о том, чтобы не слишком увлекаться такими мыслями, чтобы полностью отделить науку от Бытия.
Во-вторых, возможно, на небесах существовало какое-то большое тело взвешенной воды, но после Потопа от него остались только атмосферные облака.
В-третьих, водоем наверху может находиться где-то на окраине или даже за пределами вселенной. Я знаю, что эта мысль склоняется к чистой спекуляции и кажется смешной; однако люди как вид даже близко не подошли к рассмотрению внешних частей вселенной. Таким образом, хотя это может показаться абсурдным, на самом деле там может существовать водоем.
Со всеми этими мыслями и вопросами, касающимися этих трех стихов, важно сосредоточиться на их значении и значении. Что касается процесса творения в целом, мы можем вывести две мысли.
Во-первых, очевидно, что именно в этот день формируется атмосфера. Хотя пространство, вероятно, относится и к космическому пространству, во все дни творения можно обнаружить заметную организующую структуру, заключающуюся в том, что Бог подготавливает творение к тому, чтобы оно стало обитаемым для человечества. Как мы увидим, Бог создает человечество как венец творения, тварей, носящих Его образ. Следовательно, формирование и строение земли и небес готовится к тому, чтобы стать жилищем человечества.
Во-вторых, эти стихи подчеркивают организованное и суверенное формирование существования Богом. Воды, разделенные здесь, вероятно, являются бездной, описанной во втором стихе. Таким образом, Бог открывает, что бездна, предчувствующий ужас древнего мира полностью находится под контролем Бога. Зловещие и могучие воды принадлежат Ему, чтобы отделять и управлять ими. Более того, если сила вод обрушивается на человечество, то они делают это исключительно по указу Всемогущего Бога и как орудия Его справедливости (т. е. Потоп).
ДЕНЬ ТРЕТИЙ // СТИХИ 9-13
В этой первой части третьего дня основное внимание уделяется разделению вод под пространством, чтобы создать сушу. Эти стихи вместе с описанием второго дня помогают еще больше прояснить, что во втором стихе говорится о преформированной земле, покрытой чем-то вроде изначального океана. Однако Бог продолжает Свой процесс формирования мира, чтобы сделать его пригодным для жизни. Божья власть над водой еще раз проявляется, когда Он повелевает ей отступить и дать начало земле. После этого разделения Бог дает имя земле и водам, называя их Землей и Морями, а затем объявляет их хорошими.
В отличие от первых двух дней творения, когда Бог выполнял по одному делу каждый, на третий день Он завершает два отдельных, но связанных произведения творения. Создав сушу, Бог теперь возделывает землю, заставляя расти растительность. Есть несколько наблюдений, которые мы можем почерпнуть из этих стихов. Сначала Бог создал растительность из семян. Это означало, что Бог не только создал первое поколение творения, но и хотел, чтобы творение было устойчивым. Вместо того, чтобы Бог создавал вечные растения или нуждался в воссоздании растения каждый раз, когда кто-то умирал, Бог создал процесс, с помощью которого растения могли воспроизводиться. Поскольку природа воспроизводства — это все, что мы когда-либо знали о творении, мы можем очень легко принять как должное внутреннюю красоту чудесного и эффективного замысла Бога. Конечно, не будем заходить слишком далеко на территорию деизма, полагая, что Бог сотворил, а затем оставил творение в покое. Бог, безусловно, активен и работает, чтобы поддерживать творение, но Его творение также обладает замечательной самоподдерживающей природой. Во-вторых, Бог создал различные виды растительности, «каждую по роду ее». Это довольно четкий взгляд на концепцию эволюции (включая теистическую эволюцию), потому что очевидно, что Бог создал несколько видов растений одновременно. Это означает, что не все растения произошли от общего предка.
С завершением третьего дня к Божьему космосу добавляется еще один цвет. К основному белому и черному дня и ночи добавилась синева неба и моря. Теперь полотно украшено зеленым цветом. Золотисто-желтое солнце и красноватый человек завершат эту радугу цветов.[2]
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ // СТИХИ 14-19
Прежде чем обсуждать четвертый день творения, я должен отметить связь четвертого, пятого и шестого дней с первым, вторым и третьим днями. Процесс творения в Бытие 1 можно разделить на две части: первые три дня и вторые три дня. Причина этого разделения в том, что дни творения проводят параллель формирования и наполнения. Первые три дня связаны с формированием творения, а вторые три дня сосредоточены на наполнении сформированной материи. В первый день Бог сформировал свет, а в четвертый день Он наполняет небеса носителями света. Второй день показывает, как Бог формирует океаны и небо, а в пятый день каждое из них наполнено существами. Третий день включал в себя два совершенно отдельных акта творения, как и шестой день. Сухой грунт формируется вместе с растительностью на третьи сутки. Затем, на шестой день, создаются животные, чтобы наполнить землю, и люди, которые будут есть растительность.
Именно здесь, на четвертый день, небеса наполняются объектами света. Какой бы свет ни существовал в течение первых трех дней, ясно, что именно в этот день космос стал больше походить на то, чем он является сегодня. Бог создает солнце, луну и звезды с помощью еще одной могущественной команды. Стоит отметить тот факт, что назначение этих небесных объектов сильно подчеркнуто.
Во-первых, Он утверждает, что они должны действовать как знаки. Девятнадцатый псалом дает чудесную мысль о том, как эти сотворенные объекты должны быть знамениями, провозглашая, что небеса возвещают славу Божию. Провозглашение и провозглашение славы Божьей — это всеобъемлющая цель всего творения в целом, однако ее можно увидеть в величественной степени в великих сущностях на небесах.
Во-вторых, они служат рекордом времени. Поскольку Бог сотворил землю, чтобы она существовала во времени, солнце и луна служат постоянным средством измерения этого времени.
В-третьих, они освещают землю. Солнце днем дает нам много света, а луна и звезды светят ночью. Эти средства служения земле и остальному творению были весьма мощным посланием людям дней Моисея. Как отмечалось ранее, эти дни творения частично служат богословскому демонтажу ложных богов древнего мира. Так и здесь. Многие люди поклонялись солнцу и луне как главным божествам. Например, Ра был египетским богом солнца, а Баал — богом луны. Таким образом, помещая эти объекты в подчиненные роли, Бог подтверждает Свое превосходство над ними.
Кроме того, моя любимая фраза во всех пяти стихах — просто «и звезды». Благодаря чудесам современных изобретений мы обнаружили великолепную информацию о величии Вселенной и триллионах и триллионах звезд внутри нее. Тем не менее, несмотря на всю информацию, которую мы получаем, мы просто остаемся с большим чувством чуда и тайны. Необъятность Вселенной настолько велика, что было бы довольно легко придать ей слишком много значения. Поскольку его величие можно увидеть, оно может затмить славу невидимого Бога. Однако величие вселенной должно указать нам на бесконечно большую славу Всевышнего. Бог, которому мы служим, настолько велик, что Он может описать создание туманностей, галактик и квазаров тремя словами: и звезды.
Мы должны чувствовать нашу малость в сравнении. Карл Саган классно уловил такое чувство при виде необъятности Вселенной, когда он прокомментировал спутниковый снимок Земли как крошечную голубую точку.
Рассмотрим еще раз эту точку. Это здесь. Это дом. Это мы. На нем все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, все люди, которые когда-либо были, прожили свою жизнь. Совокупность наших радостей и страданий, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических учений, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизации, каждый король и крестьянин, каждая влюбленная пара, каждая мать и отец, подающий надежды ребенок, изобретатель и исследователь, каждый учитель нравственности, каждый коррумпированный политик, каждая «суперзвезда», каждый «высший лидер», каждый святой и грешник в истории нашего вида жили там — на пылинке, подвешенной в Солнечный луч. Земля — очень маленькая сцена на огромной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы в славе и триумфе они могли стать на мгновение хозяевами доли точки. Подумайте о бесконечных жестокостях обитателей одного угла этого пикселя над едва различимыми обитателями другого угла, как часты их недоразумения, как они жаждут убить друг друга, как сильна их ненависть. Наша поза, наше воображаемое самомнение, заблуждение, что мы занимаем какое-то привилегированное положение во Вселенной, бросают вызов этой точке бледного света. Наша планета — одинокое пятнышко в огромной окутывающей космической тьме. В нашей неизвестности, во всей этой безбрежности нет и намека на то, что помощь придет откуда-то еще, чтобы спасти нас от самих себя.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ // СТИХИ 20-23
Параллельно второму дню воздух и вода наполняются тварями на пятый день. Теперь, когда воздух, моря, земля, растительность и звезды созданы, земля готова поддерживать жизнь. В одном великом акте творения Бог наполняет моря и небеса живыми существами. Великие морские существа упоминаются здесь специально, скорее всего, потому, что они также были предметами поклонения в древнем мире. Также мы должны отметить, что Бог дает заповедь новосотворенным созданиям: они должны плодиться и размножаться на земле. Это был акт благословения. Способность исполнять волю Божию – это высшее благословение, которое можно получить.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ // СТИХИ 24-25
Мы закончим этот длинный раздел исследования, взглянув только на первый акт творения на шестой день. Сотворение человека будет обсуждаться в оставшейся части первой главы и почти во всей второй главе. Тем не менее, первое творение Бога на шестой день должно было наполнить сушу существами. Как и в случае с растительностью и существами из пятого дня, Бог создает все виды наземных животных одновременно. Здесь перечислены три вида наземных животных: домашний скот, пресмыкающиеся и дикие звери.