Жизнь на тибете: За 70 лет жизнь продолжительность жизни в Тибете выросла вдвое

За 70 лет жизнь продолжительность жизни в Тибете выросла вдвое

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

В мире

26.09.2021 19:34

Поделиться

В Тибетском автономном районе жизнь людей меняется к лучшему

Юань Шэнгао

Услышав знакомый звук подъехавшего ко двору автомобиля, Кундрол, который только что допил чашку чая, бросился к воротам. Он увидел внучку Даву Дролкар с двухмесячным младенцем на руках. Кундрол взял малышку на руки и крепко поцеловал.

Предоставлено для China Daily

Кундрол — житель городка Начен городского округа Лхаса, административного центра Тибетского автономного района. Он радуется каждому дню и тому, что все еще здоров в свои 70 с лишним лет, гордится, что является старшим в своей семье, состоящей из четырех поколений. «Семь десятилетий назад, когда жизнь была намного тяжелее, а здравоохранение было не на высоте, вряд ли можно было найти семью из четырех поколений, — говорит Кундрол. — А сейчас это не редкость в Лхасе и остальной части Тибета».

Он родился в крепостной семье в конце 1940-х годов. Его отец умер, когда мальчишка был еще совсем маленьким, и его матери пришлось очень много работать, чтобы в одиночку вырастить четверых детей. «Нехватка еды была самой большой проблемой для моей семьи, — рассказывает Кундрол. Когда мы были особенно голодны, приходилось есть даже траву». Но в конце 1950-х годов жизнь начала меняться к лучшему. Достигнув совершеннолетия, юноша пошел в армию, а позже устроился садовником в Лхасе. Он вышел на пенсию более десяти лет назад, и теперь его ежемесячная пенсия составляет более 3000 юаней (примерно 460 долларов).

Секретарь партии Тибетского автономного района У Инцзе рассказал, что рост продолжительности жизни, а также увеличение численности населения в Тибете произошли благодаря улучшению условий жизни и совершенствованию медицинского обслуживания. Чиновник привел данные последней национальной переписи Китая: население района выросло с 1,15 миллиона в начале 1950-х годов до 3,65 миллиона в прошлом году, а средняя продолжительность жизни практически удвоилась — с 35,5 года в 1951 году до 71,1 в 2020-м. Ожидается, что средняя продолжительность жизни в Тибете к 2025 году составит 72,3 года, сообщил он.

У отметил, что сейчас Тибет является единственным провинциальным регионом Китая, которому не угрожает старение населения. Только 8,52 процента его жителей старше 60 лет. Молодые люди составляют высокий процент населения. У также сообщил об улучшении «качества» населения, то есть увеличении числа образованных людей.

За последние десятилетия в домохозяйствах Тибета наблюдается увеличение доходов

Мнение У разделяют многие жители Тибета. Так, 80-летний Чжамьян Ванчук и его жена являются старшими членами еще одной семьи из четырех поколений в микрорайоне Гьяронг в Лхасе. Пожилой мужчина сказал, что у него много друзей примерно такого же возраста. «Когда мы встречаемся друг с другом, то всегда говорим о росте населения в Тибете, — сказал Чжамьян Ванчук. — Замечаем, что это не только увеличение количества, но и повышение качества».

Говоря о повышении «качества», Чжамьян, конечно же, тоже имел в виду тот факт, что люди сегодня имеют лучшее образование, чем его сверстники. Сам Чжамьян Ванчук получил образование, когда служил монахом в храме, около 60 лет назад. «В то время обычные семьи не могли отдать детей в школу», — сказал он. А вот все его пятеро сыновей и дочерей уже посещали школу, а в третьем поколении его семьи — четверо выпускников университетов.

В социальном учреждении в Лхасе: масляный чай — традиционныйнапиток Тибета. Фото: Ван Чжуанфэй / China Daily

В 2020 году в Тибете насчитывалось 920 начальных и средних школ и семь высших учебных заведений. Уровень охвата детишек школьным образованием достиг 99,93 процента. «В районе предлагается 15-летнее государственное образование от детского сада до средней школы по сравнению с девятилетним обязательным образованием в других частях страны», — рассказал У.

Но даже при том, что в Тибете доступно бесплатное базовое образование, местные жители готовы вкладывать средства в программы профессионального обучения. Они осознали, что образование — это инвестиции, направленные на ускорение их карьерного роста и улучшение условий жизни. Такая готовность еще сильнее проявляется в сельских районах Тибета. Жители ожидают, что обучение поможет им овладеть востребованными сегодня компетенциями и найти занятия помимо земледелия и скотоводства.

Наглядный пример — Чогьял, сельский житель уезда Гялзе городского округа Шигадзе. До 2016 года он жил в обедневшей семье. От односельчан узнал, что правительство Шигадзе организует различные образовательные курсы, чтобы помочь сельским жителям овладеть новыми навыками для будущего трудоустройства. Чогьял понял, что это возможность изменить свою жизнь и жизнь своей семьи к лучшему. Он поступил на курсы в Шигадзе в 2017 году и через несколько месяцев получил квалификацию сварщика.

В 2018 году он основал небольшую компанию, предлагающую сварочные услуги для местных строительных площадок. Годовая чистая прибыль от его бизнеса за последние годы выросла примерно до 250 тысяч юаней. Видя, что доходы его компании неуклонно растут, он призвал односельчан выучиться профессии сварщика и работать в его фирме. «Теперь, когда я выбрался из бедности, планирую создать больше рабочих мест для местных жителей, чтобы помочь им повысить свои доходы», — сказал Чогьял.

По словам У, по мере того как жителям района было предложено больше работы и возможностей для бизнеса, за последние десятилетия в домохозяйствах наблюдается существенное увеличение доходов. «Последние официальные статистические данные показывают, что в прошлом году средний годовой доход на душу населения в городских и сельских районах региона достиг 41 156 и 14 598 юаней соответственно. Это в 89 и 134 раза больше, чем было в 1965 году», — подчеркнул У.

Российская газета — Спецвыпуск: Китайский взгляд №220(8571)

Поделиться

КитайМакроэкономика

Пять лет в Тибете | Forbes.ru

Игорь Минтусов, председатель Совета директоров «Никколо М» и вице-президент РАСО, о том, зачем он в шестой раз собирается в Тибет

Тибет всегда был загадочной страной, полумистическим символом. Сначала я хотел поехать туда «для галочки». А вышло так, что съездил туда уже пять раз.

Первая поездка в 2005 году была потрясающей и самой тяжелой в моей жизни. У моих друзей-компаньонов была цель сделать кору. Кора — это ритуальный обход вокруг горы, определенная религиозная процедура. Одна из самых важнейших буддистских святынь для коры — это гора Кайлас, которая находится на западе Тибета, примерно в 1500 км от Лхасы.

Стартовая точка обхода располагается на высоте 4500 м. Самая высшая точка этой коры — 5500 м. Обход составляет 53 км, или три дня с двумя ночевками. Поскольку в университете я занимался легкой атлетикой и был кандидатом в мастера спорта — бегал на длинные дистанции, — то мне казалось, что я за компанию с товарищем кору пройду легко.

Природа Тибета очень необычная. Это самое большое в мире плоскогорье, его площадь составляет 2 млн кв. км, это четверть Китая. Ты все время находишься одновременно в долине и в горах. Дорога по плоскогорью тяжелая: автобус трясется с максимальной скоростью 40 км/ч. Ночевали мы в деревнях, которые попадались нам два-три раза в день. Когда доехали до Кайласа и утром я встал, чтобы подойти к якам (мы должны были совершать кору на этих животных), я два раза упал. Китайский гид посмотрел на меня и сказал приблизительно так: а вас, Штирлиц, я попрошу остаться. Я не возражал. Мне пришлось провести в дацане три дня, ожидая, когда мои товарищи пройдут кору. У меня что-то случилось с вестибулярным аппаратом: я терял равновесие на ровном месте. Шел — земля на тибетских плоскогорьях неровная — и, даже если чуть-чуть спотыкался, не удерживал равновесие и падал. Головных болей не было, просто постоянная череда падений. Из-за горной болезни за девять дней путешествия я похудел на 10 кг.

Я пребывал в полузабытьи, в странном состоянии, когда снится сон, но утром просыпаешься и непонятно, был это сон или нет, настолько он реальный. Мне приснилось, будто у меня есть китайская знакомая и я на ней женился. Когда проснулся, я два-три дня не мог понять, было ли это на самом деле — настолько яркими были ощущения от церемонии бракосочетания. Но в целом три дня в дацане были чудными. Я читал книги о Тибете: всегда вожу в путешествия пять-восемь книг о стране, в которую еду.

Стандартная тибетская деревня выглядит ужасно. Поселения очень малы, во многих нет электричества. «Отели» в форме квадрата с внутренним двором, куда выходят комнаты. Одна из смешных особенностей: в Тибете кошмарные туалеты либо их вовсе нет. В поселении, где мы останавливались, туалет обычно находился в ста метрах от «отеля» и напоминал заведение на советско-российском полустанке: глиняная избушка, в которой помещался настил с отверстиями. Деления на мужской и женский нет, впрочем, там это никого не интересует.

Вначале я колебался — брать или не брать супругу. Но в те первые три дня поездки, когда мне было особенно тяжело, единственная мысль, которая меня согревала, что я ее не взял с собой. Если бы она оказалась в Тибете, я думаю, она просто убила бы меня за такой туристический «сюрприз». Она любит комфортные условия проживания, а там как минимум нет горячей воды в «отелях». Это я дипломатично выражаюсь.

Во второй раз в Тибет я снова поехал за компанию с товарищем в 2007 году и совершил в итоге кору пешком вокруг Кайласа. Я серьезно готовился, мы с товарищами запаслись лекарствами, я постоянно принимал таблетки от горной болезни.

Затем было две поездки в Восточный Тибет со стартовой точкой в городе Чэнду, столице провинции Сычуань. На востоке Тибета все принципиально по-другому. Там высокий уровень цивилизации, развита инфраструктура, дороги. Это создает контраст с Западным Тибетом, где все еще только строится.

Третья поездка расширила мое сознание, дала представление о других реальностях, о другом образе жизни. Вообще поездки в Тибет нельзя сравнивать с путешествиями в Камбоджу, Вьетнам, Лаос, потому что в Тибете важнейшей чертой идентичности является именно буддизм. Без понимания этого в особенностях Тибета не разобраться, ведь там все занимаются спасением, везде происходит поиск смысла жизни. Люди, как известно, делятся на две категории: первым интересен этот вопрос, а вторым — нет. Я принадлежу к первой категории. Поэтому тем, кто из первой категории и кто еще не нашел смысла жизни, — прямая дорога в Тибет.

Третья поездка была принципиально иной. Мне повезло, я познакомился с Владимиром Малявиным, выдающимся российским китаеведом, который, в частности, перевел на русский язык книгу Лао-Цзы. Он даосист, живет на Тайване, преподает в местном университете и иногда организовывает подобные поездки. Это уже не просто туризм, когда гид приводит вас к местам боевой славы и рассказывает о них. Мы все время ведем беседы о смысле жизни, о судьбах буддийской, а заодно и российской интеллигенции. Одна из главных тем наших бесед — религия бон, существовавшая в Тибете до буддизма.

Меня потрясает, что только в VII веке нашей эры буддизм привезли в Тибет. А ведь Будда Шакьямуни жил в VI веке до нашей эры. То есть через 1200 лет учение Будды прибывает в Тибет, и опять через 1400 лет, в XX веке, тибетская ветвь становится главной ветвью в буддизме. Вот это сила идеи!

В буддизме нет бога, нет посю- и потустороннего мира, как в христианстве или исламе. Меня, атеиста, буддизм привлекает именно этим. Представьте, что каждая религия — это одежда в вашем гардеробе, которую вы выбираете, когда идете на какое-то мероприятие. Вы выбираете то, что вам удобно, что на вас хорошо сидит, что решает определенные социальные задачи. Кому-то удобно надеть зимний тулуп православия, кому-то — протестантскую рубашку, иудейскую тюбетейку. Когда я примеряю «одежду» из того, что есть в моем гардеробе, то понимаю, что мне удобнее буддизм. Часть проблем других религий в буддизме снимается. Если в христианстве и в исламе главная проблема для «новичка» — преодолеть границу между верой и неверием, то в буддизме другой ракурс: все происходит из пустоты и все уходит в пустоту. Как понять это?

В Тибете переживаешь сильное эмоциональное воздействие. Ответы приходят уже через восприятие, а не через голову. Хотя как такового чувства просветления у меня не возникало. Может быть, потому, что я недостаточно серьезно занимался медитацией. Ведь это процесс, который ты должен проходить под руководством учителей. Это происходит не тогда, когда ты приходишь с рассеянным сознанием на службу в храм и скучаешь там, думая о своих московских делах, а мысль скачет с предмета на предмет. Суть медитаций в том, что ты работаешь со своим сознанием, концентрируешь его на определенных вещах.

Последний раз я ездил в Центральный Тибет. Это была комфортная поездка, поскольку мы ездили и ходили вокруг наиболее обжитой части Тибета на высоте в среднем 3500 м. Мы прилетели в Пекин в семь утра, а в девять был самолет в Лхасу. Лхаса, столица Тибета, — красивый интересный город, где есть старая и новая части. В новую китайцы вложили массу денег, понастроив современные отели и бутики. А в старой потрясающие виды, рай для тех, кто ищет тибетско-буддийскую аутентичность, множество магазинов с экзотикой Тибета. Чтобы поехать в Лхасу, нужно отдельное разрешение. Его получают заранее — это не Турция, где штамп ставят прямо в аэропорту. Рекомендую договариваться с местными партнерами, которые должны это сделать за туриста. Самостоятельно путешествовать по Тибету не советую. Документы там проверяют в каждом административном районе.

В Центральном Тибете есть четыре ключевых монастыря, располагающихся примерно в 100 км от Лхасы. Два раза довелось общаться с живыми буддами — людьми, достигшими состояния просветления, но решившими остаться на предыдущей ступени, чтобы помочь всем остальным людям достичь просветления. В православной традиции они были бы оптинскими старцами. Таких в Тибете две-три сотни.

Один из будд был плотно сбитым монахом семидесяти четырех лет. Владимир Малявин переводил мои вопросы на китайский, а женщина-переводчик уже сообщала их монаху на тибетском. Я спросил, знает ли будда, когда он умрет. Вопрос шел по цепочке. Будда удивился, внутренне вздрогнул и ответил «да». Потом сделал паузу и сказал, что это не эксклюзивное, не сакральное знание для тибетских монахов, многие обычные люди также знают ответ на этот вопрос. Второй вопрос, который я ему задал, звучал так: что вы знаете о России. Учтите, что старец живет в монастыре с пяти лет, он никогда и нигде не был. Я думал, он скажет «Ленин», «коммунизм», или «холод», или «перестройка». А он сказал: «Воевать вы любите». И все! Это была единственная фраза о России, которую он произнес! Время от времени я думаю над этой фразой. Это наше все. Он сказал ее с особой интонацией, немного улыбнулся. Суть России в этом. И никакого там Достоевского или Ленина.

Сейчас для меня закончился этап экстенсивного освоения Тибета — культуры, географии, истории. Посещены многие монастыри. Начался этап внутреннего познания — в следующем году я поеду специально в монастырь для обучения практикам медитации. Выбрать учителя мне помогут на месте. Кто им станет, не так уж и важно. Ведь поездка в тибетский храм — это не поступление в американский университет Лиги Плюща.

— Записала Мария Гвоздева

Ваш путеводитель по тибетскому народу и культурной жизни

На высокогорном Цинхай-Тибетском нагорье находится Тибетский автономный район, самая западная часть Китая. Когда-то древняя империя, правившая такими далекими на востоке землями, как Чэнду, тибетцы превратились в идеальных жителей этого высокогорного плато. Уникально развитые, чтобы выжить и действительно процветать в этих суровых условиях, выносливые тибетцы тысячи лет жили в виртуальном уединении, преднамеренно отрезанном от западного мира.

Уникальные по своим религиозным верованиям и культуре тибетцы — набожный народ, ведущий богатую жизнь в поисках истинного просветления. В то время как жизнь на плато может быть суровой, тибетцы сумели найти способы выжить, включая выращивание выносливого горного ячменя и приручение вездесущих яков, которые бродят по равнинам и прериям стадами, о которых заботятся своих кочевников-скотоводов.

Кто такие тибетцы?

Тибетцы — этническая группа людей, проживающих в Тибете, регионе Китая на высокогорном Цинхай-Тибетском плато на крайнем западе Китая. Считается, что они произошли от древнего народа цян (название, данное различным группам людей, живших на территории древнего западного Китая за тысячи лет до китайских династий). Тибето-бирманские языки.

Тибетцы являются коренными жителями Тибета

Современные тибетцы используют одну из форм китайско-тибетских языков, на которых существует более дюжины различных диалектов. Широко распространено мнение, что современные тибетцы произошли от племен Занг около 15 000 лет назад и, возможно, объединились с еще более ранними жителями плато около 11 000 лет назад, когда народ шерпа отделился от тибетцев. Однако в тибетской мифологии считается, что люди были рождены от брака обезьяны Пхатрелген Чангчуп Семпа и скального людоеда Ма Драг Синмо.

Тибетцы — чрезвычайно набожные люди, твердо верящие в буддийскую веру. Эта буддийская религия, пришедшая в Тибет примерно в 7 веке, интегрировалась в древнюю тибетскую культуру и стала уникальной культурной религией, которая встречается только на плато в провинциях Тибет, Сычуань, Цинхай и Юньнань.

Традиционный образ жизни тибетцев

Тибетцы приветливы и гостеприимны, дружелюбны, общительны и умеют смеяться перед лицом трудностей. Людям не только удалось выжить в чрезвычайно суровых условиях Тибетского нагорья, они процветали в них и даже построили огромную империю, которая когда-то расширилась до того, что сейчас является значительной частью Китая.

Традиционный кочевой образ жизни Тибета

Традиционно тибетцы в основном кочевые люди, живущие на лугах и прериях плато в больших палатках, известных как юрты, следуя по зеленым пастбищам со своим скотом при смене времен года. В других частях плато можно найти деревянные и каменные дома, покрытые буддийскими символами и украшенные яркими цветами, что свидетельствует о древней Тибетской империи, созданной тибетским королем Трисонгом Деценом.

Платье тибетцев

Типичное тибетское платье очень уникально и хорошо приспособлено к засушливому пустынному ландшафту и суровому климату плато. Обычно сделанные из шелка, шерсти, овчины и хлопка, стили меняются в зависимости от времени года и погоды: более свободная одежда для более теплого лета и несколько слоев сохраняющей тепло одежды в разгар суровой тибетской зимы.

Традиционная тибетская одежда

Для мужчин костюмы свободного кроя и смелого дизайна, с яркой одеждой и крепкими кожаными ботинками, а для женщин одежда свободная и элегантная, позволяющая им двигаться грациозно. и со смелыми красочными узорами на ткани. Рукава рубашки или платья традиционно намного длиннее их рук, и становятся более заметными, когда они танцуют, а концы рукавов развеваются вокруг них замысловатыми узорами.

Сельское хозяйство тибетцев

При очень ограниченных пахотных землях, пригодных для сельского хозяйства, натуральное сельское хозяйство является основной формой сельского хозяйства. Домашний скот, такой как овцы, яки и козы, является основным видом сельского хозяйства, и фермеры ведут кочевой образ жизни, путешествуя по равнинам со своими стадами, следуя за пышной травой, чтобы получить лучший пастбище для своих животных. Передвижение по равнинам является естественной формой экологического земледелия, позволяющей использовать пастбища, которые использовались для отдыха и восстановления плодородия, прежде чем снова использовать их в последующие годы.

Тибетское сельское хозяйство

Пахотные угодья составляют всего около двух процентов от общей площади Тибета и обеспечивают зерном, необходимым для повседневной жизни на плато. В этой хрупкой среде необходимы выносливые культуры, поскольку даже самые низкие пахотные земли на востоке Тибета намного выше, чем самые высокие сельскохозяйственные угодья в других странах. Чередование культур, паровые периоды и смешивание культур позволяют фермерам поддерживать устойчивую систему земледелия в течение ограниченного вегетационного периода.

Торговля тибетцев

В Тибете торговля была основной отраслью на протяжении тысячелетий, со времен древней Дороги Чайной Лошади и Соляного Торгового Пути до более современных видов торговли. Существуют свидетельства тибетской торговли, начиная с 7-го века, как на плато, так и за его пределами, и экспорт сырья, такого как соль, бура, травы и драгоценные камни, продолжался между Тибетом и Непалом, Индией и внутренним Китаем. более 1500 лет. Экспорт традиционно осуществлялся за товары, которые нельзя было производить на плато, такие как шелк, бумага, чернила, чай, а также изделия из железа и стали. И многие продукты питания торгуются по соглашениям с Непалом и Индией.

Религиозная жизнь — Паломничество

В тибетском буддизме паломничество — это путешествие, которое меняет жизнь человека в поисках просветления, часто в какое-то священное место, такое как храм или святая гора. Тибетское слово, обозначающее паломника, — «gnas skor ba», или «тот, кто обходит священное место», и кора, религиозный обход священного места, является основной частью путешествия паломника. Этот обряд, совершаемый в конце пути, определяет паломничество. Многие паломники добираются до места поклонения пешком, а некоторые совершают простирания, хотя это не является обязательным требованием. Можно путешествовать верхом на лошади или на машине, если совершать ритуальную кору только пешком. В тибетском буддизме считается, что заслуга от совершения коры меньше, если она выполняется верхом, чем при ходьбе.

Благочестивое тибетское паломничество

Древние тибетские буддисты совершали длительные путешествия в Индию, чтобы получить учения буддизма и посетить священные буддийские места. Непал также долгое время был местом паломничества тибетских буддистов в такие места, как ступа Боднатх и Лумбини, священное место рождения Сиддхартхи Гаутамы, первого Будды, в 623 г. до н.э.

В Тибете места паломничества включают знаменитый храм Джокханг в Лхасе, одно из старейших буддийских мест в Тибете, датируемое 7 веком, и священную гору Кайлаш в префектуре Нгари на западе Тибета, которая считается горой Меру. , центр вселенной, в индуизме, буддизме, джайнизме и бон. Храм Джокханг долгое время был излюбленным местом паломничества тибетцев, путешествующих в Лхасу, чтобы поклониться перед воротами храма и совершить святую кору вокруг храма, который проходит по знаменитой улице Баркхор, торговому центру Лхасы. , с сотнями продавцов, продающих почти все, что вы можете себе представить, из Тибета.

Тибетская идея смерти и реинкарнации

Смерть и реинкарнация занимают важное место в тибетском буддизме, и все тибетцы свято верят, что однажды они достигнут просветления и поднимутся на более высокий план существования. Тибетские буддисты верят, что существует два вида реинкарнации. Первый — это непроизвольное воплощение, когда карма берет верх и возвращает вас к новой жизни, часто вызванной разрушительными желаниями и эмоциями.

Второй — добровольными средствами, когда силой молитвы и сострадания, приносящих пользу другим, они могут выбрать время и место своего возрождения, а также выбрать, кем будут их родители. Люди, известные как «тулку», практикуют эту вторую форму реинкарнации, и на протяжении более 9 лет00 лет люди верили, что реализованная душа может выбирать обстоятельства своего перерождения, чтобы принести наибольшую пользу человечеству и обеспечить непрерывность своего духовного пути к истинному просветлению.

Самые известные реинкарнации в Тибете — это реинкарнации самого высокопоставленного ламы, главы тибетского буддизма, и Панчен-ламы, второго по величине воплощения Тибета. Оба этих религиозных деятеля перевоплощались несколько раз, и каждый раз, когда один из них умирает, читаются знаки, чтобы определить место перерождения ламы. Найдя их, они отправляются в монастыри, чтобы начать свой путь к тому, чтобы стать ламой.

Тибетские мужчины и женщины

Роли мужчин и женщин в тибетском обществе оставались неизменными на протяжении тысячелетий: женщины заботились о доме и своих мужьях, присматривали за детьми, готовили и занимались мелкими делами. работа в полях и кочевых деревнях. Мужчины играют более доминирующую роль в этом древнем патриархальном обществе, работая со скотом или урожаем, чтобы обеспечить свои семьи. Хотя роли женщин в современном тибетском обществе претерпели некоторые изменения, они по-прежнему зависят от определенных ожидаемых ролей, а главная роль женщин закреплена в камне. Женщины могут наследовать имущество в Тибете, в отличие от многих стран, где у них меньше прав и домашних ролей. Однако, когда женщина выходит замуж, ее статус возвращается к статусу жены, и роль уменьшается.

Одна вещь, которую следует помнить в тибетском обществе, это то, что женщины обладают чрезмерной властью в семье. В семьях, практикующих полиандрию, которая до сих пор является законной в Тибете, задача женщины состоит в том, чтобы уравновесить семью и своих многочисленных мужей. Имея несколько мужей, женщина может выбрать, кого она хочет видеть отцом своего ребенка, или она может решить никого не называть, чтобы сохранить мир в семье и устранить возможную ревность между мужьями. У современных тибетских женщин, хотя они часто все еще берут на себя роль жены после замужества, будучи моложе, они менее подчинены мужчинам и более открыты в высказывании своего мнения о вещах в повседневной жизни и пытаются улучшить статус. женщин в тибетской жизни.

>> Присоединяйтесь к нашим самым классическим турам по Тибету, чтобы узнать больше о тибетском народе и культуре. //www.nytimes.com/2021/07/12/travel/tibetan-culture.html

Я сидел в темной палатке из шерсти яка семьи кочевников в Ладакхе, в Индийских Гималаях.

Снаружи какие-то неряшливые овцы искали зелень среди холодного и бесплодного лунного ландшафта, а в термиках кружили крупные хищники. Пока мы сгрудились у очага, старик протянул мне маленький стакан соленого чая с маслом яка.

«Две ночи назад здесь были волки», — сказал он мне через переводчика. «На этот раз я прогнал их, но они снова вернутся и попытаются добраться до моих овец. Это происходит все чаще».

«Быть ​​пастухом становится все труднее», — добавил он. «Возможно, мои сыновья не захотят продолжать эту жизнь. Мы с женой можем быть одними из последних кочевников здесь.

Image

Храм Сваямбунатх в Катманду, столице Непала. Район вокруг Сваямбунатха является домом для многих изгнанных тибетцев, которые бежали после неудавшегося восстания в 1959.

Эту историю я слышал снова и снова через Гималаи и Тибетское нагорье. Из-за климатических изменений, требований более комфортной жизни в городах, политических репрессий или требований образования жизнь людей Тибета и окружающих Гималаев быстро меняется.

Дворец Потала в Лхасе, традиционной столице Тибета, содержит более 1000 комнат и 10 000 святынь.

Я путешествовал и гулял по Гималаям и Тибету около 25 лет. За это время я написал несколько путеводителей по региону — для Lonely Planet, Rough Guides и Bradt. Я всегда путешествую с местным гидом, который выступает в качестве переводчика, и мне нравится проводить как можно больше времени в прогулках, потому что это увеличивает контакт с местными жителями. Нет ничего, что мне нравилось бы больше, чем сидеть в отдаленной чайной или палатке кочевников и говорить с людьми об их жизни.

Женщина в долине Хаа в западном Бутане ест тарелку тукпы, густого и согревающего супа с лапшой, который появился в восточном Тибете, но теперь его едят в Гималаях и на Тибетском нагорье. Тибетская женщина в толстом пальто и традиционной фартук, держит набор четок.

Определить границы Тибета может быть непросто. Это потому, что в некотором смысле Тибетов несколько.

Область, которую мы сегодня обычно называем Тибетом, и область, обозначенная на большинстве карт как Тибет, — это Тибетский автономный район. Это второй по величине регион или провинция современного Китая, а его административный центр — Лхаса.

До того, как коммунистические силы захватили контроль над Тибетом в 1950 году, он был функционально независимым государством, и его границы были больше, чем сегодня. (Китай называет свой захват Тибета «мирным освобождением». В то время, по словам Китая, новое коммунистическое правительство восстанавливало суверенитет над территорией, утраченной после падения династии Цин.)

Многое из того, что есть сегодня гористая западная часть китайской провинции Сычуань была до захвата власти в 1950 году политически и культурно частью Тибета, известной как Кхам. Точно так же к северу от Тибетского автономного района находится китайская провинция Цинхай; исторически он также был частью Тибета, известного как Амдо, хотя в 18 веке он попал под контроль Китая.

Тибетская женщина крутит молитвенное колесо. Колеса содержат мантры и, как говорят, при вращении выпускают их в воздух как молитвы. Молитвенные флаги обычно натянуты возле религиозных зданий, а также на горных перевалах и вершинах. Считается, что молитвы и мантры, написанные на флагах, развеваются ветром, чтобы распространять сострадание ко всем живым существам.

А еще есть части Гималаев, которые являются тибетскими в культурном отношении, даже если они никогда — или, во всяком случае, долгое время — не были политически частью Тибета. К ним относятся Гималайское королевство Бутан, части Непала (в первую очередь Верхний Мустанг и Долпо, а также некоторые долины к северу от основных горных вершин) и части Индии, особенно Ладакх, место давнего пограничного спора.

Монах читает буддийские писания, написанные на пергаментной бумаге, в монастыре в центре Бутана.

Тибетцы в основном приверженцы своей собственной традиции буддизма, а монастыри и женские монастыри долгое время были центральной частью их культуры и жизни.

Духовным лидером Тибета является Далай-лама, который жил в Лхасе до 1959 года, когда он и многие его сторонники бежали из-за неудавшегося восстания. Сейчас он живет в Дхарамсале, на севере Индии, где было создано целое тибетское правительство в изгнании.

Существуют также большие общины тибетских изгнанников в Непале, других частях Индии и небольшая община в Бутане.

Мужчина простирается ниц перед храмом Джоканг в Лхасе. Основанный в седьмом веке храм является самой священной святыней тибетского буддизма.

Китайское господство в Тибете, несомненно, принесло на плоскогорье столь необходимое развитие и более высокий уровень жизни. (В 1959 году Тибет был одним из наименее развитых мест в Азии.) Но это также привело к массовому подавлению прав тибетцев и уничтожению тибетской культуры и религиозных практик. Добыча полезных ископаемых и строительство плотин также нанесли значительный ущерб окружающей среде.

Многие тибетцы, живущие под властью Китая, лишены свободы. На руководящих должностях доминируют ханьские чиновники, часто из других частей Китая. Поступают многочисленные сообщения о нарушениях прав человека, ущемлении религиозных свобод, утверждениях о произвольных арестах и ​​пытках политических заключенных. Знакомые мне тибетцы, живущие в районах Тибета, управляемых китайцами, говорили мне наедине, что они чувствуют себя так, будто живут в гигантской тюрьме и находятся под постоянным наблюдением.

Китайское правительство оспаривает эти утверждения и заявляет, что оно многое сделало для изменения Тибета к лучшему — усилия, которые положили конец феодальному рабству, значительно сократили бедность и удвоили продолжительность жизни. Уровень грамотности также вырос при китайском правлении — до 85 процентов сегодня, по сравнению с 5 процентами в 1950-х годах.

Пастух сидит в деревянной хижине на высоком пастбище недалеко от границы между Непалом и Индией, у подножия Канченджанги, третьей по высоте горы в мире. По его словам, он проводил месяцы на этих высокогорных лугах и поддерживал связь со всем, что происходило в мире, по радио в своих руках — когда мог поймать сигнал.

Из-за подавления традиционной тибетской жизни и культуры в управляемых китайцами частях Тибета зачастую легче найти более традиционную классическую тибетскую культуру в культурно тибетских частях Индии, Непала и Бутана.

Но даже в районах, где тибетская культура может процветать, в последние годы произошли значительные изменения.

В прошлом многие тибетцы вели полукочевой образ жизни, перемещаясь со своим домашним скотом — часто яками — на летние и зимние пастбища и обратно. Однако сегодня желание обеспечить детям наилучшее образование делает такой образ жизни все более сложным. Стремление получать надежную заработную плату в городах также означает, что многие семьи, ранее кочевавшие, покинули горы. Другие изменения связаны с увеличением строительства дорог, широким распространением мотоциклов и повсеместным распространением телефонов и Интернета.

Дети в деревне в округе Мустанг в Непале используют ноутбук для выполнения школьных заданий.

Все эти разработки приносят новые идеи, новые возможности и — к лучшему или к худшему — большие изменения в традиционном образе жизни тибетцев и гималайцев.

Туризм также сыграл свою роль в изменениях, происходящих в регионе. В некоторых районах развилась массовая индустрия треккинга и приключенческих путешествий. Хотя прибытие тысяч иностранных туристов приносит экологические и социальные изменения, оно также позволяет семьям оставаться в горах и получать прибыль от окружающей их природы и тибетской культуры.

Дворец Юмбулаган в долине Ярлунг Тибетского автономного района Китая. Здание представляет собой реконструкцию, которая восходит к культурной революции в Китае, во время которой были разрушены многие важные тибетские монастыри и храмы.

В качестве примера можно привести кочевую тибетскую семью, которую я встретил на пастбищах региона Кхам, которые, работая бок о бок с местным гостевым домом, предлагали туристам возможность остаться с ними в их традиционной палатке из шерсти яка и учиться что-то из традиционной тибетской кочевой жизни.

Помимо получения столь необходимого дохода для своей семьи, они также сохраняли гордость за свой традиционный образ жизни и находили средства, чтобы передать его следующему поколению.

Стюарт Батлер — писатель и фотограф из Франции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *