Современники леонардо да винчи: Великие современники, предшественники и последователи Леонардо. Леонардо да Винчи [Настоящая история гения]

Великие современники, предшественники и последователи Леонардо. Леонардо да Винчи [Настоящая история гения]

Великие современники, предшественники и последователи Леонардо

Бельтраффио, Джованни Антонио (1466–1516) – итальянский художник, ученик Леонардо, родился и умер в Милане. Вазари сообщает, что художник происходил из аристократической семьи. Первое произведение Бельтраффио «Воскресение Христа, святой Леонард и святая Лючия» выполнено в 1491 году совместно с Марко д’Оджоно, другим учеником Леонардо, для миланской церкви. Был придворным художником Лодовико Моро и славился своими психологическими портретами.

Боттичелли, Сандро (1445–1510) – итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи. Родился во Флоренции в семье дубильщика. Поначалу учился на золотых дел мастера. Затем поступил на учебу к фра Филиппо Липпи, а затем (после отъезда Липпи) – в мастерскую Андреа Вероккио. Так что мы можем назвать Боттичелли однокашником Леонардо. Кстати, Боттичелли – единственный художник, который упоминается в дневниках Леонардо. С 1470 года – у него своя мастерская во Флоренции. В 1481 году Боттичелли отправляется в Рим расписывать Сикстинскую капеллу – в компании художников, названных знаменитыми, куда не попал Леонардо. Наибольшую славу Боттичелли принесли картины «Весна» и «Рождение Венеры».

Браманте, Донато (1444–1514) – основоположник архитектуры Высокого Возрождения. Самая знаменитая его работа – собор Святого Петра в Риме (завершен другими архитекторами, в том числе Микеланджело). С Браманте Леонардо дружил в Милане и совместно вел некоторые проекты. Ра боты Леонардо в области архитектуры оказали огромное влияние на Браманте. В свою очередь, и Леонардо многое перенял у своего гениального современника.

Брунеллески, Филиппо (1377–1446) – великий итальянский скульптор и архитектор эпохи Возрождения. Брунеллески считается открывателем линейной перспективы. Одна из самых его известных работ – купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Этот купол зарисовывал Леонардо, чтобы потом развить идеи Брунеллески в своих работах.

Буонарроти, Микеланджело (1475–1564) – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт Высокого Возрождения. Ученик Доменико Гирландайо и Бертольда ди Джованни. Практически каждую его скульптуру можно считать «наиболее» известной. Стоит назвать такие работы, как «Давид», «Пьета», «Моисей». Роспись плафона Сикстинской капеллы и фрески «Страшный суд» в той же капелле – самые известные фрески в мире. После «Тайной вечери» Леонардо, разумеется.

Вазари, Джорджо – (1511–1574) – итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в пяти томах, основоположник современного искусствознания.

Вероккио, Андреа (1435–1488) – итальянский скульптор и живописец. Учитель Леонардо да Винчи и других знаменитых художников. Из его мастерской вышли Боттичелли, Перуджино, Леонардо да Винчи… Наверняка он был хорошим учителем, если судить по списку его учеников.

Возможно, в образе Давида Вероккио запечатлел черты молодого Леонардо. Вероккио был прекрасным устроителем придворных празднеств и декоратором (именно от него Леонардо почерпнул эти знания, так пригодившиеся ему в Милане). Вероккио умер в Венеции, где работал над своей знаменитой статуей кондотьера Коллеоне.

Гирландайо, Доменико (1449–1494) – флорентийский художник кватроченто, основал династию художников (художниками стали его брат и сын). В его мастерской в юности работал Микеланджело. Гирландайо прославился фресками, на которых в виде персонажей из Священного Писания изображал своих современников. В том числе автор «Тайной вечери» в монастыре Сан-Марко. Эту фреску он написал всего за несколько лет до Леонардо.

Джорджоне – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (1476/1477 – 1510), – итальянский художник венецианской школы живописи; представитель Высокого Возрождения. С Джорджоне Леонардо встречался в Венеции. Живопись Леонардо, несомненно, оказала влияние на Джорджоне, а в некоторых полотнах он применяет технику сфумато.

Д’Оджоно, Марко (1470–1549) – итальянский художник эпохи Возрождения и главный ученик Леонардо да Винчи, многие работы которого талантливый ученик копировал. Родился в Оджоно, недалеко от Милана. Он был трудолюбивым художником, но его картинам недостает живости чувств и чистоты рисунка, хотя он хорошо чувствовал живопись. Он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо, его копия считается одной из лучших.

Донателло, Никколо (ок. 1386–1466) – итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. В своих работах Донателло придерживался реалистических принципов. Автор первой со времен Античности конной статуи в реалистической манере – памятника итальянскому кондотьеру Гаттамелате, установленному в Падуе. В изостудиях можно часто встретить гипсовую голову этой статуи – как модель для рисунка.

Луини, Бернардино (1480 или 1485–1532) – итальянский художник, ученик и эпигон Леонардо да Винчи (многие произведения Луини прежде приписывались Леонардо). Он создал огромное количество картин и фресок и был плодовитым художником, однако, гонясь за количеством, порой работал, явно халтуря.

Макиавелли, Никколо (1469–1527) – уроженец Флоренции, политический деятель, мыслитель, философ, писатель, занимал во Флоренции государственные должности, сторонник объединения Италии под властью единого монарха, автор книги «Государь». Многие отождествляют написанное в его книге с ним самим, представляя Макиавелли каким-то исчадием ада. На самом деле он просто написал что-то вроде руководства к действию – в надежде, что найдется наконец человек, который способен будет объединить Италию.

Мельци, Франческо (ок. 1491 – между 1568 и 1570) – итальянский живописец, ученик Леонардо да Винчи. Происходил из богатой семьи в окрестностях Милана (Ваприо). В 1506 году поступил в мастерскую Леонардо, сопровождал учителя в его поездках в Рим и во Францию. Некоторое время Леонардо жил в Ваприо в семье Мельци. В конце жизни, когда у Леонардо парализовало правую руку, Мельци писал картины под его руководством и настолько точно копировал стиль Учителя, что его работу зачастую нельзя было отличить от работы Леонардо. Так, картину «Коломбина» в Эрмитаже долгое время приписывали Леонардо, но теперь ее считают принадлежащей кисти Мельци. Картина Леонардо «Леда» не сохранилась, но существует копия Мельци, по которой мы можем судить об этой работе Мастера. Долгие годы после смерти да Винчи Франческо Мельци хранил его архивы. Именно он составил и подготовил к изданию «Трактат о живописи».

Росселли, Козимо (1439–1507?) – итальянский художник. Родился и умер во Флоренции. Ученик Нери ди Бичи. В 1480 году вместе с другими флорентийскими художниками отправился в Рим расписывать Сикстинскую капеллу.

Пачоли, Лука (1445–1517) – итальянский математик, автор книги «Божественная пропорция», основоположник современной бухгалтерии.

Перуджино, Пьетро (настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи; 1446–1524) – итальянский художник, уроженец Перуджи. В 1470 году приехал во Флоренцию и поступил в мастерскую Андреа Вероккио (еще один «однокашник» Леонардо). В 1481 году отправляется в Рим вместе с другими мастерами расписывать Сикстинскую капеллу.

Самый знаменитый его ученик – Рафаэль. После смерти Рафаэля Перуджино завершил неоконченные работы своего ученика.

Предис – Джованни Амброджо де Предис (ок. 1455 – ок. 1508) – итальянский портретист эпохи Возрождения, принадлежал к миланской школе, работал вместе с Леонардо. Амброджо де Предис служил на миланском монетном дворе, изготовляя рисунки монет и медалей, что привило ему любовь и мастерство к профильному портрету. Ему приписывается целая группа подобных изображений, главным образом женских.

Тосканелли, Паоло дель Поццо (1397–1482) – итальянский (флорентийский) ученый, математик, астроном, врач, космограф. Являлся хранителем общественной библиотеки, основанной Никколо Никколи. Был убежденным сторонником учения о шарообразности Земли, в 1474 году, за восемнадцать лет до путешествия Колумба, Тосканелли послал ему карту и письмо, в котором убеждал мореплавателя искать восточные страны, путешествуя на запад.

Салаи – Джан Джакомо Капротти, более известный под прозвищем Салаи или Салаино, то есть Дьяволенок (1480–1524), – итальянский художник и ученик Леонардо да Винчи с 1490 до 1518 года. Салаи вошел в дом Леонардо в возрасте 10 лет. Писал картины под именем Андреа Салаи. Он сопровождал Леонардо, по крайней мере, до отъезда того во Францию. Не исключено, что Салаи послужил моделью для святого Иоанна Крестителя и Вакха. Именно ему Леонардо завещал свои картины – «Мону Лизу» в том числе.

Санти, Рафаэль (1483–1520) – итальянский живописец Высокого Возрождения, представитель умбрийской школы, график и архитектор. Автор многочисленных картин на тему «Мадонна с младенцем». Также автор алтарных картин, фресок, среди которых наиболее известна «Афинская школа».

Соларио, Андреа

(1460–1524) – итальянский живописец. Сын скульптора. Первые уроки искусства брал у своего брата Христофоро Соларио, скульптора и архитектора. Учился у Джованни Беллини и Леонардо да Винчи. Автор ряда портретов («Мужчина с гвоздикой», «Шарль д’Амбуаз» и др.) и картин на религиозную тематику («Распятие», «Мадонна с младенцем»).

Чезаре да Сесто (1477–1523) – итальянский художник, ученик Леонардо да Винчи. Леонардо оказал огромное влияние на его творчество. Самая знаменитая его картина – «Саломея» (Сесто не фамилия – название места, откуда Чезаре родом).

Эйк – Ян ван Эйк (1385–1441) – нидерландский живописец Раннего Возрождения, автор более ста композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками. Младший брат художника и своего учителя Хуберта ван Эйка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

МОИ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

МОИ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ Самый младший — внук Андрюша, портрет которого я написал с натуры масляными красками, когда он разглядывал насекомых. Ему тут пять лет.     Работы Андрюши гуашью: медляк; многоножка-геофил; подсолнух; бархатница; златоглазка у подорожника. «Делай

Предшественники

Предшественники То, что произведение искусства несет на себе отпечаток личности и деятельности своего создателя, сомнений не вызывает.Кроме того, в каждом случае по-своему, влияние поэтов-предшественников также участвует в построении поэтического произведения.Влияние

Последователи

Последователи Молодые герои Олега Табакова в шестидесятые годы стали прорывом, открытием, особенно Олег в спектакле «В поисках радости» (фильм «Шумный день»). Сегодня Олег Табаков стал настоящим театральным деятелем – не только известнейшим актером, но и педагогом,

18. ВЕЛИКИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

18. ВЕЛИКИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ Семейство Баларама Боса владело поместьями в Ориссе и славилось религиозностью и щедрой благотворительностью. Баларам, смолоду ездивший по святым местам, жил замкнутой, созерцательной жизнью. Управление поместьями он передал двоюродному брату,

Предшественники и современники

Предшественники и современники Баланчин: Чайковский обожал. Моцарта. Люди

Предшественники

Предшественники Далеко не у каждого древнего народа появилась историческая наука (пальму первенства здесь однозначно держат греки), но тем не менее все они обладали теми или иными формами исторического сознания, исторической памяти. Ведь жизнь в настоящем невозможна

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ Пока Нечаев пересекает моря и дальние страны, оставим ненадолго нашего героя и обратимся к тем, кто прокладывал ему путь в революционное движение. Нечаев появился не на пустом месте — познакомимся же с его предшественниками. Роман Ф. М. Достоевского

Соперники или последователи?

Соперники или последователи? В жилах Марии Стюарт и Генриха Стюарта, лорда Дарили, предков более поздних королей этой династии, текла кровь Тюдоров. Многие исторические события также дают основания для сопоставления этих королевских семейств. Однако были ли Стюарты

Ученики и последователи

Ученики и последователи Будучи первооткрывателем стратегии биржевого планирования и инвестирования на основе строгих математических расчетов, Бенджамин Грэхем способствовал появлению плеяды финансистов: Уоррена Баффета, Марио Габелли, Джона Неффа, Майкла Прайса,

УЧЕНИКИ, ПРЕЕМНИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ИВАНА ФЕДОРОВА

УЧЕНИКИ, ПРЕЕМНИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ИВАНА ФЕДОРОВА За свою жизнь Иван Федоров основал четыре типографии: в Москве, в Заблудове, во Львове и в Остроге. История трех из них (кроме Заблудовской) имела продолжение: в них работали ученики и преемники первопечатника,

Последователи «пути к Себе»

Последователи «пути к Себе» Противоречие между следованием учению Махарши и своей самости было по сути только внешним: очевидно, что никто не может учиться быть собой у кого-то другого. После встречи с Махарши невозможно было стать его последователем, продолжателем

Последователи «Пути к себе»

Последователи «Пути к себе» Противоречие между следованием учению Махарши и своей самости было по сути только внешним: очевидно, что никто не может учиться быть собой у кого-то другого. После встречи с Махарши невозможно было стать его последователем, продолжателем

Современники леонардо да винчи — Oh Italia

Великие современники

Не понятый людьми, Леонардо устремлялся духом в горний мир. Он был одинок даже в окружении преданных учеников. И все же современники сыграли свою роль в жизни мастера. Среди них мы встретим и подлинных гениев, и тех, кто волею судеб оказался рядом с нашим героем.

Микеланджело Буонарроти (1475—1564)

Микеланджело Буонарроти — скульптор, живописец, архитектор и поэт. Он родился в 1475 году в тосканской деревушке Капрезе в семье мелкого чиновника. В возрасте 13-ти лет отец отдал его учиться в мастерскую художника Доменико Гирландайо. Вскоре на талантливого юношу обратил внимание Лоренцо Медичи (Великолепный), открывший ему доступ к своей коллекции античных скульптур. Там юный Микеланджело самостоятельно освоил технику ваяния. К 25-ти годам он был уже автором прославивших его скульптур. Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508—12) упрочила славу молодого мастера. Спустя 20 лет Микеланджело продолжил роспись капеллы, получив заказ, о котором мечтал Леонардо, — на монументальную фреску «Страшный суд». Отдавая много сил живописи и архитектуре, своим истинным призванием он всегда считал ваяние. В отличие от певцов гармонии

Леонардо и Рафаэля, художественный мир Микеланджело трагичен и противоречив.

Микеланджело пережил своего соперника Леонардо да Винчи почти на полвека и в 1564 году скончался в возрасте 89-ти лет. Признанный современниками «художником от Бога», он побудил исследователей к созданию двух прижизненных биографий.

Художник, скульптор, архитектор, инженер, поэт, анатом… Проще сказать, кем Леонардо да Винчи не был. Например, он не был муравьедом. Сегодня мы публикуем неизвестные ранее страницы из записных книжек великого гения.

Художник, скульптор, архитектор, инженер, поэт, анатом… Проще сказать, кем Леонардо да Винчи не был. Например, он не был муравьедом. Эпоха Возрождения подарила множество выдающихся умов, но даже среди них Леонардо выделяется ярким пятном, очертаниями похожим на контуры Бельгии. В рабочих тетрадях и разрозненных записях, оставшихся после него, можно найти глубочайшие научные идеи, на много дней обогнавшие свое время. «Мне думается, что причина возникновения странного свечения на корабельных мачтах — непонятные огоньки неизвестной мне природы. », «При сильном удивлении у человека может отвалиться нос…» Но больше всего, конечно, поражают чертежи изобретений, которые человечество взяло на свое вооружение только недавно: парашют, танк, подводная лодка… Заглянем же в мастерскую титана Возрождения и, объятые священным ужасом, поймем, что мы все еще плетемся в хвосте гения Леонардо! И поделом!

«Грудь — лицо женщины, а бедра — ее плечи», — записал (почему-то кровью) в своем юношеском дневнике Леонардо. Он до последних дней жизни пытался раскрыть загадку притягательности женской груди или хотя бы понять смысл своего туманного афоризма. Как следует из записи, сопровождающей рисунок, идея имплантатов для придания груди нужной формы пришла Леонардо, когда он набивал подушку перь­ями и вдруг вспомнил о своей жене.

В Политехническом музее Москвы проходит выставка «Мир Леонардо», посвященная 550-летию со дня рождения Леонардо да Винчи (15. 04.1452 — 02.05.1519), одного из величайших гениев человечества. Выставка подготовлена к 130-летию со дня основания музея. Художник, скульптор, инженер, ученый и философ, Леонардо оставил потомкам десятки живописных шедевров — картин и фресок, сотни набросков и эскизов, свыше семи тысяч страниц рукописей, чертежей и технических рисунков — плоды своих творческих поисков.

Леонардо жил и творил в период Возрождения — эпоху возвращения к идеалам гуманизма, основанным на воззрениях античных мыслителей. Их портретами и макетами технических устройств, сделанных по эскизам Леонардо, и открывается экспозиция. Основу выставки составляют экспонаты, привезенные из Национального музея науки и технологии им. Леонардо да Винчи (г. Милан, Италия), — инженерные конструкции и механизмы, построенные в наше время также по эскизам Леонардо. На стенах залов помещены суждения Леонардо о науке и жизни, о технике и природе, о Вселенной и человеке. Часть этих высказываний приведена ниже.

После открытия выставки в помещении музея прошла международная научная конференция «Творческое наследие Леонардо да Винчи». На ней отмечалось, что многие изобретения и технические идеи мастера были осуществлены лишь в последнее столетие. Научное наследие Леонардо стало доступно для изучения только в конце XVIII века, но записи разрознены, а многие и утеряны. Некоторые заметки до сих пор не удалось расшифровать: Леонардо использовал неразборчивое «зеркальное» письмо, сокращая слова. А кое-что пока остается неразгаданной тайной, ждущей своих исследователей.

«. ЖИВОПИСЬ — НАУКА И ЗАКОННАЯ ДОЧЬ ПРИРОДЫ. «

Родился Леонардо в местечке Винчи близ Флоренции, в семье богатого нотариуса по имени Пьеро. Заметив выдающиеся способности сына к живописи, отец отдал его в обучение к известному итальянскому художнику и скульптору Андреа дель Верроккьо (копию памятника кондотьеру Бартоломео Коллеони, выполненного Верроккьо для Венеции, можно видеть в московском Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Под его руководством мастерство Леонардо быстро растет. Бесчисленные эскизы и наброски, говорящие об острой наблюдательности молодого художника, фиксируют мимику, жесты, позы и движения людей в различных эмоциональных состояниях, соответствующих композиционному замыслу. В эти годы им были написаны всемирно известные полотна — «Благовещение» (ок. 1472) и так называемая «Мадонна Бенуа» (1478). Тогда же (1475) он делает карандашный рисунок долины Арно — первую полностью пейзажную работу эпохи Возрождения. А подружившись с астрономом Паоло Тосканелли, хранителем флорентийской библиотеки, Леонардо начинает интересоваться наукой и техникой.

«Я ХОЧУ СОЗДАВАТЬ ЧУДЕСА»

В 1481 или 1482 году Леонардо приглашают на службу в Милан, к правителю города Лодовико Сфорца, с поручением основать академию художеств. В качестве учебного пособия для слушателей академии Леонардо пишет «Трактат о перспективе» — вступление к циклу работ о живописи, о пропорциях человеческого тела и его движениях, о передаче светотени. На то же время приходится его творческий расцвет как художника — достаточно упомянуть хотя бы фреску «Тайная вечеря» (1495), и занятий живописью Леонардо не оставляет до конца своей жизни. Последние его рисунки пером и карандашом, изображающие катастрофические природные катаклизмы, датируются 1514-1516 годами. В 1500 году Леонардо покидает Милан, и остаток своих дней проводит в непрестанных переездах. Но именно в Милане он начинает работать в качестве военного инженера, архитектора, гидротехника, создателя множества механизмов, инженерных сооружений и технических устройств. К этому периоду жизни да Винчи относятся заметки по строительной механике, теории построения сводов и арок. Проницательными наблюдениями и остроумными техническими находками Леонардо обогатил практически все области современной ему науки. Очень немногое из изобретенного им удалось претворить в жизнь. Часть выдающихся конструкторских догадок намного опередили свое время, оказавшись невостребо ванными. Это детально проработанные эскизы и подводной лодки, и мягкого водолазного скафандра с ластами, и бронированной боевой машины, металлургических печей, печатного станка, и парашюта, непосредственно связанного с воплощением давней мечты человечества о полете.

Одна из наиболее интересных страниц многогранного технического творчества Леонардо — изучение возможности полета человека на аппарате тяжелее воздуха. Он стал первым исследователем, вплотную занявшимся этим вопросом. В его записях есть формулировки баланса сил, возникающих при горизонтальном полете аппарата, способа управления им путем изменения геометрии крыла, принципа возрастания его устойчивости при понижении центра тяжести.

Конструкции летательных машин Леонардо да Винчи создавал, опираясь на исследования механизма полета птиц. Он считал, что «птица — действующий по математическим законам инструмент, сделать который в человеческой власти, со всеми движениями его, но не со столькими же возможностями. » Поэтому и конструировать он стал орнитоптер — самолет с машущими крыльями, приводимыми в движение человеком. В рукописях Леонардо есть десятки изображений разнообразных его конструкций, имеющих целый ряд интересных инженерных решений. Это и поворотное хвостовое оперение, управляемое движением головы пилота (именно так на ряде современных боевых вертолетов наводят на цель ствольное оружие), и убирающиеся лестницы, по которым поднимается на борт летчик (шасси на легких, медленно летящих самолетах не складывают и сейчас — неужели Леонардо учитывал сопротивление воздуха при полете?), и обтекаемый корпус аппарата в форме лодки (возможно, единственного в то время предмета с наименьшим сопротивлением движению в сплошной среде). Понимая, что мускульных усилий человека для полета не хватит, конструктор повышает мощность взмахов крыла, применяя двигатель.

В XV веке знали только два механических двигателя — ветряной и водяной, до изобретения портативной паровой машины и двигателя внутреннего сгорания оставалось более трех веков. Поэтому Леонардо заложил в устройство своего летательного аппарата механизм с наибольшей удельной мощностью (отношением полной мощности механизма к его массе) — натянутый лук, то есть пружину. Этот же двигатель присутствует и во многих других его конструкциях — крепостных арбалетах, катапульте, самодвижущейся тележке. По мысли изобретателя, объединенные усилия мускулов пилота и натянутого лука поднимут аппарат в воздух, а уж в горизонтальном полете пилот обойдется своими силами.

Однако орнитоптер, который Леонардо долго (до 1505 года) пытался создать, подняться в воздух не может в принципе: даже объединенной мощности пружинного двигателя и мышц человека для этого недостаточно (что поняли только сравнительно недавно). Но и Леонардо в конце концов осознал бесперспективность идеи машущего полета и начал разрабатывать аппарат с неподвижными крыльями, управлять которым предполагалось перемещением небольших элементов крыла. Аналогичную схему имеют и современные планеры, первые полеты на которых начались только в конце XIX века.

Еще один проект летательного аппарата с вертикальным взлетом — прообраз вертолета — тоже остался на бумаге. Однако он интересен тем, что конструктор использовал подъемную силу винта, который, правда, должны были раскручивать вручную несколько человек. Сегодня неработоспособность всех этих конструкций очевидна, но тогда Леонардо в мыслях поднимался на них в воздух, и поднимался высоко: для полетов в тумане и в облаках, без ориентиров, он создал прибор, измеряющий крен аппарата, — прообраз современного авиагоризонта. А для измерения силы ветра сконструировал устройство, которое практически без изменений применяется на современных метеостанциях.

Поразительно количество устройств и механизмов, спроектированных Леонардо. Здесь и шагомер, и одометр (устройство для измерения расстояния, пройденного экипажем), и механическая пила с вертикальным полотном. Токарный станок с педальным приводом он снабдил — возможно, впервые — массивным маховым колесом, которое обеспечивало равномерное вращение. К вертелу для жарения мяса в очаге он приделал передачу от крыльчатки, установленной в дымовой трубе. Чем сильнее горит огонь, тем быстрее вращается вертел, не давая мясу подгорать, — прекрасный пример устройства с обратной связью. Печатный станок Леонардо дополнил устройством для автоматической подачи листов бумаги. Он сконструировал калориметр для измерения объема пара, полученного при кипячении определенного количества воды. Основной его частью был поршень, движущийся в цилиндре, — тоже, вероятно, первое механическое устройство такого рода.

«ПУСТЬ НЕ ЧИТАЕТ МЕНЯ. ТОТ, КТО НЕ МАТЕМАТИК»

Особое внимание уделял Леонардо да Винчи механике — «рае математических наук», как он ее называл, видя в ней ключ к тайнам мироздания. Он проводил чисто научные исследования, экспериментально определяя коэффициенты трения скольжения и качения, и пришел к идее шарикового подшипника. В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, начиная от простейшей, так называемой цевочной, где зубьями колес служат цилиндрические шпеньки (она до сих пор применяется в недорогих устройствах, например в механических будильниках), до весьма сложной глобоидной червячной, в которой поверхность ведущего элемента (винта или червяка) имеет вогнутую форму и охватывает ведомую шестерню под большим углом. Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот; сконструировал коническую и спиральную передачи; придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов — пространственных и плоских зубчатых зацеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. Оно послужило фундаментом, на котором спустя века выросла классическая инженерная механика.

Занимаясь вопросами гидравлики, Леонардо впервые исследовал внутреннее течение жидкости, наблюдая за поведением зернышек проса в ней сквозь стеклянную стенку, и, видимо, был первым, кто обнаружил и зарисовал турбулентные вихри, возникающие «от препятствия, помещенного внутри потока» (1508-1514). Сегодня аналогичный способ — с крупинками пластика вместо проса — широко применяется для изучения различных гидродинамических эффектов. Почти за 200 лет до Торричелли Леонардо пытался получить вакуум в опрокинутых колбах, вставленных в чаши с водой. При помощи диаграмм он показывает, как «. потоки воды двух каналов, сталкиваясь один с другим, объединялись и поворачивали под прямым углом. «, и дает конкретные рекомендации по строительству дамб и укреплению берегов рек. Леонардо заметил и качественно описал многие явления гидродинамики значительно раньше Ньютона и Бернулли.

С давних времен наиболее гармоничным и приятным для глаза считалось соотношение пропорций предмета (скажем, длины фасада здания и его высоты), равное 1,6180. Эта величина появляется при решении многих геометрических задач, она была известна уже Евклиду. Но Леонардо да Винчи дал ей название, знакомое даже тем, кто не знает математики, — «золотое сечение».

«СОЗДАНИЯ ЛЮДЕЙ БУДУТ ПРИЧИНОЙ ИХ СМЕРТИ. «

История человечества, к сожалению, во многом сводится к истории войн, которые оно вело.

Не остался в стороне от создания оружия и Леонардо. Он конструирует катапульты и крепостные арбалеты, действующие за счет упругости деревянных или стальных пружин (все того же лука). Но уже изобретен порох, и в германии действует первый пороховой завод (1340). Меняется военная тактика: высокие крепостные стены, которые нелегко было взять штурмом, не могут устоять против артиллерии. Леонардо проектирует укрепление нового типа — с прочными стенами и орудийными площадками на них. Одновременно он конструирует орудия, которые заряжаются не с дула, а с казенной части, многоствольную артиллерию залпового огня, разрывные бомбы, снаряженные картечью, удлиненные снаряды, снабженные стабилизатором и пороховым ускорителем. Среди его эскизов — боевая бронированная машина, круглая в плане, вооруженная артиллерией. Для уничтожения неприятельских кораблей он предлагает создать подводную мину, которую ввинчивает в днище судна экипаж подводной лодки или водолаз. Впервые подобная мина была применена во время войны между Севером и Югом в США (1860-е годы), а водолазы-диверсанты появились только во время Второй мировой войны.

«НАДОБНО ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК, ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ. «

Леонардо да Винчи был человеком Возрождения в самом полном смысле этого слова. Диапазон его интересов огромен и отнюдь не исчерпывается профессиональными занятиями живописью и механикой. Он изучал строение человеческого тела и сам занимался анатомированием; оставил подробные рисунки мышц, костей и внутренних органов; впервые исследовал и описал клапан правого желудочка сердца. В области ботаники ему принадлежит открытие гео- и гелиотропизма растений, а его зарисовки могут служить иллюстрациями к учебникам.

Леонардо был знаком с действием вогнутых зеркал и линз и, возможно, планировал построить обсерваторию, записав: «Сделай стекла, чтобы смотреть на полную Луну». Он ясно понимал, что наша планета — не центр мироздания, ее размеры в масштабах Вселенной ничтожны, а звезды на самом деле значительно больше Земли и число их огромно: «Подумай теперь, на что похожа наша звезда с такого большого расстояния, и представь, сколько звезд может находиться между нами со всех сторон во всем темном пространстве». Он знал, что глаз проецирует на сетчатку перевернутое изображение, и сконструировал камеру-обскуру, чтобы наглядно показать это. Леонардо открыл закон отражения света, описав его словами, знакомыми со школы. А игру цвета в пятнах масла на воде и на крыльях птиц и бабочек он объяснял преломлением света (до открытия явления интерференции Ньютоном оставалась не одна сотня лет).

Значительный вклад внес Леонардо в геологию. Исследуя морские отложения и окаменелости в различных слоях осадочных пород гор Италии, он пришел к выводу, что там когда-то было морское дно, причем море неоднократно наступало и уходило. Эти выводы противоречили учению церкви о «втором дне творения», когда земля раз и навсегда была отделена от суши. Леонардо да Винчи вряд ли был атеистом, но к служителям церкви относился с большой долей иронии и скептицизма: «Много будет таких, кто оставит занятия, и труды, и бедность жизни, и владения, и пойдет жить в богатстве и торжественных зданиях, доказывая, что это и есть способ подружиться с Богом».

Очень близко подошел Леонардо к понятию инерции, известному ныне в виде Первого закона Ньютона (который когда-то назывался принципом Леонардо). Он писал: «Движение стремится к сохранению, или движущиеся тела продолжают двигаться до тех пор, пока в них продолжает действовать сила движителя — начального импульса. Ничто не может двигаться само собой, движение вызвано действием чего-то другого. Этим другим служит сила». Отсюда исследователь делает вывод: построить «вечный двигатель», устройство, работающее само по себе, без воздействия внешней силы, без притока энергии извне, невозможно. «О искатели вечного движения, сколько пустых проектов создали вы в подобных поисках! Прочь идите вместе с делателями золота!» Французская Академия наук пришла к этому выводу и прекратила рассматривать проекты «вечных двигателей» только в XIX веке, но «искатели вечного движения» не угомонились и сегодня…

Леонардо да Винчи умер во Франции. Лишенный покровительства высоких особ, в бедности и одиночестве, разочарованный и угнетенный. Его проекты, чертежи и записи оказались никому не нужны. Да и сам он не стремился их обнародовать. Картины разошлись по свету, не оцененные в должной мере: гениальная «Джоконда», например, украшала ванную комнату какого-то из аристократа Европы. В одной из последних записей он вопрошает себя: «Скажи мне, сделано ли тобою что-нибудь хоть когда-нибудь. Сделано ли что-нибудь? Сделано ли. «

Время ответило на этот вопрос. Сделано было много. Настолько много, что сегодня, спустя пять с половиной веков, творческое наследие Леонардо да Винчи изучают, его научно-технические и художественные традиции, этические и эстетические принципы служат примером в деле воспитания и образования. В этом смысле Леонардо да Винчи — наш современник, и он останется современником для грядущих поколений.

МЫСЛИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

* Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет скорее не ум свой, а память. .

* Хорошая ученость родилась от хорошего дарования, и так как надобно более хвалить причину, нежели следствие, больше будешь ты хвалить хорошее дарование без учености, чем хорошую ученость без дарования. .

* И хотя природа начинается с причины и заканчивается опытом, нам надобно идти путем обратным, то есть начинать с опыта и с ним изыскивать причину. .

* Опыт не ошибается, ошибаются только суждения наши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти… Оставьте опыт в покое и обратите жалобы свои на собственное невежество, которое заставляет вас быть поспешными….

* Тот, кто порицает высшую точность математики, кормится за счет путаницы и никогда не отступится от уловок софистических наук, порождающих бесконечную болтовню. .

* Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой. .

* Две слабости, опираясь одна на другую, рождают силу. Так половина мира, опираясь на другую, делается устойчивой. .

* Счастливы будут склоняющие свой слух к словам мертвых: читать хорошие произведения и соблюдать их. .

* Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать.

Любопытно

Леонардо да Винчи и другие, сформировавшие современную архитектуру

Современная архитектура — это архитектура сегодняшнего дня! Это не движение или исторический период, который может быть рассчитан по времени. Современная архитектура — это отражение мыслей и мнений современного человека. Речь идет о свободе самовыражения и создании пространства, которое дышит само по себе. Речь идет о том, чтобы быть экспериментальным и инклюзивным для всех форм и стилей дизайна.

Но эта современная архитектура основана на интенсивных исследованиях и преобразованиях. Перенимая юзабилити от каждого архитектора и отбрасывая неудачи каждого художника, принимая добро отовсюду! Итак, спустя сотни лет и миллионы форм искусства, вместе они породили современную архитектуру. Современная архитектура — это не одна идеология, а чувство свободы, что «инновация» — единственный ключ. Это означает проектирование в стиле, который ломает стереотипы, стандарты и размеры, созданные прошлыми традициями.

Несмотря на то, что современные архитекторы тщательно изучили каждый архитектурный стиль и направление в искусстве, одним из наиболее тщательно анализируемых периодов является «Ренессанс». До сих пор каждый архитектор изучает художников эпохи Возрождения и их теории как Библию. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло, Брунеллески и многие другие считаются пионерами Возрождения. Они не только породили этот стиль, но и почти 500 лет назад произвели революцию по всей Европе. Столь необходимое изменение от чрезмерно украшенного римского и готического архитектурного стиля. Они настоящие знаменосцы свободы в форме выражения через искусство. Они заняли свою собственную нишу, думая намного впереди своего времени.

Архитектура эпохи Возрождения хотя и находилась под влиянием римской архитектуры, такой как использование орнамента, они использовали его более ответственно, и вместе с этим произошли изменения в формах структуры. Архитекторы представили стиль здания, который был более симметричным и структурированным. Использование «золотого сечения» стало трендом, которому сегодня следуют все архитекторы. Структуры начали принимать форму своей функциональности, а не только эстетики.

Делая шаг назад и возвращаясь к основам, перспективные рисунки были впервые реализованы Филиппо Брунеллески. Это один из главных вкладов, которые художник дал всему миру. Придание глубины картинам и изображение размера элементов, находящихся на разных расстояниях, полностью произвело революцию в стиле рисования. В результате детализация стала проще и точнее. Мастер Леонардо, Веккьо представил различные стили живописи, в которых использовались масло и гипс в пропорциях, чтобы сделать произведение искусства ярким и более реалистичным.

Филиппо Брунеллески- Неф церкви Роспись. Источник изображения: Google картинки.

Архитекторы эпохи Возрождения спроектировали жилые дома таким образом, чтобы через окна проходило наибольшее количество солнечного света. Ширина улиц сохранялась не ниже средней ширины соседних, чтобы уменьшить ущерб от землетрясений и получить максимальное количество солнечного света. План оставался симметричным и повторяющимся. Около 500 лет назад Леонардо да Винчи спроектировал идеальный город на берегу реки Тичино. Его обширные рисунки показывают, насколько идеально он хотел спроектировать этот город, имея в виду идеалы эпохи Возрождения, но при этом «современный» и «рациональный» в дизайне. Он хотел построить город на разных уровнях. Он посвятил подземные туннели для использования в качестве канализационных линий. Верхние уровни могли использоваться пешеходами для прогулок и любования архитектурой. Нижняя часть города была местом торговли и транспорта. Это распределение все еще можно увидеть в городском планировании, но оно было революционным для того времени. Планировалось, что города будут просторными и воздушными. Он предложил разместить лестницу снаружи здания, чтобы дать больше пространства интерьерам; люди, однако, приняли это в течение 1920 с. Он включил в свое городское планирование несколько нововведений, которые были весьма нетрадиционными. Он опередил свое время, и его проекты помогли сформировать современный стиль.

Леонардо да Винчи — Эскизы идеального города. Источник изображения — Google картинки.

Но настоящее новаторство можно увидеть только в том, как он пытался соединить архитектуру и инженерию. Он планировал построить гидравлические водные пути и системы каналов, по которым лодки могли бы перевозить товары по суше. Хотя ни одно из его зданий не было построено, настоящая революция заключается в рисунках, изображающих его современные навыки планирования.

Ренессанс стал окном, открывшим путь урбанистике. Она дала нам блестящие умы, указавшие нам путь к модернизму. Они научили нас экспериментировать, привносить минимализм и приспосабливаться к ритму природы. Вклад Леонардо и других архитекторов эпохи Возрождения всегда будет бесценным и неизбежным.

Картины, рисунки, цитаты, факты и биография


Леонардо да Винчи был истинным гением, украшавшим этот мир своим присутствием с 15 апреля 1452 года по 2 мая 1519 года. . Он входит в число самых влиятельных художников в истории, оставив значительное наследие не только в области искусства, но и в науке, причем каждая дисциплина формировала его мастерство в другой. Да Винчи жил в золотой век творчества среди таких современников, как Рафаэля и Микеланджело, и вкладывал свой уникальный гений практически во все, к чему прикасался. Подобно Афинам эпохи Перикла, Италия эпохи Возрождения является вершиной в истории человечества. Сегодня, нет лучшего имени, чем Леонардо да Винчи, символизирующего эпоху Возрождения.

Ранние годы: с 1452 по 1476

Леонардо да Винчи родился в тосканской деревушке недалеко от Винчи. Он начал девятилетнее ученичество в возрасте 14 лет у Андреа дель Верроккьо, популярного скульптора, художника и ювелира, который был важной фигурой в мире искусства того времени. В мастерской Верроккьо во Флоренции молодой Леонардо, вероятно, встречался с такими мастерами, как Сандро Боттичелли. работая вместе с другими учениками Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Лоренцо ди Креди.

Верроккьо, изучивший свое ремесло у мастера Донателло, был официально признанным скульптором семьи Медичи, правившей Италией во времена эта эпоха. Под опекой Верроккьо да Винчи, вероятно, перешел от выполнения различных черных работ в студии к смешиванию красок и подготовке поверхностей. Затем он закончил бы изучение и копирование произведений своего мастера. Наконец, он помогал бы Вероккьо вместе с другими учениками в создании произведений мастера.

Леонардо да Винчи не только развил свои навыки в рисовании, живописи и скульптуре во время своего ученичества, но и через других, работающих в студии и рядом с ней, он приобрел знания в таких разнообразных таких областях, как механика, столярное дело, металлургия, архитектурное проектирование и химия. В 1473 году, когда он прошел более половины своего обучения у Вероккьо, он закончил Пейзажный рисунок для Санта-Мария-делла-Неве, изображение долины реки Арно пером и тушью. Это самая ранняя работа явно приписывается Леонардо да Винчи.

Рисунки Леонардо да Винчи станут неотъемлемой частью его наследия. Да Винчи много делал набросков, планируя изобретения, исследуя анатомию человека, рисуя пейзажи и набрасывая планы на будущее. такие картины, как «Дева в скалах» и его единственная сохранившаяся фреска «Тайная вечеря».

Простота — высшая степень изысканности». — Леонардо да Винчи

Многие другие его творческие работы во время работы с Верроккьо были приписаны мастеру студии, хотя картины были совместными усилиями. В разные годы историки внимательно изучил такие шедевры Вероккьо, как «Крещение Христа» и «Благовещение», чтобы оценить, какие конкретные фигуры, за которые отвечал Леонардо да Винчи. В «Крещении Христа», датируемом 1475 годом, эксперты предполагают, что один из ангелов — работа да Винчи, а в «Благовещении» созданные в тот же период времени, эксперты обнаруживают работу кисти начинающего художника в крыльях ангела и на заднем плане. На самом деле историки просвечивали «Благовещение» до окончательно отличить более тяжелые мазки кисти Верроккьо краской на основе свинца от более легких мазков да Винчи краской на водной основе.

Несмотря на то, что с 1472 года художник был членом флорентийской гильдии художников, он продолжал учиться у Верроккьо в качестве ассистента до 1476 года. замечательная живучесть и анатомическая правильность картин и рисунков Леонардо да Винчи.

Средние годы: 1477-1499

Покинув мастерскую Верроккьо, чтобы основать собственную, Леонардо да Винчи начал закладывать основу для своего творческого наследия. Подобно своим современникам, он сосредоточился на религиозных темах, но также заказы на портреты по мере их появления. В течение следующих пяти лет или около того он создал несколько известных картин, в том числе «Мадонна с гвоздикой», Джиневра де Бенчи, Мадонна Бенуа, Поклонение волхвов и Святой Иероним в пустыне. Последние две части незакончены.

Леонардо да Винчи получил заказ на картину «Поклонение волхвов» от старейшин церкви Флоренции, которые планировали использовать ее в качестве запрестольного образа. Это произведение является исторически значимым в силу инновации, сделанные да Винчи, были уникальными среди художественных условностей 1480-х годов. Он поместил Богородицу и младенца Христа в центр сцены, тогда как предыдущие художники поместили их в одну сторону. Да Винчи улучшил стандартную практику перспективы, внося изменения в четкость и цвет по мере того, как объекты становились все более отдаленными. К сожалению, он не выполнил поручение из-за лучшее предложение от герцога Миланского стать художником-резидентом при его дворе.

Находясь в Милане, художник использовал свои разнообразные интересы и знания для создания декораций и военных эскизов для герцога, а также картин. В начале своего пребывания при дворе да Винчи произвел свою первую версию « Девы в скалах» , шестифутового запрестольного образа, также называемого «Мадонна в скалах». На этой картине, которая датируется 1483 годом, художник экспериментирует с смешиванием краев объектов в нечетком свете, чтобы создать своего рода дымчатый эффект, известный как сфумато, технику, которую художник продолжал развивать. в своих будущих работах.

Возможно, именно из-за его желания отточить эту технику другая сохранившаяся картина, написанная им в Милане, «Тайная вечеря», настолько испортилась. быстро. Леонардо да Винчи использовал масляную краску на гипсе для этой сцены Иисуса и его апостолов за столом, потому что его обычные краски для фресок на водной основе было трудно смешать для сфумато. эффекта, которого он добивался. Всего за несколько десятилетий большая часть картины отслоилась от стены в монастыре Санта-Мария-дель-Грацие. Полотно Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», которая сейчас висит в Лувре, в значительной степени является репродукцией неудавшейся фрески.

Живопись — это поэзия, которую скорее видят, чем чувствуют, а поэзия — это живопись, которую скорее чувствуют, чем видят». — Леонардо да Винчи

Поздние годы: 1500-1519

После французского вторжения в Милан художник вернулся домой через Венецию и Мантую во Флоренцию. Его репутация предшествовала ему, и его хвалили старые друзья и подающие надежды художники, очарованные своими новшествами в искусстве. В этот последний период своей жизни Леонардо да Винчи написал больше картин, чем до сих пор. Переехав во Флоренцию в 1500 году, художник сделал предварительный прогресс в работе над его картиной «Богоматерь с младенцем и святой Анной», которую он откладывал незаконченной, чтобы не завершить ее в ближайшее время. еще 10 лет.

Леонардо начал создавать свою самую известную и тиражируемую работу «Мона Лиза» пару лет спустя, когда он получил заказ от Франческо дель Джокондо. его жена. Точная дата завершения «Моны Лизы» до сих пор остается под вопросом, но многие историки сходятся во мнении, что Леонардо да Винчи начал работу над шедевром в 1503 году.

Леонардо да Винчи также принял заказ на роспись, которая будет установлена ​​в Зале 500 в Палаццо Веккьо во Флоренции. Сюжетом была сцена битвы при Ангиари, а на картине было изображено сплетение мускулистых лошадей и воинов. Однако ей суждено было остаться незавершенной. Современный мастер Микеланджело получил заказ нарисовать битву при Кашине на противоположной стене, также работа, оставшаяся незавершенной. Ничего из батальной сцены Леонардо да Винчи не сохранилось, за исключением копии художника Питера Пауля Рубенса и собственных предварительных эскизов Леонардо.

Примерно в этот же период художник создал свой второй вариант картины «Богоматерь в скалах», которая, вероятно, была заказом для установки в капелле миланской церкви св. Сан Франческо Маджоре. Основные различия между двумя версиями заключаются в выборе цвета, освещения и деталей композиции.

Самое благородное удовольствие — это радость понимания. — Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи вернулся в Милан в 1506 году, чтобы принять официальный заказ на конную статую. В течение этого семилетнего пребывания в городе художник создал множество рисунки на самые разные темы, от анатомии человека до ботаники, а также эскизы изобретений в области оружия и исследования птиц в полете. Последнее привело бы к его исследовательскому чертежи человеческого летательного аппарата. Все его рисунки того времени отражали интерес да Винчи к тому, как все устроено и работает.

После отъезда из Милана в 1513 году Леонардо провел некоторое время в Риме. В октябре 1515 года король Франции Франциск I отбил Милан. Монарх присвоил ему звание главного архитектора, художник и механик короля. В 1516 году он поступил на службу к Франциску, а затем отправился в свое последнее место жительства возле двора Фонтенбло французского короля Франциска I. Многие историки считают Леонардо завершил свою последнюю картину «Святой Иоанн Креститель» в своем сельском доме в Клу, Франция. Этот шедевр демонстрирует его совершенство сфумато. техника. Леонардо умер в Кло-Люсе 2 мая 1519 года.в возрасте 67 лет. Причиной, как правило, считается повторный инсульт. Франциск I стал его близким другом. Записано, что король держал Голова Леонардо в его руках, когда он умирал, хотя эта история, любимая французами и изображенная на романтических картинах Энгра, может быть скорее легендой, чем фактом. Он был похоронен в часовне Сен-Юбер, Амбуаз, Франция.

Могила Леонардо да Винчи: Часовня Святого Юбера

Влияние Леонардо да Винчи

В работах, созданных его коллегами, влияние Леонардо да Винчи очевидно. Рафаэль и даже когда-то соперник Микеланджело перенял ту же фирменную технику да Винчи для создания столь же активных, анатомически реалистичных фигур.

Его новаторский отход от художественных стандартов своего времени будет направлять последующие поколения художников. Хотя Леонардо да Винчи рисовал обычные религиозные сцены своей эпохи, такие как Волхвы и Мадонна с младенцем, его уникальное расположение ключевых фигур, его фирменные приемы и его улучшения перспективы были ранее неслыханными. В Тайная вечеря, то, как он изолировал Христа в эпицентре сцены и сделал каждого апостола отдельным существом, но в то же время объединил их всех. в данный момент — это гениальный ход, который последующие художники на протяжении всей истории стремились воспроизвести.

По сей день любители искусства во всем мире считают культовую «Мона Лизу» одной из величайших картин всех времен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *