Великие современники, предшественники и последователи Леонардо
Великие современники, предшественники и последователи Леонардо
Бельтраффио, Джованни Антонио (1466–1516) – итальянский художник, ученик Леонардо, родился и умер в Милане. Вазари сообщает, что художник происходил из аристократической семьи. Первое произведение Бельтраффио «Воскресение Христа, святой Леонард и святая Лючия» выполнено в 1491 году совместно с Марко д’Оджоно, другим учеником Леонардо, для миланской церкви. Был придворным художником Лодовико Моро и славился своими психологическими портретами.
Боттичелли, Сандро (1445–1510) – итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи. Родился во Флоренции в семье дубильщика. Поначалу учился на золотых дел мастера. Затем поступил на учебу к фра Филиппо Липпи, а затем (после отъезда Липпи) – в мастерскую Андреа Вероккио. Так что мы можем назвать Боттичелли однокашником Леонардо. Кстати, Боттичелли – единственный художник, который упоминается в дневниках Леонардо. С 1470 года – у него своя мастерская во Флоренции. В 1481 году Боттичелли отправляется в Рим расписывать Сикстинскую капеллу – в компании художников, названных знаменитыми, куда не попал Леонардо. Наибольшую славу Боттичелли принесли картины «Весна» и «Рождение Венеры».
Браманте, Донато (1444–1514) – основоположник архитектуры Высокого Возрождения. Самая знаменитая его работа – собор Святого Петра в Риме (завершен другими архитекторами, в том числе Микеланджело). С Браманте Леонардо дружил в Милане и совместно вел некоторые проекты. Ра боты Леонардо в области архитектуры оказали огромное влияние на Браманте. В свою очередь, и Леонардо многое перенял у своего гениального современника.
Брунеллески, Филиппо (1377–1446) – великий итальянский скульптор и архитектор эпохи Возрождения. Брунеллески считается открывателем линейной перспективы. Одна из самых его известных работ – купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Этот купол зарисовывал Леонардо, чтобы потом развить идеи Брунеллески в своих работах.
Буонарроти, Микеланджело (1475–1564) – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт Высокого Возрождения. Ученик Доменико Гирландайо и Бертольда ди Джованни. Практически каждую его скульптуру можно считать «наиболее» известной. Стоит назвать такие работы, как «Давид», «Пьета», «Моисей». Роспись плафона Сикстинской капеллы и фрески «Страшный суд» в той же капелле – самые известные фрески в мире. После «Тайной вечери» Леонардо, разумеется.
Вазари, Джорджо – (1511–1574) – итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в пяти томах, основоположник современного искусствознания.
Вероккио, Андреа (1435–1488) – итальянский скульптор и живописец. Учитель Леонардо да Винчи и других знаменитых художников. Из его мастерской вышли Боттичелли, Перуджино, Леонардо да Винчи… Наверняка он был хорошим учителем, если судить по списку его учеников. Возможно, в образе Давида Вероккио запечатлел черты молодого Леонардо. Вероккио был прекрасным устроителем придворных празднеств и декоратором (именно от него Леонардо почерпнул эти знания, так пригодившиеся ему в Милане). Вероккио умер в Венеции, где работал над своей знаменитой статуей кондотьера Коллеоне.
Гирландайо, Доменико (1449–1494) – флорентийский художник кватроченто, основал династию художников (художниками стали его брат и сын). В его мастерской в юности работал Микеланджело. Гирландайо прославился фресками, на которых в виде персонажей из Священного Писания изображал своих современников. В том числе автор «Тайной вечери» в монастыре Сан-Марко. Эту фреску он написал всего за несколько лет до Леонардо.
Джорджоне – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (1476/1477 – 1510), – итальянский художник венецианской школы живописи; представитель Высокого Возрождения. С Джорджоне Леонардо встречался в Венеции. Живопись Леонардо, несомненно, оказала влияние на Джорджоне, а в некоторых полотнах он применяет технику сфумато.
Д’Оджоно, Марко (1470–1549) – итальянский художник эпохи Возрождения и главный ученик Леонардо да Винчи, многие работы которого талантливый ученик копировал. Родился в Оджоно, недалеко от Милана. Он был трудолюбивым художником, но его картинам недостает живости чувств и чистоты рисунка, хотя он хорошо чувствовал живопись. Он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо, его копия считается одной из лучших.
Донателло, Никколо (ок. 1386–1466) – итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. В своих работах Донателло придерживался реалистических принципов. Автор первой со времен Античности конной статуи в реалистической манере – памятника итальянскому кондотьеру Гаттамелате, установленному в Падуе. В изостудиях можно часто встретить гипсовую голову этой статуи – как модель для рисунка.
Луини, Бернардино (1480 или 1485–1532) – итальянский художник, ученик и эпигон Леонардо да Винчи (многие произведения Луини прежде приписывались Леонардо). Он создал огромное количество картин и фресок и был плодовитым художником, однако, гонясь за количеством, порой работал, явно халтуря.
Макиавелли, Никколо (1469–1527) – уроженец Флоренции, политический деятель, мыслитель, философ, писатель, занимал во Флоренции государственные должности, сторонник объединения Италии под властью единого монарха, автор книги «Государь». Многие отождествляют написанное в его книге с ним самим, представляя Макиавелли каким-то исчадием ада. На самом деле он просто написал что-то вроде руководства к действию – в надежде, что найдется наконец человек, который способен будет объединить Италию.
Мельци, Франческо (ок. 1491 – между 1568 и 1570) – итальянский живописец, ученик Леонардо да Винчи. Происходил из богатой семьи в окрестностях Милана (Ваприо). В 1506 году поступил в мастерскую Леонардо, сопровождал учителя в его поездках в Рим и во Францию. Некоторое время Леонардо жил в Ваприо в семье Мельци. В конце жизни, когда у Леонардо парализовало правую руку, Мельци писал картины под его руководством и настолько точно копировал стиль Учителя, что его работу зачастую нельзя было отличить от работы Леонардо. Так, картину «Коломбина» в Эрмитаже долгое время приписывали Леонардо, но теперь ее считают принадлежащей кисти Мельци. Картина Леонардо «Леда» не сохранилась, но существует копия Мельци, по которой мы можем судить об этой работе Мастера. Долгие годы после смерти да Винчи Франческо Мельци хранил его архивы. Именно он составил и подготовил к изданию «Трактат о живописи».
Росселли, Козимо (1439–1507?) – итальянский художник. Родился и умер во Флоренции. Ученик Нери ди Бичи. В 1480 году вместе с другими флорентийскими художниками отправился в Рим расписывать Сикстинскую капеллу.
Пачоли, Лука (1445–1517) – итальянский математик, автор книги «Божественная пропорция», основоположник современной бухгалтерии.
Перуджино, Пьетро (настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи; 1446–1524) – итальянский художник, уроженец Перуджи. В 1470 году приехал во Флоренцию и поступил в мастерскую Андреа Вероккио (еще один «однокашник» Леонардо). В 1481 году отправляется в Рим вместе с другими мастерами расписывать Сикстинскую капеллу. Самый знаменитый его ученик – Рафаэль. После смерти Рафаэля Перуджино завершил неоконченные работы своего ученика.
Предис – Джованни Амброджо де Предис (ок. 1455 – ок. 1508) – итальянский портретист эпохи Возрождения, принадлежал к миланской школе, работал вместе с Леонардо. Амброджо де Предис служил на миланском монетном дворе, изготовляя рисунки монет и медалей, что привило ему любовь и мастерство к профильному портрету. Ему приписывается целая группа подобных изображений, главным образом женских.
Тосканелли, Паоло дель Поццо (1397–1482) – итальянский (флорентийский) ученый, математик, астроном, врач, космограф. Являлся хранителем общественной библиотеки, основанной Никколо Никколи. Был убежденным сторонником учения о шарообразности Земли, в 1474 году, за восемнадцать лет до путешествия Колумба, Тосканелли послал ему карту и письмо, в котором убеждал мореплавателя искать восточные страны, путешествуя на запад.
Салаи – Джан Джакомо Капротти, более известный под прозвищем Салаи или Салаино, то есть Дьяволенок (1480–1524), – итальянский художник и ученик Леонардо да Винчи с 1490 до 1518 года. Салаи вошел в дом Леонардо в возрасте 10 лет. Писал картины под именем Андреа Салаи. Он сопровождал Леонардо, по крайней мере, до отъезда того во Францию. Не исключено, что Салаи послужил моделью для святого Иоанна Крестителя и Вакха. Именно ему Леонардо завещал свои картины – «Мону Лизу» в том числе.
Санти, Рафаэль (1483–1520) – итальянский живописец Высокого Возрождения, представитель умбрийской школы, график и архитектор. Автор многочисленных картин на тему «Мадонна с младенцем». Также автор алтарных картин, фресок, среди которых наиболее известна «Афинская школа».
Соларио, Андреа (1460–1524) – итальянский живописец. Сын скульптора. Первые уроки искусства брал у своего брата Христофоро Соларио, скульптора и архитектора. Учился у Джованни Беллини и Леонардо да Винчи. Автор ряда портретов («Мужчина с гвоздикой», «Шарль д’Амбуаз» и др.) и картин на религиозную тематику («Распятие», «Мадонна с младенцем»).
Чезаре да Сесто (1477–1523) – итальянский художник, ученик Леонардо да Винчи. Леонардо оказал огромное влияние на его творчество. Самая знаменитая его картина – «Саломея» (Сесто не фамилия – название места, откуда Чезаре родом).
Эйк – Ян ван Эйк (1385–1441) – нидерландский живописец Раннего Возрождения, автор более ста композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками. Младший брат художника и своего учителя Хуберта ван Эйка.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ 1452 — 1519 Современники
Современники называли его «универсальным человеком» . Уже тогда было ясно, что всё сделанное им в духовной и общественной жизни эпохи уникально и необычно. В этом человеке соединились многие таланты и поразительные дарования. Он был не только великим художником, великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны открытиями самые разнообразные отрасли наук. Он также был не менее выдающимся астрономом и космографом, геологом и ботаником, анатомом и лингвистом, лексикографом и поэтом, новеллистом и писателем-реалистом, дальновидным мыслителем, вносившим гуманистические критерии во всё, что составляло пространство его творчества.
В основание его мировой славы положены наука и искусство. В глазах художника наука и искусство были лишь разными сторонами единого процесса творчества. Одно помогало другому: искусство не могло достигнуть совершенства без науки, в науке должно было присутствовать дыхание искусства. И сегодня творчество Леонардо да Винчи является для нас тем пока ещё недостижимым образцом, где слились воедино качества учёного-творца и художникамыслителя. Мысль учёного, соединённая с высочайшим духовным потенциалом личности, рождала гениальные идеи, создавала бесценные художественные произведения, делала неожиданные и блестящие открытия.
Рукописи Леонардо да Винчи читают при помощи зеркала. На этом пейзаже зеркально написаны не только буквы, но и цифры. Леонардо писал на итальянском, используя особый вид стенографии, придуманный им самим. Когда его записки только начали расшифровываться, всех озадачивал этот метод, и долго не могли понять, как именно писал да Винчи. Оказалось, что он писал в зеркальном отображении, левой рукой, начиная с правой стороны страницы, и постепенно переходя на левую. Только тогда, когда Леонардо писал то, что предназначалось для других людей, он писал в нормальном направлении.
Крещение Христа В мастерской своего учителя Вероккьо, Леонардо получает возможность проявить себя в качестве художника: учитель позволяет ему написать лицо ангела для знаменитого «Крещения Христа» . Маленький, одетый в голубое ангел, по существу, известил Флоренцию о том, что появился новый гений. Учитель был ошеломлен, так как воочию столкнулся с явлением, пришедшим из неведомого будущего. Однако не только ангелом возвестил о себе Леонардо — он сделал это также с помощью изображения заднего фона «Крещения», в котором туманная, таинственная глубина предвосхищает то удивительное, что будет создано им в «Моне Лизе» и в «Мадонне с младенцем и святой Анной». Естественность движения, плавность линий, мягкость светотени – отличает фигуру ангела от более жесткого письма Верроккьо. Учитель заявляет, что «ученик превзошел своего учителя!
Благовещение
ДЖОКОНДА ПОРТРЕТ МОНЫ ЛИЗЫ
В истории перечисляются разнообразные, удивительные труды Леонардо да Винчи во всех областях жизни. Он оставил поразительные математические записи, исследовал природу воздухоплавания, погружался в медицинские соображения. Он изобретал музыкальные инструменты, изучал химию красок, любил чудеса естественной истории. Он украшал города великолепными зданиями, дворцами, школами, книгохранилищами; строил обширные казармы для войск; вырыл гавань, лучшую на всем западном берегу Адриатического моря, и строил великие каналы; закладывал могущественные крепости; сооружал боевые машины; рисовал военные картины. . . Велико разнообразие!
Среди его военных проектов — «закрытые повозки, безопасные и неприступные» (прообраз современных танков) и многозарядное огнестрельное орудие на вращающейся турели (прообраз пулемета). Его замысел сотворить летательный аппарат, подобный крыльям, казался абсурдным, что уж говорить о лыжах для хождения по воде или акваланге, чтобы передвигаться по дну. Стремление гения проникнуть в сферы, недоступные человеку, отпугивало людей, как признак то ли безумия, то ли безверия. Леонардо изучал многие дисциплины, но больше всего сосредоточился на анатомии и архитектуре. Он делал наброски и чертежи различных проектов. Но технические проекты Леонардо слишком опережали свое время, не внушая доверия современникам.
Прототип вертолета Крылатый планер
ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК ПРОПОРЦИИ Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.
«Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, — или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант — были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа». Джорджо Вазари.
Леонардо vs Микеланджело: роман о соперничестве двух великих творцов
Творчество
Леонардо vs Микеланджело: роман о соперничестве двух великих творцов14 ноября 2019 6 791 просмотр
Олеся Ахмеджанова
Рассказываем о необычном и захватывающем романе «Камень Дуччо», который выходит у нас, — о монументальном состязании двух величайших мастеров.
Дуэль
С 1501 по 1505 годы во Флоренции жили и работали два, пожалуй, самых известных и удивительных творца — Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти.
Камень Дуччо
К моменту встречи с Микеланджело Леонардо был уже знаменитостью. И написал знаменитую «Тайную вечерю»
В те годы Леонардо уже был знаменитым мастером на пике своей карьеры, а Микеланджело, напротив, — юный, темпераментный и амбициозный скульптор, который отчаянно пытался сделать себе имя.
Они были очень разные, но их объединяли две вещи: невероятный талант и открытая неприязнь, которую они питали друг к другу.
Многие современники писали о том, что да Винчи и Буонаротти часто устраивали прилюдные стычки и перепалки. Их соперничество обычно сводят к «дуэли фресок», заказанных обоим мастерам городским советом Флоренции. И на этом останавливаются.
Больше, чем фрески
Но вот Стефани Стори эта история не давала покоя. Писательница, сценарист и просто человек, увлеченный искусством, она не могла смириться с мыслью историков, которые горевали, что состязание великих так ничем и не закончилось. «У меня же зародилось сомнение: неужели и правда ничем? — пишет Стори.
Легендарная Джоконда. Источник
— Можно ли считать случайностью то, что до этого легендарного состязания Микеланджело изваял „Давида“, а Леонардо написал „Мону Лизу“?
Простое ли это совпадение, что два самых известных в западной цивилизации произведения искусства родились в одном городе и практически в одно время?».
Вопрос этот так тревожил Стефани, что она решила художественное образование и в течение 20 лет исследовала различные материалы, чтобы в конце концов написать свою версию знаменитого противостояния. Так и появилась книга «Камень Дуччо».
Камень Дуччо
В центре сюжета — события из жизни Леонардо и Микеланджело. Свое название роман получил из-за конкурса, в котором молодой Буонаротти обходит именитого Леонардо да Винчи в конкурсе за право изваять статую Давида из глыбы мрамора, прозванной камнем Дуччо.
«Давид» Микеланджело. Источник
Но Стефани Стори не просто пересказывает факты — она показывает свою версию событий. Пытается понять, как два великих мастера воспринимали друг друга, какие работы они делали в попытках обойти соперника и что принесло им это состязание.
— Разве элементарная логика не предполагает, что юный Микеланджело своим талантом подстегнул стареющего Леонардо написать непревзойденный портрет Моны Лизы?
Так же как надменный гений Леонардо побудил Микеланджело вложить в Давида весь свой скульптурный талант? В романе я постаралась ответить на этот вопрос, — пишет Стори.
Вот фрагмент из романа, от которого, поверьте нам, будет сложно оторваться.
«Все новые и новые поздравители подходили к Микеланджело, а он вдруг ощутил, как в душе начало разливаться непрошеное чувство, готовое вот-вот вытеснить радость и гордость, только что переполнявшие его. Это был страх. Безудержный, почти животный. Прав Леонардо. Да, теперь он — повелитель камня Дуччо, и эта мертвая, молчаливая глыба отныне будет висеть на его шее…
Он опустил руку на камень и погладил его, словно страдающую израненную лошадь.
— Ты же со мной, правда? Вместе мы справимся, — нежно прошептал он. Микеланджело прислушался в надежде на ответ. Но мрамор молчал».
По материалам книги «Камень Дуччо»
Подписка на выход книги
Мы напишем вам, когда книга «Камень Дуччо» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку
Мы напишем на {{ email }}, когда книга «Камень Дуччо» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку
Винчи Леонардо да. 50 гениев, которые изменили мир
Винчи Леонардо да
(род. в 1452 г. – ум. в 1519 г.)
Гениальный итальянский художник, архитектор, инженер, изобретатель, ученый и философ, проявивший себя практически во всех областях естествознания: анатомии, физиологии, ботанике, палеонтологии, картографии, геологии, математике, химии, аэронавтике, астрономии, оптике, механике, гидравлике, акустике.
Автор более 7 тысяч листов записей, содержащих научные и архитектурные проекты, изобретения и зарисовки.
Эпоха Возрождения, словно мифическая плодородная Гея, породила немыслимое для небольшого промежутка времени число титанов духа, мысли, искусства. Но самым гениальным был ее первенец – Леонардо да Винчи, с именем которого связывают зарождение классического искусства Ренессанса и появление людей с поистине энциклопедическими знаниями. Поэтому 15 апреля 1452 г. является знаменательной датой в истории человеческой цивилизации. В этот день в селении Анкиано близ городка Винчи в тосканских Альбанских горах у незамужней крестьянки Катерины родился сын. Его отец, молодой нотариус Пьеро да Винчи, закончив обучение своему прибыльному потомственному ремеслу во Флоренции и вернувшись в родной городок, пылко увлекся молодой, здоровой, красивой девушкой. Вскоре она стала матерью его сына, который при крещении получил имя Леонардо ди Пьеро ди Антонио.
В том же году сер Пьеро женился на равной себе по происхождению Альбьере Амадори, а Катерину выдал замуж. Сына же, признав в присутствии свидетелей своим, взял на воспитание. В те времена незаконнорожденные дети были явлением обычным и общество смотрело на них снисходительно, к тому же молодая жена Пьеро оказалась бездетной. И она сама, и дед с бабкой, мечтавшие о внуке, души не чаяли в очаровательном ребенке, таком красивом, разумном и спокойном. Рос мальчик физически крепким, здоровым, учился легко, мог часами бродить по окрестным горам, наслаждаясь одиночеством и великолепной тосканской природой.
Когда Леонардо было около 14 лет, умер его дед, заботливо воспитывавший и оберегавший внука, а вслед за ним и мачеха, окружавшая его лаской. Не привыкший терять времени даром Пьеро женился вторично и перебрался во Флоренцию в надежде на лучшие заработки. Надо сказать, надежды эти вполне оправдались.
Леонардо по-прежнему оставался единственным сыном своего отца, так как у новой жены Пьеро, Франчески Ланфредини, детей тоже не было[1]. Казалось, судьба специально создавала условия, наиболее благоприятные для развития юного гения. Он жил, окруженный любовью и заботой близких, получил обычное для детей из зажиточных буржуазных семей разностороннее образование – кроме чтения, письма и арифметики, в которой преуспел настолько, что, по словам историка и биографа Дж. Вазари, «своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей». Леонардо был обучен начаткам латыни, прекрасно играл на лире и «божественно пел импровизации». Но более всего воображение мальчика волновали рисование и лепка. Обратив внимание на это увлечение сына, Пьеро отнес его работы своему давнишнему приятелю, одному из самых известных во Флоренции мастеров, Андреа дель Верроккьо (Верроккио). Тот пришел в восхищение от первых художественных опытов юноши и сказал, что Леонардо должен всецело посвятить себя искусству.
Так в 1466 г. юный да Винчи стал учеником Верроккьо. В его мастерской рука об руку трудились художники, скульпторы, кузнецы, которые помимо живописных, скульптурных и ювелирных произведений создавали великолепные механические поделки, музыкальные инструменты и даже ремонтировали всевозможные предметы. Элементарные инженерные навыки являлись составной частью работы художника. К Верроккьо стекались художники со всей Тосканы и соседних областей, чтобы поделиться своим умением и научиться чему-то новому друг у друга. Здесь Леонардо не просто обучился всем приемам изобразительного искусства, но и осознал его неразрывную связь с наукой. Всю дальнейшую жизнь да Винчи стремился посредством живописи, которую считал наиболее интеллектуальным видом творчества, выразить красоту и гармонию окружающего мира, а чтобы сделать это наилучшим образом, брался за изучение всех его проявлений и закономерностей. Так, не обладая врожденным чувством перспективы, он компенсировал этот недостаток тщательным изучением ее законов, математическим расчетом и геометрическим построением. То же можно сказать и о пропорциях человеческой фигуры, постижение которых далось художнику ценой больших умственных, душевных и физических усилий. Известно, что он много времени провел в анатомическом театре, препарируя трупы, слой за слоем снимая плоть и оголяя кости. Он был одним из первых, кто сделал зарисовки частей тела в сечении, а также не только впервые описал ряд костей и нервов, но и дал им название.
Более того, да Винчи делал поперечные срезы органов, черепа и конечностей, предвосхищая тем самым современные методы топографической анатомии, изучал кровеносную и нервную системы, положение зародыша в матке. Казалось бы, зачем художнику, чтобы достоверно изобразить человеческое тело, углубляться в изучение подкожных мышц? Но таков был Леонардо: начав заниматься анатомией, чтобы совершенствовать свое искусство живописца, он, как всегда, увлекся, и результатом его исследований стали сотни листов подробнейших рисунков. Современник да Винчи итальянский историк Паоло Джовио свидетельствует, что мастер мечтал, «дабы этот многолетний труд, размноженный в бесчисленных гравюрах на меди, послужил искусству». Увы, как и многим другим проектам, сбыться этой мечте было не суждено.
Основы инженерных знаний, которые Леонардо получил в мастерской Верроккьо, он также позже использовал в своих многочисленных проектах и изобретениях. Да что там позже! Еще двадцатилетним юношей, уже будучи принятым во Флорентийскую гильдию художников, да Винчи выдвинул идею постройки судоходного канала от Пизы до Флоренции и создал чертежи механизмов, приводимых в движение силой воды.
Одной из самых ранних живописных работ Леонардо, не затерявшейся подобно многим другим, считается фигура коленопреклоненного ангела и часть пейзажа в картине его учителя «Крещение Христа» (ок. 1472–1475 гг.). По свидетельству Вазари, этот ангел «вышел много лучше, нежели фигуры самого Верроккьо». Здесь, как и в последующих работах Леонардо, эффект динамичности достигается расположением складок одежды, поворотом головы, «подвижностью» волос. Недаром именно эти элементы бесчисленное количество раз варьируются в набросках мастера. А зарисовка пейзажа для «Крещения», известная как «Вид на долину Арно», выполненная быстрыми, беглыми штрихами пера, полна жизненной энергии колебаний воды и трепета листьев. Уже вполне самостоятельной работой молодого художника можно считать «Благовещение» (ок. 1473–1475 гг.). Далекая от совершенства, она все же передает характерные черты живописи Леонардо: плавную объемность форм, мягкую светотень. Такими же достоинствами отмечены и другие картины, написанные во Флоренции, среди них «Портрет Джиневры деи Бенчи», «Мадонна Бенуа», «Мадонна с гвоздикой».
В 1480 г. да Винчи уже имел собственную мастерскую. Возможно, в ней были написаны оставшиеся незаконченными «Святой Иероним» и алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан-Донато а Скопето. Интересно, что, сделав множество подготовительных рисунков, в числе которых и перспективные этюды с тщательной геометрической разметкой, и уже начав писать картины, Леонардо вдруг потерял к ним интерес и оставил работу.
Эта странная особенность его творческого гения всегда ставила в тупик и современников, и более поздних исследователей – ведь художника, способного в мельчайших подробностях выписывать каждый лепесток цветка, каждый волосок в прическе, никак нельзя было упрекнуть в отсутствии усидчивости. Итальянский искусствовед Карло Педретти считает, «что в этом и состоит драма Леонардо: постоянная неудовлетворенность, непрекращающееся стремление к совершенству, как страсть, доходящая до болезненности». А в записках живописца XVI в. Д.-П. Ломаццо читаем: «Он считал искусство настолько великим, что находил у себя ошибки в тех местах картины, которые другим представлялись чудом».
В живописи Леонардо да Винчи выделил десять «истинных начал»: свет, мрак, цвет, тело, фигура, место, удаленность, близость, движение, покой, посредством которых можно достичь совершенства в изображении всего природного мира «от земли до неба». А основные вопросы, которые он пытался разрешить, концентрировались вокруг четырех проблем: перспективного построения пространства, передачи свето-воздушной среды и светотеневых рефлексов, а также пластического рельефа и движения. С годами художник понял, что математика – основа знания, и каждая его живописная композиция стала плавно вписываться в геометрическую фигуру, а математический термин «золотое сечение» был выведен Леонардо при разметке картин. Работая над полотнами, он считал себя обязанным искать научные решения возникающих вопросов. А это всегда заканчивалось одним: начиная заниматься проблемами с точки зрения нужд художественной техники, живописец превращал их в самостоятельные научные задачи, требовавшие разрешения других научных задач, и интересы искусства отступали на задний план. Думается, что именно это «нетерпение сердца», толкающее мастера не столько вперед, сколько вглубь и в стороны, и создало столь многогранную личность, каким был Леонардо да Винчи.
Не найдя достойного применения своим талантам во Флоренции, чей правитель Лоренцо Медичи Великолепный хоть и считался покровителем искусств, но к Леонардо явно не благоволил, вступивший в пору зрелости художник в 1482 г. отправился в Милан. Здесь на службе у правителя герцогства Миланского, умного и хитрого Лодовико Сфорца, прозванного Моро, он выступил в роли военного инженера, архитектора, скульптора, живописца и организатора придворных празднеств.
Надо сказать, что ко двору Моро мастер пришелся как нельзя лучше. Высокий, красивый, античного сложения, неизменный участник всех состязаний и турниров, прекрасный пловец, фехтовальщик, искусный наездник, острослов и блестящий рассказчик, любезнейший кавалер, танцор, певец, поэт и музыкант – он мог украсить самое изысканное общество. Но Леонардо использовал любую возможность, чтобы увильнуть от придворных обязанностей и в уединении обдумать свежую идею или сделать несколько набросков нового изобретения. И если до миланского периода он носил с собой повсюду только альбом для зарисовок, то теперь его неизменным спутником стал блокнот, куда он записывал все, что его интересовало.
Писал Леонардо не на латыни, в отличие от своих прославленных современников-гуманистов, которые в своем любовании классической древностью нередко теряли связь с действительностью. Он пользовался живым, образным, порой простонародным итальянским языком, при этом вел записи справа налево, располагая буквы так, что прочитать их можно было лишь при помощи зеркала. Многие считают, что этим, а также многочисленными сокращениями он хотел уберечь свои мысли от чужих глаз, потому как часто испытывал нападки со стороны недоброжелателей и церкви, считавшей его богохульником, еретиком и чернокнижником. Недаром Вазари отмечал, что «он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая, по-видимому, быть философом, а не христианином». Наиболее же логичным представляется другое объяснение: художник был левшой и, возможно, ему просто было удобнее так писать. Заметки он вел до конца своей жизни, рассматривая их, а также свои рисунки и чертежи как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний, но так и не исполнил задуманного. Лишь после смерти великого мастера его любимый ученик Франческо Мельци, унаследовавший по завещанию все его рукописи, составил из отдельных листов так называемый «Трактат о живописи», среди прочего включающий в себя рассуждения Леонардо о перспективе, пропорциях, анатомии, геометрии и оптике.
Первым миланским заказом, полученным да Винчи в 1483 г., была икона для алтаря капеллы непорочного Зачатия церкви Сан-Франческо Гранде «Мадонна в гроте». Очертания фигур на ней смягчены знаменитой леонардовской дымкой – сфумато (дословно: «погруженный в туман, затуманенный»), которая отныне становится характерной чертой произведений мастера. Все детали пейзажа правдивы настолько, как если бы их изобразил самый искусный в живописи геолог и ботаник. Недаром именно Леонардо утвердил ботанику как самостоятельную дисциплину, дав классические описания листорасположения, гелио– и геотропизма, корневого давления и движения сока. До него лишь алхимики и фармацевты занимались растениями, но только да Винчи начал делать их детальные зарисовки и описывать свои наблюдения. Ученый явился и одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают утверждения церкви о «всемирном потопе». Он был первым, кто предположил, что ранее здесь находилось море, и поэтому нет ничего сверхъестественного в присутствии на такой высоте окаменелостей рыб и животных.
В начале 1480-х гг. Моро задумал увековечить память своего отца Франческо Сфорца, установив в Милане его бронзовую конную статую. Леонардо решил создать «коня», равного которому еще не было. От изображения животного, поднявшегося на дыбы, он отказался не столько по техническим, сколько по этическим соображениям: такое положение коня наверняка затмило бы героического всадника. Леонардо досконально изучил анатомию лошади, сделал множество подготовительных рисунков, уделяя особое внимание проблеме равновесия, и в конце концов изготовил полномасштабную модель из глины (1493 г.), которая принесла своему создателю известность. Дальнейшая судьба «коня» печальна: так и не дождавшись отливки в бронзе, статуя была разрушена в 1499 г., когда город захватили французские войска.
Созданная по заказу Лодовико Моро для трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грацие стенная роспись «Тайная вечеря» (1495–1497 гг.) ныне принадлежит к самым известным произведениям мировой живописи. Мастер долго вынашивал композиционную идею, провел ряд расчетов и измерений, выстраивая перспективу, мучительно искал натурщиков, решился на смелый эксперимент с красками. Желая добиться наибольшей цветовой выразительности, он применил для фрески масло в смеси с темперой, предварительно загрунтовав стену составом из смолы и мастики собственного изобретения. Увы, этим он положил начало одной из величайших трагедий в истории искусства. Еще при жизни Леонардо краски начали отслаиваться и осыпаться, а проступавшая из стены влага покрыла поверхность картины уродливыми белесыми пятнами. В XVII в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожив тем самым часть композиции, а во время оккупации Милана армией генерала Бонапарта в 1796–1797 гг. здесь была устроена конюшня. Многочисленные неумелые реставрации лишь ухудшили положение, и только в 1946 г. удалось закрепить остатки оригинальной живописи и приостановить ее дальнейшее разрушение. Но даже в своем теперешнем состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление, являясь примером блестящего изображения психологического конфликта. Художник сумел найти такие способы и приемы живописи, которые помогли ему отразить внутренний мир библейских героев. Говорят, что французский король Людовик XII был столь очарован «Тайной вечерей», что всерьез расспрашивал своих инженеров, нельзя ли картину вместе со стеной перевезти во Францию.
К миланским работам Леонардо относится и «Мадонна Литта», а также портреты придворных Лодовико Сфорца, известные как «Дама с горностаем», «Портрет музыканта», «Портрет девушки в профиль», «Дама с ферроньеркой». Когда в 1499 г. Милан был захвачен французской армией, художник уехал из города, взяв в попутчики одного из своих учеников Андреа Салаи и ближайшего на то время товарища, монаха-францисканца, великого математика Луку Пачоли. Так началась для Леонардо пора странствий. Посетив по дороге Мантую и Венецию, он весной 1500 г. вернулся во Флоренцию. Однако уже в 1502 г. да Винчи стал архитектором и генеральным инженером у Чезаре Борджиа, хитроумного политика, который при помощи своего отца, папы Александра VI, стремился добиться власти над всей Италией. Вместе с писателем и дипломатом Никколо Макиавелли, послом Флорентийской республики при Борджиа, Леонардо сопровождал завоевателя во время его военных кампаний: рисовал карты, проектировал оборонительные сооружения, делал наброски каналов. Но, видимо, кочевая армейская жизнь пришлась ему не по вкусу, так как вскоре художник покинул службу у Чезаре и весной 1503 г. вернулся во Флоренцию, где работал над росписью в зале Большого совета дворца Синьории («Битва при Ангиари»).
В 1506 г. Леонардо вновь приехал в Милан, где его принял на службу французский наместник Шарль д’Амбуаз, герцог Шомон, давний поклонник создателя «Тайной вечери», а год спустя сам Людовик XII даровал художнику титул «королевского живописца и инженера». Оправдывая полученное звание, мастер пишет несколько картин, среди которых «Святая Анна с Марией и младенцем Христом», «Леда с лебедем», «Иоанн Креститель» и другие. Часть из них была создана при значительной помощи воспитанников, что позволило Леонардо больше времени уделять своим научным изысканиям.
Надо сказать, что, хотя рядом с мастером всегда было немало юношей, которых он стремился обучить живописи, ни один из них не стал выдающимся художником. Вазари, характеризуя Леонардо, писал: «В своем великодушии он готов был приютить любого друга, будь он беден или богат, лишь бы только он обладал талантом и доблестью». И в то же время да Винчи был очень скрытным человеком, и о его частной жизни почти ничего не известно. И как это обычно бывает, отсутствие достоверных фактов заменяется домыслами и слухами. Иногда на основе косвенных материалов делались попытки обосновать предположения о гомосексуальных наклонностях художника. Одна из них, самая существенная, была предпринята 3. Фрейдом в его знаменитом эссе «Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве». Но если от теоретических рассуждений обратиться к фактам, то можно заключить, что рядом с художником всегда было немало красивых юношей – слуг, учеников, друзей (что само по себе еще ничего не доказывает). Прямым доказательством могло бы служить обвинение в совершении «безбожных поступков» с 17-летним натурщиком Джокобо Салтарелли, предъявленное Леонардо да Винчи и еще трем ученикам Верроккьо в 1476 г. Но суть происшедшего остается неясной. Доподлинно известно лишь то, что одного из своих учеников, молодого аристократа Франческо Мельци, да Винчи усыновил и сделал своим наследником. Ему он оставил все свои рукописи, насчитывающие около семи тысяч листов, которые юноша после смерти Леонардо оформил в виде трактата.
Жизнь в Милане вскоре осложнилась ввиду начавшейся войны, и, когда в 1513 г. имя папы Льва X принял Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного, да Винчи, потерявший своего покровителя герцога Шомона, счел для себя лучшим уехать в Рим.
Последним пристанищем художника стал замок Клу близ города Амбуаза во Франции, где в 1516 г. король Франциск I, сменивший на троне Людовика XII, предложил поселиться стареющему мастеру. Занимая почетную должность придворного мудреца и советника, он получал значительное содержание и мог наконец-то спокойно работать, систематизируя свои записи, доводя до совершенства последние картины, исследуя, экспериментируя, изобретая. Как ученый и инженер, Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте, естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения, скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты нашли свое выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем.
Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы его наброски проектов и чертежи металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, танка, подводной лодки и вертолета, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. В музее Клу представлены модели подвесного моста, монтаж которого занимает считанные минуты, многоствольной установки – предка пулеметов и «катюш»; механизма для забивания свай, прибора для измерения скорости ветра, гидравлической турбины, первого разводного ключа, редуктора, экскаватора, пожарной телескопической лестницы, механизма для выгрузки рыбы из рыбачьих шаланд, водолазного колокола.
Особое значение в своих исследованиях ученый придавал оптике. Наблюдения Леонардо за влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной, он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучал да Винчи и устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения. Он правильно заметил, что образы обратны на сетчатке, и высказал мнение о свойстве преломления света, а также понял, что глаз является линзой, которая соединяется с мозгом при помощи нервов. Леонардо первым сделал попытку определить силу света в зависимости от расстояния. Его записи содержат догадки о волновой теории света.
Любопытство да Винчи было безграничным. Он доискивался причины всякого, даже незначительного явления. Его острый, во все проникающий глаз художника и мудреца открывал все новые просторы познания мира. Были и другие не менее одаренные художники, музыканты, ученые, архитекторы, математики, инженеры, изобретатели и философы, но только Леонардо да Винчи – единственный, кто объединил в себе все эти качества. У него было неиссякаемое воображение и «оригинальность мышления», он все хотел успеть. Но времени оставалось совсем мало.
Чувствуя дыхание смерти, художник стал «усердно расспрашивать о вещах католических, о правильном пути и о христианской религии». Причастившись как добрый католик, 2 мая 1519 г. Великий Леонардо скончался. Вазари пишет, что перед смертью он каялся в том, что «был грешен перед Богом и перед людьми тем, что работал в искусстве не так, как подобало». Возможно, это признание было ответом на упреки многих современников, считавших, что он попусту распыляет себя, растрачивает свой дар на предметы, масштабность которых они не могли оценить. Им было не понять, что гений да Винчи «тянул за собой вперед всю эпоху».
Великий мастер не успел осуществить многих замыслов, но среди его картин осталась одна, которую без преувеличения можно назвать замечательнейшим в истории человечества творением живописи. В ней удивительно все, от замысла до воплощения, даже имени у нее два: «Мона Лиза» или «Джоконда». До сих пор не установлено, кто же изображен на картине. Традиционным считается мнение, что это жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо, мона (сокращение от «мадонна») Лиза Герардини, новомодным – любовница Джулиано Медичи, сеньора Пачифика Брандано. Между ними – еще много версий: и юноша в женской одежде, и собирательный образ идеальной дамы, и даже автопортрет самого художника. Что же касается даты создания шедевра, то и здесь разброс составляет около десяти лет – с 1503 по 1513 гг. Но независимо от того, кого и когда писал Леонардо, в «Джоконде» сосредоточена квинтэссенция достижений великого мастера. Используя в полном объеме свое знаменитое сфумато, мастер создал, без преувеличения, живое лицо живого человека. Смотрящая с портрета женщина предстает «во плоти и духе», она что-то думает и вспоминает, на губах ее играет едва уловимая, молчащая о многом улыбка, целомудренно скрывая вселенское знание истинной природы вещей. Говорят, что подобная улыбка была и у самого Леонардо. Может, действительно это автопортрет… Феномен гениального человека, имя которого – Леонардо да Винчи, так велик, что до конца не разгадан и в наши дни.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
НАШ СОВРЕМЕННИК ЛЕОНАРДО | Наука и жизнь
Фрагмент автопортрета Леонардо да Винчи служит эмблемой выставки «Мир Леонардо».
Выставку «Мир Леонардо» открывает директор Политехнического музея Гурген Григорьевич Григорян.
Экспонаты, присланные на выставку из Национального музея науки и технологии им. Леонардо да Винчи. Все они выполнены в середине XX века по рисункам и эскизам Леонардо.
Бронированный фургон, вооруженный артиллерией. В движение его приводит вручную сам экипаж.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Колесная тележка с пружинным двигателем. Пружину — стальной лук — заводят двумя рукоятками.
Эскиз бронированного фургона (1).
Многоствольное артиллерийское орудие, которое заряжалось с казенной части (2).
Эскиз морской мины, которую мог ввинчивать водолаз в деревянное днище судна (3).
Лодка с водяным колесом, которая двигается против течения, наматывая на барабан канат с закрепленным концом (4).
Вертолет с несущим винтом из плотной ткани (5).
Конструкция машущего крыла, копирующего движения птицы (6).
Эскиз первого парашюта, выполненный в 1495 году (7).
Роспись сводчатого потолка зала во дворце правителя Милана Сфорца. Фреска, написанная Леонардо да Винчи в конце XV века, занимала площадь около 900 квадратных метров.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Карандашный рисунок долины реки Арно — первая работа эпохи Возрождения, полностью посвященная пейзажу. На рисунке надпись, сделанная Леонардо: «День святой Марии в снегах. 5 августа 1475 года».
‹
›
В Политехническом музее Москвы проходит выставка «Мир Леонардо», посвященная 550-летию со дня рождения Леонардо да Винчи (15.04.1452 — 02.05.1519), одного из величайших гениев человечества. Выставка подготовлена к 130-летию со дня основания музея. Художник, скульптор, инженер, ученый и философ, Леонардо оставил потомкам десятки живописных шедевров — картин и фресок, сотни набросков и эскизов, свыше семи тысяч страниц рукописей, чертежей и технических рисунков — плоды своих творческих поисков.
Леонардо жил и творил в период Возрождения — эпоху возвращения к идеалам гуманизма, основанным на воззрениях античных мыслителей. Их портретами и макетами технических устройств, сделанных по эскизам Леонардо, и открывается экспозиция. Основу выставки составляют экспонаты, привезенные из Национального музея науки и технологии им. Леонардо да Винчи (г. Милан, Италия), — инженерные конструкции и механизмы, построенные в наше время также по эскизам Леонардо. На стенах залов помещены суждения Леонардо о науке и жизни, о технике и природе, о Вселенной и человеке. Часть этих высказываний приведена ниже.
После открытия выставки в помещении музея прошла международная научная конференция «Творческое наследие Леонардо да Винчи». На ней отмечалось, что многие изобретения и технические идеи мастера были осуществлены лишь в последнее столетие. Научное наследие Леонардо стало доступно для изучения только в конце XVIII века, но записи разрознены, а многие и утеряны. Некоторые заметки до сих пор не удалось расшифровать: Леонардо использовал неразборчивое «зеркальное» письмо, сокращая слова. А кое-что пока остается неразгаданной тайной, ждущей своих исследователей.
«…ЖИВОПИСЬ — НАУКА И ЗАКОННАЯ ДОЧЬ ПРИРОДЫ…»
Родился Леонардо в местечке Винчи близ Флоренции, в семье богатого нотариуса по имени Пьеро. Заметив выдающиеся способности сына к живописи, отец отдал его в обучение к известному итальянскому художнику и скульптору Андреа дель Верроккьо (копию памятника кондотьеру Бартоломео Коллеони, выполненного Верроккьо для Венеции, можно видеть в московском Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Под его руководством мастерство Леонардо быстро растет. Бесчисленные эскизы и наброски, говорящие об острой наблюдательности молодого художника, фиксируют мимику, жесты, позы и движения людей в различных эмоциональных состояниях, соответствующих композиционному замыслу. В эти годы им были написаны всемирно известные полотна — «Благовещение» (ок. 1472) и так называемая «Мадонна Бенуа» (1478). Тогда же (1475) он делает карандашный рисунок долины Арно — первую полностью пейзажную работу эпохи Возрождения. А подружившись с астрономом Паоло Тосканелли, хранителем флорентийской библиотеки, Леонардо начинает интересоваться наукой и техникой.
«Я ХОЧУ СОЗДАВАТЬ ЧУДЕСА»
В 1481 или 1482 году Леонардо приглашают на службу в Милан, к правителю города Лодовико Сфорца, с поручением основать академию художеств. В качестве учебного пособия для слушателей академии Леонардо пишет «Трактат о перспективе» — вступление к циклу работ о живописи, о пропорциях человеческого тела и его движениях, о передаче светотени. На то же время приходится его творческий расцвет как художника — достаточно упомянуть хотя бы фреску «Тайная вечеря» (1495), и занятий живописью Леонардо не оставляет до конца своей жизни. Последние его рисунки пером и карандашом, изображающие катастрофические природные катаклизмы, датируются 1514-1516 годами. В 1500 году Леонардо покидает Милан, и остаток своих дней проводит в непрестанных переездах. Но именно в Милане он начинает работать в качестве военного инженера, архитектора, гидротехника, создателя множества механизмов, инженерных сооружений и технических устройств. К этому периоду жизни да Винчи относятся заметки по строительной механике, теории построения сводов и арок. Проницательными наблюдениями и остроумными техническими находками Леонардо обогатил практически все области современной ему науки. Очень немногое из изобретенного им удалось претворить в жизнь. Часть выдающихся конструкторских догадок намного опередили свое время, оказавшись невостребо ванными. Это детально проработанные эскизы и подводной лодки, и мягкого водолазного скафандра с ластами, и бронированной боевой машины, металлургических печей, печатного станка, и парашюта, непосредственно связанного с воплощением давней мечты человечества о полете.
Одна из наиболее интересных страниц многогранного технического творчества Леонардо — изучение возможности полета человека на аппарате тяжелее воздуха. Он стал первым исследователем, вплотную занявшимся этим вопросом. В его записях есть формулировки баланса сил, возникающих при горизонтальном полете аппарата, способа управления им путем изменения геометрии крыла, принципа возрастания его устойчивости при понижении центра тяжести.
Конструкции летательных машин Леонардо да Винчи создавал, опираясь на исследования механизма полета птиц. Он считал, что «птица — действующий по математическим законам инструмент, сделать который в человеческой власти, со всеми движениями его, но не со столькими же возможностями…» Поэтому и конструировать он стал орнитоптер — самолет с машущими крыльями, приводимыми в движение человеком. В рукописях Леонардо есть десятки изображений разнообразных его конструкций, имеющих целый ряд интересных инженерных решений. Это и поворотное хвостовое оперение, управляемое движением головы пилота (именно так на ряде современных боевых вертолетов наводят на цель ствольное оружие), и убирающиеся лестницы, по которым поднимается на борт летчик (шасси на легких, медленно летящих самолетах не складывают и сейчас — неужели Леонардо учитывал сопротивление воздуха при полете?), и обтекаемый корпус аппарата в форме лодки (возможно, единственного в то время предмета с наименьшим сопротивлением движению в сплошной среде). Понимая, что мускульных усилий человека для полета не хватит, конструктор повышает мощность взмахов крыла, применяя двигатель.
В XV веке знали только два механических двигателя — ветряной и водяной, до изобретения портативной паровой машины и двигателя внутреннего сгорания оставалось более трех веков. Поэтому Леонардо заложил в устройство своего летательного аппарата механизм с наибольшей удельной мощностью (отношением полной мощности механизма к его массе) — натянутый лук, то есть пружину. Этот же двигатель присутствует и во многих других его конструкциях — крепостных арбалетах, катапульте, самодвижущейся тележке. По мысли изобретателя, объединенные усилия мускулов пилота и натянутого лука поднимут аппарат в воздух, а уж в горизонтальном полете пилот обойдется своими силами.
Однако орнитоптер, который Леонардо долго (до 1505 года) пытался создать, подняться в воздух не может в принципе: даже объединенной мощности пружинного двигателя и мышц человека для этого недостаточно (что поняли только сравнительно недавно). Но и Леонардо в конце концов осознал бесперспективность идеи машущего полета и начал разрабатывать аппарат с неподвижными крыльями, управлять которым предполагалось перемещением небольших элементов крыла. Аналогичную схему имеют и современные планеры, первые полеты на которых начались только в конце XIX века.
Еще один проект летательного аппарата с вертикальным взлетом — прообраз вертолета — тоже остался на бумаге. Однако он интересен тем, что конструктор использовал подъемную силу винта, который, правда, должны были раскручивать вручную несколько человек. Сегодня неработоспособность всех этих конструкций очевидна, но тогда Леонардо в мыслях поднимался на них в воздух, и поднимался высоко: для полетов в тумане и в облаках, без ориентиров, он создал прибор, измеряющий крен аппарата, — прообраз современного авиагоризонта. А для измерения силы ветра сконструировал устройство, которое практически без изменений применяется на современных метеостанциях.
Поразительно количество устройств и механизмов, спроектированных Леонардо. Здесь и шагомер, и одометр (устройство для измерения расстояния, пройденного экипажем), и механическая пила с вертикальным полотном. Токарный станок с педальным приводом он снабдил — возможно, впервые — массивным маховым колесом, которое обеспечивало равномерное вращение. К вертелу для жарения мяса в очаге он приделал передачу от крыльчатки, установленной в дымовой трубе. Чем сильнее горит огонь, тем быстрее вращается вертел, не давая мясу подгорать, — прекрасный пример устройства с обратной связью. Печатный станок Леонардо дополнил устройством для автоматической подачи листов бумаги. Он сконструировал калориметр для измерения объема пара, полученного при кипячении определенного количества воды. Основной его частью был поршень, движущийся в цилиндре, — тоже, вероятно, первое механическое устройство такого рода.
«ПУСТЬ НЕ ЧИТАЕТ МЕНЯ… ТОТ, КТО НЕ МАТЕМАТИК»
Особое внимание уделял Леонардо да Винчи механике — «рае математических наук», как он ее называл, видя в ней ключ к тайнам мироздания. Он проводил чисто научные исследования, экспериментально определяя коэффициенты трения скольжения и качения, и пришел к идее шарикового подшипника. В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, начиная от простейшей, так называемой цевочной, где зубьями колес служат цилиндрические шпеньки (она до сих пор применяется в недорогих устройствах, например в механических будильниках), до весьма сложной глобоидной червячной, в которой поверхность ведущего элемента (винта или червяка) имеет вогнутую форму и охватывает ведомую шестерню под большим углом. Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот; сконструировал коническую и спиральную передачи; придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов — пространственных и плоских зубчатых зацеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. Оно послужило фундаментом, на котором спустя века выросла классическая инженерная механика.
Занимаясь вопросами гидравлики, Леонардо впервые исследовал внутреннее течение жидкости, наблюдая за поведением зернышек проса в ней сквозь стеклянную стенку, и, видимо, был первым, кто обнаружил и зарисовал турбулентные вихри, возникающие «от препятствия, помещенного внутри потока» (1508-1514). Сегодня аналогичный способ — с крупинками пластика вместо проса — широко применяется для изучения различных гидродинамических эффектов. Почти за 200 лет до Торричелли Леонардо пытался получить вакуум в опрокинутых колбах, вставленных в чаши с водой. При помощи диаграмм он показывает, как «…потоки воды двух каналов, сталкиваясь один с другим, объединялись и поворачивали под прямым углом…», и дает конкретные рекомендации по строительству дамб и укреплению берегов рек. Леонардо заметил и качественно описал многие явления гидродинамики значительно раньше Ньютона и Бернулли.
С давних времен наиболее гармоничным и приятным для глаза считалось соотношение пропорций предмета (скажем, длины фасада здания и его высоты), равное 1,6180….. Эта величина появляется при решении многих геометрических задач, она была известна уже Евклиду. Но Леонардо да Винчи дал ей название, знакомое даже тем, кто не знает математики, — «золотое сечение».
«СОЗДАНИЯ ЛЮДЕЙ БУДУТ ПРИЧИНОЙ ИХ СМЕРТИ…»
История человечества, к сожалению, во многом сводится к истории войн, которые оно вело.
Не остался в стороне от создания оружия и Леонардо. Он конструирует катапульты и крепостные арбалеты, действующие за счет упругости деревянных или стальных пружин (все того же лука). Но уже изобретен порох, и в германии действует первый пороховой завод (1340). Меняется военная тактика: высокие крепостные стены, которые нелегко было взять штурмом, не могут устоять против артиллерии. Леонардо проектирует укрепление нового типа — с прочными стенами и орудийными площадками на них. Одновременно он конструирует орудия, которые заряжаются не с дула, а с казенной части, многоствольную артиллерию залпового огня, разрывные бомбы, снаряженные картечью, удлиненные снаряды, снабженные стабилизатором и пороховым ускорителем. Среди его эскизов — боевая бронированная машина, круглая в плане, вооруженная артиллерией. Для уничтожения неприятельских кораблей он предлагает создать подводную мину, которую ввинчивает в днище судна экипаж подводной лодки или водолаз. Впервые подобная мина была применена во время войны между Севером и Югом в США (1860-е годы), а водолазы-диверсанты появились только во время Второй мировой войны.
«НАДОБНО ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК, ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ…»
Леонардо да Винчи был человеком Возрождения в самом полном смысле этого слова. Диапазон его интересов огромен и отнюдь не исчерпывается профессиональными занятиями живописью и механикой. Он изучал строение человеческого тела и сам занимался анатомированием; оставил подробные рисунки мышц, костей и внутренних органов; впервые исследовал и описал клапан правого желудочка сердца. В области ботаники ему принадлежит открытие гео- и гелиотропизма растений, а его зарисовки могут служить иллюстрациями к учебникам.
Леонардо был знаком с действием вогнутых зеркал и линз и, возможно, планировал построить обсерваторию, записав: «Сделай стекла, чтобы смотреть на полную Луну». Он ясно понимал, что наша планета — не центр мироздания, ее размеры в масштабах Вселенной ничтожны, а звезды на самом деле значительно больше Земли и число их огромно: «Подумай теперь, на что похожа наша звезда с такого большого расстояния, и представь, сколько звезд может находиться между нами со всех сторон во всем темном пространстве». Он знал, что глаз проецирует на сетчатку перевернутое изображение, и сконструировал камеру-обскуру, чтобы наглядно показать это. Леонардо открыл закон отражения света, описав его словами, знакомыми со школы. А игру цвета в пятнах масла на воде и на крыльях птиц и бабочек он объяснял преломлением света (до открытия явления интерференции Ньютоном оставалась не одна сотня лет).
Значительный вклад внес Леонардо в геологию. Исследуя морские отложения и окаменелости в различных слоях осадочных пород гор Италии, он пришел к выводу, что там когда-то было морское дно, причем море неоднократно наступало и уходило. Эти выводы противоречили учению церкви о «втором дне творения», когда земля раз и навсегда была отделена от суши. Леонардо да Винчи вряд ли был атеистом, но к служителям церкви относился с большой долей иронии и скептицизма: «Много будет таких, кто оставит занятия, и труды, и бедность жизни, и владения, и пойдет жить в богатстве и торжественных зданиях, доказывая, что это и есть способ подружиться с Богом».
Очень близко подошел Леонардо к понятию инерции, известному ныне в виде Первого закона Ньютона (который когда-то назывался принципом Леонардо). Он писал: «Движение стремится к сохранению, или движущиеся тела продолжают двигаться до тех пор, пока в них продолжает действовать сила движителя — начального импульса. Ничто не может двигаться само собой, движение вызвано действием чего-то другого. Этим другим служит сила». Отсюда исследователь делает вывод: построить «вечный двигатель», устройство, работающее само по себе, без воздействия внешней силы, без притока энергии извне, невозможно. «О искатели вечного движения, сколько пустых проектов создали вы в подобных поисках! Прочь идите вместе с делателями золота!» Французская Академия наук пришла к этому выводу и прекратила рассматривать проекты «вечных двигателей» только в XIX веке, но «искатели вечного движения» не угомонились и сегодня…
Леонардо да Винчи умер во Франции. Лишенный покровительства высоких особ, в бедности и одиночестве, разочарованный и угнетенный. Его проекты, чертежи и записи оказались никому не нужны. Да и сам он не стремился их обнародовать. Картины разошлись по свету, не оцененные в должной мере: гениальная «Джоконда», например, украшала ванную комнату какого-то из аристократа Европы. В одной из последних записей он вопрошает себя: «Скажи мне, сделано ли тобою что-нибудь хоть когда-нибудь?.. Сделано ли что-нибудь? Сделано ли?..»
Время ответило на этот вопрос. Сделано было много. Настолько много, что сегодня, спустя пять с половиной веков, творческое наследие Леонардо да Винчи изучают, его научно-технические и художественные традиции, этические и эстетические принципы служат примером в деле воспитания и образования. В этом смысле Леонардо да Винчи — наш современник, и он останется современником для грядущих поколений.
МЫСЛИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
* Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет скорее не ум свой, а память. .
* Хорошая ученость родилась от хорошего дарования, и так как надобно более хвалить причину, нежели следствие, больше будешь ты хвалить хорошее дарование без учености, чем хорошую ученость без дарования. .
* И хотя природа начинается с причины и заканчивается опытом, нам надобно идти путем обратным, то есть начинать с опыта и с ним изыскивать причину. .
* Опыт не ошибается, ошибаются только суждения наши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти… Оставьте опыт в покое и обратите жалобы свои на собственное невежество, которое заставляет вас быть поспешными….
* Тот, кто порицает высшую точность математики, кормится за счет путаницы и никогда не отступится от уловок софистических наук, порождающих бесконечную болтовню. .
* Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой. .
* Две слабости, опираясь одна на другую, рождают силу. Так половина мира, опираясь на другую, делается устойчивой. .
* Счастливы будут склоняющие свой слух к словам мертвых: читать хорошие произведения и соблюдать их. .
* Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать.
Читать онлайн Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи — ярчайший представитель эпохи Ренессанса, образец «универсального человека», его творчество стало вершиной Высокого Возрождения. Художник, изобретатель, архитектор, инженер, экспериментатор и человек-загадка, Леонардо оставил своим потомкам 120 записных книжек, многие до сих пор не расшифрованы. Его произведения стали каноном, «золотым сечением» всей западноевропейской живописи. Его картины тоже до сих пор хранят тайны. Загадка улыбки Моны Лизы, чудом восстановленная «Тайная вечеря», а сколько еще произведений не найдено, и пока они остаются лишь историей! Леонардо открыл новые приемы живописи (техника «сфумато»), его картины стали символом высочайшего мастерства живописца и графика.
В этом альбоме представлено 100 ключевых произведений великого мастера Ренессанса Леонардо да Винчи, навсегда вошедших в историю искусства как бессмертные шедевры. Подарочное издание раскроет историю создания знаменитых полотен, вплетенную в творческую биографию художника.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 1
ДЕТСТВО (1452–1464) 2
ПЕРВЫЙ ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЕРИОД (1464–1482) 2
ПЕРВЫЙ МИЛАНСКИЙ ПЕРИОД (1482–1499) 5
ВТОРОЙ ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЕРИОД (1499–1506) 9
ВТОРОЙ МИЛАНСКИЙ ПЕРИОД (1506–1513) 12
РИМСКИЙ ПЕРИОД (1513–1516) 14
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ (1516–1519) 15
Примечания 16
А. Борисюк
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Единственным критерием истины является опыт.
ВВЕДЕНИЕ
Леонардо да Винчи. Гравюра Дж. Пофсельуайта, изданная в энциклопедии «The Gallery of Portraits with Memoirs». 1883 год.
Леонардо да Винчи — ярчайший представитель науки и искусства эпохи Ренессанса. Изящный, аристократичный, с правильными чертами лица и ниспадающей до середины груди бородой, великолепно сложенный, в ярко-красном, вопреки моде того времени, плаще — таким в зрелом возрасте современники запомнили титана эпохи Возрождения — воплощение всесторонне развитой личности, о дарованиях и талантах которой великие умы XV–XVI веков могли только мечтать. Художник, скульптор, музыкант, поэт, филолог, анатом, физик, инженер — может ли один человек быть столь многогранным, каким был Леонардо да Винчи? Эпоха Возрождения, или Ренессанс, пришедшая на смену Средневековью, поставила во главу угла человека как личность и созидателя, сделав науку, искусство и гуманизм одним целым, и явилась благодатной почвой для развития гения Леонардо.
Он хотел все познать и во все вникнуть. Часто можно было видеть, как Леонардо наблюдает за полетом птиц или стоит с блокнотом в руках возле повешенного и делает тщательные зарисовки. В свой дом он нередко приводил настоящих уродцев и увечных, на которых смотрел как на чудо природы. Чтобы достоверно изобразить человеческое тело, Леонардо досконально изучил его внутреннее и внешнее строение, незаконно препарируя трупы.
Древние конюшни, построенные в Виджевано по проекту Леонардо да Винчи.
То, что сегодня кто-то назвал бы смелостью и упорством, в эпоху Ренессанса считали по меньшей мере странностью. Люди из низшего сословия боялись Леонардо да Винчи и называли его колдуном, а просвещенные не принимали многочисленных открытий гения. Подумать только, как изменилась бы средневековая Европа, если хотя бы некоторая часть прогрессивных изобретений этого титана науки была воплощена в жизнь в те времена. Современники Леонардо да Винчи признали лишь колесцовый замок спускового механизма пистолета, а остальные идеи нашли применение только спустя несколько веков. Летательный аппарат, акваланг, водные лыжи, автомобиль, парашют, подводная лодка — это всего лишь малая толика изобретений Леонардо да Винчи, которые сравнительно недавно стали неотъемлемой частью жизни современного мира.
Памятник Леонардо да Винчи в Милане.
Он оставил после себя богатое наследие из семи тысяч страниц дневников и манускриптов, центральное место в которых неизменно отводилось человеку. В Леонардо все было необычно, даже почерк: да Винчи писал левой рукой в зеркальном отражении (справа налево). Он оставил тысячи записей и комментариев к своим чертежам и рисункам. Вероятно, так ученый хотел зашифровать собственные изобретения, а может быть, это была естественная удобная для него манера письма. Дополнительную сложность при дешифровке комментариев создают использованные им символы и знаки.
Статуя Леонардо да Винчи, украшающая галерею Уффици (Флоренция, Италия).
Говоря о гении Леонардо, невозможно не остановиться на одной из самых ярких граней этой личности — таланте живописца. Художником да Винчи стал в мастерской Андреа дель Верроккьо, где юные мастера учились правильно и реалистично рисовать. Несомненно, Леонардо обладал талантом живописца с самого детства, однако сумел вобрать и все лучшие традиции этого искусства эпохи Ренессанса. Да Винчи постоянно занимался и вскоре превзошел по технике своего учителя. Фреска «Тайная вечеря» (1494–1498), полотна «Мадонна в гроте» (1483–1486), «Мадонна Литта» (1490–1491), «Джоконда» (1503–1519), «Иоанн Креститель» (около 1513–1516) — это настоящие звезды на небосклоне бессмертного творчества великого художника, которые еще при жизни мастера вызывали восхищение современников.
Многочисленные эксперименты с красками приводили порой к плачевным результатам (разрушению фресок «Тайная вечеря» (1494–1498) и «Битва при Анджиари» (1503–1506)), но именно желание Леонардо вникнуть в суть вещей, позволило ему достичь небывалых успехов. Так, он открыл эффект сфумато, с помощью которого живописец может передать воздушную оболочку вокруг изображаемого на полотне. Суть этого изобретения заключается в размывании границ предметов и человеческих фигур, благодаря чему создается эффект окутывания воздухом.
Персонажи его картин неизменно живые, одухотворенные, наделенные индивидуальностью.
Церковь Санта-Мария делле Грацие, где находится знаменитая работа Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (Милан, Италия).
Илл. | Название | Год | Музей | Данные | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
«Благовещение» (Annunciazione) | 1472-5 | Уффици, Флоренция (Италия)[1] | Дерево, масло. 98 × 217 см | Считается самой ранней из уцелевших работ Леонардо да Винчи. До 1869 года традиционно атрибутировалась кисти Вероккио. | |
«Крещение» (Battesimo di Cristo) | 1472-5 | Уффици, Флоренция (Италия)[2] | Дерево, масло. 177 × 151 см | Картина написана Вероккио при участии его ученика Леонардо да Винчи. Часть картины (некоторые элементы пейзажа и светловолосый ангел слева) написаны Леонардо. Некоторые критики считают, что второго ангела написал Сандро Ботичелли. | |
«Мадонна с гвоздикой» (Madonna del Garofano) | 1478 | Старая Пинакотека, Мюнхен (Германия)[3] | Дерево, масло. 42 × 67 см | Написана во время пребывания Леонардо в мастерской Вероккио, кисти которого короткое время приписывалась. Найдена в 1889 году, тогда же атрибутирована Леонардо. | |
«Портрет Джиневры де Бенчи» (Ginevra de Benci) | ок. 1474-6 | Национальная галерея искусства, Вашингтон (США)[4] | Дерево, масло. 38,8 × 36,7 см | Атрибутируется Леонардо с 1866 года. | |
«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (Madonna Benois) | 1478-80 | Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия)[5] | Холст (переведена с дерева), масло. 48 × 31,5 см | Атрибуция была подтверждена в 1908 году. | |
«Мадонна Литта» (Madonna Litta) | 1490-1 | Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия)[6] | Холст (переведена с дерева), темпера. 42 × 33 см | Предполагается соавторство с одним из учеников. Возможно — Больтраффио, которому атрибутируют фигуру Младенца. | |
«Мадонна в скалах» (Vergine delle Rocce) | 1483-6 | Лувр, Париж (Франция)[7] | Дерево, переведённое на холст, масло. 199×122 | ||
«Мадонна в скалах» (Vergine delle Rocce) | около 1491-2 и 1506-8 | Национальная галерея, Лондон (Великобритания)[8] | Дерево, масло. 189,5×120 | На 8 см меньше луврской версии. Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди. Боковые створки с изображением музицирующих ангелов (там же) написаны Джованни Антонио ди Предисом[9] и помощником Леонардо да Винчи, предположительно Франческо Наполитано[10]; сам Леонардо, вероятно, принимал участие в разработке этих створок. | |
«Портрет музыканта» (Ritratto di musico) | 1490-2 | Пинакотека Амброзиана, Милан (Италия)[11] | Дерево, масло. 44,7×32 | Авторство Леонардо да Винчи оспаривается редко, хотя и существует предположение, что автором портрета является не Леонардо, а Антонелло да Мессина. | |
«Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino | 1489-90 | Национальный музей, Краков (Польша)[12] | Дерево, масло. 54 × 40 | ||
«Прекрасная Ферроньера» (La belle ferronnière) | 1490-6/1495-7 | Лувр, Париж (Франция)[13] | Дерево, масло. 62 × 44 | ||
«Богоматерь с Младенцем и святой Анной» (Sant’Anna, la Vergine e il Bambino con l’agnellino) | 1508-10 | Лувр, Париж (Франция)[14] | Дерево, масло. 168 × 112 | ||
«Мона Лиза» или «Джоконда» (Mona Lisa, La Gioconda, La Joconde) | 1503-1519 | Лувр, Париж (Франция)[15] | Дерево, масло. 76,8 × 53 | ||
«Иоанн Креститель» (San Giovanni Battista) | 1514-6 | Лувр, Париж (Франция)[16] | Дерево, масло. 57 × 69 |