Виды и классификация – Классификация организмов — урок. Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс).

Классификация - это... Что такое Классификация?

Классификация (классифицирование) (от лат. classis — разряд и лат. facere — делать) — «особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т. д.)»[1].

«Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.»[2]

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Классификация по существенным признакам называется типологией; она основана на понятии типа, как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые и т. п. типологии).

Всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение классификаций.

Делением называется раскрытие объема известного понятия; оно происходит путем перечисления всех видов (то есть меньших по объему понятий), входящих в состав делимого понятия. Отсюда ясно, что разделены могут быть только общие понятия, охватывающие собой различные части; ясно также, что для деления необходимо иметь основание или принцип (principium divisionis), делающий возможным правильное перечисление полученных благодаря делению членов его (parles divisionis).

От правильного деления требуется:

  1. полнота деления: все члены деления должны быть перечислены;
  2. чистота: члены деления не являются пересекающимися понятиями.

Основанием для деления может служить любой признак делимого понятия. Пользуясь признаком как принципом деления можно, при посредстве закона противоречия, всегда получить чистое двухчленное деление (дихотомию), например делить предметы на неорганические и органические, и т. д. Все сказанное имеет полное применение к классификации.

Когда исследователь имеет перед собой сложный ряд однородных явлений, то он:

  1. должен их расположить в известном порядке, удобном для исследования;
  2. должен сгруппировать сходные явления и отличить их от тех, которые только кажутся сходными с ними, в действительности же отличны от них;
  3. должен расположить эти группы в таком порядке, чтобы степень сродства их и взаимной зависимости выражались бы в самом расположении.

Классифицируя явления, их можно делить на группы, эти группы вновь подразделять и т. д.; например, понятие царства (хотя бы животных) можно разделить на классы, классы на роды, роды на виды, виды на подвиды и т. д. Исследователь, производя это деление, может иметь в виду различные цели, объективные или субъективные, причем и характер классификации зависит от ее цели.

Примеры классификаций

Правила классифицирования (деления объёма понятия)

  • В одной и той же классификации необходимо применять одно основание.
  • Объём членов классификации должен равняться объёму классифицируемого класса.
  • Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
  • Подразделение на подклассы должно быть непрерывным[3].

См. также

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Что такое классификация

Классификация — что это такое и где применяется

Практически в любой сфере человеческой жизни применяется понятие классификации, но мало кто на самом деле знает настоящее определение этого слова.

Слово классификация, как и многие другие, является заимствованным для нашего языка, то есть образовано из словоформ, изначально принадлежащих к латыни. Конкретно это слово образовано из двух — classis

разряд, вид, форма и facereделать, изготавливать.

У этого понятия достаточно сложное определение, которое формально гласит, что классификация — это разделение предметов и вещей по определённым признакам или характеристикам, то есть деление их на виды, подвиды, подгруппы и иные варианты классификации.

Классификация обязательно нужна для того, чтобы установить порядок явлений или происходящих вещей.

Классифицирование или классификация обязательно нужны также для той цели, чтобы большое понятие, состоящее сразу из нескольких направлений, можно было спокойно разделить на указанные выше составные части, выделив их, как отдельные части единого целого.

Рассмотрим, что такое классификация и что она из себя представляет.

инфографика Что такое классификация

Определение классификации (основное)

Если взять именно дословное определение, образованное от перевода латинских слов, то классификация — это “делать разряд”.

Таким образом, можно, подогнав перевод под нормы литературного русского языка, перевести этот термин, как возможность подразделять нечто общее на составные части, разбивать на разряды и, тем самым, упорядочивать предметы по свойствах и характеристикам, общим для них.

Наиболее характерный и, пожалуй, самый яркий пример стандартной классификации — это разделение животного и растительного мира, принятое в современной биологической науке.

Деление видов на подвида, а также укрупнение нескольких видов в царство или семейство — вот моменты, стандартные для классификации в общепринятом смысле.

При этом, объединённые в одной видовой группе организмы или растения обладают множеством сходных признаков, которые и позволяют классифицировать их общность.

По описанным выше признакам можно сформулировать простое и понятное определение классификации. Можно утверждать, что это совокупность различных подгрупп чего-то общего, формально отличающихся друг от друга различными характеристиками и признаками, при этом по общим видовым признакам относящихся к единой большой группе.

инфографика Витамины

К примеру, рассмотрим классификацию людей, формально разделить которых можно по тысячам характерных признаков, начиная с цвета кожи, физического состояния, возраста, пола, вероисповедания и заканчивая отношением к различным социально-экономическим формациям.

Несмотря на огромное количество классификаций, все они остаются людьми в самом общем смысле этого слова, тем самым принадлежа к единой огромной группе, разделяющейся на множество обособленных подкатегорий.

Виды классификации и их основное предназначение

Формально, в основном, различие между классификациями состоит в главном их отличии друг от друга — разделяют искусственную и естественную классификации, которые могут быть отнесены к любым объектам.

В первом случае можно говорить о том, что мы говорим о разделении предметов не на основании их реальных внешних особенностей, а о том, что они могут подразделяться по особенностям, конкретным для каждого случая по отдельности.

По сути своей, это уже не классификация, а то, что называют

систематизацией данных. Яркий пример искусственной классификации данных — библиотечные алфавитные каталоги или списки книг по авторам.

Естественная (натуральная) классификация — это вариант, опирающийся на разделение по действительно существенным признакам, направленное при этом на выявление реальных сходств или отличий между предметами.

Это классификация, направленная на получение знаний о предметах и их свойствах, то есть, имеющая исключительно познавательное и сравнительное значения.

Синонимом такой классификации будет являться обыкновенная типология, поскольку классифицировать здесь можно всё, что угодно, с использованием типа в качестве основной единицы измерения.

Именно такой подход позволяет составить максимально полное представление о любом исследуемом объекте, вне зависимости от того, к какой категории он принадлежит и каким свойствами обладает.

Классификация такого формата поможет провести чёткие границы и установить рамки между подвидами сходных вещей или явлений.

Таким образом можно понять, что классификация имеет крайне важное значение в современном мире, позволяя значительно упростить разделение крупных явлений или вещей на формальные категории. Без классификации в наше время не получится.

finhelps.ru

Виды классификации

В зависимости от цели, которую преследуют, используют различные виды классификации:

1) учебные,

2) торговые,

3) товарно-стратегические,

4) экономико-статистические.

1. В учебныхклассификациях классификационный признак (по которому будет проводиться разделение какого-либо множества на подмножества) обычно выбирается с учетом логики изложения дисциплины, т.е. с учетом процесса обучения. Основная цель учебных классификаций, используемых в товароведении, это наиболее удобное, логичное и последовательное изучение вопросов товароведения с минимальной затратой времени. Примером такой классификации может быть изложение тем в учебниках по МФТ.

2. Торговыеклассификации используются в торговом процессе с целью совершенствования этого процесса. Примером такой классификации для аптечных организаций может быть минимальный ассортимент лекарственных препаратов, наличие которого обязательно для любой аптечной организации.

3. Товарно-стратегическиеклассификации используются при выборе стратегии маркетинга для определенных групп товаров. Целью таких классификаций является достижение максимальной потребительской удовлетворенности и, таким образом, максимально возможного потребления товара. Примером такой классификации является разбивка товаров на группы на основе потребительских предпочтений:

1) товары повседневного спроса. Это товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Например, лекарственные препараты для лечения хронических заболеваний, которые потребитель покупает часто.

2) товары предварительного выбора. Это товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки внимательно сравнивает между собой по показателям качества, цены, внешнего оформления и т.д. Например, дорогие лекарственные препараты и медицинские изделия.

3) товары особого спроса. Это, как правило, товары с уникальными характеристиками, ради приобретения которых потребитель готов затратить дополнительные усилия. Например, дорогие лекарственные препараты или медицинские изделия, выпускаемые конкретнымпроизводителем, который устраивает потребителя

4) товары пассивного спроса. Это товары, о существовании или эффективности которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Например, медицинские пиявки, а также самые новые лекарственные препараты и медицинские изделия.

4. Экономико-статистическиеклассификации созданы для облегчения управления хозяйством на всех уровнях: начиная с федерального и заканчивая объектовым (конкретной организацией). Примером использования такой классификации является классификация, применяющаяся в Общероссийском классификаторе продукции (см. далее).

Кодирование медицинских и фармацевтических товаров

Кодирование– это упорядоченное образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации.

Код – это знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группировки (подмножества) или самого объекта классификации (например, конкретного товара).

Назначение кода:

1) код позволяет избегать сложных и разных наименований товаров,

2) код является необходимым условием автоматизации различных товароведческих операций путем применения компьютерной техники,

3) код облегчает проведение маркетинговых исследований.

Код должен быть:

1) кратким, но в то же время достаточным для охвата всей номенклатуры продукции,

2) наглядным,

3) легко расшифровываться.

При кодировании применяются следующие системы:

1) цифровая,

2) буквенно-цифровая,

3) штриховая,

4) магнитная,

5) радиочастотная.

Цифровая система кодирования может быть:

1) порядковая (товарам присваиваются коды в порядке их расположения без классификации),

2) десятичная и сотенная (используется при классификации и предполагает необходимость выделения каждому классу 10 или 100 цифр),

3) серийная (каждой классификационной группе присваивается серия номеров без какого-либо ограничения),

4) комбинированная (при построении кода используются разные системы условных обозначений).

Методы цифровой системы кодирования:

При кодировании товаров используют следующие методы:

1) классификационный,

2) регистрационный.

1. Классификационный метод кодирования– это кодирование, осуществляемое на основе классификации товаров.

Соответственно существуют 2 типа классификационного метода кодирования: а) последовательный – это метод кодирования, в основе которого лежит иерархический метод классификации,

б) параллельный – это метод кодирования, в основе которого лежит фасетный метод классификации.

2. Регистрационный метод кодирования– это кодирование, осуществляемое присвоением порядкового номера, а кодовым обозначением служат натуральные числа. Это наиболее простой метод кодирования, т.к. регистрация объектов осуществляется в порядке разработки и регистрации товаров.

Использование кодирования товаров:

Классификатор– это официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификации.

Рассмотрим структуру классификаторов на примере Общероссийского классификатора продукции (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и т.д.

ОКП представляет собой систематизированный свод 12-разрядных(т.е. 12-значных) кодов и наименований группировок (подмножеств) продукции, построенных по иерархической системе классификации.

ОКП состоит из 3-х частей:

1) классификационная часть (К-ОКП) – состоит из 6 разрядов (цифр),

2) ассортиментная часть (А-ОКП) – состоит из 4 разрядов (цифр),

3) контрольное число (КЧ) – состоит из 2 разрядов (цифр).

Классификационная часть ОКП содержит 6-значный цифровой код и представляет собой перечень построенных по иерархическому методу классификационных группировок (подмножеств): классов, подклассов, групп, подгрупп, видов.

Ассортиментная часть ОКП содержит закодированный ассортимент продукции определенных типов, марок, параметров, вариантов исполнения, лекарственных форм, комплектации и т.д.В некоторых случаяхона соответствует таким классификационным группировкам (подмножествам) как подвид и разновидность.

Контрольное числопредназначено для обнаружения ошибок при записи кодов на первичные документы, технические носители информации, при передаче их по техническим каналам связи и вводе в ЭВМ.

Структура кода ОКП приведена в следующем примере:

9 3 1 5 2 2 1 2 6 6 1 0

93 – класс (медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения),

1 – подкласс (препараты химико-фармацевтические с общей структурой и полупродукты для производства медикаментов),

5 – группа (препараты сульфаниламиды),

2 – подгруппа (гетероциклические производные сульфаниламида),

2 – вид (норсульфазол).

На этом классификационная часть ОКП закончилась. Следующие 4 разряда – это ассортиментная часть ОКП:

12 – порядковый номер в группе при регистрации (в данном случае соответствует лекарственной форме с дозировкой и формой выпуска: Таб. 0,25 № 10 в контурной упаковке),

66 – фармакотерапевтическая группа для ЛС (в данном случае: сульфаниламидные препараты) или ассортиментная.

Следующие 2 разряда – это контрольное число:

10 – контрольное число.

Расчет контрольного числа производится по специальному алгоритму:

1) пронумероватьпо порядку каждый разряд (цифру) классификационной и ассортиментной частей кода (1,2,3…10),

2) умножитькаждый разряд кода на соответствующую по порядку цифру,

3) сложитьполученные числа,

4) полученную сумму разделитьна число11,

5) выделитьцелое числобез округления, а сотые и десятые части отбросить,

6) от суммы (из действия 3) вычестьрезультат умножения числа 11 на целое число из действия 5.

studfile.net

КЛАССИФИКАЦИЯ — Новая философская энциклопедия

КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. Classis – разряд, класс и facio – делаю, раскладываю) – общенаучное и общеметодологическое понятие, означающее такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов, или групп, по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определенных свойствах. Классификация призвана решать две основные задачи: представлять в надежном и удобном для обозрения и распознавания виде всю эту область и заключать в себе максимально полную информацию об ее объектах. Разные классификации по-разному справляются с этими задачами. Так, искусственная классификация, где группировка осуществляется на основании лишь отдельных, произвольно выбранных и удобно различимых свойств объектов, может решить только первую из этих задач. Иное дело естественная классификация. Здесь группировка происходит на основании комплекса свойств объектов, выражающих их природу, и т.о. объединяет их в естественные группы, а сами группы в единую систему. В такой классификации число свойств классифицируемых объектов, поставленных в соответствие с их положением в системе, является наибольшим по сравнению с любой другой группировкой этих объектов. Естественная классификация, в отличие от искусственной, основываясь на полноте понимания содержания классифицируемых объектов, является не просто описательно-распознавательной, а пояснительной, объясняющей причины общности свойств классификационных групп, равно как и характер отношений между группами. Примерами естественной классификации в науках являются: периодическая система химических элементов, классификация кристаллов на основе федоровских групп преобразований, филогенетические систематики в биологии, генеалогическая и морфологическая классификации языков. В отличие от искусственной классификации, зачастую строящейся на прагматических основаниях, естественная классификация возникает на базе огромного материала наблюдений и опытных данных в результате оплодотворения эмпирических обобщений теоретическими представлениями. И по своему становлению, и по функции естественная классификация аналогична научной теории. Как и всякая теория, она является объяснительной; дает возможность прогнозировать новые результаты – существование новых групп или ранее неизвестных свойств; обладая эвристической ценностью, она вместе с тем провизорна, способна к изменению и усовершенствованию в связи с новыми открытиями. К тому же по своей структуре, т.е. типу отношений, в которых находятся составляющие ее понятия, а именно отношений субординации и координации, классификация отличается от других форм систематизации знания, напр. характерных для математизированного естествознания параметрических систем, где понятия соотносятся своими количественными показателями.

История науки показывает, что становление классификации проходит ряд этапов: от искусственных систем к выделению естественных групп и далее к установлению системы естественной классификации. Так, химические элементы первоначально группировались искусственным образом по отдельным физическим свойствам. Затем сходные элементы объединялись уже в естественные группы на основании многих и разнообразных чисто химических свойств. Открытие Д.И.Менделеевым периодической зависимости свойств химических элементов от их атомного веса позволило упорядочить сами группы в целостной системе естественной классификации. В дальнейшем система Менделеева, которая была глубоким, но все же эмпирическим обобщением, подверглась теоретической обработке на основе учения о строении атома. Периодичность изменения свойств элементов в зависимости от их порядкового номера в системе была объяснена периодическим изменением числа электронов в наружном слое атомов. Искусственными были и первые группировки в биологии. Так, напр., Теофраст делил все растения на деревья, кустарники, полукустарники и травы. Продолжительный период искусственных ботанических систематик завершился грандиозной системой К.Линнея, положившего в основу классификации растений морфологические особенности органов размножения. Линней создал целостную, четкую, практически удобную для ориентировки в многообразии растительных форм, но, как он сам считал, искусственную классификацию. Вместе с тем ему удалось найти и много естественных групп растений. В последующий период ботаники много потрудились для установления различных естественных групп путем тщательного изучения фенотипа. Эволюционная теория Ч.Дарвина, указавшая, что причина сходства живых организмов лежит в общности их происхождения, положила начало естественной, филогенетической систематике, в которой расположение классификационных групп соответствует путям эволюционного развития. Добротная классификация требует разработки соответствующей ей номенклатуры – системы однозначных наименований для всех классификационных групп. Примеры тщательно разработанных и совершенных номенклатур дают химия, ботаника, зоология. Всякая номенклатура должна отличаться уникальностью, т.е. каждое наименование должно быть единственным и отличным от других; универсальностью, т.е. являть единый набор наименований, принятый всеми специалистами в противовес названиям тех же групп в обычных народных языках; стабильностью, исключающей произвольные изменения наименований, и вместе с тем гибкостью, допускающей неизбежные изменения названий в связи с изменениями в классификации. Проблема создания номенклатуры выступает как специальная научная задача, которая, как это имеет место в биологии, может регламентироваться специальными международными кодексами.

А.Л.Субботин

Классификации обычно представляются в форме деревьев или таблиц, которые в конечном итоге могут быть сведены к структуре древесного порядка.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Дерево классификации выглядит как множество точек (вершин), соединенных линиями (ребрами). Каждая вершина представляет некоторый класс предметов (объемов понятий), обладающих одинаковыми признаками. Эти классы называют таксонами (таксономическими единицами). Ребра же показывают, на какие подвиды разбиваются данные таксоны. Вершина K0 называется корнем дерева. Она репрезентирует (представляет) исходное множество предметов. Таксоны группируются по ярусам. В каждом ярусе собраны таксоны, полученные в результате применения одинакового числа операций деления к исходному понятию. Те таксоны, которые в данной классификации уже далее не делятся на свои виды, называются концевыми таксонами. Предельной является такая классификация, все концевые таксоны которой представляют собой единичные понятия. Однако в зависимости от целей, которые преследуются при построении классификации, концевые таксоны могут и не быть единичными понятиями. Логической основой построения различного рода классификаций является операция деления понятий, а потому при классифицировании предметов должны выполняться все правила деления, специфицированные относительно классификации. Так, требование, чтобы деление осуществлялось по одному основанию, сохраняется, но теперь разрешается, чтобы каждый акт деления осуществлялся по собственному основанию, отличному от оснований, которые использовались в других актах деления. Сохраняется и требование, чтобы члены деления исключали друг друга, но теперь это относится только к таксонам одного и того же яруса (ясно, что таксоны разных ярусов этому требованию удовлетворять не могут). Дополнительно вводится еще одно требование – классификация должна быть соразмерной, т.е. она должна быть непрерывной, без скачков (пропусков ярусов).

При построении классификации используются обе разновидности деления – дихотомия и по видоизменению основания. Примером дихотомии может служить т.н. «древо Порфирия», в котором греческий философ Порфирий [ПОРФИРИЙ]представил содержание философского понятия субстанции.

КЛАССИФИКАЦИЯ. Рис. 1

Примером классификации по видоизменению основания является биологическая. Возникающие при этом подмножества (организмов) распределяются по ярусам, получая в каждом ярусе специальные названия. Так все организмы делятся первоначально на царства. В свою очередь царства делятся на типы, типы на классы, классы на отряды, отряды на семейства, семейства на роды, роды на виды. Последние делятся на разновидности, а разновидности на расы и т.д. Однако применяемая в науке реальная практика классифицирования оказывается настолько сложным процессом, что часто приходится прибегать к специальным приемам, чтобы общая абстрактная схема данной операции была выполнена. Напр., в реальной классификации часто встречаются случаи, когда некоторые предметы не удается поместить ни в один из существующих таксонов. Для того чтобы общая схема классификации соблюдалась, для таких предметов создается особый таксон, который может быть назван отстойником. В этот таксон помещаются все объекты, место которых в системе классификации на данный момент не установлено. Кроме того, следует иметь в виду, что реальные классификации объектов, существующие на нынешний день, зачастую не являются окончательными – они постоянно изменяются и трансформируются в соответствии с новыми данными. В ходе обнаружения новых объектов в классификационную сетку могут вводиться и реально вводятся новые таксоны и даже новые ярусы.

Литература:

1. Букановский В.М. Принципы и основные черты классификации современного естествознания. Пермь, 1960;

2. Бочаров В.Α., Маркин В.И., Основы логики. М., 1994.

В.А.Бочаров

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Классификация — I Классифика́ция (от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю, раскладываю) система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека... Большая советская энциклопедия
  2. классификация — орф. классификация, -и Орфографический словарь Лопатина
  3. классификация — -и, ж. 1. Действие по знач. глаг. классифицировать. Заниматься классификацией минералов. 2. Система распределения каких-л. однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. по определенным общим признакам. Классификация товаров. Малый академический словарь
  4. классификация — КЛАССИФИК’АЦИЯ [аси], классификации, ·жен. (·книж. ). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой-нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук. Толковый словарь Ушакова
  5. КЛАССИФИКАЦИЯ — КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis — разряд, группа и facere — делатъ) — англ. classification; нем. Klassifikation. 1. Система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека... Социологический словарь
  6. классификация — В биологии, распределение разнообразия живых организмов в определённом порядке в соответствии с системой. Классификация опирается на набор признаков, дающих возможность сравнивать организмы между собой, определять степень их родства... Биология. Современная энциклопедия
  7. классификация — сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  8. КЛАССИФИКАЦИЯ — (от лат. classis — разряд и facere — делать) распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Экономический словарь терминов
  9. классификация — КЛАССИФИКАЦИЯ, и, ж. 1. см. классифицировать. 2. Система, по к-рой что-н. классифицировано. К. наук. Библиотечная к. | прил. классификационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  10. классификация — Разбивка множества организмов на основе их характеристик по определенной системе иерархически соподчиненных групп – таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.). Различают естественную и искусственную классификации. Микробиология. Словарь терминов
  11. Классификация — (от лат. classis — разряд, группа, класс и facio — делаю * a. classifying, sizing; н. Klassieren, Klassierung; ф. classification, classement, triage;... Горная энциклопедия
  12. классификация — классификация I ж. Логическая система внутренне соподчиненных понятий в какой-либо области, распределенных по группам, классам, разрядам и т.п. на основе учёта общих признаков и закономерных связей между ними. II ж. 1. Процесс действия по гл. Толковый словарь Ефремовой
  13. КЛАССИФИКАЦИЯ — КЛАССИФИКАЦИЯ — в горном деле — разделение частиц измельченных полезных ископаемых на однородные по крупности, плотности и др. продукты (классы). Классификация производится в классификаторах. КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis — разряд, класс и... Большой энциклопедический словарь
  14. классификация — Классификация, классификации, классификации, классификаций, классификации, классификациям, классификацию, классификации, классификацией, классификациею, классификациями, классификации, классификациях Грамматический словарь Зализняка
  15. КЛАССИФИКАЦИЯ — КЛАССИФИКАЦИЯ, распределение организмов по категориям на основе их внешнего вида, строения, происхождения или эволюции. Порядок категорий по убывающей широте охвата таков: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Бывают также подвиды. Научно-технический словарь
  16. классификация — КЛАССИФИКАЦИЯ -и; ж. [от лат. classis — разряд и facio — делаю] 1. к Классифицировать. Заниматься классификацией минералов. 2. Система распределения каких-л. однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. по определённым общим признакам. Толковый словарь Кузнецова
  17. Классификация — Весьма важный логический прием, которым пользуются при изучении предмета и который основан на логическом делении понятий. Действительно, классификация есть не что иное, как деление понятия на его составные элементы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  18. классификация — КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis — разряд и facere — делать) — такая система знания, понятия которой означают упорядоченные группы, по коим распределены объекты некоторой предметной области на основании их сходства в определенных свойствах. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  19. классификация — КЛАССИФИКАЦИЯ в химической технологии (от лат. classis — разряд, группа и facio — делаю) разделение твердых тел на фракции по крупности (размеру) частиц (зерен, кусков). Химическая энциклопедия
  20. классификация — КЛАССИФИКАЦИЯ и, ж. classification f. 1. Действие по знач. гл. классифицировать. Заниматься классификацией собранных в экспедиции материалов. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  21. классификация — 1. система соподчиненных понятий в какой-либо отрасли знаний; 2. распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков. Большой бухгалтерский словарь
  22. классификация — В биологии (от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю), распределение всего множества живых организмов по определ. системе иерархически соподчинённых групп — таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.). В истории биол. К. было неск. периодов. Биологический энциклопедический словарь
  23. классификация — [< лат.; см. классифицировать] – распределение предметов, явлений и понятий по классам в зависимости от их общих признаков (отнесение к роду, виду, отделу и т.д.) Большой словарь иностранных слов
  24. КЛАССИФИКАЦИЯ — КЛАССИФИКАЦИЯ (лат. classis — разряд, класс и f acio — делаю... Новейший философский словарь
  25. классификация — См. класс Толковый словарь Даля
  26. классификация — Класс/ифик/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  27. классификация — КЛАССИФИКАЦИЯ - классификация буеров. Деление буеров на классы в зависимости от их массы и размеров. Правила соревнований по буерному спорту предусматривают буера национальных (свободных) классов и буера международных классов. Словарь спортивных терминов
  28. классификация — (от лат. classis — разряд + facere — девать) гласных см. гласные звуки. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  29. классификация — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? классификации, чему? классификации, (вижу) что? классификацию, чем? классификацией, о чём? о классификации О) что? классификации, (нет) чего? классификаций, чему? классификациям, (вижу) что? классификации, чем?... Толковый словарь Дмитриева
  30. классификация — см. >> разделение Словарь синонимов Абрамова
КЛАССИФИКАЦИЯ. Рис. 1

gufo.me

Виды классификаций

Классификации разделяются на вспомогательные и естественные.

Вспомогательной называется классификация, в основание которой кладутся несущественные для выделяемых классов признаки.

Естественной называется классификация, в основание которой положены существенные для выделяемых классов признаки.

Пример. Рассмотрим классификацию понятия «книга». В любой библиотеке можно найти алфавитный каталог. В нем книги разделяются по классам на основании несущественного признака первых букв фамилии автора или названия книги. Поэтому, алфавитный каталог – это вспомогательная классификация.

Пример. Естественную классификацию книг можно получить следующим образом:

Книги делятся на худодественные, научные и учебники.

Художественные делятся на прозаические и поэтические.

Научные делятся на естественнонаучные, общественнонаучные и гуманитарные.

Учебники делятся на учебники для профессионального образования и учебники для общего образования.

Учебники для профессионального образования делятся на учебники для высшего профессионального образования и учебники для среднего профессионального образования.

Отсюда получается следующая классификация:

Книги делятся на художественные прозаические, художественные поэтические, естественнонаучные, общественнонаучные, по гуманитарным наукам, учебники для высшего профессионального образования, учебники для среднего профессионального образования, учебники для общего образования.

Вспомогательные классификации используются для того, чтобы обеспечить единый доступ к предметам различных предметных областей. Так, книги классифицируются по алфавитному признаку для любых видов литературы независимо от их различий. Естественная классификация приспособлена к особеннмстям данного рода предметов и использует существенные для выделяемых видов признаки.

Глава 6

СУЖДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

§ 1. Общая характеристика суждения

Ав: Помните, что такое логическая культура?

Сс: Логическая культура — это умение мыслить логически.

Ав: Отличная мысль! В ней одна большая логическая ошибка и одна глубокая идея.

Ст: Логическая ошибка — это тавтология. Нарушение правила запрета круга. А вот глубокая идея?

Ав: Умение. Культура есть умение или, точнее говоря, навык.

Ст: Да, мы об этом уже говорили. Навык — это действие, которое первоначально было сознательным, а затем срало полу- или совсем бессознательным.

Ав: Правильно. Так вот, определение и деление понятия — это то, что позволяет нам выражать понятия в ясном и отчетливом виде. А упражнения дают нам возможность получить навык в этом полезном деле. Но понятия — это не единственный способ достигнуть возможности ясно и отчетливо выражать свои мысли. Мы уже знаем, что понятия используются как составная часть других мыслей — суждений. Поэтому естественно предположить, что, кроме культуры использования понятий, существует и культура использования суждений.

Сс: Культура суждения? Интересно! Что-то я о ней раньше не слышал!

Ав: Не удивительно! Мы в естественном мышлении привыкаем судить о предметах, в особенности о других людях, быстро и безапелляционно. В некотором смысле это стиль нашего мышления.

Ст: Мы теперь знаем, что понятия надо правильно образовывать и правильно с ними действовать. А что с суждениями?

Ав: Главное в суждениях — их истинность или ложность.

Сс: А, это очень просто. Я уже знаком с этими понятиями. Истина — это соответствие действительности, а ложь, соответственно, — несоответствие.

Ст: Это не определение. Это — каламбур.

Ав: Нет, это, в принципе, правильно. Только очень обще. Эти понятия истины и ложности нам еще придется конкретизировать по отношению к суждениям различной формы. Но главные проблемы возникают, когда мы начинаем применять понятия истины и ложности. Здесь-то и выясняется, что не все с ними просто.

Сс: А что здесь сложного? Соответствует, и значит, истинно, не соответствует — значит ложно.

Ст: Асе у тебя просто. А попробуй узнай в каждом отдельном случае, соответствует или нет!

Ав: Это правильно. Но есть еще и другие проблемы. Рассмотрим следующее предложение в рамке:

Предложение, написанное в рамке, ложно.

Сс: Ну и что? Ложно, и Бог с ним!

Ст: Подожди. Здесь что-то не так просто.

Ав: Давайте проверим, порассуждаем. Предположим, что это предложение истинно. Отсюда следует, что оно соответствует действительности. А что говорится в предложении? Что оно ложно. Следовательно, в действительности онм ложно. Получается, что если это предложение истинно, то оно ложно.

Сс: Это похоже на задачи о рыцарях и лжецах, которые мы решали раньше.

Ав: Правильно! Но к ним мы вернемся позже. Теперь предположим, что это предложение ложно. Тогда получится, что в действительности дело обстоит не так, как сказано в этом предложении. А в нем сказано, что оно ложно. Следовательно, оно истинно. Получается, если это предложение ложно, то оно истинно. А если объединить эти наши рассуждения вместе, то получится, что это предйожение истинно тогда и только тогда, когда оно ложно!

Сс: Это уж полная чепуха! Глупость какая-то!

Ав: Я ведь в этом рассуждении использовал вполне понятное, очень простое предложение, говорящее о своей собственной ложности. И те определения истины и ложности, которые вы сами предложили, тоже простые и понятные.

Ст: Да, кажется, все так просто, а на самом деле оказывается запутанным.

Сс: Да, но все-таки почему это возникает такая глупость?

Ав: Почему — это сложный вопрос. Я не буду сейчас на него отвечать. Рассуждение, которое я вам продемонстрировал, — это современная форма так называемого парадокса лжеца. Его изобрел Евбулид более 2000 лет тому назад.

Сс: 2000 лет люди знают, что такое использование понятий истины и лжи ведет к глупостям, — и ничего?

Ав: Конечно, этот парадокс беспокоил философов. Им занимались многие крупные мыслители — Аристотель, Бертран Рассел, Альфред Тарский. Последний предложил понятие истины свободное от парадоксов. Но это — другая, длинная история. Мы пока говорим об элементарных аещах. Например, можно сказать, что не каждое предложение выражает суждение. Но для этого надо разобраться в том, что такое суждение и предложение, как они соотносятся друг с другом и тому подобных вещах.

Ст: Так давайте разбираться!

Ав: Сначала разберемся, к чему относятся слова «истинный» и «ложный».

Сс: Конечно, к предложениям!

Ав: Не торопитесь! Рассмотрим два предложения: «Я рассказал вам о парадоксе лжеца» и «Парадокс лжеца был рассказан вам мной». Это — разные предложения. Но они истинны или ложны одновременно. Даже можно сказать, что они говорят об одном и том же.

Ст: Ну и что?

Ав: Как что? Это означает, что истинность и ложность относятся не к самим предложениям, а к тому, что в них выражено, к тому, что выражено в том и в другом предложении.

Ст: Что же это такое?

Сс: Я знаю! Мысль!

Ав: Всякая мысль?

Ст: Нет, не всякая. Мы уже знаем, что понятие — это мысль, но предложение мысли этого рода не выражает.

Ав: Правильно. Отсюда следует, что прежде чем ответить на вопрос: выражает ли данное предложение мщсль или не выражает — нужно знать, какого рода мысли могут быть выражены в предложении и каковы их основные свойства. Как же мы назовем мысли, которые выражаются или не выражаются в предложениях?

Ст: Ну, теперь и я догадался. Суждение.

Ав: Опять правильно. Давайте разберемся в том, что такое суждение и как оно соотносится с предложениями.

В главе 4 мы говорили о понятиях и их отношении к языку. Тогда речь шла об именах (собственных и общих), их смысле и значении. В трехплоскостной семантике, предложенной немецким логиком Готлобом Фреге, смысл и значение имеют все языковые знаки. Если мы рассматриваем предложение как знак, то оно также должно обладать смыслом и значением.

Что же является смыслом и значением предложения? Ответить на этот вопрос нам поможет аналогия с именем и понятием. Имя — это знак, понятие — это мысль, связанная с этим знаком. Следовательно, смыслом предложения также должна быть мысль, связанная с этим знаком. Мы уже знаем из предшествовавшего диалога, что такая мысль есть суждение. Что же рогда является значением предложения? Это вопрос более сложный, потому что предложение не обозначает какого-либо предмета, а высказывает нечто о предметах. Иногда в качестве значения предложения pассматpивают ситуацию, которая может иметь или не иметь места в действительности. Но для той логики, которую мы с вами изучаем, вполне достаточно принять такое соглашение: значением предложения мы будем считать две самые важные ситуации: истину или ложь. Итак, на наш вопрос мы получили такой ответ:

знак

Предложение

смысл

Суждение

значение

Истина/ложь

Однако можно ли сказать, что суждение, которое может быть истинным или ложным, является значением любого предложения? Рассмотрим четыре предложения:

(а) Наполеон — великий человек.

(б) Наполеон — не был великим человеком.

(в) Стань Наполеоном!

(г) Ты хочешь быть Наполеоном?

Сразу можно сказать, что мы обычно не оцениваем предложения (в) и (г) как истинные и ложные. Предложение (в) выражает требование, желание того, чтобы наступила некоторая ситуация, а предложение (г) выражает желание получить некоторую информацию. Сами по себе они не могут быть истинными или ложными. Следовательно, мы теперь можем сказать, что они не выражают суждений.

Остаются только предложения (а) и (б). Они определенно могут быть истинными или ложными, т. е. выражают суждения. предложения (а) и (б) — это повествовательные предложения. Поэтому мы можем сказать, что суждение — смысл не всякого, но только повествовательного предложения.

Суждение выражается в языке при помощи повествовательных предложений.

До сих пор мы анализировали отношение между мыслью (суждением) и языком (предложением). Теперь пора ответить на вопрос: что такое суждение?

Приведенные примеры суждений (а) и (б) говорят нам о том, что в суждении что-то о чем-то утверждается или отрицается, но что и о чем? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется вспомнить нашу логическую онтологию, согласно которой мир состоит из предметов, свойств и отношений. А наличие или отсутствие свойств или отношений называется признаками (ср. § 2 главы 2). Эта онтология сразу же подсказывает нужный нам ответ: утверждается или отрицается связь признака с объектом. Действительно, в суждении, выражаемом предложением «Наполеон великий человек» (в дальнейшем для простоты мы будем просто говорить «в суждении», хотя это и не совсем точно), признак быть великим человеком приписывается предмету — Наполеону, а в суждении «Наполеон не был великим человеком» отрицается связь интересующего нас признака с предметом. Приведенные примеры хорошо передают то, что происходит и в самой простой форме суждения, и в достаточно сложных суждениях, которые в конечном счете сводятся к комбинации актов приписывания предметам признаков или, наоборот, отрицания связи признаков с предметами.

Однако мы знаем, что признаки могут быть присущи или не присущи не только предметам, но также и свойствам, отношениям и множествам, т.е. всему тому, что мы назвали объектами. Отсюда получается следующее определение понятия суждения:

Суждение — это мысль, в которой утверждается или отрицается свэзь между объектами и признаками.

Возвращаясь к нашему диалогу о мыслях (§ 1 главы 2), теперь можно сказать, что с языковой конструкцией «думать, что …» связан вид мысли, названный нами суждение. Когда мы говорим: «Я думаю, что Интернет облегчает контакты между людьми» или «Я думаю, что Интернет не является заменой человеческого общения», то за словом «что» следует как раз повествовательное предложение, выражающее суждение. В таком случае наша мысль направлена на некоторую ситуацию которая, по нашему мнению, имеет место в действительности (как в первой фразе) или не имеет места в действительности (как во второй фразе). В первом случае я признаю связь между предметом «Интернет» и признаком «облегчать контакты между людьми». Во втором случае я отказываюсь признавать связь между предметом «Интернет» и признаком «быть заменой человеческого общения». Это мое признание или непризнание связи между предметами и признаками (ситуациями) выражается в актах утверждения или отрицания.

Таким образом, наше обсуждение показывает, что бывают два вида мыслей: понятия и суждения, и различаются они по признаку направленности мысли. Понятие направлены на объекты, а суждения – на ситуации.

Мысль

Понятие

Суждение

Рис. 1

Суждение и понятием сходны в том, что и то, и другое есть мысль, в том и другом идет речь об объектах и признаках. Отличаются они тем, что понятие выделяет и обобщает объекты при помощи признаков. Суждение не выделяет и не обобщает. Правда, в суждении используются понятия, но используются для того, чтобы стверждать или отрицать связь между ними. Суждение говорит, что состояние мира таково, что данный признак присущ данному объекту или, наоборот, не присущ данному объекту.

Однако мир не всегда отвечает нашим ожиданиям. Ситуация, описываемая в суждении, может иметь место в мире, а может и не иметь, а это означает, что суждение может быть истинным или ложным.

В нашем курсе логики мы будем считать, что каждое суждение является либо истинным, либо ложным. В логике это положение получило название принципа двузначности. Конечно, в практике познания мы можем не знать, каким является суждение — истинным или ложным. Так, даже в математике есть суждения, например, теорема Ферма, о которых до сих пор не знают, истинны они или ложны.

Для овладения такими ситуациями неопределенности в логике придумали логические системы, в которых имеются более чем два истинностных значения. Например, вводится еще третье значение «неопределенно», соответствующее нашему незнанию истинности или ложности суждения. На этой основе выросли так называемые многозначные логики. Мало того, бывают такие суждения, относительно которых принципиально нельзя установить рациональными методами истинны они или ложны. Это суждения, истинность или ложность которых может быть признана только на основании веры, например, «Бог существует».

Таким образом, основной характеристикой суждения является его истинность или ложность. Поэтому мы должны точно определить, что такое истинное, и что такое ложное суждение.

Однако в обычной жизни, научной и педагогической практиие нас интересуют не понятия истинности или ложности вообще, а истинность или ложность конкретных суждений. Нас интересует, истинны ли суждения «Господин М. — человек добрый», «Поезд на Светлогорск отходит от Северного вокзала в 8.08», «Бог существует». Логика, конечно, не может ответить на эти конкретные вопросы. Но она может задать некоторые общие условия истинности для различных типов суждений. Для этого нам нужно узнать, какие бывают виды суждений и из чего состоят суждения различных видов.

studfile.net

Классификация — Гуманитарный портал

Классификация — это общенаучный метод систематизации знания, направленный на организацию некоторой совокупности (множества) изучаемых объектов различных областей действительности, знания и деятельности, в систему соподчинённых групп (классов), по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определённых сущностных свойствах. Класс — это конечная или бесконечная совокупность объектов, выделенная по некоторому общему для них признаку (свойству или отношению), мыслимая как нечто целое. Объекты, составляющие класс, называются его элементами. Основной принцип классификации состоит в том, что каждый элемент совокупности объектов, которую она охватывает, должен попасть в то или иное подмножество. Тем самым, главная цель классификации заключается в определении места в системе любого объекта и установлении между ними наличия некоторых связей, что определяет дальнейшее нормативно-мерное упорядочивание множества, которое разбивается на гетерономные друг по отношению к другу, но гомогенные внутри себя по какому-либо признаку, отделённые друг от друга подмножества. Субъект, владеющий ключом (критерием) классификации, получает возможность ориентироваться в многообразии объектов. Классификация всегда отражает имеющийся на данный момент времени уровень знания, суммирует его, задаёт его «топологическую карту». С другой стороны, классификация позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании, служить основанием для диагностических и прогностических процедур. В так называемой описательной науке классификация выступала итогом (целью) познания (например, систематика в биологии, попытки по разным основаниям классифицировать науки и так далее), а дальнейшее развитие представлялось как её усовершенствование или предложение новой классификации. Таким образом, термин «классификация» используется как для обозначения указанной процедуры, так и для обозначения её результата.

Классификация призвана решать две основные задачи: представлять в надёжном и удобном для обозрения и распознавания виде всю изучаемую область и заключать в себе максимально полную информацию о её объектах. Различают естественные и искусственные классификации в зависимости от существенности признака, который кладётся в её основу. Естественные классификации предполагают нахождение значимого критерия различения, искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусственных классификаций являются различные вспомогательные классификации типа алфавитных, технических и тому подобных указателей. Разные классификации по-разному справляются со своими задачами. Так, искусственная классификация, в которой группировка осуществляется на основании лишь отдельных, произвольно выбранных и удобно различимых свойств объектов, может решить только первую из указанных задач. В естественной классификации группировка происходит на основании комплекса свойств объектов, выражающих их природу, и таким образом объединяет их в естественные группы, а сами группы в единую систему. В такой классификации число свойств классифицируемых объектов, поставленных в соответствие с их положением в системе, является наибольшим по сравнению с любой другой группировкой этих объектов. Естественная классификация, в отличие от искусственной, основываясь на полноте понимания содержания классифицируемых объектов, является не просто описательно-распознавательной, а пояснительной, объясняющей причины общности свойств классификационных групп, равно как и характер отношений между группами. Известными примерами естественной классификации в науках (см. Наука) являются: периодическая система химических элементов, классификация кристаллов на основе фёдоровских групп преобразований, филогенетические систематики в биологии, генеалогическая и морфологическая классификации языков. В отличие от искусственной классификации, зачастую строящейся на прагматических основаниях, естественная классификация возникает на основе материала наблюдений и массива опытных данных той или иной области знания в результате синтеза эмпирических обобщений и теоретических представлений. В целом, естественная классификация всегда в той или иной степени является содержательно-обоснованной типологией (см. Типология), способной решать содержательные задачи и прогнозировать новые результаты.

Наряду с естественными и искусственными, различают теоретические и эмпирические классификации. Существуют и иные деления классификаций, например на общие и частные (специальные). Общие классификации содержат обзор всей области объектов определённого рода, группируют их на основании свойств, выражающих их природную общность самих по себе, и несут информацию о причине этой общности, то есть о некоторой естественной закономерности. Общие классификации имеют место в фундаментальных науках, главная задача которых состоит в объективном познании действительности через выявление доминирующих в ней законов. Тогда как частные, или специальные, классификации характерны, прежде всего, для прикладных, практических отраслей знания, целью которых является обеспечение деятельности. Предметная область частных, или специальных, классификаций более узкая, чем у общих классификаций. Они также исходят из объективных и зачастую немаловажных свойств классифицируемых объектов, но вся группировка в целом осуществляется здесь в целях удовлетворения определённых прагматических запросов. В целом, специальные классификации дополняют и расширяют то знание, которое дают общие классификации.

В логике (см. Логика) классификация является частным случаем деления — логической операции над понятиями. Деление — это распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии. Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Признак, по которому производится деление, именуется основанием деления. В каждом логическом делении имеются, таким образом, делимое понятие, основание деления и члены деления.

По своей структуре, то есть типу отношений, в которых находятся составляющие её понятия, а именно отношений субординации и координации, классификация отличается от других форм систематизации знания (см. Систематика), например характерных для математизированного естествознания параметрических систем, где понятия соотносятся своими количественными показателями. В то же время, классификация может осуществляться не только по качественным, но и по параметрическим особенностям изучаемых объектов, имея своим основанием и результатом количественные показатели. Такая группировка широко используется, в частности, в статистике, составляя базу статистических методов, которые, как известно, применяются только к количественно выраженным данным. В таких случаях группировки производятся на основании признаков, поддающихся измерению и поэтому имеющих те или иные численные значения, а весь порядок так образованных групп наводит на некоторое распределение численностей или функциональную зависимость. Когда имеется множество (сотни или тысячи) просто зарегистрированных значений какого-нибудь количественного признака, ум не в состоянии охватить подлинный смысл изучаемого явления. Для того чтобы выявить его характерные черты, необходимо каким-то образом сжато выразить имеющиеся данные, уплотнить их посредством группировки. При этом группировка должна быть такой, при которой была бы не утрачена и не искажена значительная часть собранных данных и в итоге получена достаточно точная картина исследуемого явления. Качественные и количественные классификации не перекрывают друг друга. Даже имея своим предметом одни и те же объекты, они рассматривают их разные аспекты и сосуществуют в общем комплексе исследований этих объектов.

Классификации обычно представляются в форме деревьев или таблиц, которые в конечном итоге могут быть сведены к структуре древообразного иерархического порядка (см. Рис. № 1).

Рис. № 1. Дерево классификации
Рис. № 1. Дерево классификации.

Дерево классификации выглядит как множество точек (вершин), соединённых линиями (рёбрами). Каждая вершина представляет некоторый класс предметов (объёмов понятий), обладающих одинаковыми признаками. Эти классы называют т

gtmarket.ru

Классификация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Классифика́ция, также классифици́рование (от лат. classis «разряд» и facere «делать») — понятие в науке (в философии, в формальной логике и др.), обозначающее разновидность деления объёма понятия по определённому основанию (признаку, критерию), при котором объём родового понятия (класс, множество) делится на виды (подклассы, подмножества), а виды, в свою очередь делятся на подвиды и т.д.

Описание

Классификация широко применяется как в науке (особенно, в естественных науках), так и в практической деятельности, причём научные классификации отличаются более устойчивым характером, поэтому сохраняются долгое время[1][2]. Например, классификация химических элементов, созданная Д. И. Менделеевым продолжает дополняться по сей день. В классификации важное значение имеет выбор основания (критерия, признака) деления предмета. Основание может быть существенным и несущественным. Классификация выполненная по существенному признаку называется естественной, классификация выполненная по несущественному признаку — искусственная (или, вспомогательная) классификация[3]. Одна из трудностей, которая возникает при классификации является переходная форма[4]. Например, при классификации прав и свобод человека и гражданина свобода слова может быть отнесена как к естественным (врождённым) правам, так и к политическим правам.

Правила классифицирования (деления объёма понятия)

Так как классификация является разновидностью деления понятия, то ей присущи все правила, используемые при операции деления объёма понятий[3].

  1. Как и при делении, классификацию необходимо проводить только по одному конкретному основанию. Если данное правило будет нарушено, то произойдёт пересечение понятий[5]. Например, в делении «Бумага делится на белую, чёрную, толстую, тонкую» допущена ошибка, так как деление произведено не по одному основанию, а сразу по двум. То есть, первое основание — цвет, вторым основанием является толщина. Так, бумага может быть белой и толстой, черной и тонкой, или наоборот.
  2. Необходимо соблюдать соразмерность деления[5][6], т.е. сумма членов классификации должна равняться объёму родового понятия (класса, множества). Возможные ошибки при несоблюдении данного правила:
  • Неполная (узкая) классификация. То есть объём видовых понятий в результате классификации не исчерпывают объём делимого понятия. Например, в классификации «Литературные жанры по содержанию делятся на трагедии, комедии, ужасы» не указан жанр — драма.
  • Классификация с лишними видовыми понятиями. Примером данного вида ошибок является деление «Компьютеры делятся на настольные, мобильные, переносные и персональные», в котором «персональные» компьютеры является лишним видовым понятием.
  1. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
  2. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным[6].

Примеры классификаций

Примечания

  1. ↑ Асмус В. Ф., 1947, с. 62.
  2. ↑ Гетманова А. Д., 1995, с. 52.
  3. 1 2 Гетманова А. Д., 1995, с. 50.
  4. ↑ Гетманова А. Д., 1995, с. 51.
  5. 1 2 Гетманова А. Д., 1995, с. 47.
  6. 1 2 Кондаков Н. И., 1975, с. 248.

Литература

wikipedia.green

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о