Структура тексту – архитектоника, сюжет, композиция. Нарушение нормативных требований при структурировании текста.

Содержание

Структура текста: как ее создать и сделать текст удобным для восприятия

Структура текста

С каждым днем в Сети появляются миллионы страниц текста. Сотни тысяч людей описывают события и явления, пишут новости и практические руководства, берут интервью, создают посты в блогах и сочиняют рассказы. Список можно продолжать до бесконечности, однако объединяет всех этих людей одно – все они создают текст с определенной структурой. У одних структура воспринимается легко читателями, а у других – сложнее. Сегодня мы рассмотрим, какие виды структуры материала бывают, а также ответим на главный вопрос: как написать текст, чтобы его было удобно читать и воспринимать.

Разновидности структуры текста

Структура текста может варьироваться в зависимости от задач и определяется автором индивидуально. Одни авторы выбирают правильную структуру, другие – не совсем. Как результат, одни тексты читаются легко: дословно или по диагонали, а другие – путают читателя и погружают его сознание в хаос непонимания.

Для наглядности, давайте разделим структуру текста на несколько частей. В большинстве случаев текст просто обязан иметь:

  1. Привлекающий внимание заголовок
  2. Основную часть, разделенную на абзацы

Разделение на абзацы, использование подзаголовков и списков служит для улучшения читабельности текста, подробнее о которой Вы можете прочитать в статье «Копирайтинг: улучшаем читабельность текста».

Основная часть может иметь свою внутреннюю структуру, в зависимости от выполняемых материалом задач.

Типы внутренней структуры:

1. Логическая (последовательная) структура

Логическая структура характерна для практических руководств, описаний, статей и так далее. Особенность такой структуры: каждый последующий абзац вытекает из предыдущего или связан с ним, прямо или косвенно. Это очень удобно для создания текстов, в которых приводится анализ чего-либо с последующими выводами.

К примеру, в этой статье предыдущий абзац описывает, где используется логическая структура, а этот – дает пример ее использования. Следующий абзац будет рассказывать о другом типе структуры, логически дополняя двух своих предшественников.

2. Пирамидальная структура

Пирамидальная структура наиболее характерна для новостей и пресс-релизов. В ее основу заложен принцип «перевернутой пирамиды», который требует размещение основной информации в самом начале материала и последующее ее раскрытие далее по тексту в деталях.

Пирамидальная структура позволяет пользователю сразу узнать, о чем статья и, при необходимости, узнать больше подробностей. При этом если пользователь прервет чтение, основная мысль до него все равно будет донесена.

3. FAQ-структура

FAQ-структура наиболее характерна для интервью или страниц с наиболее часто задаваемыми вопросами. Каждый абзац такой структуры представляет собой пару вопрос/ответ. Иногда в начале текста присутствует содержание со ссылками, чтобы пользователю было удобнее найти ответ на интересующий его вопрос.

4. Коммерческая структура

Рекламные и продающие тексты решают задачу продажи и продвижения. Они предполагают вызов ответной реакции пользователя: заказе услуги, покупке товара, звонке, регистрации и т.д. Для достижения желаемого результата, большинство коммерческих текстов создается на основе маркетинговой модели AIDA.

Эта модель имеет четыре ступени, исходя из которых и формируется структура материала. При этом стоит отметить, что не всегда структура может быть логичной. В данном контексте главное – это конечный результат, а не эстетика и последовательность.

5. Комбинированная структура

Комбинированная структура текстов наиболее характерна для блогов. Например, если блогер вначале описывает какое-либо событие, используя пирамидальную структуру, а затем делает анализ этого события и делится собственными мыслями, структурируя материал последовательно.

В случае с использованием комбинированной структуры стоит быть особенно внимательным, чтобы не получить анализ вперемешку с новостью. В противном случае получится хаотичная структура.

6. Хаотичная структура

Хаотичная структура не используется в текстах и, как правило, является результатом неумелых манипуляций автора с информацией. Внешне это напоминает текстовый винегрет: элементы различных типов структур, объединенные вместе и перемешанные случайным образом: аналитика с коммерческой жилкой, новости с ответами на вопросы и т.д.

Хаотичная структура путает пользователей и мешает им полноценно воспринимать информацию. Впрочем, иногда авторы прибегают именно к этому типу для дезориентации читателей. Задачей такого подхода может быть саботаж, дискредитация и т.д.

Структура абзацев

Как уже было написано выше, текст, для удобства восприятия, делится на абзацы. Абзацы, в свою очередь, также могут иметь собственную структуру, в зависимости от структуры текста и быть представлены в виде:

  • Вопроса/ответа
  • Одиночных предложений
  • Пласта текста
  • Списка
  • Цитаты

При этом, главное правило абзаца: он должен заключать в себе мысль и иметь смысл, даже будучи обособленных от других предложений.

Примеры правильных абзацев:

Копирайтинг – искусство создавать продающие и рекламные тексты. SEO-копирайтинг – производная копирайтинга, ориентированная не только на пользователя, но и на поисковые системы.

Любой предприниматель заинтересован в продвижении своих товаров и услуг. Чем выше отдача от рекламы, тем больше денег он готов в нее вкладывать.

Примеры некорректных абзацев:

Которая всегда была при нем. Неизвестно, какие у нее возможности, но одно можно сказать точно: без дополнительных финансовых вложений она не сможет полноценно раскрыть свой потенциал.

Даже оказывая на него максимальное воздействие. В итоге эта женщина просто погубит его.

Во втором случае абзацы не являются самостоятельными смысловыми единицами и мешают читателю воспринимать текст при чтении «по диагонали».

Выводы

Структура текста, во многом, определяет его дальнейший успех. В каждом индивидуальном случае структура выбирается исходя из задач, которые ставятся перед материалом. Главное – чтобы читатель имел возможность получать необходимую ему информацию максимально доступно, и при этом не утомлялся и не терялся. В таком случае, он будет благодарен Вам, как автору, и Ваши труды окупятся сполна.

shard-copywriting.ru

Глава 1. Структура текста: его уровни и единицы

1.5. Комплексная модель системно-структурной организации художественного текста в коммуникативном аспекте

Условная модель системно-структурной организации художествен­ного текста, о которой далее пойдет речь, основана на подходе к тексту как продукту первичной коммуникативной деятельности автора, в ко­тором потенциально запрограммирована вторичная коммуникативная деятельность адресата. Прагмемы и информемы при этом рассматри­ваются как текстовые единицы, дискретно отражающие определенные фрагменты концептуального содержания и средства его постижения благодаря особым формам их речевой репрезентации.

Остановимся на теоретических допущениях, в которых реализует­ся предлагаемая модель.

  1. Системно-структурная организация текста с точки зрения комму­ никативного подхода к нему состоит из иерархически организован­ ных по вертикали (в перспективе текста) и горизонтали (в процессе его линейного развертывания) прагмем и информем — элементов информативно-смыслового и прагматического уровней, каждый из которых имеет лингвистическую и экстралингвистическую сущ­ ность. Данные уровни дифференцируются функционально: по спо­ собности отражать концептуальную картину мира автора и по спо­ собности многопланово воздействовать на адресата.

  2. Информативно-смысловой и прагматический уровни художествен­ ного текста как «формы коммуникации» в лингвистическом аспек­ те имеют разные формы речевой репрезентации, которые можно представить как систему подуровней: фонетического, морфологичес­ кого, лексического, синтаксического — в рамках информативно-смыс­ лового уровня и экспрессивно-стилистического и функционально- стилистического — в рамках прагматического уровня. При этом прагматический уровень является более сложным понятием. Он основывается на информативно-смысловом, т.е. репрезентируется его средствами при условии выполнения ими дополнительной функ­ ции — воздействия на читателя.

  3. В лингвистическом аспекте информемами, т.е. носителями интел­ лектуально-информативной функции, могут быть (условно) едини­ цы звукового уровня (фонема / звук) в случае их эстетической акту­ ализации в тексте,

    морфологического (морфема / морф), лексическо­ го (лексема / лекса), синтаксического (предложение / высказывание). Единицы выделены в аспекте «язык / речь», по­ скольку текст, являясь речевым произведением, воплощает диалек­ тическую связь языка / речи.

Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования

260

4. К прагмемам в лингвистическом аспекте отнесены стилемы (обоб­щенное название указанных выше единиц, обладающих прагмати­ческим эффектом (экспрессивности, эмоциональности, оценочнос-ти, стилистической маркированности), а также такие более слож­ные единицы, как стилистические приемы и типы выдвижения (конвергенция, сцепление, повтор, обманутое ожидание) (табл. 11).

Таблица 11

Уровни текста

Подуровни текста

Виды

единиц текста

Единицы речи (текста)

Соотносимые с ними единицы языка

Информа­тивно-смыс­ловой уровень

Фонетический Морфологический Лексический Синтаксический

Инфор-

мемы

Звук Морф Лекса Словосочетание Высказывание

Фонема

Морфема Лексема Словосочетание Предложение

Прагмати­ческий уровень

Экспрессивно-стилистический Функционально-стилистический

Праг-

мемы

Стилема Стилистический прием Типы выдвижения

  1. Экстралингвистический аспект информативно-смыслового и праг­ матического уровней текста реализуется в различных подсистемах речемыслительной деятельности автора и адресата, заданных линг­ вистически, основанных на языковом и социальном опыте комму­ никантов, общности их информационного тезауруса и стимулиро­ ванных не только интенциями участников общения, но и этими фак­ торами.

  2. Применительно к художественному тексту эстетическая обуслов­ ленность речемыслительной деятельности автора и адресата опре­ деляет качественное своеобразие подсистем этой деятельности, свя­ занных с формированием представлений о предметно-логическом, тематическом, сюжетно-композиционном уровнях текста, а также эмоциональном, образном, идейном.

Подсистемы когнитивного механизма речевой деятельности назы­ваются по-разному: фреймами, сценариями [Минский, 1978], гешталь-тами [Чернейко, 1996], моделями ситуаций [Т.А. ван Дейк, 1989], С-моделями [Каменская, 1990]. В последние годы отмечается интенсив­ное изучение концептов и концептуальной картины мира личности и социума в рамках когнитивной лингвистики (Е.С. Кубрякова, Ю.С. Сте­панов, В.З. Демьянков и др.). (О когнитивном направлении в изучении художественного текста см., например: [Болотнова, 2004]).

261

studfile.net

Структура тексту

Структура тексту – це його внутрішній устрій, зчленування його частин. Вона визначається обраним стилем і жанром. У сонетів одна структура, у федеральних законів – інша, у наукових статей – третя. На жаль, описати всі можливі види структур тексту не можна, тому ми поговоримо тільки про один найбільш поширений трьохчастинний вигляд структури, характерний для наукових, публіцистичних та деяких офіційно-ділових текстів.

Як випливає з назви, трьохчастинна структура передбачає, що текст складається з трьох частин, а саме: вступу, основної частини і висновку. Кожна частина по-своєму важлива і відсутність хоча б однієї з них робить текст неповноцінним. Щоб зрозуміти значення кожної з цих частин, уявіть текст у вигляді людського тіла:

  • голова – це введення;
  • тулуб – це основна частина;
  • кінцівки – це висновок.

Якщо позбавити людину якоїсь із цих частин, то вона або помре, або буде інвалідом, те ж саме відбувається і з текстом. Розглянемо докладніше функції кожної частини.

Введення

Вступ – дуже важлива частина тексту. Саме по введенню читач визначає, чи варто продовжити читання тексту чи ні. Тому написанню введення потрібно приділити особливу увагу. Як це не парадоксально звучить, написання вступу краще залишити наостанок. Справа в тому, що часто при роботі над текстом з’являються нові несподівані ідеї, зміщується фокус розгляду, змінюється спочатку задумана структура. Якщо написати введення в самому початку, то з великою ймовірністю його доведеться переписувати, а виконувати одну й ту ж роботу двічі недоцільно. Тому краще всього спочатку обмежитися невеликим тезовим планом введення, який просто допоможе вам структурувати ваші думки, а в кінці перетворити цей план в повноцінний текст.

Основна мета введення – зловити читача на гачок, зробити так, щоб він захотів читати ваш текст далі. Отже, у введенні необхідно показати, чому обрана вами тема важлива і варта ретельного розгляду, а ваші думки з її приводу цікаві й оригінальні. Виходячи з цих завдань, ви повинні включити у запровадження чотири компоненти: «фразу-приманку», презентацію теми, її аналіз і пояснення проблеми, і, нарешті, план роботи. «Фраза-приманка» повинна привернути читача і допомогти ненав’язливо перейти до теми. Це може бути історичний факт, цитата, анекдот, поширена думка, стереотип і т. д. Цією фразою ви вводите читача в контекст вашої роботи. Далі ви повинні оголосити тему. Презентація теми не є просто повторенням заголовку. Потрібно так її перефразувати, щоб потім природно перейти до її аналізу. Аналіз теми повинен показати, чому тема проблематична, чому про неї варто писати і читати. Відповідно до виявленої проблеми розробляється план роботи. Коли ви анонсуєте план, не обов’язково говорити: «У першому розділі ми розглянемо те-то. У другому розділі ми проаналізуємо те-то». Краще зробити анонс плану менш формальним: «Я почну розгляд з того-то, щоб на його основі перейти до аналізу того-то».

Основна частина

В основній частині ви викладаєте основний матеріал, ваші думки, ідеї, аргументи, відповідаєте на можливу критику, проводите аналіз, робите проміжні висновки і т. д. Оскільки зміст основної частини залежить від вашої теми і жанру, дати якісь конкретні поради досить складно. Тому ми зупинимося лише на декількох формальних вимогах.

  • По-перше, пам’ятайте, що основна частина – це велика частина роботи. Вона не може бути за обсягом менше вступу і висновку;
  • По-друге, ідеально, якщо основна частина включає від двох до чотирьох глав.

Якщо основна частина злита в одну єдину довгу главу, це говорить про те, що автор погано розібрався з матеріалом і своїми думками і не може їх належним чином структурувати. Якщо глав більше чотирьох, це знову ж говорить про те, що автор погано попрацював з матеріалом і не зміг відокремити головне від другорядного. До того ж це створює ефект калейдоскопічності тексту, коли він розпадається на окремі незв’язані між собою частини. Безумовно, це правило не діє, якщо ви пишете підручник «Історія України. IX-XXI століття». Тут навряд чи можна обмежитися чотирма головами. По-третє, намагайтеся, щоб голови були приблизно однаковими за обсягом. Грубо кажучи, якщо в одній главі двадцять сторінок, а в іншій всього лише п’ять, то матеріал структурований погано – такого дисбалансу бути не повинно. Нарешті, не забувайте, що глави можуть ділитися на параграфи і зобов’язані ділитися на абзаци. При цьому абзац, параграф і глава мають однакову структуру: спочатку ви заявляєте тему, потім проводите аналіз прикладів, аргументів і т. д., в кінці робите висновок і вставляєте «зв’язку», яка допомагає перейти до наступної теми. При цьому дотримуйте правило «одна голова/параграф/абзац – один предмет/тема/ідея». Це, з одного боку, допоможе уникнути повторень, а з іншого – перевантаженості окремих частин матеріалом.

Висновок

Висновок – це розділ тексту, в якому в першу чергу робляться висновки. Написанням укладення ні в якому разі не варто нехтувати, інакше текст буде здаватися незакінченим, а ваша позиція не буде до кінця ясна. Важливо, щоб в заключенні не з’являлося нової інформації і нового матеріалу. Його завдання полягає в тому, щоб просто підводити підсумки. Висновок складається з декількох етапів: спочатку необхідно резюмувати й узагальнити проміжні висновки, до яких ви прийшли в ваших розділах, на основі цього узагальнення зробити загальний висновок, який обов’язково повинен відповідати спочатку поставленій проблемі, потім від цього висновку перейти до деякого ширшого контексту та окреслити подальші можливі перспективи роздуму.

Назви та заголовки

Назви та заголовки – це теж повноцінна частина тексту, причому дуже значуща. Багато читачів при виборі книги орієнтуються саме на заголовок і назви глав. Відповідно, якщо назва є нудною або незрозумілою, а глави взагалі не мають назви, то великий шанс, що читач пройде мимо такого тексту. При складанні заголовків важливо пам’ятати, що вони повинні відображати основний зміст вашого тексту, глави або параграфа. Читачеві має бути зрозуміло, про що ви збираєтеся писати. Крім цього заголовки показують структуру тексту і логіку викладу. Вони дозволяють і самому автору, і читачеві оцінити, як частини тексту співвідносяться між собою, чи дотримуються вони одна з іншою чи ні.

Безумовно, придумати гарні заголовки складно. Хоча вони повинні бути досить повними і зрозумілими, погано, якщо вони є дуже довгими. Якщо ви не пишете дисертацію з лазерної фізики, де назва роботи цілком може займати три-чотири рядки, довгий заголовок буде виглядати громіздко. Тому потрібно намагатися зробити їх якомога більш лаконічними. Для цієї мети можна активно користуватися поєднанням заголовків і підзаголовків. Текст виглядає більш виграшно, якщо він має коротку, яскраву, запам’ятовуючу назву і трохи довший, описовий, роз’яснюючий підзаголовок. Так ви вб’єте двох зайців одним пострілом: привернете читача і в той же час дасте йому знати, про що піде мова.

« План тексту Зв’язність тексту »

moyaosvita.com.ua

Глава 1. Структура текста: его уровни и единицы

  • Почему целесообразно выделение экспрессивно-стилистического и функционально-стилистического подуровней прагматического уров­ ня?

  • Какие подуровни прагматического уровня выделяются в экстралинг­ вистическом аспекте?

  • Докажите взаимосвязь информативно-смыслового и прагматическо­ го уровней текста.

1.4. Единицы текста

С уровневой организацией текста тесно связана проблема его чле­нения: выявление единиц текста и единиц его анализа. Важность дан­ной проблемы обусловлена тем, что она определяет процедуру исследо­вания текста, характер интерпретации содержания и своеобразие твор­ческой манеры автора. Решение проблемы членения — ключ к познанию текста как системно-структурного образования и особой формы комму­никации. Таким образом, вопрос о единицах текста (элементах его сис­темно-структурной организации) имеет важное методологическое зна­чение для процедуры исследования и разработки методики смысловой интерпретации текстов разных типов.

Единицы текста и единицы анализа текста — понятия разные. Под единицами текста условимся понимать составляющие его элементы в диалектическом единстве их формы и содержания, соответствующие определенным уровням его организации, связанным иерархическими от­ношениями; единицами анализа текста условно выделяемые части тек­ста любой длины, определяемые аспектом исследования, его целями и задачами.

Не исключено совпадение единиц текста и единиц анализа текста. Так, строка и строфа одним исследователем отнесены к «речевым тек­стовым единицам» [Чернухина, 1987, с. 90], другим — к единицам ана­лиза [Купина, 1983, с. 8]; абзац рассматривается И.Р. Гальпериным как единица текста [1981, с. 52], а Н.А. Купиной [1983, с. 8] — как единица анализа текста.

Теория текстового членения находится в стадии разработки. Это один из наиболее важных вопросов коммуникативной лингвистики и стилистики текста. О его сложности и актуальности можно судить по обилию разных точек зрения на эту проблему.

Трудности в выделении текстовых единиц связаны с многообрази­ем подходов к тексту и сложностью определения данного феномена. В зависимости от аспекта изучения текста (лингвистического, литера­туроведческого, психолингвистического, коммуникативного и др.) воп­рос о текстовых единицах решается по-разному. В качестве единиц ху-

Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования

250

дожественного произведения в рамках литературоведческого подхода иногда выделяют художественный образ (Д.Н. Овсянико-Куликовский), героя (Ю.Тынянов), событие, эпизод. В.Е. Хализев [2002, с. 55] в каче­стве «существенных компонентов художественной структуры» рассмат­ривает темы и опорные приемы. О других точках зрения упоминается в работе Н.А. Купиной [1983, с. 5].

В рамках психолингвистического подхода к тексту в качестве единиц его содержания выделяют денотаты (А.И. Новиков), дискурсы (Н.А. Слюсарева). Предлагается и «объемно-прагматическое членение текста» на тома, книги, части, главы, главки и т.д. [Гальперин, 1981, с. 52] с учетом объема (размера) части и установки на внимание читате­ля.

Контекстно-вариативное членение текста с учетом ее различных типов предложено И.Р. Гальпериным [1981, с. 52], который выделял: 1) речь автора, включая повествование, описание, рассуждение; 2) чу­жую речь, включая диалог (с вкраплением авторских ремарок), цитату, несобственно-прямую речь. Дополняя данный вариант членения текста, Л.Г. Бабенко [2004, с. 257] справедливо включает в него другие формы чу­жой речи: полилог, монолог, внутренний монолог, внутренний диалог.

В рамках лингвистического (структурно-языкового) подхода к тек­сту как речевому произведению исследователи говорят о «малых» тек­стовых единицах (звуковых, лексических, грамматических), функцио­нирующих в текстовых микросистемах [Купина, 1983, с. 6—7]. Все они имеют «смысловую значимость». В качестве единицы называется и сло­во как центральная единица стилистики языка и речи [Азнаурова, 1973, с. 6], как «единица текста» [Григорьев, 1979, с. 182]. Такой подход к тек­сту как к речевому произведению вполне возможен ввиду его связнос­ти, дискретности, структурно-языковой организации. Отметим, что вме­сте с тем некоторые исследователи различают собственно текстовые единицы (сложное синтаксическое целое) и несобственно-текстовые единицы, относя к последним «фонему, морф, слово, словосочетание и высказывание с учетом выполняемых ими текстовых функций» [Бабен­ко, 2004, с. 39].

Благодаря широкому распространению узкой трактовки текста чаще в качестве его единиц рассматривают высказывание (Шахматов А.А., Колшанский Г.В. и др.) или предложение (Г.Я. Солганик). Наряду с этим среди текстовых единиц называют сверхфразовое единство (И.Р. Галь­перин, Т.М. Николаева, О.И. Москальская и др.), азбзац (С.Г. Ильен­ко), сложное синтаксическое целое (И.Р. Гальперин, Н.Д. Зарубина, Г.А. Золотова. Л.М. Лосева, С.Г. Ильенко, О.И. Москальская и др.).

В качестве «промежуточных звеньев единиц» Г.Я. Солганик [1997, с. 36] выделяет прозаическую строфу, фрагмент (он трактуется как

251

studfile.net

Практические рекомендации по созданию четкой текстовой структуры

118

Ведение блога приносит свои плоды, если перед тем как писать, вы планируете структуру своей статьи. Структура – это каркас вашего текста: она поможет читателю уловить основную идею вашей статьи. А это повысит ее читабельность. В этом посте вы получите практические рекомендации, которые помогут вам создать красивую, понятную структуру текста.

Создание четкой текстовой структуры — это всего лишь один аспект SEO-копирайтинга. Если вы хотите овладеть всеми аспектами, взгляните на обучение копирайтинга SEO.

Почему структура текста важна для SEO?

Структурирование значительно помогает читателям понять ваш текст и, следовательно, найти ответ на интересующий их вопрос. Когда в Google замечают, что вы предоставляете правильные ответы на определенные запросы, они ранжируют вас выше.

Полезно знать: Почему структура текста так важна для SEO

четкой текстовой структуры

Как структурировать ваш текст

Прежде, чем писать подумайте. Возьмите ручку с листком бумаги и запишите все, о чем вы хотите написать. Это может касаться в том числе исследования ключевых слов, но в идеале, вы уже провели его. Ознакомьтесь с нашим полным руководством по исследованию ключевых слов  чтобы узнать об этом подробнее. Следующим делом, набросайте структуру текста и держите ее под рукой во время написания поста блога.

Один из возможных способов создания структуры текста осуществляется в следующие три этапа:

Шаг 1: Создайте список тем

После того, как вы собрали всю информацию, которую вы хотите использовать в своем посте или статье, можно приступать к структурированию. Именно поэтому набросайте список всего, что вы хотите охватить в своей статье.

Шаг 2: Объедините темы между собой

Когда у вас сформировалось четкое представление о всех темах, которые вы желаете обсудить в статье, можно приступать к их объединению воедино. Схожие темы, конечно же следует обсуждать вместе.

Шаг 3: Упорядочите ваши темы

После того, как закончите с объединением, вас следует определиться с желаемым порядком представления тем в статье. В большинстве случаев вы решите упорядочить их тематически. К примеру, если вы хотите обсудить различные аспекты и точки зрения по основной теме вашего блога, вам лучше обсуждать каждый новый аспект в новом абзаце.

Следующим делом, вам нужно определить порядок тем абзацев в соответствии с темой статьи; также можно выстроить их в хронологическом порядке или начать с объяснения основ и продвигаться к более сложным аспектам – в порядке, именуемом дидактическим (является хорошей идеей при попытке объяснить сложную тему).

 

Таблица 1: Тип порядка

Тип порядка  
Тематический порядок определяется темой статьи, абзацев, аспектом
Хронологический от старого к новому
Дидактический от легкого к сложному
Проблема — решение (я) Ознакомьте сначала с проблемой, а затем с возможными решениями

Определившись с порядком тем, которые хотите затронуть в своей статье, вам следует сделать новый список. Этот список, по своей сути, резюме статьи, которую вы собираетесь написать. Напишите по короткому предложению или по несколько слов для каждого запланированного вами абзаца. Этот список служит остовом для вашей статьи и вам следует держать его под рукой, чтобы ссылаться на него во время последующего процесса написания.

Создание абзацев

Вы объединили темы в созданной вами структуре текста, так что теперь вы можете приступить к написанию абзацев. Но что делает абзац хорошим? Абзац определяется тремя составляющими. Помните их во время написания!

  1. Абзац должен быть тематической единицей.
  2. Абзац состоит из одного основного предложения и уточнений к нему.
  3. Нужно использовать пробелы для представления информации в более наглядном виде.

При создании абзацев многие люди совершают ошибки. Некоторые писатели, сугубо из эстетических соображений, в произвольном порядке расставляют в тексте пробелы, при этом не думая о логической связности и структуре текста. К тому же я наблюдаю множество абзацев, содержащих лишь одно предложение. Во многих случаях, логическая связность в самих абзацах и между ними остается не очевидной. Такого рода ошибки могут отрицательно сказаться на структуре ваших статей.

Абзацы могут быть короткими или длинными. Их длина определяется темой вашего обсуждения, так что она может варьироваться где-то между двумя и пятнадцатью предложениями. Однако, если вы пишете на веб-сайтах, мы рекомендовали бы создавать короткие абзацы (придерживайтесь диапазона до 6 или 7 предложений).

Для размещения текста на веб-сайтах, мы посоветовали бы начинать абзац с самого важного предложения, а затем разъяснять или детализировать его. Читатель сможет понять самые важные идеи статьи просто читая первые предложения ваших абзацев. Вы можете решиться на написание более длинных абзацев с резюмирующим предложением для разъяснения вашей точки зрения.

Использование переходных слов

Чтобы задать направление вашему читателю, нужно использовать достаточное количество переходных слов. Переходные слова (также известные как сигнальные) направляют читателей. Они показывают им, что вы резюмируете («и», «также»), сравниваете («меньше, чем», «скорее») или делаете какой-то вывод («таким образом», «следовательно», «поэтому»).

Таблица 2: Примеры переходных слов

Тип связи Примеры переходных слов
Перечисление и, прежде всего, также, ещё (один), более того, в конечном счете, кроме того
Причина потому что, таким образом, в связи с, в то время как, с тех пор , поэтому

Сравнение/противопоставление

то же самое, меньше, скорее, хотя, еще, напротив, также как, каждый
Заключение в результате, таким образом, следовательно, поэтому, в заключение
Неопределенность похоже, возможно, вероятно, почти
Выделение прежде всего, наиболее известный, особенно актуально

Используя переходные слова вы словно помещаете цемент между предложениями – они указывают читателям на связь между предложениями и абзацами.

Если вы не привыкли пользоваться переходными словами, у вас могут возникнуть трудности в исправлении уже написанного контента. Обязательно используйте переходные слова, когда резюмируете или перечисляете. К тому же, использование сигнальных слов в заключении, помогает людям понять вашу основную идею.

Пользуйтесь заголовками, чтобы помочь своему читателю – и Google

Заголовки имеют решающее значение для хорошей поисковой оптимизации SEO. Google пользуется вашими заголовками чтобы определить тематику контента вашего веб-сайта, по причине этого, их нужно использовать для оптимизации своего поста. Впрочем, для ваших читателей заголовки также очень важны. Заголовки позволяют читателям быстро просмотреть текст и определиться хотят ли они читать вашу статью (или ее часть) или нет. Следовательно, они должны быть привлекательными и охватывать содержимое последующих абзацев.

Вам следует разместить заголовок над каждым абзацем, или над несколькими абзацами с похожей тематикой. Заголовки должны отражать структуру вашего текста. Рекомендуем вам размещать заголовки над сверхдлинными абзацами или несколькими тематически схожими абзацами меньших размеров.

Заключение

Создание логически последовательной структуры для постов вашего блога приведет к более глубокому пониманию идеи, которую они освещают. Если люди поймут ее, увеличатся шансы того, что они купят ваш продукт или поделятся вашим постом в социальных сетях.

Выделение времени на обдумывание четкой структуры текста, перед тем, как приступить к самому написанию, является очень важным первым шагом. Во время написания размышляйте над структурой абзацев, использованием сигнальных слов и заголовков в вашем посте. Если вы будете следовать эти «правилам» пост вашего блога станет намного понятней и читабельней для вашей аудитории, даже если вы не дружите со стилистикой.

Подписаться на новости сайта

Получайте новые статьи на свой Email

*

Подписаться

 

starting-constructor.ru

Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования

300

тированных высказываниями ситуаций, отражающих один фрагмент действительности; 3) по слитности микротем; 4) по общности пове­ствовательной точки зрения (взгляда на мир). Как единица текста, отражающая один из этапов в исследовании смыслового развертывания произведения, коммуникативный блок высказываний характеризуется относительной завершенностью и одновременной ориентацией на общую перспективу текста. Во вза­имодействии и взаимном влиянии коммуникативных блоков вы­сказываний проявляются их текстообразующие возможности. Смысл блока высказываний и радиус его действия в тексте объек­тивирован контекстуальным выдвижением отдельных высказыва­ний и их элементов на основе отношений дополнения, усиления и контраста в перспективе текста.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  • Какова роль тема-рематических отношений в формировании слож­ ного синтаксического целого?

  • Что называется сложным синтаксическим целым?

  • Как соотносятся понятия сложное синтаксическое целое и сверхфра­ зовое единство!

  • Какие строевые единицы текстообразования выделены в концепции М.Я. Дымарского?

  • На каких основаниях выделяется коммуникативный блок высказыва­ ний?

  • Как соотносятся коммуникативный блок высказываний и функцио­ нально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассужде­ ние)?

  • В чем проявляются текстообразующие возможности коммуникатив­ ного блока высказываний?

  • Какими универсальными отношениями могут быть связаны коммуни­ кативные блоки высказываний в перспективе текста?

  • Есть ли разница в текстообразующих возможностях коммуникатив­ ных блоков высказываний в поэтическом тексте и прозаическом?

Глава 3

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ФАКТОРЫ ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ

3.1. Вводные замечания

Анализируя структуру текста в коммуникативно-деятельностном аспекте, необходимо рассмотреть не только его основные уровни и еди­ницы, но и то, какие лингвистические и экстралингвистические факто­ры влияют на отбор элементов текста и его организацию, определяют закономерности в текстовой деятельности и устройство текста как фор­мы коммуникации. В связи с этим в задачи главы входит рассмотрение понятий текстовая деятельность, текстообразование и текстовая нор­ма (этому посвящен параграф 3.2).

Данные понятия связаны с основными факторами и категориями текстообразования, которые также рассматриваются в настоящей гла­ве. Освещение материала дается с позиций коммуникативного подхода к тексту в рамках коммуникативной стилистики текста.

3.2. Понятие о текстовой деятельности, текстообразовании и текстовой норме

Внимание к текстовой деятельности обусловлено антропоцентриз­мом и текстоцентризмом современного гуманитарного знания. Обще­ние можно рассматривать как текстовую деятельность [Дридзе, 1976; 1980], которой нужно обучать. Под текстовой деятельностью понима­ется система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяю­щих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать их.

Поскольку текст является формой коммуникации, согласно совре­менным представлениям о нем, текстовую деятельность можно рассмат­ривать как речевую разновидность коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность может быть и неречевой (невербальной: ср. общение с помощью знаков, цветов, свиста и т.д.).

Как связаны понятия речевая деятельность и текстовая? Посколь­ку текст — это речевое произведение, текстовая деятельность по сути является речевой, но отличается от нее конкретностью целей, задач, сферы общения и жанра, ситуативной обусловленностью, личностной ориентацией. Речевая деятельность характеризуется обобщенностью, типовыми закономерностями, ориентацией на социум.

В основе дифференциации понятий «речевая» и «текстовая» дея­тельность, таким образом, лежит различие между текстом как речевым произведением и речью (процессом, единицей которого является текст).

Схема 12

со о оо

Знание языковых

ресурсов,

умение их отбир ать,

организовывать в процессе

текстовой деятельности

Текстовая к омп етентность

Умение пр оявить свой взгляд на мир,

свою творческую индивидуаль но с ть в выборе жизненного материала и его отражении в слове; осознание индивиду аль ног о авторского стиля

Знание действительности, умение отражать ее в слове при текстообразовании и понимать на основе ин т ер пр ет анионной деятельности

Знания о сферах общения, ситуациях, условиях общения и умение

учитывать это при текстообразовании и восприятии текста

тт

Знание об адресатеи умение

учитывать фактор адресата в процессе текстовой деятельности

О

§ в

I I

s

§

If

studfile.net

Структура написания текстов

Структура написания текстов, её особенности

Копирайтер всегда создаёт текст с определённой структурой. Она зависит от поставленных задач, личного стиля автора, его манеры повествования. Одни тексты в интернете читаются легко, другие написаны путанно и непонятно, третьи представляют собой откровенную бессмыслицу.

Помимо структуры логической подачи и оформления текста, важны:

  • смысловая структура текста — передача основной сути;
  • информационная структура текста — подача информации;
  • семантическая структура текста — особенность построения предложений.

Особенности структуры текста

В любом тексте самым важным является деление на абзацы, наличие подзаголовков и списков. Они улучшают читабельность и облегчают читателям восприятие. Помимо этого, основная часть статьи имеет внутреннюю структуру, цель которой — соответствовать задачам и полнее раскрыть тему.

Основные типы внутренней структуры

Пирамидальная структура

Текст пишется по принципу перевёрнутой пирамиды. Наиболее ценная информация излагается сразу после заголовка. Далее в тексте раскрываются некоторые детали. В конце делается небольшой вывод. Пирамидальную структуру имеют новостные сообщения и пресс-релизы. Читатель сразу понимает, о чём речь. При желании углубляется в текст, чтобы прочесть подробности. Если он не захочет читать до конца, он всё равно поймёт смысл повествования, ведь главная мысль озвучена в самом начале статьи.

Последовательная структура

Большинство текстов имеют логическую, последовательно изложенную структуру. Каждый следующий абзац является продолжением предыдущего фрагмента статьи. Повествование ведётся чётко и последовательно. Каждый фрагмент раскрывает и дополняет предыдущий. Не прочтя весь текст, трудно понять его смысл. Последовательная структура используется при создании руководств и инструкций, аналитических статей и текстов многих других жанров.

FAQ-структура

Статьи в форме вопросов и ответов используют для публикаций интервью и при создании FAQ-страниц, заблаговременно дающих пользователям готовые ответы на те вопросы, что у них могут возникнуть. FAQ-структура всегда содержит вопрос и понятный ответ, не нуждающийся в дополнительном растолковании. Иногда в ответе приводятся ссылки на поясняющие статьи, помогающие глубже вникнуть в тему. В верхней части страницы часто даются вопросы в виде ссылок, раскрывая которые, пользователь тотчас видит ответ на наиболее интересующий его вопрос.

Коммерческая структура

Характерна для рекламных и продающих материалов. Они решают задачу продажи товаров/услуг и пишутся с использованием специальных продающих формул, например, AIDA.

Формула состоит из четырёх ступеней:

  • привлечение внимания потребителя,
  • разжигание интереса к товару или услуге,
  • пробуждение желания покупки,
  • призыв к активному действию.

Особенности структуры текста, пишущегося по формулам, заключается в том, что логика повествования может быть нарушена. Например, на протяжении всего текста неоднократно снимаются возражения потенциального покупателя.

Главная цель копирайтера — заставить потребителя совершить действие. Он может применять любые приёмы и техники. Важен только конечный результат. Поэтому в продающих статьях гораздо важнее эмоциональность воздействия, чем соблюдение логической последовательности.

Комбинирование и хаотичность структур

Многие блогеры понятия не имеют о какой-либо структуре. В их статьях прослеживаются комбинации разных структур, граничащих с хаотичностью. Блогер может начать с пирамидальной структуры, продолжить последовательной, завершить текст ответами на несколько наиболее важных вопросов. В конце добавит призыв подключиться к его партнёрской программе или что-либо ещё посмотреть на сайте. Хаотичное изложение информации путает пользователей, мешает понять суть статьи. Но часто вызывает шквал комментариев.

Выводы

От структуры написания текстов и от автора зависит, захочет ли читатель задержаться на странице, почтёт ли текст полностью, понравится ли ему материал, возникнет ли у него желание поделиться с друзьями. Наиболее важна смысловая структура текста. Материал должен быть абсолютно понятен любому читателю. В нём обязательно должен прослеживаться смысл, что порой теряется при хаотичной структуре.

Семантическая структура текста зависит от умственных способностей копирайтера, его манеры излагать собственные мысли, привычки строить предложения. Некоторым авторам трудно отучиться от обилия причастных и деепричастных оборотов, которые не нравятся заказчикам. В некоторых ТЗ даже есть предупреждения не использовать длинные предложения и сложные обороты речи.

При выборе структуры написания текстов ориентируются на основные задачи и требования, изложенные в техническом задании.

Проект «Работа копирайтером» предлагает прочесть:

rabota-kopirait.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о