В широком смысле искусство: Что такое искусство в широком и узком смысле слова?

§ 21 (§ 45). Искусство. Обществознание 9 класс Кравченко



Вопросы и задания.

1. Что такое искусство в широком и узком смысле слова? Если у вас дома есть альбомы по искусству, то к какому пониманию – широкому или узкому – они относятся?

Искусство в широком смысле – это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Искусство в узком смысле – только изобразительное искусство.

Альбом с картинами Микеланджело Меризи да Караваджо (итальянский художник, 1571 — 1610) и его последователей. Данный альбом будет относится к искусству в узком смысле, т. к. в нем содержатся произведения изобразительного искусства. Но его можно отнести и к искусству в широком смысле, т. к. данный альбом относится к живописи.

2. * Почему искусство следует сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. В чем их сходные и отличительные черты?

Искусство мы будем сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художественная культура – это сфера образно-выразительного отношения к окружению, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния, при котором момент формы выходит даже на первый план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве – эстетическое выражение окружающего мира и его высокопрофессиональное, мастерское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т. д.

Различие заключается в следующем. Искусство – всего лишь вершина художественной культуры. Последняя включает не только профессиональные произведения, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность только для них самих.

Главный критерий для художественной культуры – это образное отражение реальности, переживания и мысли людей. Оно может быть совершенным и несовершенным. К искусству же принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.

Таким образом, критерий выделения художественной культуры – предметный, а искусства – квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им (мастерские художников, залы и картинные галереи, консерватории и филармонии, специализированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, издательства, кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи, ассоциации артистов, художников, писателей и многое другое.).

Таким образом, понятие художественная культура более широкое, чем искусство. Последнее включает только профессиональную деятельность и подготовленных людей в данной области. Искусство – это только или преимущественно элитарная культура, художественная культура включает народную и элитарную культуру.

3. Чем различаются изобразительное искусство и художественное творчество? Что такое художественная самодеятельность?

Изобразительное искусство – раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.

Понятие художественное творчество более широкое. Оно включает в себя литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Художественное творчество – это синоним понятия «художественная культура».

Их различие состоит в том, что изобразительное искусство это вид художественного творчества.

Художественная самодеятельность — одна из форм народного творчества. Включает в себя в том числе создание и исполнение художественных произведений силами исполнителей — любителей индивидуально (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты) или коллективно (кружки, студии, народные театры).

4. Объясните, что такое художественная культура и что в нее включается. Куда входят литература, музыка, театр?

Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности – словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т. п., включая продукт и процесс этой деятельности: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также образование художников, воспитание критиков, искусствоведов, публики.

Литература, музыка, театр – это элементы художественной культура.

5. Опишите основные субъекты художественной культуры.

Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто:

• Создает новые произведения и идеи;

• Распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе;

• Финансирует новые произведения и идеи;

• Знакомит с новыми произведениями и идеями;

• Обучает новым произведениям и идеям;

• Занимается массовым тиражированием новых произведений и идей;

• Продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль;

• Оценивает и экспертирует новые произведения и идеи;

• Осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений и идей;

• Читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи;

• Становится поклонником, сторонником новых произведений и идей.

6. * Какую роль в культуре играют Красота, Добро, Истина?

Истина, Красота, Добро – это три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы – научную теорию, педагогический прием или религиозное учение – они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духовного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении – Добро, в сфере образования – то и другое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота.

7. Можно ли к изящным искусствам отнести живопись, скульптуру и архитектуру? Приведите свой пример изящных искусств?

Да, живопись, скульптуру и архитектуру можно отнести к изящным искусствам, потому что они соответствуют критериям Истина, Добро, Красота.

Литература, театр, танец – примеры изящных искусств.

?Проблема. Подумайте над проблемой – существуют ли общие критерии красоты?

Красота — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.

Общих критериев красоты не существует. В разные периоды времени красота понималась по-разному: «В разнообразии перемен красота остается вечно новой» (Дионисий Галикарнасский). Даже в рамках одной эпохи представления о красоте отличались у разных людей. Критерии красоты более или менее общими были характерны для отдельных обществ.

Например, в Древней Греции был культ спортивного телосложения, у индейцев майя красивым считалось тело, расписанное татуировками. В Древнем Китае ценилась хрупкость и миниатюрность женщины. В возрасте пяти лет ножки девочки туго перебинтовывали, и они прекращали свой рост. По канонам красоты женщины белили лица, наращивали ресницы, вместо сбритых бровей рисовали тоненькие черточки. В Древнем Египте в женщинах ценилась грациозность. Женщина должна была быть стройной. Красивой считалась обладательница узких бедер, небольшой груди. Из всех цветов Египтяне предпочитали изумрудный. Самой прекрасной считалась девушка с зеленым цветом глаз.

Стрелки на глазах подводились зеленой краской. Точно та же и сегодня красота в Африканских странах, Индии, Японии, США будут отличаться.

Не следует забывать и о красоте души. Красота плоти имеет предел; духовная красота беспредельна.

Можно услышать о красоте музыки, красоте здания, красоте города, красоте парка, красоте картины, красоте вазы. На Востоке в XI веке при дворе некоторых правителей было популярным воспевать красоту обычных вещей в стихах. Это могли быть и столовые приборы, и оружие, обувь, одежда, да все что угодно.

Однако, понятие красоты у разных людей будет зависеть от их предпочтений, сформировавшихся у них в процессе социализации. Что красиво для одного, может быть безобразно для другого.

Практикум. Объясните, почему к искусству можно отнести только произведения элитарной изобразительной культуры.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Ее девиз – «искусство для искусства». В любом сообществе глубокое понимание искусства было присуще только подготовленному меньшинству. Высокая культура, например живопись испанского художника П. Пикассо или музыка австрийского композитора А. Шенберга, трудна для понимания (например, в отличие от граффити) неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.

4.5. Искусство – SOOCIETY

Самоучитель по обществознанию — Духовная жизнь общества

Искусство — это разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии. В отличие от других сфер общественной деятельности (науки, политики и т.д.) искусство удовлетворяет потребность человека в восприятии окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфической человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира, предполагающей развитое творческое воображение.

Понятие «искусство» имеет несколько значений. В широком смысле это совокупность всех разновидностей художественного творчества — литературы, скульптуры, театра, кино и др. В узком смысле это только изобразительное искусство. Кроме того, искусством называют высшую степень мастерства в какой-либо сфере Деятельности.

Решающую роль в возникновении и развитии искусства сыграл труд. Исторически искусство развивается как система конкретных видов искусства (музыки, литературы, архитектуры, изобразительного искусства и др.), в которых многообразие реального мира предстает во всем своем богатстве. Произведения искусства формируют человека, понимающего искусство и способного наслаждаться красотой. Благодаря многообразию своей видовой сущности искусство объединяет в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа духовного производства. Поскольку искусство включает в себя отражение всех форм социальной деятельности, сфера его воздействия на жизнь практически безгранична. В связи с этим искусство приобретает социальный характер.

В XIX в. возникали попытки создания «чистого искусства», «искусства для искусства», которое должно было быть самоценным, автономным, независимым от общественной жизни, морали, науки и политики. Идеологи этой концепции полагали, будто только в сфере «чистого искусства» возможна личная независимость художника и свобода художественного творчества. На деле искусство не может не отражать реальный окружающий мир и возникающие в нем отношения.

Вопрос, что такое искусство, до сих пор остается предметом споров между материалистами и идеалистами. Материализм рассматривает искусство как отражение реальной действительности и видит именно в общественной жизни тот объективный источник, который внутренне связывает и обусловливает взаимодействие искусства с политикой, наукой, моралью и т. п. Идеалисты пытаются показать искусство в отрыве от практической деятельности.

Искусство — это особая форма общественного сознания. С этой точки зрения можно дать объяснение роли искусства в развитии общечеловеческой культуры. Основой искусства служит художественный образ — чувственное воссоздание действительности на основе субъективной позиции автора. Обладая, по словам Гегеля, способностью «менять нашу точку зрения на предмет», искусство силой творческого воображения преображает мир в представлении, делая это свободно, т.е. по законам красоты. Процесс свободного формирования предметного мира в сфере художественного творчества происходит с позиций определенного эстетического идеала и завершается созданием произведений или образов искусства.

Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения предметов и явлений окружающего мира искусство воздействует одновременно на чувства, мысли и волю людей, пробуждая и развивая в них творческое отношение к действительности. Развитие и сила социального воздействия искусства зависят от условий жизни общества, которые могут быть более или менее благоприятными для творческой деятельности человека.

Изучением искусства занимается искусствознание — совокупность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения искусства, природу художественного творчества, место искусства в социальной и духовной жизни общества. Современное искусствознание исследует искусство в контексте духовной культуры.

Структура искусствознания отличается комплексностью и проявляется в следующем:

Во-первых, искусствознание разделяется на общее и частное соответственно членению самого искусства на различные виды художественного творчества. Как система частных наук об отдельных видах искусства искусствознание включает в себя литературоведение, театроведение, музыкознание, архитектуроведение, искусствоведение (наука об изобразительных искусствах), киноведение и т.д. Каждая из этих частных наук имеет относительно самостоятельный характер и в то же время входит в качестве составной части в общую структуру искусства как системы целостного знания о художественном творчестве.

Во-вторых, в наиболее общем виде искусствознание представляет собой совокупность трех дисциплин: истории искусства, теории искусства, художественной критики. Соответственно частные науки об искусстве включают в себя аналогичные дисциплины: театроведение — историю театра, теорию театра, театральную критику; музыкознание — историю музыки, теорию музыки, музыкальную критику и т.д.

Общей теорией искусства выступает эстетика (от греческого aisthetikos — чувствующий) —наука о сущности и закономерностях творческого освоения действительности по законам красоты. Эстетика представляет теоретическую основу по отношению к частным искусствоведческим наукам.

Распространение средств массовой коммуникации — периодической печати, звукозаписи, кино, радио, телевидения и других — существенно изменило художественную жизнь общества в XX в. Эти средства позволили приобщить к достижениям мировой культуры широкие слои населения, которые ранее практически не имели доступа к художественным ценностям. При этом в процессе полиграфического, звукового или экранного тиражирования произведения традиционных видов искусства (в первую очередь живописи, скульптуры, театра) претерпевали существенные изменения, теряя ряд своих свойств, таких как уникальность рукотворного творения, прямой контакт между актерами и аудиторией в театре и т.д.

Определенную роль играет взаимосвязь искусства и морали. Искусство и мораль — это две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом.

В истории искусства существовали два подхода к проблеме взаимоотношения искусства и морали:

1) моралистический, утверждавший единство искусства и морали и подчинение художественного творчества нравственным целям и задачам;

2) имморалистический,построенный на противопоставлении морали и искусства, оправдании аморальных тенденций в искусстве.

Взаимосвязь искусства и морали надо искать в контексте общих морально-этических проблем: добра и зла, интереса и долга, смысла жизни, счастья, любви и т. д. Мораль устанавливает нормы поведения, а искусство решает эти проблемы в художественной форме и художественными средствами.

Искусство отражает реальный моральный опыт, утверждает нравственный идеал общества, заглядывая далеко вперед, проверяя действительное содержание и жизненную силу действующей морали. Выражая стремление к высокой человечности, потребность человека во всестороннем раскрытии своих творческих сил и возможностей, искусство, подобно морали, своими средствами выполняет и прогностическую функцию. Силу нравственного воздействия искусства не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Оно не обладает способностью, как отмечал Аристотель, превращать злого человека в доброго. Для восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой-то степени готов достойно оценить моральный образ мыслей героев произведений, нравственную направленность их поступков. Не учитывая этого обстоятельства, иногда неправомерно возлагают на искусство всю ответственность за «падение нравов», тогда как такую ответственность надо возлагать на социальную действительность.

Моральное воздействие искусства на людей может осуществляться примером нравственного поведения героя произведения или силой вызываемого художественным произведением эстетического переживания, побуждающих личность к размышлению. Сила нравственного воздействия искусства не исчезает с прекращением непосредственного контакта с произведением, а, напротив, только начинается, уходя в глубь сознания человека, где незаметно для него затрагивает все сферы жизнедеятельности, влияя на мотивы, стимулы, ценностные установки и в результате — на поведение, человеческую личность в целом.

Тесная взаимосвязь существует и между искусством и религией. Для религии характерна вера в сверхъестественные объекты, почитание их, поклонение им. развитая система культовых действий. В искусстве важно отображение реальной действительности в художественных образах. Тесная взаимосвязь искусства и религии объясняется наличием в них целого ряда общих черт. Искусство и религия выражают ценностное отношение человека к действительности. Они чаше опираются на противоречащие формальной логике представления, на образно-символическое мышление, чем на понятийное. Отсюда — их обращение к чувственно-эмоциональной, не сознательной, стороне психики человека.

Эмоциональное возбуждение, духовное переживание сопровождают и восприятие произведения искусства, и религиозные ритуалы, только в первом случае они значимы сами по себе, а во втором — осмысливаются как формы общения со сверхъестественным миром. В связи с этим художественные и религиозные элементы были тесно переплетены в структуре древнего мифологического сознания. В первобытно-общинный период развития общества искусство еще не было самостоятельным и выполняло прикладные функции в рамках первобытных культов и ритуалов. Религиозный ритуал строился на художественно-эстетической основе, сопровождался плясками, пением, музыкой, содержал элементы театральности. Художественные элементы ритуала воспринимались как действие сверхъестественных сил на человека, как духовный контакт с объектом поклонения. Такие же отношения перешли в религии древних цивилизаций.

С возникновением мировых религий отношения между искусством и религией стали развиваться сложно и противоречиво. Все явления культуры и искусства стали оцениваться с позиции той или иной религии. Все, что соответствовало религиозным нормам или могло быть использовано для их поддержания и распространения, принималось, а остальное, как правило, отрицалось. Так, в исламе долгое время запрещалось изображать людей и животных, что существенно затормозило развитие изобразительного искусства в исламском мире. Раннее христианство отрицательно относилось практически ко всем видам искусства, так как усматривало в них связь с языческими культами. Однако уже с IV—V вв. пение, ораторское искусство, декоративно-прикладное искусство, живопись начали проникать в христианский культ, а несколько позже и христианские идеологи признали необходимость активного использования искусства в религиозных целях. В Византии, например, церковное богослужение представляло собой целостное художественное действо, в которое включались архитектура, живопись, декоративные и песенно-поэтические искусства, ораторское искусство, хореография, светоцветовая и даже обонятельная атмосфера в храме.

Средневековые христианские идеологи ориентировали искусство на выражение религиозного мировоззрения и связанной с ним морали, стремились сосредоточить творческий потенциал искусства на основных духовных идеалах своего времени. В результате возрос интерес искусства к сфере идеального, оно достигло высокого уровня художественного выражения общечеловеческих Духовных ценностей. Шедевры византийской и древнерусской живописи и архитектуры, готические храмы, средневековая музыкальная и певческая культура поражают своей художественной силой и духовной глубиной даже далекого от религии человека XXI в. Однако религиозное искусство было в значительной мере обособлено от конкретной социально-исторической действительности, от повседневной жизни народа. Это было искусство вневременных духовных идеалов. Церковь часто активно боролась с внецерковными, светскими, развлекательными видами и жанрами искусства. Христианство, например, долгое время запрещало театральные представления, постоянным гонениям подвергало традиционную народную культуру (в России это коснулось скоморошества).

Важным регулятором взаимоотношений искусства и религии был канон. Практически все культовое искусство было канонизированным, т.е. введенным в определенные исторически сложившиеся и закрепленные церковными установлениями строгие рамки. Они существенно ограничивали художественное творчество не только на содержательном, но и на формальном уровне. Свою творческую индивидуальность средневековый художник часто мог проявить только в сфере чисто выразительных средств (цвета, линии, музыкальной интонации и т.п.). Но здесь он нередко достигал удивительных высот.

Начавшаяся в период Возрождения секуляризация (отделение от церкви и религии) культуры разделила искусство и религию. Новый этап сближения наметился в XX в. Кризис религиозного сознания заставил церковь искать поддержку у искусства, использовать для своих целей его новейшие виды и направления (кино, видео- и звукозапись, электронную музыку).

Многие виды искусства, особенно в настоящее время, требуют определенных технических средств, совершенствующихся по мере развития общества. Это касается музыки, кино и др.Искусство и техника взаимосвязаны так же, как и материальная и духовная культура общества. С развитием техники меняются образный строй и материальные возможности архитектуры, пластических искусств, музыки и т.д. Появившееся в ходе научно-технической революции новые виды и разновидности искусства — фотоискусство, кино, телевидение, электронная музыка и другие — обогатили и усложнили эмоциональный мир человека. Техническое накопление фактов, их систематизация и обработка с помощью компьютерных технологий, возможность репродуцирования множества произведений искусства полиграфически, в звуко- и видеозаписях активно воздействуют на структуру и развитие художественной культуры в целом, повышают критерии социально-эстетической значимости репродуцируемых произведений искусства, эстетических идеалов и вкуса народа.

Термин «техника», нередко применяемый для характеристики навыков, приемов в различных видах человеческой деятельности, может выступать и как личное умение, мастерство авторов и исполнителей произведений искусства. Так, мы говорим о технике живописи, исполнительского искусства музыканта, актера, танцора и т. д. В то же время как высокая степень мастерства искусством в широком смысле слова может называться совершенное техническое исполнение спортивного выступления, производственного задания и т.д. В связи с этим можно сделать вывод, что искусство и труд — это две стороны единой материально-практической и духовной деятельности людей. Труд включает в себя и творческую деятельность в искусстве, которое своим происхождением обязано трудовой, созидательной деятельности людей. Первые человеческие постройки, одежда, утварь, орудия труда, став неотъемлемой частью материальной культуры, являются также и древними памятниками искусства, воплотившими эстетические представления людей. Опираясь на ритмы труда, возникли первые музыкальные и хореографические произведения. Изображения животного и растительного мира, создававшиеся первобытными людьми для магических целей, для организации коллективных действий в охоте, земледелии, несли художественное содержание, присущее искусству.

В свою очередь развитие искусства вызывает к жизни целые отрасли производства и обслуживающей его трудовой деятельности, как это видно на примерах (строительства театров и кинотеатров, музеев, библиотек, развития полиграфического производства, кино- и фототехники, создания музыкальных инструментов, совершенствования телевидения и радиовещания и т.д.).

Вопросы и задания

1. Что такое искусство? Чем оно отличается от других видов деятельности человека?

2. Как возникло искусство? Какую роль в этом сыграл труд?

3. Какие виды искусства вы знаете? Какие из них преобладают в наше время?

4. В чем проявляется социальный характер искусства? Почему несостоятельными оказались попытки создания «чистого искусства»?

5. В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов?

6. Что такое художественный образ? Как он может воздействовать на людей?

7. Что выступает предметом исследования искусствознания? Какова структура искусствознания?

8. В чем состоит взаимосвязь искусства и массовой коммуникации в современную эпоху?

9. Чем искусство связано с моралью?

10. В чем состоит взаимосвязь искусства и религии? Как развивались их отношения в истории человечества?

11. Прочитайте высказывание Л.Фейербаха. В чем он видит различие искусства и религии: «…искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, т.е. другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные».

12. В чем состоят особенности развития современного искусства? Ка кую роль в этом процессе играют технические средства?

4.6. Образование →

← 4.4. Религия

Элементы искусства (обучение в Гетти)

На этой странице представлены определения и примеры элементов искусства, которые используются художниками, работающими в различных медиа. Элементы искусства — это компоненты или части произведения искусства, которые можно выделить и определить. Они являются строительными блоками, используемыми для создания произведения искусства.

Учащиеся, которые могут определить элементы и оценить их роль в композиции произведения искусства, смогут лучше понять выбор художника. Они будут подготовлены для решения вопроса о том, является ли произведение искусства успешным и почему.

Расположение элементов в произведении искусства. Все произведения искусства имеют порядок, определенный художником. Композиция создает иерархию внутри произведения, которая сообщает зрителю об относительной важности изображений и включенных элементов.

 

Мадонна, святой Фома Аквинский и святой Павел, Бернардо Дадди, около 13:30

Симметричные композиции создают ощущение стабильности. В этом примере одна большая фигура в центре окружена фигурой меньшего размера с обеих сторон. Форма самого произведения искусства также симметрична — вертикальная линия, разделяющая изображение пополам, создаст две равные половины, которые являются зеркальными отображениями друг друга.

Настенные часы, французский язык, 17:35–17:40

 

Асимметричные композиции часто создают ощущение движения, поскольку элементы композиции не сбалансированы. В этом примере художник использовал органические формы для создания композиции, имитирующей движение лиан, растущих беспорядочно по циферблату часов.

Линия — это идентифицируемый путь, созданный точкой, движущейся в пространстве. Он одномерный и может различаться по ширине, направлению и длине. Линии часто определяют края формы. Линии могут быть горизонтальными, вертикальными или диагональными, прямыми или изогнутыми, толстыми или тонкими. Они ведут ваш взгляд по композиции и могут передавать информацию своим характером и направлением.

Примеры:

 

Пейзаж со спокойствием, Николя Пуссен, 1650–1651

Горизонтальные линии предполагают ощущение покоя или отдыха, потому что объекты, параллельные земле, находятся в состоянии покоя. В этом пейзаже горизонтальные линии также помогают создать ощущение пространства. Линии очерчивают участки ландшафта, уходящие в пространство. Они также предполагают продолжение пейзажа за пределы картинной плоскости влево и вправо.

Санкт-Баво, Харлем, Питер Янс, Санредам, 1634

 

Вертикальные линии часто передают ощущение высоты, потому что они перпендикулярны земле и простираются вверх к небу. В интерьере этой церкви вертикальные линии намекают на духовность, возвышающуюся над человеческой досягаемостью к небесам.

 

Кабинет, французский, ок. 1785

Горизонтальные и вертикальные линии, используемые в сочетании , сообщают о стабильности и солидности. Прямолинейные формы с углами 90 градусов конструктивно устойчивы. Эта стабильность предполагает постоянство и надежность.

Буря на берегу Средиземного моря, Клод-Жозеф Верне, 1767
 

 

Пятая авеню, вид на юг с Тридцатой улицы, приписывается Сайласу А. Холмсу, около 1855 г.

 

Диагональные линии передают ощущение движения. Объекты в диагональном положении неустойчивы. Поскольку они не вертикальны и не горизонтальны, они либо вот-вот упадут, либо уже находятся в движении. Ракурсы корабля и скалы на берегу передают ощущение движения или скорости в этой бурной сцене в гавани.

В двухмерной композиции диагональные линии также могут обозначать глубину через перспективу. Эти диагональные линии визуально втягивают зрителя в изображение. Например, на этой фотографии диагональные линии уводят взгляд в пространство к точке, где линии сходятся.

 

Пул, Сен-Клу, Эжен Атже, 1915–1919 гг.19
 

 

Лаокоон, Джованни Баттиста Фоджини, около 1720

Изгиб линии может передавать энергию. Мягкие, неглубокие изгибы напоминают изгибы человеческого тела и часто имеют приятный, чувственный характер и смягчают композицию. Край бассейна на этой фотографии плавно подводит взгляд к скульптурам на горизонте.

Резко изогнутые или закрученные линии могут передать суматоху, хаос и даже насилие. В этой скульптуре линии изгибающихся тел и змея помогают передать интенсивность борьбы со змеиной мертвой хваткой.

Арль: вид с пшеничных полей, Винсент Ван Гог, 1888

 

При повторении линии могут создавать шаблон . В этом примере художник повторил разные виды линий по всей композиции, чтобы создать различные узоры. Узорчатые линии также придают образу ритм .

Форма и форма определяют объекты в пространстве. Фигуры имеют два измерения — высоту и ширину — и обычно определяются линиями. Формы существуют в трех измерениях: высота, ширина и глубина.

Примеры:

 

Этюды для украшения потолка, Шарль де ла Фосс, около 1680 г.

Фигура имеет только высоту и ширину. Форма обычно, хотя и не всегда, определяется линией, которая может обеспечить ее контур. На этом изображении в композиции преобладают прямоугольники и овалы. Они описывают архитектурные детали иллюзионистской потолочной фрески.

Задняя лошадь, Адриан де Врис, 1610–1615

 

Форма имеет глубину, ширину и высоту. Объемная форма лежит в основе скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства. Трехмерные формы можно увидеть более чем с одной стороны, например, эту скульптуру вздыбленной лошади.

 

Комод, Жан-Франсуа Эбен, около 1760

Геометрические фигуры и формы включают математические именованные формы, такие как квадраты, прямоугольники, круги, кубы, сферы и конусы. Геометрические фигуры и формы часто создаются человеком. Однако многие природные формы также имеют геометрические формы. Этот шкаф украшен узорами из геометрических фигур.

Золотой венок, греческий, 300–100 гг. до н.э.

 

Органические формы и формы обычно неправильные или асимметричные. Органические формы часто встречаются в природе, но искусственные формы также могут имитировать органические формы. В этом венке используются органические формы для имитации листьев и ягод.

 

Сен-Марк, Франция, около 1410

Повторяющиеся формы также создают узоры. На этой странице рукописи повторяющиеся органические цветочные формы создают узор.

Фундаменты и плиты, Лейквуд, Калифорния, Уильям А. Гарнетт, 1950
© Estate of William A. Garnett

 

На этой фотографии геометрические фигуры и линии повторяются, образуя узор .

Реальное пространство трехмерно. Пространство в произведении искусства относится к ощущению глубины или трехмерности. Это также может относиться к использованию художником области в картинной плоскости. Область вокруг первичных объектов в произведении искусства известна как негативное пространство, а пространство, занимаемое первичными объектами, известно как позитивное пространство.

Примеры:

 

Он больше не может в возрасте 98 лет, Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, 1819–1823

Положительное и отрицательное пространство
Отношение положительного к отрицательному пространству может сильно повлиять на воздействие произведения искусства. На этом рисунке человек и его тень занимают позитивное пространство, а окружающее его белое пространство — негативное пространство. Непропорциональное количество отрицательного пространства подчеркивает уязвимость и изоляцию фигуры.

Санкт-Баво, Харлем, Питер Янс, Санредам, 1634

 

Трехмерное пространство
Идеальная иллюзия трехмерного пространства в двухмерном произведении искусства — это то, над чем работали многие художники, такие как Питер Санредам. Иллюзия пространства достигается за счет приемов перспективного рисования и штриховки.

Свет, отраженный от объектов. Цвет имеет три основные характеристики: оттенок (красный, зеленый, синий и т. д.), значение (насколько он светлый или темный) и интенсивность (насколько он яркий или тусклый). Цвета можно описать как теплые (красный, желтый) или холодные (синий, серый), в зависимости от того, на какой конец цветового спектра они попадают.

Примеры:

 

Христос в терновом венце, Геррит ван Хонтхорст, около 1620 г.

Значение описывает яркость цвета. Художники используют значение цвета для создания различных настроений. Темные цвета в композиции предполагают недостаток света, как в ночной или интерьерной сцене. Темные цвета часто могут передать ощущение тайны или предчувствия.

Светлые цвета часто описывают источник света или свет, отраженный в композиции. На этой картине темные цвета предполагают ночную или внутреннюю сцену. Художник использовал светлые тона для описания света, создаваемого пламенем свечи.

Благовещение, Диерик Бутс, 1450–1455

 

Интенсивность описывает чистоту или силу цвета. Яркие цвета неразбавлены и часто ассоциируются с положительной энергетикой и повышенными эмоциями. Тусклые цвета были разбавлены смешением с другими цветами и создают уравновешенное или серьезное настроение. В этом образе художник уловил и серьезность, и радость сцены с тускло-серым каменным интерьером и ярко-красной драпировкой.

Качество поверхности объекта, которое мы ощущаем посредством прикосновения. Все объекты имеют физическую текстуру. Художники также могут визуально передавать текстуру в двух измерениях.

В двухмерном произведении искусства текстура дает визуальное ощущение того, как изображенный объект будет ощущаться в реальной жизни при прикосновении: твердый, мягкий, шероховатый, гладкий, волосатый, кожистый, острый и т. д. В трехмерных произведениях , художники используют настоящую текстуру, чтобы придать своей работе тактильные качества.

Примеры:

 

Портрет Агостино Паллавичини, Антонис ван Дейк, 1621–1623 гг.

Текстура, изображенная в двух измерениях
Художники используют цвет, линии и затенение для создания текстур. На этой картине мужской халат окрашен под шелк. Умение убедительно изображать ткань разных типов было одной из отличительных черт великого живописца XVII века.

Стол, французский, 1692–1700

 

Текстура поверхности
Поверхность этого письменного стола металлическая и твердая. Твердая поверхность функциональна для объекта, который использовался бы для письма. Гладкая поверхность письменного стола отражает свет, придавая блеск этому предмету мебели.

Что такое искусство? | Безграничная история искусства |

Что такое искусство?

Взаимодействие между элементами и принципами искусства помогает художникам организовывать чувственно приятные произведения искусства, а также дает зрителям основу для анализа и обсуждения эстетических идей.

Цели обучения

Оценить рамки, которые мы можем использовать для анализа и обсуждения произведений искусства

Ключевые выводы

Key Points
  • Взаимодействие между принципами и элементами искусства обеспечивает язык для обсуждения и анализа произведений искусства.
  • К принципам искусства относятся: движение, единство, гармония, разнообразие, равновесие, контраст, , пропорция и узор .
  • К элементам искусства относятся: текстура , форма , пространство , форма, цвет, значение и строка .
  • Вопрос о том, как лучше всего определить термин «искусство», является предметом постоянных споров.
  • С тех пор, как концептуальное искусство и теория постмодерна приобрели известность, было доказано, что искусством можно назвать все что угодно.
Ключевые термины
  • Формализм :Изучение искусства путем анализа и сравнения формы и стиля — способов создания объектов и их чисто визуальных аспектов.

Что такое искусство?

Искусство — это весьма разнообразный спектр человеческой деятельности, связанной с созданием визуальных, слуховых или исполнительских артефактов — произведений искусства, — которые выражают творческие или технические навыки автора и предназначены для оценки их красоты или эмоциональной силы.

Самыми старыми задокументированными формами искусства являются изобразительные искусства, которые включают изображения или объекты в таких областях, как живопись, скульптура, гравюры, фотография и другие изобразительные средства. Архитектуру часто включают в число изобразительных искусств; однако, как и в декоративном искусстве, оно включает в себя создание объектов, в которых важны практические соображения использования, чего обычно нет в другом изобразительном искусстве, например в живописи.

Искусство можно охарактеризовать с точки зрения мимесиса (его представления реальности), выражения, передачи эмоций или других качеств. Хотя определение того, что представляет собой искусство, оспаривается и со временем менялось, общие описания сосредоточены на идее творческих или технических навыков, возникающих в результате человеческой деятельности и творчества. Когда дело доходит до визуальной идентификации произведения искусства, не существует единого набора ценностей или эстетических характеристик. Картина в стиле барокко не обязательно будет иметь много общего с современным перформансом, но они оба считаются искусством.

Несмотря на кажущуюся неопределенность природы искусства, всегда существовали определенные формальные ориентиры для его эстетического осмысления и анализа. Формализм — это концепция в теории искусства, согласно которой художественная ценность произведения искусства определяется исключительно его формой или способом его создания. Формализм оценивает работы на чисто визуальном уровне, учитывая элементы среды и композиции, а не любые ссылки на реализм, контекст или содержание.

Искусство часто исследуется через взаимодействие принципы и элементы ст. К принципам искусства относятся движение, единство, гармония, разнообразие, баланс, контраст, пропорция и узор . Элементы включают текстуру, форму, пространство, фигуру, цвет, значение и строку . Различные взаимодействия между элементами и принципами искусства помогают художникам организовывать чувственно приятные произведения искусства, а также дают зрителям основу для анализа и обсуждения эстетических идей.

Ecce Homo , Караваджо, 1605 : Это образец картины в стиле барокко.

Bjӧrk, Mutual Core, 2011 : Это пример современного перформанса.

Что делает искусство?

Фундаментальной целью, присущей большинству художественных дисциплин, является лежащее в основе намерение обратиться к человеческим эмоциям и соединиться с ними.

Цели обучения

Изучите коммуникативные, утилитарные, эстетические, терапевтические и интеллектуальные цели искусства

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Декоративно-прикладное искусство придает эстетическую и дизайнерскую ценность предметам, которые мы используем каждый день, таким как стакан или стул.
  • Арт-терапия — это относительно молодой вид терапии, который фокусируется на терапевтических преимуществах искусства, используя различные методы и теории.
  • С момента появления концептуального искусства и теории постмодерна было доказано, что на самом деле все, что угодно, можно назвать искусством.
  • Можно сказать, что изобразительное искусство представляет собой исследование человеческого состояния и попытку более глубокого понимания жизни.
Ключевые термины
  • состояние человека :Характеристики, ключевые события и ситуации, которые составляют основы человеческого существования, такие как рождение, рост, эмоциональность, устремление, конфликт и смертность.
  • Изобразительное искусство :Изобразительное искусство, созданное главным образом из-за его эстетической ценности.
  • эстетический :Касается художественного воздействия или внешнего вида.

Фундаментальной целью, общей для большинства форм искусства, является основное намерение обратиться к человеческим эмоциям и соединиться с ними. Тем не менее, термин невероятно широк и разбит на многочисленные подкатегории, которые ведут к утилитарным, декоративным, терапевтическим, коммуникативным и интеллектуальным целям. В самом широком смысле искусство можно рассматривать как исследование человеческого состояния или как продукт человеческого опыта.

Декоративное искусство придает эстетическую и дизайнерскую ценность предметам повседневного обихода, таким как стакан или стул, превращая их из простого утилитарного предмета в нечто эстетически красивое. Существуют целые школы мысли, основанные на концепциях теории дизайна, предназначенных для физического мира.

Стул Bauhaus от Marcel Breuer : Декоративное искусство придает предметам повседневного обихода эстетическую и дизайнерскую ценность.

Искусство может функционировать и в терапевтических целях, и эта идея исследуется в арт-терапии. Хотя определения и практики различаются, арт-терапия обычно понимается как форма терапии, которая использует художественные средства массовой информации в качестве основного способа общения. Это относительно молодая дисциплина, впервые появившаяся примерно в середине 20 века.

Исторически изобразительное искусство предназначалось для обращения к человеческому интеллекту, хотя в настоящее время нет истинных границ. Как правило, движения в изобразительном искусстве на протяжении веков реагировали друг на друга как интеллектуально, так и эстетически. С появлением концептуального искусства и теории постмодерна практически все можно назвать искусством. В общем, изобразительное искусство представляет собой исследование человеческого состояния и попытку глубже понять жизнь.

Что означает искусство?

Смысл искусства определяется намерениями художника, а также чувствами и идеями, которые оно вызывает у зрителя.

Цели обучения

Оцените перспективы, лежащие в основе значения искусства

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Значение искусства часто разделяется членами данного общества и зависит от культурного контекста.
  • Природа искусства была описана философом Ричардом Воллхеймом как «одна из самых неуловимых традиционных проблем человеческой культуры».
  • Некоторые цели искусства могут состоять в том, чтобы выражать или передавать эмоции и идеи, исследовать и оценивать формальные элементы ради них самих или служить репрезентацией.
  • Искусство в самом простом виде является формой коммуникации и означает все, что задумал художник.
Ключевые термины
  • мимесис : Представление аспектов реального мира, особенно человеческих действий, в литературе и искусстве.

Значение искусства часто культурно специфично, разделяется членами данного общества и зависит от культурного контекста. Целью произведений искусства может быть передача политических, духовных или философских идей, создание чувства прекрасного (см. Эстетика), исследование природы восприятия, получение удовольствия или создание сильных эмоций. Его цель также может казаться несуществующей.

Природа искусства была описана философом Ричардом Воллхеймом как «одна из самых неуловимых традиционных проблем человеческой культуры». Он был определен как средство для выражения или передачи эмоций и идей, средство для изучения и оценки формальных элементов ради них самих, а также как мимесис или репрезентация. Совсем недавно мыслители, находившиеся под влиянием Мартина Хайдеггера, интерпретировали искусство как средство, с помощью которого сообщество развивает для себя средство самовыражения и интерпретации.

Хелен Франкенталер, 1956 : Фотография американской художницы Хелен Франкенталер в ее студии в 1956 году.

Искусство, в самом широком смысле, является формой общения. Оно означает то, что задумал художник, и это значение формируется материалами, техниками и формами, которые он использует, а также идеями и чувствами, которые он вызывает у своих зрителей. Искусство – это акт выражения чувств, мыслей и наблюдений.

Что делает искусство красивым?

Красота с точки зрения искусства относится к взаимодействию между линией, цветом, текстурой, звуком, формой, движением и размером, которое приятно для чувств.

Цели обучения

Дайте определение «эстетике» и «красоте» применительно к искусству

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Красоту в искусстве бывает трудно выразить словами из-за кажущегося отсутствия точного языка.
  • Эстетическое суждение не может быть эмпирическим суждением, а должно обрабатываться на более интуитивном уровне.
  • Эстетика — это раздел философии, изучающий природу и оценку искусства, красоты и вкуса. Эстетика занимает центральное место в любом исследовании искусства.
  • Для Иммануила Канта эстетический опыт красоты есть суждение о субъективной, но общечеловеческой истине.
  • Для Артура Шопенгауэра эстетическое созерцание красоты есть самое свободное, самое чистое и правдивое, чем может быть интеллект, и поэтому оно прекрасно.
  • Искусство часто предназначено для обращения к человеческим эмоциям и связи с ними.
Ключевые термины
  • эстетика : Раздел философии, изучающий природу искусства, вкус, создание и оценку красоты.
  • интуитивный :Спонтанный, не требующий сознательного мышления; легко понять или уловить инстинктом.

Что делает искусство красивым — сложная концепция, поскольку красота субъективна и может меняться в зависимости от контекста. Однако существует основной человеческий инстинкт или внутреннее понимание гармонии, баланса и ритма, которые можно определить как красоту. Красота с точки зрения искусства обычно относится к взаимодействию между линией, цветом, текстурой, звуком, формой, движением и размером, которое приятно для чувств.

Эстетическое искусство

Эстетика — это раздел философии, изучающий природу и оценку искусства, красоты и вкуса. Эстетика занимает центральное место в любом исследовании искусства. Слово «эстетический» происходит от греческого «aisthetikos», что означает «эстетический, чувствительный или чувствующий». На практике эстетическое суждение относится к чувственному созерцанию или оценке объекта (не обязательно произведения искусства), в то время как художественное суждение относится к признанию, оценке или критике произведения искусства.

Многие философы пытались разобраться в концепции красоты и искусства. Для Иммануила Канта эстетический опыт красоты есть суждение о субъективной, но общечеловеческой истине. Он утверждал, что все люди должны согласиться с тем, что роза прекрасна, если это действительно так. Существует много общих представлений о красоте; например, картины Микеланджело в Сикстинской капелле широко признаны прекрасными произведениями искусства. Однако Кант считает, что красоту нельзя свести к какому-либо базовому набору характеристик или черт.

Для Артура Шопенгауэра эстетическое созерцание красоты есть самое свободное и чистое, чем может быть интеллект. Он считает, что только с точки зрения эстетики мы созерцаем совершенство формы без каких-либо мирских целей.

Микеланджело, Сотворение Адама, Сикстинская капелла, 1508-1512 :

Красоту в искусстве бывает трудно выразить словами из-за кажущегося отсутствия точного языка. Эстетическое суждение не может быть эмпирическим суждением, а должно обрабатываться на более интуитивном уровне.

Искусство и человеческие эмоции

Иногда красота не является конечной целью художника. Искусство часто предназначено для обращения к человеческим эмоциям и связи с ними. Художники могут выражать что-то так, чтобы их аудитория каким-то образом стимулировалась — создавая чувства, религиозную веру, любопытство, интерес, отождествление с группой, воспоминания, мысли или творчество. Например, перформанс часто не направлен на то, чтобы доставить удовольствие аудитории, а вместо этого вызывает у зрителя чувства, реакции, разговоры или вопросы. В этих случаях эстетика может быть неуместной мерой «красивого» искусства.

Кто такой художник?

Художник – это человек, который занимается широким спектром деятельности, связанной с созданием искусства.

Цели обучения

Кратко опишите эволюцию термина «художник» и его предшественников

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • В Древней Греции и Риме не было слова «художник», но было девять муз, которые курировали разные области человеческого творчества связанный с музыкой и поэзией, без музы изобразительного искусства.
  • В Средние века слово «художник» относилось к чему-то, напоминающему «ремесленника».
  • Первое разделение на большое и малое искусство восходит к 1400-м годам с работами Леона Баттиста Альберти.
  • Европейские академии XVI века формально закрепили разрыв между изобразительным и прикладным искусством, который в той или иной степени существует и по сей день.
  • В настоящее время художником можно назвать любого, кто называет себя художником.
Ключевые термины
  • музы :Богини вдохновения литературы, науки и искусства в греческой мифологии.
  • Поп-арт :Направление в искусстве, возникшее в 1950-х годах, бросило вызов традициям изобразительного искусства, включив изображения из популярной культуры, такие как реклама и новости.
  • изобразительное искусство Чисто эстетические искусства, такие как музыка, живопись и поэзия, в отличие от промышленных или функциональных искусств, таких как инженерное дело или столярное дело.

Художник – это человек, который занимается широким спектром деятельности, связанной с созданием искусства. Слово трансформировалось со временем и в контексте, но современное понимание этого термина обозначает, что, в конечном счете, художником является любой, кто называет себя художником.

В Древней Греции и Риме не было слова «художник». Греческое слово «техне» наиболее близко к слову «искусство» и означает «овладение каким-либо искусством или ремеслом». От латинского «tecnicus» произошли английские слова «техника», «технология» и «технический». Этими словами мы можем обозначить древний стандарт отождествления искусства с ручным трудом или ремеслом.

Каждая из девяти муз Древней Греции курировала разные сферы человеческого творчества. Создание поэзии и музыки считалось богодухновенным и поэтому высоко ценилось. Однако не было музы, отождествляемой с живописью и скульптурой; древнегреческая культура относилась к этим формам искусства с низким социальным уважением, считая работу такого рода больше похожей на ручной труд.

В Средние века слово «художник» относилось к чему-то, напоминающему «ремесленника» или ученика искусств. Первое разделение на «большие» и «второстепенные» искусства восходит к 1400-м годам с работами Леона Баттиста Альберти, в которых основное внимание уделялось важности интеллектуальных навыков художника, а не ручных навыков ремесленника. Европейские академии XVI века формально закрепили разрыв между изобразительным и прикладным искусствами, который в той или иной степени существует и по сей день. Вообще говоря, прикладное искусство применяет дизайн и эстетику к предметам повседневного обихода, а изобразительное искусство служит интеллектуальной стимуляции.

В настоящее время термин «художник» обычно относится к любому, кто занимается деятельностью, которая считается видом искусства. Однако на вопросы о том, что такое искусство и кто такой художник, нелегко ответить. Идея определения искусства сегодня намного сложнее, чем когда-либо. После выставки во время движения поп-арт Энди Уорхола Brillo Box и Банки супа Кэмпбелла вопросы «что такое искусство?» и «кто такой художник?» вошел в более концептуальную сферу. На самом деле все может быть искусством, и этот термин постоянно развивается.

Энди Уорхол , Банки с супом Кэмпбелл , 1962 : Банки с супом Кэмпбелл Энди Уорхола стали представителями движения поп-арт.

Лицензии и атрибуции

Контент под лицензией CC, опубликованный ранее
  • Курирование и доработка. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, конкретное указание авторства
  • Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторские права
  • CaravaggioEcceHomo. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:CaravaggioEcceHomo.jpg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Ecce Homo (Караваджо). Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Ecce_Homo_(Караваджо). Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Формальный анализ. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Formal_analysis. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Элементы искусства. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Elements_of_art. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Формализм (искусство). Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Formalism_(art). Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Арт. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en. wikipedia.org/wiki/Art. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Стул Баухауса Брейера. Предоставлено : Wikimedia Commons. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bauhaus_Chair_Breuer.png. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторские права
  • Василий Стул. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Wassily_Chair. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Арт-терапия. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Art_therapy. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • эстетика. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : https://en.wiktionary.org/wiki/aesthetic. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • состояние человека. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Helen_Frankenthaler-1956.jpg. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/5/53/Helen_Frankenthaler-1956.jpg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Прикладное искусство. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Изобразительное искусство. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Что такое искусство?. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Арт. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Арт. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • мимесис. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Creaciou0301n_de_Adau0301m 2.jpg. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Сотворение Адама. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Модуль 1: Введение и определения. Предоставлено : Сэйлор. Расположен по адресу : https://resources.saylor.org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2011/12/Module-1.pdf. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Что такое искусство?. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Арт. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Эстетика. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • интуитивно понятный. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • эстетика. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Campbells_Soup_Cans_MOMA.jpg. Предоставлено : Википедия. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторские права
  • Muse. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Банки с супом Кэмпбелл. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Модуль 1: Введение и определения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *