Скриптер что такое – Скрипты продаж — что такое и зачем нужны? – Агентство «Скриптогенератор»

Содержание

Сценарный язык — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2019; проверки требует 1 правка. Запрос «Сценарий (программирование)» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Сценарный язык (язык сценариев, жарг. скриптовый язык; англ. scripting language) — высокоуровневый язык сценариев (англ. script) — кратких описаний действий, выполняемых системой. Разница между программами и сценариями довольно размыта. Сценарий — это программа, имеющая дело с готовыми программными компонентами[1].

Согласно Джону Устерхауту, автору языка Tcl, высокоуровневые языки можно разделить на языки системного программирования (англ. system programming languages) и сценарные языки (англ. scripting languages). Последние он также назвал склеивающими языками (англ. glue languages) или языками системной интеграции

(англ. system integration languages). Сценарии обычно интерпретируются, а не компилируются[2], хотя сценарные языки программирования один за другим обзаводятся JIT-компиляторами[3][4][5].

В более узком смысле под скриптовым языком может пониматься специализированный язык для расширения возможностей командной оболочки или текстового редактора и средств администрирования операционных систем[6].

Языки программирования вообще и сценарные языки в частности могут быть классифицированы множеством различных способов.

В плане быстродействия скриптовые языки можно разделить на языки динамического разбора (sh, COMMAND.COM) и предварительно компилируемые (Perl). Языки динамического разбора считывают инструкции из файла программы минимально требующимися блоками, и исполняют эти блоки, не читая дальнейший код. Предкомпилируемые языки транслируют всю программу в байт-код и затем исполняют его. Некоторые скриптовые языки имеют возможность компиляции программы «на лету» в машинный код (т. н. JIT-компиляция).

По применению языки можно грубо разделить на три типа[7]:

  • командно-сценарные;
  • прикладные сценарные;
  • универсальные сценарные.

Командно-сценарные языки[править | править код]

Появились ещё в 1960-х годах для управления заданиями в операционных системах. Из языков того времени наиболее известен JCL для OS/360. В этот класс входят языки пакетной обработки (англ. batch language) и языки командных оболочек, например sh, csh для Unix. Эти языки чаще всего используются в пакетном режиме обработки[7].

Например, язык AppleScript операционной системы MacOS имеет редактор Script Editor, который позволяет записывать действия по мере их выполнения пользователем в системе в файл сценария (текстовый файл) и оформлять в виде исполняемой программы. Такой подход позволяет составлять простейшие сценарии непрограммирующим пользователем[8].

Встроенные (прикладные сценарные) языки[править | править код]

Сценарные языки этого типа начали появляться в 1980-е годы, когда на промышленных персональных компьютерах стало возможным интерактивное общение с ОС. В клиент-серверной архитектуре такие языки работали в клиентской части программного обеспечения[7].

Языки общего назначения[править | править код]

Этот тип сценарных языков наиболее известен (особенно в применении к веб-программированию). Языки этого типа стали возникать с 1990-х годов[7].

Следует заметить, что многие языки этой категории имеют более широкое применение, чем в качестве просто языков сценариев, например JavaScript, который в некоторых случаях может выполняться на сервере.

Создатель Java Джеймс Гослинг отвёл динамическим языкам программирования (упомянув PHP и Ruby) роль сценарных языков, генерирующих веб-страницы, но непригодных для применения в более широкой нише приложений из-за проблем с масштабируемостью и производительностью[9]. Приверженцы динамических языков не оставили критику без ответа по всем пунктам, в частности о его старании представить современные динамические языки всего лишь «сценарными»[10].

Для написания пользовательских расширений могут использоваться как скрипты (в терминологии некоторых программ «макросы»), так и плагины (независимые модули, написанные на компилируемых языках; в некоторых программах они могут называться «утилитами», «экспортёрами», «драйверами»).

Скриптовый язык удобен в следующих случаях:

  • Если нужно обеспечить программируемость без риска дестабилизировать систему. Так как, в отличие от плагинов, скрипты интерпретируются, а не компилируются, неправильно написанный скрипт выведет диагностическое сообщение, а не приведёт к системному краху. Контрпримером могут служить, например, JVM и CLR, причём если первая была разработана из соображений переносимости кода (безопасность — побочный эффект), то вторая — именно из соображений безопасности.
  • Если важен выразительный код.
    • Во-первых, чем сложнее система, тем больше кода приходится писать «потому, что это нужно». Впрочем, написание кода «потому, что это нужно» считается крайне плохой практикой (начиная с процедурного программирования), оправданной лишь при построчной оплате труда.
    • Во-вторых, в скриптовом языке может быть совсем другая концепция программирования, чем в основной программе — например, игра может быть монолитным однопоточным приложением, в то время как управляющие персонажами скрипты выполняются параллельно или как сопрограммы. Такой подход хорош с точки зрения масштабируемости системы (сценарии не зависят от реализации процедур, пишутся гораздо быстрее и легче отлаживаются), но не очень хорош с точки зрения качества кода, поскольку неизбежно приводит к его дублированию.
      • Гораздо более рациональным подходом является создание файлов ресурсов (как вариант, xml-файлов, структур, баз данных), описывающих поведение "по существу" (в декларативном стиле), как это делается с другими свойствами внутриигровых объектов (текстуры, модели, эффекты, звуки).
    • В-третьих, скриптовый язык имеет собственный проблемно-ориентированный набор команд, и одна строка скрипта может делать то же, что несколько десятков строк на традиционном языке. Однако стоит заметить, что бо́льшая выразительность кода на сценарных языках является следствием их ограниченности и/или новизны и сравнивать C (1970-е) и PHP (1990-е) и/или Fortran (1950-е) и Python (1990-е) неуместно.
  • Скрипты известны низким порогом вхождения, на скриптовом языке может писать даже низкоквалифицированный программист. Это одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, это позволяет нанимать дешёвую рабочую силу (освобождать специалистов от рутинной работы и повышать скорость разработки экстенсивно), а с другой критически снижает производительность и надёжность (из-за ориентированности обучения таким языкам на решение конкретных задач, а не на понимание сущности производимых действий).
    • Проблема высокого порога вхождения возникает, в основном, в языках с избыточным синтаксисом (C++, C#) и может быть полностью решена лишь отказом от них в пользу более удачных (что, разумеется, далеко не всегда возможно). В этом случае скрипты выполняют роль паллиатива. Собственно, они и возникли когда масштабируемость Си-подобных языков стала недостаточной для повседневной работы и порог вхождения новичков в отрасль резко возрос.
    • Проблема большого количества рутины, вообще говоря, неразрешима, но в большинстве случаев может быть сглажена более надёжными дополнительными средствами, например, автоматической кодогенерацией.
  • Если требуется кроссплатформенность. Например, JavaScript — его исполняют браузеры под самыми разными ОС.
    • Проблема с кроссплатформенностью напрямую вытекает из стандарта языка: стандарт Си, например, указывает "sizeOf (short) <= sizeOf (int) <= sizeOf (long)", но не указывает какую именно разрядность они должны иметь (эту проблему решают прикладные библиотеки, например, Glib). Современные не-сценарные языки (Java, C#, Haskell) этой проблемы полностью лишены именно по причине хорошей стандартизации.
  • Скриптовые языки применяются для написания программ, не требующих оптимальности и быстроты исполнения. Из-за простоты на них часто пишутся небольшие одноразовые («проблемные») программы.
    • Многие скриптовые языки общего назначения работают достаточно медленно, поэтому их часто используют только в сочетании со сторонними библиотеками (например, NumPy в сочетании с Python).
      • Это не очень хороший пример, поскольку NumPy основывается на старой фортрановской библиотеке MATHLAB, код которой, хоть и проверен временем, начинает неизбежно "гнить" — писался он под крайне примитивные однопоточные компьютеры с другими узкими местами (и хотя это компенсируется оптимизирующими компиляторами и распараллеливанием на уровне ОС, производительность постепенно снижается).
    • Более правильный пример: язык Lua является классическим встраиваемым языком сценариев общего назначения, для его работы достаточно минимальной реализации Си (везде, где есть Си, может работать и Lua).
    • Также скриптовые языки хороши для визуализации данных: создания сложных графиков и презентаций, а также простых программ (например, Python используется в графических оболочках Gnome и Cinnamon для создания апплетов и небольших настроечных утилит).

У плагинов также есть важные преимущества.

  • Готовые программы, оттранслированные в машинный код, выполняются значительно быстрее скриптов, которые интерпретируются из исходного кода динамически при каждом исполнении. Большинство программ переносимы на уровне исходного кода и могут быть выполнены интерпретатором соответствующего языка подобно скриптам. Использование же байт-кода (Java, C#, LLVM) позволяет хранить, переносить и исполнять программы более эффективным образом, нежели скрипты.
    • JIT-компиляция также позволяет оптимизировать общий код под конкретную платформу (в перспективе, под конкретное семейство процессоров и имеющееся оборудование).
  • Полный доступ к любому аппаратному обеспечению или ресурсу ОС (в скриптовом языке для этого должен существовать специальный API, написанный на компилируемом языке). Плагины, работающие с аппаратным обеспечением, традиционно называют драйверами.
  • Если предполагается интенсивный обмен данными между основной программой и пользовательским расширением, для плагина его обеспечить проще.
  • Если языки программирования созданы в разное время и для разных целей, их сравнение по выразительной силе некорректно. Совершенно естественно, что, например, алголоподобные языки (создавались в 60-х и 70-х) будут менее выразительны, чем современные скриптовые языки общего назначения. В сравнении же с "ровесниками" скрипты выглядят уже гораздо менее выгодно.
  • Для компилируемых языков программирования характерно использование сильной статической системы типов, которая позволяет эффективно отлавливать ошибки и лучше оптимизировать код. Использование же в современных скриптах динамической типизации обусловлено скорее техническими особенностями реализации и историческими причинами. Также у статически типизированных языков есть потенциал для роста, а именно, переход с традиционной мономорфной типизации на полиморфную. Расширения мономорфизма в современных Си-подобных языках (перегрузка, ad-hoc-полиморфизм) и полиморфизм подтипов, а также параметрический полиморфизм и классы типов в экспериментальных языках (например, Haskell) сценарным языкам недоступен (статическая типизация во время исполнения скрипта приведёт к существенной потере производительности).
  1. ↑ Сузи Р. Сценарные языки: Python. «Мир ПК», 9, 2001
  2. ↑ Ousterhout, 1998.
  3. ↑ LuaJIT
  4. ↑ PyPy
  5. ↑ Joab Jackson (IDG News Service), Facebook releases a PHP just-in-time compiler
  6. ↑ Денисов Ю. А., Программирование для гуманитариев, 12. Лекция: Представление грамматик, интуит.ру
  7. 1 2 3 4 5 6 7 Богатырев, 2001.
  8. ↑ Трофимов, Трофимова, 1997.
  9. ↑ James Gosling: «Java Is Under No Serious Threat From PHP, Ruby or C#»
  10. ↑ Ryan Tomayko, Gosling Didn’t Get The Memo

Скрипторий — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монах в скриптории

Скрипто́рий (лат. scriptorium от scriptor — «писец, переписчик») — мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях. Первые скриптории возникли в VI—VII веках на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании. Наибольшей славой в эпоху Карла Великого пользовался скрипторий Турского монастыря Святого Мартина, аббатом которого был Алкуин.

Один из последних старообрядческих скрипториев на территории СССР, келья отца Палладия в верховьях Енисея, 1967. фото Н. Н. Покровского.

Вначале книгу (как и во времена поздней античности) писали под диктовку, держа материал для письма на коленях. Столов не было. Затем, вероятно в VII веке, в мастерских появились столы. Во всяком случае, именно к этому времени относятся иконографические изображения каллиграфов, сидящих за столами. С VIII—IX веков подобные изображения стали нормой. В XIII веке скриптории приходят в упадок, книжным производством начинают заниматься городские ремесленники.

  • Добиаш-Рождественская О.А. Мастерские письма на заре западного Средневековья и их сокровища в Ленинграде. Л., 1930.
  • Добиаш-Рождественская О.А. из жизни мастерских письма (преимущественно на французском севере) // Средневековый быт. Сб. статей. Л., 1928.
  • Киселёва Л.И. О чём рассказывают средневековые рукописи. Л., 1978.
  • Люблинская А.Д. Латинская палеография. М., 1969.

Скриптонит — Википедия

Скриптонит
Scriptonite
Scriptonite.jpg
Имя при рождении Адиль Оралбекович Кулмагамбетов[1]
Полное имя Адиль Оралбекович Жалелов
Дата рождения 3 июня 1990(1990-06-03) (29 лет)
Место рождения
Страна Scriptonite.jpg Казахстан
Профессии музыкант
Годы активности 2009 — н. в.
Жанры альтернативный хип-хоп, хип-хоп, трэп, трип-хоп, R&B рэп-рок
Псевдонимы BSS Beats[2] (до 2012-го), Dilla Screepy[2], Screeptonite[3], Adikah[4], Скрипи[5]
Коллективы Dillaz, Jillzay[6], Gruppa Skryptonite
Лейблы DME (Dilla Muzic Entertaiment)
Gazgolder[7] (2013—2018)
Musica36 (с 2019-го)[8][9]
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ади́ль Оралбе́кович Жале́лов (каз. Әділ Оралбекұлы Жәлелов, род. 3 июня 1990 года, Ленинский, Казахская ССР), более известный под сценическим псевдонимом Скриптони́т (англ. Scriptonite) — казахстанский рэп-исполнитель и битмейкер, участник творческого объединения Gazgolder. Впервые громко заявил о себе в 2014 году видеоклипом на песню «VBVVCTND», спустя полтора года выпустил свой дебютный альбом «Дом с нормальными явлениями», который стал одним из самых удачных русскоязычных рэп-альбомов 2015 года.

В 2018 году разделил своё творчество на два проекта: Скриптонит и Gruppa Skryptonite[10]. Как объяснил сам Адиль, такое разграничение касается не только записи песен, но и концертов[10]. Так, концерты Gruppa Skryptonite — это музыкальный бэнд из восьми человек и новые аранжировки, а концерты Скриптонит — это формат «рэпер + диджей» и выступление под минусовки[10].

Ранние годы[править | править код]

Адиль Кулмагамбетов родился 3 июня 1990 года[11] в посёлке Ленинский вблизи города Павлодара на северо-востоке Казахстана[12], в семье Оралбека Жалеловича Кулмагамбетова. Начал заниматься музыкой в подростковом возрасте, в 11 лет увлёкся рэпом, в 15 лет начал сочинять музыку[13]. В юношеском возрасте сменил фамилию Кулмагамбетов на Жалелов (по имени деда)[1].

Первые успехи[править | править код]

В 2009 году Скриптонит вместе со своим другом Ануаром (Niman) создал группу JILLZ[13]. Помимо них в состав группы входили Юрий Дробитько (Юрик Четверг), Саян Жимбаев (Truwer), Азамат Алпысбаев (Six O) и Айдос Джумалинов (Strong Symphony). Ещё до подписания контракта с Gazgolder Скриптонит выпустил несколько синглов, ставших хитами, и успел обзавестись фанатами своего творчества, а также прославился как исполнитель «настоящей» трэп-музыки[14]. В 2013 году Скриптонит совместно с Niman’ом выпустил видеоклип к песне «VBVVCTND» (расшифровывается как «Выбор без вариантов — всё, что ты нам дал»[15]). После этого им заинтересовался российский продюсерский центр Gazgolder[4]. 27 февраля 2014 года стало известно, что Скриптонит стал резидентом этого лейбла. Впоследствии Скриптонит заявил, что именно 2014 год стал переломным в его жизни[16].

В 2015 году принял участие в создании совместного альбома Басты и Смоки Мо под названием «Баста / Смоки Мо». Сингл «Космос», записанный вместе с Дашей Чарушей, занял лидирующие позиции в чартах iTunes и стал 22-м в списке «50 лучших треков 2015 года» по версии сайта The Flow[17]. Видеоклипы на песни «Лёд» и «Миллионер из трущоб» с участием Скриптонита набрали миллионы просмотров на YouTube[18]. Клип на песню «Миллионер из трущоб» впоследствии занял 2-е место в топе «Лучших русских клипов 2015 года» по версии сайта Rap.ru[19], а песня «Лёд» заняла 46-е место в списке «50 лучших треков 2015 года» по версии сайта The Flow[20]. В октябре 2015 года Скриптонит попал в число финалистов премии Jagermeister Indie Awards в номинации «хип-хоп»[21]. Летом 2016 года Скриптонит попал в число претендентов в номинации «Открытие года 2016» популярного мужского журнала GQ[22].

2015 год. «Дом с нормальными явлениями»[править | править код]

Дебютный альбом Скриптонита под названием «Дом с нормальными явлениями» (аллюзия на название фильма «Дом с паранормальными явлениями») вышел 24 ноября 2015 года и занял вторую строчку в альбомном чарте iTunes, обогнав альбом «Горгород» российского рэпера Oxxxymiron и уступив новому альбому британской певицы Адель[23]. Обозреватель издания Газета.Ru Ярослав Забалуев отметил, что «за час с небольшим Жалелов предлагает не просто концептуальную, атмосферную работу, но и изрядное жанровое разнообразие — от трэпа и нью-йоркского хип-хопа до почти что госпела»[24].

«Дом с нормальными явлениями» стал одним из самых удачных русских рэп-альбомов 2015 года[25][26][27], а сам Скриптонит был признан интернет-изданием Colta.ru «рэпером года»[28]. «Дом…» попал в список «20 лучших альбомов 2015 года» по версии издания Газета.Ru[29] и удостоился 6-го места в списке «30 лучших альбомов года» по версии издания «Афиша»[30]. Альбом занял 1-е места в списке лучших русскоязычных альбомов по версии сайтов Rap.ru[31] и The Flow[32].

Видеоклип к песне «Стиль» занял 5-е место в списке «Лучших русских клипов 2015 года» по версии сайта Rap.ru[19], а сама песня заняла 15-е место в списке «50 лучших треков 2015 года» по версии сайта The Flow[33]. В том же топе песня «Танцуй сама» заняла 3-е место[34]. Издание «Афиша» включило видеоклип на песню «Притон» в список «100 великих клипов 2015 года»[35].

2016 год. Группа Jillzay, премия GQ[править | править код]

Изначально планировалось, что второй альбом Скриптонита выйдет в один день с дебютным альбомом[16]. В интервью изданию Meduza Скриптонит заверил, что практически законченный альбом под названием 3P (читается как англ. tripy) должен выйти в январе 2016 года[36], но по неизвестным причинам альбом так и не появился в заявленный срок. Впоследствии стало известно, что второй студийный альбом Скриптонита будет называться «Отель „Эверест“».

В сентябре 2016 года российское издание мужского журнала GQ признало Скриптонита «Открытием года»[37].

29 октября 2016 года группа Jillzay, в составе которой числится Скриптонит, выпустила 18-трековый альбом 718 Jungle[38]. Исполнитель принял участие в половине всех песен[38].

2017—2018. «Праздник на улице 36», музыкальный лейбл Zorski и «Уроборос»[править | править код]

7 марта 2017 года коллектив презентовал мини-альбом Open Season[39].

Второй студийный альбом в итоге получил название «Праздник на улице 36». Релиз состоялся 24 мая 2017 года. За несколько часов до релиза альбома были опубликованы песня «Outro»[40] и двойной видеоклип Скриптонит — «Вечеринка» / Jillzay — «Бар „2 лесбухи“»[41]. Презентация альбома прошла 26 мая 2017 года в клубе А2 в Санкт-Петербурге, на которой Адиль сообщил, что релиз нового альбома, который будет иметь другое название, всё-таки состоится осенью 2017 года[источник не указан 959 дней]. В интервью главному редактору издания «L’Officiel» Ксении Собчак он уточнил, что альбом с названием «Улица 36», который кардинально отличается от предыдущих и посвящён личным проблемам исполнителя, будет двойным.

Вскоре стало известно, что группа Jillzay закрылась, а вместо неё образовался музыкальный лейбл Zorski[42], в который входят исполнители 104 (Юрий Дробитько), Truwer (Саян Жимбаев) и Benz (Алтынбек Мерканов). В сентябре артисты 104 и Truwer представили свой совместный сольный альбом «Сафари», на котором Скриптонит выступил не только в качестве гостя, но и исполнительного продюсера[43].

16 декабря 2017 Скриптонит выпустил третью работу — двойной концептуальный альбом «Уроборос: Улица 36» и «Уроборос: Зеркала»[44]. Название пластинки отсылает к мифическому созданию — змею уроборосу. Сам Адиль Жалелов в интервью Газета.Ru объяснил, почему у альбома именно такое название: «… Я понял, что это очень близкий мне образ, сочетающийся со значением моих цифр — 36. Плюс образ змея, который поедает сам себя, принцип самосовершенствования через саморазрушение, мне очень близок с самых разных сторон»[45]. Презентация пластинки прошла в этот же день в Санкт-Петербурге в клубе А2. В день релиза Жалелов рассказал в своей Instagram-трансляции о том, что для него рэп как жанр себя изжил, в связи с чем он берёт перерыв в творчестве, планируя не выпускать больших сольных релизов 2—3 года[46].

2018 — настоящее время. Gruppa Skryptonite, Musica36[править | править код]

9 августа 2018 года Адиль выпускает «первую историю от нового музыкального проекта Gruppa Skryptonite», носящую название «Глупые и ненужные»[47]. Примечательно, что клип к треку вышел не на канале «Газгольдера», а на собственном канале группы[48].

24 октября 2018 года состоялась премьера рэп-трека «Мультибрендовый», записанного совместно с исполнителями T-Fest’ом, 104 и Niman’ом[49]. В этот же день вышел первый выпуск второго сезона шоу «GazLive», гостем которого стал Адиль[50]. В этом выпуске он рассказал, что возвращается в рэп и в данный момент занят созданием нового EP, который будет преимущественно состоять из треков, не вошедших в «Уроборос»[10].

В 2019 году Скриптонитом, 104, Truwer и Dose было создано объединение Musica36[8][9]. За февраль — март под этой маркой было выпущено 5 синглов: «В аду сегодня жарко» (104 при уч. Dose, Скриптонит)[8][9], «Ликёрная ванна» (Dose)[51][52], «Podruga» (Gruppa Skryptonite)[53][54][55], «Sinsemilla» (104 при уч. Скриптонит, Вандер Фил, Rigos)[56][57], «Танцевала» (Dose при уч. Andy Panda)[58]. На песню «Podruga» был снят клип.

21 марта на ютьюб-канале Gruppa Skryptonite было опубликовано лайв-исполнение песни «Podruga»[59], а 31 марта и 1 апреля — «Priton» и «Suka tashit nas na dno» соответственно (другие версии песен, выпущенных на альбоме «Дом с нормальными явлениями»)[60].

5 апреля 2019 года вышел Solitude — дебютный мини-альбом Gruppa Skryptonite[61][62]. На пластинку вошло 6 песен, включая ранее выпущенные синглы «Glupye I Nenuzhnye» и «Podruga»[61][62].

28 июня Скриптонит выпустил сингл «Замёрз», в состав которого вошла совместная с Andy Panda песня «Замёрз», а также сольная «Погрейся»[63].

Музыкальный стиль и оценки творчества[править | править код]

Скриптонит позиционирует своё творчество как «казахстанский рэп» и не одобряет тех, кто называет его «российским исполнителем», делающим «русский рэп». Первые его тексты были посвящены детским проблемам и школе, затем наступил недолгий период т. н. «рэпа про рэп», а нынешние темы он стал поднимать в начале 2010-х годов[16]. В своих песнях, в отличие от других русскоязычных рэперов, экспериментирующих с «глубокомысленными» текстами, Скриптонит делает упор на музыкальную составляющую, которой нередко занимается сам лично[25]. Своеобразное произношение, которое шутливо называют «Ельцин-флоу», и «полупьяный» голос дал уникальное звучание для его дебютного альбома[64]. Для того, чтобы избежать чужого влияния, Скриптонит практически не слушает песен на русском языке, в том числе и произведения других рэп-исполнителей[65].

После выхода альбома «Дом с нормальными явлениями» известный рэп-исполнитель Oxxxymiron положительно отозвался о творчестве Скриптонита, отметив высокий уровень «музыкальной замороченности и оригинальности»[66]. Также об альбоме с похвалой отозвались другие музыканты: Карандаш (Денис Григорьев), Johnyboy (Денис Василенко), ATL (Сергей Круппов)[67], Иван Дорн[68], Guf (Алексей Долматов)[69].

Студийные альбомы[править | править код]

Мини-альбомы[править | править код]

  • 2017 — Open Season (в составе Jillzay)
  • 2019 — Solitude (в составе Gruppa Skryptonite)

Сборники[править | править код]

  • 2015 — «К тебе» (совместно с артистами Gazgolder)

Синглы[править | править код]

Год Название Тип Примечание
2019 «Замёрз» основной артист Скриптонит при уч. Andy Panda
«Billboard» приглашённый артист Andy Panda при уч. Скриптонит, 104, TumaniYO, Miyagi
«Sinsemilla» приглашённый артист 104 при уч. Скриптонит, Вандер Фил, Rigos
«Podruga» основной артист Gruppa Skryptonite
«В аду сегодня жарко» приглашённый артист 104 при уч. Dose, Скриптонит
2018 «Мультибрендовый» основной артист при уч. 104, T-Fest, Niman
«Глупые и ненужные» основной артист Gruppa Skryptonite
2017 «Где твоя любовь?» основной артист при уч. Major Lazer
«НТРС» основной артист
«Outro» основной артист при уч. 104, Benz
«Ламбада» приглашённый артист T-Fest при уч. Скриптонита
2016 «Витамин» основной артист
«Do Dna» приглашённый артист 104, Truwer при уч. Скриптонит
«Вальс» приглашённый артист Pharaoh при уч. Скриптонит
«Бисер» основной артист при уч. ATL
2015 «Твоя сука» основной артист при уч. Pharaoh
«Космос» основной артист при уч. Даша Чаруша
«Перспектива» приглашённый артист Guf, Rigos при уч. Скриптонит
«Случайности» приглашённый артист Rigos, BluntCath при уч. Скриптонит
2014 «5 здесь, 5 там» основной артист
«Локоны» основной артист
«Твой» основной артист
«Не добро пожаловать» основной артист
2013 «VBVVCTND» основной артист
Как сольный исполнитель[править | править код]
В составе Jillzay[править | править код]
Как приглашённый исполнитель[править | править код]

Артист предпочитает не говорить о личной жизни и никогда не публикует фотографии своей семьи в социальных сетях. Однако в клипе Басты на песню «Сансара»[95] в апреле 2017 зрители увидели фото Скриптонита с малышом на руках. Позже рэпер подтвердил, что 19 января 2016 года у него родился сын, которого назвали Лучи (в честь матери самого артиста). Мамой малыша стала танцовщица и хореограф — Нигора Абдиганиева, с которой Адиль познакомился задолго до того, как стал знаменитым, и несколько лет состоял в отношениях. Свою избранницу артист никогда не представлял публике, но её можно увидеть в видеоприглашении Скриптонита в Зеленый театр[77]. Кроме того, девушка также обладает прекрасным вокалом, и иногда радует подписчиков короткими видео, где исполняет знаменитые песни на английском и русском языках.

В своём интервью Юрию Дудю[96] рэпер рассказал, что после рождения наследника он перевёз семью из Казахстана в Москву. Однако, через некоторое время, девушка решила вернуться с малышом в родной Шымкент, и вновь приступила к работе в танцевальной студии. Рэпер не раз отмечал, что очень много работает, из-за чего редко приезжает на родину, и видит сына, по которому очень скучает. Молодые люди стараются не показывать мальчика публике, однако, на немногочисленных фото, которые попали на просторы интернета, можно увидеть, что наследник Скриптонита, как две капли воды похож на своего знаменитого отца.

  1. 1 2 Рэпер Скриптонит из посёлка Ленинский (неопр.). Настоящее время (14 августа 2016). Дата обращения 15 августа 2016.
  2. 1 2 Wall | VK (неопр.) (25 июня 2011). Архивировано 2 апреля 2019 года.
  3. 1 2 3 Музыкальный клип Скриптонит - Что происходит (Prod By BSS Beats) на YouTube
  4. 1 2 Николай Редькин. 6 фактов о Скриптоните, рассказанные им самим // The Flow. — 24 ноября 2015.
  5. ↑ Скриптонит на Пикнике «Афиши» 2015 // Афиша. Архивировано 23 июля 2015 года.
  6. ↑ Изначально: Jillz
  7. ↑ На «Газгольдере» пополнение: новым артистом стал Скриптонит (неопр.). rap.ru (27 февраля 2014). Дата обращения 10 мая 2017.
  8. 1 2 3 В аду сегодня жарко»: Скриптонит, 104 и Dose выпустили трек в новом загадочном паблике (неопр.). the-flow.ru (14 февраля 2019). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 2 апреля 2019 года.
  9. 1 2 3 104 выпустил трек "В аду сегодня жарко" (неопр.). the-flow.ru (14 февраля 2019). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 14 февраля 2019 года.
  10. 1 2 3 4 Скриптонит пообещал скоро выпустить EP (рус.), The-Flow.ru. Дата обращения 29 октября 2018.
  11. ↑ Данные согласно страничке в социальной сети «ВКонтакте».
  12. Андрей Никитин. «Это про пацанов из тех мест, где я вырос»: интервью с рэпером Скриптонитом // Афиша-Воздух. — 17 июля 2015.
  13. 1 2 Наталья Наговицына. Скриптонит: «Не хочу, чтобы люди младше восемнадцати слушали мои песни» // Собака.ru. — 27 декабря 2015.
  14. Алексей Алеев. Дома делать нечего // Звуки.ру. — 25.11.2015.
  15. Николай Редькин. 8 новых лиц хип-хопа // Афиша-Daily. — 7 июля 2015.
  16. 1 2 3 Радиф Кашапов. Скриптонит: «Мне не нравится, когда говорят, что я делаю русский рэп» // Colta.ru. — 4 января 2016.
  17. ↑ 50 лучших треков 2015 года, часть 3 // The Flow. — 27 декабря 2015.
  18. ↑ Вышел дебютный альбом Скриптонита // A-One Hip-Hop Music Channel. — 25.11.2015.
  19. 1 2 Итоги года: лучшие русские клипы (неопр.). Rap.ru (25 декабря 2015). Дата обращения 28 декабря 2015.
  20. ↑ 50 лучших треков 2015 года // The Flow. — 25 декабря 2015.
  21. ↑ Объявлены финалисты премии Jagermeister Indie Awards // Colta.ru. — 21 октября 2015.
  22. ↑ Голосование 2016 | GQ Человек Года (неопр.) (недоступная ссылка). GQ Russia. Дата обращения 16 августа 2016. Архивировано 14 августа 2016 года.
  23. ↑ Новый альбом Адель в пятый раз возглавил чарты российского iTunes // Lenta.ru. — 2 декабря 2015.
  24. Ярослав Забалуев. 5 лучших альбомов ноября // Газета.Ru. — 26.11.2015.
  25. 1 2 Кирилл Молоков. Скриптонит – «Дом с нормальными явлениями». — Rolling Stone Russia, 26 ноября 2015.
  26. Андрей Никитин. Что случилось с музыкой. Скриптонит, Tesla Boy, Coldplay, M.I.A., Tame Impala и другие // Афиша-Воздух. — 30 ноября 2015.
  27. Лёша Горбаш. Рецензия: Скриптонит "Дом с нормальными явлениями" // The Flow. — 31 декабря 2015.
  28. Денис Бояринов. Итоги года. Наша поп-музыка // Colta.ru. — 23 декабря 2015.
  29. Ярослав Забалуев. 20 лучших альбомов 2015 года // Газета.Ru. — 31 декабря 2015.
  30. ↑ 30 лучших альбомов года // Афиша-Daily. — 2015.
  31. ↑ Итоги года: лучшие русские альбомы, часть 2 | RAP.RU // Rap.ru. — 31 декабря 2015.
  32. ↑ 33 лучших отечественных альбома 2015, финал // The Flow. — 15 января 2015.
  33. ↑ 50 лучших треков 2015 года, часть 4 // The Flow. — 28 декабря 2015.
  34. ↑ 50 лучших треков 2015 года, финал // The Flow. — 28 декабря 2015.
  35. Андрей Никитин. 100 великих клипов года. Часть пятая: от Скриптонита до «Серебра» // Афиша-Daily. — 30 декабря 2015.
  36. Алексей Пономарев. «У нас воспитание другое, ментал другой»: Интервью рэпера Скриптонита, выпустившего один из лучших альбомов 2015 года на русском языке // Meduza. — 21 января 2016.
  37. 1 2 Открытие года 2016: Скриптонит (неопр.). GQ (13 сентября 2016). Дата обращения 13 сентября 2016.
  38. 1 2 Группа Jillzay, в состав которой входит Скриптонит, выпустила релиз «718 Jungle» (неопр.). the-flow.ru (29 октября 2016). Дата обращения 29 октября 2016. Архивировано 29 октября 2016 года.
  39. ↑ Вышел новый EP Jillzay — «Open Season» (неопр.). the-flow.ru (7 марта 2017). Дата обращения 28 марта 2017.
  40. ↑ Скриптонит выпустил новый трек «Outro», помогают ему коллеги по Jillzay (неопр.). the-flow.ru (24 мая 2017). Дата обращения 24 мая 2017.
  41. ↑ Скриптонит и Jillzay «Вечеринка» / «Бар „2 лесбухи“» (неопр.). the-flow.ru (24 мая 2017). Дата обращения 24 мая 2017.
  42. ↑ Рэп-исполнитель 104: "Для меня главное, чтобы музыка звучала" (неопр.) (недоступная ссылка). Trendspace (23 сентября 2017). Дата обращения 7 января 2018. Архивировано 9 июня 2018 года.
  43. ↑ 104 и Truwer выпустили альбом "Сафари" (неопр.). the-flow.ru (21 сентября 2017). Дата обращения 7 января 2018.
  44. ↑ Вышел новый альбом Скриптонита. В двух частях! Послушайте его прямо сейчас (неопр.). Meduza (16 декабря 2017). Дата обращения 16 декабря 2017.
  45. ↑ «Могу хоть с утра до вечера фоткаться с пачками денег», Газета.Ru. Дата обращения 4 февраля 2018.
  46. ↑ Скриптонит "Рэп как формат для меня себя изжил. Мне больше нечего сказать в формате рэпа" (неопр.). the-flow.ru (16 декабря 2017). Дата обращения 16 декабря 2017. Архивировано 16 декабря 2017 года.
  47. ↑ Скриптонит выпустил дебютную песню своего нового проекта (неопр.). the-flow.ru (9 августа 2018). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 12 августа 2018 года.
  48. ↑ Gruppa Skryptonite "Глупые и ненужные" (неопр.). the-flow.ru (9 августа 2018). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 12 августа 2018 года.
  49. ↑ Скриптонит, T-Fest, 104, Niman "Мультибрендовый" (рус.), The-Flow.ru. Дата обращения 29 октября 2018.
  50. ТО "Gazgolder". GAZLIVE | Скриптонит (неопр.) (24 октября 2018). Дата обращения 29 октября 2018.
  51. ↑ Dose «Ликёрная ванна»: дебютный рэп-трек казахстанского продюсера Strong Symphony (неопр.). rap.ru (4 марта 2019). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 2 апреля 2019 года.
  52. ↑ Dose "Ликерная ванна" (неопр.). the-flow.ru (4 марта 2019). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 4 марта 2019 года.
  53. ↑ У Gruppa Skryptonite выходит клип "Podruga". Есть тизер (неопр.). the-flow.ru (4 марта 2019). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 4 марта 2019 года.
  54. ↑ Gruppa Skryptonite "Podruga" (неопр.). the-flow.ru (6 марта 2019). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  55. ↑ Gruppa Skryptonite «Podruga»: второй клип нового проекта Скрпитонита (неопр.). rap.ru (6 марта 2019). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  56. ↑ 104, Скриптонит, Вандер Фил и Rigos — в треке "Sinsemilla" (неопр.). the-flow.ru (8 марта 2019). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 8 марта 2019 года.
  57. ↑ ​Скриптонит, 104, Вандер Фил, Rigos «Sinsemilla»: трек к 8 марта, в котором воспевается отнюдь не женщина (неопр.). rap.ru (8 марта 2019). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 2 апреля 2019 года.
  58. ↑ "Танцевала" — это фит Dose и Andy Panda (неопр.). the-flow.ru (10 марта 2019). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 10 марта 2019 года.
  59. ↑ Смотрим свежий лайв Gruppa Skryptonite с песней "Podruga" (неопр.). the-flow.ru (21 марта 2019). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 21 марта 2019 года.
  60. ↑ Gruppa Skryptonite исполнила каверы на песни Скриптонита (неопр.). the-flow.ru (1 апреля 2019). Дата обращения 2 апреля 2019. Архивировано 1 апреля 2019 года.
  61. 1 2 Gruppa Skryptonite "Solitude" (неопр.). the-flow.ru (5 апреля 2019). Дата обращения 5 апреля 2019. Архивировано 5 апреля 2019 года.
  62. 1 2 ​Gruppa Skryptonite «Solitude»: дебютный EP сайд-проекта Скриптонита (неопр.). rap.ru (5 апреля 2019). Дата обращения 5 апреля 2019. Архивировано 5 апреля 2019 года.
  63. ↑ Скриптонит неожиданно выпустил сингл "Замерз" (неопр.). the-flow.ru (28 июня 2019). Дата обращения 28 июня 2019. Архивировано 28 июня 2019 года.
  64. Тагир Вагапов, Андрей Никитин, Николай Овчинников, Сергей Степанов, Никита Величко. Новые альбомы Coldplay, Адель, Скриптонит, Кобейн, Arca, Эрика Баду и другие // Афиша-Воздух. — 10 декабря 2015.
  65. Руслан Муннибаев. Баста — Скриптониту: “Помогать — это пипец обременение” // Interview. — 16 декабря 2015.
  66. ↑ Oxxxymiron: "Рэп окончательно стал жанром номер один в русскоязычной музыке" // The Flow. — 25 ноября 2015.
  67. ↑ «Он уволил русский рэп»: как интернет встретил альбом Скриптонита | RAP.RU // Rap.ru. — 24 ноября 2015.
  68. Леша Горбаш. Иван Дорн: "Хочу нырнуть в андеграунд" // The Flow. — 16 декабря 2015.
  69. ↑ Гуф - о героине, разводе и новой жизни / Откровенное интервью на YouTube, начиная с 38:21
  70. 1 2 Музыкальный клип Скриптонит - 11 км на YouTube
  71. 1 2 Музыкальный клип Скриптонит - No Hook #2 (Prod By Scriptonite) на YouTube
  72. ↑ Музыкальный клип Скриптонит x Niman - PVL Is Back (Prod. By Scriptonite & Niman) на YouTube
  73. ↑ Музыкальный клип Скриптонит (Scriptonite) Приглашение в г. Астана, клуб "Oscar" на YouTube
  74. 1 2 Музыкальный клип Скриптонит - Batman (ПКД) на YouTube
  75. 1 2 Музыкальный клип Скриптонит - VBVVCTND (Prod. By Scriptonite) на YouTube
  76. ↑ Музыкальный клип Скриптонит - Твой на YouTube
  77. 1 2 ТО "Gazgolder". Скриптонит - Приглашение в Зеленый Театр 2014 (неопр.) (14 июля 2014). Дата обращения 20 февраля 2018.
  78. ↑ Музыкальный клип Скриптонит - Стиль на YouTube
  79. 1 2 Музыкальный клип Скриптонит - Притон на YouTube
  80. ↑ Музыкальный клип Скриптонит / Тати - Приглашение на GazgolderLive на YouTube
  81. Aidana Mamayeva. Айсултан Сеитов: «Хочу остаться в истории» (неопр.). Бродвей (12 августа 2016). Дата обращения 7 января 2018.
  82. 1 2 Музыкальный клип Скриптонит - Витамин на YouTube
  83. ↑ Музыкальный клип T-Fest Х Скриптонит - Ламбада на YouTube
  84. Айсана Ашим. 20-летний режиссер из Казахстана снимает клипы Ивану Дорну, Noize MC, Скриптониту и Басте. Кто он такой? (неопр.). Meduza (5 июня 2017). Дата обращения 7 января 2018.
  85. 1 2 3 4 Музыкальный клип Скриптонит – Вечеринка / Jillzay ft. KolyaOlya – Бар - Две лесбухи на YouTube
  86. ↑ Музыкальный клип Gruppa Skryptonite - Podruga на YouTube
  87. ↑ Музыкальный клип Jillzay - Поднять и потратить (feat. Bro Upgrade, Скриптонит, 104) на YouTube
  88. ↑ Музыкальный клип Райда - Ниа (ft. 104, Скриптонит) на YouTube
  89. ↑ Музыкальный клип 104 x Truwer x Blud x Скриптонит - Нет выбора. OST: Конверт. (Lyric Video) на YouTube
  90. ↑ Музыкальный клип PR'OXY ft. Scriptonite - Для Моих Людей (Promo Only) на YouTube
  91. ↑ Музыкальный клип Баста / Смоки Мо - Миллионер из трущоб (ft. Скриптонит) на YouTube
  92. ↑ Музыкальный клип Баста / Смоки Мо - Лёд (ft. Скриптонит) на YouTube
  93. ↑ Музыкальный клип Charusha - Сансара (при уч. Скриптонит) на YouTube
  94. ↑ Музыкальный клип Баста - Сансара (при уч. Д.Арбенина, A.Ф.Скляр, С.Бобунец, SunSay, Ант (25/17) и Скриптонит) на YouTube
  95. ТО "Gazgolder". Баста - Сансара (при уч. Д.Арбенина, A.Ф.Скляр, С.Бобунец, SunSay, Ант (25/17) и Скриптонит) (неопр.) (10 апреля 2017). Дата обращения 20 февраля 2018.
  96. вДудь. Скриптонит - большое откровенное интервью / вДудь (неопр.) (6 июня 2017). Дата обращения 20 февраля 2018.

Скрипт (script) – что это такое: язык сценариев в программировании

Скрипт (сценарий) — это последовательность действий, описанных с помощью скриптового языка программирования (JavaScript, PHP, Perl, Python и др.) для автоматического выполнения определенных задач.

Например, для функционирования какого-нибудь сервиса, инструмента на сайте.

Если говорить простым языком, скрипты — это то, что придает сайту динамику, приводит механизм в действие. Если с любой веб-страницы удалить все сценарии, это будет просто статичное изображение, набор определенных данных. Взаимодействовать с такой страницей будет невозможно. Например, нажатие кнопки «Отправить комментарий» ни к чему не приведет.

Чтобы происходило действие (сообщение появлялось под публикацией), необходимо прописать соответствующий script. При выполнении условий (в данном случае нажатие кнопки «Отправить») он будет запускаться. После чего пользователь увидит результат своих действий.

Также можно написать еще один скрипт (или дополнить предыдущий новыми условиями), чтобы система оповещала пользователя об успешной или неуспешной отправке. Если все условия были выполнены правильно, пользователь увидит сообщение: «Комментарий отправлен». Если что-то было сделано неверно, он увидит: «Заполните все поля корректно», «Заполните поля, отмеченные *» и т. д.

Скрипты, как правило, взаимодействуют с различными базами (например, MySQL), позволяющими хранить данные и иметь быстрый доступ к ним.

Языки сценариев

Каждый из скриптов написан на том или ином программном языке. Их также называют языками сценариев или скриптовыми языками. Сегодня наиболее популярными и активно используемыми являются:

  • JavaScript;

  • JScript;

  • PHP;

  • Python;

  • Perl.

Они имеют разный синтаксис, различные возможности и области применения. В веб-разработке наиболее часто используется JavaScript и PHP.

Как установить скрипт на сайт

Для того чтобы добавить тот или иной сценарий на свой сайт, веб-разработчик должен создать отдельный script-файл. В нем он должен прописать сам сценарий на соответствующем языке.

После необходимо сделать следующее:

  1. Загрузить все файлы скрипта через ftp.

  2. Разграничить права доступа.

  3. Запустить инсталлятор, который сам создаст конфигурационные файлы.

  4. Заполнить все необходимые данные (например, доступ к базе MySQL).

  5. Осуществить настройку в панели управления.

Иногда настройка происходит не в ПУ, а предварительно в файлах конфигурации.

Работоспособность скрипта можно проверить заранее на своем ПК, не загружая его на сервер. Но для этого необходимо использовать специальный софт, способный сымитировать условия, близкие к тем, где размещается сайт.

Как это работает

Ниже описана схема срабатывания и работы скрипта.

  1. Выполняется некоторое условие на сайте.

  2. Эта информация поступает на веб-сервер.

  3. После на сервере запускается файл скрипта.

  4. Далее происходит обработка данных и выбор ответа в соответствии с прописанным сценарием.

  5. Информация с веб-сервера поступает на ПК пользователя, в результате чего происходит ответное действие.

Скрипты не обязательно запускаются в результате каких-либо действий пользователя. Существуют сценарии, которые выполняются автоматически, без участия человека.

Например, выскакивающая реклама, которая появляется спустя 5 минут нахождения на сайте. Или автоматический скроллинг баннеров. В данном случае открытие веб-страницы уже является условием. Также скрипт не обязательно выполняется на сервере. Например, некоторые сценарии на сайте, написанные на языке JavaScript, выполняются прямо в браузере, если тот оборудован встроенным интерпретатором JS. Сегодня почти все современные браузеры его имеют.

Таким образом, сценарии могут выполняться как сами по себе, так и в результате определенных действий посетителя. А происходить это может как на стороне пользователя, так и на стороне сервера.

Преимущества и задачи

Главная задача любого скрипта на сайте — выполнение заданной функции. В веб-разработке их используют:

  • для расширения функционала ресурса, добавления уникальных инструментов;

  • сбора статистики о посещениях и посетителях;

  • поисковой оптимизации;

  • упрощения кода веб-страницы;

  • добавления динамических элементов дизайна и т. д.

В контекстной рекламе их стали использовать для автоматизации управления рекламными кампаниями. В качестве примера можно вспомнить автоматические стратегии управления ставками в «Директе» и AdWords.

Также за последние годы скрипты стали активно использоваться для имитации действий реальных пользователей. Например, сервисы накрутки счетчиков активности в социальных сетях, способные всего за пару секунд сымитировать активность нескольких тысяч пользователей. Или сервисы автопостинга, которые в автоматическом режиме осуществляют публикации в заданное время.

Другие пользователи могут даже не подозревать, что это не реальный человек, а заскриптованный алгоритм.

Использование скриптов обладает рядом преимуществ.

  1. Безопасность. Все сценарии являются независимыми элементами и никак не влияют на работоспособность сайта (системы). То есть, если в скрипте произошла ошибка, это повлияет только на работу отдельной функции, но никак не на работу всего ресурса. Обращаясь к описываемому ранее примеру, работать перестанут только комментарии, но никак не сама веб-страница.

  2. Упрощение. Для работы некоторых сценариев достаточно написать одну строчку кода, при этом на обычном языке потребовалось бы написать десятки строк.

  3. Наличие инсталляторов. Большинство скриптов снабжено инсталлятором, который сам создает все необходимые файлы конфигурации. Программисту не нужно «ковыряться» в исходном коде, достаточно запустить инсталлятор, ввести все необходимые данные и перейти к настройке в панели управления.

  4. Интерпретаторы, встроенные в браузеры. Некоторые скрипты могут выполняться прямо в браузере пользователя, что ускоряет процесс их выполнения.

  5. Расширенная функциональность. Script способен расширить функционал сайта, дать ему новые инструменты и возможности для взаимодействия с посетителями.

Роль скриптов в СЕО

Несмотря на то, что скрипты способны повышать функционал сайта и его юзабилити, их нужно использовать с умом.

Дело в том, что каждый скрипт — это определенная нагрузка на сервер (если он выполняется в браузере — на браузер). Чрезмерное их количество может привести к тому, что сайт будет зависать и тормозить. Это негативно скажется на поведении посетителей. А, как известно, поведенческие факторы играют одну из главных ролей при ранжировании страниц в поисковой выдаче. Чтобы не портить поведенческие факторы своей площадки, необходимо убрать все лишние скрипты. Оставлять стоит только самые «нужные». Именно поэтому все специалисты в области СЕО рекомендуют не использовать совсем или использовать по минимуму анимационные и динамические элементы. Да, это красиво, но неэффективно с точки зрения производительности.

Также одной из главных рекомендаций является помещение всех скриптов в самый конец исходного кода, чтобы при открытии веб-страницы они загружались в последнюю очередь. Люди не всегда имеют хорошее интернет-соединение. Особенно это касается мобильной аудитории. Скрипты — это самый «тяжелый» фрагмент кода. Из-за его долгой загрузки пользователь может покинуть сайт, так и не дождавшись появления основного контента. Такой визит будет засчитываться как отказ. Это также минус в копилку поведенческих факторов.

Слишком много отказов может привести к снижению позиций ресурса в выдаче и, следовательно, посещаемости.

Таким образом, сценарии не могут напрямую повлиять на поисковое продвижение ресурса, но могут повлиять на факторы, от которых зависит результат этого продвижения. Это:

СЕО — это многогранный процесс, состоящий из множества «мелких» деталей. Поэтому каждой из них нужно уделять достаточно внимания, в том числе и скриптам сайта.

Скриптовый язык - это... Что такое Скриптовый язык?

Скри́птовый язы́к (англ. scripting language, в русской литературе принято название язык сценариев) — язык программирования, разработанный для записи «сценариев», последовательностей операций, которые пользователь может выполнять на компьютере. Простые скриптовые языки раньше часто называли языками пакетной обработки (batch languages или job control languages). Сценарии обычно интерпретируются, а не компилируются (хотя всё чаще применяют компиляцию каждый раз перед запуском).

В прикладной программе, сценарий (скрипт) — это программа, которая автоматизирует некоторую задачу, которую без сценария пользователь делал бы вручную, используя интерфейс программы.

Плагины или скрипты?

Для написания пользовательских расширений могут использоваться как скрипты (в терминологии некоторых программ «макросы»), так и плагины (независимые модули, написанные на компилируемых языках; в некоторых программах они могут называться «утилитами», «экспортёрами», «драйверами»).

Скриптовый язык удобен в следующих случаях:

  1. Если нужно обеспечить программируемость без риска дестабилизировать систему. Так как, в отличие от плагинов, скрипты интерпретируются, а не компилируются, неправильно написанный скрипт выведет диагностическое сообщение, а не приведёт к системному краху;
  2. Если важен выразительный код. Во-первых, чем сложнее система, тем больше кода приходится писать «потому, что это нужно» — см., например, Hello World#Маргинальные примеры. Во-вторых, в скриптовом языке может быть совсем другая концепция программирования, чем в основной программе — например, игра может быть монолитным однопоточным приложением, в то время как управляющие персонажами скрипты выполняются параллельно. В-третьих, скриптовый язык имеет собственный проблемно-ориентированный набор команд, и одна строка скрипта может делать то же, что несколько десятков строк на традиционном языке. Как следствие, на скриптовом языке может писать программист очень низкой квалификации — например, геймдизайнер своими руками, не полагаясь на программистов, может корректировать правила игры;
  3. Если требуется кроссплатформенность. Хорошим примером является JavaScript — его исполняют браузеры под самыми разными ОС.

У плагинов же есть три важных преимущества.

  1. Готовые программы, оттранслированные в машинный код, выполняются значительно быстрее скриптов, которые интерпретируются из исходного кода динамически при каждом исполнении. Поэтому скриптовые языки не применяются для написания программ, требующих оптимальности и быстроты исполнения. Но из-за простоты они часто применяются для написания небольших, одноразовых («проблемных») программ.
  2. Полный доступ к любому аппаратному обеспечению или ресурсу ОС (в скриптовом языке для этого должен существовать написанный на машинном коде API). Плагины, работающие с аппаратным обеспечением, традиционно называют драйверами.
  3. Если предполагается интенсивный обмен данными между основной программой и пользовательским расширением, для плагина его обеспечить проще.

Также в плане быстродействия скриптовые языки можно разделить на языки динамического разбора (sh, command.com) и предварительно компилируемые (Perl). Языки динамического разбора считывают инструкции из файла программы минимально требующимися блоками, и исполняют эти блоки, не читая дальнейший код. Предкомпилируемые языки транслируют всю программу в байт-код и затем исполняют его. Некоторые скриптовые языки имеют возможность компиляции программы «на лету» в машинный код (т. н. JIT-компиляция).

Типы скриптовых языков

Универсальные скриптовые языки

Встроенные в прикладные программы

Командные оболочки

Встраиваемые

  • ActionScript - В средах Adobe Flash, Adobe AIR, Adobe Flex
  • Браузерные языки: JavaScript, JScript
  • Lingo — использующийся в редакторе Director, называют скриптовым
  • Guile
  • Io
  • Lua
  • Sleep
  • Script.NET

Также в приложение может быть встроена возможность расширения сценариями на любом из универсальных скриптовых языков, см. к примеру библиотеку SWIG или автоматический планировщик задач.

Командные файлы интерпретаторов

Многие консольные утилиты поддерживают выполнение последовательности команд, заранее записанной в файл. Такие файлы тоже называют скриптами.

Примеры таких утилит:

  • SQLPlus — выполняет команды SQL и PL/SQL в СУБД Oracle

Теория правильных скриптов / Habr

Чем различается скрипт и программа? Вовсе не используемым языком или наличием интерфейса.

Главная разница — в наличии у программы обширнейшей оболочки, не связанной «содержимым» программы. В зависимости от платформы, это могут быть страницы руководства, поддержка нескольких языков, наличие функционала по установке/удалению, исполнение соглашений об интерфейсе (командной строки, или иных средств взаимодействия), интерфейсы в общем реестре и т.д… Программа должна уметь работать в любой документированной среде, предусматривать различные ситуации (круче всего с этим у программ под unix, которые используют ./configure для определения, собственно, где они, что можно, а что нельзя на этой (очередной) платформе).

Скрипт же, в строго обратном смысле: он предназначен для решения конкретной проблемы «здесь и сейчас». Никто не ожидает от скрипта, который отсылает статистику, способности делать это одновременно на solaris'е, freeBSD и windows embedded standard с cygwin'ом на борту.

По математико-программистким представлениям, между скриптами администрирования и программами нет разницы. Они работают по одинаковым принципам, вообще говоря, выполняют почти одно и то же.

Разница между скриптом и программой — административная.

Практически любая программа имеет в себе ТРИ важные составляющие:

  • Нетривиальный алгоритм.
  • Техподдержку, наработанные лучшие практики использования, типовые схемы внедрения и готовые конфигурации.
  • Правильную интеграцию в рабочую среду в любой разрешённой (документированной) конфигурации.

Давайте подробнее об этих составляющих…

1) Алгоритм. У любой программы есть во-первых некая идея (что, собственно, делает программа), во-вторых — обвязка. Чтение конфигов, вывод в сислог, оповещение по почте и ещё тысяча не связанных с основной задачей операций. Но программу используют не ради чтения конфигов и записи в лог, а ради того, что она ДЕЛАЕТ. Соответственно, обычно идея заключается в выполнении каких-то действий по какому-то алгоритму. Нетривиальная идея. В фактическом коде это может быть меньше, чем чтение xml-конфига, но при этом именно рабочий алгоритм — суть программы. Он может быть или «обрабатывающим данные» (вроде SQL'я), или математическим (вроде md5sum), или работающим с конкретными особенностями конкретной железки (формата файла) — но он всегда требует высокой квалификации в предметной области для адекватного понимания принципов работы. Понятно, что код OpenSSL может читать любой программист. Понятно, что алгоритм работы OpenSSL может понять только хороший математик.

Но мы пишем не о программах — о скриптах. Так вот, скрипт не должен реализовывать нетривиальные алгоритмы. Если вы у себя в скрипте пишите аналог base64 — это плохой скрипт. Если вы у себя в скрипте пишите отправку сообщений по smtp методом «открыли сокет, записали» — это омерзительный скрипт. Если вы у себя в скрипте ловите данные с ком-порта и пишите туда ответ (для управления УПСом) — это писец какой-то, а не скрипт.

Скрипт НЕ ДОЛЖЕН содержать в себе алгоритма в терминах «предметной области». У скрипта нет предметной области, скрипт — обвязка вокруг программ, которые уже работают с предметными областями. В некоторых случаях скриптовый язык может предоставлять весь инструментарий:


if  md5.md5sum (open.($check).read() ) != url.openurl($control).read():
     smtp.sendmail($from, $to, "data check failed", "md5sum of $check does not match control sum form $contol.").

Это скрипт. Просто скрипт. Не смотря на то, что он реализует офигенный объём работы. А вот если у вас md5 — класс, объявленный в скрипте 5 строчками выше с имплементацией md5 (или url, или open, или smtp, etc) — это уже потуга на программу. Но программа — это много сложнее, чем алгоритм, её составляющий — и подобное не должно реализовываться в скриптах. НИКОГДА.

2) Любая программа должна обладать известным поведением. Математики предлагают описывать поведение программы в всеобъемлющих терминах; практика же говорит, что обычно кроме алгоритма программа ещё содержит баги и фичи, которые влияют на её поведение, к которым надо адаптироваться. Адаптироваться к ним куда проще, когда есть некоторая практика использования программы.

«KDC has been valid once but invalid now» — если это сообщение от скрипта — всё, хоронить. Прямо тут, на месте. У программы это вполне разумное сообщение по которому можно гуглить и выяснять, что именно не так. Это прямое следствие наличия в программе некой предметной логики, специфичной и требующей от пользователей не изучать её насквозь, а принять бехивиористически. То бишь как набор утверждений о поведении программы. «Данная версия программы не понимает файлы больше 2Гб в размере». Это не укладывается в алгоритм (а если уложится — будет занимать этак с том дискретной математики) — но это нужно знать в практическом смысле. «Данная программа плохо себя ведёт в условиях симметричной нагрузки на аплоад/даунлоад, лучше запустить две копии, каждая из которых будет работать в свою сторону симметрично» — понимание _ПОЧЕМУ_ потребует титанических усилий, проще принять это как данность. Чем сложнее алгоритм, тем больше жизни нужно потратить на его исследование, адаптацию и глубокое изучение. На всё жизни не хватит, значит, проще принять как данное и сконцентрироваться на важном.

Скрипт же, обратно, должен быть кристально понятен каждому, кто его посмотрит (с поправками на знание скриптового языка). Никаких (if every in self.__datarange__ is not in any map(__systable__.lang, __localtable__.map, lambda (a,b):[a in b or b in a for every __sys__.pair(a,b)])) raise "Missed i18n constitution".

3) Скрипт решает задачу _ЗДЕСЬ_И_СЕЙЧАС_. Программа решает задачу _ТАМ_И_ВСЕГДА_ (с поправкой на опыт эксплуатации из п.2). Когда вы пишите скрипт, вы делаете так, чтобы оно работало в вашей системе. Оно не годится для свободного использования в других системах (хотя может быть ЛЕГКО (см п.1) адаптировано). Программа должна быть адаптируема к куче вариантов применения, реализация этой адаптации в скрипте приводит к потере его простоты и превращению его, собственно, в программу. Кроме того (увы и ах), но знание КАК ПРАВИЛЬНО писать программу не эквивалентно написанию правильного алгоритма. Вы можете написать потрясающую библиотеку, но если вы не сможете запустить её на машине, у которой понедельник первый день недели (или второй — кому как повезёт), то грош цена вашей библиотеке. Необходимость думать об этом — это уже написание программ — скрипту такое допустимо (хотя и не желательно).

Ну и ещё важное отличие между скриптами и программами. Программы (в форме библиотек) могут «наслаиваться» друг на друга. Этой программе нужен libYYY, которая использует libZZZ и libAAA, при этом libAAA использует libZZZ и libc. Это нормально.

Скрипты же НЕ ДОЛЖНЫ ЗАВИСЕТЬ ДРУГ ОТ ДРУГА. Ситуация, когда скрипт зависит от сервисов другого скрипта, который зависит от третьего — ненормальная.

Заметим, речь идёт о зависимости. Вполне можно представить себе скрипт, который вызывает другие скрипты и выдаёт обобщённый результат по ним, но это уже грань. Чуть сложнее (например, «запустить скрипт А если скрипт Б не отработал») — уже за гранью фола. Нехорошо. А если скрипт А не отработал но не сообщил об этом? Или чуть-чуть отработал, но потом отвалился так, что скрипту Б не получится доделать (а мы, как авторы скрипта А, и подумать не могли о подобном)?

Что же вообще должен делать хороший скрипт? Сращивать несколько программ в конкретную систему. Можете считать программы за детали конструктора. А сам конструктор — за скрипт. Вам НЕ СЛЕДУЕТ нарезать винтовую нарезку на шпинделе — возьмите шпиндель с нарезкой. Вам не следует делать эллиптический валик из этой резинки — оно всё равно будет плохо работать. Если у вас в конструкторе нет квадратной пластинки с дырками по краям, то это проблема нехватки деталек. Вы можете попытаться сделать квадратную пластину из пары прямоугольных, но не следует делать её и сотни длинных полосок.

Бывает так, что скрипты перерождаются в программы. Внезапно в скрипте появляется некая логика (алгоритм), которая становится нетривиальна (и полезна). В этот момент нужно поймать это — и не полениться потратить в три раза больше времени, но сделать её программой. Обеспечить её «мясом», которое отличает программу от скрипта. Добавить сотню проверок условий, заменить все константы на конфигурируемые переменные, приготовить её для работы в «непривычных» условиях. Желательно сделать её публичной (тогда может наработаться практика использования).

Обычный пайп представляет из себя практически идеальный инструмент для конструирования простых программ:


lssomething | grep "bla-bla"|sendmail [email protected] -s "bla-bal for something".

Грань, в которой заканчивается скрипт найти сложно. Скажем так, цикл — ещё терпимо. Проверка условия — нормально. Но вот проверка условия в цикле (больше, чем выход из цикла) — это уже плохо. Если же у вас цикл, в котором по проверке условия запускается цикл — это 100% программа. Если у неё нет всего того, что должно быть у программы, значит это просто очень плохая программа. Но никак не скрипт.

Когда я смотрю на сборники «полезных скриптов» (вот тут (forum.sysadmins.ru), например), я понимаю, что это программы. Ужасные программы без сопроводительной документации, процедуры установки, без проверки условий… Так нельзя.

Применение подобных скриптов — признак крайней куцести рабочей среды. Я одно время пробовал с ними ужиться, но пришёл к выводу, что это ошибка. Куда правильнее иметь набор тулкитов (т.е. полноценных программ, реализующих конкретные вещи полностью и хорошо), чем набор аналогичных скриптов (повторю ещё раз — программа может быть написана на том же скриптовом языке — разница между скриптом и программой в непрограммерской обвязке: документации и приспособленности к жизни в широком спектре систем).

Применение копипастнутых скриптов — подобие ранне-досового копирования на дискетках полезных программулин. Работает — радуемся, не работает — пофигу, сломало всё — злимся. В условиях выбора между копипастнутым скриптом и программой (и минимальной обвязкой) следует выбирать программы. Даже если внедрение программы потребует дополнительных усилий по изучению, налаживанию и т.д. Наладив программу, вы получите программу. Отладив скрипт вы получите лишь костыль, прочность и долговечностью которого не знает даже автор.

Каждый раз, когда возникает подобная ситуация: делать скрипт или искать программу, следует начать с поиска программы. Потому что программирование увлекает (да нафига нам nagios, мы и сами напишем пачку скриптов мониторинга), а изучение чужого — утомляет (ну хрена она работает не так как я ожидаю?). Но последствия «недопрограммирования» — отсутствие документации к тому «дымоходу», который вы сделали. А последствие внедрённого решения — система, которая умеет работать сама по себе.

СКРИПТ - это... Что такое СКРИПТ?

  • Скрипт — программа, содержащая набор инструкций для некоторых приложений или утилит. Семантика и синтаксис инструкций в скриптах определяются соответствующими приложениями. Обычно язык скриптов включает простые структуры управления: линейные… …   Финансовый словарь

  • скрипт — 1 іменник чоловічого роду рукопис арх. скрипт 2 іменник чоловічого роду докладний опис процедури, сценарій техн …   Орфографічний словник української мови

  • скрипт — см. анализ трансакционный. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. скрипт …   Большая психологическая энциклопедия

  • Скрипт — (от англ. script сценарий) элемент памяти . Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в памяти …   Психологический словарь

  • СКРИПТ-ГЁРЛ — [англ. scriptgirl] арго секретарша режиссера (на киностудии). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • скрипт — сценарий Небольшая служебная программа или макрос, используемые при определенных обстоятельствах. Программа, написанная на каком либо языке программирования для взаимодействия клиента с сервером. Например: Script на Perl для подсчета количества… …   Справочник технического переводчика

  • скрипт — Скрипт: посвідка, рукопис [46 1] розписка, вексель [47] рукопис [49;50,IV,VI,XX] Та про се прошу Вас не забувати 1) про дальший скрипт Клоустона, 2) про дальший скрипт Фірдоусі [XX] рукопис, письмо, посвідка, зобов язання [44 1] рукопис, текст… …   Толковый украинский словарь

  • скрипт — шкрыпт (скрипт), шкрипт рукопис, писання …   Зведений словник застарілих та маловживаних слів

  • Скрипт — …   Википедия

  • скрипт — (лк) scrībere писать; scrīptio писание скрипторий ист. помещение в монастыре, где переписывались книги манускрипт рукопись постскриптум «после написанного», добавление к письму транскрипция «переписывание», передача на письме звучания слов, а… …   Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *