Структура статьи – Подробный разбор структуры научной статьи IMRAD с рекомендациями

Структура научной статьи

Версия для печати

Научная статья имеет четкую структуру и, как правило, состоит из следующих частей:

  1. Индекс УДК
  2. Название (заголовок) – до 10–12 слов.
  3. Сведения об авторах.
  4. Резюме (аннотация).
  5. Ключевые слова – 4–8 слов.
  6. Введение.
  7. Обзор литературы.
  8. Основная часть (методология, результаты).
  9. Выводы и дальнейшие перспективы исследования.
  10. Список литературы – не менее 10 пунктов.
  11. Список литературы на английском языке.
  12. Сведения об авторах на английском языке.
  13. Название на английском языке.
  14. Резюме (аннотация) на английском языке.
  15. Ключевые слова на английском языке.
  16. Контактная информация.

Рассмотрим особенности составных элементов научной статьи и основные требования, которые необходимо соблюдать при работе над ними.

Название

Название (заголовок) — обозначение структурной части основного текста произведения (раздела, главы, параграфа, таблицы и др.) или издания. 

Основное требование к названию статьи — краткость и ясность. Максимальная длина заголовка — 10-12 слов. Название должно быть содержательным, выразительным, отражать содержание статьи. 

Заголовок статьи должен: 

— быть информативным, 

— привлекать внимание читателя, 

— соответствовать научному стилю речи, 

— отражать главную тему исследования и не вводить читателя в заблуждение относительно рассматриваемых в статье вопросов,

— содержать некоторые из ключевых слов, отражающих суть статьи.  

В заголовке можно использовать только общепринятые сокращения. 

При переводе заглавия статьи на английский язык не должно использоваться никаких транслитераций с русского языка, кроме непереводимых названий собственных имен, приборов и др. объектов, имеющих собственные названия; также не используется непереводимый сленг, известный только русскоговорящим специалистам.

Резюме (аннотация)

Резюме – это не зависимый от статьи источник информации. Ее пишут после завершения работы над основным текстом статьи. Она включает характеристику основной темы, проблемы, объекта, цели работы и ее результаты. В ней указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Рекомендуемый объем — 200–250 слов на русском и английском языках.

Резюме выполняет следующие функции:

— позволяет определить основное содержание статьи, его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту публикации;

— используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска документов и информации.

Резюме должны быть оформлены по международным стандартам и включать следующие моменты.

  1. Вступительное слово о теме исследования.
  2. Цель научного исследования.
  3. Описание научной и практической значимости работы.
  4. Описание методологии исследования.
  5. Основные результаты, выводы исследовательской работы.
  6. Ценность проведенного исследования (какой вклад данная работа внесла в соответствующую область знаний).
  7. Практическое значение итогов работы.
В резюме не должен повторяться текст самой статьи (нельзя брать предложения из статьи и переносить их в резюме), а также ее название. В ней не должно быть цифр, таблиц, внутритекстовых сносок.

В резюме излагаются существенные факты работы, здесь не должно содержаться материала, который отсутствует в самой статье.

Предмет, тема, цель работы указываются, если они не ясны из заглавия статьи; метод или методологию проведения работы имеет смысл описывать в том случае, если они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данной работы.

Результаты работы описывают предельно точно и информативно. Приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом отдается предпочтение новым результатам, важным открытиям, выводам, которые опровергают существующие теории, а также данным, имеющим практическое значение.

Выводы могут сопровождаться рекомендациями, оценками, предложениями, гипотезами, описанными в статье.

В тексте резюме следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических конструкций. Он должен быть лаконичен и четок, без лишних вводных слов, общих формулировок.

Ключевые слова

Ключевыми являются слова и словосочетания, выражающие основное смысловое содержание статьи, служащие ориентиром для читателя и использующиеся для поиска статей в электронных базах, по этой причине среди них не должно быть общеупотребительных – это может усложнить поиск. Размещаются после аннотации в количестве 4–8 слов, приводятся на русском и английском языках. Одно ключевое слово должно выражать одно понятие: например, ценностно-смысловые ориентации, школы рабочей молодежи, этничность, северный эпос, экзистенциальная детерминация, северные конвои.

Введение

Введение призвано дать вводную информацию, касающуюся темы статьи, объяснить, с какой целью предпринято исследование. При написании введения автор прежде всего должен заявить общую тему исследования. Далее необходимо раскрыть теоретическую и практическую значимость работы и описать наиболее авторитетные и доступные для читателя публикации по рассматриваемой теме. Во введении автор также обозначает проблемы, не решенные в предыдущих исследованиях, которые призвана решить данная статья.

Во введении в обязательном порядке четко формулируются:

— цель и объект предпринятого автором исследования. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, раскрытию которой она посвящена. Чтобы сформулировать цель, необходимо ответить на вопрос: «Что вы хотите создать в итоге проведенного исследования?» Этим итогом могут быть новая методика, классификация, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т. д. Формулировка цели любой работы, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, проверить, определить и т. п. Объект – это материал изучения.

— актуальность и новизна. Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации. Это способность результатов работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач. Новизна – это то, что отличает результат данной работы от результатов, полученных другими авторами.

— исходные гипотезы, если они существуют.

Также в этой части работы читателя при необходимости знакомят со структурой статьи.

После написания введения его необходимо проанализировать по следующим ключевым пунктам:

— четко ли сформулированы цели, объект и исходные гипотезы, если они существуют;·

— нет ли противоречий;·

— указана ли актуальность и новизна работы.·

Обзор литературы

Обзор литературы представляет собой теоретическое ядро исследования. Его цель – изучить и оценить существующие работы по данной тематике. Предпочтительным является не просто перечисление предшествующих исследований, но их критический обзор, обобщение основных точек зрения.

Основная часть

Методология

В данном разделе описывается последовательность выполнения исследования и обосновывается выбор используемых методов. Он должен дать возможность читателю оценить правильность этого выбора, надежность и аргументированность полученных результатов. Смысл информации, излагаемой в этом разделе, заключается в том, чтобы другой ученый достаточной квалификации смог воспроизвести исследование, основываясь на приведенных методах. Отсылка к литературным источникам без описания сути метода возможна только при условии его стандартности.

Результаты

В этой части статьи должен быть представлен авторский аналитический, систематизированный материал. Результаты проведенного исследования необходимо описывать достаточно полно, чтобы читатель мог проследить его этапы и оценить обоснованность сделанных автором выводов. По объему эта часть занимает центральное место в научной статье. Это основной раздел, цель которого заключается в том, чтобы при помощи анализа, обобщения и разъяснения данных доказать рабочую гипотезу (гипотезы). Результаты при необходимости подтверждаются иллюстрациями – таблицами, графиками, рисунками, которые представляют исходный материал или доказательства в свернутом виде. Важно, чтобы проиллюстрированная информация не дублировала текст. Представленные в статье результаты желательно сопоставить с предыдущими работами в этой области как автора, так и других исследователей. Такое сравнение дополнительно раскроет новизну проведенной работы, придаст ей объективности.

В зависимости от уровня знаний – теоретического или эмпирического – различают теоретические и эмпирические статьи. Теоретические научные статьи включают результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование. Если статья имеет теоретический характер, чаще всего она строится по следующей схеме: автор вначале приводит основные положения, мысли, которые в дальнейшем будут подвергнуты анализу с последующим выводом. Эмпирические научные статьи, используя ряд теоретических методов, в основном опираются на практические методы измерения, наблюдения, эксперимента и т. п.

Результаты исследования должны быть изложены кратко, при этом содержать достаточно информации для оценки сделанных выводов, также должно быть очевидно, почему для анализа выбраны именно эти данные.

Заключение, выводы

Заключение содержит краткую формулировку результатов исследования. В нем в сжатом виде повторяются главные мысли основной части работы. Всякие повторы излагаемого материала лучше оформлять новыми фразами, новыми формулировками, отличающимися от высказанных в основной части статьи. В этом разделе необходимо сопоставить полученные результаты с обозначенной в начале работы целью. В заключении суммируются результаты осмысления темы, делаются выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из работы, подчеркивается их практическая значимость, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования в этой области. В заключительную часть статьи желательно включить попытки прогноза развития рассмотренных вопросов.

Структура статьи для научного журнала

Существуют четкие установки, касающиеся того, что должно содержаться в научной статье. Такие требования постепенно сформировались за многие десятилетия. Основное ожидание от подобной работы – раскрытие конкретной проблемы, исследованной автором. Текст должен отличаться оригинальностью.

Научная статья обязательно должна содержать свежую мысль, обладать новизной. Из ее содержания должен быть понятен уровень разработанности проблемы, те результаты, к которым пришел автор. Она должна знакомить читателя с окончательными или промежуточными итогами его экспериментальных и теоретических изысканий.

Из чего состоит научная статья?

Наличие авторского подхода – важный элемент подобной работы. Но, чтобы содержание текста было значимо, в нем должна прослеживаться связь с уже существующими теориями. Автор может брать их за основу, соглашаться с ними или опровергать их.

В структуру текста научной статьи входит несколько обязательных элементов:

  1. Аннотация. Это краткое изложение содержания. Читатель, знакомясь с ней, сразу понимает, о чем пойдет речь в работе.
  2. Ключевые слова. Принято выделять 5-6 основных понятий, указывающих на тематику работы. Это поисковый ключ.
  3. Название. От него требуется быть емким и отражать рассматриваемую проблему. Корректность формулировки здесь очень важна. С одной стороны, заголовок дает необходимую информацию, с другой – привлекает внимание читателей. Он не должен быть сформулирован слишком сложно и длинно.
  4. Введение. Этот раздел работы необходим для того, чтобы сразу было ясно, какова цель написания данного текста, в чем состоят объект и предмет рассмотрения. Здесь же говорится о том, в чем состоит актуальность темы.
  5. Основная часть. Она самая большая и содержательная, в ней подробно излагается проблематика, ставятся вопросы. Автор рассуждает о способах их решения, излагает свое видение проблемы, свою концепцию, выражает отношение к другим теориям. Обычно текст излагается с опорой на гипотезу, принятую автором. Здесь же рассказывается и об использованных методах исследования.
  6. Заключение. Оно предполагает вывод из всего вышеизложенного. Здесь должна быть четко, ясно выражена основная идея статьи. Часто она дается в тезисном виде как своего рода выжимка, квинтэссенция текста.
  7. Список литературы. Грамотное оформление непременно предполагает такой раздел. В научном тексте, как правило, присутствуют ссылки на опубликованные ранее работы других ученых и исследователей, приводятся цитаты. Поэтому нужно указать на источники. Список оформляется в соответствии с определенными формальными требованиями. Подобное единообразие важно, поскольку позволяет читателям легко найти нужную книгу в библиотечной системе или Интернете.

В некоторых случаях бывает необходимо прикрепить приложение. Чаще всего в нем располагаются графики, схемы, таблицы. Если речь идет о социологическом исследовании, в приложении помещают текст анкеты. Там могут находиться также фотографии, иллюстрирующие текст. Однако правило в отношении того, что должно быть в приложении, не является неукоснительным требованием. Графики, таблицы, иллюстрации часто помещаются и внутри текста. В таком случае они должны быть обозначены и пронумерованы.

Ученый, пишущий для научного журнала, должен следовать предъявляемым требованиям, касающимся как содержания, так и формы текста. Они не сложные и ориентированы только на то, чтобы читателям было проще понять изложенное.

Критерии качества информационной статьи

Когда я искал писателей, я попросил десять человек написать пробные статьи на заданную тему:

Банк выпускает кредитные карты. К сожалению, клиенты пользуются картами неправильно: снимают наличные в банкоматах, переводят деньги бабушке, покупают на весь лимит новую «Ладу-приору». Из-за таких поступков у них мгновенно начисляются проценты, клиенты обижаются на банк, ругаются в интернете. Результат — дурная репутация банка.

Помогите клиентам банка научиться правильно пользоваться кредитной картой. Напишите статью в духе информационно-развлекательного журнала «Лайфхакер». Аудитория — ваши родители. Объем любой. Результат — гугл-документ, расшаренный на [email protected] Ссылка на этот документ присылайте в письме: [email protected] Срок — пятница, 14:00.

Чтобы найти лучшего кандидата, я оценивал статьи по восьми критериям и выводил среднее арифметическое. Возможно, читателям блога будет полезно узнать о критериях качества информационной статьи.


Правда

Работа писателя не в том, чтобы складывать слова в текст, а в том, чтобы говорить правду. Если писатель не знает правды, ему не о чем писать. Поэтому главный критерий качества статьи — насколько автор разбирается в теме и какую он провел исследовательскую работу.

Автор не может знать все о теме, этого и не требуется. Но автор должен понимать, какие вопросы возникнут у читателя, и находить на них ответы. А вот это как раз может сделать любой старательный автор:

Как правильно пользоваться кредитной картой
Что вообще такое кредитная карта?
Чем она отличается от других карт? А от других кредитов?
Для чего она полезна? Кому она полезна? Кто ее использует?
Как ей правильно пользоваться? В чем правильность и выгода?
Как неправильно пользоваться? В чем ошибки и какие будут проблемы?

Ошибка — сесть за статью со своим представлением о предмете, не проведя исследование. Легко написать брехню или не охватить нужные вопросы.

Еще один пример брехни — обобщения для красного словца. Читатель сразу чувствует фальшь, доверие к автору теряется. Обезвредить такое обобщение легко:

Нет: брехня

Да: личный опыт

Россияне в долгах, как в шелках. У каждого россиянина сегодня есть хотя бы один кредит, а каждый третий россиянин имеет негативную кредитную историю.

Из десятерых моих друзей у семи есть хотя бы по одному кредиту.


Структура

Структура статьи — это железобетонный каркас здания. Без структуры повествование будет скакать, читатель заблудится и уйдет.

Статью с хорошей структурой видно сразу. В самом простом случае у нее есть заголовок и подзаголовки, которые связаны между собой:

См. также: структура в мире читателя

Нет: случайные подзаголовки

Да: подзаголовки связаны с заголовком

Как пользоваться кредитной картой

...

Деньги-денежки

...

Грейс-период вам в помощь

...

Умерьте аппетит

...

...

Как пользоваться кредитной картой

(Введение о кредитных картах)

Не снимать деньги

...

Пользоваться грейс-периодом

...

Расходовать постепенно

...

(Вывод или заключение)

Даже если подзаголовков нет, достаточно посмотреть на начала абзацев. Если у статьи продумана структура, абзацы будут организованы логично и параллельно. В статье без структуры абзацы начинаются абы как:

Нет: случайное деление на абзацы

Да: видна структура

Как пользоваться кредитной картой

Все знают, что такое кредит...

Если вы думаете, что...

Конечно, деньги снимать нужно...

Не забывайте: банк...

Но ведь долг платежом красен...

Многие думают, что...

Однажды у меня был случай...

Некоторые говорят, что...

Как пользоваться кредитной картой

Кредитная карта — это...

Главное правило — не снимайте деньги...

Если нужно снять деньги, пользуйтесь...

Второе правило — помните о...

Если вдруг не успеваете...

Третье правило — расходуйте...

Для крупных покупок...

Кредитная карта поможет...

Знания о структуре отличают любителя от профессионала: любитель пишет как бог на душу положит, профессионал строит каркас. Благодаря хорошей структуре читатель легко охватывает статью.


Доходчивость

В информационной статье автор рассказывает читателю что-то новое. Это интересная задача: доходчиво объяснить новые вещи. Хороший автор если не умеет этого делать, то хотя бы понимает, что такая проблема есть. Любитель не думает об этой задаче.

Доходчивое объяснение зависит от аудитории. Кто-то уже пользуется кредитной картой и знает, что такое грейс-период; кто-то вообще не понимает, что такое кредитка. В условиях задачи я специально указал на целевую аудиторию — родителей. Эта подсказка должна направить автора.

Один из приемов объяснения — «от простого к сложному»: что такое банковская карта → кредитная карта → задолженность по карте, проценты → грейс-период

Другой прием для этого случая — история: Иван оформил кредитную карту → пошел в магазин → за его покупки заплатил банк, но теперь Иван должен банку...

Неправильное объяснение — просто тулить новые сущности в предложение, как здесь:

Пользуйтесь грейс-периодом
Грейс-период — это время, в которое банк не начисляет проценты на остаток задолженности по карте. Он не распространяется на операции снятия наличных...

Человек еще не объяснил, что такое задолженность, а уже говорит о процентах на остаток задолженности. Правильно сначала рассказать о карте, задолженности, процентах — и только потом о беспроцентном периоде.


Жизненность

В хорошей статье читатель должен узнать себя: «О! Да это же обо мне все! Мне это очень актуально!»

Чтобы это произошло, автор должен привести примеров из жизни, причем настоящих, невыдуманных. Это не только истории (из прошлого), но и сценарии (как может быть):

Когда я знал, что мне задержат зарплату, я не тратил последнюю наличку, а покупал продукты по кредитке. С зарплаты сразу погашал долг и не платил проценты, а наличку тратил на транспорт и в кафе, где не принимали карты.

Кредитка — это финансовая подушка безопасности. Она поможет, если нужно срочно оплатить процедуры в клинике или купить дорогие лекарства.

Секрет в эмоциях: примеры и сценарии заставляют читателя прокрутить ситуацию в голове. Ситуация вызывает эмоции. То, что вызывает эмоции, запоминается.

Ошибка — написать статью на абстрактных сущностях: льготные периоды, процентные ставки и т. д. Такие абстрактные статьи не оседают в памяти, потому что не вызывают эмоций.

Другой перекос — статья только на примерах. Несмотря на то, что примеры — это здорово, без обобщений и выводов читатель может потеряться.


Характер

Когда в статье все хорошо с правдой, структурой, доходчивостью и жизнью, неплохо бы добавить вишенку: личность автора.

Личность раскрывается в стратегически расставленных художественных приемах, которые добавляют тексту эмоций. Стратегических — то есть там, где это нужно, а не где бог на душу положит. И не частить:

Нет

Может быть

Не так важно, что вы хотите купить: кокон тутового шелкопряда, сварочную маску, суфле клюквенное «Ударница», ключ на 32 или футболку с Путиным, — кредитная карта станет вашей финансовой спутницей — такой же незаменимой, как дискриминант в квадратном уравнении.

На кредитную карту можно купить почти все, но особенно полезна она в непредвиденных ситуациях — например, чтобы срочно купить обручальное кольцо.

Шуточка сальная и пройдет не у всех, но характеризует автора и не слишком навязывается. Может жить.

Я намеренно ставлю этот критерий в конец, потому что без всего предыдущего голый характер ничего не даст. Статья, которая изобилует ужимками, но не доносит правды, никому не нужна.


Другие критерии

Еще я оценивал соблюдение срока, готовность переделать статью по замечаниям и грамотность.

Соблюдение срока — немое доказательство навыков самоорганизации. Отмазки не принимаются:

Извините, что так долго. Пришлось срочно сделать другую работу за еду.
Прошу прощения за задержку — не рассчитал свои силы.
Извините, что долго — от жары сломался компьютер, пришлось переписывать с Айпада.

Готовность переделать по замечаниям показывает отношение к работе лучше, чем любое резюме. Все, кто писал в резюме о желании учиться и готовности к адскому труду, — слили переделку.

Грамотность — все еще минимальное требование к автору, а не большой плюс.


Поиск продолжается

После тестового задания приглашение на встречи получили шесть кандидатов.

Если вам кажется, что эта работа для вас, выполните тестовое задание по всем правилам и пришлите результат: [email protected]

4 структуры написания статьи

Структура — это внутренне устройство статьи, способ изложения и порядок мыслей. Так, FAQ-структура представляет собой статьи-интервью, в которых четко прослеживается серия вопросов и серия ответов на них. Логическая структура предполагает плавный переход от общего к частному, от вступительной части к развернутому ответу, различным дополнениям и, наконец, выводам. Пирамидальная структура начинается более резко, без вступлений повествуя о самом главном (детали остаются на потом). И только хаотичная структура не может служить примером хорошей статьи. Так или иначе, читатель не должен запутаться в ходе прочтения материала. Ведь цель любого текста — дать ответ.

Этот сервис помогает определять водность текста, его заспамленность и уникальность (рекомендуемые значения — не более 15% по первым двум параметрам).

Структура текста может быть разной — от диалога в стиле «вопрос-ответ», до так называемой «перевернутой пирамиды». Рассмотрим отдельно каждую структуру написания статьи.

От структуры написания статьи зависит многое

Типы внутренней структуры написания статьи:

1. Логическая (последовательная)

Ни одному материалу не обойтись без главных составляющих: привлекающего внимание заголовка и основной части статьи, обязательно разделенной на несколько абзацев. Разделение на абзацы, а также списки и подзаголовки — существенно повышают читаемость текста.

В логической структуре написания статьи каждый последующий параграф вытекает из предыдущего. К примеру, в тексте первый абзац рассказывает, зачем нужна логическая структура, а во втором приведен пример её использования. Следующий абзац идет как логическое дополнение сказанного ранее.

2. Пирамидальная структура написания статьи

Эта структура используется при написании новостей и обзоров прессы. Ее схема похожа на перевернутую пирамиду. Основная информация выдается в начале текста, а затем идет подробное раскрытие информации, которая дополняет изложенное ранее.
Пирамидальная структура помогает читателю сразу ознакомиться с основной мыслью. Кстати, Кстати, есть возможность заказать seo-тексты по смешной цене.

3. FAQ – структура статьи

Применяется для интервью и опросов. Один абзац – это вопрос и ответ сразу. Текст, начатый со ссылок, способствует быстрому нахождению ответа на интересующий вопрос.

4. Хаотичная структура текста

Тексты, предложения и абзацы в которых созданы хаотично, часто пишут безграмотные исполнители. Прочитав материал, пользователь путается и не может полноценно раскрыть информацию. Но иногда тексты хаотичной структуры бывают написаны специально для дезориентации пользователя (или чтобы вызвать негативное впечатление).

Идем дальше:

Структура газетной статьи: из каких частей состоит интересная статья? »

Описание элементов структуры статьи

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ СТАТЬИ

Научная статья имеет четкую структуру и, как правило, состоит из следующих частей.

1. Название (заголовок).

2. Аннотация.

3. Ключевые слова.

4. Введение.

5. Обзор литературы.

6. Основная часть (методология, результаты).

7. Выводы и дальнейшие перспективы исследования.

8. Список литературы.

Название

Основное требование к названию статьи — краткость и ясность. Максимальная длина заголовка — 10—12 слов. Название долж­но быть содержательным, выразительным, отражать содержание статьи.

При выборе заголовка статьи необходимо придерживаться сле­дующих общих рекомендаций.

1. Заглавие должно быть информативным.

2. Название должно привлекать внимание читателя.

3. В названии, как и во всей статье, следует строго придержи­ваться научного стиля речи.

4. Оно должно четко отражать главную тему исследования и не вводить читателя в заблуждение относительно рассматриваемых в статье вопросов.

5. В название должны быть включены некоторые из ключевых слов, отражающих суть статьи. Желательно, чтобы они стояли в нача­ле заголовка.

6. В заголовке лучше не использовать сокращения.

При переводе заглавия статьи на английский язык не должно использоваться никаких транслитераций с русского языка, кроме непереводимых названий собственных имен, приборов и др. объектов, имеющих собственные названия; также не используется непереводимый сленг, известный только русскоговорящим специалистам.

Аннотация

Аннотация — это не зависимый от статьи источник информации. Ее пишут после завершения работы над основным тек­стом статьи. Она включает характеристику основной темы, проблемы, объекта, цели работы и ее результаты. В ней указывают то, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родст­венными по тематике и целевому назначению. Рекомендуемый объ­ем — 100 – 250 слов на русском и английском языках.

Аннотация выполняет следующие функции:

  • позволяет определить основное содержание статьи, его реле­вантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту публи­кации;
  • предоставляет информацию о статье и устраняет необходи­мость чтения ее полного текста в случае, если статья представляет для читателя второстепенный интерес;
  • используется в информационных, в том числе автоматизиро­ванных, системах для поиска документов и информации.

Аннотации должны включать следующие элементы.

1. Вступительное слово о теме исследования.

2. Цель научного исследования.

3. Описание научной и практической значимости работы.

4. Описание методологии исследования.

5. Основные результаты, выводы исследовательской работы.

6. Ценность проведенного исследования (какой вклад данная работа внесла в соответствующую область знаний).

7. Практическое значение итогов работы.

В аннотации не должен повторяться текст самой статьи (нельзя брать предложения из статьи и переносить их в аннотацию), а также ее название. В ней не должно быть цифр, таблиц, внутритекстовых сносок.

В аннотации должны излагаться существенные факты работы, и не должно содержать материал, который отсутствует в самой статье.

Предмет, тема, цель работы указываются, если они не ясны из заглавия статьи; метод или методологию проведения работы имеет смысл описывать в том случае, если они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данной работы.

Результаты работы описывают предельно точно и информативно. Приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом отдается предпочтение новым результатам, важным открытиям, выводам, которые опровергают существующие теории, а также данным, имеющим практическое значение.

Выводы могут сопровождаться рекомендациями, оценками, предложениями, гипотезами, описанными в статье.

Сведения, содержащиеся в заглавии статьи, не должны повторяться в аннотации.

В тексте аннотации следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических конструкций. Он должен быть лаконичен и четок, без лишних вводных слов, общих формулировок.

Ключевые слова

Ключевые слова выражают основное смысловое содержание ста­тьи, служат ориентиром для читателя и используются для поиска ста­тей в электронных базах. Размещаются после аннотации в количестве 4—8 слов, приводятся на русском и английском языках. Должны от­ражать дисциплину (область науки, в рамках которой написана ста­тья), тему, цель, объект исследования.

Введение

Введение призвано дать вводную информацию, касающуюся темы статьи, объяснить, с какой целью предпринято исследование. При написании введения автор должен заявить общую тему исследования. Далее необ­ходимо раскрыть теоретическую и практическую значимость работы и описать наиболее авторитетные и доступные для читателя публика­ции по рассматриваемой теме. Во введении автор также обозначает про­блемы, не решенные в предыдущих исследованиях, которые призвана решить данная статья.

Во введении четко формулируются:

1. цель и объект предпринятого автором исследования. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, раскрытию которой она посвящена. Чтобы сформулировать цель, необ­ходимо ответить на вопрос: «Что вы хотите создать в итоге проведен­ного исследования?».Этим итогом могут быть новая методика, клас­сификация, алгоритм, структура, новый вариант известной техноло­гии, методическая разработка и т. д. Формулировка цели любой рабо­ты, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформи­ровать, обосновать, проверить, определить и т. п. Объект — это ма­териал изучения.

2. актуальность и новизна. Актуальность темы — степень ее важ­ности в данный момент и в данной ситуации. Это способность ре­зультатов работы быть применимыми для решения достаточно зна­чи­мых научно-практических задач. Новизна — это то, что отличает ре­зультат данной работы от результатов, полученных другими авто­рами.

3. исходные гипотезы, если они существуют.

Также в этой части работы читателя при необходимости знакомят со структурой статьи.

После написания введения его необходимо проанализировать по следующим ключевым пунктам:

четко ли сформулированы цели, объект и исходные гипотезы, если они существуют;·

нет ли противоречий;·

указана ли актуальность и новизна работы;·

упомянуты ли основные исследования по данной теме.·

Обзор литературы

Обзор литературы представляет собой теоретическое ядро иссле­дования. Его цель — изучить и оценить существующие работы по данной тематике. Предпочтительным является не просто перечисле­ние предшествующих исследований, но их критический обзор, обоб­щение основных точек зрения.

Основная часть

Методология

В данном разделе описывается последовательность выполнения исследования и обосновывается выбор используемых методов. Он должен дать возможность читателю оценить правильность этого вы­бора, надежность и аргументированность полученных результатов. Смысл информации, излагаемой в этом разделе, заключается в том, чтобы другой ученый достаточной квалификации смог воспроизвести исследование, основываясь на приведенных методах. Отсылка к лите­ратурным источникам без описания сути метода возможна только при условии его стандартности или в случае написания статьи для узко­специализированного журнала.

Результаты

В этой части статьи должен быть представлен авторский аналити­ческий, систематизированный статистический материал. Результаты проведенного исследования необходимо описывать достаточно полно, чтобы читатель мог проследить его этапы и оценить обоснованность сделанных автором выводов. По объему эта часть занимает централь­ное место в научной статье. Это основной раздел, цель которого за­ключается в том, чтобы при помощи анализа, обобщения и разъясне­ния данных доказать рабочую гипотезу (гипотезы). Результаты при необходимости подтверждаются иллюстрациями — таблицами, гра­фиками, рисунками, которые представляют исходный материал или доказательства в свернутом виде. Важно, чтобы проиллюстрированная информация не дублировала текст. Представленные в статье результаты желательно сопоставить с предыдущими работами в этой области как автора, так и других исследователей. Такое срав­нение дополнительно раскроет новизну проведенной работы, придаст ей объективности.

В зависимости от уровня знаний — теоретического или эмпириче­ского — различают теоретические и эмпирические статьи. Теоретиче­ские научные статьи включают результаты исследований, выполнен­ных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделиро­вание. Если статья имеет теоретический характер, чаще всего она строится по следующей схеме: автор вначале приводит основные по­ложения, мысли, которые в дальнейшем будут подвергнуты анализу с последующим выводом. Эмпирические научные статьи, используя ряд теоретических методов, в основном опираются на практические методы измерения, наблюдения, эксперимента и т. п.

Результаты исследования должны быть изложены кратко, при этом содержать достаточно информации для оценки сделанных выво­дов, также должно быть очевидно, почему для анализа выбраны именно эти данные.

Заключение, выводы

Заключение содержит краткую формулировку результатов ис­сле­дования. В нем в сжатом виде повторяются главные мысли ос­новной части работы. Всякие повторы излагаемого материала луч­ше оформ­лять новыми фразами, новыми формулировками, отли­чающимися от высказанных в основной части статьи. В этом раз­де­ле необходимо сопоставить полученные результаты с обозна­ченной в начале работы целью. В заключении суммируются ре­зультаты ос­мысления темы, де­лаются выводы, обобщения и реко­мендации, ко­торые вытекают из работы, подчеркивается их прак­тическая значи­мость, а также опреде­ляются основные направления для дальней­шего исследования в этой области. В заключительную часть статьи желательно включить попытки прогноза развития рассмот­ренных вопросов.

Описание элементов структуры статьи

Структура статьи Содержание
Заголовок (Title) Главная тема, важность исследования, точность и краткость
Аннотация (Abstract) Краткое содержание статьи, что и почему было сделано, что выявлено и какова важность этого
Ключевые слова Отражают материал, специфичны для исследования
Введение (Introduction) Постановка проблемы и описание имеющихсяисследований - должны быть представлены одинаково все имеющиеся точки зрения, современные исследования до 10 лет
Материал и методы исследования Описание методологии, методов и хода проведенного исследования, всех статистическихданных
Результаты (Results) Конкретныерезультаты исследования без интерпретации
Заключение (Conclusion) Интерпретация результатов, их значения для дальнейшегоисследования и связи с предыдущими
Acknowledgments (Благодарность) Благодарность за интеллектуальную, финансовую, организационную и др. помощь, которая получена
Список литературы (References) Источник идей, доказательства выводов, контекст работы, доказательство существования интереса

 

При подготовке статьи необходимо внимательно работать с требованиями к материалу, которые выдвигаются конкретным изданием.

 

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о