Формы и методы обратной связи в обучении
Невозможно прогрессировать в обучении, если у студента нет понимания, в правильном ли направлении он движется. Без конструктивного отклика и наставления, возможности совершенствоваться просто нет. И ваша задача, как тьютора — не просто оценивать, хвалить, критиковать, а подставить экспертно-дружеское плечо в виде своевременной, объективной и развернутой обратной связи.
В чем отличие конструктивной обратной связи от неконструктивной?
Обратная связь | Выражение | Результат |
---|---|---|
Неконструктивная | “Все плохо. Эта работа никуда не годится. Все нужно переделать!” | Разочарование, внутренняя обида, упрямство |
Конструктивная | “Это решение задачи неверно, потому что (…) Давайте попробуем сделать вот так и посмотрим, что получится” | Полезные выводы и новые навыки |
Почувствовали разницу?
Теперь давайте рассмотрим формы и методы обратной связи в обучении, а также разберем 5 работающих приемов, которые позволят наладить эту связь именно в электронном обучении, а также уделить студентам ту дозу внимания, которую они заслуживают.
1. Правильно или неправильно, всегда объясняйте — почему
Тесты с множественным выбором вариантов ответов — это, безусловно, эффективный инструмент проверки знаний, особенно в рамках онлайн-курсов. Но иногда даже самые старательные студенты не могут удержаться от соблазна нажать наугад, если они сомневаются в правильности ответа. Поэтому вы должны всегда обеспечивать развернутое объяснение, почему каждый ответ является правильным или неправильным. Да, на это у вас уйдет больше времени, но зато студенты, которым действительно важен ваш курс, смогут получить четкое представление об основных понятиях темы, прочно закрепить пройденный материал и обрести уверенность в своих знаниях.
2. Поощряйте взаимную обратную связь от студентов
Более глубокому усвоению темы способствует техника “учиться друг у друга” — когда обратная связь исходит не только от преподавателя, но и от других слушателей курса. Создайте обсуждение в закрытой группе Вконтакте или в Facebook. Пусть это будет коммуникативная площадка, где студенты смогут загружать и оценивать работы друг друга, обмениваться мнениями и комментариями относительно прогресса своих коллег. Кстати, доказано, что сложные темы легче усвоить, когда их объясняет студент, который сам только что изучил этот материал. Задействуя этот прием, вам удастся превратить студентов из пассивных получателей знаний в активных, заставить их мыслить самостоятельно, научить работать в команде и грамотно отстаивать свои идеи.
3. Трансформируйте обучение в реальный опыт
Кейс-стади (обучение на практических примерах) — один из самых эффективных способов дать обратную связь в eLearning. Ваша задача — смоделировать реальную ситуацию, которая будет отражать конкретную практическую проблему или головную боль из жизни ваших студентов. Задача студентов — проанализировать ситуацию и выработать самостоятельно или в ходе коллективного обсуждения решение поставленной задачи. Важно, чтобы при этом они задействовали те практические умения и навыки, которые были получены в рамках изучения курса. Например, если это тренинг по корпоративному обучению, сделайте так, чтобы сотрудники узнали себя в условиях, имитирующих их реальную рабочую среду, их реальные взаимодействия с коллегами или клиентами. И совместными усилиями найдите рабочие решения, которые они смогут применять в дальнейшей работе.
4. Задействуйте игровые стимулы
Геймификация всегда предполагает принятие обдуманного решения: как правильно, что нажимать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет умственную активность студентов. Набор очков, уровни, рейтинги, статусы, бейджи, достижение целей, квесты — все это очень мотивирует, активизирует внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
Придумайте веселую и интересную игру, где студенты смогут соперничать друг с другом, зарабатывать и терять очки в зависимости от прогресса, пройти квест, чтобы достичь цели. Разумеется, структура и динамика игры должна соответствовать контенту курса и помогать аудитории достичь целей обучения. Очень важно посредством обратной связи рассказывать студентам, на каком этапе они находятся, а также поощрять его движение вперед (например, простой фразой «Вы на верном пути!»). При этом обратную связь нужно использовать для корректировки поведения и действий студента, а не для передачи учебного контента.
5. Используйте мотивационный язык
Наконец, не стоит забывать, что язык — самый простой, но очень эффективный способ давать конструктивную обратную связь. Повышайте интерес слушателей курса, акцентировав внимание на победах, и не позволяйте им опускать руки, когда они терпят неудачу. Вместо того, чтобы сказать: «Это правильный ответ», говорите : «Молодец!», » Так держать!», «Отличная работа!», если студент на самом деле справился с заданием. А вместо отрицательного вердикта “Это не правильное решение” используйте фразы «Держись, в следующий раз получится!», «Я знаю, ты сможешь это сделать!», «Не сдавайся!» Слова имеют силу. Они не могут изменить реальность, но они могут изменить то, как люди воспринимают эту реальность. Положительная поддержка творит чудеса и правильный подбор слов может сделать вашу обратную связь действительно вдохновляющей и мотивирующей.
Если вы хотите усилить воздействие на мотивацию и вовлеченность студентов, комментируйте прогресс на пути их обучения. Делайте это конструктивно, используя приемы, о которых мы говорили ранее. И помните, такая обратная связь — это импульс развития активности студента. Нет обратной связи — не будет и прогресса в обучении.
И, по традиции, предлагаем посмотреть видео по теме:
P.S. Полную запись вебинара можно посмотреть по этой ссылке
А какие приемы используете вы, чтобы наладить обратную связь со слушателями? Поделитесь своим опытом в комментариях к данной статье.
Вас также могут заинтересовать следующие материалы:
Понравилась статья? Оставляйте в комментариях свои вопросы. Нам интересно Ваше мнение.
Техники обратной связи для лучшего понимания собеседника
Чтобы правильно понять информацию, нужно установить обратную связь с собеседником или с аудиторией. Этого можно добиться с помощью четырех основных техник:
- расспрашивание;
- перефразирование;
- отражение чувств;
- резюмирование.
Это самый распространенный прием установления обратной связи. Он предполагает прямое обращение к говорящему, осуществляемое с помощью разнообразных вопросов (см. табл. 1). Просьба к говорящему дать дополнительные пояснения, как правило, направлена на то, чтобы облегчить понимание, обратить внимание говорящего на то, что он выражается не совсем точно или понятно для слушателя. После дополнительных разъяснений коммуникация в большинстве случаев восстанавливается.
Таблица 1. Технологии расспрашивания
Виды вопросов | Примерные формулировки | Примерные ответы |
На уточнение: (что и как я услышал(а)) |
Уточните, пожалуйста … Правильно ли я вас услышал(а) … Повторите, пожалуйста… | При ответе говорящий уточняет, повторяет или подтверждает правильность восприятия информации. |
На развитие: (получение новой, дополнительной информации) | Используют такие вопросы: Что? Где? Как? Когда? Почему? Какой? Зачем? и т.п. Или: «Не могли бы вы сообщить дополнительно… прокомментировать сказанное… разъяснить, что вы имеете в виду» и пр. | Комментарий, т.е. разъяснение, объяснение, новая информация. |
На отношение: (к кому-нибудь или чему-нибудь) |
Как вы относитесь к …? Что вы думаете о …? Как, по вашему мнению …? |
Мнение. Суждение. |
На понимание: |
Правильно ли я вас понял(а): — полное повторение тезиса; — перефразировка; — основная мысль сказанного; — отражение своих чувств; — отражение чувств партнера; — развитие мыслей партнера; — подведение итогов того, что понято и как понято, повторение с резюмированием | Да, правильно, или новая формулировка в случае неадекватного понимания. |
- «Не могли бы вы на конкретном примере пояснить это?»
- «Что вы имеете в виду?»
- «Весьма сожалею, но я не все понял, разъясните, пожалуйста…»
- «По вашему мнению, это невозможно?»
- «В этом ли заключается проблема, как вы ее понимаете?»
Перефразировать — значит высказать ту же мысль говорящего, но своими словами. Слушающий возвращает собеседнику суть сообщения, чтобы он смог оценить, насколько оно понято правильно.
Прежде чем вступить в полемику или поставить вопрос, проверьте, насколько правильно вы поняли информацию. Например скажите:
- «Насколько я мог вас понять…»
- «Итак, вы полагаете, что…»
- «Вы думаете, что…»
- «Иными словами, вы считаете…»
Таблица 2. Типичные ошибки вербализации и способы их преодоления
Типичная ошибка вербализации | Почему это ошибка | |
1. Безапелляционность — Как я вас правильно понял, вы считаете… | Констатация правильности вместо проверки правильности понимания. Оговорка, которой говорящий часто не замечает. |
Проверка понимания: — Правильно ли я понял(а), что… |
2. Навязчивое повторение: — Мне кажется, я не смогу сделать эту работу… — Ты сказал(а), что не сможешь сделать эту работу? | Диалог становится односторонним, партнер не ощущает вклада собеседника в развитие разговора. У него может возникнуть чувство, что его допрашивают, препарируют под микроскопом или дразнят. |
Органичное повторение: — Мне кажется, я не смогу сделать эту работу… — Не сможешь…? (Варианты: — Эту работу? Сделать эту работу?) |
3. Ложная интерпретация: — Я должен(а) зайти к Иванову. — Ты так зависишь от его мнения? — Не лезь ко мне со своими замечаниями! | Неточное предположение о намерениях, мыслях или чувствах другого человека может вызвать у него разочарование, досаду и даже боль. |
Интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы: — Я должен зайти к Иванову. — Может быть, тебе нужно убедиться в правильности этих данных, прежде чем принять решение? |
4. Слишком точная интерпретация: — Я должен зайти к Иванову. — Хочешь заручиться его согласием, прежде чем принимать решение? — С чего ты взял? | Точная интерпретация принуждает человека «встретиться с самим собой», даже если ему хочется уклониться от этой встречи. |
Интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы: — Я должен зайти к шефу. — Ты имеешь в виду, что согласие Иванова облегчило бы продвижение этой идеи? |
3. Отражение чувств
При отражении чувств основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам собеседника, эмоциональной составляющей его высказываний. Особенно важно использовать эту технику в случае неконгруэнтности говорящего (табл. 3).
Таблица 3. Формула вербализации своих чувств и чувств партнера (по Е. В. Сидоренко)
Менее уважительные формулировки для вербализации чувств | Более уважительные формулировки для вербализации чувств |
Вы не понимаете; я не понимаю | Вы удивлены; я удивлен(а) |
Вы в депрессии; я в депрессии | Вы огорчены; я огорчен(а) |
Вам неприятно; мне неприятно | Вам неуютно; мне неуютно |
Вам противно; мне противно | Вы возмущены; я возмущен(а) |
Вы нервничаете; я нервничаю | Вас беспокоит; меня беспокоит |
Вам обидно; мне обидно | Меня задевает; вас задевает |
Вас бесит; меня бесит | У вас вызывает протест; у меня вызывает протест |
Противно (вам, мне) | Вызывает дискомфорт (у вас; у меня) |
Вы злитесь; я злюсь | Вы сердитесь; я сержусь |
Вы боитесь; я боюсь | Вы опасаетесь; я опасаюсь |
Поскольку многие техники, используемые для повышения коммуникативной компетентности, также имеют обратное действие на использующего их собеседника, то целесообразно сначала вербализовать чувства, а потом самим пережить их. Очень важно, какие именно чувства мы вербализуем и как мы это делаем. Когнитивный, рациональный анализ собственного эмоционального состояния или собеседника снижает интенсивность эмоций или позволяет избавиться от них.
Ответ или эмоциональная реакция на слова других — важная составляющая взаимопонимания. Человек проявляет эмоции тогда, когда информация для него особенно значима. Задача слушающего в этой ситуации — показать собеседнику, что его понимают и разделяют его чувства.
Если вы хотите разделить чувства, сопереживать, то вместо популярной, но неэффективной фразы «Я знаю, что вы чувствуете» лучше скажите:
- «Вы чувствуете себя раздраженным, обиженным, оскорбленным и т. д….».
- «Мне кажется, что вы испытываете…».
- «Вероятно, вас это очень расстроило…».
- «Я понимаю ваши чувства, но не разделяю их потому, что..».
4. Резюмирование
Обобщение помогает синтезировать, связывать отдельные части услышанной информации в единое целое. Тем самым, подводя итоги сказанному, слушающий дает понять говорящему, что основные его мысли поняты и восприняты. Такой способ установления обратной связи особенно уместен, когда по результатам обсуждения того или иного вопроса необходимо подвести итоги, сформулировать и зафиксировать основные мысли. Этот метод также особенно эффективен в тех случаях, когда следствием коммуникации должны быть какие-либо действия со стороны собеседника.
Резюме следует формулировать своими словами, используя, например, такие фразы, как:
- «Вашими основными идеями, как я понял(а), являются…».
- «Если подвести итог сказанному, то…».
- «То, что вы сказали, может означать…».
- «Обобщая то, что вы сказали, можно сделать следующие выводы…».
Говорите: | Вместо: |
Предлагаю вам … | Вам следует … |
Здесь можно перейти к … | Давайте перейдем … |
Давайте попытаемся … | Может быть, мы сделаем … |
Вам лучше было бы … | Вы сделаете … |
как давать и получать обратную связь — что это, основные виды, принципы
Даже профессионалам трудно оценить свою работу объективно. Некоторые страдают синдромом самозванца, другие, наоборот, переоценивают себя. Понять, хорошо ли ты справляешься с задачами и что стоит улучшить, помогает обратная связь. Из этой статьи вы узнаете, как давать и получать обратную связь и что поможет делать это наиболее эффективно.
Содержание
Больше чем критика
Обратная связь — это информация, которую сообщают человеку для корректировки его поведения. Само понятие начали использовать в сфере профессиональных коммуникаций после Второй мировой войны. Но оно и сейчас играет важную роль при работе с талантами. Приравнивать обратную связь к критике не стоит, потому что она не ограничивается замечаниями или похвалой. В бизнес-среде это отзыв о том, насколько хорошо сотрудник выполняет свои обязанности и что можно улучшить.
Как часто нужна обратная связь: раз в год или каждый день?
В бизнесе обратную связь дают разными способами. Один из самых объективных — «Оценка 360», когда сотрудника оценивают его коллеги и руководитель. Это позволяет отследить успехи и проблемы и исключает пристрастность. Обычно «Оценка 360» проходит раз в полгода или год, и по ее результатам сотрудники получают повышение.
Кроме того, компании собирают обратную связь с помощью анкет, опросов, интервью или ящиков для предложений. Например, в Райффайзенбанке, GE и других зарубежных корпорациях набирает популярность инструмент Real Time Feedback. Он позволяет каждому сотруднику через специальную форму или приложение оставить отзыв коллеге. В отличие от полугодовой оценки, фидбек идет в режиме реального времени. Отклик получается более актуальным, чем при «Оценке 360», когда в памяти остается только общее впечатление, а детали забываются.
Получаем обратную связь
Для начинающего специалиста обратная связь — это важный инструмент развития. Нужно не просто ждать ее от коллег, но и запрашивать самому. Чтобы правильно воспринимать отзывы других, заранее узнайте у руководителя, по каким критериям вас будут оценивать. Обычно внимание уделяют эффективности и качеству работы, личностному и профессиональному росту, командному взаимодействию и достижению результатов. Взгляд на эти аспекты со стороны поможет вам лучше анализировать свои действия. Воспринимать и критику, и похвалу нужно спокойно. В рабочей обстановке это не оценка личных качеств, а способ мотивировать сотрудников и корректировать их работу.
Важность фидбека подчеркивают многие успешные предприниматели. Билл Гейтс говорил: «Всем нам нужны люди, дающие обратную связь. Благодаря им мы становимся лучше». Даже когда человеку кажется, что он объективно оценивает свои действия, остаются слепые зоны. Из-за них мы можем посчитать фидбек несправедливым и разозлиться. Вместо этого лучше разобраться в причинах такого отзыва и обсудить его с коллегами. Возможно, вы просто не замечаете за собой какую-то негативную черту.
Мария Макарушкина, партнер, руководитель практики VIP-консультирования «ЭКОПСИ Консалтинг», отмечает, что обратная связь работает, только если вы готовы адекватно воспринимать его: «Обратная связь будет инструментом развития, если она попадает на подготовленную почву, то есть тогда, когда человек видит свои недостатки и осознает, что некоторые особенности его поведения нуждаются в доработке».
Даем обратную связь
Чтобы предоставить качественную обратную связь, нужно анализировать действия сотрудника и следить за его прогрессом. Избегать этого — значит терять значительную часть потенциала команды. Одни не узнают о своих ошибках, а другие не получат мотивации.
Популярное мнение о том, что похвала расслабляет и снижает качество работы, — миф. Указывая на сильные стороны, мы увеличиваем мотивацию и позитивный настрой коллег. Существует и другое заблуждение. Многие избегают давать обратную связь, потому что боятся обидеть. Но на самом деле аргументированная критика поможет сотрудникам увидеть свои зоны роста и исправить ошибки, которых они могли не замечать.
Как правильно давать фидбек:
- Подстраивайте обратную связь индивидуально под каждого человека. Например, если замечаете, что продуктивный сотрудник утомлен и демотивирован, поддержите его похвалой.
- Оценивайте не личность человека, а его дела.
- Избегайте общих слов, иллюстрируйте оценку примерами.
- Предоставляйте обратную связь своевременно, не откладывайте ее до момента, когда о ситуации все забудут.
- Преподносите критику в конфиденциальной обстановке. При этом хвалить вполне можно в кругу коллег.
- Анализируйте не только следствие, но и причину проблемы.
- Четко говорите, как вы видите решение проблемы и каких шагов ждете от сотрудника.
Есть несколько моделей, которые позволяют эффективнее донести до сотрудника свой фидбек:
Метод бутерброда помогает деликатно преподнести критику. Начало сообщения должно настраивать на позитивные эмоции. Можно поблагодарить сотрудника за работу. В середине стоит расположить информацию, которая обременит адресата: требование или критику. Укажите, что нужно исправить и доработать. В конце похвалите собеседника, выразите поддержку. Приведем пример рабочего письма, написанного по принципу бутерброда:
Добрый день, Михаил!
Большое спасибо за проделанное исследование, получилось очень информативно. Только во второй части я бы советовала заменить данные 2014 года на более своевременные. Уверена, с вашей помощью мы сделаем проект еще лучше. Если нужна будет информация, пожалуйста, обращайтесь.
ППП (Проблема — Причина — Поддержка). Обсудите с сотрудником, что произошло и в чем причина. После этого вместе сформулируйте возможные пути решения и предотвращения проблемы.
OMRA (Observation — Motive — Result — Action). В формате «вопрос — ответ» обсудите с сотрудником его действия. Выясните, что было сделано и каковы мотивы человека. Затем разберитесь, что пошло не так и как предотвратить проблему.
SLC (Successes — Learn — Change). Эту модель используют для анализа командной работы. Каждый участник проекта выделяет свои главные достижения, выводы и изменения, которые нужно внести в будущем. После этого коллеги вместе выбирают главные успехи, уроки и самое необходимое изменение.
Чтобы подробнее разобраться в теме обратной связи, советуем прочитать эти три книги:
- «Фидбэк. Получите обратную связь!», Игорь Манн, Елена Золина.
- «Навыки эффективной обратной связи», Тим Рассел.
- «Спасибо за отзыв: Как правильно реагировать на обратную связь», Дуглас Стоун, Шейла Хин.
Теги
Памятка «20 способов эффективной обратной связи»
Лозовская средняя школа
ПАМЯТКА
«20 СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКЕ»
Подготовила: Люльчак Н.И.
2017-18 уч.год
1. Обратная связь должна быть обучающей по природе, сбалансированной.
Давать обратную связь – значит, объяснять обучающимся, что именно они делают правильно и неправильно. Однако фокус обратной связи должен основываться существенным образом на том, что ученики делают верно. Наиболее продуктивна та обратная связь для обучения, когда ученикам дается пример и объяснение того, что было правильным, и что не правильным в их работе. Примером может служить «сэндвич»: Комплимент, пожелание, комплимент.
P.S. Использование красной пасты в письменных комментариях само по себе является «барьером» при восприятии учащимися комментариев учителя. В качестве альтернативы, попробуйте пользоваться зеленой пастой, как более «дружелюбной». Обязательно дайте знать учащемуся о том, что в его работе было сделано хорошо. (прим. авт.)
2. Обратная связь должна быть своевременной.
Когда обратная связь дается сразу же после состоявшегося доказательства обучения, ученики отвечают позитивно и уверенно вспоминают о процессе обучения. Если же мы долгое время не даем обратную связь, упускаем время, тогда, вероятнее всего, ученик не сможет связать обратную связь и действие.
P.S. Если Вы предоставляете обратную связь на письменную работу учащегося более чем через неделю, она может значительно потерять свою актуальность. (прим. авт.)
3. Будьте внимательны к индивидуальным потребностям учащегося.
Очень важно, что мы подходим индивидуально к каждому ученику, давая обратную связь. Наши классы представляют большое разнообразие учеников. Некоторых учащихся надо подталкивать, чтобы достичь более высокого уровня, тогда как с другими следует обращаться очень осторожно, чтобы не препятствовать обучению и навредить его самооценке. Баланс между желанием не задеть чувства ученика и обеспечить надлежащее поощрение имеет важное значение.
4. Задайте 4 вопроса
Исследования эффективного преподавания и обучения (Dinham, 2002, 2007a, 2007b.) показали, что учащиеся хотят знать, где они ‘находятся’, когда обучаются. Регулярное предоставление ответов на следующие четыре вопроса поможет обеспечить качественную обратную связь. Эти вопросы могут быть полезны при предоставлении обратной связи родителям:
• Что может ученик делать?
• Что не может ученик делать?
• Что представляет собой работа ученика в сравнении с другими его работами?
5. Обратная связь должна ссылаться на навык или специальные знания.
В данном случае рубрики становятся полезным инструментом. Рубрика является инструментом для воплощения связи между ожиданиями и заданиями. Эффективные рубрики обеспечивают учеников конкретной информацией об их обучении относительно установленных стандартов.
6. Давайте обратную связь, чтобы целенаправленно вести учеников к достижению цели обучения.
Регулярные ‘неформальные контрольные проверки’ учеников дают им знать, где они находятся в процессе своего обучения на уроке и с вами. Используйте ‘4’ вопроса для управления вашей обратной связью.
P.S. Будьте осторожны: не превращайте письменные работы в наказание и дополнительный стресс для учащихся. Учащиеся должны неизменно извлекать выгоду из той обратной связи, которую Вы им предоставляете, поскольку они станут лучше понимать, что им нужно сделать, чтобы в следующий раз показать лучший результат (прим. авт.)
7. Организуйте встречу «один-на-один».
Проведение встречи «один-на-один» с учеником является одним из наиболее эффективных средств обеспечения обратной связи. Ученик надеется, что ему уделят внимание и будет возможность задать необходимые вопросы. Встреча один-на-один должна быть в целом позитивной, так как это будет способствовать тому, что ученик с нетерпением будет ждать следующей встречи. Как и во всех аспектах обучения, эта стратегия требует хорошего управления временем. Можно побеседовать с учеником, когда другие ученики работают индивидуально. Продолжительность встречи не должна длиться более чем 10 минут.
8. Обратная связь может быть дана в устной форме, невербально или в письменной форме.
Убедитесь, что вы не хмуритесь, например, когда возвращаете контрольную работу ученику. Необходимо, чтобы мы контролировали свои невербальные сигналы, так как мимика и жесты также являются средствами обратной связи.
9. Сконцентрируйтесь на одной способности.
На каждой встрече желательно обсуждать только один навык ученика, а не принимать во внимание все, что является неправильным. Это оказывает гораздо большее влияние на ученика. На следующей встрече можно взять следующий, новый фокус.
10. Чередуйте планируемые встречи с вашими учениками / классами.
Используйте эту стратегию, оценивая контрольные работы или тесты. Эта стратегия обеспечивает Вас необходимым временем, чтобы дать качественную обратную связь. Ученики также будут знать, когда подойдет их очередь, чтобы встретиться с вами и, скорее всего, приготовят свои вопросы для встречи.
11. Обучайте учеников тому, как давать обратную связь друг другу.
Показывайте, как должна выглядеть и звучать обратная связь. Практикуйте с учениками, как давать друг другу конструктивную обратную связь таким образом, чтобы она была позитивной и полезной. Поощряйте учащихся в использовании заметок для записи данной обратной связи.
12. Попросите другого взрослого дать обратную связь.
Можно попросить другого учителя или гостя школы прочитать работу ученика или оценить его контрольную. Качество работы ученика возрастает в десятки раз!
13. Позвольте ученику делать записи.
Во время встречи ученик может использовать тетрадь, чтобы делать заметки в ходе представления вами устной обратной связи.
14. Используйте записи, чтобы отслеживать прогресс ученика.
Для каждого ученика определите отдельный раздел в ваших записях. Пишите ежедневные или еженедельные датированные комментарии о каждом ученике. Отмечайте хорошие вопросы ученика, его поведение, что надо улучшить, тесты и т.д. Конечно, это потребует организации вашего времени, но когда придет время встречи с учеником или родителем, у вас будет необходимый материал.
15. Возвращайте ученику его проверенные контрольные работы, тесты или заметки с комментариями в начале урока.
Возврат работ ученика в начале урока более желателен, чем в конце, так как ученик сможет задать необходимые вопросы и обсудить их во время предстоящего урока.
16. Используйте заметки.
Иногда просмотр учеником письменного комментария более эффективен, нежели прослушивание устного отзыва. Во время выполнения самостоятельной работы можно написать комментарий по поводу работы ученика и положить его ему на стол для ознакомления. Некоторым учащимся не нравится, когда им делают замечания по поводу их вовлеченности в выполнение задания перед всем классом.
17. Хвалите искренне.
Ученики быстро понимают, когда учитель формально хвалит за достижения ученика, и стараются добиться такой похвалы. Если вы постоянно говорите ученикам; «Отличная работа!», «Умница», «Прекрасно», но при этом не поясняете, что именно в его работе или ответе вызвало Вашу положительную реакцию, эти слова быстро потеряют свою значимость. Хвалите конструктивно: ученик должен понимать, за что именно его хвалят. Вы можете усилить действие похвалы, если позвоните родителям ученика.
Комментарии и рекомендации с подлинной обратной связью должны быть ‘сфокусированными, практическими, основанными на оценивании того, что ученик уже может делать и чего может достигнуть’ (Dinham, 2002).
18. «Я заметил…. »
Признание учителем ученика, его положительного поведения, его усилий, прилагаемых во время выполнения заданий, оказывает значительное положительное влияние на обучение. Например: «Я заметил, когда ты перегруппировал числа в колонке, ты смог правильно решить задачу», «Я заметил, что ты понял, как правильно записывать условие задачи» или «Я заметил, что ты приходишь вовремя на уроки на этой неделе». Такой подход даст понять ученику, что его усилия не остались незамеченными. Это станет для него дополнительной мотивацией.
19. Демонстрируйте образец или пример.
Обсуждайте с учеником цели для оценивания и/или обратной связи. Обсуждайте, как по вашему представлению должен выглядеть работа, оцененная на «отлично», а как, напротив, работа на «неудовлетворительно». Это особенно важно в старших классах.
20. Призывайте учащихся давать ВАМ обратную связь.
Лора Рейнолдс приводит пример: «Вспомните, когда по завершении обучения в колледже вам давалась возможность ‘оценить’ профессора, как, не боясь быть оцененным, приятно было сказать, насколько скучны были его материалы для чтения. Почему бы не дать ученикам такой возможности? Сделайте обратную связь анонимно. Что им понравилось в вашем уроке? Что не понравилось? Если бы ученики оказались на месте учителя, что бы они сделали по-другому? Чему вы научили их, как учитель?
P.S. Давая обратную связь учащимся, говорите о его работе, а не о личности ученика. Избегайте таких комментариев, как «Ты очень невнимателен», «Ты всегда торопишься», «Ты опять меня не слушал» и т. д.
Давая обратную связь, НИКОГДА не сравнивайте работу одного учащегося с работами других учащихся. Лучше сравните работу учащегося с его последующей работой, при этом, старайтесь фокусироваться на том, что у него получилось лучше по сравнению с предыдущей работой.
Предоставляя учащемуся обратную связь, будьте позитивны!
22 простых способа давать обратную связь на уроке
Цель нашей работы с учениками — понимание ими учебного материала. Но иногда легче рассказывать, чем учить, особенно если нужно освоить много материала за короткий промежуток времени. Зачастую мы надеемся, что ученики всё поймут — если не сейчас, то перед контрольной работой, и «держим кулачки», чтобы их результаты показали, что мы выполнили свою работу качественно. Проблема в том, что у нас не всегда есть время для устранения пробелов и недоразумений.
Эти стратегии обратной связи помогут вам сделать уроки максимально полезными и достичь максимального понимания учениками учебного материала:
- Задавайте открытые вопросы, которые побуждают говорить и писать.
Избегайте вопросов, предполагающих ответ «да/нет» (закрытых вопросов) и выражений типа «Имеет ли это смысл?», «Верно это или нет?». В ответ на них ученики обычно отвечают «да», а потом многие признаются, что ответили так, просто растерявшись.
Открытые вопросы побуждают думать, анализировать. Спрашивайте «Как ты собираешься это сделать?», «Почему ты выбрал такой способ решения?» и т.д.
От редактора:
Как задавать открытые вопросы?
- Проводите рефлексию
Уделите последние пять минут урока рефлексии — попросите учащихся задуматься над уроком и записать то, что они узнали. Затем попросите их подумать, как они будут применять эту концепцию или навык на практике.
- Используйте викторины
Проведите короткую викторину в конце урока, чтобы проверить понимание.
- Просите учащихся подвести итоги
Пусть ученики обобщают, систематизируют, перефразируют полученную информацию. Это можно сделать и письменно, и устно.
- Используйте ручные сигналы
Эта стратегия требует небольшой предварительной подготовки (в начале учебного года) — вы объясняете, что определенным количеством пальцев руки (от одного — ничего не понятно, до пяти — всё ясно) ученики могут показать уровень своего понимания.
Применение сигналов позволяет учителю проверять понимание содержания урока в большой группе.
- Используйте карточки
Индексные карты, карточки, знаки, флажки, доски, магнитные доски или другие предметы — любые из них одновременно поднимаются и удерживаются всеми учениками класса, чтобы показать их ответ на вопрос или проблему, озвученную вами.
От редактора: можно использовать Kahoot или Lectureraice
- Поиграйте в «Четыре угла»
Это быстрый, простой и веселый способ для учащихся выразить свою полную уверенность в правильности, согласие, сомнение или несогласие, а для учителя — возможность контролировать и оценивать понимание.
Задайте вопрос или сделайте заявление. Попросите учеников перейти в один из уголков класса, соответствующий их ответу: «я уверен, что да», «я согласен», «я не уверен, сомневаюсь», «я не согласен».
- Попросите поделиться с друзьями
Дайте учащимся несколько минут на обдумывание темы и вопросов по ней, затем предложите сравнить свои мысли с соседом по парте.
- Читайте хором вслух
Пусть ученики сначала отметят главные мысли или ответы на вопросы в тексте учебника, затем читают хором вместе с вами. Эта стратегия позволяет развить беглость чтения; различать вопросительные и повествовательные предложения; практиковать чтение диалогов, чтение с выражение и др.
- Проведите опрос с одним вопросом
Задайте один целенаправленный вопрос с конкретной формулировкой, на который можно ответить в течение 1-2 минут. Затем быстро отсканируйте ответы (используя мобильные приложения со считыванием QR-кодов, например) и оцените понимание учащихся.
От редактора: тоже можно использовать Kahoot и другие сервисы для быстрого оценивания ответов. Но проще посмотреть на поднятые руки
- Используйте сократические семинары
Это такая практика организации семинара, в которой дети учатся формулировать вопросы, задавать их друг другу, дополнять высказывания и инициировать беседу, чтобы облегчить понимание темы или прийти к новому её осмыслению.
От редактора:
Что такое сократические семинары
Как проводить сократические семинары (от школы Летово)
- Используйте три стандартных вопроса (прием 3-2-1)
Учащиеся обдумывают то, что они узнали на уроке, отвечая на следующие вопросы: 3) что они извлекли из вашего урока; 2) о чем они хотят узнать больше; и 1) какие вопросы они хотят вам задать. Эта стратегия рефлексии стимулирует мыслительную деятельность и помогает обрабатывать информацию.
- Выдайте «билет за дверь»
Пусть в самом конце урока учащиеся за короткое время выскажут письменно свое понимание темы или проблемы, поднятой на занятии. Каждый ответ — это «билет за дверь», т.е. возможность покинуть класс. Такое упражнение не только быстро генерирует множество идей, которые впоследствии могут быть объединены в целые проекты, но и вносит развлекательный момент в конце урока, добавляет нотку соревновательности в борьбе за желание уйти с занятия первым.
- Предложите вести «дневник рефлексии»
Эта тактика также подходит для окончания урока — в «дневниках рефлексии» учащиеся пишут свои мысли, возникшие на уроке, например, что они узнали, что вызвало у них трудности, описывают стратегии, которые они посчитали полезными, или другие темы, связанные с уроками. Читая ученические работы, вы можете определять общие и индивидуальные заблуждения и успехи.
- Проведите короткое формирующее оценивание на бумаге
В индивидуальном порядке дети коротко отвечают на вопросы распечатанного теста, который оценивает их знания и навыки. Этот тест предполагает как самопроверку, так и проверку учителем, и отслеживает прогресс отдельных учеников, пробелы в достижениях других, помогает вам планировать дальнейшую работу с учетом полученных результатов.
От редактора: можно провести опрос онлайн
- Проверьте ошибки понимания
Дайте учащимся заведомо неверное представление по теме урока и спросите, согласны они или нет, попросите объяснить, почему.
- Пригласите поиграть в аналогии
Обучение с помощью аналогий может быть очень эффективным. Предлагайте учащимся подумать, на что похоже то, что изучается на уроке, и объяснить это через собственные аналогии.
От редактора: сравните с приемами развивающего обучения.
- Проверяйте часто
Проверяйте понимание учебного материала, минимум три раза за урок!
- Используйте разные методы оценивания
Вы должны использовать все время разные индивидуальные и групповые методы и стратегии оценивания. Это означает, что в течение одного урока один и тот же метод не должен повторяться.
- Сделайте оценивание полезным
Каждая проверка учащихся должна приносить вам ответы на вопросы: стоит ли изменить курс или продолжить, как планировалось? надо ли остановиться и начать заново? сделать ли передышку и объяснить отставшим по-другому?
- Организовывайте взаимообучение и взаимопроверку
Возможно, самым точным способом проверить понимание является та стратегия, в которой один ученик пытается научить другого тому, чему уже сам научился.
- Предложите указать «что вы знаете и не знаете»
Независимо от того, делаете ли вы t-диаграмму, рисуете ментальную карту или используете какие-либо другие средства, учащиеся не просто перечисляют то, что по их мнению они знают, но и то, что они не знают. Это будет не так просто, как кажется — мы обычно не знаем, чего мы не знаем.
Они также часто не могут адекватно оценить свои знания, что делает этот прием не слишком точным. Но это нормально — цель не в том, чтобы они были точными и полными в своей самооценке, цель состоит в том, чтобы вы могли понять, что они думают о том, что знают и не знают.
И это прекрасное начало для того, чтобы начинать разговор о чем-то новом с учениками.
Коучинг и приёмы обратной связи
Тренер : Хан Елена Львовна.
Тема: |
Обратная связь. |
||
Цель: |
Отработать навыки эффективной обратной связи,расширить представления , о методах и формах её осуществления. |
||
Результат обучения: |
У учителей отработаны методы и прёмы эффективной обратной связи. |
||
Ключевые идеи |
Учителя систематически оценивают и анализируют то, что изучили обучающиеся.Эффективная обратная связь динамики обучения учащихся, является действенным методом развития учеников. |
||
время |
Действия тренера |
Действия учителей |
ресурсы |
2 мин |
Психологический настрой и деление на группы. Цель: создать дружескую обстановку |
Размика «Молекулы» (коуч говорит колмчество атомов в молекуле , участники группмруются по кличеству атомов названных тренером) |
|
5 мин |
Мотивационно-целевой этап: «Угадай Кто Ты?». Один из участников тренинга , например самый высокий выводится в коридор на 30 секунд за это время все участники должны придумать наводящие вопросы по признакам изуячаемомго понятия , а именно обратной связи. Тренер даёт подсказки, которые проецируются на эекране: -это что-то абстрактное, — она должна быть на каждом уроке, -она даёт шанс стать лучше. -она влияет на работу учителя, она даёт возможность высказать своё мнение о происходящем, -она помогает при планировании следующего урока, -она должна быть сбалансированной, конкретной, адекватной, понятной, и иметь конкретные цели. — она бывает разной формы -её можно написать сказать , показать. Цель: познакомить с методами и критериями обратной связи. |
Участник водящий , по этим ворпросам определяет тему тренинга.
|
Проектор, ноутбук, экран, карточка с надписью, надписи на экране. |
15 мин. |
Тренинг: «Шеф идёт в народ». Слово тренера: «Вы все видели «Горячую линию с президентом , где каждый может задать вопрос на злобу дня, сегодня актуален вопрос обратная связь». Но прежде нужно подготовиться. Я предлагаю группам, ознакомиться со статьёй 22 простых способа давать обратную связь на уроке. Цель: повторить различные методы обратной связи, и применить некоторые на практике.
|
От каждой группы выбрать своего «Президента», который будет отвечать на вопросы других групп, а также разрабатывают вопросы , которые будут задавать по горячей линии. |
Участники, микрофон. |
5 мин. |
Метод «Мозайка». Цель: подвести итог . |
Учителя из различных методов обратной связи выбирают те, которые считают наиболее приемлемыми в своей и наклеивают на постер. |
Карточки, клей. |
3 мин |
Рефлексия: приём «белый стих…» Предлагается ответить на вопросы, сочинив группой небольшое эссе или стихотворение. -насколько оправдались ваши надежды и кому спасибо за это? -что не оправдалось и почему? -мои и наши перспективы?
|
Учителя отвечают на вопросы, применив совместное творчество: 1. насколько оправдались ваши надежды и кому спасибо за это? 2. что не оправдалось и почему? 3. мои и наши перспективы? |
А-4, фломастеры, магниты. |
Рефлексия
Обратная связь
Критическое мышление
Диалоговое обучение
ИКТ
Анкетирование
«Интервью с сотрудниками»
«Шеф идёт в народ»;
«Ящик для предложений»
«Горячая линия» (СМС)
Различные методы формативного оценивания
Лестница успеха
Заверши фразу…
Ключевая фраза
Остров понимания
А на последок я скажу
Пять советов о том, как научиться спокойно принимать обратную связь на работе
Выслушивать замечания всегда нелегко. Вы тратите время и прикладываете огромные усилия, а потом кто-то уничтожает своей критикой все результаты работы.
Когда всякий результат дается кровью и потом, я стараюсь, чтобы «крови» было поменьше: избегаю того, что может быть неприятным, и стараюсь это предотвратить. Но если речь об обратной связи, сто́ит немножко потерпеть — в этом случае дискомфорт я люблю (ну или стараюсь любить).
Не поймите превратно: критика никогда не безболезненна. Это и беспокойство, и страх, и тревога.
«Ко мне станут относиться хуже?»
«Если мой код плох, не подумают ли, что я недостаточно умен?»
«О нет! Теперь все знают, что я в седьмом классе завалил тест по истории».
Не волнуйтесь — такая реакция совершенно естественна!
По словам Кимберли Лейтч, лицензированного клинического социального работника из компании Talkspace, получение обратной связи вызывает стрессовую реакцию — из-за суждения, которое часто исходит от человека, обладающего властными полномочиями.
Получается, если это естественный ответ организма на обратную связь и критику, то мы обречены? Как можно преодолеть такую инстинктивную реакцию?
Я не буду приукрашивать правду и обманывать — это сложно, но возможно: столкнувшись с надвигающимся страхом критики, вполне можно сохранять полный контроль над собой. Приведенные далее пять советов помогут отложить свой психологический щит и научиться принимать отрицательные и положительные замечания с распростертыми объятиями.
Переведено в Alconost
*Звонок в дверь* «Приветик, это критика!»
Иногда вам известно заранее, что будет обратная связь — например, перед аттестацией или если вы, так уж получилось, сыграли в модном бродвейском спектакле. Крепитесь! Вы знаете, чего ждать, поэтому нужно мысленно подготовиться.
В иных случаях обратная связь может бы непрошеной. По моему опыту, следует всегда быть готовым к получению обратной связи: признайте, что вы несовершенны, и это нормально — ведь никто не идеален (за исключением Taco — потому что он восхитителен).
Смелее — повторяйте за мной: «Я — не совершенство, но это не умаляет мою значимость как личности».
Допустим, вы научились быть открыты к замечаниям. Но кроме этого очень важно иметь установку, что за критикой стоят добрые намерения. Тот, кто дает обратную связь, скорее всего работает вместе с вами и искренне пытается помочь вам и проекту, над которым вы трудитесь. Этот человек видит ваш потенциал и наверняка хочет, чтобы вы смогли раскрыть его как можно больше!
Иногда это, конечно, не совсем так, но в большинстве случаев намерения у дающего обратную связь самые благие. Поэтому будьте открыты критике: представьте, как новая точка зрения и перспектива могут изменить вашу работу к лучшему.
Не спешите, сотрудничайте и прислушивайтесь
Изначальная реакция на критическое замечание будет, скорее всего, отрицательной: вы почувствуете беспокойство, стресс, появится желание защититься. Не спешите, сделайте небольшой перерыв, глубоко вдохните, затормозите исходную реакцию.
Дайте себе несколько секунд на то, чтобы осмыслить услышанное. Вполне вероятно, что вы ни разу не сможете остановить изначальную реакцию — но всегда можно постараться взять под контроль действия, которые вы будете предпринимать в ответ на нее.
Осмысливая услышанное, сосредоточьтесь на том, в отношении чего дается обратная связь, а не на своей персоне. Помните: то, что вы делаете, всегда можно сделать лучше (ведь никто не идеален). Сосредоточившись на собственно работе, можно подавить отрицательную реакцию.
Даже если критика касается вас (например, имеет отношение к вашей работе на недавнем проекте), постарайтесь отделить свои индивидуальные черты и навыки от своего «Я». Принимать обратную связь будет проще, если она касается небольшой части вас, — и намного сложнее, если считать, что она направлена на вас в общем, на тело, разум и душу в целом.
Научиться этому может быть сложно, но этот навык определенно стоит развивать. Прежде чем сказать или сделать что-то после получения обратной связи, остановитесь, переведите дыхание и обдумайте, что вы только что услышали, — и только после этого отвечайте.
Отделяйте свои индивидуальные черты и навыки от своего «Я». Принимать обратную связь будет проще, если она касается небольшой части вас, — и намного сложнее, если считать, что она направлена на вас в общем.
Стремитесь к пониманию
Итак, вы спокойны. Внимательно слушаете. Можно даже сказать, испытываете умиротворенность.
Пусть в действительности всё не совсем так; тем не менее, следующий шаг после остановки изначальной реакции — это понимание. Нужно обдумать сказанное и определить, в какой части вы можете усовершенствовать свою работу. В этом случае неплохим решением будет прогуляться или сделать небольшой перерыв и осмыслить услышанные замечания.
После разговора с начальником или коллегой уделите минутку обдумыванию полученной обратной связи. Если что-то непонятно — уточните: это всегда полезно. Суть в том, чтобы не оспаривать полученные замечания и не отклонять их сходу — лучше попросить несколько примеров и даже какие-то предложения касательно того, что можно улучшить.
Иногда новая, отличная от вашей перспектива может оказаться на удивление полезной. Открывшись другим точкам зрения на свою работу, вы сможете получить больше полезной информации и найти более эффективные способы решения задач, которые пригодятся в будущих проектах.
Будьте благодарны
Эта может показаться нелогичным, но всё же постарайтесь понять, что я имею в виду. Получив критическое замечание, вы можете подумать: этот новоявленный Билл Ламберг уничтожает то, что я делаю, — и мне за это еще и благодарить?! Но давайте взглянем на ситуацию по-другому.
Кто-то уделил время и ознакомился с вашей работой. Скорее всего, этот кто-то из вашего же отдела (или, по крайней мере, он заинтересован в том, чтобы ваша работа была сделана хорошо). Намерения этого человека благие — и вы должны понимать, что это здорово!
Человек потратил время, обдумывая, как можно улучшить вашу работу. Не забывайте: ему важно то, что делаете вы, — вам пытаются помочь. Конечно, у него другой взгляд на мир, отличная от вас перспектива, но это именно то, что нужно в работе — постоянное развитие и обратная связь.
Понадобится время, чтобы научиться испытывать благодарность, получая положительные (и отрицательные) замечания, однако оно того стоит: это будет очень полезно в работе.
Реализуйте замечания и составьте план действий
Вообще говоря, хорошее замечание бесполезно, если его не реализовать. Реализация, безусловно, зависит от продолжительности и объема работ. В большинстве случаев следует включать работу с обратной связью в проекты и просить проверить, верно ли вы реализовали полученные замечания.
При этом, конечно, не нужно пытаться как-то применить вообще всё, что вам говорят! Ведь это, в конце концов, ваша работа, и ваше право — решать, что действительно полезно, а что — нет.
Можно придерживаться такого правила: отбрасывать 10 % замечаний без каких-либо сомнений. Но при этом следует иметь веские, разумные причины того, почему вы не прислушиваетесь к этим советам.
Хорошее оставляй себе, плохое — выбрасывай
Иногда полученная обратная связь бесполезна: возможно, она просто мимо цели или у ее автора ничего хорошего на уме не было. И ведь именно такие случаи — самые неприятные.
Причем для борьбы с этим нет никаких хитрых психологических трюков. Но кое-что может помочь:
- Если получится — игнорируйте такую обратную связь (или критику).
- Обсудите полученные замечания с менеджером — с профессиональной точки зрения.
- Если чувствуете, что давший обратную связь на самом деле помочь вам не пытается — отстранитесь, не дайте себя задеть.
Держите хвост пистолетом, сосредоточьтесь на работе. Неконструктивная критика не помогает, а только вредит, и чем раньше она останется в прошлом, тем лучше вы будете себя чувствовать.
Как принимать обратную связь без эмоций
Полезно выработать план обработки обратной связи: совсем легко всё равно не будет, но сам процесс получения замечаний станет менее болезненным. И самое классное в этом то, что у вас всё будет под контролем! Итак, подведем итоги:
- Будьте открыты к получению обратной связи. Сосредоточьтесь на том, как и что новая точка зрения может улучшить в работе.
- Не отвечайте с наскока — уделите несколько секунд обдумыванию замечаний: оцените их рационально, логично, без лишних эмоций.
- Постарайтесь понять, что вам хотят донести — если не уверены, задавайте вопросы. Давший обратную связь обычно с радостью обсудит с вами конкретные моменты и уточнит, какие предложения имеются в виду.
- Не забывайте о скромности и вежливости! Дайте понять, что вы цените время и усилия, потраченные другими на то, чтобы помочь вам в работе.
- Нельзя, чтобы конструктивная критика в одно ухо влетала, а из другого вылетала. Выслушайте замечания, реализуйте их и попросите проверить, правильно ли вы это сделали.
Наконец, не позволяйте недоброжелателям (тем, кто критикует неконструктивно) давить на вас. Вы справитесь!
О переводчике
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.
→ Подробнее