Жизнь на тибете – Тибет глазами очевидца — Путешествия в пространстве и времени — LiveJournal

Как живут люди в Тибете

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы расскажем вам об удивительной горной заснеженной стране на Тибетском плато. В соседях у неё — Бирма, Бутан, Непал и Индия. Ну и, конечно же, с ней соседствуют территории Китая, автономным районом которого и является Тибет с прошлого столетия.

Сам Тибет делится на 13 провинций. Самый крупный город – это Лхаса, он же является и столицей. Давайте же рассмотрим подробнее, как живут люди в Тибете и пополним свои знания об этой удивительной стране.

Содержание:
Древний Тибет
Немного политики
Образование
Как изменился Тибет за последнее время
Жизнь обычного тибетца
Что здесь едят
Буддизм в повседневной жизни
Тибет и мифы
Заключение

Древний Тибет

В древности Тибет был довольно воинственным и сильным государством и постоянно вёл с соседями войны за территории. К VII веку его площадь стала максимальной за всю историю существования.

С приходом сюда буддизма воинственности у населения поубавилось, и завоевательные войны постепенно прекратились.

В течение трёх столетий, с середины XVIII века и до середины прошлого века, размер территории (больше одного миллиона кв.км) и количество жителей страны (около полутора миллионов) оставались практически неизменными.

Немного политики

К этому времени Тибет стал теократическим государством, которое возглавлял тогда ещё молодой Далай-лама XIV. Все внутренние вопросы были под контролем высшего духовенства, а количество монахов составляло примерно 10% всего населения. В стране было более 2500 монастырей.

Большинство населения было безграмотно и зависело от монахов и материально, и духовно. Люди не имели ни малейшего представления о том, что происходит во внешнем мире, так как изолированность от него Тибета была весьма высока.

В этих условиях лидер тибетского государства подписал соглашение с Мао Цзэдуном. В нём определялось, какую политику будет проводить Китай в Тибете. 

Семнадцать пунктов документа описывали преобразования, которые должны были там произойти, и пути развития демократии в стране. Но на деле монастыри начали лишаться своих земель, а духовенство – терять власть.

Это спровоцировало восстание, которое было подавлено китайской армией. А Далай-лама вместе с поддерживающими его соратниками вынужден был покинуть страну.

Сейчас тибетское правительство в изгнании проживает в Индии, в городе Дхарамсала.

Жизнь обычного тибетца

За год средний горожанин зарабатывает примерно 1500$, в то время как сельский житель — всего 400$. Селяне составляют четыре пятых населения.

Несмотря на разительную бедность, в пещерах они, конечно, не живут, но дома очень и очень разные по качеству. Все более или менее качественные жилища появились в результате развития программы помощи скотоводам.

Тёплые, надёжные дома в горах – проблема номер один. В последние годы значительная часть тибетцев переселилась именно в такие жилища.

Кочевое скотоводство постепенно заменяется устройством животноводческих ферм. Во многих поселениях развиваются народные промыслы:

  • изготовление шерстяных ковров, сырьём для которых служит шерсть яков;
  • производство расписной резной мебели с ярко выраженным национальным колоритом.

Появляются на Тибете постепенно и «новые тибетцы» — предприниматели.

Образование

В прежние времена было популярно получение образования при монастырях. Практически в каждой семье кто-то был монахом.

XX век принёс в жизнь тибетцев светское образование. На момент вмешательства китайцев в жизнь коренного населения Тибета тут было около ста школ.

В настоящее время примерно половина тибетцев знакомы с грамотой. В начальных классах преподавание ведётся на тибетском языке, затем в обучении постепенно переходят на китайский.

Подрастает новая тибетская элита взамен утраченной. Многие молодые люди учатся в лхасских университетах. Среди абитуриентов очень популярен факультет тибетского языка и литературы.

Как туда попасть, знают и россияне — несколько петербуржцев являются его студентами.

Буддизм в повседневной жизни

Тибетцы – религиозные люди. Большое влияние на их жизнь оказывает древняя религия бон, причудливо сочетающаяся с укоренившимся в более позднее время буддизмом махаянского толка.

Соответственно, все обычаи, традиции, значимые праздники и события в жизни, так или иначе, связаны с буддийским учением и бон.

Институт Мен-ци-кханг, который занимается вопросами астрологии и тибетской медицины, был создан для сохранения культуры Тибета, публикует специальный альманах.

В нём отмечаются благоприятные и неблагоприятные дни по тибетскому календарю, публикуется другая информация астрологического характера.

Все важные решения принимаются тибетцами на основе всевозможных предсказаний:

  • астрологических расчётов,
  • гаданий,
  • прорицаний медиумов,
  • сверки с соответствующими днями альманаха,
  • бросания игральных костей,
  • действий с чётками,
  • предзнаменований,
  • результатов геомантии.

В соответствии с ними выбирается дата свадьбы, поездки, начала строительства, посева ячменя, его уборки и многого другого.

Свадьба

Когда-то в Тибете была распространена полигамия. Причина полигамии проста: плодородные участки земли, да и вообще собственные наделы в Тибете — роскошь. Поэтому тибетцы, стремясь сохранить и без того небольшой участок земли при дележе наследства, женили сыновей на одной и той же женщине. Так земля оставалась в семейном владении.

Сейчас эта традиция активно уходит в прошлое, и тибетцы создают моногамные союзы.

Раньше лама и астролог определяли, подходят ли друг другу жених и невеста. Церемония бракосочетания проходила обычно в доме жениха, в храм идти было не нужно.

Тибетская свадьба

Сейчас молодые люди, познакомившись, спрашивают разрешения пожениться у своих родителей. Церемония по-прежнему проходит в доме жениха. 

А родственники невесты после официального заключения брака вывешивают на крыше дома молитвенные флаги, чтобы оградить пару от зла и благословить их на счастливую совместную жизнь.

Молитвенные флаги

Традиция вывешивания молитвенных флажков, символизирующих удачу и другие блага, существует повсеместно, и не только по поводу свадьбы.

Их протягивают от одной горной вершины к другой, украшают ими крыши домов, храмы, монастыри. Располагаемые над телом больного, они, по местным представлениям, помогают ему выздороветь.

Последний путь

Если в семье всё же случается смерть, родственники умершего делают монахам пожертвования в надежде на то, что он обретёт более хорошую реинкарнацию.

Когда смерть забирает важное духовное лицо, его тело может быть захоронено в ступе. Но, по традиции, усопшего могут просто оставить в горах хищным птицам.

Такая практика носит название небесного погребения, и обычай этот очень распространен в горах.

Дело в том, что твердые скальные породы не позволяют произвести привычное нам погребение в землю, для кремации же нужны дрова, на которые у небогатых горцев зачастую нет средств.

В некоторых районах практикуется и водное погребение, когда тело усопшего пускают вниз по течению реки. Все похоронные практики описаны в Бардо Тодол – Тибетской книге мёртвых.

Другие обычаи

Среди других самобытных особенностей Тибета есть интересная традиция белого шарфа — хадак. Он символизирует чистоту и обычно даётся при встрече, подносится к алтарю, вручается на свадьбах, похоронах и по другим случаям.

Характерной приметой этих мест является наличие молитвенных барабанов со свитками молитв внутри. Его вращение заменяет устное прочтение верующим всех тех мантр, которые в нём заключены.

Барабаны могут приводиться в движение ручкой или потоком воды, в последнем случае их вращение становится непрерывным. Таким же образом активируются мантры и на молитвенных флагах, только при помощи ветра, а не воды.

Что здесь едят

Пища большинства местных жителей неприхотлива. Хлеб тут не выпекают. Вместо этого поджаривают ячменные зёрна и делают из них муку.

Такое блюдо называется цампа. Её добавляют также и в напитки для сытности.

Из мясного в ходу баранина, свинина и мясо яков. Молочные продукты включают самодельный сыр и сквашенное молоко, сливочное масло.

Яйца и рыба тоже присутствуют на столе у тибетцев, а их фаворит среди овощей – редька.

Заключение

Друзья, сегодня вы узнали о том, какой народ населяет Тибет. На этом мы прощаемся с вами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Также будем благодарны, если вы поддержите блог, порекомендовав статью в социальных сетях)

Всего вам доброго!

Монахи Тибета их жизнь и чудеса

История тибетского учения, или как его ещё называют — «ламаизма», начинается далеко в 6-7 веке н.э. Однако, несмотря на столь внушительный временной промежуток, оно не разгадано до конца и по сей день. Частично причиной этому служит приверженность учеников к молчанию. Но об этом чуть позже. Нам же, как непосвящённым в суть мировоззрения, дано лишь приоткрыть сию завесу.

Жизнь тибетских монахов

Жизнь тибетских монахов

Тибетская философия жизни

Имея много общего с классическим буддизмом, тибетское учение ориентировано на освобождение от земных страданий. Чтобы суметь дойти до конца, вступившему на столь нелёгкий путь, надлежит понять устройство мироздания. И здесь есть два варианта:

  1. «Путь малых возможностей» — спасение себя;
  2. «Путь больших возможностей» — ответственность за спасение других.

Какой бы из них ни предпочёл ученик, завершить восхождение к вершинам самосовершенствования, можно лишь практикуя философские догматы в дне сегодняшнем.

Жизнь тибетских монаховЖизнь тибетских монахов

Физическая и повседневная жизнь

Проживание вдали от суетного мира даёт ламаистам невероятно трезвый ум и светлое сознание. Один день плавно перетекает в другой и зиждется на следующих принципах:

  • Правильное сочетание часов бодрствования и сна. Лишь вставая с первыми лучами солнца можно зарядиться энергией. Дневной сон монахи не приветствуют, поскольку он ухудшает физическое состояние и снижает работоспособность;
  • Утренняя групповая зарядка на склоне горной вершины с обливанием холодной водой в завершение. Это не только выработка дисциплины, но и укрепление здоровья, и обновление потока мыслей;
  • Молчание. Одной из причин отсутствия знаний об учении является приверженность тибетцев к молчанию. Сей принцип позволяет им избежать негативного влияния на свою ауру и поддерживать гармонию тела и души;
  • Говорить следует, взвешивая каждое слово. Оно, как и дело является отображением внутреннего несовершенства. Нужно уметь сдерживать бранные слова. И уметь вести исключительно разумные беседы;
  • Питание. Подбирается исходя из индивидуальных потребностей организма. Переедание в учении Тибета просто недопустимо, да и невозможно;
  • Монашеская одежда должна соответствовать погодным условиям. Переохлажденное или перегретое тело может стать причиной дисбаланса физического, и как следствие духовного состояния;
  • Недопустимы для последователей тибетского учения – драки, воровство и сексуальные извращения.

Жизнь тибетских монаховЖизнь тибетских монахов

Духовная жизнь

Многие, познавшие бытовое благополучие сходятся в том, что счастье зиждется на несколько иных «трёх китах». Согласно тибетскому учению, следует выстроить гармоничную взаимосвязь между функционированием тела и души. Помочь в этом могут следующие наставления:

  1. Живя сегодняшним днём, научись вести спокойный и размеренный образ жизни, сконцентрированный только на самом главном;
  2. Принимай настоящее. Постоянно требовать от себя и своего окружения чего-то лучшего, означает – пребывать в постоянном разочаровании. Мироздание нейтрально, у него свой ход времени и то, как мы его воспринимаем – это сугубо наше развитие;
  3. Анализируй происходящее. Благодари за хорошие события, ниспосланные свыше и своевременно извлекай уроки из отрицательных;
  4. Пойми, что физическая болезнь – это следствие духовного недуга;
  5. Стремись самостоятельно совершенствовать свой характер. Как вода точит камень, следует учить себя позитивному образу мышления: быть терпеливым, справедливым и мудрым в общении с другими и с самим с собой;
  6. Развивай себя в творческом плане, поскольку приближенность к искусству позволяет активизировать скрытые способности и куда глубже понять суть мироздания;
  7. Дай голос интуиции. Искать на стороне ответы на все свои вопросы – не самый успешный подход. В большинстве случаев ответ находится внутри нас;
  8. На пути к поддержанию баланса регулярно занимайся медитацией. И лучше всего делать это в тишине с первыми лучами солнца.

Жизнь тибетских монаховЖизнь тибетских монахов

Как медитируют тибетские монахи

Техническое оборудование XXI в. позволило профессору нью-йоркского университета Зорану Йосиповичу провести исследования работы мозга во время медитации. Эти эксперименты показали, что состояние гармонии было достигнуто в момент активизации внешней и внутренней сети. Внешняя отвечает за связь с миром, а внутренняя – с самим собой.

До исследования профессора считалось, что занимаясь повседневными делами, человек использует внешнюю сеть. Внутренняя – работает в состоянии покоя. И что мозг способен лишь к попеременной их работе.


Однако, стало понятно, что «единение с миром» постигается только активизацией обеих систем. Владение этим навыком требует приложения недюжих усилий и достаточно продолжительного времени.

Первое, чему нужно обучиться тибетскому ученику – расслабляться. Лучшим показателем освоения практики является умение падать без последствий.

Следующий шаг – погружение в медитацию. Важно принять правильную позу и освободить сознание от мыслей.

Жизнь тибетских монаховЖизнь тибетских монахов

Медитация – состояние при полном расслаблении, при котором энергия как бы стоит на месте и не стремится ни в будущее, ни в прошлое. Она окутывает и наполняет силой. Тело и ум как будто погружаются в тепло. И оно настолько переполняет человека, что переходит в состояние благодарности всему и всем, здесь и сейчас. Медитация бывает:

  1. Однонаправленная – концентрация на чём-то одном. К примеру, по первости монахи медитируют на маленькую жёлтую фигурку Будды и выделяют на это пару лет для полного освоения навыка. Будду визуализируют тяжёлым, для более стойкого удержания предметом;
  2. Аналитическая – повышение уровня осознанности и принятия момента здесь и сейчас.

Тренировки обычно проходят в тишине горных вершин, с заранее подготовленными запасами еды.

Как питаются монахи

Несмотря на мировой тренд последнего времени вести ЗОЖ (Здоровый образ жизни) и придерживаться ПП (Правильного питания) – тибетская философия отталкивается от несколько иных принципов:

  • Количество пищи должно составлять ровно столько, сколько необходимо для полноценной работы организма, но не больше. Нельзя допускать дискомфорта в желудке;
  • Питание на основе белков и углеродов следует разделять. Плюс к этому – по причине того, что белки перерабатываются несколько более продолжительное время, следует распределять еду в течение дня, согласно этим характеристикам;
  • Исключить кофе. Причина того проста – негативное воздействие на нервную систему;
  • Тщательно пережёвывать пищу. Это позволяет быстрее и на более продолжительный срок насыщать желудок. А также избавить организм от возможных перееданий;
  • Следующим шагом является приучение к потреблению только одного вида пищи за один раз. К примеру, если на завтрак хлеб, то и есть следует только хлеб;
  • Вегетарианство. Среди монахов Тибета нет мясоедов. Они едят яйца, масло, сыр – все, что животные дают добровольно. Отдельное внимание отводится яйцам – во время физических нагрузок тибетцы подкрепляются белками, а умственных – желтками.

питаниепитание

Но вся эта система рушится, если посмотреть правде в глаза. Питание монахов ужасно, лишь по той простой причине, что Тибет не является землёй обетованной, и там просто не растут все необходимые для качественного питания овощи и фрукты. То, что их меню состоит из 1-2 блюд в день, в которое входит всего 1-2 ингредиента просто не может полноценно насытить организм. И надо отдать должное — воздуху и образу жизни, благодаря которым, тибетские монахи умудряются дотянуть до 40 лет.

Продолжительность жизни

Мало кто знает о превратностях судьбы в становлении мировоззрения. Но слово «долголетие» — это первое, что приходит на ум, когда слышишь «Тибет». Ламам приписывают жизнь до 100 и более лет. Иначе и быть не может, ведь они владеют тайнами тибетской медицины. Только стоит учесть, что сколько уникальной бы она не была, ко всемогущим её всё-таки не отнести.

Наиболее известна таблица продолжительности жизни тибетских далай-лам, которая ярче других показывает, что в среднем они живут 43-45 лет. К самым долгожителям можно отнести лишь I Далай-ламу, что прожил в 14 в. до возраста 83 лет и умер от старости и XIV, который живёт до сих пор. И вот он-то возможно и доживёт до 100 лет, поскольку в силу политической неразберихи с Китаем, Далай-лама на данный момент проживает на территории Индии.

Жизнь тибетских монаховЖизнь тибетских монахов

Что же касается простых жителей Тибета, то по официальным данным их средняя продолжительность жизни составляет 60-65 лет. Однако всего 100 лет назад этот показатель был ещё ниже и составлял < 40.

Сверхспособности или выдумки?

Вопрос левитации тибетских практиков, пожалуй, мы всё-таки оставим на Ваше усмотрение. Поскольку нет никаких доказательств, подтверждающих существование данного явления. Впрочем — как нет и стопроцентного опровержения.

Лучше вспомним те сверхспособности, которые удалось зафиксировать научным исследователям:

  1. Туммо. Повешение температуры собственного тела. Навык более, чем необходимый, поскольку живя на высоте и в холоде ламаисты одеваются в достаточно лёгкую одежду. Есть даже такой экзамен, когда ученик должен сидя на снегу в ночь до наступления рассвета, высушивать на себе одежду каждый раз, когда её сухую вновь и вновь опускают в лунку;
  2. Практика замедления обмена веществ. Навык, который помогает сравнительно медленнее тратить энергию;
  3. Лунг-гом. Смысл чуда заключается в ходьбе по снегу с невероятной скоростью. Развить такую сверхспособность позволяют медитации на уменьшение массы тела. Бегуны, освоившие навык, способны преодолеть далеко не одну сотню километров без отдыха и еды;
  4. Также стоит вспомнить про владение чудом нетленности. Все мы слышали о феномене Итигэлова – лама, который в 1927 г. на 75 г. жизни погрузился в медитацию с наставлением своим последователям – эксгумировать его через 3 десятка лет. В итоге из бочки достали как будто спящего человека, без каких бы то ни было внешних изменений. Его хранители утверждают, что иногда на теле учителя выступает пот.

тибетские чашитибетские чаши

Правда и у этих чудес есть свои опровержения. Поэтому верить или нет – исключительно Ваш выбор.

Напоследок

Как написано ранее, одним из принципов жизнедеятельности ламаистов является принятие реальности, а не подмена желаемого на действительное. Следуя этому правилу, стоит заметить, что далеко не каждому дано закончить обучение тибетскому буддизму. Ибо путь долог и тяжёл. Но – если все жители планеты позаимствуют, хотя бы крупицу крупиц из этого учения, наш мир станет в разы лучше.

Жизнь в Тибете — Славянская культура


Американский фотограф Фил Борджес рассказал историю жизни коренных народов Тибета.
Фил Борджес фотографирует только людей. Но не просто людей, а только тех, кого мы, жители городов, не видим. Тех, что живут своей собственной, какой-то очень непонятной жизнью далеко от нашей европоцентристской цивилизации.

 В течение уже почти двадцати пяти лет Фил Борджес путешествует по миру и изучает культуру народностей, находящихся на грани исчезновения. На его фотографиях мы видим обитателей того мира, по отношению к которому по традиции используем клише «страны третьего мира», «малые народы», «неблагополучные — или просто развивающиеся — государства».

Почти все снимки Борджес делает с близкого расстояния, что позволяет добиться резкости всех деталей портрета. При этом задний план сохраняется размытым, поскольку, как правило, существенно удален от места съемки; это позволяет сконцентрировать взгляд на человеческой фигуре, которая буквально заслоняет от нас всю окружающую реальность.

«Я хочу, чтобы зритель видел в этих людях индивидуальность, знал их имена, что-то из их истории, а не просто смотрел на фотографии и видел на них члена какой-то маленькой этнической группы или племени», — говорит Фил. Именно поэтому каждая фотография мастера снабжена четким комментарием, рассказывающим историю жизни запечатленного камерой человека.

К Международному дню коренных народов мира, который отмечается 9 августа, мы выбрали лучшие фотографии Фила Борджеса о тибетцах.

Джигме, 8 лет и Сонам, 18 месяцев. Ладак, Тибет

Джигме и Сонам — сестры из семьи кочевников, которая только что спустилась с Гималаев в свой зимний лагерь, расположенный на Тибетском плато на высоте 5000 м над уровнем моря. Когда я показал Джигме ее портрет на поляроидном снимке, она вскрикнула и убежала в шатер. Я понял, что она впервые видела себя со стороны, потому что в ее семье нет зеркала.

Дава

Дава — ученик и старший сын фермера. Хотя в его ответственности стадо из 400 коз, он проводит большую часть своего свободного времени за чтением — особенно Дава любит все, что написано на тибетском языке. Он с гордостью показал мне английско — тибетский разговорник, который западный путешественник дал ему два года назад.

Кезанг

Кезанг живет в небольшой деревне в 45 км от Тибета-непальской границы на «Шоссе Дружбы» между Катманду и Лхаса. Совсем близко находятся пещеры, где знаменитый мудрец Миларепа провел много лет своей жизни в медитации. Вскоре после того как я сделал эту фотографию хорошо вооруженные китайские вояки начали кричать и разорвали несколько моих листов использованой подложки для Polaroid. К счастью, пленка осталась нетронутой.

Яма, 8 лет. Лхаса

Яма, ее родители и три сестры отправились из провинции Кам в паломничество на 6 недель в Лхасу, в храм Джоканг. Большую часть пути Яма помогала нести нашу 10-месячную дочь,— говорит ее отец. — Она с самого раннего возраста стремится помогать другим.

Пусунг, 64 года и Дундуп, 32 года. Долина Пуга, Ладак

Пусунг и Дундуп — отец и сын. Я добрался до их лагеря на высоте 5200 м над уровнем моря в декабре, в очень холодный и ветреный день. Они только что закончили молитву и готовились принести в жертву двух яков во имя сытной зимы. Это был совершенно первобытный обряд. Казалось, эта сцена могла происходить двести лет назад в североамериканских прериях.

Цетен, 81 год. Чогламсар, Ладак

Цетену было уже почти пятьдесят, когда у него отобрали большое стадо коз и яков и он был вынужден покинуть Тибет. Он один из двух тысяч тибетцев, живущих в лагере беженцев вблизи Чогламсара в Ладаке. Здесь у него только одна коза и небольшой участок земли, на котором он выращивает овощи.

Я буддист, и поэтому могу быть счастливым где угодно, — говорит Цетен.

Шело, 20 лет и Бенба, 17 лет. Ньялам, Тибет

Шело и Бенба — лучшие подруги с детства. Они работают горничными в отеле в Ньяламе, древней тибетской деревне, которая стала перевалочным пунктом для альпинистов по дороге на Эверест.

Долкар, Йоду и Деккей

Эти женщины с семьями вместе бежали из Тибета во время китайской интервенции в 1959 году. Муж Долкар был убит во время восстания, и она вынуждена была сама заботиться о семье из шести человек. По её словам, хотя это было очень трудное и печальное время, во время побега в Индию она встретила замечательных друзей.

Долма, 38 лет. Чантанг, Ладак

Долма никогда раньше не встречала западных людей. Она тянулась ко мне, дотрагивалась до моего плеча и быстро отдергивала руку, прятала ее под своей накидкой и смеялась. Молоденькой девушкой она бежала через тибетско-индийскую границу вместе со своей семьей после того, как прошел слух, что жителей их кочевого лагеря заставят жить в коммуне.

Норзум, 44 года. Озеро Цо Морари, Ладак

Норзум прекрасно помнит, как еще мальчиком бежал из Тибета вместе со своей семьей. Передвигаясь по ночам и прячась днем, они за двадцать с лишним дней перебрались через границу в Ладак. Во время сильного мороза на высоте более 5000 м умер его младший брат. Норзум говорит, что места, где ему теперь приходится жить, гораздо более суровые, чем его родина.

Лобсанг, 67 лет и Тенцин, 13 лет. Бодхнат, Непал.

Лобсанг вместе с 66 другими монахами был арестован в 1959 году. Он вышел из тюрьмы только через 21 год и оказался одним из трех выживших. Его лучший друг умер в тюрьме прямо у него на руках. Когда Лобсанг встретил Тенцина, он узнал в нем реинкарнацию своего друга. Лобсанг уверяет, что видит в этом юноше черты умершего старого товарища.

Цезим, 79 лет и Деки, 72 года. Дхарамсала, Индия

Цезим и Деки — старинные друзья. Они были в числе 100 000 тибетцев, которые бежали из Тибета в 1959 году вместе с далай-ламой. Муж Деки был убит во время восстания, но она смогла взять с собой своих пятерых детей. С тех пор Деки поселилась в Дхарамсале, рядом с далай-ламой и резиденцией правительства Тибета в изгнании.

Пемба, 4 года. Трак-Ток, Ладах

Пемба приехала в деревушку Трак-Ток вместе с матерью и сестрой на фестиваль танца в солнечный, но морозный декабрьский день. Она привлекла мое внимание тем, что была абсолютно поглощена зрелищем. Казалось, во время всей церемонии она ни разу не шелохнулась, несмотря на пронизывающий ледяной ветер.

Самден, 72 года. Монастырь Ганден, Тибет

Самден пришел в Ганден (один из крупнейших тибетских монастырей-университетов) в 12 лет. Во время культурной революции Ганден был полностью разрушен, как и другие 6200 тибетских монастырей, из которых уцелели лишь 11. Самдену было тогда 44 года. Сейчас ему 72 и он по-прежнему живет в этом восстановленном монастыре.
 

Похожие статьи:

Философия → Сокровенные места Медгард Земли

Альтернативная история → Шамбала. Город, которого нет

Древний мир → Мистики и маги Тибета

Вторая мировая война → Что искало «Аненербе» на Украине?

Религия → Роський свет, роський мир: истина – в Творце!

Рейтинг

последние 5

Зачем ехать в Тибет. - Жизнь как приключение — LiveJournal

В прошлый раз, рассказывая как попасть в Тибет, я умолчала об одной маленькой, но неприятной детали.

Вы можете получить все необходимые визы и пермиты, оплатить тур, купить билеты, но до того момента как вы въедете в Тибет, у вас не будет никаких гарантий, что тур состоится.

Дело в том, что время от времени власти КНР закрывают Тибет для посещения туристами. При этом все ранее выданные пермиты аннулируются.

Обычно это случается для профилактики перед весенним сезоном восхождений на восьмитысячники. Иногда закрывают внепланово после каких-нибудь волнений в народе.
Несколько лет назад у нас должна была уехать группа в Тибет, но за неделю до отъезда монах совершил самосожжение и Тибет закрыли.

Мы на самом деле в этом году тоже, похоже, чудом проскочили. Китай праздновал семидесятилетие и, видимо, в честь праздника (такое тоже бывает) не выдавались пермиты для восхождений на восьмитысячники Тибета. Но простым туристам пермиты всё-таки выдавали. А ведь могли Тибет и для всех закрыть.

И здесь, конечно, возникает вопрос: а для чего же вся эта канитель? Эта неопределённость и бюрократические заморочки?
Для чего ехать в Тибет?

DSCF9924

Кто-то скажет: там мистика, там Шамбала и инопланетяне, когда прилетали, оставили своё послание.

Кто-то скажет: там буддизм и монастыри.

Я же скажу так. Во-первых, это красиво...

Мистика? Возможно. Но я как бы скептик по жизни.

Однажды меня пригласили на Рен ТВ (дальше в принципе уже можно не продолжать - дно пробито, но я расскажу).

Дать интервью для программы Анны Чапман. Как раз на тему Тибета и мистики.
Меня долго пытали и всячески выведывали, склоняя признать, что там она - Шамбала. И что мистика там и всё такое.
Но я была как кремень.
Поэтому из интервью почти ничего не оставили.

Буддизм и монастыри? После культурной революции в Тибете мало что осталось от той загадочной страны, где жил Далай Лама. Сейчас это больше похоже на музеи. Что, впрочем, не умаляет их красоты.
Поэтому монастыри тоже конечно да. Но потому, что это красиво.

И несмотря на все вышесказанные небольшие ремарки, Тибет - он стоит того, чтобы пройдя все бюрократические препоны однажды оказаться в этом чудесном краю.

Чтобы увидеть бывшую резиденцию Далай Ламы - дворец Потала. Удивиться его идеальным геометрическим формам, а потом подняться на самый верх.

IMG_5908

Увидеть, как последние солнечные лучи уходящего дня окрашивают вершину Эвереста.

DSCF9193

Удивиться невероятному цвету здешних озёр.

DSCF8966

И небу, которое совсем рядом.

DSCF8984

Пройтись босиком по очень нежным, но совершенно ледяным барханам пустыни на высоте 4000 метров.

DSCF9335

Встретить рассвет с видом на тот самый легендарный Кайлаш. Мне почему-то больше нравится именно такое написание, а не с буквой С на конце. Наверное, так более мистически.

DSCF9617

И обойти его вокруг.

DSCF9718

Увидеть какие-то неземные пейзажи. Удивиться их масштабам.

DSCF0032

И обнаружить там остатки древнего королевства.

DSCF0127

Умыться в озере с живой водой.

DSCF9845

И быть облитым волнами озера с водой мёртвой.

DSCF9895

А в конце проводить заходящее солнце и запланировать когда-нибудь вернуться сюда ещё.

DSCF9950

​50 интересных фактов о Тибете и тибетцах — Общенет

Эта горная страна притягивает к себе туристов со всего света не только своей уникально природой и культурой, но и загадочностью и мистической атмосферой. 2. В декабре 1951 года в Тибет вторглась китайская армия. Сопротивление было жестоко подавлено. С этого времени Тибет является частью КНР в результате его аннексии Китаем.

3.Экономически Тибет является административным округом Китая, однако уже многие годы борется за свою независимость, и это не случайно.

4.Тибет это отдельное, особое государство, жемчужина восточной культуры и религии. Тибет сотни лет был закрытым для иностранцев и представителей иных религий, наверное, именно благодаря этому он смог сохранить свою самобытность.

5.После присоединения к Китаю многие коренные жители горной страны отправились в изгнание и разъехались по всему миру.

6. Большинство их – более 100 000 человек — проживают в Индии, около 20 000 бежали в Непал.

7.Тибетцы живут также в Бутане, Швейцарии, скандинавских странах, Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии.

Далай-Лама 14-й

8.Но правительство Тибета всё еще существует, пусть и неформально. Оно нашло приют в индийском Дхарамсале. Сегодня главой государства, которого фактически больше нет, считается Далай-Лама 14-й.

9. Когда Китай в XIII веке был оккупирован монголами, они постарались максимально подчинить себе Тибет. Для этого ими был учреждён титул Далай-ламы, причём первому был присвоен номер III, для эффекта традиционности. Далай-лама избирается путём реинкарнации в раннем детском возрасте.

10.Самым любимым в народе был Далай-лама VI. Он носил длинные волосы, любил стрелять из лука, сочинял прекрасные любовные стихи и гордился своей сексуальной техникой. Его биографию составил итальянский тибетолог Erberto Lo Bue в своём труде «Vita e canti del VI Dalai lama».

Тибетцы в Норвегии

11. Большинство тибетцев мигрировало в Непал, Индию, Бутан и… Норвегию, из-за сходства климатических условий. Туда перебрались многие ламы и зарабатывали переводами старинных текстов на европейские языки.

12.Сейчас в Норвегии проживает крупная тибетская диаспора, которая поддерживает тесные контакты с родственниками в Гималаях. На норвежских рынках повсеместно продаются характерные вязаные шапки из шерсти яка, но с вышивкой «Bergen», «Norge».

13. Тибет – поистине колыбель буддизма. Там находится более двух тысяч буддистских храмов, большая часть которых, конечно, закрыта для посещения. Однако посмотреть все же есть на что, и это не сможет никого оставить равнодушным.

Столица Тибета Лхаса

14. В столице Тибета Лхасе, находится один из самых огромных в мире дворцов — дворец Потала, высотой в 13 этажей. Создается впечатление, что он как будто высечен в скале, на которой и находится. Это центр служения тибетских монахов.

15.В Тибете есть и уникальные буддистские храмы, в которых хранятся древние реликвии, например Джохканг, известные не только тем, что там хранятся образы божеств, но и тем, что это «храм тысячи свечей».

Дворец Потала в Лхасе

16. Тибет, являющийся центром буддизма, можно сравнить с Ватиканом, столицей католицизма. Единственным и немаловажным отличием его от других религиозных центров является нетронутая рукой человека горная природа. Но это не единственное что привлекает туристов.

17.Тибет долгие годы был закрытым государством буддистских монахов – Лам. Да и сейчас въезд в этот округ Китая возможен не круглый год, существуют определенные месяцы в году, когда нахождение на территории Тибета иностранцев недопустимо.

Тибетский монастырь Кей Гом

18. В другое время посещение региона возможно, но только группами и по специальному разрешению, а находиться на территории Тибета можно только при наличии сопровождающего, имеющего соответствующую лицензию.

19. В Тибете сильны традиции танца, поэзии и музыки. Для сакральных торжеств применяются чаши и гонги из сложного сплава металлов, дающие мелодичный звон разной тональности. Используются различные струнные музыкальные инструменты, несколько видов барабанов и флейты, в том числе те, которые изготавливают из человеческой кости.

20. Тибетское плато практически полностью безлюдно. Тибетцы живут на востоке массива. Его север, центр и запад остаётся незаселенным по сей день.

Джомолунгма

21. В Тибете расположена высочайшая в мире горная вершина – Джомолунгма. Хотя многим более привычно её второе название – Эверест.

22. У народов тибетской группы нет фамилий. Вместо них используется прозвище и национальность: Нооленг Таманг, Мингма Гьюрмей Шерпа. Имеется родовое имя, но оно в повседневной жизни не используется, чтобы не привлечь к семье злые силы. Прозвище может меняться в течение жизни.

23.Одного из двух первовосходителей на Эверест при рождении назвали Намгьял Вангди, но прославился он как Тенцинг Норгей, что означает «Счастливый богатый религиозный». Это имя ему присвоили по совету ламы, и оно себя оправдало.

Монастырь Самьё в Тибете

24. «Тибетцы» — обобщённое название нескольких этносов различного происхождения. Высокогорное тибетское плато издавна служило местом пересечения миграций многих народов. Монголоиды и европеоиды, кочевники и земледельцы — из них сформировались шерпы, таманги, гурунги, раи.

25.У кочевников было распространено многожёнство. Жёны подчинялись мужу, но вели активный образ жизни. В XIII веке правитель Сан-Гье-Гья-Цо проиграл свою жену в шахматы монгольскому военачальнику. Позже отношения с монголами испортились, и тибетский правитель дважды подсылал убийц к своему бывшему шахматному партнёру. Монголы сделали набег на столицу Тибета Лхасу, причём первым во дворец ворвался отряд под руководством бывшей супруги регента. Она убила Сан-Гье-Гья-Цо и отомстила, таким образом, за своё унижение и покушения на нового мужа.

Священная гора Кайлас

26. Одна из самых известных тибетских гор, носящая статус священной в буддизме и индуизме, — Кайлас, (тибетцы называют Канг Ринпоче). Это довольно правильная четырёхгранная пирамида, чьи стороны приближены к сторонам света. Высота точно не установлена: от 6638 до 6690 метров, но эзотерики утверждают, что ровно 6666 метров. Некоторые исследователи, считают Кайлас древнейшей из пирамид.

27.Эта гора также считается культовой в паранауке и окутана мистицизмом. По преданию, никто не имеет права взойти на Кайлас. Нарушившего этот запрет ждет скорая смерть, а на того, кто просто прикоснется к святыне, обрушатся болезни.

28.На вершину горы никогда не ступала нога человека, а попытки некоторых альпинистов покорить Кайлас пресекались паломниками, живой стеной встававшими у них на пути. К этой горе совершаются паломничества: ритуальный обход вокруг горы называется «кора». Особо благочестивые тибетцы совершают кору, простираясь ниц через каждые несколько шагов.

29. Самый высокогорный народ мира — шерпы. Они переселились с Тибетского плато на территорию современного Непала 600 лет назад. В их крови более высокий уровень гемоглобина, чем у других народов мира. Эта особенность позволяет жить в условиях разреженного воздуха: на высоте 5000 метров содержание кислорода в атмосфере составляет менее половины от уровня поверхности моря.

30.С развитием туризма шерпы стали работать горными проводниками. Без них мало кто из гималайских альпинистов добрался бы до цели. Шерпы прокладывают лестницы через огромные трещины ледников, провешивают перильные верёвки, несут за своих туристов еду, палатки и снаряжение. Готовят пищу тоже они.

Один из гидов Тибета

31.Гид по имени Апа Шерпа побывал на вершине Эвереста 21 раз!

32. Даты своего рождения и точного возраст ранее тибетцы не знали. Данные о рождении начали повсеместно фиксироваться только в 50-х годах прошлого века.

33. В древности тибетцы поклонялись духам предков, духам стихий и женским божествам. Затем с запада пришла религия бон. Это суровая вера воинов и охотников, в порядке вещей было принесение кровавых жертв, включая людей. Эту традицию упразднили только в начале XX века, когда жертвы были заменены фигурками «торма».

34.Эти фигурки состоят из различных символических элементов в зависимости от цели человека, в них обязательно присутствует красный цвет как символ крови. Торма помещают в храм, затем уничтожают, и жертва считается принесённой.

35. На западе Тибета обитали индоевропейские племена эфталитов, похожие на цыган. У народа эфталитов была принята полиандрия: несколько братьев брали в жёны одну женщину. Такая система защищала потомство от нищеты в случае гибели кормильца. Жена носила головной убор с рогами: сколько мужей, столько и рогов. В настоящее время этот народ живёт в Непале, в районе горы Манаслу, и сохраняет древние обычаи.

Один из тибетских монастырей

36. Тибетские эмигранты не просто осваивают новые территории, но и строят на них свои монастыри.

37. Родиной тибетского буддизма считается Индия, из которой он пришел в 7-м веке нашей эры. В исходном мирном варианте он не прижился. Зато тибетцам весьма понравилась гибридная версия с сохранением древних божеств и дополнением в виде мистических плясок в шаманском стиле. Такой вид буддизма называется «тибетский ламаизм». В настоящее время все эти религии слились воедино, хоть монастыри и носят разные названия.

38. Считается, что ламы и настоятели монастырей обязательно возрождаются в новом облике. После смерти старого ламы по его указаниям разыскивается нужный ребёнок и воспитывается в монастыре.

39. В Тибете огромное количество буддистских праздников, которые часто напоминают карнавал в масках разных божеств, или, сопровождается зажиганием свечей и лампад, от которых площадь превращается в море огненных светлячков.

40.Еще в 20 веке Тибет был рабовладельческим государством с достаточно кровожадными нравами по отношению к рабам – за любую провинность им могли отрубать стопы, руки и ноги.

41.Также в Тибете долгое время существовала достаточно странная система налогообложения: были установлены налоги на пение, рождение детей, звон колокольчиков и даже носы и уши, всего же насчитывалось более двух тысяч разных налогов.

Яки Тибета

42. Основой тибетского хозяйства исторически являются яки — высокогорная разновидность прирученных диких быков. У них длинная мягкая шерсть, из неё вяжут замечательные тёплые вещи. Яки дают вкусное молоко, из которого делают сыр. На яках перевозят грузы по горным тропам, высоты они не боятся.

43.Но яки — это довольно опасные животные. Пасущийся бык способен внезапно наброситься на проходящего мимо человека и нанести ему тяжёлые увечья или даже убить.

44.Традиционная пища народов Тибета — чай с набором пряностей, в который добавляется сливочное масло и соль, он называется «часуйма». На его основе готовится похлёбка под названием «цампа», для этого добавляется ячменная мука. Получается калорийный энергетик, помогающий быстро восстановить силы и способствующий очищению организма.

45. Природа Тибета – еще одно его сокровище, которое привлекает туристов и паломников. Во-первых, это целая система «мистических» озер, обладающих, по мнению тибетцев целебными свойствами. Это озера Манасаровар – озеро живой воды, и Ракшас – мертвое озеро или озеро Дьявола.

46. Ракшас это очень ветреное место, над озером всегда дуют сильные ветра, а над озером Манасавар ветра нет никогда. По легенде Ракшас – единственная обитель злых богов после победы над ними добрых. А так как ветер считается силой именно Бога дьяволов, то и ветер может иметь силу только над озером Рокшас.

47. На Тибетском плато из-за большой высоты мало деревьев, и невозможно выкопать могилу в скальном основании, поэтому похороны в Тибете кажутся дикостью цивилизованному европейцу. Они носят название «небесных» или «воздушных». Во время ритуала тело умершего не предают земле, а оставляют на открытом участке скал – на съедение стервятниками.

48. Смотреть на это со стороны – настоящее испытание для нервов, вот почему церемонию похорон стараются не демонстрировать туристам. Сами же коренные жители считают такие похороны очень почетными и хотели бы, чтобы после смерти с ними поступили именно так. После того как Тибет стал китайским, власти запретили «небесные похороны». Но в 1974 году, после многократных обращений тибетцев, им позволили их проводить.

49. Тибетский буддизм предполагает паломничество. Совершая религиозное странствие, человек не просто отдает дань вере, а готовит себе лучшую, более удачную, судьбу в последующей жизни. Паломниками также становятся люди, в свое время принявшие обет паломничества, или больные, желающие избавиться от недуга.

50. О Тибете снято много фильмов, художественных и документальных. Одной из картин, созданных самими тибетцами, а конкретно – режиссером Тензином Сонамом, стали «Мечты о Лхасе», описывающие жизнь современного Тибета.

фото из интернета

Как китайцы строят прекрасный Тибет – Варламов.ру – ЖЖ

"В 1950-м году коммунисты оккупировали Тибет, где жили мирные замечательные буддисты, которые боялись даже на червячка наступить!"

Такова версия любого уважающего себя западного человека, основной источник знаний которого – фильм "Семь лет в Тибете" с участием Брэда Питта. Кстати, после съёмок в нём актёр пожизненно лишён права на въезд в КНР. В фильме рассказывается о том, как австриец сбегает в Тибет от Второй мировой войны и от своей беременной жены. В Тибете ещё до китайской эпохи было запрещено появляться иностранцам, но персонажа Питта радушно принимают, и он становится учителем маленького Далай-ламы (бремя белого человека, сталкивающегося с просветлёнными, но всё же дикарями). И тут приходят ужасные китайские коммунисты, которые убивают всех направо и налево и закидывают гранатами жилые дома. Брэд Питт говорит Далай-ламе, что пора бежать, но тот отказывается (в реальности Далай-лама несколько лет спустя всё-таки сбежал в Индию)... Этот фильм стал одним из источников современной мифологии о Тибете.

Существует стереотип о хороших тибетцах и плохих коммунистах. Прежде чем начать разговаривать на эту тему, надо понять несколько вещей. Во-первых, "Тибет наш" – это далеко не коммунистический лозунг. Например, партия Гоминьдан, с которой коммунисты сражались на полях гражданской войны, абсолютно так же претендовала на Тибет и считала его частью Китая. Во-вторых, Тибет на протяжении нескольких последних столетий хоть и был автономен, но регулярно оказывался под протекторатом либо Китая, либо Монголии.

На самом деле, даже в титуле Далай-ламы есть иностранное слово: "далай" по-монгольски означает "океан" или "море". А "блама" или, как мы говорим, "лама" – это уже тибетское слово, которым называют религиозного учителя, то есть оно примерно соответствует слову "гуру". Говоря "океан" или "море", монголы часто имели в виду весь мир – вспомните титул Чингисхана. Так что если попытаться перевести словосочетание "Далай-лама", то получится "Всемирный учитель" или, скажем "Вселенский пастырь".

Этот титул не взялся из ниоткуда. Ещё в XVI веке его присвоил тибетским духовным лидерам один из потомков Чингисхана, монгольский правитель Алтан-хан (это тоже титул). С тех пор Далай-лам было много. Нынешнего, 14-го по счёту, зовут Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́, и живёт он не в Тибете, а в Индии. Он вынужден был уехать в 1959 году, после подавления Тибетского восстания войсками КНР. Раньше Далай-лама XIV руководил правительством Тибета в изгнании, но в последние годы отошёл от дел и является прежде всего духовным лидером.

В Китае Далай-ламу считают террористом и сепаратистом, поэтому его возвращение в Тибет невозможно. Кроме того, Пекин крайне истерично реагирует на любую встречу иностранных лидеров и общественных деятелей с Далай-ламой. Например, экс-президент Франции Николя Саркози несколько раз встречался с Далай-ламой, в результате чего Китай едва не отменил форум "Азия – Европа" и даже пригрозил перестать закупать во Франции "Эйрбасы". Тот конфликт вроде бы удалось урегулировать, но реакция очень показательна. Кстати, российские власти с начала нулевых не дают Далай-ламе визу по той же причине: боятся расстроить Пекин.

Надо сказать, что до 50-х годов Тибет вовсе не был мифической Шамбалой, где все ходят просветлённые и питаются горным воздухом. Тибет был обычным феодальным обществом с минимальной продолжительностью жизни. Между различными фракциями буддистов постоянно происходили стычки и гражданские войны. Последняя гражданская война в Тибете была в 1948 году, буквально за два года до того, как Народно-освободительная армия Китая наконец добралась до этого региона.

Тибет был абсолютно отсталой территорией. Там действовал запрет на развитие какой-либо промышленности, поэтому страна вынуждена была импортировать всё из Индии. Управляла страной элита, которая отправляла детей учиться в Британию и хранила свои сбережения в британских и индийских банках. То есть Тибет не был сакральным и демократическим обществом, которое разрушили коммунисты.

На вокзале нас встречает гид! Самостоятельно приехать в Тибет иностранец не сможет, а вот перемещаться по городу – без проблем. Главное – иметь паспорт: его иногда проверяют на блокпостах в центре города.

Первое, что удивляет – в Лхасе необычно много флагов КНР, чтобы никто не подумал, что Тибет – это не Китай. А вот флага Тибета вы не встретите, он запрещён с 1959 года, когда Китай подавил Тибетское восстание, и Далай-лама уехал из страны. С тех пор это официальный флаг правительства Тибета в изгнании и заодно символ разных протестующих, использующих лозунги типа "Свободу Тибету!". В 2008 году был неловкий момент: во время последнего тибетского бунта в китайской провинции Гуандун нашли фабрику, которая делала флаги Тибета. То есть целые партии сепаратистских флагов были made in China. Да это как если бы ткацкий комбинат в Иваново начал производить флаги Республики Ичкерия!

Флаги вывешивают повсюду: на столбах, на зданиях, на жилых домах.

В других китайских городах их тоже много, но не так!

Центр Лхасы

В Лхасе очень сложно поймать такси, они тут работают как маршрутки. Найти пустую машину практически невозможно, а даже если найдёте, то по дороге водитель обязательно кого-то подсадит. Хотите комфорта? Заказывайте "Диди", местный аналог "Убера".

Окраины Лхасы очень китайские. Повсюду растут новые дома, типовые унылые небоскрёбы.

Новенькие торговые центры. Глобализация уже добралась даже до таких уголков, как Тибет. На центральной площади Лхасы работает "Бургер Кинг" – всё, ничего святого не осталось.

Лёва налегает на водочку, говорит, что ему доктор разрешил. Мне доктор пить алкоголь запретил, но как я могу бросить друга?

В отеле стоят кислородные баллоны, если кому-то станет плохо. В каждой комнате есть специальная кнопка, чтобы вызвать помощь. Вообще, далеко не все переносят поездку в Тибет нормально. У многих от кислородного голодания постоянно болит голова, они переживают одышку, тошноту, постоянную слабость, у кого-то даже не выдерживает сердце.

Китайцы защищают буддийские святыни.

Да что вы понимаете в красивых заборчиках! Вот красота! Учитесь, как надо огораживать памятники.

Народ крутит барабаны. Барабан крутится – молитва читается, удобно!

Я человек не религиозный, поэтому смотрю на всё это как на красивое представление. Когда у тебя с одной стороны сетевой ресторан фастфуда, а с другой – торговый центр, святости места не чувствуешь.

Зато в местных барах знают о Чемпионате мира по футболу! Осталось правильно написать слово "Россия".

Старина Забивака на крыше мира!

"Юникло" сделала специальные пуховички для монахов нужного цвета. А вы говорите, что глобализация – это плохо!

Рынок

Рядом с рынком стоят палатки логистических компаний. Тут закупаются мелким оптом перекупщики, которые сразу отправляют посылки себе домой. Удобно. Вышел с рынка и сразу всё барахло послал домой в коробке.

Маски надевают для защиты от пыли. Девушки закрывают лица от агрессивного солнца.

В Тибете просто очаровательные бабушки. Любителям фактурных лиц и портретов понравится.

Иностранцев всегда не очень охотно пускали в Тибет, поэтому долгое время не существовало фотографий Тибета и конкретно Лхасы. Первые известные фотографии Тибета сделал уроженец Российской империи Гомбожаб Цыбиков, востоковед и этнограф бурятского происхождения. В конце XIX века он получил от Петербургской академии наук грант на поездку в Тибет и отправился туда. Кто бы знал, что для тибетцев это обернётся страшной диверсией!

Цыбиков сделал первые в мире фотографии дворца Потала (самый известный архитектурный комплекс в Лхасе, он на заглавной фотографии), причём фотоаппарат он замаскировал как раз под такой молитвенный барабан, как у бабули на фото выше.

Тибетские фотографии учёный отправил в журнал National Geographic. Журнал к тому времени почти обанкротился, и у редакции почти не осталось денег на авторов, поэтому решено было публиковать большие фотографии с минимальным количеством текста. Формат прижился, и с тех пор National Geographic именно такой, каким мы его знаем теперь.

Тибетцы очень обиделись на Цыбикова за шпионаж, и вскоре после смерти и похорон учёного обнаружилось, что его голова была похищена из могилы. Судя по всему, буддийское духовенство того времени выкрало его голову для каких-то своих ритуалов, чтобы испортить Цыбикову следующую жизнь.

Доступ в центр города – по паспорту. Местные просто прикладывают свои карточки к автомату, у иностранцев иногда проверяют паспорта, иногда просто спрашивают, откуда приехали. Досматривают вещи. А вот на дронах летать тут нельзя, надо за 20 дней отправлять запрос и получать разрешение. Судя по тому, что фоток с дронов в сети я не нашёл, сделать это непросто.

Пункт досмотра

Полицейские участки отмечены мигалками и числом 110.

Их очень много, почти все они в национальном тибетском стиле.

Последний всплеск активных протестов тибетцев против китайского владычества произошёл в 2008 году. Тибетские монахи совершали самосожжения, пытаясь привлечь внимание к проблеме независимости Тибета во время Олимпиады в Пекине. А обычные тибетцы (тоже, впрочем, под предводительством монахов) массово избивали китайцев и закидывали их камнями. Бунт, разумеется, был жёстко подавлен, после чего на Западе и вошло в моду движение Free Tibet. С того времени громких событий не происходило, гораздо больше в западных странах говорят о том, как Китай притесняет уйгуров.

Нельзя отрицать, что КНР стремится китаизировать Тибет, но она несёт в регион и блага цивилизации. Например, при китайцах в Тибете очень выросла продолжительность жизни, а пенсии так вообще самые высокие в стране. Это достаточно бедная, но развивающаяся территория с растущим уровнем жизни. Кстати, Тибет не один такой: запад Китая вообще намного беднее, чем восток.

При этом в Тибете китайцы давно поняли, что действовать исключительно грубой силой довольно глупо, и не собираются давить армейским сапогом тибетскую культуру. Так что теперь они даже поощряют тибетский буддизм и везде строят "буддийские Диснейленды" для туристов, то есть новые храмовые комплексы, где можно потусить с монахами. Попирать Тибет сапогом просто нет смысла: это вызывает ответную реакцию, волну критики и вообще неэффективно. А вот строить диснейленды и возить туда туристов поглазеть на тибетцев, бегающих в национальных одеждах – это как раз то, что разрушает самобытность региона, превращая его в часть КНР.

Ещё забавно, что во время Культурной революции активным уничтожением памятников культуры в Тибете занимались прежде всего сами тибетцы. Хунвэйбины собственно китайского происхождения в этом процессе были абсолютным меньшинством.

Дворец Потала. До 1959 года он был резиденцией Далай-ламы, а теперь просто буддийский храмовый комплекс.

Свадьба

Лозунг гласит: "Под великим знаменем идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эры крепить солидарность народов, строить прекрасный Тибет!"

В июне 2018 года премьер Китая Ли Кэцян впервые за долгие годы посетил Тибет и выражался в том смысле, что "это наша родная сакральная гавань". То есть Тибет наш!

Его привели в монастырь Джоканг, где в феврале этого года был пожар. Там есть какой-то монумент, который подтверждает заключение союза между Тибетом и Китаем ещё в VIII веке, то есть ещё в эпоху Тан. Ли Кэцян поспешил выразиться в том смысле, что "Тибет был частью КНР испокон веков".

"Сохранение нашей сакральной государственной территории позволит нам построить счастливый дом!"

Самый высокогорный поезд в мире

Сколько на самом деле живут тибетские монахи?

О секрете долголетия тибетских монахов говорят много.
Но факты говорят о другом — продолжительность их жизни весьма скромная. И на этой странице мы приведём простые и очевидные факты.

Интернет пестрит сногсшибательными утверждениями о невиданной продолжительности жизни тибетских лам. Например, такими:

«Тибетские монахи известны своим долголетием», «Трудно поверить, но многие тибетские ламы проживают жизнь, превышающую 100 лет!», «Средняя продолжительность жизни тибетского ламы — 90-100 лет!!», «Монахи, выполняя всего 5 упражнений, живут до 120 лет!!!», «Есть немало сообщений о том, что тибетские монахи живут по 250–400 лет!!!!!!!!»

В общем, чудеса и только. Главным секретом невиданной живучести тибетских лам называют то «природный» образ жизни, то древнюю тибетскую медицину, то аскетизм и неприхотливость.

Но наиболее смешное объяснение «секрета» — так называемая тибетская диета, куда входят помидоры, болгарский перец, апельсины, рыба… в общем всё то, чего настоящие тибетские монахи в жизни не видели. Потому что на Тибете такое не растёт и не водится.

Тибетская диета

 

Однако, прежде чем гадать о причинах долголетия тибетцев, зададимся более простым вопросом:

А действительно ли тибетские монахи живут долго?

Проверить это проще простого. Нужно просто взять и проверить.

В Википедии мы с лёгкостью найдём продолжительность жизни тибетских далай-лам, — главных лиц в наиболее известной школе буддизма Гелугпа. Считается, что это наиболее святые, чистые, ведущие самый правильный образ жизни люди. К тому же они являются хранителями тайн тибетской медицины. Кому как не им жить долго, очень долго!

Но увы! Из таблицы видно,что реальность далека от наших ожиданий.

Таблица — продолжительность жизни далай-лам

Порядковый номер далай-ламы Годы жизни Прожил лет Причина смерти
Далай-лама I 1391—1474 83 от старости
Далай-лама II 1475—1541 66 во время медитации
Далай-лама III 1543—1588 45 от болезни
Далай-лама IV 1589—1616 27 возможно, был отравлен
Далай-лама V 1617—1682 65 от старости
Далай-лама VI 1683—1706 23 при невыясненных обстоятельствах
Далай-лама VII 1708—1757 49 по естественным причинам
Далай-лама VIII 1758—1804 46 по естественным причинам
Далай-лама IX 1806—1815 9 из-за простуды
Далай-лама X 1816—1837 21 из-за слабого здоровья
Далай-лама XI 1838—1856 18 скоропостижная смерть
Далай-лама XII 1857—1875 18 от неустановленной болезни
Далай-лама XIII 1876—1933 57 по естественным причинам
Далай-лама XIV 1935 — 82 жив
В среднем прожили
(среди всех лам)
  43,5 лет  
В среднем прожили
(только среди умерших по естественным причинам)
  44,8 лет  

 

Итак, в среднем далай-ламы жили 43,5 лет. Если отбросить троих, чья смерть не была вызвана старостью или болезнью (отравленного, умершего по невыясненным причинам, и скончавшегося во время медитации), получится чуть лучше — 44,8 года. Правда, нужно помнить, что нынешний далай-лама ещё жив, и средние цифры могут подрасти, но вряд ли сильно.

Не правда ли, получается маловато? Вряд ли кто-то из нас желает жить так же «долго».
44 с хвостиком года — это не предел наших мечтаний.

Но посмотрим дальше. Кроме далай-лам, есть информация по панчен-ламам. Это также уважаемые люди, рангом чуть ниже далай-лам. Слово «панчен-лама» переводится как «великий учёный». То есть, примитивно говоря, это «верховные мудрецы» в тибетском ламаизме.

Посмотрим, как обстоит дело с ними:

Таблица — продолжительность жизни панчен-лам

Имя панчен-ламы Годы жизни Прожил лет Причина смерти
Khaichub Gêlêg Baisangbo 1385—1438 53 по естественным причинам
Soinam Qoigyi Langbo, Soinam Qoilang 1438—1505 67 по естественным причинам
Wênsawa Lobsang Toinchub 1505—1568 63 по естественным причинам
Lobsang Qoigyi Gyaicain 1570—1662 92 по естественным причинам
Lobsang Yêxê 1663—1737 74 по естественным причинам
Baidain Yêxê 1738—1780 42 от оспы
Dainbai Nyima 1782—1853 71 по естественным причинам
Dainbai Wangqug 1854/1855-1882 28 от неустановленной болезни
Tubdain Qoigyi Nyima, Gêlêg Namgyai 1883—1937 54 по естественным причинам
Chinlai Lhünchub Qoigyi Gyaicain 1938—1989 50 сердечный приступ
В среднем прожили
(среди всех лам)
  59,5 лет  
В среднем прожили
(без учёта умершего от оспы)
  61,3 лет  

 

Что ж, результаты уже лучше. Однако нужно понимать, что речь идёт об учёных, которые везде и во все времена живут достаточно долго. Впрочем, вряд ли многие из нас считают продолжительность жизни в 61 год заоблачной и такой, к которой нужно стремиться.

Кроме панчен-лам есть ещё так называемые Ганден Трипы, что-то типа верховных администраторов. Продолжительность их жизни вы можете сами найти здесь, но вряд ли приведенные там данные вас сильно изумят. Ничего особенного, совершенно.

А что же простые жители Тибета? Согласно имеющейся статистике, средняя продолжительность жизни тибетца находится в пределах 60-66 лет. А ещё сто лет назад она была менее 40 лет.
сайт о клеточном питании

Что же всё это значит?

В любой статье, посвящённой мнимому долгожительству тибетских лам, приводится и перечень объяснений, почему тибетские монахи долго живут:

  • чистый воздух
  • строгий режим дня
  • правильное питание
  • отсутствие алкоголя и табака
  • большие физические нагрузки
  • обстановка покоя, тишины, гармонии
  • молитвенный/медитативный образ жизни
Palden Gyatso

Тибетец-монах Палден Гьяцо в 80 лет

Что ж… всё это есть на самом деле, кроме одного — правильного питания. Питание тибетцев ужасно, и любого вменяемого диетолога оно способно привести в шок. Мало того, что Тибет сам по себе — очень скудная земля, так монахи ещё сами усугубляют ситуацию с питанием, съедая во время каждого приёма всего по одному блюду, состоящего из 1-2 ингредиентов, не считая воды.

При таком питании вообще чудо, что тибетцы умудрялись даже в былые времена доживать до 40 лет в среднем (впрочем, в Европе 19-го века эти цифры были ещё ниже). Вероятно, сказывался благотворный дух религиозного аскетизма, чистейшая природа Тибета и скромный нрав его обитателей.

Возможно, тибетские ламы и жили бы по 100 лет, если бы не их питание. Кстати, последний Далай-Лама, давно уехавший с Тибета в благодатную Индию, возможно и доживёт до своих 100 лет. Первый из всех далай-лам.
сайт о клеточном питании

Вместо выводов

 
Почему же слухи о небывалом долгожительстве тибетских монахов так неистребимы? Почему многие люди охотно им верят, несмотря на явные нестыковки фактов и вымыслов?

Мы уверены, причина одна, — в обществе бытует мнение, что «раньше было лучше». Огромное количество людей уверены, что в прошлом люди питались лучше и здоровее (а монахи — это типичные люди из прошлого!). Что «натуральное питание» с ближайшей грядки является идеальным.

Но сухие факты говорят об обратном. Тибетские монахи живут меньше, чем толстяки из нью-йоркского Макдональдса. Потому что даже в биг-маке полезных веществ больше, чем в настоящей тибетской пище.

P.S. А шутникам, придумавшим «тибетскую диету» — наш пламенный салют. Даже барон Мюнгхаузен позавидовал бы вашей фантазии!

 
сайт о клеточном питании

Статьи по теме:

Палеолитическая диета: польза или вред? >>>

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *